Видеозаставка.
Музыкальное сопровождение.

Ведущий. Была тёплая апрельская ночь, одна из лучших ночей года, когда листья зелёным туманом вдруг проступают на деревьях. Спал город Припять, спала Украина, вся страна спала, ещё не ведая об огромном несчастье, пришедшем на нашу землю.
Владычествует страшная беда
Над водной зябью и земною твердью,
Чернобыля полынная звезда
Всё отравила, пронизала смертью.

Музыкальное сопровождение переходит сразу в сюжетный танец «Судьба» в исполнении ансамбля современной пластики.

Уже четверть века прошло с той страшной ночи. Кажется, позабылись подробности и детали. Уже вроде бы и не так страшно. А между тем есть среди нас люди, правда, их с каждым годом все меньше, для которых слово «Чернобыль» не что-то абстрактно-размытое, а настоящая боль. Быль. Черного цвета.

Документальный фильм-нарезка (4-5 минут) о трагедии в Чернобыле.

Ведущий. Сегодня наша встреча посвящается памяти тех, кто четверть века назад, не жалея своей жизни, принял участие в ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы XX века - аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Чернобыль - чёрная быль нашей истории. К сожалению, техногенные катастрофы - это печальная реальность нашего времени.
Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции имел очень тяжёлые последствия. Потребовалось проведение крупных эвакуационных мероприятий, привлечение значительного количества сил для ликвидации последствий радиационной катастрофы.
Вспомним и поклонимся тем, кто принял на себя первые радиационные удары, кто отдал свои жизни, участвуя в ликвидации самой страшной катастрофы XX столетия.

Объявляется минута памяти, минута молчания.
Минута молчания.

Помните!
Через века, через года -
Помните
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните.
Песню свою отправляя в полёт,
Помните
О тех, кто уже никогда не споёт,
Пожалуйста, помните.

Студия эстрадной песни исполняет «Есть только миг» (муз. Л. Зацепина, сл. Л. Дербенева).

Ведущий. В первые дни после аварии, не зная реальной обстановки, боролись со стихией работники станции, пожарные, прибывшие на помощь военные. И мы не устанем благодарить этих отважных людей.
Катастрофы, происходящие в мире, под стать войнам, которые, к сожалению, не обходятся без жертв. Но есть в них и свои герои. Мы их сегодня чествуем.
Дети вручают ликвидаторам памятные подарки, цветы.

Солистка исполняет песню «Опустела без тебя земля» (репертуар Анны Герман).

История сохранила для нас воспоминания тех, кто ценой своей жизни устранял последствия катастрофы и поспешно эвакуировал людей с родной земли. Трудно представить себе все горе тех, кто навсегда прощался с домом, где родился и вырос, с родной околицей, с землей, на которой прожил всю жизнь.

Солист(ка) исполняет песню «Колокола» (муз. Г. Старкова, сл. Л. Дубинской).

Катастрофа, как и война, не щадит никого. Она не выбирает, какого вы пола, возраста или национальности. Чернобыль - беда не одного конкретного народа, а беда всеобщая.

Этноблок в исполнении вокального ансамбля.
Русская песня «Верила».
Украинская песня «Ой, маю, маю».
Белорусская песня «Ой, у лузи, пры дарози».

Ведущий. За пять лет, прошедших после катастрофы более 600 тысяч ликвидаторов и более миллиона людей было задействовано в различных спасательных работах в 30-километровой зоне вокруг станции и города.
Один из ликвидаторов, Анатолий Подлесный, вспоминает: «Повсюду работали специалисты: военные, пожарные, инженеры, строители, физики и медики. В район катастрофы я приехал вместе с другими добровольцами на автобусе; из окна видел весь тот хаос, который творился там - везде одни развалины. Каждый день все работали до полного изнеможения и спали всего по четыре часа в сутки».
Еще одно воспоминание - Геннадия Галкина: «Первым объектом был город Припять: пожелтевшие сосны, пустынные улицы. Ноги отказывались ступать на эту землю. Казалось, здесь даже воздух отравлен. Мы промывали здания, автострады, асфальт. Снимали верхний слой земли, который потом зарывали... А часа через два ветер нагонял новое облако пыли, которая опять заражала улицы, дома, дороги... Все нужно было делать заново. И так - изо дня в день».

Сюжетный танец «Спасите наши души» в исполнении ансамбля современной пластики.

Ведущий. Вот, что вспоминают военные:
«Ужас от звенящей в ушах тишины деревень. Когда нас везли в часть, мы проезжали несколько деревень, где дома были заколочены и население вывезено. А поскольку мы ехали зимой, на деревьях висели не убранные летом черные фруктовые плоды. Воплощенная мертвая зона.
Мы стояли в одной из деревень Иванковского района - это в тридцатикилометровой зоне. Каждый день в пять утра подъем, строимся в колонну и выезжаем. Работали на самой станции, на вырубке «рыжего» леса. Лес порыжел еще летом, но тогда до него руки не доходили, сперва надо было сооружать саркофаг над реактором. Зимой лес начали вырубать, распиливать и закапывать».

Солист исполняет песню «Отчего так в России березы шумят» (репертуар группы «Любэ»).

Ведущий. Вспоминая те дни, ликвидаторы, все, как один, сходятся, пожалуй, в главном: с одной стороны, было тревожное состояние, ведь никто не знал, что это такое, а с другой стороны - была собранность и готовность выполнять поставленную задачу. В этом и есть героизм, который подарил жизнь последующему поколению и дарит надежду современному веку. Ведь с какими бы трудностями ни приходилось сталкиваться нашему народу, он всегда достойно, мужественно справлялся с ними.

Вокальный дуэт исполняет песню «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

Ведущий. Чернобыльский взрыв произошел в центре Европы. Бесспорно, что с Чернобыля началась новая точка отсчета в отношениях людей друг к другу. Мы все теперь прекрасно понимаем, что живем в одном доме на планете Земля. И каждый должен научиться чувствовать себя не просто русским, англичанином или американцем, а гражданином мира. И если жители зоны - «заложники Чернобыля», то все мы - заложники более 400 атомных электростанций мира. Об этом нужно помнить: ведь тот, кто не знает своего прошлого, не имеет и будущего. Мы еще раз говорим вам «спасибо».

Финальный танец ансамбля современной пластики.

Страшная трагедия 20 века еще долго будет напоминать нам о себе своими последствиями. Каждый человек должен помнить о взрыве на Чернобыльской АЭС и в первую очередь нужно начать со школьников - , классный час о Чернобыле!!!

Сценарий урока на тему Чернобыль

Родина моя необъятная.
Неба синева неохватная.
Зеленью лесов окруженная,
Чистотою рек напоенная!
Нам дано такое сокровище!
Где на свете встретишь такое же?
С ним душою, сердцем мы связаны,
И его беречь мы обязаны.
Тонкий стебелек, птичку малую -
Все, что красотою нас балует
Море, лес и кустик смородины -
Береги, дружок, свою Родину!

Сегодня исполняется 25 лет со дня трагических событий на Чернобыльской АЭС. Четверть века назад мир пережил тяжелейшую техногенную катастрофу. Радиационному облучению подверглись миллионы людей, сотни тысяч - потеряли здоровье и кров, свою малую Родину.

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов. Загрязнению подверглось более 200 тыс. км², примерно 70 % — на территории Белоруссии, России и Украины. Значительному загрязнению подверглись леса. Количество возможных жертв к настоящему времени и в ближайшие десятилетия оценивается в несколько тысяч человек.

В результате взрыва в опасной зоне оказались почти три миллиона человек. Трагедия искалечила многие судьбы. Однако жертв могло быть куда больше. Рискуя жизнью, ликвидаторы аварии эвакуировали население, тушили пожар, разбирали обломки.

Участники ликвидации и жертвы аварии

Юрий Корнеев, Борис Столярчук и Александр Ювченко (умер в 2008 г.) — последние выжившие работники 4-го энергоблока, которые были на постах во время аварии;

Анатолий Дятлов, который был ответственным за безопасность проведения испытаний на 4-м реакторе, скончался в 1995 году в результате сердечного приступа;

Около сорока пожарных, милиционеров и работников станции были первыми ликвидаторами (из них 27 человек умерли от лучевой болезни в течение нескольких недель после аварии);

Милицейская бригада из Киева числом 300 человек, члены которой закапывали загрязнённую почву;

Медицинский персонал;

Многочисленная рабочая сила (в основном военные), которая была призвана для дезактивации и очистки зоны перед постройкой саркофага (учёт военных-призывников сильно усложнён из-за «утерянных» документов о месте службы);

Внутренние войска, охранявшие зону вокруг Чернобыля;

Водители;

Шахтёры, которые откачали заражённую воду и предотвратили её попадание в Днепровский комплекс;

Вот как вспоминают этот страшный день ликвидаторы, которые спасали многих людей, рискуя своей жизнью и понимая масштабность трагедии.

Эрнст Хайруллин работал на третьем энергоблоке, через стену от взорвавшегося четвертого:

Я был сварщиком, в Чернобыль меня, как и многих, отправили по линии военкомата. Общая продолжительность работ составляла 45 дней, вахтовым методом - 15 через 15. Но я отработал безвыездно все 45 дней, чтобы побыстрее закончить. Жили мы в поселке Зеленый Мыс, в 80 км от Чернобыля. В пять утра подъем и сразу - выезд к зоне. Там завтракали и шли на работу. Нас сразу предупредили, что поначалу будет все время болеть голова, а потом привыкнем, и все пройдет. Так и случилось.Перед сменой на рабочей площадке замеряли уровень радиации, потом запускали нас. Защитными костюмами назывались обычные робы. У каждого на груди крепился дозиметр, он «копил» рентгены изо дня в день. Накопишь 10 рентген - в зону больше не пойдешь. Когда я увольнялся, мне записали 8,1, но сами мы измерений не видели.Для нас, работавших на третьем энергоблоке, основной радиоактивной «заразой» была пыль. Я варил вентиляционные трубы, а с них пыль-то клубами поднимается. И работали мы с этими трубами, как с минами, главное - не встряхивать. Перед обедом в столовой нас «утюгом» проверяли, тоже дозиметр такой. Зазвенел - иди меняй робу. Меняли почти каждый день.

Леонид Гринченко, генерал-майор в отставке, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

Боялись мы, не боялись? Радиация, так как сегодня, вы не чувствуете, есть вред или нет. Вот так и мы не чувствовали. Никто не задумывался о последствиях. О том, что пожарные погибли, Кибенок и эти 6 человек первые, мы узнали через какое-то время. Но это не повлияло, мы знали, что просто они попали в самое пекло. Они ценой своей жизни, это те же Матросовы, которые закрыли амбразуру

Леониду Гринченко повезло. 23 дня проведенные им в непосредственном близости от Чернобыльской радиации не сказались на его здоровье. Тысячи других людей поплатились жизнью. Но выхода не было, ни у кого. Каждый, кто был там в эти дни, вспоминает Гринченко, выполняли поставленные задачи, не задумываясь об опасности. Ведь иначе … О том, что могло произойти в противном случае, даже страшно говорить.

По данным Союза «Чернобыль» России из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидами стали почти 90 тысяч человек (57 тысячам инвалидность связанна с ЧАЭС), ушло из жизни около 30 тысяч ликвидаторов и только 6-ти тысячам смерть связали с радиационным воздействием, кроме того, более 1,5 млн. человек проживает в загрязненных радионуклидами территориях, каждый четвертый из них - ребенок. Несмотря на отдаленный период после Чернобыльской катастрофы, ее негативные последствия и в наши дни дают о себе знать.

26 апреля 2011 года - 25-лет со дня аварии на Чернобыльской атомной станции, которая стала величайшей трагедией в истории человечества.

В память об этом событии постановлением Центрального Совета Общероссийского союза общественных объединений «Союз» Чернобыль» России» № 39 от 14 апреля 2010 года была учреждена памятная медаль - «В память о катастрофе на Чернобыльской АЭС. 25 лет».

Она вручается лицам, проявившим мужество и самоотверженность при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В этот день мы скорбим по умершим, сострадаем всем, кому пришлось пережить эту трагедию. Благодарим участников ликвидации последствий чернобыльской аварии. Они проявили мужество и героизм, предотвратили дальнейшее распространение радиации.

По словам Д.Медведева, "чернобыльские проблемы - общая боль России, Украины и Белоруссии, которую разделяет все мировое сообщество". "Сейчас идет сбор средств на строительство нового саркофага для аварийного реактора. Уже создана ассамблея доноров, куда вошли 28 стран. И Россия также внесет свою лепту, перечислив в течение двух лет в чернобыльский фонд "Укрытие" и на счет ядерной безопасности не менее 45 млн. евро", - заявил российский лидер.

Чернобыль навсегда останется символом большого человеческого горя.

"Последствия Чернобыльской радиационной катастрофы еще не преодолены до конца. И тем тяжелее мы воспринимаем события в Японии, тем яснее осознаем, насколько первостепенны вопросы обеспечения безопасности ядерных объектов. Эти трагедии призывают нас извлечь уроки на будущее. За прошедшие годы ядерные технологии значительно усовершенствовались, и атомные электростанции успешно работают фактически во всех регионах мира. Атомная энергетика остается самым экономически выгодным способом получения электроэнергии. И - при условии соблюдения соответствующих правил и норм - самым безопасным", - сказал Д.Медведев.

25 апреля 1986 года навсегда останется в человеческих сердцах как день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, как день благодарности людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности, как напоминание об ответственности человечества за судьбу планеты.

Составила учитель начальных классов Резванцева В.Н.

Www.nsportal.ru

Классный час о Чернобыле

Составитель Кирсанова Татьяна Ивановна

Вводное слово учителя: Сегодня, спустя двадцать с лишним лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле? Множество самого разного. Знаем о том, что взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС рванул в 01 час 23 минуты 48 секунд. Что за черту, обозначенную страшноватым словом «зона», было выселено 135 тысяч человек. О том, что из многомиллионного Киева весной уехали дети. О счете номер 904, открытом в сбербанке, куда поступали деньги для чернобыльцев. О том, что денег никто не пожалел, отдали их - кто сколько мог - все жители страны. И сложились эти рубли во многие сотни миллионов - об этом мы тоже знаем. Известно и то, что ликвидация последствий грандиозной катастрофы обошлась государству в миллиарды. О беспримерном мужестве первых часов страшной апрельской ночи, когда люди, не жалея себя, шли в огонь и были насквозь прошиты смертоносной радиацией, сообщалось подробно… Итак, много ли мы знаем о Чернобыле? Да, много, и все же... Что известно, скажем, о том, почему Припять с населением 47 тысяч 500 человек, находящаяся в прямой видимости разрушенного и сочащегося радиацией четвертого блока ЧАЭС, сутки с лишним пребывала в неведении о реальной опасности для каждого ее жителя? Знали ли они, эти жители, о том, как вести себя в случае беды - о том, хотя бы, что надо закрыть форточки, а детей не пускать гулять? Как сегодня прогнозируется здоровье тех, кто вошел в тревожные медицинские списки? Подобных вопросов можно задать сотни. Одна из первых потребностей нашего времени - потребность в правде. Никакие «особые обстоятельства» не должны мешать ее масштабу. Информация часто стоит вровень с лекарствами, бывает дороже денег, нужнее хлеба. Потому любая правда, пусть даже самая страшная, о Чернобыле, о том, что там произошло, что будет происходить, крайне важна и сегодня. И будет нужна еще долго - мы не имеем права забыть Чернобыль. И сразу вслед за апрельским взрывом, и позже, во время нечеловечески напряженных дней работы по ликвидации последствий аварии и после возведения странного сооружения с экзотическим, но вскоре ставшим привычным названием - саркофаг... Конечно, эти снимки не могут дать полного представления о происходившем в Чернобыле. Но взвесить, оценить, понять, предупредить - их достаточно. И чтобы суметь это сделать, необходимо и увидеть, и почувствовать, прежде всего - слезы, боль, страх за близких, отчаянное напряжение труда всех, кто оказался по месту ли рождения, по долгу ли, по зову ли совести, причастным к событиям весны 1986 года на берегах Припяти. Чернобыль это - трагедия, подвиг, предупреждение.

Стихотворение читает ученица:

Героизм на войне понимаю.

Быть в бою очень надо,

Но когда героизм - расплата

За беспечность, за незнанье,

За работу спустя рукава -

Тут идея себя подменяет.

Смерть героев всегда выбирает,

Только лучше б виновных брала.

1 слайд. Как это было

2 слайд. 26 апреля 1986 г. весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы.

3 слайд. Предполагаемые причины аварии.

Реактор был неправильно спроектирован и опасен;

Персонал не был проинформирован об опасностях;

Персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;

Отключение защит либо не повлияло на развитие аварии либо не противоречило нормативным документам.

4 слайд. Справка о Чернобыльской АЭС (Вид на АЭС)

Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева.

Ко времени аварии на станции функционировало 4 ректора. Всего планировалось ввести до 12 реакторов.

Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделения тепла с извержением из разлома в течение многих и многих дней с продуктами горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и массовым переоблучением тысяч ликвидаторов.

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

6 слайд. Разрушенный реактор ЧАЭС

7 слайд. Что рассказывают очевидцы. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС)

Вот некоторые свидетельства (читают ученики): «Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно - произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».

«Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом - опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Подумал: а не графит ли это? Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал».

«Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла - все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают.

Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что у нас самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции».

Дополнение учителя:

Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», - и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука же не найдут. И может, на бетонной стене захороненного атомного реактора когда-то напишут его имя... Сердце Валерия Ходемчука остановилось в то мгновенье, когда начала свое действие авария, ставшая предостережением всему человечеству. Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.

9 слайд. Карта радиоактивного загрязнения

Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 000 км², что вызвало вынужденное переселение сотен тысяч человек и привело в негодность одни из самых плодородных земель в Европе.

При́пять (укр. Прип"ять) — покинутый город областного значения в Киевской области Украины, на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970 года.

Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, градообразующего предприятия, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Таким образом, Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом.

Очень многие люди не только за рубежом, но и в нашей стране и до сих пор, после стольких публикаций в печати и многочисленных телевизионных передач, не совсем ясно или совсем не ясно понимают, что Чернобыль, оставшись скромным райцентром сельского типа, в годы, предшествовавшие аварии, почти не имел никакого отношения к атомной электростанции. Столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 километров к северо-западу.

11 слайд. Вид на город и Чернобыльскую АЭС с крыши.

Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщин. В городе было 160 домов на 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.

12 слайд. Припять после трагедии.

13 слайд. Многоэтажка в Припяти.

14 слайд. Покинутые дома в прилегающих селениях

Послушайте стихотворение одного из участников ликвидации аварии.

ТЕМ, КТО ПРИШЕЛ НА СМЕНУ

Вот настала пора нам прощаться

Сказать “до свидания” коллегам, друзьям

Кому - насовсем, а кому возвращаться

К этим чернобыльским важным делам.

Горе страны нас теснее сплотило

Болью откликнулось в наших сердцах

Чернобыль, тебе мы отдали все силы,

Выполнив ратный свой долг до конца.

В тесном сплоченье особого круга

В сложных условиях, как на войне

Поняли здесь еще раз, что без друга

Без воинской дружбы тяжко вдвойне

Жили сплоченно и не унывали

Горе и радость - на всех пополам

Трудностей быта мы не замечали

За помощь, поддержку спасибо друзьям.

Вам, оставшимся нам в продолженье

В эту минуту хотим мы сказать

Стремитесь всегда не бояться решений

Честно, открыто всегда поступать.

Жизнь не кончается с нашим уходом

И множество дел еще впереди

Старались мы быть пионеров достойны

Делом, не словом себя обрести.

Чтоб расцвели и Чернобыль, и Припять

Чтобы заполнил их гул детворы

За это мы отдали жизни частицу

Так же, уверен, поступите вы.

Н.В. Исаев

Слайды 15-16

Через много лет после аварии на ЧАЭС автомобили и вертолеты, которые работали при ликвидации ее последствий, ржавеют в могильниках под открытым небом, расположенных в 30-километровой зоне.

Своей участи ждут груды техники. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха - в 25 километрах на юго-запад от атомной станции.

Некоторые все еще несут на себе символы советской военной мощи...

В селе Буракивка находится самая радиоактивная техника. Она захоронена в земляных траншеях - таких как эта, под номером 5. Из 30 могильников остались пустовать только три.

Слайды 19-21

Чернобыльская зона отчуждения сегодня.

На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно - 15 дней находятся в зоне, 15 дней - за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 - средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию. Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные - это сама ЧАЭС, Чернобыльлес (заведует всеми насаждениями), Чернобыльсервис (коммунальное обслуживание), Чернобыльметалл (дезактивация и утилизация металла) и другие. Имеется несколько главных объектов - это сама ЧАЭС, хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), строящееся захоронение для ядерных отходов со всей Украины «Вектор».

Слайд 22. Слово учителя

Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.

Слайд 23-24

Подведём итоги. Ответьте на вопросы.

Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?

Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?

Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?

Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?

Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?

Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.

Сценарий классного часа «Чернобыль 30 лет спустя. Вспомним героев».

Цель и задачи:

1.Рассказать учающимся о чернобыльской трагедии;

способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

2.Развивать позитивную активную жизненную позицию;

3.Воспитывать чувство сострадания .

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Слайд 2

«Беларусь… Для мира мы terr а incoqnita – неизвестная, неизведанная земля. «Белая Россия» - так примерно звучит название нашей страны на английском языке. О Чернобыле все знают, но только в связи с Украиной и Россией. Мы ещё должны рассказать о себе…»

Ход мероприятия.

Ведущий.

Слайд 3.

26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты 58 секунд – серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной вблизи белорусской границы. Чернобыльская катастрофа стала самой крупной технологической катастрофой XX века.

Слайд 4-5.

Черно́быль (укр. Чорно́биль производное от растения «чернобыльник», полынь) - город . Чернобыль расположен на реке , недалеко от её впадения в . До аварии в городе проживало около 13 тысячи человек.

На карте хорошо видны приграничные государства. Самая близлежащая территория Беларусии. Для маленькой Беларусии (население 10 млн. человек) взрыв атомной электростанции явился национальным бедствием, хотя у самих белоруссов нет ни одной атомной станции. Это по-прежнему аграрная страна, с преимущественно сельским населением. В годы Великой Отечественной войны немецкие фашисты уничтожили на белорусской земле 619 деревень вместе с их жителями. После Чернобыля страна потеряла 485 деревень и посёлков: 70 из них уже навечно захоронены в земле. В войну погиб каждый четвёртый белорус, сегодня каждый пятый живёт на зараженной территории. Это 2,1 млн. человек, из них же – 700 тыс. детей. Среди факторов демографического угасания радиации занимает главное место. В Гомельской и Могилёвской областях (наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы) смертность превысила рождаемость на 20 %.

Для справок.

В результате катастрофы в атмосферу выброшено 50 ∙ 10 6 К u радионуклидов, из них 70 % выпало на Беларусь: 23 % её территории заражено радионуклидами с плотность больше чем 1 К u /км² по цезию – 137. Для сравнения: на Украине 4,8 % территории, в России - 0,5 %. Площадь сельхозугодий с плотностью загрязнения от 1 и больше Ku /км² сотавляет свыше 1,8 млн. гектаров, стронцием-90 с плотностью 0,3 и больше Ku /км² - около 0,5 гектаров земли. Беларусь - страна лесов. Но 26 % лесов и большая часть лугов в поймах рек Припять, Днепр, Сож относятся к зоне радиоактивного загрязнения…

Как следствие постоянного воздействия малых доз радиации – с каждым годом в стране увеличивается число больных раковыми заболеваниями, нервно-психическими расстройствами и генетическими мутация.

Слайд 6 – 7.

Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира. Радиация – это ионизирующее излучение, распространяющееся в виде потока квантов или элементарных частиц. Она измеряется дозиметром. В нашей жизни безопасный уровень радиации есть во всем, что нас окружает. Например, в медицине – рентгеновский аппарат. На каждой территории есть свой естественный радиационный фон, но безопасным для населения считается величина, равная приблизительно 0,5 микрозиверт (µЗв) в час (до 50 в час). При нормальном радиационном фоне наиболее безопасным уровнем внешнего облучения человеческого тела считается величина до 0,2 (µЗв) микрозиверт в час (значение, равное 20 микрорентгенам в час).

Самый верхний предел допустимого радиационного уровня – 0.5 µЗв - или 50 мкР/ч .

Для справок.

Ионизирующим это излучение называют потому, что радиация, проникая в кровь сквозь любые ткани, ионизирует их частицы и молекулы, что приводит к образованию свободных радикалов, которые ведут к массовой гибели клеток ткани. Воздействие радиации на организм человека называется облучением.

Слайд 8.

Саркофаг – это специальная конструкция, которую разработали инженеры из Питера, для четвёртого реактора. Срок службы на 30 лет использования. И если бы в 1986 году не спрятали реактор в саркофаг, масштабы катастрофы были бы гораздо больше…

Для справок.

В Украине разрабатывалось строительство нового саркофага «Арка»…

Четвертый реактор, именуемый «Укрытие», по-прежнему хранит в своем свинцово-железобетонном чреве около 200 тонн ядерных материалов. Причём топливо частично перемешано с графитом и бетоном.

Слайд 9 – 10.

Город призрак – пустые многоэтажные дома, театры, больницы, детские сады, школы и всё это с одеждой, вещами, мебелью, которые никто и никогда не сможет использовать.

Ученик 1.

В память героям Чернобыля

Чернобыль – город без людей,
Как призрак с памятью ужасной.
Не слышны голоса детей.
Нет, не отмечен кровью красной,
Но смерть таится здесь везде…

Ученик 2.

В пустом подъезде хлопнут двери…
Лишь ветер носит смерти пыль,
Не слышно птиц, не видно зверя.
Не сказка это – жизни быль.

Ученик 3.

В ту ночь… апрельскою, жестокой,
Случилась страшная беда.
Вдруг стала здесь земля опасной,
Не на года, а на века.

Ученик 4.

Молчанье тихое, ночное
Вдруг разорвало взрыва гром
И смерти чудище немое
Объято дымом и огнем.

Ученик 5.

Машин пожарных вереница
На помощь мчится, на войну,
С чудовищным огнём сразиться,
Закрыть собою всю страну.

Ученик 6.

Как много их: сынов любимых,
Отцов, мужей в одном строю.
И беззащитных и ранимых,
Стоящих прямо на краю.

Ученик 7.

Стоящих прямо перед смертью,
Не ощущая страшный час,
И за открытой смерти дверью
Они находятся сейчас.

Ученик 8.

Мы помним всех их поименно,
Мы помним лица их и боль.
Пред ними мы стоим в поклоне.
Сжимает сердце скорби боль.

Слайд 11.

Город Чернобыль (основан в 1193 году) - стал "административным центром" в 1986 году, из-за высокого уровня радиации на прилегающих территориях. Решение об отчуждении земель было вызвано существенным радиоактивным загрязнением территорий, смежных с атомной электростанцией. Было введено три зоны:

Специальная зона (непосредственно промплощадка АЭС);

10 км зона;

30 км зона (Чернобыль находится в 9.5 км от станции).

Для справок.

В них был организован строгий радиационный контроль транспорта. На границах зон, организованны трансплантационные сооружения для рабочих при переходе от одного транспортного средства до другого, чтобы уменьшить воздействие радиоактивных веществ.

В городе базируются главные предприятия, занятые работами для обслуживания зон в экологически безопасных условиях, включая предприятия, управления радиационными условиями 30-километровой запретной зоны.

В Чернобыле расположен персонал Министерства внутренних дел Украины, занятый защитой территории 30-километровой зоны и контролем незаконных проникновений.

Спустя более 30 лет после Чернобыльской аварии постоянное влияние малых доз радиации продолжает отрицательно влиять на природу 30-километровой зоны отчуждения. Вокруг атомной электростанции стало меньше птиц и насекомых (чем выше уровень радиации, тем меньше насекомых).

По мнению многих ученых, процветает дикая природа в специальной зоне, поскольку воздействие радиации не позволяет вносить свои коррективы со стороны человеческого фактора. Уровень радиации в области был опасен для жизни только в первые два года, и в течение десяти лет он упал в 1000-10000 раз в разных областях.

Как видно, история города Чернобыль носит разносторонний характер. Это древний город со своими обычаями и устоями, которые сохранились и по сей день. Ведь сейчас Чернобыль - мертвый город.

Слайд 11 – 15.

Ведущий.

Кто спасал людей всей планеты от невидимого убийцы – радиации? На ликвидацию последствий аварии было брошено двести десять воинских частей, около трех­сот сорока тысяч военнослужащих. Самое пекло дос­талось тем, кто чистил крышу... Впервые дни сотни молодых солдат работали на самой крыше реак­тора. В дальнейшем горные спасатели – шахтёры из Москвы, Киева, Днепропетровска, Шахты. Среди ликвидаторов и вертолётчики.

Впервые дни верхний зараженный слой земли был снят и захоронен, вместо него насыпали доломитового песка.

Солдатам выдавали свинцо­вые фартуки, но фон шел снизу, а там человек был не­прикрыт. Они - в обыкновенных кирзовых сапогах... В день по полторы-две минуты на крыше... На крыше гребли топливо и реакторный графит, осколки бетона и арматуры... Двадцать – тридцать секунд, чтобы нагрузить носилки, и столько же, чтобы сбросить «мусор» с крыши. Одни эти специаль­ные носилки весили сорок килограммов. Так что пред­ставьте себе: свинцовый фартук, маски, эти носилки и бешеную скорость... Представляете? В музее в Кие­ве лежит муляж графита величиной с фуражку, гово­рят, будь он настоящим, весил бы шестнадцать килограммов. Радиоуправ­ляемые манипуляторы часто отказывались выполнять команды или делали совершенно не то, так как их электронные схемы в высоких полях разрушались. Самыми надежными «роботами» были солдаты. Их окрестили «зелеными роботами» (по цвету военной формы). Через крышу разрушенного реактора про­шло три тысячи шестьсот солдат.

Был момент, когда существовала опасность ядерного взрыва, и потребовалось спустить из-под реактора грунтовую воду, чтобы туда не попал расплав урана и графита, вместе с водой они дали бы критическую массу. Взрыв - три-пять мегатонн. Не только бы в Киеве и Минске, но и на огромной части Европы нельзя было бы жить. Представляете?! Европейская катастрофа: Поставили задачу: кто нырнет в эту воду и откроет там задвижку спускного клапана? Искали добровольцев. И они нашлись! Ребята ныряли, много раз ныряли и открыли эту задвижку.

Вертолётчики в рядах спасателей… Четыре-пять вылетов в тече­ние суток, при высоте триста метров над реактором, температура в кабине - до шестидесяти градусов. А что творилось внизу, когда мешки с песком сбрасыва­лись? Представляете... Пекло... Активность достигала тысячи восемьсот рентген в час. Пилотам становилось плохо в воздухе. Чтобы метнуть прицельно, попасть в цель - огненное жерло, они высовывали головы из ка­бины... Смотрели вниз... Иного способа не было…

Молодые ребята... Они сейчас тоже умирают, но они понимают, что если бы не они... Это еще и люди особой культуры. Культуры подвига. Жертвы.

В нашем классе учится внук одного из первых ликвидаторов - Усачёв Александр. Его дедушка вернулся с высокой дозой облучения. После долгой болезни его не стало.

Ведущий.

Давайте почтим память героев минутой молчания.

Ученик 9.

Ликвидаторам Чернобыльской аварии

Ты знаменит худою славою,
Но лучше бы не знать её.
Над облучённою державою
Опять кружится вороньё…

Ученик 10.

А электронные дозиметры
Сходили бешено с ума,
Но вырастала по периметру
Для радиации тюрьма.

Ученик 11.

Коварны шутки с мирным атомом,
Он на свободе, как бандит,
И пионеров-ликвидаторов
Своими ядрами бомбит…

Ученик 12.
Настройте души под локаторы
На милосердия волну...
Мы, ветераны-ликвидаторы,
Прошли Чернобыль, как войну.

Внеклассное занятие «Помнит мир спасённый…» /посвящённый 30- летию Чернобыльской трагедии/

Цель: познакомить учащихся со случившейся трагедией в нашей стране; : показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС; в оспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в этой трагедии.

Задачи:

  • формировать чувство ответственности по отношению к окружающей природе, патриотизм;
  • развивать позитивную активную жизненную позицию;
  • воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, запись метронома, презентация

Ход занятия:

Подвиг - это тот поступок, который совершается во имя жизни и безопасности абсолютно незнакомого мне человека? Или подвиг – это что – то другое? То, что выше нормальных человеческих возможностей

Более двадцати семи лет отделяет нас от трагедии двадцатого столетия,

От апрельской ночи, когда атом мощь свою познав,

Потерял контроль, потряс зловещим взрывом спящую планету,

Показал неукротимый нрав.

Сегодня мы поговорим о трагедии, произошедшей в Чернобыле. Последствия этой катастрофы могли бы быть ещё более непредсказуемыми.

Но навстречу смертельной опасности шагнуло 28 работников пожарной охраны.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на приехали пожарные расчеты. Они оказались первыми, кто встретил вселенскую беду.

Лейтенант Правик, прибыв на объект, правильно оценил обстановку. Он пошёл в разведку сам. Право на главное решение было лишь у него, а ошибиться в выборе последующих действий было нельзя. Действуя за пределом, всех человеческих возможностей, 28 бойцов пожарной охраны сумели справиться с пожаром – ценой собственной жизни, – спасая нашу с вами жизнь!

Святые люди! Понимая, что вокруг них бушует радиация, они боролись с огнем, отсекали ему путь к соседнему реактору. Боролись, пока не укротили пламя, но то голубое, что было вокруг них, не просто исчезло, а затаилось внутри них. Получившие страшную дозу радиации, они были помещены в лучшую клинику Москвы, где их, казалось бы, должны были спасти. Слишком велика была доза облучения...

Чернобыль унёс жизни мужчин и женщин, отцов и матерей. Он забрал любовь….

Их любовь – гимн мужеству мужчины, защищавшему Человечество, и любви женщины, спасавшей дорогого ей человека.

У вас на столах горестные письма. Прочтите их нам

Письмо 1.

«Я не знаю, о чём рассказывать…О смерти или о любви? Или это одно и тоже…О чём?

…Мы недавно поженились. Ещё ходили по улице и держались за руки. Я говорила ему: «Я тебя люблю». Но я ещё не знала, как я его любила…Не представляла…

Жили мы в пожарной части, где он служил. На втором этаже. А на первом стояли красные пожарные машины. Это была его служба. Всегда я в курсе: где он? Что с ним?

Письмо 2.

Среди ночи слышу сильный шум. Муж увидел меня: «Закрой форточки. Ложись спать. Скоро буду. Семь часов утра. Он в больнице. Все жены бежали туда. Я увидела его. Отекший весь. Опухший, глаз почти нет.

Письмо 3.

Москва. Я просила и молила врачей пустить меня к мужу. Я его нашла. Мне не разрешали быть с ним. Я осталась с ним до самого конца».

«Не целуй и не обнимай меня!» - говорил он мне

Письмо 4.

«Американский профессор сделал моему сыну операцию. Утешал меня и говорил, что есть маленькая надежда. У меня в памяти встреча с человеком, лица которого не помню: «Перед вами уже не сын, не родной человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. Вы же не самоубийца. Возьмите себя в руки».

Мой сын, получил тысячу шестьсот рентген. Смертельная доза для человека – 400. Он умер на 14 день. Ему было 23 года. Мне принесли его орден.».

Это письма жён, матерей пожарных, защитивших своей жизнью нашу с вами жизнь…

Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты.

Давайте ещё раз вспомним их имена и почтим память погибших пожарных, минутой молчания

Дети, это наша история, наше прошлое. Давайте поговорим о настоящем и будущем

Вы объединены в микрогруппы. Я предлагаю вам, используя маркеры, на листе ватмана составить проект «Что такое подвиг?»

После небольшого размышления каждая группа учащихся высказывает свои мысли, которые записаны на плакате. Посмотрим на ваши проекты и выберем слова, которые хорошо определяют слово «Что такое подвиг?»

Нам ни на миг нельзя о мужестве и подвиге забыть –
И в безмятежный мирный час, и в нелюдимой стороне, и в самой будничной рутине.

Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о, каким надо быть человеком, чтобы суметь пожертвовать своей жизнью ради жизни других

На память о нашей встрече я хочу вам подарить белых журавлей, символизирующих мир на всей планете, память павших, символ миролюбия и бережного отношения к нашей истории

Дарья Дубинина
Сценарий открытого занятия в подготовительной группе, посвященного 30-летию трагедии в Чернобыле

Цель занятия : воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС , бережное отношение к окружающей среде.

Задачи :

1. Обобщить и расширить у детей понятия о природе и об экологии в целом.

2. Познакомить детей с понятием катастрофа, и рассказать какие они бывают.

3. Рассказать о катастрофе на Чернобыльской АЭС .

Предварительная работа :

1. Работа с родителями : беседа о трагедии Чернобыля .

2. Работа с детьми :

Беседа о природных катастрофах и катаклизмах;

- рисунки на тему : «Какие катастрофы вы знаете?» ;

Чтение стихов и рассказов про Чернобыль ;

Изготовление пригласительных, благодарственных писем.

Участники мероприятия : Воспитанники подготовительной к школе группы №7 , воспитатели, музыкальный руководитель.

Приглашенные гости : ликвидаторы Чернобыльской катастрофы : Курносов Николай Петрович и Порохнявый Петр Андреевич, учитель начальных классов СОШ №107, родители воспитанников.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, усаживаются на места (слайд№1)

Дети исполняют танец «Пробуждение»

Звучит взрыв (слайд №2)

Дети выходят на полукруг (слайд №3)

1-й ребенок :

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

2-й ребенок :

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

3-й ребенок :

На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса,

Останутся лишь в книжке.

Исполняется песня «Просьба» 1 куплет

Ведущая 1 : (слайд 3) Как красива наша планета и как хрупка. Сегодня мы будем говорить о том, что угрожает нашей планете и как ей помочь?

Ведущая 2 : Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.

А что же такое природа ребята?

Дети отвечают

Ведущая 1 : А теперь ребята, расскажут нам о природе. Выходите…

Сценка :

1-й ребенок :

Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

2-й ребенок : Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

1-й ребенок : Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.

2-й ребенок : А что наблюдать?

1-й ребенок : Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.

2-й ребенок : А что это за наука?

1-й ребенок : Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Ведущий 1 : Так давайте сегодня об этом поговорим…. Наша планета в опасности. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Ведущий 2 : Как же сберечь нашу землю и не допустить катастроф? А что же такое катастрофа?

Дети отвечают

Ведущий 1 : Сейчас нам дети расскажут о различных катастрофах, катаклизмах и неблагоприятном отношении человека к природе.

Ребенок : Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями . Экологическая катастрофа – разрушительное воздействие человека на природу.

Ребенок : (слайд №4) Все живое на земле не может жить без воздуха. С каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше, а, выбросов с химических фабрик, заводов, выхлопных газов от транспорта всё больше и больше.

Ребенок : (слайд №5) Вода нам так же необходима, как и воздух. Загрязнение морей и океанов. Происходит разными промышленными и бытовыми отходами, которые попадают в воду и делают ее грязной. В мировой океан попадает много нефти, большая поверхность океанов покрыта маслянистой пленкой

Ребенок : (слайд №6) Земля тоже страдает от действий человека. Пролив и утечка горюче-смазочных материалов, бытовой и промышленный мусор, все это загрязняет землю приводит к катастрофам

Ребенок : (слайд №7) Лес тоже в опасности. Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование.

Ребенок : (слайд №8) Лесные пожары – это бедствие для всей планеты, большая часть пожаров происходит по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.

Ведущая 1 : (слайд №10) Вот ребята, посмотрите, какой ужасный пожар по вине человека произошел в Петропавловском и Михайловском районах. В этом пожаре пострадало много деревьев, кустов, и пострадали даже некоторые постройки.

Ребенок : (слайд №11) Люди нарушают русла рек, что приводит к таким катастрофам как наводнение.

Ведущий 2 : (слайд №12) Вот, ребята, обратите внимание на слайд. Это наводнение произошло в том году в Бийском районе. Пострадало много домой, многие люди остались без крыши над головой. Но люди, которым это было не безразлично помогали друг другу, были организованны спасательные операции по спасению людей из этой страшной катастрофы.

Ведущий 1 : (слайд №13) Еще одна очень страшная катастрофа по вине человека произошла более 30 лет назад в Чернобыле , в городе Припять. Произошла ужасная авария на Атомной электростанции, взрыв и пожар, и в воздух попало много вредных веществ, которые ветер разнес на обширную территорию (слайд №14) .

Ведущая 2 : (слайд №15) 22 пожарных, выехавших на пожар той ночью, совершили настоящий подвиг - отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них - ценой своей жизни (слайд №16) . В ликвидации последствий аварии принимали участие тысячи людей, в этом городе в честь них воздвигли памятник (слайд №17) .

Ведущая 1 : (слайд №18) г. Припять огородили колючей проволокой и присвоили название «город-призрак» (слайд №19) . Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах . Нельзя найти здесь только людей.

Ведущая 1 : (слайд №20) Еще долгие годы мир будет слышать отголоски Чернобыльской трагедии . Сейчас Чернобыль представляет собой , так называемую заброшенную зону. Страшно то, что от последствий катастрофы до сих пор страдают люди.

Ведущая 2 : А сейчас я хочу предоставить слово участнику этих событий, одному из многих ликвидаторов этой страной аварии (ФИО участника-ликвидатора) .

Выходят дети читают стихи :

(слайд №21)

Ребенок :

В этом городе больше никто не живёт.

В этом городе нету ни птиц, ни зверей.

Только ветер в разбитые окна поёт,

Под скрипенье и стук приоткрытых дверей .

Ребенок :

Он покинут жильцами на верную смерть.

Но за что он покаран - никак не поймёт.

Он в дыму и пожарах сумел уцелеть.

Но зачем? Всё равно в нём никто не живёт…

Ребенок :

На качелях разбитых качается дождь,

И над парком взметнулся остов Колеса.

Ведущая 2 : Пройдет еще ни один десяток лет, но авария и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой… Ведь потому что, спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе , что это уже в прошлом, а теперь все хорошо.

Ведущая 1 : Пусть же сохранится память о тех трагических днях , чтобы на нашей земле никогда не повторился Чернобыль ! Низкий поклон и вечная память героям ликвидаторам Чернобыльской аварии… Всем кто спас мир от ядерной катастрофы. Прошу вас почтить память жертв Чернобыля Минутой молчания (слайд №22) .

Ведущая 2 : (слайд №23) Этот снимок сделан из космоса. На нём – кусочек нашей прекрасной планеты Земля. Когда-то путешественники тратили годы и годы для того, чтобы переплыть океан, открыть новые земли , обследовать неизвестные острова. Мир казался огромным, а планета - чуть ли не бескрайней.

Ведущая 1 : Сегодня за считанные часы космический корабль совершает виток вокруг неё. Скорости и техника 21века сжали пространство. Мир стал таким маленьким, а наша общая планета Земля такой хрупкой. «Наше поколение понимает, что не земной шар принадлежит нам, а мы принадлежим ему, - и нам надо передать будущим поколениям чистую планету». Тому, чтобы этот вывод был навсегда усвоен всеми, и должен послужить урок Чернобыля .

Дети выходят на полукруг

1-й ребенок :

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

2-й ребенок :

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Песня «Солнечный круг»

(слайд №24)

Ведущий 2 : Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет!

Земля – величайшее чудо, у нас она одна!