Впервые на конфликт, как на социальную проблему указал Адам Смит. Он считал, что причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов классов и экономической борьбой.

Есть несколько путей решения конфликтов. Они характеризуются поведением участников.

Стороны могут выбрать одну из следующих тактик:

  1. Уклонение. Участник не хочет конфликтовать и устраняется.
  2. Приспособление. Стороны готовы к сотрудничеству, но соблюдают собственные интересы.
  3. Конфронтация. Каждый из участников стремится к достижению своих целей, не учитывая интересы другой стороны.
  4. Сотрудничество. Участники готовы к поиску решения в команде.
  5. Компромисс. Подразумевает уступки сторон друг другу.

Итог конфликта – полное или частичное решение. В первом случае причины полностью устраняются, во втором – часть проблем может проявиться позднее.

Социальный конфликт: виды и причины

Существуют различные виды споров и типы причин социальных конфликтов. Рассмотрим, какие классификаторы наиболее распространены.

Виды соцконфликтов

Выделяют множество видов соцконфликтов, которые определяются по:

  • длительности и характеру возникновения – временные, продолжительные, случайные и специально организованные;
  • масштабам – глобальные (мировые), локальные (в конкретной части мира), региональные (между соседними странами), групповые, личные (к примеру, семейные споры);
  • целям и способам разрешения – драка, скандал с нецензурной бранью, культурная беседа;
  • количеству участников – личностные (у психически больных людей), межличностные, межгрупповые;
  • направлению – возникают между людьми одного социального уровня или разных.

Это не исчерпывающий список. Существуют и другие классификации. Первые три вида социальных конфликтов являются ключевыми.

Причины соцконфликтов

В целом, причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства. Они могут быть явными или скрытыми. Чаще всего предпосылки кроются в социальном неравенстве и различии в ценностных ориентирах.

Основные причины для возникновения споров:

  1. Идеологические. Различия в системе идей и ценностей, определяющих субординацию и доминирование.
  2. Различия в ценностных ориентирах. Набор ценностей может быть противоположен набору другого участника.
  3. Социальные и экономические причины. Сопряжены с вопросами распределения богатства и власти.

Третья группа причин наиболее распространена. Кроме того, основаниями для развития конфликта могут стать различия в поставленных задачах, соперничество, нововведения и т.д.

Примеры

Наиболее яркий и известный пример глобального социального конфликта – Вторая мировая война. В этом конфликте участвовали многие страны, а события тех лет наложили отпечаток на жизнь большей части населения.

В качестве примера конфликта, возникшего по причине несовпадения систем ценностей, можно привести студенческую забастовку во Франции в 1968 году. Это стало началом череды восстаний с участием рабочих, инженеров и служащих. Конфликт был решен частично, благодаря деятельности президента. Таким образом, общество реформировалось и прогрессировало.

Имеют представление все. Каждый человек сталкивался с ситуацией обострения отношений с другими людьми. Социальные конфликты - понятие, которое характеризует ситуацию острых соответствующих противоречий. При данном обострении отношений сталкиваются интересы, убеждения, что обусловлено различными причинами. Рассмотрим, какие существуют компоненты, разновидности и функции социальных конфликтов.

Понятие и виды социальных конфликтов

Социальный конфликт всегда содержит момент столкновения, т. е. имеется некое расхождение, противоречие интересов, позиций сторон. Противоположные мнения носят субъекты конфликта - противоборствующие стороны. Они стремятся преодолеть противоречие тем или иным путем, при этом каждая сторона хочет помешать другой реализовать ее интересы. в социальной психологии распространяется не только на В зависимости от субъекта выделяют конфликты:

  • внутриличностные;
  • межличностные;
  • межгрупповые.

Также входит в социальные конфликты понятие внутреннего содержания, относительно которого противоречия могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае противоборство основано на сфере разумного. Оно обычно затрагивает переработку социальной и управленческой структур, а также освобождение от ненужных форм культурного взаимодействия. Эмоциональные конфликты характеризуются сильным аффективным аспектом, зачастую агрессией и переносом соответствующих реакций на субъекты. Такой конфликт решается сложнее, т. к. затрагивает сферу личного и с трудом может урегулироваться рациональными способами.

Межгрупповые социальные конфликты: понятие и функции

Социальная психология рассматривает в основном которые можно подразделить на:

  • социально-экономические;
  • межнациональные;
  • этнические;
  • идеологические;
  • политические;
  • религиозные;
  • военные.

Каждый конфликт имеет динамику протекания, в соответствии с этим межгрупповые столкновения могут происходить стихийно, запланировано, кратковременно или длительно, они бывают управляемыми и неуправляемыми, спровоцированными или инициативными.

Нельзя рассматривать конфликты только с негативной точки зрения. Положительные функции заключаются в ускорении процесса самосознания, утверждении определенных ценностей, разрядке эмоционального накала и т. д. Социальный конфликт свидетельствует о проблеме, которую требуется решить, на которую нельзя просто закрыть глаза. Таким образом, столкновение способствует регуляции социальных взаимоотношений.

Способы выхода из конфликтной ситуации

Как можно разрешить социальные конфликты? Понятие способа выхода из них характеризуется окончанием противоборства различными методами. Выделяют:
  • соперничество - отстаивание своих убеждений до последнего;
  • приспособление - принятие чужой точки зрения в ущерб своей;
  • избегание - уход из конфликтной ситуации любыми способами;
  • компромисс - готовность пойти на уступки для разрешения ситуации;
  • сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон конфликта.

Последний способ является наиболее конструктивным и желательным.

Социальный конфликт – необходимое условие развития общества, результат несовместимости взглядов отдельных лиц. Конфликт позволяет обнажить и решить различные проблемы общества, или свести его к анархии.

Неоднородность общества, различия в положении и благосостоянии неизбежно приводят к появлению и обострению социальных конфликтов. Рассмотрим основные понятия, сущность и причины социальных конфликтов подробнее.

Что это такое

Социальный конфликт – результат развития социальных противоречий, выражающийся в противостоянии различных социальных групп.

Такое противостояние может возникнуть в любой социальной группе. Его можно назвать одним из необходимых условий развития общества. Ведь этот процесс и состоит из конфликтов и их преодоления.

Основной источник социального конфликта – это сама структура общества. Чем она сложнее, тем больше раздроблено общество. Возникают новые группы, социальные слои, имеющие собственные системы ценностей, цели и методы их достижения. Все это ведет к возникновению новых конфликтов.

Вместе с тем, сложная структура общества предлагает и многочисленные способы разрешения этих конфликтов, механизмов для нахождения консенсуса. Основная задача общества – минимизировать возможные негативные последствия социального конфликта и разрешить накопившиеся проблемы.

Жизненный цикл социального конфликта включает четыре стадии:

  1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост напряженности в отношениях между субъектами.
  2. Конфликт.
  3. Попытки разрешения конфликта.
  4. Завершение противостояния и послеконфликтная ступень.

Сущность и теория

Проблема социальных конфликтов насчитывает многие тысячелетия. Однако до Адама Смита вся проблема сводилась к тому, что одни должны править, другие подчиняться, а государство должно осуществлять управление.

Адам Смит впервые указал на природу конфликта, как социальной проблемы. По его мнению, в основе социального конфликта лежит классовая и экономическая борьба.

С тех пор появилось множество теорий, объясняющих суть противоречий:

  1. Согласно приверженцам социально-биологической теории , конфликтность человека объясняется агрессией, присущей всем животным.
  2. Сторонники социально-психологической теории связывают возникновение социальных конфликтов с перенаселенностью и другими факторами окружающей среды. Однако эта теория не объясняет, в какой именно момент возникает явный конфликт.
  3. По мнению функционалистов , социальный конфликт – это дисфункция по отношению к обществу. При идеальной системе противоречий быть не должно.

Причины социального конфликта

В основе каждого конфликта лежит множество явных и скрытых причин. Главные социальные предпосылки для противоречий – это социальное неравенство (всегда есть богатые и бедные, начальники и подчиненные) и культурная разнородность (существование в обществе различных ценностных ориентиров, поведенческих систем и т.д.).

Причин, почему возникают социальные конфликты, очень много. Рассмотрим основные:

  1. Идеологические причины. Есть определенная система идей и ценностей, определяющая доминирование и субординацию. Взгляд на эту систему у участников может различаться.
  2. Различные ценностные ориентиры . Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника. Конечная цель – удовлетворение собственных потребностей – у многих участников одна. Вследствие этого возникает взаимодействие противоположных интересов (каждый хочет удовлетворить именно свои потребности) и возникает конфликт.
  3. Социальные и экономические причины . Связаны с распределением богатства и власти, если кому-то из участников кажется, что его обделили. Это одна из самых распространенных причин возникновения социального конфликта.
  4. Прочие причины : различие поставленных задач, введение инноваций, соперничество между группами и лидерами.

Структура

Конфликт представляет собой многомерный процесс с развитой структурой. Каждая конкретная конфликтная ситуация имеет собственные объективные и субъективные составляющие.

Их можно рассмотреть более подробно, начиная с объективных:

  1. Субъекты конфликта . Каждый социальный конфликт – это, прежде всего, невозможность достичь взаимопонимания между конкретными людьми. Это верно как для межгосударственного конфликта, так и для семейного. В каждом случае главные действующие лица – люди, выступающие, в зависимости от ситуации, как физические либо юридические лица.
  2. Предмет . Это противоречие, лежащее в основе конкретного конфликта, то, из-за чего происходит столкновение интересов участников.
  3. Объект . Это некая ценность, которую стремятся получить все субъекты. Форма может быть любая: материальная (деньги или другой ресурс), духовная (какая-либо идея), социальная (власть). В каждом конкретном случае выделить объект конфликта нелегко. Он не всегда встречается в чистом виде, зачастую это смесь минимум двух форм.
  4. Микросреда и макросреда . Это условия, в которых приходится действовать сторонам. Микросреда – это непосредственное окружение участников. Макросреда – это принадлежность к определенным социальным группам.

В каждом отдельном конфликте есть также субъективные составляющие. Это тактика и стратегия поведения каждой стороны, восприятие определенной ситуации и т.д.

Виды и классификация

Различные социологические школы выдвигают собственные классификации конфликтов. Чаще всего встречается следующая типология:

  1. По причинам возникновения . Причины могут быть как объективные, так и субъективные.
  2. По особенностям социальных разногласий . Такие конфликты различаются по времени действия и характеру разногласий, сфере проявления и т.п.
  3. По влиянию конфликта на окружающих . Формы конфликтов различаются по времени протекания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), остроте, масштабности.
  4. По особенностям конкретных участников . Конфликт может быть коллективный, межэтнический и т.д.
  5. На основании степени открытости различаются скрытые и открытые социальные конфликты. Скрытые конфликты не влекут за собой внешнюю агрессию по отношению к сопернику и проходят с использованием косвенных методов воздействия. В открытых конфликтах происходят явные столкновения – ссоры, споры.
  6. Наиболее известно деление конфликтов на горизонтальные и вертикальные . Это деление происходит исходя из положения оппонентов. Вертикальный конфликт бывает между начальником и подчиненным, горизонтальный – между людьми, находящимися на одном уровне. Прежде всего, это трудовые споры.
  7. Исходя из состава участников , разделяют межличностные типы конфликтов, групповые, организационные, политические и т.д. В межличностных конфликтах противостояние идет между людьми, не относящимися к какой-либо социальной общности. В групповых – между отдельными социальными группами. Политические конфликты могут возникать как внутри общества (внутриполитические), так и на международном уровне (внешнеполитические).

Стоит учесть, что любая попытка классифицировать конфликты достаточно условна. На практике можно встретить, к примеру, вертикальный закрытый межличностный конфликт с уникальным набором свойств.

Роль и функции

В общественной жизни социальный конфликт играет двоякую роль. С одной стороны, благодаря конфликту общество развивается, достигаются определенные соглашения, договоренности. С другой стороны, последствия открытого столкновения для общества непредсказуемы.

Конфликт имеет множество частных функций. Благодаря адаптивной функции индивиды приспосабливаются к новым обстоятельствам. Благодаря инновационной функции повышается осведомленность участников о плюсах и минусах друг друга.

В целом, функции социального конфликта можно разделить на две большие группы:

  1. Конструктивные . Включают в себя положительные функции: разрядка напряженности, проведение социальных изменений и т.д.
  2. Деструктивные . Сюда относятся функции, несущие негативный характер: дестабилизацию отношений, сложившихся в определенной социальной среде, разрушение социального сообщества.

Последствия

Последствия конфликта могут рассматриваться с двух противоположных точек зрения:

  1. Функционалистской.
  2. Социологической.

Функционалисты рассматривают конфликт, как негативное явление, дестабилизирующее социум. Они выделяют следующие возможные последствия:

  1. Дестабилизация общества. Возникновение хаотических процессов с непредсказуемым результатом. Перестают работать механизмы управления.
  2. Отвлечение участников конфликта от прочих проблем, концентрация на определенных интересах и победе над противником.
  3. Невозможность дальнейшего сотрудничества с оппонентом.
  4. Отстранение участников конфликта от общества, неудовлетворенность и т.д.

Приверженцы социологической точки зрения, например, Дарендорф, считают, что при соблюдении определенных условий можно добиться положительных результатов. К позитивным последствиям можно отнести:

  1. Разрешение проблемы оптимальным способом, который могут принять все заинтересованные стороны. Это сплотит людей и укрепит их взаимопонимание. Если каждый участник будет чувствовать, что он имеет отношение к решению проблемы, он будет участвовать и в реализации этого решения.
  2. Обновление существующих и создание новых механизмов и институтов. Образуются новые социальные группы, соблюдается определенный баланс интересов. Это обеспечивает относительную стабильность.
  3. Дополнительное стимулирование участников. Управляемый конфликт между людьми приводит к разработке новых идей, решений. Не участвуя в конфликтах человек перестает развиваться.

Пути разрешения

Чтобы проанализировать способы разрешения социальных конфликтов, нужно разобраться с тем, как себя ведут участники конфликта. От их характеристики зависит стратегия разрешения социального конфликта.

  • Уклонение – у участника нет желания конфликтовать, активно работать для достижения собственных целей. Такой участник может и сам устраниться от конфликта.
  • Приспособление . Участники готовы сотрудничать, идти навстречу другой стороне и одновременно работать над собственными интересами.
  • Конфронтация . Интересы других сторон не учитываются, каждый участник стремится добиться только своих целей и навязать свое мнение другим.
  • Сотрудничество . Каждый участник работает над осуществлением своих интересов. Однако готов работать над поиском решения конфликта в команде с другими участниками.
  • Компромисс . Этот стиль основан на уступках. Каждый участник ограничивается частичным достижением своих целей и в чем-то уступает остальным. Этот стиль предпочтительнее остальных, т.к. позволяет частично удовлетворить желания всех заинтересованных сторон.

Итогом конфликта может быть полное либо частичное его решение. Первый вариант означает полное устранение причин конфликта. Во втором случае решается лишь часть проблем, остальные могут проявиться позднее.

Примеры в обществе из истории

Классическим примером социального конфликта является студенческая забастовка во Франции в 1968 году. Причины – несовпадение ценностей студентов-шестидесятников и старого французского генерала де Голля.

Еще одна причина – «реформа Фуше», заключавшаяся в ускоренной подготовке специалистов без устранения недостатков в образовательной системе. Вслед за студентами прошли массовые забастовки рабочих, служащих, инженеров.

В конечном счете, президент добился частичного разрешения конфликта, использовав страх населения перед очередной революцией. Но уже через год он ушел в отставку.

Видео: Социальный конфликт и пути его решения

Социальный конфликт - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели (распределение ценностей, ресурсов, власти и т.д.). Он возникает, когда одна сторона стремится к осуществлению своих интересов и целей в ущерб интересам других.

Социальные конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, они являются источником социально-политических изменений, предотвращая стагнацию общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле конфликты выступают в качестве формы регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствуют разрядке напряженности в их отношениях. С другой стороны, социальные конфликты несут в себе угрозу дестабилизации общества и могут привести к катастрофическим последствиям - революциям, войнам, анархии.

Социальные конфликты вызываются самыми различными причинами. Это экономическое и социальное неравенство, дефицит жизненных благ (материальных, духовных, престижных и т.д.), неодинаковое положение по отношению к власти, несовпадение интересов и целей различных социальных групп, идеологические и политические разногласия, конфессиональные противоречия, несовместимость индивидуальных и общественных ценностей и т.д.

В современных условиях каждая сфера жизни общества порождает свои специфические конфликты. Здесь можно выделить политические, социально-экономические и национально-этнические конфликты.

  • 1. Политические конфликты - это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из различий интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты связаны с сознательно формируемыми целями по завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти. К основным политическим конфликтам относятся:
    • - конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);
    • - конфликты внутри парламента;
    • - конфликты между политическими партиями и движениями; - конфликты между различными звеньями управленческого аппарата и др.

В современной истории России одной из форм проявления политического конфликта было длительное противоборство между исполнительной и законодательной властью, которое привело к драматическим событиям октября 1993 г. Частичным разрешением этого конфликта стали выборы Федерального Собрания и принятие новой Конституции России. Однако причины конфликта до конца небыли устранены, и он перешел на новую стадию своего развития, приняв форму противостояния Президента и Федерального Собрания. И лишь в настоящее время наметилось конструктивное взаимодействие между исполнительной и законодательной властью.

2. Социально-экономические конфликты - это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Социально-экономические конфликты возникают на основе неудовлетворенности, прежде всего, экономическим положением, которое рассматривается либо как ухудшение по сравнению с привычным уровнем потребления (реальный конфликт потребностей), либо как худшее положение по сравнению с другими социальными группами (конфликт интересов). Во втором случае конфликт может возникнуть даже при условии некоторого улучшения условий жизни, если оно воспринимается как недостаточное или неадекватное.

В современном российском обществе многие социально-экономические конфликты развиваются по линии "трудовые коллективы - государственная администрация". Наряду с требованиями повышения заработной платы, уровня жизни, ликвидации задолженностей по зарплате и выплате пенсий вес чаше выдвигаются требования коллективов по отстаиванию своих прав на имущество предприятий. Подобные требования адресуются в первую очередь органам государственной власти, которые являются основными субъектами перераспределения собственности.

Массовые конфликты в экономической сфере нередко связаны с тем, что в стране до сих пор отсутствует четко разработанная правовая база разрешения трудовых споров. Примирительные комиссии, их арбитражи не реализуют в полной мере свои функции, а административные органы в ряде случаев не выполняют достигнутые соглашения. Все это ставит задачу создания более эффективной законодательной системы регулирования трудовых конфликтов.

3. Национально-этнические конфликты - это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Наиболее часто эти конфликты связаны со статусными или территориальными претензиями. В современной России доминирующим фактором конфликтов была идея суверенитета территорий, народа или этнической группы. Вплоть до принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет и независимость. В крайних случаях ставился вопрос о выходе из состава России и получении полной государственной самостоятельности (наиболее яркий пример - конфликте Чечней).

Довольно широкое распространение в нашей стране получили территориальные конфликты, возникающие между близко проживающими этническими группами (осетино-ингушский, дагестано-чеченский конфликты). Следует отметить, что подобные конфликты умышленно провоцируются различными силами националистического, сепаратистского, фанатично-религиозного толка.

Таким образом, конфликты, возникающие в политической и социально-экономической сферах, в области межнациональных отношений, представляют собой наибольшую опасность для общества. В современной России, переживающей трудный переходный период, конфликты стали повседневной реальностью. Важно научиться управлять ими, добиваться согласия конфликтующих сторон.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий па основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон. Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: I) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) все участники должны проявлять склонность к компромиссу.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Устранение инцидента- необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать напряженное состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Полное разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Большое значение имеет заключительная, постконфликтная стадия. На этой стадии должны быть окончательно устранены противоречия на уровне интересов и целевых установок, а также приняты меры по снятию социально-психологической напряженности и прекращению любой борьбы.

В современной России важно сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно реагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон. И здесь большую роль могут сыграть средства массовой информации, общественное мнение и другие институты гражданского общества.

В социологии под модернизацией преимущественно понимается переход от традиционного общества к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. По определению известного американского социолога Н. Смелзера, модернизация - это сложный комплекс экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Теория модернизации была разработана в основном применительно к развивающимся странам. Тем не менее она во многом объясняет процесс реформирования любого общества, его трансформации по образцу передовых стран мира. Модернизация охватывает практически все стороны жизни общества - экономику, социальные отношения, духовную жизнь, политическую сферу.

В сфере экономики модернизация предполагает использование научных знаний и современных технологий; углубление профессиональной специализации; формирование рынков товаров, капиталов, труда; развитие предпринимательства и рыночных отношений; увеличение независимости экономики от политики; отделение производства и рабочего места от семейного хозяйства; повышение производительности сельского труда, развитие фермерского хозяйства и т.д. Структурные изменения в экономике сопровождаются усилением социальной мобильности, массовой миграцией из сельской местности в крупные города, трансформацией традиционных социальных структур, повышением материального уровня жизни населения и др.

В социально-политической сфере основными проявлениями модернизации становятся формирование правового государства, демократизация политической системы, партийный плюрализм, рост социальной активности населения и его участия в политической жизни, становление институтов гражданского общества, повышение политической культуры граждан, развитие средств массовой информации и коммуникации.

В духовно-культурной сфере модернизация предполагает распространение ценностей индивидуализма, прогресс науки и образования, рационализацию сознания, формирование нравственных предпосылок для новых форм хозяйственной активности, секуляризацию и растущее разнообразие духовной жизни. Сущность перемен в этой сфере передается понятием "модернити" как комплексной характеристикой культуры современного западного общества.

Культура "модернити" означает приверженность рационализму и сциентизму, ориентацию на рост материального производства и технический прогресс, отношение к природе как объекту приложения своих сил и знаний. Это также идея равенства возможностей и личной свободы, индивидуализм, установка на достижение успеха, готовность человека к постоянным переменам и стремление инициировать такие перемены.

В зависимости от характера и времени осуществления различают два вида модернизации: первичную (органическую) и вторичную (неорганическую). Первичная модернизация относится к периоду промышленной революции, которая началась в Великобритании в 60-х гг. XVIII в.. а спустя несколько десятилетий охватила США, Францию, Германию и другие западные страны. Эта модернизация происходила естественным образом, на основе собственных социально-экономических, политических и социокультурных предпосылок, и отвечала внутренним потребностям общественного развития. Она органично вытекала из всей предшествующей эволюции общества и его исторической подготовленности к всесторонним, глубоким переменам.

Вторичная модернизация, связанная, главным образом, с развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, не является органичным результатом естественного хода эволюции общества. Она во многом продиктована извне: стремлением войти в мировое сообщество, адаптироваться к новой геополитической реальности, дать ответ на "вызов" со стороны других стран. Это своеобразный способ "догоняющего развития", когда власти проводят реформы с целью преодоления исторической отсталости страны.

Такая модернизация, как правило, осуществляется путем привлечения иностранных инвестиций, заимствования передовой технологии, закупки зарубежного оборудования, приглашения иностранных специалистов, обучения за рубежом и т.д. Соответствующие изменения происходят в политической и социальной сферах: кардинально меняется система управления, создаются новые структуры и институты власти, перестраивается по западным образцам конституция страны, формулируется новая законодательная система, пересматриваются взаимоотношения государства и общества. Важным социально-психологическим фактором при этом является так называемый демонстрационный эффект, стремление к подражанию в стиле и образе жизни наиболее богатым, развитым странам.

Вторичная модернизация как бы искусственно привносится "сверху", она неорганична для социально-экономической и духовной системы общества, нарушает его единство и историческую преемственность развития. Поэтому большинство населения часто к ней не готово и не оказывает необходимой социальной поддержки. Все это определяет сложный и порой противоречивый характер процессов модернизации в тех или иных странах.

Однако в ряде случаев вторичная модернизация может увенчаться успехом, когда страны в итоге се проведения начинают развиваться на собственной основе. Так произошло в Японии, которой потребовалось всего два десятилетия, чтобы догнать и по некоторым показателям даже обойти США, откуда она первоначально позаимствовала передовую технологию.

Что касается России, то пока модернизация не принесла ожидаемых результатов. В стране не отлажен эффективный механизм рыночной экономики, нет цивилизованного свободного предпринимательства, не обеспечен высокий уровень жизни и социальной зашиты населения, отсутствует поддержка малого бизнеса, не сложился многочисленный средний класс, определяющий стабильность и благосостояние общества. Вместе с тем высокий научный и интеллектуальный потенциал российского общества питает известную надежду на благополучные перспективы развития модернизаторских процессов в нашей стране.

Следует отметить, что в настоящее время теоретики модернизации во многом пересматривают свои концептуальные установки. Это связано с новым взглядом на роль традиционных институтов и культур, выявлением их способности органично включаться в процессы модернизации, обеспечивая целостность и духовное единство общества. Тем самым противопоставление традиционных и индустриальных обществ рассматривается уже не как жесткая антитеза, а как подвижное соотношение, обусловленное динамизмом традиционного начала, его способностью изменяться и адаптироваться к современным условиям.

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой соци­альной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама со­циальная структура общества с ее жесткой дифференциацией раз­личных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцированно об­щество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несов­падающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, цен­ностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Однако в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения кон­фликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не до­пустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.

Конфликт (от лат. соп flictus ) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни (например, конфликт по поводу материаль­ных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных уста­новок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирова­ния), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных, в том числе эмоционально-психологических различий и т. д.). Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отноше­ний, социального взаимодействия. Конфликт по сути является од­ним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимо­действие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, на­правленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоре­чия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отож­дествлять. Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. Интенсивность, по мнению Р. Дарендорфа, означает «вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов». Форма столкновений - насильственная или ненасильственная - зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разреше­ния конфликта и какие цели преследуют субъекты противоборства.

Итак, социальный конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимо­действия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причины социальных конфликтов, их классификация, функции.

Конфликт является сложным многомерным явлением. Как социальный феномен, он сохраняет тенденцию к осложнению, обновлению структуры, фак­торов, которые его порождают. Разные типы конфликтов, взаимодействуя, до­полняют друг друга, приобретая новые черты. Это обусловлено динамизацией и осложнением системы социальных отношений. Конфликты различаются по масштабам и типам, причинами и следствиям, составу участников и про­должительности, по средствам урегулирования и т.п. По формам проявления различают: социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, семейные, воинские, юридические, бытовые и прочие типы конфликтов.

По функциям различают положительные (конструктивные) и отрицательные (деструктивные) конфликты.

По принципу целесообразности - нецелесообразности: закономерные (неминуемые), необходимые, вынужденные, функционально неоправданные.

Рассмотрение конфликтов в динамике дает возможность определить их разновидности:

На этапе возникновения: стихийные, запланированные, спровоцированные, инициативные;

На этапе развития: кратковременные, продолжительные, затяжные;

На этапе устранения: управляемые, ограничено управляемые, неуправляемые;

На этапе затухания: спонтанно прекращающиеся; прекращающиеся под действием средств, найденных противоборствующими сторонами; разрешаются посредством вмешательства внешних сил.

По составу конфликтующих сторон конфликты могут быть:

1. Внутриличностные. Они являются сугубо психологическими, ограничи­ваются уровнем индивидуального сознания.

В большинстве - это острое отрицательное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, которое отображает ее противоречивые связи с социальной средой. Сопровождается такой конфликт психоэмоцио­нальным напряжением, психологическим стрессом, ослаблением деловой и творческой активности, отрицательным эмоциональным фоном общения, зани­жением самооценки.

В этом контексте выделяют:

Мотивационный (между "хочу" и "хочу"),

Моральный (между «хочу» и «надо»),

Нереализованного желания (между "хочу" и "могу"),

Ролевой (между «надо» и «надо»),

Адаптационный (между «надо» и «могу»),

Неадекватной самооценки (между "могу" и "могу") виды конфликтов.
Как правило, внутриличностпые конфликты являются сферой научного интереса психологии.

1. Межличностные и групповые. В любом межличностном конфликте за­действованы, по меньшей мере, две стороны. По своему содержательному наполнению такие конфликты бывают:

Ресурсными

Ценностными.

Ресурсные конфликты связаны с распределением материальных благ, тер­ритории, времени и т.п.

Ценностные конфликты разворачиваются в плоскости взаимоисключающих культурных традиций, стереотипов, верований (между родителями и детьми). Причины их разнообразны. Всю их совокупность социологи свели в несколько групп:

Ограниченность ресурсов;

Разные аспекты взаимозависимости;

Отличие целей;

Отличие представлений и ценностей;

Отличие в жизненном опыте и поведении;

Неудовольствие коммуникацией;

Личностные черты конфликтантов.

Межличностные конфликты классифицируют:

По сферам их развертывания (деловые, семейные, бытовые, венные и т.п.);

По результатам (конструктивные и деструктивные);

По критерию реальности их разделяют на:

Настоящие (конфликт существует объективно и воспринимается аде­
кватно);

Условные (конфликт зависит от внешних обстоятельств, которые легко
изменяются);

Смещенные (за явным скрывается другой конфликт);

Латентные (существует конфликтная ситуация, но конфликт не проис­
ходит);

Ошибочные (не существует объективных оснований для конфликта. Он
происходит лишь в связи с ошибками восприятия и понимания).

3. Конфликты в организациях. По составу участников их разделяют на такие категории:

Личность - личность (межличностные),

Группа - группа (межгрупповые),

Личность - группа.

По источникам конфликтной энергии (причинам) конфликты делятся на:

Структурные (их связывают разногласия относительно задач, которые решают стороны, например, между бухгалтерией и другими подразделениями).

Инновационные (любая инновация поднимает утраченный ритм, традиции, привычки, в определенной мере затрагивает интересы многих сотрудников, что может спровоцировать конфликт).

Позиционные (касаются определения первенства, значимости, лидерства, аутсайдерства). Локализованные в сфере символического признания (кто есть главнейший?).

Справедливости (возникают на основании расхождений относительно оце­нок трудового вклада, распределения материальных и моральных вознаграж­дений и т.п.).

Соперничество по поводу ресурсов (традициоиен для организаций; в кон­фликт перерастает тогда, когда исполнители, между которыми распределяется определенный ресурс, ставят его в зависимость от выполнения собственных служебных обязанностей);

Динамические (имеют социально-психологическую природу, часто возни­кают в новых коллективах, где не существует четкой неформальной структуры, где еще не определился лидер).

Организационным конфликтам, как правило, способствуют недостатки в организации трудовой деятельности, управленческие ошибки, неблагоприят­ный социально-психологический климат в коллективе.

Межгрупповые конфликты. Могут происходить между разными по Размерам и составу группами. Наиболее часто их порождают: неудовлетворенная потребность, социальное неравенство, разная степень участия в власти, несоответствие интересов и целей.

Социологию, прежде всего, интересуют социальные конфликты, к которым она относит конфликты между обществом и природой.

Экономические и трудовые,

Социального планирования,

Внутриполитические,

Воинские,

Межкультурные и межнациональные,

Этнические,

Межгосударственные и т.п.

К межгрупповым конфликтам большей частью приводят:

- межгрупповая враждебность. Так 3. Фрейд утверждал, что она сущест­вует в любом взаимодействии групп. Главной ее функцией является объеди­нение группы;

- объективный конфликт интересов, неизбежность которого обусловлена естественными интересами его субъектов;

- групповой фаворитизм, сущность которого состоит в старании оказывать содействие участникам собственной группы наперекор интересам тех, кто принадлежит к другим группам.

Одним из наиболее распространенных видов межгруппового конфликта является трудовой конфликт, в основе которого лежат: условия работы, система распределения ресурсов, принятые договоренности.

Его провоцируют преимущественно бездейственность и забюрократизированность администрации, игнорирование или незнание работодателем норм трудового законодательства и труда. С ним связаны также, низкие социальные гарантии работникам, низкая зарплата, ее несвоевременная выплата и др.

Более сложными и тяжело регулируемыми являются межэтнические кон­фликты, которые, как правило, имеют многолетнюю предысторию, порожда­ются комплексом социально-экономических, политических, культурных, этно­психологических проблем.

Политические конфликты разделяют на межгосударственные и внутри­политические. Их особенностью является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене.

Среди внутриполитических конфликтов выделяют:

Классовые,

Между политическими партиями и движениями,

Между ветвями власти,

Борьбу за лидерство в государстве, партии, движении.

Межгосударственные конфликты порождает комплекс причин. Их основу составляет столкновенье национально-государственных интересов. Субъектами конфликтов выступают государства или коалиции. Такие конфликты являются продолжением внешней, а иногда и внутренней политики государств-участников. Они несут угрозу массовой гибели, локально и глобально влияют на международные отношения. Их разделяют на:

Конфликты идеологий:

Конфликты, целью которых является политическое господство, защита экономических интересов, территориальной целостности и т.п.

Функции конфликтов.

По своей природе конфликт может быть носителем как конструктивных, так и деструктивных тенденций, которые предопределяют его позитивные и негативные функции.

Позитивные функции конфликтов:

Выявляют назревшие проблемы;

Стимулируют исправление недостатков;

Способствуют обновлению жизни;

Снимают напряжение в обществе;

Способствуют объединению людей.

Негативные функции конфликтов:

Могут создавать стрессовые ситуации;

Могут дезорганизовать жизнь людей;

Могут разрешить социальные связи;

Могут вызвать раскол общества.

3. Социологическая теория конфликта

Ученым, доказывающим возможность структурно-функционального конфликта, был американский социолог Льюис Альфред Козер (1913-2003). Его работа "Функции конфликта" (1956) положила начало разработкам социологической теории конфликта. В последующих работах "Социальный конфликт и теория социального изменения" (1956), "Этапы изучения социального конфликта" (1967), "Конфликты: социальные аспекты" (1968) он развил основные положения теории социального конфликта

Обращение Л. Козера к проблеме конфликта связано с его пониманием предназначения социологии в преобразовании общества. Американский социолог рассматривал конфликт и порядок как два равнозначных социальных процесса. При этом в противовес другим социологам, которые видели только негативные последствия конфликта, Л. Козер подчеркивал, что конфликт продуцирует одновременно как негативные, так и позитивные последствия. Поэтому он ставил перед собой задачу - определить условия, при которых последствия конфликта могут быть либо негативными, либо позитивными.

Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определял конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), которое возникает из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника.

Предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, по мнению Л. Козера, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых. Основные причины конфликта - дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

Л. Козер подразделял социальные конфликты на реалистические и нереалистические. К реалистическим конфликтам он относил те конфликты, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистические же конфликты - это те коллизии, где участники оказались в плену антагонистических эмоций и страстей, и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Л. Козер считал, что конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе. Он заявлял, что социолог должен выявить те социальные контексты и социальные условия, в которых социальный конфликт помогает "скорее выздоровлению, чем загниванию общества или его составляющих". Социолог обращал внимание на то, что многие современные ему коллеги далеки от понимания необходимости и признания позитивной роли конфликта как элемента социальных отношений. Они склонны видеть в нем лишь разрушительный феномен. Ему была ближе точка зрения Г. Зиммеля, согласно которой "конфликт - это форма социализации".

Конфликт понимался Л. Козером как процесс социального взаимодействия людей, как инструмент, с помощью которого возможно формирование, стандартизация и поддержание социальной структуры. В его представлении социальный конфликт способствует установлению и сохранению границ между группами, реанимации групповой идентичности, предохранению группы от ассимиляции.

Рассуждая о позитивных функциях конфликта, американский социолог характеризует среди них такие, как группосозидающие и группосохраняющие функции. Благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между его антагонистическими сторонами. Согласно его мнению, важными оказываются коммуникативно-информационная и связующая функции, поскольку на основе выявления необходимой информации и установления коммуникации, вслед за которыми становится реальным партнерское взаимодействие, может происходить замена враждебных отношений дружественными. Среди позитивных функций конфликта, рассматриваемых Л. Козером, следует отметить созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплоченности группы и такую функцию, как стимулирование социальных изменений.

Конфликт, по мнению Л. Козера, реализуя позитивные функции, способствует разрядке напряженности, стимулирует социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей. Американский социолог ссылался на "парадокс Зиммеля", согласно которому важным средством сдерживания конфликта является выяснение возможностей его участников до реального наступления самой конфликтной ситуации, что позволяет смягчить ее последствия. Это теоретическое положение сегодня имеет большое практическое значение и в международных отношениях, и во внутренней жизни стран, переживающих сложные, в том числе переходные, процессы.

Л. Козер выделял два типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам. Первый тип - твердые или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминание о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения конфликтов. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных ситуаций имеет жесткий, репрессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства. Второй тип социальных систем - гибкие. В них существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет совершенствовать навыки разрешения конфликтов, выявлять в конфликтах конструктивные элементы. Твердо-жесткие системы постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными.

В работе "Функции конфликта" американский социолог пришел к выводам, касающимся анализа конфликта как на внутригрупповом, так и внегрупповом уровнях и связывающим его с социальными структурами, институтами и социальной системой. Он считал, что дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы. Л. Козер утверждал, что анализ различных типов конфликта и социальных структур привел его к заключению, что конфликт бывает дисфункционален для тех социальных структур, которые недостаточно или вовсе нетерпимы по отношению к конфликту и в которых сам конфликт не институционализирован. Острота конфликта, грозящего "полным разрывом" и подрывающего основополагающие принципы социальной системы, напрямую связана с жесткостью ее структуры. Равновесию подобной структуры угрожает не конфликт как таковой, а сама эта жесткость, способствующая аккумуляции враждебных чувств и направляющая их вдоль одной оси, когда конфликт все-таки вырывается наружу.

Л. Козер был одновременно критиком и последователем К. Маркса. Он также рассматривал общество как подвижное равновесие противостоящих сил, порождающих социальное напряжение и борьбу. Для него классовая борьба - это источник прогресса. А социальный конфликт - это ядро. Базис общества - это не отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства, а надстройка - это культурная суперструктура, охватывающая социальные, политические и духовные процессы. Люди по факту рождения принадлежат к различным классам, они не могут выбрать или сменить социальную принадлежность. Таким образом, классовая борьба и классовые роли предопределены заранее и социальная мобильность невозможна. Л. Козер считал, что многие положения марксистской теории конфликта верны для раннего капитализма, а современный капитализм характеризуется рядом новых черт, позволяющих регулировать возникающие конфликты.

Ральф Густав Дарендорф (1929-2009) - англо-немецкий социолог, политолог и политический деятель, автор теории "конфликтной модели общества", которая представлена в работах "Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе" (1957), "Общество и свобода" (1961), "Очерки но теории общества" (1968), "Конфликт и свобода" (1972), "Человек социологический" (1973), "Современный социальный конфликт" (1982).

Теория "конфликтной модели общества" возникла у Р. Дарендорфа как реакция на универсальные претензии интеграционизма структурно-функционалистской теории и альтернатива марксизму. Выступая против консенсусной теории общества Т. Парсонса, социолог утверждал, что порядок и стабильность следует рассматривать как патологии общественной жизни. Отрицая понятия "страта" и "слой", Р. Дарендорф пользуется понятием "класс". В отличие от марксистов основой определения классов он считает не наличие или отсутствие собственности, а отношения господства и подчинения, точнее участие или не участие во властных отношениях. При этом "господство в одной ассоциации не означает и не обязательно предполагает господства во всех других ассоциациях, к которым принадлежит" человек и "наоборот, подчинение в данной ассоциации не означает подчинения в других". Являясь одновременно членом нескольких ассоциаций и занимая там разные позиции, выполняя различные социальные роли, человек участвует сразу в нескольких, не зависящих друг от друга социальных конфликтах. Отсюда окончательное определение классов по Дарендорфу: классы - это "конфликтующие социальные группировки или группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно координированных ассоциациях".

Р. Дарендорф полагал, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников. Наличие противоречивых отношений он объяснял различием интересов. Поэтому для выяснения природы конфликта, по его мнению, следует понять, какие интересы не совпадают, какова степень этого несовпадения и как осознают их сами участники конфликта. При этом требуется соблюдение одного важного условия: стороны конфликта должны характеризоваться заметной идентичностью, т.е. вступающие в конфликт должны принадлежать к определенным социальным группам, организациям, институтам.

Противоположные интересы, определяющие суть конфликта, рассматриваются социологом как явные и неявные, очевидные и скрытые (латентные). Последние могут не всегда осознаваться участниками конфликта, что ставит в повестку дня в качестве одного из средств его регулирования необходимость четкого осмысления интересов обеих сторон в возникшей сложной ситуации. В этой связи Р. Дарендорф утверждал, что латентные интересы принадлежат социальным позициям. Они не обязательно являются осознаваемыми и признаваемыми представителями этих позиций, предприниматель может отклоняться от своих латентных интересов и быть заодно с рабочими, "немцы в 1914 г. могли вопреки своим ролевым ожиданиям осознавать симпатию к Франции".

С точки зрения Р. Дарендорфа, конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была. Основная социальная задача конфликта - стабилизация социальных процессов. В этом смысле конфликт позитивен. Чтобы использовать его в интересах общества и отдельных социальных групп, необходимо не разрешение и тем более не подавление его, а регулирование конфликта. Он считал, что социальные конфликты, т.е. систематически вырастающие из социальной структуры противоречия, "принципиально нельзя разрешить в смысле окончательного устранения". Регулирование социальных конфликтов является решающим средством уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Среди форм регулирования конфликтов Р. Дарендорф выделял три: примирение, посредничество, арбитраж. "Эти формы, - утверждал он, - являются выдающимся механизмом уменьшения силы классового конфликта".

Однако, заявлял социолог, конфликты не исчезают посредством их регулирования. Они не обязательно становятся сразу менее интенсивными. Но в такой мере, в какой их удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их "творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур". Для регулирования социальных конфликтов, утверждал Р. Дарендорф, необходимо соблюдение ряда условий. Должны существовать специальные социальные институты с соответствующими полномочиями, их решения становятся обязательными для конфликтующих сторон. Эти институты вырабатывают правила поведения, которые признаются конфликтующими сторонами, а власти максимально способствуют реализации арбитражных функций.

Понимая под конфликтом "структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп", Р. Дарендорф использовал их в качестве критериев выделения типов конфликтов. Он различал конфликты между различными ожиданиями применительно к одной роли, между ролями, внутри социальных групп, между группами. При этом речь идет о конфликтах не только реальных, но и потенциальных групп, которые с точки зрения несения ими конфликтогенных начал Р. Дарендорф называл квазигруппами. Ранжируя конфликты: конфликт противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения одного другому, конфликт целого и части, социолог выделял 15 типов конфликтов. Кроме того, он обращал внимание на конфликты между отдельными странами и группами стран, внутри общества в целом.

Р. Дарендорф полагал, что конфликтная модель общества является ведущей и объясняющей практически все сколько-нибудь значимые социальные процессы. Эта модель базируется на следующих трех положениях.

1. В каждом обществе несогласия и конфликты повсеместны.

2. Каждое общество базируется на насилии одних его членов над другими.

3. Конфликты являются следствием изменений в обществе и сами ведут к ним.

Для Р. Дарендорфа суть социального конфликта - борьба различных групп за власть, борьба, которая выступает как антагонизм между властью и сопротивлением ей. Сам конфликт порождается властью, являющейся следствием неравного положения людей в обществе, в котором одни имеют ее, а также силу и деньги (поэтому командуют), другие - не имеют этого ничего (поэтому вынуждены подчиняться). Главное, к чему призывал социолог, - не доводить социальные конфликты до социальных потрясений.

Р. Дарендорф вторил Г. Зиммелю и Л. Козеру, утверждая "политику свободы политикой жизни с конфликтом". Повсеместно распространена оценка Р. Дарендорфа как представителя диалектической теории конфликта в духе традиций диалектического подхода К. Маркса. В постиндустриальном обществе основное противоречие социальной системе перемещается, по его мнению, из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения и основной конфликт связан с перераспределением власти.

Р. Дарендорф определял конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности. Его внимание было сосредоточено на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, что означало, как правило, образование конфликтных групп, аналитически проходит в три этапа.

Первый этап связан с возникновением каузального фона латентных, но реально противоположных друг другу и потому конфликтных интересов, представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квазигрупп.

Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квазигрупп в фактические группы (группы интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции.

Для проявления конфликтов необходимо выполнение определенных условий:

Технических (личные, идеологические, материальные):

Социальных (систематическое рекрутирование, коммуникация);

Политических (свобода коалиции).

Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, т.е. в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т.д.). Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.

Формы социальных конфликтов изменяются в зависимости от действия переменных и факторов вариабельности. Выделяется переменная насильственности, под которой подразумеваются средства, выбираемые борющимися сторонами, чтобы осуществить свои интересы. На одном полюсе шкалы насильственности находятся международная война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом - беседа, дискуссия и переговоры в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними находится большое количество поливариантных форм взаимодействия: забастовки, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драки, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т.д.

Переменная интенсивность относится к степени участия сторон в данных конфликтах. Она определяется значимостью предмета столкновения. Р. Дарендорф пояснял данное положение следующим примером: борьба за председательство в футбольном клубе может проходить бурно и даже с применением насилия, но она, как правило, не означает для участников так много, как в случае конфликта между предпринимателями и профсоюзами по поводу заработной платы.

Важным параметром, влияющим на уровень интенсивности конфликта, является социальный плюрализм, т.е. напластование или разделение социальных структур. Для сложных обществ характерно сочетание множества интересов и конфликтов, представляющих собой некий уравновешенный механизм, предотвращающий нестабильность. Интенсивность конфликта снижается по мере того, как структура общества становится плюралистической. Пересечение интересов разнообразных социальных институтов порождает множество разнообразных конфликтов, за счет чего снижается их интенсивность.

По мнению Р. Дарендорфа, метод подавления конфликта является неэффективным способом обращения с конфликтами. В той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить, возрастает их потенциальная "злокачественность", и тогда взрыв предельно насильственных конфликтов является лишь делом времени. Во всей истории человечества революции представляют доказательства этого тезиса. Метод подавления социального конфликта не может использоваться в течение продолжительного срока, т.е. периода, превышающего несколько лет.

Разновидностью подавления конфликта является метод отмены конфликта, под которым понимается радикальная попытка ликвидации противоречий путем вмешательства в соответствующие социальные структуры. Но социальные противоречия объективно невозможно разрешить в смысле окончательного устранения. "Единство народа" и "Бесклассовое общество" - это только два примера подавления конфликтов под видом их разрешения.

Наконец, метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:

Осознание конфликта, его естественной природы;

Регулирование конкретного предмета конфликта;

Манифестирование конфликта, т.е. организация конфликтных групп как условие для его возможного успешного урегулирования;

Соглашение участников на определение "правила игры", в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему.

"Правила игры", типовые соглашения, конституции, уставы и т.п. могут быть эффективны только в том случае, если они не отдают предпочтения одному участнику в ущерб другому.

"Правила игры" касаются способов, которыми социальные субъекты намериваются решать свои противоречия. Р. Дарендорф предлагал ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем.

1. Переговоры. Данный способ предполагает создание органа, в рамках которого конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью обсуждения проблем конфликта и принятия решений установленными способами (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно).

2. Посредничество. Наиболее мягкая форма участия третьей стороны в регулировании конфликта на основе добровольного соглашения его непосредственных участников.

3. Арбитраж представляет собой обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер. Последний вариант практикуется в тех ситуациях, когда необходимо сохранение формы государственного правления и обеспечения мира в области международных отношений.

С точки зрения Р. Дарендорфа, конфликт является движущей силой изменений, но он не должен быть войной между народами или гражданской войной. В рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.