Усилия китайских конструкторов, затраченные ими в течение последних шестидесяти лет, принесли определённые плоды. Страна смогла стать одним из основных мировых производителей танков, и хотя сегодня Китай не является лидером по качеству разрабатываемой техники, по количеству экспортируемых танков он давно находится в первой пятёрке. Сможет ли КНР в ближайшее время оставить позади всех своих конкурентов, сказать трудно. Несомненно одно – китайские конструкторы значительно продвинулись вперёд на своём «особом пути» и могут сказать ещё не одно веское слово в мировой гонке танковых вооружений

Первая половина XX века складывалась для Китая крайне драматично. Страна сотрясалась от масштабных восстаний – население не могло мириться с тем, что чужеродная маньчжурская династия Цин предала интересы страны. Императоры сдали часть китайских городов и земель в долгосрочную аренду европейским государствам, открыли рынок для свободной торговли иностранными товарами и разрешили продажу опиума. В конце концов, в 1911 году династия пала в результате Синьхайской революции, но спокойствия Поднебесной это не принесло. Страна погрязла в войнах между милитаристскими кликами, а в 1927 году между силами Китайской Республики и китайскими коммунистами началась долгая гражданская война , которая с небольшими перерывами продолжалась до 1950 года. Кроме того, в 1931 году значительную часть страны оккупировали японские войска.

В многочисленных боевых столкновениях все противоборствующие стороны пытались добыть новейшие виды вооружений, в особенности авиацию и бронетехнику. Танки иностранного производства начали поступать в Китай уже в 20-х годах – устаревшие, но вполне соответствовавшие дальневосточным условиям ведения войны. Ситуация кардинально изменилась после окончательной победы коммунистов – помимо поставок новейших типов военной бронетехники СССР помог китайцам организовать собственное производство, которое поначалу просто копировало советские танки Т-54 . Однако после смерти Сталина отношения КНР и Советского Союза резко испортились, и китайская танковая промышленность вынужденно пошла по собственному пути. Используя свои связи с западным миром и возможность получать информацию о советских разработках, китайские инженеры развили уникальную линейку основных боевых танков (далее – ОБТ). На сегодня Китай по праву считается одной из самых мощных танковых держав мира, продолжая наращивать свой потенциал.

Дальневосточная свалка для европейского старья

Внешне новая машина сильно походила на Т-10, отличаясь расположением эжектора на стволе орудия, хотя пушка использовалась всё та же – советская 122-мм Д-25Т с боекомплектом в 32 снаряда. Китайцы установили на танк форсированный двигатель В-54, благодаря чему его мощность выросла с 580 до 750 л. с. В 1965 году первый и единственный экземпляр WZ-111 изготовили и начали его испытания, которые выявили большое количество недочётов в конструкции машины. Пока китайские разработчики трудились над их устранением, стало известно, что тяжёлые танки более не нужны, так как им на смену пришли основные танки, и от дальнейшей разработки WZ-111 отказались. Его единственный экземпляр, у которого башня заменена весовым муляжом, до сих пор экспонируется в Пекинском танковом музее.


Танк WZ-111 в экспозиции музея
Источник – wikimedia.org

Туре 62 (WZ-131): Мощный, но… лёгкий

Ландшафт южных провинций Китая сильно отличается от северных, центральных и восточных регионов страны, изобилуя реками, через которые переброшено множество мостов, чья грузоподъёмность в 60–70-х годах не была рассчитана на массу танка Туре 59 (36 тонн). Осознав масштаб проблемы, китайское руководство решило разработать и наладить производство облегчённых танков Туре 62, чья конструкция в общих чертах повторяла бы Туре 59, но в силу облегчённого бронирования и менее мощного вооружения (85-мм пушка вместо 100-мм) весила бы на 15,5 тонны меньше. Разработка нового танка началась на харбинском заводе №674 ещё в 1958 году под индексом «Туре 59-16» – первый экземпляр изготовили в 1960-м, а в серию он пошёл в 1963 году. Всего танковая промышленность КНР произвела около 1200 этих машин, треть из которых пошла на экспорт (в основном, в страны Африки и Юго-Восточной Азии). Танки Туре 62 активно применялись НОАК в Китайско-вьетнамской войне 1979 года и Угандийско-танзанийской войне 1978–79 годов.


Рота танков Туре 62 в развёрнутом строю. На башнях над стволами пушек установлены лазерные дальномеры
Источник – armor.kiev.ua

Китайский основной боевой танк – Тип 99 (заводской индекс ZTZ-99) был впервые показан публике во время военного парада в Пекине 1 октября 1999 года. Появление танка 3-го поколения, представленного Китаем, вызвало немалый ажиотаж. Данный танк стал прорывом для китайского танкостроения . По своим боевым возможностям данный танк приближается к ОБТ ведущих танкопроизводящих стран.

Всего на параде было показано 18 машин. За последующие годы было выпущено еще около 200 танков. При этом массового производства развернуто не было из-за относительной дороговизны танка и конструктивных сложностей. Несомненно, данный танк стал своеобразным техническим прорывов для Поднебесной.

Китай наконец-то смог создать свой перспективный танк. При этом инженеры КНР пошли по проторенному ранее пути с заимствованием и усовершенствованием чужих разработок. Наибольшее влияние на КНР до сих пор оказывается советская/российская школа танкостроения. Специалисты отмечают ряд сходств китайского танка с Т-72М . Его носовая часть и ходовая фактически повторяют советскую разработку. Были подозрения, что и 125-мм орудие танка разработано не без влияния советской 125-мм пушки 2А46. Помимо всего прочего китайский танк получил автомат заряжания (АЗ) карусельного типа, близкий к советским и российским аналогам. Применение АЗ позволило сократить экипаж танка до 3 человек.

Компоновка и бронирование

Танк выполнен по классической компоновке с задним расположением МТС – моторно-трансмиссионного отделения. В передней части танка находится отделение управления – место механика-водителя. Боевое отделение находится в средней части машины. Корпус танка примерно на 1 метр удлинен по сравнению с корпусом танка Т-72. Удлинение корпуса сзади связано с высвобождением места для размещения более объемного немецкого дизеля. Увеличение корпуса спереди связано с размещением более массивной башни с большим бронированием.

По своей конструкции башня танка Тип 99 напоминает западные аналоги. Следует отметить, что верхняя лобовая деталь корпуса танка практически идентична советской, устанавливаемой на танки Т-72 и унаследовала от нее все ослабленные зоны.

Бронирование танка Тип 99 напоминает по своей структуре бронирование советских танков Т-80 и Т-90. Броня представляет собой слой композитного материала, в роли которого выступает корунд, стеклотекстолит или другой, помещенный между двух слоев стали. Башня танка имеет сварную конструкцию и выполнена из бронелистов различной толщины.

Бронезащита лобовой проекции ОБТ Тип 99 поздних образцов была усилена за счет использования блоков динамической защиты, размещенных поверх основного бронирования танка. При этом на башне блоки динамической защиты расположены «уголком» дополнительно была усилена задняя ниша башни, где блоки динамической защиты были смонтированы поверх решетчатой корзины.

По заявлению китайской стороны используемая динамическая защита является многослойной и обеспечивает танку защиту как от бронебойных подкалиберных, так и кумулятивных боеприпасов.

Вооружение танка

Главной огневой мощью китайского танка является гладкоствольная танковая пушка калибра 125 мм. По утверждениям китайских специалистов данная пушка по своим характеристикам превосходит не только свой советский аналог 2А46 на 45%, но и немецкое орудие RH-120, устанавливаемое на танки и , на 30%.

Основным средством борьбы с танками противника являются бронебойные подкалиберные снаряды – БПС, с сердечником из обедненного урана. По всей видимости, технологию их производства Китай получил из Израиля, который в свое время поставлял в страну такие снаряды.

Поставляемые Израилем снаряды М711 имели соотношение длины к диаметру 20 к 1 и начальную скорость снаряда – 1700 м/с. Их бронепробиваемость достигала 600 мм. В настоящее время китайские инженеры заявляют о разработке нового БПС, который значительно превосходит имеющиеся аналоги.

Новый снаряд имеет соотношение длины к диаметру 30 к 1 и начальную скорость в 1780 м/с. Его бронепробиваемость достигает 850 мм. Такой китайский БПС может создать существенную угрозу всем существующим танкам, включая Абрамс М1А2 и Т-90. По утверждению ряда специалистов, в состав вооружения танка может включаться и комплекс управляемого вооружения (КУВ), основанный на российском комплексе 9М119 «Рефлекс».

Пушка танка работает в связке с автоматом заряжания карусельного типа на 22 выстрела . Предполагается, что АЗ разработан на основе советской модели с внесением ряда изменений и устранения недостатков. Общий боекомплект танка составляет 42 выстрела. Стоит отметить, что в отличие от западных аналогов боекомплект танка не отделен от экипажа.

В качестве вспомогательного вооружения на танке используется спаренный с оружием 7,62-мм пулемет, располагается справа от пушки (боекомплект 2000 патронов) и зенитный 12,7-мм пулемет, смонтированный на башне перед люком командира (боекомплект 300 патронов). Стрельба из спаренного пулемет производится с помощью электроспуска, турельная зенитная установка имеет лишь ручное управление и обеспечивает стрельбу лишь в переднем секторе. Углы наведения зенитного пулемета от -4 до +75 градусов. По бокам башни смонтировано по одному 5 ствольному дымовому гранатомету.

Эксклюзивной особенностью китайского ОБТ является наличие лазерной системы активной защиты танка JD-3 , которая состоит из комплекса предупреждения о лазерном облучении LRW (гибридный датчик, смонтированный на башне позади люка командира) и боевого квантового генератора – LSDW (в коробчатом корпусе на башне за люком наводчика).

JD3 можно отнести к ослепляющему лазерному оружию , разработка, производство и испытания которого, ровно, как и применение, запрещено ООН. Запрет содержится в 4-м протоколе Конвенции о конкретных видах обычного оружия (13.10.1995).

При получении сигнала об облучении танка лазерным лучом противника, данный комплекс обеспечивает поворот танковой башни в сторону источника облучения, после чего включается лазерный луч ослабленной мощности, который определяет точное месторасположение вражеской цели. После того как цель вычислена, мощность луча возрастает до критического уровня и выводит из строя оптические средства или органы зрения вражеского оператора.

По сообщениям экспертов, данный комплекс способен поражать зрение человека и оптические устройства на расстоянии в 2-3 км, при использовании устройства 7-кратного увеличения до 5 км, а на расстоянии до 10 км может вызвать кратковременное ослепление вспышкой. Помимо боевой функции данный комплекс может выполнять роль лазерной связи между танками.

Система управления огнём

СУО танка состоит из комбинированных прицелов командира и наводчика с независимой стабилизацией. Прицел наводчика оснащен лазерными дальномером и тепловизионным каналом. Изображение с тепловизора выводится на 2 цветных дисплея наводчика и командира (кратность х5 и х11,4). Командир может вести огонь из орудия без участия наводчика. Прицел командира танка панорамный.

Танковое орудие стабилизировано в 2-х плоскостях. Танк оснащается цифровым баллистическим вычислителем, набором датчиков (показателей атмосферных условий, износа канал ствола и т.д.), многофункциональной цветной панелью командира. На танке смонтирована система навигации со спутниковым (GPS) и инерциальным каналами, данные от которых поступают на командирский дисплей и накладываются на цифровую карту местности.

Меткость стрельбы достигается за счет использования баллистического вычислителя, лазерного дальномера, системы датчиков, а также теплового кожуха ствола танка. Стабилизация орудия в двух плоскостях гарантирует высокую эффективность стрельбы в движении. Скорострельность орудия при использовании АЗ достигает 8 выстрелов в минуту, без него — 2 выстрела в минуту.

Двигатель и трансмиссия

На танке устанавливается дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом, выдающий мощность в 1500 л.с. Данный дизель был разработан на основе немецкого двигателя MB871ka501. При массе танка в 54 тонны данный двигатель позволяет ему развивать скорость в 80 км/ч при движении по шоссе и до 60 км/ч при движении по пересеченной местности. Удельная мощность двигателя – 27,78 л/с на тонну. До 32 км/ч с места танк способен разогнаться всего за 12 с.

Танк оснащен механической планетарной трансмиссией с 7-ю скоростями для движения вперед и 1 для движения назад, данная трансмиссия почти полностью заимствована с советского танка Т-72М. В полевых условиях замена двигателя может быть выполнена за 30-40 минут.

Ходовая часть танка состоит из 6 опорных катков и 4 поддерживающих роликов на каждый борт. Двускатные катки оснащаются резиновыми бандажами, подвеска танка торсионная с гидроамортизаторами на первых двух и последнем узле подвески. Ведущее колесо расположено сзади (зацепление цевочное). Гусеница танка оснащается резинометаллическим шарниром.

/По материалам pro-tank.ru , btvt.narod.ru и otvaga2004.narod.ru /

Специально для читателей «Защищать Россию» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов объясняет, что лучшие образцы китайской промышленности — танки ZTZ-99 и VT-4 — построены на технологиях Советского Союза из 1970-х годов.

Считается, что сухопутные войска Китая — одни из самых мощных в мире. Однако подавляющее большинство танков, стоящих на вооружении народно-освободительной армии Китая, давно устарели и морально, и физически. Основу парка бронетехники армии Китая составляют танки WZ-120 и WZ-121 — более известные как «тип 59» и «тип 69». Эти машины представляют собой неоднократно модернизированные клоны советского .

В конце 50-х годов прошлого века Китай приобрел в СССР лицензию на выпуск этого, уже тогда считавшегося устаревшим танка.

Советские специалисты строили завод, передавали технологию и документацию, учили китайцев работать. С единственным отличием: в СССР танки строились на конвейере, а соседям эту технологию отдавать побоялись. Производство в Китае было запущено по иному, менее производительному пути. Со временем это послужило мощным сдерживающим фактором, так как из-за охлаждения межгосударственных отношений военно-техническое сотрудничестно между двумя крупнейшими странами соцлагеря было свернуто. Попытка получения технологической помощи на Западе тоже ни к чему не привела. США, Франция, Германия, Израиль — все эти страны отметились в сотрудничестве с Китаем в области производства бронетехники. Однако в передаче новейших технологий они не были заинтересованы.

Танк Т-54. Фото: Сергей Фазульянов

В итоге небольшой технологический рывок китайцы смогли сделать лишь после распада СССР. В странах Восточной Европы и на Ближнем Востоке они закупили образцы советского танка , производившегося с 1974 года.

Разобраться с его конструкцией и технологией помогли оставшиеся без работы танкостроители Украины.

Это привело к тому, что в конце 1990-х в Китае появились относительно современные танки ZTZ-98 и ZTZ-96 . Если первый представлял собою копию Т-72 в том виде, в котором его смогли воспроизвести китайцы, то второй был гибридом Т-72 и WZ-121 , более приспособленным для выпуска в больших количествах на китайских предприятиях. С этими конструкциями Китай и вошел в новый век. ZTZ-96 стал основным танком НОАК, а также послужил прототипом для экспортных версий — пакистанкой «Аль-Халид» и его развитием — VT-1 (MBT-2000). На основе ZTZ-98 был создан более сложный и тяжелый танк ZTZ-99 , который в небольших количествах до сих пор выпускается исключительно для НОАК. Экспортный VT-1 был заказан Марокко (150 ед.), Бангладеш (44 ед.) и Мьянмой (несколько десятков единиц). Попытка продать его Перу провалилась из-за отказа Украины поставлять Китаю свои двигатели 6ТД.

У КНР нет собственного хорошего танкового дизеля. После отказа Украины для обеспечения экспорта государственной машиностроительной корпорации NORINCO пришлось срочно перерабатывать конструкцию VT-1 .

Ранее они обходились модернизацией и форсированием советского дизеля В-54 , но его потенциал не бесконечен. Попытки купить танковый дизель на Западе не увенчались успехом. Единственное чего удалось добиться, это приобрести старый «тепловозный» двигатель у немецкой фирмы MTU. Судя по всему, именно его версии и ставятся на самых последних китайских танках. Об этом свидетельствуют значительные габариты их моторно-трансмиссионных отделений. Естественно, такой двигатель перетяжеляет танк, и, несмотря на повышенную мощность, не обеспечивает требуемой подвижности. Все это было отмечено экспертами на прошлогодних соревнованиях по танковому биатлону в России. Выставленный от Китая ZTZ-96 в гонках с преодолением препятствий, как правило, на целый круг отставал от старых российских .

Подвижность китайских танков так же сильно ограничивает и ходовая часть, скопированная полностью с советского Т-72 ранних серий выпусков. Изначально она была рассчитана на массу чуть более 40 тонн и оптимизирована на средние скорости движения до 45 км/ч.

При возрастании скоростей и нагрузок ходовая часть китайских танков будет попросту рассыпаться.

Китайцы рекламируют вооружение и электронные системы своего новейшего экспортного танка VT-4 . В этом есть безусловное лукавство. Факт: китайская 125-мм гладкоствольная пушка является безлицензионной копией российского танкового орудия 2А46 принятого на вооружение Советской Армии еще в 1970 году — 45 лет назад! Точно так же был скопирован устаревший автомат заряжания и система стабилизации. В разработке микропроцессоров Китай отстает как минимум на 5 лет. Вопросы вызывает и надежность работы китайской электронной элементной базы.

Еще хуже в Китае обстоят дела с прицельной оптикой и тепловизионными камерами для приборов ночного видения. Все более-менее современные китайские танки имеют соответствующую прибористику от французского SAGEM.

Нет, и пока не предвидится в Китае появления комплексов активной защиты танков, подобной израильской «Trofy». Это особенно печально для китайских танков на фоне отсутствия в КНР качественных современных броневых сталей, что связано с устаревшими технологиями их производства. Что касается китайской динамической защиты, то ввиду крайней закрытости темы сделать адекватную ее оценку невозможно, однако множество вопросов вызывает установка ДЗ на самих танках. В ряде случаев, в лобовой броне башни образуются значительные по площади неприкрытые зоны («Аль-Халид» , VT-1), и практически всегда ДЗ не защищает крышу башни (включая ZTZ-96 , ZTZ-98 , ZTZ-99), что очень странно, в силу все большей распространенности средств поражения, атакующих с верхней полусферы.

Самым значительным недостатком китайских танков является их недостаточная надежность.

В 2006 году Саудовская Аравия проводила международный тендер, в ходе которого проходил оценку китайско-пакистанский танк «Аль-Халид» . Он был единственной машиной, которую подвергли испытаниям не в аравийской пустыне, а на родных пакистанских полигонах. Причина отказа демонстрировать танк на чужой территории вскрылась практически сразу после начала программы тестов. Танк регулярно ломался. Причем с такой частотой, что завершить полный цикл испытаний просто не было никакой возможности. Напомним, «Аль-Халид» — это прототип экспортного китайского танка VT-1 . Второй прототип VT-1 — танк ZTZ-96 , показал свою «надежность» во время соревнований по танковому биатлону. На этих соревнованиях не проходило и дня, чтобы на китайских танках что-нибудь да не ломалось, иногда и не по разу. В результате экипажи регулярно были вынуждены просить о замене танка. Вероятно, проблемами с надежностью и объясняется крайне незначительное число проданных VT-1 . Это же побудило китайцев к совершенствованию машины, что привело к созданию усиленно рекламируемого в последнее время танка VT-4 , он же MBT-3000 .

Танк VT-4

Впервые о VT-4 заговорили в июне 2012-го. Тогда китайская газета «Шицзе бао» опубликовала статью, согласно которой MBT-3000 «обречен стать звездой мирового танкового рынка, потеснив российские Т-90С ».

В единственном числе этот танк пребывает и поныне. На кадрах видео эксперты обнаружили следы ржавчины в его боевом отделении. Это было следствием большой спешки при изготовлении опытного образца, на роль которого взяли одну из старых машин. Вызывает недоумение еще одно обстоятельство: что на IDE X-2012 , что на IDE X-2014 NORINCO так и не продемонстрировала этот танк в натуре. Показана была только модель. «Вживую» VT-4 был продемонстрирован единожды — в августе 2014 года на китайской выставке. Тогда заявлялось, что серийное производство новых танков будет запущено до конца 2014 года. Позже выяснилось, что первые серийные машины выйдут из сборочного цеха лишь через два года. Такая задержка вполне объяснима. Вероятно, китайские инженеры так и не могут решить ряд проблем, из-за наличия которых пришлось существенно скорректировать сроки реализации программы.

Стоимость китайских танков отнюдь не маленькая. Она вполне соответствует цене на современный, надежный и проверенной российский танк Т-90С, который был продан в количестве, превышающем 1,5 тысячи экземпляров. Даже в самой бюджетной версии один китайский танк стоит столько же, сколько два или три бывших в употреблении, но капитально отремонтированных Т-72Б модели 1984 года. Последние хоть и не имеют современной системы управления огнем, что сказывается при ведении боевых действий ночью, по всем прочим параметрам существенно превосходят новые китайские машины.

Можно уверенно заключить, что китайским танкостроителям еще очень далеко до уровня своих соседей по региону: Южной Кореи с их танком К2 «Черная пантера» и Японии — танк «Тип 10». Конечно, Корея и Япония не сравнятся с Китаем по количеству выпускаемых машин, но вот разница в технологическом и конструкторском уровне просто гигантская. Сравнивать китайские танки с европейскими или, тем более русскими, вообще бесполезно — налицо прогрессирующее технологическое отставание как минимум на четверть века.

Китайский основной боевой танк Тип 99 — танк третьего поколения. Это наиболее современная боевая машина Народно-освободительной армии Китая.

Тип 99 стал развитием другого китайского танка — Тип 98. Основной боевой танк третьего поколения Тип 98 был разработан «Северокитайским исследовательским институтом машиностроения № 201» (NEVORI) в Пекине в содружестве с «Первой машиностроительной компанией» (FIRMACO) — бывшим танкостроительным заводом №617 в городе Баотоу.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Проектирование танка началось еще в 1970-х годах. Отдельные конструктивные решения новой машины обкатывались на опытных образцах WZ1224 и WZ1226 в 1980-е годы, а также на экспортном танке Тип 90-II/MBT-2000. В середине 1980-х годов окончательно сложился облик танка — в его основу была положена конструкция советского танка Т-72М (несколько машин были приобретены Китаем на Ближнем Востоке) с повторением его компоновки и отдельных конструктивных решений. Первые четыре прототипа изготовили в 1992 году.

Серийное производство началось в 1998-м, но было изготовлено не более 60 единиц. Дальнейший выпуск был прекращен в пользу более совершенной версии. Новый танк разрабатывался на базе ОБТ Тип 98 и по существу представляет его усовершенствованную модификацию. Один из первых вариантов этого танка был продемонстрирован в 2000 году под обозначением Тип 98G. В том же году была изготовлена первая партия из 40 танков, получивших обозначение Тип 99. В дальнейшем выпуск танков осуществлялся и осуществляется очень медленными темпами, в основном из-за их сложности и высокой стоимости.

ПРОИЗВОДСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

В параде 1 октября 1999 года в Пекине принимали участие 18 танков Тип 98. Судя по всему, на вооружение НОАК поступило ограниченное количество боевых машин этого типа (не более 60 ед.), ставших переходными к следующему основному боевому танку Тип 99. Что касается Тип 99, то они впервые принимали участие в военном параде в Пекине 1 октября 2009 года в ознаменование 50-летия образования КНР. По площади Тяньаньмень прошли 18 боевых машин (судя по блокам ДЗ, раннего выпуска) из состава 334-го полка 112-й танковой дивизии 38-й армейской группы НОАК. В 2007 году появилась модификация Тип 99А, ее серийное производство началось в 2011 году. От базовой версии она отличалась усиленной защитой лобовой проекции. Вариант Тип 99А2 получил динамическую защиту нового поколения.

Танки Тип 99А в 2014 году принимали участие в учениях Пекинского и Шеньянского военных округов, а в 2015 году — в военном параде в Пекине. В декабре 2009 года главный конструктор танка Чжу Юйшэн в интервью на китайском телевидении заявил, что по трем важнейшим показателям боевого потенциала — подвижности, огневой мощи и защищенности танк Тип 99 занимает первое место в мире. По мнению главного конструктора, в рейтинге 10 лучших танков мира настоящими лидерами являются китайский Тип 99, американский «Абрамс» и немецкий «Леопард 2», а остальные не заслуживают даже упоминания. И среди этих трех лучших танков Тип 99 мог бы одержать победу над «Абрамсом» и «Леопардом», заняв первое место. Заявление более чем спорное и рассчитанное на китайскую аудиторию.

Особенности конструкции

Компоновка танка — классическая, с кормовым расположением МТО. Отделение управления с посадкой механика-водителя по центру. В боевом отделении наводчик располагается слева от пушки, а командир — справа.

Корпус — сварной, выполнен из гомогенной брони с комбинированным бронированием в лобовой части. Комбинированную броневую преграду представляют собой и лобовые детали сварной башни. Башня выполнена из бронелистов различной толщины, расположенных под рациональными углами наклона, и оборудована развитой кормовой нишей.

ВООРУЖЕНИЕ

Основное вооружение танка — 125-мм гладкоствольная пушка ZPT-98-Она является безлицензионной копией советского орудия 2А46, перепроектированного под китайские технологии. Ствол пушки имеет теплоизоляционный кожух. Электромеханический A3 на 22 выстрела также скопирован с советского образца (ранее уже использовался на танках Тип 85-IIM, Тип 96 и Тип 90-И). При использовании A3 скорострельность достигает 8 выстр/мин. Общий боекомплект состоит из 41 выстрела раздельно-гильзового заряжания с бронебойно-подкалиберными снарядами с отделящимся поддоном, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами, а также ТУР с лазерным наведением 9М119 «Рефлекс» российского производства. Кроме того, в Китае в сотрудничестве с Израилем создан бронебойно-подкалиберный снаряд с сердечником из обедненного урана. Танк оборудован современной французской СУО, аналогичной установленной на танке «Леклерк». Основные элементы СУО: цифровой баллистический вычислитель, панель управления, перископический прицел наводчика с тепловизионной камерой, встроенным лазерным дальномером и с независимо стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания, перископический комбинированный прицел-прибор наблюдения командира (с головкой панорамного типа), дисплей командира, двух плоскости ой стабилизатор вооружения (копия советского 2Э28 «Сирень») и набор различных датчиков. Управление вооружением дублированное, осуществляется как от наводчика, так и от командира.

В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены два пулемета: спаренный 7,62-мм пулемет Тип 86 (справа от пушки) и зенитный 12,7-мм W-85, установленный перед люком командира. Стрельба из спаренного пулемета ведется при помощи электроспуска на дальность до 1000 м. Зенитная пулеметная установка с ручным управлением (имеет обозначение QJC-88) обеспечивает стрельбу только в переднем секторе на дальность до 1600 м по наземным и до 1500 м по воздушным целям. Углы ее наведения в вертикальной плоскости составляют от -4° до +75°. По бортам башни установлены два пятиствольных блока дымовых гранатометов Тип 84.

Особенностью танка Тип 98 является наличие лазерной системы активной защиты JD-3, Она состоит из системы предупреждения о лазерном облучении LRW (грибовидный датчик позади люка командира) и непосредственно квантового генератора LSDW (коробчатая башенка позади люка наводчика). При получении сигнала об облучении танка лазерным лучом противника система предупреждения вырабатывает сигнал на поворот башни в сторону обнаруженного источника, затем включается лазерный луч малой мощности, определяющий точное местонахождение цели, после чего мощность луча мгновенно возрастает до критического уровня и выводит из строя оптические средства или органы зрения оператора противника.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

Дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом мощностью 1200 л. с. скопирован с германского WD396. Он сблокирован с трансмиссией в единый силовой блок, который может заменяться в полевых условиях за 30-40 мин. Планетарная механическая трансмиссия (7 + 1) практически полностью заимствована у танка Т-72М.

Ходовая часть, также скопированная у танка Т-72М, включает в себя применительно к одному борту шесть опорных и четыре поддерживающих катка. Катки — двухскатные, с резиновыми бандажами. Подвеска — индивидуальная, торсионная. На первом, втором и шестом узлах подвески установлены гидроамортизаторы. Гусеница с РМШ, обрезиненной беговой дорожкой и резиновыми асфальтоходными башмаками.

ТИП 99

ОБТ Тип 99 представляет собой танк Тип 98 с улучшенными характеристиками: повышенной подвижностью за счет установки более мощного 1500-сильного дизельного двигателя с турбонаддувом, усовершенствованной системой управления огнем, повышенной защищенностью за счет установки встроенной динамической защиты на лобовые проекции башни и корпуса. Бронирование лобовых проекций башни и корпуса усилено за счет установки блоков встроенной динамической защиты. На первых серийных образцах блоки ДЗ устанавливались поверх основных броневых деталей. На последующих машинах они были встроены в основное бронирование. Изменилась и конфигурация блоков — они стали более скошенными с боков. Модульная конструкция бронирования позволяет быстро заменять поврежденные блоки на новые.

Танк оснащен интегрированным лазерным комплексом активного противодействия JD-3.

Усовершенствованная СУО включает в себя комбинированные прицелы наводчика и командира с независимой стабилизацией, лазерный дальномер, тепловизор, цифровой баллистический вычислитель, двух плоскостной стабилизатор вооружения, набор датчиков (атмосферных условий, износа канала ствола и др.), многофункциональную панель командира с цветным индикатором и систему автосопровождения цели. Изображение от тепловизора выводится на цветные дисплеи командира и наводчика (кратность 11,4х и 5х). Кроме того, на танке установлена система навигации с инерциальным и спутниковым (GPS) каналами, данные от которых также выводятся на дисплей командира и накладываются на цифровую карту местности.

Танк оснащен современной радиостанцией и ТПУ. Установленный на танке дизельный двигатель мощностью 1500 л. с. создан на базе германского МВ871 Ка501. Танк разгоняется с места до 32 км/ч всего за 12 с. Механическая планетарная трансмиссия предусматривает семь скоростей для движения вперед и одну — задним ходом. Подвеска торсионная с гироамортизаторами.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ТИП 99

Боевая масса, т: 54
Экипаж, чел.: 3
Габаритные размеры, мм:
длина: 10920
ширина: 3372
высота по крыше башни: 2200
клиренс: 470
Боекомплект: 41 выстрел, 2000 патронов калибра 7,62 мм, 300 патронов калибра 12,7 мм
Автомат заряжания: электромеханический, с постоянным углом заряжания
Комплекс управляемого вооружения: 9К119 «Рефлекс» с ТУР 9М119, управляемой по лучу лазера
Бронирование, мм: противоснарядное комбинированное с комплексом динамической защиты
Скорость макс, км/ч: 60
Запас хода, км: 450
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град.: 30;
ширина рва, м: 2,7;
высота стенки, м: 0,85;
глубина брода, м: 1,4 (с ОПВТ -5 м)

4928

3 сентября 2015 года с площади Тяньаньмэнь на весь мир транслировался проходивший в Пекине грандиозный военный парад в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне и войне китайского народа с Японией. По сложившейся традиции, первыми прошли пешие «коробки» подразделений сухопутных войск, а также на автомобилях проехали сражавшиеся с агрессором ветераны 8-й армии, новой 4-й армии, гоминьдановских дивизий и партизанских отрядов.

Затем пошла военная техника… Парадную колонну возглавили новейшие танки ZTZ-99A, вобравшие в себя все лучшие достижения китайского танкостроения.

В настоящее время китайские танки занимают вполне достойные места как в различных рейтингах, так и на оружейном рынке. Вполне серьезно можно говорить о сформировавшейся достаточно самобытной конструкторской школе.

Однако путь к современному состоянию был весьма извилистым. Китайцы познакомились с танками достаточно рано: спустя несколько лет после их появления на полях сражений. Уже в середине 1920-х годов в страну попали знаменитые Renault FT-17. Весьма достойно проявили себя китайские танковые войска и в годы Второй мировой войны.

Основной боевой танк ZTZ-99 в экспозиции Военного музея Китайской революции в Пекине.

Когда после образования Китайской Народной Республики дружественные отношения с СССР достигли своего наивысшего расцвета, молодой танковой промышленности страны сильно повезло. Советская сторона передала ей всю конструкторскую документацию на Т-54. Именно благодаря заложенному в этот танк гигантскому модернизационному потенциалу китайская промышленность могла себе позволить роскошь практически до конца 1980-х годов заниматься постоянным улучшением различных вариантов этой машины. И не безрезультатно. Ее эволюция в Китае пошла совершенно самобытным путем. Серийное производство различных вариантов Т-54 позволило не только обеспечить потребности Народно-Освободительной Армии Китая, но и наладить активные экспортные поставки в различные страны.

Одновременно не стоит считать, что китайское танкостроение оставалось своего рода «вещью в себе». Конструкторы жадно заимствовали все, к чему только получали доступ. У фирм ведущих танкостроительных держав регулярно приобретались лицензии на производство необходимых узлов и агрегатов. При отсутствии возможности покупки лицензии не брезговали и откровенным заимствованием, как это произошло, например, с советской 125-мм танковой пушкой 2А46. По ряду экономических и политических причин китайское танкостроение в течение долгого времени оставалось «догоняющей стороной», стремящейся приблизиться к уровню передовых государств.

Ситуация стала меняться с 1990-х годов, когда отрасль получила серьезный импульс к развитию, причем вновь немалую роль в этом сыграл СССР Ведь после его распада появилась возможность прибегать к помощи специалистов постсоветского пространства, в частности украинских. Технологический прорыв не заставил себя долго ждать, и в настоящее время Китай считают производителем вполне конкурентоспособных танков, отличающихся, к тому же, сравнительно низкой ценой, что делает их более привлекательными для небогатых покупателей.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Первые сведения о появлении танков на территории Китая относятся к 1920-м годам. В то время, пришедшее к власти после революции 1911 г. Центральное правительство контролировало лишь несколько провинций на юге. Фактически страна представляла собой набор феодальных вотчин различных милитаристских группировок.

Одним из наиболее авторитетных «провинциальных милитаристов» считался Чжан Цзолинь. Опираясь на поддержку Японии, он сумел установить свой контроль над тремя провинциями: Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, а в 1926 г. получил должность главнокомандующего Армии Умиротворения Страны.

Чжан Цзолинь.

Именно он в 1925 году заказал для своих войск, в общей сложности, 36 танков Renault FT-17. Лига Наций запрещала в то время поставлять вооружение участникам Гражданской войны в Китае, однако машины оформили как «сельскохозяйственные трактора». Первые 10 танков отправили на британском пароходе, затем в ноябре 1925 года в порт Нью-Чанг прибыли ещё четыре машины. Это стало первым зафиксированным в истории случаем контрабанды танков. Другим интересным моментом является факт, что среди попавших в руки Чжан Цзолиня машин оказались и танки, предназначенные изначально для войск адмирала Колчака. Их доставили во Владивосток в 1919 году, когда помогать Верховному Правителю Сибири было уже поздно, и танки, в конечном итоге, попали в Маньчжурию.

Имеются также не вполне проверенные данные, что на вооружении войск Чжан Цзолиня находилось и некоторое количество итальянских Fiat 3000В с 37-мм пушками. Считается, что впоследствии их захватила японская армия.

Полученные машины Чжан Цзолинь вначале использовал против своего конкурента, другого «милитариста» У Пей-фу, а затем в боях с армиями Блюхера и Чан Кайши, который после смерти Сунь Ятсена возглавил партию Гоминьдан.

Танки Renault FT-17 в Северном Китае, 1929 год.

После гибели Чжан Цзолиня его сын Чжан Сюэлян согласился передать танки Китайской Народной революционной армии Чан Кайши. Несколько машин придали 1-й кавалерийской бригаде 1-й армейской дивизии и использовали для борьбы с другими «милитаристами».

В 1929 году Китай приобрел у Великобритании 24 танкетки Carden-Loyd Mk. VI. Первые 12 из них прибыли уже в мае. Их направили в Сучжоу на Лунгхайский фронт. К июню 1930 года четыре из них уже оказались потеряны. Имеются данные, что примерно в тот же период правительство Гоминьдана заключило контракт и на поставку 15 французских танков Renault NC-27, однако сведений об их эксплуатации найти не удалось, и ни одна из этих машин не дожила до 1937 года.

Тем временем, воспользовавшись произошедшим 18 сентября 1931 года взрывом на железной дороге, впоследствии названным «Мукденским инцидентом», японская армия начала захват Маньчжурии. На её территории оккупанты создали марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с последним отпрыском свергнутой в период Синьхайской революции династии Цин - Пу И, которому и передали захваченные в ходе боевых действий три китайских Renault FT-17.

Renault FT-17 из состава войск Чжан Цзолиня, 1929 год. Реконструкция автора.

Не удовлетворившись достигнутым, Япония приступила к дальнейшему расширению своего влияния в Китае. В качестве следующей цели избрали Шанхай. Несколько организованных японскими агентами провокаций привели к всплеску антияпонских настроений в городе. Начались демонстрации с призывами к бойкоту японских товаров. 27 января 1932 года у шанхайского побережья собралось около 30 японских военных кораблей, на борту которых находились 7 тыс. человек десанта. Властям Шанхая предъявили ультиматум с требованием пресечения демонстраций и компенсации материального ущерба. Несмотря на то, что городские власти согласились удовлетворить японские требования, в ночь с 28 на 29 января самолеты с авианосцев начали бомбить Шанхай, а около 3 тыс. пехотинцев Императорской армии высадились на побережье.