В буддизме нет единой централизованной церкви, является объединение только в национальных или государственных границах. Но это не исключает существования общепризнанных авторитетов и активного общения. Были попытки под преодолевать теоретически-богословские разногласия. Ведь еще в V в до не в буддизме уже 18 сект. Для преодоления богословских и культовых разногласий между ними собрались собора: первый - в. Раджагрихе (6 л 477 г до не), второй - в. Вайшали (около 367 до не), третий - в. Паталипутре (III в до не). Эти соборы полного единства не достигли, как, собственно, и церковной организации не создали, но, безусловно ктивизации распространения новой религииення нової релігії.

После своего возникновения буддизм первые три века мирно сосуществовал с брахманизмом и джайнизмом (о чем речь пойдет дальше). Бывало, что в одной религиозной общине мирно уживались верующие трех религий. Но потом все же четко определилась преимущество буддизма, как религия больше соответствовал тому времени. Буддизм не был оппозиционным никакой власти. Быстро он стал государственной религией многих влиятельных государств на которые была разделена в то время. Индия. Расцвет государственности. Индии при царе. Ашоку в III в до не был началом расцвета и совершенствования буддизма. При царе. Ашоку состоялся буддийский собор в. Паталипутра (это мы сто в то время был столицей государства. Магадхи), который упорядочил. Типитаку тех пор и началось интенсивное распространение буддизмя буддизму.

Конец II тыс. до не был периодом стремительного распространения буддизма в. Пенджабе,. Синде,. Гуджерати,. Кашмире - территориях, с распадом государства. Магадахы вошли в пределы. Греко-бактрийского царства. Цветет будд дизм и в. Кушанского царства. В те времена хинаяна была вытеснена из. Северной. Индии в. Южную. Махаяна же утвердилась и стала распространяться за пределы. Инди Індії.

конце I тыс. до не буддизм утверждается на. Цейлоне (с 1972 г -. Шри-Ланка)

Уже в первые века нашей эры буддизм становится мировой религией, охватив территории. Средней,. Центральной и. Передней. Азии. Начинается победный марш буддизма по. Восточной. Азии: в I в не -. Китай; IV в т -. Корея; VI в -. Япония; VII ст -. Тибет; XIII-XIV вв -. Монголия; XVIII ст -. Бурятия и. Тувія і. Тува.

В. Юго-Восточной. Азии буддизм укореняется с VIII-IX вв. В XIX-ХХ вв он становится известным в. Европе и. Америке как религия, имеет последователей и храмы

Триумфальное шествие буддизма по азиатскому континенту обусловлена??его социальным содержанием - он оказался очень нужен людям и обществу

Буддизм высоко оценил личность человека. Вий отверг старую оценку ее по принадлежности к определенному роду, племени, нации, касты так, как это делал брахманизм и индуизм. Он стал ценить человека как личность завис но от ее поведения: отношение ее к природе, другим людям, к самому себе. Спастись могла любой человек - от царя до раба. Для этого она должна строго придерживаться учения. Будды, вести соотв идно этому учению. В условиях жестокого рабовладения гуманистическое содержание буддийского учения в конце 1-го тыс. до не был настоящим откровением. И это открыло ему путь в души людей. Будда поселил в гражданском х душах надежду на спасение не в настоящем земной жизни, а в неопределенном будущем. Но все же оно будет, его следует ожидать, следует приложить усилия в нынешней жизни, пойти по пути, который указ ав. Будда, выполнять его установки, жить по его учениейого вченням.

Итак,. Будда, осудив современный человеческий мир, высоко поставив личность человека, перенес ее спасение в нереальный потусторонний мир

Обратим внимание на то, что. Будда вовсе не был ни революционером, ни даже реформатором. Он ни в чем не собирался менять общество, он только подсказывал, как человеку самосовершенствоваться он объявит сив всех равными перед спасением, но не призывал к разрушению кастового строя. Только брахманов он считал лишним. Варной. Все остальные должны были действовать в обществе так, как они это делали и раньше. Будда в. Открыть призвал к повиновению обладателям, а они, со своей стороны, поддерживали буддизм и как государственную религию, и в его распространении за пределами. ИндиІндії.

В начале I тыс. НЕ буддизм охватывает своим влиянием всю южную часть. Евразийского материка. На конец этого тысячелетия ресниц уже имеет территорию влияния от. Каспийского моря до. Тихого океана, от якутов ее в. Индонезию. Этот масштабный выход на историческую арену происходит в условиях столкновения с местными культами, не проходит для буддизма бесследно, ибо сопровождается взаимными ассимилятивные процессам и. Этому способствуют и пластичность вероучения буддизма и неразработанность его культовой стороны. Такой характер распространения буддизма способствовал образованию достаточно четких особенностей его направлений, к тому же ране е запрограммированных наличием течений хинаяны и маахаянаахаяни.

Единого буддизма, как и единого христианства или ислама, не существует. Многочисленные секты и направления можно разделить на три течения:

Южный и юго-восточный буддизм, тхеравада, индо-буддизм (это все возможные синонимы), который вырос на. Хинаяны;

Дальневосточный дао-буддизм, основанный на махаяне;

Центральноазиатский тантрический буддизм, имеющий в основе. Ваджраяну

Рассмотрим их подробнее

Тхеравада, как нам уже известно, предоставляет в религиозной деле приоритет накопления религиозных заслуг в повседневной жизни и не надеется на достижение духовного просветления верующего. Духовенство выс становится как необходимый наставник и руководитель, а монастыри - как необходимые центры социально-религиозной жизни. Этот буддизм нос индиализовану культуру всем тем народам, среди которых он распространялся. Он очень ор ганично пополнял политические системы азиатского средневековья в. Шри-Ланке,. Бирме,. Таиланде,. Камбодже,. Лаосе,. Вьетнаме,. Малайзии, на. Филиппинах, в. Индонезиезії.

Дальневосточный буддизм активно розроблював идею бодсы-хатвы - мудреца, ведет людей к спасению. В нем религиозные общины автономны и играют определенную социально-культурную роль в нем образовалась большая а количество школ и течений, которые, настаивая на общем совместном духу учения, детализируют его, исходя из личности учителя. Он легко сосуществует с местными религиями. Этот вид буддизма распространился в. Китае й,. Кореи,. Японионії.

Центральноазиатский буддизм формировался уже в начале II тыс. не, когда начался упадок буддизма. Главной целью религиозной практики он считает совершенствование личности под руководством гуру - учителя,. Настя авника. Он быстро реформировался в ламаизм. Распространен в. Тибете и монголынголії.

Хотя буддизм и исчез в. Индии, но его наследие наложила пожизненный отпечаток на культуру этой страны. Индийский историк. Д. Косамби замечает, что буддизм остается на все времена важнейшим открытием. Индии й, ее вкладом в цивилизацию. Азиії.

Один из основателей современной буддологии. ООРозенберг писал о том, что каким буддизм был сначала, таким, по сути, он и остался. Его основные положения, основной взгляд на жизнь и ее загадки остались ся такие же, какие были при его формированиинні.

Существуют многочисленные религиозные организации буддистов, в основном они имеют национальный характер. Единой буддийской церкви, как и единого учения, нет. В. Таиланде, например, буддийскую церковь возглавляет кор роль, так же было раньше и в. Лаосе, а в. Бирме и. Шри-Ланке вообще отсутствует централизация общин. Существуют международные организации буддистов. Наиболее влиятельная из них -. Всемирное братство буддистов, образует не в 1950 г на. Международном конгрессе буддистов в. Коломбломбо.

Разделение буддизма на многочисленные течения и школы, часто очень неточно называют сектами, имеют большее значение для ученого духовенства, буддийских философов, чем для широкого круга верующих. Поэтому истор рия этих школ и течений совпадает с историей буддийской философии. Что касается популярного, простонародного буддизма, то его течения и оттенки - не последствия догматического мышления, а приспособление загальнобу ддийських положений в специфических элементов, которые порождены политическими, этническими, культурными и другими особенностями исторического развитияку.

Чем же, наконец, является буддизм?

Вопросы и задания для закрепления знаний

1. В каких исторических условиях начинались основные положения буддийского вероучения?

2. В чем разница между махаяной и хинаяной?

3. Какой связь философии и этики буддизма?

4. Как распространялся буддизм?

Темы для рефератов, курсовых, дипломных и конкурсных работ

1. Будда - историческая личность

2. Джатака как материалы для биографии. Будды

3. Распространение буддизма в. Юго-Восточной. Азии (по отдельным странам на выбор)

4. История джайнизма

5. Цзонкоба - реформатор или революционер в религии?

6 современных ламаизм

Литература

Джаммапада /. Пер с сваи -. М:. Изд вост л-ры, 1960 -160 с

Джантакы -. М:. Худож л-ра, 1979 - 351 с

Кочетов. АН. Буддизм. Изд 2-е -. М:. Наука, 1983 - 176 с

Ильин. ГФ. Религии древней. Индии -. М:. Изд. АН. СССР, 1953 - 47 с

Гусева. НР джайнизмом -. М:. Наука, 1968 - 125 с

Кочетов. АН ламаизмом -. М:. Наука, 1973 - 198 с

Учение. Будды -. Элиста. МП"БОТХН", 1992 - 256 с

Рампа. Т. Лобсанг. Третий глаз -. Л:. Лениздат, 1991 - 192 с

Далай-лама XIV. Буддизм. Тибета -. Москва -. Рига:. Нартанг-Угунс, 1991 - 103 с

Хотя в буддизме никогда не было миссионерского движения, учения Будды широко распространились на территории Индостана, а оттуда по всей Азии. В каждой новой культуре методы и стили буддизма менялись в соответствии с местным менталитетом, но основные принципы мудрости и сострадания оставались неизменными. Тем не менее, в буддизме так и не сложилось общей иерархии религиозных авторитетов с единым верховным главой. В каждой стране, куда проникал буддизм, возникали свои собственные формы, религиозная структура и духовный лидер. В настоящее время наиболее известным и уважаемым в мире буддийским лидером является Его Святейшество Далай-лама Тибета.

Существует две основные ветви буддизма: хинаяна , или Умеренная колесница (Малая колесница), основное внимание которой направлено на личное освобождение, и махаяна , или Обширная колесница (Великая колесница), основное внимание которой направлено на достижение состояния полностью просветленного Будды с тем, чтобы наилучшим образом помогать другим. У каждой из этих ветвей буддизма есть свои собственные течения. В настоящее время сохранились три основные формы: одна форма хинаяны, известная как тхеравада , распространенная в Юго-Восточной Азии, и две формы махаяны, представленные тибетской и китайской традициями.

В III веке до н. э. традиция тхеравада проникла из Индии в Шри-Ланку и Бирму, а оттуда - в провинцию Юньнань в Юго-Западном Китае, Таиланд, Лаос, Камбоджу, Южный Вьетнам и Индонезию. (прил.1) Вскоре можно было обнаружить группы практикующих буддизм индийских торговцев на берегах Аравийского полуострова и даже в египетской Александрии. Другие формы хинаяны проникли с тех пор на территорию современных Пакистана, Кашмира, Афганистана, восточного и прибрежного Ирана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана. В те времена это была территория древних государств Гандхара, Бактрия, Парфия и Согдиана. Отсюда во II веке н.э. эти формы буддизма распространились в Восточный Туркестан (Синьцзян) и далее в Китай, а в конце XVII века - в Киргизию и Казахстан. Позже эти формы хинаяны были объединены с некоторыми из учений махаяны, также пришедшими из Индии. Таким образом, махаяна в конечном счете стала преобладающей формой буддизма на большей части территории Центральной Азии.

Китайская форма махаяны позднее распространилась в Корею, Японию и Северный Вьетнам. Начиная примерно с V века, еще одна ранняя волна махаяны, смешанная с шиваитскими формами индуизма, проникла из Индии в Непал, Индонезию, Малайзию и некоторые районы Юго-Восточной Азии. Тибетская традиция махаяны, которая, зародившись в VII веке, вобрала в себя все историческое развитие индийского буддизма, распространилась по всему Гималайскому региону, а также в Монголию, Восточный Туркестан, Киргизию, Казахстан, северную часть Внутреннего Китая, Маньчжурию, Сибирь и Калмыкию, расположенную на побережье Каспийского моря в европейской части России.(лит.1)

Как распространялся буддизм?

Распространение буддизма на большей части территории Азии было мирным и происходило несколькими путями. Пример показал Будда Шакьямуни. Будучи в первую очередь учителем, он путешествовал в соседние царства, чтобы делиться своими озарениями с теми, кто был восприимчив и заинтересован. Более того, он наставлял своих монахов идти по миру и разъяснять его учения. Он не просил других осуждать или отказываться от их собственной религии и переходить в новую, поскольку не стремился основать свою собственную религию. Он лишь пытался помочь другим преодолеть несчастье и страдание, созданные ими самими из-за их недостатка понимания. Позже поколения последователей были вдохновлены примером Будды и делились с другими теми его методами, которые они сами считали полезными в своей жизни. Таким вот образом повсюду распространилось то, что сейчас называют «буддизмом».

Иногда этот процесс развивался естественно. Например, когда буддийские торговцы оседали в новых местах или просто поcещали их, некоторые из местных жителей проявляли естественный интерес к верованиям иноземцев, как это произошло с проникновением ислама в Индонезию и Малайзию. Такой процесс распространения буддизма происходил на протяжении двух столетий до и после нашей эры в странах, расположенных вдоль Шелкового пути. Узнавая больше об этой индийской религии, местные правители и население начинали приглашать монахов в качестве советников и учителей из тех регионов, откуда прибыли торговцы, и таким образом в конечном счете перенимали буддийскую веру. Другой естественный способ состоял в медленном культурном поглощении покоренного народа, как в случае с греками, ассимиляция которых в буддийском сообществе Гандхары, располагавшейся на территории современного центрального Пакистана, происходила на протяжении столетий после II века до н.э. Тем не менее, чаще всего распространение происходило главным образом благодаря влиянию могущественного правителя, лично принявшего и поддерживающего буддизм. В середине III века до н.э., к примеру, буддизм распространился по всей северной Индии благодаря личной поддержке царя Ашоки. Этот великий основатель империи не заставлял своих подданных перенимать буддийскую веру. Но его указы, высеченные на железных колоннах устанавливавшихся по всей стране(прил.2), побуждали его подданных вести этический образ жизни. Царь сам следовал этим принципам и тем самым вдохновлял других перенимать учения Будды.

Кроме того, Царь Ашока активно способствовал распространению буддизма за пределами своего царства, отправляя миссии в удаленные районы. В некоторых случаях он делал это в ответ на приглашение иностранных правителей, таких как король Шри-Ланки Тишья. В других случаях он по собственной инициативе посылал монахов в качестве дипломатических представителей. Как бы там ни было, эти монахи не оказывали давления на других, стремясь обратить их в буддизм, а просто делали учения Будды доступными, позволяя людям выбирать самостоятельно. Это подтверждается тем фактом, что буддизм вскоре укоренился в таких районах, как Южная Индия и юг Бирмы, в то время как нет никаких свидетельств о каком-либо незамедлительном эффекте на другие районы, например на греческие колонии в Центральной Азии.

Другие религиозные правители, например монгольский властитель XVI века Алтан-хан, приглашали буддийских учителей в свои владения и провозглашали буддизм государственной религией, чтобы объединить свой народ и укрепить свою власть. При этом они могли запрещать некоторые практики не-буддистов, местных религий и даже преследовать тех, кто им следует. Однако подобные деспотичные меры имели в основном политические мотивы. Такие амбициозные правители никогда не принуждали своих подданных перенимать буддийские формы веры или поклонения, потому что такой подход не характерен для буддийской религии.

Если даже Будда Шакьямуни говорил людям не следовать его учениям лишь руководствуясь слепой верой, а сначала тщательно проверить их, насколько в меньшей степени люди должны согласиться с учениями Будды под ринуждением ревностного миссионера или указа правителя. Так, например, когда Нейджи Тойн в начале XVII столетия н.э. пытался подкупить восточно-монгольских кочевников следовать буддизму, предлагая им домашний скот за каждый выученный ими стих, люди пожаловались верховной власти. В итоге этот навязчивый учитель был наказан и изгнан. (лит. 11)

Специфика буддизма в том, что он вмещает в себя черты мировой религии как открытой системы, так и черты национальных религий - закрытых систем, о которых принято говорить, что они могут быть «впитаны только с молоком матери». Это обусловлено исторически, в буддизме шли параллельно два процесса:

  • -распространение в разных странах больших традиций (Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны), единых для буддистов всего мира, с одной стороны,
  • -и возникновение национальных форм бытовой религиозности, продиктованных конкретными условиями жизни и культурными реалиями, с другой.

Государственные и национальные формы буддизма часто становились одним из важнейших факторов этнической самоидентификации народа, как это произошло у тайцев, неваров, калмыков, бурят и в меньшей степени тувинцев. В полиэтнических странах, например, в Россия, буддизм предстает во всем своем многообразии традиций и школ как мировая религия.

Именно об этом свойстве буддизма облекать Большие традиции в самые разные национальные культурные формы без утраты сути Учения, тибетцы говорят, что Учения Будды подобны алмазу, когда тот лежит на красном фоне, то становится красным, когда на синем - синим, при этом фон остается фоном, а алмаз - все тем же алмазом.

Но не стоит заблуждаться.

Существует некий стереотип буддизма как религии абсолютно бесконфликтной и пацифистской -- стереотип, созданный западными либералами в противовес авраамическим религиям, история которых, напротив, переполнена примерами легитимации насилия и «партийной» ангажированности. Есть также стереотип буддийской отрешенности, неотмирности -- а значит, и невовлеченности в политическую жизнь. Любой человек, хотя бы немного изучавший историю буддизма, может легко опровергнуть эти стереотипы множеством примеров и легитимации насилия, и вовлеченности в политические конфликты. (классический пример -- ланкийские хроники начала нашей эры) (лит. 4)

Главной же страной, где наиболее пышным цветом распустилось учение махаяны, был Тибет. В Тибет буддизм был впервые занесен в VII в. н. э., и по чисто политическим мотивам. Страна переживала тогда переход к классовому общественному строю, и объединитель Тибета князь Сронцзян-гомбо испытывал необходимость идейно закрепить объединение. Он завязал сношения с соседними странами - Индией (Непалом) и Китаем. Из Непала были заимствованы письменность и буддистское вероучение. По позднейшей легенде, сам Сронцзян был воплощением бодисатвы Авалокитешвары. Но буддизм проник в Тибет вначале в форме хинаяны и долгое время оставался чуждым народу, придерживавшемуся своих древних шаманских и родовых культов (так называемая "религия бон", или "бонбо"); буддизм был религией лишь придворных кругов.

С IX в. буддизм начал распространяться в народе, но уже в махаянистской форме. Проповедником его был Падма-Самбава, который вместе со своими сторонниками широко практиковал магические обряды, заклинания духов, гадания. Эти миссионеры буддизма щедро пополняли буддистский пантеон местными божествами, проповедовали рай Сукавати для праведных и страшный ад для грешников. Все это облегчило принятие новой религии народными массами, да и власти усиленно поддерживали ее. Однако в Тибете была сильна и антибуддистская партия, опиравшаяся на старую родоплеменную знать. В начале X в. (при царе Лангдарме) буддизм подвергся преследованиям. Борьба все же кончилась победой буддистов, которые, устроив заговор, в 925 г. убили Лангдарму (в позднейших буддистских верованиях он изображается страшным грешником и еретиком). Полную же победу одержал буддизм в Тибете в XI в., когда в нем усилилось новое течение -- тантризм.

В глубине традиции религиозный подвиг буддийского отшельника и праведника всегда резонировал воинственными метафорами («война со злом», «война с иллюзорным миром») и прочно срастался с открыто военизированными явлениями, такие как, например, боевые искусства или самурайский кодекс бусидо, связанные с традицией чань/дзен (что особенно проявилось в открыто милитаристской интерпретации дзена в в Японии первой половины XX-го века); или традиция текстов «Калачакра-тантры», допускавшая, в качестве ответа на агрессию, превращение внутренней, духовной борьбы во внешнюю (что напоминает соотношение «внутреннего» и «внешнего» джихада в исламе); были и другие похожие примеры.(Следует вспомнить военизированное монашество в истории Кореи, Японии и Тибета; некоторые эпизоды истории тхеравадинских стран, такие как войны древних сингальских царей, описаннные в хрониках «Махавамса» и «Дипавамса», относящихся к первым векам новой эры.(лит11) Относительно «священной войны» в буддизме, И все-таки понятие «священной войны» в том же смысле, как мы встречаем его в истории авраамических религий -- активное насилие по уничтожению «неверных» и утверждению религиозной монополии, связанное с воинственным миссионерством -- в буддизме отсутствует.

Именно в силу этих генетических причин мы не видим в буддийском мире патологических антимодернистских надрывов. Точно также, в буддизме нет и не может быть организованного жесткого анти-глобализма, институционально поддерживаемого авторитетом религиозных лидеров, как, например, в исламе или в российском православии. В отличие от ислама, буддизм более локален и диффузен и никогда не был сколько-нибудь жестко связан со светской властью, поэтому его анти-глобалистский ответ не структурирован, не принимает жестких организационных форм и не может служить основой транснациональных вооруженных групп: буддийская Аль-Каида кажется нонсенсом. (лит. 5)

Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру

3. Распространение буддизма

Так как буддизм в качестве последней инстанции признает только индивидуальный опыт, он призывает не относиться к Учению как к догме. Будда призывает применять положения его учения на практике, и если они не выдерживают такой проверки, отбрасывать их. Кроме того, сам Будда рассматривал свое учение как плот, с помощью которого можно переплыть океан сансары (несовершенного, изменчивого бытия) и достичь противоположного берега - нирваны. На берегу плот больше не нужен. Поэтому достигший нирваны оставляет учение. Его дальнейший путь лежит за пределами мыслей и слов.

После смерти основателя его учение передавалось из уст в уста, которое было записано к I в н.э. и составило буддийский канон - Трипитака (Три Корзины), состоящий из трех частей. Это сутры, считающиеся изложением подлинных проповедей Будды, виная - тексты, посвященные нормам монашеского общежития и монашеской дисциплине, и абхидхарма - тексты, посвященные изложению философской и психологической проблематике буддизма.

В буддийских сутрах много несоответствий, что связано не только с размыванием и развитием основ учения с течением времени, но и с тем, что слова Будды всегда были предназначены для определенного человека, слушающем его учение в определенное время и в определенном месте. Главной целью Будды было не создать учение, а направить данного конкретного человека к освобождению. Поэтому учение Будды со временем дало начало множеству буддийских школ, развивающих те или иные положения раннего буддизма.

«Буддийское учение,-- пишет английский исследователь М. Вильямс, становилось то отрицательным, то положительным, то агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило к деизму, политеизму и спиритуализму. То оно выражается пессимизмом, то чистейшей филантропией, то монашеской жизнью, то высоконравственными предписаниями, то материалистической философией, то простою демонологией, то смесью всяких суеверий с колдовством, волшебством, идолопоклонством и фетишизмом включительно. В иной своей форме буддизм почти совпадает с какой-нибудь другой религией и вообще делает заимствования почти из всех вероучений».

Все же основа всех разнообразных ответвлений учения Будды - четыре благородные истины и благородный восьмеричный путь. Постепенно в буддизме формируются два основных направления: Хинаяна - малая колесница, самоназвание - тхеравада (учение старейших) и Махаяна - великая колесница. Первое из этих направлений называют также южным буддизмом, поскольку оно получило распространение в странах южной и юго- восточной Азии, а второе - северным буддизмом по причине его преимущественного распространения в странах лежащих к северу от Индии.

Религиозным идеалом Хинаяны является архат (достойный), то есть святой, полностью следующий монашеским обетам и предписаниям и достигший нирваны. Нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиями. Достичь ее могут только монахи, цель же мирян - забота о сангхе и улучшение своей кармы. Будда - не божество и не сверхъестественное существо, а просто человек, первоучитель, нашедший благодаря собственным трудам путь к освобождению и указавший его другим людям. Он обрел нирвану и в мире больше никак не присутствует. Поэтому все молитвы и другие формы культа имеют смысл лишь как мемориальные акты, цель которых отдание почтения памяти учителя и воспоминание о нем как о примере для подражания.

Ориентация Хинаяны почти исключительно на монашескую среду обусловили ее ограниченное распространение в странах традиционно связанных с Индией. Идеалом Махаяны, напротив, является бодхисаттва (тот, чья сущность - просветление), то есть святой, достигший высшего пробуждения и обретший состояние будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану(паринирвану) во имя спасения всех живых существ. Бодхисаттвы дают обет не вступать в нирвану до тех пор пока ее не обретут все живые существа. Главные качества бодхисаттвы - премудрость, то есть способность постигать истинную реальность, и великое сострадание, выражающееся в умении спасать различные типы живых существ.

В отличие от Хинаяны, Махаяна уделяет внимание не только монахам, но и всем верующим, стремясь максимально привлечь к религиозной практике как можно больше людей. При этом Махаяна утверждает, что достичь состояния будды могут не только монахи, но и отдельные благочестивые и мудрые миряне.Распространяясь за пределами Индии, Махаяна проявила исключительную гибкость в приспособлении к новым условиям и характеру иных культур и цивилизаций (в частности синтез китайский традиционных учений и положений Махаяны породил одну из самых замечательных школ Буддизма - Чань-буддизм), что и позволило ей сделать буддизм мировой религией.

Буддизм

В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра. Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первобытного...

Индуизм

Индуизм представляет собой религиозную систему, теснейшим образом связанную с историей и специфической социальной структурой народов, прежде всего, Южной Азии. Индуизм - это самая большая национальная религия в мире...

История ислама

К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров -- Арабский халифат...

История распространения буддизма в России

История формирования буддийской духовной и социальной организации (сангхи) в России (на современных территориях Бурятии, Иркутской и Читинской областей...

История христианизации Сибири

Процесс распространения и внедрения в народные массы Сибири и Севера православного христианства составлял одну из важнейших сторон колониальной политики самодержавия...

История христианства

Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. После смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, в 6 г. н.э...

Обзор истории церкви в Галлии во II-VI веках

Из послания галльских церквей - лионской и вьенской к церквам асийским и фригийским мы знаем о гонениях на христиан в Лионе летом 177г, в 17й год правления Марка Аврелия. Из этих же посланий известно...

Основы христианского вероучения

Франция Во Францию христианство проникло в начале новой эры. Обычно считается, что подавляющее большинство населе-ния страны (около 90%) придержива-ется католицизма Во Франции имеется более 800 тыс. протестантов. Большинство из них реформаты...

Принятие христианства на Руси

Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки...

Распространение христианства в России

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом...

Религии мира

Проповедь буддизма имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям и чаяниям разных слоев населения. Для городских классов - кшатриев и др. - буддизм был оружием борьбы против брахманской аристократии и ее привилегий...

Религии мира

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Выше уже говорилось о проникновении буддизма на Шри-Ланке...

Религии народов России

Проповедь новой религии имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям разных слоев населения. Для городских классов буддизм был оружием борьбы против аристократии и ее привилегий. Угнетенным народным массам...

Современная культура буддизма в нынешнем Китае

Массовое распространение буддизма в начале новой эры связывают с растущей популярностью даосизма, в котором многое перекликалось с практикой буддийского учения, а так же с тем...

Христианское нравственное учение – истоки, содержание, ценностный смысл

христианство религия иисус христос Распространение христианства и рост численности общин обусловили изменение социального состава и усложнение организации. Появились надзиратели (епископы) и специальные служители (дьяконы) - духовные лица...

Буддизм повёл своё начало в той же местности Азии, в которой возникли и две другие мировые религии - христианство и ислам; родина буддизма только восточнее, в северо-восточной Индии, у южных склонов Непальских Гималаев. Отсюда это учение распространялось по всему бассейну Ганга, а затем южнее по всему Декану. От III века до Р.Х. сохранились множество остатков буддистских построек - ступы, каменные ограды, колонны, храмы - в Аджанте, Санчи, Гае,Барахате и др. Потом, в II - IV веках нашей эры возникает масса буддистских монастырей в северо-западной горной Индии, в пределах Гандахарского царства. Однако постепенно буддизм в Индии начинает падать; разбивается на секты и начинает проявляться тенденция к возрождению брахманизма.

То, что буддизм исповедовали чужеземные завоеватели Индии, обернулось ему во вред. Народные массы отвращались от религии своих угнетателей и предпочитали вернуться к своему древнему веро-учению брахманизму. А дальнейшее распространение ислама истребило буддизм окончательно в северо-западной Индии, в Кашмире и других местностях. Сохранился буддизм только кое-где в Гималаях, в Ладаке и Бутане.

Зато буддизм прочно укоренился за пределами Индии. Ещё в III веке до Хр. он был перенесён на остров Цейлон, где был разработан канон южной церкви, сохранившейся до сих пор в среде сингалезов. Особенно в среде коренной части, горожан и крестьян-собственников, в то время как низшие классы следовали первобытному курсу демонизма, ну а среди пришлых народов, торговцев и высшего класса, распространён в большей степени ислам.

В III веке буддизм был популярен в Китае, сам император Мин-ти проявил к нему интерес и приказал доставить ему индийские книги из Индии. В последующие века буддизм распространялся по Средней и Восточной Азии. В IV веке он был уже в Корее, а отсюда в VI веке его внесли в Японию.

После частичного изгнания из Индии, он нашёл себе новый центр в Китайском Туркестане, в бассейне Тарима. Здесь возникло множество буддийских монастырей и храмов. Это подтверждается сделанными недавно археологическими экспидициями англичан, немцев, русских и других, которые сделали многочисленные находки зданий, статуй, фресок, икон и рукописей.

Отсюда буддизм проник в пределы ныне русского Туркестана, однако распространение с юго-запада ислама положило конец другим религиям; особенно преследовался и истреблялся исламистами буддизм как язычество, хотя, например несторианство продолжало держаться до XIV века.

Зато буддизм укрепился в Индокитае, в Бирме, Сиаме, Аннаме, Камбодже и перенёсся на Яву, позже всё таки вытесненный исламом; сохранившиеся, однако, развалины древних храмов, со статуями и барельефами, свидетельствуют о некогда господствовавшем здесь учению Будды.

В VII веке буддизм впервые засвидетельствован в Тибете, где сначала он долго боролся с шаманизмом, пока наконец не стал преобладающей религией, однако всё равно приняв особую форму ламаизма. Из Тибета буддизм пошёл распространяться среди монголов, которые занесли его, через посредство калмыков, в астраханскую степь, и с другой стороны передали бурятам, у которых он начал укореняться с XVIII века.

Бутан - независимое гималайское го-сударство, связанное с Индией военным договором. Самоназвание Другюл (‘brugyul), что переводится как "Страна Дракона" или как "Страна Другпы", то есть Страна школы Другпа-Каджуд. Однако на двухчастном флаге Бутана изображен все-таки дракон, поэтому допустимо скорее первое название.

В Бутане живут тибетцы, потому что Бутан это и есть Тибет, вернее одна из его южных провинций, которая отделилась от остального Тибета в XVI в. в результате реформ (или скорее вопреки им) Ламы Цзонхавы. Бутанцы остались верны более раннему буддизму и его институтам, в частности власти Дхармараджей. Возглавил движение по отделению от Гелукпинского Тибета видный буддийский деятель и глава школы Другпа-Каджуд - Падма Карпо (1527-1592).

Падма-карпо являлся перерожденцем ламы Джамьян-Чойки Дагпы (1478-1528). Он автор "Истории Другпы (brug-pa‘i char-‘byung)", написанной в 1580 г. Им также написан чойжун (История Дхармы) "chos-‘byung bstad-pa‘i pad-ma rgyas pa‘i nyin-byed" и множество других трудов, освещающих те или иные (в том числе и чрезвычайно тайные) стороны Будийского Учения. Исследователь Е. Гене

Смит (в предисловии к изданной Локеш Чандрой "Истории Другпы") так характеризует Падма Карпо: "Он редкая разно-сторонняя личность. Широта его эрудиции и познаний позволяет сравнить его с Далай-ламой Пятым. Не удивительно, что последователи Другпа-Каджуд называют его "гунченом (kun-mkhyen)", то есть "всезнающим". Он был мудрым, предусмотрительным и последовательным политиком. Он придерживался линии "приоритета притязаний перерожденцев и ученых лам - пандитов перед притязаниями отпрысков с почитаемой родословной в управлении делами Сангхой".

Столицей Бутана является город Тхимпху с населением более 20 тыс. человек. Там находится главный монастырь страны Паро, являющийся резиденцией правителя Дхармараджи (Чогьяла). В современном мире признанным перерожденцем Падма Карпо является учитель дзогчена профессор Намхай Норбу Римпоче (род. В 1938 г.).

Сейчас это единственное государство в мире, в котором махаянский тантрический буддизм является государственной религией.

Сикким

Сикким (‘bras-ljongs) со столицей Дарджиллинг сейчас является восточным, самым маленьким штатом Индии, а его население (в основном тибето-язычные бхотии, лепча и шерпа) составляет всего около 500 000 человек. Однако в древности Сикким являлся частью Тибета и этой землей правил свой царь - намгьял. История Сиккима похожа на историю Бутана, но если последний сохранил свою независимость, то Сиккиму пришлось выбирать между двумя "злами": либо разделить судьбу Тибета, либо, достаточно, безболезненно, войти в состав Индии.

Предания бхотиев связывают распространение буддизма в Сиккиме с деятельностью Падмасамбхавы в VIII в., поэтому главные школы здесь - это нингмапа и кагьюпа.

Но особое значение в Сиккиме придается фигуре Лхацун Ченпо, который распространял здесь Дхарму в более поздний период. Он родился в долине реки Цангпо (Брахмапутры) в 1595 г.

Он долгие годы жил в Тибете и обучался у знаменитых лам. Обладая даром яновидения, он прозрел, что жители этих мест (Сиккима) еще не знают Дхармы, и решил их просветить. Вместе с со своими спутниками - ламой Семпа Ченпо (школа Картогпа) и ламой Ригдзин Ченпо (школа Нгадагпа) - они встретились в местности Иогсум ("Трое возвышенных") и провели совещание. Лама Лхацун Ченпо сказал: "В пророчестве Гуру Римпоче сказано, что четыре благородных брата встретятся в Сиккиме и образуют правительство. Нас же трое, и пришли мы с севера, юга и запада. Го-ворят, что на востоке есть человек, по имени Пунцог, поомок храбрых жителей Кхама. В соответствие с пророчеством мы должны просить его присоединиться к нам". Все согласились с его предложением и в Кхам был отправлен гонец. Вскоре в 1642 г. лама Пунцог был доставлен в Сикким и в возрасте 38 лет его нарекли "намгьялом (rnam-rgyal)", то есть царем и вдобавок возвели в чин Дхармараджи (chos-rgyal).

Вследствие этого события буддизм стал государственной религией Сиккима. В 1697 г. был построен самый древний монастырь царства - Санга-Чойлинг, самый крупный - Пемионгчи (в 1705 г.) и вскоре число их достигло тринадцати. В течение XIX в. (1836-1884) было построено еще 19, которые принадлежат школам лхацунпа, картогпа и нгадагпа. Школа Кармапа также имеет свои монастыри (Румтек, Роланг и др.), куда (в Румтек) в 1959 году перевелся глава школы. Большинство лам в сиккимских монастрях имеют семьи и живут вместе с ними. Особенностью монастырских храмов в Сиккиме является то, что помимо трех святых на алтарях (Гуру Римпоче, Будда Шакьямуни и Авалокитешвара) там по-мещается изображение Канченчжанги - божества-охранителя Сиккима.

С XIX в. до 1947 года Сикким находился под английским протекторатом, а 26 апреля 1975 г. после длительных переговоров Сикким стал 22-м штатом Индии.

Непал

"Во времена Сатья-юги на месте ны-нешней долины Катманду простиралось в окружении гор и дремучих лесов озеро размером 7x7 косов (сейчас 1 кос - около 6,6 км). Озеро называлось Тао-дханахрада ("Великое Озеро"). Оно пополнялось за счет множества родников и гор. Озеро было глубоким, а вода в нем прозрачной и синей. Озеро также известно под названием Калихрада ("иссине-черное озеро"), из-за своей сине-черной воды. Вода в нем славилась восемью достоинствами: чистая, ароматная, прохладная, вкусная, светлая, спокойная, приятная и полезная. С древних времен озеро было священным местом для всех будд и бодхисаттв, а царем озера считался Картотака Нагараджа. Поэтому озеро также называли Нагавасахрада ("Озеро царя нагов") - так говорится в "Сваямбху-пуране" - памятнике непальской литературы X в. н. э., от, носящемуся к жанру "махатмья" (санскр. "благородство", "возвышенность души"). Эта пурана, согласно преданию записана со слов самого Будды Шакьямуни и посвящена Великому бодхисаттве Манджушри - герою, который, согласно легенде, разрубил мечом скалы, удерживавшие воды потопа и дал жизнь долине Катманду.

Буддизм проник в Непал еще до нашей эры. В Непале найдены колонны с эдиктами императора Ашоки. В той же "Сваямбху-пуране" записано, что во времена правления царя Стхунко, примерно в 250 г. до н. э. долину Катманду посетил император Ашока Маурья, с ним были царица и принцесса. На принцессе женился принц Дэвапала, сын непальского царя. В честь этого события Ашока основал Патан (Ашокпатан или Лалитпатан, позднее Лалитпур), соорудив четыре ступы по краям города, а в центре пятую. Также была воздвигнута ступа в городе Киртипуре. Основания ступ сохранились до сих пор...

Все это позволяет утверждать, что территория Непала в древности входила в состав Индии. Как известно именно в современном Непале находится местечко Лумбини, где родился Будда Шакья-муни и где стоит колонна Ашоки с надписью по этому поводу.

Важную роль на этой территории играли племена личхави (поздняя династия Личхави правила в 213-819), входившие в древнюю конфедерацию восьми племен "Аттхакула", куда входили еще во времена Будды народы малла, вриджи-вадджи, шакья, колийя, бхагга и др. Территория конфедерации охватывала современные Северный Бихар и часть Непала. Именно здесь получили наибольшее значение антибрахманские настроения кшатриев, что позволило буддизму быстро распространиться в этих местах.

Впоследствии на эту территорию пришли и тибетские племена, поскольку в VIII-IX вв. во времена Тисронг Децана Непал (bal-yul) входил в тибетскую империю, равно как и области северо-восточной Индии (Ладакх, Лех, Кашмир, совр. штат Химачал-Прадеш и др.). В Непал приезжали изучать санскрит и вскоре он стал своего рода трамплином для распространил буддизма в соседний Тибет. Отсюда в 1040 году отбыл в Тибет Атиша. Здесь расцвели пышным цветом искусства и особый непальский буддийский стиль в живописи и скульптуре, который распространился в Тибете. Именно в Непале появилось и получило развитие бронзовое литье буддийских статуй в технике "исчезающей восковой модели". По мнению некоторых исследователей шрифт деванагари в стиле "ланьчжа", украшающий заглавия буддийских сочинений в книгах, колонны и карнизы храмов также появился в Непале.

На северо-западе страны до сих пор проживают коренные тибетцы, оставшиеся здесь с тех далеких времен. Есть даже отдельное, затерянное в горах княжество Мустанг, где распространен вполне традиционный тибетский буддизм не смешанный с непальскими формами.

Однако позже, процессы, происходившие в Индии затронули и Непал. Индуизм ввел буддийских божеств в свой пантеон и простой народ перестал отличать храмы буддийские от индуистких. Тем не менее характер отношений между двумя религиями нельзя назвать напряженным - здесь пришли к некому гармоничному равновесию.

В XIII в. непальские княжества попали в зависимость от монголов и до XVIII в. Непал представлял собой более чем 50 отдельных княжеств, управлявшихся раджами. Правители княжества Горкха (гуркхи) из династии Шаха возглавили процесс консолидации страны. Полководцу Притхви Нараян Шаху удалось в конце концов почти объединить страну. Эта объединительная тенденция даже привела к экспансии гуркхов и они в конце XVIII в. чуть было не завоевали Тибет. Непальские войска были отбиты совместными отрядами тибетских и китайских войск.

В начале XIX в. с Непалом начали войну англичане, и хотя полного захвата Непала им не удалось осуществить, все же он был связан неравноправным договором 1916 года.

В 1951 году Непал со столицей в Катманду был провозглашен конституционной монархией. Непал - единственное в мире индуистское государство, хотя второй по значению религией является буддизм тибетского направления.

В Непале огромное количество памятников буддийской архитектуры. Главные из них это ступы-храмы Боднатх в долине Катманду. Бодхнатх или Сваямбхунатх (тиб. Джарунг Хасор) представляет собой гигантскую ступу и буддийский монастырь с очень древней историей. Ученые относят его к III в. до н. э. Однако традиционное мнение относит строительство этой ступы ко временам будд прошлого. Считается, что при появлении очередного Будды эта ступа каждый раз ремонтируется и обновляется. На ее фасаде нарисованы огромные глаза - "Всевидящие очи Будды". Настоятелем этого монастыря является Чини-лама из неварской касты губхаджу, из которой подбираются буддийские священнослужители.

Население Непала весьма смешано и подразделяется как в Индии и Цейлоне на касты (которые официально были отменены в 1963 г.). Наиболее многочисленной народностью являются собственно непальцы (кхасы) или иначе гуркхи, а также невары, которые делятся на касты брахманов, тхакуров, чхетри и др. Язык кхасов непали (кхаскура) относится к индийским языкам.

В западном Непале живет этническая группа тхакур. Они описываются как "слегка монголизированные индийцы". Тхакуры возводят своих правителей к героям Махабхараты - братьям Пандавам. Повидимому, они являются выходцами из Индии и хранят доныне древнейшие формы религии, которые в самой Индии стали составной частью джайнизма. Особым почитанием у них пользуется школа Пенпо, которая совсем не изучена. Божества тхакуров окрашены в чистые цвета - белый, красный, синий, желтый и зеленый. Символом этих божеств, изображаемых обнаженными (вследствие этого они похожи на джайнские фигуры тиртханкаров) является птица. Их предок изображается обнаженным, синего или белого цвета. Пенпо тхакуров - это своеобразный буддизм, там есть изображения будд на тронах, а троны украшены изображениями животных, птиц и свастикой, то есть теми символами, которые широко встречаются при раскопках в долине Инда.

Однако другие народы Непала относятся к монголоидному типу: это невары, магары, гурунги, таманги, тхакали, шерпа, бхотии. Последние очень близки тибетцам. Невары создали Непалу "лицо" - это своеобразный архитектурный стиль пагод - двух-трех-этажные кирпичные дома с выступающей черепичной крышей, подпираемой деревянными балками и богато украшенной резьбой по дереву. Собственно говоря и Катманду (бывший Кантипур) это неварский город, захваченный в 1769 г. гуркхами. Другие крупные города неваров это Бхадгаон и Патан.

После 1959 года в Непал хлынули тибетские беженцы, которые значительно усилили буддийский колорит в стране. Тибетский буддизм вернулся на свою вторую, после Индии, родину.