БДОУ "Детский сад № 56 комбинированного вида" Сюжетно-ролевая игра в средней группе
Выполнила
Воспитатель группы №5
Ульрих Елена Артуровна
Что такое игра (А. С. Макаренко)
Игра-особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Сюжетно-ролевая игра
источник
основа
- Окружающий мир
- Жизнь и деятельность взрослых и сверстников
- Мнимая или воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке
Основные черты сюжетно-ролевой игры
- Эмоциональная насыщенность
- Увлеченность детей
- Самостоятельность
- Активность
- Творчество
Структура сюжетно-ролевой игры
- Сюжет-та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты условно делят на:
Бытовые(семья, детский сад и т.д.)
Производственные(больница, магазин, т.д.)
Общественные(библиотека, школа и т.д.)
- Содержание-это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре.
- Роль-средство реализации сюжета.
Условия создания и развития игровой деятельности
- Создание предметно-развивающей среды
- Наличие определенного времени в режиме дня
- Профессионализм педагога
Критерии для создания игры
- игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий;
- ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов;
- игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.
В игре развивается:
- Способность к воображению
- Образное мышление
- Умственное развитие
- Способность взаимодействия с другими людьми(коммуникабельность)
- Развитие речи, общение
- Социальное развитие
Задачи воспитателя средней группы
- совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
- учить детей готовить обстановку для игры - подбирать предметы и атрибуты
- развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, развивать умение использовать предметы-заместители.
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Педагогический совет – интерактивная игра (для педагогов дошкольного учреждения)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79
Г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
“Сюжетно-ролевая игра”
СВОЯ ИГРА
Цель: систематизировать знания педагогов о сюжетно-ролевой игре, совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно-ролевых игр.
Навигация по слайдам
- Смена слайдов презентации производится по щелчку левой кнопки мыши
- Выбор вопроса на поле игры производится щелчком по цифре (стоимости вопроса), после чего появляется слайд с вопросом.
- Для перехода на слайд правильного ответа необходимо щелкнуть по ссылке «Правильный ответ»
- Для перехода на поле игры щелкнуть по значку «Домой»
- Для вопросов категории «Педагогические ситуации» правильные ответы не предусмотрены.
Правила игры
- Педагоги делятся на 3 команды. Обсуждение ведется в командах, отвечает один.
- Игровое поле – слайд № 6, на котором представлены категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах.
- Начало игры определяется жеребьёвкой (вытягивание листочка с цифрой 1,2 или 3).
- Последовательность выбора заданий определяется в порядке вытянутых листочков с цифрами.
- На обдумывание теоретического вопроса дается 1минута, педагогической ситуации – 3 минуты.
Правила игры
- При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при неверном ответе – баллы снимаются. (Жюри ведёт запись: подсчёт баллов каждой команды как правильных, так и неправильных). При неполном ответе жюри может снизить оценку.
- При неверном ответе может ответить другая команда и заработать баллы.
- Попадание на сектор «Кот в мешке» обозначает общее задание для всех команд (время на выполнение задания – 10 минут).
- Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.
Правильный ответ
Компоненты сюжетно-ролевой игры:
- сюжет
- содержание
- игровые действия
- игровое употребление предметов (замещение)
- реальные отношения между детьми
Правильный ответ
Условия для развития игровой деятельности в детском саду:
- место
- время
- предметная среда
- руководство
- взаимодействие с семьей
Правильный ответ
Этапы формирования сюжетно-ролевой игры:
- Предметно-игровые действия
- Ролевое действие и взаимодействие
- Сюжетосложение
Правильный ответ
Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, магазин и др.)
Педагогика игры - 50 Педагогика игры - 50 В чем заключается комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой?Правильный ответ
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой:
- Ознакомление с окружающим
- Обогащение игрового опыта
- Организация предметно-игровой среды
- Активизирующее общение воспитателя с детьми
Правильный ответ
Основной принцип организации сюжетно-ролевой игры:
Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
Руководство игрой– 30 Руководство игрой– 30 Назовите три позиции педагога при руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольника.Правильный ответ
Позиции педагога при руководстве сюжетно-ролевой игрой:
- Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре.
- Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей
- Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений
Правильный ответ
Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
Руководство игрой– 60 Руководство игрой– 60 Что включает в себя игровая позиция педагога?Правильный ответ
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
- Ярко выраженный интерес воспитателя к играм детей;
- Рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
- Инфантилизацию как способность устанавливать доверительное отношение с окружающими;
- Эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
- Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Правильный ответ
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Психология игры - 20 Психология игры - 20 Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Что такое ведущая деятельность?Правильный ответ
Ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой: происходят главнейшие изменения (появляются новообразования) в отдельных психических процессах; развивается личность ребенка в целом; зарождаются новые формы деятельности.
Психология игры - 30 Психология игры - 30 Назовите новообразования психики ребенка, возникающие в сюжетно-ролевой игре?Правильный ответ
Новообразования психики и личности ребенка в игре:
- Наглядно-образное мышление
- Воображение
- Произвольность поведения
- Формирование самосознания. Соподчинение мотивов
Правильный ответ
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело.
Психология игры – 50 Психология игры – 50Правильный ответ
Заполните таблицу. Возраст детей 4 – 5 лет
МОЛОДЦЫ!ИГРА ОКОНЧЕНА
Список литературы
Список используемых источников
- Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей. – СПб.: Речь, 2010
- Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 58 по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.
Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства 3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Формирование условного игрового действия Что делает ребенок фактически Что данное действие означает Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи. Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем. Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом
Устранение «застреваемости» у детей во время организации сюжетной игры Подключение воспитателя к уже возникшей игре. Цель: расширение смысла игровой ситуации для ребенка. Подключение к самостоятельной деятельности ребенка. Цель: затеяв параллельную с ребенком игру, взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл простому предметному действию ребенка.
Формирование игрового действия Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
Формирование ролевого поведения Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)
Условия развития игры 1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. 2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).
Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).
Резюме На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выполнила: Бескинская Ангелина Борисовна Воспитатель д /с «Звездочка» г. Зернограда
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
Игра- это основной вид деятельности детей. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие
Одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам".
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сюжетно – ролевая игра королева игр. Общий мотив СРИ Основн ая особенность СРИ
Основные особенности СРИ: 1.Соблюдение правил; 2.Социальный мотив игры; 3.Идет эмоциональное развитие ребенка; 4.Происходит развитие интеллекта ребенка (каким образом?); 5. Развивается воображение и творчество; 6.Развитие речи.
Задачи по формированию умений детей в сюжетно – ролевых играх: 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры. Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения. Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета. Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры: 1 этап – основным содержанием игры является действие с предметами. Действия детей однообразны и часто повторяются. 2 этап – основное содержание игры – действие с предметами. Одна и та же игра многократно повторяется. 3 этап – основным содержанием игры - действие с предметами. Действия, направлены на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. 4 этап – основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.
Обогащение жизненного опыта Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.) Наблюдения, целевые прогулки; Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; Обследование, экспериментирование с предметами; Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть; Свободное общение; Прослушивание дисков, аудиозаписей; Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых; Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности.
Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом. Парные поручения Создание проблемных ситуаций Побуждение к ролевым высказываниям Телефонные разговоры Игровые упражнения Поддержание ролевого диалога
Создание предметно – игровой среды Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. Игрушки – персонажи; Маркеры игрового пространства; Предметы оперирования; Предметы – заместители; Зонирующие помещения.
Название игры Младшая группа Средняя группа Старший возраст Ряжение + + + Семья Мама, папа, дети объединение с парикмахерской, доктором бытовые сюжеты, транспорт Доктор Доктор медсестра, карта больного аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты Магазин Овощи, фрукты, посуда, игрушки отделы: хлебный, молочный, кондитерский отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная игра как средство развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В данном материале дается характеристика музыкальной игре и ее роль на развитие социальных качеств детей,а также рассматривается перечень музыкальных игр....
Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи: дат...