Кинофильм «Крестный отец» – известнейшая американская криминальная драма, что вышла на экраны в 1972 году. Это произведение снято режиссером Френсисом Фордом Копполой, он же совместно с Марио Пьюзо являются авторами сценария. Данная картина удостоено высшей награды академии Оскара сразу в трех номинациях. Мировая премьера картины состоялась 15 марта 1972 года. Этот фильм, что положил начало самой известной криминальной саге, прочно вошел в классику мирового кинематографа.

Рецензия фильма Кресный отец (1972):

Бриллиант кинематографа, сверкающий на фоне тусклых будничных фильмов, гениальное кино, не зря получившее своих Оскаров, но заслужившее больше статуэток, в нем прекрасно все - от музыки до титров, великое шедевральное произведение! Пьюзо, гений пера… Вы поверили? Разумеется, восхищения наши - дело последнее, и уж разумеется такой их окрас - неискренен. Случайных читателей эпитеты волнуют мало, потому никаких хвалебных возгласов, интересует нас в первую очередь разбор фильма и его героев. Пристегните ремни.

Во избежание путаницы, основные рассмотренные персонажи:

  • Дон Вито Корлеоне - Крестный отец, глава влиятельной итальянской семьи в Америке.
  • Сонни Корлеоне - старший сын Вито.
  • Фредо Корлеоне - средний сын Вито.
  • Майкл Корлеоне - младший сын Вито.
  • Том Хайгин - советник Вито.

I. О людях

Дети своих богов

Чересчур рвется в бой, срисовав свой будущий образ с собственного отца и пытаясь этот образ догнать раньше времени, ощущает себя приемником главенства над семьей, и старается оправдать придуманные им же чужие на него надежды, действенный и амбициозный, но неопытный и с горячей головой - все это черты портрета Сонни, неотъемлемого сына семьи, нацеленного на участие в бизнесе и решении важных вопросов.

Отстранившийся сын семьи - Майкл - герой войны, который вернулся со службы в вечные объятия отца, он говорит о нелегальном бизнесе родных «Это они, но не я», налаживает отношения со своей женщиной, присутствует на свадьбе сестры и ходит в кино. Какое-то время Майкл комфортно подвешен между собственным Я и семейным единством, он нейтрален к деятельности своих родных, хотя уважает и любит их. Не отрицает позиций семьи, просто не выказывает желаний жить бок о бок с законами итальянского бизнеса в Америке. У Майкла иное прошлое, нежели у его родных, потому и иное виденье настоящего, где он оказывается вхожим в круг властного и самобытного клана.

Сумбурная несдержанность и рьяное чтение традиций Сонни, скорее пропасть между ним и отцом, нежели связующее их звено. В то же время отстраненность от традиций Майкла роднит его с главой семейства. Сонни изначально преступник и в этом похож на Вито, но он совсем нерасчетлив и недальновиден, а потому не может достигнуть понимания своей ответственности - того, что так крепко объединяет Вито с Майклом. Сонни, стремясь к отцу, так и остается сыном, романтик семьи, но не ее разум.

А Майкл, будучи далеким от отца, одиноким в своей семье, тем самым примыкает к нему очень близко. Майкл, изначально отказываясь от преступного пути, все же чувствует восхищение способностью отца вести дела методом кнута и пряника, быть хозяином положения. Допущение преступления - важный фактор в его совершении. А восхищение преступлением?

Сколь показательна и нередка ситуация, когда семью объединяет несчастье. Переход Майкла от Себя к Родне происходит, разумеется, после покушения на его отца и возникновения угрозы для остальных членов семьи. Сонни в сердцах распаляется, много кричит и стучит кулаками по столам, а Майкл берет на себя роль главы, он решает справиться со сложившимися проблемами, не перекладывая ответственность на чужие плечи. Сильное решение - принести жертву тем, за кого чувствуешь ответственность, перенимая их нелегкую ношу.

Майкл не остается в стороне, хотя сложившаяся ситуация лично для него неопасна. Не Майкл ищет защиты семьи, но семья принимает его защиту. Способность бросить все, что было дорого, подвергнуть себя риску ради клана - это стало серьезным заявлением Майкла на лидерство. Вито дарует свое одобрение тому, кто не хотел, но оказался должен. И именно ему позднее передает ответственность за семью и бизнес.

Фредо Корлеоне сыграл роль некого дополнения характеров. В отличие от интуитивного и преданного Сонни, он отвергал традиции и избегал семьи. В отличие от одинокого и мыслящего Майкла, оказался слаб для ответственности и заботы. Своего рода, Фредо - человек, демонстрирующий, чем отличается наследник семьи от ее отступника.

Три отпрыска бога в его мире находят свои дороги. Чей-то путь оказывается краток и обрывается пропастью, чей-то долог, но очень тернист, а чей-то ведет совсем не в ту сторону. Благо, кинофильм Крестный отец»не страдает акцентированием на неправильности жизненных приоритетов, он показывает характеры героев в непростых условиях, неизменность коих задана по умолчанию.

Бог своей семьи

Не приверженец, как может показаться, традиций, и несправедливый судья. Вито Корлеоне заносчив, претенциозен, он вовсе не стремится к миру с прочими влиятельными семьями Нью-Йорка, как не стремился к равенству ни с кем из своих партнеров и друзей. Понимание дружбы Вито, искажено пониманием благодарности, дружбой он зовет оказание услуги в ответ на оказание услуги, проявлением дружбы считает искреннюю просьбу друга, на которую сам никогда не пошел бы первым. Вито выслушивает просьбы, но после этого отдает приказы. Вито комфортно только тогда, когда ситуация полностью в его руках, но он не агрессивен, он тонко-харизматичен, тактичен со всеми, кто недоволен его главенством.

Речь Дона Корлеоне на встрече глав семей представляет его понимающим, дружелюбным, но не ослабляет тех тисков, в которых Вито держит всю систему разделения властей. Когда главы семей предлагают ему отдать некоторые сферы влияния, он спрашивает их «Разве я когда-нибудь отказывал в услуге?». Он готов делиться всем, чем обладает, но никому не позволить обладать этим самостоятельно. А его рабочий кабинет - как церковь, куда приходят на исповедь грешники, замаливающие свои грехи.

Мужчины, жалуясь Дону на жизненные неурядицы и несчастья, похожи здесь на плачущих детей, прибежавших к своему кормильцу и защитнику. Это отречение чужих правил стремлением самому правила создавать без оглядок на традиции, возведение себя на престол связывает Вито и Майкла. Оба они любят семью, любят как несмышленого слепого щенка, которого нужно кормить и оберегать, оба они хотят видеть мир своим, а не себя, миру принадлежащими.

Вторая часть трилогии о «Крестном отце» представляет собою сочетание двух историй - молодости Вито Корлеоне, начало его пути восхождения, и созревание Майкла Корлеоне, его жизнь во главе семьи. В этих историях просматриваются параллели, но куда больше связующих звеньев я нашел между персонажами Вито в первой части и Майкла во второй, Майкла в первой части и Вито во второй. Соответственно сравнивая, Вито и Майкл очень схожи, правя семейным кланом, у Майкла та же претенциозность и заносчивость, то же благоразумие и решительность, - а молодые Майкл и Вито наделены одинаковой волей к победам. Молодой Вито объясняет и раскрывает свой постаревший персонаж из первой части, в то время как Майкл создает свой персонаж, в первой части уже объясненный.

Consigliere

Некровный сын чужого бога, незаменимая часть семьи. Не ее разум, как может показаться, не воин, а ее эрудиция. Том Хайген - юрист, дающий советы, в детстве найденный на улице, согретый и отныне преданный клану Корлеоне. Он чувствует себя обязанным, отчасти потому, что таковыми себя должны чувствовать все, кому помог Вито. Благодарность Тома есть его стимул к работе, потому ему столь тяжело отходить, даже на время, от дел, в которых он мог бы помочь. Американец с сицилийскими привычками - персонаж как минимум интересный.

Женщины для богов

Образ женщины в «Крестном отце» лишен возможности выбора. Три сына Вито были вольны, стать теми, кем хотели, его же дочь являлась только чьей-то женой, без своих амбиций. Женщины не посвящены в дела семьи, не допущены до бизнеса и не имеют права задавать вопросов на эту тему. Семья с одной стороны, бизнес с другой. Мужчина находится между этими стихиями, подвергая семью смертельному риску из-за бизнеса, но в бизнес ее не пропускающий. Мужчина требует от женщины неоправданного зачастую доверия и невмешательства в принятие решений, от которых может зависеть ее жизнь. Шовинистские итальянские традиции сделали женщин «Крестного отца» рабынями, а традиции бизнеса - вдовами.

II. О сюжете

Интересное сочетание фильма о судьбах с фильмом одной истории. Кинофильм «Крестный отец» , по сути, рассказывает об обычном эпизоде из жизни нескольких влиятельных семей, с позиции одной из них. В устоявшемся бизнесе и разделенным между Отцами влиянием, появляется новый источник дохода - наркоторговля. Она сулит фантастические доходы и обещает тем, кто согласится ей заняться, возможность единоличной власти. Однако, у этого нового бизнеса есть ряд недостатков: неся прибыли, он отпугивает политиков и полицию, которых купить окажется вовсе не так легко, как в случае с игорными домами или алкоголем. К тому же, некоторым главам семейств претит продажа смертельного порошка. «Это грязный бизнес» (с).

Ситуация складывается в противодействие, одни семьи негативны по отношению к наркобизнесу, и стремятся сдерживать его, дабы не разориться, другие семьи видят в наркобизнесе будущее и готовы заняться им вплотную. Кто-то остается в стороне, кто-то вступает в войну. Небезынтересный персонаж - Турок, наркоделец - подозрительно похожий на Ефима Шифрина, служит катализатором в бойне, подталкивает тех, кто желает заняться с ним бизнесом к устранению тех, кто хочет его бизнес в Америке ограничить. Хрупкий мир нарушен дуновением власти и алчности. «Я человек нового поколения» (с).

В трехчасовой экранизации данной истории, облаченной в аутентичные (скорей всего) итальянские традиции, Пьюзо и Коппола сумели показать не только и не столько историю войны семей, сколько историю людей семьи. Притом, что история войны не кажется какой-то, не дополненной или не раскрытой, здесь все на своих местах, оптимально вплетено в неспешный сюжет, насыщенный жестокой атмосферой логичных убийств, когда ничего личного, просто бизнес. Просто деньги.

Я, кажется, забыл похвалить игру актеров, режиссуру? Ну да бог с ними.

Лучший фильм о мафии.

Правила жизни Вито Корлеоне

  • Первейшая обязанность человека - оставаться живым. А уже потом следует то, что люди именуют честью.
  • Если ты проявляешь щедрость, то придай этой щедрости личную окраску.
  • В день свадьбы дочери ни один сицилиец не может никому отказать в просьбе. И ни один сицилиец не упустит такого случая.
  • Если мужчина не стал своим детям настоящим отцом, он не мужчина.
  • Дружба - это все. Дружба превыше таланта. Сильнее любого правительства. Дружба значит лишь немногим меньше, чем семья. Никогда этого не забывай.
  • У каждого из нас найдется что рассказать о своих невзгодах. Я этого делать не собираюсь.
  • Меня тянет повозиться в саду - делать домашнее вино, когда нальются гроздья.
  • Он деловой человек. Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться.
  • Я человек суеверный, стыдно признаться, но что поделаешь.
  • Один законник с портфелем в руках награбит больше, чем сто невежд с автоматами.
  • Никогда не сердись, никогда не угрожай и заставь человека рассуждать здраво. Главное искусство состоит в том, чтобы не замечать ни оскорблений, ни угроз и подставлять левую щеку, когда тебя ударят по правой.
  • Иной долг способен сломить самую крепкую силу.
  • Ничто мне так не чуждо в этой жизни, как беспечность. Женщины и дети могут позволить себе жить беспечно, мужчины - нет.
  • Людям, которых любишь, говорить «нет» нельзя - во всяком случае, часто. В этом весь секрет. Когда же все-таки приходится, то твое «нет» должно прозвучать как «да». Или добейся, чтобы они сами сказали это «нет». И не жалей на это времени и усилий.
  • С теми, кто воспринимает несчастный случай как личное оскорбление, несчастные случаи не происходят.
  • Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи.
  • Я рассуждаю по старинке.
  • Всегда лучше, если друг недооценивает твои достоинства, а враг - преувеличивает твои недостатки.
  • Месть - это блюдо, которое вкуснее всего, когда остынет.
  • Мы не юристы, чтобы выдавать друг другу заверенные ручательства. Мы - люди чести.
  • Знай меру .
  • Одно дело виски , азартные игры, даже женщины - то, чего требует душа у многих и что запрещено отцами церкви и государства. И совсем другое - наркотики.
  • Как знать , не станет ли кто-нибудь из детей моих внуков губернатором или даже президентом - здесь, в Америке, нет ничего невозможного.
  • Жизнь так прекрасна.
  • Будь я всесилен, я явил бы больше милосердия, чем Господь.

» и основанного на нём фильма Фрэнсиса Форда Копполы . Фамилию Корлеоне Вито получил при въезде в США, когда регистратор ошибочно вписал в графу "Фамилия" место рождения Дона. Он возглавлял один из самых могущественных кланов итало-американской мафии - семейство Корлеоне.

Вито Корлеоне
Vito Corleone

Марлон Брандо в роли дона Корлеоне на обложке первого фильма кинотрилогии
Создатель Марио Пьюзо
Произведения Книги:
Крёстный отец
Фильмы:
Крёстный отец
Крёстный отец 2
Игры:
The Godfather: The Game
The Godfather II
Пол мужской
Дата рождения 7 декабря
Дата смерти 29 июля (63 года)
Семья Отец: Антонио Андолини
Мать: Сигнора Андолини
Брат: Паоло Андолини
Жена: Кармела Корлеоне
Дети Сыновья: Сантино Корлеоне, Фредерико Корлеоне , Майкл Корлеоне , Том Хаген (приёмный)
Дочь: Констанция Корлеоне
Прозвище Крёстный отец, Дон Корлеоне
Должность глава клана Корлеоне
Род занятий пенсионер, бывший гангстер
Прототип Карло Гамбино, Фрэнк Костелло
Роль исполняет Марлон Брандо ,
Роберт Де Ниро

Марлон Брандо и Роберт Де Ниро , сыгравшие старшего дона Корлеоне в первом и втором фильмах кинотрилогии о семействе Корлеоне, - единственная пара актёров, удостоенных премии «Оскар » за исполнение роли одного и того же персонажа (но в разные годы его жизни).

В фильме «Крёстный отец»

В начале первой части кинотрилогии 53-летний дон Вито выдаёт замуж свою дочь. Нью-йоркский гангстер Солоццо предлагает ему инвестировать своё состояние в наркобизнес , пророча, что именно за этим будущее. Дон Вито, сохраняя рудименты патриархальной морали, отказывается, аргументируя тем, что растеряет всех друзей-политиков, если начнет заниматься наркобизнесом.

Разочарованный Солоццо подсылает к Корлеоне киллеров . Тяжело раненый, дон Вито передаёт управление семейным бизнесом старшему сыну Сантино, а после его гибели - младшему Майклу. В конце фильма (1955 год) 63-летний дон Вито умирает, от сердечного приступа, играя с внуком в саду. Его место во главе клана занимает Майкл Корлеоне.

За исполнение роли гангстера свой второй «Оскар» получил Марлон Брандо (принять статуэтку отказался).

В фильме «Крёстный отец 2»

Вито Андолини родился 7 декабря 1891 года в сицилийском городе Корлеоне . В этой местности Италии действуют безжалостные законы сицилийской мафии - от рук местного мафиозного клана погибли отец, старший брат и мать Вито. Чтобы спасти от неминуемой смерти Вито, его родственники отправили 9-летнего ребёнка одного в Нью-Йорк . Вито отставал в развитии и не разговаривал, поэтому таможенники вместо фамилии в оформленных документах по ошибке вписали название города, из которого приехал Вито.

Во втором фильме трилогии показано, как Вито тяжело и честно трудится в бакалейной лавке в манхэттенском районе трущоб «Маленькая Италия », чтобы прокормить свою семью. Однажды местный мафиози дон Фануччи приводит к хозяину лавки, в которой работает Вито, своего племянника и заставляет взять его на работу. В результате Вито оказался безработным и был вынужден искать новое занятие.

Случайно он помог спрятать оружие начинающему гангстеру Клеменца. Тот, чтобы отблагодарить Вито, грабит квартиру и «дарит» Вито дорогой персидский ковёр . Вито видит, насколько легко можно получить очень дорогую вещь. Одновременно Вито начинает задумываться, почему местные итальянцы, платя дань Фануччи, не только не получают от него ничего взамен, но часто подвергаются унижениям и побоям.

Вито решает заняться новым делом. После физического устранения Фануччи Вито занимает его место, однако ведёт дела совершенно по-другому. Вито обеспечивает справедливость, защищает лояльных к нему итальянцев. На контрасте с предыдущим «доном» Вито получает одобрение и уважение местных итальянцев.

Для легализации своих криминальных доходов Вито Корлеоне создаёт фирму по торговле оливковым маслом . Якобы по делам фирмы возвращается в Корлеоне, чтобы отомстить убийце родителей.

За исполнение роли молодого дона Вито премии «Оскар » за лучшую роль второго плана был удостоен 30-летний Роберт Де Ниро . Он стал к тому моменту самым молодым актёром, получившим «Оскар».

Пол: Национальность:

итало-американец

Раса: Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Семья:

Отец: Антонио Андолини
Брат: Паоло Андолини
Жена: Кармела Корлеоне

Дети: Прототип: Роль исполняет:

Дон Вито Корлеоне (28 апреля 1891- 29 июля 1955) (итал. Vito Corleone , урожд. Андолини ) по прозвищу «Крёстный отец » - главный герой романа Марио Пьюзо «Крёстный отец » и основанного на нём фильма Фрэнсиса Форда Копполы . Он возглавлял один из самых могущественных кланов итало-американской мафии - семейство Корлеоне .

Марлон Брандо и Роберт Де Ниро , сыгравшие старшего дона Корлеоне в первом и втором фильмах кинотрилогии о семействе Корлеоне, - единственная пара актёров, удостоенных премии «Оскар » за исполнение роли одного и того же персонажа (но в разные годы его жизни).

В фильме «Крёстный отец»

В начале первой части кинотрилогии 53-летний дон Вито выдаёт замуж свою дочь. Нью-йоркский гангстер Солоццо предлагает ему инвестировать своё состояние в наркобизнес , пророча, что именно за этим будущее. Дон Вито, сохраняя рудименты патриархальной морали, отказывается, аргументируя тем, что растеряет всех друзей-политиков, если начнет заниматься наркобизнесом.

Разочарованный Солоццо подсылает к Корлеоне киллеров . Тяжело раненый, дон Вито передаёт управление семейным бизнесом старшему сыну Сантино, а после его гибели - младшему Майклу. В конце фильма (1955 год) 63-летний дон Вито умирает от сердечного приступа, играя с внуком в саду. Его место во главе клана занимает Майкл Корлеоне.

За исполнение роли гангстера свой второй «Оскар» получил Марлон Брандо (принять статуэтку отказался).

В фильме «Крёстный отец 2»

Вито Андолини родился 7 декабря 1891 года в сицилийском городе Корлеоне . В этой местности Италии действуют безжалостные законы сицилийской мафии - от рук местного мафиозного клана погибли отец, старший брат и мать Вито. Чтобы спасти от неминуемой смерти Вито, его родственники отправили 9-летнего ребёнка одного в Нью-Йорк . Вито отставал в развитии и не разговаривал, поэтому таможенники вместо фамилии в оформленных документах по ошибке вписали название города, из которого приехал Вито.

Во втором фильме трилогии показано, как Вито тяжело и честно трудится в бакалейной лавке в манхэттенском районе трущоб «Маленькая Италия», чтобы прокормить свою семью. Однажды местный мафиози дон Фануччи приводит к хозяину лавки, в которой работает Вито, своего племянника и заставляет взять его на работу. В результате Вито оказался безработным и был вынужден искать новое занятие.

Случайно он помог спрятать оружие начинающему гангстеру Клеменца. Тот, чтобы отблагодарить Вито, грабит квартиру и «дарит» Вито дорогой персидский ковёр. Вито видит, насколько легко можно получить очень дорогую вещь. Одновременно Вито начинает задумываться, почему местные итальянцы, платя дань Фануччи, не только не получают от него ничего взамен, но часто подвергаются унижениям и побоям.

Вито решает заняться новым делом. После физического устранения Фануччи Вито занимает его место, однако ведёт дела совершенно по-другому. Вито обеспечивает справедливость, защищает лояльных к нему итальянцев. На контрасте с предыдущим «доном» Вито получает одобрение и уважение местных итальянцев.

Для легализации своих криминальных доходов Вито Корлеоне создаёт фирму по торговле оливковым маслом. Якобы по делам фирмы возвращается в Корлеоне, чтобы отомстить убийце родителей.

За исполнение роли молодого дона Вито премии «Оскар » за лучшую роль второго плана был удостоен 30-летний Роберт Де Ниро . Он стал к тому моменту самым молодым актёром, получившим «Оскар».

Дети

  • Сантино «Санни» Корлеоне (Джеймс Каан)
  • Фредерико «Фредо» Корлеоне (Джон Казале)
  • Майкл Корлеоне (Аль Пачино)
  • Констанция Корлеоне (Талия Шайр)
  • Том Хаген - приёмный сын дона Вито (Роберт Дюваль)

Напишите отзыв о статье "Вито Корлеоне"

Примечания

Отрывок, характеризующий Вито Корлеоне

– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…

Как и большинство американских фильмов о мафии, «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы в самой Италии был воспринят критиками достаточно холодно. Один из киноведов так и выразился: «Сосредоточие всех штампов и клише об итало-американской мафии». Итальянцам казалось, что посредством голливудской продукции американцы якобы утверждают, что мафия – их собственное изобретение. Тот же критик отметил, что сицилийский эпизод фильма «до обидного глуп». И уж в этом он был отчасти прав: эта часть культового шедевра особенно отличилась нелепостями.

В одной из сцен Майкл Корлеоне в исполнении Аль Пачино бродит по улицам фамильного города. Удивленный количеством женщин в черных одеяниях, он спрашивает, где же все мужчины. «Они все умерли от вендетты», - отвечает ему его телохранитель из местных жителей. При этом ударение на слове «вендетта» возводит этот термин в статус некоего стихийного бедствия, аналог чумы, которая однобоко выкашивает ряды сицилийских жителей.

Во времена, когда вымышленный персонаж Майкла Корлеоне навещал отчий дом, тиф был гораздо большей напастью, нежели преступления мафиози: летом 1947 года от этой болезни скончалось около 40 человек. Корлеоне, чьи дороги и канализация были повреждены проходившими через город союзническими танками, по-прежнему считался одним из беднейших поселений Южной Италии. И хотя количество убийств в те годы было несопоставимо с апокалиптическими цифрами «Крестного отца», оно все же было чрезмерно велико. В 1944-м их было одиннадцать, шестнадцать в 1945-м, семнадцать в 1946-м, восемь в 1947-м и пять в 1948-м. Как и повсюду на западе Сицилии, это были годы возрождения мафии, которая безжалостно расправлялась с вооруженными после войны крестьянами.

Кадр из фильма "Крестный отец" Копполы

Что касается Корлеоне, то здесь статистика была особенно мрачной, ибо включала в себя первые убийства, совершенные Лучиано Леджо, мафиози, коему предстоит играть ключевую роль внутри коза ностра. Следуя примеру Леджо, его любимый ученик и земляк, Тото Риина по кличке Коротышка, устроит беспрецедентную резню в рядах своих коллег. Резню, больше известную как вторая мафиозная война 1981-1983 годов. Под предводительством Риины выходцы из Корлеоне установят диктатуру внутри организации, что, в свою очередь, чуть было не погубило мафию. Даже сегодня преемник Риины – также родом из Корлеоне. Так что автор «Крестного отца» Марио Пьюзо очень удачно выбрал место рождения Дона Вито Корлеоне (Вито Андолини), ибо здесь родились одни из самых могущественных и зловещих гангстеров своего времени.

Самые известные фотографии Лучиано Леджо были сделаны на судебном процессе 1974 года. Судя по ним, трудно избавиться от ощущения, что мафиози решил принять облик Дона Корлеоне в исполнении Марлона Брандо. Эта сигара, длинная тяжелая челюсть и плохо скрываемое высокомерие. На самом же деле облик Леджо был известен широким массам задолго до выхода на экраны «Крестного отца». Анализ Леджо, проведенный антимафиозной комиссией, совпал по дате публикации с премьерой фильма и уж точно не основывался на характеристиках внешности. И тем не менее в отчете иногда проскальзывали фразы об его «большом, круглом, холодном лице» и «иронично-презрительном взгляде». Так что если образ Дона Вито был таким, каким мафия хотела видеть себя со стороны – рассудительной и семейственной, то черты Леджо, скорее, навевали мысли о своенравном ужасе.

Лучиано Леджо дает показания на судебном процессе

В то время как тяжелые веки придавали персонажу Брандо респектабельность, выпученные зрачки Леджо излучали взрывоопасность и злобу. Кто-то из его подчиненных заметил, что «взгляд босса внушал страх даже самим мафиози. Он заводился с полуоборота, и странный огонек в его глазах заставлял умолкать всех вокруг... Можно было почувствовать, как в воздухе витает запах смерти». Этот человек, по словам того же анонима, убил члена мафии и его любовницу, а затем изнасиловал и убил ее пятнадцатилетнюю дочь.

Лучиано Леджо родился в нищете в 1925 году. Когда после освобождения Сицилии союзными войсками в 1943-м мафия воспряла духом, жалкий воришка Леджо попался на глаза Микеле Наварре, врачу, совмещавшему пост капо в семье Корлеоне. Сия профессия ценилась внутри организации, а сам Наварра встал во главе госпиталя в 1946-м, после того как его предшественник пал от руки неизвестных «доброжелателей». Опираясь на поддержку Наварры, в возрасте 20 лет Леджо получил место охранника в одном из поместий около Корлеоне. С тех пор как убили Бернардино Верро, подобные должности были полностью оккупированы мафией, позволяя ей беспрепятственно провозить контрабанду, воровать, запугивать работников и вымогать деньги из помещиков.

В 1948 году, вероятно, по приказу Наварры Леджо совершил одно из самых знаменитых убийств послевоенных лет, подкинув крестьянам еще одного мученика. Вечером 10 мая, что неслучайно совпало с проведением первых парламентских выборов в стране, Леджо вывез из города профсоюзного лидера и ветерана Сопротивления Плачидо Риззотто. Там он заставил жертву встать на колени и трижды выстрелил в упор в голову Риззотто. Останки Плачидо, вместе с двумя другими скелетами, были найдены полтора года спустя на дне глубокой пещеры. Его мать сумела опознать тело сына только по фрагментам одежды и паре американских резиновых сапог. Леджо, что характерно, избежал наказания, несмотря на то что двое его подельников, помогавших ему похитить Риззотто, впоследствии дали показания и даже указали на местоположение трупа. Риззотто так и не похоронили, но в 1996-м в его честь у мэрии Корлеоне установили бюст.

Профсоюзный лидер и мученик Корлеоне - Плачидо Риззотто

Вскоре после убийства Леджо благоразумно скрылся из виду. Беглеца сцапали в 1964-м, но уже в 1970-м он снова пустился в бега и был пойман окончательно лишь в 1974 году. Он так долго умудрялся скрываться от закона, что даже заслужил прозвище Алый первоцвет (по прозвищу героя популярного романа баронессы Орци). Однако в отличие от вымышленного персонажа книги Леджо ни храбростью, ни лихими поступками не отличался. Просто он страдал от хронического простатита и спондилеза (заболевания позвоночника), вследствие чего вынужден был носить кожаный корсет. Его слабое здоровье подразумевало, что большую часть времени он отлеживался в дорогих клиниках и спа-салонах.

Уход в тень для мафиози – дело обычное. Что и говорить, даже толстяк Дон Кало Виццини частенько делал ноги. Однако для Леджо укрывательство от закона стало стилем жизни. Многих жителей Корлеоне можно было звать Алыми первоцветами, ибо они скрывались не только от властей и полиции, но и от своих врагов из других кланов. Невидимость стала неотъемлемым элементом могущества мафии, а для Корлеоне ключевым элементом стала жестокость.

В 1956-м Леджо, официально будучи в бегах, прикинулся животноводом, обеспечивая легальную ширму своему бизнесу по угону скота. С этой позиции он мог претендовать на лидерство в клане и потеснить своего босса, Микеле Наварру. Для начала он принудил одного из партнеров Наварры отказаться от своей доли в животноводческом предприятии. Затем, когда один из лейтенантов Наварры прикупил себе участок земли по соседству, Леджо развернул против него кампанию по вандализму. Неудивительно, что в июне 1958-го киллеры Наварры устроили на Леджо засаду. Однако, зная его репутацию отличного стрелка, наемники открыли огонь издалека, что позволило Леджо выйти из поединка победителем и отделаться легкими царапинами.

Это был последний шанс доктора. Два месяца спустя Наварра возвращался из городка Леркара-Фридди домой на машине, везя с собой другого врача – совершенно безвинного человека. На очередном повороте их путь перегородила «Альфа-Ромео 1900», принадлежавшая Леджо. Когда полиция и репортеры прибыли на место происшествия, они обнаружили автомобиль Наварры в кювете, весь изрешеченный пулями. Это было первое мафиозное убийство в Корлеоне, попавшее в заголовки местных газет, после исчезновения Плачидо Риззотто. Дурная слава Леджо расползалась за пределы родного города.

"Злой доктор" Леджо расправился со своим наставником, Микеле Наваррой

Нападение на Наварру было дерзким поступком. «Злой доктор» из Корлеоне характеризовал собой стабильность и политический протекционизм, значимые для коза ностра. Помимо своих медицинских обязанностей он занимал президентский пост в местной крестьянской федерации, а также работал инспектором по страхованию здоровья. Он помогал своим друзьям занимать ответственные посты, а один из братьев Леджо управлял автобусной компанией, основанной Наваррой после войны. Корлеонский доктор контролировал значительный пакет голосов в ХДП, его поддерживали другие региональные боссы, и он мог всецело рассчитывать как на своих людей, так и на разумную поддержку заокеанских товарищей. Его даже наградили итальянским эквивалентом рыцарского звания, как раз перед тем, как Леджо получил по заслугам. Даже несмотря на подозрения в убийстве Риззотто. Неудивительно, что местные крестьяне называли его «U patri nostru» - Наш Отец.

После устранения Наварры выживание и победа для Леджо стали означать одно и то же. За месяц трое из самых устрашающих боевиков Леджо были убиты в масштабных перестрелках прямо в центре города. В числе пострадавших были и случайные прохожие, включая детей. Корлеоне заслужил прозвище Тумстоун (надгробный камень). В октябре того же 1958 года издание L’Ora опубликовала разоблачительную статью, подробно расписав деятельность Леджо под лаконичным заголовком «Опасен». Не прошло и трех дней, как в редакции газеты рванула бомба.

Памятные места Корлеоне ("Крестный отец")

Удача, сопутствовавшая Леджо в его схватке с боссами Корлеоне, была закономерной. Да, политическое влияние было важным фактором, однако абсолютная власть всегда базировалась не на умении искать консенсусы, а побольнее стукнуть противника. В 1958-м Леджо сознательно пошел на насильственный отбор власти, понимая, что растеряет часть политических союзников. Эта тактика для всех его последователей и преемников стала определяющей.

Стрельба и похищение людей продолжались в Корлеоне на протяжении пяти лет. Леджо уже почти победил остатки ополчения Наварры, когда 30 июня 1963-го в Чиакулли взорвалась бомба и массовые аресты свели мафиозную деятельность по всей Западной Сицилии практически к нулю. Самого Алого первоцвета взяли в 1964-м. Что характерно, в доме бывшей невесты профсоюзного лидера Риззотто.

Тем не менее все 64 участника конфликта между кланами Леджо и Наварры, представшие перед судом в 1969-м, были оправданы. Невероятно, но, будучи на протяжении десятилетий главным мафиозным убийцей, Леджо в своей официальной криминальной биографии имел всего одну запись: срок за кражу кукурузы. В итоговом отчете Антимафии по делу Леджо отмечалось, что вердикт был слишком мягким, свидетели явно напуганы, а сам судья слишком уж скрупулезно копался в уликах обвинительной стороны. Судя по всему, преступник успел замести следы. Так, на месте убийства Наварры полиция обнаружила осколок задней фары другой машины. Экспертиза показала, что фара вполне могла принадлежать «Альфе-Ромео» Леджо. Однако когда пакет с уликой был открыт в преддверии суда, фару уже подменили.

Лучиано Леджо: в печали и в радости

Освобождение Леджо и его людей привело к новому витку мафиозной активности. К власти пришли новые люди. В числе убийц, переодетых в полисменов, которые замочили Микеле Каватайо по кличке Кобра, были два лучших киллера Лучиано Леджо. Калоджеро Багарелла (именно его труп нападавшие сунули в багажник машины) и Бернардо Провенцано по прозвищу Трактор, один из будущих «боссов всех боссов».

Статус Леджо внутри организации вскоре был подтвержден и вновь воссозданной мафиозной Комиссией, которая временно состояла из трех членов. В их числе значился Гаэтано Тано Бадаламенти, главный наркобарон, имевший солидные связи в Америке и состоявший в рабочей группе, писавшей конституцию Комиссии. Вторым участником временного комитета числился Стефано Бонтате, известный как Принц Виллаграции, капо самой крупной Семьи Палермо и потомок знатной мафиозной династии: его отец был одним из тех, кто нес гроб на похоронах Дона Кало. Третьим был Лучиано Леджо собственной персоной, хотя на совещаниях его частенько подменяло доверенное лицо – Тото Риина по прозвищу Коротышка.

Состав триумвирата предполагал, что новая Комиссия будет разительно отличаться от той, что была создана в 1957 году после визита на Сицилию Джо Бонанно. Правило, запрещавшее главам Семей занимать место в Комиссии, было аннулировано. Эти трое, без сомнения, были самыми могущественными «людьми чести» во всей провинции Палермо, то есть во всей сицилийской мафии. Комиссия больше не являлась противовесом в отношениях индивидуальных мафиози и Семей, как мечталось в конце 50-х Томмазо Бушетте. Наоборот, теперь мафиозные кланы получили неограниченную власть. Когда Комиссия полноценно заработала в 1974-м, коза ностра представляла собой сложнейшую структуру, которая сохраняется и до наших дней.

Вопрос в другом. Как Леджо, отпрыску нищего Корлеоне, удалось стать одним из самых влиятельных людей в Палермо? Дело в том, что, несмотря на дурную славу, которую обеспечили этому поселению Леджо и Марлон Брандо, Корлеоне никогда не являлся мафиозной «столицей». Еще до своего первого ареста в 1964-м Леджо удалось распространить свое влияние за пределы родины. Туда, где это влияние действительно ценилось, – в Палермо.

Именно в Палермо большей частью отсиживался Леджо. Сюда, на оптовый мясной рынок, его небольшая транспортная компания завозила незаконно освежеванный скот. В Палермо настырный мошенник Вито Чанчимино локтями пробивался в городской совет. Здесь, в столице, Леджо завел тесные связи с главными участниками первой мафиозной войны – братьями Ла Барбера, Бушеттой, Греко, Каватайо и Торреттой. Корни мафии находились в Палермо. Именно здесь была самая высокая концентрация власти и могущества тайной организации. И столица должна была стать главной наградой тому, кто победит во второй мафиозной войне.

  • Modalità corrente: tranquillo
  • Musica attuale: Tarantella Napoletana

Образ итальянского мафиози Вито Корлеоне принес премию "Оскар" сразу двумя игравшим его в разных фильмах актерам – Марлону Брандо (Marlon Brando) и Роберту Де Ниро (Robert De Niro, Jr.). Яркий образ, однако, был создан не только лишь усилиями сценаристов и актеров – многим мы обязаны и таланту автора оригинального произведения, Марио Пьюзо.


Вито Андолини Корлеоне – вымышленный персонаж, главный герой книги Марио Пьюзо (Mario Puzo) "Крестный отец" ("The Godfather") и двух первых фильмов одновременной киносерии Фрэнсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola).

О происхождении Вито Корлеоне можно узнать как из оригинального произведения Пьюзо, так и из фильма "Крестный отец 2" ("The Godfather Part II"). Родился Вито Андолини в небольшом сицилийском городке Корлеоне; отец его, Антонио Андолини, был убит местным криминальным авторитетом; старший брат Вито, Паоло, поклялся отомстить за смерть отца, однако и сам впоследствии был уничтожен. Позже бандиты пришли в дом Андолини, дабы расправиться с последним мальчиком – дон мафии понимал, что позже ему наверняка придется иметь дело с еще одним мстителем. Мать Вито сначала пыталась вымолить сыну прощение, а затем спасла ему жизнь (попутно пожертвовав своей), воткнув лидеру бандитов нож в горло и дав тем самым мальчику время сбежать. Вито Андолини бежал с Сицилии на транспортном корабле; новым домом для него стала Америка.



В Америке Вито усыновила итальянская семья Аббандандо; их собственный сын Дженко стал для Вито новым братом. Некоторое время Вито зарабатывал себе на жизнь вполне честным трудом – в магазине Аббандандо; вскоре, однако, приемные родители были вынуждены его уволить – местный бандит дон Фануччи пожелал устроить в магазин собственного племянника. Вито с помощью своих новых друзей Питера Клеменцы и Сальваторе Тессио, научился выживать уже не столь честным способом – он совершал разного рода мелкие преступления и выполнял чужие поручения.

В 1920-м Вито совершил свое первое убийство; жертвой его стал всё тот же Фануччи, прознавший о похождениях троицы и потребовавший заплатить ему процент от "доходов". Расправился с Фануччи Вито у его же собственного дома, пустив в бандита три пули. После того, как местечковая империя Фануччи начала рассыпаться, Корлеоне занял освободившееся место преступного авторитета районного масштаба, причем в отличие от покойного, с "подконтрольным" ему населением он обращался с уважением.

Через некоторое время Вито вместе со своим другом занялся импортом оливкового масла; дело это стало своеобразным фасадом для всей его нелегальной деятельностью. Компания, впрочем, преуспевала и сама по себе – со временем "Genco Pura" стали крупнейшим поставщиком оливкового масла во всей стране. Разбогатев и обретя авторитет, Корлеоне решил разобраться со своим последним незаконченным долгом; вернувшись в Сицилию, он уничтожил того самого преступного босса, который когда-то лишил его семьи.

В начале 30-х под началом у Вито Корлеоне действовала уже целая преступная организация; созданный Корлеоне синдикат был одним из крупнейших во всей стране. Старые друзья его занимали руководящие посты в компании; вскоре "семейным делом" занялся и старший сын Вито, Сантино. Примерно в 1939-м штаб-квартира семейства Корлеоне переместилась на Лонг-Бич, Нью-Йорк (Long Beach, New York).

В 1945-м представители других мафиозных семейств предложили Вито организовать совместное предприятие по торговле наркотиками; от Корлеоне требовалась организация поддержки со стороны его обширных политических контактов. Вито отказался – наркотики казались ему делом недостойным, да и знакомые политики, по его мнению, на такое предложение ответили бы отказом. Сантино, меж тем, вроде бы проявил к сделке интерес – за что впоследствии получил от отца резкую отповедь. Вскоре на Вито было совершенно покушение; неизвестные расстреляли его прямо на улице. Корлеоне покушение пережил, однако было ясно, что противники его на этом не остановятся. С помощью коррумпированного полицейского враги обеспечили отсутствие охраны Корлеоне в госпитале; к счастью, прибывший навестить отца младший сын Майкл вовремя понял, насколько опасно происходящее и сумел принять необходимые меры для спасения Вито.

На восстановление у Вито ушло 3 месяца; на протяжении этого времени семьей управлял Сантино. Майкл убедил старшего брата разрешить ему ликвидировать покушавшихся на отца, после чего на некоторое время скрылся на Сицилии. Позже конфликт между мафиозными кланами вышел на новый уровень – и новой его жертвой стал Сантино. Вито вернулся к управлению семьей и даже нашел в себе силы организовать между мафиози примирение. Вернувшемуся Майклу пришлось все же заняться семейным делом, хотя Вито всю свою жизнь старался держать его подальше от криминального мира.

Умер Вито Корлеоне сравнительно мирно, играя с внуком в саду; причиной смерти мафиози стал сердечный приступ. Последними словами Корлеоне было "Жизнь так прекрасна". После смерти Вито Майкл нанес по всем, кто выступал против Корлеоне в последнем конфликте, сокрушительный удар и стал новым доном.