(ISO – International Organization for Standardization, - ред.) – крупнейшая в мире организация, занятая выработкой международных стандартов, созданием руководств к ним. Членами ISO являются частные и государственные организации по стандартизации со всего мира, действующие на национальном уровне. Поскольку, по правилам ISO, членство в ней может иметь лишь одна организация из одной страны, независимо от формы собственности организации, а представительство в ISO получает обычно самая влиятельная структура в сфере выработки нормативов в том или ином государстве, - то организация-член ISO, фактически, представляет свою страну. О представительстве стран вполне официально говорится во многих публикуемых ISO материалах. Что касается организаций-членов, то здесь основными условиями являются два: 1) повторимся, одна организация – одна страна; 2) участвующий в работе ISO орган должен иметь возможность издавать на территории своей страны национальные стандарты. Впрочем, когда речь заходит об отдельных странах, появляются исключения. Например, Гонконг, который имеет особый статус в составе Китая, представляет одна организация по стандартизации, а сам Китай – совсем другая. Всего, на данный момент, членство в ISO имеют 163 государства, – среди которых почти все сколько-нибудь заметные экономики мира. Одно это – полное представительство заметных игроков на всемирном рынке делает ISO влиятельной организацией. Но есть еще целый ряд важных обстоятельств, которые указывают на это влияние. В частности, ISO пользуется поддержкой ООН (Организация Объединенных Наций, - ред.). Связь ISO и ООН оформлена в консультативный статус, который имеет международная организация в Экономическом и социальном совете ООН (ЭКСОС, - ред.). Консультативный статус дает ISO право готовить для ООН доклады по положению стандартизации в мире, а также, например, подавать жалобы в ООН на нарушение странами-членами Совета Европы прав человека, перечисленных в «Европейской социальной хартии». Здесь, однако, нужно сделать оговорку, что не все страны, входящие в состав Совета Европы ратифицировали соответствующий договор Организации Объединенных Наций. За внедрение стандартов ISO активно ратует и другая влиятельнейшая международная организация – ВТО (Всемирная торговая организация, - ред.). Знаки этой поддержки тоже отыскать несложно. Например, в 2011 году на 34 Генассамблее ISO выступал глава , Паскаль Лами, который, в частности, обратился к делегатам со следующими словами…

Цитата: ‘Воспримите, пожалуйста, это послание как поощрение со стороны ВТО на дальнейшую разработку международных стандартов. Стандартов, которые разрабатываются в обстановке прозрачности и всеобщей вовлеченности, и которые включают передовые технологии’

Руководитель Всемирной торговой организации в своем выступлении подчеркнул взаимодополняющий характер взаимоотношений ISO и ВТО. По словам П. Лами, реализация целей ВТО невозможна при отсутствии единого, понятного всем технического языка, который достигается публикацией и распространением международных стандартов.

Какие документы выпускает Международная организация по стандартизации? На сайте говорится, что их общее количество на сегодняшний день составляет 19 500. Чтобы определить, есть ли среди них тот стандарт, который вас касается, проще всего воспользоваться единым классификатором нормативов ISO – он называется ICS (МКС – Международный классификатор стандартов, – ред.). Не стоит заранее разочаровываться найти в нем ваш специфический предмет. Что вы скажете, если узнаете, что в числе стандартов ISO есть и ISO 8601, который закрепляет воскресение в качестве последнего дня недели. Россию в организации представляет Федеральное агентство по техническому регулированию (Росстандарт, – ред.). В числе рабочих языков ISO есть и русский, наряду с английским и французским. В отечественных источниках наряду с англоязычной аббревиатурой ISO можно встретить его русскоязычную кальку: «ИСО», хотя полное название международной организации по стандартизации не может быть переведено на русский с соблюдением тех же букв в аббревиации. Это связано с тем, что учредители ISO, в числе которых , договорились, что аббревиатура ISO на любой язык будет переводиться буквально, без учета перевода слов, входящих в это сокращение.

Для более или менее успешного первоначального знакомства с вселенной Международной организации по стандартизации стоит еще знать, что решения принимаются консенсусом организаций-членов, при этом, наряду с полноправным членством есть ряд других форм участия в международной структуре, которые предполагают определенные ограничения в правах. Существование нескольких форм объясняется разной ситуацией с выработкой стандартов и разными материальными возможностями развитых и развивающихся государств. Полноправные государства-члены также вносят в копилку ISO неодинаковые суммы – членский взнос определяется территорией, экономическим потенциалом конкретного государства. С другой стороны, бюджет «International Organization for Standardization» лишь отчасти формируется участниками. Довольно значительные суммы международная структура получает от продажи текстов стандартов заинтересованным представителям экспертного сообщества и бизнесменам. Отельные стандарты ISO группируются в серии: одни стандарты вводят основную терминологию, например, а другие содержат конкретные практические указания по аудиту объекта стандарта или по его внедрению. Руководства (guides, - ред.) поясняют отдельные моменты, связанные с текстами стандартов. Одни стандарты годятся для сертификации, поскольку содержат критерии соответствия – требования, другие – нет. Стандарты ISO имеют прямое отношение к российской стандартизации, поскольку 40% отечественных стандартов, представляют собой перевод нормативных документов «International Organization for Standardization». Отсюда особое обозначение таких стандартов – ГОСТ Р ИСО (на уровне нескольких стран СНГ принимают еще и «ГОСТ ISO», – ред.). В ближайшее время соответствие российских стандартов стандартам ISO планируется довести до 60%. Существует проблема перевода стандартов ISO на русский язык, из-за которого оригиналы ISO и тексты ГОСТ Р ИСО иногда признаются неэквивалентными рядом экспертов и частных объединений в области стандартизации. Государственный курс на гармонизацию стандартов связан с общемировой тенденцией по внедрению на национальном уровне международных стандартов, в интересах упрощения трансграничной торговли. Самой распространенной в мире серией стандартов ISO являются стандарты систем менеджмента качества. В одном из ежегодных отчетов организации, например, содержатся такие цифры: в 2008, всего, по миру было выдано 982832 сертификата соответствия ISO 9001. Этот стандарт основной в группе, так как в нем зафиксированы конкретные параметры, по которым можно судить о системе управления качеством в той или иной компании. В частности, в тексте стандарта перечислено, какие нормативные документы нужно создать на предприятии, чтобы систематизировать менеджмент качества. В самом начале текста, даны самые общие принципы работы в этой сфере. Стандарт основан на давно существующей, и, доказавшей свою эффективность методологии « » или по-английски (Plan-Do-Check-Act, ред.). В ISO 9001 дан, кроме всего прочего, еще и конкретный перечень требований, которые нужно исполнять в компании, чтобы добиться создания полноценной системы менеджмента качества. Среди влиятельных стандартов ISO, есть нормативный документ , который посвящен экологической безопасности на предприятии. Его главной особенностью является, то, что он требует от организации не просто каких-либо конкретных мер в направлении экологически ответственного ведения дел, а мер, адекватных наносимому вреду. Так же, как и – он предлагает развернутую, но обобщенную методологию внедрения стандарта на предприятии. выделяются нормативы серии ISO 27000 – первые в мире стандарты по обслуживанию IT-сервисов, стандарт по энергоменеджменту ISO 50001; ISO 19001, ISO 17021 – всецело посвященные такому аспекту сертификации систем менеджмента, как проведение аудитов. Серия стандартов ISO 1000 регулирует строительство. Отдельно стоит сказать о стандарте охраны труда . Строго говоря, он не относится к числу стандартов ISO, так как разработан и внедряется совершенно отдельной группой разработчиков. Но ISO, устами своих чиновников высказывает ему такую поддержку, а слухи о том, что он в скором времени может быть принят в качестве стандарта ISO, столь стойкие, что его нельзя не упомянуть, рассказывая о влиятельных нормативных документах Международной организации по стандартизации. Интересна и востребована в профессиональном сообществе серия стандартов ISO 22000, посвященная управлению продовольственной безопасностью. Разработка всех стандартов ISO подчиняется стандартному алгоритму работы. В рамках разработки последовательно принимаются следующие документы:

  1. Предварительная рабочая тема (Preliminary work item – код этапа – 00, – ред.).
  2. Новая рабочая тема (New work item proposal – код этапа – 10, – ред.).
  3. Рабочий проект (Working draft – код этапа – код этапа – 20, – ред.).
  4. Проект комитета (Committee draft – код этапа – 30, – ред.).
  5. Проект международного стандарта (Draft international standard – код этапа – 40, – ред.).
  6. Окончательный проект (Final draft international standard – код этапа – 50, – ред.).
  7. Международный стандарт (International standard – код этапа – 60, – ред.)

Необходимо отметить, что в Международной организации по стандартизации с недавних пор существует ускоренная процедура принятия стандартов, которая применяется к некоторым стандартам –

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Назначение и цели международной стандартизации. Задачи, цели и организационная структура Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии, Международного союза электросвязи, Европейской организации по качеству.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Роль стандартизации в международном разделении труда, в преодолении технических барьеров во внешней торговле. Развитие государственных организаций по стандартизации в зарубежных странах. Подход к стандартизации со стороны субъектов этой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2009

    Понятие, типология и история возникновения международных организаций, их значение в современном мире, характеристике этапов их развития. Юридическая природа международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности международных отношений.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2008

    Особенности современной мировой политики и ее основные принципы. Международные отношения, их субъекты, особенности, основные виды и типы. Деятельность Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации гастроэнтерологов, Красного креста.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Теоретические и методические основы международных экономических организаций, их классификация, функции и особенности функционирования. Анализ общемировых перспектив развития международных экономических организаций и их связей с Российской Федерацией.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2010

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Практика международной стандартизации. Соглашение по техническим барьерам в торговле. Региональные организации по стандартизации. Главный объект международной стандартизации и основные задачи России в международном сотрудничестве в области стандартизации.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Международные организации и их роль в современных международных отношениях. Проблемы функциональной и дипломатической защиты и место Международного суда ООН в обеспечении защиты работников международных организаций и регулировании международных споров.

    Основные цели и задачи. Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом как правопреемник распавшегося государства.

    При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO ().

    ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы , по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

    СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

    КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

    О работе ИНФКО - см. гл. 3 "Информационное обеспечение работ по стандартизации".

    ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

    КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства /МЭК по подготовке стандартов безопасности.

    РЕМКО оказывает методическую помощь путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся (эталонов). Так, подготовлен справочник по и несколько руководств: "Ссылка на в международных стандартах", "Аттестация . Общие и статистическое принципы" и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности по с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

    Порядок разработки международных стандартов. Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК, которые могут учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.

    По данным на 1996 г. международная стандартизация в рамках проводится 2832 рабочими органами, в том числе 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевыми группами.

    Ведение всех секретариатов ТК и ПК обеспечивают 35 комитетов-членов, в том числе за Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.

    Кроме ведения секретариатов заинтересованные комитеты-члены могут быть активными членами любого ТК или ПК, а также наблюдателями. Для первого случая в существует статус члена Р, а для второго - статус члена О. Россия - активный член - в 145 ТК, а наблюдатель в - 16 ТК.

    Схема разработки международного стандарта сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ) направляет в заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний будет создан при условиях: если большинство комитетов-членов голосуют "за" и не менее пяти из них намерены стать членами Ρ в этом ТК, а Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на основе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК.

    После достижения консенсуса в отношении проекта стандарта ТК передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в качества международного стандарта.

    Разработка проекта стандарта в технических органах всегда связана с необходимостью преодоления определенного представителей отдельных стран (нередко это крупнейшие производители и экспортеры товаров) по техническим требованиям и нормам, которые должны включаться в содержание будущего международного стандарта. Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного. Однако следует учесть, что при планировании работ в для включения в программу стандартизации учитываются следующие критерии: влияние стандарта на расширение международной торговли, обеспечение безопасности людей, защита . На основе этих положений должно быть представлено веское обоснование предложения.

    По своему содержанию стандарты отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

    Стимулирование "сомоподдерживающих" элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты , что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

    Забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

    К международным организациям, которые непосредственно занимаются вопросами стандартизации, относятся Международная организация по стандартизации - ИСО, Международная электротехническая комиссия - МЭК и Европейская экономическая комиссия ООН - ЕЭК ООН .

    К международным организациям, которые участвуют в области стандартизации и технического нормирования относят: Продовольственная и сельскохозяйственная организация OOН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Комиссия "Кодекс Алимектариус" по разработке стандартов на продовольственные товары.

    Международная организация по стандартизации (ИСО).

    Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия и Республика Беларусь стали членами ИСО как правопреемники распавшегося государства.

    При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

    Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации.

    ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

    На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Республику Беларусь представляет Госстандарт в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран.

    Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 22) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.


    Сильные национальные организации в странах-членах ИСО являются опорой для ее функционирования. Поэтому комитетами-членами признаются только те организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.

    Национальные организации - это проводники всех достижений ИСО в свои страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих технических комитетах организации.

    Организационная структура .

    Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы.

    Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ).

    Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

    Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов — членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

    Совету ИСО подчиняется семь комитетов:

    ПЛАКО (техническое бюро);

    СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации);

    КАСКО (комитет по оценке соответствия);

    ИНФКО (комитет по научно-технической информации);

    ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам);

    КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей);

    РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

    СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

    ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы 11ЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

    КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучает практику этой деятельности и анализирует информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия.

    КАСКО совместно с МЭК подготовлен ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК. Принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

    ИНФКО занимается информационным обеспечением работ по стандартизации.

    ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

    Главные функции ДЕВКО:

    Организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах;

    Создание условий для обмена опытом с развитыми странами;

    Подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах;

    Содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах;

    Подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран;

    Стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии.

    В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

    КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплутационных характеристик потребительских товаров" и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

    РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлены справочник по стандартным образцам и несколько руководств: "Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах", "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистические принципы" и т.п. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

    Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного.

    По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

    Международная электротехническая комиссия (МЭК).

    Крупнейший партнер ИСО - Международная электротехническая комиссия (МЭК). Она создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

    После Второй мировой войны , когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

    Большинство стран — членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Республику Беларусь представляет Госстандарт), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия. Италия, Бельгия и др.).

    Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются более 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли, которые потребляют более 95% электроэнергии, производимой в мире. Официальные языки МЭК — английский, французский и русский.

    Основная цель организации, которая определена ее Уставом, — содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов,

    Национальные комитеты всех стран образуют Совет — высший руководящий орган МЭК. Ежегодные заседания Совета, которые проводятся поочередно в разных странах-членах МЭК, посвящаются решению всего комплекса вопросов деятельности организации. Решения принимаются простым большинством голосов, а президент имеет право решающего голоса, которое он реализует в случае равного распределения голосов.

    Основной координирующий орган МЭК — Комитет действий. Кроме главной своей задачи — координации работы технических комитетов - Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета.

    В подчинении Комитета действий работают консультативные группы, которые Комитет вправе создавать, если возникает необходимость координации по конкретным проблемам деятельности ТК. Так, две консультативные группы разделили между собой разработку норм безопасности: Консультативный комитет по вопросам электробезопасности (АКОС) координирует действия около 20 ТК и ПК по электробытовым приборам, радиоэлектронной аппаратуре, высоковольтному оборудованию и др., а Консультативный комитет по вопросам электроники и связи (АСЕТ) занимается другими объектами стандартизации.

    Кроме того. Комитет действий счел целесообразным для более эффективной координации работы по созданию международных стандартов организовать Координационную группу по электромагнитной совместимости (КГЭМС). Координационную группу по технике информации (КГИТ) и Рабочую группу по координации размеров.

    Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО - это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран. Наибольшее число секретариатов ТК и ПК ведут Франция, США, Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды. Россия ведет шесть секретариатов.

    Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида:

    Общетехнические, носящие межотраслевой характер. К ним можно отнести нормативные документы на терминологию, стандартные напряжения и частоты, различные виды испытаний и пр.;

    Стандарты, содержащие технические требования к конкретной продукции. Они охватывают огромный диапазон от бытовых электроприборов до спутников связи. Ежегодно в программу МЭК включается более 500 новых тем по международной стандартизации.

    Основные объекты стандартизации МЭК:

    Материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы);

    Электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.);

    Электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы);

    Изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.);

    Электронное оборудование бытового и производственного назначения;

    Электроинструменты;

    Оборудование для спутников связи;

    Терминология.

    МЭК принято более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответствия — сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей актуальное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специальные международные стандарты на безопасность конкретных товаров. В силу сказанного, как показывает практика, международные стандарты МЭК более пригодны для прямого применения в странах-членах, чем стандарты ИСО.

    В сферу деятельности МЭК входят: травмоопасность, опасность поражения электротоком, техническая опасность, пожароопасность, взрывоопасность, химическая опасность, биологическая опасность, опасность излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, радиочастотных, ультрафиолетовых, ионизирующих, радиационных и др.).

    Процедура разработки стандарта МЭК аналогична процедуре, используемой в ИСО. В среднем над стандартом работают 3-4 года, и нередко он отстает от темпов обновления продукции и появления на рынке новых товаров. С целью сокращения сроков в МЭК практикуется издание принятого по короткой процедуре Технического ориентирующего документа (ТОД), содержащего лишь идею будущего стандарта. Он действует не более трех лет и после публикации созданного на его основе стандарта аннулируется.

    В составе МЭК несколько особый статус имеет Международный специальный комитет по радиопомехам (СИСПР), который занимается стандартизацией методов измерения радиопомех, излучаемых электронными и электротехническими приборами. Допустимые уровни таких помех являются объектами прямого технического законодательства практически всех развитых стран. Сертификация подобных приборов проводится на соответствие стандартам СИСПР.

    В СИСПР участвуют не только национальные комитеты, но и международные организации: Европейский Союз радиовещания. Международная организация радио и телевидения. Международный союз производителей и распределителей электротехнической энергии. Международная конференция по большим электротехническим системам. Международный Союз железных дорог. Международный союз общественного транспорта, Международный союз по электротермии. В качестве наблюдателей в работе комитета участвуют Международный комитет по радиосвязи и Международная организация гражданской авиации.

    СИСПР разрабатывает как нормативные, так и информационные международные документы:

    Международные стандарты технических требований, которые регламентируют методики измерения радиопомех и содержат рекомендации по применению измерительной аппаратуры;

    Доклады, в которых представляются результаты научных исследований по проблемам СИСПР.

    МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая Руководства ИСО/МЭК и Директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам. Объединенный программный комитет ИСО/МЭК занимается распределением ответственности двух организаций по вопросам, касающимся смежных областей техники, а также планирует работу.

    Кроме стандартизации МЭК занимается сертификацией изделий по своему профилю деятельности.

    Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) — это орган ЭКОСОС ООН (Экономического и социального совета ООН). Она создана в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951 г. ЭКОСОС ООН принял решение о продлении полномочий ЕЭК на неопределенное время, определив основные направления ее деятельности как развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН. Кроме государств-членов ЕЭК (их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей любые страны-члены ООН.

    Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области.

    ЕЭК ООН при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает «Перечень НЭК ООН по стандартизации», определяющий приоритеты в этой области. Цель этого издания - помочь правительствам стран-членов ЕЭК в решении проблем национальной стандартизации, а также ускорить международную стандартизацию в приоритетных областях и скоординировать усилия всех стран, запятых вопросами стандартизации.

    В связи с этим ЕЭК признает необходимым:

    Содействие внедрению международных стандартов;

    Использование единообразной терминологии;

    Устранение технических барьеров в торговле па основе международных стандартов;

    Установление тесных контактов между организациями, разрабатывающими международные стандарты на один и тот же товар (услугу);

    Унификацию оформления международных и региональных стандартов в целом или по отдельным элементам, что, по мнению экспертов ЕЭК, должно служить ускорению их внедрения.

    ЕЭК рекомендует меры координации деятельности в области стандартизации, относящиеся к национальному и международному уровням разработки стандартов. Для национального уровня рекомендованы: назначение одного органа или должностного лица, ответственного за координацию правительственной политики по стандартизации; правительственное содействие стандартизации в приоритетных направлениях согласно Перечню ЕЭК по стандартизации; правительственная поддержка государственных закупок, осуществляемых по международным (региональным) стандартам или гармонизованным с ними национальным нормативным документам.

    Проблемами стандартизации, сертификации, качества наряду с Рабочей группой по вопросам политики в области стандартизации — основным рабочим органом ЕЭК по данным проблемам — занимаются и другие органы (основные и вспомогательные): Комиссия по транспорту, Комитет по сельскому хозяйству. Комитет по лесу, Комитет по населенным пунктам (соглашения о принятии единых норм качества строительной продукции), Комитет по развитию торговли (стандартизация торговых документов), Рабочая группа по углю (международные системы классификации угля) и др.

    Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН (ФАО).

    Основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН. Членами ее состоят около 160 государств.

    Цель организации согласно Уставу — содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.

    Несмотря на то, что стандартизация не является прямой целью ФАО. многие службы организации соприкасаются со стандартизацией:

    Отделение развития земель и вод, занимающееся проблемами ирригации, дренажа, снабжения сельской местности водой и т.п.;

    Отделение сельскохозяйственной техники, главное внимание которого направлено на механизацию сельскохозяйственных работ, сельское строительство;

    Отделение по выращиванию и защите растений;

    Отделение животных продуктов;

    Отделение лесных ресурсов;

    Отделение лесной промышленности и торговли:

    Отделение по использованию атомной энергии в пищевой промышленности и сельском хозяйстве;

    Отделение рыбных ресурсов.

    При разработке нормативных документов в этих областях ФАО сотрудничает примерно с 25 техническими комитетами ИСО.

    Международные стандарты касаются унификации методов контроля (например, в рыбном хозяйстве и в использовании изотопов), требований к качеству (воды, рыболовецких траулеров, жилых домов для сельской местности и др.) - Группа молока занимается стандартизацией оборудования и методов для переработки молока.

    Значительное место в деятельности по стандартизации занимает совместная работа ФАО со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по выработке международных стандартов на пищевые продукты.

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

    Создана в 1948 г по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ, которая определена ее Уставом — достижение всеми пародами возможно высшего уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния). В 1977 г. ВОЗ определила свою стратегию как достижение всеобщего здоровья к 2000 г. Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия.

    Среди широкого круга проблем, которыми занимается ВОЗ. основное внимание уделяется развитию служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, созданию широкого круга кадров здравоохранения, оздоровлению окружающей среды. Очевидно, что многие проблемы ВОЗ связаны со стандартизацией, чем и занимаются се подразделения: отделение здоровья и окружающей среды; отделение защиты здоровья; отделение фармакологии и токсикологии.

    ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. В частности, уделяя внимание качеству воды для питья, ВОЗ участвовала в работах по стандартизации труб для питьевой воды, исследованиях используемых для этого пластмасс и установлению требований к ним.

    Непосредственно стандартизацией ВОЗ занимается совместно с ФАО по линии комиссии "Кодекс Алиментариус".

    Комиссия "Кодекс Алиментариус" по разработке стандартов на продовольственные товары.

    Организована ФАО и ВОЗ для осуществления совместной программы по созданию международных стандартов на продовольственные товары. Комиссия в своей работе базируется на рекомендациях, принятых комитетами ФАО. Ее задача — координация работ по подготовке проектов стандартов. В реализации объединенной программы ФАО/ВОЗ участвуют более 130 стран-членов.

    Одной из основных задач Комиссия считает содействие заключению международного соглашения по основным пищевым стандартам и принятие этих стандартов в национальных системах стандартизации. Основные аспекты стандартизации пищевых продуктов: состав, добавки, загрязнители, остатки минеральных удобрений, гигиена, взятие проб, анализ, этикетирование.

    Цели "Кодекс Алиментариус" сформулированы ею следующим образом:

    Координация работ по стандартизации продуктов питания, проводимых правительственными и неправительственными организациями;

    Ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошенничества;

    Обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами: окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия правительственными организациями публикация в качестве региональных или международных стандартов;

    Содействие упрощению международной торговли пищевыми продуктами.

    Публикация принятых международных стандартов Комиссией ФАО/ВОЗ осуществляется в издании, которое называется "Кодекс Алиментариус". В нем содержатся перечень принятых международных стандартов, положения рекомендательного характера (свод правил, руководящие принципы и др.), а также положения по гигиене и питательной ценности пищевых продуктов, микробиологическим нормам, товарному виду и этикетированию и пр. Комиссия считает, что публикация в "Кодекс Алиментариус" содействует гармонизации стандартов и тем самым упрощает процедуры международной торговли пищевыми продуктами.

    Техническую работу в деятельности Комиссии выполняют вспомогательные органы, которые либо являются межправительственными и возглавляются представителями стран-членов (комитет по общим вопросам, комитет по сырьевым товарам, региональные координационные комитеты), либо работают в рамках ФАО/ВОЗ или ее совместных с ЕЭК ООН органах.

    За время деятельности Комиссия ФАО/ВОЗ приняла более 300 международных стандартов, более 40 видов правил, большое количество ограничительных рекомендации, касающихся остатков минеральных удобрений в пищевых продуктах, правила но определению степени чистоты пищевых добавок.

    "Кодекс Алиментариус" разрабатывает своды правил проверки животных до и после убоя, гигиенические правила, правила хранения свежих, консервированных и замороженных продуктов, а также натуральных минеральных вод. Эти разработки рекомендуются правительствам в качестве факультативных руководств.

    ИСО (Международная организация по стандартизации) является крупнейшим в мире разработчиком Международных стандартов. ИСО это сеть национальных организаций по стандартизации 157 стран. Одну страну представляет одна организация, центральный аппарат находится в Швейцарии и координирует работу всей организации.

    ИСО это неправительственная организация, которая связывает государственный и частный сектор, таким образом способствует консенсусу, который должен быть достигнут на основе решений, отвечающих требованиям бизнеса и потребителям общества.

    Названию «Международная организация по стандартизации» дано сокращение «ИСО» от греческого isos, что значит «равный». Независимо от страны и языка краткая форма названия организации всегда звучит ИСО.

    Стандарты ИСО обеспечивают желательные характеристики изделий и услуг, делают разработку, изготовление и поставку изделий и услуг более эффективными, безопасными и хорошего качества, тем самым способствуют торговле между странами, обеспечивают техническую базу и базу для защиты потребителей и пользователей в целом, в вопросах касающихся изделий и услуг - делают жизнь проще, предоставляя решения общих проблем.

    Стандарты ИСО обеспечивают технологические, экономические и социальные преимущества:

    • для промышленности и торговли - поставщики могут разрабатывать и предлагать изделия и услуги, отвечающие техническим требованиям, принятым в международном масштабе;
    • для покупателей - совместимость техники предлагает широкий выбор товаров и услуг, благодаря конкуренции между поставщиками они только выигрывают;

    Правительствам Международные стандарты обеспечивают технологическую и научную базу в области здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды. В торговле - равные условия всем конкурентам на рынке, для потребителей гарантирует качество, безопасность и надежность изделий и услуг.

    Сторонами заинтересованными в международной стандартизации, являются все те группы, которые заинтересованы в ней потому, что они испытывают ее влияние, и поэтому хотят внести свой вклад в процесс разработки международных стандартов. Заинтересованные стороны участвуют в технической работе ИСО через национальные делегации, назначаемые странами-членами ИСО, или через сотрудничающие организации. Национальные организации обычно состоят из смешанных групп заинтересованных сторон, они представляют мнения, консолидированные на национальном уровне до того, как делегации примут участие в заседаниях ИСО. Основные группы заинтересованных сторон:

    • промышленные и промышленно-торговые ассоциации;
    • высшие учебные заведения, научные и академические организации;
    • потребители и потребительские ассоциации;
    • правительственные и регулирующие органы.

    Стандарты ИСО разрабатываются техническими комитетами (подкомитетами или комитетами по проектам), включающими в себя специалистов из производственных, технических и экономических секторов, которые делали запрос о разработке и которые впоследствии введут их в действие. К этим специалистам могут присоединяться представители правительственных органов, испытательных лабораторий, потребительских ассоциаций, неправительственных организаций и академических кругов. Предложения о создании новых технических комитетов рассылаются всем национальным комитетам-членам ИСО, которые могут иметь статус постоянного (Р) члена комитета, наблюдатель (О), либо совсем не становится членом комитета.. Административную поддержку работе комитета оказывает Техническое руководящее бюро, которое само подотчетно Совету ИСО. Специалисты участвуют в разработке стандарта как члены делегации, которую формирует национальный комитет - член ИСО. От национальных делегаций требуется представлять не только мнения организаций, в которых работают специалисты, но и мнения других заинтересованных сторон. Согласно правилам ИСО национальному комитету - члену следует учесть точки зрения всех сторон, заинтересованных в разрабатываемом стандарте. Это позволит ему представить техническому комитету консолидированную, согласованную в национальном масштабе, позицию. Международные и региональные организации частного и государственного секторов могут обратиться с просьбой о предоставлении им статуса сотрудничающей организации, чтобы участвовать в разработке стандарта или быть информированными о ходе работы над ним. Такие организации могут представлять замечания по последовательным проектам стандартов, предлагать новые рабочие темы, но не имеют права голоса. Каждый рабочий день происходит семь технических заседаний ИСО. Между заседаниями специалисты продолжают разработку стандартов, используя электронные средства связи.

    Каждый полноправный комитет - член может принять участие в разработке любого стандарта, который будет являться важным для его страны. Независимо от величины и стабильности экономики страна-член ИСО имеет один голос и равное право влиять как на направление работ ИСО в стратегическом плане, так и на содержание ее отдельных стандартов. Как неправительственная организация, ИСО не имеет юридического полномочия принуждать кого-либо к внедрению стандартов. Страны могут вынести решение о принятии стандартов ИСО, - в основном тех, которые касаются вопросов здравоохранения, безопасности или экологии, в качестве регламентов или ссылочных документов в законах, для которых они обеспечивают техническую базу. К тому же стандарты ИСО добровольные, они могут стать требованием рынка.

    ИСО не занимается регулированием или законодательством. ИСО разрабатывает только те стандарты, на которые есть рыночный спрос. Обычно работа ведется специалистами из промышленных, технических и экономических секторов, в которых появился спрос на стандарты и которые потом вводят их в действие. Стандарты ИСО основаны на международном консенсусе среди специалистов в данной области. Принимая во внимание и развивающиеся технологии и развивающиеся интересы, ИСО требует периодического пересмотра своих стандартов каждые пять лет, чтобы принять решение: вести их дальше, актуализировать или отменить. Стандарты ИСО представляют собой технические соглашения, которые обеспечивают структуру для совместимости технологий в международном масштабе. На сегодняшний день ИСО разработано порядка 16 000 Международных Стандартов.


    ИСО разработала схему представления различных видов имеющихся в наличии своих документов:

    • Стандарт ИСО (ISO)
    • Общедоступные технические требования ИСО/ОТТ (ISO/PAS)
    • Технические требования ИСО/ТТ (ISO/TS)
    • Технический отчет ИСО/ТО (ISO/TR)
    • Соглашение международного семинара СМС (IWA)
    • Руководство ИСО (ISO/Guide)

    В своей работе ИСО руководствуется Стратегическим планом, утвержденным на пять лет. Члены ИСО являются единственными ее представителями в своих странах. Они подразделяются на три категории: комитеты - члены (полноправные члены), члены - корреспонденты и члены - абоненты. Право голоса имеют только комитеты-члены. Ежегодно проводится Генеральная Ассамблея, в которой принимают участие руководство ИСО и делегаты, выбранные комитетами-членами. Члены-корреспонденты и члены-абоненты могут участвовать в качестве наблюдателей. В число руководства входят: Президент, Вице-Президент (по политике), Вице-Президент (по техническому управлению), Казначей, Генеральный секретарь.

    Структура ИСО

    1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
      • 1.1 Руководство
      • 1.2 Делегаты от

    Комитетов-членов;

    Членов-корреспондентов;


    · Постоянные комитеты при Совете

    Стратегия

    · Консультативные группы

    · Техническое руководящее бюро


    · Стратегические и технические консультативные группы и РЕМКО (REMCO)

    · Технические комитеты

    В Уставе ИСО сказано, что Генеральная Ассамблея является высшим органом власти ИСО, однако, большую часть управленческих функций выполняет Совет. Совет заседает дважды в год, и членами в нем по очереди становятся члены ИСО. Под руководством Совета работают несколько комитетов по разработке политики, чтобы обеспечить стратегическое руководство разработкой стандартов в пересекающихся областях. Это КАСКО (CASCO) (оценка соответствия), КОПОЛКО (COPOLCO) (политика в области интересов потребителей), ДЕВКО (DEVCO) (вопросы, касающиеся развивающихся стран). Техническое руководящее бюро (ТРБ) (TMB) подчинено совету ИСО и несет ответственность за общее руководство технической работой, в том числе по отношению к ряду консультативных групп по стратегическим и техническим вопросам. Страны - члены могут быть делегированы/выбраны в ТРБ (TMB) согласно критериям, установленным Советом. Деятельностью руководит Генеральный секретарь (главное административное лицо) который ответственен перед Советом. Центральный Секретариат ИСО и генеральный Секретарь находятся в Женеве вместе с необходимым штатом, который обеспечивает административную и техническую поддержку членам ИСО, координирует программу децентрализованной разработки стандартов и публикует результаты. Центральный Секретариат ИСО действует также как секретариат управляющих органов, комитетов по разработке политики и подчиненных им органов.