Существует несколько версий происхождения слова религия . По одной из них оно произошло от латинского religio — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение и др. По другой версии оно происходит от латинского глагола religare , означающего связывать, соединять. Есть также мнение, что оно могло произойти от еще одного глагола reeligere , то есть воссоединять.

Поскольку у данного слова столько вариантов происхождения, то и определение данному понятию дают большое множество. Но на самом деле религия — это способ общения людей с Богом. И потому их существует такое множество.

Бог один, но все люди разные и каждый выбирает в жизни для себя тот путь, который ему легче пройти. Именно поэтому Господь допустил существование стольких религиозных течений. Ведь все истинные религии в конечном счете приведут к Нему. У кого то этот путь будет коротким, а кому-то понадобится большое количество жизней. Это зависит от того, какое религиозное направление человек выбрал. И хотя проповедники разных религий утверждают, что только их путь истинен и короток, тем не менее, все они различны.

Как человек предается Богу, так и Бог отвечает ему. Если сердце человека полностью открыто для общения с Богом, то Он ведет его по кратчайшему пути. Если же в человеке существуют материальные привязанности, то Всевышний направляет его по пути, который даст человеку время на избавление от этих привязанностей. Все зависит от выбора самого человека.

Существует несколько направлений в религии :

  1. Атеизм — отрицание существования Бога.
  2. Монотеизм — поклонение одному Богу.
  3. Политеизм — поклонение нескольким Богам.
  4. Чистый теизм- признание права существования всех истинных религий, поскольку присутствует понимание того, что Бог один.

Если вкратце рассмотреть, что дали основные религиозные течения людям, то можно сказать следующее:

  1. Иудаизм — через иудеев Господь дал 10 Заповедей, соблюдая которые все в точности и той последовательности, в которой они идут, человек непременно достигнет совершенства своей жизни. Это очень важный момент. Так как, только осознав первые Заповеди, человек сможет без отклонений следовать остальным. Эти Заповеди важны настолько, что даже последователи вайшнавизма просят христиан следовать им.
  2. Христианство — Иисус учил людей любви к Богу и ближнему, чего ранее не существовало, так как все поклонения совершались из страха перед могуществом Всевышнего. Концепцию любовного служения Всевышнему он принес из своего путешествия по Индии и Гималаям, где на протяжении 7 лет он обучался у местных священников. В Евангелии подтверждается новизна учения, которое Иисус нес людям.
  3. Ислам — несмотря на то, что христианство относится к монотеизму, Коран отрицает это, утверждая политеизм христианства из-за приравнивания Иисуса к положению Всевышнего, а также поклонение матери Иисуса, как матери Бога, наравне с Самим Богом. Пророк Мухаммед попытался возродить религиозные устои и вернуть людей на путь монотеизма, на путь поклонения Самому Богу. При этом он дал то, чего не сделал Иисус: он описал часть качеств Бога. В Библии же о Боге почти ничего не говорится. Благодаря пророку Мухаммеду, люди смогли хоть немного узнать о том, кто такой Бог.
  4. Буддизм — данное течение проповедует любовь ко всем живым существам. Оно возникло тогда, когда жертвоприношения, совершаемые людьми, чтобы очистить свои грехи, приняли угрожающий характер, и животных оставалось не так много. Для защиты живых существ Господь воплотился в образе Будды (не путать с Самим Богом), отверг авторитетность ведических писаний и остановил массовые убийства. Это была временная мера, необходимая на тот момент. Поскольку Веды были признаны неавторитетными, то и был отвергнут личностный аспект Бога. В результате основной идеей является поклонение безличному Абсолюту и слияние с пустотой, с сиянием. Но, так как Бог является личностью, то в предсказаниях говорится о том, что данное направление со временем исчезнет.
  5. Индуизм — его уникальность состоит в том, что, несмотря на единое название, оно представляет собой множество религиозных направлений. Часть из них проповедует философию пустоты, часть следует политеизму, а вайшнавизм проповедует чистый теизм. Поэтому рассматривать его, как единое течение нельзя, нелогично. В древних ведических предсказаниях говорится о наступлении Золотого Века, который продлится около 10 000 лет, затем деградация людей продолжится. Ряд предсказателей говорят, что данный век наступит после катастрофы 2012 года. Однако последователи вайшнавизма считают, что он начался примерно около 500 лет назад с приходом Господа в образе Чайтанья Махапрабху, проповедовавшего славу Святого Имени на территории Индии. Он дал людям самый простой, самый легкий и самый короткий путь к Богу через воспевание маха-мантры: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе" .

Зачастую люди не знают, как правильно выбрать религию . Они не понимают, что мало знать, нужно следовать тому, что проповедует определенное религиозное течение. Ибо, как сказано в Библии, и демоны веруют в Бога и трепещут перед Ним, но вера без дел мертва. Чтобы достичь совершенства в жизни, нужно к нему идти. А чтобы легче было разобраться в том, какой путь выбрать, нужно найти ответы всего на три вопроса:

  1. Какую цель преследует данная религия ?
  2. Каким путем достигается данная цель?
  3. Что чувствуешь, глядя на тех, кто достиг этой цели?

Если все ответы на данные вопросы удовлетворяют человека, он может смело начинать свой путь домой к Богу.

Содержание статьи

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии ; систематическую – догматика, апологетика ; практическую – гомилетика , катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.

Происхождение религии.

К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный , Ансельм Кентерберийский , Фома Аквинский , философы Р.Декарт , Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К теистическим религиям относятся иудаизм , христианство , ислам . Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм , христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете : «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.

Классификация религий.

В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми . К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Елена Казарина

Религия как форма духа, основные понятия религии.

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

· одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

· организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

· особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Основные признаки религии

Религия - мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п.

1. исповедание личного духовного начала - Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. вера в духов , добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Человек способен к духовному единению с Богом , которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. человек принципиально отличается от всех других творений , что он - существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно - обрядовых правил и предписаний, таинств и действий.

5.Основные функции (роли) религии

· Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

· Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

· Компенсаторная , или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

· Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

· Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

· Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

· Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

· Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.



По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии - это рационализация смерти, то есть осознание трагедии смерти как хорошего явления»

7. Религиозное сознание - это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

Религиозное сознание включает в себя два взаимосвязанных, но в то же время относительно самостоятельных уровня явлений: религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология - это совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Религиозная идеология -это более или менее стройная система идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Их объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи, выступают как элемент надстройки и являются иллюзорным, фантастическим отражением действительности. Содержанием и религиозной психологии, и религиозной идеологии является вера в сверхъестественное. Но между ними есть и различия.

В генетическом плане религиозная психология и религиозная идеология являются ступенями развития религии. Религиозная психология возникла в первобытную эпоху как стихийное выражение бессилия людей перед господствовавшими над ними природными и общественными силами. По мере развития общества на базе религиозной психологии зарождаются элементы религиозной идеологии . С разделением умственного и физического труда возникают специализированные культовые профессии - колдуны, знахари, маги, шаманы. В процессе стихийного складывания религиозных верований они начинают вносить элемент сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды. На этом этапе систематизация религиозных верований осуществляется в основном в мифологической форме.

8. Сверхъестественное - мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится над физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире.

В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного, нетелесного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное также может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства -загробного мира, в котором душа, по мнению верующих, может обитать без физического тела.

10. Религиозный культ - разнообразная религиозная деятельность, направленнная на почитание объекта поклонения. Это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего - священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением “высшей” реальности, служением ей. В этом смысле культ может быть охарактеризован как проигрывание религиозного мифа. В искусстве (например, в театре) воспроизведение художественного текста, каким бы точным и мастерским оно ни было, не устраняет условность действия. Театральные зрители знают, что на сцене происходит игра. Воспроизведение же мифа в религиозном культе всегда связано с верой в реальность описанных в мифе событий, в их действительное совершение и в прошлом, и здесь и сейчас, в повторяемость этих событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение ответа от высших сил, возможность общения с ними и т.п.

Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - предметов охоты, заклина­ния духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить “высшей” реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, жрецов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание - важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, необыденной ситуации. Внимание человека сосредоточивается на предметах, действиях, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов, догматов и канонов складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы воспроизвести, актуализировать “высшую” реальность и послужить ей. Теоретической и исключительно редко подвергающейся пересмотру частью вероучения той или иной церкви являются догматы.Догмат - одно из положений вероучения, признаваемое на данный момент истинным для всех верующих. Канон имеет больше отношения к религиозной практике, он исходит из догматики церкви, это - правило догматического характера, касающееся вероучения, культа, устройства церкви, религиозной жизни. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т.п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди).

Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм - это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм - это символ божественного присутствия и т.д.

Результатом культа является прежде всего удовлетворение религиоз­ных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности: убранство храма, песнопения, чтение молитв и т.д. - все доставляет эстетическое наслаждение.

ОБРЯ́ДНОСТЬ

1. Система, строй обрядов того или иного культа. Обрядность православной церкви.

2. Составная часть обряда, обрядовый обычай. В каждом религиозном культе много обрядностей.

Все люди слышали слово «религия», многие принадлежат к той или иной Однако мало кто знает и может объяснить, что такое религия.

Этот термин очень тесно связан с такими понятиями, как «вера» и «Бог». Исходя из этого, можно дать определение тому, что такое религия. Это такая форма сознания и совокупности духовных представлений и эмоциональных переживаний, которая основывается на вере в некоторые сверхъестественные существа и богов, ангелов, демонов, бесов и прочие), которые и являются объектами и предметами культа и поклонения. Обобщив, можно сказать, что такое религия простыми словами. Этот термин означает почитание определенных богов.

Однако для полноценного раскрытия этого сложного вопроса (о том, что такое религия) нужно обратиться к истории и понять роль религии в обществе и развитии человеческой цивилизации.

Еще на заре развития человечества люди не могли объяснить, как происходят те или иные природные процессы. Поэтому они предпочитали считать наводнение, засуху, гром, молнию, восход и закат действиями определенных злых или добрых богов и сверхъестественных существ. Со временем появились и специально обученные люди - шаманы, жрецы, друиды, браманы, которые умели общаться с проявлениями богами и духами. Основной их задачей было предсказание неурожайных или же урожайных лет, войн, а также задабривание тех или иных сверхъестественных существ. Каждое явление имело своего бога. Покровители были у войны, грома, солнца и так далее. Верования в многочисленность богов носят такие названия, как политеизм или язычество.

Постепенно, с развитием цивилизации и общества, начала отпадать необходимость в огромном количестве сверхъестественных сил. У людей появилась идея о единстве. Такая вера в единого бога носит название монотеизм. В истории религии считается, что первыми в этом вопросе были иудеи, которые верили в единого Существовали некоторые попытки введения монотеизма на территории Египта в виде культа единого покровителя солнечного света - Амона Ра, но такие попытки успехом не увенчались. Тут выходит на арену вопрос о том, что такое Такое течение имело не только религиозный, но и политическо-социальный характер. Для развития монотеизма требовалось объединение разрозненных племен и территорий в одно единое государство. Однако у каждого племени, у каждой деревни и общины были свои собственные верования и боги. Политически вера в одного бога могла сплотить и объединить людей. И вот языческие жрецы стали священниками, ритуалы превратились в таинства, заклинания трансформировались в молитвы.

Существуют три основные мировые религиозные конфессии: буддизм, ислам и христианство. Основными их назвали благодаря многочисленности их последователей - верующих. Однако, судя по определению термина, объясняющего, что такое религия, это будет не совсем верно. Тот же буддизм, по сути, не является конкретной религией, так как это - больше учение и вера в определенные догмы и силы природы, а не в одного единого бога. А вот христианство, наоборот, трансформировалось в религию из учения. В настоящее время большую популярность набирает так называемое «неоязычество» - попытки возродить политеистические, языческие религии прошлого.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня) - форма общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (духов и ), которые являются предметом поклонения. Таким образом термин « » почитание богов. Он тесно связан с понятиями «Бог» и «вера».

На заре человечества люди объясняли засуху и наводнение, закат и восход, гром и молнию действиями добрых и злых богов. Были и «специальные» люди – шаманы, умевшие общаться с потусторонним миром (с богами и духами предков). Их задача состояла в том, чтобы задобрить этих богов и предсказать урожайные и неурожайные годы, войны или стихийные бедствия. Каждому явлению соответствовало определенное божество (бог грома, бог войны, бог солнца и т.д.). Эти верования в множественность богов носят название или политеизм. Вспомните , египетских, шумерских или ацтекских богов. Постепенно шаманы превратились в жрецов, капища в храмы, а у костра в ритуалы. Но суть оставалась одна – вера в многочисленных богов и .

С развитием цивилизованного общества потребность в нескольких богах отпала, появился монотеизм – вера в единого бога. Считается, что первыми в этом были иудеи с их верой в бога Яхве. Попытки ввести монотеизм в Египте (культ единого бога солнца Ра) не увенчались успехом. Монотеизм носил не только религиозный, но и политический характер. Требовалось объединение и территорий под эгидой одного государства. Но каждое племя, каждая деревня жила своей жизнью, и у каждой общины были свои верования и свои боги. Вера в одного бога была способна объединить и сплотить людей, давала возможность называть друг друга братьями. И вот жрецы превратились в священников, ритуалы в обряды и таинства, заклинания в молитвы.

Существует расхожее мнение о 3 мировых, т.е. самых многочисленных религиях – это буддизм, и ислам. Но исходя из определения термина религия, это не совсем правильно. Хотя буддизм и очень многочислен, но религией он не является. Буддизм, также как и даосизм, синтоизм является учением, верой в силы природы, а не конкретного бога. Иначе это можно назвать религией без бога. А христианство, изначально бывшее учением, впоследствии стало религией. К представителям современных монотеистических религий относятся: иудаизм, христианство, ислам и сикхизм. В то время как политеистические религии вымерли. В последнее время появилось явление как «неоязычество». Это течение все больше распространяется не только в Европе, но и в России.