СУ-100 — советская самоходная артиллерийская установка класса истребителей танков, лучшая советская средняя САУ периода Второй мировой войны.

К поиску путей усиления огневой мощи СУ-85 приступили сразу после начала ее серийного выпуска. Работы велись как в направлении создания пушек большой мощности, имевших большую начальную скорость снаряда, так и в увеличении их калибра. Однако создание самоходной артиллерийской установки (САУ) СУ-85БМ и проектирование СУ-Д25 и СУ-Д15 завершились неудачей. Ствол первой не выдержал испытания стрельбой, а две других были признаны бесперспективными.

СОЗДАНИЕ

Проблему усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эту разработку осуществили по инициативе главного конструктора Л. И. Горлицкого конструкторским коллективом Уралмаш-завода.

Новая боевая машина была создана на базе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались прежними. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску за счет увеличения диаметра проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус СУ-85 подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: лобовую броню увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72 % деталей заимствовались от Т-34-85, 4%-от СУ-122,7,5%-от СУ-85 и лишь 16,5 % проектировались заново.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года. При этом, по предложению Л. И. Горлицкого, обе арт-системы- Д-1 ОС и Д-5С — монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки. Изменились лишь походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий. От этой унификации особенно выигрывала конструкция СУ-85, достаточно сказать, что ее боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск «гибридов», имевших индекс СУ-85М, продолжавшийся в течение трех месяцев параллельное СУ-100.

Вскоре после разработки СУ-100 Уралмаш-завод спроектировал более мощную САУ, вооруженную 122-мм пушкой Д-25С завода № 9. Эта машина, созданная на базе СУ-100, получила индекс СУ-122П. Ее орудие Д-25С монтировалось в те же установочные части, что и Д-10С. Боекомплект пушки состоял из 26 выстрелов раздельного заряжания. Опытный образец изготовили в сентябре 1944 года, и после испытаний он был признан годным для вооружения Красной армии, но в серийное производство его не запустили. По-видимому, причина заключалась в том, что пушка Д-25С никаких преимуществ перед Д-10С, за исключением более мощного фугасного действия осколочно-фугасного снаряда, не имела. Что касается модернизации СУ-100 в СССР, то она проводилась параллельно с Т-34-85 с использованием аналогичных узлов и агрегатов. В конце 1950-х — начале 1960-х годов на СУ-100 установили усовершенствованный двигатель В-2-34М (или В-2-34М-11), топливный насос НК-10, воздухоочистители ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли, командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э и ТПУ-47. В боекомплект ввели кумулятивные снаряды, а в укладку личного оружия экипажа вместо пистолета-пулемета ППШ — автомат АК-47.

Во второй половине 1960-х прибор ночного видения заменили на более совершенный TBH-2, поставили радиостанцию Р-113, опорные катки ходовой части заимствовали от танка Т-44М.

Применение и служба

Компоновка СУ-100 аналогична компоновке СУ-122 и СУ-85. В отличие от последних, ходовая часть и моторно-трансмиссионная группа заимствованы у танка Т-34-85.

Корпус САУ представлял собой жесткую броневую коробку, сваренную из катаных броневых листов. Носовая часть корпуса была образована двумя наклонными листами, приваренными к литой передней балке. Машины поздних выпусков имели корпус с безбалочным носом. В верхнем лобовом листе имелись: вырез для установки пушки, отверстие для стрельбы из личного оружия и три отверстия, закрывавшиеся резьбовыми заглушками. Перед сиденьем механика-водителя в верхнем лобовом листе корпуса был входной люк, закрываемый броневой крышкой, в которой устанавливались приборы наблюдения. В остальном корпус САУ идентичен корпусу среднего танка Т-34-85. В верхнем лобовом листе корпуса в рамке устанавливалась 100-мм пушка Д-10С обр. 1944 года с длиной ствола 56 калибров. Вертикальная наводка от -3° до +20°, горизонтальная — 16°. Затвор пушки — горизонтально-клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Для стрельбы прямой наводкой устанавливался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, для стрельбы с закрытых позиций — боковой уровень и панорама. Боекомплект пушки состоял из 33 арт-выстрелов, которые размещались в боевом отделении в пяти боеукладках.

ОТДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Отделение управления располагалось в носовой части САУ. В нем размещались сиденье механика-водителя, кулиса коробки передач, рычаги и педали приводов управления, контрольно-измерительные приборы, два баллона со сжатым воздухом, передние топливные баки, часть боекомплекта и ЗИП, аппарат ТПУ и др. Боевое отделение находилось в средней части корпуса за отделением управления. В нем размещались вооружение с прицельными приспособлениями, основная часть боекомплекта, радиостанция, два аппарата ТПУ и часть ЗИП. Справа от орудия было сиденье командира, за ним — сиденье заряжающего, слева от орудия — сиденье наводчика. В крыше боевого отделения под двумя бронеколпаками крепились два вытяжных вентилятора.

СИЛОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Силовое отделение располагалось за боевым и отделялось от него съемной перегородкой. В передней части силового отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель. По обе стороны от него размещались водяные радиаторы, два топливных бака, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи — по две с каждой стороны. На левом водяном радиаторе монтировался масляный радиатор. В кормовой части силового отделения за перегородкой находились главный фрикцион с вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи, два топливных бака и два воздухоочистителя. В передней правой части крыши боевого отделения был сделан круглый вырез, по краю которого приваривался корпус командирской башенки. Для кругового наблюдения в стенках башенки имелось пять смотровых щелей, закрывавшихся защитными стеклами. Во вращавшейся на шариковой опоре крыше башенки находился люк с двухстворчатой крышкой и отверстием для смотрового прибора MK-IV в одной из створок.

У САУ поздних выпусков, имевших башенки с одностворчатой крышкой, смотровой прибор устанавливался в неоткидывавшейся части. Крышки люков были унифицированы с соответствующими крышками танка Т-34-85.8 задней части крыши боевого отделения располагался люк-лаз, закрывавшийся одностворчатой крышкой — у машин ранних выпусков она двухстворчатая, как у СУ-85. В передней части крыши имелся люк панорамы с двухстворчатой крышкой. Между ним и командирской башенкой под продолговатым колпаком находился кронштейн стопора крепления пушки по походному. В кормовой стенке боевого отделения предусматривались отверстие для стрельбы из личного оружия и смотровая щель с защитным стеклом. В днище был люк запасного выхода, закрываемый крышкой.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

На СУ-100 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя — 450 л. с. при 1750 об/мин„ эксплуатационная — 400 л. с. при 1700 об/мин, максимальная — 500 л, с. при 1800 об/мин. Емкость топливных баков — 400 л. Снаружи на бортах корпуса устанавливались четыре топливных бака по 95 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерен. Бортовые фрикционы многодисковые, сухие (сталь по стали), тормоза плавающие, ленточные, с чугунными накладками. Бортовые передачи одноступенчатые. Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830 мм. Подвеска индивидуальная, пружинная. Из-за некоторой перегрузки передних опорных катков их подвеска была усилена по сравнению с Т-34-85 за счет увеличения диаметра проволоки пружин с 30 до 34 мм.

Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

Боевая масса, т: 31,6
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
длина: 9450
ширина: 3000
высота: 2245
клиренс: 400
Бронирование, мм:
лоб корпуса: 75
борти корма:45
крыша и днище: 20
Скорость макс, км/ч: 48,3
Запас хода, км: 310
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град.: 35
ширина рва, м: 2,5
высота стенки: 0,73
глубина брода, м: 1,3

В первой половине Великой Отечественной войны Красная Армия испытывала острый недостаток в противотанковых САУ. Первой советской противотанковой самоходкой стала ЗиС-30, созданная на базе арттягача «Комсомолец» и мощной 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Принятая на вооружение осенью 1941 года, эта самоходка оказалась довольно удачным противотанковым средством. Однако из-за дефицита базового шасси удалось построить лишь 101 экземпляр ЗиС-30. Поэтому к лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ этого типа, и до августа сорок третьего единственной САУ, которую хоть в какой-то мере можно было назвать противотанковой, была СУ-122. Однако 122-миллиметровая гаубица М-30, установленная на этой самоходке, имела недостаточную скорострельность и малую настильность траектории полёта снаряда, вследствие чего для стрельбы по быстро передвигающимся целям она была мало приспособлена, хотя и обладала хорошей бронепробиваемостью.

К августу 1943 года была разработана новая самоходка СУ-85. В ней использовалось орудие Д5С, созданное в конструкторском бюро, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, на основе 85-миллиметровой зенитки. Его бронебойный снаряд 53-БР-365 на километровой дистанции пробивал броню толщиной 102 мм, а подкалиберный снаряд катушечного типа 53-БР-365П с пятикилограммовой массой и начальной скоростью 1050 м/с пробивал 103 мм. Однако уже к моменту своего появления СУ-85 не полностью удовлетворяла требованиям, возросшим в связи с появлением у противника танков Pz.Kpfw.V Пантера, Pz.VI Тигр, к которым вскоре присоединился и Pz.VIB Королевский Тигр. Поэтому практически сразу после принятия на вооружение СУ-85 начался поиск путей усиления огневой мощи СУ-85.

К осени 1943 года завод №9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью 9,2-килограммового бронебойного снаряда в 900 м/с (против 792 м/с у Д5С), что увеличивало пробиваемость немецкой цементированной брони на 20%. Размеры установочных частей нового орудия сохранились такими же. как у Д-5С. и никаких серьезных изменений е самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм. В начале января 1944 года опытный образец самоходки прошел заводские испытания, после чего его отправили в Гороховец на государственные, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Дело в том, что к этому времени вопрос усиления огневой мощи был решён за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34.
Эскизный проект машины в декабре 1943 года был передан Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4651 о вооружении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал «Уралмашзавод» создать новую самоходку со 100-миллиметровым орудием.

Сроки исполнения постановления были весьма сжатыми. Осложняло ситуацию и то обстоятельство, что пушка С-34 имела внушительные размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Следовательно, было необходимо внести существенные изменения в серийном бронекорпусе СУ-85, в том числе и в его геометрической схеме, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. Поэтому «Уралмашзавод» вновь обратился к Петрову на завод №9, и там создали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.
СУ-100 создавалась на базе агрегатов танка Т-34-85 и самоходки СУ-85. Все основные агрегаты танка – двигатель, трансмиссия, ходовая часть – остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% – от СУ-122, 7,5% – от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.

СУ-100 имела классическую для того времени компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, было расположено в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления механизмами самоходной установки, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танкопереговорным устройством, носовые топливные баки и часть инструмента и запасных принадлежностей. В переднем левом углу рубки располагалось место механика-водителя, против которого в лобовом листе был расположен прямоугольный люк. В крышке люка устанавливались два призматических смотровых прибора. Место командира машины находилось справа от пушки, за сиденьем механика-водителя было место наводчика, а в левом заднем углу боевого отделения – место заряжающего. Для входа и выхода экипажа в крыше боевого отделения имелось два прямоугольных люка. там же, на крыше, монтировались два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка.


В стенках башенки – пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика – перископические смотровые приборы.
Моторное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме был установлен дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л. с., благодаря которому САУ массой 31,6 т могла развить скорость до 55 км/ч.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса. В кем размещены главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, установлены два топливных бака и два инерционно-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков 400 л, что обеспечивает машине запас хода в 310 км.

Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров обеспечивала начальную скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.
В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где самоход произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что опытный образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству самоходки СУ-100.

Государственная комиссия признала, что тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков Тигр и Пантера вне зависимости от точки попадания снаряда, а для самоходки Фердинанд – только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров.
Постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии.

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, причем в течение трёх месяцев оно велось параллельно с производством СУ-85. При этом по предложению Л. И. Горлицкого обе артсистемы-Д-10С и Д-5С – монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки. Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск гибридов, имевших индекс СУ-85М.
Первые СУ-100 были направлены на фронтовые испытания в сентябре 1944 года и получили отличную оценку артиллеристов за высокие возможности орудия и хорошую маневренность. Но так как освоение в производстве бронебойного снаряда БР-412Б затянулось до октября того же года, первоначально серийные СУ-100 поступали лишь в военно-учебные заведения, и лишь в ноябре были сформированы и отправлены на фронт первые вооружённые ими самоходно-артиллерийские полки.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелось по 21 машине. В конце года началось создание самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Первые самоходно-артиллерийские бригады, вооружённых СУ-100: 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я. Без учёта фронтовых испытаний осенью 1944 года, по данным Управления Самоходной артиллерии, впервые СУ-100 были применены в бою в январе 1945 года в ходе Будапештской операции. В условиях, когда советские войска вели стратегическое наступление, СУ-100 нередко применялись при завершении прорыва тактической глубины обороны противника в роли штурмовых орудий, как например, в Восточно-Прусской операции, где были задействованы 381-й и 1207-й самоходно-артиллерийские полки.
Первые самоходно-артиллерийские бригады СУ-100 были отправлены на фронт в начале февраля 1945 года: 207-я и 209-я – на 2-й Украинский, а 208-я – на 3-й Украинский фронт. Наиболее массово СУ-100 были применены в ходе Балатонской операции, когда они были использованы при отражении контратаки 6-й танковой армии СС 6–16 марта 1945 года.
Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.

После окончания второй мировой войны СУ-100 использовалась Советской армией ещё в течение нескольких десятилетий. В 1960 году в ходе модернизации на них установили усовершенствованный двигатель В2-34М, топливный насос НК-10, воздухоочистители ВТИ-3, командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э и ТПУ-47. Во второй половине 60-х годов прибор ночного видения заменили на более совершенный, поставили радиостанцию Р-113. опорные катки ходовой части заимствовали от Т-54.

Но самое главное, в боекомплекте орудия появился невращающийся в полёте бронебойный подкалиберный снаряд 3БМ8. Его появление вновь сделало СУ-100 весьма эффективным противотанковым средством. Снаряд имел 1415-метровую начальную скорость и дальность прямого выстрела 1660 метров по цели двухметровой высоты. С дистанции до 2000 метров он мог поражать лоб башни всех серийных западных танков 1960-х годов.
В таком виде СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок ставились на долговременное хранение в парки, где некоторое количество их, по-видимому, находится и сейчас.

СУ-100 состояли на вооружении армий почти всех стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. Они также поставлялись в Китай и Вьетнам, но данные об их боевом применении во Вьетнамской войне недостаточны и противоречивы. После 1959 года СУ-100 поставлялись и на Кубу, и в 1961 году кубинские САУ использовались при отражении вторжения в заливе Свиней. Некоторое количество СУ-100 получили Алжир и Марокко, а также Ангола, где они использовались в ходе гражданской войны. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. А в армиях некоторых стран эти САУ имеются и сейчас.

К середине 1944 года стало ясно, что Красная Армия не имеет средств для эффективной борьбы с новейшими немецкими танками - Pz.Kpfw.V “Пантера” и Pz.Kpfw.VI “Тигр”. Требовалась самоходка с более мощной, чем у танка, пушкой.

Вначале огневую мощь САУ пытались усилить путем установки орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. В декабре 1943 года эскиз машины был передан Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии.
27 декабря 1943 года ГКО принял постановление №4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления НКТП приказом №765 от 28 декабря 1943 года обязал "Уралмашзавод": “С 15 января по 25 февраля 1943 года спроектировать и изготовить САУ на базе Т-34 с 100-мм орудием С-34 (конструкция ЦАКБ), а также произвести заводские испытания и передать машину на госиспытания”.

Однако, получив чертежи пушки С-34 на "Уралмаше" увидели, что это орудие не подходит поскольку, имеет большие размеры по ширине (при наведение влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя). Также необходимо было провести изменения в корпусе САУ, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. В общем для размещения орудия С-34 необходимо было перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц (а это увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85). В ЦАКБ отказались менять танковую пушку С-34 и требовали использовать ее без изменений и при этом настаивали на приспособлении САУ к пушке.

Тогда "Уралмаш" обратился к заводу №9, и в конце февраля 1944 года под руководством Ф.Ф.Петрова была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С на основе морского зенитного орудия Д-10. Орудие Д-10С было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без существенных изменений и излишнего увеличения массы машины. В феврале 1944 года были проведены заводские испытания. Первый опытный СУ-100, вооруженный пушкой Д-10С, прошел 150 км и произвел 30 выстрелов.

С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце были проведены госиспытания. СУ-100 прошел 864 км и произвел 1040 выстрелов. Комиссия заключила, что СУ-100 прошел испытания и после внесения некоторых изменений может быть принят на вооружение Красной Армии.

14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100. Однако ЦАКБ снова потребовало выполнения постановления ГКО (изготовления САУ с пушкой С-34). После переговоров было принято решение о частичной переделке пушки С-34. На заводе №9 были проведены следующие переделки: уменьшена ширина люльки на 160 мм, изготовлены новые вставные цапфы, новая рамка, поворотный механизм, походного крепления, также был удален прилив под спаренный пулемет и установлен прицел. САУ с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2. Одновременно построили второй образец СУ-100, этот образец включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией.

Госиспытания СУ-100 проходили с 24 по 28 июня 1944 года на АНИОПе. СУ прошел 250 км и произвел 923 выстрела. Комиссия заключила что: "тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков "Тигр" и "Пантера" вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода "Фердинанд" - только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров".

Госиспытания СУ-100-2 проходили в начале июля 1944 года. СУ-100-2 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец. Испытания были проведены в том же объеме, что и СУ-100. Комиссия постановила, что СУ-100-2 не подлежит принятию на вооружение. Постановлением ГКО №6131 от 3 июля 1944 года на вооружение Красной Армии была принята СУ-100.

СУ-100 имела классическую для того времени компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, расположено в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещены органы управления механизмами самоходной установки, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция (9РМ или 9РС) с танкопереговорным устройством (ТПУ-3-БисФ), носовые топливные баки и часть инструмента и запасных принадлежностей (ЗИП). В переднем левом углу рубки - место механика-водителя, против которого в лобовом листе имеется прямоугольный люк. В крышке люка установлены два призматических смотровых прибора. Справа от пушки - место командира машины. За сиденьем механика-водителя - место наводчика, и в левом заднем углу боевого отделения - заряжающего. В крыше боевого отделения два прямоугольных люка для экипажа, два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка.

В стенках башенки - пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика - перископические смотровые приборы.


Моторное отделение расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме установлен дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с., благодаря которому САУ массой 31,6 т могла развить скорость до 55 км/ч.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса. В нем размещены главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, установлены два топливных бака и два инерционно-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков 400 л, что обеспечивает машине запас хода в 310 км.
СУ-100 создавался на базе Т-34/85. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть танка - остались без изменений. Была лишь усилена подвеска (из-за перегрузки передних катков).

В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса установлена 100-мм пушка Д-10С. На ней имеются два прицела: телескопический и панорамный. Практическая скорострельность пушки 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 33 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды: БР-412Б (бронебойно-трассирующие) и ОФ-412 (осколочно-фугасные).

Неподвижная бронировка пушки литая, сложной конфигурации, крепится к лобовому листу корпуса болтами. Снаружи установка пушки защищена подвижной броневой сферической маской.

Для связи с другими машинами на поле боя СУ-100 оснащена ультракоротковолновой радиостанцией, которая обеспечивает связь на дальности до 25 км.

Броневой корпус СУ-100 представляет собой жесткую броневую коробку из катаных бронелистов и состоит из днища, носовой и кормовой частей, бортов, крыши боевого отделения и крыши моторно-трансмиссионного отделения.
Днище - из четырех листов, соединенных сварными швами, усиленными накладками. В средней части днища справа есть люк аварийного выхода экипажа, крышка которого открывается вправо вниз.

Носовая часть корпуса образована верхним и нижним наклонными броне-листами. В нижнем лобовом листе (справа) - прямоугольный люк для доступа к натяжному механизму правой гусеницы; в верхнем - вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя с крышкой, на которой устанавливались приборы наблюдения. В нижней части листа справа и слева приваривались два буксирных крюка.

Борт состоял из верхней и нижней частей. Спереди к нижнему бортовому листу приваривался кронштейн натяжного колеса, сзади - картер бортовой передачи. Верхний бортовой лист из двух частей - передней и задней, причем последний лист установлен с большим наклоном, чем передний.

К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных баков и бонки крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, заканчивающиеся грязевыми “крыльями”. На полках устанавливались ящики ЗИП, по одному слева спереди и сзади справа.
Корма состоит из двух наклонных листов - верхнего откидного, в центре которого - люк с крышкой, справа и слева от люка - вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб, и нижнего, на котором монтировались картеры боковых передач, два буксирных крюка и две петли верхнего откидного листа.

В передней части крыши боевого отделения справа располагалась командирская башенка, левее ее - колпак кронштейна походного крепления пушки. Там же находился и прямоугольный люк панорамы. Люк для входа и выхода экипажа - в задней части крыши.

Моторное отделение закрывалось тремя листами. Средний был с прямоугольным моторным люком, боковые - с окнами продольных жалюзи и тремя лючками - для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпаками с сетками для прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой.
Корпус СУ-100 окрашивался в защитный цвет, на бортах боевой рубки белой краской наносились трехзначные номера и опознавательный знак части.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. Каждый полк имел 21 машину. В конце 1944 года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны.

Впервые СУ-100 использовался 8 января 1945 года во время Балатонской операции. В больших количествах они применялись при отражении немецкого контрнаступления в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение САУ этого типа носило ограниченный характер.

Из-за отсутствия вспомогательного пулеметного вооружения приходилось избегать ближнего боя. Тактические возможности СУ-100 снижал ограниченный возимый боекомплект, что определялось большой длиной унитарного выстрела. Проблему часто пытались сгладить, перевозя дополнительный боекомплект на корме корпуса, но это было непрактично в боевых условиях.
СУ-100 выпускалась с сентября 1944 по 1946 год за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.

Собранную в День Победы, 9 мая 1945 года, СУ-100 установили на постамент как памятник трудовому подвигу уралмашевцев в Великой Отечественной войне.

СУ-100, самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Она обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Бронебойный снаряд ее пушки с расстояния в 2 тыс. м поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь.

СУ-100 и в послевоенный период находились на вооружении Советской Армии. В 1960 году СУ-100 модернизировали. Приказа министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. Эти машины принимали участие в военных парадах 9 мая 1985 и 1990 годов.

СУ-100 состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-100:

Масса в снаряженном состоянии: 31600 кг;
экипаж: 4 чел.;
боевая масса: 31,6 т;
длина: 9,45 м;
ширина: 3 м;
высота: 2,24 м;
вооружение: 100-мм пушка Д-10С;
боекомплект: 33 снаряда;
бронирование: лоб корпуса - 75 мм, борт и корма - 45 мм, крыша и
днище - 20 мм;
тип двигателя: дизель В-2-34-М;
максимальная мощность: 520 л.с.;
максимальная скорость: 48,3 км/ч;
запас хода: 310 км.



Комментарии

1

: 13.03.2017 22:08

: 13.03.2017 22:00

: 13.03.2017 21:24

Цитирую Бедачев Олег Александрович

Имел честь и удовольствие послужить механиком-водителем, зампотехом роты и батальона на всех видах САУ в советское время.

Прям на ВСЕХ?!:о)))И не в батареях и дивизионах,а ротах и батальонах?!"Зампотех роты САУ"-звучит...




16-01-2017, 22:33

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Сейчас речь у нас с вами пойдет о действительно сильной и достаточно комфортной машине, советской ПТ-САУ шестого уровня, перед вами СУ-100 гайд .

Если говорить о самоходках нации СССР, то без зазрений совести можно утверждать, что комфортная игра вас ждет с самого начала. Что же касается СУ-100 World of Tanks , этот аппарат внушает страх даже в более высокоуровневую технику, но чтобы совладать с этой советской мощью, необходимо познакомиться с танком как можно ближе.

ТТХ СУ-100

По уже сложившейся традиции начнем мы с того, что в нашем распоряжении имеется довольно слабые показатели запаса прочности хотя, по меркам ПТ-6 стандартные, а также скромный базовый обзор в 350 метров.

Если рассматривать СУ-100 характеристики живучести, то тут нужно обратить внимание на два очень важных показателя. Для начала – бронирование в нашем распоряжении довольно слабое, на борта и крышу надеется совсем нельзя. Что же касается лобовой проекции, так называемый ВЛД имеет очень приличный наклон, но даже при этом приведенка не превышает 114 миллиметров и хотя иногда рикошеты случаются, все-таки пробивают ПТ-САУ СУ-100 WoT даже танки пятого уровня. Единственное твердое место у нас – это маска орудия, она и «съесть» урон может и рикошетом порадовать способна.

Светлой же стороной медали заслуженно можно считать коэффициент маскировки. Дело в том, что на нашей стороне очень низкий силуэт, благодаря чему обнаружить СУ-100 танк не такая уж простая задача.

С точки зрения подвижности, все тоже очень даже неплохо. Максимальная скорость движения вперед очень хорошая и хотя достигать ее получается не всегда, удельная мощность двигателя СУ-100 World of Tanks тоже достойная уважения. А вот на маневренность надеется не следует, закрутить эту самоходку не так уж сложно.

Орудие

Ситуация с вооружением в случае самоходных противотанковых установок практически всегда заслуживает уважения, а в нашем случае на выбор предоставлено две пушки, одна лучше другой.

Для начала рассмотрим СУ-100 орудие калибром 122 миллиметра, ведь это один из самых грозных стволов на уровне, так как имеет очень мощный альфастрайк. Но перезаряжаемся мы в такой комплектации долго, хотя, примерно 1800 единиц урона в минуту результат весьма достойный.

Касательно параметров пробития, бронебойным снарядом танк СУ-100 без проблем шьет одноклассников, технику седьмого уровня и только для некоторых восьмерок, в частности тяжей, следует возить с собой 10-15 голдовых патронов.

Разумеется, за такой серьезный разовый урон вам придется платить и вынужденной жертвой будет точность. ПТ-САУ СУ-100 имеет большой разброс, сводится очень долго и стабилизация у нас ожидаемо плохая. Кроме того, пушка опускается всего на 6 градусов, но зато суммарные УГН в 24 градуса (по 12 в каждую сторону) можно назвать комфортными.

Вторая пушка, альтернативная, имеет такие же параметры пробития, ситуация с УГН и УВН тут идентичная, но мы имеем меньший разовый урон. При этом в такой комплектации СУ-100 World of Tanks быстрее перезаряжается и способна наносить немного больше урона в минуту, примерно 1950.

Но главной отличительной чертов 100-миллиметровго орудия является более комфортная точность. Изначальный разброс у вас будет меньше, а сведения гораздо быстрее, благодаря чему на СУ-100 WoT будет удобнее наносить урон, а случайный промах не будет казаться таким критичным.

Что лучше выбрать? Тут каждый должен решать самостоятельно, но для любителей хорошенько вломить противнику, а то и отправить оппонента в ангар с одного выстрела рекомендуется брать 122-миллиметровый ствол. А для тех, кто предпочитает ДПМ и комфорт нанесения урона, на СУ-100 танк можно ездить с альтернативным предтоповым орудием.

Преимущества и недостатки

Чтобы правильно укомплектовать танк дополнительными модулями, а также знать, как лучше вести себя в бою, важно понимать его сильные и слабые стороны, которые мы сейчас выделим отдельно. Кроме того, большинство танкистов предпочитают орудие с мощной альфой, так что далее СУ-100 гайд будем продолжать именно с такой позиции, учитывая комплектацию с топовой пушкой.
Плюсы:
Высокий коэффициент незаметности;
Отличная подвижность;
Очень грозный альфастрайк;
Достойное пробитие базовым снарядом;
Комфортные углы горизонтальной наводки.
Минусы:
Слабое бронирование;
Посредственная дальность обзора;
Плохая точность и долгое сведение;
Длительная перезарядка;
Не комфортные углы вертикальной наводки.

Оборудование для СУ-100

Как известно, установкой дополнительных модулей можно как усилить уже имеющиеся преимущества, так и снизить влияние недостатков. Если вы посмотрите на список слабых сторон нашей самоходки, то главным образом необходимо сосредоточится именно на них, таким образом, для ПТ-САУ СУ-100 оборудование следует ставить такое:
1. – при нашей посредственной скорострельности этот модуль обязателен, тем более вам будет приятно чаще реализовывать свою мощную альфу.
2. – также очень важный модуль, ведь нам необходимо компенсировать плохую точность и длительное сведение.
3. – также хороший вариант, который позволит полностью решить проблему в недостатке дальности обзора.

Однако мы можем отдать предпочтение своей безопасности и увеличить скрытность самоходки, для этого второй модуль заменяется на , которая отлично сочетается с третьим пунктом. Конечно, придется дольше сводиться, но когда вас не видят, проблем возникнуть не должно.

Обучение экипажа

Огромную роль в комфорте геймплея отыгрывает обучение экипажа. Правильно подобранные умения могут повысить вашу выживаемость, позволят наносить больше урона и получить превосходство над противников. В нашем случае на танк СУ-100 перки лучше учить следующие:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для СУ-100

Если выбор оборудование и процесс прокачки перков всегда требуют максимум внимательности, то расходники мы подбираем по стандартному сценарию. Так, если вам нужно экономить, будет достаточно набора из , , . Но если запасы серебра позволяю, на СУ-100 снаряжение лучше возить в виде , , , где последний вариант даже предпочтительно заменить на .

Тактика игры на СУ-100

Данная самоходная противотанковая установка обладает довольно слабым бронированиеи, но имеет очень мощное орудие и хорошую незаметность, все это говорит нам о том, что на СУ-100 тактика ведения боя будет довольно типичной для ПТ-САУ, то есть кустовой.

Изначально лучше выбрать удачную позицию где-нибудь на второй линии, стать в густых зарослях, чтобы вас было сложнее обнаружить и оттуда вести огонь по союзному засвету. Помните только, что танк СУ-100 WoT всегда должен сводиться до конца, промахи стоят слишком много потраченного времени.

Важно также понимать, что стоять весь бой на одном месте, во-первых, неэффективно, а во-вторых, небезопасно. Пользуйтесь своей отличной подвижностью, меняйте позицию на более эффективную, в случае опасности СУ-100 танк может быстро отступить, а при надобности, даже поменять фланг.

Что же касается ближнего боя, он нам противопоказан. Но если лбом еще можно что-нибудь отразить, хоть шанс невелик, то к себе в борт никого пускать точно нельзя, скорее всего, вас закрутят и при маневренности ПТ-САУ СУ-100 World of Tanks отбиться будет весьма тяжело.

В остальном нам стоит сильно опасаться вражеской артиллерии, постоянно следить за мини-картой, а также искать любую удачную возможность для того, чтобы произвести очередной выстрел.

Усиление огневой мощи СУ-85 было основной проблемой уже с самого начала ее выпуска. Этот вопрос предполагалось решить путем установки п корпус СУ-85 морской 100-мм пушки С-34. Однако внушительные размеры этой пушки не позволяли установить ее в корпус САУ. Требовалось совершенно новое орудие.

САУ СУ-100

Вновь к разработке самоходной установки, обладавшей более мощным вооружением, чем САУ СУ-85 приступили после появления в середине 1944 г. новой 100-мм пушки Д-10 С, созданной под руководством Ф.Ф. Петрова.
Конструкция самоходного шасси на базе Т-34 уже была испытана на предыдущих установках СУ-122 и СУ-85. Специалистам "Уралмаша» оставалось лишь заняться проблемами размещения нового орудия в броневой рубке.


САУ СУ-100

Однако ЦАКБ настаивало на применении орудия С-34. и образец такой машины с индексом СУ-100-2 был изготовлен и проходил испытания на полигоне в Горохово. В результате он был признан худшим, и все усилия были сосредоточены на разработке СУ-100 с пушкой Д-10С.

Первая машина увидела свет в сентябре 1944 г. Проведенные полигонные испытания показали, что бронебойный снаряд нового орудия способен поражать броню толщиной более 139 мм на расстоянии около 2 км. А на дальности около километра пушка и вовсе
могла пробить танк практически насквозь.


САУ СУ-100

Конструктивно СУ-100 не отличалась от своих предшественников, особенно от СУ-85 поздних выпусков. Различия были по сути только в орудии и измененной его броневой маске.

Корпус самоходной установки был сварен из броневых листов с большими углами наклона; лобовой лист - 50". к вертикали, боковые стенки боевой рубки - 20". В сплошном верхнем лобовом листе имелся люк для установки пушки, толщина ее броневой маски составляла 75 мм. Наклонные бортовые листы рубки выходили за пределы рубки до уровня надгусеничных попок, что позволило увеличить объем боевого отделения.В лобовом наклонном листе имелся люк для механика-водителя, оснащенный смотровыми приборами.

Боевое отделение было совмещено с отделением управления и расположено в броневой рубке. В ней размещались органы управления машиной, танко-переговорное устройство, радиостанция, вооружение, боекомплект, носовые топливные баки. В переднем левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, за его сиденьем - место наводчика, справа от пушки - место командира машины, а в левом заднем углу - место заряжающего.


САУ СУ-100

Экипаж занимал свои места через прямоугольные люки в крыше рубки, командир располагался в неподвижной командирской башенке с перископическими смотровыми приборами и пятью смотровыми щелями в стенках. Щели закрывались бронестеклами. На крыше рубки в задней части располагались два вентилятора под выпуклыми броневыми колпаками.

Силовое и трансмиссионное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. На подмоторной раме располагался дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. Неплохие характеристики этого мотора позволяли машине массой более 30 т развивать скорость до 55 км/ч. В силовом отделении были расположоны главный фрикцион, пятиступенчатая коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Здесь же были установлены два внутренних топливных бака. Емкость же всех внутренних топливных баков СУ-100 составляла 400 л.
Устройство ходовой части было полностью аналогично танку Т-34.


САУ СУ-100

В правой передней части в лобовом листе устанавливалась 100-мм пушка Д-10 С. которая имела два прицела: телескопический и панорамный. Внешняя бронировка пушки литая, крепилась к лобовому листу корпуса болтами. Крепление и места установки орудия защищались подвижной броневой сферической маской.

Тест-драйв Зенкевичем САУ СУ-100

Практическая скорострельность пушки составляла 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из 33 снарядов - фугасных, бронебойных и подкапиберных, а также патронов для личного оружия экипажа и гранат.


САУ СУ-100

Для связи с остальными машинами на поле боя СУ-100 оснащалась ультракоротковолновой радиостанцией 9РМ, которая обеспечивала связь на дальности около 25 км.

В опытном порядке осенью 1944 г. были изготовлены и проходили испытания установки ЭСУ-100, оснащенная электротрансмиссиеи. ЭСУ-122Л со 122-мм пушкой Д-25Т

В августе 1943 г. Л.Горлицким бып предложен проект САУ с задним расположением боевого отделения. Считалось, что машина с такой компоновкой будет более маневренной. В марте она была построена и получила индекс «Уралмаш-1». В ее конструкции широко применялись узлы or нового танка Т-44. Однако к концу испытаний война закончилась, и машина на вооружение принята не была.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-100

СУ-100 применялась Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 г. и на завершающем этапе войны в 1945 г. Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 г. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

До конца 1944 г. на «Уролмаше» было выпущено 500 машин СУ-100 За время Великой Отечественной войны изготовили 2495 установок этого типа. Всего же на этом заводе за годы войны было выпущено более 6000 средних самоходных установок СУ-100 как одна из самых удачных и известных боевых машин времен Великой Отечественной по праву заняла место на постаменте около этого завода.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

Производство самоходки СУ-100 не прекращалось до 1947 г.. и позже эта машина еще долго состояла на вооружении Советской Армии. В 1960 г. была
проведена модернизация машины, в результате которой она получила усовершенствованный дизель В-2-34М, новые радиостанции, приборы ночного видения и новые опорные катки от Т-54. Возможно, некоторое количество СУ-100 находится в парках воинских частей и по сей день.

СУ-100 состояли на вооружении армий других стран Варшавского договора вплоть до 1980-х годов. Они поставлялись также в Албанию, Алжир, Анголу, Вьетнам, Кубу, КНДР. Производство СУ-100 по лицензии продолжалось в Чехословакии до 1952 г. Известно, что самоходки принимали участие а арабо-израильских войнах.

_______________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"