Этой зоны очень суров: зима здесь долгая и очень морозная; часто бывают сильные ветры, пурга; лето короткое и холодное. Благодаря таким условиям снег не везде успевает растаять, на многих островах располагаются ледники. Растительность скудная, она покрывает незначительную часть свободной ото льда поверхности. Среди растений господствуют мхи и лишайники, а цветковые растения представлены крайне малым числом видов. в почти не развиты. Скуден и животный мир. К нему относятся белые медведи, тюлени, моржи; на скалистых берегах гнездятся птицы, особенно ценными являются гаги. Их пух собирают и используют для одежды полярников.

Зона тундры

Она занимает побережья морей Северного Ледовитого океана от западной границы России до пролива. На долю этой зоны приходится 1/8 площади всей страны, к Западной и Средней Сибири южная граница тундры доходит почти до Северного полярного круга. Климат в тундре теплее, чем в зоне арктических пустынь: хотя лето и короткое, но средняя температура июля поднимается до +10°С; зима же здесь долгая и суровая. Осадков выпадает мало, но при недостатке тепла испарение невелико. Для тундры характерно повсеместное распространение многолетней мерзлоты, которая мешает влаге просачиваться вглубь. Это способствует образованию многочисленных неглубоких озер. Очень часто они расположены здесь вдоль рек. Почвы в тундре - тундро-глеевые, они имеют маломощный слой гумуса. Растительный мир тундры характеризуется неоднородностью: в направлении с севера на юг мохово-лишайниковая тундра сменяется кустарниковой, состоящей из карликовых берез и полярных ив. Многие карликовые деревья, растущие здесь, «стелятся» по поверхности земли. Это можно объяснить наличием здесь сильных ветров. Среди растений тундры много многолетников, в том числе вечнозеленые растения (брусника, клюква, голубика). Среди животных в тундре преобладают лемминги, олени, обитают песцы. В озерах зоны много рыбы.

Зона лесотундры

Это переходная зона от тундры к тайге. Она неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Средняя температура июля и января здесь выше, осадков выпадает до 400 мм, и так как их выпадает больше, чем может испариться, лесотундра является наиболее заболоченной природной зоной. Поскольку лесотундра - переходящая зона, для нее характерно сочетание растений, животных и почв тундровой и таежной зон.

Зона тайги

Эта зона занимает самую большую площадь России. Тайга протянулась широкой непрерывной полосой от западной границы России до гор . Наибольшая ширина тайги достигается в . Для этой зоны характерно умеренно теплое лето (+13-19°С) и морозная зима (до -40°С), особенно суровая в Сибири. Эта зона характеризуется достаточным и избыточным увлажнением, к югу постепенно оно уменьшается. В тайге преобладают хвойные породы: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Встречаются и лиственные породы: береза, осина. Березовые и осиновые леса в тайге встречаются на месте вырубок и пожаров. Господство вечнозеленых хвойных деревьев является результатом долгой и суровой зимы. Для сибирской тайги характерна лиственница, в европейской же части зоны чаще всего встречается ель. Почвы в тайге подзолистые, образовавшиеся в результате разложения опавшей хвои в условиях повышенного увлажнения. Там, где преобладают лиственные породы, формируются дерново-подзолистые почвы. Богат животный мир тайги, населены все ярусы леса. Там обитают бурые медведи, лоси, белки, бурундуки, рыси, соболя, куницы, многочисленные птицы.

Зона смешанных и широколиственных лесов

Эта зона не образует сплошной полосы в России: на она расположена южнее , в центральных областях России она практически отсутствует и появляется вновь в южных районах Дальнего Востока. Это можно объяснить тем, что для развития широколиственных пород деревьев необходим более теплый и влажный климат, чем для хвойных. При движении с севера на юг в пределах этой зоны изменяются растительный мир и почвы: если на севере зоны распространены хвойно-широколиственные леса (наряду с таежными видами широко распространены дуб, клен, липа) на дерново-подзолистых почвах, то на юге господствуют широколиственные леса (дуб, граб, бук, клен) на серых и бурых лесных почвах. В лесах Дальнего Востока к широколиственным породам типичным для европейской части зоны, добавляются бархатное дерево, пробковый дуб, множество лиан. Встречаются здесь и сибирские виды деревьев.

Животный мир зоны очень богат. Обитает здесь много животных-древолазов, особенно в лесах с сохранившимися толстыми деревьями, обитают косуля, куница, бобр, разнообразные хищники. На Дальнем Востоке живут харза, горал, амурский тигр, амурский полоз, дальневосточная черепаха.

Растительность зоны смешанных и широколиственных лесов сильно изменилась в результате деятельности человека: большие площади лесов вырубались под сельскохозяйственные угодья. Сейчас леса занимают только 30 % от площади всей зоны.

Зона лесостепей

Это переходная зона от леса к степи, поэтому в ней чередуются районы лесной и степной .

Зона степей

Она занимает юг Восточно-Европейской равнины и . Участки степей есть в и в котловинах гор Южной Сибири. Лето здесь жаркое, а зима холодная и малоснежная, суровость ее нарастает к востоку. Так как территория этой зоны находится южнее путей прохождения циклонов, осадков здесь выпадает немного (до 450 мм). Дожди выпадают в виде коротких ливней, часты засухи и суховеи. Естественой растительности степей практически больше нет нигде, кроме заповедников, земли этой зоны целиком распаханы. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. Степи - зона формирования типичных с мощностью гумусового горизонта до 1 м. Животный мир степей сильно изменился под воздействием человека. Еще в XIX веке исчезли дикие лошади - тарпаны, а также косули, туры, зубры. Олени оттеснены в леса, сайгаки - в целинные степи и полупустыни. Меньше пострадали грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Зоны полупустынь и пустынь

Расположены они в Прикаспии и на границе с . Климат здесь резко континентальный, лето жаркое, зима неустойчивая.

Полупустыни характеризуются переходными чертами от степей к пустыням. Здесь на каштановых и бурых пустынно-степных почвах распространена полынно-злаковая растительность, на песчаных - степная, на суглинистых и глинистых - пустынная. Среди животных характерны грызуны и пресмыкающиеся.

В пустынных районах России лето еще более жаркое, зимой маломощен и неустойчив. В пустынях на серо-бурых почвах растут полыни и солянки. В этой зоне из-за сильного испарения в верхних почв накапливаются соли, поэтому для пустынных и полупустынных районов характерны солончаки и солонцы.

Смена природных зон в горах определяется высотной поясностью. От подножия гор к вершинам возрастает количество осадков, снижаются температуры, поэтому изменяются почвы, растительный и животный мир. Набор высот поясов зависит от того, на какой широте расположены горы, а также от их высоты и удаленности от океанов.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.

Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.

Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.

Ход урока

Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.

I. Изучение нового материала

1. Постановка целей урока (5 минут)

Слайд 1

Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «широтная зональность» и узнали, что на Земле существует множество природных зон. Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли.

Слайд 2

Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.

Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.

Для начала давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон.

Слайд 3

Фронтальный опрос

  1. Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет) Слайд 4
  2. От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) Слайд 5
  3. Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
  4. Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
  5. Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира) . Слайд 6
  6. Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)


Рисунок 1. Вернадский Владимир Иванович


Рисунок 2. Александр Гумбольдт

Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.

Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам

Природные зоны Климатические особенности Животный мир Растительный мир
Арктические пустыни и тундра
Лесная зона
Степная зона
Зона пустынь
Зона саванны
Зона экваториальных лесов

– Каждый из вас получает листы-путеводтели. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.

Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.

– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.

– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда получит по три любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.

После оформления работ, вы посовещаетесь и выберите представителей команды, которые будут демонстрировать ваши плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон.

– Отправляемся в наше путешествие!

2. Природные зоны Земли (10 минут)

Просмотр презентации и рассказ учителя

Слайд 8 – 14

Арктические пустыни и тундра

Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира .

Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетаю при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.

В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.

Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей .

Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.

Слайд 15. Лесная зона

Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.

Слайд 16–18

В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.

В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.

Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.

Слайд 19. Степная зона

Найдите на картах зону степей.

Слайд 20–22

Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.

Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.

Слайд 23. Зона пустыни

Слайд 24, 25

Просмотр фильма «Пустыни»

Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.

Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.

Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды .

Слайд 26. Зона саванны

Слайд 27–29

Просмотр фильма «Саванны и редколесья»

На Земле нет такого места больше нигде, как в саване, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча . Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников .

Слайд 30. Зона экваториальных лесов

Слайд 31–32. Просмотр фильма «Экваториальные леса»

Экваториальные леса – это зона самого теплого и влажного климата на Земле, поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.

Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров .

В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) .

Слайд 33.

3. Физминутка (1 минута)

Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места) .

II. Работа в группах (12 минут)

– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.

Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.

1 команда: арктические пустыни и тундра, зона саванн и редколесий, степная зона.

2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов.

– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.

– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.

Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.

Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.

Вы можете поделить природные зоны между собой, можете работать все вместе, все это по вашему усмотрению, но не забывайте, что вы одна команда и нужно друг другу помогать.

Учащиеся должны подобрать соответствующий материал, оформить его на листе А3. Очередность отчетов соответствует порядку расположения природных зон на Земле в соответствии с законом широтной зональности.

Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.

– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.

Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.

Выступления команд (8 минут)

От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.

Загадка

Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест .

(Природные зоны)

Слайд 34

– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?

(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)

III. Обобщение и вывод (3 минуты)

– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?

Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.

– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.

– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В лесной, зона тайги).

– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?

Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.

– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как?

(Жилье, одежда, питание, занятие или работа)

– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.

– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?

Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.

Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.

IV. Домашнее задание (1 минута)

§ 47 пересказ. Нарисовать любую природную зону в тетради.

Слайд 35

Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.

Используемая литература:

  1. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Мультимедиа-ресурс: 1С: Школа. Экология. Учебное пособие. 10 – 11 кл.
  4. Конспект урока «Урок-мастерская на тему: «Составление карты природных зон России: «По страницам Красной книги» rudocs.exdat.com/docs/index-364074.html.
  5. Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Саванна».
  6. Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Пустыня».
  7. Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Джунгли».

Рады приветствовать всех любителей живой природы нашей планеты Земля, и сегодня мы предлагаем Вам полюбоваться яркими видео фото и картинками в подборке природные зоны земли. Название подборки природные зоны земли не совсем точно отражает действительность информации, на самом деле тема здесь более широко развернута и мы предлагаем Вам познакомиться с различными природными объектами. Среди них горы, пещеры, лес пустыни и моря. Ведь наша природа богата и разнообразна и в этом многообразии форм каждый из Вас сможет найти что-то интересное и увлекательное, так сказать для души. Согласитесь, все мы с Вами люди разные, наши вкусы и пристрастия отличаются и в этой подборке мы постарались охватить максимальное количество различных природных мест. Ведь красота нашей земли Матушки встречается везде, и любые природные зоны земли несут в себе эту частичку прекрасного и волшебного действа. Итак, давайте будем выбирать, что именно нас сегодня интересует, откроем понравившуюся статью и узнаем много всего нового, интересного и конечно же полюбуемся на восхитительную красоту родной земли.

природные зоны земли картинки фото видео

Надеемся, Вы нашли что-то интересное для себя и получили массу удовольствия от очередной встречи с природой нашей Матушкой. Конечно же, тема природные зоны земли картинки фото видео раскрыта далеко не полностью, и этот раздел будет постоянно пополняться новой красотой. Так что, у Вас появился повод периодически наведываться к нам на сайт для того, что бы полюбоваться на очередную красивую подборку о природе. Мы постараемся максимально полно охватить все природные зоны земли и доставить Вам удовольствие и хорошее настроение от просмотра. Желаем Вам самых приятных минут общения на нашем гостеприимном ресурсе, заходите к нам на сайт и получайте заряд бодрости, прекрасного настроения и самых ярких эмоций. Теперь Вы точно знаете, что Вас здесь всегда ждут, мы рады каждой новой встрече с Вами и постараемся предоставить Вам всё самое доброе и красивое на сайте сайт


По-разному, солнце - источник всего живого, освещает и греет разные части земного шара.
Больше тепла приходится на экватор земли, меньше всего на Северный и Южный полюс.

В разные зоны земного шара поступает определенное количество тепла, света, влаги. Эти условия определяют отдельные зоны со своим особенным климатом.

Что такое природная зона?

Природная зона - территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, растительности и животного мира.

Названия природных зон соответствует названию преобладающей растительности в этой зоне.

И так, путешествие с севера на юг страны...

Зона арктических пустынь

На самом севере России, на островах Северного Ледовитого океана находится зона арктических пустынь. Большая часть территории зоны(85%) покрыто ледниками. В средине лета здесь не больше 4-2 градуса тепла, а зимой мороз до -50°С, сильные ветра, туманы. Климат очень суровый.

Почва, растительный мир
Почвы очень слабые, отсутствует плодородный слой, много каменных развалов. На скалах растут только мхи и лишайники. Скудная флора и фауна.

Типичные животные и птицы
В арктической пустыне живут северные олени, белые медведи, а на скалистых берегах океана селятся морские птицы: гагарки, чайки, полярные совы и куропатки. В Северном Ледовитом океане водятся усатые киты, тюлени, моржи, нерпа, белуха.

Зона тундры

Климат тундры суровый. В этой холодной природной зоне короткое, прохладное лето и суровая длинная зима с сильными ветрами с Северного Ледовитого океана.

Расположение

  • По побережью Ледовитого океана располагается арктическая тундра со скудной растительностью в виде мхов, лишайников,
  • Далее на юг, в средней части зоны лишайниково-моховая тундра с островками мха, лишайников, среди них ягель и много ягод морошки,
  • На юге зоны расположена кустарниковая тундра с более обильной растительностью: кустарниковыми ивами, карликовыми березами, травами и ягодами.

Почва
Тундровые почвы обычно заболочены, бедны гумусом, имеют высокую кислотность.

Растительный мир
По большей части тундра безлесная. Низкорослые растения жмутся к земле, используя ее тепло и прячутся от сильных ветров. Недостаток тепла, сильный ветер, недостаток влаги для корневой системы не дают побегам превратиться в большие деревья.

На юге зоны тундры растут карликовые березы и кустарниковые ивы.

Типичные птицы и животные
Зимой, недостаток кормов для животных восполняют вечнозеленые растениями, зимующие под покровом снега.

На болотах селятся утки, гуси, черные казарки и кулики. По тундре кочуют стада оленей в поисках ягеля - основного корма. Живут в тундре постоянно олени, белые куропатки, совы, вороны.

Зона лесотундры

В лесотундре более теплое лето и ветра слабее, чем в тундре. Зима холодная, снежная длится более 9 месяцев.

Расположение
Лесотундра - переходная зона от суровой тундры к лесам тайги. Ширина территории лесотундры составляет от 30 до 300 км в разных областях страны. Климат более теплый, чем в тундре.

Почва
Почвы лесотундры мерзлотно - болотные, торфяно - подзолистые. Эти низко плодородные почвы с низким содержанием гумуса и питательных веществ, с повышенной кислотностью.

Растительный мир
Луга с кустами ивы, травами осоки и хвоща служат хорошим пастбищем для оленей. Из-за сурового климата островки леса очень разреженные. В этих лесах - сибирская ель, лиственницы и березы.

Типичные птицы и животные
Животные лесотундры - белые медведи, волки, песцы.

На озерах и болотах обитают - гуси, утки, лебеди. Летом в лесотундре множество кровососущих слепней, комаров. Ближе к югу, в лесотундре встречаются белки, лоси, бурые медведи, глухари.

Зона тайги

Тайга - самая большая природная зона России, южнее ее находится зона лесов, либо лесостепь. Зима здесь достаточно теплая 16-20 градусов мороза, летом 10 - 20 градусов тепла.

Внутри зоны существуют значительны природные различия так, как она расположена в двух климатических поясах - субарктическом и умеренном. С юга на север зоны текут крупные реки Обь, Енисей и Лена.

Почва
Тайга богата болотами, озерами, подземными водами. Количество тепла и влаги достаточно для почвообразования плодородных подзолистых и болотно-подзолистых почв.

Растительный мир
В тайге произрастают хвойные деревья - , ели, пихты, кедр и лиственные деревья: береза, осина, ольха, лиственница. В лесах много лугов, встречаются болота, много ягод и грибов.

Типичные птицы и животные
В тайге много разнообразных животных - соболь, глухарь, рябчик, лось, белка. Широко распространены бурые медведи, росомахи, рыси. В тайге много кровососущих насекомых.

Зона смешанных и широколиственных лесов

К югу от тайги находится зона лесов. В ней достаточно много тепла и влаги, много полноводных рек, озер, а болот намного меньше, чем в тайге. Лето долгое и теплое (18-20 тепла), зима мягкая. В этой зоне большие запасы древесины, в недрах земли - месторождения полезных ископаемых.

Растительность зоны сильно изменена человеком, большая часть территории используется для земледелия и скотоводства.

Расположение
Зона смешанных и широколиственных лесов находится на Восточно-Европейской равнине и на Дальнем Востоке.

Почвы
Почвы формируются за счет опада под деревьями и насыщенны зольными элементами. Имеют верхний слой плодородного гумуса. Почвы дерново-подзолистые, в южной части - серые лесные.

Растительный мир
В этой зоне разные деревья: в северной части смешанные леса с лиственными и хвойными деревьями: елями, соснами, березами, кленами и осинами. Ближе к югу преобладают широколиственные деревья: дуб, вяз, липа, клен.

В лесах много кустарников: бузина, малина; ягод и грибов; изобилие трав.

Типичные птицы и животные
Наличие корма весь год позволяет животным и большинству птиц жить в лесу. В лесах много разных животных: белки, совы, лесная куница, лоси, бурый медведь, лисы, а из птиц — иволги, дятлы и др.

Лесостепь

Зона лесостепи входит в состав умеренного климатического пояса. Это переходная зона между зоной лесов и степной зоной, сочетает лесополосы и луга, покрытые травами. Растительный и животный мир представляют растения и животные и леса и степей. Чем ближе к югу, тем меньше лесов, тем меньше лесных животных.

Степь

Юг лесостепи переходит в зону степей. Зона степи расположена на равнинах с травянистой растительностью в умеренном и субтропическом климате. В России зона степей находится на юге у Чёрного моря и в долинах реки Оби.

Почва в степи - плодородный чернозём. Здесь находится много пашней и пастбищ для скота. Климат степей отличается очень сухой погодой, жарким летом, недостатком влаги. Зимы в степи холодные и снежные.

Растительный мир
Растительность - это в основном злаки, растущие пучками, между которыми голая почва. Много разных видов ковыля, который может служить кормом для овец.

Типичные птицы и животные
Летом животные активны преимущественно ночью: тушканчики, суслики, сурки.
Типичные для степи птицы: дрофа, пустельга, степной орёл, жаворонок. В степи обитают пресмыкающиеся.

Зона пустыни

Пустыня - зона с равнинной поверхностью, песчаными барханами или глинистыми и каменистыми поверхностями. В России пустыни есть на востоке Калмыкии и на юге Астраханской области.

Растительный мир
В пустыне растут засухоустойчивые маленькие кустарники, многолетники, которые цветут и растут ранней весной, когда есть влага. Некоторые травянистые растения, после того, как засохнут, превращаются в шары из сухих веток, их называют перекати-поле. Ветер гоняет их по пустыне, рассыпая семена.

Типичные птицы и животные
В пустынях обитают - ёжи, суслики, тушканчики, змеи, ящерицы. Из птиц - жаворонки, зуйки, дрофы.

Зона субтропиков

В России территория субтропиков небольшая - это узкая часть прибрежной суши у Черного моря до гор Кавказа. В этой зоне - тропическое лето, зимы практически нет.

Российские субтропики по климатическим условиям делятся на сухие и влажные . От южного берега Крыма до города Геленджика - сухие субтропики . Лето сухое, и выживают только засухоустойчивые растения: колючая ежевика и шиповник. Здесь растет сосна пицундская, кустарники: можжевельник, алыча.

Растительный мир
Горы покрыты густым зелёным ковром деревьев и кустарников. Присутствуют широколиственные деревья - дубы, каштаны бук, примечателен хвойный тис, растут вечнозелёные кустарники: лавр, рододендрон и самшит.

Типичные птицы и животные
В лесах близ Сочи можно встретить медведей, волков, лесных котов, барсуков, шакалов. В лесах много грызунов - белок, мышей, есть змеи. На побережье множество моллюсков: улиток, слизней. В горах селятся птицы - коршуны, орлы, совы.

Задания для подготовки к ВПР по теме «Глобус, карта»

Материки

Животные

Пояснение.

Ответ:

Рассмотри карту. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.

соболя, полярной совы, песца и бурого медведя .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на территории природной зоны А, а какие - природной зоны Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 23, Б -14.

Ответ:

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

полярной совы, ламы, Виктории Регии и секвойи . Запиши на строчках ниже название каждого из этих растений и животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Сопоставим, какие растения и животные обитают на материке А, а какие на материке Б.

Ответ:

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения бегемота, монстеры, ягуара и папируса .

Какие из этих растений и животных обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти растения и животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Ответ: А - 13 или 31, Б - 24 или 42.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения муравьеда, ехидны, пираньи и утконоса .

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 13, Б - 24.

Ответ: А - 13 или 31, Б - 24 или 42.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения амурского тигра, колибри, пумы и бурого медведя .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Ответ:

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения обыкновенного ежа, белого медведя, коалы и утконоса .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А (Австралия) - 13, Б (Евразия) - 24.

Ответ: А - 13 или 31, Б - 24 или 42.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения дальневосточного леопарда, пумы, бизона и верблюда .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 34, Б - 12.

Ответ: А - 34 или 43, Б - 12 или 21.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения эвкалипта, кенгуру, монстеры и пираньи .

Какие из этих растений и животных обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти растения и животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные/
Растения

Пояснение.

Ответ: А - 23 или 32, Б - 14 или 41.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения обыкновенного волка, утконоса, кенгуру и скунса .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 13, Б - 24.

Ответ: А - 13 или 31, Б - 24 или 42.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения собаки динго, бегемота, ехидны и шимпанзе .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 23, Б - 14.

Ответ: А - 23 или 32, Б - 14 или 41.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения белого медведя, шимпанзе, синицы и слона .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Ответ:

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения стерха, эму, ехидны и джейрана .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Ответ:

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения морского леопарда, императорского пингвина, броненосца и волка .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Ответ:

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения вомбата, носорога, жирафа и гигантского варана .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 13, Б - 24.

Ответ: А - 13 или 31, Б - 24 или 42.

Африканские носороги – черный и белый – распространены в Африке. Жираф живет в саваннах Африки, на других континентах жираф не обитает.

Гигантский варан - вид ящериц из семейства варановых. Самый крупный варан происходящий из Австралии.

Вомбаты - сумчатые, обитающие в Австралии. Вомбаты - роющие норы травоядные животные, внешне напоминающие маленьких медведей.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения аллигатора, колибри, бобра и нанду .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 13, Б - 24.

Ответ: А - 13 или 31, Б - 24 или 42.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения мухи цеце, броненосца, жука-геркулеса и бегемота .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

Животные

Пояснение.

А - Южная Америка; Б - Африка. Теперь вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные:

муха це-це обитает в Африке; броненосец - в Бразилии (Южная Америка); жук-геркулес - в Южной и Центральной Америке; бегемот - обитают только в Африке.

А - 34, Б - 12.

Ответ: А - 34 или 43, Б - 12 или 21.

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения пампасного оленя, леопарда, зебры и пумы .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 13, Б - 24.

Ответ: А - 13 или 31, Б - 24 или 42.

19

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения лирохвоста, сумчатого муравьеда, марабу и мухи цеце .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

А - Австралия; Б - Африка.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 24, Б - 13.

Ответ: А - 24 или 42, Б - 13 или 31.

20

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения пумы, леопарда, рыжей рыси и одногорого верблюда .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Теперь вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 14, Б - 23.

Ответ: А - 14 или 41, Б - 23 или 32.

21

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения броненосца, вомбата, ары и какаду .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 12, Б - 34.

Ответ: А - 12 или 21, Б - 34 или 43.

22

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения медведя гризли, гималайского медведя, тапира и амурского тигра .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 24, Б - 13.

Ответ: А - 24 или 42, Б - 13 или 31.

23

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены фотографии жирафа, бобра, яка и носорога .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 12, Б - 34.

Ответ: А - 12 или 21, Б - 34 или 43.

24

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения полярной совы, альпаки, Виктории Регии и тсуги горной .

Какие из этих растений и животных обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти растения и животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные/
Растения

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 34, Б - 12.

Ответ: А - 34 или 43, Б - 12 или 21.

25

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения бегемота, монстеры, анаконды и акации желтокрылой .

Какие из этих растений и животных обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти растения и животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные/
Растения

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 14, Б - 23.

Ответ: А - 14 или 41, Б - 23 или 32.

26

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения муравьеда, ехидны, двупалового ленивца и короткоклювки .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 14, Б - 23.

Ответ: А - 14 или 41, Б - 23 или 32.

27

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения амурского тигра, зайца-беляка, пумы и шиншиллы .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 14, Б - 23.

Ответ: А - 14 или 41, Б - 23 или 32.

28

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения тундряной куропатки, северного оленя, бородатой ящерицы и мускусного лорикета .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 24, Б - 13.

Ответ: А - 24 или 42, Б - 13 или 31.

29

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения вилорога, глухаря, бизона и верблюда .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 14, Б - 23.

Ответ: А - 14 или 41, Б - 23 или 32.

30

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Далее представлены изображения эвкалипта, росянки рораймской, большой птицы-лиры и пираньи .

Какие из этих растений и животных обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти растения и животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные/
Растения

Пояснение.

Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные: А - 12, Б - 34.

Ответ: А - 12 или 21, Б - 34 или 43.

31

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

На следующей странице представлены фотографии белого медведя, бобра, зебры и носорога .

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки

A

Б

Животные

Пояснение.

Ответ: Африка - 13 или 31, Евразия - 24 или 42.