Международный Валютный Фонд - это специализированное учреждение Организации Объединённых Наций (), созданное в целях развития международного финансового сотрудничества и международной стабильности в валютно-финансовой сфере. МВФ также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всём мире. МВФ управляется 188 государствами-членами организации и подотчётен им. Хотя МВФ является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.

История создания МВФ

Идея создания МВФ зародилась на конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года, когда 44 страны, представленные на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальвации в целях получения конкурентных преимуществ, ставшей одной из основных причин Великой депрессии 1930-х годов, а также способствовать восстановлению международной финансовой системы после Второй мировой войны. МВФ официально создан в 1945 году 29 странами-учредителями, и стал, наряду с , одной из двух международных финансовых организаций, учреждённых по итогам Бреттон-Вудской конференции. В настоящее время МВФ и Всемирный банк сотрудничают в разнообразных областях, а также регулярно проводят совместные совещания.

Миссия МВФ

Цели и задачи МВФ:
  1. Способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества.
  2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли.
  3. Содействовать стабильности валют.
  4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов.
  5. Предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платёжного баланса.

Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчётов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом. Эта задача подразумевает предупреждение экономических и финансовых кризисов, крупных колебаний экономической активности, высокой инфляции и чрезмерной изменчивости обменных курсов и финансовых рынков. Как показали недавние финансовые кризисы, страны становятся всё более взаимозависимыми, а трудности в одном секторе могут привести к трудностям в других секторах и распространиться на другие страны. Экономическая и финансовая стабильность требует внимания как на национальном, так и на многостороннем уровне. МВФ, выполняя функции надзора, технической помощи и кредитования, помогает странам проводить обоснованную и соответствующую условиям экономическую политику. Мандат Фонда был обновлён в 2012 году, чтобы охватить весь круг макроэкономических вопросов и вопросов финансового сектора, которые сказываются на глобальной стабильности.

Надзор за экономикой:

Каждая страна, которая вступает в МВФ, принимает обязательство открывать свою экономическую и финансовую политику для контроля со стороны международного сообщества. В целях поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной финансовой системе на МВФ возложена обязанность вести наблюдение за экономическими и финансовыми изменениями в мире. Этот процесс, известный как «надзор», осуществляется как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных стран и регионов. Надзор в его нынешней форме был введён в соответствии со Статьёй IV соглашения МВФ с поправками, внесёнными в конце 1970-х годов, после распада Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов. Согласно Статье IV, каждое государство-член обязуется сотрудничать с МВФ и другими государствами-членами в обеспечении стабильности. На МВФ, с другой стороны, возлагается обязанность: 1) осуществлять контроль над международной валютной системой для обеспечения её эффективного функционирования; 2) контролировать выполнение каждым государством-членом его обязательств в отношении проводимой политики.

В рамках процесса надзора, который осуществляется как на глобальном уровне, так и уровне отдельных стран, МВФ проводит анализ того, соответствует ли проводимая государствами-членами политика целям устойчивого и сбалансированного глобального экономического роста, указывает на возможные риски для стабильности и рекомендует необходимые изменения в политике, содействующие экономической стабильности. Таким образом, он помогает международной валютной системе выполнять её главную функцию, которая заключается в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между странами, что способствует устойчивому экономическому росту.

Экономисты МВФ ведут постоянный мониторинг экономики государств-членов. Они посещают государства-члены (обычно раз в год) для обмена мнениями с их правительствами и центральными банками и изучают, существуют ли риски для внутренней и глобальной стабильности, которые могут потребовать изменений в экономической или финансовой политике стран. Во время своих визитов специалисты МВФ также обычно встречаются с другими заинтересованными сторонами, например депутатами законодательных органов, представителями деловых кругов, профессиональных союзов и гражданского общества, что помогает в оценке экономической политики и направления развития страны. По возвращении в штаб-квартиру сотрудники представляют свой доклад на рассмотрение Исполнительного совета. Мнения Совета впоследствии сообщаются властям стран, на чём завершается процесс, известный как консультации в соответствии со Статьёй IV. В последние годы надзор становится всё более прозрачным. Почти все государства-члены в настоящее время соглашаются на публикацию пресс-релизов, в которых приводится резюме мнений Исполнительного совета, и докладов персонала и прилагаемых к ним аналитических материалов. Многие страны также публикуют заявление персонала Фонда по завершении миссии МВФ.

МВФ также ведёт мониторинг тенденций в глобальной экономике и экономике регионов и анализирует эффекты политики государств-членов, влияющие на мировую экономику. Ключевыми инструментами многостороннего надзора служат его регулярные публикации. Оценка глобальных перспектив проводится в издании «Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков - в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов - в «Бюджетном вестнике». МВФ также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики. Дважды в год МВФ готовит перечень актуальных вопросов глобальной экономической политики, в котором сводятся воедино основные выводы и рекомендации по вопросам политики из докладов МВФ, составляемых на многосторонней основе, и определяется будущая программа действий Фонда и его государств-членов.

Финансовая помощь:

Финансирование МВФ даёт членам организации необходимую передышку для преодоления проблем с платёжным балансом. Власти страны разрабатывают программы экономической политики, поддерживаемые финансированием МВФ, в тесном сотрудничестве с МВФ, при этом продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией программы. Отреагировав на мировой экономический кризис 2008 года, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 года утвердил существенный пересмотр своих механизмов оказания финансовой помощи, а в 2010 и 2011 году принял дальнейшие реформы. Инструменты кредитования МВФ были усовершенствованы, с тем чтобы обеспечить гибкие инструменты предотвращения кризисов для государств-членов с прочными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и надёжными институциональными основами такой политики. МВФ также удвоил лимиты доступа к займам и увеличил кредитование беднейших стран мира.

Техническая помощь:

МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики, включая сферы налоговой политики и налогового администрирования, управления расходами, денежно-кредитной и курсовой политики, надзора за банковской и финансовой системой и её регулирования, законодательных основ, а также статистики.

Управление и организационная структура МВФ:

Эволюция МВФ происходила параллельно с переменами в глобальной экономике в течение всей истории организации, что позволило ей сохранить за собой ведущую роль в международной финансовой системе. МВФ подотчётен правительствам государств-членов. В отличие, например, от Генеральной Ассамблеи ООН, в которой каждая страна обладает одним голосом, процедура принятия решений в МВФ призвана отражать относительное положение государств-членов в мировой экономике. На верхнем уровне его организационной структуры находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено одним управляющим и одним заместителем управляющего, обычно из Центрального банка или Министерства финансов. Совет управляющих собирается один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка. Двадцать четыре управляющих входят в состав Международного валютно-финансового комитета (МВФК) и обычно встречаются дважды в год. Исполнительный совет МВФ, состоящий из 24 членов, каждый из которых представляет страну или группу стран-членов, ведёт повседневную деятельность МВФ в штаб-квартире в Вашингтоне; руководство этой работой осуществляет МВФК, и она поддерживается персоналом МВФ. Существующая структура Совета была образована в 1992 году после расширения МВФ со вступлением в него бывших стран Советского Союза. Пять исполнительных директоров назначаются государствами-членами с пятью крупнейшими квотами (в настоящее время это Соединённые Штаты Америки, Япония, Германия, Франция и Великобритания), а 19 избираются остальными государствами-членами. Директор-распорядитель МВФ является одновременно председателем Исполнительного совета МВФ и главой персонала МВФ. Директору-распорядителю в его работе содействуют четыре заместителя директора-распорядителя. Директор-распорядитель назначается Исполнительным советом на возобновляемый пятилетний срок. Двадцать четыре управляющих и исполнительных директора МВФ могут выдвигать на эту должность граждан любого государства-члена Фонда.

Кредитование МВФ

Одна из наиболее важных обязанностей МВФ заключается в предоставлении кредитов государствам-членам, сталкивающимся с фактическими или потенциальными трудностями в области платёжного баланса. Эта финансовая помощь помогает странам, стремящимся пополнить свои международные резервы, стабилизировать свои валюты, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста одновременно с принятием мер по исправлению первоначальных проблем. В отличие от банков развития МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты.

Когда страна может заимствовать средства у МВФ?

Государство-член может обратиться за финансовой помощью МВФ, если у него есть потребность (фактическая или потенциальная) в финансировании платёжного баланса, то есть оно не может найти достаточного финансирования на доступных условиях для покрытия чистых международных платежей (например, по импорту, для погашения внешнего долга) при сохранении достаточных резервов на будущее. Кредит от МВФ обеспечивает резервные возможности, облегчающие проведение мер стабилизации и реформы, которые страна должна осуществить для исправления проблемы платёжного баланса и восстановления условий для активного экономического роста.

Меняющийся характер кредитов МВФ:

Объём кредитов, предоставленных МВФ, с течением времени претерпевал значительные колебания. Так, за нефтяным шоком 1970-х годов и за долговым кризисом 1980-х годов последовало резкое увеличение кредитов МВФ. В 1990-х годах процесс перехода в странах Центральной и Восточной Европы и кризисы в странах с формирующимся рынком привели к новым всплескам спроса на ресурсы МВФ. Глубокие кризисы в Латинской Америке поддерживали высокий спрос на ресурсы МВФ в 2000-х годах. Кредитование МВФ вновь стало увеличиваться в конце 2008 года после мирового финансового кризиса.

Процесс кредитования МВФ:

По получении просьбы государства-члена ресурсы МВФ обычно предоставляются в рамках «договорённости о кредитовании», которая в зависимости от применяемого инструмента кредитования может предусматривать конкретные меры экономической политики и действия, которые страна соглашается осуществить для решения своей проблемы с платёжным балансом. Программа экономической политики, лежащая в основе договорённости, разрабатывается страной на основе консультаций с МВФ и в большинстве случаев представляется Исполнительному совету Фонда в «Письме о намерениях». Как только Совет утверждает договорённость, ресурсы МВФ обычно выделяются долями поэтапно по мере реализации программы. Некоторые договорённости обеспечивают странам с высокими экономическими показателями единовременный немедленный доступ к финансовым ресурсам МВФ и, следовательно, не требуют согласования требований в отношении мер экономической политики.

Инструменты кредитования МВФ

В процессе своей деятельности МВФ разработал различные кредитные инструменты, которые были адаптированы для преодоления конкретных ситуаций разных государств-членов. Страны с низкими доходами могут заимствовать средства по льготным процентным ставкам через расширенный кредитный механизм (ЕКФ), кредитный механизм «стэнд-бай» (СКФ) и механизм ускоренного кредитования (РКФ).

Нельготное кредитование:

Нельготные кредиты предоставляются в основном через договорённости о кредите «стэнд-бай» (СБА), гибкую кредитную линию (ГКЛ), превентивную линию для предоставления ликвидности (ЛПЛ) и механизм расширенного кредитования (который используется в основном для среднесрочных и более долгосрочных нужд). МВФ также может предоставлять экстренную помощь всем своим государствам-членам, имеющим острые потребности в урегулировании своих платёжных балансов, используя инструмент для ускоренного финансирования (РФИ). В случае всех нельготных механизмов действует процентная ставка МВФ, связанная с рыночной. Она именуется «ставкой сборов», и по крупным займам (свыше определённых лимитов) взимается дополнительный сбор. Ставка сборов основана на процентной ставке по СДР, которая пересматривается еженедельно для учёта изменений в краткосрочных ставках на основных международных денежных рынках. Сумма, которую страна может занять у МВФ - известна как лимит доступа и меняется в зависимости от вида кредита, но обычно она является кратной квоте страны в МВФ. В исключительных обстоятельствах этот лимит может быть превышен. Договорённость о кредите «стэнд-бай», гибкая кредитная линия и механизм расширенного кредитования не имеют заранее установленного верхнего предела доступа.

Договорённости о кредите «стэнд-бай» (СБА):

В исторической перспективе основная часть нельготной помощи МВФ предоставляется через СБА. СБА предназначены для помощи странам в преодолении краткосрочных проблем с платёжным балансом. Цели программ предусматривают решение этих проблем, а выплаты средств обусловлены достижением этих целей («предъявляемые условия»). Срок действия СБА составляет обычно 12–24 месяцев, кредит погашается в течение 3,4–5 лет с момента фактического предоставления. Кредиты СБА могут предоставляться в порядке предосторожности (когда страны предпочитают не использовать утверждённые кредиты, но сохраняют возможность сделать это при ухудшении ситуации). СБА предусматривает гибкость в отношении этапов, в соответствующих случаях с концентрацией предоставляемых средств на начальном этапе.

Гибкая кредитная линия (ГКЛ):

ГКЛ предназначена для стран с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения политики. Договорённости о ГКЛ утверждаются по просьбе соответствующих государств-членов для стран, отвечающих заранее установленным критериям доступа. Срок действия ГКЛ составляет один или два года с промежуточным обзором соответствия критериям после одного года. Доступ определяется с учётом конкретной ситуации, на него не распространяются лимиты доступа, средства могут предоставляться сразу однимплатежом, а не поэтапно. Фактическое предоставление средств в рамках ГКЛ не обусловлено реализацией конкретных договорённостей относительно экономической политики, как в случае СБА, поскольку страны, отвечающие условиям ГКЛ, продемонстрировали положительные результаты в реализации надлежащих мер макроэкономической политики. Существует возможность использовать кредитную линию в момент её утверждения или считать её превентивной. Сроки погашения ГКЛ являются такими же, как и в рамках СБА.

Линия превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ):

ЛПЛ предназначена для стран с прочными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения такой политики. В странах, соответствующих критериям ЛПЛ, могут присутствовать умеренные факторы уязвимости, и эти страны могут не отвечать стандартам соответствия критериям ГКЛ, но они не требуют значительных корректировок в экономической политике, которые обычно связаны с СБА. ЛПЛ сочетает квалификационные критерии (аналогично ГКЛ) и целенаправленные условия, которые призваны уменьшить остающиеся факторы уязвимости. Продолжительность договорённости ЛПЛ составляет шесть месяцев или от одного до двух лет. Доступ по шестимесячным договорённостям ЛПЛ ограничивается 250 процентами квоты в обычный период, но этот лимит может увеличиваться до 500 процентов квоты в исключительных обстоятельствах, когда потребность в финансировании платёжного баланса вызвана экзогенными шоками, в том числе усилением стресса на региональном или глобальном уровне. Для договорённостей ЛПЛ сроком от одного до двух лет годовой доступ установлен в 500 процентов квоты, и для всех договорённостей ЛПЛ в общей сложности может достигать 1000 процентов квоты. Страна может получить средства по кредитной линии или рассматривать её в качестве превентивного механизма. Сроки погашения ЛПЛ являются такими же, как и в рамках СБА.

Механизм расширенного кредитования (ЕФФ):

Этот механизм был создан в 1974 году для содействия странам в преодолении среднесрочных и более долгосрочных проблем, связанных с платёжным балансом, вызванных обширными искажениями, которые требуют фундаментальных экономических реформ. Его использование существенно расширилось в период недавнего кризиса ввиду структурного характера проблем платёжного баланса некоторых государств-членов. Как правило, срок договорённостей в рамках ЕФФ больше, чем при СБА, обычно он не превышает трёх лет в момент утверждения. Однако допускается также максимальный срок до четырёх лет, обусловленный наличием потребности в финансировании платёжного баланса, выходящей за рамки трёхлетнего периода, продолжительным характером корректировки, необходимой для восстановления макроэкономической стабильности, и наличием достаточных гарантий относительно возможности и желания государства-члена провести глубокие и последовательные структурные реформы. Срок погашения: 4,5–10 лет со дня фактического предоставления средств.

Инструмент для ускоренного финансирования (РФИ):

РФИ был введён взамен прежних механизмов экстренной помощи и расширения их сферы действия. Он обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий для всех государств-членов, столкнувшимися с острыми потребностями в урегулировании платёжного баланса. Доступ в рамках РФИ ограничивается годовым лимитом в 50 процентов квоты и общим лимитом доступа в 100 процентов квоты. По экстренным кредитам действуют теже условия, что и по ГКЛ, ЛПЛи СБА, сроки погашения составляют 3,5–5 лет.

Льготное кредитование:

Новые льготные механизмы для стран с низкими доходами вступили в силу в январе 2010 года в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) и являются частью более широкой реформы с целью придать большую гибкость оказываемой МВФ финансовой поддержке и обеспечить её большее соответствие различным потребностям стран с низкими доходами. Лимиты и нормы доступа были увеличены приблизительно вдвое относительно докризисных уровней. Условия финансирования стали более льготными, а процентная ставка пересматривается каждые два года. Все механизмы предназначены для поддержания собственных программ стран, нацеленных на достижение устойчивой макроэкономической позиции в соответствии с задачей обеспечения прочного и долгосрочного сокращения бедности и экономического роста.

Расширенный кредитный механизм (ЕКФ) заменил механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) в качестве главного инструмента МВФ для оказания среднесрочной поддержки странам с низкими доходами, испытывающим длительные трудности с урегулированием платёжного баланса. Финансирование в рамках ЕКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5,5 года и полным сроком погашения в 10 лет.

Кредитный механизм «стэнд-бай» (СКФ) используется для оказания финансовой поддержки странам с низкими доходами, которые испытывают краткосрочные трудности с урегулированием платёжного баланса. СКФ заменил компонент высокого доступа механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) и может использоваться в широком диапазоне обстоятельств, в том числе в качестве меры предосторожности. Финансирование в рамках СКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 4 года и полным сроком погашения в 8 лет.

Механизм ускоренного кредитования (РКФ) обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платёжного баланса. Введение РКФ упорядочивает чрезвычайную помощь МВФ странам с низкими доходами, и он может гибко использоваться в широком диапазоне обстоятельств. Финансирование в рамках РКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5,5 года и полным сроком погашения в 10 лет.

Источники финансовых ресурсов МВФ

Основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств-членов организации, которые в целом отражают относительное положение государств-членов в мировой экономике. Кроме того, МВФ может прибегать к временному заимствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов, позволяя Фонду предоставлять своим государствам-членам исключительную финансовую поддержку во время мирового экономического кризиса. Финансирование льготных кредитов и облегчение бремени задолженности для стран с низкими доходами осуществляется через отдельные трастовые фонды, средства которых поступают за счёт взносов. МВФ эмитирует международные резервные активы, известные как специальные права заимствования (СДР), которые могут дополнять официальные резервы государств-членов. СДР являются расчётной единицей МВФ. Государства-члены МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой.

Система квот:

Взносы по квотам являются наиболее важным источником финансовых ресурсов МВФ. Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая отражает, в целом, его относительную величину в мировой экономике. Этот параметр определяет максимальный размер вклада государства в финансовые ресурсы МВФ. При вступлении страны в члены МВФ для неё устанавливается первоначальная квота в том же диапазоне, что и квоты существующих государств-членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики.

Действующая формула расчёта квот представляет собой средневзвешенное значение (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Квота государства-члена определяет финансовые и организационные отношения с МВФ, в том числе его доступ к финансированию (лимит доступа). Например, в рамках договорённостей о кредитах «стэнд-бай» и о расширенном кредитовании, государство-член может заимствовать до 200 процентов своей квоты ежегодно и до 600 процентов нарастающим итогом. Вместе с тем, в исключительных случаях размеры доступа могут быть увеличены. После присоединения к МВФ страна обычно вносит до одной четверти своей квоты в форме повсеместно принимаемых иностранных валют (таких как доллар США, евро, иена или фунт стёрлингов) или в СДР. Остальные три четверти вносятся в национальной валюте страны.

Размер квот пересматривается не реже, чем один раз в пять лет. Любые изменения квот должны утверждаться большинством в 85 процентов от общего числа голосов, и квота государства-члена не может быть изменена без его согласия. В последние годы в рамках программы реформ квот и прав голоса были проведены специальные увеличения квот, которые позволили укрепить представительство стран с динамично развивающейся экономикой, многие из которых относятся к категории стран с формирующимся рынком, путём специальных увеличений квот 54 государств-членов. Они также расширили право голоса и участие стран с низкими доходами благодаря увеличению числа базовых голосов почти в три раза. В результате объём ресурсов МВФ по квотам значительно вырос.

Золотые авуары:

Золото играло ведущую роль в международной валютно-финансовой системе до распада Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов в 1973 году. В последующий период роль золота постепенно снижалась. Вместе с тем, оно по-прежнему остаётся важным активом в резервных авуарах ряда стран, а МВФ является третьим крупнейшим официальным держателем золота в мире. Золотые авуары МВФ составляют приблизительно 90,5 миллионов тройских унций (2814,1 метрической тонны). Фонд приобрёл свои текущие золотые авуары с помощью операций четырёх основных видов:

  1. Когда МВФ был учреждён в 1944 году, было принято решение, что 25 процентов первоначальных взносов в счёт квоты и последующие увеличения квот будут выплачены золотом. Эти поступления были крупнейшим источником золота МВФ.
  2. Все выплаты сборов (процентов за использование кредитов МВФ государствами-членами) обычно осуществляются золотом.
  3. Государство-член, желающее приобрести валюту другого государства-члена, могло получить её путём продажи золота МВФ. Это положение в основном было использовано при продаже золота МВФ Южной Африкой в 1970–1971 годах.
  4. Государства-члены могли также использовать золото для погашения ранее предоставленных им кредитов МВФ.

Статьи соглашения МВФ жёстко ограничивают использование этого золота. При условии одобрения большинством, составляющим 85 процентов от общих прав голоса стран-членов, МВФ может осуществить продажу золота или принять золото в качестве платежа от стран-членов, но Фонду запрещено покупать золото или заниматься другими операциями с золотом.

За время существования МВФ было несколько случаев, когда Фонд голосовал за возвращение золота государствам-членам или продажу части своих авуаров. Причины были различными: в период 1957‒1970 годов МВФ несколько раз продавал золото для пополнения своих валютных авуаров. Примерно в тот же период в целях получения дохода для покрытия операционного дефицита часть золота МВФ была продана США, а доход от продажи вложен в ценные бумаги правительства США. В декабре 1999 года Исполнительный совет МВФ разрешил провести внерыночные операции с золотом в объёме до 14 миллионов унций для финансирования участия МВФ в Инициативе в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности. В сентябре 2009 года Исполнительный совет МВФ утвердил продажу золота объёмом в 403,3 метрической тонны, примерно одну восьмую всех золотых авуаров Фонда. Ограниченная продажа золота была проведена в течение 2009‒2010 годов с сильными защитными мерами, чтобы не нарушать работу рынка, и все продажи золота, включая прямые продажи заинтересованным центральным банкам и другим официальным держателям, производились по рыночным ценам. Прибыль от продажи золота МВФ в размере 4,4 миллиардов СДР была использована для создания обеспечительного фонда, являющегося одним из компонентов новой модели доходов МВФ, призванным поставить финансирование организации на устойчивую основу. Часть поступлений от продаж золота использована для льготного кредитования стран с низкими доходами, отвечающих критериям получения помощи.

Кредитный потенциал МВФ:

МВФ может направлять полученные в счёт квот авуары в национальных валютах стран, характеризующихся прочным финансовым положением, на финансирование кредитования. Исполнительный совет МВФ производит отбор таких валют каждые три месяца. Эмитентами большинства таких валют являются индустриально развитые страны, однако в список валют включались и валюты таких стран, как Ботсвана, Китай и Индия. Авуары МВФ в этих валютах, наряду с его собственными авуарами в СДР, составляют собственные используемые ресурсы МВФ. В случае необходимости МВФ может на временной основе привлекать заёмные средства для пополнения этих ресурсов.

О сумме, имеющейся в распоряжении МВФ для немедленного предоставления новых (нельготных) кредитов, позволяет судить его потенциал будущих обязательств. Этот потенциал определяется имеющимися у Фонда пригодными для использования ресурсами (включая неиспользованные суммы в рамках соглашений о займах и покупке нот) и суммами, доступными в рамках двух постоянно действующих многосторонних соглашений о займах, плюс прогнозируемой суммой погашения займов в течение предстоящих двенадцати месяцев за вычетом ресурсов, которые Фонд уже обещал предоставить в соответствии с действующими кредитными соглашениями, и пруденциального остатка.

Соглашения о займах:

Соглашения о займах обеспечивают МВФ дополнительные ресурсы и являются главным страховым инструментом на случай недостаточности ресурсов по квотам. МВФ имеет два постоянно действующих многосторонних соглашения о займах - расширенные Новые соглашения о займах (НСЗ) и Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), в соответствии с которыми он может в настоящее время получить займы на сумму 370 миллиардов СДР (приблизительно 559 миллиардов долларов США). МВФ может привести в действие эти соглашения, если он сочтёт, что его ресурсов, поступающих в форме квот, может оказаться недостаточно для удовлетворения потребностей стран-членов, например, в случае серьёзного финансового кризиса.

Трастовые фонды:

Финансовая помощь МВФ странам с низкими доходами предоставляется в двух основных формах: ссуд под низкий процент в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту и облегчение бремени задолженности в рамках Инициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности, Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе и облегчения бремени задолженности после катастроф. Эти ресурсы поступают за счёт взносов стран-членов и самого МВФ, а не за счёт взносов в счёт квоты.

Трастовый фонд на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту был создан для облегчения бремени задолженности и субсидирования ставок по кредитам в рамках этой программы. Ресурсы, имеющиеся для этого трастового фонда, состоят из грантов и депозитов, которые обещали предоставить 93 государства-члена МВФ, а также взносов самого Фонда. Основная часть взносов МВФ поступает за счёт внерыночных операций с золотом, проведённых в течение 1999–2000 годов.

Облегчение бремени задолженности предоставлялось в рамках трастовых фондов МДРИ-I и МДРИ-II, которые были созданы в начале 2006 года и финансировались за счёт собственных ресурсов МВФ в размере 1,5 миллиарда СДР на Счёте специальных выплат. Трастовый фонд МДРИ-I предоставлял облегчение бремени задолженности странам, в которых доход на душу населения составляет 380 долларов США в год и ниже (на основе валового национального дохода за 2004 год). Трастовый фонд МДРИ-II предоставлял облегчение бремени задолженности странам, в которых доход на душу населения превышает 380 долларов США в год, а его финансирование поступает за счёт двусторонних ресурсов в размере 1,12 миллиарда СДР, перечисляемых из Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту.

Трастовый фонд облегчения бремени задолженности после катастроф был создан в июне 2010 года для облечения бремени задолженности государств, пострадавших от катастроф и первоначально финансировался за счёт собственных ресурсов МВФ в размере 280 миллионов СДР (эквивалентно приблизительно 422 миллионам долларов США). Ожидается, что он будет пополняться за счёт будущих взносов доноров по мере необходимости.

МВФ был задуман в начале июля 1944 года на интернациональной конференции, проводившейся в Бреттон - Вудсе, штат Нью-Хемпшир, Соединенных Штатов, на которой участники от 44 стран пришли к соглашению о основах финансового совместной работы, призванных не разрешить повторения губительной финансовой политики, ставшей одной из обстоятельств Знаменитой депрессии 1930-х годов. Любой член организации характеризовал золотое содержание собственной валюты и на этой базе отмечал курс в валютах иных стран-участниц. Потрясения курса допускались около 10%. Изначально МВФ давал в основном короткосрочные кредиты для урегулирования платежных балансов стран-участниц.

22 июля 1944 года была разработана база соглашения (Хартия МВФ). Более значимый в исследование концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший английскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный работник Министерства финансов Соединенных Штатов. Конечный вариант соглашения 1-ые 29 стран поставили свою подпись в 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал собственную деятельность 1 марта 1947 года являясь частью Бреттон-Вудской системы. В том же году Франция берет у МВФ 1-ый кредит.

Сейчас МВФ функционирует в виде наблюдателя за глобальными валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей меж всеми государствами, и сужает наличные средства государствам-членам, имеющим солидный дефицит платежного равновесия. В случае если Всемирный банк финансирует как реформа политики, то Международный денежный занимается только лишь реформами. Он выдает займы государствам-членам, имеющим короткосрочные проблемы в расчетах с интернациональными кредиторами, и устремляется к достижению абсолютной конвертируемости (независимый перевод одной валюты в иную) валют государств-членов в масштабах системы гибких обменных курсов, работающей с 1973 года. Предложениями и ресурсами МВФ могут пользоваться все государства-члены данной организации (как богатые, но и бедные).

Цели МВФ:

Помощь интернациональному сотрудничеству в денежной сфере;

Помощь расширению сбалансированного подъема интернациональной торговли и в соответствии с этим подъему занятости и улучшению финансовых характеристик стран-членов;

Определение паритетов и курсов валют; не допускать способности конкурентноспособного обеспечивания валют;

Обеспечивание функционирования интернациональной денежной систем методом согласования и координации денежной политики и укрепления денежных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивание упорядоченных взаимоотношений в денежной области меж странами-членами;

Предложение содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении денежных ограничений;

Предложение поддержки странам-членам при помощи предоставления ссуд и кредитов в заграничной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации денежных курсов;

Предоставление консультаций по экономическим и денежным вопросам;

Уменьшение продолжительности и сокращение ступени неуравновешенности интернациональных платежных балансов стран-членов;

Контроль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в интернациональных денежных отношениях.

Определение МВФ

Международный денежный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) - интернациональная организация, созданная для регулировки валютно-кредитных взаимоотношений между государствами-членами и предложения им денежной поддержки при денежных затруднениях, вызываемых недостатком платежного равновесия, методом предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в заграничной валюте. Фонд имеет статус спец учреждения ООН. Фактически он работает институциональной основой мировой денежной системы.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия. МВФ и еще имеет собственные консульства в наиболее чем 80 государствах по всему миру, что демонстрирует его масштабный характер и тесные взаимосвязи с государствами-членами. Экономический год Фонда продолжается с 1 мая по 30 апреля.

МВФ имеет расчетную единицу - Особое право заимствования (СДР). Курс СДР к баксу Соединенных Штатов на 2 марта 2013, составил 1.5149 долл. Соединенные Штаты. Пересчет денежных этих МВФ в американские доллары примерен и приводится для удобства.

Малое значение курса наблюдалось в начале января 2002 г 1,24 долл. Соединенные Штаты за 1 СДР, а предельное значение в начале марта 2008 г 1,64, собственно было связанно с финансово-экономическим упадком, проявившимся в форме мощного смещения в худшую сторону всех ключевых финансовых признаков во множистве развитых государств, и произошедшая далее в конце такого же года масштабная .

Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). Первого июня 1992 года Россия вошла в состав одной из крупнейшей финансовых организация мира.
За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора.

История взаимоотношений России и МВФ — в материале ТАСС .
Что такое Международный валютный фонд? Когда он появился и кто в него входит?
Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда. На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.
Сегодня в МВФ входят 189 государств. По каким принципам работает МВФ?
Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны , входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.
Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество "голосов" при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.
Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.
Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR ("специальные права заимствования"). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по "безналу" — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.
Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою "резервную долю" (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства. Насколько велика российская квота в современном МВФ?
Квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти триллион рублей).
Почему Советский Союз не входил в МВФ?
Некоторые эксперты считают, что это просчет руководства СССР. Например, нынешний дуайен Совета директоров фонда (термин МВФ, дословно переводящийся как "старейшина") Алексей Можин рассказал ТАСС, что советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции, на которой разрабатывалась Хартия МВФ. Ее участники обращались к руководству Советского Союза с рекомендацией вступить в МВФ, но тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов написал отказную резолюцию . По мнению Можина, причиной были особенности советской экономики, иная статистика и нежелание властей выдавать иностранным государствам некоторые экономические данные, например размер золотовалютных резервов.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов, автор книги "История отношений России с международными финансовыми организациями", приводит другое объяснение: "Догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР". Почему же Россия начала занимать деньги у фонда?
После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги, ликвидировать которые удалось только в этом году. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991-1999) Борис Ельцин подписал соглашение о "нулевом варианте", при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.
МВФ и Соединенные Штаты (в качестве обладателя самой большой квоты в фонде) приветствовали это решение (по одной из версий — потому что другие республики попросту отказались возвращать займы и в 1992 году деньги отдала только Россия). Больше того, по версии Смыслова, МВФ едва ли не ставил подписание "нулевого варианта" условием вступления в фонд.
Фонд позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Таким образом, Россия "рефинансировала" долги перед кредиторами СССР: их "процентная ставка" была существенно выше. Обратной стороной медали были требования, которые МВФ выставлял к России. И сколько мы получили от фонда?
Есть две цифры. Первая из них — размер одобренных кредитов, он составляет 25,8 млрд SDR. Однако по факту Россия получила только 15,6 млрд SDR. Эта существенная разница объясняется тем, что кредиты выдаются частями и с определенными условиями. В случае если, по мнению МВФ, Россия их не выполняла, дальнейшие транши просто не приходили.
Например, по итогам 1992 года Россия должна была обеспечить сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП. Но он оказался в два раза выше, и поэтому транш не был отправлен. В 1993 году МВФ должен был выдать кредит более чем на 1 млрд SDR, однако его руководство не было удовлетворено результатами проводимой в России финансовой и макроэкономической стабилизации. По этой причине, а также из-за перемен в составе правительства РФ вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена. Наконец, в 1998 году Россия объявила дефолт, и поэтому объем финансовой помощи в размере более $10 млрд предоставлен не был. В 1999-2000 годах МВФ должен был дать в кредит около $4,5 млрд, но перечислил только первый транш. Кредитование прекратилось по инициативе России — поднялась цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране и необходимость влезать в долги исчезла. После этого Россия вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства.
В любом случае Россия была крупнейшим заемщиком МВФ, и, например, в 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более чем в три раза.
На что тратились эти деньги?
Однозначного ответа нет. Часть из них шла на укрепление рубля, часть — в бюджет России. Очень много денег из кредитов МВФ ушло на погашение внешнего долга СССР перед другими кредиторами, в том числе Лондонским и Парижским клубами. МВФ помогал только деньгами?
Нет. Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг . Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой. По мнению Алексея Можина, фонд сыграл решающую, ключевую роль в создании казначейской системы в России. Кроме того, взаимоотношения с МВФ помогали России получать и другие займы, в том числе от коммерческих банков и организаций. Какие взаимоотношения у России с МВФ сейчас?
"Россия участвует в финансировании наших усилий — будь то в африканских странах, где у нас сейчас много программ, или в некоторых европейских странах, где мы работаем. И деньги к ней вернутся, с процентами" — так охарактеризовала роль нашей страны директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью ТАСС.
В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
Сергей Круглов

P.S. Бреттон-Вудс. июль 1944 года. Именно здесь банкиры англосаксонского мира окончательно отстроили очень странную и противоречащую здравому смыслу финансовую систему, неизбежный закат которой мы сегодня наблюдаем. Почему неизбежный? Потому что система, придуманная банкирами, противоречит законам природы . В мире ничто не исчезает в никуда и не появляется из ничего. В природе действует закон сохранения энергии. А банкиры решили нарушить фундаментальные основы бытия. Деньги из воздуха, богатство из ничего, без труда — это скорейший путь к деградации и вырождению. Именно это мы сегодня и наблюдаем.

Великобритания и США активно направляли события в нужное им русло. Ведь новый мир можно было построить только… на костях старого. А для этого и была нужна мировая война. По ее итогам доллар должен был стать мировой резервной валютой. Эта задача была решена путем Второй мировой войны и десятков миллионов смертей. Только так европейцы согласились расстаться со своим суверенитетом, неотъемлемым признаком которого является выпуск собственной валюты.

А ведь англосаксы всерьез собирались нанести ядерный удар по России-СССР в случае несогласия Сталина «сдать» свою финансовую независимость. В декабре 1945 года Сталину хватило мужества не ратифицировать Бреттон-Вудские соглашения. C 1949 года начнется гонка вооружений.

Борьба завязывается потому, что Сталин отказался сдать государственный суверенитет России. Его на пару сдадут Ельцин и Горбачев.

Главным итогом Бреттон-Вудса стало клонирование американской финансовой системы на весь мир , с созданием в каждой стране филиала ФРС, подчиненного мировому закулисью, а не правительству этой страны.

Эта структура является для англосаксов карманной и управляемой.
Не сам МВФ, а правительство США решает, что и как должен решать Международный валютный фонд. Почему? Потому, что у США «контрольный пакет» голосов МВФ, что было определено еще при его создании. А «независимые» центральные банки как раз и входят в Международный валютный фонд, выполняют нормы этой организации. Под пленкой красивых слов о стабильности мировой экономики, о желании избежать кризисов и катаклизмов скрывалась структура, призванная раз и навсегда привязать весь мир к доллару и фунту.

Работники МВФ никому в мире не подсудны, при этом сами имеют право требовать любую информацию. Отказать им нельзя.
Прямо в преа мбуле устава МВФ красуется надпись: «Международный валютный фонд. Вашингтон, округ Колумбия, США»

Автор: Н.В. Стариков

Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда - содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно‑финансовой политики стран‑членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Решение о создании МВФ было принято 44 государствами на конференции по валютно‑финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон‑Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 года. 27 декабря 1945 года 29 государств подписали устав фонда. Уставной капитал составил 7,6 млрд. долл. Первые финансовые операции МВФ начал 1 марта 1947 года.

Членами МВФ являются 184 государства.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме "специальных прав заимствования" (СПЗ). СПЗ - система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах - СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США.

Финансовые ресурсы фонда формируются главным образом за счет подписки ("квот") государств‑членов МВФ, общая сумма которой в настоящее время составляет около 293 млрд. долл. США. Квоты определяются, исходя из относительных размеров экономики государств‑членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны‑члены. Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам‑членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства‑члена.

Россия подписала соглашение о вступлении в МВФ на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165‑м членом МВФ, подписав Устав фонда.

31 января 2005 года Россия полностью погасила долг перед Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере 2,19 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ), что эквивалентно 3,33 млрд. долларов. Таким образом Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед МВФ по графику до 2008 года.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором представлены все страны‑члены. Совет проводит свои заседания ежегодно.

Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 исполнительных директоров. Пять крупнейших акционеров МВФ (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония), а также Россия, Китай и Саудовская Аравия, имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок группами стран.

Исполнительным советом избирается директор‑распорядитель. Директор‑распорядитель является председателем Совета и главой персонала МВФ. Он назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания.

Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, МВФ традиционно возглавляют западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена - любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора‑распорядителя, причем он может быть из любой страны‑члена фонда.

Первым директором‑распорядителем МВФ был Камиль Гутт, бельгийский экономист и политик, экс‑министр финансов, который возглавлял Фонд с мая 1946 по май 1951 года.

В ноябре 2007 года МВФ возглавил француз Доминик Стросс-Кан .

19 мая 2011 г. стало известно, что Стросс-Кан проинформировал руководство организации о намерении покинуть свой пост в связи с ведущимся в отношении него уголовным расследованием. Доминика Стросс-Кана задержали 14 мая в Нью-Йорке на борту самолета за 10 минут до вылета в Париж на основании заявления горничной гостиницы Sofitel возле Таймс-Сквер, обратившейся в полицию с жалобой на сексуальное насилие со стороны высокопоставленного постояльца.

До избрания нового руководителя фонда временно исполнять обязанности главы МВФ будет первый заместитель главы МВФ Джон Липски .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Международный Валютный Фонд - наиболее влиятельная международная организация, регулирующая международную макроэкономику.

Первоначально Фонд кредитовал преимущественно Западные страны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые и развивающиеся государства получили от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы было бы гораздо более серьезным.

В первой части данной контрольной работы представлены основные направления деятельности и цели международного валютного фонда, также процедура вступления и участия в МВФ. Вторя часть раскрывает структуру и функции МВФ. В третье части рассмотрены особенности кредитной политики МВФ, основные механизмы кредитования стран-участниц.

В конце работы сделаны выводы.


1. Основные направления деятельности и задачи международного валютного фонда

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

В 1969 году с введением системы СДР; СДР - международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ;

В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

В ноябре 1992 года с включением санкции - приостановки права участвовать в голосовании - по отношению к странам не погасившим свои долги Фонду.

На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства (Приложение 1), т.е. большинство стран мира. За рамками Фонда долго оставалась Швейцария, однако в 1992 г. и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами стали большинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Россия вступила в состав МВФ с 01 июля 1992 г.

Для каждого из членов МВФ установлена квота, рассчитанная на основе относительной экономической и финансовой мощи страны. Квоты определяют размер финансовых взносов (подписки) каждой страны-члена, число приходящихся на нее голосов и условия ее доступа к ресурсам Фонда. Квота равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

На 31 января 2003 года доля США в совокупных ресурсах МВФ превышала 18% (что давало этой стране фактическую возможность наложить вето на любое касающееся управления Фонда решение, принятие которого требует не менее 85% всех голосов), Германия - 5,53%; Япония - 5,53%; Великобритания - 4,98%; Франция - 4,98%; Саудовская Аравия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Доля 15 стран - участниц ЕС - 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов . Взносы по подписке вначале платились частично золотом, а частично - в национальной валюте страны-члена. Для первых членов МВФ взнос, подлежащий уплате золотом, составлял 25% квоты, или 10% чистых официальных золотых и долларовых резервов страны по состоянию на 12 сентября 1946 (меньшую из этих сумм). Размер членских взносов стран, вступивших в МВФ после 1948, определялся индивидуально. В 1978, после того как золото перестало играть какую-либо роль в операциях МВФ, начался процесс постепенного избавления Фонда от золота. В настоящее время 25% взносов стран-членов платятся в свободно конвертируемой валюте, остальные 75% - по-прежнему в национальной валюте. Взнос, подлежащий уплате в национальной валюте, может быть сделан в форме беспроцентных облигаций соответствующего государства, которые МВФ при необходимости может истребовать наличными. По состоянию на 01 января 2004 года, членские взносы, составляющие общую сумму квот в МВФ, достигли 145,4 млрд. СДР, или почти 215 млрд. долл. по текущему курсу .

Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулы были такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х годов. В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены новые формулы.

Взятые вместе, они использовались как помощники в определении начальных квот новых членов и увеличении квот старых участников. Эти формулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом и импортом.

В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.

К целям международного валютного фонда можно отнести следующие:

Содействие международномувалютномусотрудничествупутем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;

Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами;

Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют;

Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;

Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;

Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.


2. Структура и функции МВФ

Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет по развитию, Исполнительный Совет, Комитет МВФ по статистике платежных балансов, Управляющий (директор-распорядитель).

Совет Управляющих - высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может собираться или принимать постановления, голосованием по почте и чаще. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). Совет управляющих может передавать любые из своих функций Исполнительному совету.

Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга. Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету Управляющих об управлении и функционировании международной валютной (monetary) системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.

Комитет по развитию так же, как и Временный Комитет состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ. Комитет по развитию проводит совместные с Временным комитетом заседания в целях подготовки докладов и предоставления консультаций по всем аспектам передачи реальных ресурсов.

Большую часть своих полномочий Совет Управляющих делегирует Исполнительному Совету , т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. Исполнительный Совет ведает широким кругом вопросов административного и операционного характера, а также занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. Пять из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т.е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - формально избраны, но представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. В большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.

Комитет МВФ по статистике платежных балансов , в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран, разрабатывает рекомендации о более широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базового статистического обследования портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.

Управляющий (директор - распорядитель). Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входит ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и штаб-квартирой фонда.

Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономической деятельности, что достигается через выполнение организацией следующих основных функций:

Надзор - функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.

Финансовая помощь - использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами ). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования . Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.

Техническая помощь - содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.

Выпуск специальных прав заимствования - международных резервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции 1) международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой 2) расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями,

3) валюты фиксации валютного курса в некоторых странах,

4) деноминатора ряда частных финансовых инструментов.

3. Кредитная деятельность МВФ

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики ст ран-членов.

На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этою МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках. По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.

Соглашения о рез ервном кредите, или со глашения "стэнд-бай " обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.

В целях расширения своих кредитных воз можностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facil ity - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974-1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны-экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кре дитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд - в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Усл овия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вноси ли в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти условия в наибольшей степ ени отвечали требованиям развивающихся стран.55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорционально их квотам.

3) Фонд дополнит ельного кредитования или фонд Виттевеена- по имени директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда - предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты ст ранам, исп ытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл) сформированы за счет кредитов 13 стра н-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредит ы из этого фонда получили 26 стран.

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ ; преемник фонда дополнительного кредитования, функционировал в 1981-1992 гг. Цель фонда предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения кредита. Ист очником ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.;

5) Фонд структурной п ерестройки (с марта 1986 г): п редоставляет льготные кредиты беднейшим развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г.36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5"/2 лет. Лимит кредитов - до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР.) - погашение кредитов, предоставленных доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки ; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР.). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Албанию и Монголию.29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР.) . Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г). В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки - правопреемник предыдущего. Объем нового фонда - 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г.43 страны согласились участвовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки - до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц . Он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.


Заключение

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц . Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений "семерки" ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией.

Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активно заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие страны СНГ. Из этого потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок.


Список литературы

1. Бомбы и доллары // Эко. - 1999. - №5.168 - 172 с.

2. Герчикова И.Г. "Международные экономические организации." / М.: Изд. АО "Консалтбанкир". - 2003 г.

3. Генезис обратимости валют // ЭКО. - 2003. - №8.103 - 108 с.

4. Красавина Л.Н. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" /М.: Изд. "Финансы и статистика", 1994 г.

5. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. - 2004. - №5.58 - 66 с.

6. Международный валютный фонд: на рубеже столетий. Российский аспект // Деньги и кредит. - 2005. - №1.54 - 67 с.

7. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Под ред. Круглова В.В. - М.: ИНФРА-М, 2000 г.

8. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: Современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1999 г.

9. Шреплер Х. - А. Международные организации. Справочник. М.: МО, 1995 г.


Приложение 1

Список государств - членов МВФ

Австралия

Азербайджан

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Афганистан

Багамские Острова

Бангладеш

Барбадос

Беларусь

Болгария

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Буркина-Фасо

Великобритания

Венесуэла

Гватемала

Гвинея-Бисау

Германия

Гондурас

Доминика


Доминиканская Респ.

Зимбабве

Индонезия

Иордания

Ирландия

Исландия

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Кирибати

Колумбия

Коморские Острова

Коста-Рика

Кот-д"Ивуар

Кыргызстан

Лихтенштейн

Люксембург

Маврикий

Мавритания

Мадагаскар

Македония

Малайзия


Маршалловы Острова

Мозамбик

Монголия

Нидерланды

Никарагуа

Новая Зеландия

Норвегия

Пакистан

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Португалия

Республика Корея

Российская Федерация

Сальвадор

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Сейшельские Острова

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сингапур

Словакия


Словения

Соединенные Штаты Микронезии

Соломоновы Острова

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Танзания

Тринидад и Тобаго

Туркмения

Узбекистан

Филиппины

Финляндия

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Швейцария

Шри-Ланка

Экваториальная Гвинея



Герчикова И.Г. «Международные экономические организации.» / М.: Изд. АО «Консалтбанкир». – 2003 г., стр.354.

Герчикова И.Г. «Международные экономические организации.» / М.: Изд. АО «Консалтбанкир». – 2003 г., стр.358.Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.