Государственным институтом по проектированию новых металлозаводов г. Ленинграда был разработан и опубликован проект Уральского машиностроительного завода «для суждения о предварительном проекте». Объём брошюры: 285 страниц, приложение содержало 12 листов чертежей цехов и карт местности. Особое внимание было уделено экономическим обоснованиям проекта. При составлении проекта были учтены успехи западно-европейской и американской техники в области тяжёлого машиностроения. С целью обеспечения снабжения завода высококвалифицированными рабочими и техническим персоналом проект предусматривал создание учебного центра и жилищное строительство в необходимом количестве . Большинство оборудования было поставлено иностранными фирмами (два парогидравлических пресса в кузнечно-прессовом цехе стояли немецких фирм Hydraulik, Schloemann и Wagner; чугунолитейный цех работал на оборудовании немецкой фирмы Krigar, а загрузка шихты осуществлялась кранами английской компании Sheppard; электропечи сталелитейного цеха были фирмы AEG, а пескоструйные камеры и пилы - Mars-Werke; 300 из 337 станков механического цеха № 1 были закуплены за границей). С 1928 по 1941 год на Уралмаше работало 311 иностранных специалистов, из них немцев - 141.

Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) начал работу 15 июля 1933 года . Завод специализировался на выпуске экскаваторов , дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, блюмингов , прокатных станов , гидравлических прессов и др.

Великая Отечественная война

В период Великой Отечественной войны предприятие было перенацелено и выпускало продукцию оборонного назначения, в частности, во время Великой Отечественной войны на «Уралмаше » было изготовлено свыше 19 000 бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, около 6000 танков и САУ .

Уралмаш в послевоенные годы

В завод впервые в мире организовал серийный выпуск карьерных экскаваторов с ковшами ёмкостью 3-5 м³, в 1948 группе инженеров завода присуждены Государственные премии , в УЗТМ выпускает первый шагающий экскаватор , в - первый трубопрокатный стан для бесшовных горячекатаных труб.

В 1971 году приказом министерства тяжёлого машиностроения «Уралмашзавод» вошёл в производственное объединение в качестве головного предприятия ПО «Уралмаш». В состав производственного объединения вошли заводской институт НИИ Тяжмаш, Верхнепышминский завод металлоконструкций по производству буровых сооружений, завод литья и поковок (ЛИП) в Невьянске, завод механосборочного производства в посёлке Буланаш. Чуть позже добавились Свердловский завод бурового и металлургического оборудования и Свердловский завод горноспасательного оборудования.

"Уральский завод тяжелого машиностроения" расположено в Екатеринбурге, прямо в сердце России. Строительство завода было комплексным. Строили предприятие, жилые кварталы для сотрудников и инфраструктуру городка для полноценной жизни людей и производственного комплекса. Это был один из грандиозных замыслов, успешно воплощенных в реальность. Архивы заводского музея и выставочные залы повествуют об истории создания предприятия, развитии, современной жизни и перспективах, планах на дальнейшее будущее "Уралмаша". С этими планами неразрывно связан весь регион, ведь завод является движущей силой в развитии, одним из флагманов экономики страны.

Во глубине уральских гор

Идея создания мощного завода на Урале стала очевидной вскоре после революции 17 года, когда советская власть осознала необходимость индустриализации страны. Чтобы отражать мировые угрозы, нужна мощная богатая держава. Уральский и сибирский регионы, богатейшие по своим ресурсам, могли дать толчок промышленной эволюции. Ведь там, где сейчас стоит Екатеринбург, были дремучие леса. Теперь это большой промышленный центр, четвертый по значимости город в России. На пустом месте колоссальными усилиями были построены заводские цеха, ТЭЦ, промышленная и городская инфраструктура - все, что составляет Уральский завод тяжелого машиностроения («Уралмаш»). «Уралмашзавод» - это один из примеров комплексного подхода к решению строительства и обеспечения жизнедеятельности крупного производственного предприятия. Интересен тот факт, что закладку первого цеха металлоконструкций правительство приурочило к девятой годовщине восстановления власти большевиков на Урале. Именно в этот день, 15 июля 1919 года, Екатеринбург отбили у Колчака, а через девять лет заложили первый камень будущего гиганта промышленности СССР.

Отец заводов

Уральский завод тяжелого машиностроения введен в эксплуатацию 1933 году, а разработка первых чертежей гиганта была сделана в 1928 году. Проектированием занимались специалисты Ленинградского института проектирования металлозаводов. Предложенное решение учитывало опыт западных стран в тяжелом машиностроении. Для повышения квалификации рабочих и технического персонала в проекте предусматривалась учебная база, а для компактного и комфортного проживания - жилой комплекс, сосредоточенный вокруг заводской зоны.

С легкой руки Максима Горького Уральский завод тяжелого машиностроения стали называть «отец заводов». Действительно, с пуском предприятия получили возможность развиваться другие отрасли народного хозяйства, а тяжелое машиностроение составило существенную доходную часть в экономике страны.

Оборудование

Оборудование было поставлено ведущими мировыми гигантами, на тот момент это было лучшее, что мог предоставить мир. В поставках приняли участие ведущие в своей отрасли немецкие и американские компании. В связи с этим предприятию срочно понадобились высококвалифицированные рабочие кадры, инженеры, квалифицированные технические работники. Это обстоятельство способствовало возникновению учебной базы предприятия, повышению уровня образования по всему региону.

Предприятие в 1933 году начало выпуск оборудования для сталелитейной и прокатной промышленности, горнодобывающего оборудования, выпускало тяжелые гидравлические прессы и другое. На оборудовании, выпущенном уральским промышленным гигантом, работают практически все буровые вышки РФ, трубопрокатные и сталелитейные предприятия, заключены многочисленные контракты по поставкам высококлассного оборудования в западные страны. Постепенно предприятие приобретало мощности, позволившие ему стать первопроходцем отрасли и дойти до современности с именем ОАО "Уральский завод тяжелого машиностроения". Екатеринбург становился одним из центров промышленности на среднем Урале.

Исторический экскурс

С момента запуска Уральский завод тяжелого машиностроения производил и поставлял оборудование для производственного комплекса СССР, так продолжалось до 1941 года. В военные годы Второй мировой "Уралмаш" быстрыми темпами, всего за три месяца, был перепрофилирован на выпуск танкового вооружения.

Восстановление промышленности после войны требовало новых машин и оборудования, на "Уралмаше" в 1947 году выпустили первый карьерный экскаватор с объемом ковша от трех до пяти кубических метров. В конце сороковых годов налажено производство в начале пятидесятых годов предприятие выпускает первый в стране трубопрокатный стан, предназначенный для горячего катания.

Критические 90-е

В начале семидесятых годов 20 века «Уралмаш», завод тяжелого машиностроения, объединил под своим именем производственные и интеллектуальные мощности. В объединение вошли пять профильных предприятий и НИИ Тяжмаш. Просуществовал тандем до 1992 года, в период перестройки предприятия преобразовали в самостоятельные экономические единицы. Это тяжелый период в жизни предприятия: цеха пустовали, заказов не было. Государство, потеряв приоритеты, почти загубило отраслевое предприятие. Но в 1996 году «Уралмаш» вошел в компанию «Объединенные машиностроительные заводы», этот шаг спас производство. С 2015 года предприятием управляет ЗАО «Газпромбанк».

Основные направления деятельности

ОАО "Уральский завод тяжелого машиностроения" выпускает продукцию по нескольким направлениям и предоставляет ряд непрофильных услуг.

Производственные направления:

  • Горное оборудование. Включает в себя линии по производству экскаваторной техники, дробильно-размольное оборудование и оборудование для цементной отрасли.
  • Металлургическое оборудование. Это одно из крупнейших направлений деятельности предприятия. «Уралмаш» выпускает современное обжиговое, доменное, агломерационное и кузнечно-прессовое оборудование; машины для непрерывного литья, валки для станов горячей и холодной прокатки, а также оснастку и инструмент.
  • Подъемно-транспортное оборудование. В этом направлении выпускаются мощные краны для металлургических производств, мостовые краны для атомных станций, краны общего назначения и специализированные модели.

Завод «Уралмаш» в Екатеринбурге дает возможность всем заинтересованным лицам приобрести инструмент и дополнительную оснастку производственных площадок в любое удобное время со склада готовой продукции. Если требуется изготовить оборудование по индивидуальному заказу, то высококвалифицированные инженеры предприятия сделают это виртуозно, полагаясь на сокровищницу знаний завода и многолетний опыт.

Ценный актив «Уралмаша»

Основа любого предприятия - это люди, которые на нем работают. Роботизированные, механизированные линии не могут полностью исключить участие человека в производственных процессах. Для успешной работы для всех уровней персонала созданы комфортные условия. Эта традиция была заложена с момента постройки завода, когда одновременно со стенами цехов начали расти кварталы жилых домов, детские сады, школы, профильные учебные заведения, организовывалась инфраструктура жилого массива.

В целом о предприятии сотрудники отзываются положительно. Уровень заработной платы достойный, в некоторых цехах высококвалифицированный рабочий получает зарплату выше, чем инженерный состав. Предусмотрена система премиального вознаграждения, учитываются и оплачиваются сверхурочные часы работы. Условия труда и безопасности на большом предприятии соблюдаются в рамках требований КЗоТа. Из негативного часто упоминается самоуправство среднего руководящего состава, но это больше частные случаи, которых на любом крупном предприятии много.

Соцгородок

По площади соцгородок района «Уралмаш» занимает 105 квадратных километров. В городе есть две станции метрополитена, что говорит о значимости места и комфорте жителей. Обустраивать жилую зону начали в 1927 году, но тогда первым жильем были землянки. На их месте быстро возвели деревянные бараки, а впоследствии полноценные жилые дома. Архитектура города интересна тем, что в ней ярко представлено направление конструктивизма. К этой эпохе принадлежит одна из достопримечательностей - белая На момент постройки (в начале 30-х годов 20 века) она была крупнейшей в мире. Полностью сделана из железобетона. Сейчас не эксплуатируется и выглядит скорее как памятник своей эпохе. В городке есть парки, спортивный комплекс со стадионом, места досуга и развлечений, учебные заведения.

Перспективы

«Уралмаш» (завод тяжелого машиностроения), как и большинство предприятий в России, переживал и взлеты, и падения, но его значимость для государства никогда не умалялась. Даже в трудные 90-е годы завод сумел выстоять, а теперь получает новые перспективы развития. С момента перехода предприятия в управление ЗАО «Газпромбанк» в производство сделаны инвестиции. Так в 2015 году началась обширная модернизация производственных цехов. Заключены контракты на выполнение работ с Индией, Китаем, Казахстаном, Италией и другими странами.

Представительства и планы

Дирекцией предприятия в целях оптимизации работ было решено открыть представительство завода в Индии, откуда поступает большое количество перспективных заказов. Объем производства за 2015 год был увеличен вдвое. В 2016-м предприятие вступило с составленными планами и готовыми контрактами на изготовление и поставку оборудования.

Если задать вопрос, какое предприятие в Российской Федерации самое известное, с высокой долей вероятности это будет «Уралмаш». Уральский завод тяжелого машиностроения недаром называют «отцом отечественной промышленности». В его цехах создавалось (и создается) во многом уникальное крупногабаритное оборудование для многих производств Советского Союза, а ныне - России, СНГ и ряда зарубежных стран. Это не просто завод, а огромный комплекс, где изготавливают конструктивно сложную и высокотехнологичную продукцию.

Описание

Уральский завод тяжелого машиностроения в Екатеринбурге создавался с целью обеспечения металлургических и горнодобывающих компаний специализированным оборудованием и металлоконструкциями, изготавливаемыми по индивидуальным для каждого предприятия проектам. Первым директором «Уралмаша» был А.П. Банников. Сегодня эту важную должность занимает А.Л. Кузнецов, начинавший трудовой путь на УЗТМ в должности простого мастера.

О важных свершениях Уральского завода тяжелого машиностроения говорит хотя бы тот факт, что работа коллектива отмечена одиннадцатью государственными наградами (в том числе зарубежными). Из них предприятие трижды удостаивалось Орденом Ленина - высшим знаком отличия времен СССР. И сегодня после череды реорганизаций, присоединения и отделения производств - УЗМТ остается одним из оплотов промышленности России.

Рождение легенды

С 1920-1930 гг. XX столетия в Советском Союзе набирала обороты индустриализация. Страна остро нуждалась в черном и цветном металле, углеводородах, золоте, прочих полезных ископаемых. К этому периоду относится строительство крупных предприятий металлургического, горнорудного, машиностроительного, нефтедобывающего секторов. Для их работы требовалось нестандартное оборудование, закупка которого за рубежом потребовала бы огромных затрат.

В итоге решено было организовать работу специального предприятия, на котором бы изготавливали оборудование для варки стали и чугуна, прокатных станов, буровых установок, рудодобывающих и перерабатывающих производств. Первый проект был представлен в 1928 году, а 15 июля 1933 года Уральский завод тяжелого машиностроения уже начал свою работу, став родоначальником новой отрасли. Основу довоенной продукции составляли доменное, сталеплавильное оборудование, установки для спекания, прокатные станы, прессы, краны, экскаваторы и прочие изделия. Параллельно выпускалась военная техника, в частности, 122 мм орудия М-30 системы Ф.Ф. Петрова.

Военное лихолетье

С началом войны коллектив Уральского завода тяжелого машиностроения за считанные месяцы перестроился на изготовление бронетехники и ее компонентов. «Уралмаш» стал ведущим поставщиком танковых корпусов для танкосборочных предприятий. Это стало возможным за счет внедрения инновационных методов литья, штамповки, автоматизированной скоростной сварки и металлообработки.

В 1942 году УЗТМ уже самостоятельно собирал готовые танки различных модификаций серии Т-34. Заводским КБ на базе маневренной «тридцатьчетверки» была сконструирована на редкость удачная модель самоходного орудия СУ-100. Данная самоходка признана экспертами лучшей в своем классе. Параллельно продолжали выпускать бронекорпуса почти для всех советских танков и многих самоходных установок. Согласно статистике, заводчане поставили порядка 19000 корпусов и 6000 готовых танков. Не стоит забывать и об орудиях (М-30, Д-2), каких было изготовлено десятки тысяч.

Конверсия

После Великой Отечественной войны государство реконструировало и расширило Уральский завод тяжелого машиностроения. Данная модернизация способствовала увеличению производительности и освоению новых машин и оборудования: скребков, буровых установок, дробилок и мельниц.

В 50-х стартовала программа по оснащению авиационной и ракетной промышленности тяжелыми гидравлическими прессами. «Уралмаш» в ответ на это новое требование создал целый ряд уникального оборудования.

УЗТМ в 1949 году изготовил первый экскаватор драглайн. В 60-х в КБ проектировали драглайны со стрелами невероятной длины - 90-100 м. И поныне около 200 гигантов трудятся на месторождениях России. Кстати, треть от общего количества угля, получаемого в открытых карьерах, добывается с их помощью.

Буровые установки, выпускаемые «Уралмашем», имели первостепенное значение для развития нефтегазовых регионов СССР, в том числе и Западной Сибири с ее суровым климатом. Сверхглубинные буровые установки, спроектированные и изготовленные на заводе, позволили достичь глубины 13 км. Кстати, на Кольской сверхглубокой скважине впервые удалось добыть образцы горных пород, которым около 3 миллиардов лет. В дополнение к наземным установкам УЗМТ разрабатывает буровое оборудование для морских шельфов.

День сегодняшний

В 1992 году организация была преобразована в ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения». В 1996 году «Уралмаш» вошел в состав ОМЗ - одну из крупнейших отечественных инжиниринговых корпораций в главе с бизнесменом Кахой Бендукидзе. В 2005 году «Газпром» приобрел контрольный пакет акций ОМЗ и «Уралмаша».

Сегодня УЗТМ выпускает широчайший перечень изделий. Перечислим лишь некоторые:

  • дробилки конусные, щековые, дробильные установки;
  • мельницы;
  • экскаваторы, гусеничные драглайны;
  • зубчатые колеса, шестерни, муфты;
  • обжиговые печи;
  • приводные редукторы;
  • подшипники;
  • машины для уплотнения, грануляторы, агломераторы конвейерного типа;
  • печи для сжигания отходов;
  • барабанные смесители;
  • скребки;
  • кованые стальные ролики для холодной прокатки;
  • композитные опорные валки;
  • инструменты и аксессуары.

Кроме того, «Уралмаш» предлагает погрузочные краны, электромагниты для загрузки лома, манипуляторы, специальные, магнитные, кроссовые краны, эстакады, криогенные установки и полноразмерные мостовые краны.

В феврале 2007 года ОМЗ и «Металлоинвест» согласились создать единый производственный комплекс. Консолидация привела к созданию крупного машиностроительного конгломерата, занимающего лидирующие позиции на рынке металлургического оборудования СНГ. Доля совместного рынка в этом сегменте в России превышает 40 %.