1844 г. - 21 июня 1908 г.) - русский композитор, член "Могучей кучки". Он был настоящим мастером оркестровки. Самые известные симфонические произведения Римского-Корсакова - "Испанское каприччио", увертюра на темы трех русских песен и симфоническая сюита "Шехерезада" - образцы классического музыкального репертуара, наряду с сюитами и отрывками из некоторых его 15 опер. В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий. Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве. Он верил, как и его предшественник Балакирев, в развитие национального стиля классической музыки. Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов. Большую часть своей жизни Николай Андреевич совмещал сочинение музыки и преподавательскую деятельность с карьерой в войсках русской армии - сначала в качестве офицера, потом - гражданского инспектора в военно-морском флоте. Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в "Летописи моей музыкальной жизни") писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. Должно быть, именно она подтолкнула композитора к созданию двух известных симфонических произведений. Это "Садко" (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и "Шехерезада". Благодаря военно-морской службе расширяются его знания в области исполнения на медных и деревянных инструментах - это открыло для него новые возможности в оркестровке. Позже он передал эти знания своим студентам. Также после его смерти был выпущен учебник по оркестровке, который закончил приемный сын композитора Максимилиан Штейнбрег.

Римский-Корсаков - биография композитора

Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Его брат Воин, который был старше композитора на 22 года, стал известным морским офицером и контр-адмиралом. Римский-Корсаков Николай Андреевич вспоминал, что его мать немного играла на фортепиано, а отец мог исполнять несколько пьес на слух. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. По словам учителей, он демонстрировал хороший музыкальный слух, но ему недоставало заинтересованности. Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл "беспечно, безалаберно... плохо выдерживая ритм". Хотя Римский-Корсаков начал сочинять первые произведения в возрасте 10 лет, он предпочитал литературу музыке. Позднее композитор писал, что именно благодаря книгам и рассказам брата в нем зародилась огромная любовь к морю, несмотря на то что композитор "даже ни разу его не видел". Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано. Композитор вспоминал, что, будучи равнодушным к занятиям, он развил в себе любовь к музыке, чему способствовало посещение опер и симфонических концертов. С осени 1859 года Николай Андреевич начинает брать уроки у Федора Андреевича Канилле, который, по его словам, вдохновил его на занятия музыкой, побудил посвятить ей всю свою жизнь. Кроме Канилле, огромное влияние на будущего композитора оказали Михаил Глинка, Роберт Шуман и многие другие. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву. Балакирев в свою очередь знакомит его с Цезарем Кюи и Модестом Мусоргским - все трое уже были известными композиторами, несмотря на юный возраст.

Наставничество Балакирева. "Могучая кучка"

По приезде в Санкт-Петербург, в мае 1865 года, Римский-Корсаков берет на себя обязанности ежедневной службы по нескольку часов в день. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева. Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова). Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. По его советам композитор переписывал и исправлял некоторые отрывки и доводил их до совершенства. Под его покровительством композитор закончил Увертюру на темы трех русских песен, в основу которых легли народные увертюры Балакирева. Николай Андреевич также создал первоначальные варианты симфонических произведений "Садко" и "Антар", которые принесли композитору славу мастера симфонического творчества. Римский-Корсаков вел дискуссии и с другими членами "Могучей кучки", они критиковали произведения друг друга и сотрудничали во время создания новых работ. Николай Андреевич подружился с Александром Бородиным, чья музыка "изумляла" его, проводил много времени с Мусоргским. Балакирев и Мусоргский играли на фортепиано в четыре руки, пели, обсуждали работы других композиторов, разделяя интерес к творчеству Глинки, Шумана и поздним композициям Бетховена.

Профессорская деятельность

В 1871 году, в возрасте 27 лет, Римский-Корсаков становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, где ведет классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый. Николай Андреевич в своих воспоминаниях напишет, что преподавание в консерватории сделало его самого "возможно, лучшим ее учеником, судя по качеству и количеству информации, которую она мне дала". Чтобы повысить уровень знаний и всегда оставаться на шаг впереди своих студентов, он сделал трехлетний перерыв в сочинении музыки и усердно учился дома, читая лекции в консерватории. Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи.

Женитьба

В декабре 1871 года Римский-Корсаков сделал предложение Надежде Николаевне Пургольд, с которой познакомился во время еженедельных встреч "Могучей кучки" в доме невесты. В июле 1872 года состоялась свадьба, на которой в качестве шафера присутствовал Мусоргский. Один из сыновей Николая Андреевича, Андрей, стал музыковедом, женился на композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг и написал многотомный труд о жизни и творчестве своего отца.

Революция 1905 года

В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации - революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории. Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома.

Поездка в Париж

В апреле 1907 года композитор дает несколько концертов в Париже, организованных импресарио Сергеем Дягилевым. Николай Андреевич представил музыку русской национальной школы. Эти выступления имели большой успех. В следующем году состоялся показ опер, которые сочинил Римский-Корсаков: "Снегурочка" и "Садко". Поездка дала возможность композитору познакомиться с современной европейской музыкой.

Произведения Римского-Корсакова

Римский-Корсаков развивал идеалы и традиции "Могучей кучки". В своем творчестве он использовал православные литургические темы, народные песни (например, в "Испанском каприччио") и ориентализм (в "Шехерезаде"). Николай Андреевич проявил себя как очень продуктивный и самокритичный композитор. Он пересматривал и редактировал практически каждое свое сочинение, а некоторые из них, например Третью симфонию, "Антар" и "Садко", Римский-Корсаков исправлял несколько раз. Многими своими сочинениями композитор так и остался недоволен.

Римский-Корсаков - оперы

Несмотря на то что Николай Андреевич больше известен как мастер симфонического творчества, его оперы даже еще более сложны и богаты специальными оркестровыми приемами, чем инструментальные и вокальные произведения. Отрывки из них иногда так же популярны, как и целое произведение. Например "Полет шмеля" из "Сказки о царе Салтане" - автор Римский-Корсаков. Оперы композитора можно разделить на 3 категории:

  1. Историческая драма. К ним относятся: "Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Пан воевода", "Царская невеста".
  2. Народные оперы: "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством".
  3. Сказки и легенды. К ним относятся такие произведения, которые написал Римский-Корсаков: "Снегурочка", "Млада", "Садко", "Кощей Бессмертный", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок".

Симфоническое творчество

Симфоническое творчество Римского-Корсакова можно разделить на 2 вида. Наиболее известное на Западе и, возможно, самое его лучшее - программное. Этот вид симфонического творчества Николая Андреевича предполагает наличие сюжета, характеров, действий, заимствованных из других, не музыкальных, источников. Вторая категория - академические произведения, такие как Первая и Третья симфонии (автор Римский-Корсаков). Балеты на его музыку можно увидеть не только в нашей стране, но и за рубежом, как и многие оперы и другие музыкальные сочинения композитора.


Содержание:
Биография Николая Андреевича Римского-Корсакова………………………... 3
Особенности произведений Римского-Корсакова……………………………. 8
Список используемой литературы…………………………………………….17

Биография Николая Андреевича Римского-Корсакова
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии.
Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика - абсолютный слух, ритм, память - проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 -12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук. Потребность сочинять проявилась у него первоначально в форме детской игры: «совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты, - вспоминает Римский-Корсаков. - Вскоре я самоучкою дошел до того, что мог сносно занести на бумагу наигранное на фортепиано, с соблюдением верного разделения. Через несколько времени я начал уже немного представлять себе умственно, не проигрывая на фортепиано, то, что написано в нотах». Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина», которая нравилась мальчику более всех известных ему тогда произведений.
Между тем музыкальное образование Римского- Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха. Последний не дал своему ученику ни настоящих пианистических навыков, ни необходимой теоретической подготовки. С осени 1859 года Римский-Корсаков начал заниматься с Канилле, образованным музыкантом, хорошим пианистом, ценителем национальной русской музыки. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. «Канилле открыл мне глаза на многое, - вспоминал композитор. - С каким восхищением я от него услыхал, что «Руслан» действительно лучшая опера в мире, что Глинка величайший гений. Я до сих пор это предчувствовал,- теперь я это услыхал от настоящего музыканта». Канилле направил Римского-Корсакова на композиторский путь, указав ему в качестве образцов сочинения Бетховена, Шумана, Глинки. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.
Убедившись в необычайной талантливости своего ученика, Канилле в ноябре 1861 года познакомил его с Балакиревым. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел Римского-Корсакова к уверенности, что его истинное призвание - композиторство. Под руководством Балакирева Римский-Корсаков написал большую часть Первой симфонии. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора.
Общение с Балакиревым и В. Стасовым расширило кругозор Римского-Корсакова. «Познакомившись с Балакиревым, - писал он, - я впервые услыхал от него, что следует читать, заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой. За это спасибо ему». Балакиревский кружок сыграл большую роль в формировании мировоззрения композитора, в приобщении его к демократическим общественным и художественным идеям 60-х годов. В обстановке боевой и целеустремленной музыкальной деятельности членов кружка Римский-Корсаков проникся задачами и интересами глинкинского реалистического направления, отчетливо осознал свое назначение русского композитора. Об этом можно судить по одному из его писем начала 60-х годов: «В России музыка только что начала с Глинки свое развитие, и все русские музыканты не идут, а летят вперед... Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, из меня вышло бы много...»
60-е годы. Римский-Корсаков сразу зарекомендовал себя как талантливый и многообещающий симфонист. Его композиторским дебютом явилось исполнение Первой симфонии в концерте Бесплатной музыкальной школы, состоявшееся под управлением Балакирева в конце 1865 года. Симфония прошла с большим успехом и заслужила одобрительные отзывы критики. Ц. Кюи назвал ее «первой русской симфонией», указав на песенную основу ее тем, талантливость оркестровки и подчеркнув самобытный русский характер всего сочинения.
Вслед за симфонией Римский-Корсаков создал ряд других симфонических произведений. Наиболее значительные из них посвящены образам русского былинного эпоса и восточной сказки. Это - симфоническая картина «Эпизод из новгородской былины о Садко» (1867), написанная по предложению Мусоргского, и программная «восточная» симфония-сюита «Антар», литературным первоисточником которой послужила одноименная романтическая арабская сказка О. Сенковского (барона Брамбеуса)-журналиста, беллетриста и одновременно историка-востоковеда, знатока арабской литературы. Основываясь на литературной программе, композитор придал этим произведениям оригинальную картинно-повествовательную форму. В их стройной музыкальной композиции свободно чередуются разнохарактерные звукописные и жанровые эпизоды, последовательность которых определяется литературным сюжетом, а не установившимися в творчестве венских классиков формами. Это позволило композитору передать в своей музыке все подробности избранных поэтических программ.
Одновременно с оркестровыми произведениями Римский-Корсаков создает романсы лирико-пейзажного и восточного характера. Но капитальнейшей работой композитора, завершившей первый период его творчества, была опера «Псковитянка», начатая летом 1868 года.
70-е годы составляют новый важный этап в биографии и музыкальной деятельности Римского-Корсакова.
Римский-Корсаков трудится над развитием и совершенствованием своей композиторской техники, недостаточность которой стала для него весьма ощутимой. 1874 и 1875 годы прошли для Римского-Корсакова в усиленных занятиях гармонией, контрапунктом, инструментовкой. Обучая других, он учился сам, не стыдясь обращаться за советами и помощью к своим товарищам, профессорам консерватории, и к Чайковскому. Последний отнесся с глубокой симпатией и сочувствием к этим занятиям Римского-Корсакова. Он писал: «Знаете ли, что я просто преклоняюсь и благоговею перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером! Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей - все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру. Я прихожу в изумление и не знаю, как выразить мое бесконечное уважение к Вашей артистической личности... Я в самом деле убежден, что при Вашем громадном даровании, в соединении с тою идеальной добросовестностью, с которой Вы относитесь к делу, из-под пера Вашего должны выйти сочинения, которые далеко оставят за собою все, что до сих пор написано в России...»
Приобретенную технику Римский-Корсаков широко использовал в сочинениях этого времени (симфония До мажор, камерные инструментальные ансамбли, полифонические хоры без сопровождения, фортепианные пьесы), но они все же составили лишь переходный этап в творческом пути композитора.
Вторая половина 70-х годов ознаменовалась работой Римского-Корсакова над двумя песенными сборниками, и, в связи с этим, изучением народной поэзии и обрядов. Занявшись первоначально обработкой напевов, сообщенных ему любителем народных песен Т. Филипповым, композитор вскоре обратился к составлению собственного сборника. В нем он стремился представить лучшие образцы народной крестьянской песни, обратив особенное внимание на древнейшие - обрядовые и эпические жанры. Заинтересовавшись народными обрядами поклонения солнцу, Римский-Корсаков стал знакомиться с исследованиями по этому вопросу, еще больше увлескся поэтической стороной культа поклонения солнцу и еще еще пленился чудесными старинными мелодиями, хранившими дух далекой языческой старины. Столь широкое и углубленное II изучение народного музыкального и поэтического творчества оказало, как писал сам Римский-Корсаков, огромное влияние на направление его композиторской деятельности.
Одновременно с составлением сборников он принял участие в редактировании оперных партитур Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым.
«Майская ночь» - одно из самых романтичных произведений Римского-Корсакова. Хотя в ней значительную роль играет комедийный элемент, он составляет лишь одну (и притом не самую главную) сторону оперы, Главные герои ее - Левко и Ганна - образы чисто лирические, и любовная лирика придает опере неповторимый колорит юности.
Вслед за «Майской ночью» композитором была написана «Снегурочка», которую он считал едва ли не лучшим своим произведением.
80-е годы - период преимущественно симфонического творчества Римского-Корсакова, время создания «Сказки» (по мотивам пушкинского пролога к « Руслану и Людмиле»), Симфониетты (на народные темы), Концерта для фортепиано и Фантазии на народные темы для скрипки с оркестром. В конце 80-х годов композитором были написаны самые выдающиеся его симфонические произведения- Испанское каприччио и «Шехеразада». На исходе этого десятилетия была создана опера «Млада», сюжетом для которой послужили материалы либретто неосуществленного коллективного сочинения 70-х годов. Кроме того, в течение 80-х годов Римский-Корсаков подверг основательному редактированию почти все свои крупные сочинения, написанные до «Майской ночи», и в то же время посвятил много месяцев напряженного труда завершению «Князя Игоря» Бородина (совместно с Глазуновым), «Хованщины» Мусоргского и редактированию всех произведений этого композитора, в том числе переинструментовке «Бориса Годунова». В своем самоотверженном труде Римский-Корсаков руководствовался чувством любви к покойным друзьям, сознанием своего художественного долга и громадной ценности их произведений. «Много надо было горячей любви к усопшим товарищам и друзьям, много любви к искусству, чтобы столько раз и так надолго отодвигать в сторону собственное творчество в пору самого его разгара и отдавать весь свой талант, всю свою энергию и душу на великолепное довершение чужих работ», - с восхищением писал Стасов о Римском-Корсакове.
С ранней весны 1908 года Римский-Корсаков начал страдать серьезным сердечным заболеванием. Переехав на лето в усадьбу Любенск, он еще продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи им были сделаны 7 июня; в ночь на 8 июня композитор скончался.

Особенности произведений Римского-Корсакова

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова- живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.
Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого вдохновения.
Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. Именно в этом пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову, понимание народности искусства; здесь он нашел свой путь как русский художник-музыкант. «В сущности, мой род - это сказка, былина и непременно русские», - говорил композитор. В его произведениях проходят картины старинной народной жизни, бытовой и обрядовой, оживает Древняя Русь во всем ее своеобразии и красочности - такой, как она представлялась поэтическому воображению композитора. В операх Римского-Корсакова на первый План выступают образы, олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Мечты народа о свободе, счастье, красоте, его представления о справедливости и добре композитор воплотил в ряде идеальных, сказочно-иллюзорных образов (берендеево царство в «Снегурочке», Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращаясь к сюжетам историческим, Римский-Корсаков стремился к романтизированному, возвышенному изображению народных героев. Так, задумав оперу о Степане Разине, композитор просил либреттиста снять из проектировавшегося сценария оперы те сцены и эпизоды, в которых акцентировались кровавые события: «Личность Стеньки, - писал Римский-Корсаков,- должна быть непременно несколько идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы восстала и пронеслась какая-то исполинская фигура среди угнетаемого народа...»
Таким образом, Римский-Корсаков сосредоточивал свое внимание в первую очередь на нравственных и эстетических идеалах народа, как они вырисовывались в памятниках народного художественного творчества.
В самом искусстве он видел одно из проявлений духовной мощи народа, могучую жизненную силу, облагораживающую человека, пробуждающую в нем высокие стремления, раскрывающую лучшие качества его натуры. В ряде произведений композитора действуют народные герои, славные не ратными подвигами, а своей художественной одаренностью; они являются одновременно носителями высоких, патриотических чувств и нравственных идеалов. Таков, например, былинный гусляр Садко.
Свойственная Римскому- Корсакову отзывчивость к прекрасному в явлениях реальной действительности нашла отражение в замечательных музыкальных пейзажах, в образах природы, играющих большую роль в его сочинениях. Картины моря, леса, разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера и Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы» - все это подвластно музыкальной фантазии композитора, мастера пейзажной звукописи. Римский-Корсаков был наделен каким-то особенным талантом живописать средствами музыки. Однако музыкальные пейзажи композитора обладают не только редкостной яркостью и точностью музыкального изображения, но и поэтической одухотворенностью, глубокой лирической выразительностью. Они эмоционально окрашены.
В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.
По особенностям своего дарования и мироощущения Римский-Корсаков принадлежит к числу художников-оптимистов. Произведения его как бы излучают солнечный свет и тепло, подчеркивают мудрое, гармоническое начало в жизни. Музыка, полная воздуха и красок живой природы, богата свежим
и т.д.................

В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром. Вергилий утверждал:

Ты же народами править властительно, римлянин, помни!
Се - твои будут искусства: условья накладывать мира,
Нисповерженных щадить и нисповергать горделивых!

(«Энеида»)

Римляне подчинили себе все Средиземноморье, включая Элладу, но Греция сама полонила Рим, т. к. оказала сильнейшее влияние на всю культуру Рима - в религии и философии, в литературе и искусстве.

Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора - деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.

Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое - у этрусков, но больше всего - у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне, как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку - из глины, воска, бронзы.

Архитектура

Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.

Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.

У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.

Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й, вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.

Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.

На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - б а з и л и к и. В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров. Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.

Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г.г.). Храм построен из камня, кирпича и бетона. Круглое здание имеет высоту 42,7 м и перекрыто куполом 43,2 м в диаметре. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды.

Название здания говорит само за себя - "пантеон", храм пантеону древнеримских богов. Надо отметить, что здание, которое стоит и поныне, не первый храм на этом месте. При императоре Августе был построен первый храм, но затем он сгорел при пожаре в Древнем Риме. В память о первом строителе, сподвижнике импратора Августа, Марке Агриппе на фасаде высечена надпись «М. Agrippa l f cos tertium fecit».

При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев -Колизей (от латинского «колоссеум» - колоссальный). В плане он прдставлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.

Римский Акведук представляет собой водопровод, но одновременно функциональное и тщательно продуманное, совершенное искусство. Поверху шел канал, отделенный карнизом, ниже - арки, еще ниже - зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода.

Скульптура вначале ввозилась из Греции. Затем ее стали копировать с греческой. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Это были скульптурные портреты и рельефные изображения, памятники императорам, полководцам.

Период правления Октавиана Августа античные историки называют »золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте; он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что является традицией греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.

- Период развития племен Италии, этрусская культура: 8 – 2 вв. до н.э.
- «Царский » период Древнего Рима: 8 – 6 вв. до н.э.
- Республиканский период Древнего Рима: 5 – 1 вв. до н.э.
- Императорский период Древнего Рима: 1 – 5 вв. н.э. (падение Рима в 476 год н. э.).

Искусство этрусков

Развитие римского искусства во многом обязано старой художественной культуре этрусков.
До римского владычества в Италии, самой значительной культурной областью была Этрурия (кроме греческих городов) – область, лежащая на западной стороне Аппенинского полуострова.
Период наибольшего политического расцвета Этрурии – 6 в. до н.э.

Архитектура

Этрусские храмы по типу очень похожи на греческие, но
- стояли на высоком пьедестале,
- имели сильно выступающий карниз,
- обычно богато украшались терракотовыми деталями.
Этруски применяли так называемый тосканский ордер, похожий на дорический (колонны без каннелюр, но имели базу и похожую на дорическую капитель). Эта архитектура сложилась под влиянием Греции архаического периода.

Изобразительное искусство

Со второй половины 7 в. до н.э. искусство этрусков развивается под влиянием Греции.
Как и в Греции эллинистического периода в росписях конца 5 – 3 вв. до н.э. меняется настроение в живописи, изображаются мрачные картины подземного мира, владыки Аида – Плутон и Прозерпина, … В изображении заупокойных пиров участники полны грусти и печали. Именно в 5 в. до н.э. Рим начал военные действия против Этрурии.


Роспись могилы Щитов в Тарквиниях. Деталь женской фигуры. Фреска. ок. 280 г.до н.э.

С 4 в. до н.э. и в последующие столетия большое место в этрусском искусстве занимает портрет – в росписях гробниц и в скульптуре.

К 280 г. до н.э. Этрурия уже вся была завоевана Римом. В 3 – 2 вв. до н.э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй подъем, хотя и не такой блестящий, как в 5 – 4 вв. до н. э.
Искусство продолжает развиваться по двум направлениям: одно связано с эллинистическим искусством, другое – традиционно-местное.
Самобытность этрусского искусства более всего проявилась в портрете. Теперь в обычай входит захоронение в саркофагах и урнах с изображением возлежащего покойного на крышке.
Такой портрет чаще всего только физиономический и редко поднимается до психологического.


Старые этрусские традиции видны в большой бронзовой статуе оратора.

В портрете хорошо видно внимание этрусков к физиономическим особенностям.

Искусство Римской республики

К концу 6 в. до н.э. Рим стал аристократической рабовладельческой республикой.
Высший орган власти - сенат, куда могли входить только представители аристократии (патриции).
Римский поэт Гораций говорил: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства..." Хотя в этих словах, несомненно, есть поэтическое преувеличение, Гораций образно подчеркнул тот факт, что римляне преклонялись перед художественным гением греков.
В середине 2 в. до н.э. Рим занял господство во всем Средиземноморье. Карфаген был разрушен, Греция и Македония превращены в римские провинции.
С конца III века до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Это способствовало развитию художественного вкуса римлян. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными статуями. Среди них были и творения таких великих мастеров, как Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситепь, Лисипп.

Город Рим возник по преданию еще в 8 в. до н.э.
По легенде весталка родила двух близнецов от бога Марса. Весталки - жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия. За нарушение своего обета она была осуждена на смерть.
Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте, так как из-за разлива реки им трудно было подойти к глубокой воде. Когда разлив спал, корзина очутилась на сухом месте. На плач близнецов прибежала волчица, спустившаяся с окрестных гор к реке, чтобы напиться, и накормила их своим молоком.
Вскоре детей нашел царский пастух. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене. Близнецам дали имена Ромула и Рема. Выросши, они кроме охоты стали заниматься еще тем, что нападали на разбойников, отнимали у них добычу и делили ее между пастухами.
В конце концов, раскрылась тайна о том, что они внуки царя. Братья решили основать новый город в тех местах, где были найдены. При основании его они поссорились, и Ромул убил Рема, а город назвал своим именем.

Архитектура

Рим сложился на нескольких холмах (Капитолий, Палатин и Квиринал).
Центральная площадь Древнего Рима – Римский форум (форум Романум). В дальнейшем еще пять форумов (площадей) примкнули к первому. В результате постепенной застройки форум приобрел асимметричный характер.
Сооружения времени республиканского Рима свидетельствуют о полном овладении греческими ордерами. В основном сооружения строились из известняка, туфа, частично из мрамора.

В римской архитектуре стал распространен тип круглого храма - толос.
В этих храмах применяли коринфский ордер, излюбленный римлянами, воспринятый ими у греков.


1 в. до н.э.

На Бычьем форуме располагается еще один храм времени Римской Республики. Уникальный пример псевдопериптера.



Черты римской архитектуры – подиум, четырехколонный глубокий портик.


Еще один храм, круглый в плане.

В I веке до н. э. инженер и архитектор Витрувий создал трактат "Десять книг об архитектуре", который был подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи. Витрувий сформулировал основные требования, которые применимы к архитектурному сооружению любого времени: оно должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту. От зодчего Древнего Рима требовалось всеобъемлющее образование, включающее знание климата, почвоведения, минералогии, акустики, гигиены, прикладной астрономии, математики, истории, философии, а также архитектурной эстетики.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве республиканского Рима заметно влияние греческого и этрусского искусства.
Но в греческом искусстве господствующими были образы богов, мифологических героев, атлетов. Портрет в Греции зародился относительно поздно (в середине 5 в. до н.э.).
В Риме же, наоборот, именно портрет получил доминирующее значение. В портрете, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского искусства.
Также и в живописи получают распространение не мифологические темы, а сюжеты, рассказывающие о конкретных событиях.

Архитектура

Древнейшим произведением первых десятилетий республики является знаменитая бронзовая скульптура:

Превосходная техника бронзового литья говорят о том, что это работа этрусских мастеров.

Согласно сложившемуся культу знатные римляне заказывали скульптурные изображения покойного либо в виде стелы, которую ставили на могилу, либо в виде портретных бюстов.
Мастера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно уже по мертвому лицу. Они ничего не изменяли и сохраняли все мелкие подробности.
Выражение лица в таких портретах всегда спокойно, обозначены морщины на лбу, взор безжизненный, уголки рта опущены. Волосы коротко подстрижены и прилегают ко лбу.
Чаще всего изображены мужчины, уже в годах.
В женском портрете ярко выступает характерная особенность римского искусства: отсутствие всякой идеализации.

С развитием общественной жизни и ростом роли полководца-завоевателя, государственного деятеля в Риме появляется не только надгробная, но и светская скульптура. Эта скульптура представляет собой почетную статую римлянина закутанного в тогу.

Подобный рисунок драпировки, только более мягкий сохранится на статуях 1 – 2 в. н.э.

Живопись

В Риме 2 – 1 вв. до н.э создаются картины с изображением битв и триумфов (известно по литературным источникам). Батальные картины точно воспроизводили местность, где происходила битва, и расположение войск. Такие картины везли в триумфальном шествии и выставляли в общественных местах для всеобщего обозрения. На картинах писались портреты триумфаторов в белых тогах с пурпурной каймой, шествовавших во главе войска или на колесницах.

1-й декоративный стиль - инкрустационный.
Все архитектурные детали (пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры) делались объемными из штукатурки, а потом расписывались.

2-ой декоративный стиль – архитектурно-перспективный.
Архитектурные детали не создаются объемными, а изображаются средствами живописи (колонки, пилястры, сложные карнизы, ниши).
Впечатление объемности достигается использованием перспективного сокращения.
В декорацию стен вводятся тематические картины (чаще всего повторение греческих оригиналов).


Вилла Мистерий.
60-е гг. до н.э.

Композитор “Могучей кучки” Н. А. Римский-Корсаков

Римский-Корсаков – фигура достаточно эпохальная в истории развития русской классической музыки, чтобы лишь ему одному уделить целый цикл статей. Но пока попробуем все-таки обойтись краткой биографией в рамках цикла о . Сначала это был просто талантливый молодой композитор, воспитанник Балакирева и его сподвижник, как и прочие композиторы, входившие в кружок.

В то время как грезил о величии и славе знаменитого композитора, а был скорее военным преподавателем, чем композитором, Римский-Корсаков оказался наиболее плодовитым в качестве композитора и впоследствии – педагога. Он ведь был участником не одного только Балакиревского кружка и Могучей кучки. Также он был почетным членом и Беляевского кружка, особенно тогда, когда Балакиревского кружка уже, по сути, не стало.

Но обо всем по порядку.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844-го года, в семье древнего дворянского рода. Его отец, Андрей Петрович, некоторое время исполнял должность вице-губернатора Новгорода (в Новгородской области Николай Андреевич и родился), а затем стал занимать пост губернатора Волыни.

Мама будущего композитора была образованной и умной женщиной, несмотря на довольно сомнительное происхождение. Она была дочерью богатого помещика Скарятина и крепостной девушки. Мать оказала немалое влияние на своего сына. Его первые занятия музыкой проводились дома, а уже затем – в пансионе, где они были в числе общеобразовательных предметов.

Старший брат Николая Андреевича – Воин Андреевич Римский-Корсаков – также оказал немалое влияние на развитие предпочтений будущего композитора. Сам Воин Андреевич стал известным реорганизатором системы военно-морского образования. Так что Николай, с одной стороны, увлеченно учился музыке, а с другой – в конце концов поступил в Морской кадетский корпус. Его туда привез отец в 1856-м году. И последующие годы, вплоть до весны 1862-го, Николай усердно учился военно-морскому делу.

Его старания оказались не напрасными, и он в конце концов завершил обучение с отличием. Вот только его отец, Андрей Петрович, уже не дожил до того дня. Он умер за год до этого, в 1861-м году. Вся семья после этого сразу же перебралась жить в Санкт-Петербург.

На флоте

1861-й год стал для будущего композитора не только годом смерти отца, но и годом знакомства с . Тот, насколько вы можете помнить, был вообще довольно характерной личностью. Николай ему сразу же пришелся по нраву, и он решил его взять в свой кружок. Что уж поделать, была у Милия Алексеевича страсть к воспитанию молодых композиторов. сам это в малой степени поощрял, так что Римский-Корсаков на законных основаниях стал членом Могучей кучки и написал свою первую симфонию. Под руководством все того же Балакирева сделал все аранжировки, кое-как сделал оркестровку и отправился служить во флот, куда его и определили. К тому времени в состав балакиревского кружка входили не только Римский-Корсаков, но и Модест Петрович Мусоргский, а также Цезарь Кюи.

Репин И.Е. Портрет Н.А. Римского-Корсакова. 1893 год

Сказать толком, кто на самом деле был истинным создателем произведений тех лет, быдет довольно сложно. Нет, создателями, конечно, были Мусоргский, Кюи и Римский-Корсаков. Но. Одно только большое-пребольшое НО: за ними всеми стоял Балакирев.

Это он был их идейным вдохновителем, «мучителем» и корректором. Если ему что-то не нравилось, то он мог попросту заставить переработать все произведение, и в итоге от первоначального варианта уже мало что оставалось, пока Учитель не оказывался доволен, а потому молодые композиторы поскрипывали зубами, но продолжали служить эдакой кистью в умелых руках Балакирева.

Но вернемся к герою нашего повествования. Итак, он отправился служить во флот. Сперва он служил на клипере «Алмаз». Благодаря этой службе он побывал во многих интересных странах того времен, среди которых Англия, Норвегия, Польша, Франция, Италия, Соединенные Штаты, Бразилия и Испания. Стоит ли говорить, что Николай вобрал в себя множество впечатлений, которые ну просто грех было не воплотить в партитуре. Он это и сделал, яркими и насыщенными красками передавая эти настроения в оркестровках к своим произведениям.

Стоит, правда, отметить, что служба на клипере практически не оставляла ему возможности совершенствовать композиторское мастерство. Да и вообще, писать было особо некогда, служба моряка сложна и насыщенна. Поэтому за все эти годы из-под его пера появилась лишь вторая часть его Первой симфонии. Он ее написал в конце 1862-го года, после чего надолго забросил сочинительство.

В окружении композиторов Могучей кучки

Римский-Корсаков Н.А., портрет

Так продолжалось до того времени, пока он не вернулся из своего путешествия. Тогда он снова попадает в окружение композиторов Могучей кучки, где знакомится с новым участником кружка – – молодым талантливым химиком, который также подает надежды, что станет прекрасным композитором.

Вскоре Балакирев познакомил Николая Андреевича с такими яркими людьми, как Петр Чайковский, Александр Драгомыжский и Людмила Шестакова.

В конце концов Милий Алексеевич попросту заставил начинающего композитора полностью переписать Первую симфонию. Чтобы с ним работать, надо было вообще обладать завидной скромностью и терпением, но все-таки пришлось полностью переписать скерцо, переделать всю оркестровку, и лишь затем учитель одобрил его работу. Более того, в 1865- году Первую симфонию Римского-Корсакова впервые исполняют. Исполнителем первой редакции Первой симфонии стал сам Балакирев. А потом так уж сложилось, что он стал главным исполнителем всех ранних произведений Римского-Корсакова.

Продолжение рассказа о жизненном пути и творчестве