Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской построили на территории Сретенского монастыря в центре Москвы. Его спроектировали при помощи технологии информационного моделирования зданий - BIM. Корреспондент портала Стройкомплекса узнал, зачем в храме «умная» система управления, подогрев пола, точки WI-FI, «колонки-невидимки» и что такое 3D-мэппинг икон.

Сретенскому монастырю более 600 лет. Это место, куда стремятся попасть люди из разных уголков России. На богослужения съезжаются тысячи прихожан. Старая церковь, особенно во время православных праздников, была переполнена, люди вынуждены были стоять службу под открытым небом и в снег, и в дождь.

Поэтому рядом, на ул. Большая Лубянка, вл. 17, было решено построить новый просторный храм. Он посвящен увековечению на территории монастыря памяти погибших за христианскую веру в годы гонений на Церковь. Этот храм - памятник победы Иисуса Христа и Его святых учеников - Исповедников и Новомучеников.

Решение о строительстве было принято в 2011 году, а в декабре 2012-го провели открытый конкурс на проект храма. Работы велись три года и три месяца. Собор уже открыт и может принять более 2 тысяч прихожан.

Год назад, 25 мая 2017 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма. На торжественной церемонии присутствовал президент России Владимир Путин. Он преподнес в дар храму икону Иоанна Предтечи XIX века, которую поместили в алтаре.

Храм поражает своей красотой и величием. Центральный купол весит 25 тонн. Его при сильнейшем ветре поднимали на высоту 50 метров специальным краном весом 500 тонн.

Собор украшают золотые купола, нанесение позолоты проводилось по гальванической технологии. Ее особенность в том, что позолоту не просто наносят на обрабатываемую поверхность, а молекулы вещества проникают в поверхностный слой обрабатываемой детали.

Храм облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля и Москвы.

В здании пять этажей, в том числе подземный. Здесь расположены основной и малый залы для проведения служб, притвор, кафоликон (средняя часть храма), солея, алтарь, хоры, представительские помещения.

Подземное пространство занимают духовно-просветительский центр, помещения обслуживания риз, хранения церковной утвари и другие. Здание оборудовано четырьмя лифтами.

В храме есть уникальная купель, состоящая из трех частей. Две из них - сухие, а центральная часть заполняется водой, где и проводится крещение. За год здесь окрестили более 160 человек. Купель сделана из бетона, на ней изображены композиции петербургского художника-мозаичиста Игоря Лаврененко.

Специально для храма написано 47 икон, большая часть из них выполнена в русско-византийских традициях. Еще до нанесения штукатурки было решено воспользоваться 3D-мэппингом (от англ. mapping - отражение, проецирование). Это направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект с учетом его геометрии и местоположения в пространстве.

Специалисты создали компьютерный макет иконографии стен и купола. Ночью при помощи проекторов образы святых «высветили» в храме, чтобы сделать оригиналы максимально точными. Только после ЗD-мэппинга за работу взялись художники.

Инженерные коммуникации - это гордость строителей и проектировщиков. Они разрабатывались при помощи BIM-технологии (Building Information Modeling, информационное моделирование здания).

Если коротко: храм сначала вырос в специальной компьютерной программе - 3D-проекции. Это не просто объемная картинка для проведения конструктивных расчетов, а единая модель, с которой работали специалисты всех профилей, от архитектора до сметчика. В ней хранилась вся информация об объекте.

Сколько нужно стройматериалов, какая начинка здания, а главное - можно было увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их - одним кликом компьютерной мыши. BIM -модель дает возможность управлять строительством на всех этапах - от создания проекта до сдачи объекта в эксплуатацию. Причем BIM теперь используют и при эксплуатации объекта.

Итак, храм построили в 3D-модели, и в ней создали проект всей разводки инженерных коммуникаций. Здесь работает система климат-контроля для комфорта прихожан и сохранения качественной отделки и икон. Есть подогрев пола, а также приточно-вытяжная система вентиляции.

Благодаря BIM-моделированию удалось грамотно «спрятать» инженерные сети. Все коммуникации находятся за стенами и в потолке, для обслуживания и ремонта предусмотрели специальные «лючки». Под храмом находятся технические помещения.

В соборе есть Wi-Fi, а у священников - микрофоны и планшеты для управления светом и звуком. Во время богослужений звук может транслироваться не только на улицу, но и в интернет. Такие технологии уже внедряются в Москве. Весь собор оборудован колонками-невидимками, их около 36 только в нижнем храме.

Сейчас коллеги из-за рубежа обращаются в Сретенский монастырь за помощью во внедрении такой же системы. Наши специалисты уже сделали звуковое оборудование в храмах Сан-Франциско и Мюнхена.

В реализации проекта храма участвовали передовые московские компании, генеральный проектировщик «Проектная мастерская «Точка Сборки», главный архитектор и автор концепции храма Дмитрий Смирнов, технический заказчик ООО «Экспертинжстрой», генеральный подрядчик ПАО «Мостотрест».

В Сретенском монастыре Москвы, что на Лубянке, освятили храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Сретенский монастырь был возрожден в 1993 г. Тогда на территории обители братия еще находила останки убиенных – их собрали и захоронили на месте еще недавних (до 1949 г. точно, но, возможно, и позднее) расстрелов, справа при входе в нынешний монастырь. Над останками страдальцев в 1995 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II установили Поклонный крест. Иеромонах Клеопа (Данелян), насельник обители, рассказывает, что святыню уже в наше время даже пытались осквернить, начертав какую-то брань черной краской, точно мученики мало приняли здесь издевательств и кому-то не терпится поглумиться еще.

В 1999 г. монастырь обрел своего ныне уже святого настоятеля, до революции возглавлявшего монастырь священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Тогда его мощи были перевезены из Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, на кладбище которого святой был упокоен. Он умер в ленинградской тюрьме «Кресты» при пересылке из Соловецкого лагеря в Казахстан.

Заключенных, гонимых по этапу от одной пересыльной тюрьмы к другой, содержали в таких условиях, что вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Владыку по дороге обокрали, он остался в одном рубище, кишащем насекомыми. (Те, кто это пережил, оставшись в живых, рассказывали, что одежда от такого количества вшей могла становиться просто тяжелой.) В горячке его бросили в камеру «Крестов». Через день тяжелобольного архипастыря-арестанта отправили в больницу, куда он вынужден был, подталкиваемый конвоирами, идти пешком.

Через несколько дней там он скончался. В бреду владыка говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен…» Врач, находящийся рядом, чтобы констатировать смерть, потом свидетельствовал, что, умирая, владыка благодарил Бога, радуясь скорой встрече с Ним.

Когда ленинградский митрополит Серафим (Чичагов), сам будущий священномученик, добился того, чтобы выдали тело архиерея для захоронения, пришедшие за телом владыку Илариона не узнали. Ему было всего 43 года, но из крепкого, полного сил, утонченно красивого человека, он превратился в изможденного старика, накануне смерти его обрили. Одна из родственниц покойного, увидев его в гробу, упала в обморок.

Прославленный Русской Православной Церковью Заграницей в лике новомучеников еще в 1981 г., при перенесении мощей в Сретенский монастырь Москвы священномученик Иларион был прославлен как местночтимый святой, и уже в 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе в праздник Преображения Господня сопричислен к сонму святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

На праздник Вознесения Христова в этом году мощи священномученика Илариона торжественным крестным ходом вдоль многих сотен хоругвей с ликами таких же страдальцев, увенчанных ныне у Господа вечной славой, перенесли в новый собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

«На этом месте страданий, – сказал при освящении Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл, – воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову, – как символ того, что пали демоны, и никакой диавольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует, потому что сила Божия сильнее силы диавольской».
Которая, безусловно, и сейчас встает на дыбы, изощряясь помешать, перессорить, натравить…

Как же надо было молиться силе Христовой: «Да воскреснет Бог…»

Ныне уже всем просто очевидно, что это место точно ждало, чтобы подъять храм. Как несомненна и воля Божия на это белокаменное торжество, с такой откровенностью являющая свои улики… В квартале ФСБ, в самом центре Москвы, где нет и клочка земли, не напичканного коммуникациями, вдруг находится пятачок, свободный от их засилья, – можно рыть котлован… Но до этого – масса согласований. Без Промысла Божия здесь такой храм за три года, что требовало максимальной концентрации сил и работающих, было бы не возвести.

Когда еще только приступали к стройке, предполагалось, что это будет храм Новомучеников и Исповедников на крови, что на Лубянке. Но пасхальная радость – пересилила боль! И собор получился под стать: светлым и умиротворяющим.

В цветовом решении убранства внезапно преобладает зеленый – это самый посюсторонний цвет! Новомученики точно возвращаются в этот мир, из которого их так надменно и, как казалось палачам, навсегда изгнали. Это тот самый зеленый, ставший для Сретенского монастыря после выпуска бестселлера «Несвятые святые» и последовавшей «зеленой серии» книг своего рода фирменным цветом.

Работа над храмом вообще увенчала перспективу ряда проектов, начатых с создания в самом конце 2010 г. Патриаршего Совета по культуре, председателем которого ныне является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Это и выпуск в 2011 г. уже упомянутой книги «Несвятые святые», все средства от реализации миллионных тиражей которой пошли на строительство храма, и запуск цикла выставок «Россия. Моя история», пролегоменами которой стало в том же 2011 г. подведение итогов 20-летия возрождения Русской Православной Церкви с устроенным коридором памяти Новомучеников и Исповедников. Тогда это был темный с красными отсветами и кадрами подчас зловещей кинохроники туннель…

Теперь огромные окна по всему периметру стен высочайшего в белой облицовке резного владимирского известняка храма оркеструют игру света внутри, трепетно бликующего на фактурных фресках новомучеников, сопричтенных отрисованным тут же сюжетам евангельской истории. А в закатный час собравшиеся на вечернее богослужение с замиранием ждут, когда последний луч солнца блеснет, высвечивая средоточие храма – крест над одноярусным, по византийской традиции, иконостасом.

В этом величественном соборе есть множество реплик из Святой Софии Константинопольской – в частности, ступенька, возвышающая заступ к Престолу над уровнем пола всего алтаря и центрирующая нижний храм святителя Иоанна Предтечи и 12 апостолов крестильня, воспроизводящая древний тип баптистерия с тремя спусками: для священника, совершающего таинство, крещаемого и его крестных родителей.

Это одна из загадок этого впечатляющего пространства, отстроенного аккурат к 100-летию русской катастрофы.

Кстати, первая литургия была отслужена на крыльце храма под открытым небом в день 100-летия вынужденного отречения царя Николая II от престола и явления Державной иконы Божией Матери 15 марта.

В чем же состоит этот Русский урок? Скоро зрителей ждет премьера одноименной серии «Гибель империи… урок» – по мотивам недавней истории России.

Хотя сам храм уже прообразует Воскресение.

Что это значит – принять Крещение там, где новомученики держали страшный экзамен на силу и стойкость веры, – и выдержали его? Как они здесь читали Символ веры? Наверняка кого-то из оглашающих эти своды своим исповеданием это сопоставление изведет на узкий и крестный путь, каковым является жизнь каждого христианина в любые времена. Какая ответственность принять здесь Таинство Крещения, но и какой залог упования!

Сможем ли мы так прощать и любить, как это во образ Христов нам напомнили новомученики и исповедники Церкви Русской, молящиеся за своих мучителей, перед казнью благословляющие палачей…

Безусловно, здесь будут креститься потомки и тех, кто страдал, и тех, кто над убиваемыми изгалялся, – так как вся страна у нас наследует либо тем, либо другим, а зачастую и тем и другим вместе. Этот храм называют храмом примирения.

«Глубоко символично, что новый храм освящается в год 100-летия февральской и октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке, – сказал глава государства Владимир Владимирович Путин на освящении храма. – Мы знаем, как хрупок гражданский мир… Поэтому наша общая обязанность – делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации».

Освящением храма в праздник Вознесения Господня 25 мая этого года отметили также 10-летие воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. «Восстановление единства, – отметил президент, – стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас».

«Храм Новомучеников, построенный на Лубянке, знаменует не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти», – комментирует итог работы наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон.

Это та ликующая сила Света, в которую призваны войти все. Много званых (Мф. 22:14).

Здесь в новом храме трудно не покаяться: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды ни имам да вниду в онь…»

Среди новомучеников и исповедников, чьи одежды убелены (Откр. 7:14), нечистота своей души особенно откровенна…

Именно этот примиряющий ресурс покаяния, преподанный нам в опыте новомучеников, как неоднократно отмечали представители зарубежной делегации, прибывшей на празднование и освящение собора во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, сделал в свое время это объединение возможным.

Принявший участие в освящении собора архиепископ Берлинский и Западно-Германский Марк, строитель уже более 35 лет назад первого в мире храма, освященного в память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, – кафедрального собора в Мюнхене, не устает повторять, что почитание новомучеников – самое драгоценное, что есть и может быть в жизни каждого из нас.

Отсюда великолепие – изводящего душу в трепет – храма. Кажущегося громадой, возвышающей над серым кварталом золотые, сверкающие на солнце апокалиптической вязью купола и кресты, а внутри… «Опять маленький храм построили!» – удивился некто тому, что внутри, как и в старом малом соборе, не протолкнуться, и, запрокинув голову на фрески Господа Иисуса Христа и Его учеников-новомучеников под куполом, ахнул: «Мы думали они умерли, а они смотрят на нас! Они молятся о нас!»

Ольга Орлова
Фото С. Власова, О. Варова (Patriarchia.ru), А. Горяинова (Pravoslavie.ru)

November 26th, 2017 , 10:05 pm

За белокаменной стеной высятся золотые главы величественного храма. Редкие лучи осеннего солнца скользят по венчающим купола крестам. Стоит войти через приоткрытую калитку и сделать несколько шагов по территории обители, как начинаешь ощущать преисполняющую сердце радость от созерцаемого благолепия и соприкосновения с тишиной. В нескольких километрах от Кремля расположился довольно небольшой по площади, но при этом один из самых крупных по численности братии московских монастырей - Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. В его стенах насельники и паломники денно и нощно славят Имя Господа Бога нашего и молятся за весь мир.

Сейчас в этом укромном духовном оазисе посреди шумного, суетливого мегаполиса ничто не напоминает о трагических событиях начала XX века. Десятилетия безбожия, безумства и ненависти оставили на теле нашей страны кровоточащую рану, которая не затянулась до сих пор. По соседству с монастырской стеной располагается то самое здание на Лубянке, долгое время от случайных мыслей о котором у многих выступал холодный пот. В его кабинетах были вынесены тысячи смертных приговоров. Среди жертв репрессий были и насельники скромной обители.

После закрытия обители в 1925 году, большинство монастырских построек были разрушены, в том числе и один из древнейших в столице храмов - храм в честь Марии Египетской. В уцелевших же помещениях обосновалось общежитие НКВД. На территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. В 2011 году на проповеди, посвященной Неделе мытаря и фарисея, епископ Тихон (Шевкунов) назвал участок монастырской земли, пропитанный кровью святых мучеников, «антиминсом, тем благословенным платом, на котором совершается Божественная литургия в храме». В 1995 году в память о жертвах богоборческий власти при входе в монастырь был установлен поклонный крест.

В наши дни в храмах Сретенского монастыря вновь звучат молитвенные песнопения, славится Имя Всевышнего, и вера постепенно оживляет наши сердца. Обитель стремительно возрождается: вот уже выстроен и освящен новый храм, при монастыре действует издательство, литературное кафе, активно ведется миссионерская деятельность.

При Сретенском монастыре с 1999 года действует духовное училище. В 2002 году оно было преобразовано Сретенскую духовную семинарию. Ректором семинарии является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря. Сейчас более 200 воспитанников учатся в Сретенской семинарии, чтобы проповедовать Слово Божие по миру.

Первый год обучения юноши проводят в скиту под Рязанью. Там все устроено для полноценного учебного процесса: у курса есть свой духовник, из Москвы к учащимся приезжают преподаватели. При этом первый год, проведенный в удалении от привычной столичной жизни, помогает воспитанникам утвердиться в выбранном ими пути. Со второго курса семинаристы продолжают обучение в Московском корпусе. Здесь они не только учатся, но и несут некоторые послушания, участвуют во многих проектах обители.

В стенах семинарии сформировался знаменитый хор Сретенского монастыря, который поет на богослужениях в обители, а также участвует во многих концертах и фестивалях.

Во время экскурсии, которую для нас организовали и провели Юлия rijaya_koshka и сотрудница паломнической службы Сретенского монастыря Мария, нашей группе благословили побывать в учебном корпусе. При входе нас встретила фреска, на которой Ангел Господень ведет человека за руку. Так Всемилостивый Господь протягивает свою руку каждому своему чаду. И лишь сам человек, своевольничая как капризный и непослушный ребенок, вырывает свою ладошку из руки Отца, а потом, потерявшись, и горько плачет вдали от своего Родителя.

6. В духовной семинарии

Стоило переступить порог семинарии, как сразу возникло ощущение, будто мы вошли в храм. Приглушенный мягкий свет, на стенах - лики святых. Центральное место занимает фреска «Иисус Христос и Его ученики». По обеим сторонам от Спасителя изображены подвижники благочестия разных времен. Рядом установлен интерактивный дисплей, на котором воспитанники семинарии могут узнать об изображенных на фреске святых и прочесть важные новости обители.

7. В духовной семинарии


8.


9.


10.


11.


12.


13.

14. Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Последний раз, когда я была в Сретенском монастыре, на его территории полным ходом велись строительные работы. Новый храм тогда был скрыт за ограждением. И вот благодаря приглашению Юли появилась возможность побывать в недавно освященном храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Уже издалека собор поражает благолепием. Своим торжественным видом он напоминает о Победе Спасителя над смертью и величии подвига Воинов Христовых, пострадавших за веру в богоборческие годы. Не все работы в храме завершены, поэтому мы смогли побывать только на небольшом, специально приготовленном для группы участке и приложиться к честным мощам владыки Илариона. Но даже краткое знакомство произвело сильнейшее впечатление.

Необходимость строительства нового, большого храма в Сретенском монастыре ощущалась давно. Единственный уцелевший после лихолетья собор в монастыре в дни особых церковных праздников не вмещал всех верующих, и многим приходилось слушать богослужение, стоя на улице. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2012 году был проведен конкурс проектных работ. На рассмотрение жюри было представлено 48 эскизов, из которых был выбран проект, лучшим образом отражающий идею торжества духовной победы новомучеников и исповедников российский и решающий все поставленные заказчиком технические задачи. В 2014 году в Сретенском монастыре начались строительные работы, а в мае 2017 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения нового храма.

Стены собора, украшенные резными узорами из белого владимирского известняка, напоминают о древних храмах Владимирской земли. Глядя на причудливые орнаменты вспоминаются образы храмов Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, Димитрия Солунского во Владимире, Георгиевского собора в Юрьев-Польском.

Верхний храм освящен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний - в честь святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. В Иоаннопредтеченском храме расположен баптистерий, то есть купель для крещения. Когда наша группа зашла в собор, там как раз совершалось Таинство Крещения. Мы постарались не мешать и ограничились изучением фресок с библейскими сюжетами в притворе.
22.

Притча о званных на брачный пир:
«…Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.» [Мф. 22, 1-14]
23.


24.

Притча о добром самарянине:
«… И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.» [Лк. 10, 25-37]
25.

Притча о сеятеле :
«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! [Мф. 13, 1-9]
<...> к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. [Мф. 13, 19-32]»
26.

О фарисее и мытаре:
«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» [Лк. 18, 10-14]
27.


28.

Войдя в верхний храм, вся наша группа на мгновение замерла от восторга - такой он величественный и торжественный. Взгляд старался охватить все пространство и вскоре остановился на фреске над алтарем с изображением Спасителя, окруженного сонмом святых Апостолов и Святых, в том числе и Новомучеников.
29.


30.


31.


32.


33.

34.


35.


36.

27. Святой благоверный князь Александр Невский

Честные мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, ранее пребывали в соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. По окончанию строительства нового храма и освящения его в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской святыня была перенесена на новое место. Теперь верующие могут помолиться у раки с мощами святого в новом соборе.

28. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии. С детства мальчик стремился к знаниям. В возрасте пяти лет Володя, подражая Михаилу Ломоносову, вместе со своим трехлетним братом решил отправиться в Москву, чтобы учиться. Когда уставший братишка начал плакать, Володя сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Правда, в тот раз добраться до столицы отроку не удалось. Родители вовремя спохватились и возвратили детей домой. Но тяга к учебе в будущем архиепископе Верейском не угасала никогда.

В 1900 году Владимир окончил Тульское духовное училище. В 1906-м он с отличием завершил курс Тульской духовной семинарии и поступил в Московскую духовную академию. В 1910 году юноша окончил академию со степенью кандидата богословия и остался при ней в качестве профессорского стипендиата. 28 марта 1913 года в жизни Владимира Троицкого произошло очень важное и долгожданное событие. В скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принял монашеский постриг с именем Илариона, а спустя два месяца был рукоположен в иеромонахи. 30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждили в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.

29. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, святитель Иларион, как член Поместного Собора 1917 - 1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества.

С приходом к власти большевиков начались гонения на Церковь, сопровождаемые арестами, репрессиями, изъятием церковных ценностей, осквернением святынь, варварским разрушением храмов, живодерскими издевательствами над верующими людьми, в том числе и над малолетними детьми, стариками и женщинами.

В первую очередь свой гнев богоборческая власть обрушила на священнослужителей и монашествующих. Архимандрит Иларион впервые был арестован в 1919 году и провел в Бутырской тюрьме три месяца. После освобождения о. Иларион поселился в Москве у своего земляка и друга по академии священника Владимира Страхова. Отец Владимир служил в церкви Святой Троицы в Листах, находящейся на Сретенской улице.

В 1920 году архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же владыка был назначен наместником московского Сретенского монастыря.

30. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Епископское служение стало его Крестным путем. В день своего наречения о. Иларион сказал: «Прежде я читал книги, теперь должен читать сердца человеческие, эти мудрейшие и часто вовсе непонятные письмена. Тогда писал я чернилами на бумаге, отныне предстоит мне благодатью писать образ Божий в душах человеческих. Прежде учил я, отныне должен вести ко спасению. Раньше мог я оставаться под спудом - ныне вы поставляете меня на свещнице церковном. Прежде я мог скрываться от людей и быть в любезной неизвестности - отныне должен светить людям светом добрых дел. Всей душою любил я жизнь академическую, от мира отрешенную, над миром возвышенную, уединенную, как бы пустынную. Ныне вы отнимаете надежду в эту пустыню снова и всецело возвратиться».

В сентябре 1921 года последовал новый арест. Поводом послужило то, что в престольный праздник Сретенской обители святитель Иларион добился у директора Третьяковской галереи И.Я. Грабаря разрешения взять на один день чудотворный Владимирский образ Божией Матери в Сретенский монастырь, что вызвало значительное скопление верующих. Некоторое время святитель провел в тюрьме, но вскоре был освобожден.

Спустя два года после его хиротонии о. Иларион был вновь арестован и отправлен в ссылку на год в Архангельск. Власти приняли декрет об изъятии церковного имущества и хотели принудить Патриарха Тихона направить духовенству соответствующий указ о сдаче ценностей. Богоборцы пытались оказать влияние на Святейшего посредством арестов приближенных к нему священнослужителей, в числе которых был владыка Иларион.

Помимо гонений со стороны самой богоборческой власти православная вера подверглась в начале XX века и другому нападению - обновленчеству. Сторонник Патриарха Тихона, архиепископ Иларион всеми силами старался противостоять церковному расколу и отступлению от истинной веры. В 1923 году он сослужил всенощное бдение в Сретенском монастыре, захваченном в то время обновленцами. Владыка Иларион великим чином освятил собор, который совершается в случае осквернения храмов. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в лоно Матери-Церкви.

В августе 1923 года Святейший Патриарх Тихон возвел о. Илариона в сан архиепископа.

Покровительствующие обновленцам чекисты не могли просить владыке отказ от сотрудничества и отступления от своих убеждений. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».

Кроткий, смиренный пастырь, исполненный христианской любви, и вместе с тем бесстрашный Воин Христов, архиепископ Иларион не оставил служения Христу и в лагере, своим примером являя образ истинного христианина. Находясь на Соловках, владыка сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он простодушно отдавал просящим все, что имел, не заботился о своих вещах и мирских благах. Владыка Иларион радовался мысли, что Соловки оказались школой истинных добродетелей - нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Благодушие святителя не было избирательным и простиралось даже на советскую власть. И на нее он мог смотреть незлобивыми очами. А доброе и мудрое пастырское слово владыки помогло прийти к покаянию многим заключенным, отбывающим вместе с ним свое наказание.

Милосердный святитель не делал различий между людьми разного происхождения и сословий. Одинаково с любовью он относился и к людям с самого «дна», и к совузникам-священнослужителям, и к своим надзирателям. Однажды во время бури в море унесло лодку с военкомом Суховым. Надзиратели и заключенные на берегу были уверены, что лодка и люди на ней обречены на верную гибель. Никто из лагерных охранников не отважился отправиться на помощь терпящим бедствие. Но владыка, помолившись и во всем полагаясь на Бога, вместе с несколькими заключенными, несмотря на шторм, выдвинулся на поиски пропавшего судна. И по Божией милости случилось чудо - глубокой ночью баркас отца Илариона вернулся вместе со спасенными на борту.

В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была отлична от Соловков. В тюрьме владыка пользовался особыми льготами - ему позволили получать книги духовного содержания. Архиепископ Иларион погрузился в чтение святоотеческой литературы и сделал много толстых тетрадей с выписками, которые после тюремной цензуры передавал своим друзьям на хранение. Святитель тайком посещал тюремного надзирателя, доброго человека, и вел у него собирание подпольной рукописной религиозной, советской литературы и копий всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.

Григорианцы неоднократно склоняли о. Илариона присоединиться к расколу, но верный Христу пастырь не соглашался отступить от своего Учителя, что злило богоборческую власть. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг его предложение получить помилование и войти в группу архиеев, готовящих церковный переворот. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», - говорил он своему соузнику, обновленческому «епископу» Гервасию. Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Основанием для этого было сделано «разглашение» святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом.

На Соловках с Божией Помощью святителю Илариону удалось совершить нечто совсем невообразимое для того времени и места - отслужить в лагере Пасхальное богослужение.

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона закончился, но власти не желали его освобождения. В октябре священномученик был вновь осужден на три года. На этот раз владыку приговорили к высылке в Казахстан на три года, куда его отправили этапным порядком. В дороге святитель заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. В горячке владыку привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Когда о. Иларион в тяжелейшем состоянии оказался в больнице, доктора были уже не силах ему помочь. Врач, присутствовавший при кончине владыки, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...». Это произошло 15(28) декабря 1929 года.

Благодаря стараниям Ленинградского митрополита Серафима (Чичагова) власти разрешили похоронить святителя в соответствии с его саном. Священномученик Иларион (Троицкий) был погребен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы (г. Ленинград). В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь.

25 мая 2017 года Святейший Патриарх Кирилл освятит великим чином новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре Москвы.

Во время освящения мощи духовного покровителя монастыря и его настоятеля в двадцатые годы священномученика Илариона (Троицкого) будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм, сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Мощи будут помещены в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где священномученик Иларион с 1924 по 1929 год провел в заключении.

Освящение храма начнется 25 мая 2017 года в 9.00, Литургия – в 10.00 . Накануне, 24 мая, в новом храме состоится Всенощное бдение (начало в 17.00).

25 мая вход в храм будет организован по пригласительным билетам. По традиции, это будут те, кто принимал участие в его создании: строители, архитекторы, инженеры, иконописцы, мастера по камню и металлу, а также другие труженики, более трех лет возводившие храм.

На монастырской площади будет организована трансляция богослужения и исповедь для готовящихся к причащению. По окончании богослужения осмотреть новый храм смогут всем желающие.

Справка

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре освящается на 100-летие революции в России. Собор призван прославить память православных христиан – мучеников и исповедников ХХ века.

Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

Высота храма – 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии.

Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Нижний храм нового собора посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий – купель для крещения, украшенная мозаиками по образцу древних византийских храмов.

На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Общая площадь фресок собора составляет 6530 кв. м. Специально для нового храма написано 47 икон, большая часть из которых – в русско-византийских традициях.

Освящение нового храма - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской - в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена - "на крови", на месте казней за веру - появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению - через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-"высказывание" огромного количества людей - около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) .

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

- Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

- Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

- Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице - в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь - Большая Лубянка - это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан - иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

- Как родился образ этого храма?

- Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели - к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект - доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.


- Сколько времени шла стройка?

- Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта - около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

- Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

- Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской "Коляда" Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства - русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то "переводить", если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

- Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

- Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря - на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках "Россия. Моя история", дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур...

- Вас критикуют за ваши художественные решения?

- Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации...

- Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий - представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.


Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема - Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий - место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

- Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

- Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

- В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер...

- Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией - компании "Мостотрест", множеству других фирм - от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух - четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве - Сретенским - тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге "Несвятые святые".

Теперешний наместник попал в монастырь - по послушанию.

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь "начинался" в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря - мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, "правой руки" Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: "Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью..."

Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: "Молчи, а то в карцере сгною...".

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. "Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!" - говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря "Несвятые святые". Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. "Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины".

Крестили Джулиана - теперь, по-православному, Юлиана - в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы - как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом - его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги "Несвятые святые" на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула "Древние говорили: длина вещей - суета, лишь высота их доставляет радость". "Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте", - резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.