МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766 - 23 декабря 1834) - английский экономист. Родился в Рукери близ Доркинга в Суррее в семье помещика.

Отец ученого Дэниел Мальтус был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 М. поступил в Джизус-колледж Кембриджского университета, где успешно изучал математику, риторику, латынь и греческий язык, и окончил его в 1788. В том же году он был посвящен в духовный сан англиканской церкви. В 1793 получил ученую богословскую степень и начал предпринимательскую деятельность. В 1797-1803 был викарием в городке Олбери в графстве Суррей. В 1804 Мальтус женился, в этом браке родилось трое детей. В 1805-34 - профессор кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании в Хейлибере (графство Хартфордшир), где исполнял также обязанности священника.

В 1798 М. опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения» (полное название - «Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей» (An Essay on the Principle of Population as it Affects the Future Improvement of Society, with Remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and Other Writers))¾¾, которая сразу же сделала ее автора знаменитым. Труд этот вырос из дискуссий с отцом относительно идей авторов, перечисленных в названии книги, а также на основе изучения ряда трудов, не указанных в книге. Из-за этого К. Маркс называет М. в 4-м томе «Капитала» плагиатором. В течение ряда лет эта книга дополнялась автором и издавалась еще не раз. Три основных тезиса «Опыта...»: 1) из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов; 2) народонаселение строго ограничено средствами существования; 3) рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).

Также М. приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической.

С современной точки зрения подвергнуты критике следующие положения: 1) М. использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов); 2) закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

В своих работах «Исследование о природе и возрастании земельной ренты» (An Inquiry into the Nature and Progress of Rent, and the Principles by which it is Regulated, 1815) и «Основания для мнения относительно запрета импорта иностранного хлеба» (Grounds of an Opinion of the Policy of Restricting the Importation of Foreign Corn, 1815) М. попытался раскрыть природу земельной ренты и механизм ее формирования.

К 1811 относится начало его дружбы с Д. Рикардо. В 1819 М. был избран членом Королевского общества, в 1833 - членом Французской академии. В 1831 он основал Клуб политической экономии, в 1834 содействовал созданию Лондонского (впоследствии Королевского) статистического общества.

Трактат М. «Опыт о законе народонаселения» является предметом дискуссии и в настоящее время. Диапазон оценок в этих дискуссиях предельно широк: от «гениального предвидения» до «антинаучного бреда». М. был не первым, кто писал о демографических проблемах, но, пожалуй, был первым, кто попытался предложить теорию, описывающую закономерности изменения численности населения. Что касается его системы доказательств и статистических иллюстраций, то к ним уже в те времена была предъявлена масса претензий. В XVIII-XIX вв. теория М. стала известна главным образом благодаря тому, что ее автор впервые предложил опровержение широко распространенного тезиса о том, что путем социального реформирования человеческое общество может быть усовершенствовано.

Для экономической науки трактат М. ценен теми аналитическими выводами, которые были впоследствии использованы другими теоретиками классической и некоторых других школ. Например, А. Смит исходил из того, что материальное богатство общества представляет собой соотношение между объемом предметов потребления и численностью населения. Главное внимание основатель классической школы уделял изучению закономерностей и условий роста объема производства, вопросы же, связанные с закономерностями изменения численности населения, им практически не рассматривались.

Эту задачу и взял на себя М. С его точки зрения, существует противоречие между «инстинктом продолжения рода» и ограниченностью земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Инстинкты заставляют человечество размножаться с очень высокой скоростью, «в геометрической прогрессии». В свою очередь, земледелие, а только оно производит необходимые для людей продукты питания, способно производить эти продукты с гораздо меньшей скоростью, «в арифметической прогрессии».

Следовательно, любое увеличение объема производства продуктов питания будет раньше или позже поглощено увеличением численности населения.

Таким образом, причиной бедности является соотношение темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попытка улучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым на нет возрастающей людской массой.

Относительно низкие темпы прироста продуктов питания М. связывает с действием так называемого закона убывающего плодородия почв. Смысл этого закона состоит в том, что количество земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, ограничено. Объем производства может расти лишь за счет экстенсивных факторов, и каждый следующий земельный участок включается в хозяйственный оборот все с большим количеством затрат: естественное плодородие каждого следующего земельного участка ниже, чем предыдущего, а поэтому общий уровень плодородия всего земельного фонда в целом имеет тенденцию к снижению. Иными словами, каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным.

Прогресс в области технологии сельскохозяйственного производства вообще идет очень медленно и не способен компенсировать снижение плодородия.

Таким образом, наделяя людей способностью к безграничному размножению, природа через экономические процессы налагает на род человеческий ограничители, которые регулируют рост численности. Среди этих ограничителей М. выделяет ограничители морального характера и слабость здоровья, которые приводят к снижению рождаемости, а также порочную жизнь и нищету, которые приводят к росту смертности. Снижение же рождаемости и рост смертности в конечном итоге определяются ограниченностью средств к существованию. Из такой постановки проблемы в принципе можно сделать совершенно различные выводы. Некоторые комментаторы и толкователи М. увидели в его теории человеконенавистническую доктрину, которая оправдывает нищету и призывает к войнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие считают, что М. заложил теоретические основы политики «планирования семьи», которая широко используется в последние 30 лет во многих государствах мира. Сам же М. лишь всячески подчеркивал одно - необходимо каждому человеку заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Таким образом, основные положения теории народонаселения состоят в следующем: а) способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической; б) рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

В природе, по М., соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющими огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения М. решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем.

Иными словами, низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами.

М. выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился автор «Опыта...» и к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных полезно, потому как возможность улучшения своего состояния и боязнь понижения являются двигателем улучшения благосостояния общества.

Проблему ограниченности ресурсов М. видел в следующем: ресурсы земли ограничены; из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться.

М. в своих экономических взглядах представлял интересы крупной земельной аристократии (лендлордов). Теория прибыли М. повторяет воззрения Д. Рикардо. Прибыль определяется как разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве.

Томас Роберт Мальтус является крупным исследователем экономической науки в Англии. Его труды были изданы в начале XIX века, и вызвали немало противоречий в научных кругах. Однако в некоторой степени его воззрения не потеряли своей актуальности и до сих пор.

Начало исследований Мальтуса

Томас Роберт Мальтус родился в зажиточной семье помещика недалеко от Лондона. Его отец был весьма интеллигентным и образованным человеком, который общался со многими философами и экономистами своего времени. Поскольку Томас был младшим ребенком в семье, то по традиции он должен был вступить на путь духовной карьеры. Отучившись в колледже при Кембриджском университете, он принимает духовный сан и становится местным священником.

Несмотря на это, Томас Мальтус, всегда бывший неравнодушным к научным изысканиям, начинает одновременно работать преподавателем колледжа. Практически весь свой досуг он проводит в беседах с отцом, которые посвящаются взаимосвязи природных условий и экономики.

Что изучал Мальтус?

Как и другие исследователи прошлого в области экономики, предметом своего изучения Мальтус видел механизмы приумножения богатства, способы развития материального производства. Он пытается связать между собой вопросы экономики и роста народонаселения.

Закон народонаселения Томаса Мальтуса стал основой для трудов таких ученых, как Ч. Дарвин, и других. Сама концепция в дальнейшем была изложена Мальтусом в его книге. Главная идея его теории состоит в том, что количество народонаселения оказывает прямое влияние на благосостояние общества.

Численность вида Homo Sapiens, говорит Мальтус, стала возрастать лишь около 8 тысячелетий назад, когда охоту и собирательство сменил На тот момент на всей земле насчитывается около 10 млн. человек. Затем количество начинает стремительно расти. Уже в 1820 году эта цифра достигает миллиарда человек. К 1959 году был число жителей Земли составляет уже порядка трех миллиардов. Всего лишь через 13 лет родился пятимиллиардный человек.

Краткая формулировка концепции

Закон Томаса Мальтуса гласит, что инстинкт, который имеется во всех живых существах, заставляет их стремительно размножаться - быстрее, чем это может быть допущено имеющимся в распоряжении общества количеством пищи и материальных благ. Последствиям этого закона и посвящен его труд.

Мальтус отмечает, что, несмотря на инстинктивные побуждения, у человека также срабатывает голос разума. Ведь возможно, он не будет в состоянии прокормить всех своих детей. Если человек прислушается к этому рациональному зерну, то это, как выражается Томас Мальтус, произойдет «в ущерб добродетели». Если же он прислушается к голосу инстинкта и наплодит потомства - население будет возрастать быстрее, чем это позволено имеющимися средствами, а, стало быть, начнет уменьшаться. Ученый отмечает, что недостаток пропитания должен регулировать количество народных масс.

Первая книга, которую выпустил Томас Мальтус, была анонимной. Она увидела свет в 1798 году, и вызвала немало нареканий и нападок. Для того чтобы улучшить свое творение, Мальтус отправляется в путешествие по городам Европы. По прошествии пяти лет он снова выпускает это издание - но уже под своим именем. Всего же при жизни Мальтуса его книга выходила пять раз, и всякий раз тираж был все большим.

Простота мальтузианства

Его концепции получили большой резонанс уже по той причине, что были простыми и не требовали обработки сложных фактов или сопоставления теорий. Все, что было сделано Мальтусом - это наблюдение за жизненными реалиями. Его выводы казались очевидными: ведь не является ли истинным положение, что человек может размножаться лишь постольку, поскольку способен прокормить потомство? Томас Мальтус отмечал, что прирост населения обычно выражается в тогда как увеличение экономических благ - в арифметической.

Ресурсы к существованию Мальтус отождествлял с продуктами питания. По логике его эпохи, стремительно увеличивать производственную мощность не представлялось возможным. Ведь усовершенствование техники тогда еще происходило слишком медленными темпами, а природные богатства всегда являются ограниченными.

Минусы теории

При этом Мальтус был уверен, что даже прирост капитала ни при каких условиях не мог бы компенсировать все время убывающий коэффициент плодородия почв. Страх голода - это единственное условие, которое сдерживает человека от бесконтрольного размножения, считает Томас Мальтус. Теория народонаселения при этом имела немало недочетов и взаимоисключающих пунктов. Например, противозачаточные средства исследователь считал «безнравственными», и их применение называл «недопустимым при любых обстоятельствах». Многие ученые считают, что статистические выкладки его теории не выдерживали никакого столкновения с эмпирическими показателями тех времен.

в наши дни

Считается, что концепция Томаса Мальтуса может быть полезной для общего развития. Однако для решения острых социальных вопросов, к сожалению, она практически бесполезна. Как полагают современные исследователи, проблема перенаселения сегодня не состоит в том, чтобы убрать разрыв между фактическим и оптимальным количеством населения. Необходимые шаги в социальной политике должны касаться урегулирования траектории рождаемости. Кроме того, современные исследования показывают, что прирост населения является необходимым условием и для роста материальных благ.

(1766-1834) - видный представитель экономической мысли начала XIX в. в Англии. Родился Т.Мальтус в семье помещика. Он закончил Джезус-колледж Кембриджского университета, получив ученую богословскую степень, а с 1793 года начал предпринимательскую деятельность. С 1797 по 1801 год был викарием в Суррее.

С 1805 года Т.Мальтус руководил кафедрой современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, там же исполняя обязанности священника. Через 10 лет вышло в свет другое произведение Т.Мальтуса - "Исследование о природе и возрастании земельной ренты". В этой работе автор попытался раскрыть природу земельной ренты и механизм ее формирования.

Основные положения теории народонаселения состоят в следующем:

Способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической;

Рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

В природе, по Мальтусу, соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения Т.Мальтус решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. Иными словами, низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами,

Т.Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился автор "Опыта" и к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных полезно, потому как возможность улучшения своего состояния и боязнь понижения являются двигателем улучшения благосостояния общества.

Проблему ограниченности ресурсов Т.Мальтус видел в следующем:

Ресурсы Земли ограничены;

Из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться.

Мальтус в своих экономических взглядах представлял интересы крупной земельной аристократии (лендлордов).

Теория прибыли Т.Мальтуса повторяет воззрения Д.Рикардо. Прибыль определяется как разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве.

В кейнсианстве используется это положение теории Мальтуса при решении вопросов реализации и мер поддержания "эффективного спроса" для регулирования экономики.

Мальтус признает существование общих и частных кризисов, считая их временными явлениями.

Взгляды Мальтуса критиковали сторонники марксизма. Кроме того, сама жизнь опровергла прогнозы о том, что из-за перенаселения бедность может оказаться уделом всего человечества.

Мальтус попытался определить и причину войн, к которой он относил «недостаток места и продовольствия». Он первым употребил выражение «борьба за существование», которое было затем использовано Ч. Дарвиным.

Впоследствии Мальтус сильно смягчил свои суждения и даже высказывался за предоставление государственной помощи семьям с числом детей больше шести.

Мальтус обосновал закон убывающего плодородия почвы. Между тем это утверждение было верным лишь отчасти, так как не учитывало влияние научно-технического прогресса, последующих вложений капитала в землю.

Все это, однако, не означает, что Мальтус был не прав во всем. Если бедность в странах Европы к концу двадцатого века изжита, то в странах Африки, Азии проблема, поставленная Мальтусом, существует и поныне. По этому поводу современная экономическая наука не может дать иных рецептов, кроме того, что необходимо планировать семью, сообразно с возможностью прокормить ее.

Теория Мальтуса, установившая жесткую зависимость роста населения от продовольственных ресурсов общества, помогла обосновать теорию заработной платы, определяемой прожиточным минимумом. Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу, мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества: она обусловлена «естественными законами и человеческими страстями», скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Сведя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, теория Мальтуса послужила и обоснованием соответствующей экономической политики. Мальтус утверждал, что заработная плата всегда будет определяться прожиточным минимумом (минимальным количеством средств для поддержания физического существования). По его мнению, если заработная плата в силу роста спроса на труд превысит прожиточный минимум, «неумеренная склонность к размножению» приведет к росту населения, предложение труда увеличится, и заработная плата опять вернется к исходному уровню. Иными словами, нищенский уровень жизни рабочих определяется не социальными условиями, а естественными, биологическими законами. Возможно, именно эта идея и объясняет такую невероятную популярность работы Мальтуса. Естественно, в рамках своей концепции, Мальтус не мог предложить рабочим для улучшения своего положения ничего, кроме морального, нравственного обуздания. Считая, что всякая сознательная попытка улучшить условия жизни будет «сметена неодолимой людской массой», Мальтус выступал против «Законов о бедных» и повышения заработной платы, и здесь его аргументация полностью совпадает с аргументацией Д.Рикардо. «Законы о бедных», по мнению этих экономистов, делали воздержание излишним и поощряли неблагоразумных, предлагая им часть доходов благоразумных и трудолюбивых, поскольку помощь осуществлялась за счет взимания налогов с последних. Кроме того, рост населения, спровоцированный помощью неимущим, увеличивал бы цены на продукты сельского хозяйства, снижая уровень реальной заработной платы для работающих. Другими словами, по мнению как Мальтуса, так и Рикардо, «Законы о бедных» содействовали уменьшению благосостояния тех классов, которые живут исключительно своим трудом.

Мальтус против Сэя

В 1820 году вышел трактат Мальтуса «Принципы политической экономии». В 7 главе этой книги Мальтус оспаривает закон Сэя. В основе аргументации - не недопотребление, а перенакопление.

Законы накопления капитала, по мнению Мальтуса, напоминают законы размножения населения. Последние предполагают обилие пищи. Законы накопления - обильный денежный спрос. Для соблюдения пропорции между ростом спроса и ростом инвестиций Мальтус считал необходимым и возможное увеличение класса мелких земельных собственников, развитие внешней и внутренней торговли, наличие обширного класса непроизводительных потребителей. Особое значение придавалось земельной аристократии, так как из трех видов дохода (по Смиту) именно земельная рента должна была компенсировать падение спроса на товарном рынке из - за заработной платы рабочих. Снижению спроса способствует и прибыль, которая в большей мере идет на накопление, сужая потребление капиталистов. Однако аргументы Мальтуса были весьма недостаточны.

Томас был шестым из семи детей Дэниэла (Daniel) и Генриетты Мальтус (Henrietta Malthus). Детство его прошло в сельском доме близ Уэсткотта, Суррей (Westcott, Surrey). Учился Мальтус сначала на дому, а затем – в Академии Уоррингтона (Warrington Academy).

В 1784-м Томас поступил в Колледж Иисуса в Кембридже (Jesus College, Cambridge). В колледже Мальтус показывал высочайшие результаты в латыни, греческом, английской декламации и математике.

В 1791-м Томас получил степень магистра; через шесть лет он был посвящен в духовный сан и отправился в деревушку Оквуд (Okewood), близ Элбари, Суррей (Albury, Surrey).

Современники описывали Томаса, как человека в высшей степени симпатичного – если бы не заячья губа и волчья пасть. Последний дефект несколько повлиял и на голос Мальтуса. Известно также, что Томас сильно стеснялся своих физических недостатков и даже отказывался – вплоть до 1833-го – позировать для портрета.

12-го апреля 1804-го Мальтус женился на своей кузине Харриет (Harriet); у них было трое детей – Генри (Henry), Эмили (Emily) и Люси (Lucy).

В 1805-м Томас получил должность профессора истории и политической экономики в Колледже Ост-Индской Компании (East India Company College) в Хертфордшире (Hertfordshire). У студентов колледжа Мальтус пользовался просто невероятным авторитетом и уважением.

В период с 1798-го по 1826-й Мальтус опубликовал шесть изданий своего самого известного труда, "Опыт о законе народонаселения" (An Essay on the Principle of Population). В новые издания Томас включал все новые и новые данные – как полученные им в результате дальнейших исследований, так и поступившие от многочисленных критиков. Первую версию текста Мальтус создал в качестве своеобразного ответа на чрезмерно оптимистичные высказывания его отца о перспективах развития и улучшения общества. Сам Томас к перспективам общества относился с определенным скептицизмом; в своей работе он показывал, что во всех прошедших эпохах обязательно находилась прослойка, обреченная на бедность. Объяснял это неприятное постоянство Мальтус довольно просто – по его мнению, главной причиной социального и экономического неравенства было чрезмерно разросшееся населения планеты; Томас был уверен, что продолжаться рост населения будет до тех пор, пока из-за нехватки самых основных ресурсов у человеческой расы не начнутся действительно серьезные проблемы.

У сложившейся проблемы Мальтус видел два решения – меры по повышению смертности и меры по понижению рождаемости. Смертность людей сильно повышалась во время войн и массовых эпидемий; снизить рождаемость легко могли бы легализация абортов и проституции, контроль за размножением и постепенная популяризация поздних браков. К более "позитивным" мерам, признанным помочь увеличить количество людей, способных одновременно сосуществовать в мире, Томас относился с глубочайшим сомнением.

Лучшие дня

Скончался Томас Мальтус 23-го декабря 1834-го; тело его было похоронено в городе Бат (Bath), в местном аббатстве. Надо отметить, что большую часть жизни Томас жил – как и подобает священнику – довольно скромно. Ему не раз выдавалась возможность занять довольно престижную должность в правительстве или подняться вверх по карьерной лестнице церковного мира; Мальтус, однако, все эти возможности игнорировал, предпочитая как следует сконцентрироваться на научной деятельности.

Сбежал в Англию из-за гонений, отец Мальтуса нашёл ему временное жильё».

Лайонел Роббинс, История экономической мысли: лекции в Лондонской школе экономики, М., Изд-во института Гайдара, 2013 г., с. 239.

В 1798 году анонимно опубликовал трактат: Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей / An Essay on the Principle of Population as it affects the Future Improvement of Society, with remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M.Condorcet, and other Writers.

В его время считалось, что рост народонаселения – благо, поскольку увеличивает мощь государства.

Томас Мальтус предложил противоположный подход: рост населения далеко не всегда желателен, ибо рост этот идёт быстрее, чем растут возможности обеспечения населения продовольствием.

«Томас Роберт Мальтус показал в «Очерке о принципах народонаселения» (1798 г.), что усилия по улучшению жизни беднейших слоев населения из-за этого закона обречены на неудачу. В то время как средства существования могут прирастать постоянно в арифметической прогрессии (то есть как ряд 3, 6, 9, 12...), всё произведённое потребляется большим народонаселением, которое увеличивается в геометрической прогрессии (то есть как ряд 3, 9, 27, 81...). Если бы не войны, болезни, засухи и - рекомендованное им - «моральное самоограничение», под которым он подразумевал целомудрие до брака и поздний брак, то население всегда бы возрастало быстрее, чем объём производимых продуктов питания. […]

Очерк Мальтуса оказал сильное влияние на мышление Чарлза Дарвина и Альфреда Уоллеса , каждый из которых независимо разработал теорию эволюции. Именно у Мальтуса Дарвин подсмотрел выражение «борьба за выживание». Обсуждая плодовитость природы в «Происхождении видов» (1859 г.), Дарвин писал: «Поскольку на свет появляется больше особей, чем может выжить, в каждом случае происходит борьба за выживание или особи одного вида с другой, или между особями разных видов, или с физическими условиями существования. Происходит это в соответствии с многократно усиленной доктриной Мальтуса, приложенной к животному и растительному миру, поскольку в данном случае отсутствуют и искусственное увеличение массы пищи, и расчетливое воздержание от брака. Хотя количество некоторых особей может увеличиваться более-менее быстро, со всеми этого произойти не может, поскольку мир не вместит их».

Хью Роусон, Неписаные законы жизни, М., «Эксмо», 2002 г., с.180-182.

«Если низшие классы будут, погрязая в невежестве и пороках, размножаться так же быстро, то просвещённые классы, несмотря на всю их христианскую любовь к ближнему, ничего поделать не смогут».

И через несколько страниц:

«Какое право на жизнь имеет человек, родители которого не имеют капитала, необходимого для обеспечения его существования? Такой человек может рассчитывать только на милость».