В результате археологических исследований в Крыму было обнаружено большое количество стоянок древнейших людей. Учеными установлено, что человек на территории нашего полуострова проживал с древнекаменного века,более 300 тыс. лет тому назад (в эпоху ашель) . В это время климат был сухим и теплым, богатая растительность и большое количество разнообразных животных позволяли с успехом заниматься собирательством и охотой. Найденные кости животных говорят о том, что древнейшие жители Таврики охотились на мамонта, антилопу, оленя, зубра, других животных.
Главному занятию людей того времени - загонной охоте - благоприятствовали отвесные скалы. Большинство стоянок этого времени находилось в юго-западном и югю-восточном районах Крыма. Они располагались на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи от источников и рек, рядом с залежами кремня. На этих стоянках археологами были найдены двусторонне обработанные орудия - ручные рубила длиной до 15-20см. Человек того времени уже овладел огнем и умел поддерживать его длительное время.
Каждое такое пещерное поселение являлось осенне-зимним обиталищем в укрытых узких долинах горных рек, недалеко от выхода их на пониженные участки рельефа - основные охотничьи угодья.
Подсчеты обжитых площадей в скалистых убежищах, количество и размеры обнаруженных в них очагов и другие данные показывают, что в пещерных поселениях проживали по 2-4 семьи, численностью по 6-7 человек. Примерная плотность населения в Крыму была такова: 1 человек на 60 квадратных километров.
Сравнительно высокая плотность мустьерского населения на единицу площади в Крыму объясняется рядом его преимуществ перед другими, более северными территориями. Крым отличается от них сравнительно мягким климатом, более длительным вегетативным периодом в развитии растений и сезонными скоплениями мигрирующих с севера копытных животных.
В исследованных пещерных стоянках Крыма сохранились слои со следами древнейших культур, залегающие в стратиграфическом порядке, т. е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела.
В 1924 году археологами был открыт грот Киик-Коба, в нем помимо большого количества различных остатков деятельности древнего человека были обнаружены и сами части скелетов древних людей. Грот Киик-Коба образовался под вдоздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым, несомненно, пользовались древнейшие люди.
На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем - три очажка. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки. Орудия из нижнего слоя более примитивны, чем из верхнего.
Древнейшие люди верхнего слоя из Киик-Коба, видимо, хорошо освоили различные способы охоты на крупную и мелкую дичь. Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнем, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 птиц.
Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерстистый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и т. д.
В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении. Подобные захоронения встречаются на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определенная обрядность при захоронениях. Очень возможно, что обрядность эта связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, отошедшими ко сну.
Широкую известность получили и другие стоянки древнейших людей, обитавших в Крыму, в которых были найдены орудия труда, костные останки животных и скелеты людей. К таким стоянкам относятся: Стстаросельская - близ Бахчисарая, Заскальная - около Белогорска, Волчий грот - недалеко от поселка Зуя, Качинский и Сюреньский навесы - в Бахчисарайском районе, Мурзак-Коба - на речке Чёрной, Фатьма-Коба - у Байдарской долины и другие.

В среднекаменном веке удном и упорном труде сумели приспособиться и выжить в сложных условиях. Научились изготавливать орудия труда, охотиться, вести хозяйство. (мезолит) существенно изменились орудия труда, они представляли собой небольшие кремневые изделия в виде сегментов, трапеций и треугольников. Животный и растительный мир полуострова стал близким к современному. Значительно уменьшилась численность стадных животных. Это видоизменило методы охоты, большую роль стала играть индивидуальная охота. Изобретенный в позднекаменном веке лук стал излюбленным оружием охотников. Основными объектами охоты стали косули и кабаны. В этот период развивается рыбная ловля.
Человеком уже была приручена собака. Археологами обнаружены костные останки свинки и быка, эти животные в Таврике были приручены раньше, чем на Ближнем Востоке. Постепенно зарождается скотоводство. Стоянок этого периода в Крыму достаточно много. Наиболее известные Алимовский Навес, Кукрек, Фатьма-коба, Мурзак-коба, Таш-Аир I, Замиль-Коба I, Сюрень II и др.
Важнейшим признаком новокаменного века (неолит - с V тысячелетия до н. э. до появления металлических изделий) является широкое использование глиняной посуды. Роль скотоводства в это время увеличивается. Из собирательства возникает земледелие.
В период энеолита и бронзового века (со второй половины IV до начала I тысячелетия до н. э.) ведущими отраслями хозяйства становятся скотоводство и земледелие. Это приводит к увеличению роли мужского труда. Стали развиваться ткачество и прядение.
В бронзовом веке на полуострове развивается целый ряд курганных культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, белозёрская, срубная, многоваликовая, сабатиновская. Исследователи утверждают, что эти культуры носят пришлый характер, за исключением кеми-обинской, сабатиновской и белозерской.

Относятся к древнему каменному веку, делившемуся на ранний и поздний палеолит, и продолжавшемуся с 2-х миллионов лет до XIV — X веков до н. э. Крымский полуостров находится на юге Европы и почти не был затронут ледником. В Крымских горах было множество пещер, гротов и скальных навесов, удобных для устройства стоянок. Мягкий климат, множество диких животных и богатая разнообразная растительность, создавали благоприятные условия для обитания первобытного человека. В Крыму в доисторические времена обитали мамонты, носороги, северные олени, медведи, песцы, антилопы-сайги, дикие лошади, ослы, белые куропатки, в реках водились лосось и щука, на поверхности земли были кремниевые месторождения, служившие первобытному человеку сырьем для изготовления орудий, необходимых для жизни. Останки первобытных людей, начавших заселять Крым около ста тысяч лет назад, обнаружены во многих местах полуострова. Широко известны древние стоянки Чокурча, Киик-Коба и Бакла вблизи Симферополя, 14 Заскальных стоянок у села Вишенное Белогорского района, Староселье у Бахчисарая, Кизил-Кобинские пещеры. В пещере Волчий грот эпохи среднего палеолита, расположенной в двенадцати километрах к востоку от Симферополя в скале над долиной реки Бештерек, найдены множество кремневых орудий и кости дикого быка, благородного оленя, мамонта, бизона, муфлона, носорога, кабана, дикого осла, дикой лошади, волка, лисицы, косули, барсука, песца, пещерной гиены, россомахи.

Первобытные люди на Крымском полуострове оставили свои следы вблизи (Сюрень), у реки Качи, в долине реки Альмы, у реки Бодрака (Шайтан-Коба). Они уже разводили огонь, жили в пещерах, охотились на существовавших в Крыму в ледниковый период мамонтов, носорогов, диких быков, лошадей, оленей, пещерных львов и медведей с помощью деревянной пики, конец которой заостряли в огне, камней и дубин. Люди собирали нежесткие и неядовитые коренья, грибы, ягоды, дикорастущие плоды, моллюски, занимались рыболовством. Одеждой являлись шкуры быка, оленя, антилопы, пещерного медведя, волка, бобра, лисицы, зайца. На стоянках найдены палеолитические кремневые орудия: остроконечники, скребла-ножи, рубильцы. Впоследствии мамонты, бизоны и шерстистые носороги исчезли, а северные олени с потеплением ушли из Крыма. Основным объектом охоты стали лошади и сайгаки. Крупные общины первобытных охотников распались на мелкие, расселившиеся по долинам рек.

Множество первобытных стоянок почти во всех частях Крыма относятся к периоду среднего каменного века — мезолиту, продолжавшемуся с IX до VI тысячелетия до н. э. Люди жили в пещерных стоянках Алимов навес в долине реки Качи, Сюрень II у реки Бельбек, Водопадный грот, Таш-Аир I, Буран-Кая у реки Бурульчи, Фатьма-Коба в Байдарской долине, Замиль-Коба I и II, Мурзак-Коба в долине реки Черной, Ласпи VII. У входов на стоянки Шан-Коба и Фатьма-Коба обнаружены остатки защитных сооружений. Первобытные люди приручили собаку, одомашнили свинью, из оружия появились лук и стрелы, ставшие основным средством добывания пищи, на стоянках найдена лепная посуда. Основными занятиями первобытного крымского населения были охота, в основном на оленей, косуль м кабанов, собирательство, рыболовство. На стоянках этого периода найдены кости диких животных, остатки съедобной виноградной улитки, двухрядные гарпуны с зубцами, кости судака, лосося и сома. Широко известна пещерная стоянка Шан-Коба в юго-западном Крыму, в которой обнаружены резцы, скребки, ножевидные пластинки. При раскопках также найдены кости оленя, антилопы-сайги, дикого осла, дикой лошади, кабана, бурого медведя, рыси, барсука, бобра, раковины съедобных улиток, костяные гарпуны.

Стоянки в степной части Крыма (Долинка, Ишунь, Мартыновка), в горной (Балин-Кош, Ат-Баш, Бештекне), у Бахчисарая (Таш Аир, Земиль Коба, Кая Арасы), на Керченском полуострове (Луговое, Тосуново), южном берегу (Улу-Узень) относятся к новому каменному веку, неолиту (5000 лет — 4000 лет до н. э.). На Крымском полуострове их более ста пятидесяти. Первобытные люди в Крыму освоили земледелие и скотоводство, одомашнили коз, овец, коров, волов, лошадей, появилась глиняная обожженная посуда, каменные изделия, топоры, молотки. На стоянках обнаружены мотыги, жатвенные ножи, кремневые ножевидные пластины, костяные бусы.

Люди ямной, катакомбной и срубной культуры, жившие в Крыму в эпоху медного века — энеолита (4000 лет — 2000 лет до н. э.) также оставили свои следы в степном и горном Крыму и на Керченском полуострове. Известны курганы Курбан-Байрам у Красноперекопска, Кеми-Оба у Белогорска, Золотой курган под Симферополем, Ласпи I, Гурзуф, Жуковка. В это время большинство племен еще не осело на землю и в поисках удобных мест существования по территории Европы и Азии перемещалось множество народов. Люди медного века в Крыму являлись земледельцами и животноводами. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, коноплю. Питались мясом и хлебом. Приручили овец, коз, свиней, собак, коров и лошадей. Пряли. Появились медные инструменты и оружие: топоры, кинжалы, ножи, долота, скрепки, наконечники копий и стрел. Появился колесный транспорт — повозки, в которые запрягали волов или лошадей.

В период бронзового века, продолжавшегося с 2000 лет до 1000 лет до н. э. в жили представители ямной, кеми-обинской, катакомбной, многоваликовой, срубной, сабатиновской и белозерской культур, умевшие строить каменные жилища и занимавшиеся скотоводством и пашенным земледелием. На стоянках периода бронзового века обнаружено много медных и бронзовых изделий, горшков, чаш, каменных боевых топоров, булав. У Красной Горки в Симферополе найдена большая плита с лунками для возлияний, на которой изображен поединок. У Евпатории, Чокурчи, Бахчисарая, Астанино, у Тиритаки найдены каменные стелы — удлиненные плиты, на которых изображены верхние части головы, глаза, рот, руки. На одной из стел нанесен портупейный пояс, топор, лук и колчан. К этому периоду относятся первые следы меновой торговли населения Северного Причерноморья с племенами юго-западной и западной Малой Азии, а также Эгейского бассейна. В Бессарабском кладе в селе Бородино вблизи Аккермана — Белгорода Днестровского найдено четыре больших каменных секиры из змеевика малоазиатского происхождения. В Щетковском кладе в Побужье у Ингула обнаружены эгейские бронзовые двойные секиры и серпы микенского производства. На стоянках этого периода в Крыму найдена посуда, похожая на обнаруженную у Ингула и в Прикубанье, что говорит о торговых связях крымских племен со степным населением Северного Причерноморья.

В начале I тысячелетия до н. э. бронзовый век в Крыму сменился железным. Древнейшие железные предметы были найдены в одном из курганных погребений у села Зольного. Они датируются VIII веком до н. э. Основными занятиями населения Крымского полуострова стали земледелие и скотоводство при натуральном хозяйстве, удовлетворявшем многие потребности человека продуктами собственного производства.

Примерно к этому историческому периоду относятся первые археологические памятники тавров на Крымском полуострове.

ПАЛЕОЛИТ. ЗАСЕЛЕНИЕ КРЫМА ЧЕЛОВЕКОМ

Благоприятные природно-климатические условия способствовали тому, что человек начал обживать Крым уже в глубокой древности. На степных просторах, в лесах и горах в изобилии водились дикие лошади, зубры, мамонты, олени, что создавало прекрасные возможности для охоты. В те времена фауна Крыма насчитывала свыше 30 видов крупных млекопитающих, 40 видов птиц, несколько видов рыб.

Богатый растительный мир полуострова позволял успешно заниматься собирательством.

На древних стоянках в Белогорском и Бахчисарайском районах, на Карадаге археологи обнаружили большое количество орудий труда, техника обработки которых чрезвычайно примитивна. Это позволяет предположить, что люди начали заселять полуостров в период ашелля или даже раньше. Однако полного согласия по этому вопросу у исследователей нет.

ЭПОХА МУСТЬЕ (150-40 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)

Плотность населения в Крыму в эпоху мустье была необычайно высока. Это подтверждает большая концентрация мустьерских стоянок в предгорном Крыму. Наиболее известными из них являются: Киик-Коба (у села Баланово Белогорского района), Волчий Грот (у села Мазанка Симферопольского района), Заскальная I-IX, Ак-Кая I-V, Красная Балка (все у скалы Ак-Кая Белогорского района), Староселье (г. Бахчисарай), Чокурча (на восточной окраине Симферополя), Шайтан-Коба (у села Скалистое Бахчисарайского района).

ПАЛЕОЛИТ


Неандерталец - "человек умелый"

Все стоянки этого периода расположены в гротах или под наскальными навесами. Это связано с тем, что эпоха мустье практически совпадает по времени с периодом резкого похолодания на Земле, получившим название Валдайского, или Вюрмского оледенения. Наступление великого ледника в значительной степени повлияло на природно-климатические условия полуострова.

Дувшие с ледника ветра заставляли людей не только искать спасение в гротах, но и утеплять их, сооружая из камней и ветвей деревьев ветровые заслоны.

Животный и растительный мир ледникового периода существенно отличался от современного. В Крыму обитали мамонты, гигантские, благородные и северные олени, зубры, шерстистые носороги, пещерные львы, пещерные и бурые медведи, косули, сайгаки, волки, лисы, песцы, зайцы.

Горы полуострова покрывали березовые и сосновые леса, в степи появилась травянистая тундровая растительность.

Исследование стоянок показало, что их населяли непосредственные предки современных людей, получившие в науке название неандертальцы (их костные останки впервые были найдены в Германии в долине Неандерталь).

Строение скелета неандертальца имеет целый ряд характерных особенностей. Черепная коробка очень низкая, уходящий назад лоб, выступающие надбровные дуги. Скошенный, без выступа подбородок позволяет предположить, что речь неандертальца не отличалась выразительностью. Однако по объему головного мозга (до 1700 см2), они превосходили даже современных людей. По мнению исследователей, лобные доли мозга, где у современного человека находятся центры абстрактного мышления и торможения, у неандертальцев были развиты слабо. Это позволяет утверждать, что неандертальцы имели лишь примитивные представления и отличались агрессивным поведением. При относительно невысоком росте, 155-165 см, они обладали мощным телосложением и развитой мускулатурой, имели широкие плечи, короткие ноги, очень массивный костяк. Массивностью отличались и кисти рук, которые, очевидно, с легкостью справлялись с тяжелой работой, но в то же время их гибкость была ограничена, и выполнять более сложные операции неандерталец не мог (он, например, не мог прикоснуться большим пальцем ко всем остальным пальцам руки).

В исследованных стоянках сохранились слои со следами деятельности древнейших людей (культурные слои), залегающие в стратеграфическом порядке, т.е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях обнаружены линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, кремневые орудия и их обломки.

Материалом для изготовления орудий являлся кремень. От него откалывали части нужного размера и формы - «отщепы», которые обрабатывали с помощью ретуши. С этой целью на край заготовки надавливали специальным костяным отжимником, отделяли чешуйки кремня и, таким образом, изменяли форму орудия и заостряли его.

Самыми распространенными орудиями в этот период были остроконечники и скребла. У скребла обрабатывалась одна сторона, которая и служила рабочим краем орудия. У остроконечников обрабатывались две стороны, что позволяло заострить его вершину. Остроконечники и скребла применяли для разделки туши животных и обработки шкур. Изготавливали и такое орудие как, рубило, имевшее универсальное применение. Им отрубали и заостряли ветви деревьев. Заостряя кости животных, человек изготавливал проколки, которыми проделывал в шкурах животных отверстия при изготовлении одежды, ставшей его защитой в суровом климате. «Нитками» могли служить сухожилия животных.

К этому времени человек уже использовал огонь и умел поддерживать его длительное время.

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Основными занятиями первобытного человека была охота и собирательство. На стоянках находят большое количество костей крупных животных: мамонтов, оленей, лошадей, сайгаков. Вооруженные примитивными орудиями люди могли рассчитывать на успех в охоте на таких животных, лишь действуя коллективно. Вероятно, чаще всего использовали загонную охоту: животных загоняли на обрывы или в узкие ущелья и убивали ударами палок, камней, копий.

Большим подспорьем в жизни древних людей было собирательство съедобных растений и грибов.

ОРГАНИЗАЦИЯ СООБЩЕСТВА

Неандертальцы жили коллективами, насчитывающими 20-30 особей. Необходимость жить вместе, организовывать хозяйственную деятельность, загонную охоту требовала каким-то образом регламентировать поведение людей. В противном случае невозможно было бы избежать губительных для коллектива конфликтов. А о том, что такие конфликты происходили, красноречиво свидетельствуют случаи каннибализма. Исследователи находят на стоянках расколотые и обожженные кости неандертальцев.

Очевидно, неандертальцам удалось создать общество, которое занимало промежуточное положение между миром животных и ранней стадией собственно человеческого общества с его родовой организацией, определенными правилами общежития. Об этом свидетельствует целый ряд примеров, когда неандертальцы проявляли заботу о своих «нетрудоспособных» сородичах.

ПОЯВЛЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В 1924 г. известным археологом Г. А. Бонч-Осмоловским была открыта стоянка в гроте Киик-Коба. В нижнем слое стоянки обнаружили древесный уголь, большое количество раздробленных и обожженных костей различных животных, кремневые орудия и отходы их изготовления.

Верхний слой от нижнего отделяла прослойка желтой глины без каких-либо культурных остатков, значит грот долгое, время не использовался человеком.

Огромное значение имеют найденные в гроте погребения двух неандертальцев: женщины и ребенка. Оба захоронения находились в могильной яме в скалистом полу, в характерных для неандертальских захоронений позе на правом боку, с согнутыми в коленях ногами (в так называемом «утробном» положении). Подобные захоронения встречаются и на других стоянках. Все это говорит о том, что у неандертальцев впервые появляются абстрактные представления, вынуждавшие их совершать обряд погребения умерших сородичей.

Возможно, что такая обрядность связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение умерших на месте жилья предполагает сохранение их кровнородственной связи с живущими и показывает отсутствие страха перед умершими.

ПОЗДНИЙ (ВЕРХНИЙ) ПАЛЕОЛИТ. ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ


Кроманьонец - "человек разумный"

Заключительный период древнего каменного века получил название позднего или верхнего палеолита. Его хронологические рамки 40/35-10 тыс. лет назад . Частично эта эпоха совпадает со временем последнего оледенения. Климат на Земле был суровым, сухим и холодным.

В это время сформировался человек современного облика, получившего название "человек разумный , homo sapiens". Впервые его останки были обнаружены во Франции в пещере Кро-Маньон, поэтому "человека разумного" принято также называть кроманьонец .

Вызывает удивление тот факт, что стоянок этого периода в Крыму совсем не много. А ведь в мустьерскую эпоху на полуострове стоянок древних людей было значительное количество. В это же время за пределами Крыма верхнепалеолитические стоянки весьма распространены. Объяснить этот факт сложно. Одной из причин может быть то, что в это время важнейший объект охоты — мамонт покинул территорию полуострова, и люди вынуждены были уйти вслед за ним на север.

На нашем полуострове открыты и исследованы всего три стоянки этого периода: Сюрень I у села Танковое, Качинский навес у села Предущельное в Бахчисарайском районе и на склоне Караби-Яйлы Аджи-Коба.

Наиболее исследованной является стоянка Сюрень I, расположенная в большом гроте площадью 43х15 м и высотой 9 метров. Поздний палеолит характеризуется широким распространением двух новых, по сравнению с мустьерской эпохой, типов орудий: резцов и скребков.

Большое распространение в этот период получили изделия из кости: наконечники копии и дротиков, плоские острия, проколки, булавки, шилья, костяные ретушеры, подвески. Неслучайно этот период называют еще «веком кости».

Основными занятиями людей по-прежнему остаются охота и собирательство.

В этот период сформировался такой способ организации общества как род. Род -это группа людей, осознающих общность своего происхождения .

МЕЗОЛИТ

Еще в эпоху палеолита, приблизительно 12 тыс. лет назад, на нашей планете произошли глобальные климатические изменения. В Библии и во многих мифах разных народов об этом времени говориться, как о всемирном потопе, о втором рождении человечества.

В этот период повышается температура, ледник, покрывавший Европу, начинает отступать, уровень мирового океана поднимается более чем на 100 метров. Огромные потоки достаточно теплой воды стали прекрасной средой для многочисленных рыб, моллюсков, раков. В полноводных реках обитали судак, лосось, сом, форель и другие виды рыб. На значительной территории выросли леса, произошло изменение рельефа и грунтов.

Такие глобальные преобразования многие ученые связывают со всепланетной катастрофой (возможно, вследствие падения гигантского метеорита).

Выжившие холодолюбивые животные ушли на север. В Крыму стали преобладать косули, кабаны, благородные олени, белки, зайцы, бурые медведи, рысь.

Глобальные природно-климатические изменения не могли не повлиять на образ жизни людей, их социальную организацию. Исчезновение больших, медленных в движении животных приводит к смене способов охоты, к появлению новых орудий труда. Происходит переход от загонно-облавной к индивидуальной охоте. Этому способствовало изобретение первого механического оружия — лука и стрел. В это время человеком была приручена собака, ставшая надежным помощником на охоте.

В эпоху мезолита широкое распространение получили микролиты (кремневые пластинки толщиной до 1 мм). Они вставлялись в основу из дерева или кости, которым предварительно придавали необходимую форму. Составные орудия труда имели целый ряд значительных преимуществ. Проще было заменить испорченный микролит, чем изготавливать новое орудие. Маленькой каменной заготовке легче было придать очень острые края.

Важным занятием в хозяйственной жизни человека стало рыболовство, сбор моллюсков и ловля раков. Появились орудия для ловли рыбы - костяные гарпуны и крючки.

СТОЯНКИ

На нашем полуострове найдено и исследовано достаточно большое количество мезолитических стоянок. Раскопки, проведенные в них, показали, что в этот период в Крыму существовало несколько близких, но в то же время имеющих свои особенности археологических культур.

В Байдарской долине почти рядом находятся стоянки Шан-Коба, Фатьма-Коба и Мурзак-Коба, которые исследователи относят к горно-крымской археологической культуре. Они располагались под скальными навесами в гротах, защищенных ветровыми заслонами. Огонь уже был надежным «помощником» человека: его использовали для приготовления пищи (на стоянках найдены углубленные в землю и обложенные камнями очаги) и как источник тепла.

В долине реки Зуя исследована стоянка, которая дала название целой археологической культуре — кукрекской. Ряд исследователей считает, что эта культура сформировалась в Северном Причерноморье, а впоследствии ее носители проникли в степной и предгорный Крым.

Большой интерес представляет стоянка Сюрень II в Бахчисарайском районе. В ходе раскопок археологи обнаружили кремневые орудия труда необычной формы в виде ивового листа. Изделия такой же формы найдены на территории Польши, Волыни и Прибалтики.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД

Погребения этого периода были открыты археологами на стоянках Фатьма-Коба и Мурзак-Коба. В погребениях Фатьма-Коба обнаружили костные останки мужчины, возраст которого около 40 лет, рост 170 см. Он был захоронен на правом боку головой на юго-восток, кисти рук положены под голову, ноги сильно поджаты.

В Музак-Кобе обнаружили парное погребение мужчины и женщины , лежащих в вытянутом положении на спине головами на восток. По мнению исследователей, это захоронение было одновременным. Можно предположить, что женщину убили в ритуальных целях — сопровождать мужчину в другой мир.

При исследовании костных останков ученые обратили внимание на то, что у женщины еще при жизни были ампутированы фаланги обоих мизинцев. Очевидно, исследователи в данном случае зафиксировали следы обряда инициации. Такой вывод можно сделать, благодаря изучению современных народов, уровень развития материальной культуры которых во многом схож с культурой людей эпохи мезолита. Этнографы обратили внимание на особенности социальной организации деление на половозрастные группы, детей, мужчин и женщин. Переход детей в одну из групп взрослых обычно сопровождается обрядом посвящения (от латинского «инициация»). Посвященный подвергался тяжелым и болезненным испытаниям, которые он должен был выдержать, в противном случае для всех окружающих он навсегда оставался ребенком.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

По мнению многих исследователей, в эпоху мезолита складывается родоплеменная организация общества. Наиболее важные вопросы решались сообща, руководство в повседневной жизни принадлежало наиболее опытному и уважаемому человеку. Внутри рода существовала хозяйственная специализация: женщины занимались собирательством, мужчины охотой. Родовая организация регламентировала взаимоотношение полов.

НЕОЛИТ

Неолит (новый каменный век, середина IV тыс. - начало VI в.в. до н. э.). Характеризуется значительными изменениями, как в хозяйственной жизни, так и в общественных отношениях.

В этот период совершенствуется техника обработки камня, появляются новые приемы: шлифовка, распиливание, сверление. Распространяются новые инструменты.

Характерная черта неолита - появление керамики. Первая керамическая посуда изготавливалась жгутовым способом. Из глины делали длинные «качалки», складывали их спиралью, затем разглаживали и придавали необходимую форму. После подсушки и обжига получали керамический сосуд. Постепенно технология усовершенствовалась: для прочности добавлялись определенные примеси, наносили орнамент. При этом у различных племен изготовление керамической посуды имело определенные особенности в формах, технологии, орнаментации. Это позволяет исследователям достаточно точно определить область распространения культуры тех или иных племен и, следовательно, территорию их расселения. Научившись изготавливать керамическую посуду, люди получили возможность варить пищу, хранить различные продукты.

В неолите появляется прядение и ткачество.

Чрезвычайно важным в развитии человечества был переход от присваивающих форм хозяйства к производящим. В этот период начали развиваться земледелие и скотоводство . Эти важнейшие события стали переломным моментом в истории человечества. Наиболее глубоко оценил эти события, назвав их «неолитической революцией», английский археолог Гордон Чайлд: «Переход к производству пищи, созидательному выращиванию съедобных растений, особенно злаковых, и приручению, разведению и отбору животных явился экономической революцией, величайшей в истории человечества после того, как человек овладел искусством добывать огонь. Она открыла людям возможность прибегать к более богатому и надежному источнику пищи, который находился под собственным контролем человека, предоставляя ему почти беспредельные возможности и требуя от него взамен лишь приложения его сил».

Неолитические поселения открыты по существу на всей территории нашего полуострова. Очевидно, что в горной части продолжали жить потомки эпохи мезолита. Большая часть стоянок находилась под скальными навесами и в гротах. В части поселений использовали, вероятно, искусственные постройки, однако исследователям пока не удалось найти их следов. К этому периоду относятся стоянки: Ат-Баш и Балин-Кош на Ай-Петринской яйле, Таш-Аир, Кая-Арасы, Алимовский навес, Замиль-Коба II в Бахчисарайском районе. Керамические изделия этих стоянок весьма близки. Большая часть таких находок имеют орнаменты в верхней части и представляли собой бороздочки, ямки и насечки. Такой орнамент, очевидно, получали с помощью специальных заостренных палочек или гребенки.

На этих стоянках найдены серпы, мотыги, кости домашних животных, что свидетельствует о зарождении производящего хозяйства. Однако, по мнению большинства исследователей, в Крыму преобладали все-таки присваивающие формы хозяйства: охота и собирательство (найденные на многих стоянках кости диких животных в количественном отношении значительно превосходят наличие костей домашних животных).

Достаточно много стоянок раскопано археологами и в степном Крыму: в Джанкойском районе у села Мартыновка, в Красноперекопском районе у села Долинка, у села Луговое и Фронтовое Ленинского района. И, несмотря на то, что многие стоянки в этом регионе не достаточно изучены, можно утверждать, что здесь жили потомки кукрекской археологической культуры.

Большой интерес представляет могильник стоянки села Долинка, где в относительно неглубокой яме обнаружены останки почти пятидесяти человек, сложенные в четыре яруса в вытянутом положении на спине, при этом головами в разные стороны. В погребальной церемонии была использована охра, которой посыпали тела умерших.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Автор обращает внимание на то, что, согласно существующей археологической периодизации, на смену неолита приходит энеолит (медно-каменный век) - переходный период, в который появляются изделия из металла, но господствующими остаются кремневые орудия труда.

Однако в Крыму пока еще не обнаружены стоянки, которые бы носили ярко выраженные черты этого периода. После медно-каменного века наступает эпоха бронзы (бронза — сплав меди с другими металлами, чаще всего с оловом), с середины III тысячелетия до н. э. - IX в. до н. э. Вытеснение меди бронзой связано с тем, что последняя тверже и плавится при более низкой температуре.

В этот период происходят резкие изменения в экологической ситуации, что повлияло на развитие экономических и общественных отношений. Усиливается первое общественное разделение труда: скотоводство отделяется от земледелия. Развивается кочевое скотоводство , чему способствуют природно-климатические условия: теплый и сухой климат, наличие огромных степных просторов, покрытых травянистой растительностью.

Развитие экономики, общественное разделение труда способствовали росту продуктивности труда. В этот период увеличивается роль мужчины и парной семьи.

Использование коня, колесного транспорта и кочевое скотоводство способствовали увеличению подвижности населения.

Следует отметить, что кочевой способ жизни не позволял строить жилище, в то же время эти племена не знали письменности, и как следствие основными источниками при изучении истории, быта и культуры таких народов является материал, полученный в результате археологических раскопок их погребений.

Постоянно перекочевывая со своими стадами на значительных пространствах, эти народы сооружали над могилами умерших сородичей курганы. Это делалось, вероятнее всего, для того, чтобы в условиях постоянных перекочевок не потерять могилы своих близких. Размеры таких курганов различны: от полуметра до нескольких десятков метров в высоту и от 10 до 300 метров в диаметре. Не вызывает сомнений, что размеры курганов напрямую были связаны с материальным и общественным положением погребенного.

Изучение многочисленных захоронений свидетельствует, что в этот период на территории Крыма существовало несколько археологических культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, многоваликовой керамики, срубная.

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА

Такое название культура получила по способу захоронений, когда насыпали курганы над простейшим типом погребального сооружения — прямоугольными ямами. Их размеры достигали 2,2 х 2,0 м, перекрывались досками, жердями и плитами. Умерших хоронили на спине, с подогнутыми в коленях ногами, иногда в скорченном положении на боку и чаще всего посыпали охрой. Такие погребения исследованы у села Чистенькое Симферопольского района, у села Красноярское Черноморского района, в Нижнегорском районе у села Кропоткине Найденный в захоронениях погребальный инвентарь не богат и состоит из керамической посуды, наконечников стрел, ножей, булавок, шилья, проколки, каменных топоров. Характерной особенностью является наличие заупокойной пищи в этих захоронениях. На вершине некоторых курганов устанавливали каменное изваяние, на котором рельефом показывали черты лица, руки, пояс, а вверху таких изваяний имитировали голову.

Известный археолог А.А. Щепинский одним из первых выделил кеми-обинскую культуру , получившую название по кургану Кеми-Оба близь Белогорска. Характерной особенностью этой культуры является использование погребальных сооружений особого типа — каменных ящиков из четырех плит, тщательно обработанных и пригнанных друг к другу, с перекрытием. Такие сооружения изнутри расписывались красной и черной краской, покрывались гравировкой.

Умершего хоронили на спине или на боку с подогнутыми ногами, головами чаще всего на восток или северо-восток. Погребальный инвентарь состоял из орудий с плоской ретушью, каменных шлифованных боевых топоров, кремневых пластин, металлических листовидных ножей, проколок, четырехгранных шильев и пр.

Каменные ящики перекрывались курганной насыпью. Часть курганов имели кромлехи, а в верхней части устанавливались каменные стелы. Наибольшее количество таких памятников сосредоточено на границе степной и предгорной части полуострова.

КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА

Область распространения этой культуры достаточно огромна: от реки Волги до Нижнего Дуная. Ее носители имели своеобразный погребальный обряд, когда умершего хоронили в подкурганных погребальных сооружениях, получивших название катакомбы. Они имели входную яму, от которой ответвлялась специальная камера, в ней и хоронили умершего. После захоронения вход в камеру чаще всего закрывали плитой или деревянным щитом.

Исследователи считают, что эта культура сформировалась за пределами Крыма и только впоследствии распространилась на нашем полуострове. Для своих захоронений «катакомбники» чаще всего использовали уже имеющиеся курганы, совершая так называемые впускные захоронения.

Погребальный обряд заключался в том, что умершего хоронили или в вытянутом положении на спине, или в скорченном на боку и посыпали охрой. Рядом с умершим укладывали разнообразный материал: глиняные изделия, украшенные узорами, сделанными с помощью отпечатков шнура по сырой глине и заостренными предметами, различные орудия труда — каменные шлифованные топоры, бронзовые ножи и шилья; в некоторых захоронениях найдены круглые шлифованные каменные булавки с деревянными рукоятками; оружие кремневые наконечники стрел и копий; украшения из просверленных зубов животных и морских раковин, костяные и «молоточковидные» булавки.

Большой интерес вызывает тот факт, что в целом ряде исследованных захоронений обнаружены следы обряда над умершими, который заключался в следующем; после того, как череп умершего очищался от мягких тканей, глазницы заполняли глиной и охрой, а также лепили нос и приделывали его к черепу.

Главным занятием племен катакомбной культуры было скотоводство, однако отслеживаются и признаки того, что часть населения, жившая на побережье полуострова, начинает заниматься земледелием.

Постепенно среди носителей катакомбной культуры происходят процессы, которые, по мнению исследователей, приводят к тому, что выделяется археологическая культура, получившая название многоваликовой . Ярким признаком этой культуры считают способ орнаментации керамической посуды, украшенной налепленными глиняными валиками, которые разделяли палочкой на отдельные части. Для этой культуры характерны также костяные пряжки с одним или двумя отверстиями.

В середине II тыс. до н. э. в степной части полуострова выделяется культура, получившая название срубная . Ее носители хоронили умерших в специальном деревянном срубе, который предварительно опускали в подготовленную яму. Усопших укладывали в вытянутом положении на боку, руки укладывали перед лицом. В могилу помещали инвентарь, состоящий из бронзовых ножей, костяных поделок, различных банок.

Одни исследователи высказывают предположение, что эта культура в своем развитии прошла три этапа: срубный (XVI-XIV в.в. до н.э.), сабатиновский (XIII-XII в.в. до н.э.), белозерский (XI-IX в.в. до н.э.). Другие склонны считать, что это были самостоятельные археологические культуры.

За этим забором стоянка древних людей.

Facebook

Twitter

Чокурча - один из древнейших районов столицы Крыма. Название его появилось от тюркского слова "чукур", что означает "яма". Сам Симферополь принадлежит к числу сравнительно молодых городов, появившихся на карте страны уже в новое время. Однако обживал эти места еще первобытный охотник.

24 марта 1928 года состоялось очередное заседание ТОИАЭ - Таврического общества истории, археологии, и этнографии, на котором был заслушан сенсационный доклад члена этого общества, работника Центрального музея Тавриды Сергея Ивановича Забнина о раскопках близ деревни Чокурча в гроте, на который он впервые обратил внимание в 1927г. по подсказке местного врача Лоренца.

С.?И. Забнин, отвечавший в музее за археологический отдел, уже несколько лет подряд делал на заседаниях Общества сообщения об обнаруженных в Симферопольском районе предметов старины. Но на этот раз превзошел себя сам. Его доклад назывался "Новая палеолитическая стоянка у Симферополя".

В нем отмечалось, что "пещера копролитов, как мы ее назвали за нахождение в большом количестве копролитов пещерной гиены, находится в красивых отвесных скалах нуммулитового известняка второй гряды Крымских гор, идущих цепью с востока на запад на протяжении полукилометра вдоль левого берега реки Салгира, близ деревни Чокурча. Цепь этих скал со своими плато является водоразделом реки Салгира и указанной речушки. Сама пещера находится в предпоследнем восточном утесе, отстоящим от речки на 60 метров и на высоте 15 метров над ее уровнем.

По своему местоположению у реки единственная в этой цепи скал, она несомненно привлекла доисторического человека если не для постоянного жилья, ввиду ее выхода на север, то для временного убежища. Это предположение и убедило меня произвести там разведочную раскопку, давшую неожиданное открытие палеолитической стоянки с мустьерской индустрией.

В пещеру ведет полукруглый вход, шириной в 6,6 метра и высотой 2,5 метра. Внутри она полукруглой формы, глубиной и шириной в 6 метров... Стены почти гладкие, только кое-где имеются небольшие дырки. На потолке у входа в пещеру видны следы древних и новых обвалов. Дальше потолок гладкий, на котором видны узские, длинные ходы, в конце потолка высечены тамги.


Стены и часть потолка покрыты лишайниками черного цвета. Кое-где на этом фоне, среди трещин и дыр, яркими пятнами зеленеют розетки папоротников. Пол ровный, перед пещерой в уровень с полом находится площадка, длиной 9 метров, шириной 7 метров, круто обрывающаяся к речке. Над входом почти 20 метров высоты утеса зияют дыры, видны узкие русла потоков, выбоины обвалов - следы действия воды, ветра на образование и занесение пещеры.

Слева на выходе из пещеры громоздятся, выступая вперед, отделенный водостоком ноздреватый утес, с вершины которого хорошо видно, что делается у входа в пещеру. Время ее образования, нужно думать, относится к первым ледниковым эпохам, когда было много осадков.


Дорога на автобазу

С глубины 10 см встречались кости современных животных, главным образом, овец... На глубине 25 см зольный слой, в котором обнаружены остатки греческой керамики и кости животных, на глубине 40 см обнаружены небольшие костры в виде золы и углей..., керамика черного цвета, два осколка кремня и кости животных - овец, осла, собаки и пр. Нижний очажный слой, судя по керамике, осколкам кремня, костей животных, принадлежит к бронзовому веку.

Открытие этой по счету четвертой стоянки с мустьерской индустрией указывает на довольно обильное заселение Крыма человеком неандертальской расы, в эпоху мамонта и носорога, селившегося по берегам рек, находя приют от зимних стуж и хищных зверей в естественных пещерах, вымытых водами в известняковых скалах первой и второй гряды крымских гор, расположенных в районе лесостепи".


Район Чокурча

Археолог продемонстрировал чертежи сделанных им разведочных раскопок, траншей, рисунки и образцы обнаруженных орудий труда, а затем передал их другому члену того же общества профессору кафедры геологии Крымского университета П. А. Двойченко.

Собрание по предложению руководителя Крымохрис А.?И. Полканова единогласно приняло резолюцию, которая впервые в истории Общества была напечатана крупным шрифтом:

Таврическое общество истории, археологии и этнографии, признавая чрезвычайную научную ценность открытой разведками С.?И. Забнина палеолитической стоянки в пещере у деревни Чокурча, считает крайне необходимыми полные раскопки этой пещеры с тем, чтобы раскопки эти были выполнены крымскими силами, и все находки из этой пещеры поступили в Центральный музей Тавриды.

Крымским научно-исследовательским институтом на средства Главнауки РСФСР была создана специальная комиссия во главе с ведущим археологом Крымской АССР профессором Николаем Львовичем Эрнстом (1889–1956). В нее вошли также профессор П.?А. Двойченко и Забнин. Всего она трудилась почти 5 лет, особенно в 1928 и 1929 гг.

Археологи подтвердили первоначальные выводы С.?И. Забнина, обнаружили в пещере 4 горизонта - сверху вниз: татарский, средневековый, греческий и скифский (позднескифский). Из пещеры было извлечено огромное количество костей. В том числе мамонта, носорога, гигантского оленя, первобытного быка. Были кости лошади, пещерного медведя, пещерной гиены, антилопы-сайги, лисицеобразных и т.?д.

Особо следует сказать о мамонтах. Их останки находили и в других местах Крыма, например, под Алуштой. В 1930 году перед входом в стоянку были открыты остатки "около 20 мамонтов, служивших пищей для обитателей пещеры". Так что тут действительно "мамонты топали". И не только тут.

Дорога к стоянке

Когда в начале XIX века бурили артезианский колодец в районе нынешнего сквера 200-летия города, бур наткнулся на бивень мамонта и с трудом его просверлил. Из 5,5 тысяч костных останков, собранных при раскопках Чокурчи и площадки перед ней, 3041 достоверно принадлежали мамонтам.

Н.?Л. Эрнст рассказал об этом подробно в журнале ИТОИАЭ и сделал вывод:

Из обнаруженных на территории СССР палеолитических стоянок ближе всего по индустрии к стоянке Чокурча подходит верхний слой пещеры Киик-коба (в 20 километрах к востоку от Чокурчи) и Ильская стоянка на Кубани. Эти три стоянки являются древнейшими следами пребывания человека на территории Союза.

А ведь это ледниковый период - 100–35 тысяч лет назад. "Трудно, очень трудно представить теперь в цветущем Крыму суровых низколобых дикарей, живущих в пещерах, пожирающих мясо убитых ими мамонтов и антилоп... Между тем так на самом деле и было".

Узкая тропа

Эти строки из книги Н.?Л. Эрнста о людях четвертичного периода, живших в Крыму 70–90 тысяч лет тому назад. Точнее, видимо, не сформулируешь наш ответ на часто задаваемый вопрос: сколько лет насчитывает человек, проживавший на территории Симферополя. И ничего удивительного в этом нет. При открытии музея археологии его создатель известный крымский археолог А.?А. Щепинский показывал нам орудия труда, которые "возможно держал в руках человек около 500 тысяч лет назад". Полмиллиона лет - это много, трудно вообразимо...

Уже в наше время (с 1974 г.) бывшим сотрудником Крымского краеведческого музея А.?А. Столбуновым к юго-востоку от Чокурчи-1 были обнаружены следы другой стоянки, получившей название Чокурча-2. Раскапывали ее опытный археолог профессор Отто Николаевич Бадер и А.?А. Столбунов. Они пришли к выводам, что в связи с таянием льдов мамонты и другие крупные животные откочевывали на север, орудия труда измельчали, но все равно это стоянка той же эпохи мустье. Археологи настаивали продолжить раскопки, убежденные, что где-то здесь должна была быть и постоянная стоянка. Но дело по разным причинам застряло...


Стихи у входа на стоянку

Чокурча, как и Неаполь Скифский, всегда упоминались в путеводителях по Симферополю, как главные интересные объекты для посещения. В то же время, если Неаполь Скифский в последнее время стал более известен благодаря проходящим тут "Скифским мистериям", то Чокурча еще ждет своего часа.

Мы отправились в это малоизвестное даже для жителей крымской столицы место, достойное стать одной из "фишек" Симферополя. Попасть сюда можно приехав на маршрутных автобусах, едущих в Луговое, выйдя на предпоследней остановке. Отсюда нужно идти между домов (№ 83-85) в направлении Малого Салгира. Здесь есть небольшой мостик через реку, на другой стороне - стоянка Чокурча.

Еще один способ - идти по улице Щорса, на которую можно попасть или с улицы 51-й Армии или Мате Залки и идти до конца улицы. Здесь можно выйти на обрывы и спуститься вниз. Обрывы здесь очень напоминают район Неаполя Скифского и Макуриной горки. Поэтому даже знатоки Симферополя часто ошибаются в изображениях этого места.


Собственно, сама стоянка

В средние века здесь было маленькое село - Чокурча, которое и назвали по имени находящейся рядом стоянки. Отсюда вела дорога к древней Ак-Мечети, дворцу калги-султана и Битаку. Частично эта древняя дорога сохранилась, сейчас она называется улицей Тепличной, и как в старые времена переполнена транспортом.

Недавно на ней построили мечеть - вероятно в том же месте, где она стояла еще сотню лет назад. Тогда село было достаточно большое - на карте XIX века видно, что здесь жило 50 татарских семей.

Правда, дорога вся не сохранилась. Частично она проходит по территории автобазы №?1202, а далее не сохранилась - сели размыли дорогу, поднимающуюся наверх, к улице Мате Залки, она лишь частично видна в районе гаражно-строительного кооператива.


Вид ан Луговое

На территорию же автобазы нас не пустили, вероятно, опасаясь, что мы опишем, что Малый Салгир, очень мелкий в это время года, здесь весь загрязнен старыми шинами автобазы...

На старинной фотографии, вероятно относящейся к 1939 году, видна девушка, стоящая на скалах Чокурчи. Вдали можно разглядеть башню красивого особняка. Пока точно не удалось установить владельца этого имения, находящегося между Чокурчой и Сергеевкой.

Впоследствии на этой территории была основана Чокурчинская (Луговская) больница. Башня же эта приобрела в народе не совсем приличное название "Триппер-Холл":

Дело в том, что здесь еще появилась венерологическая клиника, к которой относился и особняк с башней. "Родители нас пугали, - рассказывают старожилы крымской столицы, - будете вести беспорядочную жизнь, попадете сюда!"

Уединенное место рядом с Симферополем понравилось и крымским военным. Здесь появились две танковые части, расположенные за Луговской больницей. Кроме этого, была еще часть прямо на чокурчинских скалах. Внизу, у реки, был построен подземный бункер. Каменные ступеньки для быстрого сбегания военных в подземелье сохранились до сих пор, но теперь они выглядят как "дорога в никуда" - сверху ступеньки упираются в забор нынешней автобазы, а внизу в заложенный бункер.

Район же стоянки Чокурча имеет несколько "волшебный" вид. Лес тут ярко-зеленый, густо заросший, к стоянке сверху спускаются старинные ступеньки. Внизу, около самой стоянки, была группа последователей какого-то восточного учения. Они стояли неподвижно, "превращаясь в деревья", как нам объяснил один специалист.

У входа на стоянку видна табличка со стихами:

Это место ни на что не похоже

Отнеситесь к нему с любовью, прохожий!

Не сори здесь и не жарь шашлыки

Постоял, отдохнул - убери

Пусть поляна чистотой сияет

От мирских забот душа отдыхает

Детвора, после школы

И пещеру, среди скал, охраняет.

Глубина грота до 5 м и ширина до 7 м. По существу, это лишь остаток древней, более обширной пещеры, достигавшей в прошлом, по-видимому, 15 м в длину. Передняя большая часть ее обвалилась, открыв внутреннее помещение. В известняковой скале были выдолблены изображения Солнца с лучами, мамонта и рыбы (все - размером в 50 см). В 1947 году пещера была объявлена памятником природы.

За последние десяток-полтора лет археологический памятник мирового значения, которым должен был гордиться Симферополь, превратился в обыкновенную свалку. Жители ближайших улиц годами вывозили сюда мусор, местные бомжи и алкоголики избрали жилище неандертальца местом своих сборищ. Тут жгли костры, почти полностью уничтожив древние изображения и культурный слой, а установленную когда-то металлическую решетку перед входом в грот начали растаскивать на металлолом. В 2009 году городские власти привели пещеру в порядок, но сейчас мы обнаружили, что решетку у памятника опять взломали...

Само село Луговое все больше приобретает современные черты. Еще в 60-е годы здесь появлялись первые пятиэтажки, а сейчас и новые многоэтажки.


Древняя карта

Танковые части освободили свои места, и сейчас на месте одной из них появился новый коттеджный район, а на другой - самозахват, на котором в будущем планируется построить две новостройки - одна для репатриантов, и другая - для работников МВД.

Выше по Малому Салгиру появился новый район "Солнечная долина" и район нового самозахвата. Старинные названия улиц Лугового (если они были) не сохранились. Известно только, что нынешние их названия стали появляться только в 60-е годы ХХ века. Главная улица - Луговая с 1960 называлась Продольной, с 1964 - Фруктовой и с 1978 - Луговой (видимо, как раз тогда село присоединили к городу, а улица Фруктовая здесь уже была).

Так, и улицы Тепличная и Овощная упоминаются только с 1965 г. Улица Хачатряна появилась только в 1982 г. От старого ее названия - Подгорная тоже пришлось отказаться ввиду присоединения к столице Крыма. Так и улица Дальная была названа в 1974 г., а с 1965 г. это была улица Верхняя. Здесь удалось еще обнаружить и сфотографировать старинные дома села.

Если главные улицы района - Луговая и Тепличная хорошо заасфальтированы, то некоторые смежные выглядят такими, какими они были лет сто назад - без асфальта, разбитые. Здесь можно встретить дома под старинными черепичными крышами. В одном доме могут быть окна разных размеров. Старенькая бабушка выходит на улицу, чтобы набрать воды из водоразборной колонки.

Видно, что на некоторых участках заборчики раньше были низенькие, а сейчас, из-за другой обстановки в районе, хозяева были вынуждены увеличить высоту забора при помощи кирпичной кладки.

В кустах возле Малого Салгира мы обнаружили древние каменные развалины.

В районе стоянки, юго-восточнее ее, нам удалось обнаружить еще несколько пещер - полостей. Вероятно, это и есть та самая стоянка Чокурча-2, раскопанная краеведом Столбуновым.

Еще интересный факт: в пещере в 1979 г. он нашел лопаточную кость мамонта с множеством нанесенных на нее точечных изображений (11-10 тыс. лет до н. э.). Астроном В.?М. Чернов определил, что на ней изображен участок звездного неба северного полушария, на котором удалось отождествить 16 созвездий (Северная Корона, Гончие Псы, Волопас, Дева и пр.) и 102 звезды.

Несколько лет назад еще появилась информация о том, что Чокурча - одно из мест астрономических наблюдений древних жителей. В день весеннего равноденствия луч встающего солнца попадал в точку пещерного входа. Сейчас не удалось найти информацию, подтверждающую этот факт, но, судя по карте Симферополя, этот луч должен был появляться между горами Кара-Оба и Мурун-Кир, расположенных на востоке от стоянки.

Чокурча ждет своих новых исследователей и популяризаторов...

Следы древних людей в Крыму хорошо отслеживаются в западной части полуострова. Логично предположить, что если нам, нынешним, хорошо в Крыму, потому что тепло, много фруктов и близко море, то первобытные люди в Крыму ещё скорее замечали эти преимущества маленького полуострова перед громадной голой степью. Они приходили сюда, с удивлением оглядывались и охотно обживали ничейную землю – населенные дичью леса, долины со съедобными плодами и травами, полноводные реки, удобные для рыбной ловли песчаные мелководья.

Люди молодого мира умело и старательно выбирали места первых стоянок. Им предстояло пить воду из этих речек, собирать в лесу орехи и ягоды, искать целебные травы на полянах. Им надо было охотиться, убегать или дружно отбиваться от хищных зверей, а потом и от врагов двуногих. Строить жилища, растить детей.

Неандерталец («человек умелый») появился на Крымском полуострове около ста тысяч лет назад. Обнаружены здесь и более древние следы пещерного человека – находки кремневых скребков и рубил времен раннего палеолита. Очень возможно, что эти орудия труда принадлежали питекантропу («человеку выпрямленному»), который пришел в Крым из Северной Африки 800 тысяч лет назад.

Стоянку людей каменного века обнаружили под одним из скальных навесов на окраине Бахчисарая, где люди появились, как минимум, 40-50 тысяч лет назад.

Первые в Западном Крыму стоянки человека разумного – кроманьонца – относятся к эпохе мезолита. Люди той поры делали кремневые резцы, ножи, скребки, шили костяными иглами одежду из шкур. Они уже изобрели гарпун, лук и стрелы, приручили собак и на охоту часто выходили по одному или небольшими группами, учась выслеживать и подстерегать дичь. Мужчины охотились и били острогой рыбу в реках и море. Женщины выполняли домашнюю работу – готовили, шили, ухаживали за детьми, приручали принесенных из лесу детенышей диких животных. Так в хозяйстве появились коровы, овцы, козы, лошади, собаки, домашние кошки.

Небольшую стоянку людей каменного века нашли в 1934 году на берегу озера Сасык-Сиваш. Сохранились мелкие орудия: кремневые ножи, скребки, наконечники стрел. Обитатели той стоянки строили деревянные шалаши, хранили пищевые продукты в земляных ямах, умели сверлить и шлифовать орудия труда из камня, лепить из глины и обжигать на огне горшки и чаши, изредка даже украшая их примитивным орнаментом.

Арсенал охотника состоял из легких копий (дротиков), лука и стрел. Женщины научились прясть и ткать, а мужчины, помимо охоты и трудоемкого собирательства, стали заниматься скотоводством и земледелием. На зиму племя перекочевывало в предгорья, где можно прятаться от дождя и снега в гротах и пещерах.

Мир животных и растений предгорья был несравненно богаче Предгорья и тогда был несравненно богаче прибрежного. В тех долинах выше и гуще леса, плодороднее почва, больше воды и рыбы в реках. Понимают это и теперь, когда сельское хозяйство перестало быть главным источником дохода. К морю едут туристы – вот и пустеют степные и предгорные села.

Древние находки в Крыму

Подъезжая к Качи-Кальону, путешественники обычно выходят на остановке «Второе Предущельное», чтобы разглядеть на скале Таш-Аир красные рисунки первобытных людей долины. Этим изображением людей и животных от трех до семи тысяч лет. Напротив пещерного городища, в Алимовой балке, сохранились на скале рисунки, выполненные красно-бурой охрой – всадник на быке и три длиннорукие человеческие фигуры.

На плато Мангуп обнаружены орудия труда людей медно-каменного и бронзового веков. Возможно, ещё тогда они начали вырубать в известняке первые жилые помещения, дав начало группе главных крымских чудес под названием «пещерные города».

Крымские курганы

В сознании людей энеолита (медного века) появились, от страха перед природой и от надежды повлиять на неё, первые размышления о загробной жизни и первые представления о высших силах – прообразах будущих богов. Узнали об этом при изучении погребальных обрядов. Ученые Института археологии в 1960-1970 годах обнаружили в Западном Крыму курганы – захоронения медно-каменного века, эпохи бронзы и раннего железа. Это своего рода «пирамиды», хотя не столь величественные и таинственные, как египетские, которых, по образному выражению историков, боится само Время. Крым давно привлекают археологов, только их, к сожалению, часто опережают грабители.

Один курган обнаружен вблизи озера Донузлав, другой у поселка Заозерный, к северо-западу от Евпатории, ещё несколько – на Тарханкуте. По обычаям того времени в могилу ставили лепные глиняные сосуды, клали каменные топоры, терки, молотки, копьевидные бронзовые ножи, вырезанные из кости украшения. Самого покойника, уложенного на спину или на бок, обильно посыпали охрой.

В одной из могил археологи откопали примитивную деревянную соху и установили её возраст. Это дало основание говорить о зарождении пахотного земледелия на Крымском полуострове еще в конце третьего тысячелетия.

В другом захоронении нашли останки древнейшего музыкального инструмента – флейты. Кем был её владелец? Шаманом? Музыкантом? В стенках некоторых ящиков-могильников, под евпаторийскими курганами были просверлены небольшие (диаметром 5-7 см и глубиной 3-4 см) углубления в виде чашечек. Они служили для жертвоприношений: в них собирали тёплую кровь животных. Великими мастерами были каменотесы! Плиты подогнаны так, что между ними не вставить и лезвия ножа. Многие могильные ящики расписаны красной краской по черному или белому фону; в основном изображены несложные геометрические орнаменты. Свои жилища люди тоже могли украшать такими узорами.

Донузлавский и Заозерский курганы были обнесены кругом из камня, образуя примитивный кромлех. Вероятно, он был олицетворением самого первого божества – Солнца. Над некоторыми захоронениями возвышались продолговатые каменные стелы. Очень приблизительно, схематично передавали они очертания человеческих тел.

Черные археологи

Все ценные экспонаты, что погребены в курганах, должны быть когда-либо найдены и помещены в археологические музеи. Но приезжают к этим древним «черные археологи», останавливаются под видом туристов, разбивают у подножия кургана палатку – эдак, на недельку… А после отъезда остается в земле черная дыра и перекопанный, опустевший курган, под которым уже нечего делать ученым. Драгоценные предметы старины отправляются за рубеж, на рынки и в частные коллекции.