В послевоенной охваченной «холодной войной* Европе сложились два противостоящих и соревнующихся между собой военно-политических и экономических блока. Не будем касаться военнызЛорганизаций, а выделим только сферу международной торговли. На западе континента с начала 50-х годов происходило поэтапное формирование Общего рынка ведущих европейских держав, на востоке Советский Союз примерно в это же время приступил к созданию другой региональной группировки - Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВа), объединившего страны, оказавшиеся в орбите его влияния. И хотя последняя после 40 лет существования распалась, история обоих экономических образований весьма поучительна и заслуживает изучения.

Рождение СЭВа в 1949 г. было вызвано наряду с экономическими соображениями явными политическими мотивами. Москва стремилась направить развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, освобожденных в ходе войны советской армией, по пути народной демократии и социализма, что вызвало противодействие западных держав и привело к «холодной войне» и торгово-экономической изоляции этих стран. Чтобы привязать их к себе и открыть им рынки сбыта и получения необходимого сырья и топлива, Советский Союз выдвинул план регионального сотрудничества и интеграции. В СЭВ вошли Албания (в 1963 г. вышла из него), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, а в последующем к нему

присоединились Монголия, Куба, Вьетнам.

По замыслу его основателей СЭВ должен был стать альтернативой международному капиталистическому разделению труда и служить примером нового типа международных экономических отношений. Идеи социалистической солидарности и взаимопомощи, планомерных торговых и расчетных отношений, выравнивания уровней развития были

декларированы в его уставных документах. Создаваемая региональная система экономического сотрудничества претендовала на то, чтобы стать прообразом будущего мирового социалистического хозяйства. Она представляла исключение из мировой практики рыночных отношений. Административно-плановое управление хозяйством в

странах-участницах и координация планов между ними определяли направления и объемы обмена товарами и услугами, а рыночные механизмы носили вспомогательный, во

всей мировой торговли и до 40% внешней торговли

стран-членов СЭВа, было невозможно. Поэтому и цены, и валютные курсы, и многие другие инструменты торговли на рынке СЭВа строились с оглядкой на мировую практику.

Приспосабливая их к требованиям планирования, лишая необходимой гибкости, связи со спросом и предложением,

участники СЭВа придавали механизму сотрудничества ква-

зирыпочный характер. Это был опыт региональной интеграции посредством плана, а не взаимного открытия рынков и

либерализации торговли.

Под влиянием как политических, так и экономических факторов произошла значительная переориентация внешней торговли членов СЭВа: две ее трети стали приходиться

в 70-е и 80-е годы на региональный рынок, а у Болгарии, Кубы, Монголии в 80-е годы его доля достигала 80%. Свертывание торговли с Западной Европой, США и рядом других развитых стран в немалой степени было результатом политики этих стран, ограничивавших в условиях «холодной войны» экспорт так называемых стратегических товаров за «железный занавес». Новейшие виды оборудования и технологии оказались недоступными для членов СЭВа,

вынуждая их к нелегальным способам приобретения и ориентации на самообеспечение. Поэтому регион СЭВа представлял собой скорее специфический анклав, чем интегральную часть мировой экономики.

Плановые механизмы, создавая предпочтительные условия сотрудничества, способствовали быстрым темпам экономического роста в Центральной и Восточной Европе, индустриализации аграрных стран, росту благосостояния населения. Комплекс отраслей тяжелой промышленности в Советском Союзе мог обеспечить растущие потребности

партнеров по СЭВу в импорте нефти, газа, электроэнергии, угля, железной руды, металла*, лесоматериалов, удобрений. С другой стороны, дефицит многих видов продовольствия,

изделий легкой промышленности, мебели на советском

рынке частично покрывали поставки из других стран СЭВа.

То же можно сказать о машиностроительной продукции,

приборах, химикатах из ГДР и Чехословакии. 268

СЭВ интенсифицировал развитие транспортной инфраструктуры в регионе, положил начало созданию сети трансграничных нефте- и газопроводов, линий электропередачи,

автомобильных дорог. В рамках этой организации настойчиво осуществлялась политика развития международной внутриотраслевой специализации и кооперации производства по типоразмерам продукции, а также по отдельным деталям, узлам и компонентам изделий. Это способствовало

созданию и развитию современных высокотехнологичных производств во всех странах-участницах. Той же цели отвечали различные формы научно-технического сотрудничества. Нельзя отрицать роль СЭВа в создании ряда современных промышленных производств в странах-членах, в развитии авиа- и автомобилестроения, электропики, химии и т.д.

Выгоды регионального сотрудничества проистекали не только из значительной взаимодополняемости отраслевых структур экономики стран СЭВа. Немалые преимущества давала система устойчивых и во многих случаях льготных

цеп взаимной торговли, а также заранее согласованный на годовые и более длительные периоды и гарантированный планами сбыт экспортной продукции и получение импортных товаров. До образования СЭВа торговля между его членами велась в текущих мировых ценах. В 1950-1951 гг., когда мировой рынок отреагировал на войну в Корее беспрецедентным взлетом цен, было решено сохранять во взаимной торговле уровень цен 1949 - начала 1950 г. Эти «стоп-цены* просуществовали вплоть до 1957 г., а при определении постоянных цеп на семилетний период - 19571965 гг. - использовались в качестве базы средние мировые цены 1957 г. На очередную пятилетку - 1966-1970 гг. - базой неизменных цен стали усредненные мировые цены 1960-1964 гг., а в следующие пять лет - цены 1965-1969 гг.

После 1975 г. были предприняты меры по приближению

контрактных цен к текущим мировым для уменьшения негативных последствий «ножниц*- мировых цен, т.е. отставания их роста на сырье и топливо от увеличения цен на готовую продукцию. Торговые партнеры Советского Союза

получали от этого долгие годы огромные материальные

выгоды, которые по мере укрепления их экономики становились все менее оправданными.

Ныне опыт интеграции в рамках СЭВа принадлежит истории, по он не лишен поучительных сторон. Внесение плановых начал в формирование международного разделения труда, обеспечение гармонии интересов стран и выравнивание их экономических уровней, специализация и кооперация передовых производств - вес это актуально и сегодня в мировой экономике. Вместе с тем игнорирование роли рыночных рычагов и механизмов как внутреннего экономического развития, так и регионального сотрудничества

обусловило снижение эффективности интеграции и неудачу амбициозных планов на будущее. Но не только и не

столько это вызвало распад СЭВа и отказ от многих взаимных связей, вполне оправданных и взаимовыгодных. Главной причиной явились кардинальные политические перемены внутри соответствующих государств и в международных отношениях. Социалистическая система не выдержала соревнования с капиталистическим миром, слишком поздно и недостаточно успешно приступила к назревшим

реформам.

Наиболее успешным на протяжении последних четырех

десятилетий и убедительным примером возможностей региональной интеграции служит, несомненно, Европейский союз, объединяющий ныне 25 стран Европы.

Его становлению и укреплению способствовало благоприятное стечение

политических и экономических предпосылок. Лидеры

США и основных европейских государств понимали необходимость преодоления приведших к войне противоречий в

Европе, прежде всего между Германией и Францией, стремились создать условия для экономического, а в дальнейшем и политического сплочения западноевропейских государств. В желании усилить свое присутствие в Европе, помочь ей восстановить экономику и стать надежной преградой на пути распространения советского влияния США в апреле 1947 г. выдвинули «План Маршалла» (инициатор - госсекретарь США Дж. К. Маршалл), который вступил в действие в апреле 1948 г. Он предусматривал существенное вливание американских капиталов в разоренную войной

Европу, содействие в удовлетворении первоочередных ее нужд Б топливе, металле, продовольствии.

Первым шагом в строительстве будущего экономического сообщества явилось образование в 1951 г. Европейского

объединения угля и стали, ядром которого стали ФРГ и

Франция, но в которое вошли также Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды. В 1957 г. участники этого объединения заключили в Риме договор о создании Европейского

экономического сообщества (ЕЭС), целью которого было формирование общего рынка. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. После преобразования ЕЭС в 1992 Г. в Европейский союз на основе Маастрихтского договора, наметившего программу углубления интеграции вплоть до перехода к единой валюте, в ЕС были

приняты в 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция. Наконец 1 мая 2004 г. ЕС пополнился еще 10 новыми членами:

Венгрией, Кипром, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Словакией, Словенией, Чехией, Эстонией.

Региональной интеграцией оказались охвачены государства с населением 460 мдн. человек, экономическим потенциалом, сопоставимым с США и даже превосходящим их, с

более чем 40%-ной долей в мировой торговле товарами и услугами. На ЕС приходится чуть меньше половины всех прямых иностранных инвестиций. Эти цифры свидетельствуют об огромной экономической мощи, сосредоточенной в рамках ЕС и подпадающей под общие правила регулирования.

Для этого образованы соответствующие управленческие структуры и механизмы. Наряду с США ЕС выступает одним из главных действующих сил в глобальной экономике. Обширный региональный рынок, представляемый ЕС,

притягивает многие другие страны, которые стремятся к установлению с ЕС тех или иных форм сотрудничества и ассоциации. Среди #их Россия, многие африканские и латиноамериканские государства. ЕС, например, проводит политику привлечения к себе стран Южного Средиземноморья,

предоставляя им в рамках двусторонних договоров ряд преференций. Обсуждаются планы создания Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли. Европейская интегра-

ция таким образом дает импульсы более широкому процессу экономической глобализации. Европа, разумеется, представляет особо благоприятную

территорию для разностороннего экономического взаимодействия стран. Здесь исторически сложились достаточно развитые культура и производство, сформировалась разветвленная транспортная, коммуникационная, банковская и другие инфраструктуры. Все это в послевоенных условиях облегчало сотрудничество на основе взаимовыгодного разделения труда и разносторонней кооперации не только в производстве, но и в науке и технике, а также в других сферах хозяйственной и общественной жизни. Вместе с тем реальная экономическая и политическая интеграции потребовали достаточно длительного времени и настойчивого, а порой и мучительного согласования несовпадающих национальных интересов. Как бы ни был уникален опыт становления ЕС, он вносит немало поучительного в теорию и практику образования региональных торгово-экономических образований и валютных союзов.

Рождение Европейского союза, представляющего ныне

не только экономическое и валютное, но и политическое объединение государств, сопровождалось, с одной стороны, совместным решением крупных и жизненно важных производственных и технических проблем, а с другой - поэтапным созданием механизмов и правил международного сотрудничества, гармонизацией национальных законодательств, выработкой общей политики. И то, и другое происходило параллельно и в тесной взаимоувязке. Чтобы выстоять в состязании с другими центрами экономической силы, прежде всего с США, нужно было извлекать максимальные преимущества из региональной интеграции.

Общий рынок стал зоной, не только не знающей таможенных барьеров на пути движения между его участниками

товаров, капиталов,7рабочей силы, но и защищенной от внешней конкуренции общим тарифом и некоторыми нетарифными ограничениями. Создание таможенного союза открыло дорогу другим интеграционным начинаниям. Чтобы придать справедливый характер конкуренции на этом рынке, стали постепенно проводиться в жизнь меры по унификации внутренней экономической политики. Отстраивались наднациональные регулирующие органы - Европейская экономическая комиссия, выполняющая роль международного правительства, Европейский парламент как

законодательный и контролирующий орган и другие совместные институты и организации.

Одновременно объединялись усилия в развитии важнейших отраслей экономики. Помимо опыта сотрудничества в

угольной и металлургической промышленности кардинальное значение имели договоренности по поддержке сельского хозяйства в ряде стран-членов, обеспечению надежного энергоснабжения стран сообщества, созданию атомной

энергетики, расширению и улучшению работы транспортной системы, развитию конкурентоспособного гражданского авиастроения, помощи в преодолении экономической отсталости отдельных регионов. Страны ЕС стремятся к

проведению согласованной промышленной политики, чтобы идти в ногу с современным научно-техническим прогрессом, быстрее и с меньшими затратами переходить на

новые технологии. Решение обостряющейся энергетической проблемы тргбует расширения виерегионалыюго сотрудничества, прежде всего с Россией. В этой сфере, как и

в ряде других областей, ЕС испытывает вызовы экономической глобализации, сталкивается с необходимостью

взаимодействия с производителями и экспортерами энергии, а также энергосберегающих технологий в других частях мира.

На новую ступень интеграционное сотрудничество поднимает переход ведущих стран ЕС к использованию единой валюты - евро. Это смогли сделать страны, экономики и финансовые системы которых удовлетворяли установленным требованиям в отношении уровня инфляции, государственной задолженности, бюджетного дефицита и учетных

Достижения и противоречия европейской интеграции

Сближение стран Европы принесло им значительные выгоды. Компании и фирмы государств ЕЭС, зная, какое количество продукции они могут выпустить и продать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счет ускоренной модернизации производства. Перемещение рабочей силы в более богатые страны позволяло решать проблемы занятости в менее развитых государствах. Наиболее отсталым регионам оказывалась помощь в рамках общеевропейских программ развития.

Не все страны Западной Европы присоединились к европейской интеграции. Норвегия в 1972 и 1994 гг., по итогам проведенных в ней референдумов, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления отказалась Швейцария. Швеция, в 1995 г. вошедшая в Евросоюз, испытала значительные экономические трудности.

Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики , общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства, не соответствовавшие ей (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, другая социальная политика и т.д.), неизбежно сталкивались с большими проблемами. Так, после вступления Швеции в ЕС из страны начался отток капитала в другие страны Евросоюза, где налоги были ниже.

Проведение прежней особой социальной и экономической политики в отдельной стране, вступившей на путь интеграции, стало невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнерами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает возможности осуществления социально экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы вне зависимости от их идеологий и программ.

Развитиеевропейской интеграции идет по двум
основным направлениям.

Во-первых , за счет дальнейшего углубления интеграции. Был повышен статус Европейского парламента, который со времени создания ЕЭС быллишь форумом общения представителей национальных парламентов входивших в него стран. В1979 г. прошли первые прямые выборы в Европарламент. В1993г., согласно Маастрихтским соглашениям (подписаны в 1992 г. в голландском городе Маастрихте), был образован Европейский союз (ЕС) . В 1995 г. начали претворяться в жизнь Шенгенские соглашения , отменявшие визовый контроль на территории Евросоюза. Граждане стран ЕС получили право участвовать в выборах в местные органы власти в любой из них. Складывается единая европейская система правовых норм. В 1997 г. в Амстердаме страны ЕС договорились проводить согласованную политику в области безопасности и обороны. В 1998 г. был учрежден Европейский центральный банк , а в 2002 г. введена общая валюта - евро . Исключением стали Дания, Швеция и Великобритания, сохранившие свои денежные единицы.



Во-вторых , за счет включения новых членов . Для стран, которые по уровню и характеру экономического развития не готовы к полной интеграции, была введена система ассоциированного членства . Она подразумевает льготный режим в торгово-экономических отношениях со странами Европейского сообщества, поэтапное продвижение к полноправному членству. Статус ассоциированных членов получили Турция, многие бывшие колонии Франции в Северной Африке (Марокко, Тунис), восточноевропейские государства. В 2004 г. в Евросоюз было принято 10 новых государств - Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В 2007г. в ЕС вступили Болгария и Румыния. Для всех этих стран установлен переходный период, в течение которого они должны привести свое законодательство, финансы и экономику в соответствие с требованиями единой Европы. Расширение ЕС за счет менее развитых государств привело к большим трудностям. Необходимость направить значительную помощь из бюджета ЕС на поддержку новых, экономически слабых участников интеграции вызвала тревогу у западноевропейцев. Они опасались падения уровня жизни и наплыва дешевой рабочей силы из Восточной Европы.

Возросшее влияние «евроскептиков», как называют противников дальнейшей интеграции, сказалось на итогах референдумов 2005 г. по Конституции Единой Европы. Большинство избирателей во Франции и Голландии отклонили предложенный проект. Однако ведущие политики стран ЕС полагают, что это временные трудности, которые будут преодолены.

Особенности интеграционных процессов в Европе Основные европейские институты

Единый европейский акт, Маастрихтский и Амстердамский договоры Общая сельскохозяйственная и социальная политика ЕС

Особенности интеграционных процессов в Европе

В европейском регионе международная экономическая интеграция достигла наибольшего уровня развития. Идеологической основой интеграции западноевропейских стран стало стремление к созданию международного экономического порядка, который основывался бы на либерализации торговых отношений и сотрудничестве между странами. Вторая мировая война, приведшая к беспрецедентному экономическому кризису, упадку всех сфер производства, безработице и нищете заставили западноевропейские страны обратиться к опыту межвоенного периода, который свидетельствовал о том, что самоизоляция и стремление самостоятельно и в одиночку решить национальные проблемы не дают нужного результата.

Интеграционные процессы в Европе, начавшиеся после окончания Второй мировой войны, обусловленные закономерностями экономического развития, были результатом политических решений руководства ведущих государств европейского континента. Важную роль в становлении европейской интеграции сыграл план Маршалла, в рамках которого Западной Европе была оказана значительная материальная помощь. Кроме того, результатом разрушения колониальных империй стала вынужденная необходимость для бывших метрополий пересмотреть внешнеполитическую стратегию и взять курс на установление связей с соседними государствами.

Однако в основе интеграции в Западной Европе лежало не только усиление взаимозависимости национальных экономик и рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов государствами и органами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), основанного в 1957 г. на базе Европейского объединения угля и стали, в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования состояла в устранении национальных перегородок на пути взаимного обмена товарами и услугами и взаимодействия государств, в обеспечении равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, в раскрепощении конкуренции, в создании путем согласования и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства, в направлении стихийного рыночного процесса в русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами.

Изначальной целью интеграционной политики в ЕС было поставлено создание благоприятных условий для экономического сотрудничества европейских стран, формирование общеевропейского рынка товаров и услуг, свободное движение капитала и рабочей силы. Теоретическую основу западноевропейских экономистов, занимавшихся вопросами обоснования целесообразности международной экономической интеграции в Европе, составил принцип сравнительных преимуществ.

Применение на практике экономико-политических идей и моделей в Европейской интеграции требовало создания наднациональных механизмов, которые взяли бы на себя функцию организации, планирования и контроля финансово-экономического взаимодействия между странами-участницами. Несмотря на то, что предшественник Европейского Союза - Европейское экономическое сообщество - был основан только в 1957 г., первым шагом на пути создания современного ЕС можно считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана, сделанное 9 мая 1950 г., в котором он предложил объединить производство угля и стали Франции и ФРГ в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Результатом стало подписание в апреле 1951 г. Парижского договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в действие в 1953 г.

Следующий уровень европейской интеграции был заложен в результате Мессинской конференции, прошедшей в июне 1955 г., темой которой стал меморандум Бенилюкс (межправительственная организация, представляющая собой политический, таможенный и экономический союз между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом, основанная в 1921 г.) о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем создании общих институтов, постепенном сращивании национальных экономик, формировании общего рынка и согласования социальной политики. Положения Мессинской конференции были официально закреплены 25 марта 1957 г. в Римских договорах, которые учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике в области сельского хозяйства, а также Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Римские договоры стали связующим звеном между ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

Договор о ЕЭС ставил основной целью создание таможенного союза, который предусматривал бы свободу движение товаров по территории стран-участниц, упразднение квот и иных барьеров на пути трансграничной торговли, а также свободу движения, капиталов, рабочей силы и услуг. Целью Римского договора было формирование общей политики в сельском хозяйстве, в сферах социальной защиты и законодательства, во внешней торговле и т.д., в то время как вопросы макроэкономической и финансовой политики не были затронуты в документе. За рамками договора остались и вопросы внешней политики, которая продолжала относиться к ведению национальных государств.

В соответствии с разработанным графиком с 1 января 1959 г. началось постепенное снижение таможенных пошлин по широкой номенклатуре товаров для торговли внутри Европейского экономического сообщества. Не затронуты были лишь пошлины на сельскохозяйственную продукцию. Завершение строительства таможенного союза планировалось к 1 января 1970 г., однако это произошло на целых полтора года раньше - к 1 июля 1968 г.

Изучая историю развития европейской интеграции, упомянем, что одновременно с формированием Европейского экономического сообщества шло формирование еще одного конкурирующего объединения: 3 мая 1960 г. было документарно закреплено создание Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания. Несмотря на то, что организация создавалась как альтернатива современному Европейскому Союзу, ей не удалось достичь уровня интеграции Европейского экономического сообщества. ЕАСТ изначально задумывалась как исключительно экономическая организация в отличие от ЕЭС, ставившего перед собой также политические и социальные цели, и, возможно, именно в этом одна из причин неудачи ЕАСТ, которая постепенно начала искать точки сближения с ЕЭС. Так, с 1973 г. вступили в силу соглашения о свободной торговле между ЕЭС и некоторыми государствами-членами ЕАСТ, к которым постепенно присоединились и другие страны-участницы. Результатом соглашения стало неприменение единого таможенного тарифа ЕЭС в торговле с этими странами, что привело к фактическому вхождению этих стран в зону свободной торговли ЕЭС (с конца 1960-х годов - в таможенный союз), однако они не участвовали в общих программах Сообщества.

Следующим этапом усиления интеграции двух сообществ стало заключение в октябре 1991 г. между ЕЭС и ЕАСТ рамочного Соглашения о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), которое устанавливало специальные преимущества для стран ЕАСТ в части доступа на рынки стран ЕЭС. Соглашение давало странам - членам ЕАСТ право участвовать в разработке законов и нормативных актов, относящихся к формированию единого рынка, но не имели возможности участия в других сферах международных отношений со странами ЕЭС. Однако существование сложных согласовательных процедур в конечном итоге позволило решать практически все вопросы взаимодействия стран в рамках Соглашения. В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария, а другие страны - участницы ЕАСТ вошли Европейский Союз.

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении ЕЭС и углублении интеграции. Политические лидеры Сообщества, стремясь к достижению качественно новых результатов в развитии интеграционного объединения, поставили задачу создания Европейского Союза. Согласно плану Тиндеманса, согласно которому к концу 1980 года предусматривалось создание экономического и валютного союза с применением общей для стран валюты.

Однако при создании плана Тиндеманса не было учтено наличие существенных фундаментальных разногласий между государствами-членами в вопросах конституциональной структуры и необходимых институциональных реформ для ее создания. Дополнительным фактором, негативно повлиявшим на развитие европейской интеграции в 1970-е годы, стал также энергетический и финансовый кризис: западноевропейские страны на тот момент уже были широко вовлечены в международную экономическую жизнь, и мировые экономические потрясения оказали на них серьезное воздействие. Эти факторы сделали невозможным осуществление плана Тиндеманса в установленные сроки.

Тем не менее, в 1970-е годы были разработаны новые инструменты и координации национальных политик стран - участниц ЕЭС в целях выработки единой политики Сообщества. Результатом стало создание Европейского политического сотрудничества - института для координации совместной внешней политики. Вторым важным шагом стало создание в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС), целью которой было обеспечение в Европе зоны валютной стабильности.

Результатом Гаагских решений в части расширения ЕЭС стало присоединение к «шестерке» с 1 января 1973 г. Дании, Ирландии и Великобритании, в 1981 г. - Греции, в 1986 г. - Испании и Португалии, а в 1995 г. - Австрии, Финляндии и Швеции. С мая 2004 г. в состав Европейского Союза входили уже 25 государств, а с 1 июля 2013 г. - 28 государств.

Практический опыт становления и развития международной экономической интеграции в Западной Европе в целом соответствовал теоретическим аспектам, которые рассматривались выше. Теоретики развития Европейского Союза указывают на то, что для успешного развития международной экономической интеграции основу экономики интегрирующихся стран должна составлять обрабатывающая промышленность, в то время как интеграция аграрно-сырьевых стран является малоэффективной и бесперспективна. Причина того, что высокоразвитое промышленное производство оказывает существенное положительное влияние на ход интеграции, в нем заложен огромный потенциал для внутриотраслевого разделения труда. Развитая рыночная экономика способствует созданию прочных партнерских связей между компаниями стран-участниц, которые уже не зависят от экономических и политических курсов правительств, а становятся объективной реальностью. Полицентризм в сочетании с лидерством отдельных стран-участниц являются важными факторами для формирования наднациональных институтов.

Многие эксперты подчеркивают, что участники формируемого интеграционного объединения должны иметь однородное социально-экономическое устройство, в то время как многоукладность экономики препятствует интеграции. Немаловажны также проявления сильнейшей политической воли всех объединяющихся стран и готовность идти на уступки по некоторым вопросам.

Развитие интеграционного объединения требует разрешения противоречий, которые естественным образом сопровождают процессы интеграции. Для решения проблем, возникающих в ходе процесса интеграции, и недопущения регресса, необходима выработка адекватного механизма разрешения споров и текущего согласования позиций сторон.

Подчеркнем и еще один весьма важный аспект. Как показывает практика развития Европейского Союза, поспешные шаги, стремление руководящих кругов искусственно ускорить интеграционные процессы не всегда приводят к пониманию со стороны граждан стран-участниц. Предлагаемые политической элитой существенные проекты, особенно политического характера, должны найти поддержку большинства рядовых граждан стран - участниц интеграции. В частности, примером политических просчетов в этом плане стало предложение сформировать Европейский оборонительный союз (ЕОС) сразу после образования ЕОУС в 1952 г., а также принять Конституцию для Европы, процесс ратификации которой выявил комплекс непредвиденных и неожиданных осложнений. Развернутую Конституцию ЕС не удалось одобрить до сих пор, в связи с чем принято решение о разработке и введении ее компактного варианта.

И подписали соглашение об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заложившего первый камень в экономический фундамент будущего . В марте 1957 г в Риме теми же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Позже все три организации обрели единые руководящие органы и общее наименование - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

С подписанием 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) Договора о Европейском союзе начался новый этап европейской интеграции. Развернулось строительство экономического, валютного и политического союза с постепенной ликвидацией внутренних границ между странами. Сформировался единый внутренний рынок, обеспечивающий свободное передвижение людей, товаров, услуг и капиталов.

Желание тесной интеграции во второй половине XX в. было обусловлено рядом факторов:

  • противоречием между стремительной интернационализацией современной экономики и теснотой национально-государственных границ для ее функционирования;
  • стремлением к внешней экспансии наиболее преуспевающих национальных производителей;
  • потерей позиции Европы как мирового центра в процессе распада колониальных империй;
  • стремлением к усилению общего экономического и военно-стратегического потенциала в условиях конфронтации двух политико-экономических систем вплоть до начала 1990-х гг.;
  • демократизацией жизни послевоенной и реализацией прав и свобод граждан.

Создание единого общеевропейского экономического пространства шло постепенно в течение нескольких десятилетий. Это естественно, так как столь масштабные системные изменения всегда проходят болезненно. Усиление конкуренции неизбежно приводит к обострению проблемы банкротства несостоятельных производств, безработице. Особенно тяжело интегрируются в общеевропейские структуры менее развитые страны. Например, в в конце 1980-х гг. после вступления в ЕЭС безработица охватила 25% экономически активного населения. Обострились многие социально-экономические проблемы в отсталых по европейским меркам , . Тем не менее жизнь уже доказала жителям этих стран, что в долгосрочной перспективе выгоды перекрывают издержки «большого пути».

К настоящему времени учреждено гражданство Европейского союза. Определены права граждан ЕС, в том числе на свободу передвижения, выбор места жительства, получение образования, куплю-продажу недвижимости и предпринимательскую деятельность, а также порядок защиты прав граждан Союза. Все это стимулирует инициативу людей и создает огромные возможности для всех, кто готов ими воспользоваться.

В настоящее время Европейский союз проводит политику сближения уровней развития бывших национальных экономик своих членов и формирования общего экономического пространства. Важнейшим шагом в этом направлении в конце 1990-х гг. стало создание Валютного союза и поэтапное введение единой общеевропейской валюты (евро), начавшееся в 1999 г. С 1 января 2002 г. прекратились наличные операции с национальными деньгами.

По сути, создание единого общеевропейского экономического пространства, окончательный переход к евро и введение общеевропейского паспорта означают отказ от таких традиционных атрибутов государственности, как границы, национальные экономики, гражданство. Несмотря на серьезные и неизбежные проблемы роста, Европейский союз уже стал одним из ключевых субъектов на политической и экономической картах мира. Сегодня это уникальное объединение государств с населением, почти в 1,5 раза превосходящим население Соединенных: Штатов Америки и в 2,5 раза - . Среднедушевой ВВП (по ППС) во второй половине 1990-х гг. превысил 20 тыс. долларов США. ЕС превращается в один из самых привлекательных для инвестиций регионов мира. На форуме Европейского союза в Барселоне (март 2002 г.) был провозглашен курс на достижение лидерства ЕС в мировой экономике до 2010 г. Стартовые позиции для того, чтобы «догнать и перегнать» по важнейшим экономическим показателям, по многим параметрам выигрышные. Время покажет реалистичность выдвинутого лозунга.

Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.

Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.

На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.

Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.

Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.

Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.

Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.

Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.

Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.

В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.

Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.

Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.

Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.

Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.

Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.

В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.

С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.

Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.

3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.

4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.

Контрольные вопросы

1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?

2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?

3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?

4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?

5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?

6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?