Хотя фильмы Уорхола не имели коммерческого успеха и редко показывались вне Фабрики, но, поскольку популярность Седжвик возрастала, серьёзные авторитетные издания начали печатать статьи о её появлениях в фильмах Уорхола и о ее необычном стиле, выражавшемся в сочетании чёрных трико, мини-платьев и огромных серёжек, свисающих до плеч. Кроме того, Седжвик обрезает свои волосы и окрашивает их (натурально-шоколадные) серебряным спреем, добиваясь платинового блонда. Уорхол окрестил Эди его «Суперзвездой», а в прессе появляются фотографии, где они запечатлены вместе на выходах в свет.

В течение 1965 года Седжвик и Уорхол сделали вместе ещё несколько фильмов: «Внешнее и внутреннее пространство», «Тюрьма», «Льюп» и «Девочки из Челси». Однако, к концу 1965 года их отношения ухудшились, и Седжвик попросила Уорхола больше не показывать ни один из её фильмов и даже удалить из фильма «Девочки из Челси» кадры с её участием. Сцены с Эди были заменены на сцены с Нико , с цветными огнями, спроектированными на её лице и музыкой The Velvet Underground, играющей на заднем плане. Кадры с Седжвик должны были войти в фильм «Полдень».

Считается, что «Лупе» (картина о трагической судьбе актрисы Лупе Велес) - это последний фильм, снятый Уорхолом вместе с Эди, однако Седжвик позже снялась в картине «История Энди Уорхола» с Рене Рикардом в 1966 году, то есть на следующий год после съёмок «Лупе». «История Энди Уорхола» так и осталась необнародованной картиной, показанной лишь однажды на «Фабрике». В фильме показывается Седжвик с Рикардом, пытавшимся спародировать Уорхола. Этот фильм, видимо, был потерян или уничтожен.

Боб Дилан и Боб Ньювирт

Покинув круг общения Энди Уорхола, Седжвик поселилась в отеле «Челси», где сблизилась с Бобом Диланом . По слухам она была вдохновительницей оригинального альбома Дилана 1966 года «Blonde on Blonde», его песни Just Like a Woman и хита Leopard-Skin Pill-Box Hat. Это также значило, что фраза «ваша дебютантка» из песни «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again» относилась к ней. В конце концов друзья Дилана убедили Седжвик подписать контракт с его менеджером Альбертом Гроссманом. Отношения Седжвик с Диланом закончились, когда она узнала, что Дилан тайно обручился с Сарой Лоундс. Очевидно, Седжвик узнала об этом от Уорхола во время ссоры в ресторане Gingerman в феврале 1966 году.

Согласно Полу Моррисси Седжвик сказала: «Они <(люди Дилана)> собираются снимать фильм, и я буду играть там с Бобби». Внезапно у неё началось «Бобби то, Бобби сё», и все поняли, что Эди без ума от него. Энди Уорхол, услышав в офисе своего адвоката, что Дилан уже в течение нескольких месяцев был тайно женат на Саре Лоундс, рискнул спросить: «Эди, ты знала, что Боб Дилан женат?» Она задрожала. Они поняли, что она действительно думала о серьёзных отношениях с Диланом.

За несколько недель до премьеры скандально известного фильма «Я соблазнила Энди Уорхола», названного газетой The Village Voice «Эди для чайников», а именно 29 декабря 2006 года компания «Вайнштейн» (Weinstein Company) и производители фильма взяли интервью у старшего брата Седжвик, Джонатана, который утверждал, что она «сделала аборт от (видимо) Боба Дилана».

Джонатан Седжвик, отставной проектировщик самолетов, вылетел из штата Айдахо в Нью-Йорк для того, чтобы встретиться со знаменитой актрисой, Сиенной Миллер , играющей его умершую сестру, и дать детальное восьмичасовое видеоинтервью о подразумеваемой связи между Эди и Диланом, которое дистрибьютор быстро обнародовал. Джонатан утверждал, что Эди сделала аборт вскоре после ужасного случая, когда «Эди была сильно травмирована в результате столкновения мотоцикла и попала в больницу. В результате несчастного случая, доктора отправили её в психиатрическую больницу, где она лечилась от наркотической зависимости». Однако не существует ни отчётов из больницы, ни семейных документов, которые могли бы подтвердить эту теорию. Тем не менее, брат Эди также утверждал, что «персонал больницы обнаружил, что она была беременна, но, боясь, что ребенок родится с увечьями из-за анорексии и наркотической зависимости, вынудил её сделать аборт».

Я люблю Нью-Йорк. Этот бурный город был любимым местом многих великих людей искусства. Но сегодня я думаю и пишу о Нью-Йорке 60-х. А именно об Энди Уорхоле, Эди Седжвик и Бобе Дилане. Имя первого знакомо тем, кто интерисуется и знаком с поп-артом, имя второго знают фанаты рок-музыки. А ее имя знакомо не всем. Кто та, которая была музой художника Уорхола и музыканта Дилана? Что сделало ее иконой стиля, и заставило других подражать ей?

Данные о ее жизни в разных источниках немного отличаются (иногда не совпадают года), потому рассуждая логически и сопоставляя даты я написала подробный рассказ о ее жизни. Кому будет интересна история самой яркой жительницы Манхэттена 60-х - пусть читает дальше. На фото - Эди Сеждвик, Энди Уорхол и Боб Дилан.

Ее таланты можно пересчитать на пальцах одной руки, а ее достижения, да и жизнь в целом, если смотреть здраво, в наше целеустремленное время вызывают усмешку – пара съемок в журналах, несколько андеграундных кинокартин, не требующих особо изощренного актерского мастерства, много вечеринок и в конце смерть от передозировки в 28 лет. Она – это блондинка с короткой стрижкой, it-girl Нью-Йорка бурных шестидесятых.

Ее родители.

Родилась Эди Седжвик 20 апреля 1943 года. Ее отцом был Френсис Минтерн Седжвик (1904-1967), владелец ранчо в Санта-Барбаре, у которого было три нервных срыва до его брака в 1929 на матери Эди Элис Делано Де Форест. Перед браком отец Эллис посетил докторов Френсиса Седжвика в Эстон Риггс Центре в Массачусетсе, где он выздоравливал от фазы безумно-депрессивного психоза. В психиатрической клинике отцу Эллис советовали, чтоб у Френсиса и Эллис не было детей.
Но в конечном счете у них родилось восемь детей: Эллис (Сьюзи) в 1931, Роберт Минтерн (Бобби) в 1933, Памела в 1935, Френсис Минтерн (Минти) в 1938, Джонатан в 1939, Кэтрин (Кэйт) в 1941, Эдит Минтерн (Эди) в 1943, и Сюзанна в 1945.

Ее предки.

Семья Седжвик часто упоминается в истории штата Массачусетс. Седьмой прадед Эди, англичанин Роберт Седжвик, был первым генерал-майором Колонии Массачусетского залива, основанной в Чарлстауне, штат Массачусетс в 1635 году. Семья Эди переехала из Стокбриджа, Штат Массачусетс, где ее прадед судья Теодор Седжвик обосновался после Американской Революции. Теодор женился на Памеле Дуайт, которая была дочерью Абигейл (Вилльямс) Дуайт. Всё это это означает, что Эфрэйм Вилльямс, основатель Вильямс-Колледжа, был ее пятым прадедом. Теодор Седжвик был первым человеком, выигравшим дело по вопросам предоставления свободы чёрнокожей женщине, Элизабет Фриман, согласно Массачусетскому Биллю о Правах, объявлявшему, что все люди равны и имеют равные права. Мать Седжвик была дочерью Генри Вилера Дe Фореста (президента и председателя правления Южной Тихоокеанской Железной дороги, и прямого потомка Джесси Дe Фореста, чья Голландская Вест-Индская компания помогла построить Новый Амстердам. Джесси Дe Форест был также седьмым прадедом Эди. Её дедушка по линии отца был историком и уважаемым автором Генри Дуайтом Седжвиком III; её прабабушка, Сюзанна Шоу, была сестрой Роберта Гуда Шоу, американского полковника времён Гражданской войны; её прапрадед, Роберт Боун Минтерн, был совладельцем клипера «Flying Cloud», и ему приписывается создание и продвижения Центрального Парка в Нью-Йорке. Прапрапрадед Эди, Уильям Эллерай, был одним из тех, кто подписывал Декларацию Независимости Соединенных Штатов. Она была кузиной актрисы Киры Седжвик, а также актёра Роберта Седжвика - Кира, отец Роберта и Эди были кузенами.

После брака родители Эди, Френсис и Эллис, жили в Кембридже, и Френсис взял классы в Школе бизнеса Гарварда. Из-за его "приступов астмы и других возбужденных признаков" его доктора "советовали ему развивать свою артистическую сторону". Они переезжали на Лонг Айленд, проводя не одно лето в их доме в Санта-Барбаре, который они купили во время их медового месяца. Они в конечном счете переехали в 50-акровое ранчо в Голете (1943). Эди родилась в Коттедж Хоститал в Санта-Барбаре 20 апреля 1943. Во время войны они переезжали в большее ранчо, Корал де Куатти, с деньгами, унаследованными от дедушки Эди по материнской линии, Генри Вилера Де Фореста. Хотя он потерял большую часть своего состояния в крушении на Уолл-Стрит, половина остающихся денег (несколько миллионов долларов) досталась матери Эди.

Нефть была обнаружена на ранчо в начале пятидесятых, и приблизительно семнадцать колодцев были построены, чтобы использовать нефть в своих интересах. С дополнительными деньгами семья была в состоянии переместиться на новое 6 000-акровое ранчо приблизительно в шести милях от Корал де Куатти (июль 1952). Сестра Эди, Сюзанна, описала новое ранчо, Ранчо Ла Лагуна де Сан-Франциско, как "великолепно красивое".

Френсис Седжвик жил в их собственном мире, и даже построил для своих детей их собственную школу. Детям не разрешили пойти в государственную школу. Эди и ее сестре Сюзанне была взята женщина врач, для ежедневных уколов витамина В.

Брад Эди, Минти (Френсис Минтерн) был алкоголиком с пятнадцати лет. Позже, в начало шестидесятых, он находился в психиатрической больнице Сильвер Хилл, посещая там встречи анонимных алкоголиков, периодически сбегая. В октябре 1963 он был найден в Центральном Парке, стоящем на статуе, декламирующим речь несуществующей аудитории. Тогда он был направлен в Манхэттенскую государственную больницу. Позднее он возвратился в Сильвер Хилл и был найден мертвым в своей комнате в начале 1964. Он повесился за день до его двадцать шестого дня рождения. Ночь перед совершением самоубийства, он звонил Эди и, согласно словам одного из ее друзей, Минти сказал Эди, что "она была единственной из Седжвик, на которую он мог когда-либо надеяться."

Ее у другого брата, Бобби, также были психиатрические проблемы. У него был нервный срыв в начале пятидесятых во время его второго года обучения Гарварде. Он был привезен из общежития в смирительной рубашке. Когда он возвратился в Гарвар осенью 1953 года, он все еще продолжал посещать психиатра в Бостоне. В 1963 году он провел несколько месяцев в Манхэттенской государственной больнице. Накануне Нового года 1964 он ехал на своем Харви Девидсоне, не справился с управлением и врезался в ехавший на встречу автобус. Он скончался 12 января 1965 года.

Анорексия.

Эди была госпитализирована осенью 1962 после страдания от анорексии и, как ее брат, посетила Сильвер Хилл. Позднее она была переведена в Блумингдеил, отделение Нью-Йоркской больницы. Принимая во внимание, что Сильвер Хил был довольно либерален, Блумингдеил был очень строг. К концу пребывания там она забеременела и сделала аборт (об отце ребенка ничего не известно).

Чак Вейн.

После ее выпуска из больницы она начала обучение в Кембридже, продолжая видется с психиатром. Там она встретила Чака Вейна, который, согласно словам друга Эди, Эда Хенесси, "дипломировался год или два тому, но он вернулся, чтобы продолжать бездельничать".

Она покинула Кембридж после исполнения двадцати одного года и переехала в Нью-Йорк в 1964. Согласно словам Сенди Киркланда, который болтался с Эди в ее Манхэттенской квартире, Чак Вейн "будет планировать следующее движение их стратегии - кого он собирался представить Эди, что они могли сделать для нее... У Чака было видение реального покровителя о ней... Он знал, что она была полностью дезорганизована и не будет в состоянии оттолкнуть его от себя, таким образом, он принял ее жизнь."

В январе 1965, Эди встретила художника и арт-хаусного режиссера Энди Уорхола в квартире Лестера Перского. C марта она начала посещать его известную «Фабрику» регулярно вместе с Чаком Вейном. Во время одного из таких посещений Энди снял ее в своем фильме «Винил», несмотря на то, что все роли в фильме мужскими. В следующем фильме «Конь» Эди появилась в конце. Ее роли в обоих фильмах были маленькими, она произвела впечатление на зрителей.

Рональд Тавель (сценарист «Винила»):

"Я не думаю, что Энди был принят Чаком в течение одной минуты. То, что он любил, было его светлыми волосами и синими глазами".

Энди решает снять фильм, в котором Эди испоняла бы главную роль. Первый из тех фильмов, «Богатая Бедняжка» , был первоначально задуман как часть ряда фильмов, повествующих о Эди, под названием «Сага о Богатой Бедняжке». Ряд включал в себя фильмы «Богатая Бедняжка», «Ресторан», «Лицо», и «День». Съемки «Богатой Бедняжки» началась в марте 1965 в квартире Седжвик. Первая часть фильма показывает пробуждающуюся Седжвик, заказывающую кофе и апельсиновый сок и делающую макияж под музыку Everly Brothers. Из-за проблем с линзой камеры, картинка в первой части была не сфокусирована. Во второй части Седжвик курит сигареты, разговаривает по телефону, примеряет одежду и рассказывает, как она провела последние шесть месяцев.

Энди, Эди, Чак.

Когда Энди Уорхол пошел на открытие его выставки в Галерее Соннабенд в Париже 30 апреля 1965, он взял Эди и Чака (так же как Джерарда Малангу). После возвращения в Нью-Йорк Энди сказал его сценаристу, Рональду Тавелю, что он хотел бы сделать Эди королевой "Фабрики" и попросил, чтобы он написал подлинник для нее: "Кое-что в кухне. Белый и чистый пластик. Результатом была «Кухня».
После «Кухни» Чак Вейн заменял Тавеля, став авторлм и помощником директора для съемки «Красоты № 2», в котором Эди играла главную роль с Джино Пизеркио.

Хотя фильмы Уорхола не имели коммерческого успеха и редко показывались вне Фабрики, но, поскольку популярность Седжвик возрастала, серьёзные авторитетные издания начали печатать о её появлениях в фильмах Уорхола и об ее необычном стиле, выражавшемся в сочетании чёрных трико, мини-платьев и огромных серёжек, свисающих до плеч. Кроме того, Седжвик обрезает свои волосы и окрашивает их (натурально-шоколадных) серебряным спреем, добиваясь платинового блонда. Уорхол окрестил Эди его «Суперзвездой», а в прессе появляются фотографии, где они запечатлены вместе на выходах в свет. Они некоронованные король и королева Манхеттена, с созвучными именами, с одинаково постриженными и обесцвеченными волосами, в одинаковой серебристой одежде.

Их союз стал квинтэссенцией новой культуры, символом поп-арта. Эди стала принимать наркотики, и если сейчас компании рвут контракты с моделью, которая принимает наркотики, то накротическая зависимость Седжвик прибавляла ее образу «богемности».

Легендарная Диана Вриланд,тогда редактор акмериканского Harper’s Bazzar, носила Эди на руках и говорила что «у наркоманов чудесная кожа». Эди стала иконой стиля – короткие платья, черные колготки, длинные серьги, подведенные глаза и короткие белые волосы копировали тысячи девушек.
Ей советовали перестать работать с Энди и стать надлежащей звездой. Одним из людей, советующих оставить Уорхола, был Бобби Ньювирт, который был описан как "правая рука Боба Дилана"

Боб Дилан и Боб Ньювирт.

Боб Дилан и Боб Ньювирт встретились в первый раз с Эди в декабре 1964 года встретились в первый раз с Edie в декабре 1964 года, приблизительно за месяц до того, как она встретила Энди Уорхола.

Бобби Ньвирт:

"Боб Дилан и я иногда решали войти в мир ночной жизни. Я думаю кто - то, кто знал Эди сказал «Вы должны встретить эту потрясающую девочку». Дилан позвонил ей, и вызвал лимузин, который привез ее, чтобы познакомить нас. Мы провели час или два, смеясь и хихикая, это было потрясающее время. Я думаю, что мы встретились в баре на МакДугал Стрит, которая была одним из больших мест шестидесятых. Это было как раз перед Рождеством; шел снег. Эди была фантастической. Она всегда была фантастической."

Ньювирт встретился в первый раз с Диланом в начале мая 1961 на индийском Народном Фестивале в Коннектикуте. В феврале 1964 Ньювирт присоединился к Дилану и стал его "правой рукой." В то время, когда Ньювирт и Дилан встретили Эди, Дилан жил в отеле "Челси"(комната 211) с его будущей женой, Сарой Лоундс, и ее 3-летним ребенком от предыдущего брака. В то время как Сара осталась в гостинице, заботясь о ее ребенке, Ньювирт и Дилан наслаждались ночной жизнью Нью-Йорка. Бар на МакДугал Стрит был одним из их регулярных прибежищ. У Дилана также были отношения с Джоан Баез, которые началась в мае 1963 после того, как оба выступали на Джазовом Фестивале Монтерей. Отношения с Баез продолжались до мая 1965, и прекратились когда Баез застала Дилана и Лоундс в гостиничном номере, во врему концертного тура Дилана по Великобритании. Ранее Дилан «забыл» сказать Баез о Лоундс.

В ноябре 1965, Дилан женился на Лоундс на тайной церемонии.

По слухам Эди была вдохновительницей оригинального альбома Дилана 1966 года «Blonde on Blonde», его песни «Just Like a Woman», и хита «Leopard-Skin Pill-Box Hat». Это также значило что фраза «ваша дебютантка» из песни «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again» относилась к ней. В конце концов, друзья Дилана убедили Седжвик подписать контракт с менеджером Дилана, Альбертом Гроссманом. Дилан обещает сделать ее звездой если она «перестанет быть придатком Уорхола». Но Эди не уходит. Но и Уорхол не принимает ее обратно. Отношения Седжвик с Диланом закончились, когда она узнала, что Дилан тайно обручился с Сарой Лоундс.

Очевидно, Седжвик узнала об этом от Уорхола, во время ссоры в ресторане Джинджерман в феврале 1966 года.

Пол Моррисси:

"Она, Эди, сказала: «Они, люди Дилана, собираются делать фильм, и я, как предполагается, играю главную роль в нем вместе с Боби (Диланом)». Она говорила «Бобби то, Бобби се» и они поняли что она влюбилась без памяти в него. Они думали, что он обманывал ее, потому что только в тот день Энди Уорхол услышал в офисе своего адвоката, что Дилан был тайно женат в течение нескольких месяцев - он женился на Саре Лоундс в ноябре 1965. Энди не мог сопротивляться выяснению «Эди, ты знала, что Боб Дилан женился?» Она дрожала. Они поняли, что она действительно думала о серьезных отношениях с Диланом».
Эди пошла, чтобы сделать телефонный звонок, и когда она возвратилась, она объявила, что оставляет Фабрику. Джерард Маланга, который был там же, думал, что она звонила Дилану. Маланга вспоминал, что «она уехала, и все были отчасти притихшими. Это было существенное событие. Эди исчезла. Это был конец. Она никогда не возвращалась".

Нет никакого свидетельства, что у Эди когда-либо были сексуальные отношения с Бобом Диланом. Однако, она действительно имела их с Бобом Ньвиртом. (По мнению других источников у Эди и Дилана все же был бурный роман).

Эди Седжвик («Чао! Манхэттен»,записывает на пленку):

"Это было действительно грустно – Бобби Ньювирт и мое дело. Единственная истинная, страстная, и длительная любовная сцена. Я действительно училась любви у него, удовольствию. Это полностью уносило мой ум – делало меня безумно. Я походила на сексуального раба этого человека. Я могла заниматься любовью в течение сорока восьми часов, сорока восьми часов, сорока восьми часов, не становясь усталой. Но минута, когда он оставлял меня в покое, я чувствовала себя настолько пустой и потерянной, что я начинала совать в рот пилюли".

Энди Уорхол (в Popism):

"Мне понравился Дилан, нравился способ, которым он создал блестящий новый стиль... Я даже дал ему одну из своих серебряных картин Элвиса в дни, когда он был первым вокруг. Позже, тем не менее, я стал параноидальным, когда я услышал слухи, что он использовал Элвиса. Когда я спросил «Почему он делал это?» Я неизменно получил ответы « Я слышу, что он (Элвис) чувствует, что Вы разрушили Эди» или «Слышал Вам нравиться Ролинг Стоун – я думаю вы дипломат на хромовой лошади». Я не знал точно, что они подразумевали - я никогда не слушал слова песен, но я знал, что люди говорили, что я не нравился Дилану и он обвинял меня в наркотической зависимости Эди".

Карьера модели.

После расставания с "Фабрикой", все еще в отношениях с Бобом Ньювиртом, Эди пыталась быть моделью, появляясь с Vogue 15 марта 1966. В течение ее Фабричных дней она появилялась в Vogue в августе 1965 как и также в журнале Life в сентябре 1965.

Она никогда не становилась частью "семьи Vogue" потому что, согласно старшему редактору Глории Шиф: "она была запечатлена в рубриках светской хроники со сценой принятия препарата. Люди были действительно испуганы этим, наркотики нанесли так много ущерба молодым, творческим, блестящим людям, что мы только выступали против той сцены как против политики".

Семейное рождество.

Эди плотно сидела на наркотиках. Наследство было практически растрачено, и она стала выносить из дома антиквариат. В октябре 1966 она заснула в квартире с зажженными свечами – она сама попала в больницу с ожогами. Возвращаться ей было не куда и она поехала в отель «Челси» к любовнику Бобу Ньювирту, от которого зависела как от наркотиков.

В конце 1966 Эди, которая жила в отеле «Челси» в течение нескольких месяцев, приехала домой на Рождество. Ее брат Джордан помнил ее как: "действительно фантастической, когда она достигла ранчо... Она была иностранкой. Она поняла бы то, что Вы собирались сказать прежде, чем Вы сказали бы это. Это поставило всех в неловкое положение. Она хотела петь, и пела. Но это было бремя, потому что все не соответствовало действительности. Она была как нарисованная кукла, шаткая, томилась на стульях, пытаясь быть похожей на вампа".

Согласно лентам, которые она позже сделала для фильма «Чао! Манхэттан», она попыталась заставить врача своей матери снова выдать ей рецепт препарата. Мать узнала об этом. Позже той ночью ее родители дали ей снотворное, чтоб она могла спать. Но ночью они разбудили ее и сказали, что у нее высокая температура и ее надо доставить в больницу. Хотя она думала, что она едет в нормальную больницу, на самом деле ее везли в патрульной машине в Больницу Графства, чтобы обследовать ее психическое состояние.

Когда Эди вышла из больницы, она вернулась в Манхэттен в отель «Челси» (комната 105) и продолжила принимать наркотики. В начале 1967, Ньювирт, неспособный больше справляться со злоупотребляющей лекарствами Седжвик и её беспорядочным поведением, прекратил их отношения. Когда он бросил ее, Эди спала с кем попало за наркотики, приходила на «Фабрику» просить у Уорхола денег, попадала в лечебницы.

"Чао! Манхэттен".

Съемки заключительного фильма Эди, "Чао! Манхэттен", начались в первый день Пасхи, в 1967 году. Это История об Эди, рассказанная ею самой. Размышления о прожитой жизни, предыдущих годах, семье, друзьях, знакомых.

24 октября 1967 умер отец Эди. К концу его жизни один из ее братьев услышал, что он говорит: "Вы знаете, мои дети полагают, что их трудности происходят от меня. И я соглашаюсь».

Эди была в больнице Грейс Сквер во время смерти ее отца.

Ее брат, Джордан, описывает ее состояние, когда мать Эди наконец привезла ее из больница назад на ранчо в Санта-Барбаре: "Она не могла идти. Она едва не падал. Она не имела контроля над телом. Доктор сделал контраст-тест нескольких видов, и он показал, что кровь не достигала определенных частей мозга. Она не могла говорить. Я сказал: "Эди, проклятье, это разрушает твою голову. Она сказала: «Я… Я…Я… Знаю… Это…Это…С..С..Сильное».

В конечном счете она чувствовала себя достаточно хорошо, чтобы жить в городе и получила квартиру в Исла Виста около Санта-Барбары. Она была госпитализирована снова в августе 1969 в психиатрическую лечебницу Коттедж Госпиталя, после того как полиция нашла у нее наркотики. В то в больнице она встретила другого пациента, Майкла Поста, за которого она позже выйдет замуж.
Вновь в больницу Эди попала летом 1970, но была освобождена при наблюдении двух медсестер, чтобы закончить «Чао! Манхэттен».

Для кадров с шоковой терапией в фильме использовалась реальная клиника. Кадры в ее "квартире" были фактически сняты у основания пустого плавательного бассейна в Лос-Анджелесе.
Скоро впоследствии Эди попала в ту же самую клинику, в которой сниснимали кадры с шоковой терапией в «Чао! Манхэттане», где у нее была реальная шоковая терапия.

Майкл Пост:

"Она была в клинике с 17 января до 4 июня... У нее была шоковая терапия - я не знаю сколько - возможно двадцать или больше раз. Доктор Мерсер сказал мне, что у нее были некоторые сеансы шоковой терапии на Востоке. Он разрешал новые сеансы, потому что он думал, что Эди могла быть близка к самоубийству."
Согласно биографу Уорхола, Дэвиду Бордону: "Между январем и июнем 1971, она получила двадцать или больше сеансов шоковой терапии".

24 июля 1971 Эди выходит замуж за Майкла Поста. Она прекратила пить и принимать пилюли до октября, когда обезболивающее было дано ей, чтобы рассматривать физическую болезнь. Она оставалась на попечении доктора Мерсера, который предписал ей барбитураты, но она будет часто требовать больше пилюль или говорить, что она потеряла их, чтобы получать больше, часто комбинируя их с алкоголем.

Ночью от 15 ноября 1971, Эди пошла на фэшн-показ в Музее Санта-Барбары. После показа Эди подверглась нападению одного из гостей, который назвал ее наркоманкой. Гость был настолько громок, что ее попросили уехать.

Дома она приняла из рук мужа прописанное ей снотворное и заснула. Когда Майкл проснулся на следующее утро в 7:30, Эди был мертва. Коронер зарегистрировал ее смерть как несчастный случай/самоубийство из-за передозировки барбитуратами. Ей было 28 лет.
Эди была похоронена на маленьком кладбище Оак Хилл в Балларде, Калифорния в простой могиле. Ее надгробный камень гласит «Эдит Седжвик Пост - Жена Майкла Бретта Поста, 1943-1971».

Несмотря на то, что ее судьбу не назовешь счастливой, Эди Седжвик и сегодня - героиня и объект для подражания, ведь тысячи девушек любят веселье, наркотики и людей искусства, но мало кому удается своей любовью повлиять на мир, как это сделала Эди Седжвик, девушка с «Фабрики».

Об Эди Седжвик, Уорхоле и Дилане снят превосходный фильм "Фабричная девушка"("Я соблазнила Энди Уорхола" (2006 г.). Сиенна Милер великолепно справилась с ролью Эди. У нее необыкновенно сходство с Седжвик. Гай Пирс исполнил роль Энди Уорхола и опять таки необычайно схож с оригиналом - внешностью, манерой. Хайден Кристенсен сыграл Боба Дилана (однако в фильме ни разу не называется имя - догадатся, что кто именно этот "Музыкант" не сложно). Советую посмотреть и окунутся в эту сумасшедшую атмосферу.

P.S. Энди Уорхол часто обвинялся в принятии Эди Седжвик наркотиков и следствием этого психического заболевания. Но это ошибочное мнение. Прежде чем встретить Уорхола, Эди была в психиатрических больницах дважды и происходила из семьи с историей психического заболевания. Она была близкf к Уорхолу в течение года, с приблизительно марта 1965 до февраля 1966.
Другая ошибка была в том, что думают что именно Уорхол угробил Эди после того как перестал с ней работать, тогда как правда была в том, что это было решение Эди оставить Фабрику, соблазняемую обещаниями славы Бобом Диланом и его менеджером, и оставить Энди, чувствующего себя немного преданным.

Икона стиля: Эди Седжвик

Текст: Татьяна Якимова

В Эди Седжвик было все, чем славятся 1960-е. Переосмысление моды, красоты, роскоши и дресс-кода. Сумасшедшая энергетика, вызов, наивность, романтизация наркотиков. Поп-арт, трэш и рок-н-ролл. Среди множества стильных героев того времени она сияла ярче всех - жаль, что недолго. Сайт IMDB в описании назвал ее «яркой светской бабочкой» - это ничтожно мало для иконы стиля нескольких поколений и первой официальной it girl Америки, но это и правда, потому что бабочки долго не живут. Сегодня со дня рождения Эди исполняется 75 лет.

Красавица из знатной многодетной семьи, где каждый предок чем-то да прославился в истории Соединенных Штатов, Эдит Минтерн Седжвик унаследовала от отца только проблемы с психикой. Зато от бабушки - огромную квартиру в Нью-Йорке, куда перевезла весь гардероб, состоявший в основном из кутюрных платьев и балетных легинсов. Эди любила одежду. На вечеринке в Кембридже (где она училась на скульптора) в честь своего совершеннолетия она за несколько часов сменила три разных по фасону платья, одно было от Dior. До Нью-Йорка она выглядела просто милой девушкой с огромными глазами, темными длинными волосами и детскими щечками. Была полна комплексов и одновременно жаждала веселья, вечеринок и популярности. Другу, который помог Эди переехать из семейного поместья, она сказала, что хочет быть моделью и что «только в Нью-Йорке настоящая ночная жизнь». Все лето она провела в салоне, где ее ноги приводили в порядок. Когда курс закончился, она получила знаменитые красивые ноги: гладкие и ухоженные, гибкие и длиннющие, несмотря на маленький рост самой Эди. Ноги, о которых мечтает любая девушка, надо было выгуливать без устали, что она и делала.

26 марта 1965 года на вечеринке в честь дня рождения Теннеси Уильямса Эди Седжвик привлекла всеобщее внимание своей манерой танцевать, делая странные движения головой и шеей, двигаясь «как-то по-египетски». Для будущей рок-богини Патти Смит зрелище танцующей Эди стало одним из самых сильных впечатлений в жизни.

Для короля поп-арта Энди Уорхола, судя по всему, тоже. Потом он придумает называть эти танцы «седжвиками»: «Так умела только она одна, хотя многие пытались попробовать». В первый раз он посмотрел на Эди и сказал: She is soooo Bee-you-ti-full!!! И пригласил ее в самое популярное место Нью-Йорка - легендарную «Фабрику», где красивые и талантливые, а также считающие себя таковыми люди самовыражались как хотели под присмотром Энди. Итогом встречи Седжвик и Уорхола стали 17 совместных фильмов и самый удивительный, самый неповторимый, самый платонический и - увы - самый недолговечный из всех знаменитых романов XX века.

Уже через месяц после встречи Уорхол и Эди - с новой короткой стрижкой и ярко накрашенными глазами - летели в Париж на открытие его выставки Flowers. В дорогу она взяла два бабушкиных манто: одно на себе, второе в дорожной сумке. В ресторане отказалась сдать шубу в гардероб - не могла же она остаться в одном белье. Чтобы стать еще ближе к Уорхолу, Эди не только остригла свои чудесные волосы, но и покрасила их серебряным спреем, тем самым, которым ее «близнец» наводил себе искусственную седину и красил стены в «Фабрике».

В первом «фабричном» фильме с ее участием («Винил») она появилась на три минуты, и все сразу начали спрашивать: «Кто эта блондинка?» Тогда же Уорхол назвал ее суперзвездой и позвал на главную роль в сериале Poor Little Rich Girl. Он называл свою музу «настоящим новатором в моде - как по необходимости, так и для забавы». Но забавы было больше. По необходимости у Эди не очень-то получалось. Она забавлялась и отчаянно радовалась всему: нарядам и вечеринкам, съемкам и презентациям. И заряжала этой радостью окружающих. Была у нее такая особенность: рядом с ней каждый чувствовал себя более значительным.

Эди Седжвик танцует с Чаком Вейном и Ларри Латрейлом в задней части «Фабрики», пока Жерар Маланга и Энди Уорхол работают над картиной «Цветы», 1965

Секрет уникального стиля Седжвик был в том, что она обращалась с одеждой по-своему, как в голову взбредет. Носила балетные легинсы как джинсы. «Легинсы и рубашка. Вот и все, что нужно девушке. Эди превратила этот наряд и длинные огромные серьги в андерграундную версию маленького черного платья с жемчугами». Шубу - не только на белье, но и просто на голое тело, как халат. Леопардовое пальто - с кепкой таксиста. Покупала вечернее бархатное платье в пол, делала из него мини и носила с теми же колготками и черной соломенной шляпой. Покупала футболки в отделе для мальчиков, а мини-юбки - в отделе для девочек. По настроению носила платья в стиле ампир, короткие топы, оголяющие живот, кружева и твид, брючные костюмы с цветочным принтом и сарафаны в стиле хиппи. И серьги! Длинные, свисающие до плеч огромные серьги с драгоценными камнями и без, иногда из шелка, но всегда роскошные, как у восточных красавиц. Уорхол считал, что никакие украшения не делают человека более красивым, «однако заставляют его чувствовать себя более красивым». Но для Эди это было иначе, глубже. Как-то она призналась, что по серьгам человек может ее проанализировать и угадать, в каком она состоянии.

Через сорок лет лучшим экспертом по стилю Эди стал Джон Данн, дизайнер по костюмам фильма Factory Girl («Я соблазнила Энди Уорхола»), где главную роль неплохо сыграла Сиенна Миллер. Скрупулезно изучая архивы, Данн был поражен фантазией героини фильма: «У нее не было любимого дизайнера, гуру или стилиста, как у всех нынешних икон стиля, она все придумывала сама. А как она умела миксовать: дешевое с дорогим, простое с вычурным, старое с новым! Она была первой молодой девушкой, которая носила бабушкино норковое манто с чем угодно и без всего. По ее примеру модники того времени учились давать новую жизнь старым вещам, сочетать винтаж и футуристические вещи новомодных дизайнеров».

«Я соблазнила Энди Уорхола», 2006

Среди новомодных дизайнеров 1960-х Эди обожала Руди Гернрайха и Бетси Джонсон. В октябре 1965 года на выставке Уорхола в Филадельфии гостей поразил прежде всего наряд его музы: розовая эластичная майка до пят с длиннющими рукавами, которые полагалось закатывать, - но Эди не любила слово «полагалось». В этом платье и в серьгах-люстрах Kenneth Jay Lane Эди снялась для Life. Автором наряда был Руди Гернрайх: дизайнер, в 30 лет рисовавший эскизы платьев для легендарной художницы по костюмам Эдит Хэд, к тому времени уже год купался в лучах славы, выпустив купальники монокини (это те, что с открытой грудью) и постоянно экспериментируя с искусственными тканями. Кстати, в книге Fifty Fashion Looks, that Сhanged the 1960s они рядом: монокини Гернрайха и Эди, позирующая на стремянке в широких укороченных брюках.

Дизайнер Бетси Джонсон - бывший редактор нью-йоркского журнала Mademoiselle - тоже использовала для создания одежды винил, люрекс и сетку, внедряла в моду уличный стиль и даже основала с друзьями авангардный бутик Paraphernalia. Веселая, бесшабашная Бетси нашла в Эди идеальное лицо и тело для бренда Paraphernalia. «Она была it. Одна на триллион. И милая, простая. Я не знала другой Эди Седжвик. Только милую девочку с широко распахнутыми глазами, полную энтузиазма и света». Ах, эти глаза! Эди зачерняла их так, что Твигги по сравнению с ней выглядела ненакрашенной. В ее коллекции было 50 пар накладных ресниц разных размеров: самые большие напоминали крылья летучей мыши. Множество тюбиков туши, которую она наносила в десять слоев, и тени всех оттенков, какие выпускал Revlon, и двадцать коробочек румян Max Factor. В магазинах продавцы сразу начинали лебезить перед ней: «Ах, мисс Седжвик, нам только что привезли новинки от Helena Rubinstein, выберите себе что-нибудь!» Обычно Эди отвечала: «Я беру все». Впоследствии она призналась, что наносила на лицо маску, потому что не понимала, как красива. При этом у нее была чистая алебастровая кожа, излучающая блеск и свет. (Как говорила о ней Диана Вриланд: «Обожаю наркоманов, у них всегда такая светлая кожа!»). Но лицо Эди сияло от рождения, и порой это выглядело как настоящая аура, которую наркотики могли только разрушить.

К лету 1965 года каждый шаг Эди привлекал внимание прессы. Так, New York Times 26 июля опубликовал ее фото с подписью: «Эди Седжвик, новая суперзвезда андерграундных фильмов, пришла на пикник в своей знаменитой униформе: черные колготки, полосатая футболка и золотая панама с красной подкладкой». В августе о ней написал Vogue в рубрике youthquacker о юных королевах стиля, которую - якобы - Диана Вриланд придумала, познакомившись с Эди. Знаменитый снимок, где первая it girl стоит на кровати с высоко поднятой ногой, как балерина, в дальнейшем висел на стене у многих будущих знаменитостей, включая Патти Смит. Кстати, лошадь на своей стене Эди нарисовала сама. «Она не могла жить обыденной жизнью. Ей нужен был гламур, весь этот блеск... Если она приходила куда-то и не все оборачивались в ее сторону, то через двадцать секунд она придумывала трюк, чтобы привлечь всеобщее внимание».

После знакомства с Бобом Диланом, который терпеть не мог Уорхола, Эди страстно захотела настоящей, «серьезной» славы. Тусовка, в которой она блистала, ее больше не устраивала. «Он обещал мне настоящее кино, я буду сниматься в настоящем кино». Увы, Боб Дилан обманул ее, или просто решил не связываться, хоть и посвятил Эди три песни. Разрыв с Уорхолом из-за Дилана, разрыв с Диланом, роман с его другом, истерики, наркотики, пожар в собственной квартире, где сгорел почти весь ее гардероб, - и вот уже главное украшение нью-йоркского света и звезда поп-арта никому не нужна.Ее дальнейшая жизнь стала чередой трагических событий. Она честно прошла долгий курс от алкогольной и наркотической зависимости, а потом вышла замуж за такого же, как она, бывшего наркомана. И даже участвовала в модном показе, обрушив на окружающих отрывки своего знаменитого сияния. И даже закончила съемки в фильме Ciao Manhattan. Некоторые даже заговорили о возвращении иконы. Но что-то в ней надломилось. Бедная богатая девочка прожила такую длинную короткую жизнь. 16 ноября 1971 года она умерла во сне, отравившись смесью алкоголя и барбитуратов: то ли случайно, то ли намеренно.

В одной из своих автобиографий «Философия Энди Уорхола: от А к Б и наоборот», изданной незадолго до смерти автора, Уорхол упоминал бывшую музу с восхищением, называя ее «Тэкси из Чарльстона». «Это она изобрела мини-юбку. Тэкси пыталась доказать своей семье, что может жить без денег, поэтому шла в Нижний Ист-Сайд и покупала самые дешевые вещи, которыми оказывались детские юбочки. Талия у нее была настолько тонкая, что они были ей впору. 50 центов за юбку. Да, она была новатором… Толстые журналы мод сразу подхватили ее имидж. Она была невероятна!» Настолько необыкновенная, что дизайнеры и творческие люди до сих пор вдохновляются ее образом и стилем.

Ее образ - главное вдохновение сезона. Сиенна Миллер играет ее в фильме «Factory Girl», Муза 60-х Эди Седжвик вернула себе статус it-girl номер один.

Ее таланты можно перечислить по пальцам одной руки, а ее достижения, да и жизнь в целом, если смотреть здраво, в наше целеустремленное время вызывают усмешку - пара съемок для журналов, несколько андеграундных кинокартин, не требующих особо изощренного актерского мастерства, много вечеринок и в конце концов смерть в 28 лет от передозировки. Она -эта блондинка с короткой стрижкой, it-girl Нью-Йорка бурных шестидесятых, воплощающая образ революционного времени, и девушка, которую чаще всего вспоминали дизайнеры в коллекциях осень-зима 2006/2007.

Будущая муза Энди Уорхола и Боба Дилана, Эди Седжвик родилась в апреле 1943 года в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Незадолго до рождения Эди на ранчо Седжвиков нашли нефть, и ее без того по американским меркам аристократическое семейство стало еще богаче. Отец Эди, Фрэнсис, пережил маниакально-депрессивный психоз до того, как женился на Элис Делано Де Форест, и его психиатр настоятельна рекомендовал паре не иметь детей.

Фрэнсис и Элис ухитрились нарожать восемь человек. Эди была предпоследней девочкой. К 1962 году Эди, страдающую анорексией, впервые положили в психиатрическую больницу, к концу пребывания там она забеременела и сделала аборт (об отце ребенка ничего не сообщается). В 21 год она вступила в права наследования всего, что оставила ей любимая бабушка. Она переехала в Нью-Йорк, в 14-комнатную квартиру бабушки на Парк-авеню, гоняла по городу на сером «Мерседес», закинувшись кислотой; разбив его, она стала передвигаться исключительно на лимузинах.

В январе 1965-го друг Эди привел ее на «Фабрику» Энди Уорхола. Они были очарованы друг другом с первого взгляда. Эди стала проводить на «Фабрике» почти все время. Уорхол заявил, что откроет в Седжвик «бедную богатую девочку» и сделает ее королевой «Фабрики» Энди снимал Эди в своих бесконечных фильмах («Винил», «Кухня», «Девушки из Челси» и другие), они вместе блистали в обществе; в этот период Эди часто называла себя «миссис Уорхол». Они были вместе немногим больше года; некоронованные король и королева Манхэттена, с созвучными именами, одинаково подстриженными обесцвеченными волосами, в одинаковой серебристой одежде.

Союз прохимиченной богатой блондинки и феноменального чешского интеллигента стал квинтэссенцией новой культуры, символом поп-арта. Если сейчас компании рвут контракты с моделью, когда ее застают с белым порошком и свернутой в трубочку купюрой, то наркотическая зависимость Седжвик скорее прибавляла ее образу модной «богемности».

Легендарная Диана Вриланд, тогда редактор американского Harper"s Bazaar, носила Эди на руках; она говорила, что «у наркоманов чудесная кожа». Эди стала иконой стиля - короткие платья, черные колготки, длинные серьги, подведенные глаза и короткие белые волосы копировали тысячи девушек, желавших стать ближе к искусству.

Как раз в то время в жизни «Фабрики» появляется группа The Velvet Underground, и Лу Рид по просьбе Уорхола пишет песню об Эди - Femme Fatale; ее поет Нико. Но Эди интересует несколько другая музыка: в начале 1966-го она познакомилась с Бобом Диланом - и влюбилась в него. По общему мнению, песни Just Like A Woman и Leopard-Skin Pill-Box Hat были написаны для нее. Дилан обещает сделать из нее большую певицу и актрису, если она перестанет быть «придатком» Уорхола. Эди объявила Уорхолу, что она уходит с «Фабрики»; это событие было отмечено громкой публичной ссорой в ресторане. Кстати, очевидцы высказывали предположение, что Уорхол и его «Фабрика» во многом существовали на деньги славного семейства Седжвик. Так или иначе, но в 1966-м Эди Седжвик оставила Энди Уорхола - и это стало не концом «Фабрики», а началом конца самой Эди.

К концу того года она плотно сидела на кокаине и героине. Наследство было практически растрачено, и она начала таскать из дому и продавать фамильный антиквариат.
В октябре 1966-го Эди заснула в квартире с зажженными свечами - квартира сгорела, она сама попала в больницу с ожогами спины, рук и ног. Возвращаться ей было некуда, и из больницы она поехала в отель «Челси» к другу Дилана и своему любовнику Бобу Ньюуирту, от которого зависела, как от наркотиков. Когда Ньюуирт ее бросил, Эди спала с кем попало за героин, приходила на «Фабрику» к Уорхолу просить денег, попадала в тюрьму, все больше времени проводила в лечебницах.

К 1968-му почти не могла говорить; увидев брата, приняла его за своего любовника. В июле 1971-го Эди вышла замуж за товарища по реабилитационной клинике Майкла Поста; через пару месяцев она появилась на фэшн-показе во всем блеске, покрутилась перед камерами; придя домой приняла из рук мужа положенную порцию снотворного легла спать. Утром коронер зафиксировал смерть от передозировки.

Сейчас, гладя на фотографии этой очень худой, одетой во все черное девушки (Эди всю жизнь страдала анорексией), уже трудно поверить, что именно она была «party goddess», главной музой свингующих шестидесятых. Ведь главный талант Эди оказался эфемерного свойства: «она была светом, вдыхала в окружающих ее людей жизнь», как говорил кто-то из ее «фабричных» друзей. Джордж Хикенлупер, режиссер фильма «Девушка с «Фабрики», где Эди играет Сиенна Миллер, говорит, что для него история Эдди - это типичная «американская трагедия»: «У американцев вырос такой культ знаменитостей, потому что они не находят дома достаточно любви и ищут ее во внешнем мире».

И несмотря на то, что ее судьбу не назовешь счастливой, Эди Седжвик и сегодня - героиня и объект для подражания, ведь тысячи людей любят веселье, наркотики и людей искусства, но мало кому удается своей любовью повлиять на мир, как это сделала Эди Седжвик, девушка с «Фабрики».

[
























































Впервые Эди Седжвик пришла в «Фабрику» в марте 1965 года. Это было нечто среднее между клубом на пятом этаже дома по 47-й улице на Манхэттене и арт-студией нью-йоркской богемы. Сюда её пригласил идеолог поп-арта Энди Уорхол . Здесь он поставил искусство на поток — каждый посетитель участвовал в съёмках фильмов, писал картины либо просто вдохновлял других собственными идеями. Здесь она могла встретить Сальвадора Дали и Трумена Капоте . Седжвик «Фабрика» сразу понравилась, впечатления были новыми и резко отличались от привычного образа жизни 22-летней девушки.

Эди в стране чудес

Прапрадед Эди Седжвик Уильям Эллерай участвовал в подписании Декларации независимости Соединённых Штатов. Один из её прадедов был основателем лондонского Уильямс-Колледжа, а второй участвовал в создании Центрального парка в Нью-Йорке. У семьи Седжвик даже был собственный герб.

Эди родилась в Санта-Барбаре, и хотя ко времени её появления на свет фамильное богатство по большей части было растрачено, вскоре на ферме семьи обнаружили нефть, и доходы Седжвиков снова резко выросли. Эди, как и семерых её братьев и сестёр, отправили учиться в семейную школу, и с внешним миром познакомиться ей удалось многим позже — в Кембридже.

Сами по себе предметы её не привлекали, но незнакомые ощущения разбудили жажду жизни, которой она прежде не видела. В Кембридже она познакомилась с Чаком Уэйном , и когда тот окончил учёбу, пара сорвалась в Нью-Йорк, в город приключений и вечеринок. Стоило ей переехать, как её старший брат покончил с собой. Накануне он разговаривал с Эди, поскольку считал её единственной из Седжвиков, с кем можно было бы поговорить по душам.

Она решила начать в Нью-Йорке новую жизнь, у неё появились друзья. На одной из вечеринок Седжвик познакомилась с Энди Уорхолом, и тот пригласил её в «Фабрику». Её сразу поразил блестящий серебряный мир этого места. Приятель Уорхола Билли Нейм обставил все стены серебром, оставив неровности и небрежную игру света. По желанию Энди Уорхола помещение могло быть клубом, студией, комнатой отдыха или всем одновременно.

«Фабрика» была забита постоянно, и на каждом шагу Седжвик встречала интересных людей — среди неудавшихся писателей, режиссёров и бездельников здесь попадались Боб Дилан и Лу Рид , Трумен Капоте и Мик Джаггер . Седжвик среди них была буквально белой вороной — искренняя, любопытная, открытая и влюблённая в жизнь. Эди заражала всех своей энергетикой и быстро стала одной из главных звёзд «Фабрики». Вскоре у неё начались отношения с Энди Уорхолом, идеологом этого места.

Эди и Энди

Со стороны казалось, что Энди Уорхол на подъёме. Художник-звезда, регулярно появляется на телевидении, фанаты считают его едва не пророком нового направления в живописи и стиля жизни. Оставив изобразительное искусство, Уорхол решает переключиться на кино. Новым проектом Уорхола была короткометражная экранизация «Заводного апельсина» — «Винил». Это была псевдодокументальная лента без монтажных склеек, в кадре будто на сцене несколько людей разыгрывали сцены, среди них была и Эди.

Придумывая новые концептуальные идеи, Уорхол пытался реализовать себя в новой нише, но его домашние поделки вызывали аплодисменты лишь завсегдатаев его «Фабрики» — остальные о них не знали. Ему было обидно, позорное пятно неудачной режиссуры не лучшим образом смотрелось в резюме самого успешного художника своего времени.

Эди стала популярным персонажем светской хроники, и фильмы с её участием привлекали внимание прессы. Для Уорхола это был прорыв. «Кухня» и «Красота № 2» стали популярны среди любителей и сочувствующих авторскому кинематографу, но Уорхол хотел большего. Он грезил большим проектом, где в главной роли будет Седжвик, который станет успехом, сделает ему имя в кинематографе и приведёт в Голливуд.

Эди Седжвик. / Кадр из фильма «Чао! Манхэттан», 1972 год

Седжвик была за. Она полагалась на чутьё Энди и старалась хорошо проводить время. Веселиться у нее получалось лучше, чем у других. Но когда вечеринка заканчивалась, девушка с фамильного ранчо строжайших порядков, всё детство которой прошло под чутким взглядом ультраконсервативных родителей, оставалась одна. «Я не знаю ни одного человека, у которого было бы столько же проблем как у Эди», — говорил про неё Уорхол.

Злой рок

Зимой 1965 года второй брат Эди — Бобби — разбился насмерть, врезавшись на «Харлее» в автобус. Бобби был студентом Гарварда, но прекратил учёбу из-за душевного расстройства. Одиночество Седжвик лишь усилилось — в той же мере как пристрастие к алкоголю и наркотикам. Друзья Эди говорят, что в тот период она хотела быть ближе к Уорхолу.

Но он был занят. Уорхол стал менеджером группы Лу Рида The Velvet Underground, куда в качестве вокалистки пристроил свою новую протеже — 27-летнюю немку Кристу Пэффген , известную как Нико. Отношения Уорхола и Седжвик начали откровенно портиться. Некоторое время они ещё снимали фильмы, но вскоре Энди начал публично обвинять Эди в чрезмерном увлечении вечеринками, та в свою очередь требовала прекратить показ фильмов с её участием и вырезать сцены с ней из «Девочек из Челси».

Уехав из «Фабрики», Седжвик поселилась в отеле «Челси». Здесь прежде останавливались Марк Твен и Фрида Кало , Джек Керуак написал здесь «На дороге», здесь через 14 лет проведут свои последние дни вместе Сид Вишез и Нэнси Спанжен . В отеле «Челси» у Седжвик завязались отношения с Бобом Диланом.

На альбом «Blonde on Blonde» Дилана вдохновила именно Седжвик, он открыто посвятил её песню «Just Like a Woman». Правда, он в этот момент был женат, а Эди узнала об этом лишь через несколько месяцев — от Энди Уорхола, когда они встретились в кафе. По некоторым слухам, Седжвик была беременна от Дилана и сделала аборт.

Эди Седжвик начала ещё больше пить и гулять. Она растратила семейное состояние, квартира на Манхэттене сгорела. Всё чаще в прессе появлялись истории о её выходках в клубах и светских тусовках, и в результате этих скандалов Эди потеряла контракты с модными журналами. В октябре 1967 года от рака скончался отец Эди, а газеты наперебой судачили об испортившемся моральном облике актрисы. В один из вечеров Седжвик попала в аварию на мотоцикле. Получив анализы крови, медики порекомендовали перевести Эди в психиатричскую лечебницу. К этому моменту с ней уже несколько месяцев как расстался Боб Ньювирт , лучший друг Боба Дилана.

Выйдя из больницы, Седжвик пыталась вернуться в кино, но большинство проб проходили неудачно. После кастинга на роль в пьесе «Олений заповедник», автор заявил, что она недостаточно хороша: «Слишком много вкладывается в роль, она не выглядит естественно».

Эди Седжвик. / Кадр из фильма «Тест экрана №1», 1965 год

Тем временем, здоровье Эди продолжало ухудшаться. Она вернулась домой в Калифорнию. Вышла замуж за Майкла Бретта Поста , которого встретила в больнице, и решила завязать с алкоголем и наркотиками. На протяжении нескольких месяцев она действительно была трезва, но позже врачи прописали ей болеутоляющие, и старые ощущения вернулись вместе с зависимостью.

В середине ноября 1971-го Седжвик вернулась с вечеринки после модного показа в музее Санта-Барбары, легла спать и не проснулась. Причину смерти медики описали так: «неопределённый/несчастный случай или самоубийство». «Она легла в кровать, уснула, но дыхание было плохим», — рассказывал позже спавший рядом супруг.

За три с половиной года до этого, когда Седжвик уже проходила лечение, было совершено покушение на Энди Уорхола. Его новая подружка радикальная феминистка Валери Соланас трижды выстрелила художнику в живот. После хирургического вмешательства он быстро пошёл на поправку и вернулся к творческой деятельности. Уорхол скончался через 19 лет после этого события от остановки сердца во время операции в Медицинском сцентре Корнуэлл в возрасте 58 лет.

Бобу Дилану сейчас 72 года, у него девять «Грэмми», а альбом «Blonde on Blonde» внесён в зал славы премии. Музыкант также награждён «Оскаром» и «Золотым глобусом» за музыку к фильму «Вундеркинды».