Расставание с привычным

Общее значение карты:

Начало движения. Человек откликается на Зов Дороги и Ветра Перемен. Прилив воодушевленности и активности. Дорога, как нечто новое, манит и многое обещает. Это период надежд. Отправляясь в путь, начиная нечто новое, человек думает, что Дорога не будет долгой и он быстро обретет то, за чем отправился. Это время иллюзии, с одной стороны, и концентрации сил, с другой. Человеку может казаться, что он все предусмотрел и готов к путешествию. Главное, чтобы внутри его плана осталось место для принятия непредвиденных обстоятельств. Планы на дороге необходимы, но они не должны быть жесткими, чтобы Дорога могла внести в них свои подарки и уроки. В этот период нужно защищать себя от нетерпения и избыточных надежд. Дорога научит гибкости тех, кто слишком нетерпелив или привязан к собственному плану и схеме движения.
В Начале пути окрыляет Предвкушение Счастья. Жертвуя привычным ради неизвестного, человек умножает свое богатство. Покинутый дом поддерживает внутри путника ощущение очага и тыла. Тот, кто умеет слышать Зов Дороги в глубине своего сердца, сохраняет молодость.

Архетип «Дорога»

Основные Уроки этого архетипа таковы: «Жизнь - это вечное движение, дорога без конца; что бы ни происходило, доверяй Дороге, она обладает собственным сознанием и выведет в любом случае, даже если и вначале заведет неизвестно куда; умей принимать вызовы Дороги - она нередко испытывает; если выдержишь испытания Дороги - станешь крепче». Важно понимать, что в этом универсальном архетипе не заложен конечный результат. Дорога - это движение, процесс, Жизнь. Эти идеи ложатся в основу терапевтических сказок. Архетип Дороги участвует в создании ЛЮБОЙ сказки, другие архетипы, архетипические сюжеты дополняют этот универсальный архетип, как бы «раскрашивают» его. © Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

Позвольте начать с самого сложного – с ответа на вопрос: «А на каком, собственно, основании вы изволите выделять пресловутые мужские (да и женские!) архетипы и сюжеты, и почему они именно таковы?». Право же, дать здесь вразумительный ответ очень нелегко. Можно, конечно, уйти от вопроса, сказав: «А знаете, многие открытия случались в результате откровения! Возьмите хотя бы таблицу Менделеева!». Но так говорить сказкотерапевту не пристало.

Вообще, проблема классификации сказочных сюжетов стоит довольно остро. До сих пор исследователи так и не придумали достойных оснований для классификации сказок. Конечно, есть бесспорные авторитеты в этой области. Например, финский ученый Антти Аарне. Он составил каталог типов сказок и издал его в начале прошлого века. Для своего указателя Аарне предусмотрел порядка 2400 типов сказочных сюжетов. Но на самом деле, типов меньше, просто прозорливый ученый оставил в своем перечне пустые места, чтобы другие исследователи могли внести свою лепту в процесс классификации сказочных сюжетов. Сам Антти Аарне выделил около 1000 типов сюжетов.

Однако пользоваться такой классификацией сказкотерапевту не представляется возможным. Во-первых, их слишком много – «примерить» все сюжеты к ситуации клиента жизни не хватит. Во-вторых, категории классификации установлены весьма субъективно. И эта субъективность Антти Аарне не согласуется с целями сказкотерапевта.

Итак, в науке пока нет четкой классификации сказочных сюжетов. И это дает нам право создавать классификации, удобные для решения задач психологического консультирования и коррекции с помощью сказок.

В этом случае важно, чтобы «рабочих» архетипов и сюжетов не было много. В Комплексной Сказкотерапии© принято за основу сказочное число семь. Мы выделяем:

  • - Семь мужских архетипов
  • - Семь мужских архетипических сюжетов
  • - Семь женских архетипических сюжетов
  • - Семь архетипических сюжетов (уровней) отношений
  • - Семь циклов архетипа Матери

Семь – это удобно, красиво и не претендует на окончательность. Да, это лишь верхушка айсберга коллективного бессознательного. Но как она хороша! Также мы выделяем 10 универсальных архетипов (пять созерцательных и пять драматических). Другое важное основание для выделения архетипических сюжетов – их «активность», проявленность в жизни наших современников. Безусловно, архетипических сюжетов очень много, но сегодня наиболее активны в «узоре судьбы» семь. Зато сколько комбинаций! Пройдет время, станут активными другие архетипические сюжеты, которые пока находятся в тени, в более пассивном состоянии. В этом случае, мы гибко отреагируем и дополним наши методологические основания консультирования. Итак, каков же будет наш ответ – откуда взялись основания для выделения архетипов и сюжетов? Из нашей жизни, из историй наших современников, из «узоров их судеб». Конечно, ответ не очень наукообразный. Но другого пока у нас нет.

Понятие архетипической матрицы, АРХЕТИПА

Одна из важнейших задач сказкотерапевта – это символическая реставрация архетипических матриц во внутреннем пространстве человека. У многих людей тонкие «каналы», основанные на архетипах, разрушены в силу действия различных причин. Это влияет на качество отношений и узор судьбы человека. Сказкотерапевт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. «Многократно повторенное символическое действие, меняет и физическую реальность», - один из важнейших законов Комплексной Сказкотерапии.

Основной инструмент реставрации – созидательное символическое действие: сочинение, рассказывание сказки, оживление сказки в песочнице, работа с куклой. Многократное повторенное символическое действие меняет внутреннее самоощущение человека, готовит его к новым действиям в окружающем мире. Тем самым, постепенно меняется реальность вокруг человека. В сказку, которую рассказывает сказкотерапевт, зашифровывается определенный архетип (универсальный, мужской, женский, или сюжет), и сама сказка таким образом реставрирует архетипическую матрицу. Поэтому так важно сказкотерапевту знать основные архетипы. Архетип – это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фактически, получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец» у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме природный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся. Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декорации». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей – мечты о стабильности.

Архетипы это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы – это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса. Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форматы являются хранителями архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми. В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а это значит, можно сказать и так: «Архетип проявляет себя через последовательность событий». Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее – архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по старому», мыслить «как раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания, или отказываемся от привычного образа действий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам предстоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам будет предложено пройти ряд испытаний, и дадутся ресурсы для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предательством ближних, и получить время на переосмысления собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений – сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратить огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов, и передавалось из поколение в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и исследования мира, наконец. Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии© понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип – это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы – это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой. Архетипы составляют «матрицу» жизни. Причем, удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на переживание «фатальности бытия». Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт. В Комплексной Сказкотерапии© разработана собственная классификация архетипов и архетипических сюжетов. Она удобна как для исследовательской работы, так и для психологического консультирования

ОСНОВНЫЕ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ

Универсальные архетипы составляют сюжетную основу любой истории, узора судьбы каждого человека. В них зашифрованы базовые идеи развития человека, основные уроки, жизненные ценности. Универсальные архетипы помогают описать, интерпретировать типичное явление более четко, и найти путь решения трудной ситуации. Универсальные архетипы – общие инструменты для проработки ситуаций. Для более точного исследования ситуаций и терапии используются мужские и женские архетипы, сюжеты, сюжеты отношений.

Универсальные архетипы в Комплексной сказкотерапии© делятся на 2 группы:

    • - «созерцательные» архетипы (используются для более глубокого понимания смысла текущей ситуации)
    • - «драматические» архетипы (отражают механизмы очищения, проработки внутриличностных конфликтов)
Созерцательные универсальные архетипы Драматические универсальные архетипы
Дорога
Основные Уроки этого архетипа – «жизнь – это вечное движение, дорога без конца; что бы ни происходило, доверяй Дороге, она обладает собственным сознанием и выведет в любом случае, даже если и вначале заведет неизвестно куда; умей принимать вызовы Дороги – она нередко испытывает; если выдержишь испытания Дороги – станешь крепче». Важно понимать, что в этом универсальном архетипе не заложен конечный результат. Дорога – это движение, процесс, Жизнь. Эти идеи ложатся в основу терапевтических сказок. Архетип Дороги участвует в создании ЛЮБОЙ сказки, другие архетипы, архетипические сюжеты дополняют этот универсальный архетип, как бы «раскрашивают» его.
Авгиевы конюшни
Основные Уроки этого архетипа: «на свете много грязи – необходимо очищение», «загрязнение происходит постепенно и незаметно», «чтобы победить грязь, очиститься от нее, не нужно исследовать ее состав – нужно просто помыться». В сказках, создаваемых на основе этого архетипа, важно отразить причины накопления грязи – грязные мысли, чувства, некрасивые действия, лень. Это само по себе не зло, это то, что производит сам человек – это мусор. В таких сказках обязательно должны быть образы очищения: ливень, наводнение, ветер и пр.
Государство
Основные Уроки архетипа Государство: «во внешнем и внутреннем мире действует принцип иерархии – «пирамиды», есть король – и есть слуги, у всех свое место, свое назначение, своя функция, своя задача», «если кто-то начинает смотреть на чужое место, или даже занимает его – в государстве начинаются смутные времена», «Любовь, здравый смысл – силы, которые помогают всем элементам государства действовать слаженно». Главное назначение сказок, созданных на основе архетипа Государство, показать клиенту устройство его внутреннего мира, символически описать скрытый механизм его чувств, желаний, состояний, трудностей. Через архетип Государство можно работать с самосознанием и саморегуляцией
Тело боли
Основные Уроки этого архетипа: «важно иметь бдительность – в мире немало зла», «у зла есть слабые стороны – их нужно узнать», «побеждая зло, приобретаешь иммунитет и бдительность». Главными героями сказки могут стать отрицательные герои: Лихо Одноглазое, Горе-Злосчастье, Злая Колдунья. Важно показать, что у злых персонажей есть своя жизнь, своя логика, свое сознание. Они не могут спокойно жить, когда рядом с ними есть счастливые существа. Злые существа жаждут власти, они питаются отрицательными эмоциями, мыслями, желаниями. Их задача – умножать самое себя, умножать зло в людях. Задача других героев противостоять злу. Это непросто. Сначала зло побеждает, берет жизнь под свой контроль. Но есть такие качества, такие стороны души героев, которые недоступны для проникновения зла, «тела боли». Именно благодаря этим качествам начинается освободительное движение против «тела боли», которая приводит к победе над злом.
Творец
Основные Уроки этого архетипа – «творчество может быть как разрушительным, так и созидательным», «Полет творческой мысли не всегда принимается современниками, творец может быть изгоем», «творцу важно направить собственную творческую мысль на украшение жизни».
Доброе сердце-холодное сердце
Основные Уроки этого архетипа: «сердце надо беречь», «отсутствие в сердце приносит разрушения», «любовь исцеляет». Герой сказки переживает на себе колдовство, которое меняет его до неузнаваемости (Кай из «Снежной Королевы», Карлик Нос). От него требуется невероятное усилие, чтобы вновь впустить в свое сердце Любовь.
Помощник
В случае этого архетипа фабула проста: герой попадает в ситуацию с которой не может справиться сам и получает помощь. Помощник символизирует Божественную помощь, покровительство, водительство. Каждому герою дается свой тип Помощника, в соответствии с его эволюционными задачами. Также в сказке обозначаются условия, на которых герой получает помощь. Помощник всегда отличается мудростью и прозорливостью, даже если внешне он играет роль простака. Сказкотерапевт внимательно изучает историю клиента и на основе этой информации подбирает образ Помощника, и тип его отношений с героем. В образе Помощника сказкотерапевт может зашифровать те мысли и чувства, которые он сам бы желал передать своему клиенту.

Типы Помощников и характер их отношений с героем

  • Дарители: этим помощникам ничего от героя не нужно, кроме его положительных изменений и его счастья. Дарители оказывают помощь безвозмездно.
  • Партнеры: эти помощники помогают, потому что им это тоже приносит пользу. Партнеры строят отношения с героем на основе взаимовыгодного сотрудничества.
  • Учителя: эти помощники создают ситуации, в которых герой может чему-то научиться важному для себя. Учителя могут потребовать и послужить себе, и просят выполнять различные задания, смысла которых сначала герой не понимает. Нередко Учителя могут вести себя как провокаторы. Лишь в конце испытания герой понимает, какую помощь он получил на самом деле.
Распутье
Распутье
Основные Уроки этого архетипа: «правильный выбор пути из трех альтернатив», «преодоление неопределенности и тревоги», «верный путь – не самый легкий из путей», «научиться отличать нужное от пустого, научиться освобождаться от старого, расчищая место новому». Важная особенность терапевтических сказок, создаваемых на основе данного архетипа – предложение герою выбора из трех альтернатив. В сказке у героя есть возможность пройти всеми тремя путями, чтобы вновь оказаться у Камня на Распутье и сделать свой окончательный выбор. Само по себе Распутье – это «точка выбора», место, в котором сходятся многие возможности. Другими словами, Распутье – это место особой силы, поэтому герой не может находиться в нем долгое время. Поток Возможностей может его «снести». Энергию архетипа Распутья можно сравнить также с ситуацией, когда герой попадает в сокровищницу, и у него есть всего три минуты, чтобы выбрать из всего многообразия что-то одно, но самое важное. Если он не справится за три минуты – может погибнуть, не говоря уже о потере права выбирать лучшее. Итак, задача героя на Распутье выбрать ЛУЧШЕЕ ДЛЯ СЕБЯ, в соответствии со своей индивидуальностью и Предназначением. Ошибка героев на Распутье – выбирать лучшее не для себя, а для тех социальных стереотипов, установок, которые живут у них внутри. Чтобы сделать правильный выбор герою нужно слушать свое сердце. Это самое сложное.
Божественное вымя
В этом архетипе сосредоточена сила Донора. От «Божественного вымени» питаются все. Кроме того, саму носительницу «Божественного вымени» - Корову, люди также используют максимально: и кожу, и кости, и мясо, и рога и копыта. Причем, сама Корова не получает часто достойного ухода. Основные Уроки этого архетипа – «быть благодарным и заботливым по отношению к источнику питания и благ», «донору – приучить людей к заботе и обмену», «научиться пользоваться получаемыми благами с ответственностью и мудростью». Главный герой сказок, создаваемых на основе данного архетипа – Донор, безвозмездно отдающий свою силу, собственный ресурс. Окружающие пользуются этим ресурсом, не думая о Доноре. Донор истощается, а те, кто пользовался его ресурсом, превращаются в ленивых и эгоистичных существ, или просто оказывается неблагодарными. Во всяком случае, немногие из получивших благо от Донора, качественно меняют собственную жизнь, становятся лучше и чище. В процессе развития сюжета истории, люди учатся быть благодарными, заботиться друг о друге и Доноре.

Созидательная базовая мотивация – это глубинное стремление, формируемое архетипом; некоторая цель действий, потребность в определенных действиях, обусловленная действием архетипической матрицы.

Благодаря пониманию СОЗИДАТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ МОТИВАЦИИ, формируемой универсальным архетипом, изначального смысла и предназначения универсального архетипа, и последующей «упаковке» этого знания в терапевтическую сказку происходит СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ архетипической матрицы универсального, и любого другого архетипа.

Название универсального архетипа Предназначение архетипа Созидательная базовая мотивация архетипа, формируемое им глубинное стремление
Дорога Сформировать отношение к жизни как непрерывной Дороге; нет безвыходных ситуаций, есть Уроки; предупредить о «тупиковых» ответвлениях Дороги Стремление к постоянному движению, развитию, самосовершенствованию
Государство Поддерживать порядок в материальном и социальном мире, а также в мире внутреннем Стремление к приобретению стабильности, прочности, порядка, на основе принципов иерархичности и разумной функциональности
Творец Формировать идеи для созидания нового Стремление создавать новое, необычное, лучшее; постоянно улучшать, изобретать
Помощник Поддерживать ощущение присутствия Помощи Стремление оказывать помощь, брать ее с чистым сердцем, открываться ей, обмениваясь с Миром
Сезонность Поддерживать органичный Природе порядок вещей Стремление к глубокому полному проживанию естественных циклов, заложенных в человека Природой, стремление к организации жизни на основе природных циклов; стремление к простоте и природной сообразности
Авгиевы конюшни Формировать и поддерживать устойчивую потребность к чистоте и неприятию грязи во всех ее проявлениях (информационном, эмоциональном, духовном, физическом) Стремление к чистоте на всех уровнях
Тело боли Сформировать устойчивый антагонистический злу внутренний механизм; силу различать зло побеждать его. Стремление к Свету, противостояние злу
Доброе сердце-холодное сердце Сформировать бережное отношение к жизни, собственной душе, индивидуальности; укреплять ценность Любви. Стремление беречь свое сердце, свою душу, также сокровенный внутренний мир другого человека
Распутье Хранить информацию об инвариантности выборов и возможностей Стремление к точному выбору, реализации собственного предназначения
Божественное вымя Хранить источники энергии, бережно к ним относиться Стремление к Служению другим

Е. В. Гусева (Нижний Новгород)

АРХЕТИП ДОРОГИ В МИФОПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

В картине мира древних славян дорога занимает важное место, она выступает как одна из наиболее насыщенных в семантическом плане континуальных категорий. При этом внутреннее семантическое поле архетипа дороги в славянской культуре настолько обширно, что осветить его в полной мере не представляется возможным, исходя из этого мы обратимся лишь к одному из его смысловых аспектов - древнейшему пониманию дороги как «промежуточного», амбивалентного топоса, одновременно соединяющего и разделяющего два вида пространств: «свое» и «чужое». Такое осмысление дороги является столь же древним, как и сама идея топического табуирования. Совершенно очевидно, что существование диаметрально противоположных континуумов, никак не соприкасающихся друг с другом, не может быть достаточно продолжительным, должен появиться третий - нейтральный, «межевой», «стерильный» с точки зрения всех пространственно-временных законов и связей, его главной функцией становится перенос, перевод из одной территориальной реальности в другую.

Таким образом, путь как самоценный процесс движения не обладает семантической значимостью, он важен постольку, поскольку существует двойное деление мира на «чужой» и «свой», что находит отражение в волшебной сказке.

«Движение никогда не обрисовано подробно, оно всегда упоминается только двумя - тремя словами: “Ехал долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли”. Эта формула содержит отказ от описания пути. Путь есть только в композиции, но его нет в фактуре. Второй этап пути <... > в иное царство. Оно отделено огромным расстоянием, но это пространство берется мигом… Опять мы имеем по существу отказ от эпической разработки этого мотива».1

У древних славян аспект динамики не является доминантным в смысловом контексте архетипа дороги.

Со временем пространственная оппозиция «свое» - «чужое» перестает носить буквальный характер, под «своим» подразумевается все «обжитое» (от слова «жить») пространство, под «чужим» соответственно - «необжитое» (отсюда - «нежить», то есть существо, не являющееся живым), «иное царство», «тридесятое царство-государство», таким образом, топический диполь становится предельно широким и трансформируется в оппозиционную пару «жизнь» - «смерть», которая ложится в основу многих обрядовых комплексов древних славян, при этом мотив путешествия-перехода в них занимает важнейшее место. В первую очередь это относится к свадебной и погребальной обрядности.

Согласно восточнославянской языческой мифологии после смерти человек продолжает жить, точнее, возрождается к жизни в ином качестве и в другой реальности, умирая, он отправляется в далекий путь, конечным пунктом которого является «иное» царство, «тридесятое государство», «чужая сторонушка». Покойник уподобляется страннику, поэтому ему дают снаряжения-атрибуты долгого путешествия: металлическую палицу (она же посох, костыль; функции оружия нивелируются - об этом можно судить по так называемым «женским» сказкам), обувь и хлеб («просвиру»). Этнографически доказано, что обувь, посох и хлеб были теми предметами, которыми снабжали умерших для странствования по пути в иной мир. Металл (чаще всего встречаются железо, медь и чугун), по всей видимости, символизирует долготу пути. Эти атрибуты переходят в сказочный фольклор. Так, лейтмотивом волшебной сказки являются поиски героем (или героиней) своей избранницы (избранника). Существует две модификации подобного мотива:

а) главный герой просит кузнеца выковать ему палицу, посох и хлеб. Кузнец является знаковой фигурой: в представлении восточных славян он выступает носителем тайного знания, также как мельнику, плотнику и пасечнику ему приписываются особого рода способности - умение управлять природными субстанционными стихиями (огонь, металлы);

б) герой добывает все вышеназванные предметы в процессе путешествия. Получая их, он, тем самым, приобретает своеобразный «пропуск» в «тридесятое царство», кроме того, герой приобщается к тому самому «темному», «нечистому» знанию, которое позволяет ему проникнуть в иную топическую реальность.

Свадебный и погребальный обрядовые комплексы обладают генетической близостью.2 «У всех славянских народов брак и погребение, любовь и смерть имеют между собой тождественную аналогию».3 Несомненно, эта связь становится вполне явной, если в ходе исследования анализируется мотив дороги.

В свадебном действе в роли путника выступает невеста, именно она осуществляет переход из «своего» пространства в «чужое». Она является лиминальным существом, которое пребывает в состоянии перехода (уподобление смерти). Девушка, становясь невестой, вступает в «ничью землю», «нулевой» топос, где она - «никто»; для всех окружающих, в том числе для своих родителей, родственников, подруг она - «незнакомая», «неведомая» (по М. Фасмеру «невеста» этимологируется как «неизвестная»), «чужая» и, как следствие этого, в какой-то степени «опасная», потому что все прежние связи и отношения рвутся, происходит своеобразная «стерилизация», «нивелировка». Для древних славян было очевидным, что этот краткий период в жизни женщины следует воспринимать как смерть, именно на таком представлении построена вся начальная, «до-престольная» часть свадебного обрядового комплекса: невесту оплакивают, одевают ее в траурные одежды (феномен «невеста в черном»), шьют ей саван, устраивают «прощания». (Следует отметить, что женщина скорее всего воспринималась как перманентно лиминальное существо, потому что все важнейшие события в ее жизни сопровождались обрядовыми «прощаниями», в первую очередь это относилось к свадьбе и родам).

Путешествие включает в себя славянскую «инициацию»:4 девушка умирает в своем прежнем качестве, с ней умирает и ее родовое имя, и возрождается в новой ипостаси, обретая при этом новое имя. Показательно, что в славянской традиции жених в подобной роли не выступает,5 мужское начало, в отличие от женского, обладает такой характеристикой, как постоянство, ему чужды какие-либо смены состояний. Женская природа, напротив, стремится к изменению, перерождению самой себя. Роль путника выполняет именно невеста, и главным объяснением здесь следует считать отождествление женщины и земли, а следовательно, приписывание первой способности неоднократно «умирать» и «воскресать» (то есть переходить из «родного» пространства в табуированное и обратно).

Кроме того, аналогичная трактовка дороги становится генетическим источником целого ряда мифологических и сказочных мотивов. Например, мотив охоты, часто встречающийся в сказках, а позже в былинах. Результаты охоты героя в них зависят о его способности путешествовать в «иные миры», «власть над животными и способность путешествовать в “страну духов” взаимосвязаны».6

Архетип дороги в мифопоэтическом творчестве славян претерпевает различного рода мутации. Так, его трансформированными вариантами выступают переправа и порог, при этом их смысловые поля во многом тождественны семантике дороги за исключением некоторых частных аспектов.

Мотив переправы получает свое наиболее полное отражение в сказках и былинах. Многочисленные и разнообразные (на лодке, на коне, на птице, по дереву и т. д.)7 переправы представляют собой, подобно дороге, момент перехода из царства живых в царство мертвых; герой, попадающий в такую ситуацию, как и охотник, колдун, покойник и невеста, становится «путником», лиминальным существом.8 Источником возникновения мотива переправы являются представления славян о существовании двух типов топосов и наличии континуально выраженной связи между ними.

Образ порога также играет немаловажную роль в славянской поэзии, прежде всего это относится к обрядовой поэзии. Порог выступает, с одной стороны, как упрощенный вариант архетипа пути, с другой, он усложняет и обогащает его семантику. Порог - граница, четкая, линеарная, в отличие от дороги; здесь иной, более простой способ организации пространства, он, наряду с другими составляющими, формирует микрокосм дома. «Во всех случаях порог выступает как граница между двумя мирами. В основе лежат специфические представления древних о “добром” и “злом” пространстве. Порог выступает в качестве определенной промежуточной полосы, где могут быть и положительные, и отрицательные силы».9 М. М. Бахтин, исследуя творчество Ф. М. Достоевского, пишет о пороге как о «кризисном», «ненормальном», смертельном топосе, объясняя это тем, что именно на пороге и подобных ему местах происходят страшные и судьбоносные события. Такая интерпретация данной континуальной категории не только не противоречит, но наоборот, вполне согласуется с пространственными представлениями восточных славян (ср.: порог как могила предков; жилище сверхъестественных существ - отсюда ряд поведенческих табу), что свидетельствует об архетипической природе этого явления.

Таким образом, дорога в славянском макрокосме есть ни что иное, как своеобразный пространственный разграничитель, делящий мир на два амбивалентных топоса. Если «свой» мир рассматривается в большей степени как положительный, а «чужой» как отрицательный (здесь имеется в виду не столько этическая оппозиция «добрый» - «злой», сколько присутствие таких характеристик, как «наличие» - «отсутствие», «норма» - «отклонение» и т. д., то есть мир «родной» мыслится полной противоположностью «чужому», где все наоборот). Дорога же представляется «нулевым» пространством, в котором все зыбко, неясно, топические характеристики нечеткие, временные законы трансформированы.

Дорога в космософии восточных славян занимает одно из важных мест, эта реалия мира материального предстает как особое семантизированное пространство, что находит отражение в мифопоэтическом творчестве.

1 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946. - С. 36.

2 В фольклористике и этнографии существует ряд работ, рассматривающих свадебную и погребальную обрядность как родственные явления. (См.: Костомаров Н. И. Об историческом значении русской народной поэзии. - Харьков, 1943; Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. - М., 1985; Данилов В. Красный траур в малорусском погребальном обряде // Живая старина. - СПб., 1909. - Вып. 4; Еремина В. И. К вопросу об исторической общности представлений свадебной и погребальной обрядности (невеста в «черном») // Русский фольклор XXIV. - Л., 1987), однако вопрос, касающийся роли мотива дороги остается за рамками данных исследований.

3 Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 34.

4 В русской этнографии существует мнение о том, что славяне не знали ритуала инициации как такового, тем не менее, в некоторых обрядах можно наблюдать его «суррогатные», усеченные формы.

5 В славянской (тяготеющей в этом смысле к европейской) традиции, в отличии от ряда азиатских и африканских этнических культур, лиминируется и инициируется женщина, а не мужчина.

6 О мотиве охоты см.: Рюхина С. Б. Мотив охоты в русской волшебной сказке // Русский фольклор XXIV. - Л., 1987. - С. 28.

7 Мотив переправы подробно исследуется В. Я. Проппом в кн. «Исторические корни волшебной сказки». - Л., 1946.

8 В. Тернер пишет о том, что лиминальные существа «ни здесь, ни там, ни то, ни се; они в промежутке между положениями», (см.: Тернер В. Символ и ритуал. - М., 1983).

9 Функциональная роль порога в фольклоре и верованиях карел // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984.

Архетип Дороги - один из самых мощных, его всеобъемлющий смысл проходит практически через все сказки, мифы, легенды…

С одной стороны, в этом архетипе зашифрована информация о постоянном движении жизни, о постоянных переменах. Как говорится, «ничто не вечно под луной». И в этом первый Урок Дороги: нельзя пытаться сохранить что-либо неизменным. Эта попытка с самого начала обречена на провал и более того она несет в себе опасность: и для того кто пытается пойти против законов Жизни и для того, чье развитие и изменение ограничивается. Отказываясь от изменений, человек, по сути, отказывается от самой жизни.

Конечно, частенько изменения пугают, они требуют ресурсов, чтобы к ним приспособиться и тут во всей красе предстает второй Урок этого архетипа: доверяй Дороге. Пусть Дорога не бывает прямой и ровной, пусть она полна трудностей и испытаний, но она ведет к твоей истинной цели.

Мы не может заранее предсказать, как обернется какое-то событие в будущем. И об этом есть отличная притча:

Это хорошо ...

У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить:
«Это хорошо!» Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк:
«Это хорошо!» На это король ответил:
«Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму.
Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.
— Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца. И он рассказал всё, что только что с ним произошло.
— Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.
— Нет, — сказал его друг, — это хорошо!
— Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?
— Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.

Часто проблемы в жизни связанны именно с тем, что человек не может почувствовать свой Путь, не может ему довериться. Но если этому научиться, то становится гораздо проще идти по Жизни.

Но Дорога, это не только череда жизненных событий, это еще и Путь развития и познания. Путь к самому себе. Дорога закаляет душу, учит терпению, доверию самому себе и миру, учит ориентироваться на внутренние критерии. Сравнивая себя с соседом можно легко ошибиться в оценке смысла происходящих событий, можно неверно предположить какие события являются Испытаниями, Уроками или Наградой.

Дорога учит радоваться тому, что ты имеешь в данный момент, наслаждаться Жизнью. Человек, погруженный в прошлое, метафорически стоит на одном месте и смотрит туда, откуда пришел.

Человек, занятый исключительно будущим, - бежит сломя голову, не замечая ничего вокруг. Но долго ли можно так пробежать?

И только находясь в настоящем, можно грамотно распределить силы, увидеть новые возможности, заранее приготовиться к трудностям.

Пусть же будет благословенна изменчивая, непредсказуемая, порой жестокая и несправедливая, но от этого не менее восхитительная дорога под названием Жизнь!

Савельева Екатерина Геннадьевна