В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией "социально-культурная деятельность", которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности (и прежде всего - проектирования) для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и "культура", рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум как явление, предмет анализа и объект проектирования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов "социальной механики", т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культуракак результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) - создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

“Социальное" и "культурное" растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным "атомом" социальных структур, отношений и культурных процессов.

Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории "социум" и "культура" в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:

Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего "национального мира". Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры - способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью. Культурная деятельность - это активность смысло- и ценностно-ориентированная.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, с другой - в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории "деятельность"; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию "социального", ибо культура как процесс "живет" в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура "застывает" в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием "социально-культурная деятельность".

Схематично это можно представить следующим образом:


СОЦИУМ СКД КУЛЬТУРА

Отношение понятий, составляющих категорию "социально-культурная деятельность", носит характер взаимодополняемости, что позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций как, например, "либерально-демократическое общество", где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае "социальное" указывает на субъект деятельности, а "культурное" - на качество и сферу его активности.

В качестве субъектов культурной деятельности можно рассматривать личность, социальную группу или общность, регион, общество, человечество в целом. Каждый из этих уровней можно характеризовать преимущественно в контексте социологической или культурологической проблематики:

Социальный аспект Культурологический аспект
1.Личность как носитель социальных ролей, отношений, действий, проблем. 2.Социальная общность (объединение, организация, движение), как социальный институт, субъект социальных отношений. 3.Регион как институциональная и административно-территориальная целостность. 4.Общество как сложная система функционирования и взаимодействия различных социальных институтов. 5.Человечество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов. 1.Личность как носитель “культурных” качеств, субъект культурного творчества. 2.Социальная общность как совокупность индивидов, объединенных общими целями, ценностями, как субъект саморазвития культуры. 3.Регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений, как носитель культурного потенциала (включая историко-культурное и этнокультурное своеобразие, ландшафтные особенности, традиции, предания, памятники истории и культуры. 4.Общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности. 5.Человечество как совокупность национальных культур.

На каждом уровне развитие и функционирование субъекта подчиняется своим закономерностям. Однако их автономность относительна - закономерности различных уровней взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Субъект более сложной организации "снимает" специфику предыдущего уровня, который становится элементом нового системного образования. Так, например, личностные различия пренебрегаются при анализе социально-культурных и этнокультурных групп и общностей, региона как целостного культурного образования. Типичность и специфичность этнических и социальных общностей, а также территориальная индивидуальность "снимается" в национальной культуре, которая складывается из этих элементов, но является по сути надиндивидуальным (и надэтническим) образованием, живущим по своим законам, не сводимым к закономерностям функционирования составляющих ее личностей, этносов, регионов. С другой стороны, качественное изменение элементов любого из уровней воздействует на состояние всей системы "культура - социум".

Итак, полюс социального в контексте анализируемого понятия есть обозначение субъекта, который выступает носителем определенных ценностей и осуществляет активность в различных сферах культурной жизни по их реализации. В точке пересечения социального и культурного рождается новый смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий-явлений, рассматриваемых изолированно друг от друга. Культура в контексте социума понимается не только как объективность "исторически застывшего", но и субъективность актуально воспринимаемого, переживаемого и практически осуществляемого, т.е. как персоналистическая реальность.

Целостность и единство субъектов как носителей культуры (т.е. субъектов социально-культурной деятельности) обеспечивается не столько их институциональностью, сколько наличием базовых ценностей (объектов идентификации), сохраняющих устойчивость общности как системного образования, а также напряженностью энергетического поля , рождающегося в противопоставлении данного субъекта (социально-культурной или этнической группы, нации, общества) другим ценностям, нормам, идеалам в зависимости от степени их референтности (т.е. меры их значимости, субъективно воспринимаемой ценности) и позволяющего осознать различие, непохожесть и самотождественность "моей" общности в ее культурном измерении. В процессе консолидации индивидов, составляющих социально-культурную общность любого уровня, негативное отношение к "другим" так же естественно и закономерно, как и позитивное - к "своим". Полюсность "свое-чужое" всегда рождает особую энергетическую напряженность, которая сплачивает общность "мы" и одновременно формирует социально-психологическую оппозицию, противопоставление чужим - идеям, ценностям, образу жизни.

Анализ категории с точки зрения содержательной взаимодополняемости ее составляющих обнаруживает новые теоретико-познавательные и прикладные возможности этого понятия и позволяет более четко определить границы его компетенции. С одной стороны, культурные нормы и ценности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры, определяют смысл существования социума. С другой - социальность не просто фиксирует носителя - субъекта культурной деятельности, но придает феномену культурного содержательную определенность. Социальный субъект как носитель культуры, во-первых, всегда имеет ограниченность во времени (в отличие от культуры, "тело" которой простирается в бесконечность прошлого и включает в себя многовариантность будущего); во-вторых, социальност ь придает культуре неповторимость в пространстве здесь и теперь . Культура в актуальности настоящего всегда предполагает существование вполне конкретного субъекта, который хранит предания, традиции, нормы, развивает их и в них только и развивается.

Таким образом, в категории социально-культурная деятельность первая составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности, а вторая характеризует сферу и качество его активности. Следовательно, социально-культурную деятельность можно определить как деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры - художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической и т.д.

Осуществленное выше ограничение социально-культурной деятельности позволяет точнее определить объектную область социокультурного проектирования, которая во многом является общей как для профессий культурологической, так и социально-педагогической ориентации (а еще точнее - тех направлений и видов профессиональной деятельности, которые складываются внутри культурологии и досуговедения и суть которых лучше всего отражает термин социально-культурная педагогика ).

Дело в том, что традиционно (в рамках культурно-просветительной работы) в качестве такого объекта рассматривалась, преимущественно, отдельная личность, а сама теория (или те разработки, которые претендовали на такой статус) и методические рекомендации укладывались в рамки индивидуально-психологической концепции, согласно которой процесс развития личности определяется, в основном, ее внутренней логикой и соответствующими методами воздействия субъекта педагогического процесса.

В рамках культурологической парадигмы подобный подход резко ограничивает возможности и пространство социально-педагогической регуляции. Системно выстраивая объект социокультурного проектирования (общий, как уже было отмечено, для прикладной культурологии и социальной педагогики), мы включаем в него те уровни, которые ранее не рассматривались в качестве предмета изучения и регуляции, а именно: регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений и общенациональную культуру как явление, характеризующееся признаками субъектности, целостности, системности и механизмами саморазвития.

Представление о социально-культурной деятельности как сложном и многоуровневом образовании позволяет четче определить проблемное поле, которое задает функции специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его проектной деятельности. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает закономерности, механизмы и условия оптимизации культурных процессов на обозначенных выше уровнях - общенациональном (в рамках государственной культурной политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления культурой и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурной общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Именно на этих уровнях возможна и наиболее эффективна регуляция культурных процессов - в силу социально-правовой определенности как объекта, так и субъекта регулирования.

Здесь мы выходим на второй аспект содержания социально-культурной деятельности - как способа осуществления определенных профессиональных функций, т.е. как профессиональной деятельности, преследующей достижение конкретных целей и предполагающей решение определенных (в частности, культурологических, социально-педагогических) задач. Эта деятельность может быть как объектом анализа (с позиции ее ценностей, целей, функций), так и предметом практического овладения - в форме освоения различных социально-культурных технологий (например, режиссура массовых зрелищ и представлений, сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров и посредническая деятельность, маркетинг и менеджмент в социокультурной сфере и др.).

Для профессий культурологической направленности регулированию и социально-культурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные для культуры общества в целом; а также культурная жизнь конкретного региона - здесь предметом регуляции (и программирования) являются различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью - создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.

Объект проектной деятельности профессионала социально-педагогической направленности также представляет собой многоуровневое явление, включающее в качестве своих составляющих не только личность, но и общность, регион. Это, в свою очередь, требует иных методологических акцентов при разработке технологических приемов и методов практической деятельности. Мировоззренческой основой данной группы профессий должна стать культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры. В рамках этой концепции объектом регулирования является не личность, но социально-культурная среда, а предметом - оптимизация социально-культурной жизни, пространства обитания человека.

Следует отметить, что культурологическая и социально-педагогическая проблематика имеет зону пересечения, т.е. общее предметное пространство. Даже на региональном уровне утвердивший себя принцип проблемно-целевой ориентации, выражающийся в направленности социально-культурных программ на решение проблем конкретных социальных групп, придает технологии проектирования выраженный социально-педагогический характер. Причем, и в рамках профессий культурологической направленности, и в рамках социально-педагогических технологий различные виды социально-культурной деятельности рассматриваются в качестве средства решения этих проблем.

Этот же принцип является основополагающим и в зарубежных концепциях социальной педагогики, которая уже на этапе подготовки специалистов ориентирует их на понимание проблем личностей и социальных групп, причин социального дисфункционирования человека, на овладение различными техниками решения этих проблем, в том числе и средствами социокультурной деятельности, методами формирования оптимальной для личности среды обитания (артпедагогика, библиопедагогика, игропедагогика и др.).

Таким образом, категория социально-культурная деятельность является базовой, обозначающей круг явлений и область технологий, общих для профессий прикладной культурологии и социальной педагогики. Различие существует лишь в акцентах: в одном случае усиливается социальная (и социально-психологическая проблематика), в другом - культурологическая. Это обнаруживается в специфике объекта, задач и функций специалистов как социально-педагогического, так и культурологического профиля, которую мы рассмотрим в последующих разделах пособия.

1.4. Культура как ОБЛАСТЬ проектНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (содержание понятия)

Технология разработки социально-культурных проектов и программ предполагает предварительное определение границ проектирования - так же как и при строительстве канала его границы одновременно являются и условиями его существования - если их нет, теряется и смысл канала.

В своих феноменологических проявлениях культура не имеет четко очерченных в пространстве и во времени границ. Поэтому начнем с общего определенияпонятия культура , чтобы затем вычленить ту ее часть, которую можно и нужно рассматривать в качестве объекта проектирования.

В литературе существует огромное количество определений культуры - как претендующих на научную строгость, так и многозначных, образных (например, культура управления, производства, земледелия, культура стыда, вины, совести, культура успеха и комфорта, женская культура и др.). Если обратиться к изначальному смыслу этого слова, то оно определяет собой способ, процесс «возделывания», «развития», «образования» человеческой природы и одновременно результат этого процесса, овеществленный в продуктах материального и духовного производства, в системе норм, ценностей, отношений человека к себе, другому человеку, природе, обществу, человечеству, в уровне личностного совершенства, развития творческих сил и способностей человека. Иными словами, культура есть сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества. Такое определение культуры фиксирует прежде всего процессуальную и результативную составляющие внеприродного бытия человека.

Суть культуры проясняет ее понимание как специфической формы концентрации идеально-духовной энергии человека и человечества, особого качественного «измерения» всех сфер человеческой жизни, как совокупности “проектных” способов и результатов освоения и преобразования природы, общества и самого человека. Проектность как основополагающая характеристика культуры прослеживается на различных уровнях и “срезах” ее функционирования: процессуальном (как институциональном, так и неинституциональном), предметно-результативном, ценностно-нормативном. Рассмотрим эти грани и срезы культуры в контексте задач проектирования.

1. Культура как процесс (и качество) человеческой деятельности. На этом уровне культура предстает в формах индивидуальной и общественной активности - в деятельности личностей, социальных групп, институтов, общества в целом в различных сферах бытия и сознания. Эта деятельность включает в себя производство (или создание) ценностей, традиций, норм, идей, их освоение (или потребление), хранение, защиту, трансляцию. Она осуществляется как в институциональных, так и неинституциональных формах.

Сущность культурной деятельности заключается в ее “улучшающем” характере всех составляющих человеческого бытия. В процессе культурной деятельности человек стремится к совершенному качеству всего того, что становится предметом его созерцания, переживания, мышления, общения или поведения. В этом смысле можно говорить о культуре производства, культуре управления, землепользования, культуре межличностных отношений и т.д.

Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и традиционное народное творчество), которое задает образец и “планку” культурной деятельности в целом. Вот почему эта категория используется и для обозначения особой сферы духовного производства (высшей, совершенной и этом смысле наиболее “культурной”), и для указания на качество культурной деятельности, на “технику” приближения к идеалу: искусство риторики, общения, любви, искусство демократии, свободы и т.д.

Особенностью культуры как процесса человеческой деятельности заключается в том, что культура здесь ответственна не столько за что, сколько за как . В этой связи следует отметить, что процесс культурной деятельности, характеризуемый, в основном, его технологическими качествами, может быть безразличным в ее результатам. Можно довести до высочайшей культуры технологию обмана (искусство мошенника), уничтожения человека (например, восточные техники в руках преступника). Даже само искусство, обеспокоенное проблемой как, превращает форму в самоцель и становится безразличным к своему содержанию (искусство для искусства ). Эта тенденция отчетливо обнаруживается в ХХ веке, который демонстрирует нам переакцентировку всей продуктивной практики общества с вопроса что на вопрос как . Результатом и свидетельством такой переакцентировки можно считать появление авангардизма, формалистических направлений искусства (кубизма, футуризма, абстракционизма, экспрессионизма и др.). Поэтому смысловую, содержательную сторону культурной деятельности задают другие уровни (или срезы) культуры, и прежде всего ее духовно-нравственные основания.

Как саморазвивающаяся система культура – это целостное единство, взаимосвязанное, взаимозависимое существование ее официальных и неофициальных пластов (течений), их смысловое взаимодействие и взаимодополнение. Поэтому рассматривая культуру как процесс, необходимо выделять в этом феномене два относительно самостоятельных пласта, выполняющих специфические функции в общей динамике культурной системы: институциональный и неинституциональный . Первый представлен культурными ценностями и нормами, охраняемыми системой социальных институтов и государственной идеологией. Неинституциональная культура функционирует в различных вида и формах общественной самодеятельности (объединения, клубы, ассоциации, движения и т.д.).

Естественное и свободное развитие неинституциональных пластов культуры (прежде всего, самодеятельного движения во всех его разновидностях и модификациях, свобода культурного самоопределения личности, социальных групп) – это ведущий условие саморегуляции и саморазвития культуры в целом. Исторический опыт показывает, что авторитарные монологические модели культуры непреложно обнаруживали тенденцию к стагнации, регрессу, превращению культуры в один из придатков тоталитарного государства.

Многообразие неинституционального пласта социально-культурной жизни выражается в виде множества организационных и содержательных форм самодеятельности граждан, которое обеспечивается юридически гарантированным правом свободно создавать «снизу» любые организационные структуры (клубы по интересам, объединения, фронты, партии, движения, фонды и т.п.) независимо от их идеологической направленности. Это право чрезвычайно важно не только для личностного самоопределения и развития, но и для судеб культуры в целом, которая потенциально бесконечна и в каждом исходном состоянии содержит в себе различные варианты своего будущего (множественность позиций, мнений, укладов, образов жизни и т.п.), представленные в наименее институализированных образованиях – в формах самодеятельного движения. Следовательно, для полноценного развития культуры все «субкультурные» образования, независимо от степени их соответствия системе ценностей официальной идеологии и культуры, должны иметь равные условия для свободного развития - в противном случае культура распадается (как по вертикали, так и по горизонтали) на ряд независимых и несоприкасающихся или даже конфликтующих друг с другом субкультур. Сдерживающие механизмы и санкции официальной , государственной культуры, стандартизация и регламентация, подавление и блокирование социальных инициатив рождает экстремизм, протестные формы поведения, переориентирует социальную активность на антикультурные, антиобщественные, порой и противозаконные формы поведения (алкоголизм, наркомания, нетрадиционные образы жизни, преступность и т.п.), что в конечном счете ведет к кризису культуры как целостной системы.

Таким образом, диалогичность институциональных и неинституциональных культурных процессов выступает одним из основных условий саморазвития культуры и ее наиболее сущностной характеристикой. Диалог здесь можно рассматривать как содержательное и взаиморазвивающее сопряжение различных ценностей, мировоззрений, укладов, образов жизни, которое возможно при условии их «культурной» равноценности. По утверждению М.М.Бахтина, один смысл, одна система ценностей «раскрывает свои глубины», встретившись и соприкоснувшись с другим смыслом, другими ценностями. Диалог преодолевает замкнутость и односторонность этих позиций каждой в отдельности. Лишь в том случае, если культура органично включает в себя различные позиции как равноценные, она становится самодеятельностью человека, пространством поиска смысла жизни и самореализации личности, способом выращивания человеческого в человеке. Именно на границе двух миров : официальной (институциональной) и неофициальной (неинституциональной или «альтернативной», «параллельной», «второй», «другой») культуры обнаруживаются новые возможности и перспективы развития культурной жизни. А это значит, что основным условием саморазвития культуры является содержательный диалог ее институциональных и неинституциональных пластов, их функциональная и смысловая взаимодополняемость, которая «снимает» ограниченность и несамодостаточность каждого из них, поддерживает баланс изменчивости и устойчивости культуры как целостной системы. Существуя в изоляции или вступая в конфликт друг с другом, каждая из этих культур обречена на застой и регресс – одна в силу консервативности ценностей и институтов, преобладания вектора сохранения, другая – по причине игнорирования традиционных, базисных культурных ценностей, норм, технологий. Функциональная и смысловая взаимодополняемость различных уровней и компонентов культуры становится возможной при равных социально-правовых условиях и доступности ресурсов культурной инфраструктуры всем субъектам социокультурной жизни. Это положение должно находить свою реализацию в виде конкурсного отбора и финансирования программ, предлагаемых как государственными учреждениями, так и другими структурами (общественными объединениями, ассоциациями и т.п.), юридическим и физическими лицами.

В контексте проблем социокультурного проектирования культура на процессуальном уровне будет рассматриваться как определенная система ценностей и качество человеческой деятельности в различных сферах социальной практики и общественного сознания: в искусстве (или в сфере художественной культуры), в политике (в сфере политической культуры), экологии (экологической культуры) и т.д. Анализ данного среза культуры позволяет выйти на решение двух основополагающих проблем:

а) определить приоритетные области проектной деятельности (и соответствующие им виды социально-культурной активности личностей, групп, социальных институтов в сфере художественной, экологической, политической, духовно-нравственной культуры);

б) выявить социальную базу проектных решений, т.е. приоритетные категории и социальные группы населения, которые могут рассматриваться в качестве реальной или потенциальной аудитории проектов.

Проектные решения на этом уровне анализа феномена культуры предполагают: поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на уровне личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом; создание условий оптимизации становления и развития различных субъектов культуры (самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений); выработку методологических оснований государственной культурной политики; поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих развитию художественной, духовно-нравственной, исторической, экологической культурыличности, созданию духовно насыщенного "культурного пространства" как естественной среды становления и развития человека.

2. Материальный уровень культуры позволяет увидеть ее как совокупность предметов (продуктов) культурной деятельности - материальных носителей и выразителей духовной сущности - ценностей, идей, символов и т.д. Продукты культурной деятельности - это опредмеченное воплощение (видение) идеала, овеществленный процесс человеческого стремления к совершенству, его “застывший” результат.

Укорененность в предметном многообразии мира является важнейшим условием личностного развития, развертывания и совершенствования деятельностной природы человека. Дело в том, что предмет культуры не только фиксирует представление человека об идеальной форме, но и несет в себе “следы” технологии ее достижения. Культурная значимость предметного мира заключается в том, что человек духовно-практически, деятельно распредмечивает предмет культуры, присваивая представление об идеальной форме и овладевая способами ее достижения. Это присвоение не всегда сопровождается соответствующей теоретической рефлексией, но позитивно сказывается на развитии деятельностной сущности человека, совершенствовании созидательно-практической природы человека.

Особое место в предметном мире культуры занимают результаты художественного творчества , в которых выражается и опредмечивается идеальная сущность человеческой деятельности как деятельности культурной . Этот мир оказывает огромное воздействие на человеческую природу. Оптимальное формирование и развитие личности становится возможным лишь в том случае, если человек имеет необходимый минимум “культурной предметности”, особенно на ранних стадиях онтогенеза. И процесс человеческого общения (коммуникация) тоже становится культурным лишь в том случае, когда он опосредуется идеальными продуктами культуры (этическими нормами и ценностями, представлениями об идеальной любви, дружбе и т.д.).

Если процесс культурной деятельности, как было отмечено, акцентирует вопрос как , то предметный мир культуры помогает человеку ответить на вопрос что , т.е. ориентирует в определенной степени процесс культурной деятельности в его содержательном и целевом аспекте. Но для этого в процессе восприятия необходимо представить предмет культуры как результат человеческого стремления к совершенству, увидеть его многофункциональную природу, понять функции вещи в живой культуре, ее смысловые оболочки : собственные функции предмета культуры (например, стул - сидеть, перо - писать и др.), его факультативные и социальные функции (вещь как символ достатка, принадлежности и т.д.), а также культурно-символическое назначение вещи, ставшей экспонатом.

В контексте социально-культурного проектирования предметный уровень культуры оказывается решающим в процессе разработки и реализации программ, связанных:

С организацией музейного дела (реставрация, строительство, музеефикация объектов историко-культурного значения);

- с развитием краеведческой деятельности , включая фиксацию источников, которым грозит утрата (в том числе и личные документы, воспоминания, микротопонимика), обеспечение сохранности культурно-исторического ландшафта, передачу всего комплекса знаний поколениям, вступающим в жизнь;

сохранением памятников истории и культуры (поиск, комплектование, документирование, изучение, реставрация и хранение продуктов культурного творчества).

Однако в этой плоскости проектирования существуют проблемы методологического и технологического характера, которые пока не имеют однозначного решения.

Первая проблема связана с музеефикацией объектов культуры и возникает как противоречие между предметной и идеальной сущностью культурных явлений (ее частное проявление - выбор приоритетов реставрации культурных объектов или их консервации с максимальным сохранением подлинности). Как известно, каждой ценностной доминанте соответствуют свои учреждения: храм - учреждение духовной культуры и духовного служения; дворец - жилое помещение определенной персоны (хотя и парадное); театр - учреждение светской культуры и общественное здание; музей - историческая память социального коллектива и т.д. Если функции учреждения модифицируются (естественным образом или в результате реализации соответствующего проекта), то оно выпадает из живой ткани культурной жизни.

Вторая проблема рождается противоречием в системе “предмет культуры - экспонат ”. Экспонат - это всего лишь “знак” предмета культуры, который раньше существовал в культуре непосредственно и прямо, это вещь, извлекаемая из потока времени, сферы духа и помещаемая в вечное настоящее, - вещь, превращенная в информацию, лишенная своих функций, которые она выполняла внутри человеческой жизнедеятельности.

Одним из способов преодоления этого противоречия может стать персонифицированность - экспоната, события, среды, которая концентрирует смысл события, придает большую осмысленность и полноту его переживания, превращает среду в место и время контакта с ценностью культуры. Это особенно важно учитывать при разработке программ развития туризма, музеефикации объектов и памятников истории и культуры.

Однако предметный мир культуры не обеспечивает необходимый и достаточный минимум культурного контекста человеческому развитию. Более того, пространство этого мира во многом заполнено формами псевдокультуры (т.е. заниженным, адаптированными, растиражированными образцами подлинной, “высокой” культуры, которые играют роль материала для первичного окультуривания ) и даже антикультуры. Несомненно, в общей культурной динамике эти формы могут играть и позитивное значение, обеспечивая саморазвитие культурных процессов, однако в контексте культурного становления отдельного человека “ограниченность” его бытия лишь предметным миром становится пределом его личностного развития.

Для нормального развития и самоосуществления человек нуждается в двух мирах , составляющих среду его культурного обитания, его духовный дом :

а) предметном мире культуры , объективирующем человеческое стремление к идеалу, совершенству;

б) идеальном мире духовных сущностей и образов культуры, освобожденном и “очищенном” от предметности.

3. Следовательно, культуру можно представить и каксовокупностьхарактерных для социальной общности ценностей, норм, смыслов, идеалов , зафиксированных в текстах культуры - преданиях, обычаях, мифах, легендах, традициях.

Этот пласт культуры составляет ее вершину, духовно-нравственную вертикаль. Ценностно-ориентационный, духовный уровень культуры определяет жизненные ценности и идеалы (как личностные, так и общественные), социальные ориентации и стандарты поведения, индивидуальное самоопределение личности (ее понимание смысла жизни, представление о чести и достоинстве и т.д.). Он обеспечивает консолидацию человеческих сообществ, социальный контроль (как внешними запретами, осуществляемыми с помощью социальных институтов, так и внутренними “контролерами”, функцию которых выполняет нравственное переживание ответственности и долга, совести и вины). На этом уровне культура содержит не только "генную" информацию, обеспечивающую самотождественность и целостность социума, но и своеобразную иммунную матрицу , которая позволяет субъекту идентифицировать себя с определенной системой ценностей и одновременно распознать образ и элементы других культур. Ценностное разоформление культуры вызывает кризис идентичности и духовно дезориентирует человека.

При анализе культурных систем ценностно-ориентационный срез культурного бытия фиксируется таким понятием как национально-культурная ментальность . Ключевой категорией анализа и понимания специфики культуры здесь является идеал как универсальная, всеопределяющая и всеохватывающая единица культурной системы, проявляющаяся в различных формах и на различных уровнях бытия человека и общества. Аксиологический пласт идеала связан с религией, философией, моралью (они создают идеал, вербализируют его в форме ценностей, норм, придают ему интенциональность). Онтологический срез бытования идеала - система базовых ценностей, детерминированная идеалом и “живущая” в языке, искусстве, в общественной нравственности, культурных нормах, традициях, преданиях. Праксеологический уровень обеспечивает идеология, политика, образование, которые институционализируют идеал, создают условия для его практического воплощения.

Характер идеала определяется и определяет духовную уникальность культуры. Так, культуры с доминированием теоцентристской модели создают “потусторонний” идеал “блаженства в загробном мире”, который, в свою очередь, детерминирует смысл и проявления человеческого бытия. Социоцентристские культурные системы генерирует идеал нравственного устройства общественного бытия, совершенного общества, в котором человек только и сможет достичь своего предельного совершенства. Антропоцентристские модели культуры тяготеют к идеалам универсально-морального характера (например, православный идеал целостного человека, объединяющего в себе индивидуальное начало и соборность, телесное совершенство и высшее духовное развитие). Моральный общественный идеал наиболее полное выражение находит в персонифицированных образах культуры и истории.

В каждой культуре идеал включает в себя в различной степени выраженности эти составляющие при доминировании одной. И противоречивость идеала (его кризис) возникает как внутреннее несоответствие этих составляющих. Противоречие самого идеала (ценностная несовместимость его составляющих) является фактором, провоцирующим социальные конфликты и определяющем общий кризис культуры.

Идеальный мир культуры - это ее духовное основание, которое имеет надличностную природу, возвышающуюся над человеком, он есть фокус всеобщности бытия, поле смыслов , позволяющее каждому человеку сделать выбор в условиях принципиальной ограниченности индивидуального сознания. Категории-ценности фиксируют некое идеальное состояние человека и общества, вынесенное за пределы реального бытия и задающего мировоззренческую и онтологическую перспективу жизни, они охраняют культуру в целом как надличностное явление, заставляя человека самоопределиться путем отказа от индивидуальных стремлений, понять и пере-понять себя, свой смысл жизни, занять свое место в мире культуры. Этот мир не дается человеку практически, в форме явной предметности, он требует духовных усилий понимания и переинтерпретации смыслов, идей, символов. Эмпирическая проекция этого мира на индивидуальное сознание осуществляется в переживании долга, совести, вины, стыда, в формах обретенного смысла жизни, веры и надежды. Актуальность этого мира резко возрастает в критические периоды жизни человека, когда теряется смысл жизни, трагически переживаются несоответствие сущего и должного, конечного и бесконечного.

Специфика идеала определяет не только духовную уникальность культуры, но и ее общую направленность, доминирующую ориентацию на сохранение или изменение. По этому критерию все культуры можно разделить на два типа: традиционные культуры , для которых характерно преобладание механизмов сохранения (или канонические, “примитивные”); инновационные культуры - с преобладанием механизмов изменения.

Культуры первого типа ориентированы на прошлое: их идеал состоит в сохранении и нейтрализации перемен, поддержании того идеального состояния, которое зафиксировано в преданиях. Это культуры статичны, самодостаточны, недиалогичны, в них доминирует целое, а роль личности сведена до минимума.

Культуры второго типа ориентированы на сегодня и завтра. Они вносят в общественную жизнь напряженность, нестабильность. Самоопределение личностей и социальных групп осуществляется путем отрицания, противопоставления себя предкам. Личность здесь лишена зашиты, испытывает одиночество, “отлучена” от целого, общего.

Это крайние типы культурных систем. В реальности же в любой культуре процессы сохранения и изменения присутствуют, но в различной степени выраженности. Причем, процессы сохранения почти всегда преобладают над изменением. Оптимальный вариант развития культуры предполагает гармоничное сочетание этих тенденций, их взаимодополняемость в соответствии со спецификой национальной культуры.

Процессуальный , предметный и идеальный “миры культуры” в совокупности и определяют уровень развития человека и одновременно новый виток культурного развития общества, человечества, ибо человек есть не только творение, но и творец культуры. Это уровень зависит от культурной среды обитания человека, от содержания и качества его предметного и духовного окружения, которое человек осваивает в процессе культурной деятельности.

Охарактеризованные выше уровни и срезы культуры являются, на наш взгляд, необходимыми и достаточными для решения исследовательских задач общеметодологического и теоретического характера. Однако технологические проблемы социально-культурного проектирования (да и культурной политики тоже) требуют анализа культуры еще в двух измерениях: отраслевом (инфраструктурном) и региональном (или территориальном).

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.

«Социально-культурные институты» - одно из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.

Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортные учреждения и т.д.

Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.

Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом.

Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры.

В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой - усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей. Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.

Суть понятия «аудитория культурно-досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение с источником информации.

Можно говорить о массовых, групповых, и индивидуальных объектах культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности происходит с учетом конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Аудитория учреждений культуры и досуга характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью, предрасположенностью и активностью. Она может быть спокойная и возбужденная, заинтересованная и равнодушная, благожелательная и неприветливая, доверчивая и настороженная, постоянная и эпизодическая.

Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений предопределяется прежде всего системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ.

Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам:

    состояние готовности, то есть подготовленная или неподготовленная аудитория;

    состояние заинтересованности;

    состояние активности.

Умение специалистов сферы культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать ее путем целенаправленного воздействия играет важную роль в организации культурно-досуговых программ.

Читайте также:
  1. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  2. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  3. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  4. Анализ и оценка обобщающих и частных показателей эффективности торговой деятельности.
  5. Анализ экономических и производственных результатов деятельности.
  6. Ассортиментная политика в маркетинговой деятельности учреждений социально-культурной сферы

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). «Социально-культурные институты» В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.
Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, и т.д.

Субъект СКД предполагает наличие лица или группы лиц учреждений осуществляющих организацию досуга различных групп населения.
По формам принадлежности можно квалифицировать:

1. Государственные социально-культурные учреждения, организации и предприятия.

2. Кооперативные, акционерные учреждения.

3. Частные и индивидуальные, семейные.

4. Смешанные.

Кроме того к субъектам СКД относятся:

а) личность, которая рассматривается в 2-х аспектах: 1. как тип человека соответствующих требованиям общества, его ценностным нормам, стандартам и совокупность присущих ему форм; 2. Как носитель определенных социальных характеристик, обычаев, традиций присущих для общества в котором проживает эта личность.

б) социальные институты, которые по своей функциональной целевой направленности делятся на 2 уровня:

1.нормативный уровень (рассматривается как исторически сложившийся в обществе, совокупность определенных культурных морально-этических норм, традиций, обычаев объединенных одной целью – язык, просвещение, фольклор, семья, наука, лит-ра, искусство);

2.учрежденческий уровень (к которому относятся предприятия, учреждения, ведомства, выполняющие социально-культурную деятельность в рамках досуга, спорта).



Социально-культурные институты различаются по ролевым группам:

1. Занимается произведением духовных ценностей: идеология, политика, право, гос-ое управление, наука, религия, образование, язык, лит-ра, архитектура, худ. самодеятельность, коллекционирование.

2. Занимается коммуникацией, трансляцией духовных ценностей.

3. Занимается организацией неформальной творческой деятельностью семьи, учреждений культуры, общественных движений, используя такие формы как, массовые праздники, обряды, гулянья, фольклор, народное творчество.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации.

Тематический план курса «Теория СКД »………………………………………7 Рейтинговая оценка знаний студентов по курсу «Теория социально-культурной деятельности»……………….............................................………..13 Содержание курса «Теория СКД »……………………………...……………...17 Планы семинарских занятий по предмету «Теория СКД » для студентов I курса ОДО, ОЗО…………………………………………………………………48 Требования к выполнению контрольной работы…………………………..…62 Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Теория СКД » (ОДО, ОЗО)..64 Тестовые...

18662 Слова | 75 Стр.

  • Организация семейного досуга средствами СКД

    Введение 2 Глава 1: Теоретические основы организации семейного досуга средствами СКД 4 1.1.Концепция семейного досуга 4 1.2.Сущность СКД 9 Глава 2: Практические основы организации семейного досуга в условиях Пронского РДК 23 2.1 Характеристика деятельности Пронского РДК по организации семейного досуга средствами СКД 23 2.2 Программа развития семейного досуга в условиях Пронского РДК 33 Заключение. 41 Список использованной литературы. 44 ...

    8924 Слова | 36 Стр.

  • Скд основные понятия

    формам социально-культурной деятельности (СКД ) можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.Данные явления объединяют следующее: наличие специальных методов; наличие средств СКД ;использование литературно-художественного материала;применение документального материала.Таким образом, форма СКД - структура содержания профессиональной...

    793 Слова | 4 Стр.

  • Содержание, формы, средства и методы СКД

    и досуга остро стоят такие вопросы, как совмещение социальной составляющей и коммерческой привлекательность досуга, обеспечение реализации социально-культурной активности и творческого потенциала личности в сере культурной деятельности и т. д. Объект исследования – содержание, формы, средства и методы социально-культурной деятельности. Предмет исследования – являются особенности применения современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры регионального...

    5983 Слова | 24 Стр.

  • функции и принципы СКД

    областях деятельности человека и при этом имеет различные социальные значения. Применительно к социальным отношениям функция понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений /4, с, 602/. Такое определение понятия ближе к нашей проблематике. Речь идет о проявлении сущностных свойств объекта или явления, его специфических качеств. Таким образом, функции социально-культурной деятельности есть определенные направления, сферы через которые реализуется ее сущность и общественное...

    10516 Слова | 43 Стр.

  • ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРЦ (ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ) СРЕДСТВАМИ СКД

    курсовая работа Технология организации досуга детей в условиях ТРЦ (торгово-развлекательных центров) средствами СКД Казань 2014 Введение. Глава 1. Теоретико-методологические основы реализации Технологий по организации досуга детей в условиях ТРЦ (торгово-развлекательных центров) средствами СКД 1.1. Сущность технологий социально-культурной деятельности и их роль в организации досуга детей 1.2. социокультурные трансформации...

    9418 Слова | 38 Стр.

  • Молодежь в современном обществе

    Содержание: Введение 1.Молодежь как особая социальная группа 2.Понятие «молодёжи» в России 3.Молодёжь в современном российском обществе 4. Проблемы социальной адаптации молодёжи в современном обществе. Заключение Список используемой литературы. Введение В социальной структуре общества особое место занимает молодежь . Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. Каждое новое молодое поколение – это всегда «другие»...

    4044 Слова | 17 Стр.

  • Молодежные общественные объединения и движения как способ организации молодежи

    Содержание Введение I глава «Молодежь в современном обществе» 1.1. Определение молодежи как отдельной социальной группы 1.2. Проблемы молодежи 1.3. с молодежью 1.4 Мотивы участия современной молодежи в общественных объединениях и движениях II глава «Понятие и сущность молодежных объединений и движений» 2.1. Формы молодежных общественных объединений и движений 2.2. Сфера деятельности молодежных общественных объединений и движений...

    6546 Слова | 27 Стр.

  • Скд в современном мире

    СКД в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития. СКД – это взаимодействие людей в создании (архитектор, художник, писатель, модельер, строитель), освоении (практически все население, в разной степени овладевающее основами К.), сохранении (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея) и распространении (учитель, соц. педагог, журналист) значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его...

    952 Слова | 4 Стр.

  • скд социально культурная деятельность

    Введение. 1. Сущность определения понятий СКД 2.Человек как субъект культуры. 3. Различие мира человека и природы. Заключение. Список использованной литературы. Введение. Слово «субъект » и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как «лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом» (от sub – под, jack» – бросаю, кладу основание, устанавливаю). Сегодня и в повседневной практике, и в гуманитарном знании,...

    2428 Слова | 10 Стр.

  • ининформационно- просветительная функция СКД

    1. Значение информационно-просветительной функции СКД Эффективность любых формирующих процессов, в том числе процесса социализации подрастающего поколения, во многом зависят от средств и методов педагогического воздействия, но более всего от подхода в использовании этих средств и методов. В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1920 г.) -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.) -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.) -культурно-досуговая...

    4174 Слова | 17 Стр.

  • Лекция-провокация для учащихся колледжа по теме «Развитие СКД на территории Беларуси в XX веке» Тема: «Развитие СКД на территории Беларуси в ХХ веке» Цель: закрепление и применение знаний, умений и навыков по методике организации и проведения интеллектуальных игр. Задачи (адукацыйныя, выхаваўчыя, развіваючыя): обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление правил, понятий; содействовать развитию умений анализировать и находить ошибки; содействовать повышению уровня исследования через лекцию-...

    2003 Слова | 9 Стр.

  • :«Сущность и основные задачи методического обеспечения СКД».

    ФГОУ ВПО «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Институт заочного образования Контрольная работа по курсу «Методическое обеспечение СКД » тема: «Сущность и основные задачи методического обеспечения СКД ». Выполнила студентка Проверила: Челябинск, 2012 Содержание...

    1115 Слова | 5 Стр.

  • Организация досуга молодежи

    Глава 1.Теоретические аспекты, проблемы организации досуга молодежи в районном (городском) доме культуры 1.1.Особенности молодежной аудитории, как субъект культурно-досуговой деятельности: интересы, потребности, инициативы и др. Переход к рыночной экономике повлек глобальные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи, выбранные ею социальные ориентиры...

    8532 Слова | 35 Стр.

  • Технологические основы СКД

     рассмотреть семью как коллектив  определить основу семейного досуга  исследовать современные концепции семейного досуга  изучить современные предприятия и сферу досуга  рассмотреть учреждения и организации социально-культурной сферы Объект исследования: семья Предмет исследования: социокультурные технологии База исследования: исследование осуществлялось на основе литературных источников, публикаций и интернет-материалов. Эмпирическое исследование осуществлялось на основе изучения...

    7907 Слова | 32 Стр.

  • Культурные процессы как объект СКД

    РЕФЕРАТ по дисциплине: Теория и история СКД на тему: Культурные процессы как объект СКД Временные изменения культурных систем, моделей взаимодействия между людьми и их социальными группами называются социокультурными процессами. В них проявляется динамика культуры. Рассматривая всевозможные концепции и теории, с целью объяснения источника культурных изменений, можно столкнуться с огромным количеством фактов. Они описываются в русле культурной...

    2042 Слова | 9 Стр.

  • Технологии СКД

     Реферат Дисциплина: Теория и история социально-культурной деятельности Тема: «Технологии СКД . Новые технологии культуры и их укоренение в социокультурные процессы» Оглавление 1. Введение ……………………………………………………………………… 3 2. Понятие технологии социально-культурной деятельности и ее виды...…. 3 3. Новые технологии культуры и их укоренение в социокультурные процессы...

    2021 Слова | 9 Стр.

  • Социально культурная деятельность

    и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Сегодня наиболее актуально работать с молодежью . Одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала в культурно-досуговой деятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических...

    4559 Слова | 19 Стр.

  • Социально-культурная деятельность

    Учебная дисциплина «Социально-культурная деятельность» 1. Понятие, сфера и направленность социально-культурной деятельности. СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится...

    24023 Слова | 97 Стр.

  • Исследовательская работа

    институт культуры» Факультет социально-культурных технологий Кафедра социально-культурной деятельности РЕФЕРАТ по дисциплине: Теоретические основы СКД . Тема: Анализ деятельности ГБОУДО «Областного центра внешкольной воспитательной работы» по Сахалинской области. Работу выполнила: студентка СКТ/441/1-2...

    2452 Слова | 10 Стр.

  • Компьютерные сети

    культурной деятельности « Современные культуротворческие технологии» Выполнила: студентка Шайхетдинова Н.И._____ Специальность СКД Курс 1 Группа 903 Проверил: кандидат исторических наук, доцент Низамова М.С._______ Набережные Челны, 2010 Содержание Введение 3 1. Теоретические подходы в технологии СКД 5 1.1. Сущность определения понятий СКД 5 1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды 7 1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры 14 2. Практическое исследование...

    6664 Слова | 27 Стр.

  • социально-культурная деятельность

    11 стр 2.1 Понятие формы социально-культурной деятельности 11 стр 2.2 Классификация форм СКД 13 стр 2.3 Услуги предприятий социальной сферы 15 стр 2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД 17 стр 2.5 Организация культурно-досуговой программы 19 стр Заключение...

    5890 Слова | 24 Стр.

  • социально-культурные институты; 3. Сделать выводы по теме исследования. Объектом исследования являются социально-культурные институты. 1. Общее понятие социально-культурных институтов, функции Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД ). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов , взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере. Социально-культурным...

    3407 Слова | 14 Стр.

  • социально культурная деятельность

    1. Прикладная культурология: понятие, сущность, объект , предмет, цель, задачи и социальные функции Прикладная культурология – отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности...

    10461 Слова | 42 Стр.

  • Социально-культурная деятельность

    УО «Белорусский государственный университет культуры и искусства» Социально-культурная деятельность Выполнила студентка ФЗО МК и СКД , группа 111 Пивульская Мария Михайловна Минск 2010 Сущность функции индивидуализации личности индивидуализация личность поколение В современных условиях сфера культурной деятельности достигла определенного развития, она приобрела самостоятельность и превратилась в особую отрасль народного хозяйства. Её содержание...

    1848 Слова | 8 Стр.

  • Досуг

    Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи . Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека. Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются...

    9117 Слова | 37 Стр.

  • Состояние проблемы организации деятельности клубов в сложившейся социально-культурной ситуации

    резервов актуально. Проблема данного исследования - ресурсное обеспечение деятельности музея «Хохловка». Цель исследования – выявить особенности организации досуга в музее и разработать практические рекомендации по его совершенствованию. Объект исследования – социально-культурная деятельность музейных учреждений. Предмет исследования – социально-педагогический процесс совершенствования организации деятельности в музее. Гипотеза исследования – пути совершенствования социально-культурной...

    1260 Слова | 6 Стр.

  • Классификация и сфера реализации социально-культурных технологий

    образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» отделение социально-гуманитарного профиля КЛАССИФИКАЦИЯ И СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Выполнил: Студент 4 курса Специальности: 071302 «СКД и НХТ» Специализации: «Постановка театрализованных представлений» Салехард 2011 СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... ...

    4960 Слова | 20 Стр.

  • Состояние и пути совершенствования социально- культурной деятельности в музее «Российский Этнографический музей».

    …………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ СКД В МУЗЕЕ «РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»…………………………………………10 1. Тенденции развития социокультурной деятельности современных музеев ……………………………………………………… 10 1.2 История основания и характеристика деятельности музея «Российский Этнографический музей» ………………………………………………… 15 1.3 Социальные и социокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея и общества…………………………………………………………………….22 ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКД В МУЗЕЕ «РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ...

    10799 Слова | 44 Стр.

  • СКД контрольная работа 2

    России была и Киевская академия. 2.Культурно-просветительная, политико-просветительная, социальная работа в период 20 столетия: 1917-41гг. Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она превратилась в объект государственного регулирования и культурной политики. Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т. ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни...

    4107 Слова | 17 Стр.

  • Технологии социально-культурной деятельности

    Лекции Социально-культурная деятельность Содержание Основные задачи и направления социально-культурной деятельности. Основные термины СКД . Понятие СКД . Эволюция культурно-просветительной работы. Особенности современной социокультурной ситуации. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности. Сущность социально-культурных технологий. . Определение понятия «технология». Структура технологического процесса в учреждениях культуры. Классификация технологий. Сущность...

    20201 Слова | 81 Стр.

  • kursovaya_pavlovsk

    основания…………………... 4 1.2Учебная деятельность. Мотивы учения …………………………………8 1.3. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения……….………..10 Глава II Классификация Образовательных технологий по целям, содержанию, средствам, формам применяемым в СКД ………………………………………..12 2.1. Особенности процесса обучения людей с ограниченными возможностями в социально-культурных учреждениях………………………………………………………………...12 2.2 Модели образовательного процесса в социально-культурных учреждениях Краснодарского края …………………...

    7346 Слова | 30 Стр.

  • Социально-культурная деятельность

    Лекции по СКД 1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности. 1. Основные термины СКД . 2. Понятияе СКД . 3. Эволюция культурно –просветительной работы 4. Особенности современной социокультурной ситуации. 5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность»...

    20036 Слова | 81 Стр.

  • Проет

    Введение культура досуг молодежь молодежи молодежью молодежи занимают досуговые центры. Основная задача центров, как социальных институтов...

    12121 Слова | 49 Стр.

  • dsfghj

    Введение культура досуг молодежь общество Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование культуры досуга молодежи является одной из актуальных проблем современного общества, так как использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Важнейшую роль в организации досуга молодежи занимают досуговые центры. Основная задача центров, как социальных...

    11644 Слова | 47 Стр.

  • Оформление ДР

    ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМА ПО СКД : 1. Структура диплома. 2. Оформление диплома. 3. Библиографический аппарат и ссылки. 4. Сопроводительные документы к диплому и титульный лист. 5. Акты о внедрении (образец). 1. СТРУКТУРА ДИПЛОМА: ТЕМА: Введение Глава 1. 1.1. 1.2. 1.3. Глава 2. 2.1. 2.2. 2.3. Глава 3. 3.1. 3.2. Заключение. Список...

    1882 Слова | 8 Стр.

  • СтандартANSI

    производств, технологических объектов (технологические установки, склады, хранилища, газгольдеры, очистные сооружения, установки утилизации и обезвреживания отходов); - эксплуатация всех видов электрооборудования; - обучение персонала и подготовка кадров для Общества; - пусконаладочные работы по технологическим системам; - монтажные и строительно-монтажные работы по сооружению и реконструкции производств, цехов, участков, отдельных установок и крупных технологических объектов ; - ремонт химико-технологических...

    18783 Слова | 76 Стр.

  • Значимость культурно-досуговой деятельности молодежи. Интернет-досуг молодежных субкультур

    Институт Сервиса и Социально-культурных Коммуникаций Кафедра менеджмента и СКД Реферат к экзамену по курсу «Основы и теория СКД » на тему: Значимость культурно-досуговой деятельности молодежи . Интернет-досуг молодежных субкультур Выполнил: ЦыбинИван Витальевич, Студентк I курса ОДО, ПИ Проверил: Попов Виктор Владимирович, Тюмень 2011 Содержание Введение 3 Значимость культурно-досуговой деятельности молодежи 4 Интернет-досуг молодежных субкультур 7 Заключение 14 Список используемой...

    1779 Слова | 8 Стр.

  • Современная социально-культурная ситуация: перспективы и тенденции развития

    системе духовных ценностей приднестровского общества» за 2008 год, исследованием принципов и методов регулирования социокультурных процессов занимаются Бирженюк Г.М., Дридзе Г.М., Запесоцкий А.С., Зуев С.Е., Климов А.Г., Марков А.П., Орлова Э.А. и др. Объект исследования – социально-культурная ситуация как основополагающая развития общества в целом. Предмет исследования – развитие и тенденции трансформации социально – культурной деятельности на территории ПМР. Цель исследования – на основе анализа изменений...

    7072 Слова | 29 Стр.

  • СКД, инкультурация

    историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД , помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД , но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций...

    646 Слова | 3 Стр.

  • Социально-культурная деятельность

    социально-культурной деятельности, и её отраслевых теорий. Кроме того с отсутствием в общеисторической науке теоретических положений об отраслевых историях, к которым относится и история социально-культурной деятельности, и с рядом других причин. Объектом истории социально-культурной деятельности является вся совокупность явлений данной сферы на протяжении всей её истории. Это такие явления, как зарождение, функционирование и развитие социально-культурных учреждений, их деятельность, деятельность...

    63172 Слова | 253 Стр.

  • Технология подготовки и проведения массовых форм социально-культурной деятельности

    управления культурным движением детей и юношества. К числу таких инновационных форм относится культурное воспитание молодежи , направленное на использование культурного и оздоровительного потенциала. Многие специалисты указывают на возможность формирования в ходе культурной деятельности подрастающего поколения гуманистических идеалов и ценностей, а также повышения культурных возможностей молодежи . Весьма эффективно культурное воспитание может быть реализовано в ходе широко распространенных в последние годы...

    1790 Слова | 8 Стр.

  • Сущность СКД лекция

    Социально-культурная деятельность (СКД ) – это деятельность библиотек, парков культуры и отдыха, больших Дворцов и маленьких клубов, музеев, театров, цирков и т.д. направленная на культурно-формирующее воздействие на личность. Социально-культурная деятельность независимо от характера и сферы проявления призвана решать важнейшие социальные задачи. СКД имеет дело не столько с результатами культурной деятельности, сколько с процессом освоения ценностей культуры. В СКД на первое место выдвигается коммуникативный...

    1371 Слова | 6 Стр.

  • Организация ЗОЖ младших школьников

    уровня жизни в целом по стране, ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи. Нарушение здоровья детей негативно сказывается на их способностях к освоению программ общего образования . Объект : формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях образовательного учреждения. Предмет: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников средствами социально-культурной деятельности в условиях образовательного учреждения...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Основные понятия современной социально-культурной деятельности. Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развитии социально-культурной сферы. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере.

      реферат , добавлен 11.09.2014

      Важность и особенности социально-культурной деятельности. Популярные виды комплексных досуговых программ. Современное состояние и перспективы развития социально-культурной деятельности в Государственном учреждении "Дом народного творчества и досуга".

      курсовая работа , добавлен 12.07.2013

      Период геронтогенеза и его возрастные границы. Стадии старения, их характеристика. Требования к современной социально-культурной деятельности. Разработка программы по социально-досуговой деятельности для людей пожилого возраста "Мир, в котором нет чужих".

      контрольная работа , добавлен 06.12.2014

      Сущность и специфика управления деятельностью методических служб и центров в социально-культурной сфере. История становления методической просветительной работы в России. Значение областной и районных методических служб культурно-досуговой деятельности.

      курсовая работа , добавлен 21.12.2014

      Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы на примере ОАО "Горизонт".

      реферат , добавлен 27.11.2012

      История и теоретические основы социально-культурной деятельности, ее закономерности, представление об основных сферах ее реализации. Характеристика основных ее субъектов, ресурсной базы. Содержание и функции современных социально-культурных технологий.

      учебное пособие , добавлен 10.12.2010

      Динамика ценностных ориентиров в постсоветский период: снижение ценности работы, профессий физического труда, нравственных норм поведения, стабильное доминирование культурных потребностей. Характеристика статистических и реальных социальных общностей.

      реферат , добавлен 03.12.2009

      Составляющие ресурсной базы организаций социально-культурной деятельности. Информационно-методический центр Комитета по культуре Ленинградской области. Книжные магазины "Буквоед" и "Дом книги". Районная библиотека (на примере "Центра деловой книги").

      контрольная работа , добавлен 28.06.2013