«Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанное между Арменией и ЕС, уникально как в экономической плоскости, так и в политической. В отличие от проекта полноправной ассоциации четырехлетней давности, нынешнее соглашение не содержит главного и наиболее ценного пункта — о создании зоны свободной торговли.

Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении была настроена критически к данному документу, считая его имитационным.

Однако подобные аргументы изначально были несостоятельными, поскольку Армения, будучи членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не могла даже теоретически поднимать вопрос о формировании зоны свободной торговли с ЕС.

Конечно, это обстоятельство — серьезная преграда для расширения экономического диалога. Однако даже после вступления Армении в евразийские проекты Брюссель сохранил статус доминирующего торгового партнера для Еревана. Согласно статистике, более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза.

Долговая яма и спекуляции

С экономической точки зрения Армения также нуждается в поддержке ЕС по двум важным вопросам: проблема регулирования государственного долга и поиск дополнительных источников инвестиций. По данным Национальной статистической службы, совокупный государственный долг Армении составляет более $6 млрд с ежемесячным темпом роста на 0,76% ($48 млн). При этом в структуре внешнего госдолга более $4 млрд приходится на задолженность правительства Армении (рост на $9 млн), а долг Центрального банка составляет чуть больше $600 млн (рост на $37,4 млн).

Всемирный банк удерживает $1,749 млрд государственного долга (36,2%), Азиатскому банку развития (АБР) Ереван должен $515 млн и $410 млн приходится на Международный валютный фонд (МВФ). Всем вышеперечисленным структурам Армения должна в рамках разносторонних кредитных программ.

В двустороннем формате у Еревана имеются крупные долги перед США, Германией, Францией, Японией, фондом развития Абу-Даби и Экспортно-импортным банком Китая.

По прогнозам на 2018 год, госдолг страны может достичь отметки в $7 млрд, что составит 60% от ВВП.

По замыслу армянских властей, политическое соглашение с ЕС создает благоприятный фон для ведения переговоров как с международными валютными организациями, так и с отдельными странами.

Приток инвестиций из стран ЕС имеет ключевое значение для оздоровления и развития армянской экономики. Необходимость в европейских инвестициях обусловлена тем, что за последние три года

заметно снизились потоки вложений из России — крупнейшего инвестора в армянскую экономику. Более того, согласно данным статистики, в Армении был зафиксирован отток капитала.

Впрочем, в последнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что приток иностранных инвестиций в Армению до сих пор существенно уступает инвестициям из стран ЕАЭС, а приток инвестиций из России — растет.

Другой элемент информационной спекуляции связан с работой атомной электростанции в городе Мецамор. За несколько месяцев до планируемого подписания во многих армянских СМИ публиковались материалы, в которых утверждалось, что Брюссель требует от Еревана незамедлительного закрытия Мецаморской АЭС.

Однако этот пункт в соглашении сформулирован с расчетом реальных сроков эксплуатации данной атомной электростанции. Более того, армянские власти приняли решение продлить этот срок еще в марте 2014 года за счет привлечения российского кредита в размере $270 млн и различных грантов на сумму в $30 млн.

Важно также отметить, что именно Ереван в различные периоды обращался к европейским и другим международным структурам с просьбой помочь стране развивать альтернативные источники энергии.

В Брюсселе многократно заявляли, что понимают важность этой атомной электростанции, от которой зависит энергетическая безопасноть республики. Таким образом, ЕС всего лишь требует от армянской стороны постепенно выработать дорожную карту по реформированию энергетического сектора, принимая во внимание объективные сроки эксплуатации Мецаморской АЭС.

Ереван меж двух огней

Реальная уникальность нынешнего соглашения находится в политической плоскости. Становление армянской государственности происходило чрезвычайно болезненно: землетрясение 1988 года, нагорно-карабахский конфликт, блокирование западной и восточной границ со стороны Турции и Азербайджана и т.д. В настоящее время открытыми остаются армяно-иранская и армяно-грузинская границы, обеспечивающая наземное сообщение с Россией — главным стратегическим партнером в области военно-технического сотрудничества.

В условиях подобного географического плена Армении было крайне важно сохранить российский зонтик безопасности и получить доступ к политическим и экономическим ресурсам западных стран.

Помимо этого, Ереван осознавал важность выстраивания политического и торгово-экономического диалога с Ираном, находившимся в конфронтации с США и ЕС.

Сложившая ситуация заставила армянскую сторону разработать стратегию комплементарной (диверсификационной) внешней политики, основанной на принципе соблюдения баланса в отношениях с разными центрами силы. Эту политику удавалось успешно реализовывать в условиях отсутствия серьезной конфронтации между Россией, Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Дополнительным фактором влияния выступала многомиллионная армянская диаспора, обладающая значительными качественно-количественными ресурсами для лоббирования интересов исторической родины на международной арене. Однако армянский диаспоральный инструмент также использовался внешними странами для проецирования своего влияния в отношении Армении.

После ухудшения отношений между Россией и странами западного мира Ереван оказался перед необходимостью стратегического выбора. Этот выбор армянские власти сделали в 2013 году, отказавшись от парафирования ассоциации с ЕС и вступив в ТС, а позже — в ЕАЭС.

Многие эксперты тогда пришли к заключению, что членство Армении в этих интеграционных структурах раз и навсегда покончило с комплементарной политикой.

Успешное завершение второго раунда переговоров и подписание нового соглашения позволяет в какой-то мере говорить о сохранении преемственности политики баланса. Однако важно подчеркнуть, что неокомплементаризм эпохи правления Сержа Саргсяна имеет определенную специфику.

Сегодняшней элите приходится маневрировать не только в условиях глобального обострения российско-американского диалога и крайне нестабильной региональной ситуации на Ближнем Востоке, но и с учетом юридически ограничивающих механизмов ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Ключевые внешнеполитические решения Ереван принимает, оглядываясь на интересы других стран-участниц евразийских блоков, где доминирующая политическая роль принадлежит России.

В отличие от 2013 года, Москва не выступила против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. Нейтральная позиция Кремля может быть вызвана рядом причин. Во-первых, Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении. Многие российские и армянские эксперты считают, что наличие неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха и перманентная угроза со стороны Баку также усиливают позиции Москвы как ключевого поставщика вооружений обеим сторонам.

Во-вторых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезного стратегического диалога Армении с Брюсселем.

В-третьих, новое соглашение может стать политически выгодным и интерпретироваться как создание официального политического моста между ЕАЭС в лице Армении и ЕС.

И, наконец, санкционная политика, породившая серьезный кризис, отдаляет возможности для российско-европейского диалога. В подобной ситуации Ереван, являясь членом ЕАЭС и имея политическое соглашение с ЕС, может стать важной площадкой для Москвы и Брюсселя.

Армения в 2015 году вступила в ЕАЭС, а еще раньше, в 1992 году, - в ОДКБ, получив торговые преференции и военную помощь от России. Но недавно выяснилось, что приоритетом Еревана стали европейская интеграция и сотрудничество с НАТО. И тут Москва, судя по всему, уже не повторит ошибок, допущенных на Украине .


Нагорный Карабах: компромисс найден?

Планы Армении изменились

В нынешнем году Ереван заявил о желании ассоциироваться с ЕС и подготовил проект для подписания. Еще раньше Армения вступила в программу индивидуального партнерства с НАТО (Individual Partnership Action Plan, IPAP), план которого на 2017-2019 годы (пятый по счету) был утвержден в апреле. Он предусматривает консультации с альянсом по региональной безопасности, разработку военной доктрины Армении, усовершенствование процесса оборонного и бюджетного планирования, а также участие в миротворческих миссиях военного блока в Косово и Афганистане. На последних саммитах НАТО армянская делегация присутствовала в качестве наблюдателя.

Это выглядит уже не попыткой усидеть на двух стульях, а прямым предательством России. Впору сказать: "Пойдите и попросите НАТО решить ваши проблемы с Турцией и Азербайджаном".

Обижаться надо на самих себя

Собственная "многовекторность" не мешала Еревану обижаться на многовекторность России - налаживание экономических отношений с Турцией, планы принятия Анкары в ЕАЭС, продажу оружия Азербайджану. И это при том, что Баку платит России живыми деньгами, а Ереван приобретает оружие у России на ее же кредит, то есть берет взаймы.

Надо же, господа, как-то соразмерять свое желание всюду поспеть и свои возможности небольшой региональной страны! И понять, что ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) - это не бывший СССР в одном флаконе и не кормушка, а интеграция через соревнование и взаимопомощь.

Хочется также напомнить армянским друзьям, что именно Владимир Путин (а не Ангела Меркель) в апреле остановил наступление азербайджанских войск в Нагорном Карабахе. Россия исторически доказала свое хорошее отношение к армянам. Вспомним хотя бы, что именно продвижение российской армии на помощь самообороне города Ван в 1915 году помогло спасти 200 тысяч армян от геноцида со стороны Османской империи. А чего стоит признание этого геноцида в 1995 году - на 20 лет раньше, чем это сделала Германия?!

Если бы армянская сторона хорошо подумала, то ей стало бы ясно, что сближение России с Турцией надо не осуждать, а приветствовать - по очень простой причине: Москва и Анкара сближаются не столько в политическом, сколько в экономическом плане, и Ереван может от этого выиграть. Ведь ее граница с Турцией закрыта, так почему бы не попросить Путина посодействовать смягчению позиции Эрдогана?

Надо делать шаг в опровержение нового курса

Похоже, здравый смысл все же берет верх. Армения, как сегодня сообщает портал news.am, отказалась принимать участие в учениях Agile Spirit 2017, которые проводятся в Грузии странами-партнерами НАТО из США, Румынии, Украины, Болгарии, Латвии и Румынии (кстати, Азербайджан их бойкотирует). Военнослужащие Армении и представители вооруженных сил страны не прибыли на церемонию открытия учений. "Без комментариев", - заявил ТАСС пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Оганесян.

А вот его заместитель Артак Закарян сказал, что военно-политическая дипломатия Армении полностью соответствует внешней политике республики, поэтому "вообще непонятно, почему Армения была указана в числе участников учений".

"Участие Армении в учениях НАТО изначально оговаривалось, как часть многовекторной политики", - сказал "Правде.Ру" Арман Бошян, председатель Ереванского геополитического клуба. - Однако я считаю, что в условиях глобального обострения в Сирии, в условиях санкционной войны эта политика себя оправдать не может. С учетом того факта, что Армения является членом ОДКБ, членом Евразийского экономического союза, нам надо более конкретно определить, куда мы идем, и какие отношения выстраиваем в военной сфере".

"Мне кажется, что Армения должна более активное участие принимать в сирийской операции, потому что, там речь идет не только о сирийцах, но и о судьбе христиан, и с НАТО и Турцией нам не по пути", - уверен Арман Бошян.

По вопросу евроассоциации Еревана Москве тоже надо занять твердую позицию: в Россию хлынет европейская подсанкционная продукция через Армению, которая будет зарабатывать на транзите, а РФ - терять имидж и внутренний рынок.

Евразийский Союз - амбициозный проект, который продолжает сохранять лидирующие позиции в информационном мейнстриме постсоветского пространства. Впервые озвученная действующим президентом России Владимиром Путиным, идея стала предметом жарких споров между политологами и экспертами.

В Армении вопрос о том, вступать или нет в Евразийский Союз, которого пока что даже на бумаге не существует, особенно актуален в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Некоторые связывают с данным проектом судьбу непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, которая фактически находится под контролем Армении. Повлияет ли членство Армении в новой структуре на статус Нагорного Карабаха и как скажется на процессе урегулирования конфликта - этот и другие вопросы в беседе с ИА REGNUM комментируют эксперты из Нагорного Карабаха, Армении, России и Азербайджана.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО(У) МИД России Вадим Муханов уверен, что вступление Армении в Евразийский союз не приведет к серьезным изменениям в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Здесь, в общем то, ничего не меняется, так как отношение России к странам Закавказья понятно, и новый проект ничего не изменит. При этом речь идет о вступлении именно Армении, о включении международно признанной территории этой страны, о Карабахе говорить пока не приходится в виду неясности его статуса», - отметил он.

На вопрос о том, трансформируется ли нагорно-карабахский конфликт из «закавказской» в «евразийскую», если в Ереване решат вступить в новую структуру, старший научный сотрудник центра ответил: «Пока что евразийский проект в основном нацелен на экономическую интеграцию. Если даже дело дойдет до создания единого государства, скажем, по принципу конфедерации, то это очень долгий процесс, речь идет о десятилетиях. Пока об этом говорить рано».

Вадим Муханов склоняется к мнению, что Евразийский союз - стимулирующий фактор для развития двусторонних отношений России в данном случае с Арменией. «Евразийский союз - политическая идея, призванная обеспечить нужную ориентацию различных субъектов, в том числе Армении.

«Это инструмент в руках России, посредством которого она стремится обеспечить свое влияние», - такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян.

Одновременно эксперт выразил сомнение в том, что Евразийский союз вообще когда-либо будет создан. «Над этим никто не работает. О проекте - не разработанном и в высшей степени аморфном - больше говорят, чем реально что-то делают. Однако эти разговоры несут в себе определенную нагрузку, в частности, в вопросах безопасности», - отметил он.

По мнению Саркисяна, первое, что нужно понять, так это что Евразийский и Европейский союзы - совершенно разные вещи. «Евросоюз - это ряд развитых государств, которые договорились по стандартам по принципу консенсуса. ЕС - это союз стандартов. А то, что сегодня происходит под названием „построение Евразийского союза“, является, по сути, разработкой нагромождения нескольких двух- и более сторонних документов, регулирующих отношения между отдельными государствами», - считает эксперт.

Азербайджанский политолог, директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу полагает, что Армения не вступит в Евразийский союз. К такому выводу эксперт пришел, в частности, на основании недавних заявлений премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна о том, что цена на поставляемый в Армению российский газ будет меняться с учетом мировой конъюнктуры. «Известно, что для стран-членов Евразийского союза будет действовать внутренняя цена, для остальных государств - внешняя. Это говорит о том, что в Ереване скептически относятся к возможному вступлению в Евразийский союз», - отметил он.

В любом случае, считает Ахмедоглу, даже если Армения вступит в создаваемую структуру, это позволит Баку иметь дело напрямую с той стороной, которая несет наибольшую ответственность за ситуацию в Закавказье. «Если России до сих пор удавалось избегать ответственности, уходить от ответов на вопросы по Нагорному Карабаху, то после вступления Армении в Евразийский союз Москве этого не удастся», - заявил директор Центра политических инноваций и технологий.

В любом случае, по мнению собеседника, Азербайджан ни на секунду не перестанет стремиться к тому, чтобы Нагорный Карабах вошел в его состав, и не пожалеет на это ни одного доллара. «Если Армения примет членство в Евразийском союзе, это создаст для Баку новые возможности, так как Азербайджан граничит с Россией, с Северным Кавказом, поддерживает хорошие отношения с Западными странами…», - перечислил он, подчеркнув, что все эти факторы играют на пользу Азербайджану.

«Если Армения вступит в Евразийский союз - модифицированную под нынешние реалии версию СССР - Нагорный Карабах рано или поздно войдет в состав Азербайджана», - резюмировал эксперт.

Председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Масис Маилян, говоря о возможном вступлении Армении в состав Евразийского союза и последствий такого шага относительно урегулирования карабахского конфликта, заявил, что это не является самой актуальной темой в армянском обществе. «В силу неопределенности в вопросе вступления в создаваемый союз как армянских государств, так и соседних, трудно предугадать какое влияние могут оказать предполагаемые объединительные процессы на урегулирование нагорно-карабахского конфликта», - резюмировал Маилян.

– Тигран Суренович, в самой Армении неоднозначно относятся к вступлению в Таможенный союз. При этом зачастую противниками проекта выдвигается версия о принудительном вступлении страны в эту структуру. Что дает Армении вступление в Таможенный союз? На каких направлениях в первую очередь будет сконцентрировано внимание?

– Естественно, что к вступлению в Таможенный союз (ТС) не только в Армении, но и за рубежом отнеслись неоднозначно. Присоединение Армении к ТС и Единому экономическому пространству (ЕЭП) – это самостоятельный, осознанный и взвешенный выбор, предполагающий полноценное участие в интеграционном образовании, в котором объединены наши ближайшие политические союзники, страны – участники ОДКБ и наши основные экономические партнеры.

Вступление Армении в ТС и ЕЭП, прежде всего, снимает все технические барьеры доступа к огромному рынку ТС, который является традиционным для армянских товаров и производителей. Мы прогнозируем также увеличение объема прямых инвестиций в армянскую экономику с учетом новых реалий.

Находясь на перекрестке цивилизаций, Армения может также стать хорошей платформой для выстраивания экономических контактов между странами ТС и ближневосточного региона.

Правительство Армении уже несколько лет реализует проект по развитию экспортоориентированных отраслей промышленности. С вступлением в ТС я вижу существенный потенциал роста в легкой (текстильной, обувной), пищевой, фармацевтической отраслях промышленности. Армения имеет достаточно конкурентное преимущество также в финансовой сфере и в области информационных технологий, которая является одной из быстрорастущих отраслей нашей экономики.

Правительство также прилагает усилия по восстановлению химической промышленности, и здесь очень важным толчком для развития станет привлечение российских инвестиций. В Армении еще сохранились традиции и технологии по производству каучука, который является одним из базовых продуктов для производства композитных материалов и на который имеется устойчивый спрос на мировом рынке.

– В какие сроки предполагается реализовать этот проект?

– Создана рабочая группа по присоединению Армении к ТС и ЕЭП во главе с членом коллегии (министром) Евразийской экономической комиссии Т.Д. Валовой. В состав рабочей группы входят представители четырех стран, а также эксперты Евразийской экономической комиссии. Рабочая группа подготовила план мероприятий («дорожную карту») по присоединению Армении к ТС и ЕЭП. В нем сформулированы те шаги, последовательная реализация которых приведет к полноправному вступлению Армении в ТС и ЕЭП.

Мы надеемся, что этот план в ближайшее время будет утвержден. Он создаст юридическую основу для проведения всех необходимых переговоров для присоединения Армении к ТС и ЕЭП.

Правительство Армении провело интенсивную подготовительную работу по 22 направлениям. Уже подготовлены многие законодательные акты, ведется перевод на армянский язык нормативных документов ТС и ЕЭП, изучается институциональная база ТС и многое другое. И как отметил президент РФ Владимир Владимирович Путин во время официального визита в Армению, мы продвигаемся быстрыми и успешными темпами.

Проделанная нами работа позволяет предположить, что мы будем готовы к присоединению к ТС в ближайшем будущем.

– Оппонентами присоединения Армении к ТС выдвигается проект альтернативного сотрудничества с ЕС. Возможно ли одновременное развитие отношений Армении с ЕС и Таможенным союзом?

– Президент Армении Серж Азатович Саргсян 3 сентября в Москве заявил, что Армения намерена продолжить конструктивный диалог с Европейским союзом (ЕС). На саммите в Вильнюсе в конце ноября 2013 года Армения и ЕС выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили готовность сторон к продолжению сотрудничества во всех областях, представляющих взаимный интерес. Многие реформы, осуществленные за прошедшие 5 лет, были реализованы при поддержке ЕС и сегодня дают ощутимый результат. Для нас очень важно продолжение уже начатых реформ, для реализации которых необходима техническая и финансовая поддержка ЕС.

– Ускорит ли решение вопроса восстановления железнодорожного сообщения с Россией вступление Армении в ТС? Или эта проблема лежит в политической плоскости?

– Ни для кого не секрет, что для Армении ситуация в регионе не самая благоприятная. Закрытая граница с Азербайджаном, блокада, осуществляемая со стороны Турции с 1993 года, а также международные санкции против нашего южного соседа Ирана существенно ограничили возможности развития внешнеторговых отношений Армении. Единственный транспортный коридор, предоставляющий доступ к европейским, российским и азиатским рынкам, проходит через Грузию. Поэтому для Армении очень важно участие во всех транспортных проектах, способствующих расширению географии грузопотоков и снижению затрат на перевозку грузов. Восстановление железнодорожного сообщения или создание новых железнодорожных путей, кроме геополитической, имеет также и финансовую составляющую. У нас есть надежда, что вопрос железнодорожного сообщения с Россией будет решен. Но на сегодняшний день мы работаем с теми реалиями, которые имеем.

– Что ожидает воздушный рынок Армении – либерализация армянского неба или национальный авиаперевозчик?

– Правительство Армении либерализовало рынок воздушных сообщений. Мы провели тщательный анализ с привлечением Фонда национальной конкурентоспособности Армении и экспертов консалтинговой компании «McKinsey».

На основе данного анализа правительством Армении была разработана и принята политика «открытого неба», в основе которой лежит либерализация и создание конкурентных условий в сфере воздушных перевозок. В течение нескольких недель после принятия данного решения мы начали фиксировать постепенное снижение цен на авиабилеты, а также расширение географии авиаперевозок, и этот процесс будет продолжаться в будущем. Уверен, что многие из наших соотечественников уже ощущают позитивные изменения цен на авиабилеты.

– Что необходимо для того, чтобы наши соотечественники не уезжали из своей страны? Какие программы предусматривается реализовать в этом направлении?

– Решение вопроса миграции находится в центре постоянного внимания правительства. Наши граждане уезжают в основном из-за отсутствия рабочих мест, дающих высокий заработок. Поэтому решить эту проблему можно лишь путем создания необходимого количества высокооплачиваемых рабочих мест, что и является основным приоритетом правительства. С целью решения данной задачи проводится комплекс мероприятий в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, имеющих потенциал роста. Правительство сегодня предлагает широкий спектр инструментов поддержки предпринимательства, в том числе и малого и среднего бизнеса, включая льготы по НДС, льготное финансирование инвестиционных проектов, проектов технологического обновления, участие в капитале и многое другое. В основу государственной политики заложен принцип государственно-частного партнерства. Для правительства Армении приоритетным является также сектор информационных технологий. В течение последних лет мы фиксируем двузначный экономический рост в этой отрасли. Многие транснациональные компании уже имеют свои лаборатории и офисы в Армении, а в 2014 году в Гюмри начнет функционировать технопарк, в работе которого заинтересованы многие местные и зарубежные компании. Кроме этого, с 1 января 2014 года в Армении начнет функционировать накопительная пенсионная система. 275 000 молодых людей, которые родились после 1 января 1974 года, возьмут на себя ответственность за собственное пенсионное обеспечение и каждый месяц будут обязаны перечислять 5% от своей зарплаты на накопительные счета. Государство со своей стороны будет удваивать эту сумму, чтобы в пенсионном возрасте они смогли получать достойную пенсию. Действующая пенсионная система, базирующаяся на принципе солидарности поколений, не может обеспечить рост пенсий в ближайшем будущем, поскольку через несколько лет на одного работающего гражданина Армении будет приходиться 4 пенсионера. Чтобы избежать в будущем постоянного повышения подоходного налога, мы создали новую пенсионную систему, которая базируется на принципе справедливости и ответственности. Ответственный гражданин Армении – это залог благосостояния и гарант будущего развития Армении.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям, соотечественникам, проживающим за пределами Армении?

– Армения сейчас живет в новых реалиях, и прежде всего я хотел бы пожелать, чтобы наши соотечественники вернулись на родину и смогли реализовать свои цели и планы у себя дома, в Армении. Желаю, чтобы в этом быстро меняющемся мире проживающие за рубежом армяне сохраняли свою национальную идентичность.

Сегодня нам, как никогда, необходимо объединить свои усилия, чтобы Армения стала одним большим домом для всех, кто считает себя армянином.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех наших соотечественников и читателей вашей газеты с Новым годом и Рождеством Христовым.

Желаю всем мира, здоровья и благополучия!

Беседу вел
Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:

5 4 3 2 1
Всего проголосовало 40 человек
Комментируют

    Арам,Москва - предшественнику 2014-02-08 22:40:07

    Все сказано в заголовке,если вокруг Самвела много честных людей,значит и он такой же честный.Поговорка-"Скажи кто твой друг,и я скажу кто ты."Побольше бы таких ребят в Армении,может быть и мы вернемся.

  • Карен Хараз, --- 20 лет живу в США 2014-02-07 23:19:00

    Прав господин Анисонян.Мы обязаны уважать друг друга,никто это не сделает за нас и пока в Армении не будет работать закон для всех,от простого водителя до крупного чиновника,все разговоры останутся разговорами.

Интервью
  • Самвел Саргсян: Я оптимист, и вокруг меня много честных людей

    О порядочности и достоинстве, о том, помогают ли эти качества в бизнесе, и о лучшей в мире гостинице с армянским акцентом рассказывает Самвел Саргсян, председатель совета директоров строительно-реставрационного концерна «Лусине», московской гостиницы «Арарат Парк Хаятт» и ереванской «Хаятт Плейс Ереван».

    Григорий Анисонян 6391

  • Армения примет полноценное участие в интеграционных процессах Таможенного союза

    Интервью премьер-министра Республики Армения Тиграна Саркисяна газете «Ноев Ковчег»

«Безусловно, главный фактор – это вопрос политического и экономического положения Нагорно-Карабахской Республики»

Арег Галстян

В сентябре 2013 года президент Серж Саргсян завил о намерении Армении вступить в Таможенный союз. Уже 10 декабря 2013 года тогдашний премьер-министр Тигран Саркисян заявил о том, что Ереван подготовил соответствующую «дорожную карту», которая была одобрена в ходе визита рабочей группы в официальную Москву. Во время заседания Высшего евразийского экономического совета от 24 декабря 2013 года, президент России Владимир Путин заявил: «Утверждена "дорожная карта" о присоединении Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Практически готов проект аналогичного документа по Киргизии. Мы договорились продолжить работу». После данного заседания, министр экономики Ваграм Аванесян заявил, что уже 29 апреля 2014 года Армения подпишет договор о вступлении в Таможенный союз. Однако данное событие так и не произошло. Позже армянскими чиновниками делались заявления относительно подписания договора в марте и мае. Но, заявления относительно мартовского соглашения также не были воплощены в жизнь, а май уже подходит к концу.

В чём же причина оттягивания интеграции Армении в структуры Таможенного союза и Евразийского экономического пространства? Безусловно, главный фактор - это вопрос политического и экономического положения Нагорно-Карабахской Республики. Известно, что Республика Армения не только представляет интересы НКР в переговорном процессе в рамках Минской группы ОБСЕ, но и является главным экономическим и военно-политическим гарантом безопасности официального Степанакерта. В данном контексте, армянская сторона на самом высоком уровне многократно заявляла, что никаких таможенных пунктов между Арменией и Карабахом быть не может. При этом президент Саргсян заявил об этом задолго до разработки и принятия «дорожной карты», которая была одобрена на саммите Высшего евразийского экономического совета. Официальная Москва, приглашая Ереван в ТС, осознавала, что уступок в рамках карабахского вопроса быть не может. Однако подобный расклад в значительной степени не устраивает Минск и Астану, которые связывают вопрос вступления Армении в Таможенный союз с урегулированием нагорно-карабахского конфликта.

Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко поспешил заявить, что при принятии Армении в ТС, необходимо учитывать интересы Азербайджана. Подобная позиция Минска вызвана прагматичными торгово-экономическими отношениями с Баку. Однако в случае с Белоруссией, Россия имеет эффективные механизмы давления, способные заставить президента Лукашенко согласиться с теми или иными условиями. Гораздо сложнее убедить Астану, которая пытается всячески затянуть подписание окончательного соглашения с Арменией. Так, в ходе очередного саммита, президент Нурсултан Назарбаев призвал принять Турцию в ряды Таможенного союза. «Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте и примем Турцию»; - заявил Назарбаев. «Турецкая карта» была выбрана Казахстаном не случайно. Во-первых, Назарбаев не мог открыто говорить о связке проблемы вступления Армении в ТС с карабахским вопросом.

Во-вторых, в преддверии 100-летия со дня геноцида армян, трудно было найти более раздражающую тему для армянской общественности. Подобный ход в определённой степени возымел свой эффект и Астана выиграла необходимое время для дальнейших манёвров. Нельзя также забывать, что Казахстан имеет тесные связи с Турцией и Азербайджаном, как в формате двусторонних отношений, так и в рамках Тюркского совета. Один из ведущих российских экспертов в области изучения стран Средней и Центральной Азии, доктор исторических наук Евгений Троицкий отмечает: «Я сомневаюсь, что Казахстан захочет так просто «потерять своё лицо» перед Турцией или тем же Азербайджаном. Исходя из этого, Москве придётся весьма долго работать с Астаной, чтобы выработать необходимое решение. Этот процесс будет долгим. Для согласования позиций по данному вопросу Москве и Астане нужно время, поэтому вступление Армении будет растягиваться».

Следующий фактор, оттягивающий вступление Армении в Таможенный союз, связан с проблемой внутренних противоречий между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Минск и Астана недовольны тем, что определённые политические решения принимаются по инициативе Москвы, которая воспринимается международным сообществом как гегемон в рамках Таможенного союза. В контексте принятия Армении, Назарбаев и Лукашенко решили продемонстрировать, что Россия не является монополистом в аспекте принятия политических решений. Так, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов , комментируя взаимоотношения государств-основателей ТС, отмечает: «На сегодняшний день Лукашенко выступает против расширения Таможенного союза, поскольку желает установления чётких механизмов принятия решений на основе равноправия. Первый этап формирования Таможенного союза уже пройден, в настоящее время организация столкнулась с кризисом роста. Позиция Минска в связи с этим скорее такова, чтобы действующая в ТС тройка окончательно определилась с внутренними регуляциями и только после этого вышла на плоскость расширения».

Конечно, невозможно также не отметить влияние украинского кризиса. События на Украине в очередной раз продемонстрировали существующие проблемы, как в рамках Таможенного союза, так и ОДКБ. Так, Казахстан воздержался во время голосования на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой вопросу присоединения Крыма к России. 8 мая 2014 года во время неформальной встречи глав России, Беларуси, Армении, Таджикистана и Киргизии, президент Серж Саргсян заявил, что члены ОДКБ должны чётко координировать свои внешнеполитические действия. Так, Саргсян напомнил о том, что официальный Ереван был последователен, как в период российско-грузинского конфликта в 2008 году, так и в рамках украинского кризиса. «Мы ясно представляли, что с одной стороны, речь идёт о наших союзнических отношениях (Россия, ОДКБ), а с другой стороны, речь идёт о нашей соседней стране (Грузия), где у нас большая община и через которую идёт около 75% всех поставок в Армению. Так было и теперь при голосованиях по украинскому кризису и в ООН, и в Совете Европы. Я думаю, что мы должны жёстко договориться о координации наших внешнеполитических действий, потому что получается несколько странно», - подчеркнул Саргсян.

Кроме того, украинские события привели к стратегическому сближению России и Китая, которое президент Владимир Путин назвал «историческим и беспрецедентным». В свою очередь, усиление российско-китайского фактора беспокоит официальную Астану. Важно помнить, что Евразийский союз - идея президента Назарбаева, исходившая из конкретной геополитической конъюнктуры региона. Казахстана пугают растущие политические и экономические амбиции соседнего Китая. Так, уже к концу 2010 года Пекин контролировал более 20% общей добычи нефти в Казахстане, что в 2 раза больше аналогичного показателя со стороны России. Кроме того, Китай, предоставив Астане кредит в размере $10 млрд., получил один из главных активов компании «Мангистаумунайгаз», на который претендовал российский «Газпром». Казахский политик Булат Абилов в своём интервью «Deutsche Welle» заявил: « На первый взгляд кажется, что это партнёрство, сотрудничество, взаимовыгодные контракты. Глубинные вопросы - это то, что идёт экспансия Китая и китайского капитала в Казахстан. Всё это может иметь далеко идущие негативные последствия для будущего нашей страны». Таким образом, сегодня Казахстан активно наблюдает за процессом развития российско-китайского диалога. Исходя из вышеперечисленных факторов, процесс расширения Таможенного союза будет затягиваться.