MQ-9 Reaper - разведывательно-ударный БПЛА, разработанной компанией General Atomics Aeronautical Systems для использования в ВВС и ВМС Соединенных Штатов, а токже в Британских Королевских ВВС.

Первый полет состоялся 2 февраля 2001 года. Создан на основе MQ-1 Predator . Оснащен турбовинтовым двигателем, позволяющим развивать скорость более 400 километров в час. Практический потолок составляет 13000 метров. Максимальная продолжительность полета БПЛА MQ-9 Reaper равна 24 часам.

Тактическая единица


Тактическая единица MQ-9 состоит из нескольких БПЛА, станции наземного управления, коммуникационного оборудования, ЗИП и персонала (военнослужащие или контрактники).

Экипаж БПЛА состоит из пилота и оператора электронных систем. В зависимости от боевого задания БПЛА может нести разнообразные комбинации вооружений и электронного оборудования. Так, например, мультиспектральная система наведения AN/AAS-52, производства компании The Raytheon включает телекамеры в видимом и инфракрасном диапазонах, телевизионную систему на основе фотоумножения (Image intensifier) и лазерный дальномер-целеуказатель, предначенный для наведения систем вооружения. Имеется также радар с синтезированной апертурой, предназначенный для наведения управляемых бомб типа JDAM и датчик движения цели.

Эксплуатация


Первый MQ-9 Reaper был поставлен ВВС США в марте 2007 года, а уже в октябре аппараты данного типа выполняли боевые задания в Афганистане. Так, в ноябре 2007 года Пентагон сообщил об уничтожении управляемыми авиабомбами GBU-12, сброшенными с борта БПЛА MQ-9 Reaper, группы талибов.

Используется также для патрулирования границы с Мексикой.

К марту 2009 года в ВВС США находилось 195 БПЛА типа Predator и 28 - типа Reaper.
В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти - 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.

Боевое применение


  • 1 мая 2007 в ВВС США было создано «крыло 432d» - подразделение для боевого применения БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Часть расположена на базе ВВС «Крич» в Неваде. Летом 2007 году начались боевые полеты в Ираке и Афганистане.
  • К началу марта 2008 БПЛА Reaper совершили 16 налетов на цели в Афганистане, с применением бомб и ракет Hellfire. Например, 4 февраля 2008 Reaper сбросил бомбу на грузовик, перевозивший минометный расчет талибов вблизи Кандагара.
  • В сентябре 2009 БПЛА Reaper были размещены на Сейшельских островах для операций против пиратов в Индийском океане.
  • В апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА Reaper был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный также как Шейх аль-Масри.

    БРЭО

  • Радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования - в носовом обтекателе.
  • Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B - на сферическом подвесе под фюзеляжем. Включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.

    Вооружение


    Имеет шесть точек подвески:
  • 2 внутренние по 680 кг
  • 2 посередине крыла по 230-270 кг
  • 2 консольные по 68-91 кг

    Может нести:

  • До 14 ракет «воздух - земля» AGM-114 «Хеллфайр»
  • Или 4 ракеты «Хеллфайр» и две бомбы
  • MQ-9 Reaper – разведывательно-ударный БПЛА, который был создан компанией General Atomics Aeronautical Systems. Он предназначался для использования в ВМС и ВВС США, а также Британских ВВС. 2 февраля 2001 г. состоялся его первый полет.

    В основе MQ-9 Reaper был самолет MQ-1 Predator. Оборудован турбовинтовым двигателем, который позволяет развивать огромные скорости, больше 400 километров в час. Потолок составляет 13 тыс. м. Максимальная продолжительность полета – 24 часа.

    История MQ-9 Reaper

    ВВС США в общей сложности планирует принять на вооружение 276 беспилотных летательных аппаратов Reaper. На вооружении США по состоянию на 2011 г., по различным источникам, стоят от 63 до 74 самолетов.

    Модификации MQ-9 Reaper

      Block-1 – модификация MQ-9 с улучшенной продолжительностью полета, появилась в апреле 2012 г. Модернизированный БПЛА способен находиться в воздухе на 10-15 часов дольше, если сравнивать его с прошлой версией. Такого результата удалось достигнуть путем установки дополнительных топливных баков и усовершенствованного шасси. В результате продолжительность полета стала выше – 37 часов без захода на дозаправку. По заявлениям компании-производителя, если самолет оснастить более длинными крыльями, а именно 26,8 м вместо 20,0 м, то он сможет находиться в воздушном пространстве до 42 часов.

      Block-5: увеличена мощность мотора, установлена вторая радиостанция, предназначен для передачи информации несколькими наземными или воздушными объектами, увеличена грузоподъемность.

    Использование MQ-9 Reaper

    В марте 2007 г. был построен первый самолет ВВС США, а уже в октябре летательные аппараты такого типа эффективно справлялись со своими задачами в Афганистане. Пентагон в ноябре 2007 года сообщил об уничтожении группы талибов с помощью управляемых авиабомб, которые были сброшены с борта самолета. Также его применяют для патрулирования мексиканской границы.

    MQ-9 Reaper видео

    В ВВС США к марту 2009 г. находилось 28 БПЛА типа Reaper и 195 типа Predator.

    ВВС США в августе 2008 г. закончили перевооружение первой боевой авиачасти MQ-9 Reaper, а именно 174-го истребительского авиакрыла Нацгвардии. Стоит отметить, что на это перевооружение ушло больше трех лет. Ударные БПЛА продемонстрировали особенно высокую эффективность во время боевых действий в Ираке и Афганистане. Главные преимущества перед известными F-16: более низкая цена закупки и эксплуатации, безопасность операторов, большая продолжительность полета.

    Тактическая единица

    Стоит отметить, что тактическая единица MQ-9 складывается из нескольких БПЛА, коммуникационного оборудования, станций наземного управления, персонала и ЗИП (контрактники или военнослужащие). Экипаж БПЛА складывается из оператора и пилота электронных систем. С учетом боевого задания самолет может иметь разные комбинации электронного оборудования и вооружения. Например, мультиспектральная система наблюдения от компании The Raytheon может включать телекамеры в инфракрасном и видимом диапазонах, лазерный дальномер-целеуказатель наведения систем вооружения, телевизионную систему на основе фотоумножения и т.д. Также есть радар с синтезированной аппаратурой, который используется для наведения управляемых бомб, и датчик движения цели.

    MQ-9 Reaper хорошо показал себя при любых погодных условиях. Он имеет турбиновый двигатель, который обеспечивает ему высокую скорость до 400 км в час. Самолет может переносить четырнадцать ракет Hellfire (как известно, MQ-1 Predator способен перенести только две ракеты). В случае полной боевой нагрузки БПЛА может находиться в воздухе без дозаправки до 14 часов. Он имеет современную электронику, которая делает его одним из самых лучших среди беспилотников.

    ВВС США ведут работы над возможностью управлять одновременно несколькими БПЛА с одной РЛС (так они намерены увеличить боевую эффективность самолетов на поле боя).

    Нельзя не отметить и тот факт, что у безоружных версий БПЛА осталось название «Альтаир», в то время как боевые принято называть MQ-9 Reaper.

    MQ-9 Reaper: боевое применение

      ВВС США 1 мая 2007 г. создали «крыло 432d» − подразделение для боевого применения для MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Часть самолетов расположена в Неваде на базе ВВС «Крич». В 2007 г. начались первые болевые полеты в Афганистане и Ираке.

      В марте 2008 г. БПЛА Reaper выполнил в Афганистане 16 налетов на цели с использованием ракет и бомб Hellfire. К примеру, 4 февраля 2008 года самолет сбросил на грузовик, перевозивший минометный расчет вблизи Кандагара, бомбу.

      БПЛА Reaper в сентябре 2009 года находились на Сейшельских островах, выполняли операции в Индийском океане против пиратов.

      В 2010 году в Афганистане ударом самолета был убит Мустафа Абу Язид (Шейх аль-Масри), третий человек в управлении «Аль-Каиды».

      Ударом БПЛА Reaper 7 мая 2012 года был убит Фахд аль-Куса − один из руководителей йеменского крыла «Аль-Каиды».

    Потери среди мирного населения

    С увеличением использования беспилотной авиации, к сожалению, случаев непреднамеренного поражения жителей в эпицентре боевых действий стало намного больше.

    Юридическая основа применения

    Удары, нанесенные по террористам с использованием БПЛА, были утверждены решением Конгресса США, который был принят после состоявшегося 11 сентября 2001 года теракта. Но, с точки зрения мирового права, использование БПЛА никак не регулируется отдельно.

    • AN/APY-8 Lynx II (радиолокационная станция) с синтезаторной аппаратурой может работать в режиме картографирования, установлена в носовом обтекателе.
    • Комбинированная тепловизионная и электронно-оптическая прицельная станция MTS-B находится под фюзеляжем на сферической подвязке. Она содержит лазерный дальномер-целеуказатель, который может провести целеуказания всем боеприпасам НАТО и США с полуактивным лазерным наведением.

    MQ-9 Reaper: вооружение

    Самолет имеет 6 точек подвески:

    • две посредине крыла − по 230-270 килограммов;
    • две внутренние − по 680 килограммов;
    • две консольные − по 68-91 килограммов.

    Способна нести:

      до четырех ракет AGM-114 «Хеллфайр»;

      или четыре «Хеллфайр», а также 2 бомбы Mark 82, имеющие лазерное наведение;

      или бомбы Mark 82, характеризующиеся GPS-наведением.

    Ракеты AIM-92 Stinger проходят испытания и по сей день.

    Стоимость MQ-9 Reaper

    Стоимость тактической единицы – примерно 30 млн долларов, в зависимости от конфигурации.

    По состоянию на 2011 г. на вооружении ВВС США находилось от 63 до 74 самолетов. Причем 7 из них использовалось пограничной службой США. В Италии есть шесть MQ-9 Reaper, в Турции – 4, в Великобритании – 1, Франция заказала 16 на сумму 1500 миллионов долларов.

    MQ-9 Reaper характеристики:

    Модификация MQ-9
    Размах крыла, м 20.12
    Длина самолета, м 10.97
    Высота, м 3.56
    Масса, кг
    пустого 2223
    максимальная взлетная 4760
    Тип двигателя 1 ТВД Honeywell TPE-331-10T
    Мощность, л.с. 1 х 776
    Максимальная скорость, км/ч 482
    Крейсерская скорость, км/ч 275-315
    Дальность полета, км
    Продолжительность полета, ч более 24
    Практический потолок, м 15000

    Являясь сравнительно новой ветвью развития боевой авиацонной техники, достаточно сильно ограниченных по своим летно-техническим и тактико-техническим характеристикам, БПЛА пригодны к решению достаточно узкого спектра боевых задач и способны нести сравнительно малую номенуклатуру средств поражения.

    MQ – 9 Reaper предназначен, в первую очередь, для поражения наземных целей, а сильно ограниченные транспортные возможности накладывают существенное ограничение на боекомплект самолета, поэтому используются малоразмерные, высокоточные средства поражения класса «воздух - поверхность ».На данный момент «Жнец» способен использовать УР малой дальности AGM-114P Hellfire , КАБ с лазерным наведением GBU – 12 и КАБ с совмещенной инерциальной/ спутниковой системой наведения GBU – 38.

    Кроме того, для самозащиты и поражения низкоскоростных и маловысотных воздушных целей, таких как вертолеты или другие БПЛА, «Жнец» может применять УР класса «воздух - воздух» малой дальности AIM – 92 Stinger.

    Наглядным примером использования АСП на «Жнеце» может быть эта фотография, показывающая размещение на внутренних узлах подвески КАБ GBU – 12 Paveway II и ракет AGM – 114 Hellfire P на внешних узлах подвески.

    Основным средством поражения, применимым MQ – 9 Reaper , является УР AGM-114 Hellfire, главными достоинствами которой являются малые габариты и небольшой вес.Ракета может быть закреплена на внешних узлах подвески, расположенных на крыле, а также располагаться в внутренних отсеках целевой нагрузки.

    Наведение и целеуказание может проводиться как посредством наземного оператора или дружественного ЛА, так и при помощи собственной ОЭС «Жнеца» , оснащенной лазерным целеуказателем.

    В зависимости от модификации, ракета может применяться против бронетехники, легкобронированного автомобильного транспорта, живой силы противника в рассредоточении, живой силы противника в защищенных укрытиях.

    ПТРК AGM-114 "Hellfire" с лазерной системой наведения ракеты, разрабатывался с учетом возможности его использования различными видами ВС и, главным образом, для вооружения боевых вертолетов. Разработка первого варианта ракеты AGM-114A была завершена фирмой "Rockwell International" в 1982 году и с 1984 года комплекс состоит на вооружении сухопутных войск и корпуса морской пехоты США. На основании результатов испытаний и опыта эксплуатации он характеризуется как высокоэффективное противотанковое оружие, обладающее высокой гибкостью применения, которое может быть успешно использовано также для поражения других целей и решения различных тактических задач на поле боя.

    После применения ПТУР AGM-114K "Hellfire" в ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 году были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Программа получила обозначение HOMS (Hellfire Optimised Missile System), модернизированному варианту ракеты было присвоено обозначение AGM-114K "Hellfire-2". После успешных испытаний МО США был заключен контракт на установочную серию ракет AGM-114K. Первые ракеты были поставлены в войска в декабре 1994 года.

    Модульная конструкция ракеты AGM-114K "Hellfire" и пусковых установок практически снимает ограничения на осуществление усовершенствования комплекса в соответствии с растущими требованиями и на его возможную установку, на различные вертолеты и самолеты, а также на наземные носители.

    AGM-114A была создана для использования с вертолета AH-64A на сдвоенных или счетверенных пусковых уставноках.Ракета оснащена РДТТ Thiokol , выполнена по аэродинамической схеме «утка» с управлением по крену и тангажу посредством отклонения элеронов.Полуактивная ГСН с лазерным наведением может захватывать цель как перед пуском, так и после старта ракеты, для одновременной атаки нескольких целей необходима или подсветка целей разными лазерными указателями, или же последвоательный одиночный запуск ракет с небольшими перерывами, в которых целеуказатель смещается от уже отмеченной и пораженной цели цели к следующей.На данный момент эта модификация заменена на AGM-114C и уже не применяется в боевых действиях.

    AGM-114B проектировалась для применения на кораблях ВМФ США, однако сохраняет совместимость и с прежними воздушными носителями.Главным отличием от первоначального варианта является усовершенствованный ПИМ, рассчитанный на предотвращения взведения ракеты при погрузке на корабль.

    AGM-114C отличается усовершенствованной лазерной полуактивной ГСН,приспособленной к условиям слабой видимости, и менее дымным РДТТ для меньшей заметности носителя в момент старта ракеты.Данная модификация предназначена для применения с малой высоты.

    AGM-114F Interim HELLFIRE оснащается тандемной кумулятивной БЧ для противодействия реактивной броне, в то время, как ГСН и система навигации сохранены с версии AGM-114C.

    AGM-114K HELLFIRE II помимо тандемной кумулятивной БЧ, оснащена дополнительными мерами противодействия помехам в оптическом диапазоне и усовершенствованной цифровой ИНС.
    Важной особенностью ракеты является возможность повторного захвата цели после потери наведения, а также дополнительная возможность наведения по лучу радара.

    На базе AGM-114K создана модификация AGM-114P , предназначеная для использования с борта БПЛА и позволяющая осуществить пуск с больших высот.

    AGM-114L HELLFIRE II представляет собой усовершенстованную на основе принципа «выстрелил и забыл» ракету AGM-114K HELLFIRE II с возможностью наведения на источники помех и использование активной радиолокационной ГСН, действующей в миллиметровом диапазоне, что обеспечивает всепогодность применения.

    AGM-114M Представляет собой версию AGM-114K с новой осколочно-фугасной БЧ, предназначенной для поражения живой силы в укрытиях, легкобронированной техники и патрульных катеров.

    M-36E1 имитационная управляемая ракета представляет собой точный массовый и аэродинамический аналог
    AGM-114B и AGM-114K , предназначенный для обучению летного состава боевому применению ракеты.

    AGM-114N - недавно разработанная модификация ракеты с объемно-детонирующей БЧ на основе порошкового алюминия, предназначенной для поражения живой силы противника в естественных укрытиях, укреплениях, бункерах и городских постройках.

    Таблица ТТХ модификаций AGM – 114 .

    Конструкция ракеты AGM – 114 Hellfire .

    ГСН
    Положение цели определяется при помощи полуактивной лазерной ГСН, предназначенной для поиска пятна лазера на длине волны 1.06 мкм с заданной импульсной кодировкой, что позволяет осуществлять пуск ракет по нескольким целям одновременно, подсвечивая их лазерами с разными последовательностями импульсной кодировки.
    Вид кодировки задается программно перед захватом цели.

    РДТТ
    Тягу ракеты AGM-114 создает РДТТ Thiokol TX-657 , созданный по контракту с Alliant Techsystems , размещенный внутри корпуса на промежутке от начала рулевых поверхностей до 2/3 бортовой хорды рулевых поверхностей. Время работы двигателя определяется температурой воздуха и составляет 2-3 секунды, удельный импульс РДТТ равен 245 секундам.Когда ракета достигает продольной перегрузки в 10g , осуществляется взведение БЧ.Начиная с модификации AGM – 114B , в состав пороха для РДТТ ракеты вносились изменения с целью понизить дымность выхлопа, что одновременно уменьшает вероятность цели противодействовать обстрелу и повышает выживаемость ЛА, запустившего ракету.

    Для всех модификаций AGM-114 существуют четыре стандартных приема наведения на цель, отличающихся целым рядом опоказателй, в особенности -различными уровнями риска попасть под огонь средств ПВО противника.Ниже приведены траектории ракеты в зависимости от выбранного способа наведения и задержки при указании цели.Дальность на графиках приведена в километрах, высота указана в футах.

    1.Захват цели перед пуском.

    Этот метод позволяет осуществить запуск ракеты в автономном режиме, когда носитель начинает подсвечивать цель перед пуском, после чего ГСН осуществляет захват и осуществляется пуск.После попадания ракеты в цель подсветка завершается.
    Преимуществом такого способа наведения является непосредственный контроль экипажа, осуществляющего запуск ракет, за точностью прицеливания и услвоием нахождения цели в поле зрения ГСН, однако при ракета вынуждена использовать субоптимальную траекторию.

    Как правило, на заключительном участке полета Hellfire пикирует на цель под углом наклона траектории в 60 и более градусов, что гарантирует прямое попадание в уязвимые участки цели (верхняя броня танков).

    Чем дальше расположена цель, тем выше должна ракета подняться в течение активного участка полета для сохранения достаточного угла пикирования на цель, и это может привести к тому, что в условиях облачности или тумана при стрельбе на максимальную дальность (сопровождается подъемом на высоту до 600 метров)
    ГСН ракеты может потерять цель, и единственным способом добиться гарантированного попадания является уменьшение расстояния между ЛА, производящим стрельбу, и целью, что существенно увеличивает вероятность попасть под обстрел систем ПВО противника.

    2.Захват цели после старта по указанию.

    LOAL-DIR предполагает, что осуществляющий стрельбу ЛА выбирает и затем подсвечивает цель, но этот метод характеризуется самой низкой возможной траекторией при одной и той же максимальной дальности.Ракета стартует в непосредственном направлении цели и начинает набирать высоту с углом наклона траектории в 20-30 градусов, затем, спустя несколько секунд после запуска ракеты, проводящий стрельбу ЛА начинает подсветку цели и ГСН ракеты должен принять отраженный от цели лазерный луч.

    Если захват на траектории произошел успешно, то ракета начинает набирать высоту для пикирования на цель под оптимальным углом, но за счет существенно меньшего расстояния до цели эта высота также оказывается существенно меньше, и, как правило, не превышает нескольких десятков метров.

    Даже при стрельбе с максимально возможной задрежкой целеуказания на 12 секунд по цели, находящейся на максимальном удалении в 8 километров, необходимая для пикирования высота составит около 300 метров, что вдвое меньше подъема при аналогичных условиях в режиме наведения LOBL.

    Однако, этот метод наведения отличается существенно меньшей надежностью за счет того, что некоторое время ракета находится в неуправляемом полете, и возможен случай ухода цели из поля зрения ГСН, причем вероятность ошибки захвата цели растет по мере увеличения задержки целеуказания.

    3.Захват после запуска на низкой траекториию

    Первый метод дистанционного целеуказания, LOAL-LO применяется в случае, если осуществляющий стрельбу ЛА летит в режиме огибания рельефа.В этом случае, ракета в состоянии преодолевать препятствия до 80 метров в высоту при условии достаточного для набора высоты расстояния между препятствием и точкой пуска (не менее 540 метров). Как и в предыдущем способе целеуказания, задержка здесь существенно влияет на траекторию и вероятность попадания.Максимально-допустимая задержка равна 15 секундам и позволяет перед пикированием на цель набрать высоту до 360 метров.Отсутствие задержки позволяет набрать высоту до 540 метров, но при этом может сказаться негативное влияние погодных условий.

    4.Захват после запуска на высокой траектории (LOAL-HI)

    Схожий с режимом LOAL-LO , LOAL-HI применяется при необходимости стрельбы через препятствия высотой до 300 метров при минимально допустимом расстоянии до препятствия не меньше 1350 метров.При этом способе наведения ракета выходит на самую высокую траекторию, максимально допустимой задержке целеуказания в 15 секунд соответствует подъем на высоту до 570 метров, отсутствие задержки позволяет ракете производить пикирование на цель с высоты 690 метров.

    4.2.КАБ GBU-12 Paveway II

    Главным фактором, ограничивающим эффективность применения ракетного вооружения, является малый вес боевой части по сравнению с весом всей ракеты.Компромиссом между точностью и мощностью боевой части могут выступать корректируемые авиационные бомбы, обладающие при меньшей дальности действия удовлетворительными характеристиками точности и существенно большим радиусом поражающего воздействия.

    Бомба GBU-12 Paveway II предназначена для поражения военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, легкоуязвимой и легкобронированной техники, живой силы и военно-полевых сооружений.

    Бомбы GBU – 12 Paveway II , закрепленные на узлах подвески под крылом MQ – 9 Reaper.

    Война в Вьетнаме показала растущую необходимость в создании экономичного и надежного средства поражения скоростных и маневренных наземных целей в ходе операций по выводу из строя важной транспортной магистрали – «тропы Хо Ши Мина», против которых использование основного средства поражения наземных целей ВВС США, свободнопадающей бомбы M – 117 проявило себя малоэффективным.

    В 1964 году компанией Texas Instruments былт начаты работы по созданию.Сильно ограниченный бюджет, выделенный на НИОКР неожиданно оказал существенное благоприятное влияние на эффективность конечного изделия за счет выбранного в ходе проектирования направления по увеличению производственной технологичности, простоты эксплуатации и экономичности на всех этапах жизненного цикла.Первые испытания пробных образцов системы лазерного наведения начались в апреле 1965 года с использованием в качестве БЧ практической бомбы M – 117 , а в 1968 году первые образцы GBU-12 Paveway I были направлены в Вьетнам для боевых испытаний.

    Управляемый бомбовый комплект (Guided Bomb Unit - GBU-12) включает в себя стандартную фугасную боеголовку Mk82 калибром 225 кг (500 фунтов) , координатор цели, состоящий из датчика лазерного пятна и вычислителя, блок управляющих поверхностей, на котором размещено раскрываемое после сброса оперение, служащее для увеличения аэродинамического качества бомбы и создания управляющих моментов.Сама бомба является одним из представителей целого семейства КАБ с одинаковой системой управления и БЧ разного калибра, включающего в себя помимо GBU-12 бомбы GBU-16 калибром 450 кг и GBU-10 калибром 900 кг.

    Строение КАБ GBU – 12 Paveway II.

    В начале 70-ых годов прошлого века первый вариант комплекта PAVEWAY начал постепенно замещаться на PAVEWAY II , отличающийся более чувствительной и в то же время легкой и экономичной ГСН с расширенным на 30 % полем обзора, легкого и прочного корпуса блока управления, выполненного из литого пластика, а также раскладными управляющими поверхностями вместо используемых в изначальном варианте PAVEWAY фиксированных, что увеличило аэродинамические характеристики бомбы и упростило подвеску бомбы под самолет-носитель.Также была уменьшена задержка в выходе термобатарей бомбы на рабочий режим и увеличен угол отклонения управляющих поверхностей.Впочем, все эти усовершенствования так и не избавили бомбу от ее основного недостатка – необходимости применения с малой или средней высоты, что оставляло носитель уязвимым к воздествию огня ПВО в ходе проведения атаки.

    ВВС Великобритании первыми применили серийный образец GBU-12 PAVEWAY II во время конфликта на Фолкледнских островах в 1982 году.Широкое применение GBU-12 PAVEWAY II увидел в ходе операции «Буря в Пустыне» , где, согласно данным ВВС США, вероятность попадания составила 0.88 , а об экономической эффективности нового вооружения можно судить по тому, что бомба стоимостью около 10 000 $ предназначалась, в основном, для поражения танков, средняя цена которых составляет 1.5 млн $.

    4.3.КАБ GBU-38 JDAM
    Второй разновидностью бомбового вооружения, применяемого с MQ – 9 Reaper , является КАБ GBU-38 JDAM с инерциально-спутниковой системой наведения, обеспечивающей всепогодность применения в отличие от GBU – 12 Paveway II , требующей хороших погодных условий и отстутсвия облачности для осуществления наведения по лучу лазера.

    Как и GBU – 12 Paveway II , GBU-38 JDAM предназначена для поражения военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, легкоуязвимой и легкобронированной техники, живой силы и военно-полевых сооружений.

    Принципиальная схема КАБ, полученной с помощью JDAM – комплекта.

    История комплекта JDAM началась с исследований в области поиска новых способов наведения высокоточных боеприпасов на цель, Eglin AFB с середины 80 годов прошлого века проводимых на базе ВВС США Эглин.

    Эти исследования привели к выводу о том, что перспективным является применение ИНС в качестве основного способа коррекции траектории.Внимание к этим теоретическим выкладкам 80 годов обратили после подведения итогов по результатам операции «Буря в Пустыне» , одновременно с окончательным завершением Всемирной Системы Позиционирования, канал военного доступа к которой обеспечивал не зависящее от погодных условий получение координат выбранной точки с ошибкой, не превышающей 9 метров.Этот результат достигался лишь для стационарных и малоподвижных целей, а сама точность оказывался хуже, чем у управляемых боеприпасов с лазерным наведением, но главным его преимуществом была всепогодность.

    Появились первые экспериментальные системы с гибридной спутниковой и инерциальной системой навигации, которые отличилсь и еще одним важным свойством – дещевизной, поскольку прототипы JDAM-вооружений не нуждались ни в дорогостоящей приемной аппаратуре, ни в дополнительных мерах по коррекции траектории боеприпаса, ни в дополнительных услугах наводчика, подсвечивающего цель, или оператора, ведущего телевизионно-управляемую бомбу к цели.

    Когда программа испытаний была завершена, облик системы был определен: система управления, электропитания, рулевые приводы и накладное оперение, которое может быть установлено на свободнопадающей бомбе Mk 80 , превратив тем самым ее в высокоточное оружие с дальностью действия до 30 километров.

    Работы над программой DAM ускорились после 1995 года, и замедленный первоначальный план производства был сокращен на 9 месяцев. завершившись к 1997 году.Все 22 образца успешно прошли испытания, показав круговую вероятностную ошибку в 10.3 метра, что было существенно лучше указанной в техническом задании ошибки в 13 метров.В июле 1997 года JDAM были назначены в качестве вооружения для бомбардировшика B-2 , в декабре 1998 года ограниченное применение было допущено и с бомбардировщика B-52

    В 1999 году началась операция «Объединенная Сила» в Косово, и JDAM – вооружение применялось с самолетов B-2 с уровнем интенсивности, сравнимым с темпами производства нового вооружения.В виде 650 бомб было сброшено около 560 тонн взрывчатых веществ, ускорилось изготовление новых JDAM , и вскоре возможность применения нового вида вооружений получил и фронтовой истребитель F/A-18.Фирма McDonnell Douglas получила заказ от Министерства Обороны на изготовление 87 000 комплектов JDAM для ВВС и ВМФ по цене 18 000$ /комплект.

    По мере роста популярности JDAM начали появляться новые варианты вооружения.Вместе с австралийскими партнерами, компания Боинг начала выпуск планирующей бомбы JDAM-ER (extended range) калибра 225 кг с раскрывающимися после сброса крыльями и дальностью действия в пределах 30 – 100 км.После вступления в программу южнокорейской компании TAK появился проект планирующей бомбы калибра 950 кг.В это же время европейская компания MBDA уже начала продвигать на рынке вооружений свое комплект “Diamondback” , представляющий собой дополнение к Бомбе Малого Диаметра, первые испытания которого начались одновременно с испытаниями первых образцов JDAM-ER в 2000 году.

    Бомба Малого Диаметра GBU-39 калибром 100 кг представляет собой прямое продолжение технологии JDAM в виде бомбы с обтекаемым корпусом и небольшими раскладными крыльями, обеспечивающими большую дальность действия и точность.

    Кроме того, появилось неожиданное сочетание из спутниковой и лазерной системы наведения под названием LJDAM (Laser JDAM).Этот комплект дополняет стандартный набор JDAM лазерной ГСН, увеличивающей точность попадания и позволяющий применять бомбу против подвижных целей.Алгоритм наведения этого усовершенствованного комплекта сначала ведет бомбу к окрестностям цели посредством спутникового наведения, а в пределах прямой видимости начинает работать лазерная ГСН.Это сочетание придает комплекту большую гибкость, увеличивает степень стандартизации и позволяет носителю поражать высокоподвижные цели, не входя в зону прямой видимости для выполнения подсветки цели лазерным лучом.Однако эта модификация обладает большей стоимостью и пока доступна лишь в виде бомбы GBU-54 калибром 450 кг.

    На данный момент комплект JDAM представляет собой средство, превращающее свободнопадающую бомбу в всепогодное, высокоточное средство поражения наземных целей, применяемое с широкого диапазона высот и допускающее проведение атаки с пикирования, в точке выхода из пикирования, с кабрирования и в режиме установившегося горизонтального полета.

    Возможности комплекта позволяют осуществить в ходе одного сброса наведение бомб на раздельные цели с применением множества способов целеуказания, включая смену целей уже после сброса бомбы.Дальность действия бомбы, снаряженной комплектом JDAM , составляет около 30 км.

    После сброса включается GPS-передатчик бомбы и ИНС бомбы,измеряющий линейные и угловые ускорения бомбы по 3-м осям.Совместная работа этих систем обеспечивает круговую вероятностную ошибку до 13 метров, а в случае наведения исключительно по ИНС – до 30 метров, что может быть необходимо в условиях глушения GPS – сигнала, обеспечивая применение бомбы в условиях проведения РЭБ.

    План применения вооружения загружается в ЛА-носитель перед взлет и содержит в себе координаты целей и состояние бомбы в точке отделения от носителя.Затем комплект наведения бомбы автоматически проводит процедуру инициализации при захвате цели, получая сведения о своих координатах на основе данных от ИНС ЛА-носителя, одновременно координаты назначенной цели загружаются на борт бомбы.Когда носитель проходит через ранее выбранную точку внутри Зоны Возможного Применения, бомба выпускается.В полете маневренность бомбы обеспечивается хвостовым оперением, а дополнительное аэродинамическое качество создается за счет гребней, установленных на креплениях комплекта с корпусом бомбы.

    Основой комплекта JDAM является модуль управления и наведения, прикрепляемый к хвостовой части бомбы и включающий в себя модуль ИНС, приемник GPS , электронный блок управления и крестовидное хвостовое оперение, состоящее из трех подвижных рулей и одной фиксированной рулевой поверхности.Этот модуль закрепляется на корпусе бомбы продольными зажимами, на которых установлены гребни, увеличивающие аэродинамическое качество бомбы, ее устойчивость и управляемость.Исключением,являются бомбы GBU-38 , в которых из-за особенностей конструкции узлов подвески дополнительные несущие поверхности размещены на носу бомбы.

    Наименование GBU-38/B присвоено бомбам калибра 225 кг, получившим комплекты наведения от фирмы «Боинг».Эта модификация доступна, по меньшей мере. двум разновидностям свободнопадающих бомб - MK 82 (Бомба общего назначения с уменьшенным сопротивлением) и BLU-111/B , отличающаяся от MK 82 составом используемого ВВ.В этой бомбе применяется смесь ВВ с обозначением PBXN-109 , обладающая пониженной чувствительностью к нагреву, а корпус бомбы защищен особым покрытием.Отдельной модификацией BLU-111/B является BLU-126/B LCDB(Low Collateral Damage Bomb – бомба уменьшенного побочного ущерба) , внешне полностью идентичная BLU-111/B , но имеющая меньший коэффциент наполнения, и, соответственно, меньшую область поражающего воздействия осколками, что позволяет применять эту бомбу в непосредственной близости от скоплений дружественных войск и мирного населения.

    4.4 УР класса В-В малой дальности AIM-92 Stinger.

    Как уже упоминалось, на БПЛА MQ – 9 Reaper для самозащиты и борьбы с маловысотными, низкоскоростными целями используется УР класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-92 Stinger .

    Однако, у этого вида вооружения есть и другая, не стоиль очевидная, но достаточно важная при проведении совместных воздушных операций цель – выманивание истребителей противника путем навязывания им дуэльной ситуации с превосходящим числом БПЛА, в попытке уйти от которой самолеты неизбежно попадают в область, контролируемую пилотируемыми истребителями, оборудованными специализированной бортовой электроникой для ведения воздушного боя и оснащенными УР класса «воздух-воздух» средней и большой дальности.

    FIM-92 - УР класса воздух - воздух малой дальности, предназначенная для поражения маловысотных воздушных целей.Запуск ракеты, в зависимости от модификации, может осуществляться из переносного пускового устройства, с закрепленных на бронетехнике пусковых установок, таких, как M-1097 Avenger или M6 Linebacker , из пусковых контейнеров или пусковых установок вертолетов армейской авиации и БПЛА.

    Изначально FIM-92 Stinger представлялся в качестве замены устаревающему и недостаточно эффективному по причине узкого сектора проведения атак ПЗРК RedEye , проектные требования включали в себя улучшенную помехозащищенность ГСН, увеличение зоны возможных пусков и наличие системы опознания «Friend or Foe».

    Ракета выполнена по крестокрылой схемы, управляющие поверхности – стабилизатор, размещенный за отсеком ГСН, и установленное перед реактивным соплом оперение выполнены складными и разворачиваются после выхода ракеты из пусковой установки.

    Наведение обеспечивается посредством пассивной ГСН в ИК – диапазоне с дополнительным датчиком УВ – излучения, за счет чего достигается большая успешность преодоления ракетой тепловых ловушек.Для повышения чувствительности ГСН охлаждается сжиженным аргоном.Кроме того, на данный момент существует проект модернизации ракеты, в который войдет установка пассивной радиолокационной ГСН.

    Отсек управления ракетой, как и для большинства УР В – В, размещен за ГСН.Заложенный в него набор алгоритмов предназначен для реализации метода пропорциональной навигации на первом этапе траектории и затем переключается от следования за факелом выхлопа цели в режим наведения ракеты на прямое попадание в заданный участок планера цели.

    Все модификации ракеты FIM – 92 Stinger основаны, в первую очередь, на усовершенствовании алгоритмов преследования цели, и на данный момент можно выделить четыре последовательных модернизации ракеты, главным различием между которыми является способ получения информации о координатах цели и алгоритм управления ракетой.

    1.Первичная версия (FIM – 92A Stinger Basic) , первый набор алгоритмов представял собой простую реализацию метода пропорциональной навигации в сочетании с последующим прямым наведением в точку на планере цели.Ракеты этой модификации были приняты на вооружение в 1981 году и затем оказались постепенно заменены более совершенным вариантами, однако с их помощью было сбито около 270 летательных аппаратов, из которых 250 были сбиты в Афганистане.За время производства было выпущено 15 000 комплексов.

    2.Стингер с пассивной ГСН оптического диапазона (Stinger FIM – 92B POST - Passive Optical Seeker Technique) .
    Первая модернизация ракеты FIM – 92 , в ходе которой был усовершенствован ИК-приемник в ГСН за счет использования rosette-pattern приемника изображений, которое затем проходило цифровую обработку, что позволило ракете различать цель от поставленных помех, тепловых ловушек и фоновой засветки.Производство и поставка на вооружение этого варианта началось в 1983 году и продолжалось совместно с выпуском Первичной Модификации до 1987 года.Всего было выпущено 600 комплексов.

    3.Стингер с перепрограммируемым микропроцессором системы навигации.(Stinger FIM – 92C RMP - Reprogammable MicroProcessor).

    Присутствие так называемого «человеческого фактора» всегда ощутимо понижает эффективность применения любой техники, и для комплекса FIM – 92 это проявилось в том, что во время полевых испытаниях и учений процент прямых попаданий составил лишь 30 % , в то время, как расчетное значение вероятности прямого попадания при тех же условиях составляло 60 %.

    Причиной подобных расхождений оказалось влияние целого набора факторов, которые обобщенно можно назвать «человеческим фактором» , к главным составляющим которого можно отнести утомление и недостаток опыта операторов, и для уменьшения влияния «человеческого фактора» в конструкцию был внесен ряд небольшихх изменений в области программного обеспечения и установка более совершенного процессора системы управления.

    Программа по модернизации завершилась проведением серии из 24 полевых испытаний и последующим принятием новой модернизации на вооружение, после усовершенствованная ракета была задействована в ходе операции «Буря в Пустыне».

    Стоит отметить, что эта модернизация ракеты не является конечной, и сейчас существуют два блока последовательного усовершенствования для FIM - 92 Stinger RMP.

    Первое дополнение к Stinger RMP - RMP Блок I состоит в улучшенном программном обеспечении, ответственном за захват цели и наведение, а также установке нового блока – вычислителя с большей производительностью и уеличенным объемом памяти.Отдельно стоит отметить установку лазерного гироскопа,упрощающего процесс наведения, и замену текущего источника питания на литиевые батареи.От Блока 1 ожидают дальнейшего увеличения точности и помехозащищенности, и Вооруженные силы намерены приобрести к 2014 году до 10 000 комплексов этого типа.

    В модернизации Stinger RMP Блок II продолжается совершенствование аппаратного и программного обеспечения, установлена усовершенствованная матрица ПЗС в ИК-приемнике, новый датчик угловых скоростей по крену, батарея, усовершенствованы алгоритмы обработки и передачи данных.С 2004 года планируется начать выпуск ракет Stinger RMP Блок II , в ходе которого до 2021 года должно быть изготовлено 9 500 комплексов.

    Поражающее действие ракеты обеспечивается осколочно – фугасной БЧ с контактным взрывателем и встроенным механизмом самоподрыва.

    Отдельной модификацией ракеты выступает вариант AIM – 92 , известный как система ATAS (Air-To Air Stinger) , состоящая из стандартной ракеты FIM-92 Stinger модификации POST или RMP , которые в ближайшее время Вооруженные Силы намерены дооснастить до модификации RMP Блок II пускового устройства, блока автоматики, замков крепления к узлу подвески, блока электронных разъемов, емкости с охладителем и систем управления захватом цели и огнем.

    Эта система применяется на БПЛА и вертолетах OH-58D Kiowa Warrior и UH-60 Black Hawk и предназначена, в первую очередь, для самозащиты и борьбы с маловысотными, низкоскоростными воздушными целями.

    Reaper, (также известный как Predator B) результат боевых разработок Predator UAS, первый полет в 2001 году, в 2007 году прошел боевые испытания в Афганистане. Создан на основе беспилотника , практический потолок 50000 футов и выше, Reaper может применяться в любых погодных условиях, днем и ночью полезная боевая нагрузка более 1,5 тонн. Самолет оснащен одним двигателем Honeywell TP331-10, который обеспечивает максимальную скорость полета 400 км и крейсерскую скорость для максимальной выносливости 150-170 узлов.

    MQ-9 Reaper может нести максимальный внутренний полезный груз в 800 кг, он может выполнять более сложные маневры при весе почти в два раза большем чем MQ-1 Predator. Кроме того, Reaper имеет гораздо больше внешних точек подвески, до 3000 фунтов всего - 1500 на каждом из двух стационарных точек подвески, или 500-600 фунтов на двух центральных и 150-200 кг. на подвесных станциях. В общем, самолет может нести до 14 ракет Hellfire, по сравнению с двумя на Предаторе. Reaper может находиться в воздухе до 14 часов при полной боевой загрузке.

    Наличие более современной электронной начинки и большого объема высокоточного оружия делает из MQ-9 Reaper превосходный боевой беспилотник.

    ВВС США планируют оснащения трех эскадрилий этих беспилотников до 2020 года

    На MQ-9 Reaper установлены датчики, которые автоматически находят, отслеживают и с большой вероятностью уничтожают необходимые объекты. В Рипере применена система с радаром AN/APY-8 Lynx II, одна из последних разработок с передовыми радиолокационными инженерными решениями.

    ВВС США разрабатывает возможность работать сразу с несколькими беспилотниками из одной наземной радиолокационной станции, по сути, умножив общую боевую эффективность на поле боя.

    Прототип «Predator B»:

    • Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов.
    • Predator B-002 - следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов.
    • Predator B-003 или «Альтаир» - снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов!

    Так как-же он называется? Predator B-003? MQ-9 Reaper? «Альтаир»? За безоружными версиями закрепили название «Альтаир», в то время как боевые БЛА называют MQ-9 Reaper. Боевая версия беспилотного летательного аппарата может нести:

    18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок.

    Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов.

    В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти - 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.


    По состоянию на 2009 год парка беспилотных летательных аппаратов составляет 195 MQ-1 Predator и 28 MQ-9 Reaper.

    Тактико-технические характеристики беспилотного летательного аппарата MQ-9 Reaper:

    Длина, м 11
    Размах крыла, м 20
    Высота, м 3.8
    Пустой вес, кг 2223
    Максимальны взлетный вес, кг 4760
    Максимальная скорость,км/ч 482
    Крейсерская скорость,км/ч 276-313
    Практический потолок, м 15000