Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми

В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, и проигрывании социально-ролевых ситуаций.. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.

Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Игра вид деятельности, который является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей.

Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность,взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его “самости”. Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие “мы”. Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические, дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, развивают психические процессы, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Также личностные качества ребёнка формируются в активной игровой деятельности.. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то позднее детей приучают ставить цели в строительных играх, а затем и в играх с игрушками. На четвертом году жизни ребёнок способен идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая - устроить ёлку для кукол, повезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководства воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируются различные впечатления жизни. На четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда включают эпизоды из сказок, большей частью тех, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны новые, яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для развития и воспитания детей в дошкольном возрасте для игровой деятельности детей важны также профессионально важные качества педагога, которые прменяются мной как молодым специалистом в педагогической деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

Обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

Обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

Уметь организовывать начало игры;

Широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания)

Создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

Уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

Уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

Предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

Учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли.

Список литературы

1. Артёмова Л.B. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание, 2000. №4.- с.13-15.

2. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное воспитание. 2001. №12.-с.11-14

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.

Введение 2

Социальное значение сюжетно ролевой игры по Л.С. Выгодскому 2

Игра - это мост между взрослыми и детьми 6

Игра - как средство общения детей 7

Символическая игра 8

Виды игр 9

Сенсорные игры. 9

Моторные игры 9

Игра-возня. 10

Языковые игры. 10

Ролевые игры и имитации. 10

Роль игры в психическом развитии ребенка 11

Влияние игры на общее развитие ребенка. 11

Игра и научение 13

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Введение

За последние пятнадцать лет в нашей психологии и педагогике проведены отдельные исследования по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие. Упомяну лишь некоторые из этих исследований: исследования С. Л. Новоселовой; исследования Н. Д. Соколовой, посвященные возможности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей и ее влиянию на ход их развития; исследования Н. Я. Михайленко об условиях формирования сюжетной игры на стыке раннего и дошкольного периодов; работы К. Я. Вольцис (Вазиной). В них выяснялось значение игры для коррекции взаимоотношений между детьми в группах.

Конечно, это не все исследования. Однако, даже если прибавить к перечисленным и другие, все же приходится констатировать, что психолого-педагогические исследования дошкольной игры не занимают еще в общем балансе исследования по проблемам дошкольного детства достойного места.

Возможно, это определяется тем, что и в повседневной практике дошкольного воспитания игра все еще не занимает того места, которое должно было бы ей принадлежать, если принять положение, что ролевая игра является ведущим типом деятельности детей в этот период.

Социальное значение сюжетно ролевой игры по Л.С. Выгодскому

Вопрос о значении игры для формирования детского общества, а тем самым и для формирования у детей черт общественности и коллективизма, остается и до настоящего времени исследованным недостаточно. Вместе с тем этот вопрос является центральным для педагогического использования игры.

Вопрос этот тесно связан с природой игры. Игра есть деятельность, в которой дети, беря на себя роли взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни и, прежде всего при осуществлении своих основных общественных, трудовых функций. Такое практическое моделирование отношений, в которые вступают взрослые люди между собой в процессе осуществления своих реальных общественных функций, является единственно доступным для детей средством ориентации в задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые люди в своей деятельности. На это указывал уже Л. С. Выгодский, говоря, что «игра есть арифметика социальных отношений».

Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация. Необходимо договориться между собой об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, договориться о значении вовлекаемых в игру предметов; распределить между собой предметы в соответствии с взятыми ролями, в ходе осуществления замысла игры подчиниться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях определяемых сюжетом игры, контролировать свое поведение и поведение своих товарищей по игре.

Таким образом, самоорганизация, требуемая сюжетно-ролевой игрой, близка по своей форме общественной организации трудовой деятельности взрослых. Особо следует подчеркнуть, что при распределении ролей устанавливается не техническое разделение труда, а общественно-функциональное. Та организационно-деловая деятельность, которую дети осуществляют до начала игры и в процессе ее осуществления, есть коллективная деятельность, объединяющая детей единым сюжетом и совместным его воплощением. Именно эта организационно-деловая сторона игровой деятельности, осуществляемая самими детьми, и создает своеобразное детское сообщество.

Л. С. Выгодский уже давно указывал на то, что основной тракт развития игры идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытым в ней правилом к играм с открытым правилом и свернутой игровой ситуацией. Это положение достаточно подтверждено экспериментально и остается верным. Однако, в связи с выделением в игре организационно-деловой стороны, есть основания выдвинуть еще одно предположение. Развитие сюжетов детских игр требует более продуманной организационно-деловой стороны этой деятельности, начинающей занимать все большее место и больше времени, вступая в противоречие с собственно разыгрыванием сюжета, которое в силу этого принимает все более свернутый характер и выступает как сокращенные и обобщенные смысловые изобразительные действия. В относительно сложной по сюжету игре ребенку то и дело приходится переходить от организационно-деловых отношений со своими партнерами по игре к игровым. И эта постоянная смена позиции происходит не один раз. В связи с этим играющая группа детей выступает как коллектив, осуществляющий единый для всех замысел. Может быть, развитие организационно- деловой стороны игры есть один из важнейших путей формирования коллективистических черт личности, а тем самым еще один важный путь, подготавливающий ребенка-дошкольника к школьному обучению.

Одним из основных положений теории психического развития ребенка в детской психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. Значение деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей.

Попытаемся подойти с этой точки зрения к игре, имея в виду ее развернутую форму - совместную сюжетно-ролевую игру дошкольников. В ней можно выделить три основных аспекта, удовлетворяющих обозначенным выше условиям.

Первым требованием, обращенным к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, является действие во внутреннем воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Так, Ж. Пиаже говорит о развитии в игре символической функции, А. Н. Леонтьев о наличии воображаемой ситуации, Д. Б. Эльконин - О формировании плана представлений. При этом, как известно, характерной особенностью игры является применение в ней внешних действий замещения (использование игровых предметов-заместителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.

Сюжетно-ролевая игра требует, далее, от ребенка определенной ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена на их воспроизведение (Д. Б. Эльконин). Она создает внешнюю модель таких взаимоотношений, выступающую в виде взаимоотношений, разыгрываемых самими детьми. Наблюдения за играми детей и некоторые экспериментальные данные, полученные в лаборатории, позволяют предположить, что основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей, а именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения.

Наконец, третье требование относится к реальным взаимоотношениям между играющими детьми, выделенным в работах сотрудников Д. Б. Эльконина и затем особо подчеркнутым в исследованиях А. П. Усовой. Совместная игра невозможна без согласования действий.

В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры. Следует только оговориться, что оно реализуется не автоматически, а под влиянием руководства игрой со стороны взрослого.

Все, сказанное выше, позволяет сделать вывод о необходимости четко разделить, значение, которое имеет для психического развития ребенка сама сюжетно-ролевая игра, ее специфические компоненты, значение возможностей формирования психических качеств, сообщения детям знаний и умений через игру, посредством внесения в нее того или иного содержания и, значение использования игровых приемов обучения. Такое разделение представляется чрезвычайно важным как в исследовательских, так и в практических целях.

Специфическое развивающее влияние сюжетно-ролевой игры изучено в настоящее время явно недостаточно. Нет сомнения в том, что указанные выше качества (символическая функция, ориентировка в соотношении социальных ролей и «качества общественности») его не исчерпывают, но проведению дальнейших исследований в этой области мешает смешение развития детей в игре, через игру и при помощи игровых приемов. Возникает ложное впечатление, что игра воспитывает «все на свете».

Вместе с тем, именно специфическое воздействие игры имеет наибольшую ценность и должно быть максимально использование в педагогических целях.

Для полноценной реализации развивающего значения сюжетно-ролевой игры в практике дошкольного воспитания необходимо дальнейшее углубленное изучение как условий использования самой игры для формирования психических свойств и способностей, так и условий обобщения этих свойств и способностей и их переноса в другие виды деятельности ребенка.

Игра - это мост между взрослыми и детьми

Чтобы понять детей, найти к ним подход, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть. Дети играют постоянно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.

Не смотря на то, что Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал: « Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравиться. Было бы не верно сказать, что он не принимает свой мир в серьез; напортив, он относиться к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» (1953г., стр. 173-174).

Фрэнк (Frank, 1982) предположил, что игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире - в мире смыслов и ценностей, в тоже время исследую, экспериментируя и обучаясь.

Игра - как средство общения детей

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра это средство обмена информацией, и требовать от ребенка, что бы он говорил - значит автоматически воздвигать барьер в отношениях, накладывая ограничения, которые фактически говорят ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова». Взрослый несет ответственность за то, чтобы спуститься на уровень ребенка и общаться с ним при помощи тех средств, которые удобны ребенку.

Игра дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.… В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.… Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу» (Axline, 1969, стр. 23).

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, что выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика.

Игра - это конкретное самовыражение ребенка способ его приспособления к собственному миру.

Символическая игра

Согласно Пиаже (Piaget, 1962) игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те редкие моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Философия, центрированная на ребенке, рассматривает игру как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Игра для ребенка является символическим языком для самовыражения. «Манипулируя игрушками, ребенок может показывать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни» (Ginott, 1961 стр. 51).

Виды игр

По мере того как дети растут, их игры меняются. Маленькие дошкольники играют с другими детьми, обсуждают то, что происходит вокруг, и обмениваются игрушками. Но во время этих интеракций они не ставят перед собой каких-то целей и не устанавливают для своих игр правил. Дети постарше могут играть вместе и помогать друг другу в деятельности, преследующей определенную цель. Дошкольникам нравится строить и создавать что-то из различных материалов, а также разыгрывать роли, пользуясь какими-то бутафорскими предметами.

Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ - в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга. Ниже мы опишем некоторые виды наиболее типичных детских игр.

Сенсорные игры. Цель этого вида игры: приобретение сенсорного опыта ради самого этого опыта. Дети могут без конца плескаться водой, жевать травинки, греметь посудой и отрывать у цветов лепестки - только ради того, чтобы насладиться новыми звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

Моторные игры Бег, прыжки, вращения - вот некоторые из бесчисленных разновидностей игр с движением, удовольствие от которых дети получают в силу самой игры. Игра, предполагающая постоянную смену ощущений движения, одна из первых, которым предаются младенцы, играя со слюной «

Игра-возня. Родители и воспитатели часто пытаются отучить детей от игр, которые превращаются в потасовки и которые малышам так нравятся. Родители обычно стараются уменьшить детскую агрессивность и не допустить драки между детьми. Но игра-возня - это драка понарошку, а не настоящая драка. Недавние исследования свидетельствуют, что подобная игра приносит ребенку немалую пользу. Она не только дает детям возможность поупражняться и выплеснуть энергию, но и учит сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания и помогает избавиться от негативных привычек, которые не приемлются группой. Более того, дети учатся видеть разницу между настоящим и изображаемым (Pellegrini, 1987) . Устраивать «кучу-малу» свойственно детям всех стран мира (Boulton, & Smith, 1989). Мальчики предаются этим играм чаще, чем девочки; одно из исследований показало, что в США мальчики посвящают игре-возне примерно в три раза больше времени, чем девочки (DiPetro, 1981).

Языковые игры. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодикой речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое. значение. Дети играют со словами, чтобы посмеяться над миром и проверить, насколько хорошо они его понимают. Они используют эту игру в качестве своеобразного амортизатора проявлений раздражения и негодования. Основная функция речи - передача наполненных смыслом сообщений - отходит в этой игре на задний план. Детей интересует сама речь; они играют с ее звуками, формами и смысловыми оттенками.

Ролевые игры и имитации. Один из основных видов игр заключается в разыгрывании различных ролей и ситуаций: дети играют в дочки-матери, копируют родителя, уходящего на работу, изображают няню, космонавта, шофера. Такая игра, называемая сюжетно-ролевой, включает в себя не только имитацию чего-то поведения, но также значительный элемент и новые способы взаимодействия. С помощью имитационной игры дети знакомятся с социальными отношениями, нормами, традициями и другими аспектами культуры.

Роль игры в психическом развитии ребенка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Влияние игры на общее развитие ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя, он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

Игра и научение

Игра удовлетворяет многие потребности ребенка - потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Игру называют «работой» детей, из-за того значения, которое она имеет в развитии маленького ребенка. Она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребенок мог отточить и расширить только что приобретенные им интеллектуальные умения. Игра отличается от любого другого вида деятельности. В силу самой своей природы она не направлена на достижение какой-то объективной цели. Каждый, кто хоть раз наблюдал за тем, что происходит на оживленной детской площадке, может подтвердить: дети выплескивают свою энергию ради того, чтобы получить наслаждение от самого процесса игры. Катерин Гарви (Garvey, 1990) дала такую характеристику игре: ей занимаются ради одного удовольствия; игра не преследует какой-то иной цели, нежели та, которая заложена в ней самой; она начинается по инициативе самих играющих; требует, чтобы играющие были активно вовлечены в нее; связана с другими сторонами жизни, содействуя социальному росту и развитию творческих способностей.

Заключение

Подводя итог этой работы, можно сказать, что игровые умения у детей формируются достаточно быстро. Для совместной игры с ребенком даже не всегда нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени на формирование игры у ребенка, мы обеспечиваем его содержательную самостоятельную деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Поэтому потраченное время и силы взрослых окупятся сполна.

Через общение с ребенком взрослый проникает в его душу и раскрывает ему мир своей души. Отсутствие полноценного общения с ребенком обернется потом отчужденностью, непонятностью ребенка - родителями, родителей - детьми. Быть может, как раз в этом истоки конфликтов поколений родителей и детей.

В дошкольном детстве основой общения взрослого с ребенком является совместная деятельность, протекающая преимущественно в форме игры. Когда ребенок подрастает, общение взрослого с ним примет другие формы, а пока основное - игра!

Список используемой литературы

1. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с детьми», -М.: Академический Проект, 2001г.

2. В.С. Мухина «Детская психология», - М.: Просвещение 1985г.

3. Грейс Крайг «Психология развития», - СПБ.: Издательство «Питер», 2000г.

4. Г.Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений», - М.: Международная педагогическая академия, 1994г.

5. Д.Б. Эльконин «Психическое развитие в детских возрастах», - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1995г.

6. Д.Б. Эльконин «Психология игры», - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999г.

Содержание Введение 2 Социальное значение сюжетно ролевой игры по Л.С. Выгодскому 2 Игра - это мост между взрослыми и детьми 6 Игра - как средство общения детей 7 Символическая игра 8 Виды игр 9 Сенсорные игры. 9 Моторные игры 9 Игра-воз

Родительское собрание

Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

Форма проведения: круглый стол

Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс, психопрофилактическая работа с родителями.

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;

Задачи:

Дать родителям знания о значении игры в развитии и

воспитании ребенка;

Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре

в условиях семьи и детского сада;

Выслушать суждения родителей по проблеме,

помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Игра – приветствие «Цветные ладони»

Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально- положительный настрой.

Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

Игра – задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – зелёного,

Каждый вечер уделяю время на игры с ребёнком;

Рассказываю о своих играх в детстве;

Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;

Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;

Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;

Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки;

Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Если на вашем» столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Анализ результатов анкетирования

«Создание условий для игровой деятельности в семье» (приложение № 2)

По результатам анкетирования можно сказать, что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки). Дети предпочитают просмотр мультфильмов и телепередач, подвижные игры. Родители покупают игрушки ребенку по особым случаям (в подарок). И в основном предпочитают покупать развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д., куклы или машинки. Дети бережно относятся к игрушкам. Сломанные игрушки чаще всего ремонтируются. Большинство детей дома могут в любое время, по желанию рисовать, лепить, им доступны бумага, пластилин, краски. Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч, скакалка, обруч, дротики. У некоторых детей имеется детская фонотека, музыкальные инструменты. Детей с детства приучаем к труду. В основном все дети дома ухаживают за комнатными растениями и животными. Играет с ребёнком в основном мама, редко папа.

«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок». За правильный ответ команда получает фишку (показ презентации) .

Рефлексия

Прием «Выбери дистанцию»

Мы предлагаем объявить символом обсуждаемой темы детскую настольно-печатную игру. Мы поставим ее в центр зала и предлагаем каждому из вас встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.

Например: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».

Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку (Приложение 3) с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.

III Заключительная часть

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!

Проект решения собрания:

1. Принимать активное участие в играх детей

2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.

3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.

4. Принимать активное участие в жизни детского сада.

5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.

Ход мероприятия

Звучит песня «Куда уходит детство».

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.

Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

Психологическая разминка «Улыбка»

Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

2 . Анализ результатов анкетирования (приложение 1)

При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)

3 .«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

6. Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

4.«Давайте вместе поиграем» - практическая часть.

Упражнение «Я начну, а вы продолжите» - «Игра – это…»

Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).

Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т.д

Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

5. Игры на кухне

А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза.Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Творческая работа родителей (приложение 6) .

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

6.Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

Рефлексия:

1. Впечатление от родительского собрания.

2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

Приглашение на собрание.

Дорогие мамы и папы!

приглашаем на «Круглый стол».

Приглашаем, приглашаем,

Вместе с Вами поиграем,

Много интересного узнаем.

Об играх и игрушках,

Наших славных

Мальчишках и девчушках!

С нетерпением ждём встречи!

Воспитатели.

Приложение 3.

Памятка для родителей.

Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 4.

Памятка по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

Выполнила: Ганиева Р.Р. Муниципальное автономное дошкольное образованное учреждение детский сад №26 «Золотая рыбка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

  1. Значение игры.
  2. Игра – как средство воспитания.

«Игра для детей - путь познания мира» .

А.Горький.

Игра – главное занятие детей, предшествующее школьному обучению. Игры развивают духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, эстетический вкус; они приучают к дисциплине, воспитывают чувство товарищества и дружбы, помогают познать окружающий мир. В играх вырабатываются такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость и ловкость, укрепляется здоровье детей.

В игре дети изображают различные события жизни, разыгрывая роли, подражая взрослым, создавая воображаемую обстановку. Нередко в играх отражается профессия родителей. Дети врача любят «устраивать больницу» , «лечить больных» . При этом дети подражают не только действиям взрослых, но и их заботу о людях, о качестве работы, удовлетворение от хорошо выполненной работы.

В играх детей обычно ярко выражена радость жизни, оптимизм. Дети сталкиваются, конечно, и с печальными событиями, отражают их в игре. Но большой частью невзгоды благополучно кончаются.

В жизни общества труд предшествует игре, в жизни отдельного человека обратное соотношение: ребенок раньше играет, чем работает.

Н.К. Крупская утверждает, что в настоящей, хорошей игре всегда имеется увлекательная цель, которая любилизует физические и умственные силы ребенка, самостоятельное достижение этой цели, преодоление встречающихся пути затруднений составляет главную прелесть игры. По мнению Н.К. Крупской, основное в игре – цель.

А.С. Макаренко также считает игру средством подготовки к труду. В детском возрасте игра составляет главное занятие ребенка. В школьном возрасте ребенок тоже много играет, но постепенно игра вытесняется работой. Своевременный переход от игры к работе зависит от воспитателя и родителей: нужно так организовать игру и руководить ею, чтобы в ней воспитывались качества будущего работника и гражданина.

Хорошая игра приучает к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы. Отличие игры от труда лишь в том, что в ней не создаются социальные ценности, но хорошая игра похожа на хорошую работу – в ней, как и в труде, всегда есть рабочее усилие и усилие мысли, чувство ответственности, радость творчества. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет наиболее характерную особенность детей дошкольного возраста. Ребенок развивается под влиянием окружающего мира, под воздействием воспитания. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать им. Играя, ребенок знакомится с окружающим, становится участником жизни взрослых. Игры детей отличаются богатством и разнообразием тематики. Такое явление закономерно: дети воспитываются в непосредственной связи с жизнью, насыщенной яркими событиями. Каждый год вносит что – то новое в детские игры. По – своему дети реагируют на события, происходящие в нашей стране. В игре дети испытывают чувства; тревогу матери за ребенка, ответственность капитана за свой корабль. Поэтому игра важна для развития сложенных социальных чувств – уважение и людям за их труд, чувства дружбы, товарищества, уважение, доброты. В игре формируется коллектив. Воспитатель через коллектив достигает больших результатов в воспитании у того или иного ребенка сдержанности, внимания.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии ребенка. От родителей требуется много внимания и заботы об этом важнейшем занятии детворы. Они первые участники игр своих малышей, когда те учатся делать движения, различать предметы, произносить слова. Чем активнее это игровое общение отца и матери с маленьким ребенком, тем быстрее он развивается. В дальнейшем родители должны помогать организовывать игру. В игре проявляются интересы сына или дочки, черты их характера, умение жить в коллективе. Родители могут сделать много важных наблюдений и использовать игры для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, вялости, для развития у них чувства коллективизма, активности и любознательности. Родители могут и сами включаться в детские игры и забавы. Такое участие родителей доставляет детям много радости и удовольствия

Помните об этом, товарищи родители! Большую часть своего времени ребенок проводит в игре, поэтому обращайте больше внимания на игру ваших детей. В игре формируется будущий человек! Будущий гражданин нашей Родины.

Людмила Леонова

Совместная деятельность педагогов и родителей по проведению подвижных игр в целях физического воспитания осуществлялась на базе ДОУ №32, в подготовительной к школе группе, где число детей составляет 20 человек. Данная работа проводилась с 10 февраля по1 марта (три недели)

Было выполнено содержание работы I этапа, II этапа, частично III этапа организации совместной деятельности педагогов и родителей при проведении подвижных игр с целью их физического воспитания.

I этап. Знакомство с отношением семьи к физическому воспитанию детей дошкольного возраста .

а) Проведение анкеты №1

.

Цель : узнать отношение родителей к спорту , какие мероприятия предпринимают по оздоровлению своих детей.

Анкеты для родителей см . в приложении № 1

Анализ. Анкетирование родителей по вопросам педагогической компетенции в физическом развитии детей, показало, что только малая часть родителей уверены в своих знаниях, но большая часть родителей испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья) с помощью подвижных игр , упражнений.

б) Проведение анкеты № 2 «Диалог с родителями »

Цель : привлечь внимание родителей к значимости детской подвижной игры , укрепление взаимопонимания и сотрудничества.

Анкеты для родителей см . в приложении № 2.

Анализ : многие родители видят много полезного в .

Вот некоторые высказывания родителей :

- «Такие мероприятия очень нужны»

- «Занятия по подвижным играм были бы очень поучительными»

- «Хотелось бы почаще встречаться в детском саду и играть в подвижные игры ».

II этап : Формирование установки на сотрудничество.

Анкета № 3 «В какие игры играет ваш ребенок?»

Цель : выяснить знают ли родители , в какие игры играют их дети? Знают ли сами родители подвижные игры ?

Анализ : Родители мало осведомлены о жизни своих детей в детском саду. Небольшое число родителей знают подвижные игры , но не часто играют с детьми . Следовательно, нужно создавать условия по развитию детей в подвижных играх вместе с родителями .

б) Консультация (письменная) для родителей на тему

Вывод : Хочется отметить эффективность такого вида работы. Все родители проявили желание не только ознакомиться с консультацией, но и подробней узнать о подвижных играх с помощью совместной деятельности . Некоторые родители попросили литературу об эффективности подвижных игр в физическом воспитании.

III этап. Совместная деятельность педагогов и родителей по проведению подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста .

1. Проведение подвижных игр «Два Мороза» , «Змея» , «Снежинки и снежные хлопья» , «Золотые ворота» , «Дед Мазай и Зайцы» .

Цель : - показать родителям организацию , влияние игры на эмоциональное физическое развитие детей,

2. Проведение подвижных игр «Два Мороза» , «Змея» совместно с родителями

Цель : - привлечь родителей к участию в подвижных играх .

3. Проведение подвижных игр родителями :

Цель : - привлечь родителей к самостоятельному проведению знакомых им подвижных

Одним из родителей была организована игра для детей «Третий лишний»

Вывод : Родители проявили огромный интерес к подвижным играм , это можно утверждать по посещаемости. Они были заинтересованы в оздоровлении своих детей посредством подвижных игр . Так, совместная деятельность педагогов и родителей с детьми дала толчок , поглубже узнать работу детского сада, возможность заниматься чаще с детьми . Родители узнали , в какие подвижные игры можно играть дома, на прогулке.

На основании полученных результатов нами были определены рекомендации по организации совместной деятельности педагогов и родителей в процессе проведения подвижных игр .

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

I этап работы

«Знакомство с отношением семьи к физическому воспитанию детей до-школьного возраста ».

Анкета №1 «Как стать крепким и здоровым»

Цель : узнать отношение родителей к спорту , какие мероприятия предпринимают по оздоровлению детей.

Уважаемые родители , пожалуйста, подчеркните выбранный вами вариант ответа.

1. Как вы считаете, почему ваш ребенок болеет?

а) Наследственная предрасположенность;

б) Слабое физическое развитие ребенка;

в) Недостаточно эффективная работа детского сада в физическом воспитании;

г) Другие варианты.

2. Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

1.1.1. Физкультурные занятия в детском саду;

1.1.2. Закаливание;

1.1.3. Прогулки на свежем воздухе в любую погоду;

1.1.4. Совместные физкультурные занятия детей и взрослых в детском саду и дома;

1.1.5. Утренняя гимнастика;

1.1.6. Соблюдение режима дня;

1.1.7. Другие варианты.

3. Какие виды закаливания вы используете дома?

а) Обтирание;

б) Обливание ног водой контрастной температуры;

в) Контрастный душ;

г) Босохождение;

д) Воздушное закаливание;

е) Солнечные ванны;

ж) Другие варианты.

4. Занимаетесь ли вы с детьми утренней гимнастикой?

в) Иногда;

г) Другие варианты.

5. Играете ли вы дома с детьми ? В какие подвижные игры ?

6. Есть ли у вас дома какое-либо оборудование для занятий?

в) Скакалка;

г) Велосипед; д; е; ж; и т. д.

7. Какие вопросы физического воспитания вас интересует?

а) Спортивные упражнения и игры;

б) Организация спортивного досуга ребенка в семье;

в) Закаливание;

г) Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия.

8. Какими видами спорта вы занимались в детстве, юности, увлечены в данное время.

Приложение 2.

Анкета №2

Цель : привлечь внимание родителей к значимости детской подвижной игры физкуль-турных занятий в укрепление взаимопонимания и сотрудничества.

Уважаемые родители ! Заполните, пожалуйста, эту анкету.

1. Какие формы совместной спортивной деятельности вам интересны и почему?

а) Занятия;

б) Развлечения;

в) Подвижные игры ;

г) Занятия по профилактике осанки и плоскостопия.

2. Какие упражнения, игры вам больше понравились?

3. Занимались ли вы упражнениями, играете ли с ребенком в подвижные игры , которые уви-дели на совместных физкультурных занятиях, праздниках в детском саду?

в) Другие варианты.

4. Что полезного вы видите в совместной спортивной деятельности детей и взрослых ?

а) Радость общения с детьми и родителями ;

б) Узнали, какие упражнения, подвижные игры можно использовать для физического развития ребенка;

в) Увидели и узнали работу детского сада по физическому воспитанию детей;

г) Возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми ;

д) Создание атмосферы доверия в общении родителей и сотрудников детского сада;

е) Другие варианты.

5. Какие предложения и замечания будут у вас по совместной деятельности детей и взрос-лых ?

II этап работы

Формирование установки на сотрудничество

Анкета №3.

В какие игры играет ваш ребенок?

Цель : выяснить знают ли родители , в какие игры играют их дети. Знают ли сами ро-дители подвижные игры .

1. В какие подвижные игры играли вы сами , когда были маленькими?

2. Играют ли в них ваши дети?

3. Играете ли вы с ребенком?

4. В какие подвижные вы играете дома ?

5. В какие подвижные игры вы играете на улице?

6. Интересуетесь ли вы, в какие подвижные игры ваш ребенок играет в детском саду?

7. Какие игры для вас кажутся наиболее интересными?

Консультация на тему «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять»

Для воспитания детей младшего дошкольного возраста , особое значение имеет по-стоянный контакт со взрослыми. Дети с удовольствием играют, когда взрослые активны, эмоциональны, проявляют интерес к играм и сами в них участвуют.

В процессе игры дети совершают множество движений : ходьба и бег, ползание, прыжки, лазание по лестнице, забрасывание мяча и т. д. При этом они проявляют быстроту реакции, ловкость, выносливость и самостоятельность. Следует отметить также положитель-ную роль использования пособий в подвижных играх для развития восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. (Дошкольное воспитание №6 , 2004 г.) .

Подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния (Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье» ).

В подвижных играх создаются разные возможности для экспериментирования и по-лучения нового опыта; каждый ребенок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным (Клаус Фопель «Подвижные игры для детей 3-6 лет).

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр , тесно свя-зан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма (Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. «Теория и методы физического воспитания детей дошкольного возраста »).

Основными задачами физического воспитания является :

Охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливания организма;

Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий : ходьбы, бега, прыж-ков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания, езда на велосипеде;

Формирование знаний о пользе подвижных игр ;

Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней .

Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания (Осокина Т. И. «Физиче-ская культура в детском саду» ).

III этап работы

Организация открытых мероприятий

Игра № 1 «Снежинки и снежные хлопья»

Правила игры :

Количество игроков : любое

Дети бегают в рассыпную как снежинки, по сигналу : «Снежные хлопья» ,

дети собираются по несколько человек, изображая фигуру снежных хлопьев.

Игра № 2 «Змея»

Правила игры :

Количество игроков : любое

Выбирают одного ведущего остальные дети встают в круг. Ведущий идет по кругу и произносит слова;- Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу,

Хочешь стать моим хвостом? Останавливается напротив стоящего ребёнка, который отвечает : - Да конечно же хочу. Этот ребёнок встаёт за ведущим и они со словами : -Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу

Хочешь стать моим хвостом? Идут по кругу.

Так собирается хвост и получается ЗМЕЯ.

Игра №3 "Два Мороза"

Правила игры :

На противоположных сторонах площадки отмечаються два "города". Участники игры, разделившись на две группы располагаються в своем городе.

В середине площадки помещаются братья Морозы : Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос.

Они обращаются к играющим со словами :

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые :

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Жители городов хором отвечают :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз,-

и начинают перебегать из одного города в другой.

Морозы стараются поймать перебезчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграж-дать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так мно-го, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Побеждают те, кто не заморозился.

Игра №4 «Золотые ворота»

Правила игры :

Количество игроков : любое

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пой-манными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра №5 «Что мы делали сегодня?»

Что мы делали сегодня - подвижная и очень веселая , озорная игра, помогающая развивать воображение детей, актерские и другие способности.

Описание игры

Выбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные участники договарива-ются о том, какие действия будут изображать.

Водящий возвращается и обращается к ним с вопросом :

Что вы делали сегодня?

Дети отвечают :

Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем!

И начинают изображать любые действия (плавают, подметают, копают, играют на скрипке и т. д.) .

По этим движениям водящий угадывает, чем они занимались. Если угадает, то выбирают другого водящего. Если нет, то водящий снова уходит, а играющие задумают другое дейст-вие.

Правила игры

1. Выбирается водящий, который выходит из комнаты

2. Участники договариваются какие действия будут изображать

3. По возвращении, водящий спрашивает «Что вы делали сегодня?»

4. Дети, после слов «Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем!» , изображают задуманные действия

5. Если водящий угадает, выбирают другого водящего

Примечание

Можно играть и так : водящий изображает действия, а остальные угадывают.

Выигрывает угадавший первым. Он и становится новым водящим

1. Важно с самого начала создать у детей положительное отношение, важно чтобы ре-бенок получил удовольствие от игры.

2. Лучше подбирать игры, требующие интенсивных действий всех детей одновремен-но. Желательно, чтобы игры были уже знакомы детям.

3. Нужно создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей.

5. Некоторые игры можно использовать, чтобы помочь детям конструктивно выразить свою агрессию и улучшить взаимоотношения друг с другом.

6. Иногда необходимо усложнить игру.

7. Внимательно наблюдайте, как меняется реакция ребенка на одну и ту же игру при ее повторении. Дети лучше учатся, когда полагаются на собственный опыт.

8. Используйте материалы (мячи, воздушные шары, обручи и т. д.) .

9. В некоторых подвижных играх используйте музыкальное сопровождение , что явля-ется замечательным источником вдохновения.

Продумывать содержание работы по совместной деятельности педагогов и родителей в фи-зическом воспитании на трех этапах;

В целях оздоровления детей установить доверительно деловые контакты со взрослыми, уча-ствующими в воспитании;

Предоставить родителям возможность наблюдать своих детей во время проведения воспи-тателем подвижных игр ;

Разработать содержание консультаций по оздоровлению детей совместными усилиями пе-дагогов и родителей ;

Привлекать активнее родителей к совместному и самостоятельному проведению подвиж-ных игр ;

Предоставить родителям литературу о содержании подвижных игр из педагогической биб-лиотеки дошкольного учреждения .

Познакомить с литературой, содержанием подвижных игр , соответствующим возрасту их детей ;

Чаще играть в подвижные игры в целях укрепления здоровья;

Продумать варианты усложнений подвижных игр в целях физического развития.

Игра "Змея"



Игра "Золотые ворота"



Игра "Два мороза"