Цель: Проанализировать этапы
нравственной деградации
героя.
(Проследить, как меняется
герой и под влиянием чего
это происходит.)

Тема урока

«Деградация человека
в рассказе
А. П. Чехова
«Ионыч»».
“Деградация”. [фр. degeneration] –
постепенное ухудшение, упадок.

Рассказ «Ионыч»

«Не поддавайтесь губительному влиянию
среды, вырабатывайте в себе силу
сопротивления обстоятельствам, не
предавайте светлых идеалов молодости,
не предавайте любви, берегите в себе
человека»
А. П. Чехов.
…до какой ничтожности,
мелочности, гадости мог снизойти
человек! мог так измениться!
Н.В. Гоголь

Продолжи фразу (слово, словосочетание)

«В жизни
по-разному
можно
жить:…..»

2 варианта урока- размышления:

Эволюция
Деградация

Работаем со словарем

Деградация
Слово деградация -
(degradacja - от латинского
degradatio постепенное
понижение») - производного от
degradare «спускаться»,
образованного с помощью
приставки de «вниз» от gradior
«шагать»
Эволюция
Процесс постепенного,
непрерывного развития,
изменения

Найдите соответствия

I глава
II глава
III глава
IV глава
V глава

Проверьте себя!

I глава
II глава
III глава
IV глава
V глава
«Когда еще я не пил слез из
чаши бытия…»
…ему хотелось закричать, что
он хочет, что он ждет любви во
что бы то ни стало».
«И жаль было своего чувства,
этой своей любви…»
«И огонек в душе погас»
«Куда это Ионыч едет?»

1 глава

приятно, удобно, не
чувствует усталости,
смеётся,
напевает, “хорошие,
покойные мысли”,
“недурственно”

2 глава

волнуется, страдает,
мучается, “пьянит надежда”,
восхищается, ждёт любви,
ужасается, “ох, не надо бы
полнеть”

3 глава

ошеломлён, испытывает
радостное, мучительное
чувство, “перестало
беспокойно биться сердце”,
жаль любви, стыдно,
успокоился

4 глава

спешно принимает больных, ни
с кем не сходится, хочет
говорить, жаловаться, “огонёк
в душе погас”, раздражается,
“старимся, полнеем,
опускаемся”, “а хорошо, что я
тогда не женился”

5 глава

“пополнел, ожирел”, “живётся
ему скучно”, “ничто его не
интересует”, “жадность
одолела”

Вывод

Развитие образа доктора
Старцева идет по нисходящей.
Герой постепенно деградирует.

Каким предстает герой?

Весна
жизни
Приятно,
удобно, не
чувствует
усталости
смеется,
напевает,
«хорошие,
покойные
мысли»,
«недурственно».
Любовь
Волнуется,
страдает,
мучается,
«пьянит
надежда»,
восхищаетс
я, ждет
любви,
ужасается,
«ох, не надо
бы полнеть»
Крах
Ошеломлен,и
пытывает
радостное,
мучительное
чувство,
«перестало
беспокойно
биться
сердце», жаль
любви,
стыдно,
успокоился.
Последняя
вспышка
Спешно
принимает
больных, ни с кем
не сходится, хочет «пополнел,
говорить, жалоожирел»,
ваться, «огонек в «живется ему
душе погас»,
скучно»,
раздражается,
«ничто его не
«старимся,
интересует»,
полнеем,
опускаемся, «а
«жадность
хорошо, что я
одолела»
тогда не женился»
Финал
Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей.

Весна
жизни
Лестница жизни
Дмитрия Ионыча Старцева

Земский –
участковая форма
медицинского
обслуживания населения
в дореволюционной
России

Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

Весна
жизни
Цель помогать
страдальцам,
служить
народу,
трудиться;
лечил
бесплатно,
был добр
к больным,
внимателен
доктор
Дмитрий
Ионыч
Старцев
Лестница жизни
Дмитрия Ионыча Старцева
Среда
обитания

Среда обитания

Семья Туркиных

Вывод

Эта мёртвая среда
захватила его, обманула
и изуродовала.

отношение к чтению романа Веры Иосифовны

«Вера Иосифовна читала о том, чего
никогда не бывает в жизни, и всетаки слушать было приятно,
удобно, и в голову шли всё такие
хорошие, покойные мысли, – не
хотелось вставать».

отношение к игре Котика

Старцев, слушая, рисовал себе, как с
высокой горы сыплются камни, сыплются и
все сыплются, и ему хотелось, чтобы они
поскорее перестали сыпаться, …
и слушать эти шумные, надоедливые, но
все же культурные звуки, – было так
приятно, так ново… Прекрасно! – сказал
и Старцев, поддаваясь общему
увлечению.

отношение к шуткам Ивана Петровича

Умри, несчастная!
И все захохотали.
«Занятно», – подумал Старцев,
выходя на улицу.
«Недурственно…» – вспомнил он,
засыпая, и засмеялся.

Вывод

внутренний конфликт
изначально присутствует.
Старцев не способен
сопротивляться среде.

Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

Весна
жизни
Цель помогать
страдальцам,
служить
народу,
трудиться;
лечил
бесплатно,
был добр
к больным,
внимателен
доктор
Дмитрий
Ионыч
Старцев
Лестница жизни
Дмитрия Ионыча Старцева
Среда
обитания
Эта
мёртвая
среда
захватила
его,обману
ла и изуро
довала.
Не способен
ей противи
ться
Испытание
любовью

«Ох, уж эта любовь…»

Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

Весна
жизни
Лестница жизни
Дмитрия Ионыча Старцева
Среда
Цель обитания Испытание
помогать
любовью
страдальцам, Эта
мёртвая
От Д.И.Старцева
служить
Любовь
среда
народу,
пугает его, к Ионычу
трудиться;
лечил
бесплатно,
был добр
к больным,
внимателен
доктор
Дмитрий
Ионыч
Старцев
захватила
его,обману
ла и изуро
довала.
она не
способна
отвлечь его
от практи
ческой
стороны
Не способен дела.
ей противи
А была ли
ться
любовь?

От Дмитрия Ионыча Старцева к Ионычу

Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

Весна
жизни
Лестница жизни
Дмитрия Ионыча Старцева
Среда
Цель обитания Испытание
помогать
любовью
страдальцам, Эта
мёртвая
От Д.И.Старцева
служить
Любовь
среда
народу,
к Ионычу
пугает
его,
захватила
трудиться;
Закат
она
не
его,обману
лечил
Умирание
души
способна
ла и изуро
бесплатно,
был добр
к больным,
внимателен
доктор
Дмитрий
Ионыч
Старцев
отвлечь его
от практи
ческой
стороны
Не способен дела.
ей противи
А была ли
ться
любовь?
довала.
человека
при жизни,
духовно и
морально
опустошен
Деградация

Деградация –
постепенное ухудшение,
утрата ценных свойств и
качеств;
упадок.

Причины деградации:

Среда, в которую он попадает,
вынуждает его жить по законам
общества уездного города С.
Сам Старцев не может и не
хочет сопротивляться этому.

Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

Весна
жизни
Лестница жизни
Дмитрия Ионыча Старцева
Среда
Цель обитания Испытание
помогать
любовью
страдальцам, Эта
мёртвая
От Д.И.Старцева
служить
Любовь
среда
народу,
пугает его, к Ионычу
Закат
трудиться;
лечил
бесплатно,
был добр
к больным,
внимателен
доктор
Дмитрий
Ионыч
Старцев
захватила
его,обману
ла и изуро
довала.
она не
способна
отвлечь его
от практи
ческой
стороны
Не способен дела.
ей противи
А была ли
ться
любовь?
Умирание
человека
при жизни,
духовно и
морально
опустошен
Деградация
души
Духовно
слаб.
Не смог
уберечь в
себе
человека.
Ионыч

Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

Весна
жизни
Не имеет
своего
мнения,
легко
поддаетс
я чужому
влиянию
Лестница жизни
Дмитрия Ионыча Старцева
Среда
обитания Испытание
любовью
Прошло
Если
4 года
самая
талантли
вая семья
в городе
такова,
то какие
же
остальные
Чувство
любви
Чувства
оказалось
вспыхнули,
не
но власть
настоящим
денег
Оказалась
сильнее, и
огонек погас
Прошло
нескольк
лет
Потеряны
человечес
кие
качества,
работа
ради
наживы

Путь от Старцева к Ионычу

Любовь
Отказ от
активной
жизни
Интерес к
людям, к
жизни
Клуб,
карты,
деньги
Молодой земский
врач Дмитрий
Старцев
После окончания
университета =
25 лет
Ионыч
Через год
26 лет
Через 4 года
30 лет
Через несколько лет
35 лет

Сделаем вывод

Старцев ещё молод, у него всё могло измениться в
жизни, но он этого не хотел. Как личность Старцев не
состоялся. Он духовно деградировал. Такие понятия,
как обывательщина, мещанство, пошлость, должны
были бы уже исчезнуть из нашей жизни. Но они есть, и,
к большому сожалению, мы сталкиваемся с ними очень
часто. Конечно, писатели и поэты не могли обойти
Приглядимся внимательнее к себе, не
вниманием эти наболевшие темы. Например,
обнаружим
стихотворение Маяковского “О дряни”,
созданное вли и мы в своих душах следы
двадцатые годы, очень актуально и сегодня.
присутствия тех пороков, которые
превратили молодого, полного сил врача
Дмитрия Старцева в богатого, жадного,
бессердечного обывателя Ионыча.

Испытание любовью

Как развиваются отношения
Старцева и Котика?

«Екатерина Ивановна ….очень
нравилась ему»
«Я не видел вас целую неделю, а если
бы вы знали, какое это страдание!»
«Она восхищала его…»
На душе было радостно, тепло, и в то
же время какой-то холодный кусочек
рассуждал: «Остановись, пока не
поздно!»

«Любовь моя безгранична. Прошу,
умоляю вас, будьте моей женой!»
«…перестало беспокойно биться
сердце. …Жаль было своего чувства,
этой своей любви»
«Сколько хлопот, однако!»
«Что-то мешало ему чувствовать, как
прежде»
«Он вспомнил о своей любви…, и ему
стало неловко»

«А хорошо, что я на ней не
женился»
«Огонек все разгорался в
душе…»
«Он вспомнил про бумажки,
которые он по вечерам
вынимал из карманов с таким
удовольствием, и огонек в душе казалось, горела»
«хотелось закричать, что он хочет,
что он ждет любви»
«луна ушла, и вдруг все потемнело»
«- Я устал…»

«Я устал…»
жить(?)

Вывод

Так завершился процесс
превращения неглупого
человека в стяжателя,
довольствующегося тусклой,
обыденной жизнью, а точнее, не
жизнью, а существованием.

Творческая работа

« Почему в начале –
доктор Старцев,
а в конце – Ионыч?»

В помощь!

Ион
"Терпеливый" (евр.)
Фамилия Старцев ведет свое
происхождение от слова «старость»,
которое легло в основу прозвища
Старец – так называли не только
человека преклонного возраста, но и
старожила, старого поселенца.

Кто же виновен в превращении Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча?

Дмитрия Ионыча Старцева в
Ионыча?

«Какое наслаждение уважать человека!» писал А. П. Чехов.
Чтобы наслаждение не
утерять –
надо беречь в себе
человека!

Рефлексия
Ионыч

Домашнее задание: (интрига урока!!!)

написать минисочинение
«В жизни поразному можно
жить…»
(Чему учит нас
А.П.Чехов в своих
рассказах?)
«Душечка»
-«Человек в
футляре»
-«Попрыгунья»
- «Ионыч»
- «Дама с
собачкой»

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов - в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые - «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.

Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего - продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.

Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).

Вот это преимущество - непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.

Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

Именно в середине 50-х - начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.

Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х - начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой - исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.

Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Тема Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) стала одной из главных в советской литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом, кто-то воевал в партизанском отряде... Такие знаковые авторы XX века, как Шолохов, Симонов, Гроссман, Эренбург, Астафьев и многие другие, оставили нам удивительные свидетельства. У каждого из них была своя война и свое видение произошедшего. Кто-то писал о летчиках, кто-то о партизанах, кто-то о детях-героях, кто-то документальные, а кто-то художественные книги. Они оставили страшные воспоминания о тех роковых для страны событиях.

Особенно важны эти свидетельства для современных подростков и детей, которым обязательно стоит прочесть эти книги. Память невозможно купить, ее можно либо не терять, либо утратить, либо восстановить. И лучше уж не терять. Никогда! И не забывать о победе.

Мы решили составить список из ТОП-25 наиболее примечательных романов и повестей советских писателей.

  • Алесь Адамович: «Каратели»
  • Виктор Астафьев: «Прокляты и убиты »
  • Борис Васильев: « »
  • Борис Васильев: «В списках не значился »
  • Владимир Богомолов: «Момент истины (В августе сорок четвертого) »
  • Юрий Бондарев: «Горячий снег »
  • Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня »
  • Константин Воробьев: «Убиты под Москвой»
  • Василь Быков: «Сотников »
  • Василь Быков: «Дожить до рассвета»
  • Олесь Гончар: «Знаменосцы»
  • Даниил Гранин: «Мой лейтенант »
  • Василий Гроссман: «За правое дело»
  • Василий Гроссман: «Жизнь и судьба »
  • Эммануил Казакевич: «Звезда»
  • Эммануил Казакевич: «Весна на Одере»
  • Валентин Катаев: «Сын полка »
  • Виктор Некрасов: «В окопах Сталинграда »
  • Вера Панова: «Спутники»
  • Фёдор Панфёров: «В стране поверженных»
  • Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17»
  • Анатолий Рыбаков: «Дети Арбата»
  • Константин Симонов: «Живые и мертвые »
  • Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину »
  • Илья Эренбург: «Буря»

Подробнее о Великой Отечественной войне Великая Отечественная война была самым кровопролитным событием мировой истории, которое унесло жизни миллионов людей. Практически в каждой российской семье есть ветераны, фронтовики, блокадники, люди, пережившие оккупацию или эвакуацию в тыл, это накладывает неизгладимый след на всю нацию.

ВОВ была заключительной частью II Мировой войны, прокатившейся тяжелым катком по всей европейской части Советского союза. 22 июня 1941 года стало точкой ее отсчета – в этот день немецкие и союзные войска начали бомбардировку наших территорий, запустив реализацию «Плана Барбаросса». До 18 ноября 1942 года в оккупации оказалась вся Прибалтика, Украина и Белоруссия, Ленинград был блокирован на 872 дня, а войска продолжали рваться вглубь страны для захвата ее столицы. Советские полководцы и военные смогли остановить наступление ценой больших жертв как в армии, так и среди местного населения. С оккупированных территорий немцы массово угоняли население в рабство, распределяли евреев в концентрационные лагеря, где, помимо невыносимых условий жизни и работы, практиковались разного рода исследования над людьми, повлекшие множество смертей.

В 1942-1943 годах эвакуированные глубоко в тыл советские заводы смогли нарастить производство, что позволило армии пойти в контрнаступление и отодвинуть линию фронта к западной границе страны. Ключевым событием в этот период является Сталинградская битва, в которой победа Советского Союза стала переломным моментом, изменившим существующий расклад военных сил.

В 1943–1945 годах советская армия перешла в наступление, отвоевывая оккупированные территории правобережной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В этот же период на еще не освобожденных территориях разгорается партизанское движение, в котором принимали участие многие местные жители вплоть до женщин и детей. Конечной целью наступления был Берлин и окончательный разгром вражеских армий, это произошло поздно вечером 8 мая 1945 года, когда был подписан акт о капитуляции.

В числе фронтовиков и защитников Родины были многие ключевые советские писатели – Шолохов, Гроссман, Эренбург, Симонов и другие. Позже они напишут книги и романы, оставив потомкам свое видение той войны в образах героев – детей и взрослых, солдат и партизан. Все это сегодня позволяет нашим современникам помнить страшную цену мирного неба над головой, которая была оплачена нашим народом.

I. Введение

II. Литература в годы ВОВ

Ш. Искусство в годы ВОВ

3.1. Кинематограф и театральное искусство.

3.2. Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусства в годы ВОВ.

I . Введение

В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации.

II . Литература в годы ВОВ

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, по­гибший незадолго до победы, писал: «Свой доб­рый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и...писали.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, дела­лись ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего под Сталинградом все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела на­ша армия

Война стала для всех большой бедой, несчасть­ем. Но именно в это время люди проявляют нрав­ственную суть, «она (война) как лакмусовая бу­мажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега - малограмотный чело­век, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего пат­рона. А кончатся патроны - кулаками, зуба­ми...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставле­на задача, то ее надо выполнять, несмотря на лю­бые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в рус­ского солдата, у которого, несмотря на все страда­ния, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои по­вести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

Ш. Искусство в годы ВОВ

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовый героизм людей дал искусству как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.

3.1. Кинематограф и театральное искусство.

Большую роль в развитии искусства, начиная с первых военных лет, сыграла театральная драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова и др. По их пьесам «Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» позже по этим пьесам были поставлены фильмы.

Агитзадание и публицистика, карикатура и стихотворение, запись из фронтового блокнота и пьеса, напечатанная в газете, роман и радиоречь, плакатная фигура врага и возвышенный до пафоса образ матери, олицетворяющий Родину, - многоцветный спектр искусства и литературы тех лет включал в себя кинематограф, где немало из видов и жанров боевого искусства переплавлялось в зримые, пластические образы.

В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино.

В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов - кинодокументов позволил хронике как виду информации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой.