Самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска. Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.

К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части. С1982 г. в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения. Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой. Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 - будущего БТР-90.

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.

Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств Т-72, Т-80, Т-90. Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси. Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты. Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот. Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета. Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД»

Полная масса, т..................................................18
Экипаж, чел..........................................................3

Авиатранспортирование.............самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм..................................................2720 (сдатчиком ветра - 2980)
Длина с пушкой вперед, мм............................9771
Длина по корпусу, мм......................................7070
Ширина, мм....................................................3152
Клиренс, мм............................................. 100-500 (рабочий - 420)

Вооружение пушка:
- марка........................................................2А75
- калибр (мм), тип..............125, гладкоствольная
- заряжание......................................раздельное, автоматическое
- скорострельность, выстр./мин.......................7

пулемет:
-марка..............................................ПКТ(ПКТМ)
- калибр, мм.................................................7,62

Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360"
- по вертикали вперед.....................От -5"до +15"
- по вертикали назад (на корму)......От-3"до+17"

Боекомплект:
- выстрелов к пушке.....................40 (из них 22 - в автомате заряжания)
- типы выстрелов................осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУРЗУБК14 (запуск через ствол пушки)
- патронов.....................................................2000

Броневая защита:
- лобовая....................от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40")
- круговая........................от огня 7,62-мм оружия

Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка..................................................2В-06-2С
- мощность, л.с. (кВт) .............................510(375)

Трансмиссия..........................гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота

Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая

Гусеница........................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака основной
гусеницы, мм...................................................380

Водоходный движитель, тип......гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.................................................70-71
- наплаву..........................................................10

Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................47-49

Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- наплаву, ч.......................................................10

Удельное давление на грунт, кг/см2.................0,53

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.



К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.

В Псковской области на полигоне Струги Красные во время сбора руководства артиллерии Воздушно-десантных войск были продемонстрированы возможности новейшей самоходной противотанковой пушки (СПТП) "Спрут-СДМ-1" .

Показ возможностей перспективного боевого комплекса проводился при участии специальных и разведывательных подразделений артиллерии псковской дивизии ВДВ, которые давали целеуказание и корректировали огонь противотанковых средств, используя БЛА типа «Орлан», радиолокационные комплексы «Аистенок»* и «Соболятник»**.

Самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ-1» планируется на замену прежней СПТП модификации 2С25, стоящей на вооружении ВДВ более 10 лет. «Спрут-СДМ1» был впервые продемонстрирован на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Самоходка является развитием предыдущей модели 2С25 и после испытаний должна поступить на вооружение ВДВ. По словам военных экспертов, эта самоходная установка является лучшей в мире и значительно превосходит все имеющиеся зарубежные аналоги подобного класса.

«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» >>

Основное вооружение - 125-мм пушка 2А75М, способная вести огонь бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и боеприпасами с дистанционным подрывом на траектории. В целом по огневой мощи «Спрут-СДМ1» соответствует уровню основного российского танка Т-90МС и способен применять противотанковое управляемое вооружение на дальности до 5 000 м. Всего в боекомплекте 2С25М имеется 40 выстрелов, в том числе 22 - в механизированной боеукладке.

Кроме спаренного с пушкой пулемета ПКТМ на модернизированной машине на башне имеется еще один такой пулемет в дистанционно управляемой установке. Таким образом командир машины получил возможность поражать выявленные цели в тот момент, когда основное вооружение уже используется наводчиком-оператором. Общий боекомплект пулеметов - 2 тысячи патронов.

Система управления огнем 2С25М также имеет танковый уровень. В нее входит лучший в мире прицел наводчика-оператора «Сосна-У» с телевизионными и тепловизионными каналами, а также панорамный прицел командира ПКП с аналогичными каналами. Оба прицела имеют возможность автоматического сопровождения цели. В случае повреждения основных прицелов используется оптико-электронный прицел-дублер со стабилизированной в вертикальной плоскости линией прицеливания и автономным питанием.

Одно из главных отличий новой машины - это комплекс управляемого вооружения (КУВ) с новейшей ракетой, способной на расстоянии до 6 км уничтожить танк с динамической защитой.

Новейшее изделие полностью интегрировано с цифровой системой управления огнем (СУО), благодаря чему не только повысилась точность стрельбы «Спрут-СДМ1», но и стала возможной стрельба по низколетящим и малоскоростным целям, например вертолетам противника и беспилотным летательным аппаратам.

Новая самоходка получила модернизированную ракету, выстреливаемую через ствол пушки и созданную на базе выстрела «Инвар-М». Кумулятивный заряд расположен в носовой части ракеты и обеспечивает преодоление динамической защиты, в том числе выполненной во встроенном варианте. Основной кумулятивный заряд поражает непосредственно цель. Для поражения укрепленных инженерных сооружений разработан вариант ракеты с фугасной боевой частью термобарического действия.

При модернизации на 125-миллиметровой самоходной противотанковой пушке для «Спрут-СДМ1» была установлена более совершенная цифровая СУО с комбинированным прицелом наводчика с тепловизионным каналом ночного видения и автоматом сопровождения целей. Кроме того, у командира «Спрута-СДМ1» появилась возможность вести огонь из дополнительной пулеметной установки , в том числе по верхним этажам зданий, господствующим высотам в горной местности и вертолетам.

Модернизированный «Спрут-СДМ1» унифицирован по узлам и агрегатам с недавно принятой на вооружение боевой машиной десанта БМД-4М. Из этого можно сделать вывод, что, как и у новейшей БМД-4М, у «Спрут-СДМ1» серьезно увеличена мощность двигателя, что существенно повышает мобильность самоходной пушки как на плаву, так и при передвижении по пересеченной местности.

С использованием модернизированных выстрелов типа «Инвар-М» в составе вооружения «Спрут-СДМ1» получает принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ракеты в 2,5 раза превышает дальность ответного огня любых современных танков, так как снаряд летит на 2000 м, а противотанковая управляемая ракета на 5 000 м. Это позволяет выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.

Боевая машина имеет информационно-управляющую систему шасси, которая значительно облегчает эксплуатацию, выявление возникающих неисправностей. Новейший комплекс связи обладает частотной модуляцией и техническим маскированием. По узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению «Спрут-СДМ1» унифицирован с боевой машиной десанта БМД-4М.

Тактико-технические характеристики

Тип машины

гусеничная, бронированная, плавающая, десантируемая парашютным способом с экипажем внутри машины

Полная боевая масса, тонн

Экипаж, чел.

3 (командир, наводчик-оператор, механик-водитель)

Двигатель

УТД-29, четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, без наддува

Максимальная мощность (стендовая) при 2600 об./мин, кВт (л.с.)

368 (500)

Скорость движения, км/ч:

По шоссе, не менее

На плаву, не менее

Вооружение:

125-мм гладкоствольная пушка 2А75М

Тип боеприпасов: ОФС, БПС, КС и ПТУР

Система заряжания пушки автоматическое из механизированной укладки

Управляемое оружие полуавтоматический ракетный комплекс с запуском из ствола пушки и управлением лазером

Углы обстрела:

По горизонту 360°

По вертикали -5 …+15°

На корму -3…+17°

Боекомплект выстрелов - 40 штук (22 в меанизированной укладке и 18 штук в допукладке)

7,62-мм пулемет ПКТМ, спаренный с пушкой

7,62-мм пулемет ПКТМ в дистанционной установке

Боезапас патронов к пулеметам - 2000 шт

* Портативная контрбатарейная РЛС «Аистёнок» способна обеспечивать разведку огневых точек противника, расчёт траекторий снарядов или ракет и корректировку огня. Также комплекс позволяет контролировать воздушное пространство и наблюдать за БЛА.

АВАКС обманут шепотом >>

На небольших расстояниях «Аистёнок» способен отслеживать миномётные выстрелы калибром от 81 до 120 мм во время полёта мины, определяя траекторию полёта и рассчитывая точку выстрела и падения снаряда. Максимальная дальность обнаружения миномётов ограничена 5 тысячами метров. На таких расстояниях «Аистёнок» способен очень точно определить восходящую и нисходящую траектории полёта мины и рассчитать координаты вражеского миномёта.

Минимальное расстояние для определения миномётов противника составляет 750 метров. При этом точность обнаружения цели составляет несколько десятков метров и зависит от типа цели. Расчёт координаты, откуда произведён выстрел позволяет точно наносить контрудары по вражеским миномётам и корректировать собственный огонь.

Вес комплекса разведки «Аистёнок», разработанного ОАО «Концерном «Алмаз-Антей» составляет 135 кг. Это немного для систем такого типа и позволяет разведподразделениям без особых усилий перемещать его как на боевой машине, так и вручную с помощью трех человек. В комплект модульной системы входит семь элементов:

Опорно-поворотным устройством с треногой,

приёмопередатчик с антенной,

Блок питания,

Блок первичной обработки информации,

Электроагрегат,

Радиостанция и пульт управления.

Для полной сборки модулей «Аистёнка» и подготовке его к работе требуется всего пять минут. Пульт управления, выполненный в форме ноутбука, отображает цветную информацию о функционировании устройства. Данные об обнаруженных целях передаются через установленную радиостанцию сантиметрового диапазона. « Аистёнок » н е имеет собственного поворотного механизма, но этот недостаток компенсируется 60-ти градусным сектором наблюдения по азимуту ширины луча . Определение расчётов противника осуществляется с помощью обнаружения места выстрела и расчёта траектории снаряда. Дальность обнаружения цели составляет от 2-ух сотен метров до 20 000.

Шойгу проверил «Щегловский вал» >>

** , артиллерии, реактивных систем залпового огня и стартовых позиций тактических ракет противника по выстрелу. Кроме этого, для контроля точности стрельбы ударных установок. До недавнего времени в российской армии самым современным комплексом наземной электронной разведки были устройства «ПСНР-8» и «ПСНР-8М», которые готовятся уступить место новейшему электронному разведчику - изделию «1-Л277». Его второе название - «Соболятник». Он используется при исправлении направления стрельбы из миномета, и еще для нахождения беспилотников, летающих на низких расстояниях от земли . Отличительной особенностью изделия «1-Л277» является применение фазированной антенной решетки, широкополосного импульсного ЛЧМ сигнала для обнаружения движущихся целей и разрывов снарядов (мин), а также для обнаружения неподвижных объектов.

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 >>

Военные конструкторы добавили к станции «ПСНР-8М» автоматизированный блок первичной обработки данных, освободив оператора станции-разведчика от процесса обнаружения военных объектов и живой силы противника. Вместе с этим значительно увеличилась дальность действия электронного разведчика - его «дальнозоркость» увеличилась до 30 км.

У «ПСНР-8М» всего 500 часов непрерывной работы, «1-Л277» может работать без поломок от 1500 до 2000 часов. То есть надежность нового разведчика выросла в 4 раза. У станций «ПСНР-8» и «ПСНР-8М» были 3 крупных недостатка: мощность их импульсного излучения составляла 1 КВ, проще говоря, противнику было не так трудно их «засечь». Вторым недостатком было, так называемое, механическое сканирование местности, т.е. антенна во время работы вращалась вокруг своей оси. Двигатель, который ее приводил в движение, быстро выходил из строя, и его приходилось менять. Поэтому военные выдали техзадание, в котором говорилось о том, что данные приемы работы надо усовершенствовать. Не устраивал военных и вес станции-разведчика. Он составлял 62 кг, поэтому его боевой расчет составлял 3 человека.

В парке «Патриот» впервые покажут ракеты «Гранит» >>

«Соболятник» осуществляет электронное сканирование, за счет чего антенну больше не надо вращать вокруг своей оси и время от времени менять ее двигатель. Вес станции снизился до 36 кг, и теперь ее расчет состоит всего из 2-ух человек. Но самое главное – станция практически превратилась в «невидимку», так как ее импульсное излучение теперь меньше, чем у мобильного телефона.

Разрешающая способность новой станции-разведчика увеличилась в пять раз - с 50-ти до 10-ти метров. Это позволило поднять информативность, и оператор получил возможность считывать цели в колонне, т.е. различать отдельные цели. «ПСНР-8М» выдавала на экран длинную полоску, а «Соболятник» - отдельные предметы. Кроме того, новое изделие получило алгоритмы автоматизированного распознавания цели по критерию : человек – машина . За счет усовершенствования нового электронного разведчика мы можем обнаруживать движущиеся цели на фоне мощных отражений от поверхности земли. Таким образом, теперь оператор получил возможность видеть на экране своего монитора движение техники и людей. Безопасность самого оператора тоже увеличили за счет длины кабеля, соединяющего монитор с антенной, до 30 метров. То есть в случае попытки противника уничтожить станцию, у оператора появилось больше шансов остаться невредимым.

Системы видеонаблюдения, применяемые в Сирии >>

Новое изделие в состоянии обнаружить живую силу противника на расстоянии 6 км. У «Соболятника» применен более сложный сигнал с внутриимпульсной линейной частотой модуляции, что позволило снизить пиковую мощность излучения до 8 Ватт. Это резко повысило скрытность работы этого электронного разведчика. Некоторые виды оружия легко сопрягаются с этой станцией в особенности это пулеметы, такие как « ПЕЧЕНЕГ » и « КОРД ». Это позволяет ей присутствовать при военных действиях и при этом быть не заметной, если, конечно, нет оптического наблюдения.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Авиадесантируемая 125-мм самоходная противотанковая пушка

2С25 "Спрут-СД" разработана совместно конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода и екатеринбургском ОКБ-9 под общим научным руководством Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочМаш). Главный конструктор шасси А.В.Шабалин, 125-мм орудия 2А75 В.И.Наседкин. Самоходная артиллерийская установка 2С25 "Спрут-СД" предназначена для борьбы с танками и другой бронетехникой и живой силой противника в составе подразделений воздушно-десантных войск, морской пехоты и специальных войск.

Тактико-техническое задание на разработку авиадесантируемой САУ 2С25 подготовлено в 1984 г. и 20 октября 1985 г. решением ВПК Совета министров СССР была официально начата разработка новой артиллерийской установки для ВДВ СССР. В феврале 1986 года была начата разработка средств десантирования П260, которые создавались на базе парашютно-реактивных средств П235, предназначавшихся для десантирования БМП-3. В период с 1990 по 1991 годы были проведены Государственные испытания САУ 2С25. По итогам испытаний 30 мая 1994 года решением ВВС и ВДВ России и разработчика средств десантирования - московского завода «Универсал» - была отменена разработка парашютно-реактивных средств десантирования П260 и была начата разработка бесплатформенной системы десантирования П260М «Спрут-ПДС».

В 2001 году были проведены дополнительные испытания САУ 2С25. Серийное производство САУ 2С25 "Спрут-СД" было развернуто на Волгоградском тракторном заводе в 2005 г. и велось по 2010 г. 9 января 2006 года приказом Министра обороны Российской Федерации самоходная противотанковая пушка 2С25 была принята на вооружение Вооружённых сил России .

(фото Виталия Кузьмина, https://www.vitalykuzmin.net)

В 2015 г. Волгоградским тракторным заводом собран первый образец модернизированного варианта САУ 2М25М "Спрут-СДМ1". После испытаний и принятия на вооружение планируется продолжить возобновление серийного производства модернизированного варианта САУ.

САУ 2С25 "Спрут-СД" в ВС России

С 2005 г. САУ 2С25 "Спрут-СД" поставляются в части ВДВ ВС России. По западным данным в ВДВ поставлено не менее 36 единиц самоходных пушек 2С25.

Конструкция пушки

"Спрут-СД" оснащена уникальным гидропневматическим шасси, которое по своим возможностям и конструкции близко к шасси БМД-3. САУ способна преодолевать водные преграды, может десантироваться с грузовых кораблей на водную поверхность и самостоятельно возвращаться на судно. Отмеченные и другие качества в совокупности с круговым вращением башни и стабилизацией вооружения в двух плоскостях позволяют использовать "Спрут-СД" в качестве легкого плавающего танка.

Корпус САУ делится на отделение управления (передняя часть), боевое отделение с башней (средняя часть) и моторно-трансмиссионное отделение (кормовая часть).

Установка оснащена дизельным двигателем 2В-06-2С мощностью 510 л.с.

ТТХ САУ 2С25 "Спрут-СД"

Расчет - 3 чел Длина с пушкой - 9770 мм Длина корпуса - 7085 мм Длина ствола - 6000 мм (48 калибров) Ширина установки - 3152 мм Высота установки - 3050 мм Углы наведения по вертикали - от -5 до +15 градусов Углы наведения по горизонтали - круговое Масса максимальная в боевом положении - 18000 кг Масса выстрела - 19,6 - 33 кг (разных типов) Прицельная дальность - до 5 кмСкорость движения по шоссе - 70 км/ч Скорость движения по бездорожью - 45-50 км/ч Скорость движения по воде - 9 км/ч Запас хода по шоссе - 500 км Преодолеваемый подъём - 35 градусов Преодолеваемая стенка - 0,8 м Преодолеваемый ров - 2,8 м

Авиадесантируемая САУ 2С25 "Спрут-СД" (http://mil.ru)

Боеприпасы пушки

- бронебойные подкалиберные снаряды (БПС);
- бронебойные кумулятивные снаряды (БКС);
- осколочный-фугасные снаряды (ОФС);
- ПТУРы 9М119, 9М119М, 9М119Ф и 9М119Ф1.

Авиадесантируемая САУ 2С25М "Спрут-СДМ1" на выставке АРМИЯ-2015 (фото Д.С.Глухова, http://bastion-karpenko.ru)

Оборудование

САУ оборудована дневным монокулярным перископическим прицелом 1А40М-1. Прицел оборудован встроенным дальномером и баллистическим вычислителем и позволяет измерять дальности до целей, вырабатывать угол бокового упреждения при стрельбе по движущимся целям, а также осуществлять наведение комплекса управляемого вооружения по лазерному лучу. Для действий в ночных условиях САУ 2С25 снабжена ночным оптико-электронным комплексом ТО1-КО1Р с ночным прицелом наводчика ТПН-4Р. Место командира оборудовано прицелом-прибором наведения командира 1К13-3С. Прибор 1К13-3С позволяет вести разведку и наведение орудия как в дневных, так и в ночных условиях, и включает в себя лазерный канал наведения управляемого вооружения, баллистический вычислитель и встроенный дальномер. Радиосвязь обеспечивается радиостанцией Р-173.

Модификации:

2С25 "Спрут-СД" - базовый серийный вариант авиадесантируемой самоходной пушки (2005 г.).

2С25М "Спрут-СДМ1" - модернизированный вариант самоходной пушки (2015 г.).

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

В начале 1980-х годов в СССР остановили разработки по теме нового легкого танка для Сухопутных войск. Но вскоре легкой машиной с орудием «танковой» мощности заинтересовались Воздушно-десантные войска.

Началу работ по теме «Спрут-СД» предшествовал целый ряд событий и наработок. В 1982 году была открыта научно-исследовательская работа под шифром «Бурун», в рамках которой в ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск) исследовали возможности создания десантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной со 125-мм орудием высокой баллистики танковых войск. Шасси, подходящее для решения задачи, уже было — опытный легкий плавающий танк «Объект 934» («Судья»), разработанный КБ под руководством А. В. Шебалина на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ). Его элементы были использованы при разработке на ВгТЗ боевой машины десанта нового поколения по теме «Бахча». И уже в 1984 году прошли опытные стрельбы из 125-мм самоходной противотанковой пушки (СПТП), установленной ЦНИИТОЧМАШ на шасси «Объекта 934».

МУЧИТЕЛЬНОЕ РОЖДЕНИЕ

Решением Военно-промышленной комиссии Совета министров СССР от 20 июня 1985 года определялось проведение опытно-конструкторской работы по созданию 125-мм СПТП, которой присвоили шифр «Спрут-СД» (самоходная, десантируемая). Головным исполнителем работы был назначен ВгТЗ, научно-техническая координация работ была возложена на ЦНИИТОЧМАШ и ВНИИТРАНСМАШ. В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию СПТП принимали участие ОКБ-9 УЗТМ («Уралмашзавод»), ЦКБ ПО «Красногорский завод» («Красногорский завод им. С. А. Зверева»), ЦКБ «Пеленг» (Минск), ВНИИ «Сигнал», НИМИ, КБ Приборостроения (Тула), Волгоградский судостроительный завод. Разработкой средств десантирования занялся Московский Агрегатный завод «Универсал». На вооружение уже Российской армии «125-мм самоходная противотанковая пушка СПТП 2С25 «Спрут-СД» была принята постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 года. С того же 2005 года СПТП 2С25 запущена в серийное производство на ВгТЗ.

УСТРОЙСТВО, ВООРУЖЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКА

Машина скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним — боевого отделения и кормовым — моторно-трансмиссионного отделения. В походном положении командир и наводчик размещаются в корпусе машины, в отделении управления.

Установленная во вращающейся башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 производства завода № 9 (Екатеринбург) обеспечивает машине огневую мощью на уровне танков Т-72, Т-80, Т-90. Пушка имеет вертикальный полуавтоматический клиновый затвор, гальваноударный спусковой механизм, гидропневматический тормоз отката и пневматический накатник, эжектор. Длина отката пушки составляет 740 мм. Установлен двухплоскостной стабилизатор 2Э64. Для стрельбы из пушки может использоваться вся номенклатура выстрелов 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с оперенными бронебойными подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Выстрелы — раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Также может использоваться комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» с запускаемой через ствол орудия управляемыми ракетами 9М119, 9М119Ф, 9М119Ф1 (выстрелы ЗУБК14) или 9М119М (ЗУБК20 «Инвар»). Боевое отделение снабжено автоматом заряжания с вращающимся конвейером на 22 выстрела и цепным досылателем элементов выстрела.

Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель. Рабочее место наводчика оснащено прицелом-дальномером 1А40-1М, ночным прицелом «Буран-ПА», место командира — комбинированным прицелом-прибором наведения «Буг» 1К13-ЗС с ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом для пуска и наведения 125-мм управляемой ракеты. Обеспечена взаимозаменяемость командира и наводчика.

Корпус и башня выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. В сочетании с углами наклона брони это обеспечивает защиту от 23-мм снарядов на дальности 500 м. От огня 12,7-мм оружия лобовая проекция СПТП защищена со всех дальностей. Круговая защита обеспечена от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм. На башне установлена унифицированная 81 -мм установка 902В «Туча» запуска дымовых гранат и осветительных снарядов. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырехтактный многотопливный оппозитный дизельный двигатель 2В06-2С, развивающий мощность 510 л. с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия.

Бортовые передачи — одноступенчатые планетарные. Ходовая часть — с индивидуальной гидропневматической подвеской. Ведущее колесо — заднего расположения. Управляемая гидропневматическая подвеска позволяет изменять клиренс в диапазоне от 100 до 500 мм с места механика-водителя. Также с места механика-водителя управляется гидравлический механизм натяжения гусениц.

Гусеница — стальная, с резинометаллическим шарниром, цевочного зацепления. Увеличенная по сравнению с танковой установкой длина отката пушки в сочетании с откатом корпуса машины за счет работы гидропневматической подвески позволили использовать орудие с высоким импульсом отдач на легком шасси, обеспечив при этом СПТП устойчивость при выстреле. Водные преграды машина преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водометных движителя. Средства связи включают радиостанцию Р-163-50У и радиоприемник Р-163-УП, танковое переговорное устройство Р-174. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом с высот от 400 до 1500 м с использованием специальной парашютной многокупольной бесплатформенной системы П260М с 14-купольной парашютной системой МКС-350-14М и воздушной амортизацией принудительного наполнения. Возможно десантирование 2С25 со всеми тремя членами экипажа внутри машины. Машина может перебрасываться тяжелым транспортным вертолетом Ми-26Т на внешней подвеске.

Объем выпуска «Спрут-СД» оказался невелик — в войска поступили всего 36 машин. В связи с переносом производства боевых машин десанта из Волгограда в Курган и, соответственно, переводом «семейства» бронемашин для ВДВ на шасси «Курганмашзавода» встал вопрос о смене шасси для СПТП, получившей обозначение «Спрут-СДМ1». Впрочем, это уже — новая машина.

Возможно вам будет интересно:


  • 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД"

  • Китайский основной боевой танк "Type 79"

2С25 «Спрут-СД» («объект 952») - российская самоходная противотанковая пушка (СПТП), которая относится к категории САУ. Она представляет собой легкую авиадесантируемую плавающую машину, основное назначение которой - уничтожение бронированных подвижных целей. Машина может использоваться для уничтожения оборонительных сооружений и опорных пунктов, также для осуществления огневой поддержки десантируемых подразделений морской пехоты и ВДВ в любое время суток.

В качестве шасси для «Спрута-СД» использована удлиненная на два катка база БМД-3, оборудованная гидро-пневматическим шасси новой конструкции. СПТП способна самостоятельно десантироваться с грузовых кораблей, вести огонь на плаву и возвращаться обратно на десантное судно.

У БМ классическая компоновка. В передней части машины находится отделение управления, далее идет боевое отделение с орудийной башней, моторно-трансмиссионное отделение размещено в кормовой части. При совершении марша наводчик располагается слева от механика-водителя, а командир - справа.

У каждого из трех членов экипажа есть индивидуальные приборы наблюдения, которые функционируют в режиме «день - ночь». Новая СУО на СПТП состоит из прицельного комплекса наводчика, комбинированного прицела командира, стабилизированного в двух плоскостях и совмещенного с лазерным дальномером, комплекта для наведения УР, входящих в комплекс 9К119М, комплекта из нескольких датчиков, обеспечивающих автоматический ввод поправок в другую аппаратуру СПТП.

СУО, смонтированная на рабочем месте командира, полностью автоматизирована и обеспечивает ему круговое наблюдение за местностью, стабилизируя транслируемое изображение в двух плоскостях, поиск целей и выдачу целеуказаний с использованием оптической системы прицела командира. В проекте 2С25 решена задача совмещения в командирском прицеле двух функций: пуск и управление УР, организация прицельной стрельбы артиллерийскими выстрелами.

Для повышения надежности баллистический вычислитель, установленный в приборном комплексе наводчика, дублирован. Резервное управление предусмотрено также для автомата заряжания пушки (управление приводами наведения и автономным включением). Все это позволяет оперативно передавать управление комплексом командиру или наводчику.

Ходовая часть и силовая установка СПТП во много идентичны прототипу («объект 934»). Двигатель - многотопливный дизель. Есть коробка отбора мощности для двух водометных движителей. Автоматическая коробка переменных передач имеет по пять передач для переднего и заднего хода. Гидропневматика, индивидуальная для каждого трака, в течение нескольких секунд позволяет изменять клиренс «Спрут-СД», а конструкция подвески придает пушке высокую плавность хода и проходимость.

Для повышения плавучести конструкции СПТП оснащена опорными катками, имеющими замкнутые воздушные камеры, помпами для откачивания воды. Машина обладает достаточно высокими мореходными качествами, способна эффективно действовать на плаву. Например, при волнении силой в 3 балла «Спрут-СД» может вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела (±35°). В штатный комплект пушки также входят система коллективной защиты от ОМП и несколько комплектов приборов ночного видения.

Конструкция и массогабаритные характеристики СПТП позволяют доставлять ее в район боевых действий как самолетами военно-транспортной авиации, так и десантными кораблями. Ее можно десантировать парашютным способом (без экипажа и вместе с ним). Машина способна самостоятельно преодолевать водные преграды без предварительной подготовки к их форсированию.

Применяемые для стрельбы артиллерийские снаряды после выстрела могут наводиться на цель по лазерному лучу с использованием прицела командира. Данные о цели в режиме реального времени формируются лазерным дальномером наводчика и поступают в баллистический вычислитель. Основное оружие СПТП - гладкоствольная танковая пушка, прототипом которой была пушка 2А46, используемая для вооружения основных боевых танков России. Так как шасси СПТП гораздо легче танкового, в конструкцию пушки внесли ряд серьезных изменений. Был установлен эжектор, новое противооткатное устройство, термоизоляционный кожух. Дульный тормоз отсутствует. Пушка конструктивно стабилизирована в двух плоскостях и предназначена для ведения огня любыми типами боеприпасов калибра 125 мм, относящихся к выстрелам с раздельно-гильзовым заряжанием. Наводимые по лазерному лучу снаряды способны поражать бронированные объекты на дальностях до 4 км. Максимальная скорострельность составляет 7 выстр./мин. Пушка заряжается с использованием горизонтального автомата заряжания, который установлен за артиллерийской башней. Автомат оснащается 22 артиллерийскими выстрелами, полностью готовыми к немедленному использованию. При отказе автомата пушку можно заряжать вручную. С пушкой спарен пулемет ПКТ (вспомогательное оружие СПТП). Для защиты используется устройство пуска дымовых гранат.

Конвейер автомата заряжания вращается вокруг вертикальной оси. Он смонтирован в нижней части боевого отделения. Это позволяет членам экипажа СПТП перемещаться из первого во второе отделение и обратно вдоль бортов. «Спрут-СД» оснащен системой принудительной вентиляции рабочих мест экипажа и казенника пушки.

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 18;
  • Компоновочная схема: классическая;
  • Экипаж, чел.: 3;
  • Длина корпуса, мм: 7085;
  • Длина с пушкой вперед, мм: 9770;
  • Ширина корпуса, мм: 3152;
  • Высота, мм: 3050;
  • База, мм: 4225;
  • Колея, мм: 2744;
  • Клиренс, мм: 100...500;
  • Тип брони: противопульная;
  • Калибр и марка пушки: 125-мм 2А75;
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола, калибров: 48;
  • Боекомплект пушки: 40;
  • Углы ВН, град.: -5...+15;
  • Углы ГН, град.: 360;
  • Прицелы: 1А40-1М, ТО1-КО1Р, 1К13-3С;
  • Пулеметы: 1 х 7,62-мм ПКТМ;
  • Тип двигателя: 2В-06-2С;
  • Мощность двигателя, л. с.: 510;
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70;
  • Скорость по пересеченной местности, км/ч: 45-50, 9 на плаву;
  • Запас хода по шоссе, км: 500;
  • Запас хода по пересеченной местности, км: 350;
  • Удельная мощность, л. с./т: 28,3;
  • Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая;
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,36-0,53;
  • Преодолеваемый подъем, град.: 35;
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,8;
  • Преодолеваемый ров, м: 2,8;
  • Преодолеваемый брод, м: плавает.