Батальон - наименьшая тактическая единица Сухопутных войск в СССР и в Российской Федерации . В России батальон в почтовом адресе войсковой части имеет номер войсковой части с добавлением буквенного литера . Например, «в/ч 03426-Б» - то есть это 2-й батальон войсковой части № 03426.

В случае, если батальон является отдельным формированием (воинской частью), в структуре соединения в офицерском составе батальона вводятся такие должности как помощник начальника штаба, начальник финансовой службы, начальник продовольственной и вещевой службы, начальник секретной части и так далее. Данные штатные должности повышают автономность функционирования отдельного батальона в административно-хозяйственном плане.

Мотострелковый батальон

Штатная структура мотострелкового батальона ВС России (вариант)

Мотострелковый батальон (сокращённо - мсб , см. ниже мотострелковых войск .
В состав батальона по штату входят:

  • три мотострелковые роты (мср ). На вооружении мср могут находится БТР-70 , БТР-80 , БМП-2 , БМП-3 и МТ-ЛБ (для районов Крайнего Севера) и так далее.
  • Миномётная батарея (минбатр ). На вооружении - 6 миномётов 2Б14 «Поднос» (82 мм) (1-й и 2-й огневые взвода), три автоматических миномёта 2Б9 «Василёк» (3-й огневой взвод).
  • Взвод управления (ву ). 14 грузовых автомобилей, 5-ть в 1 огв, три во 2 огв, 4-ре в 3 огв, два во ву.
  • Противотанковый взвод (птв ). На вооружении - переносные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Фагот»
  • Гранатомётный взвод (грв ). На вооружении - гранатомёт АГС-17 «Пламя» или АГС-30.
  • вто ).
  • вмо ).
  • Медицинский пункт батальона (МПб ).

В состав мсб на БМП противотанковый взвод не входит по причине наличия ПУ ПТУР в составе комплекса вооружения БМП. В состав батальона могут входить и другие подразделения. Так, в большинстве батальонов миномётная батарея имеет шесть 120 мм миномётов либо то же количество самоходных или буксируемых миномётов серии «Нона» того же калибра различных модификаций. Численность личного состава в мсб на БТР-80 - 530 человек. В мсб на БМП-2 - 498 человек .

    • Примечание по терминологии: В советской военной школе термины моторизованный и мотопехотный применялись и применяется исключительно к войскам вероятного противника. Термин моторизованный стрелковый батальон обозначал пехотный батальон имеющий штатную автомобильную технику. Термин мотопехотный батальон - обозначал пехотный батальон имевший на вооружении БТР или БМП . Поскольку в 50-х годах пехотные части Советской Армии стали в массовом количестве лёгкую бронетехнику - стрелковые батальоны переименовывались в мотострелковые . В Советской Армии после появления мотострелковых войск никогда не было пехотных формирований на автомобильной технике - поэтому термин моторизованный - не применялся. Даже в так называемых дивизиях охраны тыла , имевшихся во всех военных округах и представлявших собой скадрированные пехотные части (без артиллерийских и танковых подразделений) имелась штатная лёгкая бронетехника, зарезервированная на длительном хранении. В вооружённых силах США, Великобритании и других государств войска, аналогичные мотострелковым, именуются механизированной пехотой или механизированными войсками, а под термином «моторизованная пехота» (мотопехота) обычно (кроме некоторых стран бывшего Варшавского договора) понимается пехота, перебрасываемая на грузовиках и не использующая бронетранспортёры или БМП.

Парашютно-десантный батальон (десантно-штурмовой батальон)

Парашютно-десантный батальон (пдб ) является основной наименьшей тактической единицей воздушно-десантных войск .

По своей организационно-штатной структуре он практически не отличается от мотострелкового батальона. Разница состоит в вооружении. На вооружении пдб состоит облегчённая авиадесантируемая бронетехника - БМД-2 , БМД-3 , БМД-4 , БТР-Д .

Десантно-штурмовой батальон (сокращённо - дшб ) является основной наименьшей тактической единицей десантно-штурмовых войск в составе сухопутных войск . На вооружении дшб может стоять бронетехника , как штатная для пдб , так и штатная для мотострелкового батальона - БТР-80 , БМП-2 .

Существовали дшб , на вооружении которых не было бронетехники, а имелись только авиадесантируемые модификации грузовых машин ГАЗ-66 для доставки личного состава. В таких случаях дшб назывались «пешими». Разница в штате пдб (также дшб с авиадесантируемой техникой) и дшб состояла в наличии Взвода Десантного Обеспечения (сокращённо вдо ). вдо занималось техническим обеспечением средствами парашютной высадки для бронетехники пдб .

Численность личного состава для пдб - 360-400 человек, для дшб - 450-530 человек .

Батальон в морской пехоте

С советских времён в частях морской пехоты существуют две разновидности батальонов. Это батальон морской пехоты и десантно-штурмовой батальон . Главное различие между ними - наличие в составе десантно-штурмовых батальонов парашютно-десантной роты, способной осуществлять парашютную высадку и подготовка личного состава к высадке с вертолётов .

  • Батальон морской пехоты (бмп/обмп составе полка морской пехоты либо отдельная часть в составе бригады морской пехоты. Обычно имеет в своём составе:
    • Управление батальона
    • )
    • три-пять рот морской пехоты (рмп )
    • десантно-штурмовая рота (дшр )
    • батальонный медицинский пункт (бМП )

В состав отдельного батальона морской пехоты добавляется артиллерийская батарея

  • Десантно-штурмовой батальон (дшб/одшб ) - структурное подразделение в составе полка морской пехоты либо отдельная часть в составе бригады морской пехоты . Обычно имеет в своём составе:
    • Управление батальона
    • Отдельные взвода при штабе батальона (гранатомётный, связи, разведки, обеспечения )
    • 3 десантно-штурмовые роты (дшр )
    • парашютно-десантная рота (пдр )
    • Медицинский пункт батальона (бмп )

В состав отдельного десантно-штурмового батальона добавляется артиллерийская батарея .

По вооружению оба вида батальонов практически не отличаются от мотострелкового батальона за тем исключением, что артиллерийское подразделение (артиллерийская батарея ) в составе батальонов имеет на вооружение более мощные и дальнобойные артиллерийские орудия, чем у мотострелков (2Б16 «Нона-К»). Численность ОБМП и ОДШБ достигает 650-700 человек.

Танковый батальон

Штатная структура танкового батальона ВС России (вариант)

Танковый батальон является наименьшей тактической единицей танковых войск .

Сокращённое написание танкового батальона - тб . Организационно тб входил и входит как в состав танковых или мотострелковых полков/бригад , так и являлся отдельным подразделением при штабе корпуса /армии (отб ). Танковый батальон не содержит подразделений, входящих в состав мотострелкового батальона для усиления огневой мощи - минбатр , птв , грв . Применение миномётов совместно с танками затруднено также тем, что миномёты в своём большинстве не самоходные. В штатный состав батальона входят (вариант):

  • три танковые роты (тр ).
  • Взвод управления (ву ).
  • Взвод технического обеспечения (вто ).
  • Взвод материального обеспечения (вмо ).
  • Медицинский взвод (медв ).

Количество танков в штатном составе батальона ВС России - 31 машина (это в случае, если батальон входит в состав танкового полка или бригады). В танковых же батальонах , входящих в состав мотострелковых полков или бригад - 40 боевых машин. Разница получается из-за количества танков в танковом взводе - три танка для взвода танкового батальона танкового полка/бригады и 4 танка для взвода танкового батальона в мотострелковом полку/бригаде.

Данное правило сформирования танковых подразделений было закреплено в Советской Армии с 50-х годов, с начала сформирования мотострелковых войск . Объяснялось это тем, что, по правилам советской тактики, танковый батальон в мотострелковом полку/бригаде , в случае широкомасштабных боевых действий рассредотачивался для огневого усиления по мотострелковым батальонам - повзводно на каждую роту. Что требовало увеличения количества боевых машин в танковом взводе до 4. По тем же правилам - танковые полки/бригады действовали на направлении сосредоточения основного удара по противнику в составе не менее одной танковой роты , для чего наличие во взводе трёх танков являлось оптимальным.

Численность личного состава тб в составе танкового полка/бригады на Т-72 - 174 человека, в составе мотострелкового полка/бригады - 213 человек .

Разведывательный батальон

Танковых и мотострелковых дивизии , занимающееся сбором разведывательных данных.

Сокращённо принято называть отдельные разведывательные батальоны термином разведбат или орб .

Батальон в войсках связи

Отдельное подразделение (обс ) в структуре дивизии /корпуса бс ) в отдельном полку/бригаде связи , занимающееся обеспечением связи в войсках. Организационно батальон связи может состоять из двух-трёх рот связи и хозяйственной части . Хозяйственная часть представляет собой отдельные взводы по ремонту и техническому обслуживанию средств связи, по автотранспортному обеспечению, по хозяйственному обеспечению, по обслуживанию и ремонту аккумуляторов для переносной радиоаппаратуры. Роты связи занимаются непосредственно обеспечением всех видов связи штаба соединения с подразделениями и воинскими частями и в пункте постоянной дислокации и в полевых условиях .

  • Инженерно-сапёрный батальон . Отдельное подразделение (оисб ) в структуре дивизии /корпуса или структурное подразделение (исб ) в отдельном инженерно-сапёрном полку/бригаде , занимающееся полным инженерным обеспечением войск. Организационно исб /оисб
    • Инженерно-сапёрная рота - установка минных заграждений, установка инженерных заграждений, разминирование минных заграждений
    • Инженерно-техническая рота - оборудование траншейных линий, укрытий и укреплений, организация полевого электропитания, организация полевого водоснабжения
    • Инженерно-дорожная рота - оборудование временных грунтовых дорог и возведение мостов
    • Понтонная рота - обеспечение понтонной переправы
  • Инженерно-технический батальон . Отдельное подразделение (оитб ) в структуре корпуса /армии /военного округа или структурное подразделение (итб ) в отдельном инженерно-сапёрном (инженерно-техническом) полку/бригаде , занимающееся частичным инженерным обеспечением войск. Отличием от инженерно-сапёрного батальона является отсутствие в его составе инженерно-сапёрной роты . В связи с чем батальон не может производить инженерную разведку войск в наступлении и является подразделением отвечающим за инженерное обеспечение в тылу войск. Также на итб возлагаются инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника. Организационно итб /оитб могут состоять из следующих рот, выполняющих определённые задачи:
    • Дорожно-мостовая рота - обслуживание и ремонт временных грунтовых дорог и мостов
    • Маскировочная рота - оснащение боевых подразделений маскировочными средствами, установка ложных макетов боевой техники и оборудование ложных позиций
    • Инженерно-Дорожная Рота - оборудование временных грунтовых дорог и возведение мостов, организация полевого водоснабжения

Следующие батальоны в инженерно-сапёрных и инженерных частях являются узкоспециализированными:

  • Инженерный батальон заграждений (ибз ) - структурное подразделение в , занимающееся постановкой инженерных заграждений для обороняющихся войск
  • Инженерный батальон разграждений (ибр ) - структурное подразделение в отдельной инженерно-сапёрной бригаде , занимающееся снятием инженерных заграждений для наступающих войск
  • Инженерно-позиционный батальон (ипб ) - структурное подразделение в отдельной инженерно-сапёрной бригаде , занимающееся оборудованием пунктов управления
  • понтонно-мостовой батальон (помб ) - структурное подразделение в отдельной инженерно-сапёрной бригаде или в отдельном понтонно-мостовом полку/бригаде , занимающееся оборудованием понтонной переправы
  • батальон полевого водообеспечения (бПВ ) - структурное подразделение в отдельной инженерно-сапёрной бригаде , занимающееся полевым водообеспечением

Личный состав оисб - около 300 человек.

Батальон в химических войсках

В Химических войсках батальоны различаются в зависимости от решаемых задач.

  • Отдельный батальон радиационной и химической разведки (обрхбр ) - структурное подразделение в . Занимается разведкой и мониторингом радиационного, химического и биологического заражения местности.
  • Отдельный батальон радиационной, химической и биологической защит (обрхбз ) - структурное подразделение в отдельной бригаде радиационной, химической и биологической защиты , либо в составе мотострелковой дивизии . Занимается полным комплексом мер по защите личного состава линейных частей по радиационной, химической и биологической защите. В случае если входит в состав мотострелковой дивизии , также осуществляет и разведку и мониторинг радиационного, химического и биологического заражения местности. обрхбз может в ключать в свой состав следующие подразделения:
    • Управление
    • Взвод радиационной, химической, биологической разведки
    • Две роты радиационной, химической, биологической защиты
    • Рота дегазации и дезинфекции (обмундирования и снаряжения)
    • Штабная рота
    • Ремонтный взвод
    • Взвод материального обеспечения
    • Электротехнический взвод
    • Медицинский пункт

Личный состав обрхбз - от 200 до 550 человек.

Медицинский батальон (медико-санитарный батальон)

Отдельное подразделение в структуре дивизии , занимающееся медицинским обеспечением военнослужащих.

Отдельный медико-санитарный батальон принято называть сокращённо омедсанб или медсанбат (устаревший термин, которым в устной речи до сих пор пользуются), отдельный медицинский батальон - омедб . Между омедб и омедсанб нет никакой разницы.

Для личного состава омедб характерно высокое содержание военнослужащих в офицерском звании и в звании прапорщиков . Это связано с тем, что половина штатных должностей в медсанбатах - это должности врачей различной спецификации и медицинских специалистов, требующие от кандидатов высшего и среднего специального медицинского образования (медсёстры, фельдшеры, рентгенолог, лаборанты, аптекарь и т. д.). Организационно-штатная структура ОМедБ представлена таким образом:

  • возглавляет омедб - командир батальона (врач-организатор);
    • управление - включает ряд заместителей;
    • медицинский взвод - два хирурга, терапевт, анестезиолог;
    • эвакуационный взвод
    • взвод материального обеспечения (командир взвода - прапорщик)
    • медицинская рота - командир роты (врач-хирург, причём, ведущий);
      • приёмно-сортировочный взвод - два хирурга;
      • операционно-перевязочный взвод - 5 хирургов;
      • отделение анестезиологии и реанимации - два анестезиолога;
      • госпитальный взвод - 2 терапевта;
      • стоматологический кабинет - врач-стоматолог.

Всего по штату: 157 человек. Врачебного состава: 18 человек. Хирургов: 10 человек .

Ремонтно-восстановительный батальон

Отдельное подразделение в структуре дивизии /корпуса /армии , занимающееся ремонтно-восстановительными работами автомобильной и военной техники, средств связи и вооружения.

Сокращённое название ремонтных батальонов или отдельных ремонтно-восстановительных батальонов - рембат или орвб . Также на базе рембатов производятся сложные регламентно-настроечные работы, для осуществления которых поставка необходимого оборудования для специализированных ремонтных подразделений в воинские части (Ремонтные Роты в составе полков /бригад и ремонтные взвода в составе отдельных батальонов /отрядов) считалось и считается нецелесообразным.

Комендантский батальон

Отдельное подразделение в составе крупных гарнизонов либо структурное подразделение в составе комендантских полков или дорожно-комендантских бригад в группе войск , отвечающее за организацию комендантской службы в военное и мирное время.

Подчиняется непосредственно коменданту гарнизона . В случае введения военного положения отдельный комендантский батальон (окб ) обеспечивает дисциплину и порядок в воинских частях гарнизона. Также специализированные комендантские батальоны организуют продвижение военных колонн, в связи с чем их полное название звучит так - отдельный дорожно-комендантский батальон (одкб ).

На основе 99-го отдельного комендантского батальона был создан 154-й отдельный комендантский полк , являющийся войсковой частью военной комендатуры Москвы .

Строительный батальон

всо представлял собой батальон , состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им - строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий и т. д..

…23 июня 1986 года военно-строительный отряд с Урала общей численностью до 600 человек в составе пяти рот и обслуживающего персонала , обеспеченный всем необходимым, вплоть до дров и угля (даже оружие выдали), отбыл на Украину. …

В разговорной речи строительный батальон назывался термином «стройбат» . «Стройбат» являлся военизированным аналогом гражданского строительного предприятия и оснащался всей необходимой строительной техникой - грузовыми автомобилями, тракторами, бульдозерами, подъёмными кранами, экскаваторами, бетономешалками и т. д.

Из-за большого количества стройбатов в ВС СССР в военной среде их в шутку называли «королевскими войсками» .

Пусть говорят «Стройбат неэффективен»
Пусть говорят, что в нём одна тоска
Но я горжусь что я служил в стройбате
Ведь это королевские войска

Батальон аэродромно-технического обеспечения

Подразделение в структуре авиационно-технической базы (АТБ) ВС СССР и ВС России до 2009 года. бато структурно состоит из рот спецавтотранспорта, предназначенных для непосредственного обеспечения на аэродроме летательных аппаратов топливом, маслами, спецжидкостями, газами, электроэнергией и т. д.. Состоит из отделений топливозаправщиков (ТЗ), воздухозаправщиков (ВЗ), аэродромных передвижных электроагрегатов (АПА), электрогидроустановок (ЭГУ), подвижных гидроагрегатов (УПГ), заправщиков спецжидкостями (ЗСЖ), кислородозаправщиков (АКЗС и ТРЖК), азотозаправщиков (АЗОС), тягачей, вездеходов НПСК, машин транспортной группы и т. д. - в авиации штатная стуктура подразделений сильно зависима от местоположения аэродрома и его классификации, типов эксплуатируемой и принимаемой авиатехники. Необходимо отметить, что практически все спецавтомобили аэродромного обеспечения комплектуются экипажами из двух человек. В структуру бато могут не входить подразделения аэродромно-эксплуатационной роты (бато): снегоуборочная техника, инженерные машины, ветродуйки с ГТД и т. д., а также автотранспорт пожарной команды АТБ, автотранспорт службы боепитания, спецмашины жилищно-коммунальной службы и ряд другой матчасти.

Батальоны внутренних войск

В связи с широкой спецификой решаемый вопросов, с советского периода во внутренних войсках существует несколько разновидностей линейных батальонов.

Примечание:

Отряд ГРУ ГШ ВС СССР

Организационно-штатная структура 177-го отдельного отряда специального назначения на лето 1982 г.

Сводные батальоны от отдельных бригад специального назначения (Главного Разведывательного Управления при Генеральном Штабе) ВС СССР , которые снаряжались (отряжались) для ведения боевых действий на территории Республики Афганистан , а впоследствии и на территорию Закавказья в ходе межнациональных конфликтов, назывались Отрядами . Полное название отрядов - отдельные отряды специального назначения (ооСпН ).

Сводность батальонов заключалось в том, что в обычный штат отдельного батальона специального назначения , состоявшего из трёх разведывательных рот , дополнительно включались (сводились) ещё три роты - гранатомётная , инженерно-огнемётная (инженерно-миномётная ) и транспортная рота . Также кроме указанных рот в штат батальона добавлялись отдельные взводы/группы - зенитно-артиллерийская группа и ремонтный взвод . Подобных собственных подразделений по оснащению и вооружению в штате бригад специального назначения не имелось, поэтому набор военнослужащих и комплектация боевой техникой в дополнительные подразделения производились из других воинских частей, принадлежавших различным родам войск. Целью подобного изменения организационно-штатной структуры батальона являлось повышение огневой мощи подразделений и повышение автономности батальона при ведении боевых действий. Всего через Афганскую Войну прошло 11 отдельных отрядов специального назначения (ооСпН ). Впоследствии к февралю 1984 года 8 отрядов были сведены организационно в две бригады . Для конспирации было принято называть их в служебном порядке отдельными мотострелковыми батальонами (омсб ).

Артиллерийский дивизион

К примеру, в аналоге мотострелкового батальона ВС СССР - в мотопехотном батальоне механизированной (танковой) дивизии Армии США насчитывается 896 человек (против 498-530 в советском МСБ) .

Другой пример - Танковый батальон США . В его составе насчитывается 560 человек (против 174-213 человек в советском ТБ ) .

Указанная разница получается из-за большого состава Штабной Роты - стандартного подразделения боевого и тылового обеспечения при штабе батальона в армиях

Подчиняется напрямую командованию Восточного военного округа . За действиями личного состава батальона мы наблюдали на учебном поле у п. Большая Тура Карымского района Забайкальского края .

Сначала нам продемонстрировали установку мин в ночное время. Командир ставит задачу подчиненным

Сначала нам продемонстрировали установку мин в ночное время. Командир ставит задачу подчиненным

По паре мин и вперед

По паре мин и вперед

На шесте фонарик, когда группа доберется до крайней точки минирования, то командир проложит шест в бок и следующая группа поползет вперед, ориентируясь на его свет. Этим достигается нужная плотность минирования и вторая группа не отклонится от маршрута, что грозит подрывом на своих же минах

На шесте фонарик, когда группа доберется до крайней точки минирования, то командир проложит шест в бок и следующая группа поползет вперед, ориентируясь на его свет. Этим достигается нужная плотность минирования и вторая группа не отклонится от маршрута, что грозит подрывом на своих же минах

Наблюдатель

Наблюдатель

За командиром тянется шнур, разделенный на равные промежутки кольцами. По шнуру ползут остальные участники группы. Мины ставятся поочередно то справа, то слева от кольца, что помогает избежать путаницы

За командиром тянется шнур, разделенный на равные промежутки кольцами. По шнуру ползут остальные участники группы. Мины ставятся поочередно то справа, то слева от кольца, что помогает избежать путаницы

Мина ставится на боевой взвод

Мина ставится на боевой взвод

И маскируется

И маскируется

На фото - срабатывание сигнальной мины натяжного действия МСК-40. В данном случае это имитация срабатывания противопехотных мин. В боевой же обстановке ее используют, как средство предупреждения о появлении противника. При натяжении проволочной растяжки выдергивается боевая чека взрывателя и ударник накалывает капсюль-воспламенитель. В начале срабатывает блок звуковых сигналов. При горении этого состава, образующиеся газы выходя из гильзы, создается звук (свист). Затем загорается воспламенительный состав первой звездки светового сигнала. Газами горящая звездка выстреливается из гильзы. В результате за 10-12 секунд все звездки последовательно одна за другой воспламеняются и выстреливаются из корпуса мины. Высота срабатывания элементов до 30 метров, время действия - 30 секунд. Слышно и видно сработавшую мину весьма далеко, в Чечне мы время от времени ими пользовались.

На фото - срабатывание сигнальной мины натяжного действия МСК-40. В данном случае это имитация срабатывания противопехотных мин. В боевой же обстановке ее используют, как средство предупреждения о появлении противника. При натяжении проволочной растяжки выдергивается боевая чека взрывателя и ударник накалывает капсюль-воспламенитель. В начале срабатывает блок звуковых сигналов. При горении этого состава, образующиеся газы выходя из гильзы, создается звук (свист). Затем загорается воспламенительный состав первой звездки светового сигнала. Газами горящая звездка выстреливается из гильзы. В результате за 10-12 секунд все звездки последовательно одна за другой воспламеняются и выстреливаются из корпуса мины. Высота срабатывания элементов до 30 метров, время действия - 30 секунд. Слышно и видно сработавшую мину весьма далеко, в Чечне мы время от времени ими пользовались.

А это уже инженерная разведка дороги. Саперы используют инженерную разведывательную машину ИРМ

А это уже инженерная разведка дороги. Саперы используют инженерную разведывательную машину ИРМ

Впереди для обнаружения мин пускают собаку

Впереди для обнаружения мин пускают собаку

Псина, обнаружив взрывное устройство, ложится на землю. Сапер, щупом устанавливает точное место минирования, и ставит флажок "Заминировано"

Псина, обнаружив взрывное устройство, ложится на землю. Сапер, щупом устанавливает точное место минирования, и ставит флажок "Заминировано"

По легенде учений мина поставлена на неизвлекаемость, поэтому ее решают сдернуть кошкой. Все укрываются за машиной, рывок, взрыв.

По легенде учений мина поставлена на неизвлекаемость, поэтому ее решают сдернуть кошкой. Все укрываются за машиной, рывок, взрыв.

Отделение на броне

Отделение на броне

Продемонстрировали разминирование завала деревьев и его снос. Все по схеме - собачка, щуп, кошка, взрыв. Когда машина направилась к завалу, чтоб его снести у меня сели батарейки на фотоаппарате ((((

Плита специально сдвинута, чтоб показать воронку в земле

Плита специально сдвинута, чтоб показать воронку в земле

Это окопный заряд ОЗ-1. Предназначен для устройства взрывным способом стрелкового окопа в твердом и мерзлом грунте.

Снял видео, как он собирается

Имитация подрыва свай моста путем наложения накладного заряда

Имитация подрыва свай моста путем наложения накладного заряда

Вот так эффектно разлетается на части

Различные варианты установки мин МОН (противопехотные осколочные направленного действия)

Различные варианты установки мин МОН (противопехотные осколочные направленного действия)

Через прицел наводится на нужное место

Через прицел наводится на нужное место

Взрывы МОНок

Взрывы МОНок

Это заряд разминирования ЗРП-2 "Тропа": "Заряд разминирования ЗРП-2 предназначен для проделывания проходов-троп взрывным способом в противопехотных минных полях в ходе боевых действий. Он состоит из детонирующего кабеля, порохового реактивного двигателя, соединительного каната, взрывателя, тормозного шнура, пускового станка, пускового устройства, анкера и ранца для переноски. Пуск заряда на противопехотное поле производится с позиции, оборудованной на поверхности грунта, с помощью пускового устройства УП-60. Подрыв заряда осуществляется дистанционно взрывателем механического действия. Выравнивание заряда на минном поле производится вручную тормозным шнуром за время горения пиротехнического замедлителя взрывателя."

Это заряд разминирования ЗРП-2 "Тропа": "Заряд разминирования ЗРП-2 предназначен для проделывания проходов-троп взрывным способом в противопехотных минных полях в ходе боевых действий. Он состоит из детонирующего кабеля, порохового реактивного двигателя, соединительного каната, взрывателя, тормозного шнура, пускового станка, пускового устройства, анкера и ранца для переноски. Пуск заряда на противопехотное поле производится с позиции, оборудованной на поверхности грунта, с помощью пускового устройства УП-60. Подрыв заряда осуществляется дистанционно взрывателем механического действия. Выравнивание заряда на минном поле производится вручную тормозным шнуром за время горения пиротехнического замедлителя взрывателя."

Действия расчета ЗРП

Действия расчета ЗРП

Ну а это легендарный "Змей Горыныч" - установка разминирования УР-83П.Предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях. При выдаче электроимпульса от подрывной машинки воспламеняется пороховой заряд ракеты и она вылетает из пускового станка под углом 40-45 градусов к горизонту, вытягивая за собой из контейнера заряд разминирования. После того, как торомозной канат, закрепленный одним концом за хвостовую часть заряда разминирования, а другим за анкер на пусковой позиции, натянется во всю длину, он тормозит полет ракеты и заряд вместе с ракетой ложится на минное поле. Внутри тормозного каната проложен электрокабель и расчет установки подает электоримпульс на запал заряда, вызывая взрыв последнего. Имется вариант установки, при котором взрыв заряда происходит за счет срабатывания механического взрывателя в момент контакта заряда с землей.

Ну а это легендарный "Змей Горыныч" - установка разминирования УР-83П.Предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях. При выдаче электроимпульса от подрывной машинки воспламеняется пороховой заряд ракеты и она вылетает из пускового станка под углом 40-45 градусов к горизонту, вытягивая за собой из контейнера заряд разминирования. После того, как торомозной канат, закрепленный одним концом за хвостовую часть заряда разминирования, а другим за анкер на пусковой позиции, натянется во всю длину, он тормозит полет ракеты и заряд вместе с ракетой ложится на минное поле. Внутри тормозного каната проложен электрокабель и расчет установки подает электоримпульс на запал заряда, вызывая взрыв последнего. Имется вариант установки, при котором взрыв заряда происходит за счет срабатывания механического взрывателя в момент контакта заряда с землей.

На переднем плане в ящике тормозной канат, во втором - заряд разминирования

На переднем плане в ящике тормозной канат, во втором - заряд разминирования

А вот нестандартное применения "Змея Горыныча" во время январских боев 2000 года в Грозном :

Разведчиков от нас отделяла уже только улица, но перейти её они не могли - не давал пулемёт в доте, который непрерывно строчил и строчил. Бессмысленно даже было и пытаться перебежать под огнём улицу. Да, процентов двадцать и перескочили бы, но остальные легли. Разведчики залегли в кустах на огороде и стали отстреливаться. Духи, непрерывно перемещаясь за заборами и между сараями и несмотря на наш сильный огонь приближались всё ближе и ближе, выдавливая разведчиков под пулемёт.

Не сговариваясь, действуя только по какому-то наитию, на улицу выскочило четверо разведчиков. Туда же выскочили и мы с Ефименко. Повернулись лицом к доту и одновременно, не обращая внимания на пули, открыли огонь по амбразуре дота, стараясь не дать ему вести прицельный огонь. Этот манёвр дал мгновенный результат. Огонь пулемёта захлебнулся, потом затих. Через несколько секунд прозвучало ещё несколько рваных очередей, а затем он вновь застрочил. Но огонь был уже неприцельный и пули шли высоко над нами: боевик видимо оказался "ссыкло" и сейчас лишь стрелял в нашем направлении вслепую. Разведчики воспользовавшись моментом мигом перебежали на нашу сторону и перетащили раненых, где и попадали на снег, запалено дыша, широко раскрыв рты. Не прекращая огня по доту, мы попятились назад и тоже через несколько секунд ушли с линии огня. Боевики у сараев, численностью до двадцати человек, поднялись для атаки, но в этот раз миномётчики довернули и мины легли практически по духам.

А туn ещё подполковник - "химик" отскочил от машины и, грозно зарычав ракетными двигателями "Змей Горыныч", сорвался с направляющих и вихляя из стороны в сторону помчался как раз вдоль улицы, в направлении дота. Как зачарованные мы смотрели на стремительно разматывающийся тросик с проводами от "Змея Горыныча" и когда он остановил свой бег, мы все плотно прижались к земле. 800 килограмм тротила - это не шутка. Когда мы очумелые от страшного грохота разрыва поднялись и выглянули из-за забора, то очумели ещё больше: там где взорвался "Змей Горыныч" была широкая просека среди исчезнувших в взрыве домов, дальний край которой терялся в полуразрушенном жилом секторе.

Напоследок был продемонстрирован подрыв льда реки, в целях воспрепятствования переходу противника на другой берег. Множество таких вот шестов с примотанными тротиловыми шашками было опущено в симметрично пробуренные лунки во льду

Напоследок был продемонстрирован подрыв льда реки, в целях воспрепятствования переходу противника на другой берег. Множество таких вот шестов с примотанными тротиловыми шашками было опущено в симметрично пробуренные лунки во льду

Видео взрыва

В заключительной части будет отчет о 36-й мотострелковой бригаде .

Обзор структуры инженерных войск армии США в 40-е -60-е годы

Часть 2. Структура инженерных войск армии США в 50-х гг.
(Часть I см..html)

В мае 1954 вышел новый устав FM 5-5 Engineer Troops Units в котором давалась новая классификация инженерных частей.
Всего было 7 категорий:

1. Divisional units - дивизионные части.
К ним относились инженерные батальоны пехотных, бронетанковых и воздушно-десантных дивизий. Структура их несколько поменялась по сравнению с 40-ми годами. Так, инженерный батальон пехотной дивизии состоял из штаба, штабной роты, 4-х саперных рот (вместо 3-х как ранее) и медицинского отряда. Инженерный батальон бронетанковой дивизии, состоявший из штаба, штабной роты, 4-х саперных рот, мостовой роты и медицинского отряда. таким образом, появилась возможность придать каждому пехотному полку дивизии по саперной роте и оставить одну роту в распоряжении командования дивизии. В этих батальонах также существенно увеличилось количество тяжелой саперной техники. Инженерный батальон воздушно-десантной дивизии состоял из штаба, штабной роты, 3-х парашютно-десантных рот, медицинского отряда.

2. Combat support units - боевые части поддержки. Части, не относящиеся к дивизионным частям, но работающие с ними в тесном контакте осуществляя непосредственную поддержку боевых операций. К ним относились:

2.1 Engineer combat battalion, army - инженерный боевой батальон, армейского подчинения. По сравнению с дивизионным инжбатом имеет на одну саперную роту меньше, также меньше техники, оружия, отсутствует мостовое оборудование.

2.2 Engineer light equipment company - инженерная рота обеспечивающая боевые батальоны различной строительной техникой (дорожной, землеройной, камнедробительной, асфальтобетонной, деревообрабатывающей). Как правило, одна рота обеспечивала поддержку 3-х армейских или дивизионных боевых инженерных батальонов.

2.3 Мостовые роты - engineer panel bridge company, engineer float bridge company, engineer pontoon bridge company.
Корея. Members of the 1437th Treadway Bridge CO, US 8th Army, erecting a floating bridge on Route #3-D after the flooded roadbed washed out. 8 Jul 1952.
2.4 Engineer combat group - инженерная боевая группа, стояла из штаба и штабной роты, осуществляла руководство несколькими приданными ей инженерными боевыми частями поддержки.

2.5 Engineer camouflage battalion - инженерный маскировочный батальон

2.6 Engineer shore battalion - инженерный береговой батальон. Задача - инженерная поддержка морской десантной операции. Входил в состав амфибийной бригады поддержки (amphibious support brigade). Подробно задачи батальона и бригады описаны в FM 5-156 Engineer shore battalion 1954г. Состав - штаб, штабная рота, 3 береговых роты. Батальон обладал большим комплектом тяжелой техники, в основном дорожно-строительной - бульдозеры, краны, экскаваторы, грейдеры, катки, компрессоры, сварочное, пожарное оборудование.

3. Engineer construction units - строительные части.
Инженерные строительные батальоны, инженерные роты тяжелого оборудования, роты самосвалов, трубопроводные роты, роты строительства портов. Части управления- строительные группы (construction group - аналог Engineer combat group) объединяли несколько стройбатальонов и рот; инженерные бригады - могли объединять несколько строительных групп. Корея. 24 августа 1950. строительство дороги в районе Тэгу.

3.1 Инженерный строительный батальон состоял из штабной и 3-х строительных рот.
Строительные роты оснащались комплектами шанцевого, плотницкого, кузнечного инструмента, газоэлектросварочным оборудованием, электрическими циркулярными пилами и другим дерево и металлообрабатывающим оборудованием. Тяжелая техника была представлена бульдозерами, буксируемыми скреперами, компрессорами, катками, экскаваторами, бетономешалками, грейдерами, самосвалами, пневмомолотом для забивки свай и пр. Soldiers from the 453rd Engineer Construction Battalion operated a D08 bulldozer and carry-all, as he fills in drainage culvert on a railroad bed being constructed from Kimpo to Yongdung-po. 6 Jun 1951. Корея. Солдаты 453-го инженерно-строительного батальона ведут земляные работы при помощи бульдозера D8 и буксируемого скрепера на насыпи строящейся железной дороги. 6 июня 1951. Корея. 21 июля 1951. Саперы расширяют дорогу, разбивая выступ скалы

3.2 Инженерная рота тяжелого оборудования как правило состояла из управления, взвода экскаваторов, взвода дорожных покрытий, ремонтного и транспортного взвода. Корея. Заливка гудроном. 27 октября 1952 Корея. 19 ноября 1953 Дорожные работы, 151-й инженерно-саперный батальон

4. топографические части - армейский топографический батальон, корпусная топографическая рота, инженерная рота расшифровки и печати фотографий воздушной разведки, базовый топографический батальон.

5. Инженерные части обслуживания и снабжения (maintenance and supply units) - занимались ремонтом, снабжением запчастями и техническим обслуживанием всего спектра инженерной техники и оборудования - от компасов до бульдозеров, также занимались снабжением инженерным имуществом - от стройматериалов до топографических карт. К этой же категории например относились роты водоснабжения и лесозаготовительные роты.

6. Инженерные части Воздушных Сил.
Инженерные авиационные батальоны, занимавшиеся строительством аэродромов. Могли объединяться в инженерные авиационные группы и затем в инженерные бригады. Батальоны также делились на специализированные инжбатальоны ВВС и временно приданные ВВС - SCARWAF (Special Category Army Units With Air Force) и ARWAF (Army Units With Air Force).

7. The Engineer Service Organization - Организации Инженерной службы.
Разнообразные специализированные инженерные команды - административные, снабженческие, пожарные, ремонтные.

На этом с общей структурой инжвойск 50-х - все.
Далее подробно рассмотрим инженерные батальоны дивизий.

Инженерное обеспечение пехотной дивизии.

Структура, вооружение, задачи и тактика действий инженерного батальона пехотной дивизии армии США 50-х подробно описаны в FM 5-132 Engineer combat battalion divisional (январь 1952).

Штат батальона определялся T/O&E 5-15N (май 1948) - 41 офицер, 9 уорент-офицеров, 911 рядовых и сержантов. То есть по численности л/с батальон вырос в 1.5 раза по сравнению с инжбатом времен WWII.

Задачи - стандартные для таких частей. Планирование инженерного обеспечения дивизии; строительство, содержание и ремонт дорог и колонных путей; инженерная разведка; устройство, содержание ремонт мостов, бродов и переправ; обеспечение форсирования рек; создание и удаление различных инженерных заграждений (включая минные); подрывные операции; помощь при штурме фортсооружений; строительство и помощь при улучшении командных пунктов, убежищ и пр; строительство ВПП для армейской авиации; полевое водоснабжение, инженерное снабжение пехоты, картографирование небольших районов и.т.д.

Что интересно, в список задач батальона входило и ведения боя в качестве пехоты в экстренных случаях (s. Fight as infantry in emergencies). Этой задаче был посвящен один из разделов FM 5-132. Насколько я знаю, советскими уставами такие задачи для инжвойск не предусматривались. Подробнее о примерах такого применения американских инжвойск напишу позже.

Батальон состоял из управления, штабной роты, 4-х инженерных рот и медицинского отряда.

1. Управление батальона включало в себя следующие штабные секции: дивизионного инженера, капеллана, административную, разведывательную (таких секций было две - intelligence и reconnaissance), оперативную, снабжения, техобслуживания и связи.
Всего - 13 офицеров, 3 уорент-офицера, 110 рядовых и сержантов.

2. Штабная рота (headquarters and service company) состояла из управления роты и 3-х взводов - штурмового, мостового и взвода оборудования и обслуживания (equipment and maintenance platoon). Всего 132 человека - 4 офицера, 2 уорент-офицера, 126 рядовых и сержантов.
2.1 Штурмовой взвод. Основной задача взвода - осуществление поддержки операций инженерной бронетехникой. В экстренных случаях - осуществление огневой поддержки.
Взвод состоял из управления (комвзвода и водитель командирского джипа) и 5 экипажей танк-дозеров (танки с навесным бульдозерным оборудованием). Всего - 27 человек.


2.2 Мостовой взвод. Л/с - 1 офицер, 36 рядовых и сержантов. Взвод состоит из управления, секции наплавных мостов и 2-х секций постоянных (fixed) мостов. Каждая секция постоянных мостов оснащалась готовыми 24-х футовыми мостами смонтированными на 6-ти тонном грузовике и была способна установить 70-ти футовый мост. Секция наплавных мостов оснащалась штурмовыми лодками с подвесными моторами, моторным катером, понтонами.

20 сентября 1950. Корея, река Хан. Танк 24-й пехотной дивизии на понтонном плоту
2.3 Взвод оборудования и обслуживания. Взводом командовал уорент-офицер, в его подчинении было 32 солдата и сержанта. Взвод оснащался подъемными кранами, грейдерами, компрессорами.

3. Инженерная рота состояла из управления и 3-х инженерных взводов. Всего 166 человека - 5 офицеров, 1 уорент-офицер, 160 рядовых и сержантов. Рота была полностью моторизована и была оснащена 13-ю самосвалами, бульдозером, компрессором, комплектами шанцевого и плотницкого инструмента, подрывными комплектами, миноискателями.

4. Медицинский отряд. Следит за медицинским обучением и санитарией в батальоне, обеспечивает работу ротных санитаров и батальонного медпункта, эвакуацию раненых. Состоял из двух офицеров, 2-х сержантов, ротных санитаров, санитаров батальонного медпункта, водителя "скорой помощи" и водителей грузовиков Всего 22 человека - 2 офицера, 20 рядовых и сержантов.

Список техники и вооружения инженерного батальона пехотной дивизии:

Стоит отметить, что количество тяжелой техники в инженерном батальоне в 50-е также резко возросло по сравнению c WWII. 5 бульдозеров, 5 танк-дозеров, ковшовый погрузчик, 3 крана-экскаватора, 2 грейдера - против 3-х бульдозеров инжбата 40-х. Появилось также мостовое оборудование - раньше было только в инжбатах бронетанковых дивизий.
Теперь про инженерные подразделения пехотного полка.
Тут заметных изменений нет, хотя структура полка по сравнению с WWII поменялось довольно существенно.
Были ликвидированы полковая артиллерийская (6х105 мм гаубиц) и противотанковая роты (cannon company, antitank company). Взамен пехотный полк получил танковую роту (22 танка, из них 2 танк-дозера) и тяжелую минометную роту (12х106-мм минометов).
Причем взвод противотанковых мин не исчез вместе с ликвидацией полковой ПТ роты, а переместился в состав штабной роты полка (см. FM 7-25 HEADQUARTERS COMPANY INFANTRY REGIMENT 1950 г.). Изменений в составе, задачах и снаряжении взвода не было. Все тот же комплект шанцевого инструмента, подрывной комплект, щупы, миноискатели и пр.
Также в составе штабной роты появились взвод контрогня (counterfire platoon) и взвод безопасности (security platoon). Ранее в составе штабной роты полка был только разведвзвод и взвод связи.

Взвод контрогня занимался акустической локацией огневых позиций артиллерии и минометов противника.
Взвод безопасности охранял полковой КП и при необходимости исполнял функции полковой военной полиции (конвоирование пленных, регулирование движения, отлов дезертиров, дисциплинарный контроль) .
Корея. 6 февраля 1952 Танк-дозер танковой роты 9-го пехотного полка 2-й пехотной дивизии расширяет дорогу.
Что касается батальонных взводов саперных и боеприпасов - тут вообще никаких изменений. Так же в штабной роте пехотного батальона, в том же составе, с теми же задачами.

В целом состав инженерных подразделений пехотной дивизии остался неизменным - дивизионный инжбат плюс 12 саперных взводов в пехотных полках. Правда, как я уже писал, инженерный батальон значительно усилился - и численно и технически.
Можно было бы считать что выросли и инженерные способности полка - за счет танк-дозеров полковой танковой роты. Увы, к началу Корейской войны ни в одном полку американской армии в Японии этих рот не было. Да и дивизионные танковые батальоны в действительности состояли из одной роты легких танков.
Далее рассмотрим структуру инженерного батальона бронетанковой дивизии.
Она описана в FM 5-5 и в FM 5-134 The armored engineer battalion 1954 г.

В целом структура похожа на инжбат пехотной дивизии, за исключением того, что в батальоне есть отдельная мостовая рота и соответственно отсутствует мостовой взвод в составе штабной роты. Также в составе штабной роты нет штурмового взвода - видимо было решено что танк-дозеров хватит и в составе танковых батальонов дивизии. Ранее, по штату 1948 (T/O&E 5-215N) года в инжбате бронетанковой дивизии было 12 танк-дозеров. Таким образом штабная рота батальона фактически состояла из управления роты и взвода оборудования.

Техника, вооружение и оборудование батальона примерно то же, за исключением того что в каждой саперной роте есть 6 бронетранспортеров. В целом техники немножко больше, чем в инжбате пехотной дивизии. Подъемных кранов 4 вместо 3-х, бульдозеров 6 вместо 5. Вдвое больше мостовой техники и оборудования.

В FM 5-132 приводится сравнительная таблица вооружения и техники боевых инженерных батальонов - пехотной дивизии, армейского, бронетанковой и воздушно-десантной дивизии.

В 1958 существенно поменялась структура бронетанковой дивизии и видимо в связи с этим вышел новый FM 5-134 The armored engineer battalion

Ранее состав дивизии был следующим: штаб дивизии, 3 штаба боевых командований (combat command), 4 механизированных пехотных батальона, 4 танковых батальона, разведбат, инжбат, дивизионная артиллерия (штабная батарея, 3 батальона 105-мм САУ, батальон 155-мм САУ и батальон САУ ПВО), тыловые части (рота связи, рота военной полиции, медсанбат и пр.)

Состав же новой дивизии был таким: штаб дивизии, 3 штаба боевых командований, 4 механизированных пехотных батальона, 4 танковых батальона, разведбат, инжбат, батальон связи, авиационная рота, бронекавалерийский эскадрон,
дивизионная артиллерия (штабная батарея, 3 батальона 105-мм САУ, сводный (composite) артиллерийский батальон (2 батареи 155-мм САУ, батарея 203-мм САУ и ракетная батарея)), тыловые части.
Что касается изменений в составе инжбата то по TOE(ROCAD) 5-215 в мостовой роте батальона появлялся 3-й мостовой взвод. Рота оснащалась 3-мя комплектами нового понтонного моста (Bridge, Floating,Aluminum, Highway Type, Deck Balk Superstruc-ture on Pneumatic Floats). В каждом саперном взводе инженерных рот появляется по одному танк-дозеру.

Теперь что касается использования саперов в качестве пехоты.
Как я у же писал такая задача - воевать как пехота в экстренных случаях указана в американских саперных уставах В частности в FM 5-132 этому вопросу посвящена 16-я секция гл.5 BATTALION OPERATIONS, INFANTRY COMBAT. Там рекомендуется в случае крайней необходимости использовать инженерный батальон в оборонительных боях, при этом давать ему фронт обороны меньший чем у аналогичных пехотных частей. Там же дается описание операционной процедуры (Standing operating procedure - SOP) реорганизации саперного батальона для боя в качестве пехоты. Процедура предусматривает деление батальона на два эшелона. Первый ведет бой в качестве пехоты, второй (тыловой) - отвечает за технику батальона неиспользуемую в бою.

Массовое использование саперов в качестве пехоты стало практиковаться в армии США начиная с WWI. 27 марта 1918 6-й инженерный полк 3-й пехотной дивизии армии США вступил с наступающими немцами, блокировав их продвижения по шоссе Сент-Квентин.
28 мая 1918 саперы 1-й пехотной дивизии приняли участие в качестве пехоты в наступлении на Кантиньи. Однако в армейской доктрине эта практика была закреплена только с 1939 г, после чего, Во время Второй мировой войны американские саперы использовались в качестве пехоты уже на регулярной основе. Впервые это произошло в январе 1942, когда 803-й инженерный авиационный батальон принял бой с японским морским десантом на полуострове Батаан. Пика же эта практика достигла во время Битвы за Выступ. В первый же день немецкого наступления в бой вступили 5 боевых инженерных батальонов (из них 3 дивизионных) На 4-й день воевало уже 19-й батальонов

Продолжение следует...

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА , специальные войска, предназначавшиеся для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения боевых действий Вооруженных Сил.

В Красной армии к началу 1941 состояли из войсковых подразделений, входивших в состав корпусов, дивизий и полков, а также воинских частей РГК окружного и армейского подчинения. Для проведения строительных работ имелись управления полевого строительства, объединявшие в зависимости от выполняемых работ инженерные воинские части различного назначения. В РГК имелись отдельные инженерные и понтонно-мостовые полки, понтонно-мостовые и маскировочные батальоны. Батальоны считались основной штатной единицей инженерных войск. Руководство инженерными войсками осуществляло Главное военно-инженерное управление. Имевшиеся в армиях и военных округах инженерные батальоны к весне 1941 преобразованы в 18 инженерных и 16 понтонных полков.

С началом Великой Отечественной войны инженерные войска оказались в тяжёлом положении. Многие инженерные части находились на строительстве укреплённых районов на новой гос. границе, что существенно снизило их возможности по выполнению задач инженерного обеспечения оборонительных действий Красной армии.

Война внесла коррективы в организацию и оснащение инженерных войск. В июле 1941 учреждён штат сапёрного батальона стрелковой дивизии, в котором численность личного состава сокращалась на 20%, а автотранспорт заменялся гужевым. Для руководства инженерными войсками в нояб. 1941 введены должности начальников инженерных войск Красной армии, фронтов и армий, при них созданы соответствующие штабы.

Для выполнения огромных по объёму работ по строительству оборонительных рубежей в тылу к середине янв. 1942 создано 10 caпёрных армий. К концу 1942 надобность в сапёрных армиях отпала и они были расформированы, а на их базе созданы управления оборонительного строительства РВГК; сапёрные бригады переданы фронтам как бригады РВГК. Для борьбы с танковыми и моторизованными соединениями противника в составе РВГК были сформированы инженерные бригады спец. назначения (по одной на фронт). Каждая бригада состояла из 5–7 батальонов инженерных заграждений, 1–2 электротехнических батальонов для устройства электрозаграждений, батальона спецминирования, отряда механизации работ и подразделений обеспечения. В 1942 сформированы отдельные парки инженерных машин (на каждый фронт).

В мае 1943 для обеспечения прорыва обороны противника созданы штурмовые инж.-сапёрные бригады РВГК, а для проделывания проходов в его минных полях – инж.-танковые полки. Для выполнения задач по разминированию освобождаемой территории весной 1943 на базе управлений оборонительного строительства создано 6 бригад разграждения. К концу 1943 инженерные войска насчитывали 58 бригад, 9 полков и св. 1000 различных батальонов.

Весной 1944 в составе фронтов на базе инженерных бригад специального назначения РВГК созданы 35 армейских инж.-сапёрных и моторизованных инженерных бригад. В годы войны инженерные войска строили оборонительные сооружения, создавали заграждения (широко применялись в качестве подвижных отрядов заграждений), минировали местность; в наступательных операциях обеспечивали манёвр войск и форсирование многих крупных водных преград (рр. Висла, Одер и др.), проделывали проходы в минных полях; участвовали в штурме укреплений, городов, широко использовались для разрушения коммуникаций в тылу противника.

В годы войны значительно повысилась техническая оснащённость инженерных войск, дальнейшее развитие получили средства инженерного вооружения. В 1941 появилась противотанковая мина ТМ-41, в 1943 – ТМД-Б, в 1944 – ТМД-44. Войска располагали также несколькими типами противопехотных мин – ПМД-6, -7ц. Имелись осколочно-заградительные мины ПОМЗ-2 и ОЗМ. Последняя успешно применялась при создании управляемых минных полей. Большое развитие получили десантно-переправочные средства, особенно понтонные парки. В 1943 завершились испытания тяжёлого мостового парка ТМП, для замены лёгких парков стали поступать парки под грузы 10, 16 и 30 т, а для моторизации десантных переправ – тяжёлые (М-72) и лёгкие (М-180) мотовёсла и катер БМК-70. Развёртывание широких наступательных действий повысило требования к средствам разграждения. На вооружение поступили комплект разведки и разминирования, миноискатель ВИМ-203 (ВИМ-20ЭМ), удлинённые заряды и танковый трал ПТ-3 для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях и др. Дальнейшее развитие получили фортификационные и мостостроительные средства, средства полевого водоснабжения, маскировки и инженерной разведки. Всего в годы войны было создано и модернизировано более 180 видов различных инженерных средств.

За годы войны инженерными войсками установлено более 70 млн противотанковых и противопехотных мин, на которых противник потерял до 10 тыс. ед. бронетанковой техники и до 100 тыс. чел. личного состава; разминировано 765 тыс. кв. км территории и 400 тыс. км путей, построено 11 тыс. мостов, оборудовано ок. 500 тыс. км путей и выполнен большой объём работ по фортификационному оборудованию различных рубежей, районов и переправ, проделыванию проходов и др.

За ратные подвиги 655 воинов инженерных войск удостоены звания Героя Сов. Союза, 294 награждены орденами Славы трёх степеней; 6 инженерных бригад, 190 инж.-сапёрных и понтонных батальонов и 5 отд. рот получили звание гвардейских; 40 понтонно-мостовых и 38 штурмовых инж.-сапёрных батальонов удостоены почётных наименований.

Начальники: ген.-майор инженерных войск Л.З. Котляр (1941–42); ген.-майор инженерных войск, с марта 1943 ген.-лейт. инженерных войск, с сент. 1943 ген.-полк. инженерных войск, с февр. 1944 маршал инженерных войск М.П. Воробьёв (1942 – до конца войны).

Немецкие инженерные войска включали сапёрные (Pioniere), понтонно-мостовые (Brückenpioniere) и строительные (Bau) части и соединения. В каждой дивизии сухопутных войск штатом предусматривался сапёрный батальон из 3 рот (в дивизиях 2-полкового состава – из 2). Инженерные войска РВГК были представлены отдельными батальонами – сапёрными и понтонно-мостовыми. Сапёрный батальон состоял из 3 сапёрных рот и 1–2 мостовых колонн. Структура батальона существенно не отличалась от батальонов, входивших в состав пехотных дивизий. Существовали моторизованные батальоны, батальоны на конной тяге и крепостные, различавшиеся количеством и типом транспортных средств. Понтонно-мостовой батальон имел 3-ротный состав. В конце войны появились сапёрные бригады, состоявшие из 2 батальонов.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Главная Новости В мире Подробнее


02.12.2015 (17:32)

В Вооруженных Силах России сформирован первый инженерный штурмовой батальон





Первый в Вооруженных Силах России штурмовой батальон инженерных войск сформирован во Владимирской области в городе Муроме. Об этом сообщил сегодня журналистам начальник инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.

«Батальон штурма и разграждения инженерных войск вошел в состав вновь сформированной инженерно-саперной бригады резерва Верховного Главнокомандующего. Важность этих соединений достаточно высока. Это — резерв начальника Генерального штаба, данные подразделения специфические», — пояснил Юрий Ставицкий.

При этом он отметил, что штурмовые инженерно-саперные подразделения «должны будут обеспечивать беспрепятственное продвижение по территории противника мотострелков, других сил, что позволит значительно повысить эффективность боевых действий и при этом максимально избежать потерь».

«Опыт чеченской кампании показал, что отсутствие таких подразделений негативно сказывается на результате боя. Люди в этих бригадах защищены соответствующим образом, готовы правильно действовать при прохождении завалов, минных полей, укрепрайонов и других препятствий. У них и специальные инструменты предусмотрены», — рассказал Юрий Ставицкий.

По словам начальника инженерных войск, «такие подразделения комплектуются, в основном, спортсменами, годными по состоянию здоровья, с высокими физическими возможностями, с закаленным характером».

«Стараемся по принципу спецназа подбирать военнослужащих. Конкурс достаточно высокий, начали их подготовку в Тюменском военном училище и наших учебных центрах», — пояснил Юрий Ставицкий.

Он выразил уверенность, что уже в 2016 году новая инженерно-саперная бригада и штурмовой батальон в ее составе «начнут взаимодействие с войсками».

Находясь в Муроме, генерал-лейтенант Юрий Ставицкий принял участие в церемонии крепления полотнищ Боевых знамен к древкам вновь сформированных инженерно-саперной и понтонно-мостовой бригад инженерных войск ВС РФ.

Он сообщил, что такие соединения к 2020 году планируется создать в каждой общевойсковой армии.

Что касается задач, которые будет решать понтонно-мостовая бригада, то, по словам начальника инженерных войск, она «предназначена для оборудования различных переправ на крупных водных преградах, также ее военнослужащие будут оказывать помощь населению в период паводков и смогут участвовать в ликвидации последствий различных ЧС».

Штурмовой батальон в составе новой инженерно-саперной бригады будет делать проходы в минных полях, разрушениях и завалах.

«При этом у нас с ВДВ совершенно разные задачи, несмотря на то, что в их составе тоже есть штурмовые подразделения», — отметил Юрий Ставицкий, говоря о задачах саперов - «штурмовиков».

Возвращаясь к истории вопроса, он пояснил, что впервые саперные подразделения штурма появились в годы Великой Отечественной войны. Тогда в инженерных войсках было сформировано 90 специально подготовленных саперных батальонов.

Юрий Ставицкий также сообщил о том, что военные инженеры в новых штурмовых подразделениях вскоре начнут получать специально разработанные индивидуальные средства защиты — костюмы ОВР-3Ш.

«У нас будет два класса новых костюмов: для инженерно-саперных подразделений и инженерно-штурмовых. Они несколько отличаются друг от друга по классу защиты и по амуниции, но все современные достижения и технологии мы постарались внедрить», — пояснил начальник инженерных войск Вооруженных Сил генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.

В состав комплекта ОВР-3Ш входит защитный костюм сапера 6-го класса защиты с карманами для размещения боекомплекта, датчиками «свой-чужой», «жив-ранен, убит» и модулем ГЛОНАCC/GPS, защитный шлем, саперный мачете, комплект для вышибания дверей, штурмовая лестница, гидравлические кусачки, дисковая пила, гидравлический домкрат, комбинированные ножницы, подрывная машинка и другие средства.

Справочно:

Начиная с 1943 года при освобождении Европы от немецко-фашистских захватчиков советским войскам понадобились саперные подразделения штурма, которые могли оперативно, в условиях городского боя, овладеть зданием и произвести очистку местности или минирование объекта. Приказом Ставки Верховного Главнокомандования СССР в инженерных войсках было сформировано 90 специально подготовленных саперных батальонов.

«Батальоны должны быть выделены из состава саперных бригад, обеспечены положенным имуществом и освобождены от работы на рубеже для форсированной боевой подготовки, в первую очередь по подрывному делу и устройству заграждений», — говорилось в приказе.

Многими подвигами и заслугами овеяли свой боевой путь саперы штурмовых бригад и батальонов, среди которых немало Героев Советского Союза и орденоносцев.

Штурмовые саперные батальоны состояли из стрелков с противотанковыми ружьями, саперов с взрывчаткой и ранцевыми огнеметами. Каждый боец нес запас «коктейлей Молотова» и гранат. Частью экипировки саперов-штурмовиков являлся защитный стальной трехмиллиметровый нагрудник. Проходы в заграждениях устраивались специально созданными группами разграждения, а уничтожение укрепленных позиций противника возлагалось на штурмовые группы. Тактика была слаженной и вариативной.

При борьбе с танками личный состав штурмовых групп продвигался по ходам сообщения, отрытым в снегу или с помощью маскировочных средств. Саперы подбирались к танку, зажигали дымовые шашки для ослепления экипажа, после чего укладывали на танк взрывчатое вещество, подрывая или сжигая его.

К укрепленному блиндажу или доту группу саперов на максимально близкое расстояние подвозил танк, затем они спешивались и подползали к укрытию. Танк держал под прицелом вход, а саперы забирались на крышу и спускали через дымовую трубу противотанковую мину, после чего отползали и с помощью привязанного шнура выдергивали чеку из взрывателя.

При штурме здания саперы-штурмовики, используя трофейные фаустпатроны, пробивали в стене брешь, после чего под прикрытием автоматчиков, огнеметчики подбегали и направляли в нее огненные струи. В других случаях саперы-штурмовики заливали горящий бензин в вентиляционные шахты и дымоход.