Существует две глобальные причины для сбора и переработки использованных элементов питания - батареек и аккумуляторов. Во-первых, это социально значимая ипостась - спасти окружающую среду от негативного воздействия человеческой деятельности. Во-вторых, извлечь из отходов полезные ингредиенты, сократив таким образом расходы на добычу полезных ископаемых. В статье будет рассказано, зачем и как утилизируют батарейки.

Состав элемента питания приборов

Маленькое безопасное с виду изделие, выброшенное в несанкционированном месте, способно испортить питьевую воду, по объему помещающуюся в 80 пятилитровых бутылей, либо привести в негодное состояние 0,2 сотки земли. Вот почему батарейки утилизируют отдельно от прочего бытового и промышленного мусора.

Кроме железа в виде стальной оболочки с массовой долей 18.7%, в состав входят:

  • оксид марганца - 1/3 массы;
  • электролиты с загустителями - 1/5 веса;
  • цинк - 13,5%;
  • графит - 8%;
  • бумага и пластик - 4,5%.

Ранее производились конструкции, содержащие свинец, кадмий и ртуть. Сейчас выпуск таких разновидностей запрещен.

Влияние на почву, воздух и воду

Воздействие начинается после окисления стальной оболочки. Железо ржавеет, корпус теряет форму, ингредиенты попадают в окружающую среду. Естественное природное содержание тяжелых металлов марганца, цинка и никеля в воде и почве зафиксировано в санитарных нормах и правилах. Разбросанные по природным объектам исчерпавшие запас работоспособности изделия увеличивают содержание перечисленных металлов до опасного здоровью человека уровня. Становится понятно, зачем утилизировать батарейки.

Химические элементы присутствуют в изделии не в чистом виде, а как соли и щелочные соединения. Беда в том, что указанные соединения чужеродны природной среде. Поэтому экологи стараются объяснить гражданам:

  • в чем опасность бездумного выбрасывания мусора;
  • куда пристроить вышедшие из эксплуатации элементы питания;
  • как утилизируют батарейки.

Попав на поверхность земли, составные части элемента питания растворяются в атмосферных осадках, проникают в подземные водоносные слои или выносятся в открытые водоемы ливневыми стоками после дождя и таяния снегов. Питьевая вода теряет потребительские свойства:

  • человеку и животным опасно для здоровья пить загрязненную воду;
  • водная фауна теряет привычную среду обитания, болеет, гибнет и вырождается.

Негативно влияет разложившийся элемент питания на почву. Статистика утверждает, что вне человеческого поселения на 20 метрах луга или леса:

  • проживает три тысячи дождевых червей, пара кротов, мышь, ежик;
  • произрастает два высокоствольных дерева или три кустарника.

Поверхностные воды разносят соли и щелочи и ухудшают среду обитания флоры и фауны.

Часто свалки бытового мусора возгораются. На мусоросжигательных заводах огонь - основной инструмент переработки отходов. При горении батареек образуются диоксиды - вредные вещества, влияющие на иммунитет и репродуктивные функции.

Все три среды обитания живых существ - земля, вода и воздух могут необратимо пострадать при неосмотрительном размещении использованных элементов питания.

Польза утилизации

Экономическая составляющая сбора и переработки вышедших из эксплуатации источников энергии интересна в плане скорости получения пользы.

Один человек производит в год полтонны бытового мусора. В перечне отходов - батарейки. Среднее по России количество элементов автономного питания на одного человека - 7 штук в год. Даже младенцы эксплуатируют - ночные светильники, музыкальные игрушки, уведомитель «малыш проснулся». Общее количество выброшенных ЭП достигает в стране одного миллиарда экземпляров в год.

Солевые источники энергии весят 14-18 граммов. Щелочные тяжелее - 22-24 грамма. Двадцать тысяч тонн сырья для применения в народном хозяйстве. Важно не только удалить из жизненного пространства вредный и ненужный предмет. Учитывая состав, следует подумать, как правильно утилизировать батарейки, применить отходы с пользой, возвратить в вещевой оборот.

Технологи подтверждают, что использованную деталь в бытовых условиях восстановить невозможно, а в производственных - дорого. Но выделенные при разборке компоненты применяются в разных сферах промышленности:

  • графитовая водная смазка и электролиты - при производстве чугуна и карандашей;
  • марганец - в металлургических цехах и для выработки удобрений;
  • цинк — для оцинковки металлических изделий;
  • латунь, сплав цинка с медью — изготовление кухонной утвари и музыкальных инструментов.

Из сотни переработанных пальчиковых батареек типа "Дюрасел" получается 4 карандаша; ложка, вилка и нож; килограмм удобрений и три емкости для варки кофе.

Места переработки

Сбор и переработка - это два различных вида деятельности на базе отходов. Одни организации могут накапливать мусор, вторые - собирать накопленное, а третьи - перерабатывать собранное. Поставив в приоритет собственное здоровье, люди готовы заняться сбором бывших в употреблении изделий. Но следует твердо знать, где утилизировать батарейки. Нельзя допускать случаев, когда опасный мусор собирают, а затем спокойно вываливают в ближайшей лесополосе.

В России существует единственный завод по переработке источников автономного питания ИАП. Предприятие «Мегаполисресурс» размещено в столице Южного Урала, городе металлургической промышленности, Челябинске. Это экономически правильное решение - открыть производство сырья рядом с потребителем.

Завод принимает батарейки из всех субъектов Федерации. Удаленные территории отгружают собранный неликвид вагонами. Близлежащие субъекты привозят груз в коробках. Посылать отходы на переработку услугами почты недопустимо. Дело в том, что вышедшие из строя источники автономного питания имеют третий и четвертый класс опасности. Транспортировка подобных грузов допустима должным образом оборудованным транспортом и в надлежащей упаковке. Поэтому отправка отходов силами Почты России - грубое нарушение закона.

Интересно, как утилизируют батарейки:

  1. Груз привозят на завод в приспособленных контейнерах.
  2. Содержимое вываливают на транспортер. Начинается ручная переработка. Сортировщик способен обработать 60 килограммов мусора за смену. На участке необходимы аккуратность и внимание.
  3. Отсортированное сырье дробят и разделяют с помощью магнита на железо и прочие части.
  4. Компоненты подвергаются химической реакции, и здесь нельзя перепутать соединяемые химические элементы.

При переработке остается 4% массы, невостребованной в промышленности.

Способы сбора

На уроках в учебных заведениях, в газетах и в социальных сетях Интернета десять лет идут объяснения, почему надо утилизировать батарейки. Граждане готовы прекратить выкидывать в мусорное ведро ИАП. Но превращать собственную кладовку или балкон в мусоросборник тоже не желают. Предприятия и учреждения также готовы накапливать использованные элементы и своевременно сдавать лицензированным сборщикам.

Транспортные услуги дорогие, надо объединяться для минимизации затрат. Требуется активная реклама организаций, специализирующихся на сборе батареек.

В качестве примера возьмем уральский город Миасс. По запросу появляется семь адресов, причем, больше всего пунктов приема в северной части города, Машгородке, жилом комплексе ракетостроителей. Все точки в шаговой доступности:

Сбором накопленного занимается организация «ЭкоМиасс». Принимает собранное компания ЮУрСЦУ, у которой есть лицензия на хранение и транспортировку батареек. Центр сдает принятый отход в челябинский «Мегаполисресурс».

Гражданские инициативы

Люди осознали, почему нужно утилизировать батарейки: обезопасить среду обитания.

У бизнесменов собственный резон: сократить расходы на сырье для металлургических и других производств.

Способы соблюдения интересов населения и бизнеса совпадают - собрать опасные отходы и переработать.

Опыт зарубежных единомышленников

По сведениям завода, в России перерабатывают лишь 4% использованных ИАП. Информация печальна - получается, что слова граждан расходятся с делом, и отходы вместо переработки захламляют среду обитания. Мощности Челябинского завода «Мегаполисресурс» способны переработать в разы больше по сравнению с нынешними достижениями.

Любопытно, а как утилизируют батарейки в других странах.

Стопроцентной сдачи не обнаружено ни в одной стране:

  • Бельгия - 55%
  • Германия - 45%
  • США - 60%
  • Австралия - 80%.

В отличие от России, в Европе утилизацией занято четыре десятка заводов.

Законодательная база

Операции с отходами регламентированы. На хранение, транспортировку и переработку требуется лицензия. Поэтому, решая, где можно утилизировать батарейки, надо взвешенно подойти к проблеме. Прежде всего убедиться, что организация имеет право принимать на хранение и перевозить опасные отходы - использованные источники автономного питания.

Челябинский завод, преодолев бюрократические барьеры и получив разрешительные документы, развернул сеть сбора использованных элементов питания по всей Российской Федерации.

Адреса в России

Пытливый читатель, накопивший ИАП, задается вопросом - куда утилизировать батарейки.

Для ответа надо набрать поисковую строку «сдать батарейки.ру» и указать название интересующего города. Для крупных городов вероятность получить положительный ответ равна 100%. Для сельской местности возможен вариант поиска районного или областного центра.

Чем больше вес накопленного и сдаваемого, тем меньше сдатчику платить за утилизацию.

Утилизация батареек – это процесс, позволяющий отправить часть составляющих АКБ на вторичную переработку, а входящие в их состав опасные соединения – нейтрализовать. Как видите, помимо серьезного вклада в борьбу за чистоту планеты, при сдаче использованных батареек в пункт приема достигается еще и дополнительная экономия за счет того, что повторно используется большая часть ингредиентов из состава батарей.

В настоящее время использование разноразмерных миниатюрных аккумуляторов достаточно распространено. Примерно 565 млн элементов питания было реализовано на территории России в 2013-м году. Представляете, какой это объем? Именно поэтому вопрос утилизации батареек в Москве и других населенных пунктах нашей страны актуален. Согласитесь, что при правильной утилизации батареек, энергосберегающих лап и других изделий, содержащих ядовитые для человека и губительные для природы химические соединения, мы сможем не только сохранить собственное здоровье, но и передать нашу землю чистой внукам и правнукам.

Преимущества сдачи на утилизацию

  1. Забота об окружающей среде. Сдать батарейки на утилизацию – означает нейтрализовать опасные соединения в их составе.
  2. Получение прибыли. Вторичная переработка большей части элементов, составляющих мини-АКБ, позволяет получить доход.

В чем опасность использованных батареек для окружающей среды

  1. Загрязнение почвы.
  2. Заражение грунтовых вод.
  3. Попадание ядовитых веществ в воздушную среду.

Как правильно хранить батарейки до сдачи на переработку

Хранить использованные элементы питания следует в полиэтиленовом пакете или герметично закрывающемся контейнере с толстыми стенками. Таким образом вы подстрахуетесь от вытекания щелочного или кислотного раствора наружу. Не стоит складывать их в картонную либо металлическую коробку. В первом случае не обеспечивается должная герметичность, а второй способ при протекании разряженных элементов может вызвать химическую реакцию с выделением опасных веществ. Для сдачи в пункт приема использованных батареек желательно накопить солидную партию.

Виды и состав батареек

Перед тем как узнать, куда сдать батарейки в Москве на утилизацию, следует ознакомиться с типами элементов питания:

  1. Щелочные (алкалиновые). Содержат в своем составе марганец, железо, цинк и графит.
  2. Никель-кадмиевые. Для повторной переработки извлекаются никель, железо и кадмий.
  3. Литиевые. Содержат железо, никель и литий.
  4. Солевые (угольно-цинковые, марганцево-цинковые). В качестве вторичного сырья используются уголь, железо, цинк, марганец.

Действительно, прием использованных батареек – это своеобразный «клондайк» по содержанию металлов и редких элементов.

Технология переработки

  1. Доставка. После того как пункт приема батареек в Москве или другом населенном пункте накопит достаточный для сдачи объем отходов, их транспортируют на место переработки.
  2. Дробление. Элементы питания измельчаются до порошкообразного состояния.
  3. Сортировка:
    • специальной магнитной лентой отделяют железные элементы;
    • из получаемой полиметаллической смеси в несколько этапов выщелачивания извлекают марганец и цинк (в виде солей), а также графит, никель, литий, кадмий.

Производственные линии в среднем позволяют осуществлять переработку до 2 т батареек в сутки. По времени переработка одной партии элементов питания занимает в среднем около 4-х дней. Для переработки используют производственную линию, аналогичную конвейеру для утилизации микросхем.

Прием батареек в Москве – достаточно прибыльное занятие. Железо, марганец, цинк и графит составляют порядка 80% от перерабатываемого объема этого вторсырья.

Схема перемещения отработаных батареек от сети Media Markt

Повторное использование сырья

Полученные в результате утилизации металл и другие редкие элементы можно использовать для изготовления различных изделий, товаров народного потребления и тех же батареек. Здесь нет никаких ограничений при изготовлении из вторичного сырья. А выгода как в экологическом, так и в экономическом плане несомненна!

Прием батареек в количестве 1 000 кг позволяет получить после переработки:

  • марганца – 288 кг;
  • цинка – 240 кг;
  • графита – 47 кг.

Для сравнения – в стандартных элементах питания содержится:

  • марганца – 28,8%;
  • цинка – 24,0%.

Это больше, чем в самых богатых рудных месторождениях. Соответственно, в результате приема батареек можно неплохо заработать на их вторичной переработке.

Самая проблемная точка во всей технологии переработки использованных элементов питания – это их сбор. Все остальные этапы уже обкатаны на практике и находятся на высоком технологическом уровне. К сожалению, многие люди, а также руководители ЖКХ на местах не понимают всей серьезности проблемы. Если будет проведена соответствующая агитация населения и открыты пункты приема батареек на утилизацию хотя бы в Москве, то дело наладится! Скорее всего, вы сами уже наблюдаете, как во многих городах России на местах сбора бытового мусора появились специальные контейнеры для сдачи и накопления использованных батареек.

Уже никто не может представить себе действительность, в которой нет места для технических средств, устройств и механизмов. Современный человек стал чрезвычайно зависим от уникальных «плодов» технического прогресса, которые в большинстве случаев нуждаются в аккумуляторах, обеспечивающих их работоспособность. Автомобили также являются детищем технического прогресса, особо нуждающиеся в АКБ, без которого транспортное средство не сможет осуществлять движение. Однако ресурс аккумуляторов не бесконечен, наступает время, когда приходится приобретать новое АКБ. Вместе с этим возникает вопрос, где и как осуществляется утилизация аккумуляторов.

Важность проведения утилизации аккумуляторов

Пришедшие в негодность аккумуляторы ни в коем случае нельзя хранить в домашних условиях, гаражах, а также выбрасывать их вместе с остальным мусором. Вещества, являющиеся составляющими любого аккумулятора, опасны для окружающей экологии и здоровья человека. С течением времени из выброшенного на свалку аккумулятора начинает вытекать свинец, ртуть, серная кислота, попадая в почву, а затем в грунтовые воды, они наносят колоссальный вред окружающей среде.

Кто проводит утилизацию аккумуляторов

Утилизация аккумуляторных батарей - процесс, который проводится только компетентными работниками на , имеющих соответствующую лицензию. В нынешнее время появилась целая сеть пунктов, осуществляющих приём старых АКБ у населения. К сожалению, у таких пунктов в большинстве случаев отсутствует лицензия на право транспортировки, хранения отходов, относящихся ко второй группе опасности. В связи с этим ними выдвигаются условия, чтобы владелец АКБ самостоятельно слил электролит, после чего они осуществят приёмку.

Самостоятельный слив электролита, в состав которого входит серная кислота и дистиллированная вода, катастрофически опасен для здоровья человека. Электролит способен спровоцировать сильнейшие ожоги дыхательных путей, слизистых оболочек и кожных покровов. При даже незначительном попадании электролита или его паров в глаза может наступить полная слепота. В связи с такой серьёзнейшей опасностью утилизацию должны проводить только специальные перерабатывающие предприятия. Если же таковых в населённом пункте просто нет, а доставить аккумулятор на такие предприятия нет возможности, следует обратиться на СТО, которые в большинстве случаев производят скупку старых отработанных АКБ.

Во многих странах проблема, связанная с утилизацией старых аккумуляторов, решается на государственном уровне. В частности, в Японии невозможно приобрести новый аккумулятор, не предоставив на переработку старый.

Наряду с автомобильными АКБ, и аккумуляторы, обеспечивающие работу портативных устройств, поскольку в них содержатся такие же опасные вещества.

Технология переработки старых аккумуляторов

Утилизация аккумуляторов - это , который требует на первоначальном этапе огромных финансовых вложений, чтобы обеспечить приобретение полного комплекта оборудования. При правильной организации производственного процесса владелец перерабатывающего предприятия может рассчитывать на отличные доходы от продажи свинца, переработанного пластика, корпусов и прочих составляющих аккумуляторов.

Переработка полезна в плане сохранения природы

Реализовать полученное после переработки сырьё несложно, поскольку оно пользуется активным спросом на предприятиях, занимающихся производством новых АКБ.

Процесс утилизации автомобильных батарей в зависимости от наличия специального оборудования может быть ручным и промышленным.

Ручная утилизация

Ручная утилизация считается достаточно опасной, хотя и позволяет получить сырьё самого высокого качества. В связи с тем, что оборудование, которое необходимо для оснащения промышленного производства, имеет , не каждый может позволить себе его приобрести, поэтому ручная утилизация до сих пор встречается достаточно часто. Она сопровождается четырьмя этапами.

При ручной утилизации получается более качественное сырьё

Первоначально производится слив электролита с соблюдением всех правил техники безопасности. После этого аккумулятор тщательно промывают, применяя содовый раствор.

Далее специалисты приступают к разборке устройства на составляющие, используя слесарный инструмент. После проведения ручной разборки остаётся произвести сортирование полученных составных элементов. Свинец и пластик подвергаются дальнейшей специальной технологической переработке, после которой все материалы готовы к реализации.

Промышленная утилизация

Промышленная утилизация аккумуляторных устройств позволяет автоматизировать все процессы, а также минимизировать любую возможную опасность. Первоначально устройства также освобождают от электролита, но для этого используют специальные производственные линии, которые препятствуют распространению паров и жидкости электролита в пространстве. На втором этапе подготовленные устройства поступают в дробилку, в которой первоначально запускается процесс промывки содовым раствором, чтобы нейтрализовать действие остатков электролита, после чего происходит измельчение.

Далее измельчённый материал поступает в электромагнитный сепаратор, назначение которого заключается в отделении металла. Сепаратор оснащён магнитами, которые позволяют легко отделить металлическое содержимое.

Количество автомобилей и других устройств, получающих питание от аккумуляторных батарей, постоянно возрастает. Растет и актуальность проблемы утилизации отслуживших батарей и элементов питания. Ведь такие батареи содержат опасные для здоровья и жизни человека вещества.

Аккумуляторная батарея должна обладать способностью при компактных размерах и малом весе кратковременно – за 5-10 с – подавать ток величиной 200-800 А для пуска двигателя автомобиля и питания постоянным электротоком при неработающем двигателе потребителей машины. Таким требованиям соответствуют свинцово-кислотные аккумуляторы. Решетки пластин батарей состоят из сплава свинца и сурьмы, а электролитом является раствор серной кислоты. Свинец – токсичный ядовитый металл, он приводит к отравлению организма человека и сильнейшему загрязнению окружающей среды.

На срок службы батарей влияют условия хранения и качественный ремонт. При интенсивной эксплуатации и соблюдении правил ТО период службы аккумуляторов составляет до 120-150 тыс. км пробега, или 2-5 лет. При несоблюдении элемент правил эксплуатации, техобслуживания и ремонта аккумуляторы выходят из строя намного раньше, не более 30-40 тыс. км пробега.


Почему нужна утилизация

  • Парк автомобилей возрастает с каждым годом, потребность в аккумуляторах растет;
  • свинец дефицитен из-за ограниченных месторождений этого токсичного металла;
  • ужесточились требования по защите окружающей природы от выбросов и токсичных опасных отходов;
  • свинец и его соединения относятся к веществам 1 класса опасности, сильнейшим ядам, которые даже в малых количествах вызывают хронические заболевания со смертельным исходом;
  • по количеству произведенных цветных металлов свинец занимает в мире четвертое место, после алюминия, меди и цинка. Растет и количество его отходов;
  • по действующему законодательству России, Украины и других стран выбрасывать аккумуляторные батареи в баки бытовых отходов, мусоропроводы и на свалки запрещено;

  • опасен не только свинец, но и электролит аккумуляторных батарей, это раствор едких и опасных кислот;
  • утилизация аккумуляторных батарей предохранит природу от опасного токсического заражения. Масштабы вреда от массивных аккумуляторных батарей могут быть поистине огромны;
  • общие затраты на переплавку свинца из вторичного сырья намного меньше, чем при производстве их из дефицитного рудного сырья;
  • аккумуляторная промышленность – один наиболее крупных потребителей свинца. Свинец возвращается в качестве лома металла от утилизации и переработки отслуживших свой срок батарей. Рециклинг свинца признан в мире не только разумным, но и экономически и экологически необходимым и оправданным.

Куда сдать аккумулятор от машины

Утилизируют аккумуляторы специальные компании, они собирают их и отправляют на переработку. Перерабатывают аккумуляторные батареи заводы, имеющие необходимое оборудование, по принятой на международном уровне технологии. Многие аккумуляторные заводы имеют собственные мощности по переработке вторичного свинца или предприятия-партнеры. В развитых странах сбор и переработка аккумуляторов – отдельная отрасль промышленности.

Чтобы правильно утилизировать негодную аккумуляторную батарею, ее необходимо сдать на переработку в пункты сбора вторичного свинцового сырья. Ни в коем случае нельзя самостоятельно утилизировать аккумуляторы, складировать их в случайных местах, это запрещено.

На пунктах сбора отработанные аккумуляторы помещают на поддоны или в контейнеры с крышками и транспортируют к месту переработки в закрытых трейлерах или вагонах. Такой порядок и меры безопасности исключают попадание свинца или кислоты в окружающую среду.

Ранее в СССР сдатчики сливали электролит сами, и кислота попадала в окружающую среду. Сейчас сливать электролит не следует, это сделают специалисты на заводе.

Технология переработки батарей предполагает несколько этапов:

  • слив электролита;
  • разрезание и дробление корпусов батарей;
  • плавка батарей в печах – отражательных или ватержакетах;
  • разделение продукта плавки на 3 слоя – расплавленный черновой свинец, штейн и шлаки;
  • в конце черновой свинец рафинируют.

Полученный металл используют для отливки решеток и других деталей аккумуляторов.

Чтобы предохраниться от отравления свинцом:

  • берите аккумуляторные батареи только в резиновых перчатках, для защиты органов дыхания используйте респиратор;
  • мыть руки горячей водой с мылом, душ, не принимать пищу там, где хранится аккумулятор.

Присутствие свинца в воздухе узнается по сладковатому привкусу во рту. Признаками свинцового отравления являются вначале тошнота, головокружение, малокровие, затем – «свинцовая кайма» на деснах, слабость, потеря аппетита, судороги, заболевание почек. При признаках отравления – вызвать врача, до его прихода промыть желудок и выпить как можно большее количество воды с содой.

Итог

Производство вторичного свинца за счет отработанных батарей растет. Система сбора, транспортировки и утилизации вторичного свинцового сырья обеспечит безвредность аккумуляторного производства и надежную экологическую защиту природы. Помните, что старые и ненужные аккумуляторы лучше не хранить дома, а утилизировать с помощью специалистов.