БДОУ "Детский сад № 56 комбинированного вида" Сюжетно-ролевая игра в средней группе

Выполнила

Воспитатель группы №5

Ульрих Елена Артуровна


Что такое игра (А. С. Макаренко)

Игра-особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.


Сюжетно-ролевая игра

источник

основа

  • Окружающий мир
  • Жизнь и деятельность взрослых и сверстников
  • Мнимая или воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке

Основные черты сюжетно-ролевой игры

  • Эмоциональная насыщенность
  • Увлеченность детей
  • Самостоятельность
  • Активность
  • Творчество

Структура сюжетно-ролевой игры

  • Сюжет-та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты условно делят на:

Бытовые(семья, детский сад и т.д.)

Производственные(больница, магазин, т.д.)

Общественные(библиотека, школа и т.д.)

  • Содержание-это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре.
  • Роль-средство реализации сюжета.

Условия создания и развития игровой деятельности

  • Создание предметно-развивающей среды
  • Наличие определенного времени в режиме дня
  • Профессионализм педагога

Критерии для создания игры

  • игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий;
  • ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов;
  • игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.

В игре развивается:

  • Способность к воображению
  • Образное мышление
  • Умственное развитие
  • Способность взаимодействия с другими людьми(коммуникабельность)
  • Развитие речи, общение
  • Социальное развитие

Задачи воспитателя средней группы

  • совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
  • учить детей готовить обстановку для игры - подбирать предметы и атрибуты
  • развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, развивать умение использовать предметы-заместители.

Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Педагогический совет – интерактивная игра (для педагогов дошкольного учреждения)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79

Г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края

заместитель заведующего

по воспитательно-методической работе

“Сюжетно-ролевая игра”

СВОЯ ИГРА

Цель: систематизировать знания педагогов о сюжетно-ролевой игре, совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно-ролевых игр.

Навигация по слайдам

  • Смена слайдов презентации производится по щелчку левой кнопки мыши
  • Выбор вопроса на поле игры производится щелчком по цифре (стоимости вопроса), после чего появляется слайд с вопросом.
  • Для перехода на слайд правильного ответа необходимо щелкнуть по ссылке «Правильный ответ»
  • Для перехода на поле игры щелкнуть по значку «Домой»
  • Для вопросов категории «Педагогические ситуации» правильные ответы не предусмотрены.

Правила игры

  • Педагоги делятся на 3 команды. Обсуждение ведется в командах, отвечает один.
  • Игровое поле – слайд № 6, на котором представлены категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах.
  • Начало игры определяется жеребьёвкой (вытягивание листочка с цифрой 1,2 или 3).
  • Последовательность выбора заданий определяется в порядке вытянутых листочков с цифрами.
  • На обдумывание теоретического вопроса дается 1минута, педагогической ситуации – 3 минуты.

Правила игры

  • При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при неверном ответе – баллы снимаются. (Жюри ведёт запись: подсчёт баллов каждой команды как правильных, так и неправильных). При неполном ответе жюри может снизить оценку.
  • При неверном ответе может ответить другая команда и заработать баллы.
  • Попадание на сектор «Кот в мешке» обозначает общее задание для всех команд (время на выполнение задания – 10 минут).
  • Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.
Педагогика игры - 10 Назовите компоненты сюжетно-ролевой игры

Правильный ответ

Компоненты сюжетно-ролевой игры:

  • сюжет
  • содержание
  • игровые действия
  • игровое употребление предметов (замещение)
  • реальные отношения между детьми
Педагогика игры - 20 Назовите условия для развития игровой деятельности в детском саду?

Правильный ответ

Условия для развития игровой деятельности в детском саду:

  • место
  • время
  • предметная среда
  • руководство
  • взаимодействие с семьей
Педагогика игры - 30 Назовите этапы формирования сюжетно-ролевой игры.

Правильный ответ

Этапы формирования сюжетно-ролевой игры:

  • Предметно-игровые действия
  • Ролевое действие и взаимодействие
  • Сюжетосложение
Педагогика игры - 40 Чем отличается сюжет игры от ее содержания?

Правильный ответ

Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, магазин и др.)

Педагогика игры - 50 Педагогика игры - 50 В чем заключается комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой?

Правильный ответ

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой:

  • Ознакомление с окружающим
  • Обогащение игрового опыта
  • Организация предметно-игровой среды
  • Активизирующее общение воспитателя с детьми
Руководство игрой– 20 Руководство игрой– 20 Назовите главный принцип организации сюжетно-ролевой игры в детском саду

Правильный ответ

Основной принцип организации сюжетно-ролевой игры:

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

Руководство игрой– 30 Руководство игрой– 30 Назовите три позиции педагога при руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольника.

Правильный ответ

Позиции педагога при руководстве сюжетно-ролевой игрой:

  • Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре.
  • Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей
  • Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений
Кот в мешке Кот в мешке Планирование игры - 30 Планирование игры - 30 Задание всем командам Составьте краткий план комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой (на отдельных бланках) Руководство игрой– 50 Руководство игрой– 50 Назовите прямые и косвенные приемы руководства игрой.

Правильный ответ

Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).

Руководство игрой– 60 Руководство игрой– 60 Что включает в себя игровая позиция педагога?

Правильный ответ

Игровая позиция воспитателя включает в себя:

  • Ярко выраженный интерес воспитателя к играм детей;
  • Рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
  • Инфантилизацию как способность устанавливать доверительное отношение с окружающими;
  • Эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
  • Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Педагогическая ситуация – 25 Педагогическая ситуация – 25 Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Что должен сделать педагог? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Педагогическая ситуация – 30 Педагогическая ситуация – 30 Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Воспитатель организовал игру «Автобус». Дети сели, купили билеты и поехали. В ходе игры автобус останавливался на двух остановках, где вышли больше половины детей и стояли смотрели, как оставшиеся дети готовятся на третьей остановке выйти. Через минуту автобус оказался пуст, шофер огорчился, что везти ему некого, а остальные дети разбрелись по группе. Почему не получилась игра? Как должен был поступить воспитатель? Педагогическая ситуация – 35 Педагогическая ситуация – 35 Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята. Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации? Педагогическая ситуация – 40 Педагогическая ситуация – 40 Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Вова (5 лет) большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора. – Что ты хочешь построить?– спросил педагог – Что…что получится,– ответил Вова. – Как? – Буду строить из кубиков и кирпичиков. Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики. – Нет, я лучше ракету построю… Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей. Воспитатель говорит: "Попробуй еще раз". Снова неудача. Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку конструктор? Педагогическая ситуация – 45 Педагогическая ситуация – 45 Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие". "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры? Психология игры - 10 Психология игры - 10 Назовите особенность сюжетно-ролевой игры, ее отличие от других видов игр?

Правильный ответ

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Психология игры - 20 Психология игры - 20 Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Что такое ведущая деятельность?

Правильный ответ

Ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой: происходят главнейшие изменения (появляются новообразования) в отдельных психических процессах; развивается личность ребенка в целом; зарождаются новые формы деятельности.

Психология игры - 30 Психология игры - 30 Назовите новообразования психики ребенка, возникающие в сюжетно-ролевой игре?

Правильный ответ

Новообразования психики и личности ребенка в игре:

  • Наглядно-образное мышление
  • Воображение
  • Произвольность поведения
  • Формирование самосознания. Соподчинение мотивов
Психология игры - 40 Психология игры - 40 Какие виды взаимоотношений между детьми складываются в игре?

Правильный ответ

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело.

Психология игры – 50 Психология игры – 50

Правильный ответ

Заполните таблицу. Возраст детей 4 – 5 лет

МОЛОДЦЫ!

ИГРА ОКОНЧЕНА

Список литературы

Список используемых источников

  • Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей. – СПб.: Речь, 2010
  • Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 58 по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.


Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.



Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства 3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.





Формирование условного игрового действия Что делает ребенок фактически Что данное действие означает Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи. Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем. Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом




Устранение «застреваемости» у детей во время организации сюжетной игры Подключение воспитателя к уже возникшей игре. Цель: расширение смысла игровой ситуации для ребенка. Подключение к самостоятельной деятельности ребенка. Цель: затеяв параллельную с ребенком игру, взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл простому предметному действию ребенка.




Формирование игрового действия Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.


Формирование ролевого поведения Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)






Условия развития игры 1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. 2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).




Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).





Резюме На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выполнила: Бескинская Ангелина Борисовна Воспитатель д /с «Звездочка» г. Зернограда

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

Игра- это основной вид деятельности детей. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие

Одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам".

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Сюжетно – ролевая игра королева игр. Общий мотив СРИ Основн ая особенность СРИ

Основные особенности СРИ: 1.Соблюдение правил; 2.Социальный мотив игры; 3.Идет эмоциональное развитие ребенка; 4.Происходит развитие интеллекта ребенка (каким образом?); 5. Развивается воображение и творчество; 6.Развитие речи.

Задачи по формированию умений детей в сюжетно – ролевых играх: 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры. Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения. Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета. Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры: 1 этап – основным содержанием игры является действие с предметами. Действия детей однообразны и часто повторяются. 2 этап – основное содержание игры – действие с предметами. Одна и та же игра многократно повторяется. 3 этап – основным содержанием игры - действие с предметами. Действия, направлены на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. 4 этап – основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

Обогащение жизненного опыта Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.) Наблюдения, целевые прогулки; Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; Обследование, экспериментирование с предметами; Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть; Свободное общение; Прослушивание дисков, аудиозаписей; Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых; Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности.

Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом. Парные поручения Создание проблемных ситуаций Побуждение к ролевым высказываниям Телефонные разговоры Игровые упражнения Поддержание ролевого диалога

Создание предметно – игровой среды Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. Игрушки – персонажи; Маркеры игрового пространства; Предметы оперирования; Предметы – заместители; Зонирующие помещения.

Название игры Младшая группа Средняя группа Старший возраст Ряжение + + + Семья Мама, папа, дети объединение с парикмахерской, доктором бытовые сюжеты, транспорт Доктор Доктор медсестра, карта больного аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты Магазин Овощи, фрукты, посуда, игрушки отделы: хлебный, молочный, кондитерский отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная игра как средство развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В данном материале дается характеристика музыкальной игре и ее роль на развитие социальных качеств детей,а также рассматривается перечень музыкальных игр....

Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи: дат...