Структура философского знания

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры

Первое отличие философии (от мифологии и религии) - признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности. Не случайно ребёнок в «чуковском» возрасте «от двух до пяти» становится завзятым «философом», донимает взрослых неожиданными вопросами («Что было, когда ничего не было?», и так до бесконечности). В общем, мир - вовсе не самоочевидность (как для обывателя), а предмет постоянного вопрошания, обдумывания (для мыслителя, ставящего перед собой сумму проблем). Эту упорную проблематизацию бытия и познания философия передала науке, но та мало-помалу специализировалась на множество более или менее узких специальностей. Отсюда - следующая принципиальная черта философии.

Второй критерий философствования - тотальность мышления, его устремлённость к обобщениям значительного масштаба. Не отдельные частные случаи, конкретные образцы, единичные ситуации (всё это хорошо только для поясняющих примеров), но всеобщие суждения - о мире в целом, всём человечестве, ходе его истории, судьбах целых цивилизаций, человеческой натуре и так далее. Ни одна специальная наука не изучает первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому - с её помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого. Когда мы глубокомысленно изрекаем нечто вроде того, что человеческая природа не меняется через века, а разные культуры должны уживаться друг с другом (или прямо противоположные выводы на тот же самый счёт) - мы философствуем, то есть обобщаем и углубляем свои суждения до мыслимого предела.

Философия не только обобщает мысли, но ещё, в-третьих, обязательно углубляет их - до субстанционального предела. Субстанция (лат. substantia - подлежащее, находящееся в основе чего-то) как философское понятие означает, что за массой единичных предметов, за вечным калейдоскопом отдельных событий, мириадами различных свойств скрываются некие стабильные центры, вечные первоосновы. Они играют роль неизменной матрицы как для всего мира, так и для каждого класса предметов или ситуаций. Субстанция - не явление, а сущность. То, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому и в другом. Философы разных времен и народов по-разному определяли субстанцию (или несколько субстанций), но сама идея субстанциональности неотрывна от философствования.

Отсюда четвёртый признак философии - её принципиальная теоретичность, то есть признание чисто умозрительных, невыразимых в опыте визуального восприятия или практического действия сущностей. Их нельзя увидеть, потрогать, даже измерить - их можно только помыслить, «схватить» разумом. Примерами таких умозрительных реальностей являются числа, общие понятия (категории), разные другие идеи. Причём в отличие от разнообразных фантазий и догм, философские абстракции - закономерный продукт логического мышления, они одинаковы для всех здравомыслящих людей (то есть объективны). Вещество, энергия, информация; красота, добро, судьба; цивилизация, культура, история - вот образцы философских категорий - абстрактных умозрительных сущностей, за которыми стоит бесчисленное разнообразие вещей, событий, ситуаций.

Пятый критерий отличительности философии называется, как уже говорилось мной, рефлективностью - потому, что философия всегда имеет в виду мысль о мысли, размышление о размышлении. Учёный изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки - благу. Когда же сам учёный или практик анализирует свой интеллектуальный арсенал, он тоже волей-неволей философствует. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия - второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим. Проще говоря, имеется в виду самоанализ - попытки человека разобраться в самом себе, взглянуть как бы со стороны на то, ради чего он живёт, стоит ли так жить…

Перечисленные критерии отличает философию от религии или богословия - те тоже претендуют изложить людям судьбы мира, некие универсалии культуры, сформулировать заповеди праведной жизни для всех, то есть совершить обобщения универсального масштаба. Однако религиозный и даже теологический подходы к знанию возводят его к откровению свыше - знание верующим и священнослужителям даётся всевышним в готовом по сути дела виде. Философии чужд такой догматизм. Философ сам приходит к своим выводам, опираясь на твёрдо установленные наукой или практикой факты и применяя к их истолкованию интеллект - логику, интуицию, всю силу своего духа. Философия всегда открыта новым вопросам, ведущим её вглубь и вширь универсума.

Эти два типа знания - религиозное и философское могут соединяться в той или иной пропорции и тогда мы получаем варианты религиозной философии. В христианстве, допустим, многие отцы этой церкви основывали по сути философские школы - Августин Аврелий, Фома Аквинский или Мальбранш. Их философичность состояла в том, что они, пользуясь собственным умом, обновляли идейную доктрину христианства, помогали церкви выйти из очередного кризиса. Однако большинство философских школ носило светский, свободный от конфессиональных пристрастий характер. Всякая религия обуздывает человека, его страсти, а философия поощряет свободный поиск своего призвания вопреки любым авторитетам.

Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии - Учение о бытии , его составе, причинах и началах; практическую - учение о человеческой деятельности; поэтическую - учение о творчестве.

Этика и политика у Аристотеля образуют философию о человеческом. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику. Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики, логики и метафизики.

По мнению Ф. Бэкона , имеются три основных предмета философии - Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей.

Т. Гоббс выделял философию природы и философию государства. Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы. В состав философии государства (гражданской философии) входят этика и политика.

И. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» - познавательной, практической и эстетической. Следовательно, И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже - позитивистскую) узкорационалистическую трактовку философии.

Г. В.Ф Гегель также выделял три части философского знания (логику, философию природы и философию духа).

В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии - онтологию;

2) учение о деятельности - праксеологию;

3) теорию познания - гносеологию;

4) теорию ценностей - аксиологию;

5) учение о человеке - философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества - социальную философию (социологию).

В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли Теорию диалектики .

Учение о способах познания философии есть методология, а учение о путях творчества и их обосновании - эвристика. Отдельными областями философии являются философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии.

Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

В целом философия изучает отношение «человек - мир», рассматриваемое под углом Зрения природы и сущности мира и человека, Места человека в мире , отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Различия

философия - наука: познание, связанное с мозгом и с внешними чувствами.
религия есть познание с помощью веры и чувства.
искусство: познание мира с помощью художественных образов.
мифология: совокупность мифов (преданий) какого либо народа.

Картины миры

В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность – приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира.

Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей.

Религия – мировоззрение, моральные нормы и культ основанный на вере в некое сверхъестественное. Основана на вере и не требует доказательств.

Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Представление, основанное на рассказах.

Наука – факты, доказательства, исследование области реальности, с целью выявления закономерности. В отличии от философии, наука не имеет ценности.

Основной вопрос философии по Ф. Энгельсу. Большие философские направления (идеализм, материализм, скептицизм, агностицизм).

Основной вопрос философии -вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, т.е. об отношении мышления к бытию. По Энгельсу философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Вопрос об отношении мышления к бытию (духа к природе, сознания к материи, идеального к материальному и т. п.) в разные времена выражался в разных формах и по-разному формулировался. В своей классической формулировке "что является первичным: дух или природа?" он играет заметную роль и в древней и в средневековой философии, а в Новое время выливался и в более острую форму: создан ли мир Богом или существует от века?

Итак, философская позиция, согласно которой окружающий нас мир объясняется, исходя из материального начала, природы, объективной реальности, составила материалистическое направление.

Те философы, которые за основу миропонимания принимали идеальное начало (дух, сознание, волю, ощущения и т. п.), образовали идеалистическое направление. Это направление распадается на две разновидности - объективный (сверхчеловеческое) идеальное начало (например, мир абсолютных идей Платона, мировой разум Гегеля) и субъективный идеализм для которого (исходным является "Я" отдельного субъекта (так, согласно Д. Беркли, вещи суть комбинация ощущений).

Большие философские направления

Материализм (так называемая "линия Демокрита") - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно:

Материя реально существует;

Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Материя существует и развивается по своим внутренним законам;

Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием).

Идеализм - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

Объективный идеализм

Субъективный идеализм

Скептицизм - филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. Скептицизм может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов (напр., Бога, самого себя, ценностей, мира в целом, причинности и т.п.), не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами (напр., с помощью рассуждения, вывода, прямого наблюдения и т.д.). Скептицизм может относиться к методу получения знания и утверждать, что каждая гипотеза должна подвергаться никогда не завершающимся проверкам; что все методы получения знания не дают несомненных результатов; что знание во всех или в определенных областях опирается на недоказуемые предположения и т.д.

Агностицизм

Агностицизм - филос. учение, утверждающее непознаваемость мира.

1.Агностицизм отрицает возможность познания материального, объективного мира, познание истины, отвергает объективное знание.

2.По отношению к богу, агностицизм отрицает возможность “богопознания”, т.е. получения знаний (любой достоверной информации) о боге и уж тем более отрицает даже саму возможность решения вопроса о существовании бога.

Философия древнего Китая и древней Индии.

Философия Древнего Китая

3-2 тысячелетие до н.э.

1.Этическая направленность философии.

Этика - проблемная сфера философии объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта исследования; способами ее теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте

2.Не интересны проблемы строения Мира.

Возникли конфуцианство, даосизм:

Конфуцианство – этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 года до нашей эры). Исходным положением конфуцианства является концепция Неба (Тянь) и небесного веления. (приказа, т. е. судьбы). Небо это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека (Жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и знатность зависят от Неба). Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом (дао), а также совершенствовать эти качества посредством образования.

Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа, этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен, прежде всего обладать гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе качест благородного мужа лежит принцип - чего не желаешь себе, того не делай другим.

Даосизм возник в IV-III веках до нашей эры. Говорит о том что, есть всемирный закон – Дао, вселенная, которая влечет Мир к лучшему и приводит к тому, что он постоянно изменяется. Нет ничего стабильного. Этому закону подчиняется все.

Мир влечется к лучшему

Богов нет, т. к. нет ничего постоянного

Социальным идеалам даосизма был возврат к «естественному», первобытному состоянию и внутриобщинному равенству. Даосизм осуждал войны, выступал против богатства и роскоши знати, жестокости правителей. Основатель даосизма Лао-цзы выдвинул теорию

«недеяния», призывая массы к пассивности, следованию «дао» – естественному ходу вещей.

Философия Древней Индии .

Большую роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма.

Индуизм - религиозная система.

Характерный для индуизма политеизм (не ограничивающийся поклонением основной триаде – Шиве, Брахме, Вишну) давал возможность выбора, как самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым из которых были закреплены определенные функции, а также в зависимости от направления в индуизме, которого придерживался индиец, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные разновидности.

В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в выработке пространственно-временных характеристик, имеющих единицей космического времени «день Брахмы», равный 4320 минутам астрономических лет. Отсюда представление о бренности и сиюминутности настоящего, определившие квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем, основанных на индуизме.

Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчезновения противопоставления индивидуальной души мировой.

В соответствии с религиозно-философскими представлениями индуизм разработал определенные нормы общественных установлений с детальной регламентаций поведения в зависимости от места индивида в социально кастовой иерархии, а также в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре периода (ашрама) в жизни:ученичество, главенство в семье, отшельничество, отшельничество и отрешение от земного.

Значительно ранее (середина I тысячелетия до нашей эры) в Индии складывается буддизм.

Буддизм. По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц. Эти сочетания определяют бытие того или иного человека, животного, растения и т.д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но эти частицы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдание, означает достижения нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют «четыре великих истины». Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий – желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний,

«погашение» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "«правильного поведения"» и "«правильного знания"». «Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром; а также есть после полудня. «Правильное знание» подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание – медитацию. «Правильное поведение» и «правильное знание» позволяет человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

(2017-18 учебный год)

Тема 1 . Введение .

а) Предмет философии.

б) Отличие философии от искусства и религии.

в) Отличие философии от конкретных наук.

Тема 2 . Мышление. Категории бытия .

а) Качество.

б) Количество.

Тема 3. Мышление. Категории сущности .

а) Существование.

б) Явление. Форма и содержание. Существенные связи.

в) Действительность.

Тема 4. Мышление. Категории понятия .

а) Определения понятия.

б) Суждения.

в) Умозаключения.

Тема 5. Природа. Небесная механика .

а) Пространство

в) Материя.

г) Движение.

Тема 6. Природа. Планета . (Пропускаем)

Тема 7. Природа. Биосфера .

а) Живое вещество (Пропускаем)

б) Царства живых организмов.

в) Особь (Пропускаем)

Тема 8. Природа. Тело человека .

а) Строение организма.

б) Процесс ассимиляции окружающей среды.

в) Родовой процесс.

Тема 9. Человек. Душа .

а) Природные качества.

б) Чувство самого себя.

в) Внешний облик.

Тема 10. Человек. Сознание .

а) Сознание как таковое.

б) Самосознание.

Тема 11. Человек. Интеллект .

а) Созерцание.

б) Представление.

в) Мышление.

Тема 12 . Человек. Воля .

а) Практическое чувство.

б) Влечения и произвол.

в) Счастье.

Тема 13 . Человек. Свобода.

Тема 14 . Общество. Право .

а) Собственность.

б) Договор.

в) Право на восстановление нарушенного права.

Тема 15 . Общество. Мораль .

а) Умысел и вина.

б) Намерение и благо.

в) Долг и совесть. Добро и зло. Аморальность. Моральные преступления.

Тема 16 . Общество. Нравственность .

б) Гражданское общество: экономика, правосудие, политика.

в) Государство.

Тема 17 . Общество. Философия всемирной истории .

ТЕМА 1. Введение

Предмет философии, или зачем она нужна?

Все добываемые человечеством знания о природе и о самом себе изначально пребывают в форме простого скопления множества рядоположенных фактов и сведений. Но поскольку сам мир представляет собой нечто целое, то, следовательно, все разрозненные знания о нём должны быть сведены в одну общую картину, показывающую его как целое. Спонтанно, сама собой такая целостная картина мира в сознании людей не возникает. Для её создания требуется целенаправленная деятельность интеллекта, задача которого заключается не только в производстве частных знаний, но и в приведении их к такому всеобщему единству. Вот эту работу по созданию единой картины мира, показывающей его как целое, призвана выполнять философия.


Но не одна она действует на этом направлении. Эту же цель преследуют искусство и религия.

Отличие философии от искусства и религии

Различие трёх данных форм выражения людьми своих знаний о мире, обусловлено тремя ступенями деятельности интеллекта человека. Интеллект – это внутренняя мастерская нашего духа. Его задача:

а) производить знания об окружающем мире,

б) хранить их,

в) преобразовывать их в различные планы и проекты по переустройству мира.

Ничего другого ему не дано. Интеллект и деятельность познания представляют собой одно и то же . Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и представляют собой лишь её рабочие моменты.

Процесс познания включает в себя три ступени деятельности интеллекта:

а) созерцание,

б) представление,

в) мышление.

а) Созерцание

На первой ступени мы только непосредственно ощущаем интересующие нас предметы: видим их, слышим, осязаем, обоняем, пробуем на вкус.

б) Представление

На второй ступенииз воспринятых ощущений в нашем внутреннем представлении формируются образы предметов. При этом сам предмет мы можем уже не созерцать. Нам достаточно сохранившегося в нашем представлении его идеального образа.

Оказавшиеся в сфере представления человека образы предметов освобождаются от всех своих реальных связей. В силу этого наш интеллект получает возможность проявлять своё воображение : ассоциации и фантазии.

Ассоциативная способность воображения основана на схожести (тождестве) и различии образов предметов. Своеобразие ассоциаций зависит главным образом от состояния того человека, которому они принадлежат. Они возникают по принципу: "у кого чего болит, тот о том и говорит". Обычный разговор между людьми, собравшимися поболтать о том, о сём , развивается как раз в русле спонтанно возникающих в ходе него ассоциаций. Начинают говорить о погоде, затем переходят на одежду, от одежды – к ценам, от цен – к политике и т.д.

В ходе деятельности воображения создаются общие представления предметов. Например: яблоко как таковое, дерево вообще. Общие представления могут быть близко схожими со своими предметами, а могут совсем не походить на них. Чем выше уровень общности таких представлений, тем менее они начинают походить на свои реальные прототипы. Тем самым ассоциирующая сила воображения переходит в фантазию , создающую собственный мир искусственных образов.

Однако, попав в сферу внутреннего представления человека, образ предмета оказывается как бы в тупике. Для того чтобы мы смогли передать этот образ другим людям, его необходимо как-то вновь перенести во внешний мир. Решается эта задача посредством изготовления символов и знаков .

Когда для выражения сути своих представлений мы применяем образы реальных предметов, мы создаём символы . Лиса выражает хитрость. Бык – упорство, способность двигаться только вперёд. Лев – великодушие. И т.д. При этом из образа-символа берётся только одно какое-то его свойство, а именно то, которое совпадает с нашим представлением. Все остальные свойства не учитываются. Поэтому символ всегда многозначен. И надо ещё догадаться, что именно он обозначает.

Но не все из порождаемых нашим воображением представлений могут быть выражены посредством образов реальных предметов. Наше воображение в обилии создаёт такие представления, содержание которых не может вместиться в образы либо реально существующих предметов, либо в принципе не выразимыми посредством символов. Для овнешнения таких представлений интеллект вынужден создавать искусственные образы, которые называются знаками . Знаки изготавливаются из какого-либо внешнего материала. При этом в форму знака вкладывается содержание (смысл) представляемого человеком образа предмета. Например. Для обозначения образа вода , мы рисуем на бумаге или песке две волнистые линии.

Знак – это важная ступень в развитии нашего интеллекта. Если мы обозначили с помощью какого-то внешнего материала своё внутреннее представление, то тем самым мы придали этому материалу чуждое ему самому значение – значение своего представления. Этим обозначающая деятельность интеллекта отличается от символизирующей . Символом может выступать только такой предмет, собственное содержание которого в той или иной степени соответствует содержанию представления, которое он выражает. В знаке же внешний материал и вкладываемое в него значение (содержание представления) не имеют между собой уже ничего общего.

Соответственно, чтобы пользоваться знаками людям сначала приходится учиться понимать их значение . Для человека, который не знает значения какого-либо знака, его просто не существует. Об этом говорит и этимологическая цепочка слов: знак обозначение значение знать знание – познание и т.д.

В зависимости от материала, из которого создаются знаки, и придаваемых им пространственно-временных параметров, они подразделяются на две группы:

а) собственнознаки ,

б) знаки-слова .

Собственно знаки . В качестве примеров существования собственно знаков можно привести великое множество окружающих нас вещей: любая униформа, указывающая на принадлежность человека к какой-либо службе; калибр и число звёздочек на погонах, указывающих на его служебное положение; дорожные знаки; фирменный логотип, жесты рук и мимика лица, корона и другое царское обличье, президентский штандарт; школьный звонок, возвещающий о начале и конце занятий; обручальное кольцо на одной из рук; различные графики и линии кардиограмм и т.д. Общим для всех знаков является то, что они обозначают собой совсем не то, чем являются по своему природному материалу и форме.

Знаки-слова . Наиболее универсальным знаком является слово . Слова создаются из воздуха. Воздух представляет собой пластичное вещество, которое моментально изменяется под воздействием голоса и столь же моментально восстанавливает свою аморфность.

С помощью гортани, языка и губ мы производим звуки . Сочетание нескольких звуков становится словом . Слово, закреплённое за образом предмета, становится его именем . Сами слова не имеют имён, поскольку каждое само имя. Смысловая связь нескольких слов-имён образует самостоятельный фрагмент речи: повествовательное предложение , суждение , умозаключение . Последовательный ряд предложений составляет речь . А развитая во всех своих звеньях система речи представляет собой человеческий язык в целом. ("И повелел господь Адаму дать всем предметам имена.)

Письменность – это знак знака . Написанное на бумаге слово является графическим знаком звучащего слова. Письменность снимает преходящий характер разговорной речи и придаёт ей форму устойчивого существования в виде текста .

Единство слова-имени и содержания (смысла) обозначаемого им представления обеспечивает память человека. При упоминании имени память воспроизводит весь хранящийся в нашем представлении материал, относящийся к обозначаемому им предмету. Благодаря памяти имена и образы предметов сохраняют свою связь с реальным содержанием окружающего нас мира.

Знаки-слова позволили людям передавать свои внутренние образы и общие представления друг другу. Иначе говоря, благодаря употреблению слов люди обрели речь и научились разговаривать. Но в дополнение к этому благодаря словам люди развили третью ступень деятельности своего интеллекта – ступень мышления .

в) Мышление

Мышление происходит только посредством слов. Связывая слова между собой, мы создаём мысли. Слова составляют ткань мысли, а человеческий язык в целом является телом мышления. Бессловесного, так называемого невербального мышления, не существует. Только слова придают мыслям действительноесуществование, и мышление лишь в такой степени способно отражать содержание предметного мира, в какой оно оперирует словами.

На ступени мышления мы постигаем понятия вещей. После того, как понятие вещи станет достоянием нашего интеллекта, мы можем мысленно преобразовать его, изменить соотношение его сторон, частей и элементов. В итоге, мы создаём относительно новое понятие, которое становится проектом по изменению (переделке, обновлению) самого реального предмета. На этом завершается теоретическая деятельность познания. Ей на смену приходит практическая деятельность по преобразованию внешнего мира.

Таковы три ступени познавательной деятельности интеллекта: созерцание, представление, мышление. В соответствии с этими же ступенями наш интеллект выражает свои готовые знания о мире.

На первой ступени – созерцания – знания принимают форму произведений искусства . За счёт обработки какого-либо внешнего материала художник создаёт чувственно воспринимаемое творение, в образ которого вкладывает своё идеальное представление о мире.

На второй ступени – представления – знания выражаются в форме религиозной картины мироздания. Изложенная в Библии картина сотворения мира рассчитана не на мышление, а на образное представление человека. В силу этого она может приниматься только на веру.

На третьей ступени – мышления – знания выражаются в форме научной картины мира, которую создают конкретные науки в союзе с философией.

В разработке всех трёх перечисленных форм принимают участие все ступени деятельности интеллекта – и созерцание, и представление, и мышление. Однако определяющей для каждой из них является только одна. В искусстве – внешне созерцаемый образ. В религии – внутренне представляемая картина мира. В науке – отстраиваемое мышлением понятие мира.

1. вырабатывает определенную систему ценностей

2. исследует проблему смысла жизни человека

3. является теоретической формой освоения мира человеком

4. является формой мировоззрения

3. Наука выступает в качестве…

1. совокупности всех знаний, накопленных человечеством

2. совокупности взглядов на мир и место человека в мире

3. духовно-практической деятельности, направленной на познание сущности и законов объективного мира

4. формы культуры, способной объяснить все что угодно

Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает...

1. в XVI – XVII вв.

2. и V – IV вв. до н.э.

3. в XI – XIII вв.

4. в XX веке

Идея самопроизвольного и спонтанного зарождения жизни характерна для

1. гипотезы панспермии

2. мифологии

3. теории эволюционизма

4. креационизма

Самой большой ценностью в философии является...

1. построение справедливых отношений между людьми

2. истинное знание о мире

3. обретение веры в себя

4. создание умозрительных систем

Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе...

1. философских идей

2. Священного писания

3. мифологических представлений

4. повседневного опыта

8. Монотеистической религией не является…

1. христианство

2. буддизм

4. иудаизм

Характерной чертой мифологической картины мира является...

1. стремление познать причинно-следственные связи между явлениями

2. рациональный характер познания

3. связь с философскими размышлениями

4. перенос основных черт человеческого рода на мироздание

В основе религиозной картины мира лежит принцип...

1. креационизма

2. верификации

3. независимости жизни человека от воли Творца

4. веры в бесконечный прогресс человеческого общества

Задание №2

В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие - это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

1.В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)? Приведите три тезиса.

2. Какое место занимает удовольствие в жизни человека?

Задание №3

Написать философское эссе раскрывая смысл высказывания

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». (В. О. Ключевский)

Вариант 5

Задание №1

Тема: Философия древности

Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как...

1. субъективный идеализм

2. гуманизм

3. объективный идеализм

4. дуализм

2. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – ...

3. Ксенофан

4. Зенон Элейский

Античная философия включает в себя __________ философию.

1. древнюю европейскую и древнюю восточную

2. только древнеримскую

3. древнегреческую и древнеримскую

4. только древнегреческую

Античная философия зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в...

Основанием для сопоставления философии, мифологии и религии служит то, что они являются особыми формами общественного сознания, отражающими духовные, культурные и мировоззренческие аспекты в осмыслении человеческой сущности, природы вещей и законов бытия. Эти аспекты по-разному проявляются в религиозных и философских учениях, корни которых уходят в индоевропейскую и восточную мифологию.Каталог конкурсов!

Мифология – особая образно-эпическая форма постижения мира, возникающая в ранний период развития общественных отношений у большинства народностей и этнических групп. В древних мифах картина мироздания сочетает в себе реальность и вымысел, знание и верования, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоциональное восприятие действительности.
Религия – упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и все происходящее на земле. Религиозные представления формируются на определенном этапе становления общественных укладов и всегда соотносятся с их иерархической структурой.
Философия высшая форма общественного сознания, проявляющаяся в интеллектуальной и духовной деятельности, направленной на постановку и анализ мировоззренческих вопросов. Философские учения, школы и направления складываются на основе практического опыта и глубокого осмысления закономерностей развития материального и нематериального мира.

Сравнение философии, мифологии и религии

В чем же разница между философией, мифологией и религией?
В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии.
Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения.
Наивность мистических представлений и невозможность выделить в них предмет познания отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.
Труды древнегреческих философов Пифагора, Платона и Аристотеля стали началом развития философии как науки. Ее главные направления определяются как онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления и эстетика – учение о гармоничном строении мира.
Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

TheDifference.ru определил, что отличие философии от мифологии и религии заключается в следующем:

Мифология воссоздает образную картину мира. В религии представления о мироздании формируются на основе веры. Содержанием философии являются научно обоснованные мировоззренческие концепции.
В центре внимания мифологии и религии – боги. Внимание философии сосредоточено на человеке.
В мифологии и религии игнорируется способность человека к познанию. Суть философии – в познании и объяснении жизни во всех ее проявлениях.
Мифология – коллективное народное творчество. Религия – система взглядов и форма управления человеческим сознанием. Философия – гуманитарная наука.