Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены . На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


Во время войны трофейная бронетехника вермахта ограниченно использовалась в боевых целях армиями его противников, особенно Красной Армией. Ещё в декабре 1941 года в составе Автобронетанкового Управления РККА создали Отдел по эвакуации и сбору трофеев. А в феврале 1943 года стали создаваться специальные трофейные бригады для сбора и вывоза всякого захваченного имущества. Они подчинялись образованному в апреле 1943 году Трофейному комитету ГКО во главе с маршалом Ворошиловым. Всего за время войны и после неё трофейные бригады собрали более 24 тысяч немецких танков и штурмовых орудий.

Часть немецких танков и бронемашин доставалась советским войскам в исправном состоянии или могла использоваться после небольшого ремонта. Однако их боевое применение было ограниченным. Сказывалось отсутствие собственной ремонтной базы для вражеской техники и недостаток боеприпасов нужного калибра.

Ближе к концу войны большинство захваченной техники составляли новые модификации. Они были очень сложны в эксплуатации для неподготовленных к ним советских экипажей. Боевое применение трофейных танков «Тигр» и «Пантера» было единичным и, как правило, очень коротким по времени после их захвата. Тем не менее, такие случаи имели место.

В конце войны Германия производила только танки «Тигр», «Королевский тигр» и «Пантера». Их производство было ограниченным. Так, «Королевских тигров» было выпущено менее пятисот штук, а «Тигров» – чуть более полутора тысяч. Почти все они были выбиты ещё зимой 1944/45 г. в Арденнах и в марте 1945 г. при немецком наступлении у озера Балатон. Множество немецкой техники было уничтожено во время уличных боёв в Берлине и Кёнигсберге.

Тем не менее, по окончании войны в распоряжении Красной Армии находилось некоторое количество трофейных немецких танков, особенно «Пантер», коих немцы изготовили более 5000. В июне 1945 года в советских войсках насчитывалось 307 «Пантер», однако исправных среди них числилось всего 111. Спустя месяц, после сортировки и отбраковки части машин, «Пантер» на ходу осталось 63, ещё 83 штуки требовали ремонта.

На вооружении Советской Армии после войны немецкие трофеи не состояли. Они использовались в основном как мишени на учебных стрельбах и испытаниях, реже как тягачи и учебные машины. По мере их износа они не ремонтировались, а списывались и шли в переплавку. К концу 1946 года немецкой трофейной бронетехники в Советской Армии не осталось.

В странах – союзниках СССР по Восточному блоку жизнь немецких танков оказалась более долгой. Так, на вооружение армии Чехословакии поступили 167 немецких танков (в том числе 65 «Пантер»). Поскольку в Чехословакии располагались танковые заводы бывшего Рейха, там эти танки состояли на вооружении до 1955 года. 15 «Пантер» до начала 50-х гг. имелось в армии Болгарии. Со списанных после этого танков сняли башни и установили в качестве дотов вдоль границы с Турцией. В Румынии до конца 40-х гг. использовались 13 «Пантер».

Больше полусотни трофейных «Пантер» до 1950 года состояло на вооружении Франции. Единичные экземпляры большинства моделей немецкой бронетехники имеются во многих музеях мира, в том числе в подмосковной Кубинке.

Научный руководитель/дипломированный инженер Рольф Хилмес работает начальником отдела наземного вооружения в центре образования и подготовки федеральной академииГермании для военной администрации и технологии (BAk WVT) в Мангейме. Капитан запаса с 1967 года.

Постоянный сотрудник нашего журнала Soldat und Technik по техническим вопросам бронирования.

В данной статье дается обзоризменения технического облика танка для Бундесвера.

1958-1998 40 Jahre Kampfpanzer f ü r die Bundeswehr Soldat und Technik 1998, Nr 6, S . 367-374

BTVT . narod . ru

Спасибо Алексу за неоценимую помощь;-)

Оснащение танковых войск в прошлом

После ликвидации Европейского оборонительного сообщества и вступления ФРГ в НАТО 9 мая 1955 года планирование оснащения танковых войск ориентировалось на военную доктрину и организацию американской армии. И поэтому при оснащении войск было необходимо опираться на американскую технологию. танк М-47; с января 1956 года было приобретено 1100 машин этого типа. Танк М-47 представлял собой воплощение технологий уровня 1950 года в части его башни и уровня 1945 года в области ходовой части, поэтому при использовании ходовой части башне причинялись небольшие неудобства.

По сравнению с боевым танком второй мировой войны танк М-47 имел очень прогрессивную ходовую часть: подвеску индивидуальную торсионную и гусеничную ленту с резино-металлическим шарниром (РМШ). Удельная мощность (483 кВт при 44,2 т) соответствовала 11 кВт/т, как у тяжелого танка "Пантера", и считалась удовлетворительной. По современным меркам удовлетворение от езды должно было омрачаться огромным расходом топлива - минимум 700 л бензина на 100 км при движении по дороге; при емкости бака в 885 л при движении по бездорожью запас хода оказывался явно меньше 100 км!

Но это еще не все - большинство машин не прошли бы подобные участки пути без потерь, так как бортовая электрическая сеть, система зажигания, карбюратор и масляный радиатор зачастую были предрасположены к поломке.

Башня была очень теснойвследствие узкого фронтального силуэта. Процент попаданий из танка М-47 был удовлетворительным (до дальности 1400 м); бронебойный снаряд с высокой начальной скоростью (HVAP) пробивал 222-мм броневую сталь на расстоянии 1500 м. Таким образом, Т-54 в лобовой части был бы едва пробит насквозь. Впервые используемый оптический дальномер не привел к улучшению функционирования танка.Управление оптическим стереоскопическим дальномером требовало от наводчика больших навыков.

Так как М-47, несмотря на важнейшие показатели эффективности, не достиг необходимых в то время улучшений, то первое время на этой машине можно было получать хорошее инженерно-танковое образование. М-47 оставался на вооружении в войсках до 1967 года.

В 1956 году общая потребность танковых войск в боевых машинах составляла примерно 3000 единиц. При этом оставался открытымвопрос, какой тип боевого танка должен быть еще приобретен нарядус М-47. После


сравнительного испытания танка "Центурион" и М-48 23 марта 1957 года было принято решение в пользу М-48. В целом с 1957 по 1963 годы было приобретено примерно 1460 единиц танка М-48 в версиях М-48А1 и М-48А2.

Танк М-48 был лучше и надежнее сконструирован, чем М-47; ожидаемые затраты на его обслуживание были очень высоки, но на практике они составили намного меньше. В противоположность танку М-47 он продемонстрировал повышение эффективности по всем трем показателям системы: огневой мощи, подвижности и защите. Экипажем М-48 был одобрен высокий процент попадания 90-мм танковой пушки примерно до дальности 1500 м.

М-48 38-ой бронетанковой бригады бундесвера на маневрах НАТО в 1970 году.

Благодаря сокращению экипажа до четырех человек в М-48 было предоставлено больше места для экипажа и компонентов боевого комплекса, что послужило также основой потенциала дальнейшего развития этой машины. С другой стороны, неудачным оказался ее большой силуэт. В особенности, ее ширина (3,63 м) доставляла много проблем железнодорожному транспорту. Автоматическая коробка передач с преобразователем крутящего момента значительно облегчала водителю затраты на обслуживание. Хорошим решением оказался вспомогательный двигатель, который не вызывал проблем при запуске. Условия работы для командира экипажа были неблагоприятными, как и в М-47: в М-48 он должен был обслуживать оптический дальномер и 12,7-мм зенитную установку на башне; сверх этого имели место функциональные и эргономические проблемы при работе командира в башне. Часть недостатков была устранена посредством предпринятых в 1978 году мероприятий по повышению боевой эффективности 650-ти машин (Перевооружение на 105-мм танковую пушку; снятие 12,7 мм пулеметной вращающейся башенки) Переоборудованные машины оставались на вооружении до 1992/93 годов.


Начало разработки немецких танков

Американский боевой танк во многих отношениях не соответствовал немецким представлениям и требованиям. Таким образом, уже в 1956 году Штабом управления сухопутных войск в Федеральном министерстве обороны были разработаны конкретные требования для будущего боевого танка. Американский танк был слишком тяжелым, широким и высоким. Немецкой промышленности должна была быть дана возможность самостоятельно осуществить разработку и производство боевого танка.Были выработаны требования военных к 30-ти тонному танку, который должен был быть разработан совместно с Францией. Позднее к данной разработке также присоединилась Италия, и оптимисты заговорили о европейскомстандартном танке.

Разумеется, во Франции иГермании были созданы собственные прототипы, причем было упущено создание важнейших общих соглашений; такжене удалось объединение совместных методов апробирования и оценки. В этом отношении испытание осенью 1963 года прототипов "Леопард-1"/АМХ 30 было только формальным актом, без последствий для уже неудавшейся совместной разработки единого танка.

С технической точки зрения разработка и испытание боевого танка "Леопард-1" в Германии являлись удачным проектом; так как в 60-е годы для этого имелись достаточные ассигнования из бюджета. Высокая надежность танка "Леопард-1" и относительно низкие расходы на его обслуживание базировались в основном на систематическом совершенствовании машины (например, в части подбора компонентов) и большом объеме разнообразных испытаний всей системы и ее компонентов.

В противоположность американскому танку "Леопард-1" показал следующие отличительные черты:

  • высокая эффективность вооружения и лучшие возможности по наблюдению за полем боя для командира,
  • удачное распределение обязанностей между экипажем (дальномер у наводчика),
  • явно высокая тактическая и оперативная подвижность,
  • лучшая приспособленность к преодолению водных преград и удачная транспортабельность,
  • низкая уязвимость и повышенная боевая автономность благодаря наличию дизельного двигателя,
  • впервые используемая система вентиляции для защиты от атомного, биологического и химического оружия,
  • явно низкая баллистическая защита как, например и у танка М-48,
  • приемлемые эргономические условия для экипажа,
  • явно высокая надежность и устойчивость общей системы.

Боевой танк "Леопард-1" по сравнению с введенными в строй в 60-е годы боевыми танками хорошо зарекомендовал себя за пределами Германии: в огневой мощи он был равноценен; подвижность явно превосходила (вследствие этого, танк "Леопард-1" по дороге и бездорожью двигался ровнее других боевых танков); защита была ниже среднего уровня. По меркам того времени машина была хорошо управляемой и с точки зрения экономики и расходов на материально-техническое обеспечение превзошла другие типы машин. В 70-е годы на базе танка "Леопард-1" были разработаны очень эффективные и функциональные основные танки и другие машины. Возможность использования широкой системной периферии (обучающие средства, тренажеры и т.д.), а также эффективной системы материально-технического обеспечения также способствовала международному успеху этой машины. "Леопард-1" косвенно стал еще и европейским стандартным танком.

В период с 1965 по 1976 годы Бундесвер приобрел 2437 машин в различных версиях. В таком положении Германия не должна останавливаться только на обширной программе повышения их боевой эффективности. В настоящее время в распоряжении танковых войск имеется еще 730 машин в версии "Леопард-1А5", остальные были проданы, часть из имеющихся в последующие годы переоборудуется в артиллерийский подвижной наблюдательный пункт. Используемый сверх 30-ти лет и уже не современный уровень бронирования указывает на перспективу скорого снятия с вооружения войск данного боевого танка.

МВТ 70/KPz 70

Так как к началу 70-х годов в американской армии должен был быть заменен танк М-60, а в Бундесвере - М-48, в августе 1963 года между правительствами был заключен двухсторонний договор о совместной разработке нового боевого танка для вооруженных сил США и Германии. Проект получил название МВТ 70/KPz 70. При этом правительства договорились о совместных военных требованиях к новой машине, а позднее - об общем проекте машины. Важнейшими отличительными чертами проекта боевого танка KPz 70 и его систем функционирования были:

комбинированная система вооружения калибра 152 мм для пуска управляемых ракет (SНILLELAGH) и стрельбы боеприпасами обычного типа (бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном - APDS, кумулятивный снаряд - НЕАТ), 3 члена экипажа, водитель в башне, автоматическое заряжание для основного вооружения - пушки - пусковой установки, поднимающаяся и независимо управляемая башенная 20-мм автоматическая пушка в качестве дополнительного вооружения, первично стабилизованная оптика прицелов и управляемое вооружение, опускающийся / поднимающийся прибор ночного видения на базе усиления остаточного освещения (телевизионная система для низких уровней освещенности - LLL - TV), PU - внутренняя обшивка - подбой внутри танка в качестве защиты от излучения, двигатель мощностью 1100 кВт, гидропневматическая подвеска ходовой части с регулировкой уровня, система кондиционирования воздуха и система вентиляции для защиты от атомного, бактериологического и химического оружия, деление на отдельные бронированные отсеки передней части башни и корпуса.

В 1967 году начались испытания новой машины. При этом были получены результаты оценки выполнения требований высокого уровня, предъявленных танку, и показан риск совместных разработок. Почти все элементы имели серьезные недостатки в части надежности и стабильности работы, частично проявились явные проблемы в области эффективности. До середины 1969 года на разработку нового танка было выделено примерно 830 млн. марок, но принятие машины на вооружение не предвиделось. Сложность боевого танка KPz 70 привела бы к большим расходам, и общая система не была бы пригодна для вооруженных сил. Технически между обеими странами нарастала конкуренция при разработке отдельных элементов конструкции, поэтому в конце 1969 года их совместная работа по созданию единого танка была прекращена. В заключение должно быть отмечено, что программа МВТ-70/KPz 70была двухсторонней и передовой по замыслу. Несмотря на то, что оба партнера создавали и испытывали общие прототипы, программа все же была прекращена. Когда-нибудь Германия снова достигнет этой стадии разработки образцов такого уровня без участия партнеров.


Эра боевого танка "Леопард-2"

После прекращения программы по созданию боевого танка KPz 70 государственные усилия дали возможность осуществить основной проект по созданию танка с экипажем из четырех человек (водитель в корпусе) и уменьшить риск для жизни экипажа (исследование "Eber"). Наконец, в 1971 году добились признания сторонники проекта танка, начатого в 1968 году как исследование "Keiler" и уже реализованного в виде двух опытных образцов шасси ("Экспериментальная разработка").

Для продолжения государственной программы по созданию нового танка был заимствован ряд компонентов танка KPz 70 (например, полностью двигатель; часть ходовой части). В 1972 году был готов первый прототип боевого танка "Леопард-2", оснащенный 105-мм гладкоствольной пушкой.

В рамках разработки танка "Леопард-2" с 1972 по 1975 годы были изготовлены и испытаны 17 прототипов с различным оснащением (120-мм гладкоствольной пушкой, гидропневматической подвеской). Благодаря анализу результатов 4-ой арабо-израильской войны (июль 1973 года) были слегка расширены границы боевой массы от 47,5 т по военной классификации грузоподъемности MLC 50 до 55,2 т (MLC 60).На основании этого в 1975 году корпус и башня были еще раз полностью переделаны, в передней и в боковых частях танка было увеличено бронирование. Отсюда возник танк "Леопард-2AV". После семилетней разработки и расходов на нее (примерно 645 млн. марок) в конце 1979 года был готов к вводу в строй боевой танк "Леопард-2". В период с 1979 по 1992 годы Бундесвер приобрел в целом 2225 таких машин.

В настоящее время можно сказать, что (аналогично танку "Леопард-1") систематическое усовершенствование и интенсивные испытания в войсках привели к созданию танка с высокой степенью технической готовности. Тем временем, новейшие технологии немецкого танкостроения способствовалитому, что танк "Леопард-2" представлял собой оптимальнуюв целом систему, в особенности в части мощности, выполняемых функций, размеров и массы конструкции. Боевой танк "Леопард-2" завоевал уважение во многих странах, так как смог одержать победу над другими конкурентами (например: Швейцария и Швеция). Для Швеции и Испании через 20 лет после начала поставки первой серийной машины вновь начато производство модернизированной версии. Предположительно эта машина будет использоваться Бундесвером до 2015 года; поэтомув дальнейшем предвидится создание программы по повышению боевой эффективности танка "Леопард-2А5" до танка "Леопард-2А6".

Работы по разработке преемника танка "Леопард-1"

Штаб управления сухопутных войск уже в 1969 году (через четыре года после начала серийного производства танка "Леопард-1") задумался о его преемнике. В рамках смены поколений боевых танков примерно с середины 80-х годов половина танков "Леопард-1" должна была быть заменена новым танком. Подобные мысли имелись и в Великобритании относительно танка "Чифтен". Поэтому в начале 70-х годов последовали переговоры с английской стороной по поводу общих тактических требований кбудущей машине МВТ 80/KPz 3. Тактические требования для преемника танка "Леопард-1" были сформулированы на государственном уровне в апреле 1972 года. С 1985 года было предусмотрено приобретение 2180 танков.добно немецко-французской программепо созданию стандартного танка, каждая сторона в первую очередь разрабатывала самостоятельный проект, который должен был удовлетворять общие тактические требования.Для этого в 1973 году немецкой стороной были предложены технически экстраординарные проекты (башенный танк, танк казематного типа, зенитная установка на шасси танка). С целью лучшей оценки риска при разработке новой машины с 1973 года были также осуществлены сопутствующие программы по созданию экспериментального шасси, которые охватывали тщательные испытаниядвух танков с двухпушечными башнями казематного типа (VT1-1 и VT1-2). Оценка представленного проекта в 1974 году показала, что он не полностью выполнял предъявленные к нему требования. В особенности не были достигнуты желаемые результаты в части защиты, массы, а также вобласти материально-технического обеспечения и расходов на производство новой машины. Эти нерешенные проблемы привели к созданию в 1977 году немецко-британской танковой программы. Великобритания и впредь видела в проекте новой башни будущее решение проблемы, в то время как Германия не замечала в немхарактерных улучшений по сравнению с танком "Леопард-2" (здесь РТ 19/20).

В период с 1976 по 1978 годы в Германии был проведен ряд интенсивных исследований танков с главным орудием на качающемся в вертикальной плоскости лафете. С технической точки зрения, здесь было мало надежды реализовать необходимую защиту внутри границ массы по военной классификации грузоподъемности (MLC 60). В этом случае проекты сопровождались программойпо созданию опытного шасси, в рамках которой осуществлялось создание машин VTS-1 и VTF.


Проект создания боевого танка со 120-мм танковой пушкой на качающемся в вертикальной плоскости лафете (1973 год)


Проект создания боевого танка с главным орудием на качающемся в вертикальной плоскости лафете (1978 год)

Имелись серьезные опасения относительно предложенного проекта главного орудия на качающемся в вертикальной плоскости лафете.

Были найдены следующие недостатки:

  • недостаточный круговой обзор для командира, находящегося над или под люком; в связи с этим - значительная проблема управляемости,
  • повышенная вероятность поражения огневой установки (fire-power-kills), невозможность устранения повреждений вооружения без выхода из танка; в связи с этим и невозможность стрельбы в аварийном режиме,
  • ограниченная область обстрела главного орудия по горизонту (± 60º),
  • невозможностьрационального размещения зенитной пулеметной установки.

В конце 1977 года все технические мысли сконцентрировались на представленном фирмой"Вегманн" проекте плоской башни, в котором благодаря использованию приоткрывающегося люка для казенника пушки в крыше башни, башня становится ровнее примерно на 30 %. Вместе с этим должна быть достигнута необходимая экономия массы машины. В конце 1978 года Главному управлению поставок вооружения (BWB) было получено задание исследовать различные варианты плоской башни с передне- и заднеприводной ходовой частью (плоская башня FT мод. 1-4).


Проект танка с плоской башней и задним приводом

1 - Проект танка с плоской башней и задним приводом

2 - VT1-2.

Разработка данного проекта плоской башни прекратила свое существование с началом немецко-французской танковой программы (KPz 90), которая предусматривала ввод в строй нового основного танка к началу 90-х годов длясмены танка "Леопард-1" или АМХ-30. Оба государства были готовы учиться на ошибках и проблемах прошлых совместных работ. Двухсторонний договор был очень тщательно разработан и имел цель в первую очередь объединить важнейшие условия выполнения работы, до того как возникнут серьезные технические проблемы.

На первом этапе должны были быть достигнуты совместные решения:

  • единые требования военных к будущему боевому танку,
  • единый основной проект танка,
  • организация распределения работ по разработке и производству совместного проекта,
  • планирование и распределение обязанностей и финансирование,
  • необходимое регулирование деятельности (например, вопросы оценки; оформление договора; возмещение расходов),
  • способы действий при международном сотрудничестве, регулирование вопросов экспорта.

В течение совместной деятельности изучался ряд проблем, решение которых было чрезвычайно затруднительно. Так, Франция настаивала на соблюдении требований военной классификации грузоподъемности MLC 50 (примерно 48 т) для ограничения максимальной массыобразца. Франция дату ввода в строй нового танка наметила на 1991 год, в то время как Германия на основании программы KW-90 могла запланировать поставку комплектующих для нового боевого танка не ранее 1996 года. С точки зрения Германии, в технологии ходовой части 90-х годов не был заметен существенный прогресс по сравнению с боевым танком "Леопард-2", поэтому немецкой стороной было принято решение поставить новую плоскую башню на ходовую часть танка "Леопард-2". Эта идея не понравилась французским партнерам. Переговоры о распределении обязанностей при запланированном совместном производстве важнейших элементов конструкции новой машины и владение правом пользования экспортными заказами не привели ни к какому соглашению, так чтовторая попытка немецко-французского сотрудничества в создании единого боевого танка также потерпела неудачу, о чем не могли больше умалчивать после 1982 года.


Предложенный проект для боевого танка KPz 90 с плоской башней на ходовой части танка "Леопард-2"

При этом должно быть замечено, что к 1982 году в Германии была выполнена десятилетняя фаза разработки концепции преемника танка "Леопард-1". Было накоплено большое количество новых знаний и результатов исследований, однако достойный преемник танка "Леопард-1" еще долго не был получен.

Государственные работы по разработке нового боевого танка

В 1983 году Германия пришла к выводу, что к предусмотренному сроку ввода в строй нового танка (1996 год) не может быть создана новая технология серийного производства танков, которая также может быть использована и для модернизации танка "Леопард-2". В середине 80-х годов немецкой промышленности был предоставлен новый заказ, ориентированный на повышение боевой эффективности танка "Леопард-2". "Леопард-2А5", а также его шведская версия Strv 122 являются результатами реализации этого проекта, подготовленного в 1986 году. С экономической точки зрения, время ввода в строй нового танка должно было быть перенесено с 1984 на 1999 год. Следствием этого явилось то, что Федеральное министерство обороны повело полностью новую линию в программе по созданию современного боевого танка и потребовало разработки для него новых тактических требований. Разработка новых тактических требований для бронированной боевой машины 2000 года длилась до конца 1988 года. В противоположность более ранним представлениям в настоящее время уже была готова обновленная и уточненная концепция бронированной боевой машины 2000 года. Постоянно возрастающие требования защиты могут быть реализованы в пределах ограниченной массы (по военной классификации грузоподъемности MLC 60) толькоблагодаряпространственно-оптимизированной концепции танка (например, включающей качающийся в вертикальной плоскости лафет). Достойно внимания, что шасси также должно было вместить экипаж из двух человек. Следующими важнейшими признаками бронированной боевой машины2000 года были определены:

  • использование крупнокалиберной пороховой пушки (возможно 140-мм), орудие вращается независимо от корпуса,
  • цифровая система управления огнем с модульной структурой,
  • тепловизионное устройство второго поколения; СО2 - лазерный дальномер,
  • многочувствительная техника для автоматизации процесса поражения цели,
  • применение интегрированной системы управления и информирования в соединении с использованием цифровой радиостанции,
  • цифровая шина данных для всей машины,
  • реализация эффективного проекта общей защиты.

В противоположность танку "Леопард-2" в бронированной боевой машине 2000 года должна быть существенно повышена боевая мощь, а также живучесть. Проект создания бронированной боевой машины 2000 года мог быть внесен в план Бундесвера еще в 1989 году, но прекратил свое существование, как и другие многочисленные программы по созданию боевых машин 90-х годов, на основании видимых политических перемен в Европе и воссоединения Германии.


Заключение

Изменившаяся политическая ситуация в начале 90-х годов привела к сокращению немецких танковых войск примерно на 50 %. Вместе с этим оказалась несостоятельной ранее общепринятая пятидесяти процентная норма для замены устаревшего поколения боевой техники, и в будущем на вооружении в танковых войсках будет оставлен только наиболее современный основной боевой комплекс. С учетом сложности нового боевого танка и роста затрат на его разработку следует учитывать длительность цикла его разработки (от 10 до 15 лет). Предусмотренная смена танка "Леопард-2" в течение 2015 года потребует в последующие годы активизации разработки его преемника.

В 1996/97 годах были разработаны требования к перспективным боевым машинам, которые были включены в план вооружения танковых войск под названием "Новые бронированные платформы" (NGP). При этом предусматривалась разработка следующих бронированных машин:

платформа для поражения тяжелых наземных целей (боевой танк),

платформа для поражения прочего спектра целей со способностью прикрытия пехоты (БМП),

платформа боевой поддержки.

На основании предусмотренного срока ввода в строй "Новых бронированных платформ" (2008-2025 годы) требуются обновленные технологии по созданию их отдельных компонентов. Были начаты соответствующие предварительные исследования для оценки возможности их реализации. К ним относится производство опытного шасси EGS (экспериментального бронированного корпуса). Открытым остался вопрос, должны ли быть осуществлены собственные или совместные работы по разработке новых танков (принимая во внимание прежний опыт собственных государственных программ и взаимодействия с зарубежными партнерами). При этом принимается во внимание, что отмечено определенное сходство по срокам планов перевооружения танковых войск Бундесвера и армии США.

Описанные в настоящей статье в сжатой форме этапы переоснащения танковых войск Бундесвера боевыми танками в период с 1958 по 1998 годы позволяют признать, что танки "Леопард-1" и "Леопард-2" являются очень эффективными и удачными боевыми комплексами, одержавшими победу в международном соревновании. В противоположность этому создание проекта преемника танка "Леопард-1" и его разработка спустя 20 лет не привели кжелаемой цели. В начале причиной такого результата были проблемы согласования тактических требований, путей их выполнения в конструкции образца, а позднее,вследствиеизменившихся

условий политической безопасности и недостаточного финансирования замена уже имеющейся бронетанковой техники не была осуществлена.

Новый танкдолжен отличаться от танка "Леопард-2" по главным параметрам боевой эффективности. В области вооружения, подвижности, защиты, живучести и средств управления это требует применения новейших технологий. Естественно, что эти преимущества оказывают весомое воздействие на объем требуемых средств для разработки новой машины. Остается ждать, смогут ли быть найдены в дальнейшем разумные решения этих тяжелых проблем. Вместе с этим немецкие танковые войска на протяжении многих лет имеют на вооружении эффективный основной боевой комплекс, соответствующий международному стандарту, и способный использоваться в будущем при возможной угрозе.

Изготовление танков в Германии после Первой мировой войны началось летом 1925 года с разработки машины Grosstraktor («большой трактор»), которой занимались три фирмы: «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл» и «Крупп». Однако недостаточно было изготовить танки, надо было их ещё где-то испытывать. Германские политики и военные нашли решение этого вопроса с помощью СССР. В декабре 1926 года в Москве был подписан договор о создании в Казани советско-германской танковой школы, а по сути - учебно-испытательного центра. Первым её начальником стал подполковник Мальбрант, по имени которого проект получил кодовое название «Кама» (Казань - Мальбрандт).

До её закрытия в 1933 году в школе «Кама» прошли обучение 65 советских слушателей из «начсостава танковых и мотомеханизированных войск с большим процентом строевых командиров» и 30 немецких офицеров. Среди последних находились и будущие крупные военачальники: Риттер фон Тома, генерал танковых войск, в 1942 году - командующий Германским африканским корпусом. Иозеф Гарпе - генерал-полковник, командующий 4-й танковой армией, Вильгельм Биттрих - обер-группенфюрер, командир 2-го танкового корпуса СС.

Первенец германского танкостроения - тяжёлый танк Grosstraktor («большой трактор»). В июле 1929 года две такие машины проходили испытания на советско-германском полигоне «Кама» под Казанью.

В некоторых изданиях сообщается, что «приезжал сюда и майор Г. Гудериан, служивший тогда в отделе автомобильных войск Рейхсвера. Правда, не в качестве ученика, как утверждают многие историки, а инспектирующего лица». Красиво, не правда ли? «Отец» германских танковых войск инспектирует объект в СССР. Правда, о такой поездке сам Г. Гудериан в своих воспоминаниях даже не упоминает, зато подробно описывает свою поездку в Швецию в 1929 году. Да и майором он был до февраля 1930 года. Скорее всего, эта версия не соответствует действительности.

Помимо обучения слушателей, в школе изучались и испытывались привезённые немцами «малые» и «большие трактора» - опытные образцы танков, изготовленные в Германии в обход ограничений Версальского договора. Весной 1929 года в Казань прибыли шесть «больших тракторов», по два от каждой вышеупомянутой фирмы. В 1930-1931 годах к ним добавились два «лёгких трактора» фирмы «Крупп» и два «Рейнметалл». Обучение слушателей и изучение танков продолжалось вплоть до прихода нацистов к власти в Германии. В августе-сентябре 1933 года немецкий персонал покинул школу, были вывезены и вся боевая техника и вооружение.

Leihttraktor («лёгкий трактор») - ещё одна немецкая машина, проходившая испытания в СССР в конце 1920-х годов.

В это же время, в конце 1920-х - начале 1930-х годов, на манёврах Рейхсвера использовались фанерные силуэты танков с велосипедными колёсами, которые толкали солдаты. Позже макеты установили на легковые автомобили.

Ходовые макеты танков широко использовались на манёврах Рейхсвера и Вермахта в конце 1920-х и начале 1930-х годов.

Массовый же выпуск бронетанковой техники, равно как и развёртывание танковых войск, начались после прихода к власти Гитлера.

В октябре 1935 года были сформированы первые три танковые дивизии. В 1938 году в дополнение к ним были сформированы ещё две. Структура танковых дивизий была примерно одинакова: танковая бригада из двух полков по два батальона трёхротного состава в каждом. Из трёх рот две - лёгких танков и одна смешанная. Мотострелковая бригада, в составе мотострелкового полка по два мотострелковых и мотоциклетно-стрелковых батальона. Разведывательный батальон; противотанковый дивизион; моторизованный артиллерийский полк, включавший два лёгких дивизиона; сапёрный батальон и тыловые подразделения. По штату в дивизии насчитывалось 11 792 военнослужащих (в том числе 394 офицера), 324 танка, 421 бронетранспортёр, 10 бронеавтомобилей, 36 полевых артиллерийских систем на механической тяге, 48 противотанковых пушек калибра 37 мм. На практике, правда, этот штат никогда не соблюдался полностью. Так, например, бронетранспортёры числились только на бумаге - даже в 1941 году ими была укомплектована только одна рота в мотострелковом полку. Остальные подразделения на марше перевозились грузовиками.

Мотопехотные дивизии - Infanteriedivision (mot), появившиеся в 1937 году, имели в своём составе по три пехотных полка (по три батальона в каждом), разведывательный батальон, артиллерийский полк, противотанковый дивизион, сапёрный батальон и батальон связи. Танков по штату им не полагалось.

Зато в лёгкой дивизии (leichte Division) их насчитывалось 86 единиц. Каждая такая дивизия состояла из двух кавалерийских стрелковых, разведывательного, артиллерийского полков, танкового батальона, подразделений обеспечения и связи.

Учебные танки Pz.I Ausf.B во время демонстрационных заездов. 1936 год.

Тяжёлый многобашенный танк Nb.Fz. В 1934-1935 годах фирмы «Крупп» и «Рейнметалл» изготовили пять таких машин.

К началу Второй мировой войны число танковых соединений в Вермахте значительно увеличилось. В наступлении на Польшу риняли участие шесть танковых и четыре лёгкие дивизии. Исходя из опыта Польской кампании, последние (изначально предназначавшиеся для боевых действий совместно с кавалерией) были переформированы в танковые. В результате реорганизации, начатой в июле 1940 года после победы на Западе, число танковых дивизий Вермахта было удвоено. Этот процесс происходил путём дробления танковых бригад существующих дивизий и создания на базе высвобождающихся танковых полков новых соединений. Теперь во всех танковых дивизиях Вермахта был только один танковый полк двух - или трёхбатальонного состава. Общее сокращение танков в дивизии в значительной степени компенсировалось количественным и качественным наращиванием ударных возможностей танковых рот батальонов. Перед французской кампанией рота средних танков по штату от 21 февраля 1940 года состояла из восьми танков Pz.IV, шести Pz.II и одного командирского танка на шасси Pz.I. Штат, утверждённый 1 февраля 1941 года, предусматривал в составе роты средних танков четырнадцать машин Pz.IV и пять Pz.II. Фактически во всех танковых дивизиях к началу операции «Барбаросса» отсутствовал 3-й взвод в роте, и она насчитывала десять Pz.IV. Ещё более радикальные изменения постигли лёгкие танковые роты. Перед французской кампанией в составе рот этого типа было семь Pz.III, восемь Pz.II, четыре Pz.I и один командирский танк на шасси Pz.I. Штат февраля 1941 года предусматривал уже семнадцать танков Pz.III и пять Pz.II. В итоге против Советского Союза Германия выставила уже 19 танковых дивизий, а закончила войну, имея 27 таких соединений (20 в Вермахте и семь - в войсках СС).

Лёгкие танки Pz.I Ausf.A во время одного из парадов, часто проводившихся в Германии в 1930-е годы.

Эсэсовские дивизии поначалу танков не имели и по своей организации больше походили на пехотные соединения, включая в себя лишь по два моторизованных полка. Зимой 1942/43 года моторизованные дивизии СС получили по роте тяжёлых танков «Тигр». Ну а к началу операции «Цитадель» все дивизии СС имели танков больше, чем любая армейская танковая дивизия. В тот период эсэсовские дивизии находились в стадии переформирования в 1, 2, 3 и 5-ю танковые дивизии СС. В октябре 1943 года их укомплектовали по полному штату, оставив соответственно прежние наименования. С этого момента организация и вооружение танковых дивизий Вермахта и СС стали различными: последние всегда получали лучшую и новейшую технику, имели больше мотопехоты.

В мае 1943 года по указанию Гитлера мотопехотные соединения Вермахта и войск СС были переименованы в панцергренадёрские (Panzergrenadierdivision).

Первые километры по советской земле - танк Pz.35(t) 6-й танковой дивизии Вермахта движется по территории Литовской ССР. 1941 год.

Пройдя ещё несколько реорганизаций, немецкие танковые дивизии встретили конец войны, будучи сформированы по штату, утверждённому летом 1944 года (Panzerdivision 44). Согласно этому штату дивизия состояла из штаба, одного танкового, двух панцергренадёрских и артиллерийского полков, дивизиона истребителей танков, разведывательного батальона, зенитно-артиллерийского дивизиона, запасного батальона, батальона связи, сапёрного, автотранспортного, интендантского и санитарного батальонов, ремонтного парка и полевой почты.

Всего на вооружении немецкой танковой дивизии штата 1944 года имелось 200 танков, 49 штурмовых и самоходных орудий, 6 машин передовых артиллерийских наблюдателей, 6 ремонтно-эвакуационных танков, 21 зенитная самоходная установка (из них 8 на танковом шасси), 290 бронетранспортёров, 16 бронеавтомобилей, 16 мотоциклов, 770 ручных и 78 станковых пулемётов, 32 огнемёта, 18 120-мм и 50 81-мм, 29 20-мм зенитных орудий Flak 38 и 9 37-мм зенитных пушек Flak 36, 13 75-мм противотанковых орудий РаК 40, 12 88-мм зенитных орудий Flak 36/37, 4 105-мм пушки К18, 13 105-мм гаубиц leFH 18 и 8 150-мм гаубиц sFH 18.

В итоге танковая дивизия 1944 года была очень мощным соединением, однако из-за больших потерь, которые немецкие войска несли на Восточном фронте, танковые соединения имели большой некомплект боевой техники и вооружения. В связи с этим командованию Вермахта пришлось пойти на некоторые отклонения от штатной структуры. Так, например, разрешалось включать в состав рот танкового полка самоходные установки Pz.IV/70 вместо танков Pz.IV и «Пантера», которых не хватало. Кроме того, предусматривалась возможность формирования батальонов с меньшим количеством танков в роте - по 17, 14 и даже 10 машин. В итоге по штату 1945 года в дивизии оставалось всего 42 танка и 38 самоходных орудий.

С разгромленными на фронтах танковыми дивизиями поступали по-разному: одни становились базой для формирования новых, другие восстанавливались под прежними номерами, а третьи прекращали существовать или переводились в другие рода войск. Так возродили уничтоженные в Сталинграде 14, 16 и 24-ю и в Африке - 21-ю танковые дивизии. А вот 10-я и 15-я, капитулировавшие в мае 1943-го в Тунисе, восстановлены не были. 18-ю танковую дивизию после боёв под Киевом в ноябре 1943 года преобразовали в 18-ю артиллерийскую дивизию. В декабре 1944-го её преобразовали в танковый корпус с тем же названием, включившим в себя дополнительно моторизованную дивизию «Бранденбург».

В феврале-марте 1945 года несколько именных дивизий - «Гольштейн», «Шлезиен», «Ютеборг» и другие - сформировали и в Вермахте. Большинство из них имело довольно неопределённую организацию, далёкую от штатной. Из-за недостатка людей и техники они чаще всего представляли собой боевые группы, а иногда являлись танковыми только на бумаге. Как правило, они включали в себя только один танковый батальон. Наиболее сильный, хотя и довольно пёстрый, состав имела лишь танковая дивизия «Мюнхеберг». Так, 7 апреля 1945 года, незадолго до начала боёв за Берлин, эта дивизия имела в своём составе один Pz.III, три Pz.IV (два в ремонте), 24 «пантеры» (пять в ремонте), один истребитель танков Pz.IV/70, один истребитель танков Jagdpanzer IV, 13 «Королевских тигров» (пять в ремонте). С 16 по 19 апреля 1945 года дивизия «Мюнхеберг» вела бои с советскими войсками на Зееловских высотах, а затем на ближних подступах к Берлину и в самом городе. Последние танки дивизия потеряла 1 мая в районе Берлинского зоопарка и у Бранденбургских ворот. На следующий день остатки дивизии сдались частям Красной Армии.

Формировавшиеся в ходе войны танковые бригады Панцерваффе создавались чаще всего как временные соединения. Так, накануне операции «Цитадель» была сформирована 10-я танковая бригада, в состав которой вошли танковый полк моторизованной дивизии «Великая Германия» и 39-й танковый полк «пантер». В этой бригаде насчитывалось почти 300 танков - больше, чем в любой танковой дивизии.

Танковые бригады, созданные летом 1944 года, были значительно слабее. Они комплектовались по двум штатам. 101-я и 102-я имели танковый батальон трёхротного состава (всего 33 «пантеры»), панцергренадёрский батальон и сапёрную роту. В составе бригады имелась 21 зенитная самоходная установка, 105, 106, 107, 108, 109 и 110-я танковые бригады были организованы практически так же, но с усиленным панцергренадёрским батальоном и с 55 зенитными самоходными установками. Просуществовали они не более двух месяцев, после чего некоторые из них развернули в танковые дивизии.

В сентябре 1944 года появились 111, 112 и 113-я танковые бригады. Каждая имела по три роты из 14 танков Pz.IV, двухбатальонный панцергренадёрский полк и роту из 10 штурмовых орудий. Им обязательно придавались по батальону «Пантер». В октябре 1944 года они были расформированы.

Средний танк Pz.IV Ausf.F2. Судя по наличию смотровых приборов заряжающего на лобовом и правом бортовом листах башни, эта машина переоборудована из танка модификации F1.

Помимо дивизий и бригад Вермахт располагал отдельными тяжёлыми танковыми батальонами, число боевых машин в которых колебалось от 35 до 55. Всего было сформировано 10 таких батальонов в Вермахте и 3 в войсках СС. В 1944 году несколько армейских батальонов было переведено в войска СС. Отдельные батальоны могли находиться в оперативном подчинении у командиров танковых или моторизованных дивизий, которые, в свою очередь, сводились в танковые корпуса, число которых к лету 1944 года достигло 18 в Вермахте и пяти в войсках СС. В январе 1945 года имелось 22 корпуса в Вермахте и четыре в войсках СС. Корпуса могли входить в состав танковых или полевых армий, а также действовать самостоятельно.

В начале войны высшим оперативным объединением Панцерваффе была танковая группа. В октябре 1941 года танковые группы были переименованы в армии. На Востоке и на Западе действовало несколько таких объединений непостоянного состава. Красной Армии до конца войны противостояли 1, 2, 3 и 4-я танковые армии. В конце 1942 года в Северной Африке была сформирована 5-я танковая армия, а в сентябре 1944 года начала формироваться 6-я танковая армия СС.

В отличие от советских танковых армий, имевших, как правило, постоянный боевой состав (два танковых и один механизированный корпус), состав немецких танковых армий постоянно менялся. В них включались танковые и армейские корпуса, танковые, панцергренадёрские и пехотные дивизии, дивизии войск СС, бригады штурмовых орудий, артиллерийские части и др. Причём в 1941-1943 годах в составе танковых армий всегда присутствовали танковые соединения (корпуса или дивизии), а с 1944 года это стало необязательным. Удивительно, но очень часто немецкая танковая армия состояла только из пехотных соединений.

Михаил Барятинский

Из книги «Немецкие танки в бою»

В тридцатые годы немецкие боевые машины были далеко не самыми лучшими в мире по тактико-техническим характеристикам. Танки фашистской Германии уступали практически всем вероятным противникам: СССР, Франции и Великобритании. И хотя немецкую технику середины 30х и начала 40х годов отличала потрясающая надежность и простота в эксплуатации,главным козырем германских танковых командиров в начале Второй Мировой Войны были вовсе не техническое превосходство, а высокая организованность танковых соединений и их способность наносить быстрые удары по уязвимым участкам фронта противника, командование которого просто не успевало отреагировать на молниеностные перемещения мобильных немецких танковых групп. Вся немецкая армия в ходе победоносных операций первых лет войны действовала в рамках теории, разработанной в начале 20века прусским генералом Альфредом Фон Шлиффеном и получившей название "Блицкриг". Руководствуясь теорией блицкрига, демонстрируя четкую слаженность действий, мобильность и грамотное оперативное руководство, немецкие танки на начальном этапе Второй Мировой Войны не оставляли своим противникам никаких шансов. Многим тогда казалось, что германский "Блицкриг" невозможно остановить. Немецкие танки в начале Второй Мировой Войны стремительными операциями на окружение просто деморализовали своих противников, не давая им перехватить инициативу и нанести контрудары.

Вторжение в Польшу и кампания на Западе 1939-1940

Основой "Блицкрига" были тесное взаимодействие хорошо организованных танковых групп, пехоты, артиллерии и воздушных сил. Первой жертвой немецкой стратегии стала Польша. Перед вторжением в Польшу немецкие танковые войска(Панцерваффе) состояли из шести танковых дивизий и имели в своем распоряжении 3518 боевых машин(Лобанов М. "Танковые войска Гитлера"). Больше танков было только у СССР. Но основная масса этой немецкой армады - это устаревшие лёгкие танки "Pz.I" и "Pz.II" , которые были вооружены только пулемётом. Эти боевые машины составляли более половины германского танкового парка - 2868 единиц(1445 "Pz.I" и 1223 "Pz.II"). Кроме этого в войсках также присутствовали лёгкие танки "Pz.35(t) и "Pz.38(t)" (202 и 78 единиц соответственно). Было также небольшое количество средних танков "Panzer III" - 98 машин и "Panzer IV" - 211. В группировку были включены и командирские танки - 215 штук, вооружения не несли. К этому стоит добавить небольшое количество САУ. Наличие в танковых войсках в основном лёгких, плохо вооруженных и слабобронированных танков не помешало Вермахту в короткие сроки разгромить польскую армию, которая не смогла ничего противопоставить сосредоточенным танковым ударам и стремительным операциям на окружение. Та же участь постигла англо-французкие объединённые силы весной и летом 1940 года. На то, чтобы завершить кампанию против Франции немцам понадобилось чуть больше месяца. Во этих блестяще проведенных операциях самыми массовыми немецкими танками всё ещё продолжали оставаться устаревшие PzI, а также Pz.II. Победа была одержана немцами отнюдь не по причине абсолютного технического превосходства. Если в польской кампании таковое всё же имело место, то в кампании на Западе союзники не уступали германским войскам ни в численности, ни в технических параметрах машин. Главными причинами побед были умелая организация и грамотное использование танковых сил - основного средства ведения маневренной войны. Взаимодействие различных родов войск - пехоты, артиллерии и авиации с танками было в немецкой армии на недосягаемой для англо-французских союзников высоте.

Смотрите также:

Нападение на СССР

К началу войны с СССР основным танком германской армии был уже Panzer III , но по ходу войны он был вытеснен более совершенной боевой машиной Pz.IV . "Четвёрки" первоначально вооружались короткоствольными 75-мм орудиями, слабость которых была отмечена немецким командованием ещё после кампании во Франции. Однако в ходе военных действий против СССР танк неоднократно модернизировали, усиливая броню и вооружение. Последнии модификации "Panzer IV" серии J к концу войны имели 80мм бронирование лба и орудия калибра 75-мм.
. Готовые к нападению на СССР немецкие войска располагали более чем 4 тысячами танков. Несмотря на отсутствие тяжелых танков, это была серьёзная сила. Немецкие танки летом 1941 сумели нанести Красной Армии серию страшных ударов, после которых ситуация на советско-германском фронте часто приобретала для СССР угрожающие очертания. Однако германские танки не смогли полностью решить задачу разгрома советских войск в первые месяцы войны. В 1942 году на Германия впервые бросает на восточный фронт появившиеся у неё новые тяжелые танки "Тигр" , позже начинают поступать на фронт средние танки "Пантера" , а к лету 1943-го появляются знаменитые САУ "Фердинанд" , выпущенные в количестве всего 90 штук. Эта техника бросила серьёзный вызов советским боевым машинам, которые до появления тяжелых танков "ИС" лишились своих преимуществ в танковых сражениях. На длительное время основным наземным средством борьбы с новой немецкой бронетехникой для советской стороны стало применение САУ, таких как "СУ-85" , "СУ-100" и т.д. Новейшая техника не смогла спасти нацистов от советской танковой лавины, которая неудержимо двигалась к Берлину, чтобы положить конец существованию Третьего Рейха.