Нил, огромная река, берущая начало в экваториальных озерах, издавна, как и Ганг, считался священным. Для подданных фараона он начинался не в озерах Черного континента, а прямо на небе, и они не напрасно поклонялись Нилу: без этой реки Египет не мог бы существовать.

«Египет - дар Нила», - писал Геродот. И действительно, река создала все: почву и все, что на ней растет, работу для людей, их национальный характер, их политический и социальный уклад. Без этой благословенной реки никогда не сложилась бы мощная цивилизация, которой правили фараоны, потому что ни один народ не выжил бы в бесплодных, сожженных солнцем песках.

Воды Нила завоевали Египет, и, в сущности, он представляет собой оазис длиной чуть больше двухсот лиг, а шириной в одних местах не более одного, а в других, и прежде всего в низовьях, достигает двадцати. В дельте река сильно ветвится, образуя обширный илистый треугольник, отличающийся необыкновенным плодородием. И это тоже одно из достижений Нила: он отвоевал территорию не только у песков пустыни, но и у моря, вынуждая его постепенно отступать перед натиском огромной массы земли, отнятой за сотни и сотни лет у таинственных районов Центральной Африки.

Там, куда не доходят воды реки, простирается пустыня, и длинная и узкая полоса плодородной земли справа и слева, то есть на западе и на востоке, граничит с песками. Своим плодородием эта полоса целиком обязана разливам колоссальной водной артерии.

В начале летнего солнцестояния воды Нила с математической точностью начинают прибывать по причине экваториальных ливней, постепенно достигая максимального разлива к осеннему равноденствию. Все низменности оказываются залитыми, а более высокие места напитываются влагой и превращаются в мягкую грязь. На этих землях благословенная река каждый год оставляет драгоценный ил, вымытый с девственных территорий внутри континента, и он служит удобрением для полей. Река дарит своим верным почитателям неисчерпаемый источник плодороднейшей почвы, что гораздо лучше всех земель, удобренных навозом.

После равноденствия вода начинает понемногу убывать, и в черную, влажную и жирную землю египтяне бросают семена, которые дальше растут сами, не требуя никакого ухода. Поля действительно не надо обрабатывать, и египетские крестьяне избавлены от необходимости трудом и потом добиваться урожая, как добиваются его у нас. Разбросанные по поверхности поля семена сами погружаются в напоенную влагой землю, солнечное тепло помогает им развиться, и счастливому египетскому крестьянину-феллаху остается только дождаться, когда посев созреет для жатвы. Урожай почти всегда фантастически обилен.

Однако не надо думать, что Нил (несмотря на божественное происхождение, которое ему приписывали древние египтяне, считая его богом Хапи, и настолько трепетно относились к его водам, что карали смертью каждого, кто осмелится бросить в него мертвое тело, будь то человек или животное) - река особенная, отличная от других. Далеко не все разливы происходят регулярно, и далеко не все они приносят обильный урожай. Бывают годы, когда его течение делается слишком стремительным и возникает угроза разрушений, а бывает и наоборот: скудный разлив не в состоянии оросить все земли, предназначенные для посевов.

Однако человек нашел способ, как избежать и той и другой опасности, и фараоны, несмотря на нехватку средств, повелели возвести здесь и там внушительные сооружения, которые оказались неподвластны векам. Повсюду возникли дамбы, каналы для равномерного отвода воды в разные провинции, обширные искусственные водохранилища для сбора влаги при бурных разливах и включения ирригационных систем на возделанных землях. Этими сооружениями фараоны обезопасили свое царство от нашествия песков и сохранили для будущих поколений египтян плодородие земли, без которого они не смогли бы существовать.

Переждав первую широкую и пенистую волну, прошумевшую между берегов, лодка Аты спокойно продолжила свой путь, поскольку, как мы уже говорили, разлив на этот раз не был ни бурным, ни внезапным. Воды реки, поначалу прозрачные, помутнели и приобрели зеленоватый оттенок. Через несколько дней они еще поменяют цвет и сделаются красно-рыжими. От толчка, тряхнувшего парусник, Миринри вздрогнул и вскочил, глядя на Униса.

Ничего страшного, - успокоил его старик. - Это начался разлив.

Нефер его предвидела, - сказал Сын Солнца, словно очнувшись от долгого сна. - Он быстрее дотащит нас до Мемфиса, правда, Унис?

Тебе не терпится увидеть большой город?

Еще как не терпится. Что я видел до сего дня? Пески, пирамиды, пальмы да крокодилов. И ни крошечной частицы того, на что я имею право.

Не спеши, Миринри. Надо подождать, пока все будет готово к восстанию, которое передаст в твои руки самое могущественное в мире царство.

Терпение не для молодых, особенно если в их жилах течет кровь воинов. А где Нефер?

Я здесь, мой господин, - сказала девушка, бесшумно подойдя к нему.

Ты ведь пела не так давно?

Да, мой господин.

А я думал, мне приснилось.

Нефер склонила прелестную головку и грустно улыбнулась.

Миринри не ответил. Он смотрел на берег, где виднелось много примитивных механизмов, похожих на колодезный журавль, которые перекачивали воду на более высокие места. Ими управлял всего один человек, а неподалеку явились на водопой быки.

Видишь его, Нефер? - спросил юноша, указывая на что-то рукой. - В тот день он так же подкрадывался к юной царевне, и я ее выхватил почти у него из пасти.

Кто, мой господин?

Крокодил. Еще немного - и ненасытное животное станет его добычей. Видишь, как он притаился под водой?

Нефер перегнулась через борт. Чудовищная шестиметровая рептилия медленно прокладывала себе дорогу между тростником и большими листьями лотосов, понемногу исчезавшими под водой. Она явно направлялась к берегу, где пил и не мог напиться здоровенный черный бык.

Видишь? - во второй раз спросил юноша, которого, казалось, очень занимали маневры чудовища.

Вижу, - ответила Нефер.

Он собирается атаковать быка.

Ты думаешь, мой господин?

И он его одолеет.

Нефер помолчала с минуту, а потом вдруг спросила его с каким-то странным выражением:

Так ты вытащил царевну из ужасных челюстей Темса?

Да, - ответил Миринри. - Он уже собирался укусить ее и наверняка бы сожрал, если бы я вовремя не вмешался.

Ведь ты мог погибнуть, мой господин.

Юноша пожал плечами.

Сыны Солнца так просто не умирают, - беспечно заявил он. - Я никогда не боялся этих монстров, как никогда не боялся львов.

Так что же, ты и льва можешь убить?

Да, если будет надо.

Но зачем ты рисковал жизнью ради этой женщины? Потому что она царевна? - порывисто спросила Нефер.

Я не знал, что она царевна. Узнал только тогда, когда пришел на то место и нашел в траве на берегу символ власти, который она потеряла.

В огромных черных глазах Нефер блеснул странный огонь.

Ах! - прошептала она.

Вон он, смотри, Нефер, - повторил Миринри, не замечая, в какое волнение привели колдунью его слова. - Видишь, как лазает между стеблей лотоса и тростника? Видно только кусочек морды. Еще шаг - и бык будет схвачен.

Нефер, казалось, его не слушала, однако очень внимательно следила глазами за громадным чудищем, подходившим все ближе. И вдруг вскочила на фальшборт, словно хотела получше разглядеть, как развернется драматичная сцена.

Это место от русла реки отгораживала большая отмель, а потому течение было очень слабое, и маленькое суденышко медленно продвигалось, шурша килем по тростникам. Вся команда, включая Униса и Ату, выстроилась вдоль бортов и наблюдала за маневрами исполинского аллигатора.

Бык, великолепное, мощное животное с длинными, загнутыми назад рогами, продолжал спокойно пить, сунув в воду почти всю морду, а за ним на берегу паслись без всякого присмотра двенадцать коров.

Вдруг он дико и хрипло замычал и рванулся назад. Напрасный труд! Крокодил застиг его врасплох и схватил за нос, вонзив в него острые передние зубы и крепко зажав.

Сцапал, сцапал! - закричали эфиопы.

Теперь ему конец, - заметил Миринри.

Разве что ему предложат лучшую добычу, - мрачно прошептала Нефер.

Бык отчаянно сопротивлялся, чтобы не дать затащить себя в воду, и крепко упирался копытами, напрягая мощные сухожилия, а чудовище все сжимало и сжимало зубы, уставившись на крупную жертву своими зеленоватыми, лишенными всякого выражения глазами.

На беду быка, в первые же дни разлива берег стал очень грязным, а потому широкие копыта бедного животного тонули в грязи, несмотря на все усилия, ноги его все глубже увязали, и потому он был лишен возможности отступить назад. Бык жалобно, хрипло ревел, ноздри его покрылись кровавой пеной, но он отчаянно сопротивлялся. Могучие бока ходили ходуном, хвост хлестал по воздуху, глаза налились кровью и так выпучились, словно хотели вылезти из орбит.

Крокодил застыл на месте, не сводя глаз с солидной добычи. Он явно дожидался, когда полузадушенный бык упадет и можно будет утащить его в реку.

Нефер упала в воду! Бросить якорь!

То ли у колдуньи закружилась голова, то ли она потеряла равновесие, но она ушла в зеленоватую воду с головой, а в этом месте река была достаточно глубока.

Услышав всплеск, который возвещал о более легкой добыче, крокодил разжал челюсти, выпустил быка и круто обернулся, бешено колотя хвостом. Нефер тем временем вынырнула в нескольких шагах от правого борта. Ее легкие одежды заколыхались на поверхности воды, а глаза впились в Миринри, который одним прыжком оказался у борта.

Нефер! - крикнул юноша. - Дайте оружие! Оружие дайте!

Мимо борта пробегал эфиоп, намереваясь спустить на воду шлюпку, закрепленную на корме. На поясе у него висел обоюдоострый бронзовый кинжал. Выхватить кинжал из ножен и броситься в реку вниз головой было делом одной секунды.

Из груди старика вырвался отчаянный крик:

Мой несчастный! Что ты делаешь?

Шлюпку на воду! - крикнул Ата, смертельно побледнев. - Спасем Сына Солнца!

Крокодил уже увидел Нефер, которая держалась на воде, лихорадочно работая руками, и двинулся к ней со свойственной крокодильему племени неукротимой и наглой решимостью. Несколькими мощными ударами хвоста он пересек заросли тростника и красных и белых лотосов и на полном ходу бросился к нежному человеческому телу, которое не станет так упираться, как здоровенный бык.

Гигантская рептилия уже разинула пасть, и чудовищные челюсти были готовы перекусить колдунью пополам, но тут прямо перед ней появился Миринри. В руке бесстрашный юноша сжимал кинжал. Сделав сильный гребок ногами, не обращая внимания на угрожавшую ему опасность, он вклинился между Нефер и крокодилом и нанес ему два сильнейших удара между разинутых челюстей, раскроив их до самой шеи.

Обезумев от боли, заливаясь кровью, мерзкая тварь испуганно завертелась, издала звук, похожий не то на рычание, не то на отдаленный грохот барабана, несколько раз ударила хвостом, подняв настоящую волну, и удрала, спрятавшись в папирусах.

Миринри обернулся и схватил девушку поперек туловища, выпустив из руки оружие, в котором больше не было нужды. Нефер потеряла сознание и уже начала тонуть. Смелый юноша едва успел приподнять ее голову над водой. Сильным ударом пяток оттолкнувшись от дна, он резко поднялся над течением, грозившим его перевернуть, и мощными гребками поплыл к судну, которое уже легло в дрейф и медленно удалялось.

Скорее, Миринри! - крикнул Унис, а эфиопы быстро спускали на воду шлюпку.

Плыву, - просто ответил героический монарх.

Прижав к груди Нефер, он мужественно боролся с течением, а прибывающая вода несла его все быстрее. Длинные волосы девушки обвились вокруг его шеи, но Сын Солнца, казалось, не испытывал по этому поводу никакого волнения.

Гигантская рептилия уже разинула пасть, и чудовищные челюсти были готовы перекусить колдунью пополам…


В два гребка он доплыл до шлюпки, где эфиопы вовсю работали веслами, передал им Нефер и без всякой посторонней помощи сам вылез из воды в шлюпку и уселся на скамейку. Похоже, его что-то сильно беспокоило.

Она не умерла, правда? - спросил он у Аты, который спрыгнул в шлюпку вместе с гребцами.

Нет, мой господин, - ответил египтянин, держа Нефер на руках. - Сердце бьется, и скоро она придет в себя. Зачем же ты рисковал жизнью ради этой колдуньи? Крокодил был огромный и сильный и вполне мог перекусить тебя пополам.

Миринри пожал плечами и улыбнулся. Потом помолчал и ответил:

Властитель должен печься о безопасности своих подданных, если я действительно властитель.

Ты в этом сомневаешься? - с удивлением спросил Ата.

Нет, - ответил Миринри.

Шлюпка подошла к паруснику. Миринри ухватился за брошенный ему конец и поднялся на палубу, где его в великом волнении дожидался Унис.

Ты истинный сын великого Тети, - сказал ему старик. - Твой отец поступил бы точно так же. Сначала был лев, теперь крокодил.

Это был не тот крокодил, что гнался за царевной, - сказал Миринри и прибавил, словно говоря сам с собой: - Нет, тело этой девушки не вызвало у меня такого трепета. Кровь не заговорила.

До сих пор наши изыскания убедительно показывали, что в основном астрономическая деятельность древних египтян была связана с наблюдениями явлений, сопутствующих наступлению нового года. Также совершенно ясно, что в самую далекую древность солнечный год у египтян начинался в летнее солнцестояние и что это солнцестояние и тогда и сейчас совпадало с началом разлива Нила в Гелиополе и Мемфисе, важнейших центрах Северного Египта в эпоху первых династий.

На заре цивилизации было совсем не очевидно, что солнце можно использовать для измерения времени, как мы делаем сейчас; и в этой связи достаточно отметить, как по-разному смотрели на этот вопрос древние народы. Например, Египет очень отличался в этом отношении от Халдеи и Вавилонии, а потом от представлений, бытовавших у евреев. В египетских надписях мы встречаем упоминания луны, но они доказывают лишь то, что она занимала подчиненное положение по отношению к солнцу, по крайней мере в поздние времена. Семидневная неделя была совершенно незнакома египтянам. Все, что с нею связано, относится к более поздним периодам. Процитированный Лепсиусом отрывок из Книги мертвых ничего не доказывает, так как, если верить Краллю, его перевод ошибочен. В Вавилонии же, по-видимому, луне поклонялись так же, как и солнцу, и, что естественно, пользовались ею для измерения времени. В смысле месяцев это был довольно хороший способ. Кроме того, естественно, что в Вавилонии, где людям приходилось много путешествовать по пустыне ночью, они очень внимательно наблюдали за движениями луны.

С этим связан один интересный момент: у этих древних народов небесные тела, предоставлявшие им способы и единицы измерения времени, рассматривались практически в одной категории. Так, например, в Египте использовалось солнце, и единицей времени был год; а в Вавилонии единицей времени был месяц, потому что основным мерилом времени была луна. Поэтому, если речь шла о периодах времени, то один народ мог очень легко решить, что период, используемый другим народом, - это год, тогда как на самом деле это месяц, и наоборот. Есть предположение, что продолжительность жизни Мафусаила и других персонажей, якобы проживших очень долгую жизнь, на самом деле нужно считать не в солнечных годах, а в лунных - то есть, говоря точнее, в лунных месяцах. Это вполне разумно, ведь, если поделить число лет на двенадцать, окажется, что это довольно близко к современной продолжительности жизни, и нет никаких причин, почему это не могло быть так.

Думается, есть мало сомнений в том, что Египет был страной, где солнце считалось самым точным мерилом времени.

Ра, солнце, был главным богом Древнего Египта. Ему поклонялись во всех номах. Уже древнейшие тексты (см. тексты Менкаура в Британском музее) повествуют о сияющем пути Ра по небу и его ежедневной борьбе с тьмой.

«Египтяне, - говорит Ранке в первой главе своей «Всеобщей истории», посвященной Египту, - определили видимое движение солнца и в соответствии с ним разделили год, в отличие от вавилонян, научным и практичным образом, так что Юлий Цезарь перенял календарь у египтян и ввел его в Римской империи. За ним последовали и другие народы, и с тех пор египетский календарь использовался повсеместно уже в течение семнадцати веков. Его можно считать самым замечательным наследием древнейших времен, оказавшим влияние на весь мир».

Откуда бы ни явились древние египтяне - из региона, где время измерялось по луне, или нет, - как только они обосновались в долине Нила, где тогда, как и сейчас, ежегодный разлив реки в летнее солнцестояние, словно маятник, неуклонно отмеряет годы, их календарь прочно встал на солнечную основу. Следовательно, именно природа, Нил - от которого зависело благосостояние страны - способствовали установлению египетского года. Солнцестояние и разлив Нила стали точкой отсчета древнего египетского года.

Словами, что Египет - это дар Нила, мы обязаны отцу истории, который имел в виду не только оплодотворяющее действие реки, но и то, что от Нила и связанных с ним процессов целиком зависят условия человеческой жизни в Египте. Так же верно и то, что и египетский год, и эта часть египетской археологии, и миф, который главным образом интересует астрономов, тоже дары Нила.

Гелиакический восход Сириуса и других звезд в начале ежегодного разлива, все мифы, возникшие из символов этих звезд, - многочисленные доказательства того, что река с ее разными уровнями воды в разное время года играла большую роль в жизни народа. По существу, это была истинная и уникальная основа жизни народа.

В этом у Нила есть аналог или даже аналоги. Чем Нил был для Египта, тем же Тигр и Евфрат были для обширного региона Западной Азии, где мы также видим, что ежегодный разлив был источником плодородия, зрелищем, которое вдохновляло поэтов, и событием, вызывавшим большое внимание астрономов.

Совершенно естественно, что на Евфрат, Тигр и Нил смотрели как на божества, что боги Нильской долины, с одной стороны, и региона, орошаемого Тигром и Евфратом, с другой, были богами, именами которых давали клятвы, которым поклонялись, чтобы заручиться их милостью, и у которых были местные храмы и свои культы.

Богом Тигра и Евфрата был Эа. Богом Нила был Хапи. Это то же имя, что и у быка Аписа, основание культа которого приписывают Менесу . Конечно, Менес, Мен или Мени, как его называют, имел все причины основать культ бога реки, ведь он, по-видимому, первым из людей выступил с идеями ирригации, и я слышал, как заслуженные чиновники, отвечавшие в последнее время за современные ирригационные системы, с восхищением говорили о задумках и работах Менеса. Был ли такой же Менес и у Тигра в той же древности, история умалчивает; но, по рассказам путешественников, половодье Тигра еще более величественно, чем у Нила, хотя и Нил во время разлива производит сильное впечатление: вся плодородная долина превращается, так сказать, в морской залив с островками тут и там, которые при ближайшем рассмотрении оказываются деревней, и ее глиняные хижины слишком часто разрушаются под хлестом волн, гонимых сильным северным ветром.

Конечно, время разлива этих рек влияло не только на жизнь народа, но даже на всю страну, расположенную на их берегах. Тигр и Евфрат разливаются в весеннее равноденствие - главным в стране было равноденствие, храмы направлены к востоку. Нил разливается в солнцестояние - религия была основана на солнцестоянии, и солнечные храмы уже не смотрели на восток. Для египтян разлив реки на сельскохозяйственные земли был словно рассвет, прогоняющий ночную тьму; солнечный бог дня побеждал звездных богов ночи; победоносный владыка земли снова поражал своих врагов.

Египет, по словам Амра ибн аль-Аса, сначала открывается в виде пыльной равнины, потом пресного моря и, наконец, луга, полного цветов.

На первый взгляд кажется, что если год определяли, так сказать, локальные природные условия, то и деление его на сезоны должно быть таким же, как и у нас . Это неверно. Земля и река дают совершенно разные условия.

Никто, пожалуй, так правдиво и поэтично не описал происходящее на самом деле, чем Осборн, который так пишет о времени, когда уровень воды в Ниле низок : «Нил сжимался в своих берегах, пока не стал вдвое уже обычной ширины, и его мутная, осклизлая, застойная вода, казалось, едва течет в непонятном направлении. Широкие отмели и крутые наносы черной, пропеченной на солнце нильской грязи образуют оба берега реки. Повсюду за ними песок и бесплодие; ибо хамсин, или песчаный ветер продолжительностью пятьдесят дней, только что прекратился. Тут и там в пыльном, неясном, палящем воздухе видны стволы и сучья деревьев, но их листья так густо покрыты пылью, что издалека их не отличить от песка окружающей пустыни. В этот сезон только самым тягостным и трудоемким поливом можно сохранить хоть какой-то намек на зелень даже в увеселительных садах паши. Первый признак того, что этот самый страшный сезон приближается к концу, - это поднявшийся северный ветер (этезии у греков), который дует резко, часто со свирепыми порывами, в течение всего дня. Вскоре ветер освобождает от пыли кроны рощ, покрывающих Нижний Египет, которые продолжают зеленеть. Яростный жар солнца, стоящего в самом зените, тоже, как правило, смягчается этим мощным влиянием, которое преобладает в этот и три последующих месяца на всей египетской земле».

Потом начинается половодье: «Пожалуй, нет в природе более радостной картины, зрелища, которое сильнее пробуждает уверенность в божьей милости, чем подъем Нила. День за днем и ночь за ночью мутный прилив величественно гонит волны по опаленным пескам земли, унылым пустошам. Почти ежечасно, пока мы медленно поднимались по нему перед этезийским ветром, мы слышали оглушительное падение илистого берега и видели по тому, как суетливо все живое бросается к этому месту, что Нил преодолел очередное препятствие и что его набегающие волны разливают жизнь и радость по очередной пустыне. Мало какие впечатления я вспоминаю с большим удовольствием, чем тот раз, когда я увидел, как Нил ворвался в один из больших каналов его ежегодного половодья. Вся природа кричит от радости. Мужчины, дети, буйволы прыгают в его освежающих водах, широкие волны блестят стайками рыб, а сверху тучами летает всевозможная дичь. Но это празднество природы не ограничивается созданиями высокого порядка. В тот миг, когда приход плодоносных вод увлажняет песчаную землю, она буквально оживает из-за бесчисленных насекомых. Невозможно стоять на берегу одного из этих величественных потоков, видеть, как ежесекундно он сметает какое-то препятствие на его возвышенном пути, становясь все шире, и не чувствовать, как сердце переполняется любовью, радостью и уверенностью в великом Творце этого ежегодного чуда милости».

После разлива наступает время сева. Последствия разлива, как рассказывает Осборн, «проявляются в картине плодородия и такой красоты, какую редко можно встретить в другой стране в любое время года. Яркая зелень прорастающих злаков, рощи гранатовых деревьев, пылающие ярко-алыми цветками, свежий бриз, наполненный благоуханием розовых садов и апельсиновых зарослей, каждое дерево и куст покрыты ароматными цветами. Незнакомец в земле Хама встречает мало природных красот. Это правда, что они довольно похожи, и он заметит мало различий между деревьями и растениями, попадет ли он впервые в сады Александрии или на равнину Асуана. Однако все это одинаково лишь потому, что невозможно ничего прибавить к сладости запахов, яркости цветов или изысканной красоте многообразия растений, среди которых он блуждает. Это монотонность, но монотонность рая».

Наводнение добирается до Каира в день, очень близкий к летнему солнцестоянию. Река достигает максимального подъема и начинает спадать около осеннего равноденствия. К зимнему солнцестоянию Нил снова успокаивается в своих берегах, и к нему возвращается голубой цвет. На этот промежуток приходится время сева.

Начиная с наводнения (летнее солнцестояние) мы имеем:

1) сезон, или тетрамен , наводнения, с июля по октябрь;
2) сезон сева, с ноября по февраль;
3) сезон урожая, с марта по июнь.

С древнейших времен год делился на двенадцать месяцев, и первый месяц был посвящен богу мудрости Тоту (Джехути):

Названия сезонов и месяцев можно встретить даже на строительном материале самой большой пирамиды в Дахшуре, и уже в древнейших надписях мы видим ссылки на календарь. На стелах в мастабах, где мертвые молят Анубиса о хорошем погребении, есть список праздничных дней, в которые следует приносить жертвы мертвым.

Современный календарь (в описании Бругша и де Руже), несомненно, сохранился с древнеегипетских времен. Он хорошо подходит для местности в районе Каира. Отношение основных моментов разлива к солнцестоянию в этой части реки таково:

Дабы показать, что древнеегипетская астрономия - если брать конкретно ее - в основном занималась ежегодным наводнением и всеми следствиями этого наводнения и как был установлен, насколько нам известно, первый тропический год на планете, нужно пристально рассмотреть действительные факты наводнения не только для Египта в целом, но и для разных пунктов на линии протяженностью несколько тысяч километров, вдоль которой тут и там рассыпаны города и храмы еще с древнейших эпох.

В незапамятные времена колебания уровня воды в реке были тщательно зафиксированы для разных точек реки. Во французском «Описании Египта» мы находим полное описание так называемого ниломера в Асуане (у первого порога), который датируется, возможно, еще началом V династии.

В замечательной книге Эберса о Египте есть описание гораздо более современного ниломера на острове Рода.

Ниломер, или «микьяс», который мы можем видеть сейчас на Роде, как говорят, сменил тот, что был привезен туда из Мемфиса в какое-то неизвестное время. По Эберсу, Макризи видел остатки старого ниломера в 1417 году.

Современный ниломер находится внутри сооружения, чья крыша опирается на простые деревянные колонны. В четырехугольной емкости, которая сообщается с рекой по каналу, стоит восьмиугольный столб с мерными делениями, надписанными на арабском языке. Единица измерения - пик (иногда его называют локоть) = 0,54 метра, который делится на 24 кирата. Из-за того, что в сравнительно поздние времена русло реки поднялось, ниломер во время высокого Нила затапливается на глубину 2 локтей.

Подъем Нила теперь можно тщательно изучить, так как на реке расставлены водомеры. Это асуанский водомер 1869 года, армантский 1887 года, сохагский водомер 1889 года и асиутский водомер 1892 года. Эти водомеры находятся на следующих расстояниях от Асуана.

На водомер на острове Рода не стоит полагаться, так как плотина уничтожила его ценность как измерительного устройства. Высота этих водомеров над уровнем моря такова:

Метры
Асуан 84,158
Армант 69,535
Сохаг 56,00
Асиут 53,10
Рода 13,14

Большая неопределенность возникает из-за того, что нет четких различий между показаниями водомера летом и в период, когда подъем идет непрерывно. Видимо, в конце весны идут достаточно сильные дожди, чтобы Нил заметно поднялся, так же как и зимой бывают заметные подъемы по всей долине, когда грязевые отметины остаются на скалах в Асуане и Манфалуте. Независимо от показаний водомера во время подъема Нила есть некоторые факты, которые поражают любого наблюдателя. В начале подъема появляется зеленая вода . Это случается в июне, но даты могут быть разными, как и даты максимального подъема.

Современные наблюдения показывают, что дни начала подъема, первого разлива, второго разлива и окончательного спада варьируются, и, исходя из этого, кажется очевидным, что у древних египтян не могло быть водомера с фиксированным нулевым уровнем и фиксированной точки начала физического подъема воды, но им приходилось догадываться по серии наблюдений о среднем времени начала, о среднем времени появления красной воды или о среднем подъеме до определенного уровня.

Для начала разберемся с зеленой водой. Обычно ниломер на острове Рода отмечает подъем реки на 2-5 сантиметров, вода слегка утрачивает свою прозрачность и свежесть, которую еще сохраняет. Зеленый цвет - это матовый оттенок осклизлой, солоноватой воды из тропиков, и еще не был найден фильтр, который мог бы очистить такую воду. Зеленым цветом она обязана водорослям.

К счастью, эта фаза редко продолжается дольше трех-четырех дней. Те, кому приходится пить воду в таком состоянии даже столь короткое время, сильно мучаются расстройствами мочевого пузыря. Городские жители обычно готовятся к этому заранее, запасаясь водой в резервуарах и баках.

Как заметил полковник инженерных войск Росс в 1887 и 1890 годах, когда из-за медленного отхода Нила работникам ирригационных сооружений приходилось удерживать многие резервуары в провинции Гиза, а также в 1888 году, когда вода долго оставалась застойной, вода в резервуарах позеленела - появились водоросли и болотный запах - так же, как июньская зеленая вода.

Из-за этого было решено, что раз нильская вода в русле реки - даже в самых застойных запрудах - не зеленеет, то, видимо, зелень появляется только при абсолютной неподвижности воды. Выше Гондокоро есть обширные заболоченные местности, и потому считается, что летняя зеленая вода, которая появляется неожиданно, приходит из этих болот, когда ее сзади выталкивает новая вода, вот почему она предшествует разливу. До сих пор никто еще не произвел тщательных наблюдений за постепенным приходом зеленой воды.

Река поднимается быстро, и вода постепенно становится мутнее. Однако проходит десять-двенадцать дней перед тем, как Нил в последний раз и самым необычным образом меняет внешний вид. Мистер Осборн так описывает это : «Это было в конце - как мне казалось - долгой и очень душной ночи, когда я поднялся с дивана, на котором тщился уснуть, на палубу корабля, тихо стоявшего у Бени-Суэфа, города в Среднем Египте. Над восточными холмами только что показался верхний ореол солнечного диска. Когда его лучи пали на воду, я с удивлением увидел темно-красные блики. Оттенок воды постепенно становился все насыщеннее, по мере того она все больше освещалась солнцем, и еще до того, как оно полностью вышло из-за вершин холмов, передо мной предстала истинная река крови. Подозревая какой-то морок, я поспешно встал и, перегнувшись через борт, увидел, что глаза не обманывают меня. Вся масса воды была непрозрачная, темно-красного цвета, очень напоминающего кровь, больше, чем любое другое природное явление, с которым ее можно было сравнить. Потом я заметил, что за ночь река заметно поднялась на несколько дюймов. Пока я взирал на эту поразительную картину, ко мне подошли арабы и объяснили, что это Красный Нил. Красный цвет и непрозрачность воды в этом необычайном состоянии реки постоянно изменяются. В какие-то дни, когда подъем реки не превышает нескольких дюймов, вода возвращается в состояние полупрозрачности, хотя при высоком Ниле она, по-видимому, никогда не теряет темно-красного оттенка, который нельзя отфильтровать. Однако это не то же, что зеленая примесь, совсем вредоносная; нильская вода никогда не бывает более здоровой, более вкусной и освежающей, чем во время разлива. В другие дни река поднимается гораздо быстрее, и тогда количество взвешенного в воде ила в Верхнем Египте превышает все, что я видел в любой другой реке. Не раз я видел, что ил мешал течению потока. Как-то стакан воды в таком состоянии оставили стоять на некоторое время. Верхняя часть воды была совершенно непрозрачная, цвета крови. Осадок черной грязи занял примерно четверть стакана. Значительная часть ее оседает, прежде чем река достигает Среднего и Нижнего Египта. Там я никогда не видел нильскую воду в таком состоянии, и, более того, нет никаких наблюдений о том, чтобы река краснела. Совершенно ясно, что краснота не может происходить из Белого Нила, но, должно быть, это первые наводнения Голубого Нила и Бахр-эль-Азраля, которые спускаются вниз».

Один из важных вопросов в рамках нашего исследования связан с тем, как влияют на локальные календари разных районов Нильской долины варианты явлений, с помощью которых египтяне отсчитывали новый год.

Если взять только солнцестояние , его дата будет одинаковой для всех частей долины; но, конечно, египтяне не рассматривали солнцестояние изолированно по очевидной причине, что им был необходим какой-либо знак, предупреждавший о подъеме Нила, а в низовьях реки подъем предшествует солнцестоянию. Также они не брали изолированно и гелиакический восход Сириуса, о котором ниже будет сказано подробнее.

Но вопрос состоял главным образом в дате начала наводнения, а дата начала наводнения была совершенно разной в разных частях Египта.

Итак, по современным водомерам можно понять, что у реки уходит некоторое время, чтобы преодолеть 900 километров между Элефантиной и Каиром.

В начале наводнения, когда река поднимается, скажем, с 1 локтя до 6 локтей в Асуане, где много сухих песчаных отмелей и ширина реки велика и нет накатывающих сзади волн, время распространения возрастает до пятнадцати дней, и самый ранний признак подъема может появиться еще позже, но его очень трудно заметить.

Наводнение добирается за 1¾ дня от Вади-Хальфы до Асуана и за шесть дней от Асуана до острова Рода (941 километр). При очень высоком Ниле, вероятно, время сокращается до пяти дней.

Следовательно, зеленый и красный Нил распространяются с разной скоростью.

Подъем составляет 13,7 метра в Асуане, 11,6 в Фивах и 7,6 в Каире.

Мистер Гарстин, заместитель секретаря Департамента общественных работ Египта, любезно предоставил мне данные вышеописанных водомеров, и на их основании я установил, что среднее время, через которое появляются первые признаки наводнения, когда оно проделывает путь между Фивами и Мемфисом, в наше время составляет около девяти дней.

Однако надо помнить, что сейчас русло реки выше, чем раньше; в районе Фив, как полагает Бадж, уровень земли поднялся на 2,7 метра за последние 1700 лет.

Значит, если во всех крупных городах, таких как Фивы и Гелиополь, наступление нового года целиком зависело от начала наводнения, то не только день не был известен точно, но и разница во времени начала наводнения в разных местностях приводила бы к разнице во времени начала нового года в этих местностях, по сравнению с которой блекнут наши часовые пояса, потому что в них речь идет лишь о нескольких часах.

Противоречивость утверждений о разливе Нила происходит из-за того, что максимальный подъем, как правило, регистрируется в Каире через 40 и более дней после максимального подъема в Асуане.

Нижеследующий отчет о том, как это происходит, мне любезно предоставил полковник Росс:

«Разлив реки у асуанского водомера происходит так: между 20 и 30 августа подъем часто добирается до среднего уровня 16 локтей, а между 27 августа и 3 сентября часто бывает спад примерно на 30 сантиметров. Есть мнение, что августовский подъем происходит из-за Голубого Нила и реки Атбара. Между 1 и 8 сентября работники ирригационных систем обычно отмечают максимальный подъем у Асуана. Вероятно, его причина - первая волна наводнения из Белого Нила. В середине сентября обычно приходят два небольших подъема, но в последние двадцать дней сентября, как правило, вода заметно ниже, чем в первую неделю. Последний подъем Нила редко случается позднее 21 или 25 сентября.

Вся эта вода не просто спускается по Нилу; она заливает различные водоемы. Открытие этих водоемов начинается с юга на север. Обычно это происходит между 29 сентября и 22 октября. Большие водоемы Центрального Египта не соединены с Нилом с целью сброса в реку между Асиутом и Вастой, то есть на отрезке длиной 395 − 90 = 305 км.

Местность, расположенная в середине, или Центральный Египет, широка, и потому огромное количество воды выливается из этих водоемов в низовья реки около 20 октября, из-за чего значительно поднимается Нил в Каире, и в среднем каирский водомер (на острове Рода) регистрирует годовой максимум примерно 22 октября, поэтому путеводители говорят, что Нил стоит выше всего в конце октября.

При водомере на уровне 16½ локтя в Асуане, пока наполняются водоемы, уровень на Роде (Каир) не поднимается выше 21 локтя, но так как бассейны при уровне 16½ наполняются к 10 сентября, то уровень от 16½ до 16 локтей в Асуане не гарантирует постоянного уровня на каирском водомере, поскольку большая масса воды проходит через водоемы и добирается до Каира. Поэтому мы часто видим парадокс, когда уровень воды у асуанского водомера стоит неподвижно или понижается, а в Каире при этом наблюдается неуклонный подъем.

Если уровень в Асуане держится выше 16 локтей почти до конца сентября, то опустошение водоемов сильно задерживается, так как опустошение каждого последующего водоема наполняет Нил выше 16 локтей; поэтому нижние половины водоемов не переливаются , и таким образом, когда большие водоемы Среднего Египта сбрасывают воду, они не так поднимают Нил, как в том случае, если во второй половине сентября Нил стоит ниже 16 локтей в Асуане.

В годы, такие как 1887 и 1892, которые отличаются друг от друга только датой максимального подъема в Асуане, река, наполнив водоемы за период от 15 до 20 дней вместо периода от 25 до 30 дней, доходит до Каира, настолько увеличившись в объеме, что в Каире более двух недель держится действительно опасный уровень воды в 25 локтей (средний уровень октября в Каире около 23 локтей), а с 10 сентября по 25 октября река остается на уровне от 24 до 25½ локтя, и водоемы Среднего Египта сбрасывают воду так медленно, что день начала на каирском водомере практически незаметен.

Вся эта полоса жива только от ежегодных наводнений Нила. Ко времени начала нашего лета в Египте все замирает в сухом и раскаленном воздухе; листва покрыта серой пылью, нанесенной ветром пустыни. Нил лениво течет между засохших бугров черной грязи. С июня вода начинает прибывать. Цвет ее меняется. Лазурный Нил становится кроваво-красным: эту окраску река получает от наноса, который она увлекает с собой. Могучий поток разбивает одну за другой преграды на пути, переливается через бугры, отрывает комья земли и широко раздается по всей долине: старинные египтяне звали реку в эту пору наводнения морем. Среди реки начинается яркая и шумная жизнь: Нил покрывается богатой зарослью тростников, травы и цветов; прилетает множество водяной птицы, заводи обильно наполняются рыбой. Города и деревни, выстроенные на возвышениях, стоят островками в этом море: только кое-где дорогами служат широкие плотины; все другие сношения совершаются на лодках.

Около начала сентября вода стоит всего выше, потом она начинает падать, и к ноябрю Нил – опять в своих обычных берегах; население пашет и засевает поля в течение следующих 3–4 месяцев умеренной погоды, приходящихся на время нашей зимы; надо спешить, чтобы не быть захваченным засухой, которая наступает к поре нашей весны. Тотчас вслед за уходом воды гонят на поля баранов и свиней, чтобы втоптать зерна в мягкую землю. Так в Египте ясно обозначены три времени года; они зависят от тех перемен, которые Нил своими наводнениями совершает в жизни страны и людей. Причины благодетельных наводнений древние египтяне не знали; это было для них чудо. Но они понимали, что Нил – источник всего их существования. Река была для них богом, к которому они возносили молитвы: "Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту... твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влагой; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты – творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди, гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты – царь, и приказы твои расходятся по всей земле".

Как ни велики благодеяния реки, нужна сложная и упорная работа людей, чтобы ими воспользоваться. Если оставить воде полный простор, она образует в низких местах озера и болота, застоится и не даст вовремя засеять почву; в места более высокие она не дойдет вовсе. Постепенно египтяне научились равномерно направлять и расходовать драгоценную влагу от разлива своей единственной великой реки. Под прямым углом к реке они провели широкие каналы, к которым примыкали другие, простиравшиеся вдоль реки; этим способом были устроены как бы новые русла по всей долине. Когда Нил подымался, его воды быстро вливались в поперечные широкие дороги; для того чтобы вода не переливалась через края, на поворотах и вдоль каналов берега были укреплены и приподняты плотинами. Сначала воду впускали в ближнюю к Нилу полосу земли, загораживали ей дальнейший путь плотинами и давали разлиться по полям этой первой полосы; потом, когда Нил еще прибудет, прорезывали плотины и пускали воду дальше на следующую полосу. К дальним высоким полосам воду передавали черпалами, которые опускались и поднимались на нескольких рядах длинных коромысел.

На западе от Нила, недалеко от вступления его в равнину, лежит, врезываясь в пустыню, большой оаз* Фаюм. Он ниже уровня Нила и отделен от реки скалистой стеной. Египтяне расширили узкое ущелье в этой стене и провели туда воду нильского рукава: после этого оаз стал самой богатой и хлебородной областью во всем Египте. Для того чтобы привести в ней в порядок разливы, один ее угол загородили высокими плотинами и обратили его в огромный водоем; в сильный разлив воду отводили туда, в слабый – водой из бассейна пользовались, как запасом.

10.04.2018

Поэты древности называли Египет «подарком Нила». И действительно, судьба этой страны всегда была тесно связана с её главной водной артерией.

На протяжении многих тысячелетий ежегодные разливы Нила определяли ритм жизни египтян. Каждый год в одно и то же время уровень воды в Ниле поднимался, принося на поля плодородный ил. Именно благодаря этой реке зародилась одна из древнейших цивилизаций мира.

Историческое значение Нила в возникновении и развитии древнего Египта

Без сомнения Нил является одной из величайших рек мира. Именно благодаря этой реке Египет обязан своей историей. История Нида очень тесно переплетается с историей той страны, что позволяет сказать, что Нил создал Египет.

И это утверждение будет абсолютной правдой. Ведь если бы не было живительных разливов этой реки, то территория этой страны давно бы превратилась в безжизненную пустыню. Это единственная река Северной Африки, которая протекает через Сахару и доносит свои воды до Средиземного моря. Поэтому можно утверждать, что Нил является источником жизни в безводной пустыне.

Вся долина Нила является гигантским оазисом. Египет – «дар Нила», как справедливо утверждали древнегреческие писатели. Ведь главной особенностью этой реки являются ежегодные разливы. Уже к середине июля вода начинала прибывать, достигая наивысшего уровня осенью, когда река заливала огромные прибрежные пространства.

На этой залитой земле осаждался ил, приносимый рекой с её верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из плодородных отложений речного ила. Она легко поддавалась обработке и отличалась исключительным плодородием.

Благодаря этим особенностям условия в долине Нила благоприятствовали развитию земледелия. Уже со времени неолита поселенцы этой долины обладали необходимыми орудиями труда для обработки мягкой нильской почвы. Они рано перешли к сельскохозяйственному производству.

Благодаря ежегодным разливам появилась необходимость в создании оросительной системы. Ведь необходимо было равномерно и своевременно распределить избыточную влагу с поверхности земли, чтобы устранить безводье и одновременно заболоченность почвы.

Благодаря этому появилась возможность накопления продуктов, больше чем необходимо для прокормления работников. Это способствовало накоплению богатств и расслоению общества. Все эти события вели к возникновению государства в Нильской долине.

Не меньшим богатством Нила был папирус. Особенно много его произрастало на территории Нижнего Египта, в дельте Нила. Да и сам Нижний Египет – страна болотных зарослей – обозначался кустом папируса. Это был не только материал для изготовления папирусной бумаги. Из внутренней корки растения делали паруса, матрацы, одежду, верёвки, а древнеегипетские жрецы обувь.

Мягкие части папируса давали сладкий сок. Молодые побеги ели сырыми, а нижнюю часть жарили. Но благодаря папирусу стало широко доступно письмо. С его распространением стали упрощаться письменные знаки.
Поэтому можно утверждать, что развитию письменности способствовали плодородные земли Нила.

Благодаря ежегодным обильным урожаям возникла необходимость вести в обширных хозяйствах учёт. Кроме того ежегодные разливы способствовали возникновению астрономии и главному его детищу – календарю. Ведь необходимо было знать даты разлива реки, от которой зависело хозяйственное благополучие страны.

Мифология Нила

Нил, без сомнения, играл главную роль в жизни страны. Именно от него зависело процветание и благополучие страны. Поэтому многие боги и мифы о них были связаны с Нилом. В представлении египтян, Нил протекал не только на земле, через мир людей, но и через небо и подземный мир. Саму реку жители отождествляли с богом Хапи. Именно он отвечал за ежегодный разлив Нила и насыщение земель плодородным илом.

Ещё одним нильским божеством был Себек, живым олицетворением которого был крокодил. Он был богом воды и разлива, защитником людей и богов. Не смотря на столь отталкивающее обличие, Себек не был жестоким богом. Вместе с Осирисом он почитался как бог плодородия. Также он был хозяином пресной воды и всех живых существ, обитающих в реке. Ему молились охотники и рыбаки, которые вели свой промысел в зарослях Нила. Именно ему приписывают изобретение рыболовных сетей.

С Нилом был связан один из самых популярных богов – Осирис. Он являлся символом производительных сил природы. Посев зерна в плодородную почву символизировал смерть Осириса, а произрастание растений символизировали воскресение бога. Помимо Осириса с Нилом было связано целый ряд божеств плодородия.

Великий бог Ра, царь и отец богов, бог солнца, каждый день совершает свой путь по небесному Нилу на барке. Таким образом, он освещает землю. Вечером Ра пересаживается в барку Месексет и в ней совершает дальнейший путь уже по подземному миру. Уже утром, одолев змея Апопа, Ра вновь появляется на горизонте. Таким образом, в представлении египтян небесный и подземный Нил, также символизировал небесный свод, со сменой дня и ночи.

Обширная мифология древнего Египта говорит о большом влиянии Нила на мировоззрение египтян. Тут сказывалось огромное влияние реки на их повседневную жизнь. Ведь без Нила нет жизни. Поэтому боги так часто связаны с ним.

Достопримечательности на берегах Нила

Нил без сомнения является рекой жизни. Поэтому основные поселения египтян тянулись по берегам этой великой реки. Вследствие этого подавляющее большинство памятников древности располагается на берегах Нила.

Одним из таких выдающихся памятников истории является город Луксор. Этот город расположен на месте легендарных Фив, города – столицы Среднего и Нового царства. Здесь скопилось просто огромное количество памятников архитектуры, что позволяет называть город музеем под открытым небом.

Это и знаменитый Луксорский храм, воздвигнутый фараоном Аменемхетом III и двухкилометровая аллея сфинксов. Величественный Карнакский храм, который считается самым древним храмом в мире. Он был посвящен главному государственному божеству Амону-Ра.

Особого внимания здесь заслуживает «Город мёртвых», где расположен фиванский некрополь, включающий в себя Долину царей и Долину цариц. Здесь находятся погребальные храмы царицы Хатшепсут, Мединет-Абу, Рамессиум и остальные некрополи древнеегипетской знати. На берегах Нила располагался не менее легендарный Мемфис. Сейчас на его месте располагаются руины эпохи нового царства. Недалеко от него находится Саккара, где располагаются многочисленные некрополи.

Гиза, место, где располагаются величественные пирамиды и гигантский сфинкс. Теперь это всего лишь пригород нынешней египетской столицы – Каира. Единственное чудо света, которое сохранилось до наших дней и по праву считается визитной карточкой Египта и его же загадкой.

На берегу Нила располагался известный храмовый комплекс Абу-Симбел, построенный в честь великого фараона Рамзеса II и его жены Нефертари. В середине XX века храм чуть не был уничтожен из-за начала строительства Асуанской плотины. Благодаря обширной кампании по спасению памятника, была проведена масштабная инженерно-археологическая операция по переносу храма в другое место.

На берегах Нила находится большое количество памятников архитектуры. Это и некрополи, храмы, статуи богов и фараонов, развалины древних городов, упоминания про которые заслуживает отдельной работы.

Нил имеет длину 6700 км. и течет по самым разным странам и ландшафтам, но наиболее интересная часть расположена в Египте. Здесь Нилу предстоит пройти через пустыню сахару и добраться до Средиземного моря. Это единственная река, проходящая через самую большую пустыню мира -Сахару. Его воды и плодородный ил, приносимый во время розливов Нила, сыграли решающую роль в формировании здесь древнеегипетской цивилизации и формировании верований древних Египтян, а одна из крупнейших в мире дельта дала название всем речным дельтам земли.

Но обо всем по порядку. Если Вас интересуют истоки Нила и его карта , то смотрите их в первой части статьи про Нил.

У города Хартум (в Судане) Белый Нил сливается с Голубым и река получает свое окончательное название «Нил». Примерно в 300 км вниз по течению от Хартума в Нил впадает последняя крупная притока – река Атбар. Дальше начинается Нубийская пустыня, Нилу предстоит пройти долгий путь, по жарким и засушливым землям, не приняв ни одного крупного притока.

Здесь Нил прорезает плато из твердых песчаников и часто меняет направление течения. Встречаются даже пороги, называемые здесь катарактами, всего таких порогов насчитывается 6 штук. Первый из них, если двигаться вверх по течению т.е ближайший к устью, расположен в районе города Асуана, севернее Асуанской плотины и искусственного озера Насера.

Город Асуан как и озеро Насера расположены уже на территории Египта. Про плотину и искусственное озеро еще будет сказано ниже, а пока давайте отправимся дальше вниз по течению. После плотины Нил снова течет на север. Плодородная долина Нила со всех сторон окружена пустыней и ее плодородность полностью зависит от Нила. Ширина долины колеблется в диапазоне 20-50 км.

Интересный факт примерно 2,5 миллиона лет назад долина Нила была заливом Средиземного моря. Позже в этой долине развивалась цивилизация древнего Египта.

В прибрежной полосе шириной 10-15 км проживает около 97 % от всех жителей Египта. На его берегах стоят крупные города: Хартум, Асуан, Луксор (Фивы), городская агломерация Каир-Гиза; и Александрия в дельте. Большое количество судов с туристами курсируют по Нилу от устья до Асуана.

А так река выгладит в Каире — столице Египта.

Дельта Нила

Всего в 20-тм км. на север от Каира начинается огромная дельта Нила. Площадь дельты 24 000 км. кв., что почти равно площади Крымского полуострова. Дельта растянулась вдоль побережья Средиземного моря на 260 км от Александрии до Порт-Саида. Длина ее 160 км, это одна из наиболее крупных дельт в мире, более того именно она дала название дельта всем рекам мира. Дело в том, что Нил имеет дельту в форме треугольника или цветка лотоса, древние греки увидели ее сходство с буквой? (дельта) греческого алфавита. Дельта сформировалась в результате речных наносов на месте морской бухты.

Разливы Нила

Нил без преувеличения является источником жизни для миллионов людей проживающих на его плодородных берегах. Нил не пересыхает только благодаря тому, что несет свои воды с более влажных южных регионов. Белый Нил начинается в экваториальном поясе и его питают круглогодичные дожди, уровень воды в нем высок и довольно постоянен. Но проходя через болотистую котловину Сэдд много воды из Белого Нила попросту испаряется, поэтому ниже Хартума куда большее влияние на режим реки оказывает Голубой Нил. Режим Голубого Нила характеризуется летним паводком вызванным обильными дождями выпадающими на Эфиопском нагорье. Расход воды в Ниле в это время может в 5 раз превышать показатели в межень.

До строительства плотины Нил разливался, затопляя всю долину, Голубой Нил и другие притоки с Эфиопского нагорья приносили с собой громадное количество плодородного ила, что очень хорошо сказывалось на урожаях и с давних времен обеспечивало египтян пропитанием

Асуанская плотина и озеро Насера

Разливы Нила раньше были нерегулируемыми, он мог как затопить все вокруг, так и наоборот бывали годы когда Нил не разливался достаточно и над египтянами нависала угроза голода. Древние египтяне молились богу Нила – Хапи, чтоб разлив был хорошим. Но цивилизация как говорится не стоит на месте, и было решено взять ситуацию в свои руки и построить плотину, для регулирования стока Нила. История строительства плотины довольно интересна и заслуживает отдельной статьи. Скажем только, что идею эту впервые выдвинул 11 веке Ибн ал-Хайсамом, но тогда она по понятным причинам не могла быть реализована. Строительство первой дамбы было осуществлено британцами в 1899-1902 годах. Но ее размеры оказались недостаточными, и была построена еще одна дамба: «Асуанская Верхняя Дамба» Ее строительство проводилось при помощи СССР и было закончено в 1970 году. Образовавшееся в результате затопления водохранилища озеро было названо в честь тогдашнего правителя Египта озером Насера.

Строительство дамбы преследовало положительные цели. Оно позволило предотвратить катастрофические наводнения, а многолетнее регулирование стока избежать засухи. Теперь на реке созданы хорошие условия для круглогодичного орошения. Это позволило собирать до трех урожаев на год. Кроме того Асуанская гидроэлектростанция вырабатывает большие количества электроэнергии (в 1967 году ГЭС давала половину от всей вырабатываемой в стране электроэнергии или 2,1 ГВт).

Как и при любом строительстве не обошлось без проблем. Проблемы очень интересные и заслуживают быть упомянутыми.

Заполнение озера Насера привело к затоплению ценнейших археологических памятников. Правда благодаря стараниям ЮНЕСКО удалось спасти 24 основных памятника. Они были перемещены на берега озера Насера (храм Абу-Симбел), а также в страны помогавшие эвакуации (Храм Дебод в Мадриде и Храм Dendur в Нью-Йорке).

Вот так выглядит перенесенный храм Абу-Симбел.

Было переселено более 90 000 человек.

Про переселение и храм больше сказано в фильме «Нил — священная река» из французского серила Rivers Of The World

Кроме того дамба перекрыла проход плодородному илу, сегодня он скапливается в озере повышая его уровень. Зато земли вниз по течению лишились природного удобрения, которое заменили химикаты. Происходит эрозия береговой линии не только вдоль реки, но и даже в восточном Средиземноморье. Дельта Нила уже утратила былое плодородие, кроме того отсутствие нового ила приводит к постепенному засаливанию ее северной части. С проблемами столкнулись и производители красного кирпича, которые используют глину из дельты.

Но что наиболее неожиданно, так это то, что сильно пострадали средиземноморские рыбные ресурсы. Уловы снизились почти наполовину. Оказывается, экосистема Средиземноморья сильно зависела, от потока фосфатов и силикатов из Нила.

В завершение, строительство дамбы привело к частым случаям заболевания шистосомозом, что связано с большим количеством улиток переносчиц живущих в озере. Строительство любой дамбы имеет свои негативные последствия, но Нил река особенная и в будущем проблемы только усугубятся, ведь нельзя же заменять ил химическими удобрениями вечно.