История авиации начинается с конца восемнадцатого века – ведь именно на стыке эпох английский конструктор разработал проект летательного аппарата. Современные авиалайнеры мало напоминают предшественников. Сегодня лидеры авиационной индустрии соревнуются в выпуске гигантов. Самый большой самолет в мире – Ан-225 «Мрия» – поражает размерами и грузоподъемностью. Изучим рейтинг крупнейших авиалайнеров подробнее.

Начнем с краткого описания лидера списка среди бортов гражданской авиации, которые специализируются на пассажирских рейсах. Сегодня в этой области первое место удерживает изобретение европейской компании Airbus – борт А380. Судно разрабатывали на протяжении 10 лет, и в 2005 году этот гигант успешно провел первый рейс.

При длине фюзеляжа в 72,75 м, разлете крыльев в 79,75 м и высоте корпуса, которая достигает 24 метров, эта воздушная техника способна поднять в воздух до 853 человек.

Отличительной характеристикой модели стал экономный расход топлива – дальность полета этого авиалайнера составляет 15 400 километров. Примечательно, что для достижения поставленной цели инженеры заказывали партию специально созданных для модели станков. Ведь уменьшение расходов горючего удастся достичь лишь при идеально выверенной форме крыла и фюзеляжа. Фактическое потребление авиационного топлива здесь составляет 855 литров на 100 км при полной загрузке .

Отметим, что Аэробус А380 800 сменил тридцатипятилетнего лидера в этой области – . Причем нынешний рекордсмен способен перевезти на 7% пассажиров больше при уменьшении расходов на выпуск самолета в пределах 15%. Однако на создание первой модели у конструкторов ушло порядка 2 000 000 000 евро.

Впервые борт ввел в эксплуатацию авиаперевозчик «Singapore Airlines». Судно успешно проделало первый межконтинентальный рейс из Сингапура до Сиднея, чем произвело отличный эффект на заказчиков. Кроме того, подобная модель перевозит до 150 тонн груза на дистанции до 10 370 километров. Отметим, что при этом пустой самолет весит 280 тонн, а максимальная взлетная масса борта достигает 560 т.

Лидеры по габаритам

Самый длинный в мире самолет для пассажирских перевозок – предшественник описанного выше борта, воздушное судно Boeing 747. Это широкофюзеляжный двухпалубный авиалайнер, чья длина корпуса достигает 76,3 метра при высоте борта в 19,4 м и размахе крыльев в 68 с половиной метров.

Столь успешный проект запустила в начале семидесятых годов прошлого столетия американская компания. И вплоть до Airbus A380, летательный аппарат оставался крупнейшим пассажирским авиалайнером мира.

На момент появления модели проект создания этого самолета стал настолько дорогостоящим, что компании пришлось кредитоваться. Однако все издержки полностью окупились – и сегодня эти суда востребованы и популярны. Визитной карточкой стал «горб» в передней части корпуса – именно там конструкторы расположили верхнюю палубу борта. Воздушное судно остается еще и лидером по скоростным характеристикам в классе среди пассажирских дозвуковых лайнеров. Скорость этого борта достигает 910– 950 км/ч.

Тяжеловесы в мире авиации

Теперь определим самый большой грузовой самолет в мире – фото, представленные в статье, помогут читателям увидеть истинные масштабы этой техники. Опишем характеристики лидеров мирового масштаба подробнее.

Рекордсмен по грузоперевозкам

Самый грузоподъемный самолет в мире – разработка КБ имени Антонова, модель Ан-225 «Мрия» . Авиалайнер успешно прошел летные испытания еще в 1988 году, и с 1989 года до нынешнего времени эксплуатируется в сфере грузоперевозок. Длина корпуса этого судна достигает 84 метров, а разлет крыльев – 88,4 м. По указанным параметрам модификация уступает лишь борту Hughes H-4, который спроектировали в далеком 1947 году.

Вес пустого самолета Ан-225 составляет 250 тонн, а взлетная масса авиалайнера доходит до 640 т.

В 2004 году модификация попала в Книгу Рекордов Гиннесса, поскольку лидирует сразу по 240 параметрам. Примечательно, что летательный аппарат спроектирован на базе проекта другого гиганта, которым стал самый большой в мире грузовой самолет Ан-124 «Руслан». Причем до нынешнего дня сконструирован лишь единственный экземпляр тяжеловеса «Мрия». Правда, даже один авиалайнер активно используется в коммерческих целях и спасательных операциях.

Хотя в конце 2016 года подписано соглашение Украины с Китаем о совместном выпуске второй обновленной экспериментальной модели и дальнейшем сотрудничестве в этой отрасли.

Борт Ан-255 рассчитан на перевозку до 88 пассажиров, которые сопровождают груз, и шестерых членов экипажа. Изначально летательный аппарат планировали использовать для космической отрасли, поэтому проект «Мрии» – универсальная по качествам техника. Это рекордсмен по массе и грузоподъемности, лидер по перевозке моногрузов и габаритного оборудования .

Крупнейший серийный тяжеловес

Самый большой грузовой самолет в России, который выпускался серийно и используется сегодня – модель . Именно на основе проекта этого авиалайнера ОКБ им. Антонова и разрабатывало «Мрию». Что касается «Руслана» , первый такой борт появился в 1982 году. Изначально функцией техники становилась транспортировка межконтинентальных и баллистических ракет, однако сегодня судно используют в качестве военного транспортного самолета.

Ан-124 «Руслан» немного уступает «Мрии» по размерам и грузоподъемности

С 1987 года модификация активно применяется военно-воздушными силами России и украинской авиакомпанией Antonov Airlines. На протяжении истории выпуска таких авиалайнеров мир увидел 55 моделей «Руслана». Судно обладает длиной в 69,1 метра. При этом его высота составляет 24,5 м, а размах крыла – 73, 3 м. Экономичность лайнера позволяет пролетать при полной загрузке борта 4 800 км, а максимальная дальность полета здесь равна 11 600 метров .

Крейсерская скорость судна составляет 800–850 км/ч при максимально допустимом ускорении в 865 км/ч. Масса пустого авиалайнера равна 178,4 тонны, а максимальный взлетный показатель веса этой модификации – 392 000 килограммов.

Конструктивные особенности судна позволяют проводить загрузку через носовой отсек

На борту техники расположено две палубы. Верхний ярус лайнера рассчитан на перевозку 21 пассажира, сопровождающих груз, стационарную и сменную кабины для экипажа. Нижняя палуба судна представляет собой герметичный грузовой отсек, чья емкость составляет 1 060 м³. Если говорить о рекордах этой модели, в 1985 г. летательный аппарат стал лидером в 21 позиции по транспортировке грузов на дальние дистанции. За все время эксплуатации потеряно 4 таких самолета.

Западный аналог Ан-124

Если рассматривать популярные западные проекты, которые конкурируют с «Русланом», здесь авиаторы называют авиалайнер Lockheed C-5 Galaxy . Эта модификация занимала лидирующие позиции в мире вплоть до появления проекта Ан-124 в 1982 году. Однако подобные авиалайнеры ВВС США с успехом используют и сегодня. Тем более что компания-изготовитель выпустила 131 единицу такой техники.

Третий по величине тяжеловес в мире — американская модель Lockheed C-5 Galaxy

Lockheed C-5 Galaxy – военный транспортный лайнер, который обладает характеристиками увеличенной грузоподъемности и занимает третью ступень мирового рейтинга авиационных тяжеловесов . Ведь пустой авиалайнер, который весит 169, 643 т обладает максимальной взлетной массой в 379 657 килограмм. При этом габариты летательного аппарата весьма внушительны. Высота корпуса тут составляет 19,85 м, длина – 75,54 м, а размах крыла – 67,88 м.

Транспорт способен перевозить одновременно 270 солдат и 118 387 кг груза на расстояния в 5 526 км. Причем максимальный практический потолок дальности полета этой модели составляет 10 895 м.

Эта модификация двухпалубного борта, силовая установка которого обеспечена четырьмя двигателями. Крейсерская скорость, которую способно развить судно, достигает 888 км/ч. Здесь на верхнем ярусе летательного аппарата размещена кабина экипажа на 5 человек и места для пассажиров. Нижний сектор авиалайнера предназначен для перевозки грузов. Длина этой палубы составляет 36,91 м, а ширина – 5,79 метра.

Лидер по длине крыла

Поскольку нынешний рекордсмен «Мрия» не смогла побить мировой рекорд авиации по размаху крыльев, опишем характеристики самолета, который удерживает эту позицию. Модель Hughes H-4 представляет собой деревянную конструкцию, разработанную для военных нужд Америки в 1947 году. Единственный экземпляр этой модификации удастся увидеть в музее штата Орегон. Причем за историю со времени появления летательная техника эксплуатировалась всего один раз, проведя экспериментальный полет.

Сегодня единственный экземпляр воздушной лодки Hughes H-4 находится в музее штата Орегон

Габариты авиалайнера впечатляющие – длина корпуса тут равна 66,45 м, а высота – 24,08 метра. Причем рекордный показатель размаха крыла здесь составляет 97,54 м. Судно предназначалось для транспортировки военных и рассчитано на перевозку 750 солдат в полной экипировке и троих пилотов . Максимальная взлетная масса гиганта ограничивается 180 т, а полезный вес, который борт способен поднять – 59 000 кг.

Проект этой воздушной лодки появился в начале второй мировой войны, но конструктор так и не успел довести технику до готовности к установленным срокам. На разработку и изготовление летательного аппарата ушло 13 000 000 долларов США, а хранение борта обходилось конструктору ежегодно в 1 000 000 $.

Как видите, авиаторы постоянно соревнуются в выпуске лучшего летательного аппарата, который способен выполнять универсальные задачи. В недалеком будущем ожидается выпуск модернизированного гиганта «Мрия». Возможно, эта модификация побьет личный рекорд и станет наиболее крупным авиалайнером в истории авиации. Подробности о классификации летной техники доступны по этой .

Airbus A380 — самый большой пассажирский самолет в мире
В салоне этого гиганта поместится до 853 пассажиров
Среди самолетов для пассажирских перевозок самым длинным лайнером остается Boeing 747
АН-225 «Мрия» — мировой рекордсмен по габаритам
Обладая максимальной взлетной массой в 640 тонн, «Мрия» становится самым грузоподъемным авиалайнером мира

Airbus A380 - это пассажирский двухпалубный (двухэтажный) реактивный самолёт. На сегодняшний день - это самый большой и наиболее вместительный авиалайнер в мире. Официально его разработка началась в 2000 году, в 2005 был совершён первый полёт, а в 2007 полный ввод в эксплуатацию компаниями, оформившими предзаказ.

Обзор самолета Аэробус А380

Аэробус А380 имеет несколько модификаций:

  • Базовые модели Airbus A380-800, 842, 861, 862. В длину достигает около 73 метров. Разница заключается в установленных двигателях: GP72XX и Trent 900. Уникальной стала возможность варьировать на борту температуру от 18 до 30 градусов по Цельсию, благодаря внутренним 16-ти температурным зонам;
  • A380-800F. Грузовая модель самолёта. Какое-то время компания Airbus S.A.S. принимала заказы на поставку подобной модификации, но его производство было отложено в долгий ящик до тех пор, пока полностью не наладят конструкцию пассажирской версии. Конкретные сроки до сих пор неизвестны;
  • A380-900. Сейчас находится в стадии проектирования. По длине он больше оригинальной версии на 7 метров и если самолёт поступит в массовое производство, то он будет самым длинным и самым мощным. Возможное расстояние полёта будет достигать 14200 км;
  • A380-1000. Планируется как самый вместительный авиалайнер. В будущем он сможет уместить на борту 1073 пассажира исключительно эконом-класса и 757 человек в трёх классах. Начало использования предположительно датируется 2020-2025 годами. Длина самолёта 87 метров;
  • A380plus. В данный момент проводятся испытания этой модификации. На борту сможет разместиться на 80 человек больше, чем в базовой версии, а также снижен расход топлива и затраты на эксплуатацию.

Конструкция пассажирского салона Аэробуса А380

Схема салона Аirbus a380-800 Emirates

Самолет имеет верхнюю и нижнюю палубу, которые соединены двумя лестницами, в носовой и хвостовой частях самолёта. Различные модификации А380 вмещают первый класс, бизнес-эконом и премиум эконом-классы.

Первый класс

В пассажирском самолёте «Эйрбас А380», как правило, в самом начале располагаются сидения первого класса. Всем и так известно, что эти места являются самыми лучшими, а отношение к пассажиру такое, словно он гость пятизвёздочного отеля. Каждое кресло здесь можно разложить в виде небольшой кровати. В отсеке первого класса даже может предоставляться душ, что широко используется некоторыми авиакомпаниями.

Тем не менее, не всё так гладко и у «люкса» тоже имеются недостатки: это места, расположенные в 1 и 4 ряду, находящиеся в непосредственной близости с туалетом. Также напротив 1-го ряда находится лестница, соединяющая две палубы самолёта и далеко не каждому пассажиру придётся по вкусу подобное соседство.

Бизнес-класс

Бизнес-класс в Airbus A380 расположился сразу же за первым. Здесь также установлены удобные кресла, которые при желании можно превратить в кровать. Расстояние между сидениями достаточное, поэтому с лёгкостью получится вытянуть ноги на полную длину. Для пассажиров предусмотрен мини-бар, который обычно входит в стоимость билета.

Эконом-класс

На нижней либо основной (если самолёт полностью состоит из одного класса) находится эконом-класс. Он составляет 399 мест в классической схеме, предлагаемой производителем. Кресла тут не раскладываются, как в первом и бизнес-классе, но они достаточно комфортабельны. По мировому стандарту расстояние для ног между рядами достигает 80 см. У каждого пассажира имеется собственный экран, установленный в спинке предыдущего сидения, возможность просмотра видео, прослушивания аудио, разъём для USB и платный интернет. Наличие последнего будет зависеть от авиакомпании.

Лучшие места

Как было сказано ранее, идеальные места в данном авиалайнере находятся в первом и бизнес-классе. В экономе тоже можно хорошо устроиться на 45, 54 и 82 ряду. Сидения расположены далеко от туалетов и технических помещений, впереди нет кресел, а это значит, что имеется достаточно места для ног. Также неплохими будут ряды 68 и 81. Они находятся возле иллюминаторов и считаются одними из числа самых комфортабельных в эконом-классе.

«Средними» по удобству считаются 43, 52, 67 и 80 ряды. Здесь достаточно пространства между сидениями, но, недалеко располагаются технические помещения и туалет, что может доставлять неудобства. Самые провальные места в 88 ряду. Именно тут размещена стенка, из-за которой не откидывается сидение и туалетная комната, где туда-сюда снуют пассажиры. Билеты сюда лучше брать, когда нет других вариантов.

Фото салона в экономическом классе:

Основные характеристики

«Аэробус 380» обладает широким фюзеляжем (проходом). Он уникален в своём роде, ввиду чего сильно востребован у многих авиакомпаний, как у отечественных, так и у зарубежных. Кабина пилотов у всех моделей одинакова. Эту тактику компания Airbus S.A.S. использует в целях экономии на обучении экипажа.

Авиалайнер Airbus 380 имеет следующие технические характеристики:

  • Количество мест в стандартной комплектации - 525;
  • Вместимость - 853;
  • Ширина салона - 6,5 м;
  • Длина - 72,7 м;
  • Высота - 24,1 м;
  • Размах крыла - 80 м;
  • Площадь крыла - 845 кв. м;
  • Вес пустого самолёта - 276,8 тыс. кг;
  • Взлётный вес - 560 тыс. кг;
  • Посадочный вес - 386 тыс. кг;
  • Вес без топлива - 361 тыс. кг;
  • Ёмкость топливных баков - 310 тыс. л;

Лётные данные самолёта:

  • Максимальная высота полёта - 13,1 тыс. м;
  • Максимальное расстояние полёта с полной загрузкой - 15 тыс. км;
  • Длина пробега - 2,9 тыс. м;
  • Длина разбега - 2 тыс. м;
  • Двигатели - 4 R-R Trent 970 или 4 Alliance GP7270.

История создания

Разработка проекта широкофюзеляжного самолёта была начала компанией Airbus S.A.S. ещё в далёком 1994-м году. Тогда планировалось составить конкуренцию тогдашнему монополисту Boeing с его лайнером Boeing-747. Изначально будущее детище «Эйрбас» имело кодовое название A3XX. Конструкторы хотели совместить два фюзеляжа самых крупных на тот момент самолётов компании A340, но это привело бы к значительному снижению лётных параметров, увеличению длины разгона и общей массы.

Было решено использовать двухпалубную модель, которая наделяла машину рядом преимуществ. Запуск проекта стартовал в 2000-м году, а количество планируемых затрат достигало 8,8 миллионов евро. Название самолёта также имеет интересную историю. Вместо А340 он получил номер A380. В ряде азиатских стран восьмёрка считается счастливым числом и вероятно это послужило положительным толчком для заказчиков к приобретению авиалайнера.

Строительство завершилось в 2005-м году и самолёт был продемонстрирован на аэродроме в Тулузе. В ходе испытаний инженеры выявили ошибки в конструкции крыла и его пришлось своевременно поменять. Полностью испытания на земле и в воздухе завершились в конце 2007-го года и А380 получил европейские сертификаты соответствия.

Где производится

Фюзеляж в разрезе

Производством самолёта занимается европейская компания Airbus S.A.S., базирующаяся в городе Тулуза (Франция). Также она имеет несколько офисов в Германии, Испании, Франции и Великобритании и два завода в Бланьяке (пригород Тулузы) и Ганновере (Германия). Деятельность предприятия началась в 1969-м году после слияния нескольких небольших европейских авиастроительных компаний. Здесь ведётся разработка не только пассажирских самолётов, но и грузовых, а также машин, приспособленных для военных нужд.

Стоимость разных моделей

Цена различных модификаций A380 может сильно отличаться между собой. Также на её рост влияет нестабильное экономическое положение в мире. Последнее время наблюдается устойчивая тенденция к подорожанию самолётов. Да и вообще сам лайнер этой модели считается самым дорогим во всём семействе «Аэробус».

На данный момент цена Airbus A380-800 составляет 428 млн долларов США. О стоимости моделей, производство которых планируется начать в ближайшем будущем, компания пока что умалчивает и конечная цифра известна только авиакомпаниям, оформившим предварительные заказы. Ежегодно цены вырастают примерно на 2-3 %. Всего было продано и введено в эксплуатацию 219 машин и ещё 317 находятся на стадии строительства. Эту информацию сообщает официальное представительство Airbus.

Новости, модернизация, перспективы

Есть несколько случаев, когда заказ на A380-800 оформляли важные персоны и известные лица. Например, самым распространённым стал рассказ о принце Саудовской Аравии, который купил у компании собственный A380 Super Jambo, чья итоговая стоимость составила 488 млн долларов США.

Бытовало мнение, что этот самолёт способен повреждать взлётные полосы аэропортов, но это оказалось неправдой. Давление шасси оказалось гораздо меньше, чем у его главных конкурентов Boeing 747 и 777. В России первым аэропортом приспособленным на приём широкофюзеляжного А380 стал московский «Домодедово». Распоряжение о перестройке взлётной полосы было издано агентством по воздушному транспорту в России.

А380 - настоящий мировой рекордсмен. В нём самый тихий уровень шума в пассажирском салоне, он самый экономичный и самый большой самолёт на сегодняшний день.

Из-за большого размера самолёта на его покраску приходится затрачивать 597 кг краски, а общая площадь поверхности достигает 10 тыс. кв. м. Также благодаря расширенной площади крыла скорость авиалайнера на 35 км/ч ниже, чем у его главного конкурента. Это позволяет снизить возможный шум на территории аэропорта во время посадки или взлёта.

На данный момент активно ведётся разработка А380-1000 и А380plus. Огромное количество авиакомпаний уже оформили предварительный заказ на новейшие самолёты и пассажирам остаётся ждать, когда современные машины войдут в эксплуатацию и будут радовать нас своим надёжным качеством сборки и скоростью.

Посмотрите видео об Аэробусе А380 – самом большом пассажирском самолете в мире.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .

Самолёт сам по себе уже гений инженерной мысли. Заставить сотни тонн железа подняться над землёй - задача нетривиальная. Даже малейшие детали имеют значение, требуется высочайшая точность и напряжённая работа сотен человек, чтобы создать даже самый простой по современным меркам самолёт.

Тем большим вызовом являются для конструкторов-самолётостроителей эксперименты с материалами, размерами, технологиями, чтобы создавать воздушные суда всё легче, всё экономичнее, всё крупнее, чем их предшественники. В этой статье речь пойдёт о самых больших пассажирских самолётах. Сейчас в мире существуют два основных игрока, производящих огромные пассажирские самолёты, - это Boeing и Airbus.


Конкуренция между ними привела к созданию колоссальных машин. Среди них признанным лидером является Airbus-A380. Размах его огромных крыльев почти достигает 80 м, а длина - 73 м. О нём, а также о других летающих великанах читайте ниже.

Airbus-A380

  • Размах крыльев - 79.75 м
  • Длина - 72.75 м
  • Высота - 24.08 м
  • Масса - 280 т
  • Взлётная масса, макс. - 560 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 853 чел.

Производство этого самолёта начали в 2005 году, ввели в эксплуатацию уже в 2007. С этого времени он официально занимает первое место в ряду пассажирских самолётов не только по размерам, но и по вместимости, а также по многим другим параметрам. Например, для самолётов подобной категории он является самым экономичным. Его расход топлива составляет всего 3 литра на пассажира на 100 км пути.


Такой огромный самолёт не смог бы подняться в воздух, если бы был выстроен из традиционных материалов - он попросту был бы слишком тяжёлым, и подъёмной силы крыльев не хватило бы, чтобы оторвать его от земли. Поэтому главным вызовом для инженеров и конструкторов стала задача максимально уменьшить его массу.


Решение этой проблемы стало возможным за счёт использования новейших композитных материалов, часть которых была специально разработана для этого самолёта. Например, центральная и основная часть крыла (которая сама по себе весит 11 тонн!) состоит на 40 процентов из углепластика. Для сварки элементов конструкции использовалась лазерная технология, что значительно повысило надёжность соединений и уменьшило количество крепёжных элементов.


Кроме прочего, конструкторы заботились и об экологичности. Снизив количество потребляемого топлива на 17% по сравнению с Boeing 747, они добились и уменьшения выбросов CO2 - они составляют 75 г на пассажира на 1 км пути.

Boeing 747

  • Размах крыльев - 68.5 м
  • Длина - 76.3 м
  • Высота - 19.4 м
  • Масса - 214.5 т
  • Взлётная масса, макс. - 442.2 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 581 чел.
  • Производитель - Boeing

Boeing 747 удерживал первенство среди пассажирских самолётов более 36 лет – c 1969 по 2005 год. В 1970 году выпуск этого самолёта в серийное производство стал прорывом, потому что постройка настолько новой модели повлекла за собой целую череду изменений в производственном процессе, технологии, требованиях к эксплуатации и даже в методах обучения пилотов.


Изначально не планировалось выпускать большое количество 747-х, но когда эта модель доказала свою надёжность, очень многие мировые авиакомпании стали заказывать именно её, потому что объём пассажирских перевозок начал резко возрастать, и вместительные самолёты было выгодно содержать. В настоящее время в мире летает 1.5 тысячи 747-х в таких компаниях, как British Airways, Korean Air, China Airlines. В России 747-е эксплуатирует компания «Россия». Пять 747-х достались ей «в наследство» от распавшейся компании «Трансаэро».


747-му принадлежат и значительные рекорды: в 1989 году именно этот самолёт, принадлежащий австралийским Qantas Airways, совершил беспересадочный перелёт в Сидней из британской столицы, преодолев 18 тыс. км за 20 с небольшим часов. Правда, он летел пустым: без груза и пассажиров. Ещё один рекорд связан с количеством пассажиров: в 1997 году 1112 человек совершили на нём перелёт в Израиль в ходе военной операции «Соломон».


747-й использовался также для транспортировки космических кораблей Space Shuttle. Для такой транспортировки космические шаттлы устанавливают самолёту «на спину».

Самая характерная деталь 747-ого - «горб» на фюзеляже. Изначально планировалось, что фюзеляж будет двухпалубным по всей длине, но от этого варианта пришлось отказаться по техническим причинам. Поэтому вторая палуба у этого Боинга короткая.


Такая надстройка была сконструирована для того, чтобы нос корабля можно было модифицировать в грузовую аппарель, потому что предполагалось, что 747-й будет эксплуатироваться преимущественно для перевозки грузов.

Существует 7 модификаций Boeing-747, почти все из них имеют как пассажирские, так и грузовые и грузо-пассажирские версии. Не будет ошибкой сказать, что именно 747-й является одним из самых распространённых самолётов такого типа в мире.

Airbus A340-600

  • Размах крыльев - 63.45 м
  • Длина - 75.36 м
  • Высота - 17.22 м
  • Масса - 177 т
  • Взлётная масса, макс. - 380 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 419 чел.
  • Производитель - Концерн Airbus S.A.S

Концерну Airbus S.A.S принадлежит ещё один самолёт-гигант. Это Airbus A340-600, который до выпуска одной из модификаций Boeing 747 являлся самым длинным в мире пассажирским воздушным судном.

Его коммерческий выпуск начался в 2002 году, в 2011 он был остановлен. За 9 лет было выпущено 97 самолётов этой модификации. 340-600 создавался специально для межконтинентальных перелётов. Его заявленная дальность полёта - 14 600 км без дозаправки.

Boeing 777-300ER

  • Размах крыльев - 64.8 м
  • Длина - 73.9 м
  • Высота - 18.7 м
  • Масса - 166.9 т
  • Взлётная масса, макс. - 351.5 т
  • Количество двигателей - 2
  • Пассажировместимость, макс. - 365 чел.
  • Производитель - Boeing

Буквы ER в названии модификации обозначают Extended Range – повышенная дальность. Он способен пролететь 14 690 км без дозаправки благодаря увеличению запаса топлива по сравнению с предыдущей модификацией «трёх семёрок». Именно этот самолёт является основным конкурентом Airbus A340-600 и самым продаваемым 777-м в мире. Сейчас в мире эксплуатируется около 400 самолётов данной модификации.


На самолётах этой модели стоят самые мощные в мире турбовентиляторные реактивные двигатели General Electric 90-115B, которые дают максимальную тягу в 513 кН. Модификация 300ER обладает усиленными по сравнению с предшественниками элементами конструкции: стойки шасси, оперение, крылья, а также дополнительные топливные баки.

Современный человек не представляет свое существование без самолетов. На сегодня сконструировано более двух тысяч самолетов, которые имеют свои характеристики и особенности предназначения. Они отличаются размерами, функциональностью и обеспечением. Разница поражает. Если сопоставить небольшой самолет, рассчитанный на одного пилота и пассажирский лайнер, то первый покажется просто пылинкой на фоне второго. На сегодняшний день существует самый большой боинг в мире – это Boeing 747.

Boeing 747 – это первый большой пассажирский самолет, который имеет популярность по всему миру. Пилоты и пассажиры даже придумывают ему различные клички, практически 40 лет Boeing 747 рекордсмен среди пассажирских перевозок. На сегодняшний день за ним остался один рекорд – это максимальная длина для самолета. Впервые Boeing 747 увидел свет в 1969 году, с тех времен и началась его история. Специалисты и конструкторы, по сегодняшний день конструируют и усовершенствуют эту модель.

Предыстория возникновения Boeing 747

В начале 1960 годов, мир стал активно развиваться в плане торговли, необходимы были крупные, масштабные авиаперевозки. Предшественник Boeingа747, Boeing707 – уже не мог справляться с объемами перевозок. Поток желающих летать быстро и комфортно увеличивался с каждым днем, конструкторы Боинга стали разрабатывать аналог.

Джо Саттер в 1965 году был главным разработчиком, который максимально исследовал потребительский рынок. После проведенных исследований он был старшим конструктором, который отвечал за Boeing747. В те годы не делали ставки на пассажирские перевозки, изобретатели мечтали о звуковых самолетах. Поэтому с самого начала Боинг 747 – был грузовым самолётом и только потом грузопассажирским. Конструкторы разрабатывали все самолеты как грузовые, и именно на это и делали уклон. По максимуму освобождали место, и даже переносили кабины пилотов, чтобы поместить больше груза.

В 1966 году конструкторы Боинга впервые показали макет нового самолета под маркировкой 747. В первозданном виде самолет имел две палубы, но с такой конструкцией возникло много проблем. Вскоре был предложен вариант: сделать его в виде капсулы, увеличив бока. После того, как был представлен окончательный вариант, поступил заказ на производство Боинга 747 от компании PanAm в количестве 25 штук.

Данная компания внесла некоторые изменения в конструирования самолета, благодаря ей была изменена длина крыльев, конструкция шасси, также было принято решение увеличить вес до 308443 килограмма.

Основные характеристики

Боинг 747 имеет четыре двигателя на реактивной основе, интересный корпус и большие габариты. Основные усовершенствованные характеристики выделяют Боинг среди других самолетов, и, несомненно, на сегодняшний день он является лидером по перевозкам и самым востребованным самолетом в мире. Стоит выделить некоторые совершенства:

  • Усовершенствована аэродинамика.
  • Новые решения позволяют снизить индукционное сопротивление.
  • Изменен внутренний дизайн, комфортабельная кабина для экипажа и удобный салон для пассажиров.

Одним из заметных улучшений данного самолета считаются крылья, которые изменились в размерах и стали более функциональными. После ряда изменений крылья в высоту стали достигать 6 футов, аэродинамическая поверхность была немного завернута вверх и выступала наружу. После всех инноваций продолжительность полетов увеличилась, а расход топливного материала снизился. В связи с такой экономией Боинг сократил расход топлива до 4%. Если подсчитать общую сумму за все время, то получается огромная сумма. Боинг 747 является самым скоростным пассажирским самолетом, скорость которого может достигать 940 км/ч.

Технические характеристики

Боинг 747 гораздо вместительней своих собратьев из-за видоизмененной палубы. Эти нововведения позволяют вмещать 1075 пассажиров, при этом комфортабельность на высоком уровне как в бизнес-классе, так и в эконом-классе. На сегодняшний день кабина пилотов также полностью изменилась: все приборы были заменены новыми цифровыми элементами, благодаря чему количество пилотов сократилось до двух человек, а управление самолетом стало упрощенным. Вся важная информация отображалась на жидкокристаллическом экране.

На борту самолета для удобства перемещений были сконструированы прямые лестницы, а не винтовые, что максимально облегчило передвижение.

Видоизменился и салон самолета. Теперь у пассажиров было больше свободного места, что сделало полеты более комфортными. Полки для багажа и личных вещей были увеличены в объеме. Помимо этого на борту самолета установили специальные транслирующие системы для просмотра фильмов и видеороликов.

В связи с тем, что верхняя палуба была удлинена, на ней установили несколько дополнительных выходов. Деталями нового Боинга стали обновленные двигателя известных производителей, отличающиеся хорошим качеством и выносливостью. Благодаря чему получили Боинг с максимальностью скоростью – 940 км/ч и массой – 350 тонн.

Технические данные Боинга 747:

  • Общая длина самолета – 70,7 метров.
  • Высота самолета – 19,5 метра.
  • Размах крыльев – 120 метра.
  • Ширина салона для пассажиров – 6 метров.
  • Площадь крыльев – 1022 кв.м.
  • Скорость – 940 км/ч.
  • Дальность полета – 12500 км.
  • Вес без пассажиров – 175000 кг.
  • Высота внутри самолета – 13755 м.

Для эконом-класса предусмотрено 580 посадочных мест. В состав экипажа самолета входили два пилота и один инженер. В связи с популярностью модели был изобретен боинг для грузоперевозок и боинг пассажирский, но с меньшей длительностью полета.

Предназначение Боинга 747

С начала производства боинга компании-перевозчики относились с недоверием к авиалайнеру. В это же время некоторые организации стали разрабатывать самолеты меньших размеров с тремя двигателями. Многие считали, что им удастся вытеснить боинг, ведь большие габариты боинга ставили под сомнение его экономичность на дальнемагистральных маршрутах. Также из-за больших габаритов инфраструктура некоторых аэропортов не могла соответствовать рекордсмену. Конечно же, компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, были обеспокоены высоким расходом топлива, которое требовалось боингу для перелета. Некоторые авиакомпании моментально отказались от приобретения самолета, опасаясь поднятия цен на билеты из-за большого расхода топлива.

Boeing 747 – король в небе

Беспокойства компаний по этому поводу имели основания, ведь в 1970 году, во время топливного кризиса, топливо резко подскочило в цене. В связи с этим пассажирские перевозки максимально сократились. Боинг 747 отправлялся в рейсы полупустым. Некоторые авиакомпании пошли на хитрость: было принято решение убрать несколько рядов пассажирских кресел и установить на этих местах бары и музыкальные инструменты в надежде привлечь таким путем как можно больше пассажиров. Но, как показала практика, этого оказалось мало. Многие из авиакомпаний переоборудовали самолеты в грузовые либо перепродали их другим владельцам.

В населенных странах на сегодняшний день боинг 747 используют на ближних полетах либо в направлениях, пользующихся большим спросом. Конечно же, для длительных полетов используют по-прежнему именно боинг 747. Наибольшее количество боингов было у национальной компании Японии, а именно 73 штуки. В настоящий же момент вся техника списана, а последний рейс боинга состоялся в марте 2011 года.

В России боинг 747 эксплуатировался крупнейшей частной авиакомпанией «Трансаэро», прекратившей свою деятельность в 2015 году, и крупнейшим грузовым перевозчиком «AirBridgeCargo».

Создание и начало производство двухпалубного широкофюзеляжного лайнера Airbus А380 положило конец безраздельной монополии самолета , которая продолжалась несколько десятилетий. Машина является самым крупным пассажирским лайнером в мире.

Надежность и пониженные эксплуатационные затраты обеспечивают неплохой спрос на машину, несмотря на высокую стоимость. Самый дорогой вариант был поставлен семье короля Саудовской Аравии, и обошелся заказчику в 488 млн. американских долларов.

История создания

Начало работ над новым крупногабаритным авиалайнером «Аэробус» стартовало в конце 80-х годов. Самолет создавался как конкурент авиалайнеру «Боинг» 747, который монопольно занимал нишу подобных машин с 70-х годов. Параллельно подобный самолет разрабатывала корпорация Макдоннел Дуглас, но ее проект оказался провальным.

Руководство компаний «Боинг» и «Аэробус» осознавало ограниченность рынка самолетов большой вместимости, поэтому в 1993 году были предприняты попытки заключить партнерский договор, который позволял разделить рынок. Параллельно шло развитие проектов, получивших названия «Аэробус» 3ХХ и «Боинг» 747Х.

Для машины «Аэробус» прорабатывалось несколько вариантов фюзеляжа, включая сдвоенный по длине фюзеляж от модели 340. Самолет «Боинг» предполагалось оснастить фюзеляжем с увеличенной по высоте носовой частью.

Разработка проекта «Боинг» была остановлена в начале 1997 года из-за начавшегося экономического кризиса в Восточной Азии, который сократил рынок крупногабаритных лайнеров.

Компания «Аэробус» решила продолжить развитие проекта, сконцентрировавшись на снижении расходов на эксплуатацию при одновременном увеличении вместимости. Именно тогда было принято решение об использовании фюзеляжа двухпалубной конструкции, который обеспечивал максимальную вместимость самолета.


Обозначение А380 появилось в конце 2000 года, когда проект был одобрен тогдашним руководством «Аэробус». Сборка первого самолета началась в 2002 году. Особенностью изготовления самолета А380 явилось использование производственных мощностей нескольких десятков предприятий, разбросанных по всей Европе.

Первый полет «Аэробус» А380 состоялся весной 2005 года, а уже в начале 2006 года был выполнен первый испытательный перелет через Атлантический океан.

Доводка конструкции и решение возникавших проблем с поставщиками сдвинуло старт производства самолетов на 2007 год, в котором был сдан только один экземпляр. Фактические поставки начались только в следующем году, в котором было собрано 12 самолетов А380.

На начало 2017 года в активной эксплуатации находилось 207 лайнеров «Аэробус» А380, которые принадлежат двенадцати авиакомпаниям. За время эксплуатации самолетов зарегистрировано несколько мелких летных происшествий.

В частности, осенью 2017 года на одном из лайнеров компании Air France произошло отделение элементов турбореактивного двигателя в полете. Причиной происшествия признан производственный дефект втулки вентилятора двигателя GP7200.

Фюзеляж и кабина пилотов

Фюзеляж самолета «Аэробус» А380-800 оснащен двумя палубами для размещения пассажирских кресел. Между палубами установлены лестницы, расположенные в носовой и хвостовой части пассажирского салона. При компоновке лестниц удалось обеспечить ширину, достаточную для свободного движения пассажиров навстречу друг другу.

В конструкции фюзеляжа широко использованы углеволоконные композиты.

Концевая секция фюзеляжа целиком выполнена из композита. К ней прикреплен хвостовой горизонтальный и вертикальный стабилизатор. Внутри размещен служебный отсек и вспомогательная газотурбинная установка с генератором.

В носовой части фюзеляжа расположена кабина пилотов, оснащенная двумя местами. Для отображения данных в кабине установлены жидкокристаллические мониторы (концепция «стеклянной кабины») унифицированной конструкции, которая позволяет заменять устройства.


Традиционного штурвала у пилотов нет. Штурвал заменен джойстиками, расположенными с внешней стороны кресел. Джойстики связаны с органами управления электроприводами. В кабине пилотов имеется более 100 тыс. проводов, связывающих различные электронные и электрические компоненты.

Перед пилотами имеется раскладной столик с клавиатурой. Между креслами расположены органы управления, включая четыре рычага РУД для управления режимами работы двигателей.

Крыло «Аэробус» А380 создавалось из расчета взлетного веса не менее 650 тыс. кг, который считается достижимым на будущих версиях.

Кроме того, такой вес планировался для грузового варианта самолета A380-800F, который так и не пошел в серию.

Двигатели

В зависимости от модификации лайнер «Аэробус» А380 может комплектоваться турбореактивными двигателями семейства Trent 900 производства Rolls-Royce или GP7200, разработанными компанией Engine Alliance.


Силовая установка GP7200 представляет собой набор компонентов, разработанных несколькими крупнейшими производителями двигателей. Оба типа двигателей соответствуют современным требованиям по шумности при взлете и посадке.

В таблице приведены некоторые характеристики двигателей.

Параметр Trent 900 GP7200
Тип Турбовентиляторный трехвальный Турбовентиляторный двухвальный
Тип камеры сгорания Одиночная Одиночная с пониженным уровнем выброса вредных веществ
Конструкция турбины По одной ступени высокого и среднего давления, 5 ступеней для низкого давления Две ступени высокого давления и 6-ступенчатая низкого
Компрессор Одно вентиляторное колесо, 8-ступенчатая ступень среднего давления и 6-ступенчатая высокого Вентилятор, 5-ступенчатая низкого давления и 9-ступенчатая высокого давления
Длина, мм 5478 4920
Диаметр, мм 2950 3160
Вес, кг 6246 6712
Тяга на взлете, кН 310-340 311

Для сокращения расстояния пробега на двух двигателях имеется реверс тяги (по одному под каждым крылом). Двигатели используют в качестве топлива авиационный керосин.


Ведутся поисковые работы по эксплуатации силовых установок на смеси керосина и преобразованного в жидкое топливо природного газа. Запас топлива размещается в 13 кессонных баках, размещенных в крыльях и горизонтальном оперении.

В топливной системе имеется 41 насос, которые постоянно перекачивают топливо между баками для обеспечения центровки и снижения лобового сопротивления.

Конструкция пассажирского салона

Герметизированный пассажирский салон самолета «Аэробус» А380 имеет улучшенную звукоизоляцию. Ширина фюзеляжа позволяет размещать 11 рядов пассажирских кресел.

Все места подключены к линиям связи, простроенным на базе оптоволокна.

Посадка и высадка пассажиров выполняется через две двери, расположенные в носовой части фюзеляжа на нижней палубе.

Первый класс

Места расположены в носовой части нижней палубы. Всего имеется 14 мест, из них по 4 расположено одиночно по бортам, остальные 6 размещены в центральном ряду попарно. Особенностью сидений первого класса является возможность раскладки в полноценное спальное место.


В начале и в конце отсека имеется санузел и мини-кухня. Кроме этого в первом классе установлена душевая установка (имеется не на всех «Аэробус» А380).

Бизнес класс

Сидения пассажиров бизнес класса расположены сразу за первым классом. Сидения расположены в восемь рядов на достаточно большом расстоянии друг от друга. Конструкция кресел позволяет раскладывать спинки, формируя спальное место.

Всего имеется 20 рядов кресел, общая вместимость салона бизнес класса 76 мест.

В начале и конце салона имеются мини-кухни и санузел. В районе первого аварийного выхода размещается барная стойка. Второй аварийный выход расположен ближе к хвосту самолета «Аэробус» А380.

Эконом класс

Сидения эконом класса на «Аэробус» А380 расположены на верхней палубе в три ряда. Боковые ряды имеют по три сидения, центральный ряд – четыре. Между рядами имеются два прохода. В носовой, кормовой и средней части имеются санузлы.


Салон рассчитан на 399 пассажиров. Сидения пассажиров оснащены индивидуальным экраном, вмонтированным в спинку. В салоне эконом класса имеется две мини-кухни и три санузла.

При аварийной ситуации пассажиры эконом класса могут покинуть салон «Аэробус» А380 через 10 аварийных выходов.

Возможно расширение салона эконом класса и на вторую палубу. В этом случае вместимость «Аэробус» А380 достигает рекордных 853 пассажиров.

Шасси

В схеме выпуска и уборки шасси на «Аэробус» А380 применен комбинированный привод – от гидравлических систем (дублированных) и от исполнительных электроприводов (также продублированных). Электрические приводы управляют шасси через гидравлические системы.


Таким образом удалось установить четыре независимые системы управления, что повысило безопасность эксплуатации самолета и снизило риск возникновения опасных ситуаций. Ниши шасси закрываются створками шасси, изготовленными из композитных материалов. Конструкция створок монолитная.

Летные характеристики в сравнении с конкурентами

Параметр А380 А380 Плюс Боинг 747-8Ф
Размах крыла, мм 79 800 68 450
Длина, мм 73 000 76 250
Высота, мм 24 100 19 350
Масса пустого, кг 276 800 191 100
Максимальный взлетный вес, кг 560 000 578 000 442 000
Запас топлива, л 325 000 -
Тяга взлетная суммарная, кН 1244-1360 Не менее 1244 1188
Скорость максимальная, км/ч 1020 988
Скорость крейсерская, км/ч До 945 908
Дальность полета, км 15 200 15 756 14 100
Потолок, м 13 115 13 000
Экипаж, чел 2
Количество мест, чел 853 933 581

Перспективы

В середине 2017 года компания «Аэробус» анонсировала создание усовершенствованной машины А380 Plus. Основным направлением усовершенствований стало снижение стоимости машины, что в теории должно увеличить спрос на самолет.


При этом переработанные салоны рассчитаны на размещение рекордных 933 пассажиров. Вместимость улучшена за счет более тесной компоновки салона, и сокращения площади служебных отсеков.

Внешне А380 Плюс не сильно отличается от предшественника – основные изменения коснулись конструкции крыла, которое должно иметь сниженное сопротивление.

Модифицированные силовые установки Rolls-Royce и Engine Alliance обладают сниженным расходом топлива и увеличенной на 7% тягой, однако официальных данных по ним в открытом доступе нет.

Видео