Секретариат ООН является международным органом, который управляет работой Наций и занимается ее координацией. Возглавляет его генеральный секретарь.

Мировая бюрократия

Шесть базовых органов - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, и Секретариат ООН.

Последний оказывает влияние на работу ООН в гораздо большей степени, чем указано в Это во многом объясняется тем, что сотрудники Секретариата являются постоянными экспертами, а не политическими назначенцами государств-членов. Набирается персонал на основе заслуг, учитывая принцип географического распределения. Сотрудники должны принять присягу на верность ООН. Им не разрешается получать указания от своих правительств. Персонал, по сути, представляет собой международную гражданскую службу.

Функции Секретариата ООН разнообразны. Это переводчики, делопроизводители, техники, администраторы, руководителей проектов, переговорщики и др.

Руководитель

Генеральный секретарь выбирается на 5 лет Генеральной Ассамблеей по согласованию с Советом Безопасности. Для этого он должен получить одобрение всех постоянных членов СБ. По этой причине генеральные секретари, как правило, происходят из небольших нейтральных стран. ГС - главное административное должностное лицо на заседаниях ГА, СБ, Совета по Опеке и ЭКОСОС, которое может исполнять любые функции, возлагаемые этими органами на него и его сотрудников. Каждый год он отчитывается перед Генеральной Ассамблеей о работе ООН и может знакомить СБ с любыми вопросами, представляющими, по его мнению, угрозу миру и международной безопасности. ГС - главный представитель ООН и наиболее заметная и авторитетная фигура этого органа на мировой арене.

Правительство Земли

Согласно уставу, генеральный секретарь и Секретариат ООН работают в нью-йоркской штаб-квартире и во всем мире. Они обслуживают основные подразделения организации и осуществляют руководство программами и политикой, определяемыми этими органами.

Таким образом, функции Секретариата ООН сопоставимы с задачами, которые выполняют национальные правительства стран мира. Среди прочего данный орган руководит операциями по поддержанию мира, решает проблемы беженцев, выступает посредником в международных спорах, отслеживает экономические и социальные тенденции, готовит исследования по правам человека, экономическому развитию, обеспечению устойчивого развития и другим вопросам по требованию какого-либо органа организации. Секретариат ООН информирует общественность о своей работе и проводит международные конференции. Кроме того, он контролирует выполнение директив ООН, переводит речи и документы на официальные языки организации и др.

Секретариат ООН: состав и функции

Хотя его главная штаб-квартира находится в Нью-Йорке, организация присутствует в Вене, Найроби и Женеве, а некоторые связанные с ней учреждения расположены в Париже, Гааге и Риме. Структура Секретариата ООН слагается из следующих управлений и департаментов, возглавляемых заместителями и помощниками генерального секретаря или высшими официальными лицами, подчиняющимися ГС:

  • Канцелярия ГС. Включает Бюро по вопросам партнерства, Службу протокола и связи, Бюро «Глобального договора».
  • Управление служб внутреннего надзора. Состоит из ревизионного, инспекционного и следственного отделов. Обладает широкими полномочиями по расследованию возможного мошенничества и злоупотреблений в рамках организации. Проводит мониторинг и аудит с помощью Комплексной системы управленческой информации. За создание управления выступали промышленно развитые страны, обеспокоенные тем, что их взносы в ООН могут пропасть в результате обмана и злоупотреблений.
  • Политический департамент. Курирует усилия организации в области превентивной дипломатии и миротворчества, собирает и анализирует информацию для предупреждения ГА и СБ о надвигающемся кризисе и осуществляет мандаты, вынесенные ими. Предоставляет помощь в проведении выборов в странах, запрашивающих поддержку в укреплении демократического процесса.
  • Правовое управление. Консультирует организацию и ГС по правовым вопросам. Например, управление оказывало помощь в проведении многочисленных мероприятий, связанных с международными уголовными трибуналами по бывшей Югославии и Руанде. Предоставляет широкий спектр юридических услуг по вопросам, касающимся договорного права и технических аспектов договоров.
  • Департамент разоружения. Первоначально был создан в 1982 г. и продолжал работу до 1992 г. В январе 1998 г. был восстановлен. Способствует целям разоружения и нераспространения химического, атомного и биологического оружия. Содействует усилиям в области сокращения обычных вооружений, в т. ч. мин и стрелкового оружия. Имеет пять филиалов.
  • Департамент операций по поддержанию мира. Это ведомство контролирует деятельность миротворческих миссий ООН по всему миру. С момента окончания холодной войны масштаб и сложность операций выросли экспоненциально. В 1995 году, когда сотрудники ООН были развернуты в странах бывшей Югославии, департамент насчитывал 70 тыс. военных и гражданских служащих, а его годовой бюджет приблизился к 3 млрд $.
  • Управление по координации гуманитарных вопросов. Занимается доставкой гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Управление создавалось для обеспечения быстрой оценки потребностей, анализа ситуации на местах, а также для ведения переговоров о доступе к местам чрезвычайных ситуаций. Главной его особенностью является межведомственная координация, что позволяет всем учреждениям системы ООН совместно призывать к оказанию гуманитарной помощи и лучше отслеживать вклады правительств-доноров, учреждений ООН и неправительственных организаций.

  • Управление по наркотикам и преступности. Расположено в Вене. Его целями являются: борьба с международной преступностью, контрабандой, бандитизмом, нелегальным оборотом наркотиков, коррупцией и терроризмом, предупреждение преступлений, законность, анализ тенденций, проведение исследований и поддержание стратегических мер.
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам. Содействует стабильному развитию на основе многопланового подхода к социальным, экологическим, экономическим, демографическим и гендерным аспектам развития.
  • Департамент по делам ГА и обслуживанию конференций. Состоит из трех отделов и одной службы. Предоставляет услуги централизованного планирования совещаний и документирования, координирует конференц-услуги по всему миру. Предоставляет услуги устного перевода на все шесть официальных языков ООН и между ними. Готовит стенографические отчеты о заседаниях ГА, СБ и других органов, а также подготавливает и печатает документы и другие публикации. Отвечает за перевод всех официальных документов ООН, отчетов о заседаниях и корреспонденции. Предоставляет справочные услуги для авторов, редакторов, переводчиков и стенографов.
  • Департамент общественной информации. Создает пресс-релизы, публикации, радио- и видеопрограммы, рекламирующие работу организации. Способствовал установке электронной почтовой системы, соединяющей миссии по поддержанию мира, информационные центры и ПРООН.
  • Департамент управления. Занимается планированием бюджета, программ, счетами, закупками, архивами, кадровым обеспечением, коммуникациями и др.
  • Бюро по вопросам этики. Обеспечивает добросовестное и прозрачное выполнение служащими своих обязанностей в атмосфере конфиденциальности, беспристрастности, профессионализма и независимости. Бюро помогает сотрудникам избегать конфликта интересов и препятствовать тому, чтобы их частная жизнь мешала выполнению ими своих служебных обязанностей.
  • Канцелярия омбудсмена. Способствует превращению конфликтов в творческие решения путем проведения тренингов, челночной дипломатии, посредничества и др.
  • Канцелярия Высокого представителя по малоразвитым странам. Ключевыми направлениями ее работы являются помощь ГС в обеспечении полной мобилизации и координации всех частей системы ООН на выполнение Программы действий для малоразвитых стран, анклавов и малых островов, мобилизация международной поддержки и ресурсов, проведение групповых консультаций и обеспечение правовой защиты.

Отдел закупок

Хозяйственная деятельность Секретариата ООН осуществляется через Отдел закупок, который занимается приобретением услуг и товаров для американской штаб-квартиры, региональных комиссий, миротворческих миссий, трибуналов, специальных миссий и др. Среди основных покупок - авиаперевозки, автомобили, компьютеры, продукты, услуги типографий, канцелярские материалы и принадлежности. ЮНИСЕФ, ВОЗ и Программа развития ООН закупки проводят самостоятельно.

Регистрация договора в Секретариате ООН

Функции ГС относительно сданных на в т. ч. подготовка рекомендаций и исследований, оказание помощи по юридическим проблемам и практике межгосударственных договоров и депозитария, исполняются Договорной секцией Управления по правовым вопросам. Оформление, анализ, фиксирование, публикация и регистрация международных договоров в Секретариате ООН проводится там же. Кроме того, поддерживается и обновляется в Интернете «Собрание договоров Организации Объединенных Наций». Регистрация в Секретариате ООН производится согласно статье 102 Устава и Правил ГА. Специалисты помогут составить заключительные положения и вынести по ним замечания, подготовить подлинники и сделать их заверенные копии, организовать семинары и учебные программы по праву и практике международных договоров и т. д.

Персонал

Секретариат ООН насчитывает около 44 тыс. сотрудников. Еще большее их число работает в смежных учреждениях (таких как ВОЗ, Всемирный банк и др.). Это международные гражданские служащие, неподотчетные отдельным государствам. Сотрудники Генерального Секретариата ООН присягают не получать и не запрашивать предписания какого-либо правительства или другой организации. Согласно Уставу, государства-члены должны уважать исключительный международный характер и обязанности служащих и не пытаться влиять на их деятельность ненадлежащим образом.

Правда, были времена, когда деятельность Секретариата ООН стала объектом подозрений и критики со стороны правительств государств-членов. В первые дни после инаугурации президента США Дуайта Эйзенхауэра на пике холодной войны генеральный секретарь Трюгве Ли под давлением Вашингтона разрешил Федеральному бюро расследований снимать отпечатки пальцев со всех американских сотрудников. Данная практика продолжалась до ноября 1953 года, когда новый ГС Даг Хаммаршельд приказал ФБР прекратить ее. Но американское правительство в стремлении выявить сочувствующих коммунистам создало Совет лояльности сотрудников международных организаций, задачей которого являлось получение сведений обо всех американских служащих ООН. Среди них оказался весьма уважаемым Ральф Банч. В течение срока Хаммаршельда Советский Союз подозревал Секретариат ООН в том, что под руководством ГС он выступает на стороне Запада. Таким образом, Москва давила на ООН, требуя принятия т. н. проекта «Тройка», согласно которому предполагалось наличие троих руководителей Секретариата, по одному от Запада, Востока и стран третьего мира.

Проблемы с финансированием

В течение 1980 и 1990 годов имели место серьезные обвинения Секретариата в раздувании штата и расточительстве. Бутрос Бутрос-Гали безуспешно пытался успокоить критиков, особенно США, заморозив бюджет и объявив реформы. Его преемник Кофи Аннан в 1997 г. представил свою обширную реформу и планы реорганизации «Обновление Организации Объединенных Наций» путем объединения и перегруппировки 24 агентств в 5 подразделений с образованием должности заместителя генерального секретаря. Когда в конце 1997 года ГА одобрила первый пакет предложенных реформ, экономия составила около 123 млн долларов. Одним из следствий этого стало то, что конгресс США одобрил ассигнование 819 млн $ в качестве оплаты части своего долга ООН, достигшего 1 млрд долларов, и снизил давление на Организацию Объединенных Наций.

Качество сотрудников

Вскоре после вступления в должность в 2007 году восьмой ГС Пан Ги Мун начал реструктуризацию Секретариата и установил новые требования к руководителям высшего и среднего звена организации. Традиционные гарантии рабочих мест были упразднены, создавались стимулы для процесса конкурсного отбора. Он установил ежегодные обзоры эффективности работы и сроки полномочий, открыл позиции в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке сотрудникам за пределами США, вынудил чиновников высшего звена обнародовать свою финансовую отчетность и положил конец автоматическому резервированию рабочих мест для ответственных сотрудников по окончании срока их службы. Изменения Пан Ги Муна критиковались многими делегациями стран-членов, привыкшими к традиционной неписаной практике. На закрытых заседаниях Пан встречался с послами этих государств, чтобы заверить их в том, что до введения реформ будут проведены обширные консультации. Его обещания успокоили большую часть опасений, но критика продемонстрировала сложность в проведении серьезных административных изменений в Секретариате.

Попытки реформ

Когда генеральный секретарь производил первые назначения высшего руководства, он воспользовался случаем, чтобы рекомендовать изменение нескольких отделов, предложив разделить Департамент операций по поддержанию мира на два подразделения - одно для проведения операций и одно для полевого обеспечения, а также изменить ранг директора Управления по вопросам разоружения с заместителя ГС на помощника, по сути, снижая его в иерархии ООН. Столкнувшись с оппозицией с двух фронтов, Пан Ги Мун просил комитеты рассматривать предложения до их представления Генеральной Ассамблее.

  1. Общая организация управления секретариатом возлагается на заместителя генерального директора по управлению. Непосредственное руководство работой секретариата осуществляет руководящий состав подразделения.
  2. К руководящему составу секретариата относятся шеф-секретарь, вице-секретарь, начальники групп.
  3. Управление повседневной деятельностью секретариата осуществляется шеф-секретарем последовательным методом путем отдачи устных и письменных распоряжений (указаний) своим подчиненным. При этом, как правило, распоряжения поступают от заместителя генерального директора по управлению к шеф-секретарю, а от него - к вице-секретарю и начальникам групп.
  4. При необходимости руководящий состав секретариата должен уметь организовать управление подразделением в оперативном режиме, предполагающим сокращение привычных сроков выполнения задач. Последнее достигается на основе параллельного метода управления.
V. Организация взаимодействия секретариата
  1. Взаимодействие секретариата с другими подразделения, службами и должностными лицами Предприятия предполагает согласованность выполнения определенных действий (операций, процедур и т. п.) по организационному и информационному обеспечению деятельности предприятия.
  2. Организационное взаимодействие достигается на основе согласования выполнения управленческих мероприятий по срокам, продолжительности и месту их осуществления.
  3. Информационное взаимодействие достигается на основе согласования порядка обращения с информацией, в т. ч. документированной.
  4. Секретариат в процессе своей деятельности взаимодействует:
  1. с производственными подразделениями - по вопросам контроля за организацией управленческой деятельности;
  2. с юридической службой - по правовым вопросам, возникающим в процессе реализации мероприятий управленческой деятельности;
  3. с подразделениями службы персонала - по всем
кадровым вопросам, регламентируемым трудовым законодательством РФ; - -
  1. со службой производственного планирования и отчетности - по вопросам производственного планирования и отчетности;
  2. с финансово-экономической службой - по вопросам финансово-экономического обеспечения управленческой деятельности;
  3. со службой материально-технического обеспечения и административно-хозяйственного обслуживания - по вопросам обеспечения и обслуживания управленческой деятельности;
  4. с техническим отделом вычислительного центра - по вопросам программно-технического обслуживания (обеспечения) управленческой деятельности.
VI. Организация обеспечения секретариата
  1. Обеспечение деятельности секретариата техническими, материальными и иными средствами осуществляется в соответствии с единым порядком всестороннего обеспечения деятельности, установленным на Предприятии.
  2. Выполнение мероприятий по обслуживанию оргтехники секретариата, обеспечению защиты служебной информации от несанкционированного доступа возлагается на соответствующие службы Предприятия.
  1. Полномочия секретариата
Секретариат в пределах своей компетенции вправе:
  1. Запрашивать у руководителей подразделений, служб Предприятия данные, необходимые для эффективного осуществления возложенных на него задач.
  2. Требовать от должностных лиц Предприятия неукоснительного исполнения всех распоряжений руководства Предприятия.
  3. Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию секретариата.
  4. Давать руководителям структурных подразделений Предприятия обязательные для исполнения указания по вопросам, относящимся к компетенции секретариата.
  5. Вносить на рассмотрение руководства Предприятия предложения по вопросам работы секретариата.
  6. Вести переписку по вопросам организационного и информационного обеспечения управленческой деятельности, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию секретариата и ке требующим согласования с руководителем Предприятия.
  1. Ответственность секретариата
  1. Секретариат несет коллективную ответственность за:
а) своевременное, полное и качественное выполнение возложенных на него задач;
б) соблюдение требований нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы работы секретариата.
  1. Индивидуальная (персональная) ответственность работников секретариата устанавливается должностными инструкциями.

СЕКРЕТАРИАТ

СЕКРЕТАРИАТ

1. Совокупность лиц, выполняющих секретарскую работу какого-нибудь учреждения.

2. Орган (при каком-нибудь учреждении, организации) для ведения текущей работы организационно-исполнительного характера.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "СЕКРЕТАРИАТ" в других словарях:

    секретариат - а, м. secrétariat m. 1. Отдел (учреждения, какой л. организации), выполняющий текущую работу организационного исполнительного характера. Секретариат Организации Объединенных наций. Депутаты крайней левой не составляют и одной пятой общего числа… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат.; этим. см. секретарь). Звание и должность секретаря, а также место его занятия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЕКРЕТАРИАТ новолатинск. этимологию см. секретарь. Звание и должность… … Словарь иностранных слов русского языка

    СЕКРЕТАРИАТ, а, муж. 1. Отдел учреждения, ведающий текущим делопроизводством, осуществляющий секретарскую работу, а также (собир.) совокупность сотрудников такого отдела. 2. Орган, выполняющий организационную, руководящую работу, а также (собир.) … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. secretarius доверенное лицо) aarn.secretariat(e); нем. Sekretariat. 1. Выборный орган (или административный отдел в учреждении, организации), осуществляющий руководство текущей работой (или выполняющий организационно технические функции) … Энциклопедия социологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 курятник (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    секретариат - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN secretariat … Справочник технического переводчика

    секретариат - СЕКРЕТАРИАТ1, а, м Отдел учреждения, организации, ведающий деловой перепиской и текущим делопроизводством, осуществляющий канцелярскую работу организационно исполнительского характера. Секретариат редакции. СЕКРЕТАРИАТ2, а, м Группа должностных… … Толковый словарь русских существительных

    Секретариат - (пишется с прописной буквы как первое слово офиц. названий организационно руководящих органов международных объединений), напр.: Секретариат Совета Европы … Орфографический словарь русского языка

    секретариат - sekretoriatas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aukščiausiasis varžybų teisėjų kolegijos (ar kitos varžybas vykdančios struktūros) organas, padalinys – kvalifikuotų asmenų grupė, rengianti būtinus varžyboms dokumentus, rašanti… … Sporto terminų žodynas

    Секретариат - главная часть канцелярии, подчиненная секретарю учреждения (напр., секретариат ВЦИК) … Популярный политический словарь

Книги

  • Секретариат в вопросах и ответах № 1 2015 электронная книга
  • Секретариат в вопросах и ответах № 3 2015 , Отсутствует. «Секретариат в вопросах и ответах» – это практическое руководство, необходимое секретарю в ежедневной работе. Индивидуальные рекомендации специалистов по практическим действиям в конкретных…

Секретариат редакции. Это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. Не случайно его называют штабом редакции – его задачи и обязанности во многом сходны с задачами и обязанностями штаба воинской части. Если редактор, его заместители и редколлегия определяют стратегию редакции, то секретариат, которым руководит ответственный секретарь, разрабатывает ее тактику. И принимает меры к ее воплощению в деятельности коллектива.

В задачи секретариата входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его деятельности, координация всех его творческих подразделений, подготовка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска. К этому присоединяются обязанности по руководству техническими службами редакции, поддержанию трудовой, производственной дисциплины в коллективе. Секретариату непосредственно подчиняется отдел иллюстраций редакции. Кроме того, он осуществляет оперативный повседневный контроль за деятельностью всех творческих отделов и ее результатами.

Полифункциональный, разносторонний характер обязанностей секретариата, фактически охватывающих большую часть всех творческих и производственных процессов, протекающих в редакционном коллективе, определяет и требования, предъявляемые к его сотрудникам. Прежде всего к ответственному секретарю редакции. От его знаний и умений зависит не только процесс подготовки и выпуска каждого номера газеты, но и поддержание творческой атмосферы в редакции.

Ответственный секретарь вынужден быть в определенном смысле универсалом. Он первым определяет судьбу материала, представленного ему отделом, и включает его в состав очередного номера или возвращает для доработки, объясняя автору каковы недостатки и как их устранить. Ему приходится разбираться в особенностях всех жанров публикаций, образующих жанровую систему материалов газеты. Он редко выступает на полосах своей газеты как публицист – у него нет времени для сбора информации и ее разработки, но он должен уметь писать не хуже других журналистов редакции – и на этом держится его авторитет как одного из руководителей творческого коллектива. Особое значение имеют его знания и умения в области дизайна газеты – ее верстки, оформления и иллюстрирования, его мастерство в использовании технической базы редакции, новых технических средств. Заметим, что нередко ответственный секретарь непосредственно выполняет и обязанности бильд-редактора, отвечающего за редактирование всех иллюстраций газеты и высокий эстетический уровень ее дизайна. Сочетание инициативности с требовательностью, высокая работоспособность, умение инициировать новые свежие идеи и помогать их реализации – качества профессионального ответственного секретаря газетной редакции. И если мы утверждали прежде: каков главный редактор, такова газета, то теперь уточним: каковы редактор и ответственный секретарь, такова и газета.

В секретариате крупной ежедневной газеты, состоящем из ответственного секретаря, его заместителей и других сотрудников, устанавливается достаточно четкое разделение труда. Обычно ответственный секретарь руководит секретариатом, отвечает за планирование работы редакции и выпуска газеты. Кроме того, как член редколлегии, он принимает участие в обсуждении и решении всех важнейших вопросов жизни коллектива. Иногда он сочетает, по должности, обязанности одного из заместителей главного редактора и ответственного секретаря. Основная обязанность его заместителей – подготовка очередных номеров газеты: их планирование, редактирование материалов, макетирование полос, поочередное дежурство на выпуске. При этом каждый из заместителей, ведущий очередной номер, отбирает из материалов, подготовленных отделами редакции, самые важные и актуальные – в соответствии с планом номера или сетевым графиком – и объединяет их в органичное целое – газетный выпуск. Выполнение этой задачи облегчается при существовании в редакции единой компьютерной системы. Персональный компьютер сотрудника секретариата позволяет ему свободно и быстро формировать и макетировать полосы номера, пополняя их материалами из запаса, проверять выполнение редакционного плана, редактировать тексты и т.п.

При оптимальной организации труда в редакции редактирование всех материалов номера, как и их заголовков, производится в отделах. В секретариате лишь завершают эту работу – удаляют лишнее, как говорят, «выжимают воду», уточняют формулировки и т.п.

Структура секретариата и организация его работы зависит, понятно, от уровня периодического издания. В редакции небольшой региональной – городской или районной газеты секретариат обычно представлен одним ответственным секретарем. Ему приходится выполнять все обязанности, связанные с оперативным управлением редакционным коллективом, подготовкой и выпуском издания.

Изменение структуры редакции может привести и к изменению функций секретариата. При плоской структуре коллектива и утверждении института ведущих редакторов, сосредоточивающихся на планировании и формировании номеров газеты, задачи секретариата сужаются – он отвечает лишь за руководство процессом производства номера, его набора, верстки и выпуска.

С формированием в нашей стране информационного рынка ответственный секретарь становится в редакции одним из важнейших ее менеджеров, отвечающих за укрепление её экономической базы. К его обязанностям присоединяется необходимость поддержания непрерывных контактов с коммерческими службами редакции, в частности с отделом рекламы. Вместе с руководителем этого отдела он определяет место рекламных и частных объявлений в номере, их распределение по полосам, следит за их сочетанием с другими публикациями.