DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

В жизни любого верующего может наступить момент, когда он осознает, что теряет веру во Всевышнего. Никто из нас, братия и сестры, не огражден от такой напасти. И мы должны четко и твердо знать, что в такой ситуации нужно предпринять, чтобы не упасть в пучину греха и искуса, ибо они идут от дьявола, сохранить в вере и чистоте свою бессмертную душу и не предать нашего Спасителя.

Это трудно, подчас вам может показаться, что невозможно, но это не так. Выход есть. А впадать в уныние нельзя ни в коем случае, ибо уныние есть один из страшнейших грехов и истинно верующему христианину ни в коем случае нельзя допускать себя до подобного греха.

Почему ты можешь терять веру в Бога?

Тут есть много причин. Одна из них это та, что человеку кажется, что Бог от него отвернулся и не слышит его. Допустим, человек усердно молится, не совершает греховных поступков и деяний, а Бог не прислушивается к его мольбам и не посылает ему благостных и приятных событий. Бывает и так, что человек усердно молит Господа о чем-либо, но этого ему не даруется, и тогда человек теряет веру, считает, что Бог либо несправедлив к нему, либо Всевышнего вообще не существует. И бывает еще и так, что умирает кто-то из наших близких, родных и дорогих нам людей. И мы проклинаем Всевышнего за такую потерю и утрату, и теряем веру в Него. Много есть причин, по которым подобная потеря веры может происходить.

Я говорю вам - подобное есть тягчайшие грех! И если вы истинно верующий в Бога, то причитайте внимательно все ниже следующее, ибо я дам вам путь к спасению вашей бессмертной души и недопущению вашего грехопадения.

Что на самом деле происходит.

Во-первых, вас может искушать дьявол. Он делает так, чтобы все ваши неприятности в жизни вы относили на счет Господа нашего и усомнились в своей вере в Него. Дьявол таким образом стремится убить вашу бессмертную душу подобным грехом и не допустить ее в рай. Ведь Князь мира сего только и хочет, что напакостить роду человеческому и довести очередную душу до грехопадения. Дьявол хитер и циничен, а потому он действует таким изощренным способом. Он стремится убить в вас веру в Бога, ибо тогда ваша душа окажется уже в его черных лапах. Остерегайтесь этого!

Но кроме этого подобное может быть и проверкой истинности вашей веры. Возможно, что сам Господь посылает вам все эти трудности и испытания, чтобы проверить, а насколько в действительности сильна ваша вера в него. Ведь когда все хорошо и радости, то легко быть верующим и верящим в Бога. А вот когда наступают трудности и невзгоды, то только в такой ситуации и проявляется ваша истинная и твердая вера в спасителя и создателя своего.

Пока наша жизнь полна позитива и счастья, то мы ощущаем себя счастливыми и с готовностью можем сказать, что наша вера во Всевышнего железобетона. Это легко. Но истинность веры проверяется не во времена благоденствия, а как раз наоборот. Вот когда наша жизнь становится полна всевозможных неприятностей, трудностей и проблем, когда нам кажется, что все против нас и что Бог отвернулся, то только тогда и проявляется наша истинность веры в него.

Именно в такие периоды жизни христианина и выявляет Всевышний искренность и истинность его веры.

То есть запомните, что тут речь может идти либо о дьявольском искушении, либо о проверке Господом крепости вашей веры в него.

Как поступать в такой ситуации.

Самое главное, что должен запомнить каждый истинный христианин – ни в коем случае не давайте греху безверия проникнуть в вашу душу. Твердо помните и будьте уверены, что Бог с вами. Что Всевышний не отвернулся от вас. Просто это искушение или же испытание веры вашей. И чтобы не совершить окончательный грех потери веры в Бога своего, то вам нужно еще крепче держаться за свою веру. Только так и никак иначе вы не спасете душу свою от тяжести грехопадения.

Господь всегда с вами и если у вас происходят какие либо трудности и неприятности, то это лишь проверка силы веры вашей в него. Но Бог никогда в своем испытании не позволит перейти границу. Будьте всегда уверены, что когда Всевышний убедится в искренности и истинности веры вашей в него, то черная полоса вашей жизни обязательно закончится и наступят радость и благость.

И не позволяйте себе, если речь идет о дьявольском искушении, поддаться на таковое. Дьявол не должен убить в вас веру в Господа и погубить вашу бессмертную душу. Молитесь, говорю я вам, молитесь усерднее и сильнее и тогда козни нечистого не смогут вам навредить.

Хорошо, если даже в минуту отчаяния и сомнений вы продолжаете обращаться к создателю нашему. Многие пишут, что Господу дороже еще те молитвы наши, которые мы обращаем к Нему в моменты самой душевной сухости, чем в минуты благости и радости бытия. Поэтому никогда не отступайтесь от веры нашей. Наша вера искренняя и истинная. Вспомните о многих тысячах святых. Эти люди имели свой личный опыт общения с Богом, многие жизнью своей пожертвовали ради Христа, претерпевали страшные искушения и мучения. Неужели они все заблуждались в вере своей? Вспомните и о пророках, которые еще за многие сотни лет до воплощения нашего Спасителя говорили о нем с самой необыкновенной точностью: пророк Захария точно назвал сумму, за которую Иудой будет предан Христос; а Псалмопевец и Царь Давид в своем мессианском «21 псалме» подробно описал нам то, что наш Господь пережил на Кресте, даже о том жребии, который бросали, об одежде Христа - в псалме этом написано.

Горячая и неустанная молитва наша, чтение Писания Священного, участие ваше в Таинствах нашей Церкви и, прежде всего, в Таинстве Причащения и Таинстве Покаяния избавят вас от помыслов и сомнений неверия. Вспомните еще и о том, что: «вера без дел мертва» (Иак.2:20), и потому призываю вас - творите и милосердия дела, оказывая нелицемерную и искреннюю любовь к своему ближнему.

И если вы всегда, даже в самые трудные минуты жизни своей, будете тверды и непреклонный в вере своей в Господа нашего, то благость и спасение будут вам обеспечены, дьявол не сможет вас искусить и вы с честью вынесете все испытания, посланные вам Богом.

Я теряю веру в Бога. Я знаю, что это грех, но у меня все чаще и чаще появляются сомнения о том, что Господь есть. Я очень снова хочу поверить в Бога, но не знаю, как быть... Я все равно обращаюсь к Богу, но перестаю чувствовать.

Уважаемая Малика, «вера усиливается молитвой. (…) Будем просить Христа прибавить нам веру и умножить ее. Чего попросили у Христа апостолы? «Умножь в нас веру». (…) Мы просим у Бога прибавить нам веру не для того, чтобы творить чудеса, но для того, чтобы больше Его возлюбить» (старец Паисий Святогорец . Слова. Том II. Духовное пробуждение).

В Евангелии отец бесноватого отрока воскликнул: "Верую, Господи, помоги моему неверию!" - и произошло чудо исцеления его сына. Необходимо и нам так молиться, просить о чуде исцеления нашей души, читать Евангелие и помнить, что даже если Господь и медлит с ответом - это для нашей же пользы.

Хорошо, что даже в минуту сомнений Вы продолжаете обращаться к Богу. Многие пишут о том, что Господу еще дороже те наши молитвы, которые мы обращаем к нему в моменты душевной сухости, чем в минуту Им же посланного горения веры. Поэтому не отступайтесь. Наша вера истинная. Вспомните о тысячах святых. Эти люди имели личный опыт общения с Христом, многие пожертвовали своей жизнью ради Христа, претерпевали страшные мучения. Неужели все они заблуждались в своей вере? Вспомните о пророках, которые за много сотен лет до воплощения Спасителя говорили о Нем с необыкновенной точностью: пророк Захария назвал сумму, за которую будет предан Христос; а Царь и Псалмопевец Давид в своем мессианском 21 псалме подробно описал то, что Господь наш пережил на Кресте, даже о жребии, который бросали об одежде Христа, в этом псалме написано.

Горячая неустанная молитва, чтение Священного Писания, участие в Таинствах Церкви, прежде всего, в Таинстве Покаяния и Таинстве Причащения избавят Вас от сомнений и помыслов неверия. Вспомните и о том, что: «вера без дел мертва» (Иак.2:20) , потому творите и дела милосердия, оказывая нелицемерную любовь к ближнему.

Предлагаю Вам также слово митрополита Антония Сурожского, которое так и называется «О сомнении »:

Часто верующие пугаются сомнения. Им кажется, что усомниться - это уже изменить. На самом деле это далеко не так. Сомнение появляется у человека тогда, когда однообразность, односторонность его мировоззрения сталкивается с новыми фактами, - фактами, которые ему представляет жизнь, внутренний и внешний опыт. И человек должен бы хвататься за сомнение как за одну из самых творческих возможностей внутреннего, умственного и душевного, роста. Усомниться вовсе не значит поставить истину под вопрос, - это значит ставить под вопрос свое очень ограниченное представление об истине. И в этом отношении всякий человек, который не согласен отойти от раз принятых представлений, будь он материалист или верующий, с одной стороны, будет дрожать при мысли о сомнении, а с другой - никогда не перерастет своей ограниченности.

Когда ученый, исследователь построил на основании всех существующих фактов теорию или мировоззрение или гипотезу, если он добросовестный человек, если он хочет прогресса науки, а не прославления своего имени, он сразу же принимается за критику своего же мировоззрения или гипотезы и за дальнейшее исследование. И цель его именно в том, чтобы обрести новые факты, которые поставят под обстрел его собственную теорию; иначе сказать, родят сомнение, т.е. двойственность в отношении к существующему мировоззрению. И когда он такие факты находит, он с радостью в них углубляется, потому что тогда, когда рухнет прежняя гипотеза, откроется возможность построить более истинное представление о вещах. В этом отношении сомнение ученого точно такое же творческое, как сомнение верующего, и наоборот: потому что предмет сомнения, которое входит иногда в душу верующего, вовсе не Бог, не истина, а ограниченное о них представление. И поэтому сомнение является одной из самых сильных творческих сил внутреннего роста и познавания мира как видимого, так и невидимого.

Обширную книгу о вере и сомнении написал также митрополит Вениамин (Федченков) , Вы можете найти ее в интернете или в церковных магазинах. Возможно, чужой опыт позволит Вам справиться со своими проблемами или хотя бы почувствовать, что они преодолимы и многие благополучно пережили период сомнений и двинулись дальше по пути веры.

Здравствуйте Ангелина.

Вот смотрите вы воцерковлена стали тогда, когда заболели раком. А в болезни враг находится, потому враг он к вам доступ заимел, только тогда, когда вы изменили БОГУ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСУ ХРИСТУ делом словом и помышлением. Вы вот почитайте Иова многострадального, его бизнес его семью и его здоровье БОГ ЛЮБОВЬ защищал, потому Иов не изменял БОГУ ЛЮБВИ ни делом, ни словом, ни помышлением… Потому Иов он заболел проказой, только тогда, когда БОГ ЛЮБОВЬ ОТЕЦ решил его испытать, потому и дал возможность врагу подступится к Иову с испытаниями тела. То уже сегодня все получается по другому, закон меры работает по другому, уже в зачет берется СВОБОДНАЯ ВОЛЯ, как только мы сами своей волей начинаем изменять БОГУ ЛЮБВИ, делом словом помышлением, нарушаем законы и заповеди БОЖИИ, тем самым начинаем удалятся от БОГА и его защиты, и сразу же становимся легкой добычей для врага со всякими болезнями. Видите получается, что враг иметь к нам начинает доступ тогда когда получается, что есть на то уже наша воля, ну мы так решили, что не обязательно выполнять заповеди и законы БОЖИИ. Потому видите вы не на испытании, просто получается, что вы когда то не были христианка, потому не знали ни законов ни заповедей БОЖИИХ, потому и могли нарушить запреты БОЖИИ по незнанию, но все равно, вы кое что правильно заметили, ведь ваш настрой то на спасение, вы знаете СЛОВА БОЖИИ, вы что пишите === Посчитала, что Бог все равно не даст мне больше испытаний, чем я могу вынести === вот тут вы попали в точку, своим размышлением, видите вы тут настрой имели правильный, если бы не сбились с этой мысли, и ложили бы труды на это, то вы бы уже не болели. БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС он что сказал БЕРИ СВОЙ КРЕСТ. А это значит то что дается потерпеть, И СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ, что вы и стали делать, вы начали вести христианский спасительный образ жизни. А еще что БОГ ЛЮБОВЬ сказал, ЧТО БОЛЕЕ ТОГО ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОТЕРПЕТЬ ЕМУ НЕ ДАСТСЯ и опять же вы правильную ставку сделали, что бы найти путь к излечению, потому давайте поищим, то что вы еще не поняли, и в чем ошибались, где получился у вас сбой, просто вы не увидели БОГА ЛЮБОВЬ сопровождающего вас рядом. Видите получается, и БОГ ЛЮБОВЬ так решил, что каждому из нас есть рюкзачек на каждый день с ношей, а еще в ноши есть мера. Потому вот с этим и надо разобраться в этом причина почему плодятся неприятности вокруг вас, просто то что вы озвучили, на счет того что больше не дастся, просто у вас не получилось это выполнить, СТЕРПЕТЬ СВОЮ ПЕРВУЮ БОЛЯЧКУ ДО КОНЦА. Вот смотрите, для примера, когда мы садимся за стол покушать, то мера в еде получается, что вот он наш желудок, и вместимость желудка. То уже вот он есть стол. Бывает что на столе стоит одна еда, допустим вареный картофель, садишься и наедаешься этой едой до отказа, вот она есть мера, и вот он праздник, видите уже стол изобилует, и уже на столе может быть десяток блюд, и уже что бы покушать, много блюд, то уже нужно как то спланировать свой аппетит. Ведь вместимость желудка, это есть мера, а хочется все блюда покушать, тем паче что лучшие блюда они в конце праздника бывают. То уже каждое блюдо кушаешь понемногу, как бы начинаешь управлять своими хотениями, вот и получается, ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО НАСТРОИЛСЯ НА ЕДУ, И ОБУЗДАЛ СВОЙ АППЕТИТ, то и удается все блюда покушать. Так и с ношей, хотя вы пишите что с ориентировались, что более того, что вы терпите вам БОГ ЛЮБОВЬ не даст, и это есть правильная ориентация, но видите ВАМ ВСЕ ТАКИ далось, это о чем говорит, а это говорит о том что вы не выдержали одной ноши, одной своей болезни до конца, на все сто, как бы не получили зачет по своей чаше терпения. Потому и вторая болячка появилась, а потом вылезло и пришлось терпеть, то что с сыном не порядок. Видите ваше терпение ваша ноша и мера, оно оказывается способно еще защитить сына, если знать как это делается, у христиан так ТЕРПИШЬ ЧТО БОГ ДАЛ, И ЭТО ЗАЩИЩАЕТ ХУДШИЕ НЕПРИЯТНОСТИ КОТОРЫЕ МОГУТ ПОЯВИТСЯ ЕСЛИ НЕ СТЕРПИШЬ. Как бы вот она ваша первая болячка, она защищает то что и другие болезни к вам уже не придут, и не приятности который вы может принести они тоже к вам не придут, потому что в одной болячке ваша мера. Если бы вы первую болячку стерпели на все сто, то ваша чаша была бы полна, и уже другим болезням и не приятностям с сыном нет места, ВИДИТЕ КАК ВАС И ВАШЕГО СЫНА МОЖЕТ ЗАЩИЩАТЬ ЗАКОНЫ БОЖИИ, видите уже БОГ бы своим законом запретил бы врагу, и вам давать другие болячки, БОГ ЛЮБОВЬ он бы запретил бы врагу приближаться к вашему сыну и делать его больным, получается, что первую болезнь значит вы не стерпели, на все сто, где то враг вас раскрутил на грех, и уже видите раз есть таков закон, и у вас не получилось стерпеть до конца болячку, может еще что не стерпели и в чем то ослушались БОГА, то уже получается что есть недостача в терпении смирении, то чаша как бы стала полу пустой, и в ней не оказалось меры, то видите враг он всегда у БОГА запрашивает наезд. Потому и получилась у вас вторая болячка проявилась, и не приятности с сыном, потому что одной болезни до меры не хватило потому что в чем то не стерпели, где то изменили БОГУ ЛЮБВИ делом словом и помышлением. И У ВАС НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ВОССТАНОВИТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ ЧЕРЕЗ ИСПОВЕДЬ ПОКАЯНИЕ И ПРИЧАЩЕНИЕ ПО ХРИСТИАНСКИ. Как бы вы написали, что все таки вы ропчете значит вы думаете, что все таки БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС вам дал потерпеть больше чем вы можете терпеть. НО БОГ ЛЮБОВЬ ОН СВОИ ЗАКОНЫ ВЫПОЛНЯЕТ. Просто вы еще не поняли, как несется ноша. Видите получается все как при еде за столом, только все наоборот, как бы желательно в ноши иметь что то одно, да еще то что не расстраивает, и до конца это стерпеть, тогда других блюд и болячек и неприятностей не добавиться. Да вы это поняли в начале, как надо действовать, когда ходили в церковь и причащались, но потом видите получилось, по немощи, что отступили еще больше от БОГА. Вы вот вопрос задали, что делать если потеряна ВЕРА. Вы же знаете, что вот есть ВЕРА НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ, но ЛЮБОВЬ она главней. Потому видите, а что сказано про ЛЮБОВЬ, что БОГ ЭТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ И КТО НАХОДИТСЯ В ЛЮБВИ ТОТ НАХОДИТСЯ В БОГЕ И БОГ В НЕМ. Видите вот она есть ЛЮБОВЬ и она главная и это есть БОГ и вот она есть ВЕРА И НАДЕЖДА, то это есть помошники ЛЮБВИ. А БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС он что сказал КТО ПЬЕТ МОЮ КРОВЬ И ЕСТ МОЮ ПЛОТЬ В ТОМ Я ПРЕБЫВАЮ. А это у христиан есть причащение. Видите при причащении и получаешь в сердце ДАР ЛЮБВИ, а вместе с ДАРОМ ЛЮБВИ получаешь в сердце и ДАР ВЕРЫ И ДАР НАДЕЖДЫ. Только после причащения, когда в сердце получаешь много БОГА ЛЮБВИ то уже получается, что получил силы для жизни, вы вот что пишите === Я уже абсолютно не сильная женщина… а усталая, измученная химией,=== видите вот когда вы были сильной то это есть одно состояние вашего сердца и это значит в сердце много БОГА ЛЮБВИ, а вот когда вы есть измученная усталая, то видите это уже есть другое состояние сердца, то враг мучитель в сердце оказался. Все это подтверждает то, что в сердце есть непорядок, что у вас не получается поменять состояние своего сердце, а поменять состояние своего сердца надо по христиански, в начале очистил свое сердце через исповедь и покаяние и получил БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ через причащение, вот и силы пришли. и уже у христиан после причащения и получается на все сто, когда кто обидит, то получается и подставить вторую щеку, и стерпеть, и смириться, и не дать сдачи, и все простить, до конца простить, бесконечно прощать. Видите когда христиане получают через причащение ДАР ЛЮБВИ то становятся сильными и могут с помощью БОЖИЕЙ сопротивляться врагу. Вот смотрите вы что пишите === Почти каждый день посещала службы, причащалась, === вы вот про причащение пишите, а вот про исповедь покаяние вы ни чего не пишите. Ведь причащение это и есть, то что значит получаешь в сердце ДАР ЛЮБВИ самого БОГА и врага в сердце становится меньше, и БОГА ЛЮБВИ добавляется, а раз врага становится в сердце меньше, то и болезни они отступают. Потому видите нужно что бы еще перед причащением надо очистить свое сердце, надо ведь БОГУ ЛЮБВИ дать территорию своего сердца. Потому видите бывает, что христианин, тот кто не следит за своим сердцем, и бывает что все далает правильно и ходит в церковь и молитвы читает, но видите что бы ДАР ЛЮБВИ сам БОГ со здоровьем вошел в сердце, то для БОГА ЛЮБВИ надо освободить место в сердце. Если не разбираться со своим сердцем, и не очищать его от врага от греха, то видите можно хоть каждый день ходить в церковь, и причащаться, но если место не освобождать для ДАРА ЛЮБВИ в сердце, то получается, с каким состоянием сердца пришел в церковь и вроде бы все сделал правильно, но если не очистил свое сердце перед причастием, то видите причащение это есть пустой выстрел. БОГ ЛЮБОВЬ он не может войти в сердце, потому что оно занято врагом во грехе. Потому вы вот почитайте автора БРЯНЧАНИНОВА в помощь кающимся есть такая книжеца, можете найти в Интернете, то в ней описано, чем каким поведением, своими действиями. Делом словом помышлением, нарушением заповедей ослушались БОГА ЛЮБОВЬ ИИСУСА ХРИСТА. Где ослушались БОГА ЛЮБОВЬ там дали врагу место в своем сердце. Ведь враг он под многим соусом может находится в сердце, вот прочтете книжецу, то может еще что в себе найдете, накопаете, может что то делаете не так, может надо привычки какие поменять и т.д. Потому и надо подать свет на врага который в сердце бывает находится еще не распознан, и вы не специалист можете непорядок и не найти, потому надо с помощью своего духовника, священника покопаться в своем сердце, и найти то чем изменили БОГУ ЛЮБВИ, и тем самым дали врагу место в сердце, и уже враг находясь в сердце наслал такую болячку. Как только вы найдете, чем вы служите врагу, ВОТ ОНА ХУЛА НА БОГА. То вы же здоровье хотите получить, то уже перестанете служить на врага страстью или нарушением законов и заповедей БОЖИИХ, то уже ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ, и уже работа священника посредника, получаете прощение от БОГА имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСА ХРИСТА и сердце оно очищается, враг он не любит свет, потому видите на исповеди и покаянии вы уже может получить облегчение. Видите если этой работой займетесь, то видите если вы будете почаще проходить исповедь покаяние и причащение, будете принимать БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ В СВОЕ СЕРДЦЕ, А ЭТО ВЕДЬ ЕСТЬ ТАБЛЕТОЧКА БОЖИЯ, КОТОРУЮ ВЫ СЕЙЧАС НЕ ПОЛУЧАЕТЕ, А ЭТА ТАБЛЕТОЧКА, ПЛЮС ЛЕКАРСТВА ЗЕМНЫХ ВРАЧЕЙ И ДАСТ ВАМ ЗДОРОВЬЕ, то так постепенно вы свое сердце очистите, и постепенно, СВОИМИ ТУДАМИ, много территории отдадите БОГУ ЛЮБВИ. Как бы видите многострадальный Иов он когда был в безопасности, когда не изменял БОГУ ЛЮБВИ ни делом ни словом ни помышлением. Иов он был на испытании, то уже БОГ он решал, когда врагу дать подойти с испытаниями и пришло время когда Иов он выдержал испытания, то видите враг запретил болезни а значит врагу быть в теле Иова. Как бы видите то что вы написали. То видите если это принять как за испытание БОЖИЕ, то видите у вас не получилось выдержать, вы и пишите === Сейчас меня как отрубило… я НЕ ХОЧУ читать молитвы. Я ропщу на Бога. Не понимаю, зачем он мне дал столько испытаний, что хватило бы на 4-х. === видите вы не на испытании, просто есть грехи, где то вы грешите, и не поймете через что враг к вам имеет доступ, а враг он через грех имеет к нам доступ, потому надо выбираться из этого состояния именно тем путем, который у вас получался в начале, но видите в начале что то вы делали не так, потому что у вас не получалось поменять состояние своего сердца на все сто через христианские труды, ПОТОМУ И БОЛЯЧКИ И НЕПРИЯТНОСТИ ПРИБАВЛЯЛИСЬ, а это и значит, что у вас не получалось именно очистить свое сердце, и это есть слабое звено, а вот причащаться получалось, а раз болезнь полыхает, значит врага в сердце не убавилось, а прибавилось, потому что получилась добавка в болезнях и неприятностях, и БОГА имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСА ХРИСТА стало меньше, потому это видно и по вашему настроению. Вы и сами понимаете что удалились. Потому держитесь в намерениях вести христианский спасительный образ жизни, и не сдавайте свою свободную волю врагу в этом, этим дадите БОГУ ЛЮБВИ вас взять за руку и повести в церковь поменять состояние вашего сердца, то что вы тут это уже вас БОГ ЛЮБОВЬ хочет просветить и направить вас на БОЖИИ пути, ВИДИТЕ БОГ ЛЮБОВЬ ОН ВАС СОПРОВОЖДАЕТ, ВЫ ВЕДЬ ПОПАЛИ ТУДА, ГДЕ ВАМ ХРИСТИАНЕ МОГУТ ЧТО ТО ПОДСКАЗАТЬ, КАК МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ БОЖИЮ, ПОТОМУ ВОТ ОНА ЕСТЬ НАДЕЖДА ПОСЛАННАЯ ВАМ БОГОМ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ. Нужна исповедь нужно покаяние, и нужно причащение, в этом вам надо разобраться, нужно перестать изменять БОГУ ЛЮБВИ делом словом и помышлением, сейчас вы свои грехи видите,.вы четко их описали, ===Я ропщу на Бога. === может и тогда, когда и в церковь ходили и причащались, это же было, но больше не видимо, промелькнула мысль и все, и враг он был вами не распознан, и вы не понимали в чем грешите, то видите уже сегодня это место видно отчетливо, как бы болезнь полыхает, ДУМАЕТЯ ЧТО ВАМ БОГ ПОКАЗАЛ ВАШ ГЛАВНЫЙ ГРЕХ через что враг занимает много места в сердце, и вы свой грех обозначили, и не вооруженным глазом поняли чем грешны, вот с этого и начните свою исповедь и в этом и покайтесь, чем грешите пред БОГОМ. То что вы написали в конце, то это говорит о том, что вы как бы остановились, и перестали вести христианский спасительный образ жизни, а остановились тогда когда в сердце оказалось много врага, много греха и мало БОГА ЛЮБВИ. Потому НУЖНО ПОКАЯНИЕ И НУЖНО ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ. Потому видите надо срочно менять состояние своего сердца, и уже если в сердце будет много БОГА ЛЮБВИ то и здоровье ваше пойдет на поправку. Вы вот что пишите === Не понимаю, зачем он мне дал столько испытаний, что хватило бы на 4-х.=== видите все таки в том что вам приходится терпеть много болячек и плюс болезнь сына, то видите в этом есть ваша мера, вы же это знаете. Просто получается что кушаете много блюд, и на все что дано потерпеть, одна мера. БОГ ЛЮБОВЬ он рядом, и всегда старается дать много ни чего не значащего потерпеть. Потому начните терпеть, все что даст вам БОГ. Заполняйте свою чашу терпения, другой пищей. Той которая вас не расстраивает, но дается БОГОМ через это много потерпеть, и тем заполняет вашу меру, и уже то что вы не хотите терпеть, а это ваша болезнь и здоровье сына, этому уже не будет места в вашей чаше в вашей мере, в вашем рюкзачке. Вы увидите что закон БОЖИЙ в мере потерпеть, он работает, только надо следовать за ХРИСТОМ со своей ношей, терпите все в подряд ни чего не значащее, но посланное вам БОГОМ ЛЮБОВЬЮ потерпеть, в этом будет вам еще помощь БОЖИЯ и не забывайте, что надо работать со своим сердцем так как это делают христиане. Видите мы с вами поговорили о том о чем вы сами написали, вас БОГ ЛЮБОВЬ он ведет, можно сказать вам БОГ все вам ложит правильно на сердце, все эти ваши размышления на счет меры на счет ноши, все это есть путь к БОГУ, надо вам понять, как может БОГ вам помочь, только вы это пока не поняли, потому видите кое что с вами разжевали. БОГ имя которому ЛЮБОВЬ он рядом с вами надо перестать переживать. БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС хочет что бы вы его поселили в своем сердце большой силой, и у вас будет все хорошо.

Простите.

БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте Ангелина.Вот смотрите вы воцерковлена стали тогда, когда заболели раком. А в болезни вр..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Все о религии и вере - "молитва если теряешь веру в бога" с подробным описанием и фотографиями.

Что делать, если потерял веру? Что делать, если боишься причаститься?

Что делать, если совершенно потерял веру в Бога? Ты Его просишь, а Он не помогает. Я понимаю, конечно, что мы сами творим свою судьбу, но Он ведь тоже должен помогать. И еще, что делать, если боишься причастия?

Здравствуйте, Илария. По определению преподобного Иоанна Лествичника верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, чего просит. Сам Христос говорит: Просите, и дано будет вам (Мф. 7,7) и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21,22). Таким образом, Господь показывает, что непременным условием исполнения наших молитв является наша вера. Но не всегда Господь исполняет просьбы и даже горячо верящих людей. Бывает, что то, о чем мы усердно просим в своих молитвах, не принесет нам пользы, и, более того, может даже навредить нам. А бывает, что просимое нами просто несвоевременно, и Господь обязательно подаст, но позже, именно тогда, когда просимое послужит к нашей пользе. А еще, мы очень часто не замечаем Его бесчисленных для нас благодеяний, считая, что Он нас оставил. Это не так. Приведу Вам одну, возможно известную Вам, притчу: Одному умирающему человеку во время его перехода в лучший мир представился его жизненный путь в виде следов на песке. При этом он кроме своих следов увидел еще одни следы – Божьи. И тут его поразило, что в самые трудные моменты его жизни Божий след теряется. И он, потрясенный, спросил: Господи, как Ты мог в такие тяжкие дни и часы оставить меня, страдающего и обессилившего? На что Господь ответил ему, что Он нес его в это время на руках…

А еще, мы очень часто (чтобы не сказать всегда) ищем Божьего, но не Бога. У нас порой появляется какое-то потребительское отношение к Нему. Мы у Него просим, хотим, чтобы Он все исполнил, и все. А вот чтобы Он всецело был в нашей жизни, мы не хотим. Нам без Него жить удобнее. Поэтому нам просто необходимо в своей жизни менять приоритеты. Желать не только Божественных благ, но желать искренне личной встречи со Христом, желать быть с Богом.

Потеря веры – страшная духовная катастрофа. Но я прошу Вас, не отчаиваться. Богу все возможно. Вспоминайте слова отца отрока, исцеленного Спасителем, который ответил на вопрос Христа «веруешь ли» – «Верую, Господи, помоги моему неверию».

На вопрос о причастии довольно сложно ответить, т. к. Вы не указали, чего именно Вы боитесь. Если это опасение причаститься недостойно, во осуждение, то здесь можно посоветовать Вам сохранить в себе это чувство недостоинства и причащаться, потому что лишь в этом случае мы можем причаститься наиболее достойно. Но напомню Вам, что к этому Великому Таинству также нужно приступать с твердой верой.

Вера - это шаг из лодки на воду

Постоянно употребляя слова «вера», «верить», «верующий», подхватывая за священником или диаконом «Верую во Единого…», задумываемся ли мы о том, что это такое - вера? Что значит верить в Бога? Почему один человек верит в Бога, а другой нет, в чем разница между этими двумя людьми? Как и почему обретает веру вчерашний безбожник? Попробуем прояснить это для себя с помощью главного редактора нашего журнала игумена Нектария (Морозова).

На вопрос о том, что есть вера, лучше всего ответил, безусловно, апостол Павел в Послании к Евреям: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (11, 1). Нам хорошо известно, что такое доверие. Мы общаемся с человеком, и благодаря его поступкам, его поведению по отношению к нам у нас возникает доверие к нему. Вера в Бога - это тоже доверие к Нему. Но здесь человек должен - даже совсем Бога не зная, не видя еще Его в своей жизни - поверить в то, что Он есть. Это очень похоже на тот самый шаг апостола Петра - с борта лодки на вздымающийся вал Генисаретского озера (см.: Мф. 14, 29). Петр совершает этот шаг по слову своего Учителя.

Как возникает вера в сердце человека - на этот вопрос до конца ответить невозможно. Вокруг нас масса людей, верующих и неверующих; как среди тех, так и среди других есть люди добрые, честные, милосердные, порядочные… И невозможно провести черту, сказать: вот этот тип людей с неизбежностью приходит к вере, а вот этот нет. Вера - это встреча с Богом, и она у разных людей происходит по-разному. Один человек переживает эту встречу непосредственно и не нуждается в рассуждениях, а другой думает, анализирует и приходит наконец к выводу, что Бог есть, и эта уверенность ума передается его сердцу. Один только разум, без участия сердца, к вере не приводит. Есть сколько угодно ученых, прекрасно понимающих, что ни одна из существующих научных теорий не объясняет зарождения вселенной, но неспособных почему-то сказать: «Верую, Господи и Создателю». Воспользоваться анализом может только тот человек, у которого встреча с Богом в сердце произошла. Есть такие слова в Апокалипсисе: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (3, 20). Кто-то услышит этот стук и откроет дверь - будучи ученым и придя в конце концов к выводу о бессилии науки в объяснении определенных вещей. Кто-то вдруг услышит стук, раздававшийся на самом деле всю его жизнь - получив нежданную помощь в скорби. А кто-то - когда его все бросят, когда он останется совсем один. И поймет, может быть, впервые, что есть Кто-то, Кто его любит. Но каждый из них узнает Бога, до той поры неведомого, в ощущении, которое ни с чем не перепутаешь. Потому что встреча с Богом предполагает узнавание. Ответить на вопрос, почему человек узнал Отца именно в этот момент, а не раньше, не позже - невозможно, конечно. Но любого из нас можно сравнить с плодом, висящим на ветке и созревающим в свой срок. Просто кто-то созреет, а кто-то так и провисит и упадет в конце концов с этой ветки несозревшим… Что такое вера? Одним словом можно ответить так: вера - это чудо.

От иного психолога можно услышать, что вера - это всего лишь оптимальный для определенных натур способ жить, уход от всех проблем. Боюсь, что моя натура именно такова. Я знаю, что не могу без веры обойтись; но - вот парадокс - именно поэтому меня преследует сомнение в истинах веры. Мне думается, что я верю только потому, что вынуждена; что моя вера имеет характер некоей условленности с самою собою: «Чтобы жить - давай условимся, что для нас с тобой отныне вот так, а не иначе». Что бы Вы сказали на это?

Вы крайне усложнили то, что на самом деле очень просто. Вера - это действительно способ жить. Более того - единственный способ жить по-настоящему. Не существовать, не выживать, не коротать жизнь, а именно жить. Жизнь - это Божий дар. Множество людей растрачивают этот дар впустую, попирают его ногами, бездумно играют с ним или превращают его в некое постоянное для себя мучение - а живет-то по-настоящему меньшинство! Живут те, для кого жизнь - дар от Бога. И если человек выбирает жизнь с Богом, то это не психологический прием, применяемый им к самому себе, не условленность с самим собой, не субъективный выбор, связанный с особенностями личности, нет, это просто единственный верный путь. И совершенно не надо этого бояться.

А что касается того, что вера есть уход от проблем - вера на самом деле порождает огромное количество проблем. Для человека, познавшего Бога, врать - проблема, поступить корыстно - проблема, отказать ближнему в помощи - проблема. Вещи, которые раньше казались нравственно нейтральными, обретают именно нравственную окраску. Добро и зло явственно расходятся по своим полюсам, и человек лишается возможности компромисса. Сказать, что с верой жить проще, чем без веры, может только человек, не имеющий о вере никакого понятия. Вера - это не уход от ответственности, а, напротив, полная ответственность человека за его жизнь.

В том-то и дело, что вера - не компенсация неполноценности, не удел неудачников. В жизни есть много вещей, которые вполне могут человека удовлетворять. Но о людях, которые «прекрасно» обходятся без веры, Господь в Священном Писании говорит: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век зане суть плоть (Быт. 6, 3). Человек может стать настолько плотяным, настолько земным, что его душа практически умирает в нем, и дух угасает, и он даже не ощущает потребности в том, для чего он создан. Но это тоже свободный выбор человека, и тоже некий итог, к которому он может прийти. Безрелигиозная совесть, о которой так много говорили в советские времена, - это та самая лукавая совесть, об очищении от которой молится священник в молитве Великого входа. По-настоящему верующий человек никогда не станет утверждать: «Я живу по совести», потому что знает: его совесть лукава. С помощью безрелигиозной совести человек себя обманывает. Люди, которые не обманывали себя, - святые - видели себя великими грешниками. Они смотрели на себя теми глазами, которыми смотрит на нас Господь. А обычный человек видит себя лучше, чем он есть. Человек, считающий, что его совесть чиста, нечестен с собою. «Чистая революционная совесть» железных большевиков и пламенных комсомольцев не мешала им, напротив, подвигала их на братоубийственную войну, террор, разрушение храмов. Есть субъективные критерии - их-то и выбирает для себя безрелигиозная совесть, причем каждый раз заново, в зависимости от эпохи - а есть незыблемый вечный критерий, это Господь.

Что есть сомнение: гордыня рассудка, убежденного, что только он один может все постигнуть, или просто-напросто здравость рассудка, его нормальное функционирование? Что делать с сомнением - просто молиться? Или попытаться переубедить рассудок на его языке, то есть его же рассудочными доводами?

Сомнение сомнению рознь. Есть сомнения, которыми колеблет наш ум враг. Все то, что делает в отношении нас враг, вменяется не нам, а ему. Другое дело - находят ли эти сомнения, колебания какую-то почву для себя в нас. Здесь начинается область уже нашей ответственности. Если мы укрепляем, развиваем, культивируем возникающие сомнения в своем сердце и сознании, значит, мы сами по той или иной причине склонны к ним. По какой же причине? Заметьте: люди нечестные и непорядочные бывают, как правило, недоверчивы и подозрительны к другим. Они никому не доверяют, потому что знают, что им самим доверять нельзя, и судят о других по себе. Так и здесь. Человек верный и преданный Богу не усомнится в Нем: если уж на меня, грешного, можно положиться, то тем паче на Господа.

- Значит, любое обдумывание, продумывание, следовательно, развитие своих сомнений - это заведомо грех?

Мыслительная способность - это то, что дано человеку для созидания. Для созидания души, дома душевного, собственной жизни и жизни вокруг себя. А бывает так, что мыслительный процесс выходит из-под контроля и становится хозяином человека. Тогда уже не мысль для человека, а человек для мысли. Должен ли человек думать? Да, он мыслящее существо, он должен думать. Но мыслительная деятельность должна находить опору в его сердце. Если вера у человека только в голове, он будет постоянно колебаться. Как только она спустится в область сердца, сомнения уйдут. Что для этого нужно? Для этого нужно стать проще. Потому что Бог - существо совершенно простое. А человек стал сложным в результате грехопадения. Но, по мере обретения той простоты, которую сообщает нам христианство, человек обретает способность верить просто, как дети. Почему Господь говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3)? В чем секрет этой детской веры? Ребенок не умеет не доверять. Вот он потерялся, мы подходим к нему, берем за руку и говорим: «Пойдем, отведу тебя к маме». И он вкладывает свою ладошку в нашу и спокойно идет за нами. А мы, взрослые, недоверчивы: даже и того человека, который искренне предлагает нам помощь или спрашивает о нашем здоровье, мы в чем-то подозреваем. Это наша испорченность, искореженность грехом - с одной стороны, а с другой - горьким опытом нашей жизни. Но каждый человек призван обрести веру детскую. Перестать копаться в своих сомнениях, в своих рассуждениях и обратиться к своему непосредственному опыту. Ведь у каждого верующего он есть - опыт непосредственного участия Бога в его жизни. У каждого была такая минута, когда он не мог не понять: это Господь. Когда приходит сомнение, нужно просто вспомнить эту минуту - когда твоя рука легла в руку Божию. Ты же тогда знал, что это Он? Почему же теперь не веришь? Чем ты загромоздил свою дорогу к Богу? Что ты здесь настроил, какие рассуждения? Это все тебе не нужно. Когда мы вкладываем свою руку в руку Божию и Господь ведет нас путем порой трудным, жестким, но мы не вырываем своей руки, не убегаем - от этого вера крепнет.

А что, если это самое «мне Бог помог» - лишь некое самовнушение, самогипноз, благодаря которому я смогла себя внутренне организовать и выйти из какого-то кризисного состояния?

Если вы отказываетесь видеть помощь Божию и за нее благодарить, просив и получив ее, вы оказываетесь в числе тех самых девяти прокаженных, которые, будучи очищенными от проказы, не сочли нужным прийти и поблагодарить Христа (см.: Лк. 17, 12–19). Та душевная проказа, которой они страдали, была куда страшнее проказы телесной. Это неверие и неблагодарность, а вера дается благодарному сердцу. От неблагодарности и внутреннего предательства вера уходит.

Такая странная вещь: признать чудо чудом и опереться на него можно, только если ты уже имеешь веру. Если веры нет, чудо не убедит. Человек даст ему какое угодно объяснение или вовсе никакого объяснения не даст - просто забудет о нем. Для многих репортеров, рассказывающих о нисхождении Благодатного Огня в Иерусалиме на Пасху, это только новость в потоке новостей: она не изменяет их, как, кстати, не изменяет человечества в целом. Видимые чудеса - гораздо менее чудеса, чем те, которые происходят в сердцах человеческих. То, что мытарь Закхей, взрослый, состоятельный, скорее всего, по-настоящему испорченный своей жизнью и профессией человек, залез на смоковницу, чтобы увидеть Христа, - чудо (см.: Лк. 19, 1–10). А то, что Солнце остановилось, - не чудо. Тот, Кто создал это солнце, может его и остановить. Тот, Кто создал море, может сделать так, чтобы оно расступилось. А вот обратиться к Богу человек может только сам, по своему личному выбору. И это действительно чудо. Чудо - когда человек молится и вдруг чувствует, что Господь слышит его молитву, что Он ему отвечает - не голосом, не светом, а вот этим прикосновением к сердцу. Вот это гораздо чудеснее, чем расступившееся море. Я, может быть, чье-то осуждение на себя навлеку, но скажу все же, что лично для меня схождение Благодатного Огня не так важно, как те маленькие, казалось бы, чудеса, которые Господь совершал в моей собственной жизни. И если бы вдруг выяснилось, скажем, что нет никакого Благодатного Огня, что это просто трюк, как утверждают некоторые (сам я так не думаю, безусловно) - моей веры это нисколько не поколебало бы. Если вера человека рушится, как карточный домик, от разоблачения чуда - значит, это вовсе не вера. Видимое чудо у нас могут отнять, а вот то чудо, которое ведомо мне одному, которое произошло в моем сердце, никто и никогда у меня не отнимет. Повышенное внимание к видимым чудесам, стремление опереться на них в вере сродни стремлению опереться на костыли. Это слабость, хотя слабость не постыдная, естественная для нас. Однако надо учиться ходить без костылей.

Но еще раз скажу: для того чтобы с нами происходили эти подлинные, невидимые миру чудеса, надо стать как можно проще, не путаться в собственных мыслях. Есть вещи, которые не поддаются анализу. Мы можем анализировать внешние события и какие-то происходящие у нас в душе процессы, но наши взаимоотношения с Богом препарировать и анализировать, словно данные научного эксперимента, не надо. Надо понять, что нас лишает благодати, а что помогает ее стяжевать. Когда-то Господь не дает нам благодати, потому что это преждевременно, нам она сейчас не будет полезна; когда-то - чтоб у нас не сложилось впечатление, что она легко дается. Но в основном - гнев, осуждение, тяжелые, грубые грехи лишают наc благодати. И если мы постараемся избавиться от них, мы увидим, что есть еще какие-то, казалось бы, мелкие вещи, которые тоже лишают нас благодати. Есть что-то такое в нас самих, что благодати противится. Если мы это понимаем, значит, мы учимся благодатной жизни. А благодать и вера - понятия неразрывные, потому что подлинная вера - это дар благодати Божией. Когда в человеке вера жива, он ее ощущает именно как жизнь. От какой смерти нас Господь спас? От той, которою является на самом деле жизнь без Него. Чувство жизни с Богом - это и есть вера.

Есть ведь какая-то связь между сомнением и грехом. Человеку, не желающему или не находящему в себе сил расстаться со своими грехами, подсознательно надо, чтоб не было никакого Создателя и Судии.

Когда мы молимся, просим: «Господи, помоги, я пропадаю без Тебя», мы верим, что Он есть, что Он нас слышит и придет на помощь. Если бы не верили, то не молились бы. Но вот другая ситуация: человеку не нужна уже помощь, и он собирается совершить некий грех. Однако совесть подсказывает: Тот, Кому ты молился, - здесь, Он никуда не пропал. Как ты молился перед Его лицом, так ты и грешишь - перед Его лицом. А человек говорит: нет, это не так, где оно, это лицо. В старину были люди, которые полотенцами занавешивали иконы в своем доме прежде, чем совершить нечто греховное. Так же и Адам прятался от Творца своего между деревьями рая , как сказано в Книге Бытия (3, 8). Если человек, получивший от Бога дар веры, будет по вере жить, она будет в нем укрепляться, в противном случае - незаметно уйдет от него.

Этим, наверное, и объясняется испуг грешного человека при встрече с чудом, желание, чтоб чуда не было, чтоб оно оказалось обманом зрения или чьим-то трюком?

Если вас пугает чудо Божие, значит, у вас, как у жителей страны Гадаринской, есть свои свиньи, которые вам дороги, и вам не хочется, чтобы они бросились в озеро и там погибли (см.: Мк. 5, 11–14; Лк. 8, 32–34; Мф. 8, 30–34). Свиньи бывают разные, у кого-то они большие, толстые, хрюкают, трудно их не заметить, а у кого-то вполне симпатичные розовые свинки - но совесть-то подсказывает, что это свинки все-таки! Оттого и страшно, что вот сейчас явится Господь - и все то, что в нас несовместимо с Его светом, обнаружится и будет вытеснено, изгнано прочь. Страх и желание отвернуться в данном случае - защитная реакция. Однако в силах человека - каждый раз - сказать: «Господи, такой, как я есть - я боюсь Тебя; но я хочу научиться Тебя любить. Потому что я понимаю, что без Тебя пропаду».

- Сомнение и маловерие - как соотносятся эти понятия? Это одно и то же или нет?

Это понятия очень близкие. Помните, Господь говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 31). Маловерие - это малая вера, вера, которая живет в человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22). У него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его всемогущество.

Есть люди, которые говорят, что не могут поверить в Бога и во все, что происходит в Церкви: «Нет веры, и все. Такой (такая) я, видно, по природе - неверующий (неверующая)». Что бы Вы сказали такому человеку?

Ничего бы говорить не стал. Бесполезно что-то говорить, доказывать человеку, который сам выставляет щит меж собой и Богом. О таком человеке нужно молиться, чтоб Господь его просветил. И являть ему ту любовь, которая в христианах, - главное свидетельство о привлекающем к себе сердца человеческие Боге Любви.

Беседовала Марина Бирюкова

Журнал "Православие и современность", №22 (38), 2012 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Постоянно употребляя слова «вера», «верить», «верующий», подхватывая за священником или диаконом «Верую во Единого…», задумываемся ли мы о том, что это такое - вера? Что значит верить в Бога? Почему один человек верит в Бога, а другой нет, в чем разница между этими двумя людьми? Как и почему обретает веру вчерашний безбожник? Попробуем прояснить это для себя с помощью главного редактора нашего журнала игумена Нектария (Морозова).

- Прежде всего - что есть вера? Это рациональное убеждение, некий вывод, к которому человек приходит, наблюдая и размышляя, - или это иррациональное душевное (духовное) состояние? Что должен сделать человек, чтобы прийти к вере?

На вопрос о том, что есть вера, лучше всего ответил, безусловно, апостол Павел в Послании к Евреям: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (11, 1). Нам хорошо известно, что такое доверие. Мы общаемся с человеком, и благодаря его поступкам, его поведению по отношению к нам у нас возникает доверие к нему. Вера в Бога - это тоже доверие к Нему. Но здесь человек должен - даже совсем Бога не зная, не видя еще Его в своей жизни - поверить в то, что Он есть. Это очень похоже на тот самый шаг апостола Петра - с борта лодки на вздымающийся вал Генисаретского озера (см.: Мф. 14, 29). Петр совершает этот шаг по слову своего Учителя.

Как возникает вера в сердце человека - на этот вопрос до конца ответить невозможно. Вокруг нас масса людей, верующих и неверующих; как среди тех, так и среди других есть люди добрые, честные, милосердные, порядочные… И невозможно провести черту, сказать: вот этот тип людей с неизбежностью приходит к вере, а вот этот нет. Вера - это встреча с Богом, и она у разных людей происходит по-разному. Один человек переживает эту встречу непосредственно и не нуждается в рассуждениях, а другой думает, анализирует и приходит наконец к выводу, что Бог есть, и эта уверенность ума передается его сердцу. Один только разум, без участия сердца, к вере не приводит. Есть сколько угодно ученых, прекрасно понимающих, что ни одна из существующих научных теорий не объясняет зарождения вселенной, но неспособных почему-то сказать: «Верую, Господи и Создателю». Воспользоваться анализом может только тот человек, у которого встреча с Богом в сердце произошла. Есть такие слова в Апокалипсисе: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (3, 20). Кто-то услышит этот стук и откроет дверь - будучи ученым и придя в конце концов к выводу о бессилии науки в объяснении определенных вещей. Кто-то вдруг услышит стук, раздававшийся на самом деле всю его жизнь - получив нежданную помощь в скорби. А кто-то - когда его все бросят, когда он останется совсем один. И поймет, может быть, впервые, что есть Кто-то, Кто его любит. Но каждый из них узнает Бога, до той поры неведомого, в ощущении, которое ни с чем не перепутаешь. Потому что встреча с Богом предполагает узнавание. Ответить на вопрос, почему человек узнал Отца именно в этот момент, а не раньше, не позже - невозможно, конечно. Но любого из нас можно сравнить с плодом, висящим на ветке и созревающим в свой срок. Просто кто-то созреет, а кто-то так и провисит и упадет в конце концов с этой ветки несозревшим… Что такое вера? Одним словом можно ответить так: вера - это чудо.

- Люди часто спрашивают: что надо, чтоб укрепилась вера? Чтоб из зернышка она превратилась в могучее дерево? А для этого нужно по вере жить. Святых подвижников спрашивали: как обрести дар любви? И они отвечали: делай дела любви, и сердце твое обретет любовь. То же и с верой. Ведь есть вера ума, а есть вера сердца. Есть вера-знание, а есть вера-опыт. До того, как апостол Петр пошел по воде, он тоже знал, что для Бога все возможно, но знал теоретически. А ступив на воду, он обрел опыт - опыт веры. И такого опыта в жизни Петра, в жизни других апостолов и святых угодников оказалось много. По сути, Евангелие требует, чтоб мы пошли по воде. Оно требует от нас того, что с точки зрения земного разума - «здравого смысла», не учитывающего Вечности, - не только неразумно, но и вредно. Скажем, подставлять правую щеку, если ударили по левой (см.: Мф. 5, 39) - разве не вредно? Человек может спрашивать: ну хорошо, я исполню все, что требуется, а что со мной будет-то после этого? А может этого вопроса не задавать, а просто исполнить все, как велел Господь. И если человек поступит таким именно образом, он почувствует: там, куда он ступил, там, где не только почвы, даже воды не было - там есть опора, и она крепче всех земных опор. Так приходит опыт веры: я сделал что-то, послушавшись Господа, и Он меня не подвел, Он оказался верен. Бывает и иначе. Бывает, что человек обращается к Богу из бездны отчаяния, когда, кажется, никакого выхода из его ситуации нет и быть не может - и вдруг стены колодца, на дне которого человек себя видит, рассыпаются, и он выходит на Божий простор. Господь вмешался, потому что Он всегда рад прийти на помощь. И это тоже опыт, из которого рождается живая вера. Так человек ее обретает, так он в ней растет и укрепляется. А теряет - противоположным образом. Когда человек не складывает крупицы своего опыта в сокровищницу сердца, не отвечает Богу благодарностью, когда он говорит Богу: нет, я этого не хочу, не воспринимаю, не понимаю - тогда и происходит оскудение веры. Внезапно веру потерять нельзя; к потере веры человек идет, так же, как и к обретению веры. И то, и другое - результат множества маленьких шагов, которые мы совершаем. Потому важно вовремя понять, как опасны мелкие, незаметные, неосознаваемые шаги в сторону от Христа.

От иного психолога можно услышать, что вера - это всего лишь оптимальный для определенных натур способ жить, уход от всех проблем. Боюсь, что моя натура именно такова. Я знаю, что не могу без веры обойтись; но - вот парадокс - именно поэтому меня преследует сомнение в истинах веры. Мне думается, что я верю только потому, что вынуждена; что моя вера имеет характер некоей условленности с самою собою: «Чтобы жить - давай условимся, что для нас с тобой отныне вот так, а не иначе». Что бы Вы сказали на это?

Вы крайне усложнили то, что на самом деле очень просто. Вера - это действительно способ жить. Более того - единственный способ жить по-настоящему. Не существовать, не выживать, не коротать жизнь, а именно жить. Жизнь - это Божий дар. Множество людей растрачивают этот дар впустую, попирают его ногами, бездумно играют с ним или превращают его в некое постоянное для себя мучение - а живет-то по-настоящему меньшинство! Живут те, для кого жизнь - дар от Бога. И если человек выбирает жизнь с Богом, то это не психологический прием, применяемый им к самому себе, не условленность с самим собой, не субъективный выбор, связанный с особенностями личности, нет, это просто единственный верный путь. И совершенно не надо этого бояться.

А что касается того, что вера есть уход от проблем - вера на самом деле порождает огромное количество проблем. Для человека, познавшего Бога, врать - проблема, поступить корыстно - проблема, отказать ближнему в помощи - проблема. Вещи, которые раньше казались нравственно нейтральными, обретают именно нравственную окраску. Добро и зло явственно расходятся по своим полюсам, и человек лишается возможности компромисса. Сказать, что с верой жить проще, чем без веры, может только человек, не имеющий о вере никакого понятия. Вера - это не уход от ответственности, а, напротив, полная ответственность человека за его жизнь.

- Но разве нет, разве не было людей неверующих, но при этом совестливых? Разве они, оказываясь перед трудным выбором, не принимали ответственность на себя, не поступали нравственно? И можем ли мы назвать жизнь иного неверующего человека ущербной и неполноценной, если это великий ученый, например?

В том-то и дело, что вера - не компенсация неполноценности, не удел неудачников. В жизни есть много вещей, которые вполне могут человека удовлетворять. Но о людях, которые «прекрасно» обходятся без веры, Господь в Священном Писании говорит: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век зане суть плоть (Быт. 6, 3). Человек может стать настолько плотяным, настолько земным, что его душа практически умирает в нем, и дух угасает, и он даже не ощущает потребности в том, для чего он создан. Но это тоже свободный выбор человека, и тоже некий итог, к которому он может прийти. Безрелигиозная совесть, о которой так много говорили в советские времена, - это та самая лукавая совесть, об очищении от которой молится священник в молитве Великого входа. По-настоящему верующий человек никогда не станет утверждать: «Я живу по совести», потому что знает: его совесть лукава. С помощью безрелигиозной совести человек себя обманывает. Люди, которые не обманывали себя, - святые - видели себя великими грешниками. Они смотрели на себя теми глазами, которыми смотрит на нас Господь. А обычный человек видит себя лучше, чем он есть. Человек, считающий, что его совесть чиста, нечестен с собою. «Чистая революционная совесть» железных большевиков и пламенных комсомольцев не мешала им, напротив, подвигала их на братоубийственную войну, террор, разрушение храмов. Есть субъективные критерии - их-то и выбирает для себя безрелигиозная совесть, причем каждый раз заново, в зависимости от эпохи - а есть незыблемый вечный критерий, это Господь.

Что есть сомнение: гордыня рассудка, убежденного, что только он один может все постигнуть, или просто-напросто здравость рассудка, его нормальное функционирование? Что делать с сомнением - просто молиться? Или попытаться переубедить рассудок на его языке, то есть его же рассудочными доводами?

Сомнение сомнению рознь. Есть сомнения, которыми колеблет наш ум враг. Все то, что делает в отношении нас враг, вменяется не нам, а ему. Другое дело - находят ли эти сомнения, колебания какую-то почву для себя в нас. Здесь начинается область уже нашей ответственности. Если мы укрепляем, развиваем, культивируем возникающие сомнения в своем сердце и сознании, значит, мы сами по той или иной причине склонны к ним. По какой же причине? Заметьте: люди нечестные и непорядочные бывают, как правило, недоверчивы и подозрительны к другим. Они никому не доверяют, потому что знают, что им самим доверять нельзя, и судят о других по себе. Так и здесь. Человек верный и преданный Богу не усомнится в Нем: если уж на меня, грешного, можно положиться, то тем паче на Господа.

- Значит, любое обдумывание, продумывание, следовательно, развитие своих сомнений - это заведомо грех?

Мыслительная способность - это то, что дано человеку для созидания. Для созидания души, дома душевного, собственной жизни и жизни вокруг себя. А бывает так, что мыслительный процесс выходит из-под контроля и становится хозяином человека. Тогда уже не мысль для человека, а человек для мысли. Должен ли человек думать? Да, он мыслящее существо, он должен думать. Но мыслительная деятельность должна находить опору в его сердце. Если вера у человека только в голове, он будет постоянно колебаться. Как только она спустится в область сердца, сомнения уйдут. Что для этого нужно? Для этого нужно стать проще. Потому что Бог - существо совершенно простое. А человек стал сложным в результате грехопадения. Но, по мере обретения той простоты, которую сообщает нам христианство, человек обретает способность верить просто, как дети. Почему Господь говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3)? В чем секрет этой детской веры? Ребенок не умеет не доверять. Вот он потерялся, мы подходим к нему, берем за руку и говорим: «Пойдем, отведу тебя к маме». И он вкладывает свою ладошку в нашу и спокойно идет за нами. А мы, взрослые, недоверчивы: даже и того человека, который искренне предлагает нам помощь или спрашивает о нашем здоровье, мы в чем-то подозреваем. Это наша испорченность, искореженность грехом - с одной стороны, а с другой - горьким опытом нашей жизни. Но каждый человек призван обрести веру детскую. Перестать копаться в своих сомнениях, в своих рассуждениях и обратиться к своему непосредственному опыту. Ведь у каждого верующего он есть - опыт непосредственного участия Бога в его жизни. У каждого была такая минута, когда он не мог не понять: это Господь. Когда приходит сомнение, нужно просто вспомнить эту минуту - когда твоя рука легла в руку Божию. Ты же тогда знал, что это Он? Почему же теперь не веришь? Чем ты загромоздил свою дорогу к Богу? Что ты здесь настроил, какие рассуждения? Это все тебе не нужно. Когда мы вкладываем свою руку в руку Божию и Господь ведет нас путем порой трудным, жестким, но мы не вырываем своей руки, не убегаем - от этого вера крепнет.

А что, если это самое «мне Бог помог» - лишь некое самовнушение, самогипноз, благодаря которому я смогла себя внутренне организовать и выйти из какого-то кризисного состояния?

Если вы отказываетесь видеть помощь Божию и за нее благодарить, просив и получив ее, вы оказываетесь в числе тех самых девяти прокаженных, которые, будучи очищенными от проказы, не сочли нужным прийти и поблагодарить Христа (см.: Лк. 17, 12–19). Та душевная проказа, которой они страдали, была куда страшнее проказы телесной. Это неверие и неблагодарность, а вера дается благодарному сердцу. От неблагодарности и внутреннего предательства вера уходит.

- Я не раз читала о том, что в вере нельзя опираться на видимые, объективно свидетельствуемые чудеса - мироточение икон, схождение Благодатного Огня, отпечаток на Туринской Плащанице, благоухание мощей святых; что опора должна быть иной. Но мне все эти чудеса очень нужны!

Такая странная вещь: признать чудо чудом и опереться на него можно, только если ты уже имеешь веру. Если веры нет, чудо не убедит. Человек даст ему какое угодно объяснение или вовсе никакого объяснения не даст - просто забудет о нем. Для многих репортеров, рассказывающих о нисхождении Благодатного Огня в Иерусалиме на Пасху, это только новость в потоке новостей: она не изменяет их, как, кстати, не изменяет человечества в целом. Видимые чудеса - гораздо менее чудеса, чем те, которые происходят в сердцах человеческих. То, что мытарь Закхей, взрослый, состоятельный, скорее всего, по-настоящему испорченный своей жизнью и профессией человек, залез на смоковницу, чтобы увидеть Христа, - чудо (см.: Лк. 19, 1–10). А то, что Солнце остановилось, - не чудо. Тот, Кто создал это солнце, может его и остановить. Тот, Кто создал море, может сделать так, чтобы оно расступилось. А вот обратиться к Богу человек может только сам, по своему личному выбору. И это действительно чудо. Чудо - когда человек молится и вдруг чувствует, что Господь слышит его молитву, что Он ему отвечает - не голосом, не светом, а вот этим прикосновением к сердцу. Вот это гораздо чудеснее, чем расступившееся море. Я, может быть, чье-то осуждение на себя навлеку, но скажу все же, что лично для меня схождение Благодатного Огня не так важно, как те маленькие, казалось бы, чудеса, которые Господь совершал в моей собственной жизни. И если бы вдруг выяснилось, скажем, что нет никакого Благодатного Огня, что это просто трюк, как утверждают некоторые (сам я так не думаю, безусловно) - моей веры это нисколько не поколебало бы. Если вера человека рушится, как карточный домик, от разоблачения чуда - значит, это вовсе не вера. Видимое чудо у нас могут отнять, а вот то чудо, которое ведомо мне одному, которое произошло в моем сердце, никто и никогда у меня не отнимет. Повышенное внимание к видимым чудесам, стремление опереться на них в вере сродни стремлению опереться на костыли. Это слабость, хотя слабость не постыдная, естественная для нас. Однако надо учиться ходить без костылей.

Но еще раз скажу: для того чтобы с нами происходили эти подлинные, невидимые миру чудеса, надо стать как можно проще, не путаться в собственных мыслях. Есть вещи, которые не поддаются анализу. Мы можем анализировать внешние события и какие-то происходящие у нас в душе процессы, но наши взаимоотношения с Богом препарировать и анализировать, словно данные научного эксперимента, не надо. Надо понять, что нас лишает благодати, а что помогает ее стяжевать. Когда-то Господь не дает нам благодати, потому что это преждевременно, нам она сейчас не будет полезна; когда-то - чтоб у нас не сложилось впечатление, что она легко дается. Но в основном - гнев, осуждение, тяжелые, грубые грехи лишают наc благодати. И если мы постараемся избавиться от них, мы увидим, что есть еще какие-то, казалось бы, мелкие вещи, которые тоже лишают нас благодати. Есть что-то такое в нас самих, что благодати противится. Если мы это понимаем, значит, мы учимся благодатной жизни. А благодать и вера - понятия неразрывные, потому что подлинная вера - это дар благодати Божией. Когда в человеке вера жива, он ее ощущает именно как жизнь. От какой смерти нас Господь спас? От той, которою является на самом деле жизнь без Него. Чувство жизни с Богом - это и есть вера.

Есть ведь какая-то связь между сомнением и грехом. Человеку, не желающему или не находящему в себе сил расстаться со своими грехами, подсознательно надо, чтоб не было никакого Создателя и Судии.

Когда мы молимся, просим: «Господи, помоги, я пропадаю без Тебя», мы верим, что Он есть, что Он нас слышит и придет на помощь. Если бы не верили, то не молились бы. Но вот другая ситуация: человеку не нужна уже помощь, и он собирается совершить некий грех. Однако совесть подсказывает: Тот, Кому ты молился, - здесь, Он никуда не пропал. Как ты молился перед Его лицом, так ты и грешишь - перед Его лицом. А человек говорит: нет, это не так, где оно, это лицо?.. В старину были люди, которые полотенцами занавешивали иконы в своем доме прежде, чем совершить нечто греховное. Так же и Адам прятался от Творца своего между деревьями рая , как сказано в Книге Бытия (3, 8). Если человек, получивший от Бога дар веры, будет по вере жить, она будет в нем укрепляться, в противном случае - незаметно уйдет от него.

Этим, наверное, и объясняется испуг грешного человека при встрече с чудом, желание, чтоб чуда не было, чтоб оно оказалось обманом зрения или чьим-то трюком?

Если вас пугает чудо Божие, значит, у вас, как у жителей страны Гадаринской, есть свои свиньи, которые вам дороги, и вам не хочется, чтобы они бросились в озеро и там погибли (см.: Мк. 5, 11–14; Лк. 8, 32–34; Мф. 8, 30–34). Свиньи бывают разные, у кого-то они большие, толстые, хрюкают, трудно их не заметить, а у кого-то вполне симпатичные розовые свинки - но совесть-то подсказывает, что это свинки все-таки! Оттого и страшно, что вот сейчас явится Господь - и все то, что в нас несовместимо с Его светом, обнаружится и будет вытеснено, изгнано прочь. Страх и желание отвернуться в данном случае - защитная реакция. Однако в силах человека - каждый раз - сказать: «Господи, такой, как я есть - я боюсь Тебя; но я хочу научиться Тебя любить. Потому что я понимаю, что без Тебя пропаду».

- Сомнение и маловерие - как соотносятся эти понятия? Это одно и то же или нет?

Это понятия очень близкие. Помните, Господь говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 31). Маловерие - это малая вера, вера, которая живет в человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22). У него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его всемогущество.

Есть люди, которые говорят, что не могут поверить в Бога и во все, что происходит в Церкви: «Нет веры, и все. Такой (такая) я, видно, по природе - неверующий (неверующая)». Что бы Вы сказали такому человеку?

Ничего бы говорить не стал. Бесполезно что-то говорить, доказывать человеку, который сам выставляет щит меж собой и Богом. О таком человеке нужно молиться, чтоб Господь его просветил. И являть ему ту любовь, которая в христианах, - главное свидетельство о привлекающем к себе сердца человеческие Боге Любви.

Беседовала Марина Бирюкова

Журнал "Православие и современность", №22 (38), 2012 г.