Древняя история Ноя и Всемирного потопа хранится у нас в памяти с самого детства. Всемирный потоп якобы стал наказанием людям от Всевышнего, за неверие и отступление от законов божьих .

Но интересно, потоп действительно был глобальным и Всемирным, как это нам преподносит страница истории? Или это было наводнение локального масштаба, которое и в наши дни не редкость.

Итак, давайте заглянем вглубь веков, отправимся в удивительное приключение времен седой древности. Мы пойдем навстречу старым легендам и посмотрим, а было ли на самом деле Божественное возмездие за грехи человеческие?

Как рассказывают священные письмена, катастрофа планетарного масштаба пришла с неба проливным дождем на 40 дней и ночей, правда согласно шумерским записям ливень длился неделю.

Очевидно, что описанная катастрофа должна оставить множество следов в виде отложений, как на суше, так и на дне океанов. Но были ли найдены исследователями хоть какие-то следы катастрофы планетарного объёма? Геологами были проведены исследование на всех континентах, но верные доказательства Всемирного потопа не обнаружились.

А ведь такое бедствие обязательно должно оставить следы, и довольно заметные, но их почему-то нет. Никаких доказательств того, что однажды вся суша скрылась под водой. Более того, по словам климатологов, отсутствие прямых доказательств не является единственной проблемой. Ведь сама идея о вселенском потопе противоречит тому, что мы знаем о нашей планете. Согласно одному из предположений библейских критиков, чтобы затопить всю планету водой, потребуется примерно раза в три больше воды, чем хранят водные бассейны всей планеты.

Всемирный потоп, откуда пришла вода?

С точки зрения логики, невозможно объяснить появление таких колоссальных объёмов воды, как невозможно представить и ёмкость где она содержалась. Библейские записи сообщают о 40 сутках ливневого дождя, но даже этого количества осадков недостаточно, чтоб вся планета очутилась под водой. Так что же это за вместилище, где хранились такие объёмы жидкости?

Может ответ лежит в священных книгах, которые упоминают о некой великой бездне: «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились»; Книга Бытия, 7:12. Согласен, не очень содержательный ответ, но из него понятно, источников стихии было два — подземные воды и небеса.

Интересно, могла ли твердь разверзнуться, а вода хлынуть из недр земных? Учёные утверждают, что это безумная идея, ни какие подземные источники не имеют возможности дать такое количество воды. Но давайте на миг допустим, что вода действительно подобралась близко к земной поверхности и напитала земной грунт.

В таком случае, вода превращает сушу в жидкую субстанцию, а плывун не дает шансов на нем устоять. К том уже, все это происходило в песчаной местности, а песок насыщенный водой отвратительная опора для ног.

Но даже обернись так обстоятельства, что заработали всевозможные гейзеры, то все жители земли и Ной со всем своим семейством попадают в заложники к другим проблемам.

Допустим Всемирный потоп принесли гейзеры, в таком случае, это меняет газовый состав атмосферу. Воздух становиться крайне влажным и пропитан водой, настолько сильно, что люди и животные могли при вдохе просто на просто захлебнуться. При этом не забываем, что сильное атмосферное давление могло любому живому существу разорвать лёгкие.

Но и это ещё не все опасности гипотетически случившийся трагедии, поскольку происходят повсеместные извержения из земных недр, это многократно ухудшает . Допуская фонтанирующие водой гейзеры, нам придется согласиться и с тем, что из недр земли в атмосферу выбрасываются огромные объёмы ядовитых газов и кислот, которым под силу уничтожить все живое и спасающихся на Ноевом ковчеге также. Как можно представить подобный сценарий, триллионы тонн ядовитых газов попавших в атмосферу, гарантировано уничтожат живое существо еще до начала Всемирного потопа.

Отбросив версию с появлением воды из-под земли, остаётся посмотреть на небо, в конце концов, именно оно дает нам осадки. Но поскольку закон круговорота веществ в природе нерушим, и столько воды облака нести просто не в силах, то приходится искать источник глобальной катастрофы в космосе.

Комета - это огромные резервуары замёрзшей воды. Однако, комета, представляющая собой громадные объемы замершей жидкости будет иметь размеры небольшой планеты трех, а то и более тысяч километров в поперечнике.

Так что и с кометой история не складывается красивой, поскольку мы рассматриваем не зарождение жизни миллиарды лет назад, а относительно недавнее время Всемирного потопа – по разным оценкам, это случилось от 5-8 тысяч лет назад до Рождества Христова.

Повстречай наша планета на своем пути , то в случае столкновения с ней все живое скорее всего аннигилировалось. Такая встреча закончится взрывом с таким количеством энергии, что за считанные секунды температура атмосферы может достигнуть отметки в 6600 градусов Цельсия! Кстати, это немного горячее чем на поверхности Солнца. Вряд ли бы кому-то удалось спастись в этом безумстве, в том числе и обитателям Ноева ковчега, даже если ему помогал Всевышний.

В такой ситуации, флора и фауна планеты, в том числе Ной и спасаемые на Ковчеге превратились бы в облачка пара, изначально в нем сильно обварившись, причем еще до Всемирного потопа. Разве что, довериться уфологии, и считать Ковчег кораблем высокоразвитой инопланетной цивилизации. В таком случае да, множество проблем по спасению отпадает.

Всемирный потоп, переплетение древних легенд.

Как видно из всего выше изложенного, скорее всего потоп не был Вселенским, для такого масштабного инцидента нет источника изобилия воды. Но не спешите уходить со страницы, это еще не конец нашей истории. Как сообщает нам библейское писание, ковчег Ноя сел на мель и застрял в районе горы Арарат.

Но если такое случилось на самом деле, то где-то там должны сохраниться хоть какие-то следы спасательного судна. Однако нет, исследовательские экспедиции поднимались на Арарат в поисках ковчега спасения не один раз, но все безуспешно, ни одна из них не нашла и малейшего следа от супертанкера.

Интересное, а что если на историю о Всемирном потопе и спасшемся Ное и всем его семейством смотреть скептически? Сотни людей, изучающие Библию, говорят о том, что легенда о всемирном потопе и Ное, была записана в VI веке до Рождества Христова иудейскими священниками, которые будучи в изгнании поселись в Вавилоне (возможно обидевшись и обозлившись).

Нельзя упускать из вида тот факт, что однажды они написали историю о том, какой страшной карой падет гнев на ослушников закона божьего. А что? – внедрив такую идею в умы народы можно приобрести неплохой рычаг для влияния на общество, и как бонус затем продвигать от имени бога любое предложение.

Но какой бы ни была сказка, в каждом вымысле есть определенный кусочек истины. Вполне вероятно, что история о Всемирном потопе и Ное это всё-таки отражение реального события, случившегося в прошлом, но пока история передавалась в поколения и записывалась, она обросла масштабностью.

Около ста пятидесяти лет тому назад, археологи при раскопках в Ираке нашли удивительные артефакты, что дали возможность по новому взглянуть на историю о Всемирном потопе, Ное и Ковчеге. Английских археологов поджидал шикарный успех, они обнаружили множество различных глиняных табличек.

Поначалу археологи не смогли расшифровать надписи на табличках, и отправили их в Британский музей, где записи пролежали на полках некоторое время пока их не расшифровали. Как затем выяснилось, на глиняных табличках содержался рассказ о Всемирном потопе! Это на самом деле было , значение которого нельзя недооценивать.

Ведь это чудесном образом перекликалось с эпосом о Гильгамеше. Поразительно, но оказалось, что библейская история Ноя и эпос о Гильгамеше имеют очень много схожего.

В эпосе говорится следующее: «Великие боги решили наслать потоп… Построй лодку и возьми в нее всякой твари по паре…». Практически точно такой же совет/рекомендацию получает библейский Ной.

В последующих исследованиях, в Ираке были найдены и другие доказательства, говорящие о потопе в древней Месопотамии, именно в том месте где возникли Шумерская, Ассирийская и Вавилонская цивилизации.

Все древние истории о потопе, написанные в разные времена и под разными названиями, кажется, имеют общий источник, появившийся около пяти тысяч лет тому назад до нашей эры (Рождества Христова). Очень похоже на то, что в основу библейской истории о всемирном потопе, был положен рассказ о разрушительном потопе в Месопотамии, по крайней мере на это нам указывает похожесть древних мифов.

Две разные легенды рассказывают историю о том, как боги решили истребить род людской, и наслали Потоп. В обоих случаях описывается и то, как одна семья строит Ковчег, берет туда всякой твари по паре, и когда воды наконец убывают все спасшиеся снова населяют землю.

Одним из древнейших свидетельств о потопе является эпос об Атрахасисе, который был написан задолго до знаменитого эпоса о Гильгамеше. Эпос был обнаружен не так давно, и рассказывает о потопе в определенной местности. Да, потоп действительно случился, но это был не Вселенский потоп, а локальное наводнение в Месопотамии.

В 1931 году, группа археологов вела раскопки в древнем городе Ур, в Месопотамии. Археологи столкнулись с находками чей возраст насчитывал пять – шесть тысяч лет, что и соответствовало по времени библейской истории спасателя Ноя.

Чуть позже археологи наткнулись на слой земли, который мог остаться только после наводнения. Были взяты образцы грунта, и как показали анализы, это действительно был речной ил.

В этой местности происходят сезонные разливы рек и это не редкость, но такой обширный слой илистой земли явление из ряда вон выходящее. Также археологические раскопки показывают, что пять тысяч лет назад не менее трех городов в Месопотамии испытали сильное наводнение.

Таким образом, открытие археологов в 1931 году, позволяет сделать вывод о том, что в древней Месопотамии произошло сильнейшее наводнение, и это может является доказательством того, что в основе вавилонского и библейского текстов лежат реальные события регионального масштаба.

Конечно же, когда шумерские жрецы диктовали историю событий писцам они могли украсить ее множеством придуманных фактов. Но в их повествовании имеется множество деталей, которые являются бесценными вешками при реконструкции событий прошлого.

Многие факты говорят нам о том, что можно забыть о фантастической вместительности Ковчега спасания и Вселенском потопе, о множестве животных на борту Ковчега и последующем сошествии с горы Арарат. Также можно забыть и о библейском Ное, и постараться представить себе человека, который выглядел и жил совсем иначе.

Опираясь на археологические находки, мы можем предположить, что история с потопом произошла в древней цивилизации Шумеров, которая процветала на землях нынешнего Ирака. Шумерские таблички содержат упоминания, которые как хлебные зернышки отправляют нас к самому началу якобы вселенской трагедии в город Шуруппак (место исцеления и благополучия).

Именно в этом городе жил и процветал шумерский Ной, ставший впоследствии , так что учитывая записи табличек, давайте посмотрим совсем иную картину потопа.

Ной, шумерский спасатель или торговец?

Прежде всего, глядя на самого Ноя, мы не видим на нем никаких библейских одеяний, это нормальный шумерский мужчина, который подводит глаза, сбривает волосы на голове, и носит юбку. В эпосе о Гильгамеше упоминается, что шумерский Ной был весьма состоятельным человеком, у которого было серебро и золото — чем расплачивались только богатые купцы.

Скорее всего шумерский Ной, был виноградарем, но богатым и обеспеченным торговцем, строившим не ковчег для спасения от потопа, а торговое судно, на котором планировал перевозить всевозможные грузы — зерно, пиво, скот. Все большие древние города такие как Ур, находятся на Евфрате, так что перевозить грузы по воде было удобнее, быстрее и дешевле, к тому же безопасней чем караванные пути по суше.

Но тут возникает вопрос, насколько большим было судно у торговца Ноя? Шумеры использовали разные лодки, маленькие тростниковые и большие деревянные шестиметровые барки.

Во всех вавилонский текстах говорится о том, что судно было огромным, — что не служит показателем размеров. Наверное, торговцам нужна была невероятно большая барка, для перевозки большего количества грузов. Однако в те времена еще не умели строить большие корабли, как же тогда Шумеры могли построить большой корабль?

Возможно они скрепляли вместе наподобие понтонов несколько небольших лодок. В эпосе о Гильгамеше сообщается, что судно спасения было секционным, которые скорее всего набирали как понтон, и уже на этой конструкции возвели ковчег.

Ну а раз этот шумерский ковчег был торговым судном, то легко можно предположить, что шумерский Ной грузил на него скот, зерно и пиво на продажу, но вовсе не так как это описано в Библии. И все же согласно эпосу, шумерский Ной, был не просто богатым торговцем, он был царем города Шуруппак.

Причем царь также подчинялся принятым законам, и не доставь он вовремя груз его не только ждало разорение, но и потеря трона.

Да, в Шумере правил закон, в который ныне трудно поверить, в те времена любой не вернувший долг, и даже царь, поражался во всех правах и продавался в рабство. Причем тут потоп, спросите вы? Мы можем предположить, что шумерский Ной мог стать жертвой природных катаклизмов.

Все дело в том, что в некоторых местах Евфрат был судоходным только в период разлива, а значит Ною надо было тщательно рассчитать время отплытия. Около 3 тысячелетий до нашей эры, в Шуруппаке и в некоторых других шумерских городах (Ур, Урук и Киш) произошло сильнейшее наводнение, что подтвердила экспедиция Шмидта, найдя на глубине 4-5 метров отложения ила.

В июле, тающие ледники с горных вершин наполняли Евфрат, тогда река становилась достаточно глубокой для принятия больших судов. Хотя всегда оставался риск, что начнись в Шуруппаке ливневые дожди, воды Евфрата очень быстро превратились бы в бушующие потоки.

Опасность стать жертвой июльских дождей была невысокой, зачастую в это время стоял сухой закон, и серьёзных осадков не выпадало. Такие катастрофические стихийные бедствия случались в Месопотамии крайне редко, может быть раз на тысячу лет, и случись такое бедствие, о нем обязательно упомянули бы в летописях, не так ли?

Старый эпос нам сообщает, что в день потопа шумерский Ной, и его семья устроили на судне пир, как вдруг ни с того ни с сего, погода резко ухудшилась, и начался сильнейший ливень, приведший к наводнению. Такой ливень не сулил ничего хорошего Ною и его семье, поскольку в горной местности это могло быстро привести к потопу. Хоть Месопотамия и находится не в тропиках, но известно, что ураганы и тропические ливни, случались в этих широтах.

Вспоминая то время шести тысячелетней давности, припоминается более теплый и влажный климат этих мест и редкие, но мощные тропические ливни. В прошлом такие ливни приводили к катастрофическим последствиям, именно такие события и были описаны в эпосах, поскольку они выходят за рамки обыденности. И если такой тропический ливень, совпал с таянием ледников в горах, то воды Евфрата вполне могли затопить равнинные регионы Месопотамии.

Библейские записи уверяют, ливень не прекращался 40 дней и ночей, тогда как в вавилонском эпосе говорится лишь о семи ливневых днях. Но справедливости для, надо заметить, что даже однодневный сильнейший ливень мог привести к катастрофическим последствиям, наполнив берега Евфрата.

Таким образом, барка шумерского Ноя могла очутиться во власти бушующих волн (не путать с библейским). На следующий день, шумерский Ной и его семья уже не видели землю, вокруг простиралась вода. После окончания ливня, шумерский Ной и его семья ждали пока большая вода уйдет, и они снова смогут причалить к берегу. Тогда они еще не ведали, что их несчастья только начинались и ждет их «Книга истории».

Во всех вариантах этой истории неизменным остается только одно, земли они не видели с неделю. В Библии хранится память о Всемирном потопе, но этому можно дать и другое объяснение:

Семья Ноя считала, что их судно несут воды Евфрата, поскольку вода была пресной. Но вот в вавилонском повествовании говорится о том, что вода была соленой, а это значит, что Ковчег шумерского Ноя покинул воды Евфрата, и был унесен в Персидский залив.

В эпосе о Гильгамеше говорится о том, что перед Ноем со всех сторон расстилалось море. Мы не знаем как долго корабль Ноя находился в Персидском заливе, Библия говорит — больше года, и спасшиеся действительно могли считать, что суши больше нет. А вот в вавилонский эпос сообщает — чуть больше недели.

Но в любом случае, Ной и его семья столкнулись с серьезной проблемой, их окружала соленая вода. У них не было пресной воды, единственное что им оставалось для утоления жажды – это пить пиво, которого было вдоволь на корабле. К слову, пиво - это не плохая альтернатива, поскольку оно как известно представляет 98% воды, в которой растворено множество питательных веществ.

В Библии упоминается, что ковчег Ноя остановился на склоне горы Арарат, и если не было вселенского потопа, то ковчег мог оказаться совсем в другом месте. Арарат, находится намного севернее древнего Шуруппака, ковчег могло унести примерно на 750 км. и он на самом деле мог оказаться в водах Персидского залива. Библейская история Ноя, на этом заканчивается, но в вавилонском повествовании, приключения Ноя имеют более длинный путь.

Шумерский Ной, продолжение легенды.

На глиняных табличках есть интересные записи, в одних говорится, что Ной лишился трона, в другой что он был изгнан. Но это сейчас не суть важно, просто помня о шумерском законе, очевидно, что Ной не мог вернуться в Шуруппак. И даже после того как вода сошла, ему по прежнему грозила смертельная опасность.

Ясное дело, кредиторы Ноя благополучно пережили потоп, отыскали его и потребовали вернуть долг. Согласно шумерских законов, Ной должен был быть продан в рабство, но мог бежать из страны, чтоб избежать наказания.

Вопрос, куда именно отправился Ной, избежав наказания остается загадкой. Одна запись сообщает, что он отправился в страну Дилмун, где он нашел покой и мир, — так называли шумеры современный остров Бахрейн.

Бахрейн то самое место, куда боги отправили шумерского Ноя после Потопа. Кажется, это чудесное местечко, где бывший царь мог жить в свое удовольствие не особенно затрудняя себя работой. И если шумерский Ной закончил свои дни в Дилмуне, то остров Бахрейн хранит величайшую тайну древней истории.

На этом острове, сотни тысяч могильных холмов, и только несколько были разрыты. Многие захоронения ведут свое летоисчисление от шумерских времён, и в них вполне вероятно покоятся захоронения великих царей, в том числе и Ноя.

Со временем история шумерского царя могла превратиться в красивую легенду, поскольку каждый из рассказчиков приукрашивал её своими дополнениями. Затем эта история была записана на глиняных табличках, и поколения переписчиков изменяли её издавая все новые и новые версии.

Вероятно, две тысячи лет спустя, одно из таких повествований и привлекло внимание иудейских священников, которые писали Библию. Скорее всего, именно эта история привлекла их тем, какое бедствие и кара может обрушиться на людей, если они не будут жить по законам Божьим.

Глав о том, почему поляки пережили Потоп отдельно от всей цивилизации…Где спаслись люди…Когда это было… и чем отличаются брюнеты от блондинов.

Сказание о глобальной катастрофе, когда вода затопила всю Землю, - есть практически во всех древних книгах всех мировых религий. Когда это было? И было ли? Или это какая-то аллегория? Сегодня можно однозначно сказать, что на нашей планете такое событие было в реальности. Случилось это примерно 13600 лет назад, а закончился потоп 11600 лет назад. То есть длился он около 3 тысяч лет.

Арийские Веды сообщают, что Ману, сын Вивасвата, поселился у южных гор. Однажды, когда он умывал руки, ему попалась в воде маленькая рыбка. Она ему сказала: «Сохрани мне жизнь, и я спасу тебя». — «От чего ты спасешь меня?» — спросил удивленный Ману. Рыба сказала: «Придет потоп для всех живых существ. От него я спасу тебя». — «Как же мне сохранить тебе жизнь?» И она сказала: «Нам, рыбам, пока мы так малы, отовсюду грозит смерть. Одна рыба пожирает другую. Ты сначала держи меня в кувшине, а когда я из него вырасту, выкопай пруд и держи меня там; и когда я вырасту еще больше, отнеси меня к морю, ибо тогда смерть уже не будет грозить мне ниоткуда». Ману так и сделал. Вскоре она стала огромной рыбою джхаша с рогом на голове. Тогда она сказала: «В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя».

И в том году, который ему указала рыба, Ману построил корабль. Когда настал потоп, он взошел на корабль, и рыба приплыла к нему. Семь святых мудрецов, сыновей Ангираса, взошли на корабль вместе с ним. Повинуясь велению рыбы, Ману взял с собою семена различных растений. Ману, семеро мудрецов и рыба были единственными живыми существами в водном хаосе. Свирепые ветры раскачивали корабль. Но рыба привела корабль Ману к горе Хималая. Тогда она сказала Ману: «Спускайся постепенно, вслед за спадом воды». Ману последовал совету рыбы. С тех пор это место в северных горах называется «Спуск Ману».

А потоп смыл все живые существа. Один Ману остался, чтобы продолжить человеческий род на земле. Когда это было? Исследуя тексты древних книг, мы пришли уже к однозначному мнению, что рыбы, птицы, животные не просто так появляются в текстах. Они обычно указывают на астрологическую эпоху. Так что значит раба, спасшая человеческий род?
Излагается в основном по ведийской версии («Шатапатха-брахмана» кн. I). Семь мудрецов, сопровождающих Ману и некоторые детали заимствованы из мифа о потопе в кн. III «Махабхараты» . Версия «Махабхараты» существенно отличается от ведийской; рыба, спасшая Ману, в эпосе выступает как воплощение бога Брахмы. В более поздних версиях, в пуранах, рыба — одно из воплощений («аватар») Вишну.

Астрологическая эра в астрологии - период, в течение которого точка весеннего равноденствия находится в одном и том же зодиакальном созвездии. Смена астрологических эр связана с явлением прецессии земной оси. По имени зодиакального созвездия, в котором расположена точка весеннего равноденствия, называется и астрологическая эра. Предполагается, что в настоящее время мы живём на рубеже эпохи Рыб и эпохи Водолея. Идея прецессионого года тесно переплетается с идеей Великого года - Махаюги. Указать точные годы смены астрологических эр невозможно, поскольку нет ясности в том, где именно проходят границы созвездий.

Астрологи обращают внимание, что при смене астрологических эр происходят изменения в религии и культах. Так рассвет христианства соотносится приблизительно с началом эпохи Рыб, а на приблизительное начало эпохи Овна приходится становление на Руси и в Древнем Египте культа бога Амона, имеющего баранью голову.
Астрологическая эпоха влияет на тонкий психологический план человечества, определяя его духовные и нравственные ценности. В качестве примера можно привести смену Эры Овна на Эру Рыб, которая произошла около двух тысяч лет назад и примерно совпала с рождением Иисуса Христа.

Прецессию астрологи используют в качестве шкалы времени для разметки периодов эволюции нашей цивилизации. Для удобства расчётов в астрологии полный круг движения точки весеннего равноденствия по эклиптике, так называемый Великий год Платона (инд - Махаюга) , полагается равным 25920. В Зодиаке 12 знаков, соответствующие 12 фазам развития любого явления. Разделив 25920 на 12, получим 2160 лет - месяц Великого года. Земля, считают астрологи, в настоящее время переживает пятую эру своей жизни, кайнозойскую, в четвёртом (четвертичном) периоде (эпохе) которой мы живём.
А в какую по счёту, от начала цивилизации, астрологическую эру мы вступаем? Вопрос, на который нет ответа: от какой печки танцевать?
Сколько знаков Зодиака наша цивилизация уже прошла - тоже неведомо. Если считать от вселенской катастрофы 12-13 тыс. лет назад, уничтожившей почти всё человечество и оставшейся в памяти поколений в образе Всемирного потопа, получится 6 знаков, вступаем в седьмой - впереди ещё половина пути. Но если мерить с момента начала расселения по планете, когда после глобального извержения вулкана в Срединоземноморье пепел скрыл надолго солнце? Было это примерно 26 -32 тысячи лет назад. Тогда погибли неандертальцы, а наши предки впервые вышли из предледниковых лесов. Тогда получается, что мы стоим на пороге окончания Великого года.
Интересно, что астрологическая периодизация истории хорошо совпадает с исторической и археологической. Далёкий от астрологии историк Л.Н. Гумилёв исчислил время жизни этноса приблизительно в 2000 лет.
После Великого потопа первая эра, о которой мы что-то знаем - эра Льва (9-11 тыс. лет до н.э.), Это конец каменного века. Человек вёл жизнь охотника и воевал с пещерными львами и медведя. В наскальной живописи тех времён часты сцены охоты и изображения льва.
В Зодиаке в характере любого знака просматриваются черты противознака, расположенного диаметрально противоположно, который как бы сдерживает разрушительную суть главного на данный момент знака. В образе жизни человека эры Льва - одинокого охотника - нетрудно заметить элементы знака Водолея. Эре Льва предшествовал Потоп. Противоположному «знаку укротителю» соответствует знак Рыбы (то есть христианская эпоха). По существу этот миф говорит, что людей спас во время Великого потопа Иисус Христос. Удивительно, но эти мифы Индии возникли задолго до пришествия Иисуса Христа!
Вот как соотносятся астрологический календарь Востока и Запада.

Собака- Лев
Кабан -Рак
Крыса-Близнецы (6 - 4 тысячи лет назад)
Бык -Телец
Тигр -Овен
Кот -Рыбы (0 - 2 тысячи)
Дракон -Водолей (современность)
Змея- Козерог
Лошадь- Стрелец
Коза -Скорпион
Обезьяна- Весы
Петух -Дева

Но теперь давайте сравним с исследованиями современных ученых. Группа из Института биофизики клетки РАН (Пущино, Московская обл., Россия) исследовал ледники Гренландии. В 2009 году ученые Карнауховым А.В., Карнауховым В.Н., была обнародована составленная ими моделей оледенений в Северного полушария планеты.

На рис. 5А приведена карта Евразии в период последнего оледенения 14670 лет тому назад. Из-за опреснения воды замерз Северный ледовитый океан. Это случается периодически из-за прерывания теплых атлантических течений.
Эта ситуация складывалась постепенно. Вначале стоками рек Оби, Енисея и Лены была затоплена вся Западно-Сибирская низменность, после чего через Тургайскую ложбину воды этих сибирских рек хлынули в Аральское море и начали затопление Туранской низменности, а затем и Каспийского и Черного морей с прилегающими к ним Прикаспийской, Причерноморской и Придунайской низменностями.

Людям, которые к этому времени практически расселились по всей планете ничего не оставалась делать, как уходить от воды и собираться на возвышенностях. Вся история человечества в дальнейшем живописует только потомков людей, спасшихся на Среднерусской и Валдайской возвышенности. О судьбе всех других людей, которые могли спастись, например, на Памире ничего и нигде не сказано.
Вероятнее всего, что Среднерусская и Волдайская возвышенности во время Потопа была соединена с Уральскими горами грядой «Северные увалы», которая тянулась по водоразделу Волги и Северной Двины. Удивительно, что на западной оконечности этой гряды расположен Валдай, где в каменном веке были храмы и большие поселения, а на восточной, на Урале, археологи нашли знаменитый город Аркаим и прилегающею к нему долину древних городов. Аркаим расположен строго на водоразделе.
Тогда на Урале мог возникнуть этнос эпического народа, названного в арийских ведах - асур. При обратном прочтении получаются - руса. То есть белокожие брюнеты возникли на Урале (это асуры), а белокожие блондины на Валдае и Среднерусской возвышенности (это русы). Позже из асур и русов выделилась особая каста жрецов, которая поселилась на Валдае - она стала именоваться богами.
В летописях упоминается еще один народ - Пании. Он смешиваются с чертами какого-то реального народа. Индра, самый сильный из 12 племенных вождей Валдая (сыновей Ангираса), в вернул богам священных коров, похищенных племенем паниев, которое обитало в неведомых землях, за пределами мира богов и асуров. Пании угнали коров в далекую страну за рекою Раса, текущей на краю света, и спрятали их в горной пещере.
Боги жили в валдайско-балтийском ареале, асуры контролировали все Поволжье до самых Уральских гор. Значит Пании после окончания потопа прикочевали из-за Урала. Но где они там могли спастись? Вся Западная Сибирь была скрыта водами Евразийского океана!
Похоже, что арийские Веды повествуют о спасении во время Потопа двух разных групп. В одном мифе о спасшемся Ману, от которого пошел человеческий род, слились две истории. В том мифе, где вместе с Ману спасаются на корабле и 7 мудрецов, рассказывает о людях, собравшихся на Среднерусской и Валдайской возвышенности. Именно здесь впоследствии обнаруживаются следы этих семи мудрецов (Риши). В честь их названо созвездие Большой и Малой Медведицы. На Руси их звали Медведями. По мере таяния ледников они добрались до Хибин (в Индии это название исказилось до Хималай) От них пошла первая после потопа мировая цивилизация Сарматия.
А вот в другой версии арийских Вед на корабле не было мудрецов и Ману спасся один. Скорее всего, здесь речь идет о людях, которые спаслись в верховьях Енисея. И действительно Ману последовал совету рыбы, говорят Веды, с тех пор это место в северных горах, где он спасся, называется «Спуск Ману».
А теперь взглянем на карту окрестностей Красноярска. Выше Красноярска в двадцати пяти верстах в Енисей справа впадает красивая таежная река Мана. Ее быстрые и прозрачные воды идут из белогорий, в которых на значительной высоте находятся Манские озера, дающие из себя на север р.Ману. Ну что убедил?
Некоторые исследователи отождествляют этот народ с древним племенем полянов, живших на Среднем Дону. Скорее всего, они вернулись в первородный мир после окончания потопа. Во время Всемирного переселения народов они откочевали на Запад, где на этом субстрате, после ассимиляции со славянами-кривичами, возникли поляки (паны). Вообще-то по этому сюжету можно восстановить древнейшую историю польского народа. Истинная родина Поляков -окрестности Красноярска. Здесь они жили изолированно от остальной цивилизации почти 3 тысячи лет.
От имени легендарного человека Ману произошли названия: .

Мана — таёжная река в Красноярском крае;
. Мана — небольшой остров в Новой Зеландии;
. Мана — запас магических сил.
. Манная крупа — пшеничная крупа грубого помола.
. Манна небесная — согласно Библии, пища, которой был накормлен Богом Моисей и его соплеменники во время 40-летних скитаний после исхода из Египта.
. Манна — древнее государство на территории современного Ирана.

Если потоп надвигался постепенно и люди успевали, по большей части, уходить на возвышенности, то закончился он почти мгновенно.
Тогда еще не существовало пролива Босфор, Но именно здесь вода прорвалась в мелкое Срединоземное озеро Сметая все на своем пути она ворвалась в низину, вода поднялась на несколько сотен метров и хлынула, расширяя и углубляя, в пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки. Евразийский океан вытек в Атлантический. Освободились от воды огромные территории Евразии, а уровень Мирового океана резко поднялся на сотню метров, затопив огромные прибрежные пространства. Если для жителей первобытной Руси эти события окончания потопа прошли без последствий. То в остальном мире погибло множество людей, селившихся обычно по побережью. Возможно, остались некоторые замкнутые анклавы людей в горах, которые впоследствии стали основой рождения негроидов и монголоидов.
Каспийское и Аральское моря разделились, вероятно, всего 2-3 тыс. лет тому назад.
Главные катастрофические события, связанные с окончанием последнего ледникового периода происходили в период между 12000-11640 лет тому назад. Упоминания о "великом потопе" встречаются в шумерских и греческих мифах и древнеславянских преданиях. Ту же основу имеют и письменные источники - ведические и библейские тексты.
О прорыве Босфора и Дарданелл писали греческие ученые. В III веке до нашей эры физик Стратон из Лампсака писал: "Евксинский Понт (Черное море) прежде не имел выхода у Византия, но реки, впадающие в Понт прорвали и открыли проход и вода устремилась в Пропонтиду (Мраморное море) и Геллеспонт (Дарданеллы)".
Другой греческий ученый Платон, сообщавший со ссылкой на Солона, который в свою очередь ссылался на сведения, полученные от египетских жрецов, что 11600 лет тому назад в результате катастрофического затопления погибли афинское войско (вероятно, в Эгейском море) и Атлантида, находившаяся в Атлантическом море.

Приведенная выше дата 11600 лет тому назад складывается из времени жизни Солона (6 век до нашей эры), сведений египетских жрецов о том, что катастрофа произошла за 9000 тыс. лет до момента сообщения этих сведений Солону и 2000 лет, прошедших от начала новой эры.
В современной науке преобладает мнение о том, что Платон выдумал Атлантиду для иллюстрации своего идеального государственного устройства и нет никаких объективных доказательств того, что Атлантида могла существовать. Полезно, однако, сопоставить дату гибели Атлантиды Платона (11600 лет т.н.) и дату катастрофически быстрого изменения климата в Северном полушарии (11640 лет т.н.), определенную по изменению толщины слоев льда в Гренландии, которую ученые связывают с моментом быстрого затопления шельфа Средиземного моря водами Евразийского океана после прорыва Босфора и Дарданелл. В это время уровень мирового океана резко поднимается, воды вновь затопляют прибрежные территории и прорываются в низины на месте сегодняшнего Белого и Балтийского морей. Так возникла современная география мира.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Библейское учение о всемирном потопе (Быт. гл. 6–7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода», считая этот геологический феномен более древним, более продолжительным и более всеобъемлющим.

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе – не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп – мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп – еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, – были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.

Был опубликован Арно Пёбелем в 1914 году. К сожалению, две трети текста на единственной известной табличке разрушено, и содержание поэмы можно реконструировать лишь по аналогии с аккадскими поэмами, хотя шумерская версия могла и отличаться от них (сохранившийся текст предположительно датируется временем I династии Исина).

В начале рассказывалось, как бог ниспослал людям сути (ме ) и основал пять городов. Затем упоминается совет богов. Рассказывается, что благочестивый царь Зиусудра (по другому варианту чтения - Зиудзудду), жрец бога Энки , подслушивает обращённую к стене храма чью-то речь (вероятно самого Энки), рассказывающую о том, что на совете богов, по требованию Энлиля , решено было устроить великий потоп. После лакуны описано, что потоп длился семь дней и семь ночей, после чего Зиусудра вышел из своего корабля и принёс в жертву быков и овец.

Последний отрывок сообщает, что Зиусудра падает ниц перед Ану и Энлилем, и те клянутся, что возродят жизнь на земле. Они дают Зиусудре вечную жизнь и поселяют его в стране Дильмун на восходе солнца.

По гипотезе В. В. Емельянова (в статье 1997 г.), в полуразрушенной строке 255 упоминалась женщина, которую боги дают в жёны Зиусудре.

Сказание об Атрахасисе

Сказание об Утнапиштиме

Первоначальный рассказ о потопе в вавилонской версии удалось найти при раскопках знаменитой библиотеки Ашшурбанипала Ормузду Рассаму, христианину-халдею, бывшему дипломату, выполнявшему раскопки в Ниневии для Британского музея в Лондоне . Прочитать и перевести найденные таблички сумел Джордж Смит . Точнее, Смиту удалось разыскать начало эпического повествования о Гильгамеше , который в поисках травы бессмертия отправляется на край земли к единственному человеку пережившему древний потоп - Утнапиштиму. Здесь повествование обрывалось, однако Смит отправился на холм Нимруд, скрывавший древнюю Ниневию, и обнаружил там недостающую часть текста - в общем целом 384 таблички.

История потопа, изложенная в эпосе о Гильгамеше (таблица XI, строки 9-199, где Утнапиштим рассказывает её Гильгамешу), вероятно, была первоначально самостоятельной поэмой, позже целиком включённой в эпос. Имя Утнапиштим - аккадское соответствие шумерскому имени Зиусудра («Нашедший жизнь долгих дней»).

Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. Причины такого решения не упоминаются. Один из инициаторов потопа - бог Энлиль - взял с каждого из других богов слово, что те не будут предупреждать людей. Бог Нинигику (Эа) решил спасти своего любимца и преданного ему человека - властителя города Шуруппака на берегу реки Евфрат - Утнапиштима, которого эпос называет «обладающий величайшей мудростью». Чтобы не нарушать клятвы, Нинигику-Эа сообщает во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и готовиться к собственному спасению. Нинигику-Эа также советует Утнапиштиму отвечать тем, кто будет расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть город).

Следуя указаниям Нинигику-Эа, Утнапиштим приказывает горожанам строить корабль (чертёж рисует сам Утнапиштим) - квадратное в плане сооружение с плоским днищем площадью три десятины, шестью палубами, высокими (сто двадцать локтей) бортами и кровлей. Когда корабль был готов, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой.
Скот степи, зверей степи, всех мастеров я поднял.

Ветер свирепствовал шесть дней и семь ночей и накрыл потопом всю землю без остатка (земля здесь отождествляется с равниной Шумера). На седьмой день вода успокоилась и Утнапиштим смог выйти на палубу. Всё человечество к тому времени было уничтожено и «стало глиной». Тогда корабль пристал к маленькому островку - вершине горы Ницир. На седьмой день стоянки Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку , но и она прилетела назад. И только ворон нашёл показавшуюся из воды сушу и остался на ней.

Тогда Утнапиштим покинул корабль и принёс богам жертвоприношения. «Божества слетелись как мухи на запах принесённых жертв » и начали ссориться между собой. Эллиль гневается, что люди спаслись. Иштар говорит, что лазурный камень на её шее всегда будет ей напоминать о днях потопа. После ссоры боги убедили Энлиля в его неправоте и тот благословил Утнапиштима и его жену и, подарив бессмертие, поселил вдали от людей в недоступном месте у истока рек (очевидно, Тигра и Евфрата).

Рассказ Бероса

Вавилонская легенда о потопе долгое время была известна европейским учёным благодаря её изложению у «халдейского» историка Бероса (III в. до н. э.), писавшего на греческом языке. Сам труд Бероса не сохранился, но его рассказ был пересказан греческим учёным Александром Полигистором, которого, в свою очередь, цитирует византийский автор Георгий Синкелл . Таким образом, данная версия могла быть искажена и, вероятно, несёт на себе отпечаток греческого влияния.

Согласно Беросу, бог (которого он называет Кронус или Крон) явился во сне Ксисутрусу (Ксисутру), десятому царю Вавилонии и сообщил, что боги решили уничтожить людской род и великий потоп начнётся в 15 день месяца десия (8 месяца по македонскому календарю). Посему Ксисутрусу было приказано написать историю мира и для сохранности закопать её в городе Сиппаре, и, построив огромный корабль, достаточный, чтобы вместить семью царя, его друзей и родственников а также домашних птиц и четвероногих животных, и, когда всё будет готово, отплыть «к богам», но прежде того «молиться о ниспослании добра людям».

Царь выполнил приказание, выстроив ковчег длиной в пять и шириной в два стадия . Из сохранившихся отрывков неясно, сколько дней продолжался потоп. Когда вода стала убывать, Ксисутрус выпустил одну за другой несколько птиц. Но, не найдя себе нигде пищи и приюта, птицы вернулись на корабль. Через несколько дней Ксисутрус снова выпустил птиц, и они вернулись на корабль со следами глины на ногах. В третий раз он их выпустил, и они больше на корабль не вернулись. Тогда Ксисутрус понял, что земля показалась из воды, и, раздвинув несколько досок в борту корабля, выглянул наружу и увидел берег. Тут он направил судно к суше и высадился на горе (называется Армения , хотя неизвестно, принадлежит ли эта деталь рассказа Александру Полигистору, Беросу или его источнику) вместе со своей женой, дочерью и кормчим. Высадившись на опустевшую землю, Ксисутрус воздал почести земле, построил алтарь и принёс жертву богам. Берос уточняет, что Ксисутрус, его жена, дочери и кормчий первыми вышли из корабля, и были отправлены к богам. Остальные спутники больше их никогда не видели, небесный голос объявил им, что за благочестие Ксисутрус и его семья присоединились к сонму богов. Согласно этой версии, человечество произошло от спутников Ксисутруса, вернувшихся в Сиппар.

Библейский потоп

Сравнение легенд о потопе
Тема Библейская история Шумерская легенда,
III тыс. до н. э.
(сохранилась в фрагментах XVIII в. до н. э.)
Вавилонская легенда,
XVIII-XVII вв. до н. э.
Источник Книга Бытие Клинописные таблички, найденные при раскопках Ниппура . 1) Вавилонский историк Берос , III в. до н. э., дошёл в перессказе греческих историков;

2) Клинописные таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала , вставной рассказ в XI таблице «Песне о Гильгамеше»;
3) То же, другой вариант текста.

Персонаж Ной ,
в 10-м поколении после Адама
Зиусудра ,
царь и жрец бога Энки
Зиусудра в буквальном переводе с шумерского означает «нашедший жизнь долгих дней»
1) Ксисутрус (Зиусудра), 10-й царь Вавилона ;

2) Ут-напишти в переводе с аккадского: «тот, кто нашёл дыхание»,
сын Убара-Туту, предок Гильгамеша ;
3) Атрахасис

Спасающий бог Яхве Энки (Эйа) 1) Кронус;
2) Эа
Приказ Построить ковчег, взять с собой семью и животных В тексте лакуна, но видно, что он близок к аккадской версии: упоминается обращение бога к стенке хижины, которое слышит Зиусудра Боги принимают решение на совете, но Эйа в тайне от остальных богов сообщает их решение Ут-напишти и советует построить ковчег, взять с собой семью и животных
Длительность ливня 40 дней и 40 ночей 7 дней и 7 ночей 7 дней и 7 ночей
Птицы Выпускает ворона, затем трижды выпускает голубя (текст отсутствует) 1) несколько птиц;
2) голубь, затем ласточка и ворон
Место причаливания г. Арарат 1) Армения ;
2) г. Ницир
Жертвоприношение после спасения Постройка алтаря и принесение жертвы Принесение в жертву быков и овец Постройка алтаря и принесение жертвы в виде воскурений от мирта, тростника и кедра
Благословение Бог заключает Завет с Ноем и благословляет его Ан и Энлиль даруют Зиусудре «жизнь как боги» и «вечное дыхание» и поселяют его вместе с женой на острове блаженных Дильмун (Тильмун в аккадском варианте) Ут-напишти и его жена (либо Атрахасис без жены) по выходе из судна получают благословение бога Эллиля

Мнения исследователей о происхождении библейского рассказа можно разделить на три группы:

Отличие библейской истории от древнемесопотамских

Ной ,
книжная иллюстрация, 1913 г.

Внешнее сходство с повествованием Книги Бытие очевидно: в обоих текстах речь идёт об уничтожении всего человечества в водах Потопа, о спасении одного человека с семьёй, о том, что он берёт с собой в корабль животных, посылает птиц на разведку, а, выйдя из корабля, приносит жертвы.

Однако гораздо большее значение имеют те отличия, которые при беглом знакомстве ускользают от внимания. По мнению Сончино, вавилонский эпос не основывается на каких-либо морально-этических нормах. Всё происходящее описывается в нём, как результат прихоти или игры божеств. Впрочем, С. Н. Крамер отмечает, что уже в шумерском сказании Зиусудра «предстаёт как набожный и богобоязненный царь, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях» .

С традиционной точки зрения, Библия раскрывает пути управления мира Творцом, подчёркивая, что ничто в мире не происходит случайно. Господь посылает на землю Потоп только потому, что сам человек извращает пути свои на земле, «наполняя» её грабежом, насилием и развратом. Тут же, хотя и в скрытой форме, содержится мысль о том, что ответственность за состояние общества разделяют все, кто вольно или невольно принял его нормы и не выразил протеста. Ной спасается не по причине каприза божества и не потому, что он «обладает величайшей мудростью» (что не исключает возможности творить зло и приносить горе другим), а потому, что он человек праведный, то есть стремящийся к добру. Бог спасает Ноя не для того, чтобы тот мог бы вечно блаженствовать, а для того, чтобы он и его потомки стали фундаментом обновлённого человечества. Согласно Й. Вейнбергу, в Пятикнижии «Потоп изображен как испытание, которым и в процессе которого завершается превращение допотопного предчеловечества в послепотопное истинное человечество».

Морально-этическую силу, заложенную в библейском рассказе о Потопе, признают и исследователи из школы «Библейской критики»:

«Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»

А. Джеремиас

«Вавилонский текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало ещё более ясным и отчетливым. Со своей же стороны, Библия перечёркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до неё: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение»

Германн Гункель (Hermann Gunkel)

Анализ и датировка истории Потопа
Подход приверженцев «Библейской критики»

Для этих версий примечательно не только то, чем они отличаются, но и то, что факты, в принципе совпадающие в обеих версиях, всё же упоминаются дважды, например:

  • У Ноя было три сына: Сим, Хам, Иафет (об этом сообщается в Быт. 5:32 и Быт. 6:10.
  • Бог видит, что велико зло на земле (в одном случае названо имя Яхве Быт. 6:5, в другом случае - имя Элохим Быт. 6:12).
  • К Ною дважды обращается бог и указывает ему спасение в ковчеге: один раз названо имя Элохим Быт. 6:13-21, а во второй раз - имя Яхве Быт. 7:1-4.
  • Дважды повторяется формула «и сделал он так, как ему повелел бог» (Быт. 6:22 и Быт. 7:5).
  • Дважды описывается, как Ной вместе с семьей и животными входят в ковчег (Быт. 7:7 и Быт. 7:13)
  • Дважды описывается, как Ной выходит из ковчега (Быт. 8:18 и Быт. 9:18).

Помимо этого, при прочтении библейской истории Всемирного потопа бросаются в глаза ряд противоречий:

Отличия между версиями
Источник I (J) Источник II (P) Вывод библейской критики
Проводится различие между чистыми и нечистыми животными: первые были взяты в ковчег по семь пар от каждого вида, а последние - только по одной паре. Отсутствует разделение на чистых и нечистых животных, число спасаемых в ковчеге животных ограничивается одной парой от каждого вида. Возможно, по представлению источника P, различие между чистыми и нечистыми животными было впервые открыто богом Моисею, так что Ной ничего об этом не мог знать; автор же Яхвиста полагал, что различие между чистыми и нечистыми животными является естественным и существовало с давних времён.
Ливень, вызвавший Потоп, продолжался 40 дней и 40 ночей, после чего Ной оставался в ковчеге ещё 3 недели, пока не спала вода и не показалась земля. Всего 61 день. До спада воды прошло 150 дней. Всего Потоп длился 12 месяцев и 10 дней. Принимая во внимание, что у евреев принят лунный календарь, 12 месяцев составляют 354 дня. Таким образом, Потоп длился 364 дня - целый солнечный год, что указывает на знакомство с вычислениями солнечного цикла.
В качестве причины Потопа указывается ливень - вода с небес. Вода хлынула одновременно с неба и из-под земли.
Описывается принесение жертв Ноем в благодарность за спасение от гибели во время Потопа. Жертвоприношение не упоминается Возможно свидетельствует о более позднем происхождении текста, когда появился запрет жертвоприношений вне Иерусалимского храма .

Выделяют также и семантические отличия, часто не отражающиеся в переводе текста Библии на другие языки. Так, например, слову «истребить» соответствуют в обоих источниках два разных слова.

Доводы в пользу традиционной точки зрения
С точки зрения еврейской традиции, появление в тексте разных имён Бога и их сочетание друг с другом не вызывает трудностей: имя Элохим употребляется всегда, когда говорится о проявлении правосудия Творца, а имя Тетраграмматон (отдельно или в сочетании с именем Элохим) - тогда, когда говорится о проявлении Его милосердия. Эти имена сменяют друг друга в зависимости от контекста. Три авторитетных учёных (Д. Гоффман, В. Грин и Б. Джейкоб) произвели тщательный анализ текста Книги Бытие и показали во всех без исключения случаях соответствие имени Бога контексту: в зависимости от проявления качества милосердия или правосудия. Рассмотрим один из многочисленных примеров: «и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог (Элохим). И затворил Господь (Тетраграмматон) за ним [ковчег] » (Быт. 7:16). Здесь в одном отрывке встречаются оба имени Бога. Адепты школы «библейской критики» утверждают, что этот отрывок написан на основе источника P. Но если это так, то, согласно их же теории, в тексте должно было бы встретиться только имя Элохим. Поэтому они разбивают этот отрывок на два и приписывают «основной текст» источнику J, а «вставку» относят к источнику P. В то же время, с традиционной точки зрения, употребление в этом стихе двух имён легко объяснить: четырёхбуквенное имя употребляется в связи с тем, что Всевышний закрыл вход в ковчег, спасая находившихся в нём от гибели, что, без сомнения, является проявлением милосердия Творца.
  • Противоречие в указаниях, которые даются Ною, также нетрудно объяснить. В 6:19 Ною приказано взять в ковчег по паре каждого вида животных, в то время, как в следующей главе ему велено взять по паре нечистых животных и по семь пар чистых.
Однако, фактически, стих 6:19 может рассматриваться как общее указание о том, что животные, которые войдут в ковчег, должны составлять пары. Это указание даётся за какое-то время до начала Потопа. В следующей главе даётся Ною конкретное указание непосредственно перед его выполнением. Здесь разъясняются детали, которые ранее были опущены: чистых животных должно быть по семь пар, так как впоследствии они будут нужны Ною для принесения жертв и для употребления их в пищу. Такой порядок описания заповедей Торы, - когда сначала приводится общее правило, а вслед за ним конкретизация, - отражён в одном из правил толкования Торы, которое определяет соотношение между общим правилом и его частной деталью.

Греческая мифология

Пол Мерварт. Девкалион, держащий свою жену

По наиболее распространённой греческой версии, потопов было три: Огигов, Девкалионов, Дарданов (в таком порядке). По Сервию, их было два, по Истру, четыре, по Платону , множество.

Огигов потоп

Огигов потоп произошёл в правление Огига , одного из мифических фиванских царей и основателя Элевсина . Вследствие потопа Аттика была опустошена и её полисы разрушены: наступил период безвластия, длившийся около двухсот лет и окончившийся лишь с воцарением Кекропа . Согласно Сексту Юлию Африкану , христианскому историографу III в. н. э., время Огигова потопа соотносится с исходом евреев из Египта.

Девкалионов потоп

Девкалионов потоп был вызван нечестием Ликаона и его сыновей, предложивших Зевсу человеческие жертвы. Зевс решил погубить в потопе греховное людское поколение. Сын Прометея Девкалион спасся со своей женой Пиррой в ковчеге, построенном по указаниям отца. На девятый день потопа ковчег остановился на горе Парнас или одной из вершин Офрийского хребта в Фессалии .

Сойдя на землю, они отправились к святилищу титаниды Фетиды у реки Кефисс, где вознесли молитву о возрождении людского рода. Фетида ответила им: «Покройте головы ваши и бросайте кости праматери через голову!» - поскольку у Девкалиона и Пирры были разные матери, они сочли, что «кости праматери» - это камни - кости Геи . Они стали собирать камни и бросать их через голову; из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, - женщины.

Однако Зевс не достиг своей цели: кроме Девкалиона спаслись и жители города Парнаса, основанного сыном Посейдона Парнасом, который изобрёл искусство предсказания. Они были разбужены волчьим воем и следом за волками направились на вершину горы Парнас, где переждали потоп. Часть из них затем переселилась в Аркадию и продолжила там Ликаоновы жертвоприношения .

Индуистская мифология

Вайвасвата, седьмой из Маннов (родоначальников человеческого рода), во время купания случайно поймал крошечную рыбку, которая обещала спасти его от грядущего потопа, если он поможет ей вырасти. Рыба (которая была воплощением Брахмы или Вишну) выросла до огромной величины, и по её совету Вайвасвата построил корабль и привязал его к рогу рыбы. На корабль он взял многие риши и семена всех растений. Рыба пригнала корабль к горе, а когда воды отхлынули, Вайвасвата принёс богам жертву , из которой появилась девушка, ставшая женой Манна.

Результаты научных исследований

В 1927-1928 году, при раскопках древнего Ура , Леонард и Екатерина Вуллей раскапывали, так называемые, «царские гробницы Ура», относившиеся, по всей видимости, к шумерийскому периоду. Неожиданно, прямо под ними исследователи наткнулись на 20-метровый слой аллювиальной (наносной) глины без каких-либо следов человеческого присутствия. Наиболее вероятным объяснением возникновения подобного слоя в этой местности могло стать катастрофическое по своей силе и последствиям наводнение, вызванное многодневными проливными дождями и как результатом - катастрофическим разливом обеих рек. Это открытие привело Вуллея к исключительно смелому выводу, что «благочестивый жрец» - Зиусудра, Утнапиштим - и он же - библейский Ной мог быть историческим лицом, шумером по происхождению, достаточно наблюдательным, чтобы заметив грозные признаки начавшегося наводнения, вовремя принять меры.

Археологические данные

Научные гипотезы

Чёрное море в наше время (голубой цвет) и в начале VI тыс. до н. э. согласно гипотезе Райана-Питмена

История о всемирном потопе распространена у многих народов, обитающих за десятки тысяч километров друг от друга. Реконструкции абсолютного возраста потопа дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад. Из данных палеогеографии известно, что последнее покровное оледенение (Лаурентидский ледниковый щит в Северной Америке) в Северном полушарии исчезло от 8 до 10 тыс. лет назад.

Существует гипотеза Райана - Питмена (Уильям Райан и Уолтер Питмен из Колумбийского университета) о том, что история о потопе является своеобразным отражением глобального процесса подъёма уровня Мирового океана . Согласно В. А. Сафронову, общепланетарную катастрофу, вызванную быстрым таянием ледников, следует датировать 8122 годом до н. э.

В частности, Райан и Питмен связывают со Всемирным потопом подъём уровня воды Чёрного моря на 140 метров около 5500 г. до н. э. (см. Теория черноморского потопа). Ими установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от −50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза. Эффект от подобного затопления значительных прибрежных пространств мог, по мнению исследователей, сыграть свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе.

В пользу гипотезы о Потопе могло бы говорить, связанное с подъёмом уровня Мирового океана , изменение базиса эрозии рек и соответствующей резкой одновозрастной перестройки всех речных долин на Земле . . Эта перестройка заключалась бы в повсеместном затоплении речных пойм и прилегающих к долине речных террас. В теории, всё пространство от уреза реки до таяния покровных ледников и вверх по склонам речной долины на высоту в 50 метров должно было быть затоплено рекой и занесено её наносами. Естественно, что подобные, примыкающие к рекам участки были местом повышенной концентрации людей, и, наблюдая подобные процессы, человек мог создать историю о потопе. Получив информацию о «потопе» на побережьях морей и данные о «потопе» вдоль всех рек Земли, любой разумный человек (а тем более группа) создаст миф о всемирном масштабе наблюдаемого явления . Затопление долины реки при Потопе прекращает действие линейной эрозии, присущей работе водного потока в русле, что несомненно бы оставило отпечаток в геологической летописи и строении древней долины, повлияло на структуру отложений, а также сместило базис эрозии. Если принимать концепцию Всемирности Потопа, то подобные явления наблюдались бы в долинах всех крупных древних рек планеты, чего нет.

Примечания и источники

  1. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989. С.157-158 (итоги)
  2. Poebel, A. Historical and grammatical texts (Museum of the University of Pennsylvania. Publications of the Babylonian section IV). Phildelphia 1914
  3. История Древнего Востока. Кн.1. Ч.1. М., 1983. С.473
  4. Это было расценено знатоками практически как чудо
  5. http://www.lib.ru/PRIKL/KERAM/bogi_archeology.txt
  6. http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st063.shtml
  7. Фольклор в Ветхом Завете. Гл. Великий Потоп . Джеймс Джордж Фрэзер
  8. Мидраш Берешит Раба 32:7
  9. Талмуд , Звахим 113а
  10. протоиерей Стефан Ляшевский, Библия и наука о сотворении мира. Часть четвёртая. Территория, затопленная во время потопа.
  11. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1. М.-Иерусалим, 2002. С.165-166
  12. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С.155-159
  13. История всемирной литературы. М., 1983. Т.1. С.90
  14. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С.157
  15. Описание Потопа в Торе и параллели в древневавилонской литературе . Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.
  16. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1. Иерусалим-М., 2002. С.380

Всем известна библейская история о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Однако эта история не единственная - легенды о потопе (иногда в письменном виде) имеются у очень многих народов, населяющих различные части земного шара.

Согласно японскому варианту, первый властитель Японии, живший до потопа, поселился на островах сразу после того, как вода стала убывать.

Из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема. Один из древнемексиканских текстов – “Кодекс Чималпопока” так повествует об этом. “Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой. …Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а тензонтли кипело и бурлило с большим шумом, и вздымались горы красного цвета…”.

В рукописях древней Мексики сохранилось предание о всемирном потопе, уничтожившем на Земле неугодную богу расу великанов. Все люди превратились в рыб, за исключением одной пары, спрятавшейся в ветвях дерева.

У индейцев Калифорнии герой многих мифов Койт, подобно Ною, спасся от потопа, сопровождавшегося огненным дождем.

Воспоминания об ужасном наводнении, залившем самые высокие горные вершины, сохранились и в мифах канадских индейцев.

Интересно, что во всех легендах о потопе у жителей Нового Света упоминаются землетрясения и извержения вулканов.

В рассказе индейцев из племени яганов, населяющих архипелаг Огненной Земли, в качестве причины потопа фигурировало какое-то космическое явление, возможно, это было падение в море крупного метеорита: “...много столетий назад Луна упала в море. Морские волны поднялись, подобно воде в ведре, если бросить в него большой камень. Это вызвало наводнение, от которого спаслись лишь счастливые жители этого острова, оторвавшегося от морского дна и плававшего по морю. Даже горы на материке были залиты водой... Когда, наконец, Луна вышла из морской пучины, а вода стала убывать, остров вернулся на прежнее место”.

Легко убедиться, что предания о потопе сохранились в памяти народов всех континентов земного шара. Лишь только во внутренних районах Азии и Африки, удаленных от морей и крупных рек, сказания о потопе относительно редки.

Невольно возникает вопрос: если сказания о потопе столь повсеместны, то не свидетельствует ли это о глобальном явлении, захватившем все континенты, т. е. не был ли потоп действительно всемирным?

Изменение положения границ суши и моря постоянно происходит в истории Земли. Неоднократная смена морских условий континентальными - явление повсеместное и характерное для геологической истории нашей планеты.

Такие трансгрессии (наступания) и регрессии (отступания) моря вызываются геологическими причинами. В эпохи горообразования, когда контрастность рельефа увеличивается, происходят регрессии моря: в этот период воды Мирового океана концентрируются в глубоководных впадинах. Моря становятся глубже, а горы - выше. Наоборот, в эпохи относительного тектонического покоя, когда рельеф дна морей и суши постепенно выравнивается, воды Мирового океана топкой пленкой покрывают невысокие равнины континентов - наступает очередная трансгрессия моря.

В геологической истории Земли наиболее крупные трансгрессии были в конце кембрия - начале ордовика, в каменноугольном, юрском и меловом периодах.

Однако подобного рода изменения очертаний суши и моря, происходящие необычайно медленно, к катастрофическим явлениям отнесены быть не могут.

Значительно проще объяснить катастрофы с помощью колебаний уровня Мирового океана, вызываемых изменением в нем количества воды. Еще сравнительно недавно (с геологической точки зрения, конечно), примерно 10 - 20 тыс. лет назад, льды покрывали значительную часть Северной Европы и Америки. Потом лед растаял. В результате Мировой океан дополнительно получил такое количество воды, что уровень его поднялся на 100 м.

Как будто бы объяснение всемирному потопу найдено. Таяние ледников не так уж сильно разнится с библейским и другими преданиями, а повсеместное повышение уровня океана - это же полное затопление всех приморских стран.

Но сколь ни заманчиво объяснение легенд о потопе таянием материковых льдов или, точнее, эвстатическими колебаниями уровня океана, вызванными этим таянием, от подобной гипотезы приходится отказаться. Дело в том, что естественное таяние ледников - процесс чрезвычайно медленный, длящийся много веков, и, конечно, он, как, впрочем, и любое другое геологическое или метеорологическое явление, не может послужить толчком к одновременному на всем земном шаре катастрофически быстрому и значительному по величине подъему уровня океана.

Многочисленные легенды о потопе, несомненно, связаны с теми или иными локальными явлениями, вызвавшими внезапный подъем уровня воды.

Можно назвать три или четыре наиболее вероятные причины потопов. Безусловно, одна из самых частых -цунами. По эффекту к ним близки и волны от падения в море крупного метеорита (правда, такое случается гораздо реже).

Подводные землетрясения и метеориты способны вызвать лишь кратковременное нашествие волны. Между тем из многих сказаний известно, что потоп длился несколько дней, а то и недель. Очевидно, причиной длительного подъема воды было другое явление - сильные ветры, которые гнали морскую воду в устья крупных рек и как бы запирали их естественной плотиной. Таким путем происходят наиболее сильные наводнения. Пример относительно слабого наводнения этого типа - подъем уровня воды в Неве, описанный А. С. Пушкиным в поэме “Медный всадник”.

Причиной потопов могли быть и случайные прорывы воды из замкнутых водоемов и бассейнов в результате землетрясений, карстовых процессов и т. д. Мощные горные обвалы и оползни в состоянии запрудить даже самую крупную реку и вызвать сильное наводнение.

Наконец, тайфуны. П. А. Молэн считает, что, кроме тайфуна, ни одно геофизическое явление не способно породить потоп одновременно с помощью ливня и гигантских волн, похожих на волны цунами. Несомненно, упоминаемые в легендах потопы в большинстве случаев относятся именно к этой категории. Но вернемся к библейской версии потопа как наиболее известной. Лишь в конце прошлого века было установлено, что непосредственный источник библейской легенды - ассирийский миф о Гильгамеше, записанный клинописью на глиняных табличках в XXI в. до п. э. Всемирный потоп произошел в глубокой древности, и спасся от него в ковчеге с различными животными ассириец Утнапишты, который так рассказывает об этом событии Гильгамешу: “...нагрузил его (ковчег) всем, что имел я. Нагрузил его всем, что имел серебра я, нагрузил его всем, что имел я злата, нагрузил его всем, что имел живой я твари, поднял на корабль всю семью и род мой, скот степной и зверье, всех мастеров я поднял...

Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. И взглянул на лицо погоды - страшно глядеть на погоду было...

Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войной, людей настигая. Не видят один другого...

При наступлении дня седьмого буря с потоком войну прекратила... Успокоилось море, утих ураган - потом прекратился...

В двенадцати поприщах поднялся остров. У горы Ни цир корабль остановился. Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться...”.

В описаниях потопа в Библии и в мифе о Гильгамеше нетрудно найти весьма существенные различия. Если в Библии ничего не говорится относительно ветра, сопровождавшего потоп, то в ассирийском источнике указания на ветер самые прямые. Напротив, в Библии указывается, что ветер способствовал прекращению наводнения (“...и навел бог ветер на землю, и воды остановились”).

Совершенно по-иному выглядит и длительность потопа. Если по Библии потоп длился почти год, то по ассирийским источникам - всего лишь семь дней.

В то же время описание строительства ковчега, а также метод, с помощью которого Утнапишты и Ной определяли уровень падения воды, удивительно совпадают. Первый выпускал из ковчега сначала голубя, который вернулся, не найдя места для отдыха, затем ~- ласточку; Ной с той же целью выпускал ворона и дважды - голубя. “И возвратился к нему голубь в вечернее время; и вот сорванный маслиничный лист во рту у него: и узнал Ной, что вода убыла с земли”.

Вавилонский историк и жрец Берос, живший примерно в 330-260 гг. до н. э., в “Истории Халдеи” также утверждает, что, согласно преданиям, в его стране произошло сильное наводнение.

Удивительное сходство ассирийской легенды с библейской, доходящее до полного тождества отдельных выражений, указывает на то, что библейская версия - лишь пересказ халдейского (ассирийского) предания. К такому выводу сейчас пришли все известные ассирологи.

Халдейская история низводит потоп до очень малых и вполне правдоподобных размеров - дождь идет только семь дней, вода не покрывает вершин гор. Остановка судна на горах Ницир в то время, когда потоп достиг своего максимума, дает нам представление о высоте поднятия воды. Высота гор Ницир - около 400 м.

Известный австрийский геолог Э. Зюсс первым воспользовался сведениями о потопе, записанными клинописью и обнаруженными при раскопках в Ниневии. Он пришел к следующим выводам: под потопом нужно подразумевать случившееся в низовьях Евфрата опустошительное наводнение, захватившее Месопотамскую низменность; главная его причина заключалась в наступлении на материк волны цунами, образовавшейся от землетрясения в районе Персидского залива или южнее его; очень вероятно, что период сильнейшего землетрясения сопровождался циклоном, шедшим с юга.

Последующие исследователи лишь несколько уточнили версию Зюсса. Они установили, что сильные землетрясения не характерны для Персидского залива и волна цунами, сколь высока она ни была, не смогла затопить всю Месопотамскую низменность. Вероятнее всего, потоп, описанный в халдейской легенде, представлял собой грандиозное наводнение в результате ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра.

В расположенном восточнее Бенгальском заливе крупные наводнения, вызванные циклоном, происходили в 1737 и в 1876 гг. Первое из них подняло воду на 16 м, второе - на 13 м. Число погибших в каждом случае - более 100 тыс. человек. По-видимому, аналогичные явления с давних пор происходили и в устьях Тигра и Евфрата с той лишь разницей, что 4000-5000 лет назад наводнения захватывали гораздо дальше материк, чем теперь. В то время Персидский залив близко подходил к горам Ницир, и потому корабль, гонимый, согласно легенде, вверх по реке, мог в короткое время достигнуть гор.

Среди катастрофических наводнений, затронувших европейскую цивилизацию, можно отметить прорыв атлантических вод в Средиземное море, резко поднявший его уровень, и Дарданов потоп. Последний связан с прорывом вод в Черное море. Уровень Черного моря был в эпоху последнего оледенения более чем на сотню метров ниже нынешнего. Сушей были огромные пространства его современного шельфа, особенно в северо-западной части. По этому шельфу текли воды палео-Дуная, соединявшего воды Дуная, Днестра, Буга, и они впадали в соленые воды, заполнявшие глубоководную Черноморскую впадину. Из этой же впадины сток вод шел в Мраморное море (тогда еще озеро) через мощную морскую реку – нынешний Босфор (аналогом ему может быть пролив Кара-Богаз-Гол). А на месте другого пролива, Керченского, текли пресные воды палео-Дона, объединявшего Дон, Кубань и другие, более мелкие реки Причерноморья в единую речную систему. Палео-Дон впадал в Черное море у юго-восточных берегов Крыма.

Исследования осадочных пород Черного и Мраморного морей показали, что до глубины ста метров не происходило осадконакопления ранее 2 – 6 тысячелетия до н.э., так как в это время эти районы были сушей. Прорыв перешейка Дарданелл, вызванный землетрясением чудовищной силы, привел к образованию Мраморного моря, бывшего до этого озером. Последствия катастрофы были грандиозны. Уровень воды в Черном море за короткий срок поднялся более чем на 100 метров. Были затоплены огромные площади Черноморского побережья. Береговая линия на низменном восточном берегу моря отодвинулась почти на 200 км, а на месте большой низменности, по которой текли (и стекались в одно русло) реки палео-Дон и палео-Кубань, образовалось Азовское море.

Таким образом, возможных катастроф, связанных с наводнениями, немало, и ученые склоняются к тому, что во многих уголках Земли в свое время случился свой Всемирный потоп.

По материалам с http://katastrofa.h12.ru