Что такое погода?

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Погода бывает дождливая солнечная холодная ветреная тёплая сухая

Какими словами нельзя охарактеризовать погоду? холодная маленькая дождливая сухая узкая солнечная короткая широкая ветреная большая тёплая

Температура воздуха ощущение тепла и холода

От греческого «метора» атмосферные от явления и «логос» — наука Постепенно человек узнал причины изменения погоды. Они связаны с изменениями в атмосфере. Возникла наука метеорология – наука о земной атмосфере происходящих в ней явлениях. Данные этой науки показывают, что погода в городе или селе зависит не только от местных условий, но и связана с состоянием атмосферы всей Земли.

Облачность ясно переменная облачность пасмурно

Осадки дождь град снег

Ветер – это воздух, который приходит в движение. Сильные и опасные ветры – ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.

2 в 3 т 4 г 6 5 о б п 7 о с а д к г 8 о д а 1 м е т е о р о л о г и я т е р Ответ м п е р а т у р а о з а а ч н о с т ь Неизвестно, температуры Сочетание где живёт. Нашумела, нагремела, От количествасолнечно. ЕёНаука о погоде Снег, деревья гнёт. воздуха, дождь, облаков Небоузнать поможет чистое, ушла. Всё промыла и град с н о Налетит –облачности, – на сады зависит … Засвистити огороды дрожь. осадков, ветраречке нам …. – по …. это термометр. И небе Мы говорим: Озорник, а … уймёшь. называют не полила. Всей округи

ЯнварьФевральмартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
Средний температура (°C) -9.2 -8 -2.5 5.9 12.8 16.8 18.4 16.6 11.2 4.9 -1.5 -6.2
минимум температура (°C) -12.2 -11.3 -6 1.6 7.5 11.7 13.7 11.9 7.1 2 -3.6 -8.7
максимум температура (°C) -6.2 -4.6 1.1 10.3 18.1 21.9 23.2 21.4 15.3 7.9 0.7 -3.6
Средний температура (°F) 15.4 17.6 27.5 42.6 55.0 62.2 65.1 61.9 52.2 40.8 29.3 20.8
минимум температура (°F) 10.0 11.7 21.2 34.9 45.5 53.1 56.7 53.4 44.8 35.6 25.5 16.3
максимум температура (°F) 20.8 23.7 34.0 50.5 64.6 71.4 73.8 70.5 59.5 46.2 33.3 25.5
Норма осадков (мм) 43 35 33 42 49 78 89 76 63 61 57 53

Существует разница в 56 мм осадков между засушливым и дождливым месяцем.

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра

Средняя температура меняется в течение года на 27.6 °C. Полезные советы о чтении таблицы климата: За каждый месяц, вы найдете данные о осадках (мм), среднее, максимальное и минимальной температуры (в градусах по Цельсию и по Фаренгейту). Значение первой строки: (1) января (2) февраля (3) марта (4) апреля (5) мая, (6) июня (7) июля (8) августа (9) сентября, (10) октября (11) ноября (12) декабрь.

Происхождение слова погода

погода . Общее славянское слово возвращается по итогам года (см.). Первоначальным значением этого слова является «хорошая погода» (поэтому это параллельное существительное плохая погода ).

Происхождение слова погода в этимологическом онлайн словаре Крылова Г.А.

погода . Корень такой же, как и для «полета» (см.). Первоначальное значение слова «погода» было «хорошим временем», «потерей»; не по причине «плохой погоды» называют плохой погодой.

Но в будущем это же слово также содержало противоположный смысл: в знаменитой песне Волге («Время было в игре, погода ездит …») означает «северный ветер с дождем и снегом». Иногда такие события происходят в словах.

Происхождение слова погода в этимологическом онлайн словаре Uspensky LV

погода . Содружество.

Прив. производное исчезнувшего год (сравните чешский. Негода «Плохая погода» и так далее.

Каков прогноз погоды — это комбинация

и т.д.). Основное значение — «хорошая погода» (отсюда — плохая погода ). Ср v Пушкин: Я сижу у моря, я жду вовремя. Поймать паруса кораблей . увидеть простуда .

Происхождение слова погода в этимологическом онлайн словаре Шанский Н.М.

Для ошибок и других неточностей проверьте курсор, нажмите Ctrl + Enter и отправьте его нам!

Также: значение слова погода в толковых словарях.

Изучение погоды

Все метеорологические станции проводят на­блюдения за состоянием атмосферы. Здесь на основании результатов наблюдений составля­ются синоптические карты погоды, на которых показано, в каком районе мира какая погода.

По этим картам можно установить, в ка­ком направлении и с какой скоростью движутся воздушные массы, какую погоду они несут.

Метеорологические элементы

Прогнозы погоды

Постоянно на метеорологических сайтах обновляется сводка погоды за прошедшее время; сообщается, какая погода ожидается в ближайшие сутки. Эти данные о погоде необходимы представителям самых разнообразных профессий: лётчикам, морякам, машинистам, садоводам и многим другим.

Предсказывать погоду следует не по одному, а по целому ряду признаков.

Движение воздушных масс

Воздушные массы - это большие объекты воздуха тропосферы, отличающиеся друг от друга температурой, влажностью, направлением движения и другими признаками.

Атмосферу можно разделить на огром­ные воздушные массы, отличающиеся друг от друга своими свойствами (температурой, прозрачностью, влажностью и т.

д.) в зависимости от того, где долгое время они находились - над сушей, океаном, льдами и т. п.

Что такое погода? Определение погоды для 2 класса?

Воздушные массы могут зани­мать по площади многие миллионы квадратных километров. Например, воздушная масса, сформировавшаяся в Арктике, имеет низкую температуру, малое содержание водяных паров. Если такая холодная воздушная масса будет двигаться в на­правлении Москвы, то можно сделать вывод, что через несколь­ко дней в зависимости от скорости её движения в Московской и смежной с ней областях наступит похолодание.

Если же че­рез несколько дней после этого другая воздушная масса, сфор­мировавшаяся над Атлантическим океаном, начнёт перемещать­ся в направлении Москвы, то следует ожидать потепление и обильный снегопад, так как Атлантический океан в зимнее вре­мя сравнительно тёплый и над ним формируются тёплые воз­душные массы, насыщенные водяными парами.

Искусственные спутники Земли

Очень подробные сведения о состоянии атмосферы в различ­ных районах земного шара учёные получают с искусственных спутников Земли.

Вследствие вращения Земли вокруг своей оси при каждом следующем обороте спутника представляется возможность на­блюдать метеорологическую картину уже в новых районах зем­ного шара.

Это даёт возможность очень быстро и точно опреде­лить куда и с какой скоростью переместился шторм, в каких районах облачная и в каких ясная погода, куда сместились тёплые и холодные воздушные массы. Если над Землёй будет несколько спутников, то можно наблюдать за состоянием атмосферы всей планеты, а значит, точнее предсказывать погоду. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Местные признаки

Предсказывать погоду можно и по местным признакам, ос­нованным на многолетних наблюдениях.

Вот некоторые признаки устойчивой ясной погоды в летнее время: утром ясное небо, днём кучевые облака, которые к вечеру рассеиваются Ночью и утром тихо, вечером обильная роса на траве. Утром ветер сла­бый, днём усиливается, к вечеру опять стихает. Вечером в ни­зинах появляется туман, который исчезает после восхода солнца.

Перед дождём обычно ласточки летают низко, дым стелется по земле, ветер к вечеру не стихает, с утра «парит» - очень жарко и душно.

Каждый из перечисленных признаков имеет своё научное объяснение.

Так, в ясные весенние и летние вечера после захо­да солнца происходит сильное охлаждение почвы и растений, поэтому выпадает роса. А в пасмурную погоду облака защища­ют земную поверхность от сильного охлаждения, и роса не об­разуется.

Значит, если вечером выпадает обильная роса, то следует ожидать ясную погоду.

Времена года

см. Времена года

На этой странице материал по темам:

  • Доклад на тему кошки прогноз погоды когда они…

  • Реферат для 4класса на тему погода

  • Погода и климат информация для реферата

  • Доклад на тему китайская погода

  • Доклад на тему признаки переменныых погод

Вопросы к этой статье:

  • Что называется погодой?

  • Какие местные признаки погоды вы знаете?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Сочинение на тему Погода весной

Сочинение Погода весной №1

Весна наступает и зиму прогоняет. С приходом марта лучи солнца начинают всё чаще пробиваться сквозь тучи. Кое-где ещё можно заметить лёд, который коварно прячется под снегом. Прохладный воздух напоминает о том, что зима упорно не хочет уходить. На крышах домов лежит белый снег.

Висят огромные сосульки, которые вот-вот скоро упадут на землю, разлетевшись на мелкие кусочки. Прохладный ветер колышет голые ветки деревьев, которые местами покрыты белым инеем.

Ещё некоторое время на улице остаётся лёгкий мороз, мешающий снегу растаять до конца. Но это продолжается не долго.

Вскоре мороз отступает, воздух становится более тёплым, весенним. Снег решительно начинает таять, смешиваясь с грязью и превращаясь в слякоть. Стремительно таят сосульки, падая и разбиваясь о землю. На голой и сырой земле прорастает молодая трава, виднеются подснежники, которые тянутся навстречу солнцу.

На ветках деревьев появляются зелёные листья, распускаются почки.

Проходит совсем немного времени и природу вокруг не узнать.

Деревья, которые были совсем голые, теперь цветут и пахнут. Земля, которая была заснеженная, теперь покрыта густой молодой травой. А после дождя озон, смешавшийся с ароматом цветов и травы, издаёт невероятный аромат. С приходом весны природа наполняется уже не хмурыми, серыми и холодными красками, а яркими, зелёными и наполненными жизнью. Но погода остаётся всё равно переменчивой на протяжении всей весны.

То тепло словно летом, то пасмурно и прохладно словно осенью.

Наступил май! Воздух теплый, весенний. Даже несмотря на порой поднимающийся ветер и срывающийся дождь, уже нет прежней прохлады. Даже хмурое небо не затмит всех красок зелени и цветов. А ветер лишь разносит приятный аромат этой красоты. Радуга, появившаяся после тёплого дождя дополняет разноцветные и красивые цветочки на деревьях, на фоне ясного голубого неба.

Лишь белое воздушное облако неторопливо проплывает по небу. А в душе так тепло…

Краткое мини сочинение Погода весной

Весна чудесна, потому вокруг становится не только тепло, но и красиво.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Как измеряют температуру? Что такое погода?»

Несмотря на то, что в марте ещё не так тепло, как в мае, воздух значительно теплей, чем зимой. Лучи солнца ещё не греют, но всё равно радуют своим появлением. С каждым днём становится всё теплей, а небо всё более ясным. Иногда может идти дождь, срываться порывистый ветер, но это не мешает деревьям и голой земле становиться зелёными.

В мае уже и вовсе тепло. Можно даже загорать на солнышке. Весенняя погода прекрасна. Зимние холода отступили, а летняя жара ещё не настала.

Несколько интересных сочинений

1. Используйте учебник для завершения определения.

Время — это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Какие слова могут обозначать погоду?

Какая погода?

Антон Вопросик предложил полный список слов для этого. Подчеркните те слова, которые действительно подходят для обозначения погоды.

Большой, маленький, холодный, теплый, горячий, узкий, широкий, сухой, влажный, дождь, короткий, длинный, круглый, квадратный, ветер, без ветра, облачно, облачно.

Объясните (устно), какие части времени — все слова, которые вы выбрали.

И снова попугай приготовил для вас сокровища. Угадайте их и напишите имена внешнего вида.

Обрезайте изображения из приложения и поместите их в соответствующие рамки.

Попросите вашего соседа проверить вас. После проверки пасты на картинке.

Марк (окружьте круг) теми погодными явлениями, которые вы должны были наблюдать.

4. Составьте и напишите общее описание явления погоды.

температура

5. В тексте «Как предсказать время» (стр. 34 в учебнике) напишите словами, которые указывают на научное наблюдение за временем. Откройте (устное) значение каждого из этих слов.

метеорология

Спутниковые метеорологические спутники

Попытайтесь проверить комментарии своих собственных людей. Если знак подтвержден, закройте круг синим карандашом, если нет — красным.

По желанию вы можете найти другие признаки погоды в дополнительной литературе, в Интернете.

Запишите от 2 до 3 из них и попробуйте проверить.

Если утром будет туман, это будет ясно в течение дня.

Взрыв воробьев в пыли от дождя.

ОС «Школа 2100». Окружающий мир. 2 класс

Тема: Погода и климат. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Практическое измерение температуры воздуха при помощи термометра.

Цели: - познакомить с погодой как состоянием атмосферы в определенное время в определенном месте;

Учить описывать погоду с использованием терминов: температура воздуха, сила ветра, облачность, осадки;

Прогнозировать погоду, учитывая климат данной местности;

Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.

Оборудование: уличный и комнатный термометры, модель термометра, презентация, учебник «Окружающий мир. 2 класс», маркеры, листы А3, листочки, карточки.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие партнеров по плечу, по лицу.

    Проверка домашнего задания

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz - Quiz - Trade ) – «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Встаньте, задвиньте стульчики для безопасности, поднимите руку и найдите ближайшую пару. 1 ученик спрашивает другого – задает вопрос (заготовленный дома, с ответом). 2-ой отвечает. 1 ученик помогает при затруднении или хвалит при положительном ответе. Затем ученики меняются ролями. Ученики обмениваются карточками и благодарят друг друга. (Повтор 2-3 раза) Начинает ученик выше ростом (мизинчик короче, глаза светлее).

Спасибо! Вы хорошо подготовились к уроку. Молодцы! Похвалите друг друга. Займите свои места.

    Актуализация знаний.

Какие осадки вам известны? (Ответы детей.)

    Новая тема.

Послушайте и дополните стихотворение.

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берет.

Почему же? Почему же?

Потому что … (дождь идет). Слайд 2 Мальчик смотрит в окно

Это Сережа. Он собирается на улицу. Помогите ему собраться.

Партнеры 3, возьмите на столе 2 белых листочка с заданием, один листочек отдайте партнеру 1. Перед вами «Гардероб». Прочитайте задание, выполните работу с партнером по плечу.

Какую одежду приготовите? Раскрасьте ее.

В летний день _ (тепло, холодно) _, поэтому Сережа наденет

В зимний день _ (тепло, холодно) _, поэтому он наденет

Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin ) – учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

Проговорите ответ на данный вопрос по кругу один раз. Начнет партнер 4.

Почему в этих случаях выбрана разная одежда? (связать с погодой)

Ребята, а все ли вы знаете о погоде? Хотите узнать? Для чего нам надо это знать? Где понадобятся знания о погоде? Правильно. Какая тема нашего урока? (Погода)

Правильно. Тема урока: Погода и ее составляющие.

Цели урока: познакомимся с погодой как состоянием атмосферы в определенное время в определенном месте; научимся описывать погоду с использованием терминов: температура воздуха, сила ветра, облачность, осадки.

Если Сережа одет не по погоде, может заболеть. Слайд 3 Каким предметом измеряют t

Каким предметом можно измерить температуру тела? (Градусник) Только ли температуру тела можно измерить? Каким прибором измеряется температура воздуха?

Есть и другие виды термометров. Слайд 4-8, 9 Части термометра

Рассмотрим термометр. Он состоит: из шкалы с делением, стеклянной трубки с жидкостью. Одно деление – это 1 градус. Имеется граница между градусами тепла и холода.

Работа с моделью. Запись температуры на доске. Обратить внимание на значок градусы и разницу показателя тепла и холода. Слайд 10 + 25 ͦ, + 10 ͦ

Структура СИ-ФИНК-УАНДЭ (See - Think - Wonder ) – объект, подталкивающий к обсуждению.

Рассмотрите внимательно практическую часть урока.

Это ёмкость, заполненная водой. Опускаю кораблик в воду. (Дую на кораблик. Он плывет.)

Что вы увидели? (1 мин – запись мыслей)

Что вы думаете об этом? (1 мин)

О чем это заставляет вас задуматься? (1 мин)

(Варианты ответов: Кораблик поплывет, если на него дунуть)

Кораблик поплыл? Что для этого необходимо? (Ветер)

Что такое ветер?

Откройте учебник на с. 72. Рассмотрите картинки. Прочитаем текст.

После чтения. Слайд 11 Знаки силы ветра

Если ветер дует с севера, значит он … (северный - С), а если с востока, то он … (восточный - В). На доске запись знаков направления ветра и силы. С →→, В→

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише.

Дерево все выше, выше.

Вашему вниманию пейзажи русских художников. Слайды 12-14

Как вы определяете пасмурный день или ясный? (по наличию облаков)

Что вы можете рассказать об облаках?

На с. 73 прочитаем информацию о них.

На доске появляются знаки: ясно, малооблачно, пасмурно. Слайд 15 Условные знаки

    Закрепление

Структура ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС (Placemat Consensus ) – «Карта» согласия - учащиеся принимают командное решение.

Я задам вам тему. Команда должна записать максимальное количество идей по теме на своей части листа. Партнеры по очереди обмениваются своими идеями. Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Вы продолжаете до тех пор, пока все не поделятся своими идеями. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.

Тема: «Что составляет погоду?»

Кто защитит работу команды.

    Домашнее задание

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Открыли для себя что-то новое, но узнаете еще больше прочитав дома с. 70-74 и выполните интересные задания в рабочей тетради на с. 22-24.

    Подведение итога. Рефлексия

А сейчас подумайте, кто из ребят на уроке был сегодня очень активен, предлагал интересные мысли, правильно рассуждал и заслужил оценку «5». (Варианты детей). Вы согласны?

Кому можно поставить за урок оценку «4»? (Варианты детей). Вы согласны?

Если вы узнали на уроке новое, вам было интересно, и вы довольны своими ответами, нарисуйте на стикере солнышко.

Если что-то у вас не получилось, вы испытали трудность, не на все вопросы нашли ответ, нарисуйте тучку.

Оставьте свои рисунки на парковке.

Я вами довольна! Спасибо за урок! Молодцы! Слайд 16

Элементы погоды это: температура, давление, ветер, влажность воздуха, дальность видимости, осадки, облачность , которые зональны по своим проявлениям и взаимосвязаны.

Температура воздуха напрямую зависит от количества солнечного тепла, поступающего на Землю, что определяется, в первую очередь, географической широтой местности: чем ближе к экватору, тем выше температура воздуха.

! Подробнее об атмосферном давлении в конспекте .

Ветры

Ветер - направленное в горизонтальном направление перемещение воздушных масс. Причина образования ветра - различия в атмосферном давлении между соседними участками земной поверхности. Ветер характеризуется скоростью (измеряется в метрах в секунду), силой (определяется изменением давления на единицу расстояния и измеряется в баллах по шкале Бофорта), направлением (определяется стороной горизонта, откуда дует). Общая циркуляция ветров, обусловленная разностью атмосферного давления, включает: муссоны, зональные переносы, циклоны, антициклоны. Местная циркуляция атмосферы выражается в бризах.

Ветры принято разделять на две группы : местные ветры, входящую в общую циркуляцию атмосферы и ветры переменного давления. К местным ветрам относят бризы, горно-долинные, фены, бора, сирокко, самум и т.д.

В экваториальном поясе преобладает низкое давление, в субтропическом - повышенное, поэтому ветры дуют к экватору. Под воздействием силы Кориолиса они отклоняются в северном полушарии вправо и имеют северо-восточное направление, в южном - влево и становятся юго-восточными. Ветры, дующие в направлении экватора, названы пассатами . В умеренных широтах обоих полушарий господствуют западные переносы (западные ветры ).

Днем суша нагревается быстрее моря, воздух над ней теплее, чем над водой. Над землей образуется область пониженного давления , над водой - повышенного , и ветер дует с моря на сушу. Это дневной бриз . Ночью суша остывает быстрее моря, над которым формируется область пониженного давления, и ветер дует в обратную сторону - ночной бриз .

Аналогичен механизм образования муссонов - сезонных ветров, меняющих свое направление дважды в год: летом они дуют на сушу, зимой - на море.

! Дополнительная информация о ветрах в конспекте

Особые системы ветров : циклоны и антициклоны - осуществляют межширотный обмен воздуха. Циклон - атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре. Антициклон - атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.

Воздушные массы - большие объемы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами. В зависимости от места формирования выделяют четыре типа воздушных масс : экваториальный, тропический, умеренный, арктический и антарктический воздух.

Влажность и испаряемость

Воздух тропосферы всегда содержит некоторое количество влаги в виде водяного пара . Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может вместить. Количество водяного пара, содержащееся в 1 м 3 , называется его абсолютной влажностью . Отношение абсолютной влажности к предельно возможному при данной температуре количеству влаги в воздухе называется относительной влажностью .

Кроме увлажнения, существует процесс испарения. Испаряемость - количество влаги (в мм), которое могло бы испариться с данной территории при данных температурных условиях. Отношение годового количества осадков к испаряемости называется коэффициентом увлажнения (К). Увлажнение бывает избыточным, если К > 1 ; достаточным, если К ≈ 1 ; недостаточным, если К < 1.

Облачность

Если теплый воздух охлаждается, то он не может удержать в себе весь водяной пар. Его избыток превращается в капли воды, которые могут оседать на охлажденные предметы или находиться в воздухе. Так образуются туман и , представляющие собой скопление в воздухе мельчайших капелек воды. Туман скапливается у земли, а облака - на высоте.

Ответить на этот вопрос не так-то просто. Все знают, что это такое, но не каждый может объяснить. Для этого надо разобраться, из чего складывается погода.

Во-первых, это температура воздуха . Каждый может по своим ощущениям сказать, что сегодня холодно, тепло или жарко. Для точного измерения температуры используется прибор - термометр .

Во-вторых, это облачность . Если на небе видны лишь отдельные облака и светит солнце, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят, переменная облачность. Если же всё небо затянуто облаками и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно.

В-третьих, это осадки . К ним относятся дождь, снег, град.

В-четвёртых, это ветер . Он может быть слабым или сильным. Очень сильный ветер называется ураганом. Разным бывает и направление ветра. Его определяют по той стороне, откуда ветер дует. Например, северный ветер дует с севера, южный - с юга.

Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра - это и есть погода .

Конечно, мы назвали только основные слагаемые погоды. К ним можно добавить такие природные явления, как гроза, туман, радуга..

  • Рассмотри рисунки и фотографии. Расскажи, что ты знаешь об этих явлениях погоды.

Как предсказывают погоду?

Во многих местах на земле есть метеорологические станции (метеостанции), где учёные ведут наблюдения за погодой. Название «метеостанция» происходит от слова «метеорология» - наука о погоде.

Для наблюдений за погодой используют воздушные шары - зонды. Морские суда оснащают специальным оборудованием. Используют также метеорологические самолёты. А в космосе работают метеоспутники.

Все собранные сведения учёные обрабатывают с помощью компьютеров и составляют прогнозы погоды . Прогнозы - это научные предсказания. Их составляют на завтра, на несколько дней или недель вперёд.

  • Рассмотри рисунки. Эти приборы используют на метеостанциях. Попробуй объяснить, для чего они служат и как работают. Проверь себя на «Страничках Умного Совёнка». (7)

Подумаем!

  1. Для чего нужны прогнозы погоды?
  2. Какие народные приметы, помогающие предсказывать погоду, ты знаешь?

Проверим себя

  1. Что такое погода?
  2. Как измеряют температуру воздуха?
  3. Какая бывает облачность?
  4. Какие бывают осадки?
  5. Какой бывает ветер?
  6. Как предсказывают погоду?

Сделаем вывод

Погода - это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Учёные ведут постоянные наблюдения за погодой и составляют прогнозы погоды.

Почему погодные условия зависят от состояния нижнего слоя атмосферы? Какие типы погоды вы наблюдали во время летнего отдыха?

1. Погода. Элементы и явления погоды. Погодой называется состояние атмосферы в данном месте за какой-либо короткий промежуток времени (за сутки, неделю, месяц). Атмосферное давление, температура, влажность - элементы погоды; осадки, ветер, туман, облака - явления погоды.
Состояние погоды определяется не только по одному элементу, скажем, температуре или осадкам, но и по всей совокупности элементов и явлений. Например, для погоды недостаточно определение «прохладная». Прохладная погода может быть ветреной, облачной, дождливой.
Погода изменяется в течение времени. Изменение температуры воздуха приводит к изменению давления, а оно к характеру ветра, облачность оказывает влияние на температуру и т.п. Отсюда, чтобы дать полную характеристику погоды, необходимо постоянное наблюдение образующих ее элементов и явлений (см. приложения 5, 6).

2. Воздушные массы. Погода изменяется в зависимости от перемещения воздуха над поверхностью Земли. Свойства погоды связаны с особенностями местности. Воздух в полярных зонах сильно охлаждается из-за малого количества солнечного тепла. На экваторе и в тропиках воздух сильно нагревается. Воздух над сушей сухой, над океанами - влажный.
Большие участки тропосферы, отличающиеся друг от друга по таким свойствам (температура, прозрачность, влажность), называют воздушными массами. Любые воздушные массы занимают миллионы квадратных километров над Землей.

В каждом полушарии различают 4 вида воздушных масс в зависимости от места образования:
1. Арктический (в южно-полярной области - антарктический) воздух.

2. Воздух у меренных широт.

3. Тропический воздух.

4. Экваториальный воздух.

Каждая из этих воздушных масс (кроме экваториальной) делится на континентальную (над сушей) и морскую. Воздух над морем отличается большой влажностью. В экваториальной зоне не только на море, но и на суше достаточно влаги. В заболоченных влажных лесах, как и на море, имеются условия для большого испарения. Поэтому в этой области над морем и сушей формируется одинаково горячий и влажный воздух.

Воздушные массы перемещаются с одного места на другое. Соответственно этому устанавливается определенная погода. Например, когда у нас зимой проходит северный арктический воздух, устанавливается морозная погода. Когда с запада, со стороны Атлантического океана, приходит морской воздух умеренных широт, то наступает оттепель и выпадает снег. Также летом с приходом южного тропического воздуха на многие недели устанавливается жаркая погода.

При смещении различных воздушных масс меняются давление, облачность, температура, влажность, прозрачность воздуха.

3. Прогноз погоды. Изучение погоды необходимо для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека. Любой человек хочет знать заранее прогноз погоды. Каждый человек слушает сообщение о погоде по радио или телевидению и старается соответственно одеться. Предсказание погоды обеспечивает безопасность кораблям дальнего плавания, авиатранспорту. Такой прогноз необходим также весной при проведении посевных работ, дает возможность уберечься от опасных погодных явлений - заморозков, града и др. Прогноз погоды основывается на наблюдениях всех метеорологических станций Земли и наблюдениях, проводимых в верхних слоях атмосферы. В настоящее время на земном шаре есть свыше 10 тысяч метеорологических станций. Специалисты-метеорологи всего мира проводят одновременные наблюдения по времени Гринвича.

Время начального меридиана, проходящего через обсерваторию Гринвича близ Лондона, называют временем по Гринвичу. Время города Астаны отличается от него на 5 часов.

В полярных областях, на высоких горных вершинах имеются автоматические станции, которые сами проводят наблюдения и сообщают их результаты. Специальными приборами они измеряют состояние атмосферы, температуру воздуха, облачность, осадки и др.
Сведения о состоянии атмосферы поступают также с кораблей, с самолетов, ракет, метеорологических спутников Земли.
Результаты наблюдений собирают в каждом государстве в учреждениях службы погоды. Поступившие туда сведения обрабатываются с помощью электронно-вычислительных машин. На их основе создаются карты погоды. На таких картах с помощью условных знаков и цифр обозначается состояние погоды за определенный период.

Рис. 64. Условные знаки карты погоды.

На рисунке 64 в увеличенном виде показаны метеорологические сведения, нанесенные на карту погоды с помощью условных знаков. Место станции обозначено кружком. Кружочек наполовину закрашен черным цветом, что обозначает - небо наполовину затянуто облаками. Если небо чистое, то кружочек не закрашивается, остается белым. Когда облака полностью затягивают небо, кружочек целиком закрашивается черным цветом. Стрелка одним концом на кружочке обозначает направление ветра. Ветер дует с юго-востока, число черточек на стрелке показывает скорость ветра (м/сек). Длинная черточка - 5 м/сек, короткая - 2,5 м/сек. На этом примере сила ветра - 7,5 м/сек. Цифры над кружочком - температура воздуха (0°) и давление. Давление воздуха 1015,8 мб. (записываются три последние цифры). Знак слева под станцией показывает, что идет снег.

Кроме этого на карту наносятся воздушные массы, области атмосферного давления, осадки и др. На одни сутки составляют 4 такие карты. Сравнивая их друг с другом, определяют, куда и с какой скоростью перемещается прохладный или теплый воздух, какую в связи с этим можно ожидать температуру, в каком направлении и с какой силой дует ветер, будет ли дождь или снег, есть ли возможность образования тумана и т.п. Это все показано на картах прогноза погоды.
Прогноз погоды сообщается по радио, телевидению, через газеты. Кроме того, специальные сообщения об опасных явлениях (заморозки, буран, густой туман, шторм) должны срочно передаваться различным учреждениям по телеграфу.
Погоду на ближайшее время можно предсказать приблизительно и с помощью местных признаков.

Признаки ясной, летом - жаркой, зимой - морозной погоды

1. Утром небо ясное, к обеду поднимаются кучевые облака. Вечером облака рассеиваются.

2. Солнечное зарево перед восходом и заходом желтоватого цвета.

3. После захода Солнца на траве появляется роса. Ближе к утру она увеличивается, с восходом Солнца исчезает. В прохладное время вместо росы выпадает иней.

4. Летом день безветренный. Утром ветер слабый, днем усиливается, к ночи - слабеет.

5. К вечеру и ночи в низменностях прохладнее, чем на возвышенностях.

6. После дождливой погоды ветер постепенно утихает, осадки прекращаются, облака рассеиваются. Летом ночи прохладнее.

7. Повышается атмосферное давление.

Признаки перед переменой погоды

1. Кучевые облака вечером не рассеиваются, а увеличиваются и уплотняются.

2. Утреннее и вечернее солнечное зарево оранжевого цвета.

3. Уменьшается разница между ночной и дневной температурами. Вечером становится теплее, чем утром.

4. Вечером ветер не прекращается, даже усиливается.

5. Не образуются роса и иней.

6. Температура воздуха в низменных и возвышенных местах уравнивается.

7. Образуется светлый круг вокруг Солнца или Луны.

8. Понижается атмосферное давление.

Для прогноза погоды наличие только одного из названных признаков недостаточно, необходимо совпадение нескольких.

1. Что такое погода?

2. Почему изменяется погода?

3. Что называется воздушной массой?

4. Какие бывают виды воздушных масс?

5. Для чего необходимо изучение погоды?

6. Как прогнозируют погоду?

7. Дайте письменное описание ежемесячной погоды, начиная с начала учебного года, по вашим дневникам погоды. Была ли постоянной погода каждого месяца?

8. По местным признакам предскажите предстоящую погоду. Проверьте правильность вашего прогноза.