Согласно буддийской миофолгии, В течение многих кальп (1 кальпа - период времени, равный 24.000 “божественных” лет или 8.640.000.000 лет человеческих) Будда перерождался на земле в виде разных живых существ - 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. д. Всего таких перерождений было 550.

Поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения, боги сочли, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления, стать Буддой, начать проповедовать свое учение, указать человечеству путь к спасению. Так и произошло. О его земной жизни Вы можете прочитать здесь.

В возрасте 80 лет Будда умер, как утверждает традиция, в местечке Кушинагара. Тело его было сожжено в соответствии с обычаями населения Индии, а прах поделен между восемью его последователями, шесть из которых были посланы монашескими общинами. Все получившие прах захоронили его и воздвигли каждый над своей частью надгробную пирамиду (ступу). Культ ступ в разных архитектурных вариантах и поныне распространен во всех странах буддийского мира.

Вскоре после смерти, или же паринирваны Будды, пятьсот монахов встретились на соборе в Раджагрха. Упали продекламировал, как помнил, свод монастырских законов (Виная). Ананда, двоюродный брат Будды, друг и любимый ученик и человек, обладавший поразительной памятью, процитировал наставления Будды (сутры). Монахи обсудили детали и проголосовали по поводу окончательных версий. Другие монахи запомнили их чтобы впоследствии перевести на многие языки Индийских равнин. Следует отметить, что буддизм оставался устной традицией на протяжении двухсот лет после первого собора по той простой причине, что в Индии в те времена не было алфавита.

В течение нескольких следующих столетий изначальное единство буддизма начало распадаться. Наиболее значительный раскол произошел после второго собора, прошедшего в Весали спустя 100 лет после первого. После дебатов между консерваторами и более либеральной группой последние назвали себя “махасангха” (Великая Сангха). В дальнейшем они со временем превратились в североазиатскую традицию Махаяны.

Традиционалисты, называемые ныне Стхавиравада (путь старших) – или, на Пали, Тхеравада, выработали комплекс философских идей помимо тех, что были проповедованны Буддой. Они были собраны в Абхидарму (“высшие”, или “высокие” учения). Но эти философские идеи, в свою очередь, провоцировали возникновение разногласий, в связи с которыми от консерваторов откалывалась одна группа за другой. В конце концов, из этих групп образовались 18 школ, каждая из которых по своему интерпретировала некоторые части учения. Эти школы распространились по всей Индии и Южной Азии. В наши дни сохранилась только школа, выросшая из шриланкийских Тхеравадинов.

Ашока

Одним из наиболее значительных событий в истории Буддизма была встреча монаха Нигродха и императора Ашока Маруя. Ашока был глубоко встревожен после подавления мятежа в провинции Калинга. Нигродха, которого встретил император Ашока, убедил его посвятить себя миру. По его указаниям были воздвигнуты тысячи каменных колонн, на которых на новом языке брахми были высечены слова Будды – это были первые письменные свидетельства Буддизма. Третий собор монахов был проведен в Паталипутре, столице империи Ашоки.

Есть история о бедном мальчике, у которого не было ничего, что можно было бы преподнести Будде в подарок. Он собрал пригорошню пыли и невинно подарил ее. Будда улыбнулся и принял ее с той же благодарностью, с которой он принимал подарки от процветающих почитателей. Говорят, что этот мальчик переродился как Император Ашока.

Ашока посылал миссионеров по всей Индии и за ее пределы. Некоторые добирались до Египта, Палестины и Греции. Святой Ориген даже упоминает, что они добирались до Британии. Греки из одного из Александрийских королевств в северной Индии приняли буддизм, после того, как их короля Менандроса (Пали: Милинда) оратил ы буддизм монах по имени Нагасена – их беседа стала бессмертной, будучи зафиксированной в “Милинда Пача”. Кушанский король из северной Индии по имени Канишка также был обращен, а на соборе, проведенном примерно в 100-м году нашей эры в Кашмире греческие буддисты записали учение на медных листах, кторые, к сожалению, были безвозвратно утеряны.

Интересно, что есть святой в ортождоксальном христианстве, по имени Джозафат, который был индийским королем. Его история – это, в сущности, история Будды. Считают, что Джозафат – это искаженное слово “бодхисаттва”.


Шри Ланка и Тхеравада

Одного из своих сыновей, Махинду, и одну из своих дочерей, по имени Сангхамитта, монаха и монахиню, на Шри Ланка (Цейлон) примерно в 240 году до нашей эры. Их приветствоал король Шри Ланки, Деванампиятисса, и после этого принял Буддизм. Одним из подарков, которые они привезли с собой, была ветка с дерева Бодхи, которая успешно прижилась. Ее потомки до сих пор растут на острове.

Четвертый собор был проведен на Шри Ланке в пещере Алока в первом веке до н.э. Так же в это время был записан полный набор сутр на языке пали на пальмвых листьях. Это стало палийским каноном Тхеравады, из которого происзошло так много буддийских знаний. Их также называют Трипитака (Пали: Типитака) – Три корзины, или же три раздела учения: Виная Питака (монастырские заоны), Сутта Питака (слова Будды) и Абхидамма Питака (философские комментарии).

Можно сказать совершенно тотвердо, что ланкийским монахам принадлежит заслуга сохранения традиции Тхеравады. Хотя и говорят, что она распространилась из Индии по всей юговосточной Азии, но она почти погибла в конкуренции с Индуизмом и Исламом, а также в войне и кололнизации. Монахи Тхеравады распространили сою традицию от Шри Ланки в Бирму, Тайланд, Малайзию, Камбоджу и Лаос, а из этих стран- на Европу и Запад вообще.

Махаяна

Махаяна появилась в первом веке нашей эры, как продолжение восстания Махасангхи. Их более либеральное отношение к монастырским традициям позвололо обычному обществу получить больший голос в природе Буддизма. На благо или нет, Махаянистам было проще соотвествовать более простым требованиям обычного народа. Например, люди привыкли к героям и богам. ТАк возникла доктрина Трикая (трех тел): не просто жил Будда, достигший Просветления, он также представлен различными богоподобными Буддами во множестве небес, так же, ккак и Дхарма сама по себе, и Шуньята (пустота), и Сознание Будды, в зависимомти от интерпретации – это разновидность Бога – Отца, Сына и Святого Духа!

Однако более важноым было увеличение значимости Бодхисаттвы. Бодхисаттва – это тот, кто достигает Просветления, но принимает решение оставаться в этом мире или Сансаре чтобы вести других к Просветлению. Он во многом похож на святого, или духовного героя.

Вместе с новыми идеями пришли и новые писания. Их также называют сутрами и по этой причине приписывают самому Будде, иногда – особым передачам, которые Будда предположительно посчитал слишком сложными для своих первоначальных слушателей и потому спрятал в ожидании лучших времен. Наиболее значительными среди этих сутр были:

Праджняпарамита, или Совершенство в Мудрости, обширное собрание частых эзотерических текстов, включая знаменитую Сердечную и Алмазную сутры. Первый из известных печатных вариантов – это, фактически, копия Алмазной Сутры, напечатанная в Китае в 868 году н.э.

Саддхарма – Пундарика Сутра, Белый Лотос Истинной Дхармы, также во многом эзотерическая, включает Авалокитешвара – сутру, молитву к этому Бодхисаттве.

Вималакирти – Нирдеша, или изложение Вималакирти – это учения и истории о просветленном домовладельце Вималакирти.

Шурангама – Самадхи, или сутра Героя, представляет путеводитель по таким понятиям, как медитации, шуньята и Бодхисаттва. Наиболее популярна среди дзен буддистов.

Сукхавати – вьюха или Сутра Чистой Земли – это наиболее важная сутра среди буддийских школ чистой земли. Будда рассказывает Ананде об Амитабе и его Чистой Земле, или Небесах и о том, как там перевоплотиться.

Есть и много, очень много других. Итак, Махаяна основана на двух новых философических интерпретациях Буддизма: Мадхъямика и Йогачара.

Мадхъямика
Мадхъямика означает “средний путь” (“срединный путь”). Вы наверняка помните, что Будда сам называл свой путь срединным в своей самой первой проповеди. В то время он подразумевал, что он – средний между конкурирующими философскими школами – этернализм и аннигиляционизм, то есть, верой в то, что душа вечна и в то, что в момент смерти душа исчезает. В книге Муламадхъямика – карика, написанной ы 150 г. до н.э. индийский монах по имени Нагарджуна расширил эту идею, создав на ее основе философию, которая известна под названием Мадхъямика.

В основном основываясь на логических аргументах, он заключает, что ничто не абсолютно, что все относительно, что ничего не существует само по себе, что все взаимозависимо. Все системы, начиная с идеи о том, что каждая отдельная вещь (объект)- это только она и ничто другое (закон Аристотеля об исключенной середине), приходят к тому, что противоречат сами себе. Скрупулезная логика ведет человкаа прочь ото всяких систем к концепции шуньяты.

Шуньята означает “пустота “. Это не означает, что ничего не сществует, это означает, что ничего не существует ни в себе, ни само по себе, но лишь как часть вселенской паутины бытия. Это станет центральной концепцией всех ветвей Махаяны. Конечно, это – в действительности подтверждение цетнральных буддийских концепций атман, анитья, дуккха.

Йогачара
торое философское изобретение, йогачара, принадлежит двум братьям, Асанга и ВасубандхуЮ жившим в Индии в 300м году н.э. Они усовершенствовали ранние движения в направлении философии идеализма, или читта – матра. Читта матра буквально означает “только сознание”. Асанга и Васубандху полагали, что все, что существует – это лишь ум или же сознание. То, о чем мы обычно думаем как о физических вещах – это лишь проекции наших сознаний, иллюзий и галлюцинаций. Чтобы избавиться от них, необходимо медитировать, что в школе Йогачара означало создать чистое сознание, свободное ото всякого содержания. ТАким образом мы покидаем свои погрязшие в иллюзиях отдельные умы и присоединяемся ко вселенскому разуму, или сознанию Будды.

Тантра и Ваджраяна
Уже в начале I тыс. н. э. от махаяны отделяется ваджраяна (“алмазная колесница”), которая вскоре становится третьим основным направлением в буддизме. Другое название этого направления -тантрический буддизм происходит от слова “тантра”, имеющего в санскрите много значений, в т. ч. “тайное знание”, “хитросплетение”, “поток”, “непрерывность”. Вероятно, совокупность этих значений может помочь в уяснении того, что такое тайное эзотерическое учение в сочетаниис ритуальной практикой, веками хранимое в секрете от непосвященных его последователями.

Последнее изобретение было менее философским и более практичным: тантра. Тантра относится к писаниям, сосредоточенным не на философских изысках, но на практических подсказках на пути к просветлению, но не просто на просветлении через нескольуо перерождений, но на “просветлении здесь и сейчас!”

Чтобы совершить этот подвиг, нужны драматические методы, которые для непосвященного могут показаться довольно странными. Тантра – это сфера сиддху, адепт – некто, кто знает секреты, волшебник в смысле способов [обретения] Просветления. В Тантре используется множество техник, включая хорошо известные мандалы, мантры и мудры. Мандалы – это рисунки либо другие отображения высшего знания, обычно в форме кругового набора образов, которые могут давать фокус (цель) для однонапрвленной медитации. Мантры – это слова или фразы, которые могут служить той же цели, к примеру, знаменитая “ом мнаи падме хум”. Мудры – это позиции рук, которые символизируют определенные качества просветления.

Согласно тантрической теории, главное ритуальное действие должно затрагивать три стороны живого существа: тело, речь и мысль.

Менее известны йидамы. Йидам – это образ юожества или богини, или другого духовного существа, которое представлено физически либо, чаще, ясно представляется глазами разума. Опять же, они представляют архетипные качества просветления, и однонаправленная медитация на этих сложных образах ведет адепта к его (ее) цели.

Эти идеи возымиели огромное влияние на махаяну, приячем не обошлось без критики. Но при этом: Мадхъямику иногда критикуют за игру слов, Йогачару за очередное внедрение [понятия] атмана, вечной души или же сущности, в буддизм. Тантру критикуют наиболее часто, особенно за ее акцент на секретных методах и сильной приверженности гуру. Тем не менее, эти изобретения вызвали новый шквал активности в первой половине тысячелетия и положили начало тем типам буддизма, которые можно найти в Китае, Тибете, Японии, Корее, Въетнаме и в прочих странах восточной Азии.

О концепции Калачакры
Ее суть – во взаимосвязи и взаимозависимости вселенной и человека. Как все, что происходит во вселенной, влияет на человека, так все, что происходит в человеке, его психике и теле, способно, согласно этой концепции, повлиять на вселенную. Именно поэтому так важно осознание каждой личностью своего места в мироздании и чувства ответственности за все, что в нем происходит. Калачакра это также “колесо времени” в его циклическом восприятии, которое охватывает собою малые 12-летние циклы, объединенные в более крупные временные единицы – 60-летние циклы.


Китай

Легенда рассказывает о том, как китайскому императору Минг Ти приснился сон, и он послал своих агентов на Шелковый Путь – древнюю дорогу, связывавшую Китай с Западом – для ого, чтобы понять его значение. Агенты вернулись с изображением Будды и копией сутр в сорока двух частях. Эта сутра и стала в 68 году н.э. первой сутрой, переведенной на китайский язык. Считается, что первое из буддийских сообществ Китая находилось в Лоянг. Его основали “иностранцы” в 150-м году н.э., во времена династии Хань. К 589 году количество буддийских монахов и монахинь увеличилось до двух миллионов.

Фактически, в Китае существовали три соревнующихся направления мыслей – Конфуцианство , Даосизм и народная религия При этом следует учитывать, что Конфуцианство и Даосизм не менее сложны, чем буддизм. Хотя эти различные потоки иногда и конкурировали между собой, в то же время, они подпитывали друг друга, обогощали друг друга и переплетались друг с другом. Со времением индийская Махаяна стала Китайской, а затем и корейской, японской, въетнамской.

Хронология дальнейшего распространения Буддизма
В IV в. буддизм проникает в Корею, в VI в.- в Японию, в VII в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме, Вьетнаме, Таиланде) и далее - в островной части Юго-Восточной Азии - буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже очень преуспел в этом. В конце XIX - начале XX в. он проникает в Европу и Америку.

Тибет
Впервые тибет встретился с буддизмом в 700-е годы, когда тантрический мастер Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) пришел из Индии и победил демонов. Демоны были подчинены, но навсегда остались частью Тибетского Буддизма – как его защитники!

Будда в своем учении никогда не отвергал богов других религий и не запрещал им молиться. Он просто пояснял, что это может дать какое-то временное облегчение, но никак не приблизит человека к конечной цели - просветлению, нирване, спасению. Именно поэтому значительное число богов добуддийской Индии тут же вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель мира
Брахма; бог грома и молнии Индра, олицетворение энергии, благоустраивающей мир, Вишну; предводитель низших божеств, имеющий тело человека и голову слона, Ганеша; полубоги гандхарвы, хранители сторон света локапалы и др. Параллельно шел процесс мифологизации
реальных исторических лиц, сыгравших важную роль в создании и распространении учения. Прежде всего это касается самого Будды Шакьямуни и его ближайших учеников. Вскоре к ним присоединились настоятели наиболее значительных монастырей, учителя веры, отшельники и т. д.

В 800 – 900-е годы в Тибет пришли “Темные времена”, буддизм пришел в упадок. Но в 1000-е годы он энергично возродился. В 1578 году монгольские правители назвали главу школы Гелуг “Далай Лама”, что означает “великий как океан”. Отмечено, что пятый Далай Лама установил над Тибетом религиозный и политический контроль.

Как известно, линия передачи Далай Лам продолжается и поныне.

Буддизм сегодня
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX - начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.

ЛитератураSnelling, John (1991). The Buddhist Handbook. Rochester, VT: Inner Traditions.The Encyclopedia of Eastern Philosophy and Religion (1994). Boston: Shambhala.The Encyclopaedia Britannica CD (1998). Chicago: Encyclopaedia Britannica.Dr. C. George Boeree, Shippensburg University – History of buddhism

доктор ист. наук Жуковская Н. П., доктор ист. наук Корнев В. И: БУДДИЗМ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Введение

Глава 1. Буддизм древнейшая из мировых религий

Глава 2. Буддизм как мировая религия

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

«Тем, кто охвачен враждою и страстью,

Нелегко постичь это ученье.

Страсти предавшись, тьмою объятые,

Они не поймут того, что тонко,

Что глубоко и трудно для постиженья,

Что против теченья их мысли».

Винайя-питака

Что такое религия? РЕЛИГИЯ (от лат. Religio -- набожность, святыня, предмет культа), это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

В своём реферате я остановила свой выбор на одной из мировых религий, а именно буддизм. Эта религия заинтересовала меня, в первую очередь, своим основателем (о ком речь пойдет далее), своей необычной историей создания. Это религия самая древняя мировая религия. В начале реферата я предпочла вставить эпиграф Винайя-питака, так как, на мой взгляд, именно эти слова описывают загадочность и какое-то блаженство этой религии.

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций; и тем не менее это одеяло уже тысячи лет прекрасно греет души миллионов последователей буддизма во всём мире.

Это религия имеет наднациональный и надсоциональный характеры. В этой религии на первом месте стоят нравственные идеи. Она появилась в эпоху перемен. Эта религия имеет стремление распространять свою веру среди других людей (прозелитизм), в отличие от национально государственных религий.

В данном реферате мы рассмотрим такие вопросы как: буддизм как мировая религия, когда и где зародился буддизм, основатель религии, учения, что такое дхарма и многое другое.

Цель моей работы в том, чтобы изучить, выбранную мною, религию и узнать о ней как можно больше.

ГЛАВА I. «БУДДИЗМ - ДРЕВНЕЙШАЯ ИЗ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ»

БУДДИЗМ

Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.

Из наставлений Будды.

Буддизм -- древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V--IV вв. до н. э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования -- иными словами, целую цивилизацию.



Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм -- это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм -- синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. П. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.

Буддизм многих верующих привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение. По мере формирования буддийского пантеона в него входили боги брахманизма и других религий. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую “местную” религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно один миллион (один из храмов: см. картина №1). Число же мирян -- последователей буддизма -- определить просто невозможно

КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы -- тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника буддизма -- с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488--368 гг. до н. э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизни Будды .

Родина буддизма -- Индия (точнее, долина Ганги -- одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на уддо (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на уддо, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева -- люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей -- она включала людей, обслуживавших господствующие слои.

На территории Индии в VI--III вв. до н. э. существовало множество небольших государств. В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 1б. По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.

В те времена появилось множество аскетов -- людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников и зарождались новые религии -- буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых учений называлишраманами (“шра-мана” означает “совершающий духовное усилие”).

Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма -- “Дхаммападе” :

“Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишён благ.

Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся невзволнованным, среди поднимающих палку -- спокойным, среди привязанных к миру -- свободным от привязанностей.

Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.

Я называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил всё, что возможно совершить”.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская социально-гуманитарная академия»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и методики обучения

Буддизм, его зарождение и общие понятия.

Выполнила: студентка I курса 11 группы

очной формы обучения

Специальность: 050401.65 истории

Никитина Марина Валерьевна

Научный руководитель: к.и.н. доцент

Курочкин Михаил Валерьянович

Проверил:

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Происхождение буддизма…………………………………………………...5

§1.Легенда о Будде и его учение……………………………………………………….5

§2. Основы философии и этика буддизма…………………………………………….10

§3. Общины, монастыри и сангха буддистов…………………………………………11

Глава 2. Разновидности буддизма………………………………………………...…15

§1. Джайнизм…………………………………………………………………….…….15

§2. Буддизм Хинаяны……………………………………………………………..……19

§3. Ламаизм…………………………………………………………………………......21

Заключение …………………………………………………………………………....27

Список литературы………………………………………………………………...…28

Введение

Буддизм является самой ранней мировой религией. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу.Актуальность работы обуславливается тем, что Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Цель работы: Ознакомление с религиозным течением – Буддизм.

1. Раскрыть особенности буддизма.

2. Выявить основные направления буддизма.

В своей работе я использовала труды:

1. Васильев Л.С. История религий Востока.

2. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии.

3. Кочетов А.Н. Буддизм.

4. Курочкин М.В. Введение в историю религий.

5. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма.

6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.

Глава 1. Происхождение буддизма

§1. Легенда о Будде и его учение

К древним «естественно выросшим» религиям основоположники марксизма относят буддизм, ислам и христианство. Их также относят к числу «мировых» религий. «Мировые» религии представляют собой позднее и своеобразное явление в истории религии. Одновременно с данными религиями впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей отдельно от этнической, языковой и политической связи. 1

Буддизм был реакцией небрахаманских слоев древнеиндийского населения на брахманизм. Вся внутренняя и сокровенная мудрость была в руках брахманов, тем самым небрахманы оказались неполноправными последователями доктрины, второстепенными. Вследствие этого и понадобилась разработка нового, альтернативного учения. Наиболее разработанной и влиятельной доктриной стал буддизм. 2

Письменных источников непосредственно с эпохи становления буддизма не сохранилось. Ранняя же история буддизма, до эпохи Ашоки, известна по позднейшим буддистским преданиям. Наибольшую ценность в исследовании историками буддизма представляют самые ранние произведения – Типитака. Типитака – это сборник буддистской религиозной, канонической литературы, книги, которые написаны на языке пали и сохранившиеся сейчас на Шри-Ланке. Типитака составлена в I в. до н. э. и состоит из 3 корзин: 1. Виная-питака - сборник древних канонических правил буддистских общин. 2. Сутта-питака - сборник бесед и изречений Будды. 3. Абхидхарма-питака - метафизические рассуждения.

Как гласит Типитака, основателем буддизма являлся сын царя одного из небольших североиндииских государств. Он происходил из племени шакья и родился в г.Капилавасту. Согласно легенде он был зачат чудесным образом: его матери Майе приснился сон, будто в её бок вошел белый слон, родился мальчик таким же чудесным образом из бока матери. Его звали Сиддхартха, или же предания называют его как тахтагата («так ушедший»), бхагават («благословенный»), джина («победитель») и т. п. Царь Шуддходана, отец Сиддхартхи, окружил своего единственного сына с самого детства необычайной роскошью, он остерегал его от всех забот и горестей, которые могли его расстроить. Сиддхартха не представлял себе, что можно жить как-то иначе. Он не знал ничего мрачного, тяжелого, печального; он даже не думал, что в жизни есть место смерти, болезням и т.д. Сиддхартха проводил время в развлечениях, пирах и праздниках, никогда не выходя за пределы своего дома. Затем он женился на любимой женщине, и у него родился сын. 1

Но однажды он выехал за пределы своего дворца и увидел больного, покрытого язвами. Затем он увидел убогого старика, чуть позже похоронную процессию и, наконец, встретился с нищим монахом, который добровольно отказался от роскоши и стал аскетом. Сиддхартха впервые понял, что на земле существует и бедность, и старость, и болезни со смертью. Эти четыре встречи повлияли на дальнейшую жизнь Сиддхартхи. Он последовал примеру аскета и тайно ушел из дому. Он отказался от той роскоши и власти, которые были даны ему при рождении, он становится аскетом-отшельником. Сиддхартху теперь стали называть Гаутама, он 7 лет скитался в лесу, занимаясь добровольным самоистязанием, всячески изнуряя свое тело, чтобы достигнуть душевного мира и познать истину. Но такие действия не принесли молодому отшельнику удовлетворения. Он понял, что правильный путь спасения заключается не в этом. И вот после долгих и мучительных скитаний и раздумий Гаутама нашел истину. Согласно преданию, ночью, сидя под деревом смоковницы (древо познания), Гаутама глубоко погрузился в свои мысли и внезапно достиг «просветления». Ему открылась вся истина, которую он так долго искал. И с этого момента Сиддхартха (Гаутама) становится Буддой, то есть просветленным. Гаутама в тот момент пришел к выводу, что обе стороны - жизнь, наполненная удовольствиями и развлечениями, и жизнь добровольных страданий - равно удалены от правильного пути, ведущего к спасению. Гаутама понял, что страдания и неудовлетворенность правят миром, а причиной этому является танха – сама жизнь полная похотью и желаниями. Лишь отойдя от своих страстей и желаний можно погрузиться в нирвану. Поэтому правильный путь заключается именно в этом. Это путь самоуглубления для познания истины, путь, ведущий к покою и к просветлению духа. Для этого существует путь Магга, посредством которого человек, познавший истину, сможет достичь нирваны. Познав священные истины, Гаутама стал Буддой. Он несколько дней потом просидел под деревом смоковницы, так как не нашел в себе силы сдвинуться с места. Злой дух Мара, видя состояние Будды, решил этим воспользоваться. Мара начал искушать Будду, чтобы тот погрузился в нирвану, не посвящая других людей в священную истину. Но Будда не поддался уговорам Мары, он стойко выдержал искушения злого духа и продолжил свой великий подвиг. 1

Открыв «истинный путь», будда Гаутама начал свою проповедническую деятельность - сначала в парке Риши - патана близ г. Варанаси (Бенареса), здесь он собрал вокруг себя 5 аскетов и прочел первую в своей жизни проповедь. В проповеди были кратко изложены основы учения Будды. Затем в городах и селах Северо-Восточной Индии. К Будде все больше начали стекаться ученики и последователи. Одних он посылал проповедовать во все концы Индии, с другими вместе скитался сам и распространял свое учение. В таких странствиях потом прошла вся последующая жизнь Будды – согласно преданию, 40 лет. К концу жизни Будды общины его последователей были уже во многих местах, главным образом в княжествах Северо-Восточной Индии. После многолетних странствований Будда умер. Его ученики сожгли тело Будды согласно обычному индийскому обряду. Так представлены древние предания о начале буддизма. В ранних легендах нет ничего сверхъестественного в отличие от позднейших легенд. Позднейшие легенды переполнены фантастическими подробностями. Естественно, изложенное предание, Типитака, так же приукрашено разными литературными вымыслами, и излишнее доверие здесь явно невозможно. Но ошибочна и противоположная крайность, в которую впадали приверженцы мифологической школы, например Керн и Сенар: полное отрицание исторической основы легенд о Будде и стремление видеть в нем чисто мифологический образ - образ солнечного бога. Правы, конечно, видный русский ориенталист профессор В. П. Васильев, Г. Ольденберг, А. Барт и другие исследователи, которые, признавая основателя буддизма исторической личностью, полагают все же, что почти ничего неизвестно о жизни Будды, что многочисленные легенды о нем малодостоверны, а часть сочинены по трафаретным образцам. Однако то, что рассказывается в этих легендах (если оставить в стороне позднейшие чисто сказочные наслоения в них), вполне соответствует тогдашней обстановке жизни в государствах Северной Индии. 2

Вопрос о времени возникновения буддизма до сих пор остается одним из самых спорных вопросов. Время жизни Будды датируется по-разному: южные буддисты причисляют его к VI в. до н. э., северные буддисты датируют его XXV в. до н. э. Но наиболее достоверная информация найдена у южных буддистов. Так как царь Ашока вступил на престол через 118 лет после второго буддистского собора, который, в свою очередь, состоялся через 100 лет после нирваны будды Гаутамы. 1 А так как, согласно греческим источникам, Ашока царствовал в период 68-232 гг. до н. э., то отсюда следует, что год смерти Будды - около 490 г. до н. э. Значит, время его жизни - вторая половина VI в. и начало V в. до н. э.

Буддизм начал зарождаться в условиях классовой борьбы, разгоравшейся в североиндийских княжествах в частности в Магадхе, в VI-V вв. Борьба была настолько ожесточенной, что сложилась напряженная ситуация. Противопоставление беззаботной, шикарной жизни богачей-рабовладельцев, брахманов, кшатриев, князей и бедность, нужда и страдания рабов, низших каст; борьба за власть между высшими кастами, брахманами и кшатриями; возникновение военных династий (к примеру, Сейсунага),- все это порождало кризис и взрыв недовольства. Вера в несокрушимость кастового строя начала падать. В результате началось распространение отшельничества, аскетизма, бродячего монашества. Даже люди, которые относились к высшим кастам, проявляли свое недовольство. Еретические учения, секты, даже атеистические философские системы, например чарвака, были итогом данной борьбы. И именно буддизм стал новым вероучением, в котором было общее недовольство населения. 2

Согласно учению буддизма, жизнь во всех ее проявлениях есть сочетание дхарм. Слово «дхарма» имеет много значений: закон, учение, религия и пр. Но основное его значение в буддистской философии - «носитель своего признака», то есть носитель душевных свойств. Таких носителей свойств, дхарм, у человека много. Разные буддистские школы насчитывают их 75, 84, 100 и более. В числе дхарм есть «чувственные», связанные с восприятием материального мира (видимое, слышимое и пр.), дхармы «сознания» (отвлеченные представления) и еще несколько категорий, в том числе «неподверженные бытию» и стремящиеся к покою. Сочетание дхарм определяет жизнь всего существующего в этом мире: людей, животных, растений, неорганической природы. После того, как их сочетание распадается, наступает смерть, но дхармы не прекращают свое существование, они образуют новую комбинацию. Дальнейшая комбинация происходит согласно законам кармы. В зависимости от того, какие поступки совершал человек в предыдущей жизни. Человек может переродиться в более высоком статусе или же в низшем, так же он может стать и каким – то предметом. Все зависит от совершаемых им поступков при жизни. Сансара – это бесконечная цепь перерождений, или колесо жизни. Она все-таки может быть прервана и именно к такому исходу должен стремиться каждый человек. При очередном перерождении человек испытывает страдания, а прекратив их, он обретает состояние покоя, слияния с Буддой - именно это является главной человеческой целью. Итак, в буддизме акцент делается на то, что уже при жизни обрести состояние покоя и бесстрастия. Буддизм не признает деление людей по кастовому признаку, так как, согласно буддизму, все люди могут достичь просветления. Таким образом, именно в буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий – обращение с проповедью ко всем людям, вне зависимости от их этнического и социального происхождения. Реализация этого принципа и способствовала усвоению данных религиозных систем разнообразными народами земного шара. 1

Основу буддизма составляют так называемые четыре истины Будды: 1. Учение о страдании. 2. О причинах страдания, 3. О прекращении страдания 4. О пути к прекращению страдания. А причина страданий – жажда бытия. Поэтому, как я уже отмечала, каждый стремился избавиться от желаний и обрести покой. Избавиться от этих желаний учит последняя истина. 2 Согласной ней Буддой был разработан восьмиступенный путь постижения истины, с помощью которого можно приблизиться к нирване:

1. Праведная вера. Согласно ей нужно поверить Будде о том, что мир полон страданий, и что нужно подавить в себе все присущие страсти.

2. Праведная решимость. По ней следует точно знать свой путь, ограничить страсти и пороки.

3. Праведные слова. Согласно данному пути речь должна быть правильной и не носить в себе лжи, надо следить за своими словами, чтобы те не привели ко злу.

4. Праведные дела. По этому пути следует осуществлять лишь добрые и праведные дела.

5. Праведный образ жизни. Нельзя приносить вред живому, а нужно вести достойную жизнь.

6.Праведные стремления. Здесь нужно следить за направлениями своих мыслей и опровергать все злые намерения.

7. Праведные помыслы. По этому пути зло – от нашей плоти.

8. Праведное созерцание. Согласно данному пути нужно углубляться в поиск истины, тренироваться и т.д.

Никто не поможет достигнуть истины, человек сам должен дойти до этого. Надеяться на богов так же не имеет смысла, так как Будда признавал существование богов, но они так же подчинены кругу сансары. Поэтому человек, достигший просветления стоит выше богов. Да и сам Будда только открыл людям истину, указал праведный путь, а идти по нему человек должен самостоятельно. 1

Время», время возникновения даты буддизма возникновения буддизма

https://www.сайт/journal/142665

Время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа. Сама буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма - Сиддхартхи Гаутамы... следует предаваться «фетишизму истоков» и надеяться на то, что знание причин возникновения буддизма раскроет для нас его суть. Более того, надо откровенно признаться, что...

https://www.сайт/religion/12992

Гаутамы - основателя буддизма . Второй - наскальные эдикты императора Ашоки, в которых приводятся названия сутр изложенных самим Буддой. Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки (... из них сохранились до наших дней. По сведениям источников и надписям, имеющимся на самих колоколах, можно установить даты изготовления некоторых из них. В 725 г. был отлит бронзовый колокол для монастыря Санвонса, в 745 г. ...

https://www.сайт/religion/12381

Принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации Ашоки, с 566 по 486 до н.э.; согласно новейшим исследованиям Г. Бехерта – с 480 по 400 до н.э.; некоторые направления буддизма придерживаются даты 488–368 до н.э.). В настоящее время буддизм является преобладающей религией на Цейлоне, ... Буддизм был и остается религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите историко-социальные предпосылки возникновения буддизма . ...

https://www.сайт/religion/19889

Понять, как именно Будда продолжает индийскую мистико-аскетическую традицию; он верит в "освобождение при жизни", но отказывается дать ему определение. "Если Будда отказывается говорить об освобожденном человеке, то не потому, что таковой не существует, ... сосредоточения своего внимания самые различные объекты. Речь идет о касина, служивших опорой медитации задолго до возникновения буддизма . О них несколько раз упоминается в "Висуддхимагге". Впоследствии эти касина стали играть чрезвычайно важную...

https://www..html

Государственных и т.д. - Расскажите, пожалуйста, об изменениях, которые происходят в буддизме со временем. Буддизм во времени и истории. - Есть еще явление мистического буддизма ... В.П. Мазурик. Да, у мистического буддизма был взлет популярности в первой половине 80-х гг. ХХ века... Об этом... таком фоне представьте себе, что такое буддизм и когда он попал в Японию. И какую он роль там мог сыграть и сыграл. Официально дата заимствования буддизма , по некоему традиционному соглашению, опирающемуся на...

https://www.сайт/religion/12335

Мудрости невозможно описать как "то, а не это". Легенда о Будде Середина I тыс. до н. э. ознаменовалась возникновением новой религии - буддизм , получивший широкое распространение в Индии и за ее пределами и оказавший огромное влияние на идеологию, культуру и образ жизни... Бихар) сидя под священным деревом бодхи, Сиддхартха познал " четыре благородных истины". Учение Будды Возникновение учения Первые пять человек, обращенные Буддой в новую веру, стали его учениками и образовали ядро...

Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры, являясь, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. Христианство моложе его на 5 веков, а ислам на 12 веков. В это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд государств, экономической основой которых была эксплуатация членов земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась существованием кастовой системы. Представители высшей касты - брахманы играли важную роль в общественно-политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее кастовое деление. Буддизм же стал учением, доступным всем слоям общества. Возникнув как религиозное течение, буддизм создал разнообразную каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. За 3,5 тысячи лет он развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - высокоразвитую цивилизацию. Проникновению в суть

буддизма помогает то, что среди его последователей было немало талантливых поэтов, художников, музыкантов, рассказчиков.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддологи прошлого века отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают, что нет оснований подвергать сомнению действительное существование основателя буддизма. В различных письменных источниках его называют разными именами: Сиддхарта, Гаутама, Шакьямуни, Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван. Каждое имя имеет определенный смысл. Сиддхарта - собственное имя, Гаутама - имя рода, Шакьямуни означает «мудрец из племени шаков или шакья», Будда - «просветленный», Татхагата - «так приходящий и так уходящий», Джина - «победитель», Бхагаван - «торжествующий». Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы племени шаньев. В 29 лет, пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, Гаутама расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни, оставил жену с малолетним сыном и отправился странствовать. Наконец, в некий момент, Гаутама, сидя под деревом, внезапно узрел истину, и именно с этого момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудренным. Умер в 480 году до нашей эры, положив основание многолюдной церковной организации-сангхе.

Мифологизированная биография Сиддхартхи повествует о том, что, прежде чем родиться в образе человека, он пережил множество рождений в облике разных существ, благодаря чему накопил необходимое для будды количество положительных свойств и добродетелей. На Землю он был послан, чтобы проповедовать дхарму (учение об истинном пути и о достижении нирваны).

Его рождение было чудесным. Рождению предшествовал сон: царице Майдеви приснился белый слон, входящий в ее лоно. Ребенку было предсказано будущее будды или воина. Отец выбрал второе и изолировал сына от всякой возможности встречи с трагическими сторонами жизни. Царевич жил в замкнутом пространстве дворца и почти никогда не покидал его стен. Однажды во время торжественного выезда в город Сиддхартха увидел три знамения -- старика, больного и умершего. Он понимает, что бытие в его бесконечном круговороте перерождений (сансара) связано с неизбежным страданием. Четвертое знамение -- встреча с монахом -- указывает ему путь к освобождению. Под покровом ночи Сиддхартха покидает дворец и становится аскетом.

Достигнув больших успехов на этом пути, Сиддхартха разочаровывается в аскезе, особенно в ее крайних формах. Истинный путь открылся ему под священным деревом бодхи после длительной медитации, продолжавшейся 49 дней. Сиддхартха преодолевает искушения Мары (божество зла, которому подвластны все негативные эмоции и страсти человека) и в возрасте 35 лет достигает наконец просветления, свободы, покоя и блаженства (так определяется нирвана, освобождающая от перевоплощений сансары).

Свою первую проповедь он произнес в «Оленьем парке» для пяти своих бывших товарищей-аскетов и для животных, пришедших его послушать. Дальнейшая жизнь Сиддхартхи связана с проповедью дхармы и монашеством. Умер Сиддхартха в возрасте 80 лет, оставив многочисленных учеников. Суть учения Будды заключалась в том, что любой человек, независимо от принадлежности к той или иной касте, может достичь освобождения от бесконечного круга превращений. При этом просветления может достичь только человек, что ставит его в иерархии существ даже выше богов, жестко подчиненных своей карме и способных избежать ее непреложности, лишь родившись человеком.

Будде открылись «четыре благородные истины»: в мире существует страдание, причина страдания, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению от страдания. При этом страдание и освобождение от страдания суть разные стороны единого бытия (психологического -- в раннем буддизме, космического -- в позднем, развитом буддизме). Страдание понимается как ожидание неудач и потерь. Цепь бесконечных перерождений делает и само страдание также бесконечным. Освобождение от страдания лежит на пути освобождения от желаний, на пути избрания срединного, равновесного состояния между властью чувственных желаний и аскетизмом -- достижением полного внутреннего удовлетворения.

В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра. Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первоначального, чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые элементы. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства и заканчивая политическими и экономическими теориями. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительное искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Буддийские монастыри в эпоху расцвета религии (II-IX вв.) являлись центрами просвещения, учености, искусства. В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, равно как и в Японии. В каждом регионе своя собственная символика и буддийские обряды, почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями.

В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в культурных классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех, и под именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение, имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.

Буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Изучение буддизма - важное звено в понимании социально-политических, этических, культурных систем восточных обществ, в которых существуют буддийские общины. Попытка понять роль буддизма в истории, культуре привела к созданию буддологии - науки о буддизме и проблемах, которые в связи с ним возникают.