T-34 был значительно улучшен во время испытаний, а массовое производство было налажено в сентябре преемником Кошкина, главным проектировщиком Александром Морозовым. Создание предыдущих моделей,а именно T-26, БТ-7 и тяжелого, многобашенного Т-28 было отменено, что бы получить место для нового среднего танка.

Производство было также разделено, Ленинград поставлял пушку Л-11, Харьков дизельный двигатель V12, Москва электрические комплектующие и бронекорпус. Окончательная сборка производилась на сталинградском тракторном заводе.

После июля 1941 года все уязвимые производственные центры были перенесены на восток. Только Сталинградский завод остался на месте до самого конца сражений в начале 1943 года и капитуляции Фон Паулуса.

T-34-76, модель 1940 года

На модели 1940 года присутствовали различные дефекты. Переднюю бронированную часть корпуса сложной формы было трудно производить, была нехватка дизелей V12, поэтому большинство танков серии 1940 года было оборудовано двигателем Микулина М-17 на фабрике Горького, так же как и временными трансмиссией со сцеплением оттуда. Первоначальная пушка Л-11 была раскритикована за то, что имела низкую дульную скорость, поэтому на фабрике Горького была создана её замена - пушка Ф-34. Позже она была передана в производство, первые же танки были ей оборудованы в июле 1941 года.

T-34-76, модель 1941 года

Эта модель сильно отличалась от своего предшественника 1940 года. Почти все было подвергнуто исследованию и переделке для упрощения массового производства, например такие элементы как новое крепление орудия, сварная турельная установка с новым широким люком и множество других деталей.

Для простоты производства был добавлен единственный люк, но он имел и недостатки, делая ловушку из подбитого танка для всего экипажа. Это очень осложняло жизнь экипажа, многие бойцы почувствовали на себе отсутствие комфорта, плохую эргономику и огромный риск остаться в горящем танке, чья башня к тому времени получила прозвище "пирожок".

Очень большие выхлопные трубы, находящиеся сзади, так же оказались проблемой. Башня не обеспечивала должной защиты командиру, поскольку не имела специального лючка или перископа. У единственного тяжелого люка, расположенного спереди, была лишь одна щель видения, которая с легкостью пачкалась или забивалась грязью в боевых условиях.

Кроме того, командир был вынужден заряжать пушку, поскольку, экипаж состоял всего из 4 человек. Это было исправлено лишь на T-34-85.

Позже у многих танков появилось дополнительное бронирование, например на экранированной версии 1942 года. Это пришлось делать для того, чтобы хоть как-то противостоять новым 88 миллиметровым немецким пушкам. Броня была в значительной степени улучшена по сравнению с моделью 1940 года (или "моделью A").

Приблизительно 324 модели T-34 были перевооружены пушкой ЗИС-4, обладающей отличной скоростью полета снаряда, получили название Т-34-57 и были использованы как охотники за танками, например во время сражения за Москву.

Т-34-76, модели 1942-1944 годов

Поскольку стандартизированные станки, используемые для производства T-34, не были легко адаптируемыми под новые условия, исправление специфических производственных недостатков было сильно ограничено. Многие особенности танка остались неизменными вплоть до 1943 года, несмотря на жалобы их экипажей и командиров.

Почти все делалось для упрощения, даже автоматическая сварка, сделавшая броню более крепкой, была введена для ускорения и упрощения производства. Пушка Ф-34 была упрощена до такой степени, что для её сборки стало необходимо почти на 200 частей меньше(от 861 до 614). Прицелы и дальномер остались сырыми, несмотря на то, что были альтернативные. Например, пушка Ф-34 длинной 42 калибра и прицел ТМФД-7 вместе с перископическим панорамным прицелом ПТ-4-7 не могли позволить использовать вооружение с таких же дистанций, как и немцы. Это привело к наступательной тактике, основанной на постоянном маневрировании и сближении с врагом, в то время как немецкие танки могли спокойно стоять и стрелять, оставаясь, практически неуязвимыми, с больших дистанций.

Нехватка резины не давала использовать нормальные колеса, дизайн постоянно менялся, многие делались из чистого металла, что смотрелось весьма странно вместе с обычными гусеницами. Однако, в начале 1942 появилась улучшенная башня модели Д, промежуточный результат из проекта T-34M, который был большим шагом вперед по сравнению с предыдущими моделями. Наконец-то, единственный большой люк был удален и заменен отделенными люками, в конце 1943 года появился новый панорамный командирский прицел с круговым обзором.

Дух танкиста - крепче стали!
Остальное все - фигня!
Нас учил товарищ Сталин,

Что - крепка у нас броня!

Бронированные гусеничные машины всегда занимали в советском обществе особое место. Танки в СССР делать умели, и ими гордились. Юркие и проворные «быстроходные телеги» БТ, гонявшие самураев при Халхин-Голе, мобильные крепости КВ и ИС, «зверобои» СУ/ИСУ-152, бескрайние арсеналы послевоенных Т-54/55, один из лучших танков ХХ века Т-72 «Урал»… Про танки слагали песни и снимали фильмы, они стояли на пьедесталах в каждом русском городе, и каждый гражданин Страны Советов знал, что «броня крепка, и танки наши быстры». Среди множества конструкций, рожденных советскими танкостроителями, особое место занимает «танк Победы» Т-34, чей приоритет безоговорочно признавали даже зарубежные специалисты:

«Исключительно высокие боевые качества. Мы ничего подобного не имели», - писал после первых встреч с Т-34 генерал-майор фон Мелентин. «Самый лучший танк в мире», - озвучил свое мнение генерал-фельдмаршал фон Клейст. «Получены тревожные донесения о качестве русских танков. Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было потеряно и перешло к противнику», - так отзывался о результатах танковых боев на Восточном фронте создатель танковых войск, генерал-полковник Гейнц Гудериан.

Не менее высокая оценка была дана Т-34 британскими специалистами: «Конструкция танка свидетельствует о четком понимании важнейших боевых качеств бронетехники и требований войны… Создание и серийное производство таких совершенных танков в столь огромном количестве представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого уровня…»

Кубок конструкторов

После всесторонних испытаний Т-34 на Абердинском полигоне американские военные не спешили рассыпаться в комплиментах и сделали вполне предсказуемые выводы, которые легли в основу феерического доклада начальника 2-го управления Главразведуправления Красной Армии генерал-майора В. Хлопова:


Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен…

Химический анализ брони показал, что броневые плиты советского танка имеют поверхностную закалку, основная масса броневой плиты представляет собой мягкую сталь. Американцы считают, что, качество брони можно улучшить, увеличив глубину закалки…
Неприятным открытием стала для них [американцев] водопроницаемость корпуса Т-34. В сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования…

Тесное боевое отделение. Много претензий вызвал механизм поворота башни: электромотор слаб, перегружен и страшно искрит. Американцы рекомендуют заменить механизм поворота башни на гидравлическую систему или вообще на ручной привод…
Подвеска "Кристи" признана неудачной. Подвеска свечного типа была испытана в США еще в 30-е годы, и американская армия от нее отказалась…

Танк, с американской точки зрения, признан тихоходным (!) - Т-34 преодолевает препятствия хуже, чем любой из американских танков. Всему виной – неоптимальная трансмиссия. Несмотря на большую тяговооруженность танка, ходовая часть не позволяет реализовать весь заложенный потенциал.

Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая. Особенно американцев возмутила безобразная конструкция кулисы передач - после долгих мучений они заменили оригинальную конструкцию на собственную деталь. Было отмечено, что все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок.


Гонки по непроходимой грязи. Вперед вырвались "Шерман" и "Першинг" с более соврешенной трансмиссией.


В это же время, янки педантично отметили все положительные стороны танка Т-34, среди которых оказалось несколько неожиданных моментов:

Выбор углов наклона броневых листов корпуса и башни указывает на превосходную снарядостойкость…
Замечательные прицелы. Смотровые приборы не отделаны, но весьма удовлетворительные. Общие пределы обзорности хорошие.
Пушка Ф-34 очень понравилась, надежна, очень простой конструкции, легко устанавливается и удобна в обслуживании.
Алюминиевый дизель В-2 очень легок для своих размеров [еще бы! В-2 разработывался как авиационный двигатель]. Чувствуется стремление к компактности. Единственной проблемой двигателя назван преступно плохой воздухоочиститель - американцы назвали конструктора саботажником.

В США была отправлена машина из «особой серии» - один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34, но американцы пришли в ужас от низкого качества деталей танка, обилия «детских болезней» и совершенного нелепых, на первый взгляд, конструкторских ошибок.
Чтож, это был продукт крупносерийного производства. В трудное военное время, в условиях эвакуации и всеобщего бардака, нехватки рабочих рук, оборудования и материалов. Настоящим достижением было не качество брони, а ее количество. Пятьдесят тысяч Т-34 – примерно столько танков наштамповали заводы СССР к моменту окончания Великой отечественной войны.


Танки ждут на фронте!


Все достоинства и недостатки Т-34 были хорошо известны в СССР задолго до испытаний в США. Именно потому госприемка так долго отказывалась принимать «сырой» танк на вооружение, а на протяжении всей войны разрабатывались детальные проекты нового среднего танка: Т-34М, Т-43, Т-44, в которых шаг за шагом исправлялись недостатки оригинальной «тридцатьчетверки». Сам Т-34 в процессе производства тоже непрерывно модернизировался – в 1943 году появилась новая трехместная башня-«гайка», четырехступенчатую КПП заменили на пятиступенчатую – танк стал развивать на шоссе более 50 км/ч.
Увы, сдвинутая вперед башня не позволяла усилить лобовую броню, передние катки и так были перегружены. В результате Т-34-85 так и пробегали до конца войны с 45 мм лбом. Недостаток удалось исправить только в послевоенном Т-44: двигатель развернули поперек корпуса, боевое отделение сместилось ближе к центру, толщина лобовой брони сразу возросла до 100 мм.

В то же время, для 1941 года Т-34 был революционной машиной:
- длинноствольное 76 мм орудие (по сравнению с зарубежными образцами танкового вооружения)
- рациональные углы наклона брони
- тяговитый дизель мощностью 500 л.с.
- широкие гусеницы и отличная проходимость
Ни у одной армии мира тогда не было на вооружении столь совершенных боевых машин.

Боевой зачет

Средний танк T-III. Выпущено 5000 единиц.
Средний танк T-IV, самый массовый танк Вермахта. Выпущено 8600 единиц.
Средний танк Pz.Kpfw.38(t) производства Чехословакии. На вооружении Вермахта поступило 1400 единиц.
Танк «Пантера». Выпущено 6000 единиц.
Великий и ужасный «Тигр». Выпущено 1350 единиц.
Cчет «Королевских Тигров» шел на сотни: немцы успели выпустить всего 492 машины.
С точки зрения арифметики, на вооружении Вермахта находилось около 23 000 «настоящих» танков (я нарочно не учел танкетку Т-I, легкий танк Т-II с противопульной броней и 20 мм орудием и сверхтяжелый танк «Маус»).


А на войне, как на войне...


С точки зрения обывателя, стальная лавина из 50 000 лучших в мире танков Т-34 должна была смести весь этот немецкий хлам и победоносно завершить войну 9 мая 1942 года (к слову, только в 1942 году советская промышленность произвела для фронта 15 тысяч Т-34). Увы, реальность оказалась обескураживающей – война продолжалась долгих четыре года и унесла миллионы жизней советских граждан. Что касается потерь нашей бронетехники, то историки приводят цифры от 70 до 95 тысяч танков и САУ.
Получается…Т-34 незаслуженно присвоено звание «лучшего танка»? Факты красноречиво свидетельствуют, что Т-34 не был «рабочей лошадкой» Красной Армии, Т-34 был «пушечным мясом»…
Что происходит, товарищи?

Погрешность в расчетах

Танки редко воюют с танками. Несмотря на красочные описания дуэлей «Т-34 vs Пантера» или «Тигр vs ИС-2», половина потерь бронетехники стали результатом работы противотанковой артиллерии. Легендарные советские«сорокопятки», 37 мм немецкие «колотушки», грозные 88 мм зенитки, с надписью на лафете «Стрелять только по КВ!» - вот они, настоящие истребители танков. Именно с этой позиции нужно смотреть на применение Т-34.


Выстрелы к советскому 57 мм противотанковому орудию ЗИС-2. На все случаи жизни.


К концу войны положение танкистов стало катастрофическим – немцам удалось создать простое и дешевое противотанковое средство, идеальное для боя в городских условиях. Темп выпуска «Фаустпатронов» доходил до 1 миллиона в месяц!

«Фаустпатрон» не являлся таким грозным для нашего непревзойденного танка Т-34. Во время наступления я очень серьёзно разговаривал с личным составом и выяснил, что фаустпатрон являлся жупелом, которого отдельные танки боялись, но повторяю, что в Берлинской операции фаустпатрон не являлся таким страшным оружием, как представляют некоторые.»

Ценой хвастливым словам командующего 2-й гвардейской танковой армией маршала бронетанковых войск С.И. Богданова стали тысячи сгоревших танкистов, не доживших до Победы всего несколько дней. В наше время реактивный противотанковый гранатомет продолжает оставься одним из самых страшных противников бронетехники – чрезвычайно скрытное, мобильное и неуловимое оружие, которое, как показывает практика, способно уничтожить любой танк, несмотря на хитроумную многослойную защиту.


Второй злейший враг танков – мины. На них подорвались 25% бронированных гусеничных машин. Часть машин были уничтожены огнем с воздуха. При знакомстве с цифрами статистики становится понятно, что танковое побоище под Прохоровкой всего лишь редкое стечение обстоятельств.

Фердинанд

Дискуссии о количестве немецкой бронетехники часто обходят стороной самоходные артиллерийские установки на шасси немецких танков. На самом деле, немцам удалось создать в этой области ряд эффективных противотанковых средств. Например, малоизвестный для широкой публики «Насхорн» (нем. носорог) – 88 мм пушка «Насхорна» пробивала любой советский танк на дистанции 1,5 километра. 500 САУ этого типа доставили немало бед Красной Армии – известны случаи, когда «Носорог» сжигал роту Т-34.

Вот выползает из укрытия одиозный «Фердинанд» - чудо немецкого гения, тяжелый истребитель танков массой 70 тонн. Огромная бронированная коробка с экипажем из шести человек не могла развернуться на тяжелом бездорожье и ползла на противника по прямой. Несмотря на насмешливое отношение к «Фердинанду», до конца войны так и не был решен вопрос с его 200 мм лбом – «Федя» не пробивался никакими обычными средствами. 90 машин превратились в настоящее пугало, каждая уничтоженная немецкая САУ отражалась в отчетах как «Фердинанд».

Все знают про 1400 чешских танков Pz.Kpfw.38(t). А многие ли знают об истребителе «Хетцер» на шасси этого танка? Ведь их было выпущено более 2000! Легкая, проворная машина, при массе 15 тонн обладала приемлемой защищенностью, подвижностью и огневой мощью. «Хетцер» был настолько крут, что его производство продолжалось после войны, и он стоял на вооружении Швейцарской армии до 1972 года.



Среди многочисленных конструкций немецких САУ, самой совершенной и сбалансированной была «Ягдпантера». Несмотря на малое количество – всего 415 машин – «Ягдпантеры» задали жару и Красной Армии, и союзникам.
В итоге мы видим, что немцам для ведения боевых действий тоже требовалось огромное количество бронетехники, потери наших танкистов уже не кажутся столь невероятны. И с той, и с другой стороны для танков и САУ было достаточно задач: укрепления, техника, артиллерийские позиции, оборонительные рубежи, живая сила… Все это нужно было уничтожать, давить, разрушать, преодолевать, защищать, контратаковать и прикрывать.

Средние танки были чрезвычайно популярным видом боевой техники – они выгодно отличались умеренной массой и рациональным сочетанием боевых качеств. Аналогами «тридцатьчетверки» чаще всего называют немецкие танки Т-IV и Т-V «Пантера», а также американский М4 «Шерман». С него, пожалуй, и начнем.

Универсальный солдат

По характеристикам «Шерман» очень близок Т-34-85 – до сих пор не утихают жаркие споры о том, кто был лучше. Силуэт Т-34-85 ниже на 23 сантиметра. Зато у «Шермана» верхняя лобовая деталь корпуса толще на 6 мм… Стоп! Мы так ничего не добьемся, нужно подходить к делу аналитически.

Серьезные исследования говорят, что 76 мм пушка «Шермана» благодаря использованию БПС обладала большей бронепробиваемостью, но уступала 85 мм орудию Т-34 по фугасному воздействию. Паритет!
У Т-34 толще бортовая броня, бронелисты имеют рациональный угол наклона. С другой стороны, наклон бронелистов имеет смысл, когда калибр снаряда равен толщине брони. Потому 75 мм пушка «Пантеры» пробивала как фольгу и наклонный 45 мм борт нашего танка, и 38 мм прямой борт «американца». Я уже не говорю о «фаустпатронах»…
О боевых возможностях «Шерманов» ярче всего говорит тот факт, что ленд-лизовские «иномарки» поступали на вооружение только Гвардейских дивизий. Кроме комфортного боевого отделения, «Шерман» обладал менее известными достоинствами: например, в отличии от других средних танков, он был вооружен крупнокалиберным пулеметом. Танкистам нравился точный и удобный гидравлический привод башни – их выстрел всегда был первым. А еще «Шерман» был более тихим (Т-34 гремел так, что было слышно за километры).


Кроме 49 тысяч танков, выпущенных во множестве модификаций (каждая - под конкретную задачу), на базе «Шерманов» было создано 2 типа реактивных систем залпового огня, 6 самоходных артиллерийских установок и 7 типов мостоукладчиков, тягачей и ремонтно-эвакуационных машин.
Т-34 тоже не прост: на шасси советского танка были созданы убойный истребитель танков СУ-100, мощное штурмовое орудие СУ-122, три вида тягачей, мостоукладчик ТМ-34 и самоходный кран СПК-5. Паритет!

Как мы видим, различия минимальны, каждый танк хорош по-своему. Единственное, чего нет у «Шермана» - той яркой и трагической боевой : африканская песочница, зимние забавы в Арденнах и ограниченное появление на Восточном фронте не могут сравниться с четырехлетней кровавой кашей, что выпала на долю сурового Т-34.

Рядовой Панцерваффе

Летом 1941 года у немецкого Т-IV все складывалось скверно – советские снаряды прошивали его 30-мм борта, как кусок картона. В то же время, «обрубок» его короткоствольного 75 мм орудия KwK.37 не мог пробить советский танк даже в упор.
Радиостанция и оптика Carl Zeiss это конечно хорошо, но что будет, если на Т-IV, например, грохнется трансмиссия? О, это будет вторая часть Марлезонского балета! Коробку передач будут вытаскивать через погон снятой башни. А вы говорите, у вас на работе проблемы…
У Т-34 таких фокусов не возникало – задняя часть танка разбиралась, открывая доступ в МТО.


Справедливо будет отметить, что уже к 1942 г. техническое превосходство снова вернулось к немцам. С новой 75 мм пушкой KwK.40 и усиленной броней Т-IV превратился в грозного противника.
Увы, Т-IV совсем не подходит на звание лучшего. Какой лучший танк может быть без победоносной истории?! Да и собрали их слишком мало: супер-промышленность Третьего Рейха кое-как осилила 8686 танков за 7 лет серийного производства. Может быть, и правильно сделали…еще Суворов учил, что воевать нужно не числом, а умением.

Проект-катастрофа

Ну и напоследок, легендарная «Пантера». Скажем прямо: немецкая попытка создать новый средний танк в разгар войны полностью провалилась. «Пантера» получилось громоздкой и сложной, вследствие чего она потеряла главное качество Среднего танка – массовость. 5976 машин оказалось слишком мало для войны на два фронта.


С технической точки зрения, «Пантера» на голову превосходила Т-34, но это было куплено слишком дорогой ценой – 45 тонн массы покоя и вечные эксплуатационные проблемы. При этом, по странному стечению обстоятельств, «Пантера» оказалась недовооружена: тощий ствол 75 мм орудия кажется явным диссонансом на фоне массивного корпуса танка. (Недостаток обещали исправить на «Пантере-II», установив нормальную 88 мм пушку).
Да, «Пантера» была сильна и опасна, но ее стоимость и трудоемкость производства приближались к параметрам танка «Тигр». При этом возможности остались на уровне обычного среднего танка.

Итоги

Лучшего танка, как вы уже поняли, не существует. Слишком много параметров и условий в этой задаче. Конструкция Т-34 безусловно несла в себе новизну, при этом, еще один Кубок конструкторов стоит вручить труженикам уральских заводов – они совершили подвиг, начав массовое (правильнее - сверхмассовое) производство танков в самые тяжелые времена для нашей Родины. Что касается боевой эффективности - тут Т-34 вряд ли попадет даже в десятку лучших. Любой «Насхорн» заткнет «тридцатьчетверку» за пояс по количеству нанесенного ущерба в расчете на один танк. Здесь безусловный лидер – непобедимый «Тигр».


Т-34, Сербия, 1996 год.


Однако существует еще один, самый важный - стратегический зачет. Согласно этому конкурсу, каждый танк нужно рассматривать как элемент содействия успехам армии в геополитическом масштабе. И здесь Т-34 стремительно возносится на вершину – благодаря своим танкам Советский Союз победил фашизм, что определило дальнейшую историю всего мира.

На трудовом фронте развернулась борьба за увеличение выпуска танков

В конце 1941 - первой половине 1942 года выпуск танков Т-34 осуществлялся на трех заводах: № 183 в Нижнем Тагиле, Сталинградском тракторном (СТЗ) и № 112 «Красное Сормово» в Горьком. Головным считался завод № 183, так же, как и его КБ - отдел 520. Предполагалось, что все изменения, вносимые в конструкцию тридцатьчетверки другими предприятиями, будут утверждаться именно здесь. На деле все выглядело несколько иначе. Незыблемыми оставались только ТТХ танка, в деталях же машины разных заводов-изготовителей существенно отличались друг от друга.


РОДОВЫЕ ПРИЗНАКИ

Например, с 25 октября 1941 года на заводе № 112 приступили к изготовлению опытных образцов упрощенных бронекорпусов - без механической обработки кромок листов после газовой резки, с соединением деталей в «четверть» и шиповым соединением лобового листа с бортами и подкрылками.

На чертежах головного завода, поступивших на «Красное Сормово», в задней стенке башни имелся люк, закрываемый съемным броневым листом с креплением на шести болтах. Люк предназначался для демонтажа в полевых условиях поврежденной пушки. Металлурги завода по своей технологии кормовую стенку башни отливали сплошной, а отверстие под люк вырезалось на фрезерном станке. Вскоре выяснилось, что при обстреле из пулемета в съемном листе возникает вибрация, приводящая к отрыву болтов и срыву его с места.

Попытки отказаться от люка предпринимались неоднократно, однако каждый раз возражали представители заказчика. Тогда начальник сектора вооружения А. С. Окунев предложил с помощью двух танковых домкратов поднимать кормовую часть башни. При этом в образовавшееся отверстие между ее погоном и крышей корпуса пушка, снятая с цапф, свободно выкатывалась на крышу МТО. На испытаниях на переднюю кромку крыши корпуса приварили упор, предохранявший башню от сползания во время подъема.

Выпуск таких башен начался на заводе № 112 с 1 марта 1942 года. Военпред А. А. Афанасьев предложил вместо упорной планки на всю ширину крыши корпуса приварить броневой козырек, который одновременно служил бы упором и защищал от пуль и осколков зазор между торцом башни и крышей корпуса. Позже этот козырек и отсутствие люка в задней стенке башни стали отличительными чертами сормовских танков.

Из-за потери многих смежников танкостроителям приходилось проявлять чудеса изобретательности. Так, в связи с прекращением поставок из Днепропетровска воздушных баллонов для аварийного запуска двигателя на «Красном Сормове» стали использовать для их изготовления выбракованные по мехобработке корпуса артиллерийских снарядов.

Выкручивались, как могли, и на СТЗ: с августа 1941 года начались перебои с поставкой резины из Ярославля, поэтому с 29 октября все тридцатьчетверки на СТЗ стали оснащаться литыми опорными катками с внутренней амортизацией. В результате характерной внешней особенностью сталинградских танков являлось отсутствие резиновых бандажей на всех опорных катках. Была разработана и новая конструкция трака со спрямленной беговой дорожкой, позволившая снизить шум при движении машины. Ликвидировали «обрезинку» и на ведущих и направляющих колесах.

Еще одной характерной особенностью танков СТЗ стали корпус и башня, изготавливавшиеся по упрощенной технологии, разработанной заводом № 264 по примеру «Красного Сормова». Броневые детали корпуса соединялись между собой в «шип». Варианты в «замок» и в «четверть» сохранились лишь в соединении верхнего лобового листа корпуса с крышей и днища с нижними листами носа и кормы. В результате значительного уменьшения объема механической обработки деталей цикл сборки корпусов сократился с девяти суток до двух. Что касается башни, то ее принялись сваривать из листов сырой брони с последующей закалкой уже в собранном виде. При этом совершенно отпала необходимость в правке деталей после закалки и облегчилась подгонка их при сборке «по месту».

Сталинградский тракторный выпускал и ремонтировал танки вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. 5 октября 1942 года в соответствии с приказом Наркомата тяжелой промышленности (НКТП) все работы на СТЗ были прекращены, а оставшиеся рабочие эвакуированы.

Основным же производителем тридцатьчетверок в 1942 году оставался завод № 183, хотя после эвакуации выйти на требуемый режим ему удалось не сразу. В частности, план первых трех месяцев 1942 года выполнен не был. Последующий рост выпуска танков основывался, с одной стороны, на четкой и рациональной организации производства, а с другой - на снижении трудоемкости изготовления Т-34. Был произведен подетальный пересмотр конструкции машины, в результате которого упростили изготовление 770 и совсем отменили изготовление 5641 наименования деталей. Были отменены также и 206 покупных изделий. Трудоемкость механической обработки корпуса снизилась с 260 до 80 нормочасов.

Существенным изменениям подверглась ходовая часть. В Нижнем Тагиле стали отливать опорные катки по типу сталинградских - без резиновых бандажей. Начиная с января 1942 года применительно к одному борту на танк устанавливалось три или четыре таких катка. Дефицитную резину убрали и с направляющего и ведущего колес. Последнее, кроме того, изготавливали цельнолитым - без роликов.

Из системы смазки двигателя исключили масляный радиатор и увеличили до 50 л емкость масляного бака. В системе питания шестеренчатый насос заменили насосом коловратного типа. Из-за недопоставки комплектующих электроприборов до весны 1942 года на большинстве танков не устанавливались некоторые контрольно-измерительные приборы, фары, задний фонарь, электромотор вентилятора, сигнал и ТПУ.

Следует особо подчеркнуть, что в ряде случаев изменения, направленные на упрощение конструкции и снижение трудоемкости изготовления боевых машин, не были оправданны. Некоторые из них впоследствии обернулись снижением эксплуатационных характеристик Т-34.

ПОМОГЛИ НАУКА И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ

Наращиванию выпуска тридцатьчетверок в 1942 году способствовало внедрение сначала на заводе № 183, а затем и на других предприятиях автоматической сварки под слоем флюса, разработанной академиком Е. О. Патоном. 183-й завод оказался в этом деле лидером не случайно - решением СНК СССР Институт электросварки Академии наук УССР был эвакуирован в Нижний Тагил, причем на территорию Уральского танкового завода.

В январе 1942 года в порядке эксперимента изготовили корпус, у которого один борт был сварен вручную, а другой борт и нос - под слоем флюса. После этого для определения прочности швов корпус отправили на полигон. Как рассказывал Е. О. Патон в своих воспоминаниях, «танк подвергли жестокому обстрелу с весьма короткой дистанции бронебойными и фугасными снарядами. Первые же попадания в борт, сваренный вручную, вызвали солидное разрушение шва. После этого танк повернули и под огонь попал второй борт, сваренный автоматом... Семь попаданий подряд! Наши швы выдержали, не поддались! Они оказались крепче самой брони. Также выдержали проверку огнем швы носовой части. Это была полная победа автоматической скоростной сварки».

На заводе сварку поставили на конвейер. В цех закатили несколько вагонных тележек, оставшихся с довоенного производства, вырезали в их рамах скосы по конфигурации бортов корпуса танка. Над линией тележек поставили шатер из балок так, чтобы сварочные головки могли передвигаться по балкам вдоль и поперек корпуса, и соединив вместе все тележки, получили конвейер. На первой позиции сваривали поперечные швы, на следующей - продольные, затем переставляли корпус на ребро, сначала одной стороной, потом другой. Завершали сварку, повернув корпус днищем вверх. Некоторые места, где нельзя было использовать автомат, варились вручную. Благодаря применению автоматической сварки трудоемкость изготовления корпуса снизилась в пять раз. К концу 1942 года только на заводе № 183 работало шесть сварочных автоматов. К концу 1943-го их количество на танковых заводах достигло 15, а еще через год - 30.

Наряду с проблемами сварки узким местом оставалось производство литых башен, которые формовали в землю. Эта технология требовала большего объема работ по обрубке и газовой обрезке литников и заливин в швы между блоками формы. Главный металлург завода П. П. Маляров и начальник сталелитейного цеха И. И. Атопов предложили внедрить машинную формовку. Но для этого требовалась совершенно новая конструкция башни. Ее проект весной 1942 года разработал М. А. Набутовский. Она вошла в как башня так называемой шестигранной или улучшенной формы. И то, и другое название весьма условно, так как предыдущая башня тоже имела шестигранную форму, разве что более вытянутую и пластичную. Что же касается «улучшенности», то это определение целиком относится к технологии изготовления, поскольку новая башня по-прежнему оставалась очень тесной и неудобной для экипажа. У танкистов за свою близкую к правильному шестиграннику форму она получила прозвище «гайка».

БОЛЬШЕ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ, ХУЖЕ КАЧЕСТВО

В соответствии с распоряжением ГКО от 31 октября 1941 года к бронекорпусному производству для Т-34 и КВ был подключен Уралмашзавод (Уральский завод тяжелого машиностроения, УЗТМ). Однако до марта 1942-го он выдавал только раскрой корпусов, который поставлял на «Красное Сормово» и в Нижний Тагил. В апреле 1942 года здесь начались полная сборка корпусов и изготовление башен тридцатьчетверок для завода № 183. А 28 июля 1942 года УЗТМ поручили организовать производство уже всего танка Т-34 и удвоить выпуск башен для него ввиду остановки завода № 264.

Серийный выпуск Т-34 начался на Уралмаше в сентябре 1942-го. При этом возникло немало проблем, например с башнями - из-за увеличения программы литейные цехи не могли обеспечить выполнение плана. По решению директора завода Б. Г. Музурукова были задействованы свободные мощности 10 000-тонного пресса «Шлеман». Конструктор И. Ф. Вахрушев и технолог В. С. Ананьев разработали конструкцию штампованной башни, и с октября 1942 по март 1944 года их изготовили 2050 единиц. При этом УЗТМ не только полностью обеспечил свою программу, но и поставил значительное число таких башен на Челябинский Кировский завод (ЧКЗ).

Впрочем, танки Уралмаш выпускал недолго - до августа 1943 года. Затем это предприятие стало основным производителем САУ на базе Т-34.

Стремясь компенсировать неизбежную потерю Сталинградского тракторного, в июле 1942 года ГКО дал задание приступить к выпуску тридцатьчетверок на ЧКЗ. Первые танки покинули его цехи уже 22 августа. В марте 1944-го их выпуск на этом предприятии прекратили с целью наращивания производства тяжелых танков ИС-2.

В 1942 году к производству Т-34 подключился и завод № 174 имени К. Е. Ворошилова, эвакуированный из Ленинграда в Омск. Конструкторскую и технологическую документацию ему передали завод № 183 и УЗТМ.

Говоря о выпуске танков Т-34 в 1942-1943 годах, следует отметить, что к осени 1942-го наступил кризис их качества. К этому привели постоянный количественный рост изготовления тридцатьчетверок и привлечение к нему все новых и новых предприятий. Проблема рассматривалась на конференции заводов НКТП, проведенной 11-13 сентября 1942 года в Нижнем Тагиле. Вел ее замнаркома танковой промышленности Ж. Я. Котин. В выступлениях его и главного инспектора НКТП Г. О. Гутмана прозвучала жесткая критика в адрес заводских коллективов.

Разнос возымел действие: в течение второй половины 1942 - первой половины 1943 года на Т-34 было введено много изменений и усовершенствований. С осени 1942-го на танках начали устанавливать наружные топливные баки - кормовые прямоугольной или бортовые цилиндрической (на машинах ЧКЗ) формы. В конце ноября на тридцатьчетверку вернули ведущее колесо с роликами, ввели штампованные опорные катки с резиновыми бандажами. С января 1943 года танки оснащаются воздухоочистителями «Циклон», а с марта - июня - пятискоростными коробками передач. Кроме того, до 100 артвыстрелов был увеличен боекомплект, введен вытяжной башенный вентилятор. В 1943 году перископический прицел ПТ-4-7 заменили командирской панорамой ПТК-5, внедрили много других, более мелких усовершенствований, как, например, десантные поручни на башне.

Серийное производство танков Т-34 образца 1942 года (так неофициально, но наиболее часто они именуются в литературе) осуществлялось на заводах № 183 в Нижнем Тагиле, № 174 в Омске, УЗТМ в Свердловске и ЧКЗ в Челябинске. До июля 1943-го был выпущен 11 461 танк этой модификации.

Летом 1943 года на Т-34 начали устанавливать командирскую башенку. Интересная деталь: приоритет в этом вопросе отстаивают в своих отчетах по танкостроению за период Великой Отечественной войны три завода - № 183, Уралмаш и «Красное Сормово». На самом деле тагильчане предложили разместить башенку в корме башни за люками и посадить в башню третьего танкиста, как на опытном танке Т-43. Но и двум членам экипажа было тесно в «гайке», какой уж там третий! Уралмашевская башенка хоть и находилась над левым командирским башенным люком, но была штампованной конструкции, и ее тоже отвергли. И лишь литая сормовская «прописалась» на тридцатьчетверке.

В таком виде Т-34 серийно выпускались до середины 1944 года, причем последним завершил их производство завод № 174 в Омске.

ВСТРЕЧА С «ТИГРАМИ»

Именно эти машины вынесли на себе основную тяжесть жесточайшего танкового противоборства на Курской дуге (в частях Воронежского и Центрального фронтов тридцатьчетверки составляли 62%), в том числе и знаменитого Прохоровского сражения. Последнее вопреки сложившемуся стереотипу проходило не на каком-то отдельно взятом поле, вроде Бородинского, а развернулось на фронте протяженностью до 35 км и представляло собой ряд отдельных танковых боев.

Вечером 10 июля 1943 года командование Воронежского фронта получило приказ Ставки ВГК о нанесении контрудара по группировке немецких войск, наступавшей на прохоровском направлении. Для этой цели из резервного Степного фронта в состав Воронежского были переданы 5-я гвардейская армия генерал-лейтенанта А. С. Жадова и 5-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта танковых войск П. А. Ротмистрова (первая танковая армия однородного состава). Ее формирование началось 10 февраля 1943 года. К началу Курской битвы она дислоцировалась в районе Острогожска (Воронежская область) и имела в своем составе 18-й и 29-й танковые корпуса, а также 5-й гвардейский механизированный корпус.

6 июля в 23.00 был получен приказ, требовавший сосредоточения армии на правом берегу реки Оскол. Уже в 23.15 тронулся с места передовой отряд объединения, а спустя 45 минут за ним двинулись главные силы. Необходимо отметить безукоризненную организацию передислокации. По маршрутам следования колонн было запрещено встречное движение. Армия шла круглосуточно, с короткими привалами для заправки машин. Марш надежно прикрывался зенитной артиллерией и авиацией и благодаря этому остался незамеченным вражеской разведкой. За трое суток объединение переместилось на 330- 380 км. При этом почти не было случаев выхода боевых машин из строя по техническим причинам, что свидетельствует как о возросшей надежности танков, так и о грамотном их обслуживании.

9 июля 5-я гвардейская танковая армия сосредоточилась в районе Прохоровки. Предполагалось, что объединение с двумя приданными ему танковыми корпусами - 2-м и 2-м гвардейским в 10.00 12 июля атакует германские войска и совместно с 5-й и 6-й гвардейскими общевойсковыми армиями, а также 1-й танковой армией уничтожит вклинившуюся на обоянском направлении группировку противника, не допустив ее отступления на юг. Однако подготовка контрудара, начавшаяся 11 июля, была сорвана немцами, которые нанесли по нашей обороне два мощных удара: один - в направлении Обояни, другой - на Прохоровку. В результате частичного отхода наших войск артиллерия, которой в контрударе отводилась значительная роль, понесла потери и на позициях развертывания, и в движении к линии фронта.

12 июля в 8.30 главные силы немецких войск в составе моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова», насчитывавших до 500 танков и штурмовых орудий, перешли в наступление в направлении станции Прохоровка. В то же самое время после 15-минутной артподготовки немецкая группировка была атакована основными силами 5-й гвардейской танковой армии, что привело к развертыванию встречного танкового сражения, в котором с обеих сторон приняло участие около 1200 бронированных машин. Несмотря на то, что 5-я гвардейская танковая армия, действовавшая в полосе 17-19 км, смогла добиться плотности боевых порядков до 45 танков на 1 км, выполнить поставленную задачу она не смогла. Потери армии составили 328 танков и САУ, а вместе с приданными соединениями достигли 60% первоначальной численности.

Так что новые немецкие тяжелые танки оказались для Т-34 твердым орешком. «Боялись мы этих «Тигров» на Курской дуге, - вспоминал бывший командир тридцатьчетверки Е. Носков, - честно признаюсь. Из своей 88-мм пушки он, «Тигр», болванкой, то есть бронебойным снарядом с дистанции две тысячи метров прошивал нашу тридцатьчетверку насквозь. А мы из 76-мм пушки могли поразить этого толстобронированного зверя лишь с дистанции пятьсот метров и ближе новым подкалиберным снарядом...»

Еще одно свидетельство участника Курской битвы - командира танковой роты 10-го танкового корпуса П. И. Громцева: «Сначала стреляли по «Тиграм» метров с 700. Видишь - попадаешь, искры бронебойные высекают, а он идет хоть бы что и один за другим расстреливает наши танки. Благоприятствовала лишь сильная июльская жара - «Тигры» то там, то здесь загорались. Оказалось потом, что нередко вспыхивали бензиновые пары, скапливающиеся в моторном отделении танка. Напрямую удавалось подбить «Тигр» или «Пантеру» лишь метров с 300 и то только в борт. Много тогда наших танков сгорело, однако наша бригада все же потеснила немцев километра на два. Но мы были на пределе, больше такого боя не выдержать».

Такого же мнения о «Тиграх» придерживался и ветеран 63-й гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса Н. Я. Железнов: «...Пользуясь тем, что у нас 76-мм пушки, которые в лоб могут взять их броню только с 500 метров, они стояли на открытом месте. А попробуй подойди? Он тебя сожжет за 1200- 1500 метров! Наглые были. По существу пока 85-мм пушки не было, мы, как зайцы, от «Тигров» бегали и искали возможность как бы так вывернуться и ему в борт влепить. Тяжело было. Если ты видишь, что на расстоянии 800-1000 метров стоит «Тигр» и начинает тебя «крестить», то пока водит стволом горизонтально, ты еще можешь сидеть в танке. Как только начал водить вертикально - лучше выпрыгивай. Сгоришь! Со мной такого не было, а вот ребята выпрыгивали. Ну а когда появился Т-34-85, тут уже можно было выходить один на один...»

По праву считается оружием Победы.

История появления Т-34

Появление советского Т-34 было вызвано необходимостью танка, оснащенного противоснарядной броней, мощным двигателем и вооружением — что прекрасно осознавало руководство советской страны в конце 30-х годов прошлого века. История рождения на свет Т-34 интересна и сложна, о ней написано немало книг. Если говорить коротко, то танк, известный всему миру как Т-34, был принят на вооружение 19 декабря 1939 года.

В 1940 году началось серийное производство этой машины. К началу войны с гитлеровской Германией СССР имел 1225 Т-34, из них более девятисот — в западных округах. Т-34 изначально задумывался как средний танк с противоснарядным бронированием и мощным орудием, способным пробить броню любого танка.

Сказать, что появление Т-34 стало для гитлеровцев большим сюрпризом – это значит не сказать ничего. Русский танк превосходил все, что имел на тот время Вермахт. Ни одно из немецких противотанковых орудий не пробивало лобовую броню русского танка, для борьбы с ним приходилось использовать зенитную 88-миллиметровую пушку. Не могли пробить броню «тридцатьчетверки» и немецкие танки, а 76-мм пушка советского танка крушила броню любой немецкой бронированной машины.

Тем не менее, еще в ноябре-декабре 1940 года во время испытаний первых серийных машин Т-34 было отмечено множество недостатков этого танка. В первую очередь отмечали тесноту и неудобство боевого отделения. Танк Т-34 страдал также «слепотой», то есть, имел очень плохой обзор. Приборы наблюдения и прицелы танка были низкого качества и неудобно расположены.

В начале 1941 года была создана новая модификация Т-34 М , в которой удалось избавиться от большинства недостатков Т-34, но после начала войны все работы по Т-34 М были свернуты. Перед заводами-производителями поставили единственную задачу – максимально увеличить выпуск танков для фронта и не отвлекаться на доработки.

Причины модернизации

К вопросу модернизации Т-34 вернулись уже в 1942 году, имея за плечами опыт практического использования танка. Тем более что немцы доработали свой основной танк Pz.IV — на него была установлена 75-мм длинноствольная пушка и серьезно усилена броневая защита. Кроме того, в 1943 году Германия начала серийно выпускать средние и тяжелые танки Pz. VI «Тигр » и Pz. V «Пантера », имевшие серьезное бронирование, значительную огневую мощь и во многом превосходившие советский танк.

Советские танки должны были приблизиться на минимальное расстояние к немецким машинам и только в этом случае пушка «тридцатьчетверки» имела шанс пробить броню «пантеры» или «тигра». Стало очевидным, что Т-34 срочно нуждается в модернизации — причем довольно глубокой.

Модификация Т-34-85

Именно таким модернизированным вариантом стала модель Т-34-85, в которой был применен целый ряд новшеств, существенно повысивших ТТХ машины. В первую очередь был устранен главный недостаток Т-34 предыдущих модификаций – теснота башни. Из-за этого экипаж предыдущих моделей Т-34 состоял из четырех человек, и командир танка выполнял и функции стрелка-наводчика. Был улучшен обзор изнутри машины.

Т-34-85 получил новую башню, внутри которой смогли поместиться уже три танкиста. Ее эргономика стала более удобной. Башня танка Т-34-85 была увеличена в том числе и за счет расширения башенного погона, но при этом ни в корпус, ни в саму компоновку танка существенных изменений внесено не было. Вес танка увеличился до 32 тонн. На него была установлена пушка С-53, калибром 85 мм, что позволило модернизированной «тридцатьчетверке» успешно сражаться с новыми немецкими танками.

После того как на вооружение был принят Т-34-85, все более ранние модели этого танка получили обозначение Т-34-76. Компоновка новой машины не имела принципиальных отличий от предшественников.

Было усиленно бронирование, что увеличило вес танка. На крыше башни появилась командирская башенка цилиндрической формы. Экипаж получил более совершенные приборы наблюдения, которые давали улучшенный обзор.

Однако в условиях войны пойти на полную модернизацию танка с глубоким изменением его компоновки не решились. Не изменилось устройство подвески, не стали менять положение двигателя, что позволило бы увеличить боевое отделение танка и сдвинуть башню назад.

Погон башни стал максимальным, то есть, установить на него еще более крупную башню для более мощной пушки стало невозможным. Иными словами, в плане вооружения этот танк достиг своего предела.

Основные ТТХ танка Т-34-85

Общие данные

  • Вес танка, т – 32,2
  • Компоновка – классическая
  • Экипаж, чел. – 5
  • Время производства – 1943-1958
  • Общее количество выпущенных танков – 35 000 шт.

Размеры танка

  • Длина корпуса – 8600 мм
  • Ширина корпуса – 3000 мм
  • Высота корпуса – 2700 мм
  • Клиренс – 400 мм

Видео: Т-34 85 в действии

Вооружение

Броня

Скорость движения

Двигатель

Ходовая часть

Т 34 85 появился на фронте в начале 1944 года. Машина прошла все крупные сражения 1944-1945 гг. и принимала участие в войне с Японией.

Несмотря на некоторые недостатки, танк Т-34-85 является наиболее совершенной модификацией прославленной «тридцатьчетверки». Именно этот танк стал символом победы. Он имел отличную маневренность, достойную броневую защиту, а его мощная пушка позволяла постоять за себя в бою. Кроме того, танк отличался несложной конструкцией, был дешев в изготовлении и обладал отличной ремонтопригодностью.

Видео: история Т-34 85

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ТАНК Т-34-76. История создания. Компоновка. Производство. Вооружение. Танки выпуска разных лет.

Советский средний танк Т-34-76 с командирской башенкой

Танк Т-34 - лучший танк Второй мировой войны впервые и мире вобрал в себя все качества машины. полностью отвечающей требованиям боевой обстановки. При оптимальном сочетании боевых характеристик его отличали максимально возможная простота конструкции (неоценимое качество вообще советского танкостроении). технологичность и приспособленность к ремонту в поповых условиях. Благодаря этим свойствам Т-34 был признан, в том числе противником, образцом танкостроения и примером для подражания. Корпус танка Т-34 образца 1940 г. сваривался из броневых катаных листов и полностью повторял геометрию опытного танка .


Внутри башни танка Т-34/76.

В передней части лобового листа располагался люк с откидной крышкой для входа и выхода механика-водителя. В верхней части крышки люка был установлен центральный смотровой прибор водителя, слева и справа от центрального - боковые смотровые приборы, установленные под углом 60" к продольной оси танка. Справа по ходу машины имелась амбразура для курсового пулемета в шаровой опоре. Броневая маска пулемета отсутствовала. Задний наклонный лист корпуса выполнен съемным и крепился болтами к бортовым листам. В ном имелся прямоугольный люк для доступа к агрегатам, расположенным о кормовой части трансмиссионного отделения По бокам люка предусматривались два овальных отверстия с выхлопными патрубками. защищенными броневыми колпаками. Последние крепились болтами.


Советский средний танк Т-34-76

Передняя часть крыши корпуса с отверстием (погон) под установку башни приваривалась к лобовому и бортовым листам. Кормовая часть крыши над моторно - трансмиссионным отделением крепилась болтами к бортовым листам и имела откидную крышку люка для доступа к двигателю. По бокам и сверху крыши предусмотрены вертикальные решетки воздухозаборников, а задняя откидывающаяся часть крыши над жалюзи и вентилятором имела прямоугольный люк. закрываемый сверху сеткой. Передний и кормовой листы плавно закруглялись от верхнего к нижнему листу корпуса. На лобовом листе, по бокам закреплены две фары, а в нижней части приварены два оригинальной формы рыма для буксировки. Они же имеются и на нижнем кормовом листе.

Башня танка сварная, конусообразная из катаных броневых листов. Боковые и передний листы сваривались -в шип-. В кормовой части башни предусмотрен съемный броневой лист для демонтажа пушки с отверстием с заглушкой для стрельбы из личного оружия, крепящийся с помощью болтов Опыт боев показал, что это было уязвимым местом, и в дальнейшем задняя стенка башни делалась сплошной. Замена ствола пушки стала осуществляться при подпитии кормы башни над корпусом. По обоим бокам башни приваривались основания для смотровых приборов. Крыша башни о задней части имела общий люк для входа и выхода членов экипажа. На люке смонтированы смотровой прибор кругового обзора и лючок для флажной сигнализации. Перед люком, слева - перископический прицел ПТ-6 и справа, пол крышкой - люк вентиляции.


Танки Т-34-76 варианты выпуска.

Первоначально на танк была установлена 76.2-мм пушка Л-11 со стволом длиной ствола 30,5 калибра. Противооткатные приспособления пушки были защищены оригинальной и только этому образцу танка свойственной бронировкой. При этом пушка не выступала за переднюю часть корпуса. Но в силу ряда конструктивных недостатков она вскоре была заменена более удачной Ф-32. принятой на вооружение в 1939 г. Через семь месяцев в конструкторском бюро под руководством В. Грабина был разработан вариант пушки для Т-34. по своим тактико-техническим данным значительно превосходившей пушку Л-11. Орудие это получило обозначение 76,2-мм пушка Ф-34 со стволом длиной 41 калибр. Она считалась опытной и серийно стала выпускаться с января 1941 г. С пушкой был спарен пулемет ДТ, а для стрельбы прямой наводкой использовался телескопический прицел ТОД-6.

Ходовую часть составляли по пять сдвоенных опорных катков большого диаметра, направляющие колоса и ведущие колеса с шестью роликами гребневого зацепления. Направляющие и опорные катки обрезинены. Гусеничная цепь мелкозвенчатая, собиралась из 37 плоских и 37 гребневых траков. С наружной стороны каждый трак по оси имел шпоры-грунтозацепы. В кормовой части надгусеничных крепились слева и справа по два запасных трака, а также два домкрата. Четыре пары катков на борт имели индивидуальную пружинную подвеску. Пружины размещались наклонно, в специальных шахтах, приваренных к бортам внутри корпуса. Подвески первых катков в носовой части защищались стальными кожухами.


Ходовая часть танка Т-34 в разрезе

Силовую установку танка представлял двигатель В-2. Это V-образный быстроходный, бескомпрессорный дизель водяного охлаждения со струйным распылением топлива, эксплуатационной мощностью 400 л.с., при 1700 об./мин позволяющий развивать скорость до 47 км/ч и на одной заправке проходить расстояние в 300 км.
Главный фрикцион - многодисковый, сухой, установлен на носке коленчатого вала двигателя. Коробка передач - четырехскоростная, бортовые фрикционы - многодисковые, тормоза- ленточные.


Вид на оптический прицел пушки танка Т-34

Первые две опытные тридцатьчетверки начали изготавливать в январе 1940 г., а к концу февраля они уже вышли из цеха. Для показа их в Москве высшему руководству страны и представителям Наркомата обороны дирекция завода решила отправить танки своим ходом. Для этого сформировали небольшой отряд из ремонтной летучки, тягача, автобуса для отдыха участников пробега, везли также инструменты и агрегаты для устранения возможных поломок и неисправностей. В состав группы входили заводские механики-водители и инженеры-конструкторы. Михаил Ильич Кошкин, чувствующий себя неважно в последние недели напряженной и срочной работы по подготовке танков к длительному переходу, отказался остаться дома или по крайней мере ехать поездом. Необходимо было не только доставить танки в Москву. Шла советско-финская война, и конструкторам хотелось испытать танки в реальных боевых условиях на Карельском перешейке.

Сырой мартовской ночью с 5-го на 6-е число из заводских ворот вышли две тридцатьчетверки с сопровожденном и двинулись через Белгород и Серпухов на Москву. По воспоминаниям участников, условия перехода были тяжелыми: беспрерывное днем и ночью движение, глубокий снег, наметенные сугробы и заносы на отдельных участках дорог. В этих условиях, когда головная боль и озноб проходили. Михаил Ильич сам садился за рычаги и вел машину. Приходилось на ходу исправлять мелкие поломки и неисправности. Ведь и двигатель, и коробка передач, и фрикционы подвергались серьезным испытаниям.

Танк Т-34-76

В Серпухове колонну встречал заместитель наркома среднего машиностроения А,А. Горегляд. В разговоре он сообщил об окончании боев на Карельском перешейке, куда так стремился Кошкин. «Тому, что окончилась война, нельзя не порадоваться. - сказал Михаил Ильич, - но жаль, что мы опоздали».
12 марта все участники перехода вместе с А.А. Гореглядом прибыли в Москву. Для техосмотра и приведения в порядок танки доставили на один из московских машиностроительных заводов. В ночь на 17 марта под руководством инженера-танкиста П.К. Ворошилова обе машины прибыли на Ивановскую площадь Кремля.

Эта площадь и далее была своеобразным демонстрационным местом для новых образцов автобронетанковой техники и вооружения.
С утра около танков выстроились экипажи, собрались инженеры вместе с главным конструктором, руководители Наркомата во главе с наркомом среднего машиностроения В.М. Малышевым, руководители и ответственные работники ГБТУ и НКО. Многих присутствующих привлек непривычный внешний вид машин, форма их корпусов и башен. Членов Политбюро и правительства во главе с И.В. Сталиным встречает начальник Главного бронетанкового управления Д.Г. Павлов и отдает рапорт. М.И. Кошкин, испытатель танков И.Г Панов, вернувшийся с советско-финского фронта, и военный инженер 3-го ранга П.К. Ворошилов знакомят присутствующих и отвечают на вопросы. После осмотра свои места в танках занимают водители Н. Носик и В. Дюкаиов - подлинные мастера своего дела. Один из танков, стремительно набирал скорость, вырывается вперед и, высекая гусеницами искры из брусчатки, разворачивается, и оба танка мчатся навстречу друг другу. Проведя несколько сложных маневров, поворотов, возвращаются в исходное положение и, слегка клюнув носами, останавливаются. Танки очень понравились членам Политбюро, хотя от них и не скрывали имеющихся недостатков.

После показа оба танка были доставлены на подмосковный испытательный полигон в Кубинке, где машины прошли тщательные стендовые, ходовые и другие испытания: они преодолевали не только сложнейшие препятствия и совершали маневрирования по пересеченной местности, но и подвергались обстрелу прямой наводкой из 45-мм противотанковой пушки, фугасными и бронебойными снарядами. Опытный наводчик безошибочно попадал в места, отмеченные мелом военным инженером-испытателем И.Г. Пановым на корпусе и башне одного из танков, но снаряды только рикошетировали. В общем, броня выдержала обстрел. Лишь при попадании снаряда между крышей корпуса и основанием башни последнюю заклинило.


Танк Т-34/76 1943 года выпуска

Т-34 возвращались в Харьков своим ходом через Минск и Киев. Вместе с колонной возвращался и больной М.И. Кошкин, снова отказавшийся ехать поездом.
Танк Т-34 все же попал на Карельский перешеек. В июне вместе с танками других образцов Т-34 испытывался на бывших укреплениях линии Маннергейма. Он преодолевал участки надолбов, противотанковые рвы, естественные препятствия и еще раз продемонстрировал свои конструктивные и боевые качества.

В целя ускорения производства новой танковой техники 5 июня 1940 г. правительством и Политбюро принимается постановление о развертывании выпуска танков Т-34 и КВ. причем предполагается уже к концу года выпустить 600 экземпляров танка Т-34, из них на Харьковском тракторном заводе 500, на Сталинградском тракторном - 100 машин.

Возникшие разногласия между поенными и специалистами завода по вопросу дальнейшего производства Т-34 затормозили работы, в результате чего к 15 сентября было выпущено лишь три серийных экземпляра.
Причиной разногласий стал отчет специалистов полигона о результатах проводившихся испытаний, в котором указывались недостатки танков: низкая надежность работы агрегатов, дефекты двигателя, главного фрикциона, плохая работа четырехступенчатой коробки передач, тесная башня. Об этих проблемах конструкторам КБ было известно. Инженеры и технологи в заводских цехах стремились устранять недостатки в ходе подготовки и сборки танков. Но отчет был направлен заместителю наркома обороны, маршалу ПИ. Кулику, а он, не вникнув в суть дела и заручившись поддержкой некоторых сотрудников управления, в том
числе действующего начальника ГБТУ Я.Н. Федоренко и бывшего начальника этого управления Д.Г Павлова, обратился в Наркомат обороны с предложением временно прекратить выпуск танка Т-34.

Руководство Харьковского завода не согласилось с решением главка и предложило продолжить выпуск. Окончательно эта ситуация разрешилась только благодаря вмешательству и твердой позиции наркома среднего машиностроения В.А. Малышева, начальника главка А.А. Горегляда и представителя ГАБТУ И.Лебедева. Восстановив серийный выпуск и приемку новых танков, завод смог к 1 января 1941 г. выпустить 115 заказанных машин.
Освоение и запуск Т-34 в серийное производство происходили в то время, когда сам М.И. Кошкин был уже безнадежно болен. Не помогла и операция, в результате которой ему удалили легкое. Скончался он 26 сентября 1940 г.

Руководить конструкторским коллективом было поручено А.А. Морозову, заместителю Кошкина и одному из опытнейших конструкторов КБ завода. Кошкин еще при жизни ознакомил Морозова и других конструкторов отдела со своими эскизными проработками по улучшению тактико-технических данных, увеличению броневой защиты, вооружения и надежности тридцатьчетверки. Неофициально в эскизном проекте эта машина получила индекс Т-34М. Предусматривалось сократить длину корпуса за счет поперечного расположения двигателя, выигрыш в массе благодаря уменьшению размеров корпуса пустить на усиление бронирования и довести толщину брони в лобовой части до 100 мм. В новой литой башне вместо пушки Л-11 предполагалось установить 76-мм пушку Ф-34. Четырехскоростная коробка передач заменялась пятискоростной. Верхняя ветвь гусениц защищалась навесными фальшбортами. Пружинная система подвески опорных катков заменялась торсионной. Работы по танку Т-34М продолжались в КБ все годы войны и завершились созданием к концу 1944 г. среднего танка Т-44. В серийное производство он пошел после окончания войны. Обстановка военной секретности не позволяла открывать наличие новой машины во время. когда еще продолжалась война.

О работе, проводимой по улучшению машины, знали и в Москве, в бронетанковом управлении. И -детские болезни» со дали новый повод снова от нее отказаться. В мае 1941 г. в Наркомате обороны обсуждались проблемы серийного производства танка Т-34, и представители армии предложили прекратить выпуск этих танков и перейти на вариант Т-34М. Практически предполагалось, что новая машина, существующая к маю 1941 г. лишь и чертежах и макете.
В спорах и согласованиях шло время, наступила вторая половина июня. Руководство ГАБТУ в лице Я.Н. Фелоренко и руководители полигона почти настояли на своем - снять Т-34 с производства и приступить к созданию Т-34М. В этом случае заводу пришлось бы вернуться к выпуску танков БТ-7М. Все эти решения ломали и без
того еще но оглаженное производство, В Москву срочно вылетает директор завода Ю.Е. Максарев и тут узнает о начале войны. Он незамедлительно связывается с наркомом 8.А. Малышевым. Разговор у наркома был кратким: срочно нозвратиться на завод, модернизацию, тормозящую производство машин, прекратить и проводить эти работы лишь в процессе выпуска. План выпуска - 250 машин ужо о июле.

нарком потребовал всю документацию на Т-34 отправить с группой специалистов на Сталинградский тракторный завод для организации там производства этих машин.

А на Харьковском заводе в это время наращивается темп выпуска тридцатьчетверок: и июле на заводе собрано 225. о августе - 250. в сентябре - 250. До 19 октября было собрано еще 220. но с приближением фронта производство пришлось остановить. Под непрерывными бомбежками начался демонтаж оборудования и погрузка его на платформы. Сотни вагонов с рабочими и их семьями двинулись на далекий Урал, где на базе Уралмашзавода и Челябинского тракторного вскоре возникнет знаменитый Танкоград. ставший крупнейшим производителем тридцатьчетверок.

Постановлением созданного Комитета обороны №1 от 1 июля 1941 г, к производству танков Т-34 подключаются также Сталинградский тракторный завод и завод -Красное Сормово-в Горьком.

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось 1225 танков Т-34. в западных военных округах - 967.
В течение всей войны, буквально с первых дней выпуска, о конструкцию Т-34 вносились многочисленные изменения.

ТАНК Т-34 1941 г. ВЫПУСКА

По словам директора завода Ю.Е. Максарева. целью вносимых усовершенствований было в максимальной степени упростить и ускорить производство Т-34. В год в конструкцию вносилось до 3.5 тысячи крупных и мелких изменений. Свои изменения вносил и каждый завод-изготовитель. Поэтому танки Т-34 внешне имели различия по году выпуска и изготовителю.

Со второй половины 1941 г. машины стали вооружаться более мощной пушкой Ф-32 калибра 76,2 мм со стволом длиной 31,5 калибра образца 1940 г. Бронебойный снаряд массой 6.3 кг имел начальную скорость 6 м/с и пробивал под прямым углом с расстояния 1000 м броню 61 мм. подкалиберный снаряд с 500 м - 92 мм. а с 1000-60 мм. кумулятивный снаряд пробивал 75-мм броню со всех дистанций. В воспоминаниях В. Грабина есть упоминание о Т-34. оснащенном 57-мм танковой пушкой ЗИС-4. И хотя он серийно выпускался в 1941 - 1943 гг, и состоял на вооружении РККА, большинство авторов считает, что это был опытный образец. Еще и 1940 г.. после окончания советско-финской войны, поенным руководством страны был поставлен вопрос о реформировании вооружения армии, особенно артиллерийского вооружения танков. На специальном заседании СНКи ЦК ВКП(б) 27 ИЮНЯ 1940 г., посвященном этому вопросу. 45-мм танковые пушки были признаны неперспективными, и взамен им предлагалось разработать 55-60-мм танковые орудия. В то время ОКБ № 92. руководимое В. Грабимым, уже розрабатывало 57-мм противотанковую пушку, поэтому ему был дан заказ на танковую пушку того же калибра.

За основу была взята пушка Ф-34 со стволом длиной 41,3 калибра. Испытания опытного образца выявили малую живучесть орудия и недостаточную кучность стрельбы. После внесенных в конструкцию изменении единственное внешнее, кроме длины ствола, отлично ЗИС-4 (по существу являлась переделкой противотанковой пушки ЗИС-32) от Ф-34 состояло в дополнительном броневом кольцо на стволе 57-мм орудия. Производство ЗИС-4 велось недолго из-за производственных трудностей и недостатка боеприпасов. Всего за 1941 г было выпущено 133 57-мм орудия ЗИС-4. Ими оснащались опытные танки А-43. А-44. На часть танков Т-34, в основном выпуска СТЗ. также устанавливали 57-ым пушку ЗИС-4. Снаряд ее имел большую бронспробиваемость. чем снаряд Ф-34.

Башня танка, выпускавшегося в 1941 г. Горьком на -Красное Сормово-литой шестигранной, с общим люком для входа и выхода членов экипажа. Толщина ее брони была увеличена с 45 до 55 мм. Штампованные опорные катки обрезинены. Люку механика-водителя придали прямоугольную форму двумя (вместо трех) отдельно стоящими в нем перископическими смотровыми приборами наблюдения, прикрытыми броневыми заслонками. Водитель мог пользоваться любым из них (второй был резервным на случай выхода из строя первого). Курсовой пулемет также был защищен броневой маской.

У танка Сталинградского тракторного завода башня при той же конфигурации была сварной, опорные катки литые с внутренней амортизацией, ребрами жесткости и отверстиями круглого сечения. Обе машины в передней части правого борта имели кронштейны для крепления ввода радиоантенн. Общая масса машины увеличилась с 26,5 до 26,5 г, На боковых листах корпуса в верхней части закреплялись поручни для десантников.

Танк Т-34-76

Ширину траков гусеницы уменьшили с 55 до 50 см и придали им развитую поверхность, в результате улучшилось зацепление гусениц с грунтом и, следовательно, повысилась маневренность танка. Для экономии дефицитной резины часть машин стала оснащаться катками без резиновых бандажей, с внутренней амортизацией, Но резина внутренней амортизации быстро изнашивалась. И в дальнейшем на некоторых сериях танков, выпускаемых разными заводами, внутренняя амортизация применялась лишь иногда. А вот обрезинивание направляющих катков больше не применялось. Боевая масса танка выпуска 1941 года выросла до 28,5 тонн.

Т-34-76 1942 г. ВЫПУСКА

В 1942 г. в конструкцию Т-34 были внесены новые изменения, позволившие упростить ее, повысить боевую мощь и маневренность танка. Наряду с пушкой Ф-32 стали устанавливать пушку Ф-34 со стволом длиной 41.3 калибра, баллистические характеристики которой были аналогичны характеристикам знаменитых дивизионных пушек ЗИС-3 и ЗИС-5. устанавливаемых на танке КВ. Ствол пушки уже выступал за переднюю часть корпуса, боекомплект составлял 97 или 100 выстрелов. Опоры цапфы пушки быль вынесены вперед, за лобовую часть башни, что позволило увеличить свободный объем последней.

На танке стали устанавливать литую шестигранную башню увеличенного размера и с увеличенной до 70 мм толщиной брони, а по бортам - до 52 мм. Крыша башни имела два круглых люка для командира и заряжающего. Вместо четырехскоростной введена пяти-скоростная коробка передач, в результате повысились тяговые характеристики двигателя. Вооружение осталось без изменений. Внутри корпуса дополнительно установили два топливных бака по 40 л каждый, а на кормовой части корпуса - два наружных прямоугольных топливных бака, что позволило увеличить запас хода танка с 300 до 400 км. В зависимости от завода-изготовителя опорные катки внешне отличались друг от друга: цельноштампованные, обрезиненные; литые с ребрами жесткости и круглыми отверстиями на диске, обрезиненные:литые с ребрами жесткости, круглыми отверстиями и внутренней амортизацией. Более мощную радиостанцию 9-Р вместо 71-ТК-З стали устанавливать на всех машинах, а не только на командирских.
Масса танка увеличилась с 28.5 до 30.9 т.

ТАНК Т-34-76 ВЫПУСКА 1943 ГОДА

В Челябинске еще в 1942 г. было предложено оснастить Т-34 командирской неподвижной башенкой, разработанной для экспериментального танка KB-13. и их стали монтировать на танки выпуска 1943 г. Башенка имела по основанию 5 смотровых щелей со стеклоблоками, а в крыше - перископический прибор МК-4 для наблюдения. Люк с крышкой в башенке служил для посадки командира танка. Для заряжающего имелся круглый люк справа от командирской башенки и свой прибор наблюдения МК-4 в крыше башни.

В 1943 г. было выпущено несколько сот огнеметных танков ОТ-34 Э. Огнемет АТО-41 устанавливался на месте курсового пулемета. Под давлением пороховых газов от сгорания обычного заряда к патрону 45-мм пушки, толкавших поршень в рабочем цилиндре огнемета, происходил огневыстрел на расстояние 60-65 м при использовании огнесмеси. состоящей из 60% мазута и 40% керосина и на дальность до 90 м при использовании специальной смеси.

На Сталинградском тракторном заводе в этом же году был изготовлен танк с шестигранной башней,
цельнолитой с крышей. Отличалась от обычной плавным радиусным переходом горизонтальной плоскости в наклонную. Имела люк для заряжающего и командирскую башенку с вращающейся крышкой и перископическим прибором, облегчающим наблюдение за полем боя.Башня была установлена на ограниченную партию машин. В дальнейшем крыши башен серийных танков также стали оснащать командирскими башенками. Кроме того, к кормовым листам башен стали приваривать поручни для десантников.

Для улучшения динамических качеств танка вместо четырехступенчатой коробки передач стали устанавливать пятиступенчатую. Масса танка возросла до 31 т.

Эта модель танка начала поступать на фронт и вскоре стала самой массовой. На заводах Нижнего Тагила Челябинска и Омска до середины 1944 г. было выпущено около 20 000 таких машин.

_____________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"