Битва за Байкал

Публицистика В. Г. Распутина конца 70-х – 80-х гг.

До самого конца 1970-х годов В. Распутин практически не обращается к публицистике. В то же время он дает много интервью и выступает публично, в основном, по вопросам эстетики, литературы и искусства, пробует себя в литературной критике, пишет очерки о творчестве и предисловия к публикациям сибирских писателей: Г. Машкина, В. Сидоренко, А. Преловского, А. Ольшанского, В. Золотухина, предисловие к сборнику собственных повестей, воспоминания о друге А. Вампилове и пр. (П. П. Каминский).

Но в конце 1970-х – начале 1980-х Распутин вновь обращается к публицистике («Поле Куликово», «Абстрактный голос», «Иркутск с нами» и др.). С 1979 г. публикуется более двух с половиной сотен очерков, статей, рецензий, выступлений, высказываний В. Распутина.

Для публицистики В. Распутина 70-х – 80-х гг. характерна конкретная позиция по отношению к современным писателю событиям, фактам, явлениям общественной жизни. Она работает на результативность: действенность (привлекает внимание институтов власти, ответственных лиц к проблемам, будь то Байкал, повороты рек, затопление плодородных земель под водохранилища и гидроэлектростанции) и эффективность (заставляет каждого читателя вчитываться, всматриваться, вслушиваться в проблемы, не оставляя никого равнодушным).

В. Г. Распутина больше, чем других писателей-«деревенщиков» настораживает городская цивилизация, унифицирующая и заключающая живое вещество бытия в унылый, просеянный сквозь рационалистическое сито стандарт, что отражается в его публикациях 1970-х – 1980-х годов.

Взаимосвязь природы с судьбой человека занимают в творчестве В. Г. Распутина определяющее место. Любое произведение писателя отражает эту предопределенную связь природы, общества и человека. У В. Г. Распутина к природе особое отношение. «Он влюблен в нее сыновней любовью и свидетельствует об этом всем своим творчеством» (Сирин А. Д. Свет распутинской прозы).

И потому не удивительно, что в творчестве В. Г. Распутина того времени значительное, если не центральное место занимает защита природы и, прежде всего, голубой жемчужины планеты, озера Байкал.

Валентин Григорьевич Распутин, 1970-е годы (Фото Бориса Дмитриева)

А. И. Солженицын говорит об этой – первой и вечной – любви писателя: «…у Распутина есть замечательные сибирские очерки – об Алтае, Лене и Русском Устье – легендарном поселении на берегу Ледовитого океана, где колония новгородцев сохранила до нашего несчастного XX века – неповреждённые с XVI века язык и обычаи. Если вспомнить тут и Байкал, и Ангару – Распутин выступает нам как уникальный певец Сибири и средь самых стойких защитников её».

Валентин Распутин. Дом на берегу Ангары, 1970-е годы (Фото Бориса Дмитриева)

Чувство любви писателя к родной земле с особой силой проявилось в историко-краеведческом полотне «Сибирь, Сибирь…», посвященном родному краю, повествовании-обозрении, охватившем и красивейшие города, и заповедные природные уголки. Распутин создал образ величественного, щедрого на природные богатства края, заявив, что «нет ничего в мире, что можно было бы поставить в один ряд с Сибирью» (Распутин В. Г. «Что в слове, что за словом?»).

«Сибирь, Сибирь…», пополняемая с каждым выпуском новыми главами, свидетельствует: земля Байкала и Ангары породила писателя В. Г. Распутина для того, чтобы он сказал о ней словами, достойными ее красы и мощи, стал ее защитником в бедах и горестях. Книга открывает перед читателем необыкновенно прекрасную заповедную «страну Сибирь», рассказывает об ее истории, о подвигах легендарного Ермака и других первопроходцев, о характере сибиряков, о вкладе первых сибирских городов в развитии торговли и культуры в крае. Размышления писателя о прошлом, настоящем и будущем Сибири – это по существу размышления о проблемах планетарного масштаба, о будущем землян. Книга о Сибири дополняется глубокими и бесстрашными публицистическими выступлениями автора по самым мучительным и жизненно важным российским вопросам.

А начиналось все так.

В 1981 году был опубликован очерк Распутина «Байкал» («Советская культура, 1918, 15 мая). Образ Байкала был представлен автором в его мистической красоте и природной ценности. В. Г. Распутин обращается в нем не столько к разуму читателя, сколько к совести, к воображению.

Валентин Распутин в старом Иркутске, начало 1980-ых (Фото Бориса Дмитриева)

Описание Байкала В. Г. Распутин начинает с цитаты из Аввакума: «При возвращении из даурской ссылки «неистовому» протопопу пришлось летом 1662 года переправляться с восточного берега моря-озера на западный, и он пишет о Байкале:

«…Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки, – двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы, – все богоделанно. Лук на них ростет и чеснок, – больши романовского луковицы, и сладок зело. Там же ростут и конопли богорасленныя, а во дворах травы красныя – и цветны и благовонны гораздо. Птиц зело много, гусей и лебедей по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем – осетры и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем, во окиане-море большом, живучи на Мезени таких не видал. А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирни гораздо, – нельзя жарить на сковороде: жир все будет. А все то у Христа товосвета наделано для человеков, чтоб, успокояся, хвалу богу воздавал».

Зрелые годы. Валентин Распутин (Фото Бориса Дмитриева)

«Святое море», «святое озеро», «святая вода» – так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь пред его величественной, неземной тайной и красотой».

Байкал предстает у Распутина как живое, мистическое, уникальное живое творение, которое, как и Россию, «аршином общим не измеришь»: «Со временем Байкал обмерили и изучили, применив для этого в последние годы даже и глубоководные аппараты. Он обрел определенные размеры и по ним стал сравним: его сравнивают то с Каспием, то с Танганьикой. Вычислили, что он вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете, объяснили его происхождение, предположили, как могли зародиться в нем нигде больше не существующие виды животных, рыб и растений и как сумели попасть в него виды, существующие за многие тысячи километров в других частях света. Не все эти объяснения и предположения согласуются даже и между собой. Байкал не столь прост, чтобы так легко можно было лишить его таинственности и загадочности, но тем не менее, как это и должно быть, по своим физическим данным он поставлен на соответствующее ему место в ряду величин описанных и открытых. И он стоит в этом ряду… потому лишь, что сам-то он, живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде неповторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь».

Валентин Распутин. Индигирка, 1985 год. (Фото Бориса Дмитриева)

Байкал – священное море, которое свято для автора «…своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний».

Байкал для писателя – один огромный чудесный кристалл, озеро, оказывающее глубокое нравственное воздействие на живую человеческую душу: «А очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала!.. Ни учесть, ни пометить его нельзя, его опять-таки можно только почувствовать в себе, но с нас достаточно и того, что оно существует».

В статье «Видя вокруг прозрения слепых…» В. Г. Распутин признается, что Байкал для него – буквально питающая сила: «Это… нечто живое, отцовское, плоть от плоти и соль от соли которого все мы, живущие рядом, происходим». Вдали от Байкала писатель чувствует себя одиноко: «Я заболеваю, словно сиротею, появляется чувство угнетенности».

«Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек, – пишет в очерке «Байкал» Распутин. – …Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом».

Часовня на Индигирке (единственная за полярным кругом) Валентин Григорьевич Распутин, 1985 год (Фото Бориса Дмитриева)

Противодействие тем, кто хочет «сделать природу безнравственной» и есть одна из главных целей публицистики Валентина Григорьевича Распутина. Это попытка не просто спасти природу, а остановить расчеловечевание человека. Автор настроен оптимистически и в конце очерка высказывает надежду даже не на здравый смысл, а на нравственный закон внутри нас: «Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности березку, долго каялся и просил прощения у березки за то, что вынужден ее погубить. Теперь мы стали иными. И все-таки, не оттого ли и в состоянии мы удержать занесенную уже не под березкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им?! За добро добром, за милость милостью – по извечному кругу нравственного бытия…»

Валентин Распутин возле остатков Колымлага. Берег Ледовитого океана, 1985 год (Фото Бориса Дмитриева)

Очерк «Байкал» вошел впоследствии в историко-краеведческий сборник «Сибирь, Сибирь…», первоначально опубликованный в издательстве «Молодая Гвардия» в 1991 году, и затем неоднократно переиздававшийся и переведенный на английский язык. От выпуска к выпуску «Сибирь, Сибирь…» все печальнее выводы автора. В третьем издании, в последнем очерке есть такие строки: «Не одно столетие Сибирь пыталась снять с себя ярмо российской колонии, а теперь кончается тем, что ей приготовлена участь мировой колонии…»

Книга состоит из нескольких разделов, которые посвящены конкретным регионам Сибири: городу Тобольску, озеру Байкал, городу Иркутску, Алтаю и Кяхте. Распутин описывает жизнь людей XVIII–XIX веков в изолированных общинах на Русском Устье с архаичными обычаями и диалектами. «Сибирь, Сибирь…» является и историческим обзором региона, и обличением попыток использовать природу Сибири без оглядки на экологию и традиции, что Распутин рассматривает как вредительством и свидетельство морального упадка общества.

В начале 1950-х годов появилась угроза оскудения Байкала. «Поубавились уловы омуля, знаменитой байкальской рыбы» – пишет Распутин в книге «Сибирь, Сибирь…». В послевоенные голодные годы «черпали из Байкала до ста тысяч центнеров только для государства и неизвестно сколько для себя». Вырубалась тайга, «лес сплавляли по речкам, по которым омуль шел на икромет, перекрыли ему пути для продолжения рода. Из четырех популяций омуля осталось три».

Кладбище у Колымлага. Валентин Распутин. 1985 год (Фото Бориса Дмитриева)

Но настоящая беда пришла в 1953 году, когда было решено ставить на Байкале целлюлозные заводы. Так как потребовалась для «отмывки» целлюлозы чистая вода с минимальной дозой минеральных веществ. Только три источника отвечали этому требованию – Ладога, Телецкое озеро на Алтае и Байкал.

В 1958 году на месте будущего Байкальска появились первые строители, а чуть позже развернулись работы на Селенге, где и началось сооружение целлюлозно-картонного комбината.

Год за годом, десятилетие за десятилетием разворачивается борьба писателя за родную Сибирь, за Байкал и главным оружием в этой борьбе для Распутина служит публицистика. Этот жанр позволяет Распутину добиться быстрого отзыва, мгновенной реакции. Писатель напоминает о том, что романы пишутся долго и как бы хорошо они ни были написаны, как бы горячо не защищали, скажем, природу, природа на момент выхода романа в свет может измениться до неузнаваемости: «Это заставляет писателя-гражданина отложить «вечное» перо и взяться за то, которым водят неотложные нужды нынешнего дня. Терапевтическое, долговременное воздействие литературы на человеческую душу как постепенное ее воспитание может, к несчастью, опоздать. Таким образом, публицистика сегодня – это не цеховое занятие, а долг каждого неравнодушного к судьбе своей родины писателя. Самое время требует публицистики».

И в то же время Распутин трезво оценивает возможности публицистики: «Когда скорые на руку по отношению к сложившемуся укладу жизни хозяйственники, поспешно расписав в своих кабинетах российскую деревню на «перспективную» и «неперспективную», принялись с невиданной горячностью, достойной других забот, уничтожать «неперспективную», художественное слово, будь сейчас живы даже великие его мастера – Гоголь, Тургенев, Толстой, Бунин, – не в состоянии было бы остановить подобную деятельность. К сожалению, не остановила ее и публицистика…»

Распутин с японской переводчицей. 1980-ые годы (Фото Бориса Дмитриева)

К началу 1980-х годов плоды промышленного освоения байкальского побережья становились все более очевидны общественности, которую представляли известные ученые, писатели (О. В. Волков, Г. И. Галазий, О. К. Гусев, Ф. Н. Таурин, В. А. Чивилихин, М. А. Шолохов, А. Л. Яншин и др.). В середине 1960-х не удалось предотвратить строительство Байкальского целлюлозно-бумажного и Селингинского целлюлозно-картонного комбината. Дискуссия по проблеме сохранения мирового наследия продолжалась Принятые в 1960-1970-е годы постановления Совета министров СССР природоохранного характера (таких документов было три), запрет на сплав и вырубку прибрежных байкальских лесов притупили на время остроту дискуссии. Однако грязное пятно промышленных стоков БЦБК на поверхности озера разрасталось, нормы очистки нарушались, шло усыхание тайги.

В результате многочисленных публицистических выступлений, В. Г. Распутину в 1980-х годах удалось оказать определенное влияние на ситуацию. Было принято правительственное постановление «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал». Однако этого оказалось мало для спасения Байкала, и писатель продолжил свою борьбу.

В «Известиях» за 17 февраля 1986 года появилась статья Распутина «Байкал у нас один», написанная в разгар борьбы за чистоту озера и свидетельствующая об активной позиции писателя. Он рассказывает о своей безрезультатной встрече с министром лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности М. И. Бусыгиным и его заместителями.

«Что имеем… Байкальский пролог без эпилога» – третья распутинская статья в сборнике «Слово в защиту Байкала» (впервые опубликованная в «Правде» за 11 мая 1987 года) – уже более спокойное, аналитическое рассуждение о недавних событиях. В ней примечательны наблюдения о том, какими методами действуют покорители природы, наделенные властью, и понимание того, что общество раскололось на «реактивное» и «остаточное» (Н. С. Тендитник) мышление, и каждое утверждает собственное понимание цивилизации.

К концу 1980-х появилось ощущение, что пагубный ход вещей все-таки можно остановить. Началась подготовка нового, четвертого, постановления по охране Байкала. В. Г. Распутин входит в созданную для этого комиссию, участвует в разработке предложений, выступает на собраниях партийно-хозяйственных активов Бурятии и Иркутской области.

Была надежда, что намечаемая правительством комплексная программа по сохранению лесов и вод Байкала позволит озеру вздохнуть легче, были и сомнения – министерства по-прежнему не исполняли своих обещаний, а сроки перепрофилирования БЦБК отодвигались на следующую пятилетку. Все завершилось тем, что четвертое постановление по Байкалу в апреле 1987 года появилось. Среди главных мер – ликвидация БЦБК к 1993 году, перенос производства в Усть-Илимск, введение на Селенгинском комбинате замкнутого цикла водопользования. Для контроля за выполнением этого постановления была создана межведомственная комиссия, поработав в которой В. Г. Распутин понял: «Настроя на серьезную работу нет… Министры на заседания комиссии вместо себя посылают замов, «все та же раскачка, раскачка, раскачка, выжидающая, не изменится ли обстановка, чтобы, не дай Бог, не перестараться» (Н. С. Тендитник).

«Мы все на этой земле, при любых должностях и званиях, временны. Вечна Родина. Вот из чего должен исходить истинный патриот» (Распутин В. Г. Патриотизм – это не право, а обязанность), – заключает писатель, пытаясь урезонить своих оппонентов.

Всю хронологию «байкальской эпопеи» В. Г. Распутина можно проследить по книге «Слово в защиту Байкала. Материалы дискуссии», выпущенной в Иркутске в 1987 году и включившей в себя три выступления писателя.

Подготавливается еще один «природопереворачивающий проект» – переброски северных рек на юг. В. Г. Распутин с самого начала с теми, кто не приемлет его и выступает с осуждением в прессе. На VII съезде писателей СССР В. Г. Распутин открыто заявляет свой протест по поводу поворота рек и существования БЦБК. Это было официальное обращение от имени группы русских писателей к Политбюро и М. С. Горбачеву, генеральному секретарю ЦК КПСС. Имя В. Г. Распутина, по словам Б. Лапина (писателя и составителя сборника «Слово в защиту Байкала. Материалы дискуссии»), заслонившего собой Байкал в самый ответственный, переломный момент битвы, становится знаменем защитников природы.

С конца 80-х годов В. Распутин активно работает как очеркист и публицист. Появляются его размышления о «Слове о полку Игореве», о Сергии Радонежском, статьи о творчестве В. Шукшина и А. Вампилова. Этот период жизни Валентина Григорьевича Распутина тесно связан с общественной деятельностью, направленной на решение экологических, нравственных, литературных проблем современности. В это время он был избран депутатом Верховного Совета СССР, являлся членом Президентского Совета.

Судьба БЦБК в течение последующих двух десятилетий решалась неоднократно. Комбинат планировали закрывать, перепрофилировать, не раз возбуждались судебные иски. Наконец, премьер-министр В. В. Путин в сентябре 2009 года принял решение о возобновлении работы комбината, загрязняющего озеро Байкал, подписав распоряжение № 1 от 13 февраля 2010 года, по которому отравлять Байкал стало возможно безо всяких ограничений и соблюдения экологических норм. После этого БЦБК начал работу в тестовом режиме. 13 февраля 2010 года в Иркутске состоялась первая массовая акция в защиту Байкала, которая ознаменовала начало протестной кампании по всей России. На защиту озера вышли более двух тысяч человек – жители Иркутска и Иркутской области, экологи, общественные деятели, члены КПРФ, «Яблока», «Солидарности».

В. Г. Распутин написал возмущенное заявление: «…и двадцать лет назад, и сегодня я был и остаюсь противником целлюлозных комбинатов на Байкале, судьбу рабочих нужно решать исходя из судьбы Байкала, а не интересов олигархов. Байкал был дарован Создателем вовсе не для полоскания грязных отходов какого бы то ни было производства».

Из книги Комментарии к пройденному [Другая редакция] автора Стругацкий Борис Натанович

ПУБЛИЦИСТИКА По-настоящему (то есть, профессионально) АБС никогда не интересовались теорией литературы вообще и теорией фантастики в частности. Однако уже в начале 60-х нам стало ясно, что совсем без теории обойтись невозможно. Сама литературная жизнь того времени

Из книги 100 рассказов о стыковке [Часть 2] автора Сыромятников Владимир Сергеевич

4.18 Испытания «от конца до конца» До этого я никогда не слышал такого термина, ни по–русски, ни по–английски: «end to end test». Поначалу никто не мог толком объяснить мне происхождение этого выражения. При более глубоком размышлении мне стало понятна основная идея этого

Из книги В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь автора Пфиценмайер Евгений Васильевич

VI. ОЗЕРО БАЙКАЛ Снаряжение экспедиции задержало нас в Иркутске еще на несколько дней. Благодаря этому мне, вместе с лордом Клиффордом, удалось совершить поездку на Байкальское озеро.Мы явились на станцию Байкал вечером и прежде всего осмотрели стоявший у пристани

Из книги Олег Антонов автора Захарченко Василий Дмитриевич

СЛАВНОЕ МОРЕ, СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ 8 июля 1971 года в газете «Правда» появилась статья О. Антонова под названием «С чего начинается творчество».Есть в этой статье строки, которые не оставят любого читателя равнодушным. Они о любви к Родине, о защите ее экологической чистоты.Еще

Из книги Сто дней до приказа автора Поляков Юрий Михайлович

ПУБЛИЦИСТИКА Командировок в чужие судьбы не бывает - Юрий Михайлович, ваша повесть «Сто дней до приказа» вызвала противоречивые мнения. Вы, конечно, знакомы с ними. Ваше отношение к этим суждениям? Какие выводы для себя, для своего творчества вы сделали из них?- Прошло

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Самое красивое озеро в мире - Байкал Сколько рассказов я о нем слышала, но никто никогда не смог передать той единственной, неповторимой, неописуемой красоты этого поэтического озера. Мы проезжали его при дивном, дивном, ни с чем не сравнимом закате солнца, при лунном

Из книги Байки деда Игната автора Радченко Виталий Григорьевич

БАЙКА НЕ КОНЕЧНАЯ, ибо байкам конца не бывает, как нет конца тому чуду, что называется жизнью Свободными осеннее-зимними вечерами наше семейство собиралось вокруг стола на «священнодействие» особого рода - громкие читки любимых книг - Тараса Шевченко, Ивана

Из книги Сказки матери [сборник] автора Цветаева Марина

Публицистика Детям <ЗИМА 1937/38 ГОДА. ВАНВ.>[ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ]Милые дети!Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, – как мы. Но говорят: что вы есть, что вы – особая порода, еще

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

21. Плавание Невельского на транспорте «Байкал» (1848–1849) Капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской, один из лучших и образованнейших морских офицеров, которого, казалось, ожидала блестящая карьера на Балтийском море, испросил себе скромное назначение командира

Из книги Каменный пояс, 1981 автора Юровских Василий Иванович

Из книги От Кяхты до Кульджи: путешествие в Центральную Азию и китай; Мои путешествия по Сибири [сборник] автора Обручев Владимир Афанасьевич

VI. Экскурсия в Прибайкальские горы. Происхождение озера Байкал Осень, зиму и весну 1889–1890 гг. я провел спокойно в Иркутске, занимаясь составлением отчетов о работах, выполненных летом, – о разведке угля на р. Оке, к которому присоединил перечень всех известных в то время

Из книги Я люблю, и мне некогда! Истории из семейного архива автора Ценципер Юрий

Алтай – Средняя Азия – Кавказ – Байкал Летом 1959 года наша родственница Ая Сагалович собиралась с друзьями в поход по Алтаю и предложила Юре и Володе присоединиться. Маршрут был сложный и интересный, они с радостью согласились.Поезд “Москва – Барнаул”

Из книги Джуна. Одиночество солнца автора Савицкая Светлана

Рублик, не брошенный в Байкал Однажды выпал случай оказаться на Байкале. Джуна как раз позвонила и попросила прийти, поработать над ее книгой. В ее суете не так-то просто сосредоточиться. Всегда отвлекает туча всяческих больных, и любителей схватиться за ее руки, и

Из книги Валентин Распутин. Русский гений автора Чернов Виктор

«Костровые новых городов» Публицистика В. Г. Распутина конца 50-х – 60-х гг. Публицистика была первой любовью Распутина и осталась таковой навсегда. Уже в ранней его публицистике обнаруживается единство социально-психологического и духовно-нравственного поиска писателя,

Из книги В тени сталинских высоток [Исповедь архитектора] автора Галкин Даниил Семёнович

«Боль души» Публицистика В. Г. Распутина 1990-х – 2000-х гг. С началом Перестройки В. Г. Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель протестует против распада СССР, деградации России, разложения государства, предательства культуры и народа.

Из книги автора

Славное море, священный Байкал… Много часов из окна поезда наш взор пленяло «славное море – священный Байкал». Дух захватывало от нежно-бирюзовой глади и гористых берегов чудо-озера. Чехов о нем писал: «Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь

«География Озеро Байкал» - Сформировать представление об озере Байкал. Исток реки Ангары. Остров Ольхон. Вступительное слово учителя географии. Лето на Байкале. Баргузинский соболь. Голомянка – живородящая рыба. Ветер Сарма. Осень. Баргузинский заповедник. Тема: « Байкал – жемчужина Сибири.». Кедровники. Предметные области. Песчаная бухта.

«Байкал - жемчужина России» - Байкал. Первичная древесина. Экологические проблемы. Загрязнение воздушного бассейна. Река Селенга. Вырубка лесов. Загрязнение Байкала хозяйственно-бытовыми стоками. Проекты строительства трубопроводов. Загрязнение Байкала воздушными выбросами. Охота. Изъятие биоресурсов. Нефтяные месторождения. Поселения.

«Великое озеро Байкал» - Байкальская нерпа. Особенность Байкала. Хрустальная печень страны. Байкал – величайшее озеро планеты. Геологические особенности строения озера. Характер антропогенного воздействия. Омуль. Крупнейшее пресноводное озеро. Гидрология озера Байкал. Дочь Байкала. Река Ангара. Растительный и животный мир. Байкал – жемчужина Сибири.

«Описание озера Байкал» - Математика – царица всех наук. Возраст Байкала. Полуостров. Географическое положение. Байкал. Уникальность воды Байкала. Наибольшая глубина Байкала. Растительный и животный мир Байкала. Леонард Эйлер. Решение практических расчетных задач. Полуостров в России. Пропорция. Рене Декарт. Математика. Запас воды в Байкале.

«Загрязнение Байкала» - Браконьерство. Воздействие промышленности. Байкальский целлюлознo-бумажный комбинат. Риск аварии БЦБК при землетрясении. Воздействие БЦБК на атмосферу. Загрязнение Байкала хозяйственно-бытовыми стоками населенных пунктов. Загрязнение озера Байкал. Влияние сточных вод реки Селенги. Загрязнение Байкала воздушными выбросами.

«Байкал - чудо природы» - Волны и ветер. Экзотические растения. Вода Байкала. Рачок эпишура. Изучить озеро Байкал. Природа Байкала. Рыбалка. Загадочное животное. 20% мировых запасов чистейшей пресной воды. Байкал был включен в Список природного наследия ЮНЕСКО. Байкальская нерпа. Байкал. Самое глубокое и древнее озеро в мире.

Всего в теме 15 презентаций

Распутин Валентин Григорьевич, русский писатель. Родился 15 марта 1937г. в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Отец писателя был крестьянином, работал в леспромхозе, мать – домохозяйка. Детство Распутина прошло в низовьях Ангары, в небольшой деревне Аталанка. В 1954 году поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Вскоре он познакомился с Александром Вампиловым, поступившим на первый курс историко-филологического факультета ИГУ. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты "Советская молодежь". В этой газете Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы. В 1958-1966гг. занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске. В качестве корреспондента «Советской молодёжи» , позже – «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего» обошёл пешком междуречье Енисея, Ангары и Лены. Печатается в соавторстве с Р.Градом, М.Ворониным, под псевдонимом Р.Валентинов, но чаще всего под собственным именем - В.Распутин.

В 1959 году окончил университет. В 1961 в альманахе «Ангара» (№ 1) появляется в печати первый рассказ Распутина «Я забыл спросить у Лешки…». В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика. Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии". В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных российских писателей.

В1989-91 - депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами. Потом публично заявил, что “политика - дело грязное”. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995г. решением Иркутской городской Думы Распутина присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска». В этом же году вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). В 1997г В. Распутину и Г. Галазию присуждена премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность». В этом же году выходит двухтомник избранных произведений В. Распутина

Герой Социалистического Труда (1987), лауреат Государственной премии СССР (1977, 1978), лауреат премии А. И.Солженицына. В настоящее время Валентин Григорьевич живет и работает в Иркутске.

  • Самые известные произведения В. Распутина:

Повести:

«Деньги для «Марии»(1967г.), "Последний срок»(1970г.), «Живи и помни»(1974г, Государственная премия в 1977г), «Прощание с Матёрой»(1976г), «Пожар»(1985г.), «Дочь Ивана, мать Ивана»(2004г)

Рассказы:

«Костровые новых городов»(1966г). « Василий и Василиса»(1966г), «Край возле самого неба»(1967г), « Уроки французского»(1973г.), «Что передать вороне»(1981г), « Век живи - век люби»(1981г), «Наташа»(1981г.), «Не могу- у…» (1981г.) « Нежданно- негаданно»(1997), «Видение»(1997г), « Изба»(1999г),

  • Какой теме посвящено произведение "Прощание с Матёрой", как оно перекликается с темой сохранения Байкала? "

Одним из самых известных произведений В.Г.Распутина является повесть «Прощание с Матёрой», изданная в 1976г. Эта повесть – вершина творчества писателя. В сюжете произведения – история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры. Остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, - символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом - воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Автор повести «Прощание с Матерой» показывает, как люди относятся к разрушению их «маленького мира». В финале на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

Повесть «Прощание с Матёрой» перекликается с темой сохранения Байкала, так как события, описанные в данном произведении, рассказывают о времени создания плотин для ГЭС на Ангаре. При строительстве плотин необходимо было создание водохранилищ, поэтому встал вопрос о существовании прибрежных деревень. Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала, которая регулирует уровень и сток воды в озере. А вмешательство человека нарушает баланс природы озера и прибрежной экосистемы. А по приказу сверху должны были исчезнуть с лица земли и быть затопленными деревни у берегов реки. Крестьян насильственно переселяют в другое место - в “перспективное” село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу “специалистами” без любви к людям, которым тут жить”.

В.Г.Распутин утверждает: «Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. Родина – место, где ты родился, вырос».

Какова роль Распутина в сохранении Байкала?

Самостоятельной общественной деятельностью В.Г.Распутин начал заниматься в первой половине 80-х годов, став одним из инициаторов кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле 1987). Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. Писатель долгие годы выступает в защиту озера Байкал, публикует очерки и статьи, принимает активное участие в работе природоохранных комиссий. Кроме того, Распутин является уроженцем Иркутской области, на территории которой находится Байкал. Писатель В. Распутин, в возрасте 71 года, в августе 2008 года на аппарате «Мир» совершил погружение на дно Байкала в рамках научной экспедиции. Погружение продолжалось около 3х часов. Служение России В. Распутина продолжается вот уже 40 лет. Когда писатель разделяет судьбу своего народа и делается выразителем его духа, когда он ищет и находит ответы на главные вопросы времени, когда возвращает сокровенный смысл словами: «Родина, совесть, истина, память, свобода,- тогда он обретает значение национального писателя. И его имя становится символом ценностей, которые он защищает.

Валентин Григорьевич Распутин считает, что Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода осталась чистой, красота непогубленной, воздух незасорённым, а жизнь в нём и вокруг него – неиспорченной.

Статьи В.Распутина о Байкале:

- «Что имеем…Байкальский пролог без эпилога» (в сборнике «Слово в защиту Байкала» в газете «Правда» эа11мая 1987г.); - «Байкал у нас один» (в газете «Известия» 1986г.); - «Полная чаша злата и лиха» (в газете «Труд» за 18 февраля 2006г.); - «О старых и новых угрозах Байкалу»; - «Отчаяние или конформизм» (1996); - «Громкое имя Сибирь»; - «Сумерки людей». -«Воды наши – грехи наши» (1989)

Рецензия на статью В.Г.Распутина "Полная чаша злата и лиха"

2. Проблемы загрязнения Байкала.

3. Участие государственных учреждений в природоохранной деятельности.

4. Сохранение озера – общенациональная задача.

Валентин Распутин сегодня один из писателей, который не меняет своих взглядов на отношение человека к природе. И, читая статью «Полная чаша злата и лиха», нельзя не почувствовать, что в каждой строчке писателя гордость, слава и в то же время боль и крик души за Байкал. Почему? Байкал уникальный, неповторимый, загадочный. Возраст его 25 млн. лет, по геологическому летосчислению - это молодой гидрологический объект, а по историческому времени – взрослый. Седой, суровый Байкал пережил многое. И последние полвека вмешательства человека в жизнь озера не проходят для него бесследно.

Распутин в своей статье определил позицию человека по отношению к чуду планеты – озеру Байкал - как экспансию. До промышленного освоения человек жил в ладу со своими потребностями. И испытывал он к священному Байкалу, « как к опустившемуся на землю всесильному божеству», страх, почтение и благодарность. А что же происходит?

Распутин обращает внимание всех, что прокладка Кругобайкальской железной дороги сто лет тому назад не причинила никакого вреда, а протянули её в непосредственной близости от берега. Она, железная дорога, стала как «ожерелье» для озера.Какое сравнение?! Какое желание у писателя убедить читателя увидеть богатую красоту Байкала?

В середине 20 века, после Великой Отечественной войны, человек был куда заботливее о богатстве озера – байкальском омуле. Чрезмерный улов уменьшил «стадо» этой необыкновенно вкусной рыбы. Но нельзя было строго судить людей в то трудное время, поэтому автор с благодарностью отмечает, что в результате охранных мер была восстановлена численность омуля. Каждая строчка в статье заставляет нас, читателей, серьёзно задуматься над состоянием байкальской воды. Небезмолвно озеро… Оно плачет, и природа вопрошает у человека: «За что это мне? В чём я провинилась перед хозяином природы – человеком?»

Необходимо «разбудить» власть, чтобы не случилось непоправимого. Экологи против прокладки нефтепровода компании «Транснефть». Но не могут сегодня нефтяники обещать безопасность байкальской экосистеме.Уже есть печальный опыт того, что строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината принесло в прибрежную экосистему высокую степень мутаций (т.е. генетически опасных отклонений). И благодаря ценителям природы Байкала на экраны вышел замечальный по своей значимости фильм «У озера». Но защитники Байкала бой тогда проиграли, и итог оказался печальным.

Во все времена существования человека разумного, отмечает Валентин Григорьевич Распутин, наши предки заботились о чистоте в своём доме. А дом - это земля, на которой мы живём. Как приятно осознавать, что недуг Байкала притягивает людей из разных частей света, а именно: из Европы, Америки. В тёплое время года на берегу Байкала съезжаются гринписовские молодёжные отряды, и совместно с местными жителями приводят в порядок от мусора прибрежный ландшафт. А как туристам не стыдно за оставленный мусор? «Стыдно» и «страшно» за тех, кто не понимает, какая благодать дана матушкой - Землёй.

Непонятна позиция тех, кто знает последствия действий целлюлозно-бумажных комбинатов. Удивляет, возмущает позиция академика Жаворонкова: «Рыбохозяйственное значение Байкала невелико и имеет лишь местное значение». Из выступления этого академика оказывается заманчива перспектива производства этих комбинатов. Вот шокирующие цифры: в год будет произведено 15.000 тонн кормовых дрожжей. И этого хватит для откорма свиней с получением 6 тыс. тонн мяса. Но разве это сопоставимо с тем, что очистные сооружения не способны «вернуть Байкалу его родную воду». И нездоровье Байкала оказывает влияние на нравственное здоровье человека.

Экономисты, руководители промышленных предприятий, министры не видят ничего опасного в том, что элементы периодической таблицы Д. Менделеева поселяются как постоянные жители в водах Байкала. А почему мусульманский мир совершенно иначе воспринимает негативное действие европейцев на природу человека- разрушителя? Сколько экспериментов пытались на Байкале провести? Один из них – это предложение положить под Шаман – камень взрывчатку и произвести взрыв, что приведет к понижению уровня Байкала на 1 см, и это даст столько электроэнергии, что можно выплавить 11тысяч тонн алюминия. В невероятно трудной борьбе учёные добились отмены этого эксперимента, потому что последствия могут быть трагичными из-за геологического смещения дна. Статью автор озаглавил «Полна чаша злата и лиха», и верно, вода в Байкале по своим вкусовым качествам необыкновенная. Нигде в мире нет такой вкусной, чистой, насыщенной высоким содержанием кислорода воды. В озёрной котловине «полная чаша злата», но сегодня в «чашу» человек сливает «лихо».

Байкал подлежит особой охране и заботе как природно-культурный участок мирового наследия. Вода –жизнь! Ничто не может идти в сравнение с удивительным вкусом воды из Байкала. Мировое сообщество осознаёт, что озеру нужно помочь. И помощь идёт, например, Всемирный банк перечислил 20 миллионов долларов, и столько же должно было поступить от правительства России, для того чтобы ввести на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате замкнутый цикл водопользования, но в итоге хозяева комбината отказались осуществить этот проект. И, как обычно, надежда на «авось». Сколько «лиха» в этой «чаше»?

Поднят «дамоклов меч» и сегодня над Байкалом: «громогласный проект» - нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». По проекту в северном Байкале на отдельных участках труба пройдёт менее чем в километре то уреза воды. Сложный рельеф не даёт идти другой дорогой, но баснословная выгода проекта не сдерживает ОАО «Транснефть».

Как достучаться до разума тех, кто сегодня и завтра должен ответить за то, что уникальное хранилище питьевой воды может быть преднамеренно уничтожено. Вновь взывает Валентин Распутин к благоразумию – спасите Байкал, избавьте от «лиха», пусть полна будет «чаша златом». В экономической выгоде государство окажется уже сейчас, если мы байкальскую воду будем продавать по 10 рублей за литр. И в бюджет придут такие необходимые деньги в сумме 100 триллионов рублей в год. Ещё есть опасения в прокладке этого нефтепровода в том, что эта территория имеет высокую сейсмоактивность.

Так на что мы надеемся, чего ждём и от кого? Каждый из нас должен внести свою лепту в спасение и сохранение жемчужины Сибири – Байкала. Это нужно для нас, для потомков, которые не простят, если погибнет «священный Байкал»!

1. Величальная песнь морю-озеру Байкал.
2. Влияние Байкала на жизнь человека.
3. Вечно мудрая и нравственная Природа.

...О, дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.
В. Г. Распутин

Байкал — великое озеро России не только из-за его уникальных размеров и удивительных свойств воды, но и из-за богатой природы этого гигантского водоема: растениям и животным, которые есть в нем. Многие века люди, которые жили вблизи него или просто путешествовали и видели это огромное озеро, восхищались и благоговели перед ним. Это не просто громадное море-озеро, вмещающее в себя одну пятую часть всей пресной воды Земли, а целый живой организм.

В XVIІ веке ему удивлялся и поклонялся протопоп Аввакум, не забывая восхвалять Бога за то, что создал это чудо природы для блага и успокоения человека. На протяжении последующих столетий тайны моря-озера пытались разгадать многие ученые. Но Байкал, хоть и тщательно изучался людьми, все равно остался для человека вечной, а для кого-то и мистической загадкой. И всегда человек ощущал себя маленьким при виде царственного, огромного, непокоренного и величественного Байкала: «Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно "равнодушная" природа. Это было нечто особое, необыкновенное и "богоделанное"». Эти слова еще раз подчеркивают неземное, божественное происхождение священного озера Байкал. Удивительна и прозрачность байкальской воды. Повествователь рассказа В. Г. Распутина «Байкал, Байкал...» уверяет нас в том, что, глядя на глубине этого озера, человек может ясно увидеть год чеканки двухкопеечной монеты, которая лежит на дне, расстояние от которого до поверхности воды составляет двести-триста метров. Чудесен Байкал и тем, что никогда и нигде не бывает одинаковым, меняется в зависимости от времен года. И даже в разных своих частях он имеет различные оттенки: северный Байкал в его суровой первозданной красоте, Байкал в Песчаной бухте и в Чивыркуйском заливе с теплым климатом.

Но чем же еще так дорог и примечателен для человека славный и святой Байкал? Только ли хорошим климатом, промысловой рыбой, птицами и пресной водой? Нет, это еще далеко не все «заслуги» этого озера. Прежде всего великое море-озеро значимо для людей тем, что заряжает человека необыкновенной силой и положительной энергией. В этом восхищенно признается московский друг В. Г. Распутина, который впервые увидал малую часть моря-озера, а потом ощутил в себе силы что-то хорошее сделать и понял, чего не нужно совершать. И люди в благодарность великому морю-озеру называют его батюшкой-Байкалом и не устают повторять: «Как хорошо, что у нас есть Байкал!» Ведь он дорог человеческому сердцу «своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний». Поистине счастлив тот, кто родился на Байкале, потому что «мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав... Мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос».

Байкал создан мудрой природой, и уникальность его можно объяснить еще и тем, что «у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири». Огромный и величественный гигант — Байкал — не подавляет, а одухотворяет, поднимает и очищает человека, его мысли и душу. Это по-настоящему целительное озеро! Стоя на его берегу, человек может возвыситься над своими мелкими земными, часто корыстными и коварными помыслами, освободиться от всего злого, что накопилось в его сердце. И происходит все это через чувственное восприятие человеком красот Байкала. В том и состоит мудрость Природы вообще, и в особенности, байкальской природы. И Распутин подтверждает это: «...Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь...». Повествователь уверен в том, что Природа, которая сама по себе всегда нравственна, часто укрепляет человеческое благоразумие, удерживает человека в разумных моральных рамках. В далеком прошлом эвенк, благодарный матушке-Природе и батюшке Байкалу, прежде чем срубить березку на берегу великого озера, просил у дерева прощения. Хоть сейчас это выглядело бы для большинства людей смешно и нелепо, и в современной автору эпохе человек иногда задумывается о справедливости своей «занесенной над Байкалом равнодушной руки». Ведь сохранение чистоты байкальской воды, флоры и фауны святого озера важно не только Природе, но и самому человеку. Человеку это необходимо в большей степени, считает Распутин, потому что Байкал стал символом взаимоотношений человека и природы: «...за Байкалом нет ничего, что могло бы неразумно рьяного в своей преобразовательной деятельности человека остановить». Байкал мудр, потому что он, «живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь». Только неумелая и чересчур хищная человеческая деятельность может нарушить чистую и спокойную жизнь Байкала. К сожалению, сейчас человек часто забывает об этом, а ведь повествователь высказал правдивую и умную мысль: «Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом». Об этом необходимо помнить всегда и всем людям: и тем, кто живет вблизи великого озера, и путешественникам. Именно через трепетное отношение к Байкалу человек сможет достичь гармонии в своих взаимоотношениях с природой, всем, что его окружает, и с самим собой.

Один из первых восхищенных отзывов о Байкале из русских людей оставил протопоп Аввакум. При возвращении из даурской ссылки «неистовому» протопопу пришлось летом 1662 года переправляться с восточного берега моря-озера на западный, и он пишет о Байкале:
«...Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки, — двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы, — все богоделанно. Лук на них ростет и чеснок, — больши романовского луковицы, и сладок зело. Там же ростут и конопли богорасленныя, а во дворах травы красныя — и цветны и благовонны гораздо. Птиц зело много, гусей и лебедей по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем — осетры и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем, во окиане-море большом, живучи на Мезени, таких не видал. А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирни гораздо, — нельзя жарить на сковороде: жир все будет. А все то у Христа тово-света наделано для человеков, чтоб, успокояся, хвалу богу воздавал».
«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь пред его величественной, неземной тайной и красотой. Это поклонение Байкалу и диких людей, и людей для своего времени просвещенных было одинаково полным, захватывающим, несмотря на то, что у одних прежде всего затрагивало мистические чувства, а у других — эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное».
Со временем Байкал обмерили и изучили, применив для этого в последние годы даже и глубоководные аппараты. Он обрел определенные размеры и по ним стал сравним: его сравнивают то с Каспием, то с Танганьикой. Вычислили, что он вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете, объяснили его происхождение, предположили, как могли зародиться в нем нигде больше не существующие виды животных, рыб и растений и как сумели попасть в него виды, существующие за многие тысячи километров в других частях света. Не все эти объяснения и предположения согласуются даже и между собой. Байкал не столь прост, чтобы так легко можно было лишить его таинственности и загадочности, но тем не менее, как это и должно быть, по своим физическим данным он поставлен на соответствующее ему место в ряду величин описанных и открытых. И он стоит в этом ряду... потому лишь, что сам-то он, живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь.
Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и неслучайность картины, трепетного и тревожного ее существования.
И все-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири. Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одном из самых красивых и ярких мест южного Байкала. Был август — лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает внове выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая — то малина, то смородина, красная и черная, то жимолость... А тут еще и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист и застывше-тих, далеко в воде взблескивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.
Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой. Повторяю, что она была в самом расцвете и самом разгаре. Прибавьте к нарисованной картине еще горные речки, с шумом (так и хочется сказать: с хрустальной торжественной музыкой) сбегающие в Байкал, к которым мы раз за разом спускались испробовать водицы и посмотреть, с каким таинством и с какой самоотверженностью вливаются они в общую материнскую воду и затихают в вечности; прибавьте сюда еще частые тоннели, аккуратные и со вкусом отделанные, кажущиеся естественными, которых здесь ненамного меньше, чем километров по этой дороге, и над которыми то торжественно и строго, то причудливо, словно с только что окончившей игру вольностью, высятся скалы.
Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моем было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. Я продолжал говорить. Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек, до которого затем при замере оказалось больше четырех метров. Товарищ принял этот случай безучастно. Несколько уязвленный, я сообщил, что в Байкале удается видеть и за сорок метров — и, кажется, прибавил, но он и этого не заметил, точно в Москве-реке, мимо которой он ездит в машине, такое возможно сплошь и рядом. Только тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, — больше, чем удивлен, он уже не удивится. Он был полон, как говорится, с крышкой.
Помню, его доконала в тот день нерпа. Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на нее, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.
Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. «Силы прибавились — это ладно, это бывало, — писал он. — Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. Как хорошо, что у нас есть Байкал! Я поднимаюсь утром и, поклонясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать...»
Я понимаю его...
А ведь он, товарищ мой, видел только маленький краешек Байкала и видел его в чудесный летний день, когда все вокруг благодарствует покою и солнцу. Он не знает, как в такой же точно день, когда светит солнце и недвижен почти воздух, Байкал может бушевать, казалось бы, ни с чего — словно взбученный изнутри. Смотришь, и не веришь своим глазам: тишь, безветрие и грохот воды — это за многие и многие километры дошел сюда из района шторма вал.
Он, товарищ мой, не попадал ни под сарму, ни под култук, ни под баргузин. Так называются ветры, которые мгновенно, с сумасшедшей силой налетают из речных долин и способны натворить на Байкале немалые беды, поднимая порой волну до четырех и шести метров. Байкальский рыбак не станет, как поется в песне, просить: «Эй, баргузин, пошевеливай вал...»
Он не видел северного Байкала во всей его суровой и первозданной красоте, среди которой теряешь и ощущение времени, и меру дел человеческих, — так щедро и царственно властвует здесь над чистой водой древности сияющая вечность. В последние годы, впрочем, человек и тут торопится наверстать свое, укорачивая на привычный ему манер и царственность, и вечность, и покой, и красоту.
Он не бывал в бухте Песчаной, где солнечных дней в году гораздо больше, чем на прославленных южных курортах, и не купался в Чивыркуйском заливе, где вода летом нагревается ничуть не меньше, чем в Черном море.
Он не знает зимнего Байкала, когда вычищенный ветрами прозрачный лед представляется настолько тонким, что под ним, как под увеличительным стеклом, живет и шевелится вода, на него боязно ступить, а между тем под ногами может быть и метр и больше толщины; не слышал он, товарищ мой, с каким гулом и треском разрывает Байкал, пошевеливаясь, под весну этот лед широкими бездонными трещинами, через которые ни пройти ни проехать, а затем, снова сойдясь, возводит над ними великолепные громады голубых торосов.
Он не попадал в волшебную сказку: то мчится навстречу тебе с распущенным белоснежным полотнищем парусник; то повиснет в воздухе, плавно снижаясь и как бы приноравливаясь, где лучше сесть, средневековый красавец замок; то широкой, полосой плывут с высоко и гордо поднятыми головами и совсем близко наплывают на тебя лебеди... Это миражи на Байкале, обычное здесь явление, с которыми связано немало прекрасных легенд и поверий.
Он, товарищ мой, много чего не видел, не слышал, не испытал, а лучше сказать, не увидел, не услышал и не испытал почти ничего. И мы, живущие подле Байкала, не можем похвалиться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его до конца невозможно — на то он и Байкал. Он постоянно разный и никогда не повторяет себя, каждое мгновение он меняется в красках и оттенках, в погоде, движениях и духе. О, дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.
И все-таки, побывав очень недолго и увидев ничтожно мало, товарищ мой имел возможность если не понять, то почувствовать Байкал. Чувство в таких случаях зависит от нас, от нашей способности или неспособности принять в себя духовное зерно.
Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нем всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьешь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь...
А очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала!.. Ни учесть, ни пометить его нельзя, его опять-таки можно только почувствовать в себе, но с нас достаточно и того, что оно существует.
Вернувшись однажды с прогулки, Л. Н. Толстой записал:
«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра».
Старое, извечное несоответствие наше той земле, на которой мы живем, и ее благодати, старая наша беда.
Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов? Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности березку, долго каялся и просил прощения у березки за то, что вынужден ее погубить. Теперь мы стали иными. И все-таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесенную уже не под березкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им?! За добро добром, за милость милостью — по извечному кругу нравственного бытия...
Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь в нем и вокруг него — неиспорченной.
Это прежде всего необходимо нам.
Байкал, Байкал...
Он давно уже стал символом наших отношений с природой, и оттого, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, зависит ныне слишком многое.
Это явилось бы не еще одним пройденным и покоренным рубежом, а рубежом последним: за Байкалом нет ничего, что могло бы неразумно рьяного в своей преобразовательной деятельности человека остановить.
Трудно удержаться, чтобы не повторить вслед за моим товарищем: как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и неоткрытый, непокоренный — как хорошо, что он у нас есть!
***
«Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное».
***
«У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал... Славен и свят Байкал – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества».
***
«Лучшее благодатное время на Байкале – август, когда нагревается вода и бушуют разноцветные сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает внове выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов...».
***
«Синева Черного моря, студеная прозрачность карельских озер, альпийские луга Кавказа, скалистые утесы мурманских фиордов, лед и торосы полярного моря, теплый уют закрытых зеленью бухт, сверкающие под яркими лучами летнего солнца снежники, пестрые ковры лесных и луговых цветов, мрачные холодные пещеры и шумящие водопады, голубые пятна горных озер, золотые песчаные пляжи и снежные вершины – все поражает взоры в этой причудливой композиции природы Байкала. И нигде вы не увидите такой голубой небесной сини и таких облаков, как над Байкалом...».
***
«Сколько бы ни бывал на Байкале, как бы хорошо ни знал его, каждая новая встреча неожиданна... Всякий раз приходится, опять и опять словно бы приподнимать себя на некую высоту, чтобы оказаться с ним рядом, видеть его и слышать его, ощутить его всем существом. Он наполнят все ваши чувства разом: и зрение, и слух, и осязание, и обоняние и даже вкус!».
***
«Байкал... На планете он один – неповторимый, величественный сфинкс, к разгадке которого мы только приблизились. Более двух десятков миллионов лет над его просторами встает и садится солнце, замерзают и тают его чистые воды, а Небеса шлют ему свое вечное благословение. Он уже был, когда человечество пребывало в младенческом состоянии и он еще будет, когда закончится эра человеческого века...»."