Великие и самые красивые женщины 20 века...которыми восхищались миллионы...

02.10.2012, 23:57

By Редакция

Самые красивые женщины...самые красивые мужчины…рейтинг всевозможных самых-самых…Сейчас это модно. И каждое уважающее себя печатное или интернет-издание хотя бы раз в год вывесит список самых-самых за столетие или же за уходящий год. И практически всегда результаты будут относительными, так как все списки составляются по результатам опроса обычных людей, а, как известно, на выбор людей влияет достаточное количество факторов.

В этом же рейтинге - самые красивые женщины 20 века - хочется учесть все те поколения, которые восхищались их красотой. Конечно, сейчас эти красавицы либо давно ушли в другой мир, либо находятся не в самом лучшем расцвете сил. И возможно сегодня их имена не так-то и часто вспоминают. Однако в свое время за ними ходили толпы поклонников, они правили бал в светских хрониках, а плакаты с их изображениями расходились мимолетно. В настоящее время другие лица, другие звезды, но женщины 20 века оставили самый неизгладимый след в истории красоты и женственности, и ушедшее столетие без них представить просто невозможно.


София Виллани Шиколоне. Она родилась 20.09.1934 в городе Рим, но все свое детство и интересную юность провела в городке Поццуоли под Неаполем. Уже с 14 лет она мечтала стать актрисой. Софи принимала участие в конкурсе «Мисс Италия», также она была фотомоделью. Софи Шиколоне в 1952 году встретилась с Карло Понтии, известным продюсером, который не только стал ее мужем, но и открыл ей двери в большое кино.

Сначала ей доставались эпизодические роли, например, «Сердца на море». Но Софи быстро сумела завоевать любовь зрителей и также обратить на себя внимание знатных режиссеров. Поэтому уже к 20 годам она стала признанной звездой кинематографа.

За фильм «Чочара» в 1960 году Софи получила самые престижные премии - американского Оскара и кинофестиваля в Каннах. Много лет Марчелло Мастроянни был ее постоянным партнером в очень многих фильмах. За романтический фильм «Брак по-итальянски» актриса также получила «Оскара и была награждена в 1965 году премией Международного кинофестиваля в городе Москва.

А всего ей удалось сняться в более чем 20 лентах.

Мэрилин Монро




Норма Джин Бейкер Мортенсон родилась 1.06.1926, в Лос-Анджелесе. А умерла в 1962 году в Брейтвуде, Калифорния.

Она была легендой при жизни, и остается легендой даже после смерти. Прожила довольно яркую, но также короткую и трудную жизнь. Предмет мечтаний многих мужчин, секс-символ Америки, красавица, которой завидовали многие женщины, актриса, стремительный взлет которой на вершину кинематографа оказался чудом, но на самом деле она была трагедийной фигурой.

Неудачная личная жизнь, напрасные попытки доказать себе и режиссерам, что «красотка» способна на большее, чем просто демонстрация своих прелестей. Это и есть основные причины трагедии, которая разыгралась в большом богатом особняке в 1962 году утром 5 августа, где и было обнаружено тело Монро.

Но, чтобы понять всю глубину той трагедии, достаточно вернуться в прошлое, когда Джин только начинала постигать первые шаги жизни. А эти уроки были суровы: истерики матери, нищета, изнасилование отчимом, когда ей было лишь 8 лет, тоска и ощущение одиночества.

И неизвестно как бы в дальнейшем сложилась ее судьба, если бы Бог не наделил ее прекрасным телом, хорошеньким личиком и удивительной кожей, когда обаяние ангела сочетается с соблазнительностью. Ранний неудачный брак и быстрый развод, приглашение работать манекенщицей и фотомоделью - это юность Мэрилин.

В 1947 году поступило первое приглашение сняться в кино, когда актриса появилась в эпизоде «Опасные годы». Затем последовали другие предложения - "Скудда-У! Скудда-эй!"(1947 год), "Дамы из кордебалета" (1949 год), "Шаровая молния" (1950 год) и т.д. Тогда молоденькая и хорошенькая актриса понравилась критикам и публике.

Однако для всех режиссеров Монро всегда оставалась сексапильной, красивой женщиной, поэтому никто из приглашавших режиссеров не видел в ней актрису. Поэтому таков и репертуар кинолент с ее участием, о содержаниях которых можно судить даже по названиям: "Любовное гнездышко"(1951 г.), "Давай поженимся" (1951 г.), "Мы не женаты" (1952 г.), "Можно входить без стука"(1952 г.), "Джентльмены предпочитают блондинок"(1953 г.), "Как выйти замуж за миллионера"(1953 г.) и т.д.

Ажиотаж вокруг Монро достиг своего апогея, когда стало известно, что очередным ее мужем стал знаменитый американский писатель, и также драматург, Артур Миллер.

Все попытки изменить свой сексапильный экранный имидж были обречены на неудачу. И она получает приглашения на участие лишь в очередных драмах, где ей все также отведена роль пустоголовой и соблазнительной красотки.

Развод с Артуром Миллером, мысли о приближающейся старости, постоянная неудовлетворенность работой - всё это привели актрису к острой депрессии. А выход она нашла в алкоголе, наркотиках и снотворном. Не смотря на то, что официальное заключение - самоубийство, и по настоящее время день смерти величайшей актрисы вызывает немало догадок и пересудов.

После смерти Мэрилин Монро всё также продолжает привлекать к себе внимание. И в Европе и Америке было опубликовано немало книг, множество статей, в которых делалась попытка понять ее феномен.

И уже спустя почти пол столетия авторы многих книг, кинолент пытаются проникнуть в душу этой женщины, которая так и осталась непонятой. Но память о ней жива и доказывает, что Мэрлин Монро была намного более ярким явлением, чем просто сексуальная и красивая блондинка.

Одри Хепберн


Одри Хепберн родилась 4.05.1929 г. в Бельгии (местечко Иксель под Брюсселем), дочь голландской баронессы и английского банкира.

Одри свои школьные годы провела в Голландии, в оккупированном фашистами Арнхеме, где она жила после развода родителей с матерью. Там же Одри Хепберн училась балету в консерватории. Затем после войны она продолжила свое образование в Лондоне. В 50-х Одри снималась в нескольких фильмах и посещала классы актерского мастерства Эйлмера Феликса.

Французская писательница Колетт в 1951 году, после того как увидела актрису на съемках картины фильма «Малышка из Монте — Карло», настоятельно рекомендовала, чтобы именно она исполнила главную роль в фильме, написанному по ее роману «Жижи». И именно после этой успешной работы, Одри вскоре получила роль в комедии «Римские каникулы», за которую получила «Оскар», как лучшая актриса. Затем она четыре раза номинировала на Оскар.

Незаурядная и потрясающая внешность в сочетании с актерскими способностями обеспечили ее головокружительной карьерой в шоу-бизнесе и кино. Свободное время она посвящала общественной деятельности и благотворительности, была послом ЮНИСЕФ, принимала участие в миссии милосердия Сомали, и также других горячих точках.

Бриджит Бардо


Бриджит Бардо родилась в 1934 году 28 сентября в Париже, семье Анны-Мари Мюсель и бизнесмена Луи Бардо. Она вместе с младшей сестрой с самого детства занималась танцами под влиянием матери. Бриджит была не очень способной ученицей в начальной школе, но в то же время обладала грацией и природной пластикой, поэтому сосредоточилась на балетной карьере, в то время как младшая сестра, Мижану, проявила наибольшую склонность к точным наукам, поэтому и оставила танцы.

Затем Бардо в 1947 году подала документы в Национальную академию танца, но, несмотря на жесточайший отбор, оказалась в числе зачисленных, а их было всего восемь. Она посещала класс Бориса Князева, русского хореографа.

Бардо в 1949 г. участвовала в показе мод, затем ее фотографии показали сценаристу и режиссеру Марку Аллегре, который и пригласил Бриджит на кинопробы. Эти кинопробы Бардо удачно прошла и получила роль, но вскоре съемки фильма были отменены по непонятным причинам. Тем не менее, эти знакомства повлияли на ее карьеру и дальнейшую судьбу.

В 18 лет она первый раз снялась в фильме и в то же год выходит замуж за Роже Вадима.

Всего с 1952 по 1956 года Бардо снялась в 17 фильмах, это в основном были лирические комедии или мелодрамы, также она играла в постановках пьесы в театре.

Всемирная известность ей пришла после фильма «И Бог создал женщину», в которой она сыграла главную героиню, мечущуюся между мужчинами. Этот фильм в Европе вызвал шок и массу негативных откликов, был осужден католической церковью по причине обнаженных сцен и вызывающего поведения Бриджит. Но в Америке фильм стал сенсацией. Некоторые историки считают эту картину началом сексуальной революции.

С тех пор Бардо начала работать с такими известными мировыми режиссёрами как Жан-Люк Годар, Луи Маль, Кристиан Жак. Не менее известные фильмы с участием Бардо: «Бабетта идёт на войну», «Ромовый бульвар», «Вива Мария!», «Презрение». «Истина».

За свою кинематографическую карьеру Бриджит снялась в более 50-ти картинах.

Незадолго до своего сорокалетия Бриджит Бардо объявила о завершении своей карьеры и посвятила себя борьбе за благосостояние животных.

Катрин Денев

Катрин Денев. Она родилась в Париже 22.10.1943 г. и стала третьим ребенком в актерской семье Рени Денев и Мориса Дорлеака.

Свою актерскую карьеру Денев начала уже в 16 лет в комедии «Ученицы колледжа» Андре Юннебеля. Однако внимание на нее не особо обращали, а заметили только в 1963 году после участия в фильме «Пророк и добродетель» Роже Вадима, возлюбленного Катрин. Вадим Кристиан стал плодом их любви, родившийся в 1963 году.

Но мировую славу Денев получила после киномузыкального шедевра Жака Деми-«Шербурские зонтики»-который получил главный приз Каннского фестиваля.

Не один раз Катрин снималась со своим другим возлюбленным Марчелло Мастроянни. В 1972 году у них родилась дочь по имени Кьяра.

Катрин Денев всегда хранила имидж ледяной буржуазной красавицы, поэтому оставалась востребованной актрисой в течение долгих и трудных десятилетий и не боялась сниматься в проектах радикальных и неординарных режиссеров. Фильмы с ее участием - «Сука» и «Дикарь» (1975), «Танцующая в темноте» , «Голод», «Любимая теща», «Восток-Запад», «Вандомская площадь», «Монастырь», «Письмо», «Обретенное время» и другие.

Элизабет Тейлор


Невозможно представить себе историю Голливуда без этой необычайной красоты женщины с яркими фиолетовыми глазами, скандальным характером и бархатными бровями. Своевольная, капризная, жестокая, грешная, увешанная драгоценностями и разодетая, именно она олицетворяла собой женственность, которая была столь притягательна не только в искусстве, но и в жизни.

Элизабет Тейлор родилась в семье английского торговца, который торговал произведениями скульптуры и живописи. Но в возрасте семи лет, родители переехали в Америку, где папа Элизабет открыл свою художественную галерею в самом модном и богатом районе Лос-Анджелеса.

С самого детства Тейлор отличалась необычайной красотой. Поэтому первое предложение сняться в кино было в 10 лет. «Каждую минуту рождается такой», именно этот фильм положил начало ее актерской карьере.

От детских ролей, таких как «Лэсси, вернись домой» (1943 год), «Джейн Эйр» (1944 год), «Белые скалы Лувра» (1944 год), «Мужество Лэсси», «Синтия» (1947 год), постепенно Лиз перешла романтическим ролям - «Места под солнцем» (1951 год).

Что касается ее личной жизни, то здесь всегда была пища для пересудов. Когда ей исполнилось 17 лет, у нее завязался роман Говардом Хьюзом, миллиардером. А вскоре была свадьба с Ником Хилтоном, владельцем многочисленных отелей. Спустя всего несколько месяцев счастливой жизни наступили скандалы, дрязги, шумные ссоры, которые стали достоянием общественности. Затем развод и новый брак. На этот раз замужество Элизабет с Майклом Уилдингом длилось пять лет. После этого новое увлечение, такое сильное, что Тейлор принимает иудейское вероисповедание. И возможно всё сложилось бы счастливо, но ее тритий муж Майк Тодд, кинопродюсер, разбивается на самолете, который был назван в честь любимой жены - «Счастливая Лиз». Эдди Шифер - ближайший друг погибшего, стал очередным увлечением красавицы. Но в этот раз Америка была безумно возмущена, так как ради Тейлор Эдди пошел на шумный бракоразводный процесс с Дебби Рейнольдс.

Бурные романы лишь создавали дополнительную яркую рекламу ей и фильмам с ее участием. Даже скептики признавали, что Элизабет не только безумно красива, но фантастически талантлива. Были и проходные роли, которые не требовали особых усилий - «Маленькие женщины», «Айвенго», «Девушка, у которой было всё» и т.д., было немало серьезных работ - «Кошка на раскаленной крыше», «Рапсодия», «Внезапно прошлым летом» - где она показала себя также прекрасной интуитивной актрисой, которая может исполнять любые психологические роли.

Несмотря на то, что она трижды представлялась к высшей награде, но своего 1-го «Оскара» она получила только за фильм «Баттерфилд, 8» (1960 г.), и не за самую свою удачную роль.

Затем всё также ее личная жизнь переплетается с творческой. После съемок фильма «Клеопатра» с актером Ричардом Бертоном у нее начинается бурный и головокружительный роман, длившийся с переменными успехами 20 лет. Попойки этой пары и шумные скандалы много лет смаковались в печати. Но всё же и этот союз привел к высоким творческим удачам. Таким как «Кто боится Вирджинии Вулф», за роль в которой она получила своего второго «Оскара», «Укрощение строптивой».

Элизабет довольно непредсказуемая личность. Много раз газетчики писали невероятные небылицы: у Тейлор вскоре родиться восьмой внук или Элизабет выходит замуж восьмой раз. Конечно, этому предшествовало немалое количество бурных романов с актерами, ювелирами, баронами и официальный брак с Джеком Уорнером, сенатором. И вообще вряд ли кто будет предсказывать дальнейшую ее судьбу, но пока она вполне счастлива с бывшим шофером грузовика Ларри Фортенски, с которым она случайно познакомилась в клинике для алкоголезависимых.

Но может именно в этом и заключается самое главное очарование Элизабет: как и нельзя предсказать ее судьбу следующей киноэкранной работы, так и нельзя предугадать ее последующие поступки в жизни. Но в одном она всё же остается постоянной…она уникальный феномен, просто она - Актриса и Женщина. И больше не надо слов.

Грейс Келли



Грейс Келли родилась 12.11.1929 г. в Финляндии, а умерла 14.09.1982 г. в Монте-Карло.

Неприступная, элегантная, красивая и очаровательная Грейс обладала фантастически притягательной силой. Именно она стала символом роскошной женщины, вслед которой бросали восторженные взгляды все те, кто не просто искал в своем кумире то, что исчерпывалось зазывным покачиванием бедер и большим бюстом, а нечто совершенно большее. Она была наделена особой немного леденящей очаровательностью, которая была ярко выражена в ее тонких чертах лица, прорывалась сквозь безупречность манер и аристократизм поведения.

Не смотря на то, что родилась Келли в Америке, в ее жилах течет ирландская кровь. Отец ее был богатый промышленник, который занимался строительством, а в прошлом являлся чемпионом мира по гребле. Мать ее была фотомоделью в молодости. Дядя, лауреат Пулитцеровской премии, известный драматург Джордж Келли. Семья Грейс жила в роскошном особняке, Филадельфия. С самого детства Келли имела доступ в высшее общество. Но она стремилась к другому миру, отличного от того, где жили ее родители.

Грейс получила католическое образование в Рейнхилл, религиозном колледже. И именно в колледже она впервые в шестилетнем возрасте вышла на сцену, сыграв роль Девы Марии в рождественском спектакле.

Переехав в Нью-Йорк, Грейс начала работать фотомоделью, параллельно изучая актерское мастерство. Она часто пробовалась на разные роли, однако получала контракты только на рекламу сигарет, пива, пылесосов и шляп.

Наконец в 1949 г. ей всё же удалось сыграть в пьесе «Отец» А. Стриндберга. И с 1950 по 1952 года она часто стала появляться во всевозможных телевизионных программах. Поэтому на ее красоту обратили внимание, и в Голливуде предложили в фильме «14 часов» сыграть эпизодическую роль в 1951 году. И с этого началась ее замечательная, но недолгая жизнь в кино.

Он сыграла в немногим более 10 фильмах. Но при этом у нее есть «Оскар», а также слава самой кассовой актрисы времени ее славы. Грейс снималась у Фреда Циннемана в «Ровно в полдень», у Джона Форда в «Могамбо». Также в картине «Деревенская девушка» 1954 года.

Несомненно, что в ее красоте было нечто притягательное, но в то же время настораживающее. Возможно, что именно на эти качества Грейс и обратил внимание Альфред Хичкок, в трех фильмах которого она потом снялась. «В случае убийства набирайте «М»» и «Окно во двор» - лучшие работы режиссера. А, когда снимался третий фильм «Поймать вора», принц Монако обратил внимание на Келли. Затем последовала пышная свадьба, Грейс стала принцессой 18 апреля 1956 года.

В основном на этом и закончилась ее карьера в кино. Однако с 1976 по 1981 года она являлась членом совета директоров в компании «XX век Фокс». Несколько раз к ней обращались с просьбой вернуться в кино, монакский двор был против, ведь Грейс - их первая леди. Теперь ее лицо появилось на марках. По-прежнему о ней писали газеты, но уже в светской хронике.

Грейс трагически погибла 14 сентября 1982 года в автокатастрофе. Осталась в живых ее дочь, которая сидела за рулем машины.

Грейс Келли добилась в жизни всего, к чему она стремилась. Работала с лучшими актерами и режиссерами, получила «Оскар», являлась не только принцессой американского кино, но и в реальной жизни коронованной аристократкой.

Вивьен Ли


Вивиан Мэри Хартли родилась 5.11.1913 года в Индии, город Дарджилинге, а умерла в Лондоне в 1967 году 8 июля.

Вивьен являлась дочерью английского чиновника, поэтому она получила образование не в одном закрытом пансионате различных стран Европы, а в 1932 году Ли поступила и училась в Королевской академии драматического искусства. Первый выход в кино - в 1934 году, а на сцену - в 1935 году. Первые кинопробы не принесли большого плода, а вот появление молодой актрисы в театре «Амбассадор» заметили сразу. А. Корд сразу же заключил с Вивьен контракт. «Пламя над Англией», именно после съемок этого фильма зародилась романтическая легенда кинематографа, которая связала имена Лоуренса Оливье и Вивьен Ли.

К тому времени актриса была замужем за Гербертом Ли Холменом, адвокатом, а Лоуренс женат на Джин Эсмонд, актрисе. Роман двух влюбленных мучительно развивался до 1940 года, потом они наконец-то соединили свои судьбы.

Именно тогда сформировался образ экранных героинь Ли. Они были хрупкими красавицами, которых нещадно преследовали превратности жизни. Однако этот образ сложился не сразу. В первых своих картинах она играла легкомысленную красавицу - «Янки в Оксфорде», а в «Переулок Св. Мартина» - юную беспризорницу.

Звездой она стала после съемок фильма «Унесенные ветром» в 1939 году, где она сыграла роль Скарлетт О’Хары. Этот фильм до начала 70-х годов был чемпионом проката. Вивьен Ли за главную женскую роль в этом фильме получила «Оскар».

Лишь в 1941 году совместные выступления с Оливье перешли в кино. А.Корда, который долгие годы был их сердечным поверенным, задействовал обоих в мелодраме, снимавшейся в США, «Эта женщина Гамильтон».

В дальнейшем Вивьен Ли часто выступала вместе Л. Оливье в театре. Не смотря на это, всем запомнилась ее роль Анны Карениной из неудачного в других отношениях фильма Ж. Дювивье. А роль Бланш Дюбуа, фильм «Трамвая «Желание»», принесла ей еще одного «Оскара».

К этому времени личный кризис Ли, связанный с неустойчивой психикой и частыми вспышками душевной болезни, прогрессировал. Сильным ударом стал для нее развод с Оливье, который произошел в 1960 году. Она еще дважды выступила в кино, «Римская весна миссис Стоун» и «Корабль дураков». А в 1967 году Ли умерла от туберкулеза, который мучал ее почти четверть века.

Клаудиа Кардинале


Клаудиа Кардинале родилась 15.04.1939 года в Тунисе, где жила с родителями, которые переехали из Италии. Итальянская актриса телевидения и кино.

Карьера актрисы началась в 1957 году после победы на конкурсе красоты. В Венеции во время поощрительной поездки многие продюсеры стали предлагать Кардинале кинопробы, а затем и эпизодические роли, однако она поначалу от них отказывалась. Кардинале начала посещать курсы актерского мастерства при Римском Экспериментальном киноцентре. Затем кинокомпания «Видес» предложила и заключила с ней контракт на ближайшие семь лет, исполнение ролей второго плана. Согласно контракту она не имела права стричь волосы, выходить замуж и полнеть. Однако, вскоре Клаудиа вышла замуж за Фр. Кристальди, который являлся владельцем компании «Видес» и на долгие годы стал ее продюсером. Именно сотрудничество с этой компанией обеспечило актрисе довольно хорошие роли во многих фильмах. А ее имя стало известным после фильма «Красавчик Антонио» М. Болоньини.

Дебютировала Кардинале в 1960 году в фильме «Рокко и его братья» Л.Висконти. И несмотря на маленькое количество эпизодов и минимум слов ее Джинетта очень хорошо запомнилась зрителю. Висконти также приглашал ее в фильмы «Туманные звезды Большой Медведицы», «Леопард II», «Семейный портрет в интерьере».

Кардинале в 1963 году за роль простой девушки в антифашистской картине «Невеста Бубе» получила «Серебряную ленту». В этом фильме актриса сама впервые озвучила свою актрису - ее хриплый голос не нравился многим. В этом же году она снялась в фильме «8 1/2» .

Не смотря на то, что Кардинале много работала в Голливуде, она так и не достигла свободного английского разговорного, как Софи Лорен. Ее американские работы: «Мир - это цирк», «Розовая пантера», «Профессионалы», «Потерянная команда», «Дьявол с героями», «Не гони волну» и «Чудесная пара». Кардинале развелась со своим мужем Кристальди в начале 1970-х, а через несколько лет вышла замуж за П.Скуитьери, и у них родилась дочь.

Как большинство сексуальных символов Кардинале перешла на психологические роли. Такие картины: «Красная палатка», «Фицкарральдо», «Аудиенция», «Шкура». Актриса снялась практически во всех фильмах мужа. В том числе в «Корлеоне» и «Железном префекте II».

В 1988 году за вклад в киноискусство актриса получила «Давид», итальянскую национальную премию. А в 1965 году ей вручили английский орден. Она сыграла свыше 100 ролей. Живет в Париже, и очень часто появляется в документальных и телевизионных фильмах.

Джина Лоллобриджида

Джина Лоллобриджида родилась в 1927 году 4 июля в очень бедной многодетной семье. Поэтому очень рано для себя она поняла, что она хочет добиться в жизни славы, которая сможет принести ей деньги, и главное - свободу.

У Джины было самое важное оружие - это трудолюбие. И, безусловно, ее красота. В три года ее окрестили самым красивым ребенком всей Италии. В 1945 году вся ее семья переезжает и поселяется на окраине Рима. Джина также продолжает рисовать, продает свои карикатуры и шаржи. Это была реальная помощь ее семье, а также возможность насобирать денег на обучение в Риме. Но и этого оказывается мало. Она начинает учиться на скульптора, и в это же время берет уроки вокала.

Дебют в кино состоялся в 1964году, когда она начала сниматься в эпизодических ролях: «Любовный напиток», «Черный орел», «Преступление Джованни Эпископо», «Лючия Ламмермур». Но это только путь к началу ее карьеры.

В 1947 году Джина участвует в конкурсе красоты, но всё же занимает лишь второе место. Зрители аплодировали ей стоя, требуя, чтобы именно она поехала на конкурс «Мисс Италия». Однако и там опять неудача, она занимает опять-таки второе место. Но теперь Джина стала известна, ее стали многие узнавать на улице, приглашение в кино не заставили себя долго ждать. Опять маленькие роли - «Набат», «Паяцы», «Ансельмо навеки». Так продолжалось до 1951 года, пока ее не пригласили принять участие в фильме Карло Линдзани «Опасно, бандиты». Именно с 1952 года для нее начинается «большое кино». Она становится известной за пределами страны. Появляются новые работы - «Римлянка», «Провинциалка», «Хлеб, любовь и фантазия», другие. Первые награды - «Серебряная лента». .

В конце 60-х годов актриса реже появляется на телевизионном экране, а затем вовсе перестает сниматься.

В 1981 году Джина застраховала свой бюст.

Джина баллотировалась в Европарламент в 1999 году, сотрудничает с ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО.

Сейчас ей уже 75 лет, и она в отличной форме. У актрисы уже родился внук, а она всё также обожает сильно декольтированные яркие платья и говорит, что всё у нее еще впереди.

В Санкт-Петербурге завершилась выставка картин легендарной мексиканки Фриды Кало - не только одной из самых великих художниц в мировой истории, но и женщины с очень непростой судьбой. Мы рассказываем о Фриде и других неординарных женщинах XX века, чья жизнь сложилась трагически.

Мэрилин Монро

Мать Нормы Джин Бейкер попала в психиатрическую клинику, когда будущая кинозвезда была еще ребенком. Девочка долгие годы скиталась по домам родственников и приютам, пережила череду сексуальных домогательств. В возрасте 16 лет Норму насильно выдали замуж. Несмотря на всемирное признание и бесконечную череду любовников и почитателей, Мэрилин Монро всю жизнь была очень одиноким человеком, так и не смогла завести желанного ребенка, боялась, как мать, сойти с ума и говорила, что жизнь в свете софитов и звание «секс-символа» - вовсе не ее мечта. Скончалась актриса при загадочных обстоятельствах: ее нашли мертвой в собственном доме с телефонной трубкой в руках. Рядом валялась упаковка от снотворного.

"Что хорошего в том, чтобы быть Мэрилин Монро? Почему я не могу быть просто обыкновенной женщиной? Женщиной, которая может иметь семью… Я хотела бы иметь всего одного ребенка. Моего собственного ребенка№

Анна Ахматова

Многие близкие Анны оказались жертвами репрессий. Первого мужа поэтессы, Николая Гумилева, расстреляли, третий погиб в лагерях. Трагическая судьба была уготована и сыну Ахматовой, который провел в заключении более десяти лет. Анна писала письмо Сталину с просьбой освободить мальчика, но оно осталось без ответа.

"Шекспировские драмы - все эти эффектные злодейства, страсти, дуэли - мелочь, детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас"

Вивьен Ли

Брак Вивьен с главной любовью всей ее жизни, Лоуренсом Оливье, был непростым: актер ревновал к успеху жены, как-то раз даже выбросил в окно ее «Оскар». Много горя принесло звезде «Унесенных ветром» и слабое здоровье - она была подвержена маниакальной депрессии, а в 1945 году подхватила туберкулез. Вивьен Ли страдала от истерических припадков, временами не узнавала мужа и даже била его, лежала в психиатрической клинике, получила диагноз «биполярное расстройство личности». Оливье оказался не готов к жизни с Ли, настроение которой скакало из стороны в сторону, и в конце концов попросил развода, чтобы жениться на другой. Через семь лет после разрыва с любимым Вивьен умерла во время очередного приступа туберкулеза.

"Помните ту сцену из «Унесенных ветром», в которой Скарлетт говорит: «Хорошо, что моя мать умерла и не видит, во что превратилась ее девчонка?» Так вот, это обо мне"

Марина Цветаева

После гражданской войны поэтесса оказалась в эмиграции, где из-за сотрудничества ее мужа, Сергея Эфрона, с советским правительством, произведения Цветаевой почти не печатали. Семья поэтессы чуть не умерла от голода. В итоге Эфрон, а затем и сама Цветаева, отправились на родину. Но дома Марину ждали страшные новости: оказалось, что ее сестра несколько лет назад была арестована. Затем в ссылку отправилась дочь поэтессы. Эфрона коммунисты расстреляли. Цветаева повесилась в 1941 году, почти сразу после того, как с сыном отправилась в эвакуацию.

"Никто не может вообразить бедности, в которой мы живем. Мой единственный доход - от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода"

Фрида Кало

В 6 лет она перенесла полиомиелит, и одна ее нога на всю жизнь осталась тоньше другой, а в 18 стала жертвой страшной аварии: автобус, в котором ехала Фрида, столкнулся с трамваем. Переломы позвоночника, ключицы, ребер, таза, костей правой ноги, вывихнутое плечо и живот, проколотый металлическим штырем… Фрида, энергичная и жизнелюбивая девушка, оказалась надолго прикована к кровати. Проблемы со здоровьем мучили Кало всю жизнь: она так и не смогла выносить ребенка, о котором мечтала, и перенесла несколько десятков операций. Душевных страданий в жизни великой художницы было не меньше, чем физических. Муж, художник Диего Ривера, постоянно ей изменял (одной из любовниц художника была родная сестра Кало). Фрида и Диего неоднократно пытались расстаться, однажды даже развелись, но не смогли жить друг без друга - и в итоге опять поженились. Умерла великая художница от воспаления легких.

"В моей жизни было две трагедии. Первая - трамвай. Вторая - Диего. Вторая была страшнее"

Грейс Келли

Одна из самых выдающихся актрис своего времени оставила блестящую карьеру ради свадьбы с князем Монако Ренье III. Родственники монарха были против того, чтобы новоиспеченная княгиня продолжала быть «лицедеем», и красавице пришлось посвятить себя мужу и детям. Однако жизнь при дворе не принесла Грейс счастья: голливудская красавица чувствовала себя птицей в золотой клетке. Ренье был нелюдим, часто публично посмеивался над женой, ненавидел ее популярность у подданных. Занятия Грейс благотворительностью и выставками вызывали у него гнев. Дети выросли чересчур капризными и избалованными. Келли мечтала вернуться к прежней, актерской, жизни… Закончилось все трагично: у княгини случился инсульт, когда она была за рулем машины. Грейс скончалась в госпитале на следующий день.

"Здесь, в Монако, будучи женой Ренье, я могу играть только одну роль… быть его принцессой"

Регина Збарская

«Советская Софи Лорен» известна как королева подиума, любимица всего СССР и женщина, окутанная тайной. Регина была всецело предана своему мужу, художнику Льву Збарскому, который вынудил манекенщицу сделать аборт, когда та забеременела. Пытаясь справиться с чувством вины, Регина подсела на антидепрессанты. Лев же внезапно ушел от благоверной и завел новую семью. Збарская, психическое состояние которой стремительно ухудшалось, бросила карьеру в надежде вернуть супруга, но любвеобильный мужчина эмигрировал в США. Тогда Регина поняла, что Лев потерян безвозвратно, вскрыла себе вены и угодила в психиатрическую больницу… После длительного лечения, безуспешных порывов вернуться на подиум и еще одной попытки самоубийства Збарская опять оказалась в лечебнице. Там она и скончалась, наглотавшись снотворного.

"Я столько зла принесла в этот мир, и вот наступает наказание за мой грех"

Маргарита Назарова

Свою главную страсть - укрощение тигров - дрессировщица и звезда «Полосатого рейса» всецело разделяла с мужем, Константином Константиновским. Но, по злой иронии судьбы, именно эта страсть погубила несчастного мужчину. Он скончался после того, как во время выступления на него напал тигр. Маргарита не смогла смириться с потерей любимого, без которого жизнь стала ей не мила. Она ушла из цирка из-за нервного срыва. Сын Назаровой и Константиновского вырос и уехал за границу. Маргарита, до последнего отказываясь от любой помощи, скончалась в нищете и одиночестве.

"Влюблялись ли в меня? Да, часто. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью?»"

Жаклин Кеннеди

Журналист, икона стиля и одна из самых выдающихся первых леди США не была счастлива в браке: ее холодно принял клан Кеннеди, муж то и дело ходил налево, первый ребенок родился мертвым, еще один скончался через два дня после появления на свет. Изображать идеальную супругу президента, вероятно, было непросто, но образцом силы и стойкости в глазах всего мира Жаклин стала, когда Джона Кеннеди застрелили прямо на ее глазах. Она долго отказывалась снять запачканный его кровью розовый костюм, заявив, что хочет, «чтобы все видели, что они сделали с Джоном». Через пять лет после убийства президента его вдова вышла замуж за греческого бизнесмена Аристотеля Онассиса, которого - увы - ей тоже было суждено пережить. Жаклин скончалась в 90-х от лимфомы.

"Кто способен понять, каково это - жить в Белом доме, а потом в один миг превратиться во вдову президента? В этом есть что-то безысходное. А дети? Весь мир сочувствует им. Мне страшно за них, ведь они - у всех на виду. Как обеспечить им нормальное детство?"

Женщины XX века

Что вы знаете о фильмах-портретах? Ну да, поколенческих. Их мало, качественных — еще меньше, и последних объединяет один очень важный момент: ТАМ хочется оказаться. Причем не важно совершенно, это ревущие двадцатые, или послевоенные годы, — поколение/десятилетие изображено так, будто это «то самое время», в которое нужно было родиться, чтобы почувствовать… А что, собственно? Счастье? На самом деле, есть еще одна общая черта: поиски места в мире и поиски счастья, так уж вышло, что это важные для человека любого времени вещи.

Так вот, фильм «Женщины XX века» именно такой: поколенческий портрет с особым шармом.

Поговорим о названии: главные героини (их три) разного возраста предстают со своей кучей проблем и тонной обаяния на экране как окружение 15-летнего мальчишки по имени Джейми, и сюжет, по сути, вьет спираль вокруг него. Парень попал в то время, когда сомнения движут всем, а любой парень начинается с матери… И ею тоже движут сомнения.

Мать, Доротея (состаренная Аннет Беннинг), родилась в 1924-м году, пережила военное время и Великую Депрессию, ее сын родился, когда ей было 40, и, отчасти, именно из-за разницы в возрасте ей сложно наладить с сыном связь, которая ей кажется непрочной. К тому же, она растит Джейми одна, и тревожится о том, что не справляется, что заставляет ее закрываться не только от мира, но и от сына, однако, при этом она остается оптимистичной. Она много курит, работает с биржевыми показателями, делает затяжной ремонт в большом доме и устраивает веселые ужины.

Есть Эбби (Грэта Гервиг), квартирантка Доротеи, на 9 лет старше Джейми. Она творческая личность, пережившая рак, ищущая себя то поступательно, то агрессивно, она слушает группы, которые поют, зная, что петь не умеют, ярко одевается и много фотографирует. Она из поколения девочек, чьи матери лечились от бесплодия опасным препаратом, гарантирующим рак их детям. Но зато тогда еще не слышали о ВИЧ. Конечно, она влияет на мальчика, она просвещает его, или просто посвящает в истории из своей жизни, чему-то учит, что-то показывает, иногда это даже открывает ему глаза.

Есть еще Джули (Эль Фаннинг), она на пару лет старше Джейми, и они дружат с детства. Ее мать — психолог, это модно, популярно, и даже иногда полезно, но только не для Джули. Она старается быть сильной и свободной от всех чувств, она закрытая и тихая, хотя внутри, конечно, прячет то же, что и прочие обладатели тихого омута. Она очень близка Джейми — до тех пор, пока он не поймет, что это ближе дружеской связи. Она мечется в поисках чего бы то ни было — себя, или ощущений, или той самой силы со свободой, и ей приходится непросто.

Вот три возраста женщин, которые мучились сомнениями в 70-х гг. И отыгран этот портрет десятилетия прекрасно: неуклюже высокая, сутулящаяся, лопоухая и с челкой на глазах Эль; красноволосая Грета, чья мимика почему-то чертовски напоминает трогательную физиономию Джареда Лето в фильме Аронофски (тоже фильм-портрет, кстати); Аннет Беннинг, замечательная нестереотипная мать, которая отлично вливается в бегущие 70-е, которая стремится узнать сына через музыку, которую он слушает, через разговоры с его друзьями, через экскурс по современности от квартирантки. Просто прекрасно сработано! Смотреть на игру этого актерского состава — одно удовольствие. Кстати, Джейми отлично сыграл Лукас Джейд Зуманн, у которого прежде не было ролей в масштабных кинопроектах, так что наверняка после этого фильма он отхватит ролей получше и посерьезнее. Но его характер и типаж необязательно проговаривать, ведь в названии фильма нет ни слова про мужчин (хотя он ох как хорош и ох как важен!), а еще пусть останется хоть какая-то интрига для зрителя.

Отлично передана атмосфера тех годов, времени сомнений в Соединенных Штатах. Волшебно и наркотически выглядят поездки на авто куда бы то ни было, занимательно разнообразие костюмов, ярче всего говорящих о том времени, звучит прекрасная музыка группы «Talking heads», и очень обворожителен юмор этой картины, который позволяет приобщиться к атмосфере довольно непростой и болезненной — если б только не солнце и усмешка.

Виталий Вульф, Серафима Чеботарь «50 великих женщин»

Эта книга – не собрание случайных очерков, а сборник жизнеописаний, имеющий сквозной сюжет. Здесь собраны портреты знаменитых актрис, кинозвезд, балерин, женщин-литераторов и женщин-политиков XX века, оставшихся в отечественной культуре и истории навечно.

Они блистали в разные эпохи, но их судьбы, их лица, их талант не только памятны до сих пор, но и поныне востребованы и поразительно современны, что есть признак сдвига Времен. Как говорится, времена меняются, мы меняемся, но с годами это становится смыслом.

Эта книга о тех, кто определил собой ЖЕНСКОЕ ЛИЦО РОССИИ в области Театра, Балета, Кино, а также в Литературе и Политике. Часть нашего труда посвящена также незаурядным женщинам западно-европейской культуры.

Первая часть – о великих актрисах, которые отдали свою жизнь сцене и своим творчеством навсегда изменили людей вокруг себя, – таких, как Ольга Книппер-Чехова и Лидия Михайловна Коренева, служившие еще в дореволюционном Художественном театре; Ангелина Степанова, пришедшая во МХАТ в начале двадцатых годов; Алла Назимова, игравшая в Художественном театре в год его открытия, а затем, оказавшись в США, ставшая знаменитейшей американской актрисой; гениальные Мария Бабанова и Фаина Раневская, некоторое время работавшие в одной труппе Московского театра драмы (ныне именуемого Театром имени Маяковского), – но Бабанова, начинавшая еще у Мейерхольда, играла на сцене этого театра всю жизнь, даже когда он назывался Театром Революции, а Раневская имела страсть переходить из труппы в труппу, пока в 1963 году не осела в Театре имени Моссовета, где и проработала 21 год.

Атмосфера жизни в двадцатом веке менялась очень часто, определялись широкие культурные движения в сторону освоения модернизма – в сторону Прокофьева, Мейерхольда, Стравинского, – но в театральной жизни преобладали идеи Станиславского и Немировича-Данченко, которые первыми угадали роль подтекста – не только на сцене, но и в жизни людей нового века. «Подтекст есть то, что поддерживает связи между людьми. Текст может разрушить эти связи, подтекст может их восстановить, – писал критик Вадим Гаевский. – Из такого понимания подтекста возникли знаменитые паузы Художественного театра».

Под влиянием идей Станиславского актрисы, о которых рассказано в этой книге, четко представляли себе внутренний мир человека и играли его с редкой глубиной и тонкостью. Они были людьми мечты и реального дела. Умели не вспоминать прежних обид и подчинять себя сцене. Это приносило им огромный успех, признание и особое положение. Они искали правды и понимали все линии романтизма, символизма, импрессионизма только как средство найти в роли и донести до зрителя дух истины и высокие человеческие мысли. Они и сами достигли небывалых высот, и в этом был источник их личных драм, соединений и разрывов… В их биографиях сплелись творческие удачи и семейные неурядицы, нападки прессы и любовь зрителей, мужское внимание и коварство самого главного врага каждой женщины – Времени, достойно бороться с которым надо уметь.

Вторая часть книги посвящена «звездам» экрана. Любовь Орлова, Марина Ладынина, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Алла Ларионова, «королева» немого кино Вера Холодная и Ольга Чехова, родная племянница О.Л. Книппер-Чеховой, оказавшаяся в начале двадцатых годов прошлого века в Германии и ставшая любимой актрисой фюрера… Каждая из них имела свою судьбу, свой домашний рок, слагавшийся из случайностей и закономерностей, все они стали частью черно-белой кинематографической сказки, персонажами заэкранного мифа – хотя далеко не все к этому стремились, порой это случалось как бы само собой, вследствие перипетий их экранной и жизненной драмы. Сенсации сопровождали их всю жизнь; серьезное, смешное и пошлое смешивалось воедино, и популярность порой отнимала их у искусства…

Сегодня, когда успех фильмов полностью зависит от кассы, а «звезды» зачастую являются продуктом публичности как таковой, будучи непомерно «раздуты» рекламой, но ничего не имея за душой, – на этом тусклом фоне «звезды экрана» двадцатого века снова загорелись, как неоновые огни реклам, и заставили вновь говорить о себе. Пример тому – телевизионный фильм о Валентине Серовой «Звезда эпохи», снятый через тридцать лет после ее смерти и обязанный популярностью только магии имени и судьбы этой незабываемой актрисы.

Конечно, сегодня уже никто не стоит за билетами ночи напролет, спектакли не возводятся, как прежде, подобно зданиям, на прочном фундаменте, всерьез и надолго, и никто из нынешних «звезд»-однодневок не способен навсегда удержать интерес зрителя, как это было в двадцатом веке. Но театр по-прежнему любим, и ажиотажный спрос существует, как существуют и наглые перекупщики, иномарки и толпы у театральных подъездов. Казалось бы, ничего не изменилось – кроме одного. Великие «Три сестры», поставленные Немировичем-Данченко еще в 1940 году, как ни странно, звали к будущему. Сегодняшние «модные режиссеры» в будущее не зовут – они лишь «выражают себя», не имея никакого творческого фундамента, оттого так много вокруг театральной дребедени с голыми попками, псевдоэротическими сценками и той псевдосексуальностью, которая привлекает – вернее, отвлекает – неискушенного зрителя, но не способна подарить тех женских образов и тех женщин, что потрясали и завораживали мир совсем недавно.

Нынешний зритель пресыщен театральным китчем и кинофантазиями, выполненными на высочайшем техническом уровне, но совершенно пустыми и бездушными; зритель устал от плоских комиксов, криминальных «саг» и дутых сенсаций, от ухищрений пластической хирургии, превратившей нынешнюю поп-культуру в галерею искусственных масок, – поэтому ЖИВЫЕ ЛИЦА двадцатого века сегодня вновь привлекают внимание публики, вызывая необычайный интерес… А их судьбы – счастливые и не очень, известные и забытые – служат образцами, по которым строят свои жизни, по которым учатся избегать ошибок и падений…

Третья часть книги посвящена «звездам» балета – гениальной Анне Павловой и Матильде Кшесинской, Иде Рубинштейн и Галине Улановой. Балеты всегда поэмы молчания. Мир возвышенной красоты всегда был и остается явлением высокой культуры. Но сегодня балет тоже изменился, что естественно. Достаточно посмотреть балет «Болт» на музыку Шостаковича в Большом театре, поставленный Алексеем Ратманским, чтобы понять, что хореограф тяготеет к тому «модерну», который можно увидеть в любом закоулке Европы.

А ведь прежде Мариинка и Большой, знаменитые «Дягилевские сезоны» дарили красоту и таинственные гармонии. Артистические возможности Анны Павловой и Матильды Кшесинской, казалось, не имели предела. Они стали легендами на века. Ида Рубинштейн была героиней «Дягилевских сезонов» – ее Клеопатра и Саломея в постановке Фокина в свое время потрясали зрителей. Галина Уланова была самой загадочной балериной, которую мне посчастливилось увидеть. В ней пленяли волнующая отдаленность и поэтический мир. После ее танца хотелось жить…

… О музах и женах, великих спутницах великих людей: Наталья Николаевна Пушкина, Любовь Дмитриевна Блок, Ольга Глебова-Судейкина, знаменитая актриса 20–30-х годов Зинаида Райх, которую любили Сергей Есенин и Всеволод Мейерхольд, Елена Дьяконова, известная всему миру как Гала, жена Сальвадора Дали, княжна Ирина Юсупова и величайшая авантюристка, умнейшая Мария Игнатьевна Закревская, бывшая последней спутницей Горького, который посвятил ей роман «Жизнь Клима Самгина». Все эти имена остались в русской культуре. Прозаические подробности их жизни захватывают не меньше, чем творения их великих мужей. Лирика существовала внутри домашнего обихода.

Атмосфера жизни меняется на глазах, определились новые культурные движения, кончилась эпоха трагических противостояний, как грибы после дождя появились новые имена актеров, режиссеров, рок-певцов, художников, но с подмостков жизни не уходят те знаменитые женщины, которым посвящена эта книга. Они оказались несменяемым реквизитом документальной литературы. Прошло много лет, как они исчезли с лица земли, но при всей изменчивости настроений публики она гораздо меньше обольщается новыми именами, чем портретами тех, о ком написаны очерки, вошедшие в этот том.

Вслед за музами идет раздел о женщинах-литераторах – Анне Ахматовой, Зинаиде Гиппиус, Эльзе Триоле, гениальной Марине Цветаевой. Как писал когда-то муж Цветаевой, трагически погибший Сергей Эфрон: «Отдаваться с головой своему урагану стало для нее необходимостью, воздухом ее жизни. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая – все обращается в пламя».

Имя ее сегодня воспламеняет души и сердца миллионов людей. Она прожила страшную жизнь. Достаточно прочесть ее записку незадолго до самоубийства: «Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Вздорю. Пока я нужна, но, Господи, как я мала, как я ничего не могу! Доживать-дожевывать. Горькую полынь. Сколько строк миновавших! Ничего не записываю. С этим кончено».

Она ушла, как и жила. Французский писатель Анри Труайя (русского происхождения) закончил биографию Цветаевой словами: «Марина, с ее пугливой гордыней, не могла бы сама выбрать для себя лучшего финала, чем этот анонимный уход в никуда». Она ушла из жизни в 49 лет. Не появилось ни одной заметки в газетах, над гробом не было сказано ни одного прощального слова. Шла война. Кровь заливала русскую землю, и никому не было дела до самоубийцы, гениального поэта, гениального прозаика, расставшейся с жизнью в далекой Елабуге. На могиле не поставили даже креста, где были бы имя и даты жизни. Место захоронения неизвестно. А имя Цветаевой сегодня будоражит умы. Она стала принадлежностью жизни современного поколения и спустя полвека после гибели оказалась на подмостках публичности, как и великая Анна Ахматова.

Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, писала удивительно точно: «Они были сестрами в поэзии, но отнюдь не близнецами; абсолютная гармоничность, духовная пластичность Ахматовой, столь пленившие вначале Цветаеву, впоследствии стали казаться ей качествами, ограничивавшими ахматовское творчество». «Она – совершенство, и в этом, увы, ее предел», – сказала об Ахматовой Цветаева.

На самом деле все было иначе. Мудрая Анна Ахматова сумела проявить свой великий дар при разных режимах, у Цветаевой были почитатели среди людей противоположных вкусов: тех, кто восхищался ею, что бы она ни писала, и тех, кто упрекал ее в недостатке ясности.

Сегодня они обе – классики русской поэзии, и очень трудно было приравнять к ним Зинаиду Гиппиус и тем более Эльзу Триоле. Но каждая из них имеет свою судьбу, свой домашний рок, слагающийся из случайностей и закономерностей, что и превратило их в миф для всех.

Последняя часть книги рассказывает о женщинах, причастных к политической судьбе своей страны. Это императрица Мария Федоровна, возлюбленная Ленина Инесса Арманд, первая в истории женщина-посол и женщина-министр Александра Коллонтай, Лариса Рейснер, чье имя звонко гремело в двадцатые годы прошлого века, незабываемый министр культуры советских времен Екатерина Алексеевна Фурцева и первая леди СССР Раиса Максимовна Горбачева…

Часть нашего повествования «Женские лица Запада » посвящена таким незаурядным женщинам как: Вирджиния Вулф, Коко Шанель, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Фрида Кало, Эдит Пиаф, Мария Каллас, Франсуаза Саган , Одри Хепберн и др.

Эта книга – о незабываемых именах, о тех, кто был божественно непоследователен и возвышенно несправедлив, потому их драматические отношения с окружением складывались загадочно и неожиданно. Большинство этих женщин терзались своей ответственностью перед жизнью. Каждая из них знала любовь и страдания, и с годами маска озабоченности ложилась на их лица. Обеспокоенный дух объединял их всех. Сегодня, на переломе столетий, эти имена вызывают громадный интерес. Очень многие – потерявшие ориентиры, сбитые с толку, обиженные – не находят вокруг идеалов и идолов. Дефицит великих имен повернул нынешнее поколение к прошлому. Уж очень стали надоедать экстравагантные мюзиклы, лакированная эстетика и нескрытая эротика. Мир все равно заворожен тайнами и загадками человеческих судеб, оттого все чемпионы кассы и мастера приключенческого бурлеска отходят в сторону. Все тоскуют о личностях, редких индивидуальностях и манкой женской красоте, помноженной на романтизм. Именно о таких женщинах – великих женщинах XX века – и рассказывает наша книга. Виталий Вульф

Принято думать, что творить историю — дело сугубо мужское, а главные герои в ней — брутальные полководцы, мужественные правители, талантливые ораторы, неугомонные революционеры и общественные деятели. Однако, в истории нашей страны существовало немало сильных и умных женщин, которые внесли свой неоценимый вклад в ее развитие.

Женщины-ученые, женщины-императрицы, женщины-литераторы – именно они скрупулезно строили и методично разрушали карьеры великих мужчин, не раз круто поворачивая ход истории и культуры. Женщины, которые не раз опережали свое время, женщины, которые проявляли настоящую выдержку и невероятную твердость, женщины, которыми мы восхищаемся, и которым до сих пор стараемся подражать.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга – правительница древнерусского государства с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси и первая русская святая. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, жестоко и изощренно отомстила злейшим врагам древлянам за его смерть, а затем и вовсе собрала войско для военного похода, мечом пройдясь по Древлянской земле, установив дани и налоги.

Таким образом, единство территории было сохранено и даже приумножено, а сама Ольга считалась в народе правительницей мудрой и справедливой.

После триумфально возвращения в Киев своей бесстрашностью, мудростью, волей и хитростью доказала, что способна единолично управлять государством, защищая его от врагов. Оставив дела внешние, она обратилась к внутренним проблемам: провела первую в истории Руси финансовую реформу, положила начало каменному градостроительству.

Хотя и дружина, и русский народ при ней были язычниками, сама Ольга крестилась, а после смерти была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Феодосия Морозова

Боярыня Феодосия Морозова (Юлия Мельникова). Кадр из фильма «Раскол»

Боярыня Морозова – самая знаменитая староверка, ставшая символом мужественности, железной воли и бесстрашия в борьбе за свои убеждения. Главная деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума за приверженность к «старой вере» была арестована по указу царя Алексея Михайловича, а затем лишенная имения и всех почестей, была сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь, где поверглась тяжелым пытками и допросам и выдержав их, была заточена в земляной тюрьме в Боровского городского острога, а 14 ее слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Умирая от физического истощения, Феодосия Морозова попросила перед смертью своего тюремщика выстирать в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке. Почитается старообрядческой церковью как святая.

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Одна из заметных личностей Российского Просвещения, Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота 1762, который очень подробно описала в своих мемуарах.

Однако. После восшествия на престол императрицы никакой роли в политике Дашкова не играла. По её предложению была также учреждена Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка. По ее же инициативе был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 годах (16 книжек) и носивший сатирическо-публицистический характер. В нём печатались лучшие литературные умы того времени: Фонвизин, Державин, Херасков, Княжнин и Богданович.

Дашкова собственноручно перевела «Опыт о эпическом стихотворстве» Вольтера, писала стихи на русском и французском языках, была автором нескольких академических речей.

Екатерина II Великая


Императрица всероссийская, правившая с 1762 по 1796 год, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного в народе и гвардии мужа Петра III. В результате правления Екатерины произошло значительное укрепление государства российского, а проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма. В культурном отношении Императрица способствовала вхождению России в число великих европейских держав, сама увлекалась литературной деятельностью, занималась меценатством, собирала шедевры живописи и состояла в переписке с французскими просветителями. При ней были весьма расширены границы империи: присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа, а также разделы Речи Посполитой.

Софья Ковалевская

Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина - профессор математики. Иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Дочь генерал-лейтенанта артиллерии В. В. Корвин-Круковского и Елизаветы Фёдоровны, первые уроки математики получившая от гувернанток и домашнего наставника.

Поступление женщин в высшие учебные заведения России в то время было запрещено и единственной возможностью продолжить образование – выехать за границу для поступления в иностранный университет. Однако, паспорт для выезда можно было оформить только с разрешения родителей или мужа. Отец «научному» будущему дочери воспротивился, по этому Софье пришлось самостоятельно организовать фиктивный брак с молодым учёным В. О. Ковалевским.

В 1874 году после защиты диссертации в Гёттингенском университете, Ковалевской была присвоена степень доктора философии.

В 1879 она делает сообщение на 6 съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге, а в 1881 Ковалевская избрана в члены Московского математического общества.

В 1884 году — профессор кафедры математики в Стокгольмском университете, в 1888 - лауреат премии Бордена Парижской академии наук.

В 1889 отмечается премией Шведской академии наук и избирается членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук. Помимо математики занималась литературным трудом: автор нескольких повестей, очерков и книги мемуаров.

Анна Павлова

Одна из величайших балерин XX века, чье имя до сих пор является символом русского балета XX века. По мнению некоторых критиков, главным отличием Павловой от других танцовщиц, блиставших на сценах театров и до и после нее, был неповторимый и ни с чем не сравнимый характер, индивидуальность и темперамент. Она сама была живым воплощением танца: жила им, жила в нем и ради него.

После окончания Императорского театрального училища, Павлова была принята в труппу Мариинского театра и, спустя 7 лет исполнения партий в классических балетах, заняла место ведущей танцовщицей труппы. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре она исполнила судьбоносную для своей карьеры миниатюру «Умирающий лебедь», составленную для нее М. Фокиным и принесшую ей известность, а после участия в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже к ней приходит известность уже всемирная.

«Секрет моей популярности — в искренности моего искусства»,- не раз повторяла Павлова, составляя маршруты своих гастролей, пересекающие все континенты земли, неся хореографическую культуру даже в самые отдаленные уголки мира. Именно с ее именем до сих пор ассоциируется русская балетная школа.

Наталья Гончарова

Известнейший живописец, театральный художник и график, имя которой ассоциируется с искусством эпохи авангарда в России, являлась правнучатой племянницей жены Пушкина, Натальи Николаевны Гончаровой. Активно занималась книжной иллюстрацией, литографией, плакатным искусством, участвовала в постановках «Русских сезонов» Сергея Дягилева, занималась персональными выставками. Наталья Сергеевна Гончарова отличалась невероятной трудоспособностью.

На одной из выставок в Москве она представила 762 произведения. По воспоминаниям современников, обладала необыкновенной харизмой и была блестящим оратором. Ее выставки и после смерти продолжают пользоваться огромной популярностью, а картины стоят дороже любых других художниц в мировом искусстве.

Анна Ахматова

Величайшая русская поэтесса, одна из самых заметных фигур Серебряного века русской культуры, стихи которой остаются актуальными для любого времени. Ее яркий талант, незаурядная личность и невероятно трагичная судьба оставили пожалуй один из самых глубоких следов не только в культуре XX века, но и вообще в истории России.

Переводчица и литературовед, номинант на Нобелевскую премию по литературе, мать и жена, опальная поэтесса - все это один человек, женщина, которая в дореволюционной России успела почувствовать вкус славы, издавая свои первые сборники немалыми тиражами. В послереволюционной России, однако, места для Ахматовой не нашлось и не могло найтись, как и для многих талантливых людей, ученых, деятелей культуры и искусства.

А дальше все покатилось в пропасть: аресты близких, ссылка единственного сына, расстрелы, Отечественная война и блокада Ленинграда… Трагедия Ахматовой - это трагедия целого народа, которую она воплощала в своих стихах, рассказывая о чудовищных и несправедливых потрясениях, выпавших на его долю.

Пройдя литературный путь от стихов, по словам самой Ахматовой которые «годились только для влюблённых лицеисток», и закончив сочинениями о советских репрессиях, Ахматова стала символом нескольких эпох, которые торопливо, кроваво и жестоко сменяли друг друга.

Вера Холодная

Необычайная внешность, природное обаяние и естественность помогли Вере Холодной за совсем недолгий период кинокарьеры стать самой известной и прославленной актрисой своего времени. «Королева экрана», законодательница моды, олицетворение нового декадентского типажа, пришедшего в 1910-х годах в Россию, сменив порядком надоевший образ «щекастой румяной русской красавицы».

Вера Холодная снималась у лучших режиссеров того времени: Е.Бауэра, В.Висковского, П.Чардынина, Ч.Сабинского. В 1917 году на экран вышел один из лучших её фильмов - «У камина», который имел оглушительный успех у публики и конечно позже был уничтожен советской властью, подобно другим популярным дореволюционным фильмам.

Вера Холодная была невероятно популярна за рубежом: киноленты с ее участием шли на экранах Европы, Америки, Турции и таинственной и неведомой Японии. Ей наперебой предлагали контракты европейские киностудии, но она отказывалась, говоря, что ее место только в России.

Казалось, что ее популярности не угрожает ничего: ни революция, ни гражданская война, но внезапная и ранняя смерть актрисы нарушила все планы и повлекла за собой долгую череду слухов и споров об истинной причине ее внезапной кончины. Таким образом Вера Холодная вошла в историю не только как самая популярная актриса эпохи немого кино в России, но и как одна из самых загадочных женщин в ее истории.

Валентина Терешкова

Первая в мире и пока единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку, Валентина Терешкова родилась в семье тракториста и работницы текстильной фабрики.

В начале 1962 из нескольких сотен претенденток была выбрана в качестве рассматриваемых кандидатур на роль первую в истории женщину-космонавта. Во время обучения проходила бесконечные тренировки на устойчивость организма и парашютную подготовку. Старт космического корабля «Востока-6» произошел утром 16 июня 1963 года, а приземлилась первый в истории женщина-космонавт утром 19 июня.

В общей сложности полет длился двое суток 22 часа и 41 минуту. За это время Валентина Терешкова совершила 48 витков вокруг Земли. К слову, родным о своем полете Валентина Терешкова естественно не сказала: во-первых, - военная тайна, а во-вторых, - как и остальные, не знала, чем такой полет мог закончится. Так что узнали о подвиге героя родные Валентины Терешковой по радио.