Утилизация батареек – это процесс, позволяющий отправить часть составляющих АКБ на вторичную переработку, а входящие в их состав опасные соединения – нейтрализовать. Как видите, помимо серьезного вклада в борьбу за чистоту планеты, при сдаче использованных батареек в пункт приема достигается еще и дополнительная экономия за счет того, что повторно используется большая часть ингредиентов из состава батарей.

В настоящее время использование разноразмерных миниатюрных аккумуляторов достаточно распространено. Примерно 565 млн элементов питания было реализовано на территории России в 2013-м году. Представляете, какой это объем? Именно поэтому вопрос утилизации батареек в Москве и других населенных пунктах нашей страны актуален. Согласитесь, что при правильной утилизации батареек, энергосберегающих лап и других изделий, содержащих ядовитые для человека и губительные для природы химические соединения, мы сможем не только сохранить собственное здоровье, но и передать нашу землю чистой внукам и правнукам.

Преимущества сдачи на утилизацию

  1. Забота об окружающей среде. Сдать батарейки на утилизацию – означает нейтрализовать опасные соединения в их составе.
  2. Получение прибыли. Вторичная переработка большей части элементов, составляющих мини-АКБ, позволяет получить доход.

В чем опасность использованных батареек для окружающей среды

  1. Загрязнение почвы.
  2. Заражение грунтовых вод.
  3. Попадание ядовитых веществ в воздушную среду.

Как правильно хранить батарейки до сдачи на переработку

Хранить использованные элементы питания следует в полиэтиленовом пакете или герметично закрывающемся контейнере с толстыми стенками. Таким образом вы подстрахуетесь от вытекания щелочного или кислотного раствора наружу. Не стоит складывать их в картонную либо металлическую коробку. В первом случае не обеспечивается должная герметичность, а второй способ при протекании разряженных элементов может вызвать химическую реакцию с выделением опасных веществ. Для сдачи в пункт приема использованных батареек желательно накопить солидную партию.

Виды и состав батареек

Перед тем как узнать, куда сдать батарейки в Москве на утилизацию, следует ознакомиться с типами элементов питания:

  1. Щелочные (алкалиновые). Содержат в своем составе марганец, железо, цинк и графит.
  2. Никель-кадмиевые. Для повторной переработки извлекаются никель, железо и кадмий.
  3. Литиевые. Содержат железо, никель и литий.
  4. Солевые (угольно-цинковые, марганцево-цинковые). В качестве вторичного сырья используются уголь, железо, цинк, марганец.

Действительно, прием использованных батареек – это своеобразный «клондайк» по содержанию металлов и редких элементов.

Технология переработки

  1. Доставка. После того как пункт приема батареек в Москве или другом населенном пункте накопит достаточный для сдачи объем отходов, их транспортируют на место переработки.
  2. Дробление. Элементы питания измельчаются до порошкообразного состояния.
  3. Сортировка:
    • специальной магнитной лентой отделяют железные элементы;
    • из получаемой полиметаллической смеси в несколько этапов выщелачивания извлекают марганец и цинк (в виде солей), а также графит, никель, литий, кадмий.

Производственные линии в среднем позволяют осуществлять переработку до 2 т батареек в сутки. По времени переработка одной партии элементов питания занимает в среднем около 4-х дней. Для переработки используют производственную линию, аналогичную конвейеру для утилизации микросхем.

Прием батареек в Москве – достаточно прибыльное занятие. Железо, марганец, цинк и графит составляют порядка 80% от перерабатываемого объема этого вторсырья.

Схема перемещения отработаных батареек от сети Media Markt

Повторное использование сырья

Полученные в результате утилизации металл и другие редкие элементы можно использовать для изготовления различных изделий, товаров народного потребления и тех же батареек. Здесь нет никаких ограничений при изготовлении из вторичного сырья. А выгода как в экологическом, так и в экономическом плане несомненна!

Прием батареек в количестве 1 000 кг позволяет получить после переработки:

  • марганца – 288 кг;
  • цинка – 240 кг;
  • графита – 47 кг.

Для сравнения – в стандартных элементах питания содержится:

  • марганца – 28,8%;
  • цинка – 24,0%.

Это больше, чем в самых богатых рудных месторождениях. Соответственно, в результате приема батареек можно неплохо заработать на их вторичной переработке.

Самая проблемная точка во всей технологии переработки использованных элементов питания – это их сбор. Все остальные этапы уже обкатаны на практике и находятся на высоком технологическом уровне. К сожалению, многие люди, а также руководители ЖКХ на местах не понимают всей серьезности проблемы. Если будет проведена соответствующая агитация населения и открыты пункты приема батареек на утилизацию хотя бы в Москве, то дело наладится! Скорее всего, вы сами уже наблюдаете, как во многих городах России на местах сбора бытового мусора появились специальные контейнеры для сдачи и накопления использованных батареек.

Батарейки - номер один в списке мусора, который нельзя отправлять из ведра в контейнер неподалеку от дома. Как минимум это нерационально. Утилизация батареек помогает сэкономить и без того ограниченные природные ресурсы. Например, из 10 килограммов батареек после переработки получают столько же цинка, сколько из 96 килограммов руды.

Мини-устройство размером в пару сантиметров скрывает под металлической оболочкой часть периодической системы Менделеева. Если отправить батарейку на свалку, а не в утиль, у оболочки начнется коррозия. Она обеспечит свинцу, ртути, кадмию, марганцу, никелю и щелочам попадание в почву, грунтовые воды и воздух. Тогда общеизвестными 20 квадратными метрами зараженной территории от одной батарейки дело не ограничится. В зону поражения попадут ближайшие к месту загрязнения водоемы и поля. В этом случае вероятность того, что токсичные элементы окажутся в организме человека, сильно возрастет. Сжигать батарейки тоже нельзя: токсичные элементы окажутся в атмосфере и вернутся на землю дождем. Это причина не отправлять старые батарейки на мусорные свалки, которые в жаркое время возгораются и тлеют.

Каждый год в Москве неправильно избавляются от 15 миллионов батареек. Сколько аккумуляторов выкидывают на свалки в Казани, официально не известно. По статистике, на одного человека в 2011 году приходилось семь батареек. Если представить, что каждый житель Казани отправит в мусор среднестатистическое количество аккумуляторов, он собственноручно заразит 140 квадратных метров земли. 1300 казанцев смогут «умертвить» озера Кабан. Жители города, отправившие в корзину тройную норму батареек, - заразить тяжелыми металлами всю Казань.

Организм накапливает тяжелые металлы. Они могут стать причиной развития рака, бесплодия, поражения почек, легких, нервной системы и костных тканей, бессонницы, малокровия, вегетососудистой дистонии, ожогов кожи и сильнейшего раздражения. Риск заболеть возрастает, если в воде и воздухе повышенное содержание токсичных элементов, а овощи и фрукты растут на зараженной земле.

Выбрасывать аккумуляторы вместе с бытовыми отходами и думать, что мусорный полигон находится далеко, в 12 километрах от Казани, глупо. Самосыровские горы мусора в случае с неправильно выброшенными батарейками ближе, чем кажутся. Они рядом, за окном - в воздухе, земле и воде.

В 2000-е США, Европа и Китай приняли законы, запрещающие выпускать батарейки с использованием ртути. Россия, как и еще 117 стран, подписала в прошлом сентябре Минаматскую конвенцию по поэтапному отказу от ртути. Но законы с конвенцией не мешают производителям использовать жидкий металл как дополнительный компонент солевых батареек. Поэтому мнение о том, что батарейки не загрязняют землю ртутью, ложно. Специальная маркировка Hg на корпусе батарейки подскажет степень опасности: чем выше числовое значение, тем больше ртути в аккумуляторе. Ноль - ртути нет. Опаснее жидкого металла кадмий (его пока невозможно заменить в производстве батареек) и диоксины. Продукты горения вреднее ядовитого цианида в 67 тысяч раз.

Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду. При производстве элементов питания используются свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Никелево-кадмиевые батарейки, которые применяются в сотовых телефонах, — наиболее значимые потенциальные источники кадмия; большую опасность представляют ртутные и литиевые батарейки как поставщики ртути и лития в природную среду; кроме того, литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом воздуха и воспламеняться.

Переработка батареек является процессом по восстановлению и эксплуатации тех материалов, из которых изготовлены батарейки. Во время этого процесса из батареек извлекаются металлы, которые затем вторично включаются в состав новых изделий . Целью такого процесса становится сохранение электроэнергии и сырья. Переработка подобных изделий способствует сохранению окружающей среды для здоровой жизнедеятельности человека.

На сегодняшний день экологически чистой и рентабельной технологии, которая позволила бы переработать исчерпавшие свой срок аккумуляторные батареи, с получением продуктов надлежащего качества не существует.

Например, для извлечения кадмия используются пирометаллургические и гидрометаллургические методы. Наибольшее распространение из пирометаллургических методов, основанных на отгонке газообразных соединений кадмия, получила вакуумная дистилляция. Кроме чрезвычайной экологической опасности данного производства, дистилляция характеризуется получением оксида кадмия низкого качества и вторичных отходов, использование которых в других отраслях проблематично.

Мировой опыт переработки кадмийсодержащих отходов показал перспективность гидрометаллургических методов, основанных, в большинстве своем, на использовании растворов серной кислоты, аммиака, солевых композиций. Применение гидрометаллургических операций позволит решить как экологические проблемы по утилизации кадмийсодержащих отходов, так и обеспечить потребности машиностроения и металлургии в качественном оксиде кадмия.

Недостатками сернокислотного способа являются: низкая степень извлечения кадмия за счет потерь его с железосодержащим промпродуктом, технологические трудности очистки промышленных растворов. Применение аммиака ограничено его летучестью и проблематичностью регенерации.

Процесс утилизации и переработки батареек и аккумуляторов обычно состоит из нескольких этапов. Например, процесс переработки батареек с извлечением свинца состоит из четырех этапов.

Вначале батарейки и аккумуляторы загружаются в специальную емкость больших размеров, откуда они по конвейерной ленте попадают в бетонный колодец с электромагнитом над ним (который притягивает лишний металлолом) и с сеточным дном, куда в специальную емкость вытекает электролит из "потекших" батареек, после чего батарейки размалываются дробилкой на мелкие куски.

Затем происходит процесс разделения материалов с помощью водяной пыли, подаваемой при высоком давлении — нескольких десятках атмосфер. Самые мелкие части и пластик оседают в отдельном резервуаре для последующего концентрирования, а более крупные части попадают на дно резервуара, откуда их механический ковш вытаскивает в резервуар с каустической содой, где этот металлолом превращается в свинцовую пасту. На этом же этапе туда попадает и свинцовая пыль, которая с помощью воды, подаваемой под высоким давлением, отделяется от пластика, который собирается в отдельные контейнеры.

Третий этап - это процесс плавки свинца. Получившуюся свинцовую пасту по конвейерной ленте передают в бункер для плавки, где она расплавляется до жидкого состояния, а выделяющиеся пары быстро охлаждаются и сбрасываются в отдельные контейнеры (впоследствии он пойдет на очередной этап переработки).

Четвертым этапом в процессе рафинирования образуются два компонента — рафинированный твердый и мягкий свинец и сплавы свинца, отвечающие требованиям заказчика. Непосредственно сплавы сразу же отправляются на заводы для использования, а рафинированный свинец нагревают и выливают из него слитки, удаляя окалину, которые по качеству получаются равноценными только что произведенным из добытой свинцовой руды.

Летом 2013 года английская компания International Innovative Technologies представила новую технологию утилизации использованных батарей. Метод заключается в превращении твердых элементов, содержащихся во внутренней части щелочной батареи, в порошок. Таким образом, внутренние составляющие элементов питания становятся годными для обработки с помощью различных химических и биологических процессов, результатом которых является извлечение различных металлических ионов, например, ионов цинка, марганца и углерода.

Одно из преимуществ данной технологии заключается в том, что с ее помощью можно с легкостью заменить традиционные системы измельчения на компактные, высокопроизводительные блоки. Кроме того, новая разработка отличается низким потреблением электроэнергии и идеально подходит для измельчения твердых материалов.

Первая в России линия переработки батареек запущена в Челябинске, сюда будут привозить отработанные элементы питания со всей страны. Смотрите на видео, как из батареек получают железо, графит и соли.

Из всего объема производимых батарей и аккумуляторов в мире перерабатывается всего 3% от общего объема, при этом прослеживается неоднородность этого показателя по странам мира. Так, в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45% всех химических источников тока (ХИТ), в США — около 60% (97% свинцово-кислотных и 20-40% литий-ионных), в Австралии — около 80%. Странами с неразвитой системой переработки ХИТ являются развивающиеся страны, где они практически не перерабатываются, а утилизируются с бытовым мусором.

Переработка батареек в странах Европейского союза является обязательной. С 26 сентября 2008 года все батарейки, аккумуляторы и их упаковка должны быть маркированы специальным символом (перечеркнутый мусорный ящик на колесиках) — на самой батарейке или же на упаковке, в зависимости от размера.

Этот специальный символ сбора сообщает потребителям, что батарейки нельзя выбрасывать вместе с домашними отходами. Вместо этого батарейки нужно сдавать в специальные пункты на переработку. Как правило, все крупные розничные торговцы имеют ящики для сбора батареек.

При производстве батареек в Евросоюзе в их стоимость изначально закладывается процент на утилизацию , и покупатель в магазине, сдав старые батарейки, получит ценовую скидку на батарейки новые. Сданное перерабатывается. Лидером этого процесса является Бельгия, в которой до 50% элементов питания направляется на переработку.

Все типы батарей, выпускаемые в Европе, могут быть переработаны независимо от того, перезаряжаемы они или нет. Для переработки не имеет значения, заряжена ли батарея, частично разряжена или разряжена целиком. После сбора батарей они подлежат сортировке и далее, в зависимости от того, к какому типу они принадлежат, батареи отсылаются на соответствующий завод по переработке. К примеру, щелочные батареи перерабатываются в Великобритании, а никель-кадмиевые — во Франции.

Переработкой батарей в Европе занимается около 40 предприятий.

В США весной 2013 года запущена новая волонтерская общенациональная кампания по утилизации батареек. Помимо непосредственного обращения к потребителям и привлечения волонтеров, планируется реализовать и ряд мер, которые принципиально изменят работу компаний, производящих батарейки. Дистрибьюторы и продавцы должны будут обеспечивать сбор и переработку батареек, извлекая при переработке все те компоненты, которые ещё можно использовать, а компании - производители батареек должны платить за работы по сбору, обработке и утилизации батареек.

В Австралии ежегодно утилизируется 70 тысяч тонн свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. В городе Вуллонгонг (штат Новый Южный Уэльс) работает предприятие Auszinc, которое занимается утилизацией бытовых батарей. Батареи, которые не могут быть переработаны в Австралии, экспортируется для утилизации на европейские предприятия.

В России до недавнего времени были только компании, которые занимались сбором и хранением батареек. Переработка обходилась дорого и не приносила прибыли.

Официально деятельность по приему и использованию батареек юридическим лицам была разрешена с 2012 года - до этого на сбор и хранение опасных отходов требовалась специальная лицензия. В 2004 году ИКЕА начала сбор использованных батареек, но была вынуждена прекратить его из-за требования Роспотребнадзора. Музей имени Тимирязева, который принимал батарейки с 2009 года, приостановил прием сырья из-за нехватки места для хранения батареек.

Принимает и передает на утилизацию аккумуляторы всех видов компания "Мегаполис групп".

Одна из немногих организаций, которая принимает батарейки для полноценной дальнейшей переработки, - московский "Экоцентр" МГУП "Промотходы", где применяют вакуумную технологию, позволяющую контролировать вредные выбросы при измельчении батареек.

В апреле 2013 года челябинская компания "Мегаполисресурс" также заявила о своей готовности утилизировать использованные аккумуляторы со всей страны. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки на 80%.

Однако для запуска масштабного процесса утилизации батареек не хватает сырья.

"Мегаполисресурс" выступает партнером по проекту приема в московских магазинах сети Media Markt отработавших бытовых батареек и аккумуляторов, который стартует осенью 2013 года, а с начала 2014 года инициатива распространится на всю Россию. По мере накопления батарейки будут упаковываться в герметичные емкости и в Челябинске. Вещества, извлекаемые из батареек при переработке (графит, соли цинка и марганца), в дальнейшем могут быть использованы как для создания новых батареек, так и в других отраслях, в частности, в фармацевтике.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

{ ArticleToC: enabled=yes }

Отработанные аккумуляторы – наиболее распространенный вид отходов. Их срок службы колеблется в пределах 3-5 лет, после чего батарею заменяют новой. Поэтому, водителю необходимо знать, где сдать аккумулятор старый.

Сырье это очень сложно утилизировать, поскольку как щелочные, так и кислотные емкости содержат вредные вещества, с которыми контактировать опасно.Электролит кислотных батарей содержит серную кислоту, разбавленную в определенной пропорции. Помимо нее, они содержат свинец первый класс опасности). Он, взаимодействуя с серной кислотой, относящейся ко второму классу опасности, образуются вредные свинцовые соединения.

В состав щелочных батарей входит никель, а электролит является щелочью – не менее вредным для экологии элементом. Никель-металл-гибридные — тоже токсичны.

Поскольку количество транспорта в мире растет с каждым днем, соответственно увеличивается и число аккумуляторов, которые не желательно просто выбрасывать, если мы хотим оставить для потомков чистую окружающую среду и не навредить себе уже сегодня.

Ведь простое прикосновение к свинцовым полюсам батарей, выброшенных там, где играют дети, может оказаться опасным. Поэтому проблеме, связанной с переработкой этой продукции, во всем мире уделяют большое внимание.

Тяжелые металлы, содержащиеся в них, могут нанести непоправимый вред здоровью. По статистике в год выбрасывается по республике до 10 тонн свинецсодержащих отходов.

А это сильнейший яд, наряду с ртутью и мышьяком, вызывающий гибель клеток, что оборачивается анемиями, заболеваниями сердца и пр.

Чтобы и себя, и окружающих оградить от столь опасного воздействия, отработанные аккумуляторы нужно утилизировать, несмотря на то, использовались они на грузовых, легковых автомобилях или мотоциклах, имею мощность 6 или 12 вольт.

Видео: Утилизация батареек, или как их превращают в соли, железо и графит

Если батареи не утилизировать, загрязняется почва, воздух и вода. Многие не знают, где сдать отработавший аккумулятор, поэтому и выбрасывают их в мусорные контейнеры. Чтобы переработать отслужившие срок емкости, их нужно отнести в приемный пункт.

Специализированные пункты по приему отработанных аккумуляторов, т.е. у которых закончился период эксплуатации, сегодня есть в любом городе. Узнать, где сдать аккумулятор, несложно. Достаточно воспользоваться Интернет, написав запрос в поисковой строке. На сайтах, специализирующихся на приемке и утилизации отработанных аккумуляторов указаны адреса и стоимость, зависящая от емкости отработанного аккумулятора.

Помимо оплаты, на пунктах, где сдают аккумуляторы, предлагают дисконтную 3% карту для покупки новой батареи со скидкой.

Часто у таких компаний, заботящихся об экономии времени желающих утилизировать опасные источники питания, имеется услуга по самовывозу отработанного аккумулятора. Касается это как небольших городов, так и мегаполисов, типа Москва, Санкт-Петербург, Киев и пр.

Все подробности можно узнать у менеджера, позвонив по телефонам, указанным на сайтах, где сдают старые аккумуляторы. Работают компании с предприятиями и физическими лицами. Принимают отработанные аккумуляторы в любом количестве, без электролита и с таковым.

Каждый автолюбитель, сдающий в утилизацию свой отработавший срок аккумулятор, делает, пусть и небольшой, вклад в сохранение окружающей среды.

На принятые в утилизацию батареи выдается пакет документов:

  • договор;
  • копия лицензии;
  • акт приема-сдачи.

Компании, принимающие отработанные аккумуляторы в Москве находятся по следующим адресам:

  • Компания «Аком» принимает старые батареи по цене 30 рублей за килограмм (розница) и 35 рублей, если это оптовая сдача. Находится склад по адресу: ул. Калмыкова 66/3;
  • Предлагает свою услугу по утилизации и компания «Энергомет», имеющая лицензию по обращению с опасными отходами. Гражданам и предприятиям она предлагает услуги по демонтажу, переработке и утилизации всех видов батарей, включая аккумуляторы специального назначения, без электролита и с ним. Гибкая система платежей для постоянных и новых клиентов, делает утилизацию выгодной для обеих сторон. Адрес головного офиса — Люберцы, ул. Электрификации 3 В;
  • «Эко-Металлы» советует обратиться к ней, если нужно утилизировать старый аккумулятор. Все разрешающие документы предприятие имеет, поэтому вывоз опасных отходов за пределы Москвы. Адрес компании: г. Подольск, ул. Лобачева, 6. Более подробно о ее деятельности прочесть можно на сайте http://ecometally.ru/ ;
  • «Лом-АКБ» — компания также специализирующаяся на вывозе и утилизации батарей, срок службы которых закончился. Она может организовать вывоз батарей весом более 50 кг с последующей утилизацией. Клиент же получит деньги на приобретение новой батареи (http://www.priem-akkumulyatorov.ru/ );
  • Более 20 пунктов приема, расположенных в Москве и области, принадлежит фирме «Оскаб». Уточнить адреса и расценки можно на сайте http://www.oskab.ru/ ;
  • Зайдя на сайт http://akum.org/ , можно подобрать пункт приема, наиболее близко расположенный к вам. Это сайт компании «Энергия», который вывезет старый аккумулятор для утилизации.

Есть много других предприятий, направлением деятельности которых является утилизация аккумуляторных батарей. Чтобы выбрать вариант, наиболее подходящий, достаточно в поисковой строке написать запрос «предприятия Москвы, занимающиеся утилизацией отработанных аккумуляторов» или « где сдать старый аккумулятор».

Видео: Приём аккумуляторов в москве

В среднем за сданный в утилизацию отработанный аккумулятор, клиент получает:

  • 600 рублей (6СТ-55);
  • 700 рублей (6СТ-75);
  • 850 рублей (6СТ – 100);
  • 1200 рублей (6СТ-132);
  • 2000 рублей (6СТ -225).

Помимо денежного вознаграждения, как упоминалось, выдается дисконтная карта на покупку новой батареи с 3% скидкой в сети выбранной компании. Это выгодно клиенты поможет сохранить окружающую среду.

Видео: Утилизация аккумуляторов

Нужно ли перерабатывать батарейки? А если да, то кто и как может на этом заработать?

Одна батарейка - это загрязнение 20 м ² почвы и 400 л грунтовых вод. Тонна батареек - это возможные 5000$ компенсации от «Оператора вторичных материальных ресурсов». Кто, когда и при каких условиях может сделать бизнес на переработке батареек?

В чем вопрос?

«Батарейки? Да что там их собирать, они же маленькие! » - рассуждают скептики. Предприниматели и просто люди с активной позицией видят в этом возможность заработать и улучшить экологическую ситуацию в стране. О том, что вопрос сбора отработанных элементов питания стоит остро, рассказывает Анатолий Калач , сотрудник программы по химической безопасности и отходам «Центра экологических решений»:

«Батарейки на полигонах - это проблема с точки зрения экологии, а значит, и экономики страны. Много значит для ее решения прошлогоднее постановление Совмина (№1124 от 02.12.2014). Документ предписывает всем магазинам (независимо от того, какие товары в них продаются) площадью более 100 м ² иметь контейнер для сбора батареек. В стране насчитывается более 3 тыс таких магазинов.

На сегодня в Беларуси собрано около 30 тонн батареек. Собранные в Минске хранятся на предприятии «Экорес», в регионах - на областных предприятиях Белресурсов. В ближайшее время предполагается, что они будут вывезены за границу на переработку ».

Законодательство обратило внимание не только на сбор элементов питания, но и на их ввоз в страну: почти 3 года действует 313 Указ Президента, внедривший принцип расширенной ответственности, когда при котором производители и импортеры определенной продукции компенсируют переработку ввезенных товаров в будущем.

Можно ли заработать на этом?

В теории - да, в белорусской практике - пока нет. Государство в любом случае зарабатывает - активно (собирая налоги с импортеров батареек и электроники) или пассивно (экономя деньги на экологических инициативах). А могут ли заработать частники?

Могут, полагает Дмитрий Кучук , директор мусоросортировочной станция «Западная». «Собирать и перерабатывать батарейки выгодно и частным компаниям, и государству. Мы - сборщики батареек - можем получать компенсацию в 75 тыс. руб. за 1 кг. Килограмм батареек - это немного, ведь они достаточно тяжелые. Это рентабельно для любой компании при наличии обширной системы сбора ».

Но «можем получать» не равно «получаем». Наталья Гринцевич , директор «Оператора вторичных материальных ресурсов» - организации, которая должна выплачивать компенсацию за сбор элементов питания, рассказала, что деньги пока не выплачиваются. «Мы - организация которая координирует действия участников процесса, но не собирает, не обезвреживает и не перерабатывает батарейки. У нас пока не перерабатываются элементы питания, а значит, мы не можем выплачивать компенсацию тем, кто их собирает ».

В чем же интерес частной компании? «Большая часть проектов, связанных с экологией, нерентабельны , - развеяла наши мысли о возможности заработка «денег на батарейках» Наталья Гринцевич. - Во всем мире эти проекты финансируются государством, а оно берет средства из налогов, уплачиваемых импортерами техники и батареек. В Беларуси импортер имеет выбор: заплатить 100% от потенциальной стоимости утилизации элементов питания (потенциальной, поскольку только малая их толика будет собрана должным образом) или собрать своими силами 15% от объема ввезенных элементов питания ».

Заработать может и переработчик, принимающий батарейки на переработку. Увы, не наш. Своего производства по переработке элементов питания у нас пока нет. Сейчас прорабатывается вопрос о том, что выгоднее: построить свой завод или вывозить батарейки за границу, оплачивая работу переработчика. Решение зависит от того, какие объемы батареек можно собирать в перспективе - с малыми объемами нерационально строить свое производство.

Собранные для переработки элементы питания и мобильные телефоны на финском предприятии Akkuser:

«Я считаю, что строить собственное предприятие, занимающееся переработкой отработанных элементов питания, нам не стоит: процесс сложный, а потенциальная опасность для окружающей среды высокая , - рассуждает Анатолий Калач. - В Беларуси не образуется таких объемов отработанных батареек, чтобы строить свое предприятие, тем более что оно будет стоить значительных средств. Например, в Финляндии, перед запуском подобного завода, накопили около 100 тыс. тонн элементов питания - чтобы завод работал без остановки ».

Часть продуктов переработки утилизируется после извлечения потенциально вредных веществ, а часть - продается металлургическим предприятиям. Из тонны переработанных батареек для вторичного использования доступно большое количество тяжелых металлов. Такой же объем нужных металлов содержится в целом железнодорожном вагоне железной руды.

Что мешает «делать деньги» на батарейках

Дмитрий Кучук полагает, что в целом государство создало условия для сбора и переработки батареек, но остаются некоторые вопросы. Например, монополия со стороны «Оператора вторичных ресурсов». «Важно, чтобы интересы частного бизнеса и органов госуправления были представлены на одинаковом уровне, чтобы все участники процесса имели возможность влиять на него. Это куда лучше, чем директивные решения министра или руководителя предприятия-монополиста: они не всегда знакомы с ситуацией изнутри . - замечает эксперт.

Экологическая инициатива пересекается здесь с коммерческими соображениями «частников» и государства. Учредитель Оператора вторичных ресурсов - Министерство ЖКХ, а оно большую часть финансирования направляет в госорганизации, в то время как активный частный бизнес находится на 2 плане. Если инициатива по сбору и переработке батареек не будет поддержана Оператором, а выплата компенсации не будет налажена, то процесс застопорится. Нужно наладить диалог между государством и частными компаниями ».

Может быть, мы собираем недостаточно батареек? Достаточно для своего места и времени - уверены специалисты. «Сказать, что мы собираем мало батареек, нельзя. Активно использовать электронику с элементами питания мы стали не так давно. Но потребление техники растет - количественно и номенклатурно - а значит, будут расти объемы собранных батареек » - прогнозирует Анатолий Калач.

Рассуждая о сходстве и различиях нашего подхода к переработке «энергетического мусора» в Европе, Дмитрий Кучук говорит: «Белорусское и европейское законодательство в этой области придерживается одного принципа: кто загрязняет, тот и платит. В этом мы похожи на Европу. От Запада мы отличаемся тем, что у нас есть предприятие-монополист, собирающее деньги от импортеров. В разных странах Европы на эту деятельность нет монополии, это коллективное решение. Там созданы условия, которые позволяют любой инициативной группе начать работу и поставить ее на бизнес-рельсы. Переработка батареек и аккумуляторов в Западной Европе также рассматривается с точки зрения извлечение ресурсов и их вторичного использования ».

Как показывает практика других стран, в переработке элементов питания, бытовой техники, макулатуры более мобильными и эффективными оказываются частные предприятия. В системе ЖКХ это делается для отчетности: их не стимулируют ни финансовая, ни экологическая составляющая.

Борьба с батарейками в России

В России сбор батареек официально был запущен осенью 2013 года. Тогда готовность принимать и перерабатывать отработанные элементы питания выразил челябинский завод «Мегаполисресурс». До этого времени в некоторых городах существовали лишь частные инициативы: местные общественные организации проводили акции, куда люди могли приносить батарейки и другие опасные отходы. Все собранное хранилось до «лучших времен» либо вывозилось за границу. Часто - в Финляндию, где развита сеть пунктов приема, работают перерабатывающие предприятия. Работать по такой схеме удобно было Москве и Санкт-Петербургу, а в остальных городах тема сбора и утилизации батареек поднималась редко.

О том, как сегодня собирают и утилизируют батарейки в России, порталу сайт рассказала Анна Жевачевская , директор компании «Ripe Berry. Экологические программы для бизнеса».

«В Новосибирске мы стояли у самых истоков развития проекта. И мы гордимся тем, что нам удалось создать эффективную систему, выгодную для всех участников процесса, и во многом вдохновить коллег из разных городов России. Наш проект называется «Шаг 2-й: Зеленая цель», а его идея заключается в том, чтобы дать возможность новосибирцам сдавать на безопасную утилизацию отработанную бытовую технику, электронику и батарейки.

Но где организовать такой сбор? Где найти финансирование на организацию проекта? Куда отправлять на переработку? В этом плане нам очень повезло с партнерами. За несколько месяцев до старта проекта ко мне обратился владелец сети магазинов электроники с просьбой помочь организовать в его магазинах пункты приема отработанных батареек и ртутных ламп. Тогда ни они, ни мы не то чтобы не рассматривали эту идею как бизнес-проект, мы просто не знали, как все это можно организовать.

Вскоре мы заключили контракт с финским переработчиком элементов питания и электроники - предприятием Akkuser, и благодаря этому смогли открыть официальные пункты приема батареек. Мы нашли хорошего партнера и по переработке электроники. В наши контейнеры люди могут сдавать батарейки, аккумуляторы, телефоны, зарядные устройства, фотоаппараты и т.д. Весь процесс сбора, хранения, отправки и переработки абсолютно прозрачен. Каждый человек, сдающий батарейки, знает, куда они отправятся, где и как их переработают и какую новую продукцию получат. Каждую зиму мы отправляем не менее 1,5 тонн батареек в Челябинск (в Финляндию отправить так и не пришлось, т.к. появился завод в России). Это один из самых больших показателей по России, хотя пунктов приема у нас не так много - около 10.

Зарабатывают ли на переработке элементов питания российские компании? Анна Жевачевская говорит, что нет, и добавляет: «Самое главное, что все участники ничего не теряют, каждый имеет свою выгоду. Магазины получают пиар, основанный на позитивных идеях заботы об экологии. Мы, как оператор, который позволяет системе эффективно функционировать, имеем небольшую финансовую выгоду, но это все-таки направление социального бизнеса.

А вот переработчики зарабатывают, да. Наш единственный завод, принимающий на переработку батарейки, берет плату за переработку. Если 1,5 года это было 72 рубля за кг., то теперь цена выросла в 2 раза. Их бизнес - это переработка и, соответственно, цены на свои услуги они назначают сами. Кроме того, это предприятие - монополист, сюда везут батарейки со всей страны, а также из соседних государств. И в плане доходности у предприятия есть один огромный плюс - они не создавали с нуля завод для переработки батареек, они просто адаптировали одну из своих существующих линий именно под батарейки.

Отрадно, что действующий в Беларуси принцип расширенной ответственности производителей и импортеров, это отчасти предмет национальной гордости: в России его нет. Он действует лишь в ряде компаний и охватывает минимальный круг коммерческих предприятий. В основном, это крупные иностранные компании, работающие по своему уставу, готовые внедрять принципы «устойчивого развития».

Как рассказывает Анна Жевачевская, в России утилизационный налог действует на предприятиях бумажной промышленности. Однако насколько там исполняются нормы закона, не известно, т.к. большинство таких предприятий используют криминальные схемы по уплате налогов. В коммерческих компаниях пока находят способы избежать ответственности за ненадлежащую утилизацию техники, т.к. контрольно-надзорные органы предпочитают на такие дела смотреть «сквозь пальцы», а несанкционированные выбросы на свалки подлежащего переработке мусора практически никак не пресекаются.

Российская перспектива

Насколько отличаются наши реалии от российских - масштабами и спецификой? «Если говорить о самой переработке элементов питания, то сегодня рано говорить о прибыльности и успешности участников рынка переработки. Дело в том, что основная масса «зелёных инициатив» бизнеса - это довольно не малые сроки реализации проектов, где требуются «длинные деньги» и интерес к продукту переработки. Кредитное плечо для таких проектов может составлять 3-5 лет без положительной рентабельности, а вложения требуются немалые , - говорит Анна.

Не каждый инвестор готов вкладывать деньги на такие сроки под проекты, которые могут окупиться, к примеру, через 50 лет. Что касается коммерческих компаний, то зачастую им негде взять деньги на развитие экологического бизнеса, связанного с утилизацией или переработкой. Обычно это возможно при наличии дополнительных финансовых возможностей предпринимателя или предприятия, в качестве «побочного» бизнеса. Что касается экологии в целом, то государство непременно должно быть активным инвестором в области охраны окружающей среды, т.к. без активного участия государства в защите окружающей среды, проектов по переработке ТБО предприятия сталкиваются с бюрократией и отсутствием интереса к этому бизнесу.

Для России, особенно исходя из нынешней непростой экономической ситуации, тема экологии постепенно отодвигается все дальше и дальше на последний план. Нам все меньше приходится рассчитывать на привлечение инвестиций в нашу сферу и на помощь и участие со стороны государства ».

Правильно утилизировать можно даже самолеты!

Выбрасывайте батарейки правильно!