КАК ЖЕНЩИНЫ ЖИВУТ В ТЮРЬМЕ? ПОДРОБНОСТИ СЛОЖНОЙ ЖИЗНИ
Как женщины живут в тюрьме? Подробности сложной жизни

Что же такое тюрьма женская и кто-такие женщины в тюрьме, чем они занимаются, и как живут с этим. Об этом и много другом мы будем говорить в этой статье.
ЖЕНЩИНА В ТЮРЬМЕ - КТО ОНА?
Трудно себе представить женщину в тюрьме. На первый взгляд два этих слова несовместимы. Общество больше привыкло, что тюрьма предназначена для заключенных мужчин.
Женские преступности отличаются от мужских, из-за того что женщины намного эмоциональней, поэтому чаще всего жертвы их насилия - это любовницы мужей или даже сами мужья.
Женщины во время арестаВо время ареста женщины обычно не сопротивляются. Они ведут себя спокойно, пока их ведут в место разбирательств. Но, несмотря на это, милиция относится к ним цинично и грубо.
Женщин унижают, оскорбляют, иногда даже таскают за волосы. Если сравнивать с мужчинами, то женщин не пытают.
Если правоохранители принимают физические меры наказания, то они пытаются лишь вызвать эмоции, из-за которых не получается лгать.
В изолятор временного содержания женщин и мужчин размещают раздельно. После приговора, когда женщина попадает в СИЗО, оказывается, что она совсем не готова к тюремным условиям, хоть сейчас достаточно пишут и показывают фильмы о женских тюрьмах.
Естественно, когда человек попадает первый раз в тюрьму, он переживает сильный стресс. Вернуться в нормальное состояние, на удивление, женщине помогают ее сокамерницы, потому что общение и рассказы о своей судьбе и бедах успокаивают.
Взаимоотношения между сокамерницами складываются по-разному, но в основном без конфликтов. Спустя некоторое время, женщины образовывают группы в виде семей, внутри которых общаются или обсуждают какие-то проблемы.
ТЮРЬМА - ЖЕНСКОГО РОДА
Женщины в тюрьмах остаются женщинами. Тюрьма женская похожа на бутик, из-за природной страсти к покупкам одежды. Звучит это немного странно, ведь в тюрьмах нет ни денег, ни товаров.
Но женщины постоянно меняют свои вещи на чужие, таким образом, имитируя приобретение чего-то нового. Иногда наблюдаются случаи обмена новой вещицы на старую, цель всё та же – обновление гардероба.
Заграничную косметику, если передали родственники, обменивают на отечественную. Сотрудники милиции не против таких бартерных отношений, они сами помогают передавать вещи с одной камеры в другую.
Женские тюрьмы не оснащены условиями психологической помощи и славятся отсутствием санитарной гигиены. Иногда не хватает средств личной гигиены, одежды. В камерах нет специально отведенного места для стирки.
Антисанитория

Страшно представить, в каких условиях живут в тюрьмах женщины. Если у женщины есть ребенок старше четырех лет, то он живет с родственниками или в детском доме.
Даже если ребенку меньше чем три года, мать должна жить изолировано, и проводить лишь пару часов в день, гуляя с малышом.
Как правило, у женщин, которые находятся в тюрьмах дольше 3-4 лет, нарушается социальное восприятие, меняется психология, всё это негативно отображается на дальнейшую жизнь, что вскоре может вернуть женщину обратно в тюремную камеру.
Но это не значит, что все женщины, отсидевшие срок, испорчены и не имеют никакой хорошей будущей жизни. Среди заключенных есть и талантливые личности, которые прекрасно танцуют, поют, сочиняют стихи, рисуют и так далее.
В течение срока, они обычно продолжают заниматься любимым делом, развивая навыки, поэтому с тюрьмы выходят с могучим потенциалом за плечами.
Камеры общего поселенияВсе люди мечтают об уединении, к сожалению, в женских тюрьмах об этом можно забыть. Женщинам не удается побыть в одиночестве, если они отбывают срок в камере, в которой находится 40-60 человек.
По этой причине достаточно часто возникает раздраженное чувство, что не редко приводит к конфликтам бытового характера.
Все конфликты заканчиваются мирным путем, в основном дальше, чем повышение голоса, не доходит. Драк в женских тюрьмах практически не наблюдается.
Если одной из сокамерниц нужно вскоре явиться на судебном деле, то в камере царит праздничное настроение. Женщину стараются одеть в самую лучшую одежду, которая есть в камере, сделать красивую прическу и макияж.
Даже в тюрьме у них не теряется чувство собственного достоинства: «Как же можно выйти в люди, не приведя себя в порядок?». Особое отношение проявляется к заключенной, которая убила своего ребенка.
В основном таких женщин игнорируют и считают плебеем, поскольку задача каждой женщины на земле – родить ребенка, а не убить его.
Иногда наблюдается традиция, когда женщину-убийцу детей стригут налысо обычным бритвенным станком, при этом оставляя порезы и шрамы на голове.
В основном сотрудники милиции наказывают участниц насилия, хоть и прекрасно понимают причину такого поведения. Что касается бытовых условий, то в тюрьме женской нет, и не может быть теплой воды.
Греют воду с помощью кипятильников. Душ бывает один раз в неделю, а то и раз в десять дней. Администрация заботится о комфортных условиях заключенных. Сейчас у каждой женщины есть своя кровать.
В камерах сделан косметический ремонт, и не редко там можно встретить обои ярких цветов. Даже если в тюрьму попадает беременная женщина, она остается в общей камере и питается едой, как все.
РОДЫ В ТЮРЬМЕ
Роды в тюрьмеЕсли у беременной произошли первые схватки, ее сразу же везут в больницу под охраной, а иногда даже в наручниках.
К работам в колонию она возвращается сразу после родов, а ребенка возвращают матери через 5-6 дней.
Уже с ребенком женщину переводят в отдельную специально предназначенную камеру.
В ней находятся только кормящие мамы или беременные женщины, в связи с законом о содержании под стражей.
Администрация заботится о матерях, которые не могут кормить своих детей, и предоставляет для их малышей искусственное питание.
В тюрьмах женских мать разлучается со своим малышом только тогда, когда его забирают в больницу на обследование, в других случаях он постоянно с матерью, поэтому она иногда даже устает.
Лишь только после того, как ребенку исполняется три года, его разлучают с матерью. То есть в целом можно сказать, что условия для детей в местах лишения свободы ужасные.
Почему-то со стороны государственной обороны к заключенным матерям проявляется презрительное отношение, они часто утверждают, что женщины рожают, чтобы облегчить себе жизнь в тюрьме, и на самом деле дети им не нужны.
МАТЕРИНСТВО В ТЮРЬМЕ
Материнство в тюрьмеИ все же для таких женщин есть определенные условия, чтобы воспитывать малыша: гулять два раза в день, готовить еду прямо в камере, получать дополнительное детское питание и иногда памперсы.
Когда мать с малышом пребывают в колонию, наблюдается методика адаптации ребенка.
Его отбирают, якобы из-за карантина, но на самом деле, таким образом, ребенка отучают от матери.
На сегодняшний день в России в тюрьмах женских находится приблизительно 700 матерей с их детьми младше трёх лет и беременных.
Безусловно, даже со всеми предоставленными удобствами, ни одна мать не чувствует себя комфортно, а всё по той же причине – безволие.
Материнство женской тюрьмеВместо того чтобы находиться долго на улице с ребенком, они сидят в камерах, лишенных какого-либо света за исключением дневного, хотя по закону это запрещено.
Поэтому не стоит думать, что матерям в тюрьмах намного легче жить, чем обычным заключенным. Условия жизни для женщин с детьми ненамного отличаются.
А теперь представьте, что практически в одних и тех же условиях находятся все женщины, не зависимо от того, есть ребенок или нет. Легко ли будет матери первые три года, пока ребенка не заберут?
Мы предлагаем вашему вниманию посмотреть фильм про женскую тюрьму, про то, как, порой по глупости умные и красивые девушки и женщины попадают в места лишения свободы.

Иран - страна живущая по собственным, жестким, иногда шокирующим и жутким, законам. Несмотря на то, что приговаривать к высшей мере наказания лиц, не достигших 18 лет, запрещено во всем мире международной конвенцией, здесь по-прежнему выносят смертные приговоры детям и подросткам. Таким образом их наказывают за ограбления, торговлю наркотиками и убийства.

Для начала детей отправляют в специальные исправительные центры. Осужденные на смертную казнь находятся здесь до совершеннолетия, после чего приговор приводят в исполнение. Некоторым все же удается избежать самого ужасного наказания и после «перевоспитания» вновь выйти на волю.

Девочек в Иране могут привлекать к уголовной ответственности уже с 9-летнего возраста. Таким детям посвятил серию душераздирающих работ иранский фотограф Садех Сури. Он сфотографировал девушек, ожидающих смертной казни или вынесения приговора в стенах этого ужасного учреждения.

Хатере 13 лет. Она сбежала из дома после изнасилования родным дядей, а спустя неделю в одном из тегеранских парков на девочку снова напали. Теперь насильников было несколько. Не желая подвергаться очередным пыткам, Хатере ранила руку ножом, что отпугнуло нападавших. Полиция обнаружила ее в том же парке без сознания. После прохождения лечения Хатере, согласно иранскому законодательству, поместили в камеру Исправительного центра для несовершеннолетних за попытку самоубийства.

Полгода назад 16-летнюю Назанин арестовали за хранение кокаина. На данный момент девушка ожидает окончательного вердикта судьи.


17-летнюю Захру поймали за воровство уже в третий раз. Сейчас мать двоих детей отбывает срок за кражу мобильных телефонов. В тюрьме девушка живет со своим младшим ребенком, которому разрешено находиться с матерью до тех пор, пока ему не исполнится два года.

17-летняя Масха хотела выйти замуж против отцовской воли. После очередной ссоры девушка в порыве злости заколола отца кухонным ножом. Вынесения смертного приговора для Масхи требуют ее братья.


16-летняя Сауган была дома одна, когда в квартиру с обыском ворвалась полиция и обнаружила упаковки опиума, кокаина и героина. За хранение наркотиков, принадлежавших отцу, девушка уже около года сидит в тюрьме. Никто из ее родственников до сих пор не найден.


Шокуфех 15 лет. Вместе с молодым человеком она пыталась ограбить лавку в Тегеране. Парню удалось скрыться от нагрянувшей полиции. А девушка отныне живет в ожидании своего 18-летия, за которым последует смертная казнь. Спустя год после случившегося навестить Шохуфек пришла ее бабушка.

Масхид окажется на свободе через 8 месяцев. В свои 15 лет она отбывает срок за перевозку наркотиков. Вместе с девушкой в тюрьме за хранение и употребление наркотиков сидят ее родители.


Ежедневно камеру заключенных посещает духовник. Вместе с несовершеннолетними он молится и наставляет юных преступниц на путь истинный.

Жизнь заключенных в российских лагерях женщин всегда сильно отличалась от законов существования мужчин-зэков. Самые большие различия можно наблюдать в плане межличностного общения. В мужской зоне «опущенные», или пассивные гомосексуалисты, становятся париями, к которым никто даже не смеет прикоснуться.

В женских тюрьмах «ковырялки », или лесбиянки, - обычное явление. Приверженки однополой любви являются вполне уважаемыми членами тюремного сообщества. Есть на женской зоне и свои особенные выражения, которые не используются в тюрьмах, где содержатся только мужчины.

«Параша». Она же «старушка»

Отхожее место в любой тюрьме никогда не называется «туалетом». Еще в дореволюционной России арестанты обоих полов использовали заменяющие это понятие жаргонные выражения. Даже политические заключенные - в массе своей высокообразованные дамы, а порой и наследницы аристократических фамилий - применяли именно их. Бадью для сбора нечистот именовали «парашей» или «старушкой». Эти жаргонизмы в ходу и в мужских тюрьмах.

«Рублевые»

В женской тюрьме есть категория заключенных, которые попадают в сексуальное рабство к надзирателям и другим представителям лагерной администрации («кумовьями»). Зэчки называют их «рублевыми». Это понятие пришло еще из сталинского ГУЛАГа. За свои услуги сексуальные рабыни получают определенные привилегии: могут не выполнять общие работы, получают дополнительное питание и пр.

Не все «рублевые» одинаковы. В 20-50 годы на Соловках существовала целая классификация привилегированных узниц: «полурублевые», «15-копеечные» (или «пятиалтынные») и собственно «рублевые». В зависимости от ранга женщина получала разные послабления и «бонусы». Если же зэчка отказывалась вступать в сексуальный контакт с «кумом», она была обречена на постоянные жестокие притеснения.

«Мамки»

«Мамками» в женских тюрьмах называли женщин, либо уже заехавших с воли беременными, либо зачавших непосредственно в заключении. Во втором случае зэчки беременели с выгодой: условия содержания женщин «с животом» были гораздо легче, чем у остальном массы заключенных.

«Старшие»

Любая вновь поступившая на зону осужденная в первую очередь сталкивается со «старшей». Так называют главную в отряде (или камере) зэчку , которая отвечает за порядок. От «старших» многое зависит. Они могут «стучать» администрации на неблагонадежных или излишне конфликтных товарок, а иногда и своими силами наводить порядок. Начальство тюрьмы обычно сквозь пальцы смотрит на произвол «старших», потому что те помогают держать заключенных в ежовых рукавицах.

«Семейницы»

В женских колониях очень распространены так называемые «семьи». Они представляют собой небольшие группы женщин, которые совместно ведут нехитрое хозяйство и оказывают друг другу всяческую поддержку. «Семья» может состоять из двух и более человек. Причем, между ними не всегда существуют сексуальные отношения. «Семья» образуется для того, чтобы облегчить существование ее членов. Жизнь в заключении сурова, а вместе выживать гораздо легче.

«Коблы » и «ковырялки »

В некоторых случаях «семьи» образуют лесбийские пары: «коблы » (активные) и «ковырялки » (пассивные лесбиянки). Последних еще называют «курочками». Принято считать, что лесбийские отношения - норма женских тюрем. Это не совсем так. Чаще всего заводят себе партнершу женщины, «мотающие» долгий срок и уже имевшие лесбийский опыт до заключения.

«Колхозницы» и «бычкососки»

Низшую категорию заключенных составляют «колхозницы» - забитые и глупые зэчки . Сюда же можно отнести и «бычкососок». Так называют слабовольных, опустившихся сиделиц , которые не брезгуют подбирать окурки за другими.

При всей грубости лексикона и жесткости градации заключенных жизнь в женских колониях проще и сноснее, чем в мужских. У женщин меньше агрессии, реже случаются жестокие конфликты с членовредительством, зачастую даже налагается запрет на использование в разговорах тюремной «фени ». За соблюдением этого правила следит старшая по отряду.

Криминальное поведение - это социальный конструкт, который складывается в определенной историко-культурной среде. Общество в большей степени нормализует мужскую преступность, чем женскую. Женщин-заключенных примерно раз в пять меньше, чем мужчин. Конечно, и то, и другое выглядит как нечто нарушающее социальный порядок. Я делаю руками кавычки, потому что для мужчины это все равно выглядит как продолжение маскулинного, отчасти жестокого и агрессивного начала. А женщине в патриархатных режимах приписываются слабость, мягкость, податливость. Понятно, что это все стереотипы, но они реально влияют на общество.

У женщин-заключенных не обязательно неблагополучные родители, но могут быть особые ситуации, связанные с алкоголем, наркотиками, разводом, новым сожительством матери или отца. Так или иначе прослеживается акцент на отношения с матерью - они могут быть очень сложными.

Cейчас в основном женщины сидят за наркотики. Нам рассказывали истории про так называемые контрольные закупки. Это распространенный способ выйти из сложной ситуации, используя силовые органы. Много преступлений связаны с домашним насилием. Очень часто это ответ на насилие со стороны мужчины: отца, отчима, сожителя, партнера, мужа. Нам часто рассказывали о событиях в школе, которые становились резким поворотом в жизни женщин. Как правило, это связано с насилием, иногда изнасилованием, какой-то несправедливостью. В итоге обстоятельства складывались таким образом, что человек не мог им противостоять и совершал преступление. Ситуаций с намеренной агрессией, желанием навести кому-нибудь увечья мы не встречали.

В последнее время участились случаи экономических преступлений. После протестных событий - выступлений, митингов, задержаний - палитра преступлений и наказаний расширилась, мы знаем о случаях задержания и сроках за участие в протестных акциях. Я ни в коем случае не берусь судить или интерпретировать вопросы, связанные с законностью или незаконностью подобных задержаний и сроков. Просто отмечаю, что это новый феномен для России. История с Pussy Riot дала толчок к особому вниманию к случаям протестного активизма, особенно - женского. Ну и конечно - к условиям содержания женщин в колониях и особым режимам и повседневной жизни женщины на грани физического выживания и психологического прессинга. Правда, на мой взгляд, кардинальных изменений в колониях после этого не произошло. Разве что год-полтора назад было масштабное судебное разбирательство с верхушкой ФСИН по поводу коррупции и злоупотреблений. Если в системе и происходят какие-то изменения, то они носят политический характер.

Тело осужденной. Медицина, акушерство, гигиена

В кодексах и в практике, регулирующих содержание в СИЗО и колониях, отсутствует понимание различий женского и мужского. С одной стороны, женщина, попавшая в заключение, в общественном мнении подвергается большей стигматизации - как преступившая не только закон, но нарушившая «естественный» порядок женского предназначения. С другой стороны, в рамках системы наказания ей отказано в реализации ее «женскости», когда ее тело, физиология, особые практики оказываются совершенно незначимыми, скорее наоборот, служат своего рода дополнительным механизмом унижения и наказания за «двойное» преступление. Содержание женщины ничем не отличается от содержания мужчины. По крайней мере нигде не прописаны правила, учитывающие особенности женской физиологии. Пол преступника не важен.

Медицина в колониях крайне низкого уровня. Самая большая проблема - это зубы. Нам женщины рассказывали, что они узнавали друг друга на улице, не имея совместного тюремного опыта, потому что таких плохих зубов у обычных людей просто не бывает. Если зубы болят, их очень редко начинают лечить. Обычно их рвут.

Гинекология воспринимается как дополнительное наказание женщин, как напоминание о том, насколько она недостойная женщина. Помощь очень плохая. Женщин доводят до крайнего состояния, когда уже нужна госпитализация. Врачи работают в лучших традициях советской гинекологии, когда определенные манипуляции с женским телом могут использоваться и восприниматься как особое наказание за «удовольствие». Это репрессивная медицина.

Наркозависимость лечат просто отказом. Для человека, который хочет от нее избавиться, там подходящие условия - полная изоляция. Это, конечно, жуткие ломки, но нам женщины говорили, что в избавлении от зависимости заключается единственный плюс заключения, как бы странно это ни звучало. Конечно, наркотики в колониях можно купить, но они доступны не для всех. Это вопрос денег, связей, отношений с администрацией и места в иерархии.

Никакой медицинской тайны там не соблюдается. Если у заключенной ВИЧ или туберкулез, об этом наверняка все знают. Например, ВИЧ-положительных должны перевозить отдельно. Небольшая ВИЧ-фобия там есть, потому что люди оторваны от актуальной медицинской информации. Определенные страхи существуют.

Нам рассказывали истории, когда женщины рожали в колонии. Для беременных предусмотрены специальные отсеки или бараки. После родов они недолго проводят время с детьми, а потом младенцы находятся отдельно. Я знаю, что это очень тяжелая и травматичная ситуация для женщин, потому что времени на то, чтобы побыть с ребенком выделяется не очень много. Дети могут быть желаемыми, но иногда наоборот - некоторые беременеют специально, чтобы получить послабления режима.

В магазине колонии продаются прокладки, и женщина сама должна их покупать. Это тоже ценный ресурс. Их меняют на что-то, иногда используют вместо них подручные средства. Самое сильное издевательство - когда из-за менструации пачкается постельное белье, а женщины обязаны его стирать сами. Часто это невыносимо сложно. Интересно, что в тюрьмах постельное белье обязательно должно быть белое, поэтому пятна сразу бросаются в глаза.

Помыться в колонии невероятно сложно. Есть душ, в который пускают раз в неделю. Есть еще помывочные, в которых можно заодно и постирать. Для этого установлены определенные графики. Самыми ущемленными оказываются «грибы», то есть бедные, у кого нет родственников, денег, и которые вынуждены помогать другим, более статусным женщинам - стирать, убирать, помогать им готовить. Конечно, «грибам» остается меньше всего времени на личную гигиену. Это оказывается фактически невозможным. Как правило, право на эксклюзивное пользование той же помывочной имеют бригадиры.

«Грибы», «шерсть», «горохи». Иерархия женской зоны

«Грибы» - это самая низшая ступень в иерархии. Это, как правило, те, кто давно сидят, не греются, бомжевали в прошлом, много пили - или сельские женщины с низким уровнем образования.

В женских колониях есть «блатные», которыми могут быть дневальные и бригадиры. Это люди, которые каким-то образом связаны с начальством или имеют в его глазах определенный вес. Поэтому у них есть привилегии.

Весь ужас даже не в том, что ты попадаешь в ситуацию полной изоляции, потому что женщин практически никто не навещает. Главное, что ты никогда не можешь побыть в одиночестве, тишине, сама с собой. У тебя нет ни времени, ни возможности. Ни внутреннего, ни внешнего пространства. Например, спальное место. От места в иерархии зависит, где человек спит. Женщины умудрялись делать что-то вроде комнаток - ставили четыре двухэтажных кровати и занавешивали их простынями, изолируя их от других. Хотя нельзя занавешивать кровати простынями, они это делают на какое-то время. Самые престижные места - у стенки и в углу. Хотя бы с одной стороны ты оказываешься изолирована от кого-то другого и можешь просто отвернуться к стенке и никого не видеть.

«Шерсть» - это те, кто «греются». Те, кому делают передачки богатые родственники или какие-то друзья, подруги, «спонсоры». Часто бывает, что богатые родственники покупают оборудование для колонии. У «шерсти» есть ресурс.

«Активисты» - это те, кто зарабатывают на УДО. К ним может быть двоякое отношение. Если мужские колонии делятся на красные (где руководит администрация) и черные (где власть принадлежит блатным авторитетам), то в женских колониях такого мы не встретили, как и ярко выраженной системы понятий. В мужской черной колонии активистов очень не любят, потому что идти на УДО - не по «понятиям». Нельзя выполнять общественную работу и вообще работать. Это унизительно для них. Настоящий вор этого делать не может. У женщин все-таки более нейтральная позиция по отношению к этому.

«Горохи» - это самые младшие, молодняк.

«Грибов» и «горохов» используют по мере возможности. В разных ситуациях по-разному. Они занимаются какой-то вспомогательной работой, обслуживают, например, убирают, моют, чистят туалеты и так далее. За это они получают защиту, вещи вроде сигарет, кофе и чая, а еще их могут просто не бить.

Очень сильно осуждается убийство ребенка. Среди наших информанток встретилась одна такая история. Эта женщина была крайне замкнута. Она просто выбрала для себя такую позицию: ни с кем не общалась, не вступала в коалиции, вела себя максимально отчужденно. Там была ситуация достаточно сложная. Мы никогда не вставали в позицию оправдания или осуждения, не выясняли, насколько приговор справедливый. Тем не менее с этой женщиной создавалось ощущение, что она выгородила своего сожителя. Это было непреднамеренное убийство.

Любовь и секс в тюрьме

В женских колониях гомосексуальность в целом в меньшей степени стигматизирована, чем в мужской. В мужской к такому относятся как к серьезному преступлению, поскольку это нарушение главного принципа патриархата. Женщинам общественное мнение всегда позволяло гомосексуальность. Это стереотипно рассматривалось как что-то несерьезное и временное. Это представление нашло отражение в тюремной жизни. В мужской колонии гомосексуальность - это самая тяжелая стигма. Заключенные, вступающие в интимную связь, это люди даже не второго, а пятого сорта. Их игнорируют, с ними нельзя есть, пить, делить что-то. В женской колонии такого нет.

Еще одна отличительная черта женской колонии - это очень интенсивное общение, невероятное просто. Это почти единственная практика, доступная им, они больше ничего не делают. Мужчины еще не все работают, а женщины работают и разговаривают. К тому же все на виду. По формальным законам это запрещено, но о любовных историях знают практически все, включая администрацию. Часто сотрудники манипулируют этим.

Гомосексуальность бывает ситуативной, а может быть более серьезной, когда женщина еще до колонии идентицифирует себя как лесбиянка. Ситуативная появляется в силу одиночества и изолированности. Девочки, которые выглядят как мальчики, очень ценятся в колонии. Чтобы завоевать статус, избежать издевательств или иметь возможность греться, некоторые из них начинают вести себя нарочито маскулинно. Нам рассказывали о разбирательстве, когда такую женщину выводили на чистую воду, устанавливая ее биографию. С одной стороны, это немного смешно, но с другой - это значимый момент идентичности. Искренность - одно из самых ценных качеств там. Если человек врет о прошлом, ему и в мужском, и в женском пространстве будет тяжко.

Часто женщины создают псевдосемейные пары, в основном, по двое. При этом они необязательно будут состоять в романтических отношениях. Тут вопрос не в этом. Это ситуация вынужденного сожительства людей с разными характерами и биографиями. В любом случае, даже если нет секса и романтических чувств, людям нужна эмоциональная связь, иначе пары не получится. Колония - это очень агрессивная среда, поэтому иметь какую-то поддержку просто необходимо. Кроме того, «семейницы» делятся друг с другом передачами. Если одна из них раньше освободится, она будет делать передачки для подруги. Это форма защиты и устройства быта, ну и, может быть, определенная склонность женщины к совместному проживанию. Человеку нужно с кем-то поспорить, на кого-то поворчать, рассказать кому-то, как дела на работе, попросить оставить сигарету, выпить вместе кофе. Это внесение смысла в существование: когда ты живешь не только для себя, но и кому-то помогаешь.

Иногда женщины используют сексуальное насилие для демонстрации власти и унижения, но это не так распространено, как в мужской колонии. Чаще, для того, чтобы поставить человека на место, практикуется не сексуальное насилие, а физическое. Там тоже очень много разборок, драк, даже внутри семей и пар.

Романы заключенных с сотрудниками колонии воспринимаются как геройство, но здесь нужно понимать, что мы находимся в пространстве их нарративов и понимания того, что с ними произошло. Например, истории с мужчинами, работающими в колонии, могут оцениваться по-разному.

Отношение к такому роману как к геройству, даже если женщина испытывала унижение, может быть желанием нормализовать свою историю. Такая близость не может считаться полностью добровольной, потому что сотрудник колонии очевидно обладает большей властью, чем женщина-заключенная. Но истории с женщинами-охранницами - это больше про победу, восстановление справедливости. Особенно когда охранница начинает о заключенной заботиться, либо помогать. Но и тут есть свои нюансы, потому что это может быть история о предательстве и эксплуатации. Близость - это ресурс, увы.

В тюрьме, колонии, в несвободе все существующие в свободном обществе системы отношений и механизмы власти доводятся как бы до крайности, выглядят ярче и выпуклее. Наши повседневные желания понимания, разделенности, смысла, близости, справедливости работают и в рамках закрытого института. И там, и там мы можем наблюдать искренность, меркантильность, борьбу за власть и ресурсы и так далее.

Администрация, труд и протест. Почему женщины возвращаются в колонию

В женских колониях реже конфликтуют с администрацией, чем в мужских и малолетках. Не потому, что женщина более лояльна и спокойна, а потому что в жизни их приучили к терпению, выносливости, и, как это ни грустно, к подчинению. Несмотря на то, что было много историй активистских, женщины, попавшие в ситуацию такого подавления, стигмы и изоляции, сложно адаптируются - не все способны сопротивляться. Хотя были какие-то попытки через авторитетов и блатных работать с администрацией. Конфликты решались не через забастовки, а через разговоры.

В том числе из-за этого женщины работают по 12 часов. Кроме того, если женщине говорят, что от качества ее работы зависит возможность уйти по УДО или получить дополнительное свидание с родственниками, она будет работать. На это влияет еще и отсутствие воровского закона, в котором работа считается унижением. Женщинам, наоборот, работа помогает отвлечься, помогает справиться с медленно текущим временем. Но она действительно невероятно сложная. Заключенные шьют ватники, одежду, шинели для воинских частей, хозчастей, для тех же колоний. Производство вредное, поэтому работа плохо сказывается на легких и сильно портит здоровье. Если выработку не делаешь, тебя штрафуют. Кому-то удается, кому-то нет.

Еще один способ социализации - это косметика. Накраситься в колонии - это пускай маленький, но вызов. В любой закрытой системе всегда ищут ходы для символического протеста: можно фуражку на затылок сдвинуть, одну пуговичку не застегнуть. При приближении дембеля человек тихонечко начинает позволять себе вольности. При этом одежда, внешний вид в тюрьме - это как раз один из самых главных методов дисциплинации тела. Оно должно быть закрыто и выглядеть так, как надо в рамках этого заведения. Все должны быть похожи друг для друга. Хорошо выглядеть нужно, чтобы напомнить себе о свободной жизни. Чтобы забыть хотя бы на секунду, что они сидят.

Есть разные техники нейтрализации, которые могут помочь совладать с прошлым. Это отказ от ответственности, например, когда говорят: общество во всем виновато; отрицание наличия ущерба, отрицание наличия жертвы; осуждение тех, кто судит; обращение к более высоким авторитетам. Эти техники нужны для того, чтобы оправдать себя и объяснить, почему с человеком это случилось. Осужденные стремятся нормализовать свою ситуацию и таким образом выйти - хотя бы иллюзорно - из стигмы, позиции исключения. Если система защиты не выстраивается, то человек просто превращается в овощ, ни на что не реагирует, перестает заботиться о себе, молчит. В конечном счете это может закончиться серьезной психической проблемой или даже суицидом.

Отсутствие нормальной системы адаптации и ресоциализации приводит к тому, что человеку сложно трудоустроиться, финансово обеспечить себя, получить жилье. Часто женщины выходят и оказываются на улице, потому что семья их выписала, мужья развелись, детей отдали в детский дом и так далее. У них нет материальной базы, чтобы продержаться и выжить. Кроме того, на них давит отношение общества: на работу берут неохотно, есть запрет на целый ряд профессий. Конечно же, на адаптацию влияет семья. Женщины чаще дожидаются своих мужчин из заключения, а мужья, как правило, находят новые семьи. В итоге человек попадает в обстоятельства, в которых ему негде жить, нечего есть, но в то же время у него есть определенные способности и опыт, который как бы подсказывает «слушай, ну вообще не проблема, сейчас за час у тебя будет десять тысяч, давай мы это решим, и ты остановишься». Вся система ориентирована на то, чтобы люди возвращались в колонию.

Елена Омельченко - доктор социологических наук, преподаватель НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, автор нескольких исследований, посвященных российским колониям, научный редактор коллективной монографии «До и после тюрьмы. Женские истории». Одну из этих историй на «Медиазоне».