Всем известна библейская история о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Однако эта история не единственная - легенды о потопе (иногда в письменном виде) имеются у очень многих народов, населяющих различные части земного шара.

Согласно японскому варианту, первый властитель Японии, живший до потопа, поселился на островах сразу после того, как вода стала убывать.

Из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема. Один из древнемексиканских текстов – “Кодекс Чималпопока” так повествует об этом. “Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой. …Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а тензонтли кипело и бурлило с большим шумом, и вздымались горы красного цвета…”.

В рукописях древней Мексики сохранилось предание о всемирном потопе, уничтожившем на Земле неугодную богу расу великанов. Все люди превратились в рыб, за исключением одной пары, спрятавшейся в ветвях дерева.

У индейцев Калифорнии герой многих мифов Койт, подобно Ною, спасся от потопа, сопровождавшегося огненным дождем.

Воспоминания об ужасном наводнении, залившем самые высокие горные вершины, сохранились и в мифах канадских индейцев.

Интересно, что во всех легендах о потопе у жителей Нового Света упоминаются землетрясения и извержения вулканов.

В рассказе индейцев из племени яганов, населяющих архипелаг Огненной Земли, в качестве причины потопа фигурировало какое-то космическое явление, возможно, это было падение в море крупного метеорита: “...много столетий назад Луна упала в море. Морские волны поднялись, подобно воде в ведре, если бросить в него большой камень. Это вызвало наводнение, от которого спаслись лишь счастливые жители этого острова, оторвавшегося от морского дна и плававшего по морю. Даже горы на материке были залиты водой... Когда, наконец, Луна вышла из морской пучины, а вода стала убывать, остров вернулся на прежнее место”.

Легко убедиться, что предания о потопе сохранились в памяти народов всех континентов земного шара. Лишь только во внутренних районах Азии и Африки, удаленных от морей и крупных рек, сказания о потопе относительно редки.

Невольно возникает вопрос: если сказания о потопе столь повсеместны, то не свидетельствует ли это о глобальном явлении, захватившем все континенты, т. е. не был ли потоп действительно всемирным?

Изменение положения границ суши и моря постоянно происходит в истории Земли. Неоднократная смена морских условий континентальными - явление повсеместное и характерное для геологической истории нашей планеты.

Такие трансгрессии (наступания) и регрессии (отступания) моря вызываются геологическими причинами. В эпохи горообразования, когда контрастность рельефа увеличивается, происходят регрессии моря: в этот период воды Мирового океана концентрируются в глубоководных впадинах. Моря становятся глубже, а горы - выше. Наоборот, в эпохи относительного тектонического покоя, когда рельеф дна морей и суши постепенно выравнивается, воды Мирового океана топкой пленкой покрывают невысокие равнины континентов - наступает очередная трансгрессия моря.

В геологической истории Земли наиболее крупные трансгрессии были в конце кембрия - начале ордовика, в каменноугольном, юрском и меловом периодах.

Однако подобного рода изменения очертаний суши и моря, происходящие необычайно медленно, к катастрофическим явлениям отнесены быть не могут.

Значительно проще объяснить катастрофы с помощью колебаний уровня Мирового океана, вызываемых изменением в нем количества воды. Еще сравнительно недавно (с геологической точки зрения, конечно), примерно 10 - 20 тыс. лет назад, льды покрывали значительную часть Северной Европы и Америки. Потом лед растаял. В результате Мировой океан дополнительно получил такое количество воды, что уровень его поднялся на 100 м.

Как будто бы объяснение всемирному потопу найдено. Таяние ледников не так уж сильно разнится с библейским и другими преданиями, а повсеместное повышение уровня океана - это же полное затопление всех приморских стран.

Но сколь ни заманчиво объяснение легенд о потопе таянием материковых льдов или, точнее, эвстатическими колебаниями уровня океана, вызванными этим таянием, от подобной гипотезы приходится отказаться. Дело в том, что естественное таяние ледников - процесс чрезвычайно медленный, длящийся много веков, и, конечно, он, как, впрочем, и любое другое геологическое или метеорологическое явление, не может послужить толчком к одновременному на всем земном шаре катастрофически быстрому и значительному по величине подъему уровня океана.

Многочисленные легенды о потопе, несомненно, связаны с теми или иными локальными явлениями, вызвавшими внезапный подъем уровня воды.

Можно назвать три или четыре наиболее вероятные причины потопов. Безусловно, одна из самых частых -цунами. По эффекту к ним близки и волны от падения в море крупного метеорита (правда, такое случается гораздо реже).

Подводные землетрясения и метеориты способны вызвать лишь кратковременное нашествие волны. Между тем из многих сказаний известно, что потоп длился несколько дней, а то и недель. Очевидно, причиной длительного подъема воды было другое явление - сильные ветры, которые гнали морскую воду в устья крупных рек и как бы запирали их естественной плотиной. Таким путем происходят наиболее сильные наводнения. Пример относительно слабого наводнения этого типа - подъем уровня воды в Неве, описанный А. С. Пушкиным в поэме “Медный всадник”.

Причиной потопов могли быть и случайные прорывы воды из замкнутых водоемов и бассейнов в результате землетрясений, карстовых процессов и т. д. Мощные горные обвалы и оползни в состоянии запрудить даже самую крупную реку и вызвать сильное наводнение.

Наконец, тайфуны. П. А. Молэн считает, что, кроме тайфуна, ни одно геофизическое явление не способно породить потоп одновременно с помощью ливня и гигантских волн, похожих на волны цунами. Несомненно, упоминаемые в легендах потопы в большинстве случаев относятся именно к этой категории. Но вернемся к библейской версии потопа как наиболее известной. Лишь в конце прошлого века было установлено, что непосредственный источник библейской легенды - ассирийский миф о Гильгамеше, записанный клинописью на глиняных табличках в XXI в. до п. э. Всемирный потоп произошел в глубокой древности, и спасся от него в ковчеге с различными животными ассириец Утнапишты, который так рассказывает об этом событии Гильгамешу: “...нагрузил его (ковчег) всем, что имел я. Нагрузил его всем, что имел серебра я, нагрузил его всем, что имел я злата, нагрузил его всем, что имел живой я твари, поднял на корабль всю семью и род мой, скот степной и зверье, всех мастеров я поднял...

Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. И взглянул на лицо погоды - страшно глядеть на погоду было...

Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войной, людей настигая. Не видят один другого...

При наступлении дня седьмого буря с потоком войну прекратила... Успокоилось море, утих ураган - потом прекратился...

В двенадцати поприщах поднялся остров. У горы Ни цир корабль остановился. Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться...”.

В описаниях потопа в Библии и в мифе о Гильгамеше нетрудно найти весьма существенные различия. Если в Библии ничего не говорится относительно ветра, сопровождавшего потоп, то в ассирийском источнике указания на ветер самые прямые. Напротив, в Библии указывается, что ветер способствовал прекращению наводнения (“...и навел бог ветер на землю, и воды остановились”).

Совершенно по-иному выглядит и длительность потопа. Если по Библии потоп длился почти год, то по ассирийским источникам - всего лишь семь дней.

В то же время описание строительства ковчега, а также метод, с помощью которого Утнапишты и Ной определяли уровень падения воды, удивительно совпадают. Первый выпускал из ковчега сначала голубя, который вернулся, не найдя места для отдыха, затем ~- ласточку; Ной с той же целью выпускал ворона и дважды - голубя. “И возвратился к нему голубь в вечернее время; и вот сорванный маслиничный лист во рту у него: и узнал Ной, что вода убыла с земли”.

Вавилонский историк и жрец Берос, живший примерно в 330-260 гг. до н. э., в “Истории Халдеи” также утверждает, что, согласно преданиям, в его стране произошло сильное наводнение.

Удивительное сходство ассирийской легенды с библейской, доходящее до полного тождества отдельных выражений, указывает на то, что библейская версия - лишь пересказ халдейского (ассирийского) предания. К такому выводу сейчас пришли все известные ассирологи.

Халдейская история низводит потоп до очень малых и вполне правдоподобных размеров - дождь идет только семь дней, вода не покрывает вершин гор. Остановка судна на горах Ницир в то время, когда потоп достиг своего максимума, дает нам представление о высоте поднятия воды. Высота гор Ницир - около 400 м.

Известный австрийский геолог Э. Зюсс первым воспользовался сведениями о потопе, записанными клинописью и обнаруженными при раскопках в Ниневии. Он пришел к следующим выводам: под потопом нужно подразумевать случившееся в низовьях Евфрата опустошительное наводнение, захватившее Месопотамскую низменность; главная его причина заключалась в наступлении на материк волны цунами, образовавшейся от землетрясения в районе Персидского залива или южнее его; очень вероятно, что период сильнейшего землетрясения сопровождался циклоном, шедшим с юга.

Последующие исследователи лишь несколько уточнили версию Зюсса. Они установили, что сильные землетрясения не характерны для Персидского залива и волна цунами, сколь высока она ни была, не смогла затопить всю Месопотамскую низменность. Вероятнее всего, потоп, описанный в халдейской легенде, представлял собой грандиозное наводнение в результате ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра.

В расположенном восточнее Бенгальском заливе крупные наводнения, вызванные циклоном, происходили в 1737 и в 1876 гг. Первое из них подняло воду на 16 м, второе - на 13 м. Число погибших в каждом случае - более 100 тыс. человек. По-видимому, аналогичные явления с давних пор происходили и в устьях Тигра и Евфрата с той лишь разницей, что 4000-5000 лет назад наводнения захватывали гораздо дальше материк, чем теперь. В то время Персидский залив близко подходил к горам Ницир, и потому корабль, гонимый, согласно легенде, вверх по реке, мог в короткое время достигнуть гор.

Среди катастрофических наводнений, затронувших европейскую цивилизацию, можно отметить прорыв атлантических вод в Средиземное море, резко поднявший его уровень, и Дарданов потоп. Последний связан с прорывом вод в Черное море. Уровень Черного моря был в эпоху последнего оледенения более чем на сотню метров ниже нынешнего. Сушей были огромные пространства его современного шельфа, особенно в северо-западной части. По этому шельфу текли воды палео-Дуная, соединявшего воды Дуная, Днестра, Буга, и они впадали в соленые воды, заполнявшие глубоководную Черноморскую впадину. Из этой же впадины сток вод шел в Мраморное море (тогда еще озеро) через мощную морскую реку – нынешний Босфор (аналогом ему может быть пролив Кара-Богаз-Гол). А на месте другого пролива, Керченского, текли пресные воды палео-Дона, объединявшего Дон, Кубань и другие, более мелкие реки Причерноморья в единую речную систему. Палео-Дон впадал в Черное море у юго-восточных берегов Крыма.

Исследования осадочных пород Черного и Мраморного морей показали, что до глубины ста метров не происходило осадконакопления ранее 2 – 6 тысячелетия до н.э., так как в это время эти районы были сушей. Прорыв перешейка Дарданелл, вызванный землетрясением чудовищной силы, привел к образованию Мраморного моря, бывшего до этого озером. Последствия катастрофы были грандиозны. Уровень воды в Черном море за короткий срок поднялся более чем на 100 метров. Были затоплены огромные площади Черноморского побережья. Береговая линия на низменном восточном берегу моря отодвинулась почти на 200 км, а на месте большой низменности, по которой текли (и стекались в одно русло) реки палео-Дон и палео-Кубань, образовалось Азовское море.

Таким образом, возможных катастроф, связанных с наводнениями, немало, и ученые склоняются к тому, что во многих уголках Земли в свое время случился свой Всемирный потоп.

По материалам с http://katastrofa.h12.ru

Следы недавнего потопа в памятниках старинной русской литературы. Свидетельства о недавнем изменении климата, в записках путешественника 1692г. ("Читая Вивлиофику" / эпизод 1)

По крупицам всплывают тщательно скрываемые официальной Х/Зторией отголоски великого потопа (одного из.) некогда накрывшего нашу землю. Но, шила в мешке не утаишь, всего на свете не отследишь, нет-нет, да и покажется острие шила правды из мешка лжи, уколет прям в сознание – а ведь было что то. А что именно, почему, когда – теперь можно лишь догадываться.

Публикую здесь небольшой отрывок из "Древней Росийской Вивлиофики " (часть восьмая) издаваемой Николаем Новиковым для «обличения несправедливого мнения тех людей, которые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких книг, кроме церковных». Н. И. Новиков понимал необходимость публикации исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п.

В противовес модному французскому воспитанию Н. И. Новиков пытался найти примеры для подражания в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания и дать «начертание нравов и обычаев наших предков», чтобы мы познали «великость духа их, украшенного простотою».

Основной недостаток - отсутствие системы, хронологической последовательности. Материал публиковался, очевидно, по мере его поступления, источники указывались. Акты и летописи , напечатанные в «Вивлиофике», и в своё время признавались неточными. Это, однако, не умаляет исторического значения «Вивлиофики», до сих пор представляющего значительный научный интерес.

Материал для своих изданий памятников старины Н. И. Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым разрешен ему императрицей Екатериной II в 1773 году. Н. И. Новиков и сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов предоставили Н. Н. Бантыш-Каменский, Г. Ф. Миллер, М. М. Щербатов и др., а также и сама Екатерина II , поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.(википедия )

Итак, вот он, тот отрывок (стр.397-398) в котором говорится о недавнем потопе, который жив еще в памяти людской, современников этого путешественника, тех, у которых он черпал сведения…

Обратите внимание – Древние Сибяряки и Руские говорят – До Потопа . СТОП!!! До какого потопа? О каком потопе совершенно спокойно (так, как будто все об этом знают , и в подробностях описания нет нужды ) повествует как сам автор (посланный самим царем ) так и разсказчики (с его слов ) Почему мы ничего не знаем об этом от официальной истории? И это не просто потоп (речка вышла из берегов) там слоны с мамонтами плавали , это значит что и населенные пункты смывало (мамонт размером и весом с бревенчатый дом ) если не более того.

В этом маленьком отрывке, весьма много сведений, подтверждающих альтернативную версию истории, о не так давно произошедшем потопе, с грязе-селевыми потоками, сотворивших напластования слоев грунта, поверх существующего на тот момент уровня почвы, содержащих в себе различные артефакты , как то – останки тел, кости, обломки керамики, предметы, утварь, и прочая, что продвигаясь собирал сель.

Обычно, ведя раскопки, специалисты принимают во внимание глубину залегания найденного артефакта, при расчете его возраста, без учёта того, что различные слои не обязательно образовывались в результате оседания пыли в течении многих тысяч лет, а чаще всего одномоментно, путем грунтового напластования, грязе-селевыми потоками. В таком разсмотрении, всё найденное можно смещать как во времени (это было гораздо позже, ближе к нашему времени) так и в пространстве (откуда принесло артефакт на место обнаружения – неизвестно) По большому счету, рушится весь карточный домик СОВРЕменной Х/Зтории. Разсмотрим же отрывок сей, со тщанием подвергнув его подробному, детальному анализу:

Местные жители повествуют открыто, о том что места их были весьма теплые (до потопа) и слонов тамо имелось множество … О том что случился потоп (!!!) что слоны и "прочие твари" плавали по воде, и потопли в грязях (нанесенные селевыми потоками) и болотах (естественно образовавшихся тогда же) что само по себе, прямо, черным по белому, слово в слово подтверждает версию современного руского интернет-сообщества альтернативной истории, о последствиях несомненно бывшего не так давно потопа . И ниже – (подчеркнуто синим) автор подвергает сомнению правдоподобность сведений о перемене климата "выключая токмо о перемене климата" и дает свою версию произошедшего (подчеркнуто желтым)

Но если разобраться – с какой стати ему подвергать сомнению данные сведения? Ведь автор никогда не жил и вообще не бывал в тех местах. На каком основании он выдает свою трактовку события? Возможно что веские причины для этого были (цензура?) но зачем тогда вообще было упоминать о том событии? Скорее всего (я так думаю) автор искренне не поверил некоторым деталям, в рассказах местных жителей, и пытается адаптировать для себя (а следовательно и для заказчика) то, что не помещается в его сознание, противоречит имевшимся на тот момент сведениям, утвержденных официальной наукой того времени. Ведь не упомянуть об этом он тоже не мог – сведения то имеются. И если кто то, а не он, донесет их до высочайшего заказчика, получится немалый конфуз, как то так…

Но вот сам факт потопа, автор сомнению не подвергает ни коим образом (подчеркнуто желтым) сие мнение нельзя весьма уничтожить – что и говорить, сказано более чем утвердительно. Вряд ли здесь имеется в виду библейский потоп, ибо время его (по легенде) слишком отдалено от описываемой действительности, да и сам характер подробностей, излагаемых местными жителями говорит о событии как о недавно произошедшем. И скорее всего этих потопов было не так мало, в истории планеты.

Возможно эти потопы есть удобный инструмент зачистки поверхности от закончивших свой путь, достигших поставленных задач цивилизаций (ЗАЧИСТКИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОЧЕРЕДНОЙ ПЕРЕЗАГРУЗКЕ МАТРИЦЫ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ НОВОЙ ЭПОХИ возможно это совсем не связано с людьми (процессы космического масштаба) но то что это происходит периодически – сомнению не подлежит (ПРОСТО ДОБАВЬ ВОДЫ, ИЛИ НОВОЕ О ПОТОПАХ) И КСТАТИ, ПРО МАМОНТОВ (2 части)

Ну а что до слонов то, говоря словами Полиграф Полиграфыча Шарикова – "Слоны, они животные полезные" ("Собачье Сердце" М.А.Булгаков) Еще во второй четверти XV века в Евразии жили «неведомые» звери, видно по карте Борджиа 1430 года. На ней в районе между Камой и Яиком изображен мамонт верховного правителя с седлом на спине (то что это именно мамонт, видно по изображенной шерсти на туловище объекта)

Да и изображения слонов на территории погибшей в мировой катастрофе () страны Катай – не редкость. (карта Келлера 16 век)

Вот леопард, на старинной карте 15го века, примерно район Белого моря .

Вот грифон, на той же карте, район современного г.Воркута

И таких изображений, подтверждающих иной, более теплый (чем в наше время) климат северных территорий нашей страны, множество (из того что сохранилось на данный момент) А сколько еще всего кануло в лету, или содержится в спецхранах и запасниках музеев , в частных коллекциях? Острие шила правды все равно выглядывает из мешка лжи, как ни крути. Слишком длинным этот пост решил не делать – тема всем известная и многими трудами соратников освещена интересующемуся пользователю, да и аз, грешный, приложился, по ссылкам можно ознакомиться кое с чем (СЛЕДЫ ПОТОПА В ТВЕРИ) так, информация к размышлению…(ЛЕДНИК В АФРИКЕ ИЛИ ГИГАНТСКИЙ ШПАТЕЛЬ)

И в довесок – ссылка на ресурс (ВКонтакте) где можно скачать и спокойно изучать этот ценный исторический документ в 20 частях (!!!) Правда много неинтересного, откровенно скучного (если долго читать – сама манера изложения сильно отличается от современной) но кое что выудить, я думаю можно. В основном это официальные документы, деловая переписка (грамоты) но есть и такие вот реликвии. (отчет о путешествии) есть даже театральные постановки того времени, комедии.

П.С. вообще, сама манера и стиль официального письма того времени обязывала к соблюдению многих формальностей, положенных по чину, как то – перечисление регалий, клятвы верности правителю, выражения благодарностей всякого рода ему же, и прочая и прочая, и читать всё это долгое время весьма утомительно современному человеку (на мой взгляд)

В западной цивилизации и культуре словосочетание «Всемирный потоп» не нуждается в подробном разъяснении и расшифровке. Здесь сложилась устойчивая ассоциация с описанными в Ветхом Завете событиями, повлекшими за собой затопление всей суши и гибель почти всего живого, за исключением спасшихся на ковчеге праведного Ноя и его семьи. Однако библейская история о потопе далеко не единственная – у неё есть как предшественники, так и аналогии по всему миру.

О потопе – раньше Ветхого Завета

То обстоятельство, что библейское повествование возникло не на пустом месте, а в русле определённой традиции, для специалистов уже очевидно. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с вариантами легенд о потопе, которые существовали раньше, чем были записаны еврейские священные тексты, в районе древнейших цивилизаций Ближнего Востока – Шумера, Аккада, Вавилона.

Шумерская версия сказания о потопе представлена в виде поэме о Зиусидре, благочестивом царе одного из шумерских городов, который к тому же был жрецом бога Энки. Именно в храме Зиусидра услышал от Энки, решившего спасти своего верного слугу, о том, что боги на своём совете решили устроить великий потоп и уничтожить всё человечество. Полный текст поэмы о Зиусидре не сохранился, так что подробностей того, как именно готовился к своему спасению герой, нет. Однако судя по тому, что в финале повествования Зиусидра, после продолжавшегося семь дней и ночей потопа, вышел из корабля и принёс богам жертвы, ему были даны инструкции о строительстве спасительного судна.

В общих чертах эта история повторяется в аккадской и вавилонской версиях сказания о потопе. Аккадский герой Атрахасис как мог спасал человечество от бедствий, насылаемых со стороны богов (расплодившиеся люди стали своим шумом мешать богам), но против потопа у него не было противодействия. Один из богов, дружелюбный к мудрому Атрахасису, предупредил его о потопе и приказал построить корабль, куда тот мог бы взять семью, помощников и всевозможных животных. Аналогичные события происходят с героем вавилонской версии, мудрым царём Утнапиштимом. Правда, в вавилонской поэме появляется ставшая затем характерной деталь – как во время потопа Утнапиштима поочерёдно высылал птиц и все они возвращались, и лишь когда не вернулся ворон, то стало понятно, что вода уходит.

Библейский потоп: важны не следствия, важны причины

Собственно, каждый, кто ознакомился непосредственно с библейским повествованием о Всемирном потопе, признает, что вышеперечисленные шумерские, аккадские и вавилонские сказания очень похожи на данную часть Ветхого Завета. В Библии рассказывается о том, как праведнику Ною Бог повелел строить огромный ковчег, причём дал ему подробные технические и инженерные указания. Ной с семьёй строил ковчег на протяжении 120 лет (согласно Библии, в древности люди жили сотни, иногда даже свыше тысячи лет), в то время как все вокруг смеялись над ним. Но затем начался потоп, когда вода прибывала сорок дней и ночей – спаслись только Ной и его семья на ковчеге, а также все твари, которых пророку также было велено взять с собой. После долгих плаваний Ной несколько раз выпускал птиц, пока однажды, не дождавшись одной из них, понял, что можно искать сушу.

«Фактологические» совпадения библейской легенды с легендами соседей израильского народа несомненны, что вкупе с более ранними датами возникновения темы потопа в культуре Шумера, Аккада и Вавилона дало основание ряду учёных говорить о прямом заимствовании. Впрочем, есть немало сторонников и той версии, что нельзя говорить о простом переносе уже существовавших легенд о потопе в священные древнееврейские тексты. Отстаивается точка зрения, что сказания о потопе носит общечеловеческий универсальный характер. И для этого мнения есть основания: так как учёные насчитали по всему миру у различных этносов и религиозных групп около 250 версий сказаний о потопе.

К тому же даже скептики признают, что в библейском изложении история о потопе и спасении Ноя носит куда более глубокий, общечеловеческий характер, благодаря которому именно она и стала одной из фундаментальных для современной цивилизации. В предшествующих вариантах сказания потоп был следствием прихоти богов, которые либо вообще никак не мотивировали своё желание извести род человеческий на корню, либо «придирались» к таким поводам, как излишний шум от человеческой жизнедеятельности и тому подобными. Библия же поставила во главу угла нравственную проблему: в Книге Бытия потоп сам по себе мало значим, куда более важно, что к нему привело. А привели к нему многочисленные человеческие грехи и столь слепое равнодушие людей ко всем попыткам Творца наставить их на путь истинный, что Бог даже раскаялся в том, что сотворил человека. Таким образом, библейское повествование о потопе носит, прежде всего, не литературный и не катастрофический, а назидательный характер.

Время

Время всемирного потопа: есть варианты…

Прошло то время, когда всё библейское повествование считалось сборником легенд, мифов и просто фантазий. В настоящий момент учёные обнаруживают в Библии отсылки и указания на многие действительно имевшие место быть исторические события, личности и явления. Одним из таких является Всемирный потоп – специалисты в большинстве своём сошлись на том, что природные катаклизмы, ставшие основой для сказаний о потопе, действительно случались. Вопрос лишь в том, когда…

А был же по-настоящему всемирный потоп

Если не касаться проблемы того, был ли описанный в Ветхом Завете потоп, который Ной с семейством и с парами всяких тварей пережил на ковчеге, действительно всемирным или локальным, то, примечательно, что в истории Земли были катаклизмы, имеющие все основания претендовать на звание всемирного потопа. Одним из таких учёные называют гигантское цунами, накрывшее практически всю сушу примерно 200 миллионов лет назад. Правда, в те далёкие времена, на границе триасового и юрского периодов, материки выглядели совершенно иначе, нежели сейчас, однако сути это не меняет – уже существовала суша, и она была затоплена.

Свидетельства потопа были найдены сравнительно недавно, ими стали обнаруженные на территории Германии известняковые горные породы, образующие слой толщиной примерно в 20 сантиметров. Этот слой, по мнению специалистов, образовался в результате приливной волны огромной силы, которая смыла со дна простейших морских животных того времени, окаменевшие останки которых во множественном количестве найдены в слое. По расчётам учёных, волны достигали в высоту сотен метров, то есть в десятки раз превышали максимальные и фиксируемых в наше время цунами (самые высокие из которых – 50-60 метров). Такой волны было достаточно, чтобы затопить большую часть суши по всей Земле, за исключением высоких горных хребтов. Причиной такого катастрофического цунами и потопа могла стать катастрофа глобального масштаба, например, падения большого метеорита или кометы.

Вычисление даты библейского потопа «на бумаге»

Если же говорить о времени, когда должен был произойти тот потоп, который описан в Книге Бытия и потому стал наиболее знаменитым в истории и культуре, то, прежде всего, нужно прибегнуть к вычислениям на основе источников. В конце концов, этот потоп стал известен из документов, следовательно, и первоначальное определение его времени нужно построить на письменных источниках. И тут наблюдаются разные варианты. Если исходить из данных, приведённых относительно времени потопа в Септуагинте (древнейший перевод книг Ветхого Завета на древнегреческий язык, датируемый III-II веками до нашей эры), то при расчётах получается 3183 год до нашей эры.

Но большинство специалистов предпочитают ориентироваться на масоретские тексты, то есть на тексты Ветхого Завета, которые считаются каноническими в иудейской традиции. Здесь дата потопа будет другой, так как проследить эту хронологию придётся в обратном порядке. В Ветхом Завете особое внимание уделяется радостному для евреев событию, когда персидский царь Кир, победивший Вавилон, где евреи находились в пленении, разрешил этому народу вернуться на родину. Из исторических источников известно, что это был 537 год до нашей эры. Применяя библейскую хронологию, основанную на периодах, получается дата 1513 года до нашей эры. Затем по библейскому тексту отсчитывается дата Завета Бога с Авраамом (1943 год до нашей эры), а зная продолжительность жизни библейских персонажей вплоть до Арфаксада, родившегося, по тексту Библии, через два года после потопа, временем самой катастрофы становится 2370 год до нашей эры.

Научные изыскания по дате всемирного потопа

Впрочем, как только началось серьёзное научное изучение проблемы точной датировки описанного в Библии потопа, дата 2370 года до нашей эры была отвергнута одной из первых. Никакие данные, ни археологические, ни геологические, не подтверждали того факта, что хотя бы в ближневосточном регионе в этот период было крупномасштабное наводнение. Однако обнаружились данные, которые позволили сформулировать несколько теорий, когда же на самом деле произошли события, давшие реальные основания для возникновения повествования о Всемирном потопе.

Наиболее приемлемой для академической науки считается гипотеза, согласно которой сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, нашедшие отражения затем в Ветхом Завете, являются воспоминаниями о катаклизме, датируемом примерно 5500 годом до нашей эры. Именно в тот период из-за грандиозного землетрясения Чёрное море перестало быть замкнутым морем (каковым в наши дни является, например, Каспийское море). Уровень воды поднялся на 140 метров, Средиземное море оказалось соединённым с Чёрным через проливы, а береговая линия увеличилась вдвое, затопив территории, которые на тот момент были одними из самых густонаселённых людьми районами. Память об этой природной катастрофе , уничтожившей огромное по тем временам число людей, согласно данной теории, и трансформировалась затем в сказания о Всемирном потопе.

Версия Библии

Библия о Всемирном потопе: второе рождение человечества

В настоящее время учёные (историки, лингвисты, религиоведы, археологи и представители ряда других гуманитарных дисциплин) склонны считать, что распространённые по всему миры легенды и сказания о Всемирном потопе являются проявлениями коллективной памяти человечества о далёкой глобальной стихийной катастрофе. Но наиболее известно, конечно, библейское повествование о потопе, ставящее, прежде всего, нравственные проблемы.

Когда терпение Творца переполнено

Книга Бытия, неотъемлемая составная часть Ветхого Завета, довольно подробно рассказывает о Всемирном потопе, о «мотивах» Господа пойти на такой шаг, о самом потопе и о событиях, последовавших ему и напрямую с ним связанных. Согласно логике библейского повествования, Всемирный потоп был обусловлен не только жизнью современников Ноя, сколько всей историей человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы, изгнания их из рая и дальнейшего разделения людей на потомков братоубийцы Каина и потомков Сифа, третьего сына Адамы и Евы. Человек от поколения к поколению всё дальше удалялся от Бога и привносил в мир, созданный Творцом идеальным, всё больше и больше зла.

В результате к определённому моменту сложилась такая ситуация, что, как гласит Книга Бытия Господь раскаялся в том, что вообще создал человека, так как тот не только впал во зло сам, но и способствовал изменению идеального порядка во всём мире, в том числе и в природе. К тому же до сих пор существует загадка относительно упоминаемых в Библии неких исполинов, родившихся от «сынов Божиих» и «жен человеческих». О том, кем же были эти исполины и какую роль они играли в мире, до сих пор идут споры, однако их причастность к божественному решению об устроении Всемирного потопа в Библии оговаривается однозначно. Человечеству был дан последний шанс, период в сто двадцать лет, когда оно могло исправить свою жизнь, но оно этим шансом не воспользовалось.

Каждой твари по паре…

Единственным праведным семейством, то есть семейством, жившим в соответствии с нравственными понятиями, угодными Богу, было семейство Ноя. Именно ему и его родственникам Бог решил даровать спасение (многие христианские богословы указывают на то, что существование хотя бы нескольких праведников убедило Господа в том, что человечество небезнадёжно). Поэтому Он приказал Ною построить огромный ковчег, куда могли бы уместиться он и его семья, всякой живой твари по паре, чтобы после потопа заново заселить землю, и достаточно запасов для многих дней плавания.