Художник И. Е. Сайко

Иллюстрации А. М. Жданова (шмуцтитулы) и Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда

УДК 931 ББК 63.3(М68

Мифы и легенды народов мира

М68 Библейские сказания и легенды / А. И. Немировский, А. П. Скогорев. - М.: Литература, Мир книги, 2004. - 432 с.

ISBN 5–8405–0648–6

Миф - это вечный праздник ума, торжествующего над косностью сознания, над невозможностью соединения прошлого и будущего с настоящим, над буднями истории, но это и первоистория, восходящая к глубинам Памяти, к пещерному прошлому рода человеческого.

Самуэль Франц

Начиная книгу этой серии «Ранняя Италия и Рим», мы писали: «А где же мифы, где поучительные и увлекательные рассказы о том, как возник мир и как появились его небесные владыки, как складывались у них отношения между собой и людьми?» Впервые, кажется, его поставил римский автор II в. н. э. Цельс. Касаясь Пятикнижия, он заметил, что все оно состоит из самых невероятных и нескладных мифов. «Они рассказывают какой‑то миф как старым бабам и самым нечестным образом изображают Бога сразу, с самого начала, бессильным, неспособным убедить даже единственного человека, которого он создал».

Благодаря этой и подобным оценкам, которые трудно назвать «критикой», современные исследователи Библии стыдливо избегают слова «миф», иногда объясняя это тем, что они не хотят быть непонятыми многомиллионной аудиторией. Некоторые же безбожно путают миф со сказкой и вымыслом. Между тем миф - это своеобразная форма истории, существовавшая у всех известных нам народов на ранних ступенях их развития. В той же названной нами книге, если читатель вспомнит, римская история также неотделима от мифов, ибо первые римские цари и консулы были такими же мифическими персонажами, как Авраам, Исаак, Иаков, а римляне тем не менее гордились, что у них история известна от основания Рима. Почему же создателям Библии надо было отказываться от воссоздания исторического прошлого, оттого, что греки и римляне называли «мифами», а нам чураться этого слова?

И все же даже при поверхностном сравнении библейских и небиблейских классических мифов мы обнаруживаем одно существенное отличие. Главный персонаж первых - бог–творец, создатель мира, жизни и человечества, а не боги, обладающие сходными функциями и также живущие на небесах. Монотеизм наложил отпечаток на все изложение Библии, но не привел к тому, что можно было бы назвать «демифологизацией». Единый Бог не стал схемой, хотя и не наделен какой‑либо внешностью и не допускает собственных изображений. Он не просто «сущий», он вездесущий, проникающий во все стороны жизни, не оставляющий без внимания ничего из того, что касается избранного народа и его вождей. Он водит их на помочах, но иногда предоставляет инициативу, если она не противоречит его установкам. Он обращен к истории более, чем какой‑либо из его собратьев, которых стали называть «языческими богами», поскольку может сказать: «История - это я».

В силу вовлеченности древних евреев в судьбы едва ли не всех народов Переднего Востока, Библия объединила множество исторических фактов и подала их как мифы в плане монотеистической концепции. Эти мифы - ценнейший исторический источник, дающий возможность отдаленным поколениям представить сложные этнические, политические и идеологические процессы не только в области непосредственного пребывания и проживания евреев, но и на всем соседнем с Библией пространстве.

Уже в самом начале первой из библейских книг мы находим описание всего разветвленного семейства народов, произведенного от сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета (Напета) . Несколько десятков сыновей этих трех братьев носят имена этносов, известных евреям и их ближайшим соседям в период написания этой книги. В большинстве случаев их можно отождествить с народами, известными грекоримской традиции под этими же или другими именами. Так, по близости библейского этнонима с греческим народ «гомер» определяется как киммерийцы, а «тирас» как тирсены (так греки называли этрусков). «Мадай» - это известные грекам мидяне, «мешех» - месхи (ныне известные нам турки–месхетинцы). «Иаван» - это ионийцы и другие греческие народности. «Плистим» - это филистимляне, известные грекам как пеласги. Значительная часть «Таблицы народов» отождествлению не поддается, и это одно из свидетельств уникальности и древности этого текста.

Труднообъяснимым является принцип распределения этих народов между тремя братьями - Симом, Хамом, Яфетом. Судя по тому, что сыном Сима назван родоначальник народа арамеев, близких по языку к арабам и евреям, можно думать, что распределение дается по признаку языкового родства. Однако среди сыновей Сима присутствует Элам, за которым скрывается народ, создавший государство в Южной Месопотамии. Его язык не имеет ничего общего с языком евреев, арамеев, халдеев и других семитов, и отнесен он к сыновьям Сима, видимо, по политическим соображениям. То же предположение вызывает потомок Сима Луд, если под ним скрывается родоначальник лидийцев.

Наибольшую вражду у повествователя вызывают потомки Хама, «по–хамски» обошедшегося со своим отцом Ноем. Подчеркивается, что сын Хама Ханаан будет рабом потомков Ноя. Но к сыновьям Хама отнесен Сидон, родоначальник финикийцев, народа, говорившего на родственном еврейскому языке, да и вообще все народы, населявшие страну Ханаан, в том числе и хетты, которых, судя по их языку, мы могли бы рассчитывать встретить среди потомков Яфета. Опять‑таки используется не языковый, а политический подход.

Другие сыновья Хама - Мицраим (Египет) и Фут (родоначальник обитателей соседней с Египтом западной пустыни). Но среди них присутствуют филистимляне и кафтореи, то есть пеласги и критяне, язык которых не имел с египетским ничего общего, но они были поселены фараонами на территории страны Ханаан после неудавшейся попытки обосноваться в низовьях Нила.

На примере главы о народах, малой части Библии, мы можем понять, что, несмотря на вольные или невольные искажения, Библия выходит за узкие этнические и географические рамки античного жанра хроник (анналов), предлагая осмыслить исторический процесс в этическом и политическом планах. Однако было бы ошибкой преувеличить уровень исторического сознания библейских авторов. Пятикнижие, несмотря на эту и подобную ей главы, псевдоисторическое сочинение, целью которого было изложить историю евреев в духе монотеистической концепции, и для извлечения исторических фактов потребовались не только усилия величайших еврейских и европейских умов, но и открытие независимой от Библии информации других передневосточных культур. Несколько более историчны книги Царей, основанные на царских хрониках. Но и здесь факты получают тенденциозное, выгодное жречеству освещение. Бог Израиля рисуется как покровитель царской власти, дарующий ей авторитет у своего народа и обеспечивающий победы над другими народами. По его воле создаются и рушатся царства. С этим же Богом в ассирийский и халдейский периоды связываются мессианистические идеи спасения Израиля и его грядущая слава в персидскую эпоху, а также представления о царстве Божьем, оказавшие столь сильное влияние на христианство.

Эта же идея, или, точнее, миф, проявляется и в периодизации истории, в которой выражена всемирно–историческая концепция Библии. Анализируя пророчество Даниила, написанное под именем этого древнего пророка автором IV в. до н. э., мы не можем даже установить, какие четыре «будущих» царства он имеет в виду: Ассирийское, Халдейское, Мидийское, Персидское, или Халдейское, Мидийское, Персидское, державу Александра Македонского, или Халдейское, Мидо–персидское, державу Александра Македонского, державу Селевкидов. В тексте можно отыскать основания для каждой из этих четырех четверок. Не случайно впоследствии христианские авторы последним «человеческим царством» считали Римскую империю. Неизменным в этой периодизации является лишь число четыре.

Не знаю, замечали ли вы одну любопытную особенность: чем богаче и мудрее мысль, тем проще и безыскуснее слова, в которые она облачена. "Во всем поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы люди поступали с вами" - таков нехитрый совет, оставленный людям Иисусом Христом. Его не сложно запомнить, гораздо сложнее следовать ему. Вокруг немало соблазнов, и так хочется взять от жизни побольше. Но что именно стоит брать? Набейте хоромы роскошью и драгоценностями, однако не станет ли тесно и неуютно вашей душе в таком доме? Конечно, вид пустого кармана удручает, но пустая душа прискорбнее во сто крат.

Каждый возводит свою жизнь собственными руками, по своему разумению и желанию. Можно посвятить ее самому себе, можно - служению людям, как поступил Христос. Можно сложить жизнь из дел бесчестных и худых, можно - из добрых и справедливых. Можно окружить себя грудами золота, а можно - людьми, ставшими вам ближними. "Не хлебом единым жив человек", - убеждал Иисус. Его учение не повелевает, не приказывает вам поступать так, а не иначе. Оно лишь распахивает перед вами врата, за которыми простирается нелегкий и долгий путь к добру и любви. Вы вольны не переступать порог. Никто вас не принуждает. Решите сами, к чему вы стремитесь. Недаром Новый Завет разговаривает с вами языком иносказательным, языком притч. Их смысл порой спрятан между строк, и вам придется самим, без посторонней помощи обнаружить его. И если вы докопаетесь до истины, она будет вечно принадлежать вам, ибо станет вашим собственным открытием, а не услужливой подсказкой, тотчас же вылетающей из памяти. "Ищите и найдете!" Воспримите эти слова Нового Завета как напутствие в ваших поисках добра и правды…

Мы с вами уже долго говорим о Библии, а я еще ничего толком не сказал, что же это за книга? А у вас, наверное, накопился ворох вопросов, и будет их еще больше, когда вы закроете последнюю страницу. Кто и когда написал Библию? Действительно ли жили Авраам и Моисей, Давид и Христос? И вправду ли был всемирный потоп? Вопросов не счесть, и, смею вас уверить, из столетия в столетие их задают и ищут на них ответ очень многие. Но удивительное дело, едва лишь разрешится один вопрос, как на его месте встает череда новых. К тому же и ответы весьма разноречивы. Если вы спросите о Библии человека набожного, глубоко верующего, он, скорее всего, скажет, что каждое ее слово внушено или возвещено самим Богом. Если бы вы обратились к человеку, сведущему в искусствах, он назвал бы вам сотни имен скульпторов, писателей, композиторов, великих и почти безвестных, черпавших в Библии вдохновение и сюжет своих творений. Историк, пожалуй, расскажет немало увлекательного о древних племенах, живших в Палестине, о судьбах народа иудейского, история которого, обрастая легендами, запечатлелась в книгах Ветхого Завета; о мифах и верованиях тех далеких времен; о том, что пятикнижие Моисея, псалмы, книги пророков, Евангелия и другие книги, из коих была некогда составлена Библия, написаны в разные столетия и разными людьми, о которых нам мало что известно. Вы смогли бы узнать о том, как долго и непросто складывалось учение, именуемое христианством, почему оно служило и служит путеводной звездой для миллионов и миллионов живших прежде и здравствующих ныне людей.

Наверное, ни к чему сейчас перечислять посвященные Библии ученые труды, к тому же их так много, что одни только названия заняли бы несколько толстенных томов. Если вы захотите узнать подробнее о ее истории и судьбе (надеюсь, так оно и будет), то найдете в библиотеке работы Зенона Косидовского, Джеймса Фрэзера и других великолепных знатоков Библии, которые, несомненно, сумеют удовлетворить ваше любопытство.

Однако не спешите, не перескакивайте через ступени. Вершина, с которой вы сумеете по достоинству оценить сокровища многовековой мудрости, хранимые Библией, еще впереди. Вы делаете только первый шаг. Придет время, и вы прочтете саму Библию, а не ее пересказ, который лишь подготавливает к встрече с ней. Тогда и только тогда вы окончательно поймете, чем стала для вас Библия - богооткровенным Священным Писанием или просто Великой Книгой. Впрочем, не так уж это и важно. Гораздо важнее, чтобы она помогла вам уверовать в людей, в себя и в свой талант творить добро…

Кирилл Андерсон

Легенды из Ветхого Завета

СОТВОРЕНИЕ МИРА

И сказал Бог: Да будет свет!

СВЕТ

Вначале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста, только Дух проносился над водами.

И сказал Бог: да будет свет! И стал свет.

И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день первый.

ВОДЫ

И сказал Бог: да будет твердь, и да разделит она собой воды.

И создал Бог твердь, и назвал ее небом. Отделил Бог воду, которая над твердью, от воды, которая под твердью.

И был вечер, и было утро: день второй.

СУША

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень. И пусть вся она - от былинки до дерева - приносит семя согласно роду своему.

И стало так.

И увидел Бог, что это хорошо.

ВРЕМЯ

И сказал Бог: да будут светила на небе для отделения дня от ночи и для означения времени - дней и годов.

И создал Бог два светила - большее для дня и меньшее - для ночи, - а также звезды. И стали светила ведать днем и ночью и отделять свет от тьмы.

И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день четвертый.

ЖИВОТНЫЙ МИР

И сказал Бог: да наполнится вода тварью и птицы да полетят над землей.

И сотворил Бог рыб больших и малых, и всё, обитающее в воде. А также птиц крылатых сотворил Бог.

И благословил их Бог: плодитесь, рыбы, и размножайтесь, наполняйте воды морские, а птицы пусть размножаются на земле.

И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля все живое - и скот, и змей земных, и диких зверей.

И стало так. И увидел Бог, что это хорошо.

ЧЕЛОВЕК

И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию, чтобы владычествовал он над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом и гадом пресмыкающимся и над всей землей.

И создал Бог человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым.

И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному, найдем ему верного помощника. Всех животных полевых, птиц небесных, все создания Бог привел к человеку, чтобы дал им человек имена.

БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ

Библия - собрание священных книг иудаизма и христианства. Она состоит из двух частей - Ветхого и Нового Заветов. Слово «завет» в Библии употребляется в значении «союз», «договор» «Библейская энциклопедия», составленная в 1891 году архимандритом Никифором, так определяет это понятие. «Завет Ветхий и Новый - иначе сказать, древний союз Бога с человеками и новый союз Бога с человеками Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя (…) и приготовлял их к принятию Его. Новый же Завет состоял в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя Единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа».

Библейскими сказаниями обычно называют сказания Ветхого Завета, повествующие о событиях, происходивших до рождения Иисуса Христа. Ветхий Завет складывался на протяжении длительного времени с XII по II век до н. э. Он состоит из тридцати девяти книг и включает в себя тексты самого разного характера: мифы древних иудеев и соседствующих с ними народов (финикийцев, вавилонян и др.), исторические предания, фрагменты хроник, законодательные предписания, религиозно-философские сочинения, ритуальные и народные песни.

Известный русский философ С.Н. Булгаков писал: «Неисчерпаемость Библии коренится для нас одновременно и в божественном ее содержании, и в этой ее пестроте и многообразии».

Книги Ветхого Завета принято разделять на несколько групп: «Пятикнижие», повествующее о сотворении мира и человека, жизни первых поколений людей на земле и о заповедях, данных Богом пророку Моисею, «Исторические книги», рассказывающие о возникновении Израильско-Иудейского государства и его правителях; «Учительские книги», содержащие наставления в благочестии, и «Пророческие книги», посвященные предсказанию пришествия Иисуса Христа.

Разновременность и разнохарактерность библейских текстов обусловили неоднократно встречающиеся в Библии противоречия. Так, «Пятикнижие», как считают многие исследователи, было создано на основе двух источников, получивших условные названия «Яхвист» и «Элохист», поскольку в первом из них, близком к народным сказаниям, Бог назван Яхве, а во втором, созданном учеными жрецами - Элохим. В русском переводе Библии это различие сохранено и передается соответственно как Господь и Бог. Каждый из этих источников представляет собой последовательное и цельное повествование, но соединенные вместе, наложившись один на другой, они иногда заметно противоречат друг другу.

Изучением Библии занимаются как ученые-материалисты, так и ученые-богословы В большинстве вопросов их мнения кардинально расходятся, в том числе в «вопросе о происхождении Библии. Согласно религиозному вероучению, Библия является «богодухновенной» книгой, то есть написана Духом Божиим при посредстве избранных Им для этого людей.

Однако в настоящее время некоторые ученые богословы стали признавать формирование Библии на основе разных источников.

Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском и отчасти арамейском языках. В III веке до н. э. он был переведен на греческий. По преданию, перевод был сделан семьюдесятью двумя благочестивыми старцами, которые работали порознь, независимо друг от друга, однако, когда переводы были завершены, они полностью совпали, что было расценено как знак особого благоволения Бога.

В IV веке новой эры блаженный Иероним, христианский философ, перевел Библию на латинский язык, в IX веке просветители славян, создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий, сделали перевод на старославянский, в XVI веке М. Лютер, реформатор германской церкви, - на немецкий, позже Библия была переведена на английский, французский и многие другие языки.

Перевод Библии на современный русский язык был осуществлен в 1860–1868 годах специальным Комитетом в составе М.А. Голубева, Д А. Хвольсона, И.Е. Ловягина. Этот перевод, так называемый Синодальный, одобрен русской православной церковью и является официально признанным русским текстом Библии. Отсюда взяты все приводимые ниже библейские цитаты; архаичность их языка наглядно передает своеобразие художественного стиля древних текстов.

Библия - одна из наиболее популярных книг в мире, ее ежегодные тиражи достигают нескольких миллионов экземпляров.

Библия обладает выдающимися достоинствами и как литературное произведение. Известный польский писатель и ученый Зенон Косидовский в предисловии к своей книге «Библейские сказания» пишет: «Она является одним из шедевров мировой литературы, произведением реалистическим, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь».

Библейские сюжеты послужили основой множества живописных, скульптурных, литературных, музыкальных и драматических произведений разных времен и народов.

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

48. СКАЗАНИЯ О ДОБЛЕСТНЫХ РИМЛЯНАХ Римляне высоко ценили личную доблесть и способность жертвовать собой во имя отечества. Легендарные времена первых лет Римской республики породили сказания о героях, ставших идеалом для многих поколений римлян и европейских народов,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

СКАЗАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Легенды и предания европейских народов, сложившиеся в эпоху Средневековья, разнообразны по сюжетам, жанрам, образному строю, происхождению.Наиболее древние из них тесно связаны с мифологией. Чисто мифологичны скандинавские сказания

Из книги Кукольный театр: детская энциклопедия автора Голдовский Борис Павлович

СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Сказания о Святых Почитание святых пришло на Русь из Византии в X веке - одновременно с принятием христианства.Описание жизни святых-жития, переведенные с греческого языка, были самыми читаемыми книгами. Образы святых праведников прочно вошли в народное сознание как

Из книги Разведка и шпионаж автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Сколько разновидностей кузнечиков употребляли в пищу на Ближнем Востоке в библейские времена? Согласно кулинарному трактату библейских времен на Ближнем Востоке насчитывалось 800 съедобных разновидностей кузнечиков. Их употребляли в пищу в отварном и подсоленном виде,

Из книги Ваше имя и судьба автора Варди Арина

Библейские кукольные пьесы Самые ранние, записанные кукольные европейские пьесы, рассказывающие о сотворении мира; Адаме и Еве, Ноевом ковчеге и т. д. Схожие сюжеты использовались в средневековых кукольных мистериях и моралите. Сегодня существует много современных

Из книги автора

Из книги автора

Шпионаж в библейские и древние времена Задание пророка Моисея Если мы посмотрим на древнюю историю, изложенную в Библии, то увидим множество примеров того, как уже в те времена работали разведка и контрразведка.В Библии очень много выражений типа: "И послал Моисей

Наша религия опирается на сборник священных текстов, названных Библией. Размещенные в ней сказания повествуют о многочисленных событиях от сотворения мира. Рассмотрим в нашей статье самые известные из них.

Структура Библии

Писание создавалось множеством авторов на протяжении долгого времени. Название не является изначальным и не используется в самих текстах. Содержание Библии разных конфессий отличается из-за разницы в переводах и списке дополнительных текстов. Первым полным христианским вариантом считается греческая рукопись 4 века н. э.

Библию принято разделять на две значительные части, каждая из которых представлена разным количеством специальных канонических (признанных церковью) и дополнительных книг:

  • Ветхий завет: язык оригинала - древнееврейский и арамейский (часть текстов); описывает период от создания Вселенной и человека до разрушения Иерусалима; основная часть текстов повествует о еврейском народе;
  • Новый завет: язык оригинала - древнегреческий; описывает жизнь, просветительскую деятельность, смерть, воскрешение, вознесение Иисуса Христа; содержит хронологическое описание жизни апостолов (ученики Христа); особо выделяется одна книга-пророчество о наступлении Апокалипсиса.

Рис. 1. Ветхий Завет.

Иудаизм, в отличие от христианства, признает как священную только первую часть Библии - Ветхий Завет (Танах).

Основные сказания

Тексты Нового Завета достаточно понятны, похожи на исторические хроники, их поучительный смысл более доступен. А вот события Ветхого Завета действительно стоит считать библейскими сказаниями: сакральными мифами, служащими уроком всему человечеству.

Сказаний довольно большое количество, поэтому рассмотрим самые известные:

  • Сотворение мира: Господь создал Вселенную и все живое за шесть дней, а на седьмой отдыхал после трудов. Первый человек Адам был сотворен на шестой день;
  • Изгнание из рая: Первая женщина Ева, искушенная Змеем, съела сама и уговорила Адама попробовать запретный плод познания, за что Господь изгнал первых людей из Рая;
  • Каин и Авель: сыновья первых людей; Каин позавидовал Авелю и убил его, за что был проклят Богом и обречен на одиночество;
  • Всемирный потоп: за длительные прегрешения человечество было уничтожено потопом. Бог сохранил жизнь лишь праведника Ноя, который при помощи выстроенного ковчега спас свою семью и всех представителей животного мира (каждой твари по паре);
  • Вавилонская башня: люди возгордились и решили достать до Небес, построив башню. Бог разделил человечество на группы говорящие на разных языках, чтобы они перестали понимать друг друга и не смогли совершить задуманное;
  • Моисей: будучи младенцем, спасся благодаря Божьей воле. Мать смогла спрятать ребенка (оставила в корзине в зарослях тростника) от слуг фараона убивающих всех новорожденных израильских мальчиков;
  • Переход через Чермное море: израильтяне под предводительством Моисея покинули Египет. На их пути было море. Не теряя веры, Моисей обратился к Богу и воды расступились, пропуская людей на другую сторону.

Рис. 2. Изгнание Адама и Евы из рая.

Считается, что Бог передал Моисею священные скрижали, на которых были высечены десять заповедей - основных Божественных законов, обязательных для исполнения.