Индия, государство с гордым статусом emerging market, многим все еще представляется обществом глубоко традиционалистским. Катя Ковтунович встретилась с шестью индийскими девушками, чтобы узнать, как соблюдают их права в собственной стране и есть ли у местных женщин шансы преуспеть в жизни

В Индии по-прежнему существует кастовый принцип деления общества. Здесь официально признаны 9 религий и говорят более чем на 400 языках, а традиции во многом определяют уклад жизни. Впрочем, многое в стране за последнее время успело измениться - и особенно для женщин. И ндийские девушки рассказали Кате Ковтунович (@katyakovtunovich) о том, почему считают свою родину прогрессивным государством и не придают значения кастовой системе, а также, по какой причине хранят верность сари и остаются лояльными к нечастым теперь бракам «по договоренности».

Лекха Менон, редактор журнала Masala

В Индии столько каст и подкаст, что если даже захочешь в них разобраться, то сойдешь с ума, лучше и не стараться. Но в общих чертах это работает так: моя фамилия Менон, она относится к определенной касте и к определенному региону - Керала. Любой, кто знает эту фамилию, сразу поймет, откуда я, на каком языке говорит моя семья, какую еду мы готовим и какую одежду носим. Моя каста не низкая и не высокая, она посередине, но для меня это неважно. Я выросла на европейских и американских фильмах, мой английский лучше, чем мой родной язык малаялам, я стала журналистом и начала писать для крупнейшей индийской газеты. И таких, как я, в Индии очень много.

В последнее время в Индии появилась новая для нас модель отношений - boyfriend и girlfriend, еще в нулевых индийское общество было настолько традиционным, что даже в кино девушка-героиня всегда выходила замуж нетронутой. Во времена молодости моей мамы женщина могла работать, но была обязана выйти замуж до 25 лет. Теперь у нас есть выбор - получить образование, стать финансово независимой, выйти или не выйти замуж. Все больше девушек выбирают самостоятельную жизнь, карьеру, бойфренда и живут полной жизнью, а замужество и рождение детей оставляют на потом.

Изменилось отношение к женщине в обществе и отношение самих женщин к себе. Мы как будто проснулись: «Это моя жизнь, я буду проживать ее так, как мне хочется. Кто ты такой, чтобы мне указывать?»

Стоит мне только подать жалобу, что кто-то меня обидел, и мужчина должен будет доказать, что он невиновен, но не наоборот

Женщины все чаще стремятся зарабатывать самостоятельно, они не хотят обслуживать мужчин, стоять у плиты и подчиняться. Возможно, это одна из причин такого всплеска физического насилия со стороны мужчин, которые не могут смириться с крушением традиций.

В традиционном обществе женщина всегда признавалась виновной в совершенном над ней насилии. Теперь женщины в Индии объявили этому настоящую войну. Каждый случай оказывается на первых полосах газет. Интернет и соцсети изменили наше мировоззрение, любой подобный инцидент с насилием становится центром общественного внимания.

Мне даже кажется иногда, что мужчинам стало сложно выживать в современной Индии: все законы за последние 10 лет изменились в пользу женщин. Стоит мне только подать жалобу, что кто-то меня обидел, и мужчина должен будет доказать, что он невиновен, но не наоборот.

Митали Сагар и Суммия Патни, основательницы модного блога House of Misu @HouseOfMisu

Индия - прогрессивная страна, несмотря на то, что на свадьбу мы все-таки наденем традиционное сари, а не платье западного бренда. Впрочем, если бы Вера Ванг начала делать платья с индийскими мотивами, то все возможно.

У нас в обществе до сих пор приняты свадьбы «по договоренности» или arranged marriage, когда родители подбирают жениху невесту, а невесте - жениха. Мы знаем, что у европейцев волосы встают дыбом от мысли, что это до сих пор практикуется в XXI веке. Но для нас здесь нет ничего негативного, это нормальное явление для нашего общества. Хотя все больше пар находят друг друга самостоятельно. Например, из 40 человек моего класса в школе только двое поженились «по договоренности», остальные - по любви. Мы стали более открытой страной, но традиции все еще очень и очень сильны.

В нашей стране до сих пор существуют касты. Равны ли шансы у людей, рожденных в разных кастах? И да, и нет.

Есть много историй про то, как люди, родившиеся в бедной семье и низкой касте, сделали потрясающую карьеру, и напротив, те, кто родился уже с деньгами, не достиг в жизни вообще ничего. Если ты родился «внизу», конечно, у тебя нет такого количества связей, но если ты будешь много работать и стремиться к своей цели, то все возможно.

Наш блог - для всех, потому что мода объединяет людей. Мы не концентрируемся на какой-то одной группе населения или на касте.

Индия по-настоящему входит во вкус глобальной моды, с каждым годом это становится заметнее, особенно во время индийской недели моды. У нас начинает зарождаться свое fashion-сообщество и модная индустрия, которой раньше не было вообще.

У нас есть все глянцевые журналы: Vogue, Cosmopolitan, Grazia, Harper"s Bazaar, L"Officiel, GQ и Femina - это более традиционный lifestyle-журнал, его читают наши мамы, тогда как мы больше любим Vogue.

У НАС ЗДЕСЬ ЕСТЬ СВОИ МОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫХ НЕТ НА ЗАПАДЕ, НАПРИМЕР МОДА ДЛЯ СЕЗОНА ДОЖДЕЙ - ЭТО КОГДА У СУМКИ BIRKIN ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙНЕРСКИЙ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ЧЕХОЛ ИЛИ ДИЗАЙНЕРСКИЕ РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ, КОТОРЫЕ В ЭТОТ ПЕРИОД ЗАМЕНЯЮТ НАМ ТУФЛИ

В наши дни Болливуд стал настоящим маркетинговым суперджетом для иностранных модных брендов в Индии. Из-за того что Айшвария Рай надела платье Ralph & Russo на красную дорожку в Каннах, теперь вся страна поголовно хочет покупать эти платья.

У нас здесь есть свои модные явления, которых нет на Западе, например мода для сезона дождей - это когда у сумки Birkin есть специальный дизайнерский полиэтиленовый чехол или дизайнерские резиновые сапоги, которые в этот период заменяют нам туфли».

Манджу Раманан, главный редактор индийских журналов Femina и Filmfare в Дубае

Я выросла в штате Гуджарат в большой семье. В Индии принято жить с мамами, братьями, их семьями и делить хозяйство. С нами делили кров мой брат и его семья, моя бабушка и младшая сестра. В Дубае я тоже живу большой семьей - с родителями моего мужа. Я привыкла, что дом всегда полон людей, для меня это нормально, хотя в современном мире люди все чаще хотят жить отдельно.

Я познакомилась с моим мужем на работе, мы с ним из одной касты браминов, это одна из высших каст в Индии. В семье я была революционеркой, потому что сама выбрала себе мужа. В нашей семье все свадьбы всегда организовывались «по договоренности», когда тебе подбирают пару по касте, по богатству, даже по гороскопу.

Кастовое разделение общества - это традиция из прошлого, я не верю в нее и не позволю ей влиять на мою семью, на моего сына. Я разрешу ему жениться на той женщине, которую он полюбит, неважно, из какой она касты.

Для одного из номеров Femina я делала интервью с девушкой по имени Сушма Андхаре, она из самой низшей касты, из комьюнити Kolhati города Латур в штате Махараштра. Это сообщество танцовщиц Lavani, которые, по сути, зарабатывают своим телом. Понравившуюся со сцены девушку любой мужчина может сделать своей любовницей, этим юным особам не суждено выйти замуж. Про них говорят: «Их детей знают по имени матери», - потому что чаще всего отец неизвестен.

Кастовое разделение общества - это традиция из прошлого, я не верю в нее и не позволю ей влиять на мою семью, на моего сына

Сушму воспитывал ее дядя. В 14 лет, глядя на свою мать и тетю, танцующих на сцене, она вдруг осознала, что со дня на день сама окажется там. Тогда она твердо решила, что не хочет продолжать традицию и пойдет учиться. Ее семья отказалась от нее, перестала поддерживать, так как ее готовили к «выходу на рынок труда».

В то время в их районе произошло крупное землетрясение, и чтобы как-то помочь населению вернуться к жизни, правительство сделало все школы бесплатными. Сушма стала учиться, вошла в десятку лучших студентов, поступила в колледж, защитила докторскую. Сейчас она известный активист, буддийский лидер, автор нескольких книг, выступает с лекциями. Ее миссия - сделать так, чтобы ни одна девочка не была вынуждена зарабатывать своим телом. Эта история о том, что шанс изменить жизнь есть у каждого.

Ниша Наир, вице-президент страховой компании в Мумбаи

В больших городах у нас все достаточно хорошо, но огромная часть Индии - это деревни, где женщины до сих пор не уравнены в правах с мужчинами, там как раз и действует кастовая система. Предстоит проделать огромную работу, чтобы женщины смогли занимать достойные места.

У меня в департаменте работают около 30 женщин. Все они из самых разных культур, каст, говорят на разных языках, но всех объединяет одно - каждая из них являет собой исключение из правил, каждая свернула горы и сломала массу преград, чтобы быть там, где она сейчас. Эти женщины нарушили все правила и устои, потому что хотели быть самостоятельными и иметь финансовую независимость.

Это удивительно, но в моем департаменте мужчины берут больше отгулов, чем женщины, несмотря на то, что на женщинах лежит гораздо больше ответственности за семью и детей. На каждой встрече я слышу, как от коллег-мужчин проскальзывает: «Да куда ей, она не придет сегодня, сейчас праздник, и она возьмет выходной». И это заставляет женщин упираться еще больше, чтобы доказать себе и всему миру, что они все могут, они не хуже, чем мужчины.

Когда я выходила замуж, я сразу сказала мужу: «Все отлично, но некоторые решения я буду принимать сама за себя, а ты можешь принимать свои решения»

В индийской традиции женщина всегда на вторых ролях. Она обязана поставить на первое место мужа, семью мужа, ребенка, а потом уже думать о себе. Но я всегда верила, что если ты сама себя не любишь и если ты несчастлива, ты не сможешь никого сделать счастливым.

Когда я выходила замуж, я сразу сказала мужу: «Все отлично, но некоторые решения я буду принимать сама за себя, а ты можешь принимать свои решения». У нас отдельные счета в банке, отдельные друзья, я с подругами хожу в бары. Я всегда была очень независимой и сразу дала это понять семье мужа.

Я индуистка, а мой муж - католик. Его родители очень хотели, чтобы я сменила религию. Пришлось потратить много времени на объяснения, что дело не в религии, а в том, какой ты человек. Всегда должна быть свобода выбора.

Мерлин Варкей, офисный координатор

В Мумбаи девушки по вечерам ходят в бары, а в небольшом городе на юге Кералы, где я родилась, после 7 вечера не принято даже выходить на улицу. Неважно, домохозяйка ты или независимая женщина, инженер или доктор, ты должна быть вечером дома. На улицах девочки в джинсах привлекают всеобщее внимание - чтобы смешаться с толпой, надо носить сари. На юге Кералы женщины могут работать. На севере мужчины предпочитают брать в жены домохозяек.

Касты имеют значение только в делах семейных. На работе или в дружбе неважно, кто из какой касты. Но если разговор идет о свадьбе, то тут каста и религия имеют решающее значение.

Мы христиане, у меня достаточно современные взгляды. Но замуж я вышла «по договоренности». В течение 5 лет родители мужа искали ему подходящую партию, и мои родители делали то же самое. До этого я встретилась с 5 или 6 парнями, меня везде сопровождал мой брат, так как встречаться с кандидатами можно только в присутствии папы, дяди или брата. Тебе дается 10 минут, ты говоришь с человеком и принимаешь решение. Я успела спросить его только о том, что он пьет - чай или кофе. Он ответил, что не пьет ни то, ни другое. Я подумала: «Боже, что же это за человек такой, ничего не пьет», - и сказала ему да.

Я вижу людей моего возраста, европейцев, до сих пор неженатых. В нашем офисе много девушек, им по 35, и они одиноки. Они смотрят на меня и говорят: «Вау, Мерлин, ты уже мама двоих детей!» В эти моменты я понимаю, что все-таки благодарна культуре и традициям своей страны.

Он ответил, что не пьет ни то, ни другое. Я подумала: «Боже, что же это за человек такой, ничего не пьет», - и сказала ему да

Конечно, у меня бывают дни, когда я думаю о том, что, не будь я замужем, поехала бы в Европу строить карьеру. У меня было столько амбиций, я не хотела останавливаться, хотела путешествовать. Но я ни о чем не жалею, я благодарна родителям за то, что они меня подтолкнули к замужеству.

Жизнь в семье - это не столько безумная любовь, сколько взаимное уважение, ответственность и забота друг о друге. Когда ты уважаешь и заботишься о человеке, ты постепенно в него влюбляешься. Мои родители тоже поженились «по договоренности», они вместе 36 лет. Когда отец вдали от мамы, он ей звонит по три раза в день. Хотя когда они дома вместе, то могут целый день не разговаривать и воспринимать друг друга как само собой разумеющееся.

Хочу ли я такой судьбы для своего сына и дочери? Да, хочу. Если они сами не смогут найти партнеров, то мы сделаем arranged marriage. Так же, как и мы, будущие супруги моих детей должны быть только католиками. Но не европейцами. Нет, ни за что. Мне будет очень сложно это принять.

С древних времён в Индии считается, что красота женщины заключается в её пышных формах. Однако многие индийские женщины наоборот отличаются удивительной стройностью и изяществом.

Барельефы в храмах воспевают плавные очертания и грациозные движения женского тела. Индусы считают, что пышные формы являются символом здоровья, сытой жизни и богатства, что для большинства жителей Индии является недостижимой мечтой.

Стоит обратить внимание на то, как индианки ходят. Спина идеально прямая, голова гордо поднята, в каждом движении столько достоинства, как будто каждая из них настоящая принцесса.

Такую походку помогает создавать традиционный наряд индианок – сари.
Считается, что сари не просто подчёркивает красоту женщины, но и способно рассказать о характере своей хозяйки, о её семье, благосостоянии, воспитании и уровне жизни. Поэтому искусству надевать и правильно носить сари индийских девочек учат уже с 12 лет. Всё-таки обернуться в шестиметровый кусок ткани так, чтобы это было красиво, не так-то и просто, как кажется на первый взгляд.

Главным предназначением индийской женщины является материнство. Индианки довольно рано выходят замуж. Брак для них – это повышение в ранге, поскольку настоящая жизнь женщины начинается только после замужества, а всё, что до него – это лишь подготовка. Если у нас основная примета замужней женщины – кольцо на безымянном пальце правой руки, то у индианок всё намного сложнее.

Прежде всего, замужняя женщина должна ежедневно ставить точку посредине лба (а не между бровей, как до замужества), также носить кольцо на среднем пальце ноги и серьгу в носу. Вообще индийцы считают, что женщина обладает особой энергией, без которой мужчина не может существовать.

Символом женской энергии является ритуальное ожерелье тали, которое жених дарит невесте на свадьбу и завязывает на шею во время церемонии. Считается, что таким образом мужчина как бы отдаёт себя под магическую защиту своей жены. Тали нельзя никому демонстрировать, поскольку это плохая примета и можно навлечь несчастья на свою семью. Кроме того, носить ожерелье нужно очень осторожно, поскольку, если оно порвётся, мужчина попадёт в беду.

Несмотря на множество достоинств, женская доля в Индии не такая уж приятная и счастливая. Индусы считают, что если душа родилась в женском обличье, значит её карма очень испорчена и женское тело – это расплата за грехи в предыдущей жизни.

Счастье индийской женщины напрямую зависит от состояния и здоровья мужа. Самое страшное для индианки – остаться вдовой. Во многих индийских местностях до сих пор остался обычай сжигать жену в погребальном костре умершего мужа. Такой обряд называется сати, в честь богини, которая и положила начало самосожжению.

Легенда гласит, что отцу богини Сати очень не нравился её муж – бог Шива. Как-то отец закатил пышный пир и пригласил на него всех богов, кроме Шивы. Сати обиделась и решила, что отец оскорбил её мужа. В знак протеста она бросилась в пылающий костёр, после чего жены, чтобы показать преданность любимому, стали поступать так же, как и Сати.

Однако существует и другая версия, более приземлённая. В средние века в Индии во время военных действий существовал обычай джохар. Заключался он в том, что в осаждённой крепости, когда уже некуда было деваться, чтобы не достаться врагу, женщины и дети собирались и сжигали себя.

Официально обряд сати запретили еще в 1987 году, но несмотря на это женщины все равно довольно часто решаются на самосожжение. Вдова, которая хочет совершить такой обряд, должна подписать документ, который подтверждает, что она делает это добровольно. Причём такое решение зачастую вовсе не дань традициям.

Считается, что именно женщина виновата в смерти мужа, поскольку это её наказание за грехи, поэтому ей придётся расплачиваться за его смерть всю оставшуюся жизнь. Став вдовой, женщина обязана отказаться от всех жизненных удовольствий, спать на голом полу, питаться мучной похлёбкой, целые дни проводить в молитвах. Окружающие люди избегают вдов, относятся к ним неуважительно и с опаской. Встреча с вдовой – плохая примета.

Чтобы не попасть в такую жуткую ситуацию, индианки очень заботливо относятся к своим мужьям, всячески за ними ухаживают и оберегают их. Каждые пять лет индианка совершает специальный обряд охранения мужа. Кроме того, индийская женщина всегда называет мужа на «Вы», омывает ему ноги, не начинает есть, пока не насытится муж, не садится в транспорте, если стоит супруг.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

"Грустный рассказ про Мужчину-Бога" - это скорее моя интерпритация социального положения женщины в Индии, самим индийским женщинам похоже все нравится. В этом - одна из глобальнкйших субкультуральных разниц между восприятием мира и отношениями с мужчинами. Поэтому - написанное ниже - весьма и весьма субъективно).

А все началось с конфликта в мой первый приезд в Индию - с банального конфликта между мной и драйверами-идийцами нашего фототура. Конфликт был весьма невыраженный, перманентный - просто я чувствовала, что я раздражаю драйверов, и в общем-то нутром чувствовала, что раздражаю просто тем, что женщина, а вот умом в это поверить не могла. Мне тогда постоянно хотелось как-то сгладить этот совершенно непроявленный внешне конфликт - однако достаточно скоро я поняла, что сгладить его невозможно: единственная женщина в том фототуре - я не только не следовала покорно за мужчинами, а напротив - руководила небольшим караваном наших машин, выбирала гостиницы, меняла маршрут и т.д., и т.п. - т.е. вела себя совершенно недопустимым для женщины образом. Отяжеляло ситуацию еще и то, что путешествовала я без спутника жизни и не подчинялась никому из присутствующих в том фототуре мужчин. Именно это больнее всего было воспринято нашими водителями.
Раздражение водителей достигло своего эпогея в поселке Нако: один из них - Раджниш категорически отказался помочь с доставкой моего нелегкого чемодана в номер. Когда я попыталась уточнить у нашего проводника - что же все-таки водителям настолько не нравится, он ответил:" Ты - женщина, существо второго сорта. Но - не огорчайся, ты здесь не для того, чтобы кому-то нравится)". В общем-то тогда я впервые задумалась на тему - какого быть женщиной в Индии. Тема - очень глубокая и неоднозначная, и думается мне, что размышлять по этому поводу я буду еще очень долго.
А чемодан мой тогда помог занести в номер просто стоящий рядом тибетец. Он отреагировал сам, быстрее, чем мужчины-участники тура). У тибетцев сильно другое отношение к женщине.

Индианка… Индийская женщина. Первые ассоциации, которые возникают - гордая, капризная красавица и индийского фильма. Она и споет и станцует и окинет незадачливого ухажера таким яростным взглядом жгучих черных глаз, что лучше бы ему сгореть на месте… Ну и красивая, пышная свадьба подведет итог всем нашим знаниям об индийских женщинах…
Ах, Болливуд, властитель грез… Если хотя бы десятая часть индийских женщин жила по похожему сценарию.

В реальной жизни все намного страшнее. Индийская женщина с самого рождения обречена на то, что родственники не обрадовались, узнав, что на свет появилась девочка, на то, что будет ждать замужества, как хоть какой-то возможности достойного существования. Да, большинство женщин выйдя замуж приобретают смысл в глазах общества. Отныне её жизнь - это непрестанная забота о муже, семье, главная мечта - рождение сыновей, самый страшный кошмар это если умрет муж. В индийском обществе считается, что женщина, это человек, который был неправедным в прошлой жизни, это плохая карма. А смерть мужа - проклятье женщины и её вина. Вдова отторгается обществом, она не может больше оставаться в своем доме, не может воспитывать детей и должна вернуться к родителям, где её тоже не ждет ничего хорошего. До наших дней в Индии существует обычай «сати» - самосожжение вдовы на погребальном костре своего мужа. Поэтому женщины в замужестве делают все, для того, что бы продлить жизнь мужа, что бы он оставался в добром здравии как можно дольше.

Немного о сати.
Женщина в древней Индии не имела права выходить замуж после смерти мужа, она даже не имела права жить после него, она должна была умереть в тот же день, когда умер муж. Её должны сжечь одновременно вместе с трупом мужа. В священных книгах брахманизма пишется: «Жене следует броситься в дрова, уготованные для сжигания трупа мужа. Труп ставят на дрова, после чего подходит жена, закрывшая покрывалом лицо. Брахма снимает с неё покрывало, и она снимает свои украшения, драгоценности и раздаёт их своим родственникам, затем она расплетает косы. После этого первый жрец берёт её за правую руку и водит вокруг дров три раза, потом она поднимается на дрова, поднимает ногу покойного мужа к своему лбу в знак подчинения ему, перестраивается и садится у его головы, кладя правую руку на его тело. После этого разжигают огонь и её изжигают вместе с телом мужа. Это объясняется тем, что женщина за это, якобы, будет вознаграждена благополучной жизнью с мужем на небесах тридцать пять миллионов лет…, что своим сожжением она очищает родственников матери, отца и мужа, а также очищает самого мужа от грехов.… В этом случае она считается одной из самых непорочных женщин с чистым именем и хорошей репутацией. Этот обычай до того широко распространился в индийском обществе, что за десять лет они изожгли около шести тысяч женщин. Действия по этому шариату продолжались до конца XVII века, когда этот обычай был отменён вопреки воли индийских священнослужителей». (В. Дурант. История цивилизации, ч. 3, т. 1, стр. 178, 180, 181. Перевод Мухаммада Бадрана).
Само слово “Сати” фактически означает “добрая, хорошая женщина”, то есть преданная жена, которая выбрала для себя путь победы над смертью, дабы стать богиней, или сати-магой. И хотя этот обряд не был сверх-широко распространен в Индии, он тем не менее регулярно совершался в XVIII в. в некоторых северных районах страны и считался достойным выходом для женщины высокой касты, муж которой умер раньше ее. Многие ортодоксальные индуисты выступали в поддержку сати, но были и те, кто отвергал этот обряд. За его отмену решительно выступал Раммохан Рай. Осторожные англичане, обычно неохотно вмешивавшиеся в религиозные дела индуистов, в конце концов запретили его законом 1829 г. Впрочем, не так-то просто бороться законодательными актами против народных верований и обычаев. Подобное происходит и в наше время. Так, в 1987 г. в деревне Деорала (Раджастхан) на погребальном костре своего мужа погибла молодая женщина Рул Канвар. Это событие стало темой для широких дискуссий. Члены семьи Рул, местное население и многочисленные индуистские лидеры выступили в защиту обряда саги, считая действие Рул ее собственным выбором.
Кстати, не факт, что Рул действительно сама не выбрала это сожжение - потому как в противном случае ее жизнь превратилась бы в затяжной непрерывный ад...
Вот тут вот самое время поговорить о любви в наших культурах, пока только наметки размышлений, то, что мне затронуло больше всего: если в нашей культуре я имею полную возможность слушать себя, свои ощущения - люблю я или нет и уже отсюда совершать свой выбор, то, родись я индийской женщиной, выбор у меня был бы единственный - любить своего мужа без памяти, как Бога. Очень принципиальная разница в мировоззрении), а соответственно и построении отношений в семье.
В книге «Фидия», являющейся одной из священных книг брахманической религии, о женщине говорится, что брахманический шариат не считает мужчину и женщину одинаковыми по человеческому достоинству и считает их неравноправными. Согласно учениям этой религии женщина лишена всех гражданских прав и должна быть под господством мужчины всю свою жизнь. Согласно законам Мано, женщина не имеет права решать сама какое-либо дело или свободно действовать, даже если это относится к её домашним делам. В детстве она подчиняется отцу, в молодости мужу, после смерти мужа - дяде; если дяди нет, то её опекуном будет правитель. И так на всех этапах своей жизни женщина лишена права на свободу, независимость, распоряжаться чем-либо по своему усмотрению. (Али Абдуль-Вахид Вафи. Священные книги предыдущих религий).

Но, даже относительно благополучное положение замужней женщины обставлено рядом запретов - женщина не должна работать, не может идти по улице рядом с мужем, всегда чуть отставая. Индийская женщина называет мужа на "Вы", и никогда не смотрит ему в лицо. Омыть ноги мужу - обязательная ежевечерняя обязанность женщины. Муж, недовольный женой, или его родственники, могут избить женщину, нередки случаи, когда женщин обливают керосином и поджигают…

Статус и положение женщины в Индии зависят еще и от того, к какому слою общества она (женщина) принадлежит. В сельской местности, например, женщина, вынужденная работать по найму, распоряжается собой в большей степени, чем женщина из семьи, которую обеспечивает муж. Занятость вне дома неизбежно порождает дополнительную свободу и обеспечивает новые внешние контакты, заработок женщин пополняет семейный бюджет, и все это позволяет им увереннее отстаивать свои права. В основном работницы приходят из низких каст, в которых разрешаются разводы и вторичное замужество. В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях.
Согласно представлениям брахманов, женщине следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Женщина из высокой касты не имеет права требовать развода, а, овдовев, снова вступать в брак. Среди образованных индусов заметно повысился средний возраст невест и ослаб запрет на замужество вдов. Это ведет к постепенному размыванию оков, ограничивающих свободу женщин из престижных каст.
С получением образования все больше девушек предпочитают искать работу вне дома, и именно на них стремятся жениться многие юноши из средних городских слоев. В таких случаях за невестой часто не дают приданого.
Женщины в южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, что и во всей Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане скорее с Западной Азией. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге такого обычая придерживаются только в мусульманских общинах.
С принятием в 1956 закона о наследовании индийским женщинам предоставлено право наследовать недвижимость, которым в равной степени обладают вдова, дочь и мать усопшего. Моногамия стала обязательной для всех индусов с 1955, когда был принят соответствующий законодательный акт о браке. Согласно мусульманским канонам, дочери и вдовы тоже располагают правом наследования собственности покойного отца и мужа. Даже в случае развода, повторного брака и бесплодия женщины этой правопреемственности не утрачивают. Для дочери, однако, при этом выделяется вдвое меньшая доля, чем для сына.
Мужчина, следуя правилам ислама, может иметь четыре жены при условии равного о них попечения. Супруг не обязан выдвигать причин, обращаясь за разводом, тогда как жена может его добиться только при согласии со стороны мужа. Браки по традиции устраивает старшее поколение. В высоких кастах родителям дочерей на выданье приходится заботиться о подыскивании женихов в узкой среде.
С официальным признанием значимости просвещения предпочтение среди возможных претендентов оказывают тем, кто хорошо образован и получает твердый оклад в учреждении. Поскольку часто таких молодых людей в данной касте бывает немного, им подносят подарки в денежной и натуральной форме от заинтересованных родителей будущей невесты. Имеются ставки, отражающие деловую квалификацию жениха.
Так, молодой человек с врачебным дипломом или работающий в Индийской административной службе вправе рассчитывать в ряде каст на приданое в виде нескольких тысяч долларов наличными, легкового автомобиля и других ценных вещей.
Поскольку для того, чтобы выдать дочь замуж - надо заплатить жениху определенную сумму денег, то рождение дочери означает убытки для семьи в дальнейшем, так как она унесет из семьи значительные средства в виде приданного. В связи с этим, в Индии одно время были распространены избирательные аборты, когда при определении пола ребенка на УЗИ женщина избавляется от плода, если это девочка.
Сейчас в Индии официально запрещено определение пола будующего ребенка с помощью УЗИ. Конечно, в современной Индии есть определенная часть женщин, получивших образование и живущих по более цивилизованным правилам. Но их число не столь велико, что бы говорить о значительном улучшении прав индийских женщин. Попытки законодательного запрета избирательных абортов не дают больших результатов, что привело к изменению состава населения в сторону увеличения мужчин. Однако и эта созданная самими индусами проблема пока не подвигла индийское общество на кардинальные изменения.

Муж может выгнать женщину, родившую девочку.
От родившейся девочки семья может отказаться. В приютах подавляющее большинство - девочки.
В семьях, где рождаются несколько дочерей подряд известны случаи суицидов главы семейства.

После свадьбы молодая жена оставляет родительский кров и переселяется в дом мужа. Здесь ей предстоит выполнять разнообразную домашнюю работу под критическим надзором свекрови. Лишь когда она станет матерью, предпочтительно сына, ее семейный статус повысится. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама превращается в свекровь и главу домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Во всех слоях индийского общества мать - символ любви и защиты, служащий объектом уважительных и добрых чувств. И вот тут вот - единственная светлая сторона жизни индийской женщины - статус Женщины-Матери, Хранительницы дома, основополагающей силы в семейных отношениях.

Огромная, патриархальная, религиозная Индия, не скоро еще сменит пренебрежение и жестокость своего отношения к женщине, как к бесправному и грешному существу, оставив образ пленительно и гордой красавицы только в фильмах Болливуда, создающих миф и заставляющих весь мир поверить в него...

Индия - удивительная страна, в которой наряду с современностью все еще можно встретить выполнение традиций и обычаев предков. Невозможно в полной мере понять индийскую культуру, не разобравшись, что собой представляет индийская женщина. В ней всегда кроется какая-то загадка, разгадать которую, наверное, не под силу европейцам. Жизнь индийских женщин специфична, и многих особенностей нам не понять. Однако, стоит хотя бы немного окунуться в эту культуру.

Внешний вид и одежда индийской женщины

Кто хоть раз видел индианку в сари, наверняка восхищенно смотрел ей в след, не отводя глаз. Действительно, этот традиционный наряд индийской женщины просто завораживает своей красотой. Сари считается одним из древнейших видов женской одежды. Сари носили еще в Древней Индии. Говорят, что у этого предмета одежды такой же возраст как и у самой страны. С тех пор, сари не претерпело практически никаких изменений. Оно по-прежнему представляет собой обрез ткани длиной примерно пять метров. Девочек уже примерно с двенадцати лет учат надевать сари. Ведь на самом деле красиво закрепить на себе такой большой кусок ткани - целое искусство.

Женщина в Индии должна всегда выглядеть красиво и быть ухоженной. Именно поэтому на представительницах прекрасного пола этой страны всегда много украшений. В этих целях используются различные натуральные и искусственные материалы. Особенную важность представляют золотые украшения. Чем больше на девушке золота, тем она богаче.

Даже если девочка родилась в очень бедной семье, родители откладывают деньги и стараются как можно скорее купить дочери золотые серьги. Кроме того, по традиции, сколько бы лет девочке ни было, с голой шеей на людях показаться она просто не имеет права. Поэтому как можно раньше отец должен подарить ей золотую цепочку. Волосы индианки украшают живыми цветами.

Воспитание индийской женщины

С самого детства индийскую девочку готовят к тому, что она станет женщиной и женой. Поэтому еще с маленького возраста индианки знают, что такое косметика, как ею пользоваться. Им красят глаза и губы и покупают украшения.

Если в семье рождается девочка, родители сразу же начинают откладывать деньги ей на приданое. Часто в Индии жених и невеста до свадьбы друг друга не знают. Конечно же, нам это кажется кощунственным, однако индийские девушки изначально так воспитаны. С самого детства они верят в то, что будущий супруг предназначен им Богом, а родители выполняют Его волю .

В детях всегда воспитывают умение сдерживать свои эмоции. В особенности это касается девочек. Ведь она растет будущей женой своего мужа, а значит должна являть собой образец кротости и смирения.

Индийские девочки заранее готовятся быть покорными своим мужьям . Для них это норма поведения.

Особенности семейной жизни индийских женщин

Главное для любой женщины в Индии - это семья . Женщина - хранительница домашнего очага и прислужница у мужа. Если в доме нет служанок, то жена вынуждена вставать в четыре часа утра и готовить еду на весь день. Потом это будет сделать трудно, так как начинается жара.

Вообще брак определяет дальнейшую судьбу девушки. Выходя замуж, она как бы повышает свой социальный статус. Связано это с тем, что по традиции, индианка становится настоящим полноценным человеком только после замужества. Брак в Индии заключается один и навсегда .

Самое страшное для индийской женщины - остаться вдовой. Если с мужем что-то случается, это значит, что жена его не уберегла. Поэтому если женщина остается вдовой, от нее отворачиваются все, она должна соблюдать строгий пост и спать на голом полу. Встретить вдову - дурной знак. Однако даже в этом случае, женщина не должна оставаться без присмотра мужчины. Она либо возвращается в дом отца, либо за ней присматривает брат.

Раньше существовала традиция, когда жена в случае смерти мужа должна была совершить самоубийство, точнее, самосожжение. Однако, сейчас этот обряд официально запрещен, но если женщина проявит такое желание и заполнит нужные бумаги, она вольна это сделать.

Сейчас в крупных городах этой страны отношение к женщинам почти такое же, как и в европейских странах. Однако кое-где еще сохранились старые традиции.

Европейской женщине наверняка кажется, что индийская женщина просто не может быть счастлива при такой жизни. Однако стоит учитывать, что Индия - совершенно другой мир. Женщины испокон веков привыкли так жить. Свое счастье они находят в почитании своего мужа и любви к детям. Возможно, кое-чему нам стоит у этих женщин поучиться.

Специально для L adySpecial. ru - Мари Матвеюк

Положение женщин в индийском обществе ухудшается в средневековый период. В это время детский брак, сати, убийство новорожденных девочек практикуется повсеместно.
Изоляции мусульманских женщин распространяется как система в целом на всех индийских женщин. Женщины попадают в гаремы, где у них вообще нет прав и видеть мир они могут только через решетчатые окна зенана.
Раджпутские женщины Раджастхана придают большое значение на чести и достоинству, поэтому тут практикуется Джаухар. Джаухар - добровольного заклание всех жен и дочерей побежденных воинов, во избежание захвата и последующего сексуального насилия со стороны противника.
Полигамия, когда мужчина женится несколько раз, практикуется уже большинством индуистских кшатриев.

Женщины в эпоху Великих Моголов

В это время девушек выдают замуж в раннем возрасте, считается, что начиная с 5-6 лет.
Сати широко практикуется, и овдовевшая женщина вынуждены сгорать на костре своего мертвого мужа.
Пурдан практикуется среди мусульманских женщин и их головы полностью закрыты покрывалами.
Девадаси (девидаси) широко распространены на юге Индии, там девушки выходят замуж за храмовое божество и становятся фактически проститутками. Девушек выдают замуж и за деревья. Эта практика разрушила жизни многих девочек, и они стали физической и сексуальной эксплуатации со стороны мужчин.

Многие женщины, особенно женщины королевской крови играли активную роль и женщины преуспели в искусстве, литературе, музыке. Женщины также были правительницами княжеств в средневековой Индии. Некоторые из них вошли в историю Индии как великие правительницы: Разия -единственная женщина-монарха на престоле , королева Гонда Дургавати пятнадцати лет, прежде чем была проиграла войну и свергнута с престола Асафом Али, генералом императора Великих Моголов Акбара. Чанд Биби также воевала против Великих Моголов в 1590. Нур Джахан же правила Моголами и считается до сих пор одним из самых лучших правителей. Несмотря на всех этих успешных женщин состояния бедных индианок было одинаково плачевным.

В общинах христиан, джайнов и буддистов положение женщин не столь ужасающе, как у индусов, там женщины пользуются правом на образование, свободу, свободу вероисповедания, в общественной жизни они также пользуются большой свободой по сравнению с индуистским обществом.
Позднее, во время Бхакти движения, положение женщин становится более стабильным за счет уважения к женщинам-святым Рами Джанабаха, Мирабаи, и др. переносимого на простых индианок. После движения бхакти, некоторые религиозные реформаторы, а именно, Нанак делают попытки установить равенство между мужчинами и женщинами.