НПФ «Адрон» разработала систему защиты от переносных ЗРК для вертолетов, но в планах и средства поражения.

На вооружение ВС Украины приняты комбинированное устройство выброса ложных целей «Адрос» КУВ 26-50-0 и экранно-выхлопное устройство «Адрос» АШ-01В производства ООО «Научно-производственная фирма» Адрон «.
Для достижения максимальной эффективности защиты военных вертолетов эти устройства будут применять совместно со станцией оптико-электронного подавления «Адрос» КТ-01АВ. Такая защита позволит обезопасить летательные аппараты от поражения современными переносными зенитно-ракетными комплексами с вероятностью 95%.


Новое экранно-выхлопное устройство (ЭВУ) маскирует инфракрасное излучение двигателей вертолетов, существенно снижая вероятность поражения ракетами с инфракрасными головками самонаведения. Ряд испытаний экипажем Государственного научно-испытательного центра Вооруженных Сил Украины продемонстрировал, что устройство имеет ряд существенных преимуществ перед ЭВУ производства бывшего СССР. А именно:
— Возможность выпуска / уборки ЭВУ летчиком непосредственно в полете в зависимости от имеющихся угроз, то есть применение по назначению, исходя из условий тактической необходимости;
— Снижение ИК-излучения вертолета с выпущенным ЭВУ на всех режимах полета во всех полусферы более чем в восемь раз.

ЭВУ «Адрос» АШ-01В практически не влияет на основные летно-технические характеристики вертолета. В отличие от нового устройства, штатные ЭВУ уменьшали мощность силовой установки вертолета на 10%. Устаревшие ЭВУ приводили к уменьшению практического потолка полета вертолета (Ми-8МТ) примерно на 200 м и максимальной взлетной веса на 300 кг, а также к увеличению расхода топлива на 6%.

На данный момент ЭВУ АШ-01В прошло контрольные испытания на вертолете Ми-8МТВ, после чего планируется его контрольные испытания на Ми-24. Кроме того, компания разрабатывает документацию на ЭВУ для вертолета Ми-2МСБ.

Комбинированное устройство выброса ложных целей «Адрос» КУВ 26-50-0 заменит средства защиты АСО-2В на вертолетах Ми-24. Оно размещается на летательных аппаратах для осуществления выброса с одного устройства ложных тепловых и противорадиолокационных целей калибра 26 и 50 мм.


По словам разработчиков, отстрел ловушек выполняется по специальным программам, чем достигается эффективный отвод от вертолета инфракрасных головок самонаведения управляемых ракет типа «Игла», «Игла-1», Р-60М, Р-73, FIM-92 Stinger, AIM-9 Sidewinder тому подобное.
Еще одной интересной новостью от «Адрона» в сегменте авиационной защиты является расширение линейки систем отстрела ложных тепловых целей (ЛТЦ). В настоящее время ведутся работы по адаптации такой системы для самолётов военно-транспортной авиации производства ГП «Антонов», в частности, Ан-26, Ан-30 и, по всей видимости, Ан-178, а также для самолетов Ил-76. Кроме того, в рамках гособоронзаказа компания начала разработку новых систем отстрела ложных целей для самолетов тактической авиации Су-27, МиГ-29 и Су-24. Основным отличием новых систем от тех, которые уже установлены на самолетах Су-25, является новая конструкция и адаптированные для указанных типов самолетов программы отстрела ЛТЦ.
Что касается средств поражения, то из практически реализованных проектов следует выделить блок аэродинамического управления «Адрос» БАУ-01КТ, который используется в составе авиационных бомбовых выстрелов калибров 500, 250 и 100 кг и предназначен для эффективного поражения неподвижных, в том числе малоразмерных и защищенных наземных целей. На сегодня в основе принципа действия этого блока лежит инерциальная система с корректировкой по GPS.
Выпущенная предприятием опытная партия изделий «Адрос» БАУ-01КТ на сегодня проходит государственные испытания. В перспективе блок будет иметь уже разработанную лазерную и разрабатываемую тепловизионную ГСН.
Следующим этапом работы НВФ «Адрон» в сегменте корректируемых боеприпасов должна стать планирующая авиационная бомба. Она будет являть собой боеприпас с установленным на него крылом, который должен обеспечить дальность планирования не меньше 30 км. Другими словами, компания планирует создать авиабомбу, которую можно будет сбрасывать, не входя в зону действия ПВО противника

В течение всей своей истории человечество постоянно модернизировало способы проведения военных действий. Воздушное пространство стало средой, которую можно эффективно использовать для решения наземных боевых задач. Стремясь обезопасить себя от авиаударов, военные инженеры изобрели средства противовоздушной обороны. Как оказалось, ПВО не способно обеспечить стопроцентную защиту от атак с неба при наличии на самолетах «тепловых ловушек». Что это за устройства? Для чего предназначены? Информация о «тепловых ловушках» истребителей представлена в статье.

Знакомство

«Тепловые ловушки», или ложные тепловые цели (ЛТЦ), являются специальными пиротехническими устройствами. Такое название они получили потому, что при сгорании горючего способны выделять большие объемы тепла.

Об устройстве

«Тепловая ловушка» представляет собой небольшую коробку, внутри которой содержится горючее вещество. Также она может быть и в виде шашки. Для «тепловых ловушек» предусмотрены пирофорный и пиротехнический горючие составы. Конструктивно ЛТЦ очень похожа на сигнальные и осветительные ракеты.

О расположении

Местом установки ЛТЦ на борту самолета стали специальные держатели или пусковые установки. Профессиональные военные их называют «автоматами сброса» или «автоматами постановки помех». При наведении средств ПВО на истребитель пилот осуществляет отстрел «тепловых ловушек». Бортовой комплекс обороны сопряжен с пусковыми системами. В некоторых самолетах данная функция автоматизирована, и запуск осуществляется без участия пилота.

О предназначении

Задача «тепловых ловушек» - создать ложную цель для средств противовоздушной обороны противника. Военными инженерами были разработаны несколько вариантов специальных снарядов, используемых авиационными пушками. Поскольку для таких снарядов предусмотрена высокотемпературная горючая смесь, то при ее сгорании выделяется большой объем тепла. Ракеты ПВО действуют по заложенной для них программе реагирования на тепловые сигналы в небе. Поскольку в результате сгорания как пирофорного, так и пиротехнического составов выделяется большое количество тепловой энергии, ракета ПВО автоматически перестраивается с самолета на более мощный тепловой источник, которым является ЛТЦ.

Об актуальности использования БКО

Бортовые комплексы обороны (БКО) нашли свое широкое применение как в военной, так и в гражданской авиации. До внедрения комплексов в самолеты и вертолеты и те и другие подвергались интенсивным атакам террористических групп. Как утверждают специалисты, особенно сильно обострилась ситуация после разграбления военных складов в Ливии. Несмотря на предположение, что похищенное оружие в итоге будет использовано повстанцами против существующей власти, нельзя было исключать, что часть его все же попадет в руки террористов. Вскоре оказалось, что пять тысяч единиц действительно до повстанческой армии не дошли.

Оценив сложившуюся ситуацию, американские разведчики и аналитики пришли к заключению, что общее число нигде не учтенных ЗРК составляет не менее 150 тыс. В 2015 году вниманию мирового сообщества, а именно участников самого крупного аэрокосмического салона Dubai Airshow, был представлен бортовой комплекс обороны «Президент-С» от российского концерна «Радиоэлектронные технологии».

Описание

Задача БКО «Президент-С» - обеспечить защиту самолета или вертолета от ударов авиационных ракетных, зенитно-ракетных и зенитно-артиллерийских орудий. БКО представляют собой специальные устройства и станции, которые обнаруживают угрозу в виде ракетной атаки и предупреждают о ней экипаж борта.

Кроме запуска одноразовой ложной цели, «Президент-С» образует активные радио- и оптико-электронные помехи. Для аппаратуры данной ЛТЦ предусмотрено внутреннее и наружное расположение. Защита от управляемых ракет, выпущенных с земли, и ракет класса «воздух-воздух» обеспечивается лазерной станцией, которая, используя многоспектральный или осуществляет оптико-электронное подавление. Масса станции составляет 150 кг. «Президент-С» выполняет обнаружение, селектирование и сопровождение цели с последующим ее подавлением. Как утверждают специалисты, «тепловая ловушка» способна одновременно реагировать на две атакующие ракеты.

При помощи станции радиоактивных помех летательный аппарат становится неуязвимым для ракет, использующих радиолокационные системы наведения. ЛТЦ в данном случае выставляет радиоэлектронные помехи на первом этапе обнаружения ракетой самолета. Масса станции составляет чуть более 50 кг. Ее тактико-технически характеристики являются достаточными для того, чтобы одновременно подавить сразу четыре радиоэлектронные средства противника.

После неоднократных обстрелов летательных аппаратов, оборудованных «тепловыми ловушками», из зенитно-ракетных комплексов «Игла», превосходящих американские «Стингеры» по своим характеристикам, стало очевидным, что «Президент-С» является весьма эффективным образцом российского ЛТЦ.

Несмотря на наличие максимального инфракрасного излучения со стороны самолета-мишени, все выпущенные по нему ракеты на самом подлете «уходили» в сторону. Объяснением этому стало использование в БКО «Президент-С» лазерного облучения, которое ракеты противника принимали за реальный самолет.

Российский бортовой комплекс обороны «Президент-С» надежно защищает самолет и вертолет от поражения ракетным и артиллерийским оружием.

Безопасность полетов гражданских самолетов и вертолетов стала постоянной головной болью международного значения. Эффективное «лекарство» всему мировому сообществу в лице участников крупнейшего мирового аэрокосмического салона Dubai Airshow 2015 в Объединенных Арабских Эмиратах предложила Россия. К бортовому комплексу обороны (БКО) «Президент-С», представленному концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), приковано повышенное внимание: по сообщениям с авиасалона, сейчас ведутся переговоры о его поставках в Алжир и Египет.

Бортовые средства защиты от ПЗРК

Главная причина создания бортовых средств защиты летательных аппаратов - появление относительно недорогих переносных зенитных ракетных комплексов с тепловыми головками самонаведения на цель. Именно ПЗРК коренным образом изменили ситуацию в области безопасности действий пилотируемых самолетов и вертолетов на высотах до 3500 метров. Эти комплексы стали причиной гибели многих самолетов и вертолетов в арабо-израильских войнах, с их помощью было уничтожено более 200 летательных аппаратов США во Вьетнаме, сбивались советские вертолеты в Афганистане.

С течением времени проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК только обострялась. Например, именно из ПЗРК типа «Игла» в августе 2002 года был сбит тяжелый транспортно-десантный вертолет Ми-26 в районе Ханкалы, что привело к гибели 115 человек. Сегодня переносные ракетные комплексы наряду с автоматами Калашникова стали самым распространенным оружием, которое используется в различных горячих точках по всей планете.

Но более страшным и бесчеловечным является использование ПЗРК террористами для обстрела гражданских самолетов и вертолетов, особенно в момент их взлета и посадки. Специально для защиты от этих высокомобильных малых зенитных средств с тепловым самонаведением стали активно использовать искусственные цели-ловушки, которые летательный аппарат отстреливает при полетах на малых высотах. Однако современные ПЗРК стали «умнее», их система наведения мгновенно селектирует (фильтрует) такие обманки и направляет ракету в сторону реальной цели.

Поэтому сегодня, в условиях серьезного роста террористической опасности, работы по созданию более эффективных средств защиты от ПЗРК для гражданской авиации ведутся специалистами США, Великобритании, Израиля и других стран. Россия входит в число мировых лидеров этой в сфере.

«Президент-С»: особенности

БКО «Президент-С» создан кооперацией предприятий и организаций российского оборонно-промышленного комплекса во главе с ОАО «НИИ "Экран"» из Самары. По информации на сайте концерна «Радиоэлектронные технологии», «Президент-С» предназначен для активной индивидуальной «защиты самолетов и вертолетов от поражения авиационными ракетными, зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами путем обнаружения факта угроз и противодействия атакующим средствам».

Впервые БКО «Президент-С» был показан широкой публике в июне 2010 года в Париже на международной выставке вооружений и военной техники Eurosatory-2010, где сразу вызвал ажиотажный интерес. В последующем основные элементы комплекса демонстрировались на авиационно-космических салонах «МАКС-2011», «Фарнборо-2012», «Париж Аэрошоу-2013» и других выставках.

На самом деле комплекс представляет собой совокупность различных станций и устройств, которые обеспечивают обнаружение угрозы и предупреждение о ней экипажа летательного аппарата, в том числе и о ракетной атаке, применение одноразовых ложных целей, а также постановку активных радио- и оптико-электронных помех. Вся аппаратура БКО «Президент-С» может размещаться как внутри, так и снаружи фюзеляжа самолета (вертолета).

Защиту от поражения управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «поверхность-воздух» с инфракрасными головками самонаведения обеспечивает лазерная станция оптико-электронного подавления на базе многоспектрального твердотельного или газового лазера. Станция массой 100–150 кг способна обнаруживать и селектировать цели, сопровождать и вкруговую последовательно подавлять не менее двух одновременно атакующих ракет на дальности 500–5000 м в секторе 90 градусов по вертикали.

Другой основной элемент защиты самолета (вертолета) - это станция активных радиопомех. Она противостоит ракетам с радиолокационными системами наведения на цель путем постановки радиоэлектронных помех на этапах обнаружения, сопровождения, наведения и атаки летательного аппарата. В рабочем секторе 120 и 60 градусов по горизонту и вертикали станция массой 51,5 кг может подавлять не менее четырех радиоэлектронных средств противника с использованием всех основных видов помех. Для защиты самолетов дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации также может использоваться активная буксируемая радиолокационная ловушка.

Эффективность российской разработки подтвердили практические и неоднократные обстрелы ПЗРК «Игла», который по эффективности превосходит американский «Стингер», мишеней вертолетов и других летательных аппаратов. Так, неоднократно «в упор» с дальности 1000 м была обстреляна мишень вертолета Ми-8. Несмотря на максимальное инфракрасное излучение со стороны мишени, все ракеты на подлете к ней уходили в сторону. Причиной этого стало лазерное облучение, создававшее в системе управления ракеты фантомную цель, которую ее электронный «мозг» принимал за реальную.

Ранее по результатам испытаний генеральный конструктор КРЭТ Юрий Маевский констатировал, что в России создана «очень надежная технология защиты самолетов и вертолетов от поражения ракетами с любыми оптическими головками самонаведения». Известно, что подсистемой оптико-электронного подавления БКО «Президент-С» уже оснащен ряд военно-транспортных самолетов типа Ил-76, в том числе и самолет первого лица государства, боевые вертолеты типа Ми-28 и Ка-52, а также тяжелые транспортно-десантные вертолеты типа Ми-26.

Полностью автоматическая защита

На некоторые вопросы о бортовом комплексе «Президент-С» ответил представитель концерна «Радиоэлектронные технологии», попросивший не называть его имени. По его словам, станция защиты от ПЗРК под названием «Витебск» «сегодня является штатным средством и устанавливается практически на 100% боевых вертолетов». Он также отметил, что «реализуется программа оснащения этим высокоэффективным защитным средством всех самолетов Су-25, а также самолетов военно-транспортной авиации».

Представитель КРЭТа подчеркнул, что комплекс «Президент-С» является гражданским вариантом этой станции защиты и может быть «установлен на гражданских авиалайнерах, для чего он и создавался» и «уже стоит на летательных аппаратах ряда специфических перевозчиков».

По словам нашего собеседника, в свете последних трагических событий в области международного авиасообщения комплекс «Президент-С» очень востребован в том числе и за рубежом. «Переговоры ведутся не только с Египтом и Алжиром, но и по другим направлениям», - подчеркнул он. При этом конкретная стоимость комплекса «Президент-С» определяется типом воздушного судна и требованиями заказчика по его защите.

Особое внимание представитель КРЭТа обратил на принципиальную разницу между российской и зарубежными разработками, в том числе и американскими: «В отличие от зарубежных полуавтоматических аналогов наше изделие работает полностью в автоматическом режиме». А это, по его словам, исключает человеческий фактор, заметно повышает быстродействие и конечную эффективность системы, «повышая общую результативность комплекса, который создавался из расчета достижения максимального эффекта в борьбе с современными средствами противовоздушной обороны».

К слову, защитой от ПЗРК возможности «Президента-С» не исчерпываются. «В зависимости от поставленных требований наши изделия могут обеспечить защиту пилотируемого летательного аппарата от обстрела любым средством - от рогатки до «Патриота» (американский зенитный ракетный комплекс)», - с гордостью резюмировал представитель концерна.

Возвращаясь к ранее затронутой теме о средствах защиты летательных аппаратов от переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) необходимо отметить следующее. Создание в начале семидесятых годов прошлого столетия ПЗРК явилось важным этапом в совершенствовании именно средств защиты от ударов средств воздушного нападения. И результаты их применения были достаточно впечатлительны.

Так, только в ноябре-декабре 1969 г. в арабо-израильской войне первым отечественным ПЗРК типа «Стрела-2» было сбито 12, а с мая 1981 г. по июнь 1982 г. в районе Голанских высот – еще более 10 израильских самолетов и вертолетов. Проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК не только сохранилась, но и обострялась с течением времени. Так, в ходе войны НАТО на Балканах в 1999 г. только действия с высот более 3500 м и применение высокоточного оружия позволили авиации НАТО избежать значительных потерь от югославских зенитных ракет с инфракрасными головками (ИК) самонаведения (ГСН).

А в 2002 г. специалисты отмечали, что в локальных войн последних десятилетий примерно 90% всех случаев поражения самолетов и вертолетов было связано с попаданием в них управляемых ракет с ИК- ГСН . Поэтому можно констатировать, что угроза применения ПЗРК не только значительно ограничивает диапазон высот применения боевой пилотируемой авиации, но и резко обостряет проблему обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

Таким образом, созданные как средство защиты сегодня ПЗРК можно рассматривать как эффективное высокоточное средство нападения. Причем проблема защиты от него очень быстро приобрела международный статус, а создание средств защиты от ПЗРК, особенно гражданской авиации, стало важнейшим направлением работы в различных странах. Что же еще, помимо отечественной системы защиты гражданских воздушных судов MANTA, заслуживает внимания?

Россия сегодня по праву стала одним из мировых лидеров в создании систем активной защиты от ПЗРК. Так, в 2010 г. на международной оружейной выставке Eurosatory-2010 в Париже на всеобщее обозрение была представлена российская система активной защиты (САЗ) вертолетов «Президент-С» от атак ПЗРК . Ажиотажный интерес вокруг этой разработки показал, насколько высок интерес в мире к этой технике. Одновременно этот факт говорит и о том, что российская «оборонка» жива и способна, при необходимости и своевременном финансировании, создавать изделия, опережающие зарубежные.

А то, что создатели этой революционной разработки показали ее открыто, позволяет говорить о том, что в запасе есть что-то еще, более эффективное. В создании САЗ «Президент-С» под руководством НИИ «Экран» (г. Самара) участвовали научно-технический центр (НТЦ) «Реагент» (г. Москва), специальное КБ «Зенит» и НТЦ «Элинс» (г. Зеленоград). Высокую эффективность эта разработка подтвердила в ходе сложных испытаний в 2010 г.

Для оценки САЗ «Президент-С» устанавливали на макеты различных летательных аппаратов и обстреливали одним из самых эффективных в мире ПЗРК «Игла». По словам Александра Кобзаря, генерального директора «Зенита», где был создан излучатель узконаправленной системы оптико-электронного подавления, после включения САЗ «Президент-С» все ракеты отклонялись в сторону от цели и самоликвидировались .

Для испытания на специальной вышке был установлен вертолет Ми-8, двигатели которого работали с максимальной нагрузкой и давали максимальное ИК-излучение, а пуск «Иглы» осуществлялся с дальности 1000 м. Тем не менее, в этих, очень благоприятных условиях ракета ПЗРК уходили в сторону от мишени.

Как отметил профессор А. Кобзарь, эффективность всей САЗ определяется узконаправленным и специально модулированном излучении сапфировой лампы. Оно создает в системе управления ракеты своеобразный фантом цели, местоположение которой отличается от текущих координат реальной цели. В результате ракета летит в пустое пространство и в определенное время самоликвидируется согласно заложенной в ней программе.

Несмотря на всю простоту идеи, до настоящего времени практического решения в мире она не нашла. В настоящее время наши разработчики активно работают над созданием подобной системы защиты от ПЗРК для штурмовиков. В настоящее время САЗ «Президент-С» прошла весь комплекс государственных испытаний, принята на вооружение и производится серийно . Решением главкома российских ВВС сегодня ни один новый вертолет не отправляется в войска в «горячих» точках без установки системы активной защиты от ПЗРК.

Ранее, СМИ сообщали о российской всеракурсной лазерной станции помех «Клен-М» («Конструкторское бюро автоматических систем», г. Самара), которая предназначалась для защиты от ракет с ИК- ГСН классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух». Система могла устанавливаться как на военных, так и на гражданских самолетах.

Принцип действия станции «Клен-М» также был основан на воздействии лазерным излучением на систему управления ракетой , что приводило в конечном итоге к потере сопровождаемой воздушной цели. По информации разработчиков, станция «Клен-М» обеспечивала обнаружение и сопровождение ракет, и последующее подавление их ГСН лазерным излучением с вероятностью 0,8-0,9 в течение не более 1,5 с в зоне 360 град. по азимуту и от -45 до +30 град. по углу места. Масса станции не превышала 300 кг.

Сообщалось также о том, что фирма «Авиаконверсия» разработала и практически испытала нетрадиционный способ противодействия ракетам с тепловыми головками самонаведения . На опасном участке полета самолет осуществлял дозированное распыление незначительного количества топлива. При обнаружении пуска ракеты с тепловой ГСН образовавшаяся топливно-воздушная смесь воспламенялась и выступала в качестве ложной цели, так как ее ИК-излучение значительно превышало собственное излучение самолета.

Входящие в ее состав средства обеспечивали обнаружение ракеты по ИК-излучению ее двигателя на дальности до 5 км, а для поджига воздушно-топливной смеси мог использоваться импульсный лазер, форсунка типа «огневая дорожка» или сигнальные ракеты. Безопасность и эффективность этого способа защиты от ракет с тепловой ГСН была практически проверена на самолетах Су-24 еще в 1985 г . Летные испытания показали, что ложная цель начинается в 6-8 м и заканчивается на удалении 22 м от хвоста самолета. Сообщалось, что стоимость системы, наряду с другими преимуществами, значительно дешевле лазерных.

Израиль , в силу своего геополитического положения, вопросам создания САЗ уделяет первостепенное значение. Активизация усилий в этой области была отмечена после обстрела 28 ноября 2002 г. боевиками аль-Каиды ПЗРК типа «Стрела-2» авиалайнера израильской авиакомпании Arkia с 250 пассажирами при взлете из аэропорта г. Момбаса (Кения). По данным американской корпорации Rand, в период 1975-1992 гг. ракетами ПЗРК сбито около 40 гражданских самолетов и погибло более 760 человек.

Израильская фирма «Рафаэль» идет по пути адаптации системы защиты от ПЗРК военного назначения для применения на гражданских самолетах. После обнаружения зенитной ракеты бортовыми датчиками аппаратура противодействия в качестве ложной цели генерирует световой пучок в сторону атакующей ракеты для дезориентации ее ГСН. Стоимость оснащения самолета такой системой, по данным разработчиков, может составить около 2 млн. долларов.

В связи с пропажей тысяч ПЗРК с ливийских оружейных складов Израиль намерен оснастить все свои авиалайнеры новой оборонительной системой C-Music (Commercial-Multi Spectral Infrared Countermeasure) компании El-Op. По мнению создателей системы, это первая коммерчески доступная система, предназначенная для установки на гражданских вертолетах и самолетах для их защиты от ПЗРК.

Система C-Music самостоятельно обнаруживает ракету и направленным лазерным излучением создает помехи в широком ИК-диапазоне, приводящие к срыву наведения ракеты на цель . Компания El-Op получила контракт израильского правительства в рамках государственной программы Sky Shield и стоит 79 млн. долларов. По данным израильских СМИ один экземпляр системы C-Music стоит около 1,2 млн. долларов.

Ранее предложенная компанией IAI аналогичная система Flight Guard, не была сертифицирована в США и Европе как не отвечающая полностью требованиям безопасности. Система C-Music имеет все необходимые лицензии и сертификаты.

В США , по инициативе Министерства национальной безопасности (U.S. Department of Homeland Security — DHS), была разработана и начата реализация программы по оснащению 1000 гражданских самолетов системой, аналогичной установленной на самолете президента США и военных самолетах американских ВВС. В качестве наиболее перспективных средств защиты от ПЗРК рассматривались разработки компаний Northrop Grumman и BAE Systems. Для проведения работ компании от DHS получили по 45 млн. долларов.

В 2007 г. сообщалось о том, что Northrop Grumman оборудовала грузовой самолет MD-10 противоракетной системой Guardian. Она представляла собой модернизированную и адаптированную для использования в гражданских целях систему военного назначения Nemesis, устанавливаемую на самолетах и вертолетах ВВС США. По информации в СМИ, система размещена в веретенообразном корпусе длиной, шириной и высотой 2,36 м, 0,8 м и 0,48 м соответственно при общей массе около 220 кг и потребляемой мощности – 1,8 кВт.

Излучающее лазерное устройство размещено в желтой сфере. (фото Нортроп Грумман). Алгоритм работы Guardian аналогичен известным. Датчики системы обнаруживают ракету и отслеживают ее полет с непрерывным определением текущих координат, по этим данным включается лазер и наводится на ГСН ракеты, в результате цель теряется и ракета уходит в сторону . Ранее система испытывалась на самолетах типа MD-11, MD-10 и Boeing 747. Сообщалось, что при стоимости самой системы около 1 млн. долларов за единицу, ее техническое обслуживание оценивалось в 365 долларов за рейс, а ежемесячно компания производила 35-45 комплектов.

Компания BAE Systems разработала систему защиты гражданских авиалайнеров от ПЗРК под названием JetEye, работа которой также основана на использовании лазерного излучения для «ослепления» ИК- ГСН ракет. Поворотные лазерные установки размещены под фюзеляжем и плоскостями самолета. Система создана на базе средств защиты боевых самолетов Advanced Threat Infrared Countermeasures System. Испытывалась JetEye на авиалайнере Boeing B-767. Сообщалось о работах с целью уменьшения стоимости системы, улучшения ее аэродинамических характеристик, повышения срока службы и ремонтопригодности аппаратуры.

Наряду с лазерными системами защиты для противодействия ракетам ПЗРК в США, как и в других странах, продолжается использование и совершенствование дипольных отражателей и ИК-ловушек . Они показали достаточную эффективность для защиты военно-транспортных и др. самолетов ВВС США в Косово, Ираке и Афганистане. Так, фирма «Рейтеон» создала противоракетную систему, которая после обнаружения ЗУР радиолокационной станцией выбрасывала облако пирофорических частиц из фольги, ИК-излучение которых дезориентирует ГСН ракеты.

Великобритания также ведет работы по созданию систем защиты от ракетных атак против самолетов и вертолетов гражданской авиации. Так, компанией «Каннинг раннинг софтуэр Лимитед» (CRLS) была разработала специальная программа, предназначенная для оценки степени угрозы террористической ракетной атаки против пассажирского самолета и установки на компьютере средств РВО ADCS (Air Defense Siting Computer), прикрывающих аэропорты.

На основе данных о полетах самолетов с конкретного аэропорта и тактико-технических характеристиках ПЗРК эта программа выдает правоохранительным органам информацию о наиболее вероятных местах пуска ракет, которую используют правоохранительные органы в профилактических целях. ADSC не требует специальных аппаратных средств, позволяет выполнять и хранить фотографии, диаграммы и текстовые файлы наряду с данными ПВО. Эта программа используется при выборе позиций для развертывания зенитной системы «Рапира» и является составной частью системы «Джернас» (экспортный вариант ЗРК «Рапира»), поставленного Малайзии.

Украина . Несколько лет назад СМИ сообщали о том, что двумя украинскими предприятиями (НПК «Прогресс», г. Нежин и НПФ «Адрон», г. Киев) созданы станция оптико-электронного подавления (СОЭП) «Адрос» КТ-01АВ . Отмечалось, что станция «Адрос», в отличие от других систем защиты, обеспечивает круговую защиту вертолет в условиях, когда мощность ее излучения ниже мощности теплового излучения двигателей защищаемого вертолета.

Кроме того, она не нуждается в информации о типе и частоте работы ИК- ГСН ракеты, в средствах обнаружения пусков ракет и их сопровождения в полете, относительно проста по конструкции и имеет высокую степень надежности. По информации разработчиков, при массе 20 кг, станция обеспечивала круговую защиту вертолетов от всех типов управляемых ракет с ИК- ГСН с вероятностью срыва атаки ракеты не менее 0,8.

Кроме того, эти фирмы создали пассивное средство для снижения теплового излучения вертолетов типа Ми-8 и Ми-24 с двигателями ТВ3-117. Оно представляет собой экранно-выхлопное устройство (АП-1В) , устанавливаемое на выходе отработанных газов двигателя вертолета. Требуемый эффект достигается за счет направления выхлопных газов двигателя этим устройством в сторону вращающегося винта вертолета, где они смешиваются с окружающим воздухом. В результате температура выхлопных газов резко падает и снижается общее инфракрасное излучение самого вертолета.

Таким образом, сегодня можно констатировать два очевидных факта. Суть первого в том, что изначально созданные как средства защиты наземных объектов от ударов с воздуха ПЗРК сегодня активно могут использоваться террористами как весьма опасное средство нападение против гражданских самолетов и вертолетов.

А второй факт говорит о том, что без создания специальных средств противодействия ракетам с тепловыми (ИК-) ГСН защиту самолетов и вертолетов гражданской авиации в настоящее время не обеспечить. В условиях массового распространения ПЗРК противостояние этих двух средств приобрело характер одной из самых актуальных проблем в мире. В связи с этим, для ее решения необходимо объединение усилий на международном уровне.

Вот натолкулся в инетернете на очередное достижение "не имеющей аналогов" российской оборонке.
Пытался нагуглить больше но ничего не нашёл, стало подозрительно.
кто нибудь знает что нибудь про это?

Стингер" сошел с ума
На крупнейшем оружейном салоне в Париже - сенсация. И она наша!

Сергей Птичкин
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5208 (129) от 16 июня 2010 г.

На международном салоне вооружений Eurosatory-2010, открывшемся вчера в столице Франции, представлено немало интересных новинок. Но сенсационная одна - российская.

Отечественную оборонку сегодня жестко критикуют даже высшие руководители государства. Кажется, в ее недрах ничего путного родиться уже не может. И на салоне Eurosatory-2010 от нашей делегации никаких сюрпризов не ждали. А "Рособоронэкспорт" взял и показал, что наш ОПК еще способен на военно-технические чудеса.

Специальное конструкторское бюро "Зенит" из подмосковного Зеленограда демонстрирует работу системы активной защиты вертолетов от современных противовоздушных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), в том числе от "Стингеров". Российским конструкторам удалось сделать то, что оказалось не по силам никому в мире.

Над проблемой отражения ударов ракет, наводящихся по тепловому излучению двигателей, бьются с тех пор, как появились инфракрасные головки самонаведения. Первое решение было самым простым, но эффективным. Ракеты, выпущенные из ПЗРК, стали обманывать тепловой помехой. Какое-то время обманка срабатывала. Сегодня все боевые самолеты и вертолеты оборудованы специальными устройствами, которые в случае опасности ракетного удара отстреливают фейерверки ярко горящих ловушек. Такой салют красиво смотрится во время воздушных шоу и парадов. Вот только летательный аппарат от поражения американским "Стингером" и тем более нашей "Иглой" тепловые ловушки не спасают. Ракеты поумнели. Система управления ПЗРК последних поколений мгновенно проводит селекцию всех небесных огней и направляет ракету вдогонку двигающейся цели - самолету или вертолету.

В середине 1990-х годов американцы публично заявили, что создали комплексную систему защиты летательных аппаратов от ракет с тепловой головкой самонаведения. В систему эту будто бы входят радары, сканирующие воздушное пространство, лазерные установки, классические тепловые ловушки и устройства светового подавления. Назвали ее загадочным именем "Немезида". И будто бы такая непробиваемая защита стоит на президентском самолете. Вполне возможно, "Немезида" действительно существует, но... Скорее всего, в единственном экземпляре и только на "борту N 1". Во всяком случае за последние пятнадцать лет установку с мифическим именем никто на мировом рынке не видел.

А вот Россия систему защиты от ПЗРК всему миру показывает. Комплекс создан специалистами Самары, Москвы и Зеленограда. Основой его является уникальная станция оптико-электронного подавления, разработанная под руководством доктора технических наук, профессора Александра Ивановича Кобзаря.

Комплекс защиты когда-то и кем-то был назван для продвижения на рынке: "Президент-С". Под этим "скромным" именем и демонстрируется в общей экспозиции "Рособоронэкспорта". Сердце комплекса, как было сказано, - станция оптико-электронного подавления. Это металлический шар диаметром около полуметра. Весь секрет в начинке шарика и в совершенно уникальных математических алгоритмах, лежащих в основе программного управления системой. Математика разработана специалистами Самары и Зеленограда - это российское ноу-хау.

На большом экране видно, как работает комплекс. На горке на специальной вышке закреплена цель - вертолет Ми-8, двигатели которого выходят почти на максимальную мощность. Под корпусом вертолетного фюзеляжа и на хвостовой балке укреплены три шарика. Оператор с ракетой "Игла" на плече выбирает самую выгодную позицию для стрельбы - сзади и сбоку от вертолета. Дальность открытия огня для вертолета минимальная - 1000 метров. Ярко светящиеся сопла двигателей винтокрылой машины четко видны в прицеле "Иглы". Пуск!

Ракета устремляется к вертолету почти по прямой. И неожиданно вокруг винтокрылой машины образуется самая настоящая огненная свистопляска. Передать словами это невозможно. Там, где только что был отчетливо виден вертолет и главное для ракеты - тепловое пятно его двигателей, возникает ярчайшее облако, в котором переливаются мириады каких-то огоньков, проскакивают мини-молнии и, сверкая, клубится что-то, напоминающее спецэффекты "Аватара". Ракета, словно испугавшись увиденного, резко уходит с намеченного и совершенно верного курса куда-то в сторону, на самоликвидацию.

В СССР специально проводились сравнительные испытания захваченных в Афганистане "Стингеров" и разработанных в Коломне "Игл". Наш ПЗРК показал лучшие характеристики, чем американский. И если уж "Игла" прошла мимо цели, то защита от "Стингера" гарантирована.

Вот что сказал корреспонденту "РГ" гендиректор "Зенита" профессор Александр Кобзарь:

Работа нашего комплекса основана на узконаправленном и особым образом модулированном излучении специально разработанной сапфировой лампы. В системе управления ракеты возникает фантомный образ цели, который ее электронный "мозг" воспринимает в качестве основной цели. Появляется некая запредельная виртуальная реальность, которая настойчиво манит к себе. Ракета устремляется в пустое пространство, где в расчетное время самоликвидируется. А огненное облако вокруг вертолета - оптический эффект работы очень мощной сапфировой лампы. Казалось бы, все очень просто, но эту "простейшую" задачу кроме нас еще никто не решил и в металле не воплотил