Тема: “Перелетные птицы”.

Цель: — расширение и активизация словаря.

Задачи: — образовывать множественное число существительных;

  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить изменять существительные по падежам;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Стихотворение “Осень”.

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы). Каких еще перелетных птиц вы знаете?(картинки)

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц )

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)
Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Почему мы называем птиц перелетными?
Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

— показать, где у птички клюв, хвост….
— назвать части тела птички.

3. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль — журавли,
скворец — скворцы, соловей — соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
грач — грачи, утка — утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

5. Игра “У кого кто ”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

6. Физкультминутка “Журавли учатся летать” Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).


Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

8. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

9. Итог занятия . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось? Кириллова Ю., учитель-логопед.

  • Татьяна Нужная
    Конспект НОД в старшей логопедической группе «Возвращение перелетных птиц»

    Тема :"Возвращение перелетных птиц ".

    Цели :

    образовательные :

    Расширение представлений детей о перелетных птицах , их внешнем виде и образе жизни, активизация,обогащение, обобщение словаря по теме;

    коррекционно-развивающие :

    Развитие умения составлять простые предложения;

    Формирование грамматического строя речи (образование прилагательных путем слияния основ, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменение существительных по падежам,числам, согласование существительных с числительными);

    Закрепление навыка определения количества слогов в слове ,

    Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики;

    Координация речи и движения;

    воспитательные : воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности.

    Оборудование :сюжетная картина с изображением весны и возвращения птиц , предметные картинки по теме занятия, мяч, рисунки с пунктирным изображением перелетных птиц , карандаши.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент :

    Логопед :Здравствуйте ребята. Тему нашей сегодняшней встречи подскажут наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика : пальчики двигаются («ходят» ) по столу вперед-назад , меняя направление на каждую стихотворную строчку :

    "Солнышко весеннее

    Ты пораньше взойди,

    Нас пораньше разбуди!

    Нам на улицу бежать,

    Птиц из тёплых стран встречать!"

    2. Логопед :- Ребята,надеюсь вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии? Скажите,каких птиц мы ждем из теплых стран?

    Дети :перечисляют : грачЕЙ, скворцОВ, лебедЕЙ, журавлЕЙ,аистОВ,соловьЁВ.

    Логопед :Как мы называем птиц , которые возвращаются к нам из тёплых стран?

    Дети :Перелетные .

    Логопед :Посмотрите на картинку и скажите, кто в этой птичьей стайке оказался лишним и почему (грач, ласточка,гусь,соловей, синичка)

    Дети :Синичка, потому что она зимующая птичка, а остальные-перелётные .

    3. Логопед :Посмотрите сколько птичьих стаек на картинке. Давайте посчитаем, сколько каких птичек в каждой из стаек.

    Дети :1 грач, 3 ласточкИ,5 гусЕЙ,; 2 соловьЯ, 5 лебедЕЙ.

    4. Логопед : А сейчас мы попробуем описать изображенных на картинке птиц :

    У грача чёрные крылья, значит он какой?-…чернокрылый,

    У ласточки длинный хвост, значит она-…длиннохвостая,

    У гуся длинная шея, значит он-…длинношеий,

    5. Логопед : Птицы радуются весне , и весело разговаривают каждый а своем языке. Подскажите,кто как голос подаёт?

    Ласточка радостно…щебечет,

    Журавль…курлычет,

    Кукушка…кукует,

    Соловей…щелкает,

    Жаворонок…звенит,

    Гусь-гогочет.

    6. Логопед :Давайте сейчас попробуем быстро вспомнить, что мы знаем о птицах . Я начну рассказывать, а вы заканчивайте мои предложения подходящими по смыслу словами :

    -Птицы возвращаются из… .(тёплых стран) .

    -Птицы построили на деревьях много (гнезд) .

    Для скворцов ребята делают (скворечники) .

    В гнезда птицы будут откладывать (яйца) .

    Из яиц вылупятся (птенцы) .

    Грачи ищут в земле (червяков) .

    -Птицы летают с помощью . (крыльев) .

    -Птиц , которые возвращаются с юга мы называем (перелётными ) .

    7. Физ. минутка :

    Птички летели (взмахи руками,

    Люди глядели (движения головой в разные стороны) .

    Птички садились (присели,

    Люди дивились (встали,жест удивления) .

    Сели, посидели (приседания,

    Полетели и запели (взмахи руками) .

    8. Логопед :Подскажите, кого выводят названные мной птицы ?

    Журавли выводят кого?-…журавлят,

    Грачи-…грачат,

    Скворцы-…скворчат,

    Гуси. гусят,

    Кукушки-…кукушат,

    Лебеди-…лебедят.

    9. Логопед : Молодцы! А сейчас снова будут работать наши ладошки. Я буду медленно и четко называть слова-названия птиц , а вы хлопками покажете, сколько в нем слогов . (гусь, ле-бедь, грач, ку-куш-ка, цап-ля,лас-точ-ка, скво-рец….)

    10. Логопед :А сейчас игра с мячиком : тот к кому полетит мяч, должен должен его поймать и исправить моё предложение.

    Червяк склевал ласточку.

    Песня спела соловья.

    Гусь меньше воробья.

    В скворечнике живет кукушка.

    Мохнатая гусеница съела скворца.

    11. Логопед :А сейчас каждый из вас получит картинку. Соединив точки, вы догадаетесь, какая птичка у вас на картинке.

    Дети узнают по контуру получившихся птиц .

    12. Логопед :Мы здорово провели время. Давайте встанем в кружок и в заключении из ладошки в ладошку аккуратно передадим друг другу маленькую птичку и вместе с ней улыбку и хорошее настроение.

    Задачи:

    Коррекционно — образовательные:

    • учить образовывать родственные слова;
    • учить проводить звукобуквенный анализ слов;

    Коррекционно — развивающие:

    Коррекционно — воспитательные:

    • формировать навык самооценки;
    • закрепить знания об окружающей среде и воспитывать заботливое отношение к её жителям;

    Ход занятия:

    Организационный момент.

    Первый вариант:

    Логопед: Ребята, посмотрите, какой солнечный и замечательный сегодня день. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

    Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

    Работа над дыханием : вдох через нос, длительный выдох через рот…

    Второй вариант:

    Логопед: Ребята, сегодня на улице, к сожалению, дождь. Но, как известно, у природы нет плохой погоды. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Очень часто от людей можно услышать, что в воздухе пахнет весной. Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

    Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…

    Педагог загадывает детям загадку:

    Снится ночью пауку

    Чудо — юдо на суку:

    Длинный клюв и два крыла.

    Прилетит — плохи дела!

    А кого паук боится?

    Угадали? Это … птица.

    Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о весне и о перелётных птицах. Каких вы знаете перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц.

    Игра «Подбери признак».

    Ребята, посмотрите внимательно на птиц, скажите, какие части тела есть у птиц. Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

    1. Логопед: А сейчас давайте названия частей тела птиц разделим на слоги, но прежде вспомним, что такое слоги. Как мы делим слова на слоги? Дети вспоминают и проговаривают правило.

    2. Логопед: Посмотрите внимательно на птиц. Чем птицы отличаются друг от друга? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

    Дети называют отличительные признаки птиц.

    Затем педагог заостряет внимание детей на иллюстрациях, которые находятся на доске. Среди перелётных птиц находится одна зимующая.

    Логопед: Ребята, вы ничего странного не замечаете? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Значит, эта птица какая? (Лишняя) Правильно, ведь зимующие птицы давно уже улетели.

    Педагог убирает с доски картинку с изображением зимующей птицы.

    Гимнастика для глаз.

    3. Игра «Четвёртый лишний».

    Физминутка (видео).

    Логопед: Ребята, какие перелётные птицы прилетают к нам самыми первыми, едва начинает таять снег. А ещё принято считать, что эти птицы самые дружные из всех перелётных. Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Конечно же это грачи.

    4. Звукобуквенный анализ слова ГРАЧ.

    5. Логопед: Я предлагаю вам составить предложение к готовой схеме . Будьте внимательны.

    Дети составляют предложение к схеме. Анализ предложения.

    6. Логопед: Иногда, когда мы гуляем на улице или просто наблюдаем за птицами в окно, мы непроизвольно начинаем их считать. Я тоже предлагаю вам посчитать птиц.

    Игра «Посчитай — ка».

    7. Логические задачки:

    Чего больше — крыльев или птиц?

    Чего больше — перьев или крыльев?

    Чего больше клювов или хвостов?

    8. Игра «Исправь предложение»:

    Червяк склевал скворца.

    Песня спела соловья.

    Гусеница съела кукушку.

    Птицы высиживают птенцов, а потом откладывают яйца.

    Весной перелётные птицы улетают на юг.

    Как на белом на снегу

    Мёрзнут ласточки в пургу…. Так бывает или нет?

    9. Логопед: Скажите, как мы помогаем птицам? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Я хочу, чтобы вы об этом не забывали. Давайте с вами из букв выложим предложение: ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ. Пальчиковая гимнастика.

    (Звучит музыка П.Чайковского. Времена года. Апрель).

    Коллективная работа. Дети договариваясь друг с другом выкладывают предложение.

    10. Итог занятия:

    — О чём и ком мы сегодня говорили?

    — Что вам понравилось больше всего на занятии?

    На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.

    Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

    Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

    Активизация словаря по теме.

    Формирование грамматического строя речи.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

    в старшей группе детей с ОНР 5 - 6 лет

    Тема: «Перелетные птицы. Весна.»

    Место проведения: Группа «Сказка»

    Дата: май 2012 года

    Учитель – логопед: Афанасьева

    Ольга Владимировна

    Г. Чебоксары

    2012 год

    Конспект логопедического занятия

    в старшей группе №3 «Сказка» детей с ОНР

    МБДОУ «Детский сад» №147 «Улыбка» комбинированного вида»

    города Чебоксары Чувашской Республики

    Учителя-логопеда Афанасьевой Ольги Владимировны

    Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.

    С использованием ИКТ Обучающей презентации.

    Задачи:

    Закреплять представления детей о перелетных птицах.

    Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

    Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

    Активизация словаря по теме.

    Формирование грамматического строя речи.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

    Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», Презентация игры «Четвертый лишний», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки.

    Литература: Кузнецова Е.В., Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Москва 2007г.; Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С-Петербург 2001г.; Вохринцева С.В. Окружающий мир. Птицы. Дидактический материал.

    Интернет ресурсы: Картинки: yandex.ru; Звуки природы: viкi.rdf.ru

    http://zvuki-tut.narod.ru/zaryanka_malinovka/

    http://allsoundsaround.com/

    Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    1-4 слайды Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне.

    5-7 слайды Они летят стаями и кричат. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

    Сегодня мы с вами продолжим разговор о перелетных птицах.

    2. Беседа о птицах с демонстрацией презентации.

    8-11 слайды Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.

    12-17 слайды Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею. Вот семья журавлей: папа, мама и их птенец. Посмотрите на гнездо журавля. Чье это гнездо? – Гнездо журавля.

    18-21 слайды Аист. Он похож на журавля. Аист тоже крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Посмотрите на гнездо аиста с птенцами. Послушайте, какие они издают звуки. Чье это гнездо? – Гнездо аиста.

    22-25 слайды Цапля. Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.

    Упражнение статистическое «Цапля».

    Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.

    26-31 слайды Лебедь. Это гордая, грациозная птица средних размеров. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. Лебеди бывают белого и черного цвета. Лапки у лебедя короткие, с перепонками. Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

    32-37 слайды Скворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

    38-40 слайды Соловей. Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься. Послушайте песню соловья. Соловей живет в гнезде. Питается насекомыми.

    41-44 слайды Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.

    45-50 слайды Щегол. Щегол пестренькая, маленькая птичка. На головке красные, белые и черные пятнышки. Грудка светлая, спинка коричневая. На крыльях черные и желтые перышки. Питается щегол насекомыми. Послушаете, как поет щегол. Щегол живет в гнезде.

    51-55 слайды Ласточка. Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

    56-59 слайды Стриж. Маленькая птичка похожа на ласточку. Оперенье у стрижа серенькое. Хвост короче, чем у ласточки, тоже раздвоенный. Питаются стрижи насекомыми. Послушайте, как поют стрижи.

    60-63слайды Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром. Послушайте, как поет жаворонок.

    3. Физкультминутка.

    Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.

    4. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

    Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

    Аист какой? – Длинноклювый.

    У Аиста красный клюв – красноклювый.

    У Грача черные глаза – черноглазый.

    У Лебедя длинная шея – длинношеий.

    У журавля широкие крылья – ширококрылый.

    У Цапли длинные ноги – длинноногая.

    У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

    5. Игра «Перелетная или зимующая»

    На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.

    6. Физкультминутка.

    Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

    Крошки птички собирают. «клюют»,

    Перышки почистили, изображают,

    Клювики почистили.

    Птички летают, поют, машут руками,

    Зернышки клюют. Приседают и клюют.

    7. Игра «Четвертый лишний?» Презентация.

    На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

    Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

    Ворона, воробей, голубь, скворец .

    Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

    Сорока, грач , снегирь, синица.

    Лебедь, цапля, голубь , аист.

    8. Игра «Собери разрезную картинку»

    Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.

    9. Итог занятия.

    О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.


    Тема: «Перелетные птицы»

    Цели: Уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах, их внешних признаках, особенностях поведения осенью. Познакомить с понятиями: «стая», «клин», «вереница». Упражнять в образовании приставочных глаголов, притяжательных прилагательных, подборе антонимов.
    Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
    Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая

    Оборудование: Презентация «Перелетные птицы», перья, силуэты птиц на магнитах, магнитная доска, контурные изображения птиц, фломастеры, массажная дорожка: дерево, подушки - «кочки», гимнастические дуги, ребристая доска.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    Дефектолог: - О каком времени говорится в этом стихотворении?
    - По каким признакам вы догадались?
    - Ребята, а вы знаете, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в теплые края?

    2. Сообщение темы:

    Ребята, сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Наступила осень, и в жизни птицам начинается самая ответственная пора, они собираются в дальнюю дорогу. А вы хотели бы узнать, как птицы готовятся к отлету? Тогда я предлагаю вам совершить экскурсию в лес. Там, на самой большой поляне открылась специальная школа по подготовке птиц к отлету. Вы хотите там побывать? Тогда отправляемся в дорогу, путь нам предстоит не близкий и очень сложный. Будьте внимательны, запоминайте дорогу.

    3. Образование приставочных глаголов по совершаемому действию.

    На полу расставлено оборудование: дерево, подушки - "кочки", гимнастические дуги, ребристая доска. Дети и дефектолог идут по массажной дорожке, проговаривая свои действия: дошли, перешли, обошли и т.д.
    Дефектолог: По лесной дорожке зашагали ножки -
    Шли, мы шли к дереву пришли, его вокруг мы обошли (обойти дерево )
    Шли, шли к болоту подошли, смело по кочка его перешли (перешагивание по подушкам - «кочкам» )

    

    По дорожке шли, шли, до горы дошли
    Чтобы дольше нам пройти, надо в гору нам войти.
    В гору смело мы вошли, вышли, и опять пошли (проходят под гимнастическими дугами )
    Вновь преграда на пути, надо реку перейти
    Мы на мостик зашли, речку быстро перешли
    Долго шли мы по дорожке, как устали наши ножки,
    Вижу лес я впереди, надо до него дойти.

    Слайд №1,2
    Дефектолог - Вот, ребята, мы и добрались с вами до лесной поляны, где открылась летная школа для перелетных птиц. Вот сколько собралось здесь разных птиц. Вы узнали их? Назовите птиц, которых вы видите (Дети перечисляют птиц):
    - Я вижу аиста.
    - Я вижу журавля… и т.д)
    - А как называют этих птиц? (перелетные птицы)

    4 . Формирование лексико-грамматических категорий. Слайд №3

    Слайд №4.

    Дефектолог: Да, ребята, очень много птиц собралось. Скажите, птицы похожи друг на друга или отличаются? Да, все птицы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Назовите, какие одинаковые части тела есть у всех птиц? Дети по очереди отвечают:

    Вы молодцы, все птицы имеют одинаковое строение, но все равно очень отличаются друг от друга. Они бывают крупные и мелки, имеют различную окраску оперенья, даже форма клюва у всех разная Давайте сравним птиц. Например, ласточку и лебедя

    Слайд №5. Игра «Скажите наоборот».

    Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
    У ласточки туловище мелкое, а у лебедя… (крупное).
    Ласточка маленькая, а лебедь ….(большой).
    У ласточки клюв короткий, а у лебедя … (длинный).
    У ласточки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
    У ласточки хвост длинный, а лебедя …(короткий).
    У ласточки крылья черные, а лебедя …(белые).

    5. Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики

    Слайды №6, 7,8,9. (выполнение гимнастики с сочетанием работы языка и рук )
    - Посмотрите на ласточку еще раз - клюв у нее маленький вытянутый. Давайте её по приветствуем и улыбнемся ей (артикуляционное упражнение «Улыбка»), а теперь покажите какой у неё клюв (Упражнение «Трубочка»)

    . Упражнение «Улыбка - Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)
    - А вот у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.
    Клюв у лебедя хорош,
    На «лопатку» он похож.

    . Упражнение «Лопатка» (повторяем 3 раза)
    - Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый, похож на иголку)

    . Упражнение « Иголочка» (повтор упр.3 раза)
    Узкий клюв у птицы нашей
    Мы «Иголочку» покажем

    . Упражнение « Лопатка - Иголочка» (повтор упр.3 раза)
    - И крылья у птиц разные: у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.
    Как «качели» вверх и вниз,
    Машут крылья наших птиц

    . Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)
    А у ласточки вот так
    Словно часики «тик -так»

    . Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

    6. Упражнение на дыхание: «Перышко».

    Посмотрите, кто-то обронил перышки, наверное, птички летали и перышки потеряли. Давайте мы на них подуем. (Дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…», затем на длительном выдохе « Чье перо улетит дальше»)

    7. Гимнастика для глаз: «Журавль». Слайд №10.

    А вот и директор летной школы, какой он важный, ходит по поляне и следит за порядком. Давайте и мы вместе с ним посмотри, чем занимаются птицы.

    8. Расширение и уточнение словарного запаса по теме.

    Ребята, Журавль приглашает нас на свое первое занятие
    Слайд №11.
    - Скажите, вы знаете, как птицы готовятся к отлету? (собираются в стаи).
    Правильно, птицы одного вида собираются в стаи и выбирают себе вожака. Самую отважную и умную птицу. (Аудиозапись голосов птиц)
    - Ребята, птицы так расшумелись, уж очень всем хочется стать вожаком, давайте мы им поможем. Посмотрите, перед вами лежат рисунки птиц, но их надо дорисовать и мы сможем узнать, кого птицы выбрали себе вожаками.

    Формирование графических навыков. «Обведи и назови»

    Будьте внимательны, вам необходимо соединить последовательно все точки на рисунке.
    - А перед работой давайте разомнем пальчики.

    Пальчиковая гимнастика:

    Молодцы, какие же птички у вас получились?
    - А вы, хотите побывать вожаками своих стай? (Раздаю медальоны с изображением птиц).
    - Каждый вожак должен уметь построить своих птичек перед отлетом определенным порядком.

    Демонстрация слайдов

    № 12. Это летит журавль. Журавли очень крупные птицы и размах крыльев у них очень большой, поэтому в полете они выстраиваются клином. Вот так.
    № 13. Это летит гусь. Гуси выстраиваются в полете друг за другом - вереницей. Вот так.
    № 14. Это летит ласточка. Ласточка маленькая птичка и одной ей очень трудно преодолеть такой сложный путь,поэтому все маленькие птички перелетают одной большой стайкой. Вот так.
    № 15. Дети повторяют построение птиц
    - Давайте и мы с вами попробуем выстроиться:
    - клином
    - вереницей
    - стайкой
    Дефектолог:- У вас на столе лежат конвертики, найдите своих птичек и выстроите их нужным порядком. Будьте внимательны.

    9. Развитие координации движения в сочетании с текстом.

    Молодцы, я вижу, уже все готовы к отлету, и нам осталось посетить последнее занятие по предполетной подготовке.

    Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
    Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе сделаем вот так… Ходьба и маршировка по кругу
    Отряхнулись как умеем, Движения по тексту
    Вытянем свои мы шеи.
    Посмотрели, оглянулись,
    Шеи в плечики втянулись.
    Встали смирно, подравняйтесь
    И за мною повторяйте.
    Крылья вверх, не ленись,
    Все присели, крылья вниз.
    Снова крылья поднимаем,
    А потом их опускаем,
    Снова дружно все присели,
    Очень сильно зашипели: ш-ш-ш…

    10. Дидактическая игра «Чей, чья, чьи» Слайд №16.

    Вот и улетели птицы! Как высоко они поднялись, их уже и трудно рассмотреть! Давайте попробуем угадать, какая птичка, за каким облаком спряталась?
    - Какая птица скрылась за синим облаком? Чей хвост виден? (это ласточкин хвост)
    - А кто спряталась за розовым облаком? Чей клюв вы видите? (гусиный клюв)
    - Чье крыло вы видите за голубым облаком? (журавлиное крыло)
    - А кто за серым облаком? Чьи там лапки? (гусиные лапки)
    - Все выше и выше поднимаются в небо птицы! Давайте с ними попрощаемся. До свидания, до встречи весной!

    11. Подведение итога.

    Ну что ребята, птицы улетели и нам пора возвращаться к себе. Скажите, теперь вы узнали, как птицы готовятся к отлету? Что же они делают? (Ответы детей)

    Рефлексия «Перышко».
    - Ребята, Журавль нам на память оставил перышки, с которыми мы играли, а взять его себе сможет тот, кто расскажет, что понравилось ему в лётной школе.