Практико-ориентированный проект

направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

«Логопедические дорожки»

Руководитель: учитель-логопед

Коцолапенко Галина Васильевна

Паспорт проекта

Наименование учреждения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Название проекта

«Логопедические дорожки»

Руководитель проекта

Коцолапенко Г.В., учитель-логопед

Вид проекта

Практико-ориентированный

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Участники проекта

Учитель-логопед, воспитанники МКДОУ «Сказка» 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Сроки реализации проекта

Предполагаемый результат

Успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей, повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей, повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Актуальность проекта.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей?

Рассмотрим эту проблему:

Основная функция связной речи – коммуникативная. А наши дети все меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет и как следствие – меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, все больше по телефону, меньше общаются посредством звука и больше посредством буквы.

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи также изменились.

Во-первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, происходит нарушение многих звуков.

Во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, у детей с речевыми проблемами наблюдается:

1. Дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться).

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности.

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5. Низкий уровень мотивации к обучению.

Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Многие родители некомпетентны в вопросах своевременного исправления многих речевых аномалий в развитии речи. Не секрет, что некоторые родители не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

Итак, говоря об актуальности проблемы речевого развития ребенка, мы считаем что, стандартизованные методы коррекционной работы не всегда помогают достичь желаемых результатов. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В связи с вышесказанным мы предположили, что внедрение метода проектов в коррекционную работу будет являться одним из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда с детьми, воспитателями и родителями по преодолению речевых нарушений.

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень важное и сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Ребенок рождается исследователем, неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. А главное преимущество метода проектов в работе логопеда состоит в том, что он предоставляет дошкольнику бóльшую самостоятельность, возможность сотрудничества и сотворчества на равных со взрослым, интеллектуального и творческого саморазвития.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Важно помочь ребенку поверить в свои силы, ведь наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что он нашел и доказал сам.

Еще бóльшие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания, совместно с семьей, образовательных проектов.

Поскольку речевые нарушения у дошкольников, едва ли не самая главная проблема, то для ее решения нами был разработан проект «Логопедические дорожки», который направлен на создание условий для речевого развития дошкольников.

Тип проекта : проект является практико-ориентированным, долгосрочным.

Участники проекта: Дети группы компенсирующей направленности 5 -7 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель : повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

    пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;

    развивать речевые и творческие способности детей;

    активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

    увеличить объем коррекционного воздействия;

    повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;

    побуждать детей к совместной деятельности;

    объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений;

    стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Срок реализации проекта : сентябрь – май

Гипотезой проекта: выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания и навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысит мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Отличительной чертой данного проекта является то, что он состоит из нескольких различных по времени проектов – «дорожек» направленных на коррекционную работу с детьми, имеющими задержку речевого развития и их родителями (законными представителями).

«Дорожки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи, способствующие формированию артикуляционной моторики, диафрагмально-релаксационного дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую «дорожку» ребенок «проходит» совместно с взрослыми.

Предполагаемый результат:

    успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей;

    повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;

    повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но ив самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог
ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы
в своей работе над проектом разработали совершенно новое, интересное методическое пособие – Логомодули, которые можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста.

Данное пособие сделано для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Этапы и стратегия реализации проекта:

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический)

Задачи:

    изучение исследуемой проблемы в теории и практике;

    раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

С целью определения уровня развития речи и состояния звукопроизношения у детей, посещающих компенсирующую группу, мы провели стартовый мониторинг.

Результаты обследования развития речи и звукопроизношения были количественно обработаны и в соответствии с этим нами выделены следующие уровни развития речи детей.

Стартовый мониторинг (сентябрь 2016 г.)

II. Основной этап реализации проекта (практический)

Основной этап включает совместные мероприятия, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.

1. Логопедический проект «Послушный ветерок»

Вид проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный .

Срок реализации: сентябрь – октябрь.

Задачи:

    формирование у детей понятия о правильном дыхании;

    приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания ;

    формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

    повышение компетенции воспитателей в данной области ;

    привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Работа с детьми :

    выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха;

    выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания;

    придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики ;

    выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных пособий;

    беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.

Работа с семьей:

    консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;

    памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать;

    игровые упражнения для развития дыхания» ;

    привлечение родителей, к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.

Работа с педагогами:

    консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;

    и зготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

    презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей .

2. Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Срок реализации: сентябрь – октябрь

Задачи:

    формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;

    выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов;

Работа с детьми:

    знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;

    подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций;

    коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке;

    рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке.

Работа с семьей:

    консультация «Строение артикуляционного аппарата» ;

    беседа «Выполнение основных артикуляционных упражнений» ;

    индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков;

    приглашение родителей на индивидуальные занятия;

    создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий).

Работа с педагогами:

    консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»;

    практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы;

    Методика выполнения артикуляционных упражнений».

Практический результат проекта:

«Презентация, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» .

3. « Пальчики играют – говорить нам помогают»

Срок реализации: в течение учебного года

Задачи:

    выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

    развивать тактильную чувствительность рук детей;

    сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

    сформировать элементарные специфические графические навыки;

    подготовить руку ребенка к письму;

    повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Работа с детьми:

    развитие мелкой моторики рук в ходе непосредственной образовательной деятельности;

    п одгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов пальчиковой гимнастики с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций.

Работа с родителями:

    консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей»;

    «Пальчиковые игры на кухне» (папка-передвижка);

    пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста (папка-передвижка);

    привлечение родителей, к совместной деятельности с детьми по изготовлению игр и пособий для развития мелкой моторики.

Работа с педагогами:

    к онсультация на тему: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»;

    практикум для педагогов «Место пальчиковой гимнастики в режиме группы. Методика выполнения пальчиковой гимнастики»;

    практическое применение пособий детско – родительского творчества.

Практический результат проекта:

    оформление выставки пособий «Пальчиковая гимнастика»;

    практическое применение пособий в коррекционном процессе.

4. «Играем – звуки закрепляем»

Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.

Срок реализации: в течение учебного года .

Задачи:

    исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков;

    осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;

    автоматизация поставленных звуков в играх, чистоговорках, стихах, рассказах;

    повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

    повышение компетенции воспитателей в данной области.

Работа с детьми:

    использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.;

    использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»;

    исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»;

    автоматизация поставленных звуков в играх, чистоговорках, стихах, рассказах и пр.;

    конкурс стихов и скороговорок;

    праздник «Говорим правильно».

Работа с семьей:

    консультация для родителей «Играем – звуки закрепляем»;

    использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда;

    консультация «Приёмы автоматизации звука» .

Работа с педагогами:

    составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки);

    использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда;

    изготовление игр, пособий для автоматизации поставленных звуков.

Практический результат:

    составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда;

    использование изготовленных игр и пособий для автоматизации поставленных звуков;

    праздник « Говорим правильно».

5. «А речь, словно реченька льется»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Срок реализации: в течение учебного года

Задачи:

    формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;

    развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;

    формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями («животные», «насекомые», «посуда» и т. п.);

    углубление знаний детей об окружающей среде;

    улучшение коммуникативных навыков детей;

    повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

    повышение компетенции воспитателей в данной области.

Работа с детьми:

    использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;

    составление схем описательных рассказов.

Работа с семьей :

    консультация для родителей «А речь, словно реченька, льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей);

    буклет «Игры, направленные на развитие словарного запаса» ;

    родительские пятиминутки (по запросу родителей);

    выставка литературы для родителей .

Работа с педагогами:

    педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника»;

    помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку»;

    практическое использование альбома.

Практический результат:

    оформление коллективного альбома «Все по порядку»;

    практическое использование альбома;

    пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

6. «Грамотейка»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Срок реализации: в течение учебного года.

Задачи:

    формирование у детей грамматического строя речи;

    повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

    повышение компетенции воспитателей в данной области.

Работа с детьми :

    знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх;

    использование игр на формирование грамматических компонентов речи;

    участие в создании игр.

Работа с семьей:

    индивидуальные встречи с родителями («Аграмматизмы в детской речи»);

    к онсультация для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»;

    памятка для родителей « Формирование грамматического строя речи»;

    консультация «Грамотно ли говорит Ваш ребёнок?».

Работа с педагогами:

    организация специальных игр и упражнений по формированию грамматического строя речи;

    пополнение совместно с детьми копилки игр по грамматическому строю речи;

    практическое использование этих пособия.

Практический результат :

    создание копилки игр;

    практическое применение копилки игр.

7. Логопедический проект «АБВГДЕЙка»

Вид проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный

Срок реализации: в течение учебного года

Задачи:

    усвоение образа буквы;

    вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки” ;

    п ривлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Работа с детьми :

    п редварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв;

    рассматривание существующих Азбук;

    иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения;

    подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка».

Работа с семьей :

    к онсультация «Что нужно знать взрослому, ребёнок которого начинает изучать основы грамоты…»;

    буклет «О звуках и буквах», «Деление слов на слоги»;

    домашние задания;

    домашняя игротека;

    родительские пятиминутки (по запросу родителей);

    семинар - практикум: «Звуковой анализ слов – это не трудно!»;

    выставка книг и пособий по подготовке к обучению грамоте.

Работа с педагогами :

    п роведение игр и упражнений для усвоения образа букоддержка и поощрение активности детей.

Практический результат проекта :

    и тоговая выставка-презентация «Веселая азбука»;

    Речевой праздник «АБВГДЕЙка» .

III. Заключительный этап реализации проекта:

Задачи:

    анализ проделанной работы в реализации проекта и оценка результатов эффективности применения в коррекционном процессе путем педагогического мониторинга;

    создание итоговой презентации представление результатов проектной деятельности через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка»;

    представление наработанного материала для обмена опытом, педагогам ДОУ.

Конечным итогом проекта будет, являться:

    сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;

    повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе;

    повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ, в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

На мой взгляд, технологии проектной деятельности будут востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствующие качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересуют родителей в образовательном процессе, будут стимулировать их к активному участию в развитии ребенка.

Список использованной литературы

    Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 48 с.

    Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников СПб. 2007.

    Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе – журнал Логопед - № 5, 2005.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.

    Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005.

    Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.

    Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. –М.: ООО «Издательство ЭКСМО», 2003

    Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 - 4 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ», 2015. - 48 с.

    Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

    Нuщева Н Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - СПб., 2014.

    Нuщева Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

    Нuщева Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

    Нuщева Н. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. - СПб., 2006.

    Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Тамаразова Юлия Николаевна,

учитель - дефектолог

МАДОУ ДС КВ "Ручеёк"

ЯНАО г. Новый Уренгой

Недооценка своевременного исправления

речевых дефектов у детей приводит в

последствии к трудностям в овладении

письмом и чтением. Такой ребенок будет

постоянно отстающим в школе, будет страдать

от того, что его старания не приводят к

положительному результату.

Его вины здесь нет.

Виноваты только родители, считавшие,

что малыш вырастет и «выговорится»

/Л.С.Белинсон/

МОЯ ВОЛШЕБНАЯ БУКВА

Проект учителя – логопеда

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем!!!

Анализ ситуации

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Гипотеза: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстранятся от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Они преодолеют возникшие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком

Цель проекта:

Формировать умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Определять отличия в названиях картинок.

Определять место заданного звука в слова.

Подбирать слова с заданным звуком.

Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком.

Задачи проекта:

Формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза детей;

Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;

Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

Привлечь родителей к изготовлению книжек – малышек по пройденным звукам

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп, родителями.

Тип проекта практико-ориентированный, индивидуальный

По продолжительности: долгосрочный (1 год, в течение всего периода коррекции звукопроизношения)

Участники проекта: учитель-логопед, родители детей группы, воспитатели группы, воспитанники группы.

Результаты проекта:

Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

Формирование действия вычленения звука от начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?)

Выделение ударной гласной в слове.

Определение места звука слове (После какого звука слышится нужный
звук в слове? Перед каким звуком?)

Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Повышение компетентности родителей в вопросе развития детей;

Включение родителей в коррекционный процесс

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

2 этап – основной (практический)

Изготовление самодельных книжек – малышек на каждый пройденный звук, соблюдая определенный условия:

Сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);

За тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;

Следующие картинки со звуком в конце слова.

Правила создания (формирования страниц)

Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)

3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)

Презентация каждой книжки всеми участниками проекта (родители, дети, воспитатели) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду.

Презентация опыта: готовыми книжками могут пользоваться педагоги ДОУ, логопеды, родители, а также сами дети, играя в различные игры. Например: «найди звук», «Где живет звук» и тд.

Опыт может транслироваться на городских методических объединениях, представлен на конкурсы различного уровня

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

Работа с детьми
- Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
- Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционная гимнастика»
- Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»

Работа с семьей

Выступление на тему: «Результаты проведенной коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности»
- Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
- Совместное с ребенком изготовление книжек – малышек на пройденный звук «Моя волшебная буква»
- Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове.

Работа с педагогами
- Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
- Оформление выставки (Библиотеки) с детьми «Моя волшебная буква» (на все пройденные звуки)
- Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта
- Презентация индивидуальных книжек - малышек «Волшебная буква», их практическое использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда
- Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Вывод: включение родителей в совместный у логопедом и воспитателем процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Для оформления работы были использованы картинки со следующих сайтов

Файл: Умная сова.png

Фотографии можно напечатать в конце или начале публикации

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение детский сад « Калинка» г.Черногорск

Проект по теме:

« Логопедическая кладовая »

Разработали: воспитатели группы компенсирующей направленности Дронова Н.А, Прибылова Л.В учитель-логопед Бойко О.О

Черногорск 2017

Введение :
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.

При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). Но управляющей структурой все же является учитель-логопед.

Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.

Уникальность проекта

Уникальность нашего проекта заключается в том, что мы предполагаем в своей деятельности взаимодействие педагогов, детей и членов их семей в создании особой развивающей среды и формировании творческого подхода к организации группового пространства.

Вид проекта : долгосрочный.

Продолжительность : 5 месяца

Сроки реализации : январь – май 2017г.

Участники проекта : дети с нарушениями речи компенсирующей группы , учитель-логопед, воспитатели, родители.

Ресурсы проекта: канцелярия: офисная бумага, ножницы, цветная бумага; худ.литература, дидактический материал, добровольная спонсорская помощь,

Возраст дошкольников на которых рассчитан проект 5-6 лет, Старшая группа

Актуальность проекта .

В настоящее время перехода от функционирования логопедических пунктов к компенсирующим группам для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной становится проблема организации пространственной среды для данной категории детей .

Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи , умения ею пользоваться в игре, конструировании, наблюдении, при непосредственной образовательной деятельности и т. д. зависит самооценка, успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском обществе. Не только коррекционные занятия со специалистами, но и окружение ребенка должно способствовать развитию речи дошкольников . Пространственная среда , как система материальных объектов, создает условия для успешной социализации ребенка с недостатками речи , его личностного развития в соответствии возрасту видам деятельности.

Особая важность проекта обусловлена тем , что коррекция речи должна осуществляться комплексно и систематически в условиях ДОУ и семьи. Окружение должно стимулировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, действий в речи , а также способствовать более быстрому и ненавязчивому закреплению работы по исправлению дефектов речи , проводимой логопедом на индивидуальных и групповых занятиях .

Организация пространственной среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи должна быть проведена при участии не только учителя-логопеда и воспитателей, но и родителей. Тем самым обеспечивается перенос знаний родителей по организации окружения ребенка в домашние условия и осуществляется профилактика симптома «брошенного ребенка» *.

*Симптом «брошенного ребенка» обусловлен семейным укладом, при котором ребенок вынужден общаться только с компьютером , телевизором, игрушками (часто не способствующими развитию ребенка) . Родители перекладывают воспитание и обучение ребенка на бабушек, няней, воспитателей и т. д.

Цель проекта : создание предметно-развивающей среды для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей .

Задачи проекта:

1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, открывающими возможности для их позитивной социализации, их личностного развития;

2. Повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды для ребенка с нарушением речи ;

3. Увеличение объема воздействия и обеспечение закрепления материала по коррекции дефектов речи в условиях группы при самостоятельной и совместной деятельности детей ;

4. Воспитание любви и интереса к художественной литературе, к коррекционным занятиям;

5. Развитие психических процессов и двигательной активности, создающих базу для успешной коррекции недостатков речи .

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы , выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей .

Задачи:

1) Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

2) Диагностика содержания пространственной среды в группе .

3) Определение содержания логопедического проекта , условий его реализации.

II. Основной этап (практический) :

Реализация содержания проекта .

1) Тематические выступления для воспитателей «Обогащение и планирование работы по развитию речи детей в центрах группы ».

2) Тематическая консультация для родителей «Создание развивающей среды для ребенка с недостатками речи ».

3) Привлечение родителей для создания пособий, игр для центров группы , способствующих речевому развитию. (например, артикуляционных кубиков, полянок для развития речевого дыхания и т. д., а также реквизита и костюмов персонажей для сюжетно-ролевых игр.

4) Подбор художественной литературы и создание книжек-малышек для библиотеки.

5) Подбор настольных дидактических игр по развитию различных сторон речи детей .

6) Подбор игр для развития психических процессов и двигательной сферы детей .

7) Разработка планирования работы в центрах групповой комнаты с учетом речевой активности.

III. Заключительный этап :

Ожидаемые результаты :

1. Ненавязчивое и прочное «присвоение» знаний и умений, приобретенных ребенком в процессе практической деятельности в специальных организованных условиях ;

2. Развитие всех сторон речи детей , а также параллельно психических процессов, общей и мелкой моторики;

3. Воспитание устойчивого интереса к играм по развитию речи ;

5. Квалифицированная и достаточная организация предметно-развивающей среды с учетом возраста , особенностей детей и здоровьесбережения;

6. Повышение компетентности родителей в вопросе речевого развития детей . Приобщение семьи к созданию предметно-развивающей среды в группе .

речи в литературе и в рамках ФГОС ДО.

Продукт проекта:

1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка, логопедические зонды, вата или ватные диски, спирт и др., литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры).

2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.

3. Центр по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через книги, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению.

4. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.

Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки.

5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает (зона тембрального восприятия):

схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.

6. Центр развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Сложные слова», «4 лишний», и др.)

7. Центр обучения грамоте : представлен схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами, буквоградами и т. д.

8. Центр фразовой речи: здесь помимо картин представлен кукольный театр, пальчиковый театр.

9. В центре методического сопровождения представлена:

справочная литература по логопедии и детской психологии;

материалы по обследованию речи детей;

методическая литература по коррекции звукопроизношения;

методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

учебно-методическая литература по обучению грамоте;

учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.

10. Информационный центр, где размещаются:

график работы логопеда

результаты обследования;

материал по лексической теме и звукопроизношению;

индивидуальные тетради;

игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.

11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютера и компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали на бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. обеспечивает чувство психологической защищенности; является средством полноценного развития воспитанников;

сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.

12. Центр речевого развития на участке (веранде) группы.

переносные зеркала (маленькие), карточки с артикуляционным укладками, навесные бусы, конструктор, пазлы, сухие пальчиковые бассейны, картотека дых.упражнений, мыльне пузыри и т.д.

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Одним из важнейших направлений моей деятельности в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие - достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка.

Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Срок проведения: 9 месяцев.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;
  • разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Речевичок»;
  • составить и выпустить периодический детско-родительский журнал «Речевая полянка»;
  • создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи.

Ожидаемые результаты: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;
  • выпуск информационных листов: «Оцените речевое развитие вашего ребенка». Смотреть Приложение 2;
  • папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;
  • сбор методических материалов к картотеке и журналу; разработка мероприятий.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Речевичок». Смотреть Приложение 4.
  2. Представление картотеки: «Ваш домашний логопед» (за основу взяты «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми» Ю.Б. Жихаревой-Норкиной).
  3. Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 13.
  4. Выпуск журнала «Речевая полянка» 1 раз в 3 месяца. Смотреть Приложение 2.
  • Для любознательных родителей.
  • Беседуем и играем - речь развиваем.
  • Почитай-ка.
  • Наши руки не для скуки.
  • Анонс.

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Мероприятия: проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Речевичок».

В результате реализации проекта «Ваш домашний логопед» был достигнут желаемый результат : так по данным опроса 85% родителей стали лучше ориентироваться в вопросах речевого развития детей, 60% родителей приняли активное участие в детско-родительских мероприятиях, 95% родителей научились выполнять задания из картотеки «Ваш домашний логопед». Родителям, которые не смогли посещать клуб «Речевичок», были предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки. Смотреть Приложение 11 , Приложение 12 , информационные листы, журналы «Речевая полянка».

Список литературы:

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 2000.

Проект «Ваш домашний логопед»

Журнал «Речевая полянка»