Псковская духовная семинария - старейшее учебное заведение города. Ее открыли в 20-е гг. XVIII в. стараниями епископа Псковского и Нарвского Рафаила (Заборовского). Она была создана на базе существовавших с 1733 г. греко-латинских классов, размещавшихся в одном из приделов Троицкого собора Пскова.

В 1738 г. специально для семинарии было выстроено здание рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря. В 1770-х гг. здание было перестроено после пожара.

В XIX в. для расширения помещения семинарии архиепископ Евгений II (Казанцев) обратился в комиссию духовных училищ при Синоде с прошением о разрешении приобрести у жены инспектора Псковской врачебной управы Ефима Яворского деревянный дом на каменном основании за 6,5 тыс. рублей за счет средств семинарии. Комиссия разрешила произвести покупку дома Яворских и уведомила об этом архиепископа Евгения.

Некоторое время дом Яворских удовлетворял нуждам семинарии, но в 1840 г. снова встал вопрос о строительстве нового здания. Получив разрешение на строительство, руководство епархии обратилось за разработкой проекта и сметы к академику архитектуры, профессору Петербургской Академии художеств А.Ф. Щедрину. Строительство нового двухэтажного здания было осуществлено на месте бывшего дома Яворских. В здании располагались просторные светлые классы, хорошо приспособленные для занятий. В центральной части здания размещалась домовая церковь. В начале XX в. по проекту петербургского архитектора А. Павловского старое и новое здания были объединены. При перестройке здания в 1901-1904 гг. архитектор А. Павловский надстроил здание объемом домовой церкви во имя Трех святителей с купольным завершением (двусветный зал).

Купол над зданием семинарии напоминал о ее домовой церкви в честь Трех святителей. 14 (26) декабря 1891 г. в ней принял постриг преподаватель семинарии В.И. Белавин - будущий Святейший Патриарх Тихон. В память об этом 26 декабря 1997 г. на здании была установлена мемориальная доска. Еще до перестройки на фасаде была надпись: «Господи! Во свете Твоем узрели свет».

В 1918 г. Псковская духовная семинария была закрыта. В 1920-30-гг. в помещениях бывшей семинарии размещался Морской пограничный отряд ОГПУ, так как по Псковскому и Чудскому озерам проходила (как и сейчас) граница с Эстонией, а моряки псковского морпогранотряда несли охрану границы. Домовая церковь была ликвидирована, а облик здания изменился - исчезла церковная главка. Во время войны здание уцелело, и в нем обосновался Псковский педагогический институт. Сейчас в бывшем здании духовной семинарии размещается биологический факультет педагогического университета.

Здание духовной семинарии находится под охраной как памятник федерального значения (Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995).

Достопримечательность

Духовное училище

Страна Россия
Город Псков
Конфессия Православие
Епархия Псковская епархия
Дата основания
Статус памятник архитектуры (федеральный)
Сайт

Псковское духовное училище - учебное духовное заведение Псковской и Великолукской епархии Русской православной церкви. Было создано на основе греко-латинских классов, действующих с года. При училище есть два храма Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая .

Исторически училище располагалось в здании на улице Великолуцкой (ныне Советской). Фактически прекратило своё существование в году. Вновь открылось уже в году на ул. Карла Маркса (бывшая Петровская улица). В 1997 года состоялся первый выпуск.

В настоящий момент действующее учебное заведение. Срок обучения - 3 года.

Напишите отзыв о статье "Псковское духовное училище"

Ссылки

  • pleskov60.ru/krasnoarmeyskaya-1.html
  • www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=5830

Отрывок, характеризующий Псковское духовное училище

– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.

Нынче в моде учебные заведения для будущих юристов и экономистов, юноши мечтают быть менеджерами, а девушки - моделями. Но рядом идет еще другая жизнь, живет другая молодежь, которая во многом отличается от большинства: и по стилю одежды, и в поведении, и по тому, как серьезно относится к жизни. К вечной жизни. Мы пришли в Духовное училище Пскова, чтобы поговорить с его учащимися об этой школе, о которой мало кто знает даже в самом городе – современные идеалы и приоритеты выбора жизненного пути не за такими учебными заведениями. И Слава Богу. В Духовном училище Пскова на очном и заочном отделениях учится столько учащихся, сколько училище может принять – около восьмидесяти.

Время получения начального богословского образования, а именно об этом выдается аттестат по окончании духовной школы, три года. Кто – то идет затем в семинарию, кто – то принимает сан, для кого – то эта учеба остается только фактом биографии. В училище преподается около двадцати предметов, среди которых Священное Писание, Катихизис, Богословие, Гомилетика, Патрология, история Церкви и Церковное право, церковно – славянский язык, Литургика, сольфеджио и др. Труд преподавателя в училище не оплачивается, обычно преподаватели – приходские священники, и работают они в училище во Славу Божию. Отцом Ректором училища по благословению Владыки Евсевия является протоиерей Виталий Герусов.

Поступающие приезжают в училище на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, в сентябре идут вступительные экзамены. Те, кто заканчивает третий курс обучения в Духовном училище, сдают выпускные экзамены, потом выполняют послушание, почти до конца июля, и покидают стены своей духовной школы. Каникулы здесь бывают в большие и великие праздники Церкви: Рождественские праздники, на Святки, Пасхальную и Троицкую недели. В училище два храма – св. Николая Чудотворца – «домашняя церковь» учеников, и приходской храм на Карла Маркса, который тоже находится на территории училища – Покрова Пресвятой Богородицы, где они учатся Богослужению.

Мы разговариваем с учениками школы: Марией Ромашовой, выпускницей, она заканчивает третий курс и сдает выпускные экзамены, которых четырнадцать. Другой наш собеседник Михаил Осипов, первокурсник. Ребята из православных семей, бабушка Миши – монахиня Иулиания, а дедушка Маши – митрофорный протоиерей Игорь. Когда Маша начинала учиться, на курсе было 17 человек, к выпуску осталось – восемь.
Что нужно, чтобы поступить в такое училище?
Миша:
Во – первых, желание и рекомендация своего приходского священника, или духовника.
Вы представляли, зачем вам нужно училище в вашей жизни? И что после?
Маша:
Я бы хотела бы быть регентом, если батюшка Ермоген благословит, и как время будет: мы день живем, а что будет на следующий день, не знаем. Как Бог благословит, но хотела бы быть регентом.
Миша: Меня приучили с детства к храму: я хочу учиться в Духовном училище, а потом продолжить обучение.
Собираетесь быть батюшкой, Миша?
Собираюсь. Пути Господни неисповедимы, но надеюсь, что Господь благословит.
Какие экзамены сдают при поступлении?
Миша:
Вначале было собеседование - такой простой человеческий разговор с отцом Ректором. Он знакомился с нами, спрашивал, почему поступаю… Была хорошая беседа. Принимали у нас экзамены по церковно-славянскому языку, по церковному пению, Закон Божий, писали изложение. Я знаком с клиросным делом, алтарным и поступил без проблем, хотя немного волновался. На первом курсе у нас есть и русский язык, мы пишем два сочинения в год на разные темы, например, «Святыни Псковской земли», по Новому Завету.
Маша: У нас собеседование проводил Владыка, мы все его прошли: он был очень добр к нам. На первом курсе писали сочинение по 14 Посланиям Апостола Павла, я взяла тему «Брак и безбрачие».

А что, Маша, тебя потрясло в Апостольских посланиях?
Если честно, мне нравится безбрачие. Как и Апостолу Павлу, который говорил «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше». Одиночество в Церкви - вопрос серьезный.
В Церкви нет такого безблагодатного одиночества, как в миру?
Маша:
Нет, одиночества нет. Но когда нагрешишь, и все долго накапливается, не исповедуешься, потом очень тяжело. Я на Светлой седмице посетила Псково – Печерский монастырь и очень рада, что туда съездила, хотя были внутренние препятствия, но благодарю Бога, что туда съездила, познакомилась со многими людьми - для меня красота монашества выше всего.
А где была на монастырском послушании?
На кухне, но для меня это совсем не трудно: вставала рано, ложилась поздно, и то, что спала четыре часа, было совсем не сложным. Книг прочитала больше, чем в училище. Там много было благодати, и это окрыляет.
Миша, какие предметы преподаются на 1 курсе?
У меня был сейчас экзамен по Общецерковной истории, сдавал отцу Владиславу Кузнецову, Новый Завет преподает отец Андрей Вахрушев, наш проректор, тоже прекрасный преподаватель. Русский язык сдаем, он один год, курс Катихизиса - отец Владимир Семиндяев. И русский, и Катихизис уже идут в аттестат.
Какие оценки?
Пока отличные, но решающие оценки у нас на экзаменах – что ты ответишь, то тебе и поставят. Ветхий Завет сдаем, церковно – славянский язык. У нас ценитель церковно-славянского языка отец Роман Ледин, нет слов, отлично преподает.
Маша: Очень интересный батюшка, добрый, и студентов понимает, студенты к нему прибегают за духовной помощью.
Миша: С ним можно посоветоваться, и в духовном плане батюшка очень разбирается, может разъяснить непонятные места из Священного Писания, просто перевести какое – то слово, человек он по – настоящему знающий. Литургику у нас преподает отец Николай Егоров.
Объясните для наших читателей, что такое за предмет Литургика?
Миша:
Это изучение порядка, системы Богослужения, изучение того, что служится, что читается, Церковного Устава – все, что совершается, служится в храме на Богослужении. Даются схемы разных совершающихся служб. Мы из церковной среды и для нас это не ново, но здесь мы получаем систему знаний по предмету, закрепляем на уроках, все заучивается и выстраивается в логическую цепочку, все Богослужение, вся красота его становится яснее.
Маша: Что – то, конечно, узнаешь новое в плане уставных Богослужений, например, в Великий пост очень долгие и особенные службы.
Сложно быть Уставщиком?
Маша:
Да, у меня сейчас такое послушание: следить за порядком, чтобы все было правильно, не было ошибок в порядке службы, Уставщик следит за тем, какие стихиры поются, тропари, где, что, в каком месте читается и поется, какие гласы.
Миша: В училище это неплохо построено, здесь достаточно профессиональный регент Татьяна Сергеевна Зимарская, специалист в своем деле, настоящий регент. И у нас в училище еще есть занятие церковном пением. В этом году мы разучивали гласы, воскресные тропари.
Что такое глас?
Миша:
Глас – это определенная мелодия, на которую накладывается слова: тропарные гласы, стихирные гласы. Восемь гласов – восемь мелодий, и каждый глас в свое время должен быть исполнен именно так. После обеда у нас обычно спевка хора нашего Покровского храма, собираются те, кто может петь. Каждому Господь дал свое, не больше и не меньше, и у кого есть талант в пении, он здесь не зарывается, а используется и развивается. За год для себя я много приобрел в училище именно в пении, много нового понял, узнал, просто замечательно.
Маша: Отец Наместник (Псково – Печерский монастырь) у нас преподает на 3 курсе Церковное право, предмет серьезный, и экзамен сегодня серьезный был.
Какую оценку получила, Маша?
Пять. Отец Наместник первый год в училище, преподает очень ответственно, строго преподает, но к нам достаточно снисходителен, любит нас, а мы – его: он обычно к нам с подарочками приезжает. Отец Александр Савельев преподает Нравственное Богословие и Новый Завет - батюшка замечательный, по своему интересен, был классным руководителем, и у нас была традиция вместе пить чай, разговаривать.
Существует для вас некое разделение знание предмета преподавателем и его отношение к учащимся?
Миша:
Существует. Если батюшка интересен как личность, тогда и к предмету, который он преподает, проявляешь больший интерес. Есть в училище хороший преподаватель Истории Русской Церкви Лариса Георгиевна Гребень, она отдала всю себя нам, когда – то сама это училище окончила, осталась здесь, трудится теперь во Славу Божию.
Маша: Ей можно посочувствовать – она наставница у наших девочек, у меня тоже есть послушание наставницы, но я лучше бы на все другие послушания ходила, чем два дня наставничать, очень сложно. Когда училась на первом курсе, у нас все было строже, сейчас попроще, отец Ректор очень детей любит и хочет, чтобы нам полегче было.
Балует вас немного?
Да.
А у вас, Миша, какое послушание?
Хор: в субботу вечером и воскресение утром обязательно петь на Богослужении, на большие праздники, когда все училище собирается. Здесь есть хорошая традиция - совершать каждую среду акафист Божией Матери, мы тоже поем. На пекарне у нас в училище пекут вкусные булочки.
Девочки?
Есть свои пекари, и из учащихся назначаются в смену помочь на пекарню, как послушание.
А сколько родители присылают, Маша?
Нисколько. У меня сестра работает, в нашей семье семеро детей, с папой, мамой и бабушкой - десять человек получается - нам сложно. Старшая сестра моя инокиня Ольга, а другую сестру отец Ректор благословил работать в больнице, медсестрой, как – то жить надо, и она учится на втором курсе в училище. В училище нас кормят, и здесь безплатное проживание.
Какой наиболее трудный предмет для тебя?
Маша:
Церковное право поначалу, потом стала вникать, понравился Курс лекций протоиерея В. Цыпина, хороший учебник, и отец Наместник расположил к этому предмету, хотя, конечно, это сложный предмет. Но более мне нравится Нравственное Богословие.
А что это - Нравственное Богословие?
Маша:
Мы рассматриваем такие вопросы на уроках, как становление личности, ее проявление в сфере бытия. Для чего Господь создал человека, к чему он должен стремиться. Говорим на Нравственном Богословии о грехе, как помыслы развиваются – все это очень глубоко и интересно. Человек является сотворцом Богу, и Господь не спасет человека, если тот сам этого не захочет. Бог всех любит и до последнего призывает, но если уж человек отказывается… Знаете, говорят, есть такой камень, который Господь не может поднять – это человеческое сердце.
А Догматическое Богословие?
Это учение о Боге, Святой Троице, все Догматы. Его преподает очень интересно батюшка отец Виталий Скнар, с ним можно пообщаться и на свободную тему.
Миша, а тебе какой предмет нравится?
Церковно – славянский язык. У меня был навык к чтению, знание молитв - я в церкви с детства, но здесь углубленное изучение языка – правила, глаголы, существительные, собственно, учишь новый язык. Это дает понимание Священного текста и правильное объяснение того, что читаешь: совершенно четко определяется, как именно надо понимать то или иное слово.
Какие у тебя внутренние ощущения от училища?
Здесь приобретаешь опыт, это не только школа, но и школа жизни. Мне нравится учиться, очень ценно общение с учителями, священниками, и, наверное, это дает хорошую подготовку к поступлению в семинарию.
Что такое искушения для ученика Духовного училища, Маша?
Внутренние переживания. Стремишься к чему – то, переживаешь, но Господь смиряет и дает больший опыт в духовной жизни, начинаешь понимать, что просто так, только по своему желанию ничего не достигнешь. И у каждого свой крест – это в первую очередь, но Господь дает его по силам, Он всех любит, и не по силам крест не пошлет: то, что Он дает, значит, так надо, чтобы мы терпели. Господь терпел и нам велел.
Как ты оцениваешь три года в училище?
Благодарю Господа, милость Божия, что я здесь. Такого живого общения с батюшками я бы у себя дома не смогла получить, и Богослужения здесь намного выше, чем там, где я живу, все берет за душу. Слава Богу! Если угодно будет Господу, надо будет дальше учиться. Очень помогают батюшки, если какие – то проблемы случаются, отец Андрей Вахрушев спаси его, Господи, духовно он мне очень многое дал. Я стеснялась: все – таки батюшка, преподаватель, но мне он помог, и всегда говорит: «Есть к чему стремиться, Мария». В училище взрослеешь, а в памяти остается только хорошее.
Вы видите современную светскую молодежь, что о ней можно сказать? Что бы вы ей пожелали?
Маша:
Мне приходилось недавно общаться с одним мальчиком- старшеклассником, я старалась с ним поговорить, но это было тяжело, он просто смялся, надеюсь, что все – таки он задумался. Наша молодежь обольстилась всем тем, что идет к нам Запада: одежда, привычки, манера поведения. Молодые распущены, и это просто пугает. Думаю, должна идти проповедь и в школах тоже. Помоги им, Господи. Миша: Я считаю, что корень всего, что происходит с молодыми - в воспитании: 70 лет безбожия не прошли даром, но все будет, как угодно Богу. Я бы пожелал, чтобы Господь вразумил их, чтобы они поняли, где истина.
Подъем в училище в полвосьмого, в восемь - общая молитва в Никольском храме, в шесть сорок пять утра там совершается ранняя Литургия, на которой певчие – ученики. Потом завтрак, и с 9 часов и до двух – занятия, обед, послушания, по понедельникам и четвергам - спевка хора. Ужин в восемь часов, до десяти - свободное время, затем вечерняя молитва в храме и отбой в одиннадцать часов. В училище есть священники - наставники, которые следят за дисциплиной. Бывают и отчисления из училища нерадивых, видимо, тех, кто не понял, зачем пришли сюда. Наши собеседники, Мария и Михаил, внутренне собранны, тщательно взвешивают сказанное, и не только потому, что есть ученическая боязнь, но и потому, что - православные и знают цену слову. Разговор получился безхитростным: вопрос – ответ, о духовной личной жизни здесь не спросишь, об этом рассказывают своему духовнику, или Богу.

Сам Владыка Евсевий пристально наблюдает за жизнью училища, которое, создавалось по его благословению. Как говорит проректор училища отец Андрей Вахрушев: «Архипастырь вмещает в себе способность видеть все, что происходит в порученной ему Епархии, он знает жизнь всех храмов и обителей, его око согревает все, что он видит, и око это - любовь человеческая. Духовное училище, - считает отец проректор, - пользуется его огромной любовью. Студенты знают, что все мы находимся под особым покровительством Владыки, весь наш учебный и воспитательный процесс, за который мы отчитываемся перед ним: Владыка председательствует на наших педсоветах.

Ни один студент не поступает без ведома Архиерея в Духовное училище. Всегда Его Высокопреосвященство приезжает на собеседование, лично тщательно интересуется биографиями учащихся, задает вопросы, которые характеризуют знание церковно – славянского языка, Священного Писания поступающего. Особенно откровенно в этот момент мы видим опыт Архипастыря, тонкое знание души человека - несколько его вопросов открывают иногда то, что мы, вся комиссия, пропустили – открывают человека совершенно по новому.

Традиционно Владыка приезжает на торжества в училище по случаю приема новых учеников в начале учебного 14 сентября, совершает Богослужения на праздник Покрова Божией Матери – это наш престольный праздник, в течение года Владыка приезжает к нам служить Акафист Покрова Божией Матери, служит Пассию в Великом посту, возглавляет торжества по выпускному дню. Ежегодно приезжает на выпускные экзамены на всех трех курсах: и ныне в один день приехал, посетил все курсы, просмотрев все экзаменационные ведомости, учебные тетради, журналы, методику работы преподавателей, и опросил студентов на всех курсах. Покровительство и любовь Владыки студентам известны, он добр, сам опрашивает очень любвеобильно, и этот год не был исключением. Отеческая любовь Владыки вызывает и ответную детскую любовь: наши ученики и преподаватели неукоснительно на Рождество Христово и Пасху поздравляют Владыку, и никто не уходит в эти дни без архиерейского подарка: Владыка всех милует».

Духовное училище заимствует традиции семинарии Троице – Сергиевой Лавры, где выпуск происходит после Троицы. 13 июня после праздника Духа Святаго, после праздничной Литургии, которую совершает Архипастырь, в актовом зале будут произноситься поздравления выпускникам и выдаваться дипломы об окончании Духовного училища, а лучшие выпускники будут благодарить своих учителей за любовь и науку.



Город Псков с древних времен нес на себе две великие миссии: миссию воина-защитника, благодаря своему географическому положению, и миссию носителя и хранителя веры православной. Именно поэтому здесь так много прекрасных храмов, а центром города является величественный собор в честь Святой Троицы. Несмотря на все повороты истории, порой очень тяжелые и жестокие, город Псков не перестает исполнять свое миссионерское служение. В наши дни это доказал подвиг погибших в Чечне десантников Псковской дивизии. Миссию же охранения и распространения православной веры скромно несет Псковское Духовное училище под небесным покровительством Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца и под чутким руководством и отеческой опекой правящего митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Оно является центром воспитания молодежи в духе Евангельских истин.

Недалеко от центра города, на территории двух храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая протекает жизнь этого духовного заведения. Летом - это райский уголок, утопающий среди цветов и аромата распускающихся деревьев, а зимой - это дивная сказка, в тишине которой рождается Божественный Младенец. Это то место, где молодые люди, пожелавшие посвятить свою жизнь служению Богу и Матери Церкви, укрепляются в вере, получают крепкую духовную закалку и обретают стойкость перед соблазнами мира сего. Ежедневные занятия (программа ориентирована на Московскую Духовную семинарию), постоянное общение со священством, участие в богослужениях и таинствах Церкви, несение послушаний, - все это формирует сильные личности, способные вести людей по трудному и тернистому пути веры.

Псковское Духовное училище было открыто в 1994 г. В 1997 г. состоялся первый выпуск. В этом году училище готовится отметить свой пятнадцатилетний юбилей. В первые годы существования училища одной из главных задач являлось внутреннее обустройство. За это время были произведены строительные работы в храме Покрова Божией Матери (памятник архитектуры ХVI века), промыты и закреплены настенные росписи XIX века. Внешний вид храма был также обновлен произведенными штукатурно-побелочными работами. Никольский храм (архитектурный памятник XVII века) силами учащихся был очищен от мусора, которым он был завален до самого купола в годы воинствующего атеизма. В нем также были произведены реставрационные работы. В правом пределе Никольского храма был устроен актовый зал, а в левом расположена библиотека. Фонд библиотеки составляет более 7000 экземпляров книг и учебных пособий. Существенно увеличился библиотечный фонд благодаря пожертвованию архиепископа Иоанна Рокландского (около 2000 книг). В течение трех лет шла работа над библиотечным фондом: была полностью зашифрована вся библиотека и составлено два каталога.

К престольному празднику 1995 г. над входом в храм Покрова Божией Матери в древней нише была написана фреска с изображением Богоматери, ставшая символом Духовного училища и знамением Небесного покровительства над ним. В 1995 / 96 учебном году от Администрации области в дар был передан набор колоколов. Но, к сожалению, до сих пор храмы лишены иконостасов. В 1995 г. при содействии Администрации Псковской области Духовному училищу были переданы значительные хозяйственные постройки: складские помещения, котельная, гаражи, а также одноэтажный административный корпус, занимаемый раннее АО "Электросвязь".

За время существования училища были произведены работы по благоустройству территории: были разбиты клумбы и фруктовый сад. Оборудованы столярная мастерская, просфорная, свечной цех, прачечная и баня. В 2002 году была открыта пекарня, где учащиеся выпекают свой хлеб, а к празднику Пасхи и куличи, радуя своим трудом жителей и гостей Пскова. Духовное училище не замыкается на самом себе. Студенты тянутся к общению с мирянами и ждут всегда гостей к себе. При училище действует Воскресная школа. Ее преподавателями являются выпускницы и воспитанницы Духовного училища. За последние годы сложилась традиция встреч со школьниками, студентами, идет активное сотрудничество с преподавателями школ и высших учебных заведений. С большим удовольствием учащиеся училища посещают детские дома и дома престарелых. Училище проводит миссионерскую работу и в Псковском следственном изоляторе, следуя заповеди Христа.

Жизнь в Духовном училище, конечно, отличается от жизни ВУЗов, техникумов и других светских учебных заведений. Сюда принимаются лица православного вероисповедания, юноши и девушки от 18 до 35 лет, имеющие полное среднее образование и проживающие в Пскове и Псковской области, а также в других регионах России и ближнего зарубежья. Училище предоставляет бесплатное обучение, проживание и трехразовое питание. Каждый день в училище начинается и заканчивается общей молитвой. Ежедневно проходят занятия по специальным богословским дисциплинам: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Катехизис, Церковно-славянский язык, Церковный Устав, Основное, Догматическое и Сравнительное богословия, История Русской Православной Церкви и мн. др. Помимо изучаемых дисциплин, каждые полгода студенты пишут семестровые сочинения на предложенные темы. Целью их написания является приобретение учащимися навыка работы с первоисточниками и литературой, развитие творческого подхода к различным церковным проблемам. Преподаватели Духовного училища - в основном священнослужители, которые получили образование в Семинарии или Академии. Выпускники Духовного училища поступают в высшие учебные заведения Московского Патриархата. Некоторые поступают сразу на второй и третий курс. Учащиеся училища выполняют также разные хозяйственные послушания в храме, на просфорне, на кухне, на пекарне, на овощном складе, в прачечной, в гараже, обеспечивая тем самым жизнедеятельность училища.

Жизнь студентов нераздельно связана с храмовым богослужением, которое совершается в наших храмах ежедневно - утром и вечером. Учащиеся несут во время богослужений пономарское и певческое послушания, приобретая таким образом на практике необходимые навыки для дальнейшей церковно-приходской жизни. Мастерство церковного пения оттачивается на спевках богослужебного хора. Хору училища часто предоставляется честь участвовать в архиерейских богослужениях и посещать приходы Псковской епархии. Хор готовит концертные программы к престольному празднику Покрова Божией Матери, к празднику Рождества Христова, к Святой Пасхе, которые всегда проходят в торжественной обстановке. Жизнь в училище протекает по церковному календарю. Светские праздники здесь не отмечаются, зато торжественно празднуются большие церковные праздники, дни которых для студентов являются неучебными.

С 2003 года училище окормляет храм в честь святой мученицы Варвары.

Духовной школе в г. Пскове уже более 200 лет
Пятнадцатый выпуск учащихся в Псковском Духовном Училище
Сотрудничество Епархии и Областного Управления образования
Обращение епископа Зарайского Меркурия к участникам Круглого стола 18 мая 2010 г.
XII православные образовательные Корнилиевские чтения "Основы православной культуры в современной школе".