В тридцатые годы немецкие боевые машины были далеко не самыми лучшими в мире по тактико-техническим характеристикам. Танки фашистской Германии уступали практически всем вероятным противникам: СССР, Франции и Великобритании. И хотя немецкую технику середины 30х и начала 40х годов отличала потрясающая надежность и простота в эксплуатации,главным козырем германских танковых командиров в начале Второй Мировой Войны были вовсе не техническое превосходство, а высокая организованность танковых соединений и их способность наносить быстрые удары по уязвимым участкам фронта противника, командование которого просто не успевало отреагировать на молниеностные перемещения мобильных немецких танковых групп. Вся немецкая армия в ходе победоносных операций первых лет войны действовала в рамках теории, разработанной в начале 20века прусским генералом Альфредом Фон Шлиффеном и получившей название "Блицкриг". Руководствуясь теорией блицкрига, демонстрируя четкую слаженность действий, мобильность и грамотное оперативное руководство, немецкие танки на начальном этапе Второй Мировой Войны не оставляли своим противникам никаких шансов. Многим тогда казалось, что германский "Блицкриг" невозможно остановить. Немецкие танки в начале Второй Мировой Войны стремительными операциями на окружение просто деморализовали своих противников, не давая им перехватить инициативу и нанести контрудары.

Вторжение в Польшу и кампания на Западе 1939-1940

Основой "Блицкрига" были тесное взаимодействие хорошо организованных танковых групп, пехоты, артиллерии и воздушных сил. Первой жертвой немецкой стратегии стала Польша. Перед вторжением в Польшу немецкие танковые войска(Панцерваффе) состояли из шести танковых дивизий и имели в своем распоряжении 3518 боевых машин(Лобанов М. "Танковые войска Гитлера"). Больше танков было только у СССР. Но основная масса этой немецкой армады - это устаревшие лёгкие танки "Pz.I" и "Pz.II" , которые были вооружены только пулемётом. Эти боевые машины составляли более половины германского танкового парка - 2868 единиц(1445 "Pz.I" и 1223 "Pz.II"). Кроме этого в войсках также присутствовали лёгкие танки "Pz.35(t) и "Pz.38(t)" (202 и 78 единиц соответственно). Было также небольшое количество средних танков "Panzer III" - 98 машин и "Panzer IV" - 211. В группировку были включены и командирские танки - 215 штук, вооружения не несли. К этому стоит добавить небольшое количество САУ. Наличие в танковых войсках в основном лёгких, плохо вооруженных и слабобронированных танков не помешало Вермахту в короткие сроки разгромить польскую армию, которая не смогла ничего противопоставить сосредоточенным танковым ударам и стремительным операциям на окружение. Та же участь постигла англо-французкие объединённые силы весной и летом 1940 года. На то, чтобы завершить кампанию против Франции немцам понадобилось чуть больше месяца. Во этих блестяще проведенных операциях самыми массовыми немецкими танками всё ещё продолжали оставаться устаревшие PzI, а также Pz.II. Победа была одержана немцами отнюдь не по причине абсолютного технического превосходства. Если в польской кампании таковое всё же имело место, то в кампании на Западе союзники не уступали германским войскам ни в численности, ни в технических параметрах машин. Главными причинами побед были умелая организация и грамотное использование танковых сил - основного средства ведения маневренной войны. Взаимодействие различных родов войск - пехоты, артиллерии и авиации с танками было в немецкой армии на недосягаемой для англо-французских союзников высоте.

Смотрите также:

Нападение на СССР

К началу войны с СССР основным танком германской армии был уже Panzer III , но по ходу войны он был вытеснен более совершенной боевой машиной Pz.IV . "Четвёрки" первоначально вооружались короткоствольными 75-мм орудиями, слабость которых была отмечена немецким командованием ещё после кампании во Франции. Однако в ходе военных действий против СССР танк неоднократно модернизировали, усиливая броню и вооружение. Последнии модификации "Panzer IV" серии J к концу войны имели 80мм бронирование лба и орудия калибра 75-мм.
. Готовые к нападению на СССР немецкие войска располагали более чем 4 тысячами танков. Несмотря на отсутствие тяжелых танков, это была серьёзная сила. Немецкие танки летом 1941 сумели нанести Красной Армии серию страшных ударов, после которых ситуация на советско-германском фронте часто приобретала для СССР угрожающие очертания. Однако германские танки не смогли полностью решить задачу разгрома советских войск в первые месяцы войны. В 1942 году на Германия впервые бросает на восточный фронт появившиеся у неё новые тяжелые танки "Тигр" , позже начинают поступать на фронт средние танки "Пантера" , а к лету 1943-го появляются знаменитые САУ "Фердинанд" , выпущенные в количестве всего 90 штук. Эта техника бросила серьёзный вызов советским боевым машинам, которые до появления тяжелых танков "ИС" лишились своих преимуществ в танковых сражениях. На длительное время основным наземным средством борьбы с новой немецкой бронетехникой для советской стороны стало применение САУ, таких как "СУ-85" , "СУ-100" и т.д. Новейшая техника не смогла спасти нацистов от советской танковой лавины, которая неудержимо двигалась к Берлину, чтобы положить конец существованию Третьего Рейха.

Вступление

Обычно когда описывают танки, то рассказывают про мощность двигателя, толщину брони, запас горючего. А самое главное это расстояние на котором танковое орудие может поразить вражеский танк. Это конечно важно, но не так сильно как некоторые себе представляют. И основания для принятия того или иного решения не всегда те о которых писали в журнале техника молодёжи за семидесятый год. Является дизель идеальным двигателем для танка? Безусловно да. Был он идеальным для сорок первого года? Безусловно нет. Самый наглядный и самый опасный пример Т-34. На неё поставили дизельный двигатель потому что он экономичнее бензинового и солярку труднее поджечь. Это официальная версия. Мне кажется что тогда в стране просто солярку девать было некуда, вот дизель и ставили везде где можно и нельзя было.
Что получили в итоге? Действительно Т-34 загорался гораздо реже чем танк БТ, но чаще чем любой немецкий танк, и даже чаще чем наш бензиновый Т-70. И это не вражеская пропаганда, а проклятая статистика. Её начали собирать наши конструкторы уже с лета сорок первого года. Почему немецкие танки так редко горели? А у них бензобак был в одном месте, обычно в корме корпуса, и очень маленького размера. А у Т-34 куда не попади везде бензобак. Правда и запас хода у немецких танков с одной заправки был маленький. Но они за собой бочку с бензином возили.

А ещё они на наших брошенных складах заправлялись. А вот Т-34 ни на наших ни на вражеских складах заправляться не мог. Правда в конце войны грамотные танкисты научились мешать керосин и масло и получали топливо на котором дизель кое как мог работать.
Для тех, кто ещё не в курсе. Немы умели делать дизельные двигатели. Их дизели были самыми лучшими в мире. Но вся их солярка потреблялась флотом.

Лучший танк немецкой армии



Это безусловно была тройка. Это был самый сбалансированный (новизна + подвижность + вооружение + броня) немецкий танк. Танк был самым скоростным, он на испытаниях обогнал и Т-34 и БТ. У него была торсионная подвеска. Кроме него торсионную подвеску в то время имел только наш Клим Ворошилов. Корпус был самый простой в производстве, в виде коробки из под обуви.
Маленькое техническое отступление про наклонную броню. В очередной раз объясняю. С наклонной брони соскальзывают только ПРИМИТИВНЫЕ СНАРЯДЫ представляющие из себя обычную стальную болванку и называющиеся остроконечные. Тупоконечные с баллистическим наконечником соскальзывают меньше. А снаряды имеющие бронебойный колпачок не соскальзывают вообще. Они доворачиваются при попадании до перпендикуляра по по отношению к броне.
У тройки было всего два принципиальных недостатка. Во первых это компоновка.

Коробка скоростей спереди, мотор сзади. С одной стороны коробка скоростей защищает экипаж от вражеских снарядов. С другой стороны башню можно назад сдвинуть. Это даёт возможность не делать люк для водителя в лобовом листе и экипаж меньше тряску испытывает.
Но, всегда есть проклятое но. Коробку скоростей надо соединить с двигателем карданом. А это добавляет тридцать сантиметров к высоте танка. Тридцать сантиметров броневого листа толщиной тридцать миллиметров. То есть танк возит несколько тон лишнего веса. То есть не будь кардана то можно увеличить толщину брони по всему периметру танка на тридцать миллиметров сохранив начальный вес танка. Этот недостаток был присущ ВСЕМ немецким танкам, потому что они балдели с этой компоновки.
У была правильная (ну почти правильная) компоновка, но гениальный конструктор Кошкин сумел добавить те же самые тридцать сантиметров к высоте танка установив на выходной вал двигателя вентилятор, который далеко выходил за габариты двигателя. Так конечно проще. А лишние тридцать сантиметров? А гениальные конструкторы потому и гениальные, что о мелочах не думают.
Второй недостаток тройки это малые размеры. Просто танк был маленький. На него нельзя было поставить пушку калибра больше чем пятьдесят миллиметров.

Крепкий середнячок

Немецкая четвёрка была качественно изготовленным трактором на который поставили пушку. Подвеска была примитивная тракторного типа. Корпус был более сложной формы чем у тройки хотя и напоминал коробку. По скорости он уступал Т-34 но за счёт высокого качества изготовления намного превосходил его в тактической подвижности. Его короткий ствол не мешал ему уничтожать наши танки, потому что к этой пушке имелся кумулятивный снаряд. Снаряд примитивный по современным понятиям, но семьдесят пять миллиметров брони он пробивал на любой дистанции. В дальнейшем на него поставили пушку с длинным стволом. Очень часто четвёрку обвешивали дополнительными броневыми экранами. Тогда он становился совсем страшным плюс дульный тормоз на пушке. И вот наши бойцы совершенно уверены что на них ползёт тигр. Поэтому тигров на поле боя уничтожили в десять раз больше чем выпустили заводы.
Если сравнивать четвёрку и Т-34 в сорок третьем году, то я бы отдал предпочтение четвёрке. Лучшая оптика и надёжность при равных огневых возможностях и броневой защите. А что касается подвижности, то не летают танки над полем боя. А степенно ползают как обычные черепахи.
В своё время провели огромный объём испытаний, сравнивали танки Т-80 с газовой турбиной и дизельный Т-72. У восьмидесятого и абсолютная скорость больше и удельная мощность выше. Но как стали моделировать длительные марши и боевое применение, то семьдесят второй победил.
В общем, если бы немцы не морочили себе голову с тиграми и пантерами, а просто бросили все силы на производство четвёрки, то день победы мы не девятого а десятого мая праздновали.

Тигр великий и ужасный

Тигр был идеальным танком для защиты аэродрома с бетонным покрытием. У него была мощная броня, особенно для сорок третьего года. У него была современная торсионная подвеска. У него была мощная пушка. У него была отличная оптика и им было очень просто управлять. В отличии от Т-34 тигром мог управлять любой дистрофик.

Обратите внимание на бензобак - он достаточно компактный и расположен в моторном отделении а не как у Т-34 вместе с экипажем.
Недостатков было всего три. Всё та же идиотская схема компоновки, добавлявшая высоту корпуса и лишний вес конструкции. То как была выполнена торсионная подвеска. И слишком большой вес танка.
О чём думали немецкие конструкторы, когда проектировали подвеску я не знаю. Катки располагались в шахматном порядке, красиво перекрывая друг друга. Возможно они хотели получить особенно мягкий ход или прикрыть катками нижнюю часть корпуса. Хотя в нижнюю часть корпуса и так практически не бывает попаданий, воюют то в поле а не на аэродроме. В результате что бы поменять торсион или каток приходилось разбирать половину подвески.
Но самое главное вес тигра. Для любого уровня промышленности есть придельный вес изделия при котором изделие будет надёжно работать. Для сорок третьего года вес тигра был сильно завышен. Он и сам часто ломался, причём чаще всего ломалась ходовая часть, которую починить было очень не просто, и наши солдаты хлопот добавляли. Поняв что подбить тигр трудно а иногда просто нечем, был придуман тактический приём. Перед наступающими тиграми на четвереньках бегали сапёры и просто рассбрасывали противотанковые мины. Когда немецкие сапёры пытались собрать эти мины, благо они лежали на земле без всякой маскировки, их выбивали миномётным и пулемётным огнём. Особенно часто этот приём применялся в боях на Курской Дуге. Потому что немцы поверив в неуязвимость своих тигров тупо лезли на многослойную противотанковую оборону. Эвакуировать тигр с поля боя было очень трудно. Для транспортировки был нужен был или другой тигр или ТРИ обычных тягача. И это только в том случае если почва была сухая и достаточно крепкая. Поэтому я и написал, что идеальные условия для применения тигра это аэродром с бетонным покрытием.
Выполнять классические танковые задачи тигр не мог по определению. Самым эффективным его применением стало использование тигра в виде ПОДВИЖНОЙ огневой точки. Танк стоит в окопе (окоп иногда имел бетонные перекрытия) и с вероятностью девяносто восемь процентов пережидает артиллерийский налёт любой мощности. Когда наши войска поднимаются в атаку тигр вылезает из окопа на прямую наводку. В этом качестве тигр очень напоминает наш КВ в начальный период войны. Самые громкие победы КВ совершал тогда когда просто занимал какой нибудь стратегический (в местном масштабе) перекрёсток и немецкие танки упирались в него как лбом в стену. Оба танка имели достаточно скромную по мощности для их веса пушку, но большое количество снарядов.
Сказки о борьбе Т-34 с тигром. Сказка выглядит примерно так - используя скорость и маневренность Т-34 заходили с боку и били в борт. Я, как бывший танкист, с трудом это представляю. Стоит двадцать тигров в линию, с расстоянием между машинами метров сто, а перед ними двести наших танков. И как, или куда надо маневрировать, что бы оказаться межу соседними тиграми, на расстоянии пятидесяти метров от любого из них? Скорее всего всё было гораздо страшнее. На последних двух километрах сближения девять из десяти наших танков погибали а десятый, который просто не успели подбить уничтожал тигра.
Был правда более успешный способ борьбы. Фронт прорывался в ста километрах от ближайшего тигра, кольцо замыкалось и тигр оставался без горючего. Но что бы так воевать, во первых надо головой думать, а во вторых понимать что танки не предназначены для борьбы с танками противника.
В любом случае тигр произвёл на наших военных сильное, если не сказать неизгладимое впечатление. Хотя его можно было вообще не принимать в расчёт. По меркам той войны тигра выпустили в мизерном количестве. Тактическая подвижность у него была нулевая. Даже погрузка на железнодорожную платформу вызывала массу времени. По своим габаритам тигр не помещался на железнодорожной платформе. Поэтому перед погрузкой с него снимали обычные гусеницы и надевали специальные транспортные более узкие. После выгрузки происходило всё то же самое только в обратном порядке.

Пантера которую никто не заметил

Ну не то что бы совсем не заметили, просто реакция на пантеру была достаточно спокойная. Ну ещё один немецкий танк. Видимо после тигра эмоций уже не осталось. Бронирование у пантеры было условно противоснарядное. То есть лоб танка был защищён наклонной бронёй восемьдесят миллиметров, а борт имел броню всего сорок миллиметров. Для сорок третьего года этого было явно мало. А тонкий борт получился всё из за той же идиотской схемы танка с коробкой скоростей в носу и двигателем в корме. Пантера получилась необычайно высокой. Высота была почти три метра.

Из достоинств у пантеры надо признать большой боекомплект и маленький бензобак вынесенный в самую корму танка. Правда и бензина в нём хватало только на двести километров, но горела пантера очень редко.
Маленькое техническое отступление. Практически любой подбитый танк можно починить. Исключение составляют только сгоревшие танки или танки разорванные на мелкие кусочки. Немцы по несколько раз вводили в строй свои подбитые танки в начальный период войны. Поэтому наши войска подбили немецких танков в десять раз больше чем их выпустили немецкие заводы. А то некоторые авторы пишут, что мы сильно врали о немецких потерях. С кажу честно, врали но не так сильно. В дальнейшем даже появилось два различных понятия подбили и уничтожили. Поэтому после боя артиллеристы пытались поджечь подбитые но не горящие танки находящиеся на поле боя.
Так как в сорок третьем году мы в основном наступали, то и подбитые пантеры не восстанавливались а доставались нам в качестве трофея. Было много случаев когда нам доставались исправные пантеры, которые бросили только по тому что у них кончился бензин.
Патера была на много легче тигра, но на средний танк она не тянула. И вообще сорок третий год для пантеры это копия сорок первого года для Т-34. Танк подбить трудно но можно, а большинство потерь из за поломки ходовой части. Почему у технически грамотных немцев ломалась ходовая? Да всё новое первые пол года ломается, да и вес сорок три тонны (Т-72 всего сорок две весил) слишком много для того уровня развития промышленности.

Королевский тигр

В принципе об этом танке можно было не писать, потому что это уже верх технического абсурда. Но у него есть одно интересное техническое решение.





Баки с горючим располагались справа и слева от карданного вала на дне боевого отделения. Было ещё несколько небольших баков в моторном отделении и около него, но они по теории должны быть уже пустыми к моменту боя. С одной стороны бак в боевом отделении это абсурд. Но с другой стороны попаданий в танк на уровне пола боевого отделения практически не бывает. Хорошо или плохо горели королевские тигры я не знаю, просто их так мало было что и статистики по этому танку наверно нету.

Производство немецких танков

Вот картинка из моего любимого журнала техника молодёжи за семидесятый год. Возле каждого танка стоит количество выпущенных. Как видите немцы не преуспели в количестве и попытались взять качеством. Это имело бы смысл если бы война велась в ущелье шириной десять километров. Но когда линия фронта составляет тысячи километров то без количества ни как не обойдёшься. При всей техническом совершенстве немецкие танковые заводы по нашим меркам напоминали танковые мастерские.
Маленькое лирическое отступление. Эта тема в советское время замалчивалась, но наши братья Чехи и Словаки внесли огромный вклад в вооружение немецкой армии. В начальный период войны в Прибалтике немцы наступали практически на танках чехословатского производства доставшимся им по наследству после оккупации Чехословакии. Да и во время войны танковое производство Чехословакии работало на полную мощность.
Многие указывают что немецкие танки были сложными в производстве. Это наверно правда, хотя как танк похожий по форме на коробку из под обуви и имеющий бензиновый двигатель может быть дороже танка с наклонной бронёй и дизельным двигателем? Скорее всего всё дело в размере производства.
У нас было три огромных завода. Из них один самый большой в мире завод по производству вагонов, на территории которого поместились все харьковские заводы и некоторые другие эвакуированные производства. Конечно было немного тесно, но получился самый большой в мире танковый завод с поточным производством танков. Второй завод получился из бывшей верфи. Качество танков первый год было ужасное но количество впечатляло. А немцы в это время на своих верфях произвели тысячу подводных лодок. Я думаю вместо тысячи лодок можно было выпустить десять тысяч танков.
Третий огромный завод должен был получиться на базе тракторного завода и опять же верфи в Сталинграде. Но Сталинград сравняли с землёй. Поэтому Т-34 стали делать на базе тракторного завода в Челябинске. Причём на нём одновременно делали и тяжелые танки, что с точки зрения технолога является техническим идиотизмом. Завод изначально был не очень мощным (восемь тысяч тракторов в год) но на его территорию переехало всё танковое производство Ленинграда.
И говоря о стоимости танков надо не забывать что наши рабочие трудились практически бесплатно. А заработная плата тоже входит в стоимость изделия.
Ну и как тут не вспомнить американцев? Они развернули производство своих достаточно примитивных танков на огромных автомобильных заводах. И если бы им это было нужно то они наделали бы танков больше всех воюющих стран вместе взятых. Но им были нужны пароходы и поэтому они выпустили ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ транспортных кораблей типа либерти.

Вторую Мировую войну называют "Войной моторов" - в этом есть истина, ведь в ней было задействовано огромное воличество танков, самолетов, автомашин и прочей техники. Если бы Германия соблюдала условия Версальского мирного договора 1919 года, то она не имела бы ни единой боевой машины.
Гитлер рискнул обойти это условие...

Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр» - немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны.
Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения на Курской дуге, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. На момент создания машина являлась сильнейшей по вооружению и бронированию среди всех танков мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943 года.

Основное оружие «Тигра I», 88-мм пушка KwK 36 L/56 вплоть до появления на поле боя советского ИС не имела сколько-нибудь существенных проблем в поражении любого бронеобъекта стран антигитлеровской коалиции на любых дистанциях боя и ракурсах.

Общее количество выпущенных машин - 1354 единицы

Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Тигр II», или нем. «Königstiger», «Королевский тигр» («Бенгальский тигр» на немецком) - немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 489 танков.

Tiger II вооружался очень точным длинноствольным 88мм. орудием длинной 71 калибр с максимальной эффективной дальностью стрельбы 10км и тремя пулемётами MG34/42. Tiger II мог подбить танки Sherman, Cromwell и T-34/85 с расстояния 3500 метров. Экипаж из пяти человек был защищён толстыми наклонными бронеплитами, что делало танк очень трудной мишенью. Только несколько орудий того времени могли уничтожить Tiger II на близкой дистанции. На сегодня не найдено ни одного документа или фотографии,
говорящей что передняя бронепанель башни Tiger II когда либо была пробита в боевых условиях.

Вместе с тем высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II».

«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Пантера») - немецкий средний танк периода Второй мировой войны.

По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации.

Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания могло поражать практически все танки и САУ стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 со спрямлённой ВЛД имел лобовое бронирование корпуса, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на основных дистанциях боя.

Лучше всего «Пантеры» проявили себя в активной обороне в виде засад, отстрела наступающих танков противника с больших дистанций, контратак, когда минимизируется влияние слабости бортовой брони. Особенно в этом качестве «Пантеры» преуспели в стеснённых обстоятельствах боя - в городах и горных проходах Италии, в зарослях живых изгородей (бокажах) в Нормандии. Противник был вынужден иметь дело только с солидной лобовой защитой «Пантеры», без возможности фланговой атаки для поражения слабой бортовой брони.

Ягдпантера (нем. Jagdpanther) - немецкая противотанковая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Оснащение Jagdpanther отличалось от Panther только выхлопной системой, конфигурацией люков и небольшим количеством механических деталей. Jagdpanther был вооружён превосходным длинноствольным 88мм. орудием Pak 43/3 L/71 (то же, что использовалось на Tiger II) и одним 7,92 мм. пулемётом, установленным в передней бронеплите.

Ягдпантера, была, безусловно, лучшим вариантом конверсии танка Pz.Kpfw V Panther, более того, она стала наиболее удачным противотанковым САУ II мировой войны, превосходившим по броневой защите все Советские САУ, и по всем параметрам все САУ союзников.

Panzerkampfwagen III - немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год.

Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на значительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода.

«Хетцер» (нем. Hetzer - «Егерь») или Jagdpanzer 38 - немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка Pz.KpfW.38(t) в ноябре 1943 - январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий.

Серийное производство «Хетцера» началось в апреле 1944 года, всего до окончания войны было произведено по меньшей мере 2827

В качестве противотанкового средства 75-мм пушка PaK 39 обладала способностью поражения всех применявшихся во Второй мировой войне средних танков на нормальных дистанциях боя и несколько более ограниченными возможностями по борьбе с тяжёлыми танками.

Бронезащита «Хетцера» была резко дифференцированной: если верхняя лобовая бронедеталь (ВЛД) по меркам 1944 года имела бронезащиту бо́льшую, чем у средних танков 120 мм, то нижняя более чем в полтора раза уступала ей в толщине, а борта и корма корпуса были рассчитаны лишь на защиту от осколков и огня стрелкового оружия

Sturmgeschütz III - немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 самоходок с 75-мм орудиями).

В общем и целом, StuG III был довольно удачным штурмовым орудием, он использовался на всех фронтах как штурмовое орудие и как истребитель танков, как наступательное и как оборонительное оружие. Все версии Stug III имели низкий силуэт, что делало их трудной мишенью и опасным противником. Их экипажи считались элитой бронетанковых войск Германии и имели собственную форму серо-защитного цвета (вариант танковой формы). Stug III имели очень высокий показатель уничтоженных вражеских танков

Panzerkampfwagen IV - немецкий средний танк. Самый массовый танк вермахта (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.

Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешутц IV, Штуг IV) - средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw IV.

Серийно выпускалась с декабря 1943 до капитуляции Германии, всего выпущено 1108 машин и ещё 31 переделали из танков. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd Kfz 167. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка Pz Kpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси Pz Kpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны.

Hummel (нем. Шмель) (15cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV (Sf)) - немецкая самоходная 150 мм гаубица.

Первые Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года; массово стали применяться, начиная со сражения на Курской Дуге летом того же года, и воевали на всех фронтах вплоть до конца войны. Хотя основным предназначением САУ была стрельба с закрытых позиций, не столь уж редким было её использование и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. В этом качестве она была опробована практически сразу же, под Курском.

В Вермахте Hummel заслужил хорошую репутацию. Несколько САУ этого типа было захвачено Красной Армией и использовалось в боях по прямому назначению под обозначением СУ-150. После окончания войны некоторое их количество даже официально состояло на её вооружении до 1946 года.

Jagdpanzer VI, также широко известный под названием Jagdtiger (нем. «Ягдтигр»), - немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Jagdtiger базировался на шасси и компонентах тяжёлого танка Tiger II (Королевский Тигр), но был вооружён 128мм. орудием Pak 44 L/55 (взятым с супертяжёлого танка "Maus") и двумя 7,92мм. пулемётами MG34/42. Орудие имело ограниченный траверс 10 градусов влево и вправо. Это орудие было самым большим и самым мощным противотанковым орудием Второй Мировой Войны. Максимальная дальность полёта снаряда - 22410 метров. Оно могло уничтожить любой из имеющихся в то время танков Союзников, с дистанции, намного превышающей дистанцию ведения огня на поражение любого имевшегося тогда противотанкового орудия Союзников. Орудие устанавливалось в расположенной по центру корпуса, тяжелобронированной надстройке. Боковые бронеплиты надстройки представляли из себя одно целое с боковыми бронеплитами корпуса.

Мощнейшая бронезащита, достигавшая 250 мм в лобовой проекции не пробивалась в упор самыми мощными пушками противника. Однако ценой этих достоинств была очень высокая масса САУ в 75 тонн. Как результат, сильно страдала её подвижность и надёжность.

Дж. Форти "Германская бронетехника во второй мировой войне". Воспоминания американского офицера:

"В1948 году,едва получив офицерские погоны,я получил назначение в Европу. И здесь, на месте бывших боёв в Арденнах, своими глазами увидел то, что когда то было целым полком "Шерманов". Повсюду, сколько хватало взгляда, виднелись перевёрнутые остовы американских танков с сорванными, искоруженными башнями и смятыми корпусами...Что же здесь произошло? Оказывается колонна "Шерманов" подверглась неожиданной атаке с правого фланга. Передовые танки были уничтожены, и тогда замыкающие остановились, повернувшись лицом к нападающему-и тем самым ускорили свою гибель. А уничтожил их... один Jagdtiger.
Его огромный корпус и тогда ещё грозно чернел на фоне фермы, возвышавшейся на холме. Наверно он был подбит с воздуха или же, что более вероятно, взорван экипажем после того, как у них закончились боеприпасы. С тех пор прошло 40 лет, но картина страшного побоища до сих пор стоит у меня перед глазами. Тогда я наглядно убедился в том, что может натворить один единственный истребитель танков."

«Фердина́нд» (нем. Ferdinand) - немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков.

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина.

Боевое применение «Фердинандов» оставило двойственное впечатление. Мощнейшая 88-мм пушка идеально подходила для уничтожения бронетехники противника на любой дистанции боя, и экипажи немецких САУ действительно набирали весьма крупные счета уничтоженных и подбитых советских танков. Мощное бронирование делало «Фердинанд» практически неуязвимым для снарядов практически всех советских орудий при стрельбе в лоб.

С другой стороны, высокая защищённость «Фердинанда» в известной мере сыграла отрицательную роль в его судьбе. Вместо дальнобойного истребителя танков из-за массированного и точного огня советской артиллерии немецкое командование под Курском использовало «Фердинанды» в качестве острия тарана советской глубокоэшелонированной обороны, что было явной ошибкой.
Обездвиженные САУ становились лёгкой добычей пехоты, вооружённой средствами ближнего противотанкового боя, например, бутылками с зажигательной смесью.
Большая масса «Фердинанда» затрудняла его проход по многим мостам, хотя и не являлась запредельно большой, в особенности по сравнению с тяжёлым танком «Тигр II» и САУ «Ягдтигр». Большие габариты и малая подвижность «Фердинанда» не лучшим образом сказывались на живучести машины в условиях воздушного господства авиации союзников.

«Штурмтигр» (нем. Sturmtiger), полное официальное название - 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, распространено также название «Штурмпанцер VI» (нем. Sturmpanzer VI) - германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий.

«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра».

Основным вооружением «Штурмтигра» являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61.
Бомбомёт вёл огонь ракетами с твердотопливным двигателем, стабилизировавшимися в полёте за счёт вращения, достигавшегося за счёт наклонного расположения сопел её двигателя, а также вхождения выступов на корпусе ракеты в каналы нарезки ствола орудия. Начальная скорость ракеты на выходе из ствола составляла 300 м/с.

«Штурмтигры» успешно использовались для разрушения занятых англо-американскими войсками укреплений «Линии Зигфрида», а в отдельных эпизодах показали способность успешно бороться с танками противника. Так, в одном случае «Штурмтигру» удалось уничтожить одним выстрелом сразу три танка «Шерман»

«Маус» (нем. Maus - «мышь», также применялись наименования Panzerkampfwagen «Maus» и Porsche 205) - сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса - 188 тонн). Было построено всего два экземпляра машины, однако на заводе находилось еще 9 танков, которые были в различных стадиях готовности. На линию фронта эти танки не попали из-за своих размеров и веса. Позже им поручили задачу охранять Рейхсканцелярию и ОКХ в Вюнсдорфе, но они не смогли выполнить и это задание.

Вермахту в 37-м году потребовался танк прорыва, который имел бы 50-миллиметровую броню и был в полтора раза тяжелее танка Pz Kpfw IV. Проектирование поручили машиностроительной компании Хеншель в городе Кассель.

Заказом от управления вооружений занялся Э. Адерс, начальник отдела новых разработок, которого впоследствии признали «отцом тигров» (Tigerfater). Его первой машиной стал DW1 (машина прорыва, Durchbruchswagen), изготовленный в единственном экземпляре. DW2 появился в 1938 году. Имея такую же ходовую часть, как и у DW1 (пять катков с индивидуальной торсионной подвеской), машина развивала скорость до 35 км/ч. Э. Адерс в сентябре начал работы над уточненным заданием (масса конкретизировали в 30 тонн). Одновременно к проекту привлекали компании Даймлер-Бенц, MAN и КБ Ф. Порше.


Обозначения экспериментальных машин и тому времени были стандартизированы и заказанной машине присвоили идентификатор VK3001. В шифре первые две цифры – проектная масса, последние - номер образца.

Танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС во время учебных боев. Франция, весна 1944 года

Высшее немецкое командование осматривает на полигоне, после завершения очередных испытаний, один из первых экземпляров танка «Тигр» (PzKpfw VI Ausf. H). 1942 г.

Новейшие немецкие тяжелые танки «Тигр» (PzKpfw VI «Tiger I») доставлены на боевые испытания на железнодорожную станцию Мга под Ленинградом, но машинам сразу же потребовался ремонт

За основу Э. Адерс взял машину DW2. Компания Хеншель изготовила четыре прототипа, которые незначительно различались - две машины в марте 1941 года и столько же в октябре. Что эти машины представляли собой? При боевом весе 32 тонны 300-сильный двигатель обеспечивал скорость до 25 км/ч. Ходовая часть – семь (парных и одинарных) катков, размещенных в шахматном порядке, и три поддерживающих ролика. Вооружение танка - короткоствольная 75-мм пушка и два пулемета. Лобовая часть корпуса и башни изготавливались из 50-миллиметровых бронелистов, борта – из 30-миллиметровых. Экипаж танка пять человек.

Пока VK3001 (Н) дорабатывали, началась кампания против СССР. После первых же боев стало ясно, что прототипы Хеншель бой с KB и Т-34 не выдержат. Что касается Порше, то он лишь пробовал себя в проектировании танков. По-видимому это и предопределило дальнейшие неудачи Порше в области танкостроения. Два экземпляра данной машины VK3001 (Р) были изготовлены зимой 40-41 годов. Танк заданной массы не превысил и благодаря паре двигателей имеющих воздушное охлаждение развивал скорость до 60 км/ч. Порше предложил электротрансмиссию и продольную торсионную подвеску с шестью катками на борт. Однако освоить данную сложную конструкцию в течении короткого срока немецкая промышленность не смогла и реализовать оригинальный замысел не удалось.

В мае 41-м году компания Хеншель занялась еще одним экспериментальным VK3601 оснащенный пушкой, снаряд которой пробивал бы броню толщиной 100 миллиметров с расстояния 1,5 тыс. метров. Кстати, когда этот танк был изготовлен, толщина бронилистов также составила 100 миллиметров. Машина массой 40 тонн развивала скорость до 40 км/ ч. Ходовая часть состояла из восьми катков большого диаметра (она позже была применена на «Тиграх»).



Министерство вооружений и боеприпасов в июле 1941 года выдало КБ Ф. Порше и фирме Хеншель заказ на VK4501. Предлагалось, что будет спроектирована машина под 88-миллиметровую зенитную пушку образца 1936 г., которая перерабатывалась под танк. Пушку создали в 20-е годы усилиями двух концернов - немецкий Крупп и шведский Бофорс. Имея основным предназначением борьбу с воздушными целями, данная система все-таки прославилась в качестве мощного противотанкового средства. Немцы в такой роли опробовали систему еще в Испании. Особенно активно ее использовали в 40-42 годах на полях сражений Второй мировой против танков имеющих противоснарядное бронирование - советских KB и Т-34, английских и американских «Шерманов», «Грантов» и «Матильд». Бронебойный снаряд выпущенный из нее поражал данные танки даже на дистанциях 2 – 2,5 тыс. метров.

Полуавтоматическое, с клиновым вертикальным затвором орудие дополнялись электроспуском и дульным тормозом. После модернизации его стали называть 8.8cm KwK36 - 8,8-сантиметровая пушка образца 36-го года.

Оба танка VK4501 (Н и Р) должны были изготовить к 20 апреля 1942 года – дню рождения Гитлера. То есть, времени было маловато. Оба конструктора взяли лучшее от предыдущих экспериментальных машин. Выбор после сравнительных испытаний остановили на машине Адерса, хотя Гитлер поддерживал Ф. Порше.

VK4501(P), имевшая конструкторское обозначение «Порше 101», массой 57 тонн развивал скорость до 35 км/ч. Экипаж машины пять человек. «Крупповская» башня и вооружение были такими же, как и у танка соперника. Толщина лобового бронилиста башни и корпуса – 100 миллиметров, бортов - 80 миллиметров.

Система воздушного охлаждения пары бензиновых десятицилиндровых двигателей делала конструкция Порше лучшей машиной для африканских пустынных условий. В июле 1942 года на заводе компании Нибелунг в австрийском Линце даже изготовили пять машин и около 90 корпусов, которые получили обозначение "Tiger(P)" или Pz Kpfw VIP. И те и другие нашли применение: первые использовали в качестве учебных машин, из полуфабрикатов вышли отличные истребители танков.

С августа 1942 года фирма Хеншель организовала серийное производство танков разработанных Адерсом. Позднее аналогичные сборочные линии были открыты фирмой Вегманн. «Тигры» выпускались до августа 44-го года. В 42-м году было построено 84 танка, в 43-м - 647 машин, в 44-м - 623. В апреле 44-го года зарегистрировали максимальный месячный выпуск - 104 танка.

Экипаж немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» демонстрирует возможности своей машины по преодолению противотанковых заграждений

Немецкие танкисты на привале и танк PzKpfw VI «Тигр»

Немецкий тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» №232 101-го тяжелого танкового батальона СС. Командир танка - унтершарфюрер Курт Клибер из роты Михаэля Виттмана

Первоначально машины официально назывались Pz Kpfw VI Ausf H «Tiger I». С февраля 44-го года, после принятия «Tiger II» на вооружение, название изменили на просто «Tiger I» или Pz Kpfw VI Ausf E. Данная машина не является очередной модификацией «шестерки». Имелась лишь одна модификация. Хотя, конечно, в конструкцию все же вносились изменения во время производства.

Боевой вес серийных машин превысил заданный более чем на 10 тонн. С момента появления танка и на протяжении полутора лет он был сильнейшей машиной в мире практически по всем показателям. В первую очередь, он имел мощное бронирование. Адерс придал корпусу коробчатое прямоугольное сечение за счет незначительного наклона лобовых и вертикальной установки бортовых бронеплит. Такая конфигурация ускорила и упростила технологический процесс. Кроме того, бронеплиты закреплялись сваркой и соединялись на шипах. Это позволяло достигать значительной механической прочности. Для изготовления днища использовался один лист. Броня - хромоникельмолибденовая катаная, гомогенная.

Внутреннее пространство «Тигра» было разделено на четыре отсека. Слева впереди в собственном отделении размещался водитель, справа - радист. Многоступенчатая коробка передач безвального типа имела восемь переднего, а также четыре заднего хода монтировалась между ними. В картер коробки передач помещались многодисковый главный фрикцион, работающий в масле, и тормоз. Дифференциальным механизмом поворота, имеющим двойным подводом мощности, обеспечивалось поворот на месте и по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. Для управления танком служило рулевое колесо через гидравлический полуавтоматический сервопривод. При отказе рулевого колеса использовались два ручных рычага с приводами на дисковые тормоза.

Ширина смотровой щели, через которую водитель наблюдал за окружающей обстановкой, регулировалась толстой броневой заслонкой перемещавшейся вертикально. При плохой видимости водитель больше ориентировался по расположенному справа курсоуказателю (гирополукомпасу), а не визуально. Люки, прорезанные над головами радиста и водителя, прикрывались крышками оснащенные перископическими приборами наблюдения. Во время стрельбы из лобового пулемета MG34 радист для прицеливания использовал свой перископ.

Под боевое отделение была отведена подковообразная башня, выгнутая из 80-миллиметрового бронелиста с вертикальными стенками, а также средняя часть корпуса, которая от моторного отсека отделялась броневой перегородкой. справа от пушки рабочее место заряжающего, слева - наводчика. Оба имели перед собой узкие смотровые щели со стеклоблоком. Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода наводчиком нажатием ногой на педаль. Командир танка дублировал горизонтальную наводку.

Командиру предназначалась устанавливаемая на крыше башни сзади слева цилиндрическая башенка имеющая люк и пять смотровых щелей. С июля 43-го года была заменена унифицированной (такая же, как на «Пантере») сферической башенкой имеющей семь перископических приборов наблюдения по периметру и круговой обвод для перемещения и крепления зенитного пулемета. На передней стенке башни устанавливалось три метательных устройства предназначенных для огня дымовыми гранатами.

88-миллиметровая пушка (L/56) и спаренный 7,92-миллиметровый пулемет смонтированный справа от нее были установлены в броневой маске (толщина 110 миллиметров). Боеукладку размещали ниже погона башни - под поликом башни и по стенкам боевого отделения около водителя. Полуавтоматикой орудия и унитарным патроном обеспечивалась боевую скорострельность в 8 выстрелов в минуту.

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» с тактическим номером «211» из состава 503-го танкового батальона, в районе Белгорода. Немецкая наступательная операция «Цитадель»

Немецкие танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» 506-го тяжелого танкового батальона весной 1944 года на западной Украине

Немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона в районе Невеля, Псковская область. Январь 1944 года

«Тигр» стал первым немецким серийным танком имеющим новую ходовую часть, изобретенную Г. Книпкампом. Один борт имел восемь тройных опорных катков расположенных в шахматном порядке на торсионной подвеске имеющих гидравлические амортизаторы на переднем и заднем блоках. Кстати, немцами уже применялась такая конструкция шасси на легких машинах - бронетранспортерах и артиллерийских полугусеничных тягачах. Подвеска равномерно распределяла вес машины по гусенице, незначительно нагружая каждый каток, а также позволяла экономить на бандажах резину. С января 44-го года использовались катки без бандажа с внутренней амортизацией (такие же, как и на «Пантере»).

В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL210P45 с жидкостным охлаждением мощностью 650 л.с. В мае 43-го года в связи с переходом на унификацию танкового производства был заменен более мощным и уже проверенным на «Пантерах» HL230P30.

Прогрессивная трансмиссия, имеющая гидросервоприводы, и торсионная подвеска сделали «Тигр» легкоуправляемым танком с плавным ходом. Водитель не затрачивал значительных физических усилий и не переутомлялся при управлении танком. Освоить управление было несложно. От водителя высокой квалификации не требовалось, и если он погибал, его мог заменить любой член экипажа.

495 ранних «Тигров» были оснащены оборудованием для подводного вождения, которое позволяло преодолевать водные преграды глубиной до 4 метра по дну. Кроме того, первые серийные машины вооружались S-средством ближнего боя (Schrapnell). Оно служило для поражения солдат, которые пытались взять повреждённый танк «на абордаж». Пять гранатометов размещенных по краям корпуса танка выстреливали вверх шрапнельные гранаты на 1,5-2 метра. Взрываясь, они засыпали стальными шариками все вокруг на 360 градусов.

Кроме линейных, изготовили 84 командирских танка. Для того чтобы установить вторую радиостанцию, уменьшили боекомплект орудия до 66 выстрелов и убрали спаренный пулемет.

Тигры 2-й дивизии СС «Дас Райх» на марше в лесу под Кировоградом

Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» дивизии СС «Дас Райх». Конец 1943 г

Камуфлированный немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» состава 102-го тяжелого танкового батальона СС выдвигается к линии фронта у реки Орн. Сзади, очевидно, установлены дополнительные баки с горючим

Впервые «Тигры» в бой вступили на Восточном фронте осенью 1942 года под Ленинградом в районе станции Мга. В дальнейшем принимали участие в боях на всех фронтах.

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf H:
Год выпуска – 1942;
Боевая масса – 57000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры
Длина по корпусу – 6200 мм;
Длина с пушкой вперед – 8450 мм;
Ширина – 3700 мм;
Высота – 2860 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 100 мм (24 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 110 мм (8 град.);
Толщина бронелистов крыша и днища корпуса – 26 и 28;
Вооружение:
Марка пушки – KwK36;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 56 кпб;
Боекомплект – 92 выстрела;
Количество пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект пулеметов – 4800 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P45
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 38 км/ч;
Запас топлива – 570 л;
Запас хода по шоссе – 140 км;
Среднее давление на грунт – 1,04 кг/см2.

Немецкий танк «Тигр» валит дерево для эффектного снимка. Польша. Лето 1944 года

Немецкие солдаты под прикрытием танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» из состава 502-го батальона тяжелых танков под Нарвой. На заднем плане, левее, еще один такой же танк, и далее, правее, еще один «Тигр»

Командир немецкого тяжелого танка «Тигр» смотрит в бинокль

Вид из немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» во время боя. Впереди виден горящий Т-34. СССР, 1944 год

Подбитый и сгоревший тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. E «Тигр» «средних» серий выпуска из состава 3-го танкового полка 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». Номер советской трофейной команды «308а». Район озера Балатон

Тяжелый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» из состава 502-го тяжелого танкового батальона вермахта, подбитый под Ленинградом. Вероятнее всего, этот "Тигр" был подбит еще зимой 1943 года

Подбитый тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H "Тигр " из состава 509-го тяжелого танкового батальона вермахта. Тактический номер танка 331. Танк окрашен коричневыми размытыми пятнами по стандартномутемно-желтому «Dunkel-Gelb». На заднем плане советское полковое орудие обр. 1927 года на конной тяге. Ноябрь 1943 года, район Киева

Г.К. Жуков, Н.Н. Воронов и К.Е. Ворошилов осматривают первый захваченный «Тигр» на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО имени Горького в Москве летом 1943 года - Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом осенью 1942 года. Обращает на себя внимание необычное крепление ящика для снаряжения на борту башни, впоследствии никогда не встречавшееся.

Выставка трофейной немецкой бронетехники в Киеве. Советские солдаты осматривают захваченные немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» с номерами S54 и S51 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Зима 1945 года

Инвалид войны на выставке трофейной немецкой военной техники в Москве. В центре танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом

Хотя Первая мировая война ознаменовалась появлением танков, Вторая мировая показала настоящую неистовость этих механических чудовищ. Во время боевых действий они сыграли важную роль, как среди стран антигитлеровской коалиции, так и среди держав «оси». Обе противоборствующие стороны создали значительное количество танков. Ниже перечислены десять выдающихся танков Второй мировой войны – наиболее мощных машин данного периода из когда-либо построенных.
10. M4 «Шерман» (США)

Второй по массовости танк времён Второй мировой войны. Выпускался в США и некоторыми другими западными странами антигитлеровской коалиции в основном за счёт американской программы Ленд-лиз, которая обеспечила военную поддержку иностранных союзных держав. Средний танк «Шерман», имел стандартное 75-мм орудие с боезапасом в 90 снарядов и был снабжён относительно тонкой лобовой (51 мм) бронёй по сравнению с другими машинами того периода.

Разработанный в 1941 году, танк был назван в честь известного генерала Гражданской войны в США - Уильяма Т. Шермана. Машина участвовала в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945. Относительный недостаток огневой мощи был скомпенсирован огромным их количественным: около 50 тысяч «Шерманов» было произведено в течение Второй мировой войны.

9. «Шерман-Светлячок» (Великобритания)

Sherman Firefly - британский вариант танка М4 «Шерман», который был оснащён разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, более мощным, чем исходная 75-мм пушка «Шермана». 17-фунтовка была достаточно разрушительной, чтобы повредить любые известные танки того времени. «Шерман-Светлячок» был одним из тех танков, что наводили ужас на страны «Оси» и характеризовался как одна из самых смертоносных боевых машин периода Второй мировой войны. Всего их было произведено больше 2 000 единиц.

PzKpfw V «Panther» - средний немецкий танк, появившийся на поле битвы в 1943 году и остававшийся до конца войны. Всего было создано 6 334 единиц. Танк развивал скорость до 55 км/ч, имел прочную 80-мм броню и был вооружён 75-мм орудием с боезапасом от 79 до 82 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Т-V был довольно мощным, чтобы повредить в то время любую вражескую машину. Он технически превосходил танки типов «Тигр» и Т-IV.

И хотя позже, Т-V «Пантера» была превзойдена многочисленными советскими Т-34, она оставалась серьёзным её противником до конца войны.

5. «Комета» IA 34 (Великобритания)

Одна из мощнейших боевых машин Великобритании и, вероятно, наиболее лучшее, что было использовано этой страной во Второй мировой войне. Танк был вооружён мощной 77-мм пушкой, которая являлась укорочённым вариантом 17-фунтового орудия. Толстая броня достигала 101 миллиметра. Однако «Комета» не оказала значительного влияния на ход Войны из-за позднего внедрения на поля сражений – примерно в 1944 году, когда немцы отступали.

Но как бы там, ни было, за время своего короткого срока эксплуатации эта военная машина показала свою эффективность и надёжность.

4. «Тигр I» (Германия)

«Тигр I» - немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».

Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.

«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.

3. ИС-2 «Иосиф Сталин» (Советский Союз)

Танк ИС-2 принадлежал к целому семейству тяжёлых танков типа «Иосиф Сталин». Имел характерную наклонную броню толщиной 120 мм и крупное 122-мм орудие. Лобовая броня была непробиваемой для снарядов немецких 88-мм противотанковых пушек на расстоянии более 1 километра. Его производство началось в 1944, всего было построено 2 252 танков семейства «ИС», из которых около половины - модификация ИС-2.

Во время Битвы за Берлин танки ИС-2 уничтожали целые немецкие здания с помощью осколочно-фугасных снарядов. Это был настоящий таран Красной Армии при продвижении к сердцу Берлина.

2. М26 «Першинг» (США)

США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.
Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

1. «Ягдпантера» (Германия)

Jagdpanther - один из наиболее мощных истребителей танков во Второй мировой войне. Был основан на шасси «Пантеры», начал эксплуатироваться в 1943 году, и прослужил до 1945 года. Вооружён 88-мм пушкой с 57 снарядами и имел 100-мм лобовую броню. Орудие сохраняло точность на расстоянии до трёх километров и обладало дульной скоростью свыше 1000 м/с.

В течение войны было построено лишь 415 танков. «Ягдпантеры» прошли боевой крещение 30 июля 1944 возле Сент-Мартин Де Буа, во Франции, где уничтожили одиннадцать танков «Черчилль» в течение двух минут. Техническое превосходство и передовая огневая мощь не оказала особого влияния на ход войны из-за позднего внедрения этих монстров.