В мире всегда было много мифов и легенд, заслуживающих внимания и вызывающих удивление. Ни один народ не мог обойтись в своем историческом развитии без повествований о существах фантастических, поражающих воображение, воплощающих в себе представления древнего человека о сущности земных и небесных явлений. Гидра - как раз относятся к тем животным, упоминание о которых можно часто встретить в древних мифах, легендах и сказаниях. Первой упоминавшейся гидрой, стала Лернейская гидра из древнегреческой мифологии. Змея с девятью драконьими головами была рождена около озера Лерн, куда убийцы приходили замаливать свои грехи. Это место и стало ее жилищем. Иногда ее изображали с человеческими головами. Она была вечно голодна и опустошала окрестности, поедая стада и сжигая посевы своим огненным дыханием. Гидра была покрыта блестящей чешуей, а тело ее было толще самого толстого дерева. Когда она приподнималась на хвосте, ее было видно далеко над лесами. По преданию, Лернейскую гидру победил Геракл - всем известный герой древней Греции. Но одолеть гидру было нелегко. Геракл срубал мечом головы гидры, но на их месте вырастали две новые, гидра становилась сильнее. И тогда друг Геракла, Иолай, стал прижигать огнем обрубленные шеи. Так Гераклу удалось убить древнее чудовище. Битва Геракла с гидрой - один из самых популярных и всем известных сюжетов. Имя гидры дано одному из созвездий, по форме напоминающему змею.
Второй знаменитой гидрой стала средневековая водяная змея. По преданию, она жила в водах Нила и враждовала со своим вечным заклятым недругом крокодилом. Когда крокодил засыпал на берегу с открытой пастью, гидра забиралась в его чрево и разрывала его изнутри. Борьба крокодила и гидры в древних сказаниях символизировала искупление грехов: крокодил олицетворял ад, а гидра - Христа, выводящего оттуда грешников.
В Средневековье гидру также представляли многоголовым драконом, у которого на месте отрубленных голов появлялось несколько новых. Иногда ее изображения ассоциировались с семиголовым драконом Апокалипсиса.
Ужасного гигантского Ламбтонского червя из Северной Англии также причисляют к гидре. Днем он жил в реке, а ночью выползал на берег, поедая животных и людей. Победить его было невозможно: его разрубленные части тут же срастались вновь. Согласно древней легенде, его убил хозяин замка Ламбтон. По совету колдуньи он покрыл свои доспехи острыми шипами. Червь обвился вокруг него, но не смог раздавить - шипы рвали его на части. Червь распался на мелкие кусочки, тут же подхваченные сильным течением реки. Так червя не стало. Хотя, как это свойственно гидрам, каждый из этих кусочков мог вырасти в дальнейшем в нового червя.
Интересно, что многие чудовища древности, которых мы теперь считаем вымышленными, практически до 18 века воспринимались как реально существующие животные. В их существование верили даже ученые, а некоторых мифических зверей можно было найти на картах и в атласах. Так что вполне вероятно, что за сохраненными веками преданиями и легендами могут скрываться еще не раскрытые тайны и загадки истории.

В греческой мифологии Гидра - дракон- змея с семью головами. Она символизирует трудности в борьбе со злом: как только одну из ее голов отрубают, тут же вырастает новая. Слепая, животная сила жизни.

Гидра Лернейская (Hydra), в греческой мифологии чудовищная девятиголовая змея с собачьим туловищем, рожденная Ехидной от Тифона (по Гесиоду).

Чудовище обитало в болоте близ местечка Лерны, недалеко от Аргоса, гидра считалась непобедимой, так как из отрубленной головы у нее вырастали две новые. Царь Тиринфа и Микен Эврисфей отправил Геракла с заданием убить лернейскую гидру.

С помощью своего племянника Иолая (по другим версиям брата) Геракл смог одолеть свирепую гидру, юноша Иолай прижигал обезглавленные шеи гидры горящей головней (по Аполлодору).

Разрубив туловище гидры, Геракл смочил острия своих стрел в ее смертоносной желчи, так чтобы наносимые ими раны становились смертельными. Однако, этот подвиг героя не был признан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник.

Историческая справка.

Лерна (Λέρνη), в древности так называлось или местечко в Арголиде, или источник, или болото, известные благодаря мифу о гидре, убитой Гераклом. В тридцати стадиях (пять км) от Аргоса, происходили в честь Деметры лернейские таинства, являвшиеся подражанием известным Элевсиниям. Там же было расположено считавшееся бездонным озеро Алкиония, около которого происходили ночные мистерии в честь Диониса.

Легенда o Гидре:

В греческой мифологии многоголовый дракон или водяная змея с несколькими головами. Больше всех известна Лернейская гидра, жившая в болотах вблизи города Лерна на берегу Арголидского залива. Порождение Ехидны и Тифона, она имела огромное змеиное туловище и девять голов дракона, одна из которых была бессмертной. Время от времени чудовище выходило на сушу и опустошало окрестные земли, пожирая посевы и скот. Дыхание гидры отравляло воду и сжигало посевы; даже когда она спала, ядовитый воздух вокруг нее был смертелен для людей. Но самым ужасным в этой твари было то, что стоило отрубить ей одну голову, как на ее месте вырастали две другие.

Очистить землю Арголиды от этого чудовища царь Эврисфей поручил Гераклу. Взяв с собой возничего Иолая, герой отправился на колеснице к Лерне. Оставив лошадей поодаль, Геракл подошел к логову Лернейской гидры и стал метать внутрь горящие стрелы, заставляя гадину выбраться из пещеры. В ярости выползла, извиваясь покрытым блестящей чешуей телом, громадная змея и грозно поднялась на своем хвосте, готовясь броситься на героя.

Сын Зевса наступил ей ногой на туловище и придавил к земле, а сам взмахами тяжелой палицы стал колотить по змеиным головам. Гидра обвилась хвостом вокруг ног Геракла и старалась свалить его, но велик и могуч был герой. Непоколебимой скалой стоял он, вихрем свистела в воздухе его палица, одна за другой слетали головы гидры.

Но на месте каждой сбитой головы вырастали две новые, и стало казаться, что не будет конца этой битве и чудовище обречено на вечное существование. К тому же на помощь гидре вылез из болота огромный рак и вцепился в другую ногу Геракла. Пришлось Гераклу позвать Иолая, стоявшего с колесницей в ближайшей роще. Иолай поджег рощу и горящими стволами деревьев стал прижигать гидре те места, откуда слетали головы. Теперь новые головы перестали расти, и все слабее и слабее сопротивлялась гидра сыну Зевса. Наконец Геракл добрался до бессмертной головы, срубил ее, зарыл глубоко в землю, а сверху придавил это место тяжелейшим камнем. Затем он рассек туловище зловещей гадины и в ядовитую желчь обмакнул все свои стрелы. Так в нелегком бою Геракл совершил свой второй подвиг.

Другой знаменитой гидрой была жившая в водах Нила водяная змея, вечно враждующая с другим речным обитателем - крокодилом. Дождавшись, пока крокодил заснет на берегу с открытым ртом, гидра заползала в его чрево, разрывала крокодила и выходила наружу. По средневековым бестиариям, эта борьба символизировала искупление грехов. Крокодил олицетворял смерть и ад, а гидра - Христа, сходящего в ад, чтобы вывести оттуда души грешников.

Главный мотив в мифологии - борьба добра и зла. Каждую из сторон поддерживает целый сонм созданий. Некоторые из тех, кто «играет» за сторону зла способны устрашать и сегодня.

Диббук

«Диббук» с иврита переводится как «прилепившийся». Это злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, который является душой умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за совершенных человеком тяжких преступлений и грехов, например, если человек совершил самоубийство.

Диббуки упоминаются в каббалистической литературе с XVII века. Диббук изгоняется цадиком (праведником) и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар. Диббуков можно соотнести с демонами и духами, которые в католической церкви изгоняются при помощи обряда экзорцизма.

Василиск

Василиск - зооморфное существо. Обычно он изображался как чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона. От его взгляда или дыхания каменеет все живое. Убить василиска может только собственное отражение в зеркале, питаются эти существа камнями.

В Средние века считалось, что василиск рождается из яйца, снесённого петухом и высиженного жабой на подстилке из навоза.

Ещё василиск не переносит крика петуха (из-за чего выбирается из пещер только ночью) и боится единорогов, так как это слишком «чистое» животное.

Свое название василиск получил из-за хохолка или диадемы на голове, которые похожи на корону.

Ракшасы

Ракшасы - крайне неприятные создания. Они упоминаются и в буддизме, и в индуизме. Там ракшасами называют демонов-людоедов и злых духов. Ракшасов женского пола называют ракшаси.

В индуизме ракшасы являются собирательным образом тёмного начала (тамас), то есть всё что несёт страдание, несправедливость и зло в существующий мир, нарушает дхармический порядок.

Ракшасы только и делают, что все портят: мешают проведению богослужений, оскверняют могилы, могут вселиться в человека, когда он ест или пьет, начинают его терзать и могут даже довести до самоубийства. Также ракшасы способны оборачиваться в разных животных и даже принимать человеческий облик. Всегда - со злонамеренными целями - напакостить, поссорить, привести человека к беде...

Абааасы

Абаасы - общее название бесчисленного множества злых божеств и духов верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии. Само слово происходит из корня «аба» – зло. В якутском эпосе «Олонхо» небесных и подземных абаасы часто называют ещё «адьарай» (чудовище).

В одном из якутских поверий есть легенла о том, что абаасы рождается из камня черного цвета, похожего на ребенка. Поначалу абаасы ничем не отличается от людей и ест то же самое, но когда вырастает, начинает есть самих людей.

Абаасы искушают людей на плохие поступки, преступления, внушают страхи, насылают на них страдания и болезни и могут довести до самоубийства. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.

Абаасы - абсолютное зло. Все вредные и опасные вещи, животные и растения - созданы абаасы.

Лернейская гидра

Лернейская гидра («гидра» с древне-греческого переводится как «водяная») знакома нам детства - она одна из тех, кого побеждает Геракл. Это змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах. В древнегреческой мифологии Гидра считалась дочерью Тифона и Ехидны.

Описания Гидры разнятся. Обычно она многоголовая и обладает очень важным прикладным «скиллом» - на месте отрубленной головы у нее вырастает несколько новых. Одна голова Гидры и вовсе бессмертна.

Геракл выманил Гидру из пещеры горящими стрелами, а затем при помощи Иолая, который прижигал места, где отрубалась голова, победил чудовище. Бесссмертную голову Геракл закопал и завалил тяжелым камнем. Правда, из-за того, что справился герой в чудищем не в одиночку, подвиг ему Еврисфеем не зачелся.

Джинны

Джинны - в исламе и в доисламскую эпоху реальные духи, созданные из чистого бездымного пламени. Джинны живут параллельно с людьми, но не вопринимаются ни одним из пяти чувств.

По мнениям салафизма джинны способны представать перед человеком в облике человека, животного или растения. Они могут овладевать разумом и телом живых существ, иногда они делают это с целью нанесения вреда, или если влюбляются в человека.

Чтобы обезопасить себя от нежеланного контакта с джинном, мусульманин должен чаще читать Коран дома. Если джинн всё-таки вселился в человека, его можно изгнать только именем Аллаха. Злые джинны или шайтаны склоняют человека к порокам, и идолопоклонству. Чтобы джинн не смог проникнуть в дом, перед входом мусульманин говорит «бисмиллях».

Служат джинны Иблису, исламскому аналогу Сатаны. Он, отпавши от Бога сам, склонил к падению праотцов рода человеческого, отторгнул от Бога некоторых других духов; так произошли джинны, дэвы и пери.

В исламской мифологии джинны - единственные существа, кроме людей, имеющие свободную волю. Джинны, как и люди, рождаются, женятся, производят потомство и умирают. Но джинны вольны выбирать, верить в существование Аллаха или не верить. Джинны бывают разных видов, но особенно зловредные из них - ифриты: огромные, крылатые, злобные и хитрые исчадия ада, живущие под землёй

Гаки

Одна из самых плодовитых на страшных существ мифология - японская. Так, в ней есть вечно голодные демоны, называемые гаками. Считается, что в гаков после смерти перерождаются те, кто предавался чревоугодию, либо выбрасывал съедобную пищу.

Гаки постоянно хотят есть, но не могут при этом от голода умереть. Они способны съесть все, в том числе и своих детей, но насытиться не могут. Когда гаки попадают в мир людей, то становятся людоедами.

Хундун

На изображении хундуна вы не увидите ни глаз, ни рта, ни ушей, поскольку хундун - это олицетворение хаоса, абсолютно безликое божество из китайских народных верований. Хундун описывается как гуманоидное существо, напоминающее живой бесформенный мешок без отверстий.

Хундун был зловредным созданием и приносил в жизнь несчастья. У Хундуна, между тем, достаточно трагичная судьба. Считавшие его уродом китайские боги Шу и Ху решили провести над Хундуном пластическую операцию и просверлить ему глаза, рот и нос, но пациент операции не перенес...

сайт презентует подборку мистических чудовищ в мифологии.

Лернейская гидра

В греческой мифологии змееподобное чудовище. Оно имело огромное змеиное туловище и девять голов дракона, одна из которых была бессмертной. Дыхание гидры отравляло воду и сжигало посевы; даже когда она спала, ядовитый воздух вокруг нее был смертелен для людей. Но самым ужасным в этой твари было то, что стоило отрубить ей одну голову, как на ее месте вырастали две новые.

Чудовище обитало в болоте близ местечка Лерны, недалеко от Аргоса

Очистить землю Арголиды от этого чудовища царь Эврисфей поручил Гераклу. Он отправился в Лерну на колеснице, которой правил его друг Иолай. Геракл, пуская в Гидру горящие стрелы, заставил её выползти из болота. Холодным, скользким хвостом она обвила левую ногу Геракла, и все девять голов зашипели вокруг него.


Герой вынул меч и стал рубить одну за другой страшные головы гидры. Но на месте каждой сбитой головы вырастали две другие, ещё злее, ещё страшнее. К тому же на помощь гидре вылез из болота огромный рак и вцепился в другую ногу Геракла. В это время Иолай поджег рощу и горящими стволами деревьев стал прижигать Гидре те места, откуда слетали головы. Наконец Геракл добрался до бессмертной головы, срубил ее, зарыл глубоко в землю, а сверху придавил это место тяжелейшим камнем. Так в нелегком бою Геракл совершил свой второй подвиг.

Сцилла и Харибда



В древнегреческой мифологии два чудовища, обитавшие по обеим сторонам узкого морского пролива между Италией и Сицилией и губившие проплывавших мореплавателей. Располагались они так близко друг от друга, что, пытаясь уклониться от одного чудовища, моряки невольно попадали в пасть другому.

Пытаясь уклониться от одного чудовища, моряки попадали в пасть другому

Сцилла обитала в пещере на недосягаемой высоте. 12 лап, 6 голов, пасти с зубами в три ряда, одним словом, то еще чудище. Эта зверюга выла страшным голосом, ловила в море всех кто попадется — от дельфинов до моряков. Разинув все пасти, разом захватывала с проходящих кораблей по шесть человек. Харибда считается дочерью Посейдона. Она была красива и умна. Однако самый главный бог с горы Олимп на нее затаил обиду и в один прекрасный момент превратил ее в кошмарное создание. Харибда нашла себе пристанище под смоковницей и питалась водой. Трижды в день заглатывала она воду вместе со всем, что в ней находится, а обратно изливала лишь мертвую воду. Целые корабли проваливались в ее бездонное брюхо.


Как-то раз Одиссей с товарищами вынужден был плыть на корабле между Сциллой и Харибдой. Оценив ситуацию, он решил, что лучше пройти мимо Сциллы, которая может схватить только шесть человек, в то время как Харибда утопит всю команду без остатка. Поступив таким образом, одиссей спас остальных членов команды и спасся сам. Так гласит легенда. Или примерно так. Отсюда выражение «находиться между Сциллой и Харибдой» — подвергаться опасности с обеих сторон.

Медуза Горгона



Сёстры Медуза, Эвриала и Сено были красавицами, а две последние к тому же и бессмертны. Однажды Посейдон соблазнил Медузу в храме Афины. Мстительная богиня разгневалась на Медузу и превратила ее в крылатое чудовище со змеями вместо волос и жуткими глазами. При взгляде на ее лицо всякий каменел от ужаса и омерзения. Афина превратила в монстров и ее ни в чем не повинных сестер.

При взгляде на ее лицо всякий каменел от ужаса и омерзения

Мало кому удавалось справиться с чудовищем по имени Медуза Горгона. Убить монстра было поручено Персею. Справиться с Медузой герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай. Они показали Персею путь к Горгоне.

Во время поединка Медуза была беременна от Посейдона. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. Легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы.


Афина дала Асклепию кровь, вытекшую из жил Медузы. Кровь, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой — использовалась Асклепием для спасения людей.

Циклопы


«Круглоглазые» — по Гомеру — целый народ, чья жизнь подробно описана в «Одисее». Народ этот, согласно древнегреческой мифологии, произошёл от трёх циклопов-великанов, которые сразу же после рождения были связаны жестоким отцом и брошены в Тартар. Циклопы были освобождены только в разгар титаномахии. В этой войне циклопы стали канонирами Зевса — ковали и подносили ему перуны, которыми Громовержец поражал титанов.

Циклопы были освобождены только в разгар титаномахии


Вырезать всех сицилийских одноглазых великанов решился Аполлон после того, как они выковали смертоносный перун, которым Зевс убил его сына Асклепия. Так закончилась история могучего и прославленного народа «круглоглазых».

Химера



Одно из вселяющих ужас существ в греческой мифологии — химера, или «молодая коза», которой от козы, собственно, досталось только брюхо. Каноническое описание, данное химере Гомером в «Илиаде», гласит: голова и шея у чудовища от льва, вместо хвоста — змея, а главное умение, которым наградил химеру мифологический отец Тифон, — извергать пламя изо рта.

Голова и шея у чудовища от льва, вместо хвоста — змея

Ещё более странный образ химеры преподносит Гесиод, наделяя мифическое существо третьей головой: одна, как уже известно, львиная, вторая — вместо хвоста — змеиная, а третья собственно козья. Однако Гесиод, не сумевший, видимо, найти другого места для третьей головы, разместил её прямо в середине туловища. Именно так и выглядит химера на знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо.


Исследователи сошлись во мнении, что Химера — это и есть некая метафора. Её реальное существование всё-таки подвергли серьёзным сомнениям, поэтому со временем понятие «химера» стало использоваться для обозначения ложной идеи и пустого вымысла.

Цербер



Цербер — чудовищный пес, который охранял вход в подземное царство Аида. Он следил за тем, чтобы из царства мёртвых никто не мог вернуться. Изображался Цербер с тремя головами, ядовитые змеи извивались у него на спине вместо шерсти, а хвост был в виде головы дракона с огромной пастью. Его удалось усыпить с помощью пения Орфея, когда он пытался вернуть свою умершую жену Эвридику. Увы, Орфею не удалось вывести свою любимую из царства мертвых. Она навсегда осталась во владениях Аида.

Вытащить Цербера на дневной свет — один из последних подвигов Геракла

Вытащить Цербера на дневной свет — таков был один из последних подвигов Геракла. Он по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Аид, но сыну Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия.


Геракл схватил Цербера и принялся его душить. Пёс грозно завыл, вырываясь. Голова дракона на хвосте кусала Геракла, змеи извивались и жалили, но Геракл только крепче сжимал руки. Наконец, полузадушенный пес упал. Геракл отвел Цербера к стенам Микен. В ужас пришел Эврисфей при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид.

Гидра - мифическое чудовище из легенд Древней Греции. Гидра терроризировала жителей Лерны и слыла невероятно ядовитым монстром. Она известна из описаний подвигов Геракла, победившего её.

В статье:

Происхождение Гидры

С латыни «гидра» переводится как «водяная», это слово служило общим названием для всех водяных змей. Её обиталищем и впрямь была вода - топкие болота. Породили это чудовище Тифон и - об этом писал ещё Гесиод в своей «Теогонии». Братьями её были чудовищные псы и , хранитель стад красных коров и хранитель врат в Аид. Своим молоком многоглавую змею вскормила сама Гера, задумавшая с помощью этого монстра погубить Геракла.

С течением лет Гидра приобрела славу лернейской Ехидны. У неё не всегда было множество голов - многоглавость этой змеи является заслугой поэта Писандра, который сказал, что у монстра то ли семь, то ли девять, то ли пятьдесят или сто голов , растущих из тела. Если отрубить чудовищу голову, то у неё отрастали три новые (или две), а отрубить все до единой считалось невозможным - одна из голов обладала бессмертием. Бессмертная голова дышала огнём.

Мифы не описывают судьбу монстра между рождением и появлением в Лерне. Создателей легенд больше интересовала её смерть, поскольку участь всех чудовищ - быть убитыми героями. Была ли Гидра подброшена Герой в Лерну, чтобы вести о её бесчинствах дошли до Геракла - неизвестно.

Место обитания Гидры

Большинство монстров античного периода обитали в известных в то время пределах населённого мира или в малопосещаемых окраинах. Гидра же выбрала самое сердце Древней Греции. Её обиталище находилось в паре километров от Пелопонесса, древнего Аргоса и десятке километров от руин, оставшихся от древних Микен. Область эта прозывалась Лерной . Что в наши дни, что тогда, та область была богата водой и при этом отличалась жарким климатом. Через Аргос не протекала ни одна река, но там было множество колодцев, которых питали подземные источники. Лерна - это и область, и озеро к югу от Аргоса.

Страбоном озеро было названо прямо: Лернейским. Но, по факту, оно представляло собой целый комплекс болот, питаемых источниками и озёрами. В этот комплекс входило и знаменитое озеро Алкиония с источником Амфиарая. По легендам, там располагался один из входов в загробное царство Аида. Именно через этот вход Дионис нисходил в царство мёртвых, чтобы освободить Семелу.

По легендам, озеро отличается обманчивой безмятежностью на поверхности. Но если смельчак решится в нём поплавать, то его непременно утянет в глубину. Размерами озеро невелико, оно заросло тростником и травой. Некогда вокруг него совершались дионисиевые фаллические шествия. К двадцать первому веку озеро окончательно высохло.

Гидре приписывали отдых на отдельно стоящем платане около платановой рощи. Эта роща находится у истока реки Амимоны неподалёку от Алкионии. Об этом также рассказал Павсаний, уделявший много внимания описанию второго подвига Геракла.

Облик, характер и привычки Гидры

Помимо многоглавости и способности отращивать новые головы взамен отсеченных, о внешности и характере Лернейского чудовища авторы практически не писали. Псевдо-Аполлодором были описаны её блуждания от болот до равнин, где паслись стада. Гидра крала коров и быков, и не гнушалась охотиться на людей - особенно на пастухов.

Редкие пилигримы рисковали жизнью, проходя по тем местам, поскольку яд чудовища имел невероятную силу - Гидра могла убить человека своим дыханием. А если же она спала в то время и путешественнику удавалось миновать те места, то достаточно было чудовищной змее подуть на его следы, как человека настигала мучительная смерть.

Внешность Гидры вполне обычна для водяных змей, какими их описывали греки. Но отличием Лернейского чудовища были её размеры и необычное количество голов. Вокруг количества голов споры ходили долго - чаще всего авторы склонялись к девяти , но, как уже было сказано, количество могло доходить до ста (таким описанием отличился Диодор Сицилийский).

Павсаний возражал оппонентам тем, что движения многоголового существа будут затруднены, а множество голов Лернейскому монстру приписали, чтобы сделать её борьбу с Гераклом более красочной, а победу - героической. При этом Павсаний не сомневался, что змея была столь ядовита, как описывали. Стоит ещё отметить, что иногда среднюю голову называли золотой.

Гибель Гидры

Этот эпизод из её жизни имеет самые подробные описания. По своей сути она является хтоническим монстром , порождением и воплощением старого порядка, мира, что был до того. Победа Геракла, сына Зевса, была символом низвержения прежнего строя.

Антонио дель Поллайоло. Сражение Геракла с лернейской гидрой Ок. 1475

Псевдо-Аполлодор оставил самое длинное описание битвы Геракла и Иолая с Гидрой и гигантским раком. Почему именно гигантский рак помогал чудовищной змее сражаться с героем и его племянником - неизвестно. Скорее всего, рак представлял собой более мелкое чудовище, такого же помощника, как Иолай. Либо это был ещё один обитатель болот, потревоженный шумом боя и напавший на обидчиков.

Но история началась с того, что Эврисфей, которому Геракл обязан был служить, приказал герою уничтожить Лернейскую Гидру. Геракл прихватил с собой племянника (или сводного брата) - Иолая. По пути им встретилась Афина, которая посоветовала, как можно уничтожить Гидру. Считается, что победу над этим чудовищем Геракл посвятил Афине.

Чудовище охраняло ворота в Аид, а жило - в подводной пещере вблизи источника Амимоны. Своё логово оно покидало лишь для добычи пропитания и нападения на людей - что в данном случае, по сути, одно и то же. Чтобы выманить монстра, Геракл воспользовался горящими стрелами. В бою он косой отрубал головы Гидре, а Иолай их прижигал, чтобы не отрасли вновь. В конце концов, герой отрубил последнюю, бессмертную голову чудовища, закопал в земле и придавил тяжёлым камнем. Убитого же им рака Гера разместила на небосводе - так появилось созвездие Рака. Точно также поступил с Гидрой Зевс - он превратил чудовище в созвездие.

Существует история, где Геракл, страдающий от яда гидры - ведь не во всех местах его защищала шкура Немейского льва - отправился к оракулу. Тот сказал, что лишь цветок из чужедальних земель сможет исцелить героя. В финикийских землях он нашёл цветок, внешне похожий на Гидру, и исцелился.

Рационалистическая интерпретация гласит, что Гидра - это крепость, в которой некогда засели противники царя Эврисфея под предводительством Лерна. Убить гидру - уничтожить всех воинов вместе с крепостью. Другая версия говорит о великом потомстве Гидры, которое не уничтожил Геракл.

После своей смерти Гидра всё же ухитрилась оставить немалый след в мифической истории. Геракл смачивал в её яде наконечники своих стел, а после - убил ими немало чудовищ и просто мифических созданий. Так, дурной запах от реки Анигр, протекающей на северо-западе Пелопоннеса, оправдывали присутствием в воде яда Гидры. Раненый смазанной им стрелой Геракла Хирон (в других легендах - Пиленор) бежал в эти места и промыл рану водой. С той поры вода реки стала источать ужасающую вонь.

Средневековая жизнь Гидры

С наступлением средневековья это многоглавое чудовище внезапно обрело вторую жизнь. Вестготский епископ Исидор Севильский описал её в своей энциклопедии, из которой Гидра перекочевала в бестиарии. Египетский «Физиолог» , прародитель всех бестиариев, никогда не содержал описания подобного существа. Однако там описывался такой зверь, как гидрус, не имевший к змеям никакого отношения. Но епископ разместил описание Гидры рядом с гидрусом, причем описание многоглавого чудовища было пропитано скепсисом.

Христианские деятели часто стремились дискредитировать языческие мифы. При этом весь скепсис Исидора не помешал Гидре стать непременной частью всех средневековых бестиариев. Зачастую её путали с гидрусом.